Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 17

 

Поиск            

 

Указания методические к изучению дисциплины и контрольным работам для студентов заочной формы обучения всех специальностей Университета Санкт-Петербург

 

             

Указания методические к изучению дисциплины и контрольным работам для студентов заочной формы обучения всех специальностей Университета Санкт-Петербург

Министерство образования Российской Федерации

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ИНЖЕНЕРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Гуманитарный факультет

Кафедра социологии

ЗАОЧНОЕ ОБУЧЕНИЕ

СОЦИОЛОГИЯ

Методические указания

к изучению дисциплины и контрольным работам

для студентов заочной формы обучения всех специальностей Университета

Санкт-Петербург

Допущено

редакционно-издательским советом СПбГИЭУ

в качестве методических указаний

Составители:

Оганян К.М., доктор философских наук, профессор

Лупанов В.П., кандидат философских наук, доцент

Рецензент:

Бразевич С.С., доктор социологических наук, профессор

Подготовлено на кафедре социологии

Одобрено научно-методическим советом

специальности 020300

Отпечатано в авторской редакции с оригинал-макета, представленного составителем

СПбГИЭУ

1. Общие положения

1.1. Роль и значение дисциплины для студентов-заочников.

Дисциплина «Социология» читается в цикле «Общих гуманитарных и социально-экономических» дисциплин. Курс социологии нацелен на приобретение студентами знаний об окружающих их социальных явлениях и процессах в современном обществе. Изучение курса социологии дает студентам знания о механизмах функционирования общества, его институтах и социальных группах. Социология развивает у студентов способности к анализу и прогнозированию развития социальных процессов, а также выступают важнейшими условиями формирования активной жизненной и гражданской позиции будущих специалистов. При изучении общества социология взаимосвязана с такими учебными дисциплинами, как «философия», «психология», «культурология», «история», «экономика» «политология» и др. Взаимодействую с другими гуманитарными науками, социология имеет свой специфический предмет исследования. Знания и выводы, сформулированные на уровне специальных социологических теорий, имеют значение для других гуманитарных и социально-экономических наук. В этом плане курс социологии способствует более глубокому восприятию студентами дисциплин этого блока.

1.2. Цели и задачи изучения курса.

Курс социологии ставит своей целью:

· повышение уровня мировоззренческой и гуманитарной подготовки студентов путем овладения знаниями о закономерностях функционирования и развития общества как социокультурной системе

· дать студентам глубокие знания теоретических основ и закономерностей функционирования социологической науки, выделяя ее специфику, раскрывая принципы со­отношения методологии и методов социологического познания;

· помочь овладеть этими знаниями во всем многообразии научных социологических направлений, школ и кон­цепций, в том числе и русской социологической школы;

· вооружить студентов знаниями о социальных группах и социальных общностях, находящихся в постоянных социальных связях и взаимодействий между ними внутри них;

· способствовать подготовке широко образованных, творческих и критически мыслящих специалистов, спо­собных к анализу и прогнозированию сложных социа­льных проблем и овладению методикой проведения со­циологических исследований;

Задачи курса предполагают изучение:

  • основных этапов развития социологической мысли и современных направлений социологической теории;
  • определения общества как социальной реальности и це­лостной саморегулирующейся системы;
  • социальных институтов, обеспечивающих воспроиз­водство общественных отношений;
  • основных этапов культурно-исторического развития обществ, механизмов и форм социальных изменений;
  • социологического понимания личности, понятия соци­ализации и социального контроля; личности как субъ­екта социального действия и социальных взаимодейст­вий;
  • межличностных отношений в группах; особенностей формальных и неформальных отношений; природы ли­дерства и функциональной ответственности;
  • механизма возникновения и разрешения социальных конфликтов;
  • культурно-исторических типов социального неравенст­ва и стратификации; представления о горизонтальной и вертикальной социальной мобильности;
  • основных проблем стратификации российского обще­ства, возникновения классов, причины бедности и не­равенства, взаимоотношений социальных групп, общностей, этносов;
  • представлений о процессе и методах социологического исследования.

1.3. Для достижения указанной цели и решения поставленных задач студент должен знать:

- историю и этапы развития социологии основные функции социологии и сферы применения социологического знания; уметь отличать предмет социологии от предмета смежных дисциплин;

- основные составляющего структуры личности, понятия социального статуса и социальной роли, социальной организации и социального института;
- основные теории социального действия, специфику социальных действий, социального контроля, а также его основные функции и способы деятельности различных социальных институтов;
- основные виды социальных общностей, основы их формирования и характер функционирования;

- о природе возникновения социальных общностей и социальных групп, видах и исходах социальных процессов;

- особенности групповых взаимодействий, способы изучения групповой динамики;

- специфику изучения организации, типы и структуры социальных организаций;

- основные характеристики структуры управления, сущность управленческого контроля, его виды, методы, пределы;

- основные типы социальных процессов: кооперации, приспособления, соперничества, ассимиляции, конфликтов, мобильности, стратификации, а также специфические групповые процессы установления социальных связей и поддержания границ группы;

- социологический подход к личности, факторах ее формирования в процессе социализации;

- основные закономерности и формы регуляции социального поведения;

- типологию, основные источники возникновения и развития массовых социальных движений, формы социальных взаимодействий, факторы социального развития,

Иметь представление:

- о структуре социологического знания, теоретических концепциях отраслевых направлений, о социальных ценностях, нормах, образцах поведения, о социальных взаимосвязях на разных уровнях, включая роль социокультурных механизмов и ситуационных факторов;

- об основных этапах социализации с точки зрения различных теорий; понимать сущность ролевого конфликта и способы стабилизации социальной напряженности, природу социальных отклонений, "аномий"; смысл интегрирующего и дезинтегрирующего влияния конфликта на социальную структуру;

- о тенденциях изменения российского общества, основных факторах, влияющих на образование новых стран; понимать механизм горизонтальной и вертикальной мобильности и его влияние на изменение социальной структуры общества;

- иметь фундаментальную профессиональную подготовку по различным разделам социологического знания; об основных тенденциях социального, экономического, политического и культурного развития общества, уметь на основании полученных знаний делать прогнозы и принимать решения.

1.4. Умения и навыки, которые должен приобрести студент-заочник в результате изучения дисциплины

владеть:

- ситуационным, структурно-функциональным и факторным анализом;

- методологией, техникой и методикой проведения социологического исследования;

- процедурой организации социологического исследования, знать основные его этапы;

- основными методами измерения социологической информации, признаков, характеризующих объект исследования, используя шкалы;

- основными методами социологических исследований (анкетированием, интервью, наблюдением, социометрическим методом, текстовой методикой, приемами контент-анализа); уметь разрабатывать необходимый для этого инструментарий и осуществлять контроль факторов в социальном эксперименте;

- навыками формирования выборочной совокупности, ее оценки и видов, уметь рассчитать ошибку выбора, степень достоверности;

2.Методические указания к изучению дисциплины

2.1. Методические рекомендации к самостоятельной работе студентов-заочников

Студентам-заочникам, изучающим курс социологии самостоятельно, необходимо прослушать вводные установочные лекции преподавателя. Во время лекций преподаватель знакомит студентов с организацией учебного процесса и методическими материалами, необходимыми для изучения курса. Особое внимание уделяется учебной, методической и научной литературой по учебной дисциплине.

Кроме прослушивания установочных лекций, студентам необходимо обратиться за консультацией к преподавателю по теме, предложенной студентам в пособии по самостоятельной работе студентам-заочникам. В методических указаниях приводятся как темы, так и список учебной и методической литературы.

Каждому студенту необходимо помнить, что используемая литература при изучении курса должна отвечать определенным требованиям. В целом литературу можно найти в библиотеке университета по тематическим каталогам . Кроме того, дополнительные источники по проблемам данной науки можно найти в электронных библиотеках, которые расположены в интернете, на серверах многих вузов, социологических центрах. О них также можно получить информацию у преподавателя.

В научных изданиях можно найти библиографические указатели. Подбор литературы можно осуществлять и по алфавитным каталогам, если известна фамилия и инициалы автора учебника или другого необходимого издания. Необходимо помнить, что при работе с учебной или научной литературой нужно обращать внимание не только на имя автора и название книги, но и на место издания, название издательства и год издания. Эти сведения печатаются на титульном листе или на последней странице издания в библиографической справке, например: Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. - М.: Политиздат, 1992.

Довольно часто учебная и другая литература издается неоднократно. В последующих изданиях могут быть существенные или несущественные изменения. Поэтому важно учитывать все издания книги.

Основное место в библиографическом списке источников и литературы для самостоятельной работы студента должны занимать издания по истории социологической мысли, публикации работ выдающихся социологов.

Важнейшими справочными источниками для изучения курса являются публикациями в научных социологических журналах, справочные и энциклопедические издания, где студент найдет объяснения терминов социологической науки, справки по важнейшим вопросам общественной жизни, например: Учебный социологический словарь //Общ.ред.С.А. Кравченко. –М.: Экзамен, 1999.

Одним из наиболее доступных источников является периодическая печать, которая регулярно публикует научные и публицистические материалы по социологическим вопросам. Среди них особо следует выделить журналы : «Социологические исследования (Социс)», «Ежегодник Рос. АН., Институт социологии». «Политические исследования (Полис)», «Вопросы философии», «Общественные науки и современность», «Социально-политический журнал», и другие.

Для получения фактического материала необходимо использовать журнал «Социологические исследования», ежедневные и еженедельные газеты и журналы, статистические сборники и другие издания.

