Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 17

 

Поиск            

 

и научных работ по политологии Аграрная политика в Республике Беларусь

 

             

и научных работ по политологии Аграрная политика в Республике Беларусь

Темы ов и научных работ по политологии

1. Аграрная политика в Республике Беларусь

2. Антивоенное движение в современном мире

3. Антиглобализм - политическое движение современности.

4. Античные проекты идеального политического устройства.

5. Беларусь в программах ООН (программы - на выбор)

6. Беларусь в современной мировой политике.

7. Беларусь и Евросоюз: тенденции и перспективы сотрудничества.

8. БРСМ и его роль в идейно-политическом воспитании студенческой молодежи (на примере Гродненских ВУЗов и СУЗов).

9. Взаимовлияние государственной власти и бизнеса в современной Беларуси

10. Власть и личность.*

11. Влияние мирового финансового кризиса на экономику Республики Беларусь

12. Военный конфликт как форма политического конфликта.

13. Возникновение и деятельность движения "зелёных" в современном мире

14. Геноцид в современном мире

15. Геополитические последствия распада СССР для Республики Беларусь

16. Демократия, тирания, олигархия в понимании античных мыслителей (анализ текста: Аристотель «Политика»).

17. Европа: формирование новой геополитической обстановки в конце ХХ – начале ХХ1 вв.

18. Идеократия в современном мире

19. Идеология исламского фундаментализма

20. Идеология современного демократического социализма

21. Избирательные системы (сравнительный анализ).

22. Интернет и политика

23. Исторические формы демократии.

24. Конституция Республики Беларусь о формах реализации законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти.

25. Ксенофобия в современном мире

26. Культ личности и его причины

27. Легитимность современной политической власти в Беларуси.

28. Международное сотрудничество государств в решении глобальных проблем современности.

29. Международные организации как субъекты мировой политики.

30. Международный терроризм как угроза мировому сообществу.

31. Место и роль политологии в современном общественном развитии.

32. Молодежная политическая субкультура

33. Молодежь и политика

34. Наступил ли конец истории? (По статье Ф. Фукуямы Конец Истории)

35. Национализм в современном мире

36. Национальная безопасность Беларуси.

37. Национально-государственные интересы Беларуси.

38. Национальный политический лидер в современном мире

39. Никколо Макиавелли: трактовка власти и механизмы борьбы за нее (Анализ текстов: «Государь», «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия», «История Флоренции»)

40. Общественные организации республики Беларусь и их роль в формировании гражданского общества.

41. Оппозиция как политическое явление (как феномен политики)

42. Основные мировые политические течения: либерализм и неолиберализм, консерватизм и неоконсерватизм, социализм, фашизм, национальные идеологии (на выбор).

43. Основные модели политической системы (Д. Истон, Г. Алмонд, К. Дойч и др.)

44. Особенности политических культур Запада и Востока

45. Особенности политической культуры современной Беларуси

46. Особенности разделения политической власти в современной Беларуси.

47. Политика «Золотого миллиарда» в современном мире

48. Политика и спорт *

49. Миграция населения как политическая проблема

50. Политическая социализация студентов вузов

51. Политическая элита современной Беларуси

52. Политические конфликты в современном мире: причины и характеристика. (по выбору)

53. Политические лидеры Беларуси: история и современность.

54. Политические ориентации и электоральное поведение белорусов

55. Политические партии современной Беларуси: программа и деятельность (по выбору, одна - две партии).

56. Политический лоббизм: сущность, формы, методы.

57. Политический менеджмент и его роль в управлении политическим процессом.

58. Политический миф как элемент политической культуры: понятие причины, пути формирования, функции.

59. Политический терроризм в современном мире

60. Политическое значение ядерного оружия в современной мировой системе

61. Политологическая концепция М. Вебера

62. Правительство Республики Беларусь как основной инструмент реализации экономической политики.

63. Проблемы современной демографической политики в Республике Беларусь

64. Продовольственная безопасность как фактор национального суверенитета

65. Процесс глобализации и тенденции перераспределения политической власти и экономических ресурсов в современном мире

66. Психологические концепции лидерства.

