Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 17

 

Поиск            

 

Планирование и оптимизация сумм налоговых обязательств 2 современное состояние налоговой системы РФ на примере сфо предложения по взиманию и перераспределению региональных налогов в РФ

 

             

Планирование и оптимизация сумм налоговых обязательств 2 современное состояние налоговой системы РФ на примере сфо предложения по взиманию и перераспределению региональных налогов в РФ

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ИСТОРИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ

1.1. ИСТОРИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

1.1.1 История возникновения и становления налогообложения

1.1.2. Российская история налогообложения

1.2 ПОНЯТИЕ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ. ВИДЫ НАЛОГОВ И СБОРОВ РФ

1.3 ХАРАКТЕРИСТИКА ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ РЕГИОНАЛЬНЫХ НАЛОГОВ

1.3.1. Налог на имущество организаций

1.3.2. Транспортный налог

1.3.3 Налог на игорный бизнес

2. АНАЛИЗ ПРАКТИКИ ИСЧИСЛЕНИЯ И ВЗИМАНИЯ НАЛОГА НА ИМУЩЕСТВО ПРЕДПРИЯТИЙ

2.1 НАЛОГОВАЯ БАЗА ПРИ РАСЧЕТЕ НАЛОГА НА ИМУЩЕСТВО ОРГАНИЗАЦИЙ И ДИНАМИКА ЕЕ ИЗМЕНЕНИЯ

ПОРЯДОК ОПРЕДЕЛЕНИЯ НАЛОГОВОЙ БАЗЫ

2.2 ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЪЕКТОВ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ, ОЦЕНКА И АНАЛИЗ НАЛОГОВОЙ БАЗЫ ПО НАЛОГУ НА ИМУЩЕСТВО ОАО НТСК В 2003-2005 ГОДАХ

2.3 ХАРАКТЕРИСТИКА И АНАЛИЗ НАЛОГОВЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ПО НАЛОГУ НА ИМУЩЕСТВО В 2003-2005 ГОДАХ

3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ РЕГИОНАЛЬНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕХАНИЗМОВ ИХ ВЗИМАНИЯ

3.1 ПЛАНИРОВАНИЕ И ОПТИМИЗАЦИЯ СУММ НАЛОГОВЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ

3.2 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ НА ПРИМЕРЕ СФО

3.3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ВЗИМАНИЮ И ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЮ РЕГИОНАЛЬНЫХ НАЛОГОВ В РФ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ И НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

2.ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИЛОЖЕНИЯ


Выдержка из работы

ВВЕДЕНИЕ

Важнейшая задача экономики страны на современном этапе – превраще-ние ее в конкурентоспособное хозяйство, активно участвующее в мировом эко-номическом разделении труда.

Налоговая система - наиболее активный рычаг государственного регули-рования социально-экономического развития, инвестиционной стратегии, внешнеэкономической деятельности, структурных изменений в производстве, ускоренного развития приоритетных отраслей.

На протяжении десятка последних лет налоговая система России посто-янно подвергается изменениям, а законодательные органы Правительства России и ее субъектов пытаются выработать такую законодательную базу на-логообложения, которая с одной стороны позволит развиваться экономике и бизнесу, с другой стороны позволит государству и органам местного само-управления получать в свои бюджеты значительные суммы. В начале 90-х го-дов в России бушевала буря «местных законодательных суверенитетов», в ре-зультате которых региональные элиты позволяли себе принятие законов в том числе и налоговых не только не противоречащих федеральному законодатель-ству, но и ущемляющих предприятия и бизнес структуры в угоду собственных интересов. На смену этой вакханалии пришел государственный подход к за-конотворчеству и налоговой политике. Но в то же время, до сих пор не может вступить в силу законодательство о местном самоуправлении по причине не-согласованности по передачи части федеральных налогов в местные органы власти. Упирается государство, упираются местные власти. Компромисс все равно будет найден. А как прореагировали отдельные местные органы власти на инициативу по внесению изменений в государственное регулирование игорного бизнеса? Со стороны отдельных муниципальных органов даже зву-чали призывы об отмене переноса игорного бизнеса в резервации. Вопрос, борьба за налоговые поступления или личный интерес.