Кроме этого, необходимо иметь в виду, что социологическая наука обладает значительным количеством фундаментальных, монографических исследований по различным проблемам.

Самостоятельная работа студента над учебным курсом начинается с использования различных учебно-методических пособий по учебной дисциплине «Социология», подготовленных преподавателями СПбГИЭУ.

К ним относятся:

1. Учебные планы и программы учебного курса;

2. Планы семинаров, практических занятий, методические рекомендации к ним;

3. Тексты всех (отдельных) лекций;

4. Курс базового курса (или авторского курса);

5. Учебные пособия по всем темам курса;

6. Учебники;

7. Хрестоматии;

8. Альбомы наглядных пособий, комплекты схем;

9. Практикумы (включающие комплекс различных учебных заданий);

10. Пособия по отдельным видам учебных заданий (тесты, тренинги, игры, схемы задания, задачники и др.).

11. Электронные учебники;

12. Справочные пособия: глоссарии основных понятий.

В условиях развития и использования информационных технологий студент должен обладать навыками и умениями ориентироваться в мире информации, находить необходимую информацию по данной отрасли знания.

Для выбора необходимой литературы при самостоятельном изучении отдельной темы учебного курса следует обратиться к справочно-библиографическим отделам библиотек, где имеются различные каталоги, в том числе электронные, библиографические справочники, тематические аннотированные указатели литературы, издания библиографического характера, необходимые для быстрого поиска литературы по той или иной теме.

Самостоятельная работа студентов регулируется преподавателем. Она может осуществляться в широком спектре заданий, полученных студентом от преподавателя учебной дисциплины - от реферирования научной литературы до постановки задач исследовательского характера.

Для студентов-заочников на кафедре организуются консультации, на которых они могут получить ответы на все вопросы, связанные с изучением курса.

2.2 Методические рекомендации по изучению раздела «Социология»

Раздел I. История и теория социологии

Тема 1. Социология как наука и система знаний

Методические указания

Со времени своего возникновения социология стремится изучать многообразные общественные явления, социальные общности, институты, а также связанную с ними деятельность людей. На занятии необходимо выяснить сущность социологии как науки об обществе и его структуре, специфику взаимодействия социальных групп, социальное поведение с акцентом на отношениях людей внутри групп и между ними. Следует обратить внимание на категорию «социальное», выяснить сущность и специфику социальной сферы общественной жизни.

Социология выступает как система знаний об окружающей социальной реальности, о роли и месте человека в жизни общества. Социальных проблем, явлений, процессов, эпизодов в жизни общества огромнейшее количество. Нужна незримая руководящая нить, которая связывала бы воедино сотни эпизодов, явлений. Именно этим – интеграцией различных социальных процессов и явлений – занимается социология.

Определяя предмет социологии как науки об обществе, следует показать его специфику и отличие от других гуманитарных и общественных наук. Подобно медицине, изучающей в целом здоровье человека, подразделяющейся на различные отрасли, специальности, социология изучает современное общество и социальные взаимодействия в нем.

На занятии важно выяснить структуру, функции, уровни социологического знания, взаимосвязь теоретического и эмпирического познания, методы изучения реальной действительности. Следует четко определить место социологии в системе современных наук, взаимоотношения ее с другими науками, а также роль социологии в обществе.

Тема 2. История социологии и основные этапы ее развития

Методические указания

При изучении данной темы необходимо описать основные этапы становления и развития социологии, начиная с ее раннего периода (основатель О. Конт), выделить период классической социологии (Э. Дюркгейм, М. Вебер и др.), раскрыть особенности марксистской социологии, характеристику школ и направлений социологии США. В ходе анализа основных концепций социологической теории, круга исследуемых проблем, деятельности видных социологов каждого периода следует выяснить специфику западноевропейской и американской традиций; выявить их взаимодействие и взаимовлияние.

Особое место при рассмотрении ключевых этапов развития социологии должны занять вопросы отечественной науки: основные характеристики этапов развития, проблематика исследований, вклад в теорию выдающихся представителей российской социологической школы и ученых из плеяды русского зарубежья. В заключение следует дать оценку состоянию современной социологической науки.

Раздел II . Общество как социокультурная система

Тема 3. Общество как целостная и культурная система.

Методические указания

При изучении темы следует обратить внимание на причины возникновения общества, определение этапов его становления и развития, форм взаимодействия его структурных элементов и закономерностей функционирования как самоорганизующейся системы.

Изучение темы необходимо начать с определения понятия «общество», указав при этом на его принципиальные отличия, как особой социальной среды, от природных условий. Затем перейти к рассмотрению внутреннего строения, причин возникновения и поэтапности развития.

Далее следует рассмотреть понятия: «социальные отношения», «социальные связи», «социальная деятельность» и «социальное взаимодействие». В процессе социального общения между людьми устанавливаются социальные контакты, социальные связи, благодаря которым обеспечивается их жизнедеятельность.

Следует показать, какое влияние на социальные отношения оказывает разделение труда, как изменяются формы взаимоотношений людей и принципов их организации, а также, раскрыть, какую роль в этом сыграла коллективная деятельность людей, осуществляемая в процессе труда, общения и познания.

Объяснить, как происходило складывание из аморфно-неустойчивых общностей новых социальных образований: групп, организаций и институтов. Затем показать, каким образом осуществлялся переход от случайных, односторонних связей к постоянным, устойчивым повторяющимся социальным отношениям, основанным на двусторонних и многосторонних функциональных связях в рамках всего общества.

В дальнейшем следует отметить, что в результате этих процессов стала формироваться макросоциальная полиструктура, упорядочивающая социальные отношения, разграничивающая их по степени значимости, систематизирующая взаимосвязь и взаимодействие между социальными элементами общества. При этом выделить и охарактеризовать каждую структурную единицу, присущую определенным социальным отношениям: на нижнем уровне (микроуровне) в межличностных отношениях – статусно-ролевую структуру, на среднем уровне (мезоуровне) в межгрупповых отношениях – статусно-групповую (социально-классовую) структуру, на внешнем уровне (макроуровне) – организационно-институциональную структуру.

Раскрывая внутреннее содержание общественных отношений, следует отметить, что образуемая иерархия структур общества и обеспечивает соподчиненность и взаимозависимость, без которых невозможно полноценное функционирование общества на базе закрепленных социальных статусов, ролей, норм и ценностей.

Особое внимание при рассмотрении темы необходимо уделить изучению системного подхода при исследовании общества. Показать, какое место системный подход занял в теориях О. Конта, Г. Спенсера, Э. Дюркгейма, К. Маркса и современных ученых. Затем дать определение понятия «социальная система», обозначить ее элементы, формы связей и приобретаемые обществом качества; перечислить условия и принципы организации, согласно которым она успешно может функционировать в обществе: 1) принцип функционального единства; 2) принцип универсальности; 3) принцип необходимости; 4) принцип динамического развития.

В дальнейшем нужно сосредоточить внимание на рассмотрении составных частей – подсистем и выполняемых ими функций: экономической, политической, социальной, культурной.

В завершение темы следует дать исчерпывающую характеристику свойствам социальной системы – функциональным закономерностям: саморегуляции, самодостаточности, автономности, детерминированности, иерархичности, благодаря которым общество существует, функционирует и развивается как макросоциальная самоорганизующаяся система.

Культура как система ценностей. Культура, ее место и роль в обществе. Культура как фактор социальных изменений и как сложная система взаимодействующих между собой субъектов и сфер общественной жизни.

Особенности социологического анализа культуры. Духовная культура и общечеловеческие ценности. Уровень культуры и ее разновидности. (народная, элитарная и массовая культура). Субкультура и контркультура. Язык и социокультурные нормы.

Социальные нормы, их место в социальной системе и структуре общества. Культура и система норм (традиции, обычаи, нравы, нравственные и институциональные нормы, законы). Функции социальных норм.

Тема 4. Социальная структура общества: социальные группы, общности, организации и социальные институты.

Рассмотрение темы следует начать с определения понятия «социальная структура общества». Затем перейти к рассмотрению дифференцированных параметров ее ранжирования, акцентировав внимание на двух видах ее существования: горизонтальном и вертикальном. При этом особое внимание необходимо обратить на те различия, которые сложились между двумя процессами дифференциации, показать, как естественные различия людей по каким-то признакам (полу, возрасту, родству, месту жительства и т.д.) ведут к разделению общества на различные категории населения.

Основной задачей данного занятия является определение специфичности социальных отношений, складывающихся между индивидами, способов взаимодействия, установления социальных связей и социального контроля в рамках данного социального образования.

Изучение темы целесообразно начать с уточнения понятия «социальная группа», ее отличий от таких терминов, как категория, агрегация, квазигруппа, определения подходов к ее рассмотрению, выделения ее существенных черт и признаков. При этом особое внимание следует уделить характеристике функций, которые выполняют социальные группы по отношению к личности и обществу, укрепляя, таким образом, социальные связи и отношения, складывающиеся между ними. Нужно показать, как осуществляются их влияние на формирование индивида как личности и выделение из их среды лидеров группового мнения, лидеров-организаторов, а также дифференциация членов группы на ведущих и ведомых. Затем следует перейти к рассмотрению переходных видов социальных групп: аудитория, толпа, социальные круги и т.д., как временных объединений с элементообразующими социальными связями, на базе которых формируются в дальнейшем полноценные социальные группы.

В последующем необходимо дать классификацию социальных групп, выделив их основные типы: первичные-вторичные; большие – средние - малые; референтные, диффузные и др. При этом следует более детально охарактеризовать каждую из них, указать на их предназначение, содержательную сторону деятельности, формы связей, способы регуляции и координации поведения членов данных групп.

