Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 17

 

Поиск            

 

Предпрофильный курс Составитель: Гаар Е. В., учитель русского языка и литературы школы №6 Юрга

 

             

Предпрофильный курс Составитель: Гаар Е. В., учитель русского языка и литературы школы №6 Юрга

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 6» г. Юрги

Предметно-ориентированный

предпрофильный курс

Составитель: Гаар Е.В., учитель

русского языка и

литературы школы № 6

Юрга

2008

РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДЕНО

на МС педагогическим советом

Протокол № __________ Протокол № ____________

от «____»________2004 г. от «____»__________2004 г.

Секретарь ____________ Директор школы

_______ Т.З. Абоносимова

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа предметно-ориентированного курса «Учимся писать » предназначена для профильной подготовки учащихся 9-х классов. Основная задача курса – овладение навыками написания а и его оформления.

является одной из форм исследовательской деятельности учащихся. Его написание и защита предполагают предварительный выбор учащимися интересующей его проблемы, ее глубокое изучение, изложение результатов и выводов. Кроме того, это одна из форм проведения устной итоговой аттестации выпускников.

Однако выпускники школы не всегда достаточно хорошо подготовлены к этой форме работы и осведомлены о тех требованиях, которые предъявляются к её выполнению.

Программа данного курса способна помочь ученикам научиться выбирать темы ов, правильно оформлять свои работы, знакомит с основными требованиями к написанию а, учит грамотному раскрытию выбранных тем, умению четко рассказать о представленной работе, знакомит с процедурой защиты реферата, где ученик учится пониманию сути задаваемых по работе вопросов и формулированию точных ответов на них.

Курс призван не только познакомить учащихся с основными требованиями к написанию а, но и создать свое ивное сообщение, пройти процедуру его защиты, что и будет являться конечным результатом данного курса по выбору.

Учебная программа обусловлена образовательными требованиями обучаемых, что ведет к обогащению их учебно-познавательной деятельности.

ДАННЫЙ КУРС РЕШАЕТ СЛЕДУЮЩИЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

¨ Знакомство с принципами и правилами написания а;

¨ Формирование у учащихся исследовательских умений и навыков в процессе работы;

¨ Развитие познавательной самостоятельности и активности учащихся;

¨ Формирование у учащихся потребности к целенаправленному самообразованию;

¨ Формирование навыков презентации результатов собственной деятельности.

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Учащийся имеет представление о:

¨ понятиях проблема, цели, задачи исследования, методы исследования, план, библиография;

¨ правилах и этапах написания а;

¨ об особенностях конспектирования, составления тезисов, написания аннотации, рецензии;

¨ эффективных способах презентации результатов исследования;

и умеет:

¨ работать с библиографическим материалом;

¨ находить информацию для решения выявленной проблемы, используя различные информационные ресурсы;

¨ конспектировать литературу, составлять тезисы, библиографию;

¨ ставить цели и задачи исследования;

¨ подбирать методы исследования, адекватные поставленным задачам;

¨ писать ы, соблюдая требования к его написанию, раскрывая его тему.

Учащийся приобретает опыт:

¨ работы с различными информационными ресурсами;

¨ анализа и конспектирования литературы;

¨ постановки проблемы, обоснования актуальности исследования;

¨ определения целей и задач исследования;

¨ самостоятельной организации исследовательской деятельности;

¨ публичной защиты результатов собственной деятельности.

Программа рассчитана на 17 часов.

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ

  1. Лекция.
  2. Выполнение практических заданий.
  3. Защита ов.

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  1. Собеседование.
  2. Рейтинговая оценка.
  3. Для определения уровня сформированности у учащихся навыков исследовательской деятельности предлагается использовать метод анализа представленных работ учащихся.

При оценке исследовательских работ учащихся принимаются во внимание следующие:

¨ Соответствие содержания сформулированной теме, поставленной цели и задачам, структура работы;

¨ Наличие литературного обзора, его качество;

¨ Соответствие выбранных методик поставленным задачам;

¨ Умение выделить и обосновать проблему, поставить цели и задачи исследования;

¨ Логичность и полнота доказательств;

¨ Соответствие выводов полученным результатам;

¨ Культура оформления материалов.

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Наименование темы

Количество часов

Формы занятий

теория

практика

1.

Научно-исследовательская деятельность

3

1.1.

Методы научного исследования. – один из этапов организации исследовательской деятельности

1

1

1.2.

Правила работы с книгой. Методы эффективного чтения

2

1

1

2.

Этапы организации исследовательской деятельности, методика работы над ом, структура а

8

2.1.

Знакомство с методикой работы над ом. Тема а и её выбор. Требования к оформлению титульного листа. Оглавление

2

1

1

2.2.

Введение: правила написания. Основные требования к введению

2

1

1

2.3.

Требования к основной части а

2

1

1

2.4.