Кроме этого, региональные виды налогов и сборов наиболее подверже-ны динамике принятых в государстве органами законодательной власти соот-ветствующих территориальных образований.

В связи с этим изучение различных видов региональных налогов и сборов и их влияния на формирование бюджетов разного уровня приобретает особую актуальность.

Различные аспекты вопросов налогообложения и их влияния на формиро-вание доходов бюджетов разных уровней широко освещены в трудах отечест-венных и зарубежных ученых.

Общетеоретические вопросы налогообложения и их влияния на формиро-вание доходов бюджетов исследуются в работах A.M. Бабич, А.Г. Грязновой, А.З. Дадашева, О.Г. Дмитриевой, Л.А Дробозиной, A.M. Ковалевой, Ю.Н. Пет-рова, Л.П. Павловой, В.Г. Панскова, В.М. Родионовой, М.В. Романовского, Б.М. Сабанти; проблемам бюджетов территорий посвящены работы О.В. Вруб-левской, Г.Б. Поляка, С.П. Солянниковой, С.Н. Хурсевича; развитию межбюд-жетных отношений и бюджетного федерализма - труды А.Г. Игудина, A.M. Лаврова, Л.Н. Лыковой, Ю.И. Любимцева, И.В. Подпориной. Проблемы регио-нального развития и управления регионом анализируются в трудах В.Н. Лекси-на, А.С. Маршаловой и др. Вопросы налогового формирования бюджетных ре-сурсов анализируются в работах Б. Е. Пенькова, Д.Г Черника; кредитные и за-емные источники бюджетных поступлений - в исследованиях В.В. Голосова, А.Г. Куликова. Из зарубежных исследователей данной проблемы можно выде-лить работы Аткинса А., Блохлигера X.-И., Валлих К., Масгрейва Р., Рефьюза Р., Стиглица Дж. Большой интерес представляют диссертационные работы Бе-тина О.В., Горегляда В.П., Васюниной М.Л., Дорониной Т.В., Замятиной Н.В., Пупенко Д.П., Сильченко В.В., Христенко В.Б., Ширяева В.П., посвященные проблемам бюджетно-налоговых отношений в России.

Однако все эти исследования посвящены отдельным вопросам формиро-вания доходов бюджетов. Комплексной же работы по исследованию влияния налогов на влияние региональных налогов на формирование бюджетов разных уровней в России нет.

Цель дипломного исследования состоит в выявлении сущности, содержа-ния и особенностей региональных налогов, а также их влияния на формирова-ние бюджетов.

Указанная цель определила следующие задачи дипломного исследования:

- раскрыть историческую сущность и методологические основы регио-нального налогообложения и их влияние на формирование бюджетов на основе налоговых доходов;

- провести анализ современного состояния законодательной базы налого-обложения и проблем, возникающих в данной сфере

- провести анализ влияния местных налогов на формирование региональ-ных бюджетов;

- подробно рассмотреть и проанализировать отдельные виды региональ-ных налогов и на примере ООО порядок документального оформления в бух-галтерском и статистическом учете.;

- разработать рекомендации по совершенствованию процессов налогооб-ложения и взимания конкретных налогов, пути совершенствования механизмов налогообложения.

Предметом исследования является совокупность финансовых отношений, возникающих по поводу начисления, учета и взимания налога на прибыль предприятий.

Объектом исследования выступает расходная часть баланса предприятия и доходная часть регионального бюджета.

Методологическую основу исследования образуют общенаучные методы познания, в первую очередь - диалектический метод, предусматривающий ис-следование экономических явлений в развитии, взаимосвязи и взаимообуслов-ленности. В работе также нашли применение как структурный так и функцио-нальный подходы к изучению особенностей регионального налогообложения и их влияния на доходы региональных бюджетов, методы анализа и синтеза, мо-нографический, анализа общественной практики, расчетные, экономико-статистические и информационного моделирования. Графическое описание выполнено посредством диаграмм (сравнения, структуры, динамики) и графи-ков временного ряда.

