Главная Учебники - Разные Лекции (разные) - часть 17
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство образования САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНЖЕНЕРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Гуманитарный факультет Кафедра социологии ЗАОЧНОЕ ОБУЧЕНИЕ
ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ
Методические указания к изучению дисциплины и контрольной работе для студентов заочной формы обучения Специальность 061000 Государственное и муниципальное управление Санкт-Петербург 2005 Допущено
редакционно-издательским советом СПбГИЭУ
в качестве методических указаний
Составитель: д-р соц. наук, проф. С.С.
Бразевич
Рецензенты: д-р филос. наук, проф. К.М
. Оганян
канд. политических наук, доц. А.О
. Зиновьев
Подготовлено на кафедре социологии Одобрено научно-методическим советом специальности 061000 Отпечатано в авторской редакции с оригинал-макета, представленного составителем © СПбГИЭУ, 2005 Содержание
1 Общие положения............................................................................4 2 Методические указания к изучению дисциплины........................5 3 Методические указания к выполнению контрольной работы и требования к ее оформлению.........................................7 4 Контрольные задания..................................................................... 9 5 Список литературы........................................................................11 Приложение А Содержание дисциплины «Исследование социально-экономических и политических процессов» (Извлечение из рабочей программы дисциплины)........13 Приложение Б Пример оформления первой страницы титульного листа контрольной работы................16 Приложение В Перечень контрольных вопросов для проверки знаний по дисциплине «Исследование социально-экономических и политических процессов» .....................................17 Приложение Г План практических занятий……………………...18
1 Общие положения
1.1 Цель и задачи дисциплины
Целью изучения дисциплины «Исследование социально-экономических и политических процессов» является овладение студентами системой знаний, умений и навыков в области анализа, планирования и регулирования социально-экономических и политических процессов в условиях перехода к рыночным отношениям на федеральном, региональном и местном уровнях. Достижение этой цели предполагает решение следующих задач: познакомить студентов с основными понятиями социально-экономических и политических процессов, с управляемыми процессами, их свойствами и особенностями; дать представление о методологии исследовательской деятельности; научить студентов использовать и применять в практической деятельности общенаучные и конкретно-предметные методы исследования; рассмотреть исследование с позиций системного подхода; научить студентов составлять программу, организовывать и определять эффективность социально-экономических и политических процессов. 1.2 Место дисциплины в учебном процессе
Дисциплина «Исследование социально-экономических и политических процессов» является важной дисциплиной обязательного профессионального обучения будущих специалистов в области государственного и муниципального управления. В условиях динамичности современного общества и производства управление должно находиться в состоянии непрерывного развития, которое сегодня невозможно обеспечить без исследования тенденций и возможностей, без выбора альтернатив и направлений развития. Дисциплина «Исследование социально-экономических и политических процессов» непосредственно связана с такими дисциплинами, как «Теория организации», «Социология управления», «Экономическая социология», «Управленческие решения», «Стратегический менеджмент», «Инновационный менеджмент» и др. 1.3 Требования к знаниям и умениям, которые студент должен приобрести в процессе изучения дисциплины
В результате изучения данной дисциплины студент должен получить: - знания в области методики анализа и регулирования социально-экономических и политических процессов, формирования программ социально-экономического развития страны и отдельных регионов; - умение использовать рычаги регулирования экономики и социальной сферы для достижения поставленных целей; - навыки по расчету, анализу и интерпретации важнейших социально-экономических показателей, а также индикаторов общественно-политической ситуации. 1.4 Формы контроля
Формами аттестации по результатам изучения дисциплины «Исследование социально-экономических и политических процессов» являются и экзамен. 2 Методические указания к изучению дисциплины
2.1 Методические рекомендации для студентов