67. Пути разрешения и недопущения политических конфликтов в современном мире.

68. Религия как инструмент современной политики

69. Республика Беларусь в мировой политике

70. Республика Беларусь на геополитической арене

71. Республики Беларусь как правовое государство

72. Роль книги Т. Мора "Утопия" в истории политической мысли.

73. Роль социальной политики в оптимизации жизни общества.

74. Роль средств массовой информации в избирательном процессе.*

75. Роль экономического фактора в легитимизации политической власти.

76. Сепаратизм в современном мире.

77. Современная внешняя политика Беларуси.

78. Современные PR технологии в избирательных компаниях.

79. Современные информационные технологии как инструмент манипулирования политическим сознанием

80. Социальная политика государства как фактор укрепления суверенитета.

81. Специфика гражданского общества в современной Беларуси..

82. Сравнительная политология и ее методы.

83. Сравнительная характеристика «океанического» и «континентального» направлений в геополитике (на примере текстов: Макиндер Х. Дж. «Географическая ось истории», Хаусхофер К. «Границы в их географическом и политическом значении»).

84. Средства массовой информации как орудие политики.

85. Столкновение демократических и авторитарных тенденций в политическом процессе современной Беларуси

86. Тайные общества и религиозные секты в борьбе за политическую власть - история и современность.

87. Терроризм в современном мире.

88. Технологии манипуляции сознанием в политике.

89. Характеристика наиболее типичных методов и принципов политической рекламы и Public relations.

90. Харизма и ее роль в политической истории

91. Харизматический лидер в истории и современности.*

92. Христианские демократы в современном мире

93. Цветные революции как технология смены власти на постсоветском пространстве.

94. Цветные революции: сущность и роль в политических процессах.

95. Экономика как основа обеспечения жизнедеятельности политической системы. ( на примере одной из стран РБ…)

96. Экономическая политика в современной Беларуси.

97. Этнический конфликт как форма политического конфликта.

1. МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ И НАПИСАНИЯ

i. А

2. Методические указания и рекомендации для студентов

3. всех направлений и специальностей

a. 2008

4. УДК 32.001 (076)

5. ББК 66. 0 я 73

6. Рецензент кандидат философских наук, доцент кафедры «Политология,

7. социология и связи с общественностью» гуманитарного факультета

8. Ульяновского государственного технического университета И. Г.

9. Гоношилина.

10. Одобрено секцией методических пособий научно-методического совета

11. университета

12. Манахова,И.А.

13. М23 Методика подготовки и написания а по политологии:

14. методические указания и рекомендации И. А. Манахова. - Ульяновск

i. с.

15. Содержат основные правила написания а по политологии.

16. Рекомендуются студентам любых специальностей.

17. Подготовлены на кафедре «Политология, социология и связи с

1. УДК 32.001 (076)

2. ББК 66.0 я 73

3. © 2008

4. © Оформление. УлГТУ, 2008

ii. СОДЕРЖАНИЕ

18. Введение 4

19. Виды ов и общие критерии их оценки

20. 2. Выбор темы а и составление рабочего плана 7

21. 3. Источники информации для написания а 8

22. 4. Структура а 10

23. Оформление а

24. 6. Особенности защиты а 12

25. Заключение 14

26. Приложение Образец титульного листа

27. Приложение 2. Темы ов

28. Приложение Список журналов и сетевых ресурсов по политологии 21

29. Библиографический список 22

1. 3

ВВЕДЕНИЕ

Ежегодно студенты готовят множество учебных научных работ:

ы, курсовые, выпускные аттестационные, доклады и тезисы докладов

на конференцию, научные статьи. представляет собой обязательную

форму самостоятельной работы студента при изучении политологии на разных

факультетах и специальностях УлГТУ.

В условиях, когда в вузовских программах увеличивается число часов на

самостоятельную работу, навыки устного и письменного реферирования

становятся просто

Данные методические рекомендации предназначены для всех тех, кому

нужно подготовить и защитить . Цель работы заключается в

систематизации и кратком изложении норм, требований и правил подготовки,

написания и оформления учебных ов. Эти правила являются достаточно

универсальными независимо от профиля учебного заведения или

специализации.

