Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 16

 

Поиск            

 

Физическая культура

 

             

Физическая культура

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО

УФИМСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ

ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

У чебная программа

с методическими рекомендациями

для студентов очно-заочной и заочной форм обучения

Рекомендовано

учебно-методическим советом УГАЭС

УФА 2007

Автор-составитель: Политика О.И.

УДК 796 (073)

ББК 75

П 50

Рецензенты:

Галиуллина С.Д. канд. мед. наук, доцент кафедры «Педагогика и психология» Уфимской государственной академии экономики и сервиса;

Погадаев М.Е. канд. биол. наук, доцент кафедры спортивной медицины Башкирского института физической культуры (филиал)

ФГУ ВПО «Уральский государственный университет физической культуры»

Физическая культура: Учебная программа с методическими рекомендациями для студентов очно-заочной и заочной форм обучения / Сост.: О.И. Политика. – Уфа: Уфимск. гос. акад. экон. и сервиса, 2007. – 72 с.

Учебная программа с методическими рекомендациями по дисциплине «Физическая культура» составлена в соответствии с государственными стандартами и нормативными документами РФ и РБ. Методическое пособие содержит объем часов дисциплины по видам учебной деятельности и формам обучения для студентов по всем направлениям и специальностям, реализуемым в УГАЭС. Подробно рассмотрены разделы лекционного материала и самостоятельной работы студентов.

Учебная программа предназначена для студентов очно-заочной и заочной форм обучения.

© О.И. Политика, 2007

© Уфимская государственная академия

экономики и сервиса, 2007

СОДЕРЖАНИЕ

Введение ………………………………………………………………………........4

1. Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе………………........6

2. Объем часов дисциплины по видам учебной работы………………………….9

2.1. Направление подготовки специалист………………………………………...9

2.1.1. Очно-заочная форма обучения…………………………………….………..9

2.1.2. Заочная форма обучения…………………………………………….....…....9

2.2. Направление подготовки бакалавров………………………………………..15

2.2.1. Очно-заочная форма обучения…………………………………………….15

2.2.2. Заочная форма обучения……………………………………………...........15

3. Содержание дисциплины………………………………………………………18

3.1. Наименование лекционных тем, их краткое содержание………………….18

3.2. Темы и разделы для самостоятельного изучения дисциплины……….......24

3.2.1. Тематика самостоятельной работы студентов……………………………24

3.2.2. Перечень рекомендуемых тем ов…...……………………………28

3.2.3. Требования к написанию ов………………………………………29

3.2.4. Тематика эссе……………………………………………………………….32

3.2.5. Требования к написанию эссе...……………………………………….......33

3.3. Вопросы для подготовки к аттестации……………………………………...40

4. Методические рекомендации для преподавателя…………………………….47

5. Методические указания для студентов………………………………………..48

6. Форма и вид контроля………………………………………………………….49

7. Список литературы……………………………………………………………..50

1. Основная литература…………………………………………………............50

2. Дополнительная литература..………………………………………………..51

Приложения ……………………………………………………………….…..…53

1. Перечень документов правового обеспечения физической культуры,

спорта и туризма…………………………………………………………………..53

2. Опросник Келлермана-Плутчика………………………………………….…55

3. Опросник Э. Хайма…………………………………………………………...61

4. Оформление титульного листа а………………………………….…65

5. Оформление структуры содержания а.………………………….….66

6. Самоконтроль. Дневник самоконтроля………………………………….…..66

ВВЕДЕНИЕ

Система высшего образования Рос­сии представляет собой важнейший инновационный потенциал развития экономики и повышения ее конкурен­тоспособности на мировом уровне. К началу нынешнего столетия во многих странах сформировался новый тип ин­теллектуальной экономики, основан­ный на знаниях и инновациях, который обнаруживается во всех сферах современ-ной деятельности.

Инновации, направленные на полу­чение и накопление новых знаний, мак­симально быструю их передачу в про­мышленную и социальную среды в фор­ме наукоемкой продукции и услуг, ста­новятся решающим средством конку­рентной борьбы на рынке образова­тельных услуг. Это делает все более настоятельными и необходимыми раз­работки качественных инновационных образовательных программ. Данное направление является приоритетным для всех российских вузов.

При этом основным бизнес-процес­сом вуза является образовательный процесс, связанный с подготовкой ква­лифицированных и компетентных спе­циалистов, конкурентоспособных на отечественном и мировом рынках.

Сегодня недостаточно, как это было ранее, обладать только знаниями, уме­ниями и навыками. Поэтому преподаватели пытаются выйти за рамки «ЗУНовского» об­разовательного пространства. Сюда отно­сятся все результаты, способствующие формированию социальной компе­тентности, личного опыта, которые нельзя получить простым суммирова­нием знаний и умений. Для того чтобы обучающийся стал профессионалом, ему не­обходимо выйти из пространства зна­ний в пространство деятельности и жизненных смыслов. Знание и ме­тоды деятельности дисциплины «Физическая культура» требуется соеди­нить в органическую целостность, си­стемообразующим фактором которой служит определенная ключевая ценно­сть – культура психологии здоровья.

Современный студент постоянно находится в ситуации выбора, актив­но участвует в процессе формирова­ния своей индивидуальной образова­тельной траектории. Активная пози­ция провоцирует студента уже на на­чальном этапе процесса образования по данной дисциплине конструировать связи между будущи­ми профессиональными предпочтени­ями и областями гуманитарного зна­ния.