В ходе исследования использованы законодательные акты Российской Федерации, указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоря-жения Правительства РФ, законодательные и нормативные акты по бюджету, бюджетному устройству и бюджетному процессу Российской Федерации и Но-восибирской области, инструкции и методические рекомендации Министерст-ва финансов РФ, а также материалы научно-практических конференций и пе-риодических изданий.

Эмпирической базой исследования послужили также концепции, теории и гипотезы, представленные и обоснованные в трудах российских и зарубежных ученых в области налоговой, финансовой и бюджетной политики и территори-альных финансов.

1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ИСТОРИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НА-ЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ

1.1. История налогообложения

1.1.1 История возникновения и становления налогообложения

Налоги как основной источник образования государственных финансов через изъятие в виде обязательных платежей части общественного продукта из-вестны с незапамятных времен. При этом налогообложение как элемент эконо-мической культуры присуще всем государственным системам как рыночного, так и нерыночного типа хозяйствования. В связи, с этим о налогах и налогооб-ложении можно говорить как о феномене человеческой цивилизации, как о ее неотъемлемой части.

Первые упоминания о налоге можно найти в философских трактатах древних мыслителей. Налог – является неизменным элементом общественного бытия. Античными философами налог трактовался, как полезное и обществен-но необходимое явление, несмотря на то, что известные им налоговые формы были варварскими: использование труда рабов, жертвоприношения, военные трофеи и др. По мере развития общества формы налогов постепенно совершен-ствовались, приближаясь к их современному содержанию. Неизменным оста-вался только смысл понятия "налог" - опосредовать процесс обобществления необходимой для общества части индивидуальных доходов (богатств). В со-временной трактовке - это процесс перераспределения доходов в государст-венную казну.

В развитии налогообложения выделяются три периода, каждый из кото-рых характеризуется теми или иными признаками и особенностями.

1. Период

Первый период развития налогообложения, включающий в себя хозяйст-венные системы древнего мира и средних веков, характеризуется неразвито-стью и случайным характером взимаемых налогов. На этом этапе в зачаточном состоянии появляются налоги и механизмы их взимания. Изначально налоги существовали в виде бессистемных платежей, носящих в основном натураль-ную форму. Рабы и граждане несли повинности личного характера (барщина, участие в походах), а также уплачивали налоги снаряжением для армии, продо-вольствием, фуражом.

В Римской империи и в Греции в мирное время налогов не было, и их введение и взимание связывалось с наступлением войны. То есть, формы нало-гообложения определялись общественной потребностью.

С развитием и укреплением товарно-денежных отношений налоги посте-пенно принимают почти везде исключительно денежную форму. Налоги, взи-мавшиеся изначально, на содержание дворцов и армий, на возведение укрепле-ний вокруг городов, на строительство храмов и дорог со временем становятся основным источником доходов для денежного содержания государства.


Список литературы

1. Законодательные акты и нормативные документы

1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993г. (в ред. от 25.03.2004г. №1-ФКЗ);

2. Бюджетный Кодекс Российской Федерации. Федеральный закон от 2 февраля 2006 года N 19-ФЗ //Российская газета, N 25, 08.02.2006

3. Налоговый Кодекс РФ. Часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ. (в ред. от 01.01.06)

4. Федеральный закон от 27 декабря 2002 года N 182-ФЗ И «О внесе-нии изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах».

5. Федеральный закон от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих прин-ципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с из-менениями от 21 декабря 2005 г. N 2267-р)

6. Федеральный закон от 4 июля 2003 г. № 95-ФЗ «О внесении изме-нений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государствен-ной власти субъектов Российской Федерации»

7. Федеральный закон от 20 августа 2004 г. № 120-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений»

8. Федеральный закон от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации» и признании утра-тившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в свя-зи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъ-ектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

9. Федеральный закон от 31 декабря 2005 г. № 199-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий»

10. Концепция реформирования бюджетного процесса в Российской Фе-дерации в 2004-2006 годах, одобренная постановлением Правительства Россий-ской Федерации от 22 мая 2004 г. № 249 «О мерах по повышению результатив-ности бюджетных расходов».