Основной понимания этого вопроса является определение строения социальной организации, особенностей формирования и функционирования социальных связей, раскрытие способов повышения организационного и кооперативного эффекта в деятельности ее участников.

Изучение четвертого вопроса необходимо начать с определения понятия «социальная организация», при этом следует отметить, какими свойствами и чертами она обладает в отличие от других социальных образований. Затем более подробно следует остановиться на ее характерных признаках, на базе которых и происходит объединение индивидов в целую организацию.

В последующем требуется перейти к выявлению социальной структуры организации, обозначив две ее составные части: нормативную и поведенческую, и выделить их элементы. При этом особое внимание необходимо сосредоточить на анализе целевых установок социальных организаций: цели-знания, цели-ориентации, цели-системы. Затем охарактеризовать функции социальных организаций, их роль в повышении устойчивости социальных отношений и целостности общества.

В дальнейшем перейти к классификации социальных организаций, выделив их основные типы: открытые - закрытые; централизованные - децентрализованные ассоциативные; производственные - корпоративные бюрократические. При этом следует дать исчерпывающую оценку деятельности каждого из них, указать на доминирующие формы связей, способы регуляции и контроля поведения участников данных организаций

Тема 5. Социальная стратификация и социальное неравенство.

Методические указания

Целью данной темы является определение степени влияния социального неравенства на формирование социальной структуры, выявление причин, обусловливающих расслоение населения на различные социальные группы, слои, классы, раскрытие социальных факторов, усиливающих дифференциацию общества и ведущих к формированию вертикальной иерархии в отношениях между социальными объединениями людей.

Но в то же время следует отметить, что это не порождает социальное неравенство, хотя и отражается на положении человека в обществе.

В последующем основной акцент следует сделать на складывании вертикальной дифференциации, которая ведет к расслоению общества на различные по своему статусному положению классы, страты, группы, обусловленные родом их деятельности, уровнем доходов, обладанием собственностью, вхождением в структуры власти, доступом к духовным ценностям, социальным престижем и т.д. При этом важно показать, как вертикальная дифференциация порождает субординацию в отношениях между людьми и закрепляется в форме вертикальной иерархии, как положение многих групп статусно закрепляется в социальной структуре общества, что делает неизбежным наличие социального неравенства. А также показать, какую роль в этом процессе играет общественное разделение труда и углубление специализации деятельности, при этом привести различные точки зрения по данной проблеме: О. Конта, К. Маркса, П. Сорокина, М. Вебера и др.

Давая общую оценку роли социальной дифференциации в развитии общества, следует указать, что без целенаправленно проводимой государственной политики, устанавливающей пределы ранжирования, в принципе невозможно сохранение устойчивости социальной структуры общества.

В дальнейшем сосредоточить свое внимание на рассмотрении структурных элементов общества: классах, стратах, истории их возникновения, внутренней неоднородности и сложности их социального состава. При этом особо остановиться на определении понятия «средний класс», его чертах, признаках и принципиальных отличиях от «среднего слоя» общества. Показать, насколько значимо наличие данного класса в структуре общества.

Затем перейти к определению понятия «социальная мобильность», выделив основные ее разновидности: горизонтальную (социальное перемещение) и вертикальную (социальное восхождение и социальный спуск).

В дальнейшем рассмотреть различные формы мобильности: индивидуальную, групповую, степень их влияния на смену элит, формирование групп, классов, изменение социальной структуры, состояние общества в целом, прежде всего на уровень его открытости. В последующем дать сравнительный анализ открытого и закрытого общества, показать, насколько открытыми являются современные западные общества и на каких уровнях общественных отношений присутствуют элементы закрытости некоторых социальных групп и страт, доступ в которые максимально ограничен. При этом следует указать, что как обладание социальными ресурсами позволяет человеку занять достойное положение в обществе, так и обладание статусом в социальной иерархии обеспечивает преодоление сложившихся психологических, культурных и материальных барьеров. А также отметить, что те, кто лишен такой возможности или не способен адаптироваться к новым социальным условиям, усвоить новые нормы и ценности, становятся маргиналами.

В завершение темы дать оценку роли социальной мобильности в формировании и функционировании социальной структуры, в сглаживании социального неравенства, поддержании ее равновесия и исключении поляризации общества на сверхбогатых (олигархизации) и крайне бедных (люмпенизации).

Тема 6. Социальные институты и социальный контроль.

Методические указания

Целью данной темы является выявление организующих начал в деятельности социальных институтов, определение способов поддержания и воспроизводства новых связей, формирование регулирующих и контролирующих механизмов межиндивидуального и межгруппового взаимодействия.

Рассмотрение темы следует начать с определения понятия «социальный институт», при этом указать на различия подходов в трактовке и раскрытии его содержания в западной и российской социологии. Затем нужно перейти к обоснованию причин его появления и необходимости участия в налаживании совместной деятельности людей. Особое внимание следует обратить на процесс формирования социального института и присущие ему признаки, как показатели его устойчивости и организованности.

В дальнейшем надо сосредоточиться на рассмотрении внутренней структуры данного социального образования, его основных элементов, форм взаимодействия, и распределения ролей и статусов. Затем охарактеризовать функции социальных институтов, при этом отметив их значение как стабилизирующих факторов, влияющих на функционирование социальной структуры общества в целом.

В последующем необходимо дать классификацию социальных институтов, выделив их основные типы: номинальные – формальные; простые (несовершенные) – сложные (совершенные); нормативно-ориентирующие – нормативно-санкционирующие; координирующие-субординирующие; социально-экономические, социально-политические, социокультурные и воспитательные. При этом следует подробно остановиться на характеристике каждого из них, указать на особенности и направленность их деятельности, способы влияния на индивидуальное и групповое поведение людей.

При изучении третьего вопроса следует раскрыть понятие «социальные нормы», показать значимость их в обществе; затем выяснить определение понятия «социально-отклоняющаяся деятельность», ее содержание, структуру, порождающие ее причины, формы проявления. Следует классифицировать социальные отклонения – нравственные, экономические, разрушение культурных ценностей, наркомания, терроризм, за последние годы захлестнувший нашу страну, преступления и ряд других. Каждое общество ведет борьбу против нежелательных социальных отклонений своими методами, осуществляя социальный контроль, применяя те или другие санкции.

Характеризуя социальную аномию и девиантное поведение в обществе, необходимо определить понятия этих терминов (аномия, девиация), сущность, признаки данных явлений, основные причины, виды, структуру, их масштабы.

Следует выяснить основные концепции девиантного поведения (Э. Дюркгейм, Р. Мертон, Г. Беккер, А. Коген и др.).

Используя статистические данные, необходимо проанализировать причины преступности, наркомании, алкоголизма, психических заболеваний, суицида, заказных убийств, рэкета, организованной преступности, терроризма в российском обществе. Завершая обсуждение этого вопроса, следует указать пути решения этой проблемы и меры, которые необходимо предпринять обществу для борьбы с ними в целях усиления безопасности, повышения защищенности граждан в стране.

Тема 7. Личность в системе общественных отношений.

Методические указания

Целью изучения данной темы является определение роли личности в функционировании группы и общества, ее социально-значимых качеств и типичных свойств, а также влияния социальной среды на процесс ее становления и развития.

Рассмотрение темы необходимо начать с определения понятия «личность», ее принципиальных отличий от таких терминов, как человек, индивид, персона. Затем перейти к уточнению социологического подхода к исследованию личности, выделив при этом два направления ее изучения: социально-психологический и социально-деятельностный.

При рассмотрении личности особое внимание следует обратить на факторы, влияющие на ее формирование: биологические (генетические), географические, климатические, культурные, социальные. Основной акцент при их изложении сделать на социальные и культурные факторы как определяющие в становлении и совершенствовании личности.

В дальнейшем перейти к определению качеств и свойств, которыми должна обладать личность, при этом показать, насколько необходимы ее контакт и взаимосвязь с группой (коллективом), где она может реализовать себя через выполнение социально-значимой роли, формировать и утверждать свою позицию, отстаивать и защищать личные и коллективные интересы, занимать определенное положение согласно признанному статусу и сложившемуся престижу.

При этом необходимо отметить роль личности в развитии группы, что исполнение своей социальной роли определяется не только желанием и силой воли, но и теми ролевыми ожиданиями и требованиями, которые исходят со стороны членов группы.

Показать, что ролевое исполнение представляет собой двусторонний процесс: с одной стороны, он выступает как выполнение предписаний (заданий) группы, с другой – как самоутверждение, саморазвитие и самореализация личности. Затем перейти к рассмотрению взаимодействия личности с обществом, показать, насколько неравнозначна степень влияния и воздействия ее на общество и общества на личность, какова зависимость от различных структур и элементов общества (групп, организаций, институтов), насколько ограничена ее свобода выбора поведения и деятельности.

Характеризуя личность как полноценно сложившегося субъекта социальных отношений, следует сосредоточиться на выявлении ее структуры, выделив такие составляющие, как память (информация, знания), культура (социальные нормы и ценности) и деятельность (потребности и интересы). В последующем нужно объяснить, как в результате взаимодействия этих структурных элементов формируется система убеждений, то есть мировоззрение личности. При этом следует отметить, что система личности состоит из двух основных подсистем: 1) внутренняя подсистема (мир сознания) и 2) внешняя подсистема (мир деятельности).