Работа также содержит практические рекомендации о порядке и правилах

устной защиты письменного а, его эффективной презентации.

В приложениях дается образец оформления титульного листа, приводится

примерный перечень тем ов, предлагается список научных

периодических изданий и сетевых источников, которые помогут студентам

подготовить и приобрести первичные навыки научно-

исследовательской работы.

4

ВИДЫ ОВ И ОБЩИЕ КРИТЕРИИ

ИХ ОЦЕНКИ

, как написано в «Толковом словаре русского языка» - это

«краткое изложение основного содержания книги, учения или научной статьи в

письменном виде или форме публичного доклада». Однако в данном пособии

речь пойдет о ах, требующих не только умения читать и

конспектировать тексты, но и развития навыков самостоятельного

исследования, анализа, сопоставления точек зрения, аргументирования своей

Учитывая возросшие информационные и технические ресурсы учебного

процесса, требования к подготовке, оформлению и защите ов также

возросли и изменились. Помимо правильного оформления текста работы

необходимо кратко и свободно в пределах 10 - минут излагать ее

содержание.

Устный доклад существенно выиграет, если основные его положения будут

сопровождаться компьютерной презентацией.

Для активизации обсуждения целесообразно наличие оппонентов или

рецензентов из числа студентов, которые заранее знакомятся с работой и свои

замечания высказывают на семинарском

В настоящее время активно практикуется замена зачета письменным

ом, который предоставляется преподавателю, а потом защищается

устно, причем надо предоставить возможность добровольно выбрать этот вид

работы.

Другие виды студенческих докладов могут быть большими по объему, если

они являются результатом НИРС и готовятся для конкурсов и конференций.

Такая работа помимо самостоятельного исследования проблемы должна иметь

и соответствующую структуру: план, введение, основная часть, заключение

(выводы, рекомендации), библиография, приложение, содержащее таблицы,

рисунки, схемы, графики. Безусловным требованием является использование

компьютерных

Мы предлагаем студенту сделать выбор между следующими видами

ов.

5

Традиционная форма написания по предложенной кафедрой тематике.

Исследуется конкретная политологическая проблема,

выявляется ее теоретическая и практическая значимость. Тематика является

примерной, может корректироваться и дополняться в зависимости от

меняющейся политической реальности с учетом интересов студента. В любом

случае исходными принципами при формулировке темы и оценке а

должны быть актуальность, проблемность, оригинальность.

одной или нескольких оригинальных работ политических

мыслителей прошлого или современных исследователей с анализом и

комментарием студента. В данном случае такую работу можно представить как

диалог с автором книги, статьи. Учитывая, что в такой диалог мы вступаем

нечасто, рекомендуется использовать в такого рода ах некоторые

варианты формулировок: прочитав работу, я открыл для себя новый предмет

для в данной работе я столкнулся с новой постановкой

вопроса история опровергает подтверждает) выводы, сделанные

мне бы хотелось развить мысль автора мысли автора о

кажутся мне своевременными и актуальными, так такое видение

не принимаю, и т. п. Примерные варианты тем по

оригинальным работам и список источников к ним см. в Приложении 2)

Разработка программы и проведение самостоятельного

политологического исследования по одной из актуальных проблем текущей

политики с использованием методов социологии, описание полученных

результатов и рекомендаций (по учебным планам изучение социологии

предшествует политологии). Конечно, это более сложная форма работы,

поэтому такие ы пишутся, как правило, для студенческих

конференций, конкурсов научных работ.

При всех различиях форм и видов ов они оцениваются по

следующим основным критериям:

• актуальность содержания, высокий теоретический уровень, глубина и

полнота анализа факторов, явлений, процессов, относящихся к теме;

• информационная насыщенность, новизна, оригинальность изложения

материала;

• простота и доходчивость изложения;

• структурная организованность, логичность, грамматическая

правильность и стилистическая выразительность;

6

• анализ и оценка различных точек зрения по данной проблеме, наличие

собственного отношения;

• убедительность, аргументированность и практическая значимость

предложений и выводов, сделанных в е;

• учет профиля вуза и специальности;

• правильное оформление текста работы и библиографического списка.