11. Приказ Минфина РФ от 20.12.2002 г. №БГ-3-02/729 «Об утверждении методических рекомендаций по применению главы 25 «Налог на прибыль ор-ганизаций» ч. 2 НК РФ

12. Закон Новосибирской области от 12 апреля 2004 г. N 176-ОЗ "О внесении изменений в Закон Новосибирской области "О налогах и особенно-стях налогообложения отдельных категорий налогоплательщиков в Новосибир-ской области".

13. Закон НСО от 16.10.2003г №142-ОЗ «О транспортном налоге».

2.Использованная литература

14. Аллахвердян Д. А. Финансово-кредитная система СССР / Д. А. Ал-лахвердян. - М., 1982. С.277.

15. Акулин Д.Ю. Оптимизация налоговых платежей /Д. Ю. Акулинин. - М.: Соврем. экономика и право, 2002.- 179 с.

16. Андрющенко С.Н. Повышение эффективности контрольной работы // Российский налоговый курьер, №3. 2005.

17. Артемьева С. Совершенствование системы межбюджетных отно-шений в современных условиях // Вопросы экономики - 2004.-№5. – С. 12-15.

18. Богатая И. Н., Королева И. Ю., Кузнецова Л. Н.,. Середа Т. П. «На-логи и налогообложение в Российской Федерации». Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов-на-Дону: «Феникс», 2003.

19. Борисов Е.Ф. Экономическая теория. – М.: ТК Велби, Изд-во Про-спект, 2005. – 544 с.

20. Бюджетный процесс в Российской Федерации: уч. Пособие / Л.Г. Баранова, О.В. Врублевская и др. М.: Изд-во: «Перспектива»: ИНФРА-М, 2003,- 222 с.

21. Валова Л.А. Проблемы реформирования налоговой системы Рос-сийской Федерации: Авто магистерской диссертации. – Новосибирск: НГАЭиУ, 2004. – 13 с.

22. Дадашев А.В., Черник Д.Г. Финансовая система Росси: Уч. пособие. М.: ИНФРА-М.,2001. – 156 с.

23. Деньги, финансы и кредит в экономическом механизме расширен-ного воспроизводства развитого социализма/ Под ред. В. И. Рыбина и Л. В. Можайсковой.- М., 1979. С. 105.

24. Додонов В.Н. и др. Финансовое и банковское право: Слов.-справ.- М., 1997.

25. Доклад Министерства финансов Российской Федерации о реформи-ровании межбюджетных отношений / Министерство финансов РФ. - 18 января 2006.

26. Евстигнеев Е.Н., Викторова Н.Г., Ткачева Е.Г. Основы налогообло-жения и налогового права: Вопросы и ответы. Практические задания и реше-ния: Учебное пособие. Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 217 с.

27. Евстигнеев Е.. Основы налогообложения и налогового законода-тельства . –СПб.: Питер, 2004. – 256с.

28. Злобин И. Д., Кадышев Л. А., Ляндо А. М. Проблемы государствен-ного бюджета СССР в новых условиях хозяйствования / И. Д Злобин, Л. А. Ка-дышев, А. М. Ляндо // Финансы СССР. - 1971. - № 9. - С. 89.

29. Игонина Л.Л. Муниципальные финансы.: М.: Экономисть, 2003. – С. 233

30. Игудин А. Г. Проблемы совершенствования бюджетной политики регионов и муниципалитетов России и стран Северной Европы. Тезисы докла-дов Пятой ежегодной международной научно-практической конференции (1 – 3 июня 2005 г.). Петрозаводск. 2005.

31. История налогов России: важнейшие даты, факты и события /Под ред. Букаева Г.И.; Гос. НИИ развития налоговой системы. - М.: Гелиос АРВ, 2002.- 465 с.

32. Качур В., Николаева И.В. Налог на прибыль как инструмент госу-дарственного регулирования инвестиционной деятельности // Экономический анализ: теория и практика, 2005. - № 10. – с. 23-25.

33. Киперман Г.Я. Налоги в рыночной экономике: Учебное пособие для вузов. – М.: Юристъ, 2001 – 412 с.