Изучение дисциплины предполагает тесное взаимодействие следующих форм обучения: лекций, семинаров, практических занятий, самостоятельной работы. Преподавание строится на основе достижений отечественной и зарубежной социально-экономической, социологической и политической мысли, передовой вузовской педагогики, анализа социально-экономических и политических событий и процессов. Взаимосвязь с другими дисциплинами основывается на знаниях, полученных в средних специальных и высших учебных заведениях по таким дисциплинам, как философия, экономика, социология, политология, культурология, менеджмент и др. Из общего бюджета времени на лекции приходится 8 часов, на семинарские и практические занятия - 6 часов, на самостоятельную работу – 136 часов. В процессе изучения дисциплины предусмотрено выполнение контрольной работы. Изучение дисциплины необходимо начинать с уяснения понятия, сущности, содержания и факторов формирования социально-экономических и политических процессов в современном обществе. Необходимо провести анализ влияния новых явлений в общественно-политической жизни общества и в экономической сфере, направлений исследований в социально-экономических науках на эволюцию теоретических подходов к интерпретации этих процессов. Требуется также рассмотрение важнейших аспектов методологии формирования и концепций изучения современных социально-экономических и политических процессов в современной России. Важное значение имеет глубокое знание сущности категории социально-экономических процессов и связанных с ними понятий (структура экономики, социальная инфраструктура, структура социально-экономической системы, структура общества и др.). В ходе изучения необходимо хорошо уяснить различные методологические подходы к разработке основ классификации социально-экономических и политических процессов, применительно к разным уровням управленческой иерархии и различным уровням территориальной организации, последовательность процедур и принципы формирования показателей, отражающих содержание этих процессов. Изучение логических основ системного анализа и фактологического обеспечения исследований социально-экономических и политических процессов предполагает знание общей методологии исследования социально-экономических и политических процессов посредством представления их в качестве систем и анализа этих систем, рассмотрение типичных ситуаций, требующих применения методов системного анализа, знание методов диагностики экономических систем. Специалист должен быть знаком с первичным измерением социальных характеристик, конструированием эталона измерения (шкалы), характеристиками шкал (простая номинальная, частично упорядоченная, порядковая, шкала пропорциональных оценок и др. Требуется также знание методов сбора данных для анализа социально-экономических и политических процессов. В ходе изучения материалов, посвященных социологическим исследованиям, применяемым при исследовании социально-экономических и политических процессов, особое внимание необходимо уделять методам прямого наблюдения и путям повышения надежности данных наблюдений, а также документальным источникам информации, приемам качественно-количественного анализа документов. Важной задачей для будущих специалистов является формирование умений составлять программы теоретико-прикладных социологических исследований, организовывать и определять эффективность социально-экономических и политических процессов. В целом, принцип построения и логику построения дисциплины «Исследование социально-экономических и политических процессов» необходимо уяснить, обратившись к приложению «Содержание дисциплины (Извлечение из рабочей программы дисциплины) 2.2 Планы практических занятий (см. приложение Г).
3 Методические указания к выполнению контрольной работы и требования к ее оформлению
Целью контрольной работы является осуществление контроля за самостоятельной работой студентов по изучению дисциплины «Исследование социально-экономических и политических процессов», оказание помощи студентам в закреплении знаний по курсу и в овладении навыками практического применения изучаемого материала. Самостоятельная письменная работа требует от студента знания существа вопроса и умения изложить его письменно, демонстрируя умение собрать и обобщить факты, произвести анализ, сделать собственные выводы и предложения. Приступая к чтению курса, преподаватель предлагает студентам тематику контрольных работ, руководствуясь при ее составлении программой читаемой дисциплины. Студент выполняет одну контрольную работу. Номер темы контрольной работы определяется студентом следующим образом: Начальная буква фамилии студента Номер темы контрольной работы Начальная буква фамилии студента Номер темы контрольной работы А 1 или 30 П 16 или 15 Б 2 или 29 Р 17 В 3 или 28 С 18 Г 4 или 27 Т 19 Д 5 или 26 У 20 Е 6 или 25 Ф 21 Ё 7 или 24 Х 22 Ж 8 или 23 Ц 23 З 9 или 22 Ч 24 И 10 или 21 Ш 25 К 11 или 20 Щ 26 Л 12 или 19 Э 27 М 13 или 18 Ю 28 Н 14 или 17 Я 29 О 15 или 16 Примечание: темы контрольных работ указаны в разделе «Контрольные задания. Тематика контрольных работ по дисциплине» (см. п. 4). Требования к контрольным работам: 1. Объем работы: 15-20 страниц. Работа должна быть представлена в машинописном варианте. 