ВЫБОР ТЕМЫ А И СОСТАВЛЕНИЕ

РАБОЧЕГО ПЛАНА

Выбор темы а, как правило, осуществляется из предложенного

кафедрой списка под руководством ведущего дисциплину преподавателя.

Студент может также предложить тему, аргументировав свой выбор.

Из чего нужно исходить, выбирая тему? Каждый студент исходит, разумеется,

из своих учебных, исследовательских и практических интересов. Очевидно,

что более продуктивной будет работа, выполненная с удовольствием, дающая

удовлетворение, позволяющая человеку проверить, на что он способен.

Выбирая тему, нужно исходить также из реальных возможностей студента

собрать необходимый материал: библиографический, документальный,

исследовательский,

При выборе темы нужно учитывать и перспективу использования

материалов а для дальнейшего развития и углубления темы в

последующей научно-исследовательской работе.

Наконец, тема должна быть актуальной, иметь теоретическое или

практическое значение, содержать проблему.

Кроме того, преподаватель сам может предложить студенту специальную

тему, необходимую ему при проведении того или иного учебного занятия.

После выбора темы составляется рабочий план, в котором определяется

основная цель исследования, обозначается круг вопросов, входящих в данную

тему, намечаются направления, порядок работы над ом и

устанавливаются сроки его выполнения. Это происходит в ходе консультаций с

ведущим преподавателем.

7

Если обобщить требования, предъявляемые к плану а, они сводятся

к

• план должен содержать вопросы, необходимые для полного

раскрытия темы;

• план должен содержать последовательное, взаимосвязанное, логичное

раскрытие избранной темы;

• в плане не должно быть вопросов, ответы на которые частично

содержатся в предыдущих или последующих разделах работы.

План а, разработанный студентом, рекомендуется обсудить с

ведущим преподавателем для того, чтобы убедиться в правильности

последующей работы.

В студенческой практике сложились два подхода к процедуре составления

плана.

Первый подход состоит в том, что студент, продумав тему, определяет круг

вопросов, которые, по его мнению, позволяют всесторонне и глубоко ее

раскрыть. При дальнейшей работе с различными источниками он отбирает

только тот материал, который соответствует жесткой схеме составленного им

плана. Все остальное отсекается.

Второй подход состоит в том, что составлению плана предшествует поиск

и изучение источников. Черновые наброски плана при втором подходе не

являются жесткой неизменной схемой. Работая с источниками, студент находит

много интересной информации, о существовании которой он раньше и не

подозревал. Это позволяет ему по-иному взглянуть на тему, заново подумать

над ней. План, составленный после такой предварительной работы, будет более

точным, а - более содержательным и информационно насыщенным.

Очевидно, что более эффективным является второй подход к составлению

плана а.

ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ ДЛЯ НАПИСАНИЯ

А

С этого этапа начинается работа над содержанием а, которая

представляет собой длительный и сложный, но увлекательный процесс, успех

которого зависит от правильной организации исследовательского труда и

наличия навыков работы с научной литературой. Самостоятельность студента

проявляется в организации поиска и отбора литературы с помощью

библиотечного каталога, методических указаний, предлагаемых кафедрой,

8

поисковых систем Интернета и советов преподавателя. В результате должен

быть создан список литературы, включающий в себя как минимум названий.

Отметим, что учебники, словари и справочники в это список не входят. Он

состоит из сборников, монографий, статей в журналах и газетах. Учитывая,

что в политике зачастую изменения и процессы происходят очень быстро,

необходимо использовать новые или переизданные источники,

опубликованные после 2000 года. Обычно рекомендуется включать в список

литературы сборников и монографий, а также статей.