При таком междисциплинарном подходе у него будет формироваться не мозаичное, фрагментарное, а целост­ное представление об изучаемой дисциплине. Дальнейшая разработка инно­вационной модели «Физическая культура» гуманитарного обра­зования должна быть связана с пере­ходом от общетеоретического пред­ставления и ее содержания к постро­ению предметных образовательных программ с расширением взгляда через призму культуры психологии здоровья, адекватных ей ситуацион­но-моделирующих технологий и конт­рольно-измерительных материалов.

В соответствии с государственным образовательным стан­дартом высшего профессионального образования физическая культу­ра с 1994 г. объявлена обязательной дисциплиной гуманитарного об­разовательного цикла.

Гуманитарные знания дают возможность преодолеть технократи­ческое и узкопрофессиональное мышление будущего специалиста, воспитывают духовно богатую личность, обладающую развитым чув­ством социально-профессиональной и нравственной ответственности.

Системная и целенаправленная гуманитарная подготовка по циклу «Физическая культура» и форми­руемая в ее процессе личностная культура студента определяют свой­ства его адаптивности, самообучаемости, самостоятельности и иници­ативности как будущего специалиста, закладывая тем самым основы его высокого профессионализма.

1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ, ЕЕ МЕСТО

В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

Учебная рабочая программа по дисциплине «Физическая культура» разработана в соответствии с циклом общегуманитарных и социально-эконо-мических дисциплин государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования Российской Федерации, законодательных и нормативных документов России и Башкортостана с учетом регионального компонента и направленности Уфимской государственной академии экономи-ки и сервиса.

Организационно-правовые основы физической культуры, спорта и туризма. Высокая социально-экономическая значимость физической культуры спорта и туризма потребовала создать для этой сферы жизнедея-тельности законодательные основы.

- Федеральный закон от 29 апреля 1999г. № 80-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (с изменениями от 10 января 2003г., 20 декабря 2004г., 12 июля, 16, 25 октября 2006г.).

1. Постановление правительства Российской Федерации «О федеральной целевой программе «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015г.г.».

2. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993г.

3. Конституция Республики Башкортостан от 3.12.2002г.

4. Закон Республики Башкортостан «О физической культуре и спорте» (от 13.10.94 № ВС-25/34 в редакции закона от 2.02.99 № 215-3 и от 8.11.01 № 256-3).

5. Договор Российской Федерации и Республики Башкортостан «О разграничении предметов ведения и взаимного делегирования полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Башкортостан» от 3 августа 1994 года, Москва; извлечения.

6. Приказ Министерства образования России «Об утверждении государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования» от 02.03.2000 № 686.

7. Приказ Министерства образования России «Об организации процесса физического воспитания в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования» от 01.12.99 № 1025.

8. Приказ Министерства образования РФ «О развитии среднего и высшего профессионального образования в области физической культуры, спорта и туризма» от 10 апреля 2000 г. № 1037.

9. Инструкция по организации и содержанию работы кафедр физического воспитания высших учебных заведений. Утверждена приказом Государст-венного комитета Российской Федерации по высшему образованию от 26.07.94 № 777.

10. Закон Российской Федерации «О безопасности» от 05.03.1992 г. № 2446-1.

11. Письмо Министерства образования РФ «Об активизации самостоятельной работы студентов высших учебных заведений» от 27.11.2002 г. № 14-55-996 ин/15.

12. Письмо Минобнауки РФ от 17.04.2006 г. № 02-55-77 ин/ак.

13. Инструктивное письмо Министерства образования РФ «О порядке реа-лиизации государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования в различных формах обучения» от 20.07.1999 г. № 14-55-349 ин/15.

Программа рассчитана на студентов очно-заочной и заочной форм обучения по всем направлениям и специальностям, реализуемых в вузе.

Целью физического воспитания в вузе является формирование физической культуры психологии здоровья личности студента и развитие способности к направленному использованию разнообразных средств физической культуры, спорта и туризма для сохранения, укрепления и развития здоровья, психофизической подготовки и самоподготовки к будущей профессиональной деятельности.

Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих образовательных, развивающих и сберегающих здоровье задач:

1. понимание психологии социальной роли физической культуры в развитии личности студента и подготовке его к профессиональной деятельности;

2. знание научно-биологических и практических основ физической культуры и здорового образа жизни;

3. формирование мотивационно-ценностного отношения к физической культуре, установки на здоровый стиль жизни, физическое самосовершенствование и самовоспитание, потребности в системати-ческих и целенаправленных занятиях физическими упражнениями и спортом, основанных на научном подходе;

4. владение системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, а также развитие и совершенствова-ние психофизических способностей, качеств и свойств личности;

5. обеспечение общей и профессионально-прикладной физической подготовленности, определяющей психологическую и физическую готовность студента к будущей профессии;

6. приобретение опыта творческого использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей.

Учебная дисциплина «Физическая культура» включает в качестве обязательного минимума следующие дидактические единицы, интегрирующие тематику теоретического, практического и контрольного учебного материала:

1. физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов;

2. социально-биологические основы физической культуры;

3. основы здорового образа и стиля жизни;

4. оздоровительные системы и спорт (теория, методика и практика);

5. профессионально-прикладная физическая подготовка студентов.