Говоря о социальной деятельности как проявлении одной из форм активности личности, необходимо указать на два параметра ее измерения - позитивную социальную активность и негативную социальную активность. Особое внимание уделить рассмотрению различных видов девиантного поведения и асоциального действия.

Завершающей стадией рассмотрения личности должно стать изучение процесса ее социализации, который включает в себя воспитание, образование и «окультуривание». При этом необходимо выделить несколько этапов ее становления: западную трехэтапную классификацию, связанную с возрастными стадиями развития личности, усвоением информации, навыков, опыта, и российскую четырехэтапную периодизацию, связанную с изменением ее поведения и деятельности. А также показать, какие фазы социализации проходит личность в своем становлении: адаптацию, индивидуализацию и интеграцию.

Подводя итог рассматриваемой темы, дать классификацию личностей. Исходя из характеристики личности как совокупности типичных черт и характерных ролевых действий (поступков), выделить типы личности и дать им краткую характеристику и оценку: волевые-безвольные, потенциальные-реальные, совершенные-несовершенные (конформисты), социальные-асоциальные (безличные).

Раздел III . Социальные процессы и отношения

Тема 8. Социальные процессы и изменения в обществе.

Методические указания

Во всех социологических теориях рассматриваются проблемы развития и изменения общества. Однако подходы и представления об этих процессах и отношениях, лежащих в их основе, различны. На занятиях следует охарактеризовать социальные изменения, которые происходят в положении индивидов, групп и общностей.

Общество представляет собой сложную социальную систему, важнейшими элементами которой являются социальные общности и группы. Анализ взаимодействия социальных групп и общностей, системы регуляции их взаимоотношений, способов взаимодействий, причин возникновения потребности в солидарных действиях позволит выявить преимущества индивидов в социальной общности и защищенность в ней интересов личности. Социальные общности содержат в себе решающее качество самодвижения, развития социального целого, именно здесь регулируются не во всем совпадающие личные интересы, удается избежать деструктивности, повысить эффективность деятельности общества.

Пристальное внимание к проблеме конфликтов привело к выделению в социальных науках специальной отрасли – конфликтологии. Конфликты являются неотъемлемой частью общественной жизни. Выясняя причины, мотивы конфликтов, мы выявляем условия, при которых социальное напряжение перерастает в конфликт.

На занятии целесообразно остановиться на теориях конфликта Г. Зиммеля, Р. Дарендорфа, Л. Козера и сравнить их подходы с марксистской концепцией конфликта. Актуальным представляется рассмотрение тезиса П. Сорокина о том, что источник конфликта лежит в подавлении базовых потребностей человека, без удовлетворения которых он не может существовать, и невозможности удовлетворения их доступными средствами.

Рассмотрев теоретические основы конфликтологии, логично обратиться к конфликтным ситуациям в современной России, остановиться на анализе наиболее типичных конфликтов, а также таких формах выражения массового протеста, как митинги, демонстрации, пикетирование, кампании гражданского неповиновения, забастовки.

Проблема конфликтов связана с одной из центральных социологических идей – идеей общественной солидарности. В современных условиях оформилась в различные социальные технологии партнерства и сотрудничества.

Как известно, Э. Дюркгейм выделял два типа общественной солидарности – механическую и органическую, которые соответствовали традиционному и современному типам обществ, а решающую роль в социальной интеграции отводил религии и морали. В дальнейшем эти идеи получили развитие в этике Л. Фейербаха, концепции гармонизации отношений Л. Блана, П. Прудона, Ф. Лассаля. В противовес марксизму с его идеями классовой борьбы развивались идеи либерального реформизма М. Вирта, О. Михаэлиса.

Тема 9. Мировое сообщество и глобальные проблемы развития человечества.

Методические указания

Рассматривая первый вопрос, следует дать понятие «мирового сообщества». Отметить, что мировое сообщество развивается и функционирует как целостная система. Развитие общих социальных институтов и международных организаций.

Место России в современном мировом сообществе.

Россия как субъект мирового сообщества. Особенности организации и развития современного российского общества, основные направления его реформирования на современном этапе. Проблема выбора пути развития.

Геополитическое положение России. Россия и Европейское сообщество. Влияние российского общества на социокультурные процессы в сопредельных странах. Современная Россия и мировая социокультурная динамика.

Переходя к третьему вопросу, необходимо уточнить понятие глобальных социальных процессов. Социальные проблемы взаимодействия человека и природы. Социальная экология. Демографические проблемы в современном мире и пути их разрешения. Экологический кризис. Социально-экономическая отсталость развивающихся стран.

Социально-экономические аспекты международной безопасности. Угроза военного насилия со стороны отдельных государств, конфессиональных и этнических групп. Война и международный терроризм в современном мире.

Раздел IV . Методология социологического исследования

Занятие 10. Методика и техника социологического исследования.

Методические указания

Приступая к изучению данной темы, необходимо отметить роль социологических исследований в изучении социальных проблем общества.

Проведение любого социологического исследования начинается с конкретного заказа и осуществляется целым коллективом участников.

Вся работа разделяется на пять крупных этапов.

1). Подготовительный (подготовка исследования)

2). Сбор первичной социологической информации.

3). Статистическая обработка собранной информации и обработка полученной информации на электронно вычислительной машине.

4). Анализ обработанной информации, подготовку отчета по итогам исследования, формулирование выводов и рекомендаций.

В соответствии с характером поставленных целей и задач необходимо выбрать вид социологического исследования, которые можно классифицировать по различным критериям. В основном выделяют следующие основные виды социологических исследо­ваний: а) разведывательное, б) описательное и в) аналитическое.

Методологией называют систему принципов научного исследования. Именно методология определяет, в какой мере собранные факты могут служить реальным и надежным основанием знания.

В отличие от методологии методы и процедуры исследования – это система более или менее формализованных правил сбора, обработки и анализа доступной информации. Студентам следует уяснить следующие понятия.

Метод – основной способ сбора, обработки и анализа данных.

Техника совокупность специальных приемов для эффективного использования того или иного метода.

Методика – понятие, которым обозначим совокупность технических приемов, связанных с данным методом, включая частные операции, их последовательность и взаимосвязь.

Процедурой обычно называют последовательность всех операций, общую систему действий и способов организации исследования.

Рассматривая второй вопрос, следует обратить внимание на программу социологического исследования. Программа социологического исследования – это теоретическая разработка подходов, путей изучения и разрешения конкретной проблемы. Структура программы состоит из следующих основных разделов.

Методологическая часть . Формулировка и обоснование проблемы. Определение целей и задач в социологическом исследовании. Типы задач: основные, не основные, теоретические, прикладные. Определение объекта и предмета исследования. Логический анализ объекта. Значительное место в данном разделе отводится гипотезе.

Организационная часть программы . Рабочий план. Общие правила планирования и проведения исследования. Расчеты продолжительности, трудоемкости и финансирования. Приемы структурирования исследовательского процесса.

Приступая к рассмотрению третьего вопроса, следует обратить внимание на методы сбора, анализ и использования результатов социологического исследования.

Получение социологической информации осуществляется с помощью многих методов: анализ документов, метод наблюдения, метод опроса, экспертный опрос. Кроме того, в социологическом исследовании используются методы анкетирования, интервью, эксперимента, а также метод социометрии и метод контент-анализ и другие.

Получив первичные социологические данные, социологи ее анализируют с помощью определенных методов и средств. Анализ и использование результатов социологического исследования - это обработка собранной информации на основе шкалы измерений, группировки социологической информации. Студентам следует ознакомиться с такими понятиями как: ряды распределений, составление таблиц, виды таблиц.

Важным аспектом полученной информации является ее обобщение и отображение в соответствующей форме, например, графический способ отображения социологических данных. В завершении следует рассмотреть способы объяснения полученных данных и их использование.

3. Методические указания к выполнению контрольной работы

Подготовка работы включает несколько этапов: подготовительный, написание текста работы, ее оформление. Наиболее трудоемкий из них - подготовительный этап, в котором необходимо после определения темы контрольной работы составить библиографию, собрать материал, уточнить с научным руководителем (преподавателем социологии) план работы. Выполнение этих последовательных этапов позволит студенту осуществить главную задачу - самостоятельно подготовить контрольную работу на высоком научно-методологическом уровне и при необходимости - защитить ее.

Наиболее сложным и ответственным является подготовительный этап. Он предполагает: выбор темы, составление библиографии, поиск и сбор материалов, составление плана. Рекомендуется выбирать после консультаций с преподавателем определенный ракурс исследования темы контрольной работы, который вызывают наибольший интерес, при этом необходимо ориентироваться на последние публикации в академических научных журналах, литературу, имеющуюся в распоряжении студента. После определения особенностей проблематики темы следует приступить к составлению библиографии , т.е. подробного перечня литературы по проблеме своего исследования.

Наличие многообразной литературы по той или иной проблеме требует от студента умения ориентироваться в мире книг. Для выбора необходимой литературы следует обратиться к справочно-библиографическим отделам библиотек, где имеются различные каталоги, в том числе электронные, библиографические справочники, тематические аннотированные указатели литературы, издания библиографического характера, необходимые для быстрого поиска литературы по теме или проблеме. К изданиям библиографического характера относятся: "Книжная летопись", "Летопись журнальных статей", которые находятся в библиотеке. Консультации по правилам пользования такой справочной литературой можно получить у библиотекаря или дежурного библиотекаря.