34. Коваль Л.С. Налоги и налогообложение. М.: ИНФРА-М, 2002. – 391 с.

35. Комментарий к Налоговому Кодексу РФ (ч.1) Под ред. А.Н. Козы-рина, А.А. Ялбуганова - Москва; издательство «Проспект», 2004г. – 456 с.

36. Крохина Ю. А. Бюджетное право и российский федерализм / Ю. А. Крохина / Под ред. Н. И. Химичевой. М.: Изд-во НОРМА, 2001. – 199 с.

37. Куницын Д. В., Панченко А. В., Жданова В. А., Синицына Е. С . Основные результаты работы налоговых органов Сибирского федерального ок-руга за 2004 г. // Сибирская финансовая школа, 2005. № 1 – с 73.

38. Лавров А. Фактор экономического роста придумывать не надо, он лежит под ногами: это реформа межбюджетных отношений// Бюро правовой информации (www.bpi.ru), 2005.

39. Либерман Я. Г. Государственный бюджет СССР в новых условиях хозяйствования / Я. Г. Либерман.- М., 1970. С. -72-78.

40. Минаев Б.А, О порядке проведения налоговых проверок // Налого-вый вестник, № 11. 2004. – с. 3-5

41. Михайлов М.Н. О порядке проведения выездных налоговых прове-рок // Налоговый вестник, № 3. – 2004. – с. 93-96

42. Никитов Н.Н. Как увеличить результативность камеральной про-верки // Российский налоговый курьер, №18. 2004. - с. 12

43. Общая теория финансов: Учебник / Под ред. Л. А. Дробозиной. М. ЮНИТИ, 1995. -С. 44.

44. Пансков В.Г. Налоги и налоговая система РФ. – М.: Финансы и ста-тистика, 2006. – с. 162.

45. Папело В.Н., Мельникова О.Д., Мартынов С.Н. Целевые бюджет-ные и внебюджетные фонды: Учебно-методический комплекс для дистанцион-ного обучения. – Новосибирск: СибАГС, 2003. – 220 с.

46. Папело В.Н., Мельникова О.Д., Мартынов С.Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебно-методический комплекс. – Новосибирск: Си-бАГС, 2002. – 244 с.

47. Приставка Н.Н. Эволюция системы налогового контроля в России // Налоги и экономика, № 1,2,3 – 2004. – с. 64-66

48. Основы налогового права: Учебное пособие / Под ред С. Пепеляева. М., 2005. – 365 с.

49. Родионова В. М. Финансы / В. М Родионова, Ю. А., Вавилов Л. И. Гончаренко и др. / Под ред. В. М. Родионовой.- М., 1999. - 575 с.

50. Романов А.Н. Пути повышения эффективности налогового контро-ля // Налоговая политика и практика, № 2. – 2004. – с. 14-17

51. Сидорова Н.И. Влияние налоговой реформы России на динамику основных отраслей экономики и развития предпринимательства // Экономиче-ская наука современной России, 2004. - № 4. – с. 18-23.

52. Сумароков В.Н. Государственные финансы в системе макроэконо-мического регулирования – М., Финансы и статистика, 2002. – 236 с.

53. Финансовые ресурсы народного хозяйства / Под ред. В. К. Сенчаго-ва.-М, 1982. С. 32-33.

54. Финансовое право: Учебник /Под ред. Н. И. Химичевой 2-е изд., перер. И доп. - М. Юристъ, 2001. - С. 139

55. Финансы. Учебник/ под ред. Ковалева В.В. – М.: Финансы и стати-стика, 2001. – 224 с.

56. Химичева Н.И. Бюджетное право и бюджетное устройство в Рос-сийской Федерации // Финансовое право: Учебник. М, 2005.- 364 с.

57. Ходорович М.И. Проблемы межбюджетных отношений в Россий-ской Федерации //Финансы, 1995, 10,- С.15-21

58. Шалюхина М.Н, Причины уклонения от уплаты налогов // Налоги и экономика, № 10. - 2003. - с. 31-39

59. Юткина Т.Ф. Налоговедение: от реформы к реформе. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 293 с.

60. Официальный сайт Минфина России. http:\\www.minfin.ru