Учебный материал каждой дидактической единицы дифференцирован через следующие разделы и подразделы программы:

- теоретический , формирующий мировоззренческую систему научно-практических знаний и отношение к физической культуре;

- практический , состоящий из двух подразделов:

1. методико-практического, обеспечивающего оперативное овладение методами и способами физкультурно-спортивной деятельности для достижения учебных, профессиональных и жизненных целей личности

2. учебно-тренировочного, содействующего приобретению опыта творческой практической деятельности, развитию самодеятельности в физической культуре и спорте в целях достижения психофизического совершенства, повышения уровня функциональных и двигательных способностей, направленному формированию качеств и свойств личности;

- контрольный , определяющий дифференцированный и объективный учет процесса и результатов учебной деятельности студентов.

Профессиональная направленность образовательного процесса по физической культуре объединяет разделы программы, выполняя связующую, координирующую и активизирующую функцию.

2. ОБЪЕМ ЧАСОВ ДИСЦИПЛИНЫ ПО ВИДАМ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

И ФОРМАМ ОБУЧЕНИЯ

2.1. НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТ

2.1.1.Форма обучения: очно-заочная

Специальность: 260703.65 Проектирование текстильных изделий

Срок обучения: 4 года и 5 месяцев

Виды учебной работы

Всего часов

семестры

Общая трудоемкость курса

408

5

Аудиторные занятия

10

Лекции

10

10

Самостоятельная работа студентов

398

Вид итогового контроля: зачет/экзамен

переаттестация, зачет

Специальность: 080504.65 Государственное и муниципальное управление

Срок обучения: 5 лет и 5 месяцев

Виды учебной работы

Всего часов

семестры

Общая трудоемкость курса

408

1

2

Аудиторные занятия

10

Лекции

10

4

6

Самостоятельная работа студентов

398

Вид итогового контроля: зачет/экзамен

зачет

диф/зачет

Специальность: 080109.65 Бухгалтерский учет, анализ и аудит

Срок обучения: 5 лет и 5 месяцев

Виды учебной работы

Всего часов

семестры

Общая трудоемкость курса

408

1

2

Аудиторные занятия

10

Лекции

10

4

6

Самостоятельная работа студентов

398

Вид итогового контроля: зачет/экзамен

зачет

диф/зачет

2.1.2. Форма обучения: заочная

Специальность: 080504.65 – Государственное и муниципальное управление

Срок обучения: 5 лет и 10 месяцев

Виды учебной работы

Всего часов

семестры

Общая трудоемкость курса

408

5

6

Аудиторные занятия

10

Лекции

10

4

6

Самостоятельная работа студентов

398

Вид итогового контроля: зачет/экзамен

зачет

дифференциальный

зачет

Специальность: 080504.65 – Государственное и муниципальное управление

Срок обучения: 3 года и 1 месяц

Виды учебной работы

Всего часов

семестры

Общая трудоемкость курса

408 (110)

3

Аудиторные занятия

10

Лекции

10

10

Самостоятельная работа студентов

100

Вид итогового контроля: зачет/экзамен

переаттестация, диф/зачет

Специальность: 150408.65 – Бытовые машины и приборы

Срок обучения: 5 лет и 10 месяцев

Виды учебной работы

Всего часов

семестры

Общая трудоемкость курса

408

5

6

Аудиторные занятия

10

Лекции

10

6

4

Самостоятельная работа студентов

398

Вид итогового контроля: зачет/экзамен

зачет

экзамен

Специальность: 150408.65 – Бытовые машины и приборы

Срок обучения: 3 года и 1 месяц

Виды учебной работы

Всего часов

семестры

Общая трудоемкость курса

408 (236)

3

Аудиторные занятия

10

Лекции

10

10

Самостоятельная работа студентов

226

Вид итогового контроля: зачет/экзамен

дифференциальный

зачет

Специальность: 100103.65 – Социально-культурный сервис и туризм

Срок обучения : 5 лет и 10 месяцев

Виды учебной работы

Всего часов

семестры

Общая трудоемкость курса

408

5

6

Аудиторные занятия

10

Лекции

10

4

6

Самостоятельная работа студентов

398

Вид итогового контроля: зачет/экзамен

зачет

дифференциальный

зачет

Специальность: 280201.65 – Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов

Срок обучения : 5 лет и 10 месяцев

Виды учебной работы

Всего часов

семестры

Общая трудоемкость курса

408

5

6

Аудиторные занятия

10

Лекции

10

4

6

Самостоятельная работа студентов

398

Вид итогового контроля: зачет/экзамен

зачет

дифференциальный зачет

Специальность: 260204.65 – Технология бродильных производств и виноделие

Срок обучения : 5 лет и 10 месяцев

Виды учебной работы

Всего часов

семестры

Общая трудоемкость курса

408

5

6

Аудиторные занятия

10

Лекции

10

4

6

Самостоятельная работа студентов

398

Вид итогового контроля: зачет/экзамен

зачет

дифференциальный зачет

Специальность: 280201.65 – Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов

Срок обучения: 3 года и 1 месяц

Виды учебной работы

Всего часов

семестры

Общая трудоемкость курса

408 (96)