Источники, необходимые для написания а по политологии, могут

быть разделены на следующие

произведения выдающихся представителей мировой политической мысли

прошлого и современности;

международные и государственные документы: конституции, декларации,

хартии, договоры, законы, указы и т. д;

современные научные публикации (сборники, монографии) зарубежных и

отечественных авторов;

научная публицистика: статьи в специализированных журналах и газетах;

справочно-информационная литература: энциклопедии, словари, статис­

тические сборники, справочники;

материалы, обобщенные результаты социологических исследований по

отдельным политическим проблемам, данные мониторингов общественного

мнения по актуальным вопросам текущей политики;

отдельные виды учебно-методических пособий: хрестоматии, альбомы

наглядные пособия, комплекты схем;

теле- и радиопередачи, документальные фильмы на общественно-

политическую тематику;

интернет-ресурсы, в том числе электронные библиотеки, электронные

версии монографий, сборников, журналов и газет.

На основе прочитанных и обработанных источников, рабочих записей,

выписок, собственных мыслей и выводов формируется рабочий вариант

основного текста, окончательно уточняется план а.

9

СТРУКТУРА А

После того как найдена литература по теме а, составлены выписки,

конспекты, тезисы, собран большой материал, его нужно осмыслить, привести

в определенную систему и, что очень важно, удачно изложить в строгой

логической последовательности, соблюдая единый стиль, грамотно. Это

достигается соблюдением некоторых требований к структуре а.

Типичной для студенческого а является следующая структура:

введение, основная часть, заключение, список литературы. Например, план

и структура а «Особенности политической культуры России» может

выглядеть следующим образом:

План

Введение

Факторы подданнической политической культуры

Советская политическая культура как особый тип

3. Характерные черты постсоветской политической культуры и

основные тенденции ее развития

Заключение

Список литературы

Кратко охарактеризуем основные элементы структуры а.

Введение - это вступительная часть а, помещаемая перед

основным текстом. В нем выявляется актуальность рассматриваемой темы,

формулируются цель и задачи данного исследования, обосновывается

структура работы, дается общий обзор источников по данной теме. Объем

введения обычно составляет страницы при объеме а

страниц.

Основная часть а - это изложение намеченных в плане

разделов, в каждом из которых определяется круг вопросов, сопоставляются

точки зрения, решаются поставленные проблемы, делаются промежуточные

Заключение подводит итог работы. Оно может содержать краткий повтор

основных тезисов работы, а также общий вывод, к которому пришел автор

а. В заключение могут формулироваться предложения по дальнейшей

научной разработке темы, даваться практические рекомендации.

Заключение по объему всегда меньше введения и составляет примерно

одну страницу текста.

ПОНЯТИЕ И НАЗНАЧЕНИЕ А

Слово «» происходит от латинского слова докладывать, сооб-

щать.

Это слово имеет два значения: I) краткое устное или письменное изло-

жение научной работы, содержания прочитанной книги и т.п.; 2) доклад на

какую–либо тему, основанный на обзоре литературных, документальных и

других источников.

может быть охарактеризован как сокращенное, связаное и точ-

ное изложение основного содержания оригинала. Он является для читателя

не сигналом о наличии публикации на определенную тему с кратким переч-

нем рассматриваемых вопросов, а подготовленной референтом самостоя-

тельной научной работой, которая способна заменить читателю оригинал,

недоступный ему по тем или иным причинам.

может быть рассмотрен, таким образом, как научная по содер-

жанию и информационная по форме научного (или представляющего по сво-

ему содержанию определенный научный интерес) произведения или публи-

кации.

В качестве оригинальной публикации обладает следующими

основными чертами: 1) соответствует оригиналу; 2) способен замещать его в

процессе научной деятельности в качестве источника научной информации;

выступает как самостоятельный объект научного анализа; 4) носит сиг-

нальный характер.

Процесс свертывания первичной информации есть, по существу, выде-

ление референтом в ходе аналитического исследования и обработки этой ин-

формации основного содержания первоисточника, отделение существенного

и несущественного в нем.

есть изложение оригинала, осуществляемое средствами не

прямой (от имени автора оригинала), а косвенной (от имени референта) речи.

Форма изложения ивной информации должна исключать воз-

можность ошибочной идентификации позиции референта со взглядами авто-

ра оригинальной публикации.

Необходимость реферирования связана с ростом потока научной ин-

формации, увеличивающегося каждые пять лет в два раза, что приводит к

тому, что читатели научной литературы (книг и журналов) самостоятельно

могут использовать в среднем лишь 10 % публикуемых в них материалов.