Вся выявленная литература выписывается на специальные библиографические карточки, куда заносятся фамилия и инициалы автора, подробное название книги, включая подзаголовок, если он имеется, место издания, год выпуска и количество страниц в книге. Картотеку можно составить при помощи компьютера, что облегчит обработку подобранной литературы и источников. Эти сведения являются паспортными данными книги и уже в какой-то степени позволяют составить самое общее представление о ее содержании.

Самостоятельная работа над литературой . Самостоятельная работа над документами, публикациями результатов социологических исследований и другой научной литературой требует выработки определенных навыков и умения работать с книгой, которые могут быть выработаны только при условии непосредственной работы с источником или литературой. Степень понимания и осмысления содержания любого произведения зависит от того, какую цель ставит читатель. Основная же цель изучения студентом литературы состоит прежде всего в усвоении содержания работы, выделении основных ее положений и умении кратко сформулировать выводы.

После выявления необходимой литературы переходите к непосредственному сбору материала по избранной теме. Степень понимания и осмысления содержания любого произведения зависит от цели изучения, в данном случае - это усвоение содержания работы, выделение основных ее положений и умение кратко формулировать выводы. Поэтому самостоятельная работа по изучению литературы должна включать несколько этапов:

1. Предварительное общее ознакомление с произведением. На данном этапе необходимо ознакомиться с выходными данными книги, ее основные разделами (содержанием).

2. Работа над изучением текста. После общего знакомства с книгой, статьей необходимо приступить к осмысленному чтению. Оно может быть сплошным или выборочным. По мере прочтения обязательно нужно делать пометки, записать важную мысль автора, обратить внимание на главные моменты работы. Чтение должно быть внимательным и не очень медленным с тем, чтобы сосредоточиться не на процессе чтения, а на понимании и запоминании сущности изложения. При этом необходимо обращать внимание на логику и аргументацию автора, а также на его выводы.

3. Повторное чтение отдельных абзацев, разделов, глав книги. Такое чтение необходимо в том случае, если не удается глубоко вникнуть в содержание произведения, четко определить его структурные части, а также уяснить непонятные мысли автора. Самостоятельная работа будет более успешной, если проявлять целеустремленность и активность в поиске, а также систематичность и последовательность в овладении практическими навыками изучения произведения.

В процессе чтения можно использовать любые формы записи ( подробный или краткий конспект , тезисы, выписки), при этом обязательно выделяйте главные положения книги, статьи. Не забывайте указывать выходные данные книги (фамилия и инициалы автора, название произведения, место и год издания), или статьи (фамилия и инициалы автора, название статьи, где и когда она была напечатана). Пометки, конспектирование можно выполнять как от руки, так и при помощи набора текста конспекта на компьютере. Следует иметь в виду, что сканирование текста, а затем его обработка менее эффективна для осознанного усвоения учебного и научного материала, чем собственноручное написание текста или его набор на клавиатуре.

4. Контрольные задания

Порядок определения темы контрольной работы

Определение темы контрольной работы. В ходе изучения курса «Социология» студент-заочник выполняет одну контрольную работу. Номер темы контрольной работы определяется студентом следующим образом:

Начальная буква фамилии студента

Номер темы контрольной работы

Начальная буква фамилии студента

Номер темы контрольной работы

А

1 или 65 или 45

П

16 или 49 или 36

Б

2 или 64 или 44

Р

17 или 48 или 37

В

3 или 63 или 43

С

18 или 47 или 38

Г

4 или 62 или 42

Т

19 или 46 или 39

Д

5 или 61 или 41

У

20

Е

6 или 60

Ф

21 или 40

Ё

7

Х

22

Ж

8 или 59

Ц

23

З

9 или 58 или 30

Ч

24

И

10 или 57 или 31

Ш

25 или 56

К

11 или 55 или 32

Щ

26

Л

12 или 53 или 33

Э

27

М

13 или 52 или 34

Ю

28

Н

14 или 51 или 35

Я

29

О

15 или 50 или 54

Примечание: темы контрольных работ указаны в разделе «Перечень контрольных работ для курса «Социологи» (См. Приложение Б)

5. Требования к оформлению контрольной работы

Требования к объему, оформлению и срокам выполнения контрольных заданий (работ)

Студенту следует соблюдать определенный порядок изложения материала в ходе написания контрольной работы. Изучив необходимую литературу и сделав выписки, студенту необходимо составить рабочий план , который должен определить главную идею работы, а также последовательность в изложении основных вопросов темы. План работы, как правило, согласовывается с преподавателем, читающим учебную дисциплину «Социология».

В плане закрепляется структура студенческой контрольной работы, включающая: введение, основную часть, заключение. В план следует включать 3-4 вопроса , так как обилие вопросов не позволит студенту с достаточной глубиной их раскрыть.

Во введении определяется актуальность темы, раскрывается важность и необходимость ее исследования, формулируются основные задачи работы. Введение должно быть по возможности кратким (1-1,5 с.).

В основной части работы следует раскрыть содержание темы, используя проблемный принцип изложения материала.

В заключении подводятся итоги работы, формулируются выводы. Здесь же возможны и некоторые рекомендации автора по использованию выводов работы в научных исследованиях, при социологическом анализе современного российского общества и т.д. В конце работы прилагается список использованных источников и литературы. Список использованной литературы, составленный в алфавитном порядке , следует поместить в конце контрольной работы (а). Примеры библиографического описания изданий в списке использованных источников и литературы можно найти в любой книге научно-монографического характера.

После составления плана необходимо весь собранный материал распределить в соответствии с основными вопросами. В ходе распределения материала студент еще раз просматривает его и осмысливает. На этой стадии завершается процесс анализа и обобщения всех имеющихся в вашем распоряжении публикаций по теме контрольной работы.

Продумав и обработав материал, можно приступить к написанию соответствующего раздела. Излагать материал нужно четко, аргументировано. Законченная мысль в работе должна отделяться абзацем, который начинается с красной строки.

Ваши конспекты (записи) должны помочь связать воедино все основные вопросы произведения. Старайтесь самостоятельно, своими словами излагать содержание работы (по главам, разделам), подкрепляя запись прочитанного наиболее важными и характерными цитатами, фактами. Каждая выписка должна выражать законченную мысль. Часто при записи прочитанного студент опирается на фактический материал, заимствованный из других работ. Цитирование широко распространено в студенческих работах (ах, контрольных работах) и это понятно: легче привести цитату, выдержку из опубликованной работы, чем тратить время на обдумывание собственных выводов. Однако это не должно быть правилом, поскольку не соответствует творческому подходу к усвоению материала. Там же, где объективно необходимо цитирование, должно быть обязательно выполнено правило : текст цитируемого материала должен быть строго выверен с источником и заключен в кавычки. Сноски оформляются внизу страницы или в конце контрольной работы . Ссылки на цитаты, фактический материал делаются только на ту литературу, которая использована автором непосредственно (лично). При постраничном цитировании, сноски на историческое произведение приводятся внизу страницы. При повторной ссылке на книгу (статью), требуется привести только фамилию, инициалы автора, название произведения и номера страниц.

Если студент выбрал вариант сносок в конце контрольной работы, то в тексте контрольной работы после каждой цитаты необходимо проставить в квадратных скобках порядковый номер источника и указать страницу цитируемого текста. Например:

Американский социолог Д. Патерс писал о социализации личности: «В процессе социализации личности большую роль играют агенты социализации (социализаторы)» [3.,С.192]. В данном случае цифра 3 - это порядковый номер в списке литературы который приведен студентов в конце своего исследования (3. Патерс Д. Современные проблемы социализации. М.: Изд-во «Пресса», 1999.), а цифра 192 - страница, данного произведения Д. Патерса.

Опыт проверки контрольных работ показывает, что они могут иметь ряд характерных недостатков :

- поверхностное изложение теоретических положений;

- подмена творческой работы с литературой списыванием текстов из монографий, статей, брошюр и т.д.;

- использование устаревшей литературы;

- небрежность в оформлении, игнорирование требований, предьявляемых преподавателями кафедры истории и политологии к контрольным работам.

Контрольные работы, присланные на рецензию на кафедру социологии, но имеющие отмеченные недостатки, к зачету не принимаются и возвращаются студенту на доработку.

При рецензировании контрольных работ преподавателями кафедры обращается внимание не только на содержание, но и на оформление . Контрольная работа должна быть выполнена грамотно, аккуратно, в рукописном, машинописном или «компьютерном» варианте в обьеме 15-20 страниц формата А4 (шрифт 14, 40 строк на странице, 65 знаков в строке). Только по согласованию с преподавателем может быть предоставлена на магнитном носителе (дискете).

Контрольная работа должна иметь поля для замечаний преподавателя. Таким образом, каждая состоит из следующих компонентов: 1 - титульный лист; 2 - план; 3 - текст работы; 4 - список использованной литературы.

На титульном листе контрольной работы (а) указывается:

- полное название министерства, к которому относится вуз;

- полное название учебного заведения;

- полное название кафедры, на которой эта работа выполнена;

- название учебной дисциплины;

- тема а;

- фамилия, имя отчество студента, курс, форма обучения, номер студенческой группы, номер специальности и домашний адрес шифр (номер) студенческого билета;

- название института, факультета, где студент обучается;

- должность, фамилия и инициалы преподавателя, читающего учебный курс;

- город и год выполнения работы

На второй странице текста приводится план-оглавление с указанием страниц разделов. Далее – с третьей страницы - разборчиво, без помарок должна быть написана вся работа. В конце работы должны быть поставлены дата ее отправления в академию и подпись автора . Работа должна быть представлена на кафедру истории и политологии не позднее, чем за два месяца до начала экзаменационной сессии.