4

Аудиторные занятия

10

Лекции

10

10

Самостоятельная работа студентов

86

Вид итогового контроля: зачет/экзамен

переаттестация,

дифференциальный

зачет

Специальность: 100101.65 – Сервис

Срок обучения : 5 лет и 10 месяцев

Виды учебной работы

Всего часов

семестры

Общая трудоемкость курса

408

3

4

Аудиторные занятия

10

Лекции

10

4

6

Самостоятельная работа студентов

398

Вид итогового контроля: зачет/экзамен

зачет

дифференциальный зачет

Специальность: 260901.65 – Технология швейных изделий

Срок обучения: 4 года и 6 месяцев

Виды учебной работы

Всего часов

семестры

Общая трудоемкость курса

408

5

Аудиторные занятия

10

Лекции

10

10

Самостоятельная работа студентов

398

Вид итогового контроля: зачет/экзамен

зачет, дифференциальный зачет

Специальность: 260902.65 – Конструирование швейных изделий

Срок обучения: 4 года и 6 месяцев

Виды учебной работы

Всего часов

семестры

Общая трудоемкость курса

408

5

Аудиторные занятия

10

Лекции

10

10

Самостоятельная работа студентов

398

Вид итогового контроля: зачет/экзамен

переаттестация, дифференциальный зачет

Специальность: 260902.65 – Конструирование швейных изделий

Срок обучения: 4 года и 6 месяцев

Виды учебной работы

Всего часов

семестры

Общая трудоемкость курса

408 (266)

5

Аудиторные занятия

10

Лекции

10

10

Самостоятельная работа студентов

256

Вид итогового контроля: зачет/экзамен

переаттестация, дифференциальный зачет

Специальность: 260902.65 – Конструирование швейных изделий

Срок обучения : 5 лет и 10 месяцев

Виды учебной работы

Всего часов

семестры

Общая трудоемкость курса

408

5

6

Аудиторные занятия

10

Лекции

10

6

4

Самостоятельная работа студентов

398

Вид итогового контроля: зачет/экзамен

зачет

дифференциальный зачет

Специальность: 080109.65 – Бухгалтерский учет, анализ и аудит

Срок обучения: 3 года и 1 месяцев

Виды учебной работы

Всего часов

семестры

Общая трудоемкость курса

408 (100)

3

Аудиторные занятия

10

Лекции

10

10

Самостоятельная работа студентов

90

Вид итогового контроля: зачет/экзамен

дифференциальный зачет

Специальность: 080105.65 – Финансы и кредит

Срок обучения: 3 года и 1 месяц

Виды учебной работы

Всего часов

семестры

Общая трудоемкость курса

408 (100)

4

Аудиторные занятия

10

Лекции

10

10

Самостоятельная работа студентов

90

Вид итогового контроля: зачет/экзамен

переаттестация, дифференциальный зачет

Специальность: 080105.65 – Финансы и кредит

Срок обучения : 5 лет и 10 месяцев

Виды учебной работы

Всего часов

семестры

Общая трудоемкость курса

408

5

6

Аудиторные занятия

10

Лекции

10

4

6

Самостоятельная работа студентов

398

Вид итогового контроля: зачет/экзамен

зачет

дифференциальный

зачет

Специальность: 080507.65 – Менеджмент организации

Срок обучения: 3 года и 1 месяц

Виды учебной работы

Всего часов

семестры

Общая трудоемкость курса

408 (288)

3

Аудиторные занятия

10

Лекции

10

10

Самостоятельная работа студентов

278

Вид итогового контроля: зачет/экзамен

переаттестация,

дифференциальный

зачет

Специальность: 080507.65 Менеджмент организации

Срок обучения : 5 лет и 10 месяцев

Виды учебной работы

Всего часов

семестры

Общая трудоемкость курса

408

5

6

Аудиторные занятия

10

Лекции

10

4

6

Самостоятельная работа студентов

398

Вид итогового контроля: зачет/экзамен

зачет

дифференциальный

зачет

2.2. НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ

2.2.1. Форма обучения: очно-заочная

Специальность: 260700.62 – Технология и проектирование текстильных изделий

Срок обучения: 3 года и 6 месяцев

Виды учебной работы

Всего часов

семестры

Общая трудоемкость курса

408

5

Аудиторные занятия

10

Лекции

10

10

Самостоятельная работа студентов

398

Вид итогового контроля: зачет/экзамен

дифференциальный зачет

2.2.2. Форма обучения: заочная

Специальность: 080100.62 – Экономика

Срок обучения: 4 года и 9 месяцев

Виды учебной работы

Всего часов

семестры

Общая трудоемкость курса

408

5

Аудиторные занятия

10

Лекции

10

10

Самостоятельная работа студентов

398

Вид итогового контроля: зачет/экзамен

зачет

Специальность: 080100.62 – Экономика

Срок обучения: 3 года

Виды учебной работы

Всего часов

семестры

Общая трудоемкость курса

408 (188)

4

Аудиторные занятия

10

Лекции

10

10

Самостоятельная работа студентов

178

Вид итогового контроля: зачет/экзамен

зачет

Специальность: 080100.62 – Экономика

Срок обучения: 3 года

Виды учебной работы

Всего часов

семестры

Общая трудоемкость курса

408 (188)

5

Аудиторные занятия

10

Лекции

10

10

Самостоятельная работа студентов

178

Вид итогового контроля: зачет/экзамен

дифференциальный зачет

Специальность: 080500.62 – Менеджмент

Срок обучения: 4 года и 9 месяцев

Виды учебной работы

Всего часов

семестры

Общая трудоемкость курса

408

5

Аудиторные занятия

10

Лекции

10

10

Самостоятельная работа студентов

398

Вид итогового контроля: зачет/экзамен

экзамен

Специальность: 030600.62 – Журналистика

Срок обучения: 4 года и 9 месяцев

Виды учебной работы

Всего часов

семестры

Общая трудоемкость курса

400

3

Аудиторные занятия

10

Лекции

10

10

Самостоятельная работа студентов

390

Вид итогового контроля: зачет/экзамен

зачет

Специальность: 030600.62 – Журналистика

Срок обучения: 4 года и 9 месяцев

Виды учебной работы

Всего часов

семестры

Общая трудоемкость курса

400

3

Аудиторные занятия

10

Лекции

10

10

Самостоятельная работа студентов

390

Вид итогового контроля: зачет/экзамен

дифференциальный зачет

Специальность: 280200.62 – Защита окружающей среды

Срок обучения: 3 года

Виды учебной работы

Всего часов

семестры

Общая трудоемкость курса

408

4

Аудиторные занятия

10

Лекции

10

10

Самостоятельная работа студентов

398

Вид итогового контроля: зачет/экзамен

зачет

Специальность: 100200.62 – Туризм

Срок обучения: 3 года

Виды учебной работы

Всего часов

семестры

Общая трудоемкость курса

408 (188)