2. Введение, как правило, пишется на 1-1,5 страницах. В нем необходимо обосновать ее актуальность, место и роль в курсе, сформулировать цель и задачи работы, указать основные источники, которые использованы для их решения. 3. В основной части работы с помощью источников раскрывается содержание темы. Работа может содержать обзор источников по теме или анализ, систематизацию документов, мнений, комментарии к книге. Каждое выдвинутое положение необходимо доказать конкретным фактическим материалом, аргументировать свою позицию. 4. Заключение пишется на 1-2 страницах. В нем студент обобщает изложенный в работе материал, формулирует выводы. 5. В конце работы приводится список использованной литературы, в котором должны быть указаны фамилия и инициалы автора в алфавитном порядке, точное название книги (брошюры), наименование издательства, год издания. Материал контрольной работы должен быть изложен логически последовательно, литературно грамотно, разделен на вопросы в соответствии с планом. Страницы работы нумеруются. Цитаты должны быть снабжены ссылками на источники, из которых они взяты. Более подробно требования и рекомендации по выполнению контрольной работы изложены в пособии: Оганян К.М. Методические указания по выполнению письменной работы.- СПб.: СПбГИЭУ, 2003. Данное пособие имеется в библиотеке университета. Контрольные работы студенты сдают к указанному сроку методисту кафедры социологии. Методист регистрирует работу в специальном журнале. Преподаватель проверяет ее до экзамена и подписывает. На экзамене проходит защита студентом своей работы. При защите контрольной работы студенту необходимо: показать знания материала по изученной теме; свободно ориентироваться в литературе, использованной при подготовке контрольной работы; уметь сформулировать основные теоретические положения и главные проблемы по теме контрольной работы. 4.Контрольные задания. Тематика контрольных работ по дисциплине
1. Понятие, сущность, содержание и факторы формирования социально-экономических и политических процессов в современном обществе. 2. Методология формирования и концепции изучения современных социально-экономических и политических процессов в современной России. 3. Подходы к типологизации и классификации социально-экономических и политических процессов. 4. Принципы классификации социально-экономических и политических процессов. 5. Последовательность процедур и принципы формирования показателей, отражающих содержание социально-экономических и политических процессов. 6. Методология исследования социально-экономических и политических процессов посредством представления их в качестве систем и анализа этих систем. 7. Общая теория систем как теоретическая база системного анализа. 8. Понятие сложной системы как основание для выработки подходов к многоцелевым, многоаспектным, диалектически противоречивым процессам и явлениям. 9. Дерево анализа проблемы. 10. Методы построения дерева целей. 11. Модели системного анализа: критерии, ограничения. 12. Методы диагностики экономических систем. 13. Системный подход к изучению экономических явлений. 14. Производственные отношения как структурообразующая основа экономической системы. 15. Фактологическое обеспечение исследований социально-экономических и политических процессов. 16. Методы сбора данных для анализа социально-экономических и политических процессов. 17. Измерение социальных характеристик и конструирование эталона измерения. 18. Методы прямого наблюдения и пути повышения надежности данных наблюдений. 19. Разновидности опросов и их специфика. 20. Социометрические процедуры. 21. Психологические процедуры (психологические тесты, проективная техника, тесты на выявление личностных диспозиций). 22. Методы экспертных оценок. 23. Метод Дельфи, его сущность и особенности применения. 24. Особенности организации теоретико-прикладного исследования. 25. Социальный эксперимент как метод проверки научной гипотезы. 26. Особенности методики и этапов развертывания прикладного исследования. 27. Специфика программы и организации прикладного исследования. 28. Методы оценки сравнительной эффективности принимаемых решений. 29. Факторы, характеризующие исследовательский потенциал управления. 30. Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) в исследовании управления. 5 Список литературы, необходимой для выполнения контрольной работы