Работа, признанная выполненной, возвращается студенту с оценкой "зачтено". Студент, несмотря на положительную оценку его работы, должен ознакомиться с замечаниями и рекомендациями, которые сделаны рецензентом. Необходимо подготовить устный ответ по замечаниям на контрольную работу, т.к. преподаватель в ходе экзамена (зачета) обязательно обратит внимание студента на недостатки в работе и проверит знания студента по тематике замечаний на контрольную работу.

В случае, если работа не зачтена, студент должен в зависимости от замечаний рецензента переработать ее целиком или завершить доработку отдельных вопросов. В отдельных случаях по рекомендации преподавателя студент может написать работу на другую тему.

Защита контрольной работы. Наряду с написанием контрольной работы и ее рецензированием преподаватель может провести собеседование со студентом - заочником по теме контрольной работы. Результаты такого собеседования учитываются на экзамене или зачете. Защита контрольной работы проводится в сроки, которые устанавливает преподаватель.

6. Список литературы

Основная литература по всем темам

1. Словари и справочники:

Большой толковый социологический словарь (Collins). В 2 т./пер. с англ. - М.: Вече, АСТ, 1999.

Российская социологическая энциклопедия /Под общ. ред. Г.В. Осипова. - М.: Норма - ИНФРА, 1998.

Учебный социологический словарь / Рос. о-во социологов, Моск. гос. ин-т междунар. отношений МИД РФ; Общ. ред. С. А. Кравченко. - 3-е изд., доп., перераб. - М.: Экзамен, 1999. - 351 с.

Современная западная социология. Словарь, 1999

2. Учебники и учебные пособия:

1. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология. Учебник.– М.: Инфра-М. 2001. –624с.

2. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. Екатеринбург. Из-во Уральского университета, 1998.

3. Ионин Л. Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие: [Учеб. пособие для вузов] - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Логос, 2000. - 430,[1] с

4. История социологии в Западной Европе и США: Учебник для вузов. - М.: Академический проект, 2002.

5. Кравченко А.И. Социология: Учебное пособие для студентов вузов. М.: Издательский центр «Академия», 2002.

6. Курбатов В.И. Современная западная социология: Аналит. обзор концепций: Учеб. пособие : Для вузов. - Ростов н/Д: Феникс, 2001. - 412 с.

7. Мендра А. Основы социологии: Учеб. пособие для вузов / Пер. с фр. Е.О. Пучковой. - М.: NOTA BENE, 2000. - 341 с.

8. Общая социология: Теория и приклад. исслед. / В.А. Ядов, В.Я. Беляев, В.Ф. Марарица, П.Н. Оконешников; С.-Петерб. гос. ун-т и др. - СПб., 2001. - 436 с.

9. Общая социология. Учебник для вузов. /Под ред. А.Г. Эфендиева. –М.: Инфра-М, 2002. –654с.

10. Оганян К.М., Багрецов С.А. и др. Диагностика социально-психологических характеристик малых групп с внешним статусом. Учебник для вузов. - СПб.: Лань, 2000. – 640с

11. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: Курс лекций. М., 2000

12. Сикевич. З.В. Социология и психология национальных отношений: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А.,1999

13. Смелзер Н. Социология. М.: Феникс, 2000.

14. Социология. Основы общей теории: Учеб. пособие /Под ред. Г. В. Осипова. М., 2001.

15. Социология. Учебник /Под ред. В.Н. Лавриенко. –М.: ЮНИТИ.ДПНА, 2002, 407с.

16. Теоретическая социология: Учеб. пособие /Под ред. С. И. Барзилова. Саратов: СГТУ, 2000.

17. Толстова Ю.Н. Анализ социологических данных: Методология, дескриптив.статистика, изучение связей между номин. признаками: Учеб. пособие для студентов каф. и фак. социологии ун-тов России. - М.: Науч. мир, 2000. - 350 с.

18. Тощенко Ж.Т. Социология: Общий курс. – 2-е изд.доп. и перер.. – М.: Юрайт-Издат.2003.-527 с

19. Удальцова М.В. Социология управления. Учебное пособие. - М., 2001.

3. Дополнительная литература

  1. Актуальные проблемы девиантного поведения: Ежегодник РАН., Институт социологии. - М., 1995.
  2. Антонов А.И., Медков В.М.. Социология семьи. М.: Изд-во МГУ, 1996.
  3. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1992.
  4. Белановский С.А. Глубокое интервью: Учеб. пособие для студентов вузов. - М.: Никколо-Медиа, 2001. - 320 с.
  5. Белановский С.А. Метод фокус-групп: Учеб. пособие для студентов вузов. - М.: Никколо-Медиа, 2001. - 280 с.
  6. Волков Ю.Г., Моисеева И.В. Социология в вопросах и ответах. – М., 1999.
  7. Гараджа В.И. Социология религии.-М.: Аспект-Пресс, 1996.
  8. Григорьев С.И., Растов Ю.Е. Основы современной социологии: Учеб. пособие / М-во образования Рос. Федерации, Алт. гос. ун-т, Комплекс "Социология, психология и соц. работы". - Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2001. - 250 с. - (Серия "Социология и социальная антропология").
  9. Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ. СПб.,1998.
  10. Голосенко И.А. Скороходова А.С., "Сочинения зарубежных социологов в русской печати середины XIX начала XX веков. Библиографический указатель. СПб, Филиал Института социологии РАН, 1997 г.
  11. Голосенко И.А., Козловский В.В. История русской социологии XIX-XX вв.: Пособие - М.: Омега, 1995.
  12. Гофман А.Б. 7 лекций по истории социологии. - 5-е изд. - М.: Университет, 2001. - 209с.
  13. Громов И. А. и др. Западная теоретическая социология. - СПб: 1996.
  14. Ельмеев В. Я. Социологический метод: теория, онтология, логика. - СПб.: Петрополис, 1995.
  15. Ерасов Б. С. Социальная культурология: Учеб. для вузов по направлениям «Социология», «Культурология»]. - 3-е изд., доп. и перераб. - М.: Аспект-пресс, 2000. – 590. с.
  16. Ельмеев В. Я. Социологический метод: теория, онтология, логика. - СПб.: Петрополис, 1995.
  17. Ерасов Б. С. Социальная культурология: Учеб. для вузов по направлениям «Социология», «Культурология»]. - 3-е изд., доп. и перераб. - М.: Аспект-пресс, 2000. – 590. с.
  18. Западная социология. И.А. Громов А. Ю. Мацкевич, В.А. Семенов. СПб., 1997.
  19. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. М.,-1999 г.
  20. Ильин В.В. и др. Реформы и контрреформы в России. Циклы модернизационного процесса. - М.: Из-во МГУ, 1996.
  21. История социологии / Под ред. А. Н. Елсукова. Минск, 2002.
  22. Классики теоретической социологии ХХ века: Рабочая тетр. по истории социологии / Гос. ун-т. - Высш. шк. экономики; Авт.-сост. В.Г. Николаев. - М.: ГУ ВШЭ: МАКС-пресс, 2001. - 169 с.
  23. Коган С.Н. Российский прогресс: пути и перепутья. - М., 1992.
  24. Култыгин В.П. Современные зарубежные социологические концепции: Учеб. для студентов социол. фак. и отд-ний / Под ред. Т.Н. Юдиной; Моск. гос. соц. ун-т, Акад. социологии и упр., Каф. теории и истории социологии, Рос. акад. наук, Ин-т соц.-полит. исслед., Отд. истории социологии. - М.: Союз, 2000. - 157 с.
  25. Методология и методы социологических исследований: - М. 1996.
  26. Михеев В.А. Социально-политическая стратификации общества - М., 1996.
  27. Начала практической социологии /Р.Ленуар, Д.Мерлье, Л.Пэнто, П.Шампань; Пер. с фр. А.Т. Бикбова и др.; Отв. ред. Н.А. Шматко; Рос.-фр. центр социологии и философии, Ин-т социологии Рос.акад.наук. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Ин-т эксперим. социологии; СПб.: Алетейя, 2001. - 406 с.
  28. Оганян К.М. и др. Занятость населения и ее регулирование. Учеб. для вузов. – СПб.: Лань, 2002.
  29. Применение тестов в социологии / Г.Г. Воробьев, А.С. Кузнецова, О.В. Назарова и др.; Под ред. Г.Г. Воробьева, В П. Павлова. - М. : Изд-во Моск.ун-та, 2001. - 296 с
  30. Рысь Ю. И., Степанов В. Е. Социология: Структур.-логич. схемы с коммент. : [Учеб. пособие для вузов]. - М.: Акад. проект: Изд-во науч.-образоват. лит., 1999. - 240 с.
  31. Саганенко Г.И. Эмпирическое познание в социологии: изучение исследовательских принципов и подходов, возможностей методов и специфики получаемых результатов. Учебная программа.- СПб. 1998г.
  32. Сибирев В.А. Введение в анализ социологической информации /С.-Петерб. гос. ун-т. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2000. - 111 с.
  33. Реформирование России: миф и реальность (1989 - 1994) ( Авт.-сост. Г.В. Осипов и др.).- М.: Ред.- изд. фирма «Academia», 1994.
  34. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. - М.: Политиздат, 1992.
  35. Социальная структура и стратификация в условиях формирования гражданского общества в России: Сборник в 2-х тт. - М.: ИС, 1995.
  36. Социология молодежи. Учебник /Под ред. В.Т. Лисовского. СПб.: СПбГУ, 1996.
  37. Сравнительная социология. Избранные переводы. /Сборник/. - М., 1995.
  38. Трансформация социальной структуры и стратификации российского общества (Отв. ред. З.Т. Голенкова). М.: ИС. РАН, 1996.
  39. Харчева В. Основы социологии. Учебник для средних специальных учебных заведений. М.: «Логос», 1987.
  40. Штопка П. Социология социальных изменений /Под ред. В.Я. Ядова. - М.: Аспект Пресс, 1996.
  41. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования: Описание, объяснение, понимание социальной реальности: Учеб. для студентов учеб. заведений /В сотрудничестве с Семеновой В.В.; Ин-т социологии РАН. - М.: Добросвет, 2000. - 596 с

Приложение А:

Содержание дисциплины.