4

Аудиторные занятия

10

Лекции

10

10

Самостоятельная работа студентов

178

Вид итогового контроля: зачет/экзамен

экзамен

Специальность: 150400.62 – Технологические машины и оборудование

Срок обучения: 3 года

Виды учебной работы

Всего часов

семестры

Общая трудоемкость курса

408

4

Аудиторные занятия

10

Лекции

10

10

Самостоятельная работа студентов

398

Вид итогового контроля: зачет/экзамен

зачет

3. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. НАИМЕНОВАНИЕ ЛЕКЦИОННЫХ ТЕМ

И ИХ КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

№ п/п

Темы

Количество часов

лекции

(час)

1

Физическая культура и психологии здоровья в общекультурной и профессиональной подготовке студентов

1

2

Социально-биологические основы физической культуры и психологии здоровья.

2

3

Основы здорового образа жизни студента. Физическая культура в обеспечении здоровья.

3

4

Понятие и проблемы профессионального здоровья, безопасность труда, факторы профессиональной работоспособности. Профессионально-прикладная физи-ческая подготовка (ППФП) студентов.

2

5

Общая физическая и специальная подготовка в системе физического воспитания. Индивидуальный выбор видов спорта. Самоконтроль.

2

ИТОГО

10

Тема 1 . Физическая культура и психологии здоровья в общекультурной и профессиональной подготовке студентов. (1 час)

Физическая культура и спорт как социальные феномены общества. Современное состояние физической культуры и спорта. Физическая культура личности. Деятельностная сущность физической культуры в различных сферах жизни. Ценности физической культуры и психологии здоровья. Физическая культура как учебная дисциплина высшего профессионального образования и целостного развития личности студента. Ценностные ориентации и отношение студентов к физической культуре и спорту. Многопрофильность психологии здоровья и ее служб. Разнообразие задач: профилактических, лечебных, реабилитационных, консультативных, психотерапевтических. Роль общества и качества жизни. Индивидуальная ответственность человека за свое здоровье и физическое совершенствование. Динамика изменений «социальной анатомии» здоровья. Основные положения организации физической культуры и психологии здоровья в высшем учебном заведении.

Комплексная программа развития личности – «Цветок потенциалов»: интеллектуальный, волевой, эмоциональный, физиологический, социальный и духовный аспекты здоровья (Ананьев В.А.).

Первичная профилактика как система общегосударственных мер по укреплению здоровья населения. Роль физической культуры, спорта и туризма в разработке основ пропаганды и внедрения здорового образа жизни. Преодоление безответственности за свое здоровье, в процессе формирования культурологи здорового образа жизни.

Вторичная профилактика – работа с группами повышенного риска заболеваемости. Роль психофизиологии в выявлении и помощи группам риска заболеваемости нервно-психическими болезнями, психосоматическими недугами, пограничными расстройствами, с наркоманией и группами с аномалиями развития.

Третичная профилактика – помощь переболевшим людям в целях предупреждения рецидивов болезни, декомпенсации и инвалидизации.

Основные законодательные документы и физической культуре, спорту и туризму в России и Башкортостане.

Тема 2. Социально-биологические основы физической культуры и психологии здоровья. (2 часа)
Физический аспект здоровья. Здоровье и гармония. Физическое здоровье, понятие саморегуляции и самовоспитания. Гомеостазис, характеристика основных учений о гомеостазисе (К. Бернар, В. Кеннон). Факторы физического здоровья. Учение о конституции человека. Классификация типов конституций. Связь типов конституции с болезнями. Значение возраста в развитии болезни. Физическое развитие и физическое совершенствование. Связь физического развития и здоровья человека. Уровни физической активности. Уровни и степень общей физической подготовлен-ности. Специальная физическая подготовленность. Спортивная физическая подготовленность. Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП).

Критерии физического здоровья. Наследственная предрасположенность и генетическая индивидуализация внутренних причин развития заболеваний. Роль наследственных и средовых факторов. Адаптивные резервы организма. Защитно-компенсаторные процессы. Виды функциональных резервов (биохимические, физиологические, психические). Двуединый процесс адаптации организма. Классификация признаков физиологических резервов. Двигательная активность и физическое здоровье. Оценка и самооценка физического здоровья. Двигательная функция и повышение устойчивости организма человека к различным условиям внешней среды. Воздействие природных и социально-экологических факторов на организм и жизнедеятельность человека. Средства физической культуры и спорта в управлении совершенствованием функциональных возможностей организма в целях обеспечения умственной и физической деятельности. Физиологические механизмы и закономерности совершенствования отдельных систем организма под воздействием направленной физической тренировки.