1. Вавилина Н.Д. Бедность в России как социальное явление и социальная проблема. – Новосибирск: СГЭА, 2000. - 360с. 2. Вагин В.В. Городская социология: Учебное пособие. – М.: Владос, 2000. - 218с. 3. Глотов М.Б. Социологическое исследование экономических и политических пророчеств: Пособие для студентов. – СПб.: ГПА, 2002. - 241с. 4. Заборова Е.Н. Социология города. Горожанин в системе городских групп: Курс лекций. – Екатеринбург: Дело, 2001. - 360с. 5. Исследование систем управления: Учебное пособие для вузов / Под ред. Э.М.Короткова. – М.: ИНФРА-М, 2003. - 356с. 6. Мухин А.А. Бизнес-элита и государственная власть: кто владеет Россией на рубеже веков? - М.: Центр полит. информации, 2001. - 189с. 7. Мухин В.И. Основы теории управления: Учебник для вузов. – М.: Экзамен, 2002. - 366с. 8. Мухин В.И. Исследование систем управления: Анализ и синтез систем управления: Учебник для вузов. - М.: Экзамен, 2002. - 298с. 9. Плотинский Ю.М. Теоретические и эмпирические модели социальных процессов: Учебное пособие для вузов. – М.: Логос, 1999. - 279с. 10. Плотинский Ю.М. Модели социальных процессов: Учебное пособие для вузов. – М.: Логос, 2001. - 320с. 11. Радаев В.В. Экономическая социология: Курс лекций. – М.: Аспект-Пресс, 2000. - 289с. 12. Радаев В.В. Как организовать и представить исследовательский проект. – М.: Аспект-Пресс, 2001. - 309с. 13. Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика. – СПб.: РХГИ, 2000. - 277с. 14. Томилов В.В. Культура предпринимательства: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2000. - 169с. 15. Черняева Р.В. Социальные издержки рынка – СПб.: СПбГУ 2000. - 211с. 16. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности: Учебник для вузов. – М.: Добросвет, 2000. - 304с. Приложение А
Содержание дисциплины «Исследование социально-экономических и политических процессов»
(Извлечение из рабочей программы дисциплины)
Введение.
Цели, задачи, особенности содержания курса, взаимосвязь с другими дисциплинами. Понятие и типология исследований, основные характеристики. Исследование в практике государственного и муниципального управления . Тема 1. Социально-экономические и политические процессы: понятие, структура, свойства
Понятие социально-экономических и политических процессов, их виды и типы. Основные формы, движущие силы процесса, уровни и временные диапазоны. Управляемые социально-экономические и политические процессы, их особенности. Свойства управляемых объектов: самоактивность, целеполагание, адаптивность, способность к самоуправлению, зависимость от объективных условий и факторов. Тема 2. Методология исследования социально-экономических и политических процессов
Понятие и практическое содержание методологии исследования социально-экономических и политических процессов. Объект и предмет исследования. Выбор, постановка и формулирование цели исследования. Понятие проблемы в исследовании. Определение и постановка проблемы. Подходы к исследованию. Пути и ресурсы проведения исследований. Тема 3. Общенаучные и конкретно-предметные методы исследования процессов
Состав общенаучных методов исследования: эмпирические и мыслительно-логические. Особенности использования методов в исследовании социально-экономических и политических процессов. Конкретно-предметные методы исследования. Критерии выбора методов в исследовании социально-экономических и политических процессов. Тема 4. Системный подход в исследовании
Сущность системного подхода, его основные понятия. Классификация систем. Управляемые системы. Понятие системного анализа и системного синтеза, их виды. Логические основы системного анализа. Системный анализ и синтез проблемы. Метод структуризации проблемы построения дерева. Основные принципы системного подхода: целостности, иерархичности строения, целеполагания, самоуправления, совместимости и др. Тема 5. Социологические исследования в изучении социально-экономических и политических процессов
Развитие эмпирической социологии в России. Социологическое исследование: понятие, основные виды и их классификация. Проведение социологического исследования. Методы сбора социологической информации. Обработка, анализ и использование результатов социологического исследования. Основные понятия, сущность метода, его этапы. Основные способы обработки социометрических данных. Использование метода социометрии в управлении. Тема 6. Программа и организация исследования в управлении