Работа над заключительной частью а. Оформление результатов работы. Основные требования к списку изученной литературы

2

1

1

3.

Процедура защиты а

6

3.1.

Подготовка к выступлению по теме исследования. Структура доклада. Вступление и заключение. Главная часть: методы изложения материала, приёмы привлечения внимания аудитории. Искусство отвечать на вопросы

4

2

2

3.2.

Презентация результатов на конференции

2

2

ИТОГО

17

8

9

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

РАЗДЕЛ 1. Научно-исследовательская деятельность (3 часа)

Тема 1.1. Методы научного исследования. Сущность исследовательской деятельности. – один из этапов организации исследовательской деятельности.

Требования к организации теоретических и практических исследований. Виды информационных ресурсов. Методы изучения теоретических источников. Характеристика и требования к научному наблюдению.

Тема 1.2. Правила работы с книгой. Методы эффективного чтения.

Виды письменных работ и техника работы с книгой. Правила составления аннотации, ре3цензии, плана, конспекта, тезисов. Умение делать выписки. Правила ведения записей: компактность, выдержка интервалов, датирование, поля, подчеркивание, выделение ключевых слов, схематическое изображение и сокращения и другие правила составления библиографии.

Практическая работа: составление аннотации к книге, написание рецензии на кинофильм, ответ товарища, составление планов, тезисов, конспектов статей, составление библиографии по теме исследования.

РАЗДЕЛ 2. Этапы организации исследовательской деятельности, методика работы над ом, структура а (8 часов)

Тема 2.1. Знакомство с методикой работы над ом. Тема а и её выбор. Требования к оформлению титульного листа. Оглавление.

Выявление и формулировка проблемы. Тема и её актуальность. Практическая и научная актуальность. Цель как представление о результате. Правила постановки целей и задач исследования. Основные требования к оформлению титульного листа. Оглавление.

Практическая работа: выбор темы, постановка проблемы, определение структуры работы, подбор методов исследования, оформление титульного листа, оглавления.

Тема 2.2. Введение: правила написания. Основные требования к введению.

Правила написания введения. Обоснование актуальности темы, составление представления о степени разработанности темы; формулировка проблемы исследования. Постановка целей и задач исследования. Описание методов исследования. Краткий обзор изученной литературы.

Тема 2.3. Требования к основной части а.

Структура глав. Язык и стиль научной работы. Ссылки в тексте. Сокращения. Представления иллюстративного материала. Обоснованное распределение материала по параграфам, соблюдение логики изложения. Включение собственного мнения учащегося, умения сформулировать самостоятельные выводы, опирающиеся на приведенные факты.

Тема 2.4. Работа над заключительной частью а. Оформление результатов работы. Основные требования к списку изученной литературы.

Оформление списка используемой литературы и основные требования к нему. Источники должны быть перечислены в алфавитной последовательности (по первым буквам фамилий авторов или по названиям сборников). Необходимо указать место издания, название издательства. Анализ результатов практического исследования. Оформление результатов работы. Формулирование выводов по параграфам.

РАЗДЕЛ 3. Процедура защиты а (6 часов)

Тема 3.1. подготовка к выступлению по теме исследования. Структура доклада.

Структура доклада. Вступление и заключение. Главная часть: методы изложения материала, приемы привлечения внимания аудитории. Чувство неуверенности и страха перед выступлением. Рекомендации выступающему. Психологический настрой, контакт с аудиторией, психология слушателей. Особенности речи. Дыхание и его тренировка, голос, дикция. Интонация, паузы.

Искусство отвечать на вопросы. Классификация вопросов и виды ответов.

Тема 3.2. Презентация результатов исследования на конференции.

Защита ов на конференции.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

исследовательская деятельность и её структура

библиография

тезис

рецензия

аннотация

доклад

презентация

цели и задачи исследования

проблема исследования

исследовательский метод

методы научного поиска: наблюдение, анализ,

синтез, аналогия

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

  1. Герасимов Н.Г. Структура научного исследования. – М.: 1985.
  2. Граф В., Ильясов И.И., Ляудис В.Я. Основы организации учебной деятельности и самостоятельной работы студентов. – М.: 1981.
  3. Здравомыслов А.Г. Методология и процедура социологических исследований. – М.: 1969.
  4. Краевский В.В. Методология педагогического исследования. – Самара: 1994.
  5. Рузавин Г.И. Методы научного исследования. – М.: 1974.
  6. Усачева И.В., Ильясов И.И. Формирование учебной исследовательской деятельности. – М.: 1986.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

  1. Гецов Г. Как читать книги, журналы, газеты. – М.: 1989.
  2. Гецов Г. Рациональные приемы работы с книгой. – М.: 1975.
  3. Приходько П.Т. Азбука исследовательского труда. – Новосибирск: 1979.
  4. Федотов В.В. Техника и организации умственного труда. – Минск: 1983.
  5.