Остальное научное знание остается фактически неосвоенным.

Реферирование всегда являлось и является специфическим, трудным и

очень важным видом работы, для него характерно сочетание специальных

знаний с искусством краткого изложения содержания документа, научной

книги или статьи. 39

При реферировании в области обществоведения вообще и политологии

в частности необходимо разбираться в углубляющейся специализации науч-

ных исследований и дифференцированном анализе многогранных аспектов

жизни общества, тенденции его развития, борьбе сил и средств.

Информация в области политологии содержит сведения о различных

тенденциях социального развития, общественных течениях, политических

партиях, концепциях, политических явлениях, т. е. отражает, в сущности,

всю общественную жизнь не только в региональном, но и в глобальном мас-

штабе.

Особое значение в общественных науках имеет полнота информации.

Автор а обязан брать в обработку не отдельные факты, а всю их со-

вокупность, без единого исключения и искажения, и, опираясь на них, стро-

ить свои выводы.

В практике реферирования существуют два вида ов: краткий,

имеющий в основном сигнальный характер, и развернутый, предназначенный

для проблемно–тематической ретроспективной информации.

Политология, являясь одной из ведущих общественных наук, служит

теоретической и политико–практической основой руководства обществен-

ным развитием, она не может обойтись без ретроспективного анализа (в том

числе для выполнения своей прогностической функции).

НАПИСАНИЕ А

Студенты по роду своей будущей деятельности обязаны своевременно

знать о всех новейших достижениях науки по широкому кругу вопросов,

поднимаемых при чтении курса лекций по учебной дисциплине, разбираться

в истории, философии, правоведении, литературе, психологии, экономиче-

ских проблемах, вопросах совершенствования управления развитием народ-

ного хозяйства в период перехода к рынку, экономических, социальных, фи-

лософских, психологических проблемах развития личности, формирования и

удовлетворения ее материальных, социальных и духовных потребностей,

культуры и интеллекта.

Студенту следует иметь в виду, что , в конечном счете, пред-

ставляет собой синтезированный результат наиболее существенных тезисов

первоисточников. Он не является сочетанием фрагментарного первичного

материала, а представляет собой новую специфическую научную работу, от-

личающуюся четким целевым назначением.

Первоочередной задачей референта является выделение в е но-

вой и наиболее существенной информации для политологической науки.

Референт должен подходить к описываемой им проблеме, вопросу, те-

ме по–научному: не забывать основной исторической связи, смотреть на ка-

ждый вопрос с точки зрения того, как данное явление в общественном разви-

тии возникало, какие главные этапы в своем развитии прошло, чем оно стало 40

в настоящее время. Неотъемлемой частью этого подхода являются объектив-

ность, выдержанность и принципиальность.

Пишущий должен помнить о том, что реферирование есть су-

губо творческий процесс, субъективный фактор в нем играет весьма важную

роль. Конечный результат усилий референта прямо пропорционален научной

его компетентности и квалификации. Свертывание информации при рефери-

ровании неизбежно сопровождается некоторой ее потерей, поэтому особое

значение приобретает правильная оценка референтом содержания первично-

го материала (в книгах, статьях, документах). Необходимо, чтобы потеря в

минимальной степени коснулась важных, существенных элементов рефери-

руемого.

Референт в ходе работы над темой должен отобрать, прежде всего,

ценную и труднодоступную литературу, т. е. подвергнуть реферированию

наиболее значительные (не все) произведения, суммирующие в себе особен-

ности той или иной проблемы политологии, а все, что бессодержательно, по-

вторно, ненадежно, неубедительно и не может понадобиться для выяснения

проблем по данной теме, должно быть исключено.

Среди основных критериев а важное место должны занимать:

теоретический уровень, степень разрешения в нем теоретических и практиче-

ских проблем политологии, актуальность, соответствие главным научным

направлениям учебного предмета и требованиям достоверности, оригиналь-

ности, полноты информации как базы для возможно правильных выводов.