Психологический аспект здоровья. Образы мужчин и женщин в массовом сознании. Негативная роль гендерных стереотипов. Представления о социальном статусе и правах мужчин и женщин. Оценка психофизического развития мужчины и женщины. Экспрессивность мужчин и женщин. Половые различия в проявлении эмоциональных типов. Доказательства генетической обусловленности различий в способностях мужчин и женщин. Половые различия в свойствах личности. Поведенческие стратегии мужчин и женщин в различных жизненных ситуациях. Потребности и цели, реализуемые мужчинами и женщинами. Представления о маскулинности и феминности. Роль физической культуры и спорта в развитии маскулинности и феминности.

Социальный аспект здоровья. Методологические подходы к изучению общественного здоровья. Психическое здоровье как отражение социального состояния общества. Анализ состояния психического здоровья населения России, Башкортостана. Соотношение микросоциальных и макросоциальных факторов.

Психология семьи. Супружеские дисгармонии и семейные кризисы. Отношения «родитель–ребенок»: стили родительского отношения, родитель-ские позиции в воспитании. Семейные и родительские «сценарии». Нарушения коммуникаций в семье. Последствия нарушений семейных коммуникаций. Методы исследования внутрисемейных отношений. Проблемы жизненного цикла семьи. Патологизирующее семейное наследование. Роль семьи в формировании различных видов отклоняющегося поведения. Вертикальные и горизонтальные стрессоры; семейная история. Влияние семьи на формиро-вание культуры здоровья, физического самовоспитания и самосовершенство-вания.

Здоровье и социальные организации. Организационная патология. Показатели статуса и роли людей в организации. Работа и отдых, безработица. Социальные изменения и здоровье общества. Система здравоохранения как института социального контроля.

Тема 3. Основы здорового образа жизни. Физическая культура в обеспечении здоровья. (3 часа)

Теория защитных механизмов. Понятие копинг-поведения. Процесс социальной адаптации. Компоненты приспособляемости. Когнитивные оценки (первичная, вторичная) и копинг (Р. Лазарус). Аспекты копинга (когнитивный, эмоциональный, поведенческий). Копинг-стратегии (действия по совладанию) и копинг-ресурсы. Виды копинг-ресурсов: физические (здоровье, вынос-ливость), социальные (индивидуальная социальная сеть, социально-поддержи-вающие системы), психологические (убеждение, устойчивая самооценка, общительность, интеллект, мораль, юмор) и материальные ресурсы (деньги, оборудование). Адаптивные варианты копинг-поведения. Относительно адаптивные варианты копинг-поведения. Неадаптивные варианты копинг-поведения. Методы релаксации.

Основы рационального питания. Иммунная система. Иммунитет: гуморальный, клеточный; и виды иммунитета. Эндоэкологическое благопо-лучие организма. Нарушения регуляции обмена веществ. Нарушения энергетического обмена веществ. Энергозатраты при физических нагрузках разной интенсивности. Основные пищевые вещества: белки, жиры, углеводы, витамины (ретинол, тиамин, рибофлавин, пиридоксин, цианкобаламин, аскорбиновая кислота, антирахитический, токоферолы, никотиновая кислота), минеральные вещества и микроэлементы (кальций, фосфор, калий, натрий, железо, йод), вода. Нарушения основного обмена веществ. Нарушения белкового обмена веществ. Обмен углеводов и его нарушения. Обмен липидов (жиров) и его нарушение. Нарушения вводно-солевого и электролитного обмена веществ. Эндокринные нарушения. Значение гормонов, выделяемых надпочечниками, щитовидной железой, различными отделами гипофиза, поджелудочной железой и половыми железами. Витамины и их роль в организме.

Основы рационального питания. Понятие «рационального питания». Защитные и оздоровительные функции. Основы культуры питания. Особенности питания при развитии силовых и скоростно-силовых способностей.

Личная гигиена и здоровье. Основы личной гигиены. Методы ухода за кожей, волосами, полостью рта. Закаливание организма: воздушные закаливающие процедуры, закаливание водой, закаливание солнцем.

Основы сексуального здоровья. Психология сексуальности, возрастная динамика формирования сексуальности. Физиология сексуальности. Основные проявления сексуальной нормы. Сексуальная гармония и дисгармония. Варианты нарушений психосексуального развития человека. Условность сексуальной нормы в период смены научных и общественных парадигм. Анализ ценностей брачных отношений в сексологической клинике. Дисгармонии супружеских пар и пути их коррекции. Нарушения психосексуального развития: сексуальные расстройства при акцентуациях характера, при неврозах у мужчин, при неврозах у женщин.

Двигательная активность. Двигательная активность и здоровье. Оптимальность двигательной активности человека. Гиподинамия, гипоки-незии. Основы двигательной активности. Оздоровительные упражнения. Исследования мышечной деятельности (напряжение, физиологические механизмы). Кодекс здоровья. Профессионально-прикладная физическая подготовка. Методические принципы и методы физического воспитания. Основы обучения движениям. Основы совершенствования физических качеств. Формирование психических качеств в процессе физического воспитания.

Физическое воспитание на разных возрастных этапах. Физкультурно-спортивная мотивация лиц мужского и женского пола. Спортивная деятельность мужчин и женщин. Физиологические механизмы и закономерности совершенствования отдельных систем организма под воздействием направленной физической тренировки. Средства физической культуры и спорта в совершенствовании функциональных возможностей организма с целью обеспечения умственной и физической активности. Занятия женщин спортом и репродуктивная система женского организма.

Влияние оздоровительной физической культуры на организм. Формы физического совершенствования. Основные направления физического самосовершенствования: утренняя гигиеническая гимнастика, оздоровительные виды ходьбы и бега, закаливание.