(извлечение из рабочей программы дисциплины)

Раздел I «История и теория социологии»

Тема 1. Социология как самостоятельная наука и учебная дисциплина.

Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки.

Объект социологического исследования. Предмет социологии и его изменение в процессе развития общества и познания.

Структура и содержание социологии. Уровни социологического знания: микроуровень и макроуровень. Общетеоретическая социология. Теории среднего уровня (специальные социологические теории) и прикладная социология.

Место социологии в системе социально-гуманитарного знания. Функции социологии, её роль в решении теоретических и практических проблем современного общества.

Научный метод. Методы социологии, их специфика.

Тема 2. Классические социологические теории.

Классические социологические теории. Социологический проект О. Конт и возникновение научной социологии в 40-е годы XIX столетия. Социологический позитивизм: его характерные черты и представители. (Г. Спенсер, Дж. Ст. Милль, Э. Дюркгейм, Ф. Теннис и др.)..

Психоаналитическая социология З. Фрейда. Психологические направления в социологии. Марксистская социология: основные идеи и положения. Социал-дарвинистские концепции в социологии. Понимающая социология Макса Вебера. Социологическая система В. Парето.

Тема 3. Современные социологические теории.

Периодизация социологии XX столетия. Чикагская школа. Доктрина «че­ловеческих отношений» Э.Мейо. Институт исследования общественного мнения Дж.Гэллапа. Франкфуртская шко­ла психоаналитического направления в социологии. Тео­рия социальной стратификации и социальной мобильно­сти П.Сорокина. Структурный функционализм Т.Парсонса и Р.Мертона. Теория социального конфликта (Р.Дарендорф, Л.Козер). Символический интеракционизм (Дж.Мид, Г.Блумер, А.Роуз, Т.Стоун). Феноменологиче­ская социология (А.Шюц, П.Бергер, Г.Гарфинкель). Теории социального обмена (Дж.Хоманс, П.Блау).

Современный этап развития западной социологии. Неомарксизм. Д.Белл и его концепция постиндустриального общества. Со­циология Н.Лумана. Социологическая концепция Э.Гидденса. Теория коммуникативного действия Ю.Хабермаса. Постмодернизм в социологии. Социологические школы 80-90-х гг. XX в. Структурно-функциональный анализ (Дж.Александер), феноменологическая социология, «струк­турная социология» (Э.Тирикьян), неоструктурализм и др.

Тема 4. Русская социологическая мысль.

Предпосылки формирования социологии в России. Позитивистская социология в России. Политические и духовно-интеллектуальные особенности эволюции социальной мысли в России.

Этико-социологическая школа (Н.К. Михайловский, Н.И. Кареев). Социология революционного народничества (П.Л. Лавров, В.М. Чернов).

Историческая социология (В.О. Ключевский). Географическое направление в социологии (Л.И. Мечников). Разработка метода социологии. “Христианская социология”. Генетическая социология (М.М. Ковалевский, К.М. Тахтарев).

Социология либерального народничества (субъективная социология): С.Н. Южаков, И.И. Каблиц, В.П. Воронцов, Н.Ф.Даниельсон).

Возникновение марксистской социологии в России. Социология "легального" марксизма (М.И. Туган-Барановский, П.Б. Струве и др). Социология революционного марксизма (Г.В. Плеханов, В.И. Ульянов (Ленин) и др).

Социология анархизма (М.А. Бакунин, П.А. Кропоткин и др). Социологическая теория П.А. Сорокина.

Социология в СССР. Социология в современной России.

РАЗДЕЛ II. ОБЩЕСТВО КАК СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СИСТЕМА.

Тема 5. Общество: понятие, типология и современные концепции.

Понятие общества. Типология обществ. Социальная жизнь, саморазвивающаяся система. Структура общества. Цивилизация. Индустриальное и постиндустриальное общество. Информационное общество.

Социальное взаимодействие, типология обществ, теории обществ.

Тема 6. Общество как целостная система.

Социальная система: понятие, сущность и структура. Уровни социальной реальности. Типы социальных систем. Социальная система и ее структура. Основные компоненты социальной системы. Взаимодействие социальных систем, их целостность, устойчивость и упорядоченность. Типы социальных взаимодействий между подсистемами.

Человек как предмет социального познания. Социальная сущность человека. Единство природного и социокультурного в человеке. Человек в системе социальных связей, взаимодействий и социальных отношений.

Социальная деятельность. Понятие социальной деятельности и социальных связей. Виды социальной деятельности. Потребности и мотивы деятельности человека

Социальное взаимодействие: сущность, структура, формы и виды. Субъекты социального взаимодействия: индивиды, социальные группы, социальные общности.

Социальное взаимодействие и социальные отношения. Социальный статус, его виды. Социальные роли. Основные теории социального взаимодействия. Концепция социального взаимодействия в социологии П. Сорокина.

Тема 7.Социальные группы и общности. Виды общности.

Понятие «социальной группы». Классификация групп. Социальные общности. Виды общностей: социальные, этнические и демографические общности. Классификация социальных общностей: малые и большие группы. Массовые общности: квазигруппы, аудитория, толпа.

Социальная организация и движения. Классификация организаций. Организации бюрократического и тотального типов. Бюрократия как специфический тип социальных организаций. Социальная организация и управление. Власть и авторитет. Лидерство и стиль руководства. Особенности японского менеджмента. Типы руководителей. Восточная и западная бюрократия.

Социальные движения: утопические, революционные, религиозные, реформистские и антиреформистские и др..

Тема 8. Социальная структура общества и социальная стратификация.

Социальная структура общества. Типы социальных структур. Основные элементы структуры общества. Основные тенденции в развитии социальной структуры современного общества.

Социальная мобильность. Гражданское общество и правовое государство.

Тема 9. Общество и социальные институты.

Общество и социальные институты. Понятие социального института. Социальный институт как относительно устойчивый тип деятельности и поведения людей. Роль социальных институтов в обществе. Структура социальных институтов. Функции социальных институтов.

Социология семьи. Семья как малая социальная группа и социальный институт. Социальная сущность и функции семьи. Демографические аспекты производства и воспроизводства общественной структуры. Личность и семья. Социальные и нравственные проблемы формирования личности в российской семье.

Образование как социальный институт . Образование и воспитание как важнейшие факторы воспроизводства общественных отношений. Образование как социальный институт. Структура, формы и функции образования. Проблемы образования в российском обществе.

Экономическая социология . Понятие “социально-экономической структуры общества”. Социально-классовая, профессиональная и демографическая дифференциация общества.

Социальная стратификация и социальная мобильность Доход, образование, власть и социальный престиж как показатели социального и экономического статуса субъекта в обществе. Социальная стратификация и социальная дифференциация. Особенности стратификации в российском обществе.

Социальное неравенство: сущность и виды. Показатели социального неравенства в российском обществе.

Социология религии. Религия как общественный институт.

Средства массовой информации (СМИ). Место и роль СМИ в обществе. Информационные системы в обществе. Глобальные сети и Internet.

Тема 10. Культура как система ценностей.

Культура, ее место и роль в обществе. Культура как фактор социальных изменений и как сложная система взаимодействующих между собой субъектов и сфер общественной жизни.

Особенности социологического анализа культуры. Духовная культура и общечеловеческие ценности. Уровень культуры и ее разновидности. (народная, элитарная и массовая культура). Субкультура и контркультура. Язык и социокультурные нормы.

Социальные нормы, их место в социальной системе и структуре общества. Культура и система норм (традиции, обычаи, нравы, нравственные и институциональные нормы, законы). Функции социальных норм.

Тема 11. Общность и личность.

Понятие личности. Социологические концепции личности Личность как социальная система и социальный тип. Личность как деятельный субъект. Личность и социальная среда.

Социализация личности. Понятие "социализации". Институты социализации личности. Ценностные ориентации личности. Общественные и личные интересы. Свобода и ответственность личности. Моральные нормы. Идеология: понятие, сущность и основные направления.

Место и роль искусства в развитии личности. Социальный контроль и девиация. Социальные аспекты отчуждения личности.

РАЗДЕЛ III. СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ И ИЗМЕНЕНИЯ В ОБЩЕСТВЕННЫХ СИСТЕМАХ

Тема 12. Социальные изменения: понятие, сущность и виды.

Социальные процессы в обществе. Социальные изменения как способ организации общества. Социальные изменения и социальное развитие. Основные макросоциологические теории социальных изменений: социокультурные, социально-экономические, информационные, технологические и др.

Типы общественного развития: эволюционное и революционное. Социальные революции и реформы. Смешанный тип развития общества. Конфликтное и гармоническое развитие общества.

Концепция социального прогресса. Материальные и духовные основы социального прогресса.

Культура как фактор социальных изменений. Взаимодействие экономики, политики, социальных отношений и культуры.

Тема 13. Социальные конфликты .