Реферирование – многогранный творческий процесс. Оно представляет

собой краткое суммированное изложение концептуального содержания по-

литологических произведений с отражением основных направлений, аргу-

ментов и результатов исследования.

Методика реферирования представляет собой своеобразную техноло-

гию оценки и анализа, систему способов, правил и приемов. Она подчинена

необходимости отражать в ах концепции, иллюстративный материал,

распространенную интерпретацию, выдерживать оптимальный стиль и язык

изложения. К проблемам структуры а относятся вопросы о способах

передачи содержания оригинала. Их два: интерпретация и извлечение. В ре-

фератах используются оба.

Оптимальность а есть соблюдение таких принципов, как адек-

ватность, информативность, краткость и достоверность.

Адекватность а – эквивалентность, краткость и логическая по-

следовательность – концентрированное отражение всего наиболее сущест-

венного, содержащегося в оригинале реферируемого текста. Они достигают-

ся путем правильного употребления терминов, экономной структуры пред-

ложений и использования терминологической лексики.

Информативность а есть передача фактографической информа-

ции, отражающей основные положения и выводы первоисточника.

Лингвистическая структура а – большая насыщенность терми-

нологией, высокая степень внутренней нормативности в области синтаксиса, 41

преобладание простых предложений, распространенность перечислений, ис-

пользование средств лаконизации языка: аббревиатур и неполных предложе-

ний.

Добротность а – это правдивость, достоверность, точность со-

общаемых в нем фактов, примеров и выводов, почерпнутых из реферируемо-

го исследования.

Практическая полезность а есть его информативная, индика-

тивная, сигнальная и адресная функции.

Для а обязательна краткая вступительная часть (два–три абза-

ца) на основе извлечения, отбора и оценки реферируемого материала для

обоснования мотивов реферирования. Затем следуют преломление информа-

ции в референтском аналитическом восприятии и сжатое, компактное, кон-

центрированное изложение текста а.

Референту рекомендуется применение следующей методики написания

а: а) отразить мировоззренческие подходы авторов реферируемых

материалов; б) охарактеризовать базу источников, особенно новых, редких,

малоизвестных; в) рассмотреть основные направления реферируемых иссле-

дований, обратив особое внимание на наиболее ценную и новую аргумента-

цию, фактографию и интерпретацию известных фактов. На этой основе вы-

делить центральные мысли авторов исследований, скомпоновать близкие и

сходные. Целесообразно детализировать основные направления исследова-

ния выводами и аргументами, подтверждающими эту центральную мысль.

Референт обязан уделить основное внимание постановке новых про-

блем, выявлению различных гипотез (при их наличии), способных стимули-

ровать дальнейший научный поиск и представляющих собой своего рода

ценную пищу для размышлений.

Требования к стилю и языку а: полное исключение неграмот-

ности, претенциозности, псевдонаучного стиля изложения.

Краткость и сжатость изложения, исключается переписывание рефери-

руемого источника.

В е следует избегать всего, что может загромождать и затруд-

нять чтение, не злоупотреблять иностранными терминами. Неповторимые

особенности реферируемого материала, которые присущи оригиналу, долж-

ны передаваться референтом в виде кратких ключевых цитат.

Автор а не имеет права на сознательное (умышленное) искаже-

ние в исследовании мысли цитируемого автора. Он не должен давать оценку

тому, насколько удачно автор (авторы) справился с освещаемой темой. Но

реферирование недопустимо без критического отношения референта к поло-

жениям явно ошибочным или заведомо ложным. Референт, не проявляя сво-

их симпатий или антипатий, обязан высказать свою оценку по поводу сомни-

тельных концепций автора (авторов) в его е.

Требования к терминологии в е – использовать терминологию

политологии и наук политологического цикла (философии, экономической 42

теории, политических учений, культурологии, социологии, политической со-

циологии и политической психологии), а также других общественных наук.

При реферировании недопустимо прибегать к подмене одних научных

терминов (если они не знакомы референту) другими или допускать в изложе-

нии неизвестные, сложные термины. Референт обязан давать четкое истолко-

вание приводимых в е терминов.

ТЕМЫ ОВ ПО ПРЕДМЕТУ «ПОЛИТОЛОГИЯ»