Тема 4. Понятие и проблемы профессионального здоровья, безопасность труда, факторы профессиональной работоспособности. Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) студентов. (2 часа)

Работоспособность как критерий профессионального здоровья. Факторы профессиональной работоспособности. Физический статус. Показатели физического статуса. Показатели социальных и социально-психологических факторов. Компоненты целевой направленности. Теоретическая основа профессиональной реабилитации. Конкретные программы реабилитации. Этапы реабилитации. Профессиональное «выгорание» и ресурсы его преодоления. Феномен «выгорания» и его причины. Симптомы синдрома «выгорания». Я-концепция. Факторы риска: личностные (интроверсия, реактивность, высокая эмпатия, жестокость и авторитарность, низкая самооценка), статусно-ролевые факторы (ролевой конфликт и неопределенность, личностная и профессиональная неопределенность, низкий социальный статус, отверженность, негативные гендерные установки). Корпоративные (профессионально-организационные) факторы риска «выгорания». Профессиональные факторы риска «выгорания». Ресурсы стрессоустойчивости и преодоления «выгорания». Посттравматическое стрессовое расстройство. Клиника посттравматических стрессовых расстройств. Понятие стресса, острой и хронической психической травмы. Этиопатогенез ПТСР. Факторы, детерминирующие чувствительность человека к психическим травмам, влияние преморбидных особенностей на течение ПТСР и кризисных состояний. Стрессоустойчивость. Разновидность реакций на психическую травму. Прогноз и течение ПТСР. Хронические ПТСР. Осложнения ПТСР, комплексная травма. Специфика посттравматических стрессовых расстройств у жертв экологических, техногенных и военных катастроф, непосредственные и отсроченные психические реакции. Медико-психологическая реабилитация страдающих посттравматическими стрессовы-ми расстройствами.

Личная и социально-экономическая необходимость специальной психофизической подготовки человека к труду. Определение понятия ППФП, ее цели, задачи, средства. Место ППФП в системе физического воспитания студентов. Факторы, определяющие конкретное содержание ППФП. Методика подбора средств ППФП. Организация, формы и средства ППФП студентов в вузе. Контроль за эффективностью профессионально-прикладной физической подготовленности студентов.

Основные факторы, определяющие ППФП будущего специалиста данного профиля; дополнительные факторы, оказывающие влияние на содержание ППФП по избранной профессии; основное содержание ППФП будущего бакалавра и специалиста; прикладные виды спорта и их элементы. Зачетные требования и нормативы по ППФП по годам обучения (семестрам) для студентов факультета.

Тема 5. Общая физическая и специальная подготовка в системе физического воспитания.

Индивидуальный выбор видов спорта. Самоконтроль. (2 часа)

Общая физическая подготовка, ее цели и задачи. Специальная физическая подготовка. Спортивная подготовка, ее цели и задачи. Зоны и интенсивность физических нагрузок. Значение мышечной релаксации. Возможность и условия коррекции физического развития, телосложения, двигательной и функциональной подготовленyости средствами физической культуры и спорта в студенческом возрасте. Формы занятий физическими упражнениями. Учебно-тренировочное занятие как основная форма обучения физическим упражнениям. Структура и направленность учебно-тренировоч-ного занятия.

Мотивация и целенаправленность самостоятельных занятий. Формы и содержание самостоятельных занятий. Организация самостоятельных занятий физическими упражнениями различной направленности. Характер содержания занятий в зависимости от возраста. Особенности самостоятельных занятий для женщин. Планирование и управление самостоятельными занятиями. Границы интенсивности нагрузок в условиях самостоятельных занятий у лиц разного возраста.

Взаимосвязь между интенсивностью нагрузок и уровнем физической подготовленности. Гигиена самостоятельных занятий. Самоконтроль за эффективностью самостоятельных занятий. Участие в спортивных соревнованиях.

Массовый спорт и спорт высших достижений, их цели и задачи. Спортивная классификация. Студенческий спорт. Особенности организации и планирования спортивной подготовки в вузе. Спортивные соревнования как средство и метод общей физической, профессионально-прикладной, спортивной подготовки студентов. Система студенческих спортивных соревнований. Общественные студенческие спортивные организации. Олимпийские игры и Универсиады. Современные популярные системы физических упражнений. Мотивация и обоснование индивидуального выбора студентом вида спорта или системы физических упражнений для регулярных занятий. Краткая психофизиологическая характеристика основных групп видов спорта и систем физических упражнений. Определение цели и задач спортивной подготовки (или занятий системой физических упражнений) в условиях вуза. Возможные формы организации тренировки в вузе.

Диагностика и самодиагностика состояния организма при регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом. Врачебный контроль, его содержание. Педагогический контроль, его содержание. Самоконтроль, его основные методы, показатели и дневник самоконтроля. Использование методов стандартов, антропометрических индексов, номограмм функциональных проб, упражнений-тестов для оценки физического развития, телосложения, функционального состояния организма, физической подготовленности. Коррекция содержания и методики занятий физическими упражнениями и спортом по результатам показателей контроля

3.2. ТЕМЫ И РАЗДЕЛЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО

ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

В процессе освоения курса студенты проделывают большую самостоятельную работу, включающую в себя:

- подготовку сообщений по различным разделам курса;

- проработку ситуаций, предлагаемых для анализа; самостоятельно, с последующим их анализом на занятиях;

- составление словаря специальных терминов;

- подготовку к контрольным опросам;

- изучение рекомендуемой литературы;

- участие в деятельности студенческого научного общества по физической культуре, спорту и психологии здорового образа жизни;

- разработка индивидуальных программ развития и самосовершенствования личности

3.2.1. Тематика самостоятельной работы студентов

Тема 1. Знакомство с основными законодательными документами России и Башкортостана по вопросам физической культуры, спорта и туризма; образования и здравоохранения (Приложение 1).