Сущность конфликта и конфликтной ситуации. Конфликты как возникновение интересов личности, социальных, этнических общностей и политических партий. Социальная напряженность и ее причины.

Теория конфликтов и проблема совершенствования управления социальными процессами в обществе. Типология социальных конфликтов и пути их разрешения. Анализ российского общества с точки зрения теории социальных конфликтов.

Социальная стабильность. Теория социальной стабильности. Понятие и факторы социальной стабильности. Проблемы стабилизации российского общества. Концепция социального прогресса.

Модернизация. Понятие “модернизации” и основные виды. Специфика модернизации в России.

Общественное мнение. Общественное мнение как институт гражданского общества. Формирование общественного мнения. Опросы общественного мнения и современные методы его изучения.
Тема 14. Мировая система и процессы глобализации современного общества.

Понятие глобальных социальных процессов. Социальные проблемы взаимодействия человека и природы. Социальная экология. Демографические проблемы в современном мире и пути их разрешения. Экологический кризис. Социально-экономическая отсталость развивающихся стран.

Социально-экономические аспекты международной безопасности. Угроза военного насилия со стороны государств, конфессиональных и этнических групп. Война и терроризм в современном мире.

Тема 15. Мировое сообщество. Место России в мировом сообществе.

Понятие мирового сообщества. Мировое сообщество как целостная система. Формирование мировой системы. Мировая система и процессы глобализации.

Место России в современном мировом сообществе.

России как субъект мирового сообщества. Особенности организации и развития современного российского общества, основные направления его реформирования на стыке веков. Проблема выбора пути развития.

Геополитическое положение России. Россия и Европейское сообщество. Влияние российского общества на социокультурные процессы в сопредельных странах. Современная Россия и мировая социокультурная динамика.

Эволюция социальных процессов, отношений, институтов в современной России.

РАЗДЕЛ IV. МЕТОДЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.

Тема 16. Методика и техника социологического исследования Социологическое исследование: цели, этапы и виды социологического исследования.

Методология, методика, техника и процедура - органические составные части социологического исследования. Понятие метода в социологии. Сущность и значение методики. Понятие процедуры. Типы процедур.

Соотношение и роль метода, техники и процедуры в социологическом исследовании.

Программа социологического исследования - теоретическая разработка подходов, путей изучения и разрешения конкретной проблемы. Структура программы.

Методологическая часть. Формулировка и обоснование проблемы. Определение целей и задач в социологическом исследовании. Типы задач: основные, не основные, теоретические, прикладные. Определение объекта и предмета исследования. Логический анализ объекта.

Гипотеза в социологическом исследовании. Принцип проверки гипотез. Взаимосвязь гипотез и задач исследования. Типы гипотез.

Организационная часть программы. Рабочий план. Общие правила планирования и проведения исследования. Расчеты продолжительности, трудоемкости и финансирования. Приемы структурирования исследовательского процесса.

Тема 17. Методы сбора и анализ результатов социологического исследования.

Методы сбора социологической информации Методы объекта исследования. Анализ документов. Метод наблюдения. Метод опроса. Экспертный опрос. Анкетирование в социологическом исследовании. Интервью в социологическом исследовании. Контент-анализ. Метод анализа документов. Метод эксперимента. Метод социометрии.

Анализ и использование результатов социологического исследования. Анализ данных. Обработка собранной информации. Шкалы измерений. Группировка социологической информации. Обобщение и отображение результатов исследования

. Ряды распределений. Составление таблиц. Виды таблиц. Графический способ отображения социологических данных. Виды графиков.

Объяснение полученных данных. Использование результатов социологического исследования. Отчет по итогам социологического исследования.

Приложение Б:

Перечень контрольных работ по курсу «Социология»

1. Социальные воззрения Огюста Конта. Социальная статика и динамика.

2. Классики зарубежной социологии: Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, Г. Зиммель, М. Вебер.

3. Социологические воззрения К. Маркса.

4. Американская социология: основные этапы развития и направления

(Ф. Знанецкий, У. Томас, Ф. Тейлор, Э. Мэйо, А. Маслоу, Э. Торндайк,

Б. Скиннер, Т. Парсонс).

5. Русская социологическая мысль в начале XX века.

6. Гуманистический психоанализ Э. Фромма, В. Райта, К. Хорни.

7. Наследие социологической мысли русского зарубежья (П. Сорокин, И.

Ильин, Н. Бердяев).

8. Социальное как объект социологического знания.

9.Объект и предмет социологии.

10.Условия и предпосылки возникновения социологии.

11.Социологические знания в современной России.

12. Организация и самоорганизация в развитии общества.

13.Механизмы самоорганизации, функционирования и развития общества.

14.Типы современных обществ.

15.Рациональное общество.

16.Информационное общество.

17.Природа социального неравенства.

18.Роль процессов интеграции и дифференциации в становлении и развитии общества.

19.Механизмы регулирования социальной дифференциации: критерии, циклы, модели.

20. Место и роль среднего класса в социальной структуре общества.

21.Типология современных обществ.

22.Теория культурно-исторических типов развития общества (Н.Данилевский, О.Шпенглер, А.Тойнби, П.Сорокин).

23.Социальный прогресс и теория стадий общественного развития (Д.Белл, У.Роетоу, Р.Арон).

24.Значение социального насилия и консенсуса в разрешении общественных противоречий.

25.Открытое общество – общество открытых возможностей?

26.Социальные процессы в современном российском обществе.

27.Природа, мотивы и движущие силы социальных конфликтов.

28.Модели социальных конфликтов.

29.Современная зарубежная конфликтология.

30. Массовые протесты как активная форма конфликтного поведения.

31.Типы конфликтов и их роль в жизни людей.

32.Межэтнические конфликты в постсоветском обществе.

33. Э. Дюркгейм об общественной солидарности.

34.Роль Международной Организации Труда в организации отношений партнерства.

35.Становление социального партнерства в России.

36.Союзы работодателей в системе социального партнерства.

37.Трипартизм: место и роль государства в социальном партнерстве.

38.Профсоюзы как участник системы социального партнерства.

39.Нормативно-ценностная, моральная система координат в современном

обществе.

40.Западные социологи о социальной аномии (Э.Дюркгейм, Р.Мертон).

41.Отклоняющееся поведение в обществе переходного типа: ценностная

амплитуда в восприятии нормы и патологии.

42.Проблемы социальной безопасности и защищенности граждан в обществе.

43.Масштаб и структура социальных отклонений в современном российском обществе.

44.Социальная структура группы: статусы и роли.

45.Роль и влияние высокостатусных групп на развитие общества.

46.Самоидентификация личности с группой.

47.Групповая динамика.

48. Понятие, признаки и предназначения социального института.

49.Структура и функции социального института.

50.Типы социальных институтов.

51.Социальная организация: структура, статусы и роли.

52.Социальная организация как мобилизующий центр целенаправленного

развития.

53.Корпорация как особый тип организации.

54.Современные типы организаций.

55.Личность как субъект и объект социальной жизни.

56.Социальная адаптация и индивидуализация в развитии личности.

57.Роль личности в развитии общества.

58.Девиантное поведение личности.

59.Понятие метода, методики и техники исследований в социологии.

60.Структура и процесс социологического исследования.

61.Методы сбора и анализ результатов социологического исследования.

62.Позитивизм в социологии: сущность, основные направления и характерные черты.

63.Теоретико-методологические особенности социологии Г. Спенсера.

64.Социологическая теория Э. Дюркгейма и ее значение.

65.Психологическая школа в социологии (Л. Уорд, Г. Тард, Г. Лебон).

66.Психоаналитическая социология З. Фрейда.

67.М. Вебер как основоположник "понимающей социологии".

68.Структурно-функциональный анализ об обществе как социокультурной системе.

69.Социологические взгляды Т. Парсонса.

70.Теории социального конфликта. Взгляды Р. Дарендорфа и Л. Козера на природу и сущность конфликта

71.Теория социальных изменений Р. Мертона.

72.Социологические взгляды П. Сорокина.

73. Проблемы и перспективы социологии в современной России в конце ХХ вв.

74.Теория социального взаимодействия П. Сорокина.

75.Социальное взаимодействие: сущность, формы и типы.

76.Социальные статусы и социальные роли.

77.Общая теория социального действия Т. Парсонса.

78.Соотношение биологического, социального и культурного в развитии личности.

79.Проблемы формирования личности в современном российском обществе.

80.Личность в экстремальных условиях.

81.Социализация личности: структура, формы и средства.

82.Девиантное поведение и его формы.

83.Девиантного поведение в условиях социально-экономического кризиса в России.

84.Социальный контроль и его виды.

85.Общество как социальная и культурная система.

86.Место и роль культуры в социальной системе общества.

87.Сущность и типы социальных систем.

88.Социальная структура общества: понятие и сущность.

89.Социально-классовая, профессиональная и демографическая дифференциация общества.

90.Социальная стратификация российского общества.

91.Социальные группы и их роль в общественной жизни.

92.Феномен бюрократии в современном обществе.

93.Социальное неравенство: типы и виды.

94.Система образования и проблемы социализации молодежи.

95.Современная семья и ее проблемы.

96.Государство как важнейший социально-политический институт общества.

97.Структура, функции и дисфункции социальных институтов.

98.Социальные изменения: сущность и проблемы.

99.Социальная стабильность: понятие и виды.

100.Социокультурные изменения в российском обществе.

101.Эволюционные и революционные изменения в российском обществе.

102.Социальные реформы в современной России.

103.Социальные конфликты: сущность, структура и функции.

104.Этносоциальные конфликты в российском обществе.