Понятие программы исследования: структура, разработка и содержание. Особенности программы исследования социально-экономических и политических процессов. Планирование и организация исследования в управлении. Консультирование как форма организации и проведения исследований. Виды консультационной деятельности. Коллективный и интегральный интеллект. Основные принципы формирования интегрального интеллекта. Тема 7. Эвристические методы исследования в управлении
Сочетание интуиции и логики в творческой исследовательской деятельности. Метод «мозгового штурма», содержание и область его применения. Основные этапы проведения метода и их характеристика. Специфика использования метода в исследовании управления. Метод экспертных оценок: понятие, виды, формы организации, использование в исследовании управления. Понятие и цели синектики. Технология и этапы синектического метода. Использование аналогии при поиске целей. Формирование синектических групп и факторы эффективности метода. Метод Дельфи, его сущность и особенности проведения, формирование группы экспертов. Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) в исследовании управления. Тема 8. Эффективность исследования социально-экономических и политических процессов
Понятие эффективности исследования. Факторы, характеризующие исследовательский потенциал управления: методологической готовности, наличия и структуры ресурсов, организационных возможностей. Принципы обеспечения эффективности исследования: объективности, системности, последовательности, целеустремленности и др. Фактологическое обеспечение исследований. Понятие факта и его роль в исследовании. Работа с фактами в исследовании социально-экономических и политических процессов. Приложение В:
Перечень контрольных вопросов для проверки знаний по дисциплине «Исследование социально-экономических и политических процессов»
1. Роль и значение исследований в управленческой деятельности. 2. Понятие «исследование», типология и основные характеристики. 3. Менеджер исследовательского типа, его черты. 4. Понятие социально-экономических и политических процессов, их виды и типы. 5. Управляемые социально-экономические и политические процессы, их свойства и особенности. 6. Понятие «методология исследования», ее содержание в исследовании управления. 7. Проблема в методологии исследования. 8. Пути и ресурсы проведения исследований. 9. Общенаучные методы в исследовании социально-экономических и политических процессов. 10. Конкретно-предметные методы в исследовании социально-экономических и политических процессов. 11. Сущность системного подхода в исследовании управления. Основные понятия. 12. Система и ее свойства. Классификация систем. 13. Управляемые системы. 14. Системный анализ и синтез, их виды. 15. Метод структуризации проблемы построения дерева. 16. Основные принципы системного подхода. 17. Социологическое исследование: понятие и классификация. 18. Организация и проведение социологического исследования. 19. Методы сбора социологической информации. 20. Социометрия как метод социологического исследования. Приложение Г План семинарского занятия № 1 «Социально-экономические и политические процессы в России»
Время – 2 часа Вопросы для обсуждения:
1. Социальная и культурная динамика в российском обществе. 2. Экономические процессы в современной России. 3. Изменения в политической жизни российского общества. 4. Роль исследований в социально-экономических и политических процессах. План семинарского занятия № 2 «Социологические исследования в управлении»
Время – 2 часа Вопросы для обсуждения:
1. Роль социологического исследования в государственном и муниципальном управлении. 2. Особенности проведения социологических исследований в России: проблематика, методы сбора информации и результаты. 3. Анализ проведения социологических исследований в Санкт-Петербурге (привести примеры). План практического занятия № 3 (в виде творческих заданий
) Время – 1 час 1. Менеджер исследовательского типа.
Составить профессиограмму менеджера исследовательского типа. Ответить на вопрос: Какие качества менеджера являются врожденными, а какие приобретенными? 2. Проблематика исследования управления.
Определить основные проблемы исследований в сфере государственного и муниципального управления. Оформить проблемы в виде схемы/классификации. План практического занятия № 4 (в виде творческих заданий)
Время – 1 час 1. Определение проблемы.
Выбрать любую проблему в сфере государственного управления и рассмотреть ее по этапам: формулирование проблемы, ее построение, оценка проблемы, обоснование и обозначение проблемы. 2. Программа исследования.
|