Рассмотреть основные законодательные документы (конституция, договора, указы, распоряжения, нормативные акты, целевые программы, постановления) по физической культуре, спорту и туризму:

1. Система государственных гарантий.

2. Законодательство Российской Федерации в области охраны психического и физического здоровья населения.

3. Законодательство Башкортостана в области охраны психического и физического здоровья населения.

4. Система организации физической культуры, спорта и туризма за рубежом.

5. Анализ деятельности и содержание спортивных клубов и секций в Башкортостане и городе Уфе.

Тема 2. Сравнить подходы к здоровому образу жизни в России и странах мира.

Вопросы:

5. Хронологическая статистика и анализ подходов к здоровому образу жизни в России.

6. Хронологическая статистика и анализ подходов к здоровому образу жизни в странах Европы.

7. Хронологическая статистика и анализ подходов к здоровому образу жизни в странах Азии.

8. Хронологическая статистика подходов к здоровому образу жизни в США и Канаде.

Тема 3 . Изучить рынок услуг в сфере сервиса организации здорового образа жизни населения в месте проживания. Провести сравнительный анализ организации здорового образа жизни в Калининском, Кировском, Советском, Октябрьском, Орджоникидзевском, Дёмском районах города Уфы, городов Башкортостана.

Тема 4. Подготовить материал к дискурсу «Культура здорового образа жизни в современном российском обществе».

Задание: подготовить сообщение на тему «Формирование культуры здорового образа жизни».

Вопросы:

1. Идентификация личностных ресурсов и компетенции, определение успешности и гармонизации развития личности.

2. Определение препятствий, ограничивающих личные возможности развития этих ресурсов и компенсации, варианты их преодоления в современном обществе.

3. Получение инструмента, отвечающего карьерным, профессиональным, личностным и физическим устремлениям здоровой личности.

4. Определение актуальной картины здоровья. Моделирование результата.

5. Психофизическая методика автоматического самоизлечения.

Тема 5. Просмотреть и проанализировать четырехсерийный видео-фильм «Тело человека» (ВВС-200 СОЮЗ ВИДЕО).

Вопросы:

1. Образы тела как отражения внутренних переживаний, тело – метафора бессознательного.

2. Возможности «переструктурирования» психотравматического телесного опыта.

3. Приемы, методики и навыки работы с телом и телесностью человека.

Тема 6. Анализ монографии: Механизмы психологической защиты. Генезис. Функционирование. Диагностика. – Мытищи, 1996.

Вопросы:

1. Основные подходы к изучению отношения субъекта к дальнейшему психическому развитию и социальной адаптации.

2. Механизмы защиты как специфические средства решения универсальных проблем адаптации.

3. Формы психологических защит личности.

Диагностика характерных механизмов психологической защиты (опросник Келлермана-Плучика). Определение основных форм психологи-ческой защиты, характерной для индивида: реактивные образования, отрицание реальности, замещение, регрессия, компенсация, проекция, вытеснение, рационализация (Приложение 2).

Диагностика копинг-механизмов совладания (методика Э. Хайма). Определение адаптивных, неадаптивных и относительно адаптивных вариантов копинга в когнитивной, эмоциональной и поведенческой сферах (Приложение 3).

Тема 7. Прослушать и проанализировать компакт-диск «Антистресс».

Вопросы:

1. Стресс как механизм адаптации и индикатор внутренних проблем.

2. Стрессоустойчивость как личностное и профессионально важное качество личности.

3. Методы и приемы профилактики: психофизиологическая реабилита-ция, аутотренинг, автотрансформация страха, комплексная профилактика стрессовых состояний.

4. Психологическая реабилитация лиц, переживших стресс: основы мнемореабилитации, приемы NLP.

5. Комплексная постстрессовая реабилитация.

Тема 8. Просмотреть и проанализировать видеокассеты/диски по тематике «Красота и здоровье».

Вопросы:

1. Гигиена на каждый день: организация домашнего быта, значение оздоровительной гимнастики.

2. Значение правильного питания.

3. Искусство отдыха, красоты и здоровья.

4. Влияние профессиональных вредностей на кожу, профилактика и гигиена.

Тема 9. Разработать индивидуальную программу рационального пита-ния.

Задание: провести медицинское обследование, сделать анализ крови; проанализировать научную литературу по вопросам культуры здорового питания: раздельному, по результатам группы крови и т.п.; использовать результаты самооценки здоровья.

Тема 10. Просмотреть видеокассеты «Танцевальная аэробика», «Фитнес – стиль жизни», «Пилатес», «Атлетическая подготовка» и т.п.

Вопросы:

1. Методика составления индивидуальных программ и занятий оздоровительно-восстановительной направленностью с элементами танцевальной аэробики или фитнеса, или пилатеса, или атлетической подготовки, или комбинированного варианта.

2. Основные методики самомассажа. Методы предупреждения и исключения спортивного травматизма в физической подготовке. Профилактика переутомления.

3. Особенности структуры построения занятия по физической культуре с элементами растяжки, танца, атлетической подготовки.

4. Варианты разминки по оздоровительной физической культуре.

5. Организация основной части занятия.

Тема 11. Разработать индивидуальную программу двигательной актив-ности.

Задание: провести медицинское обследование, определить группу здоровья, наличие хронических и других видов заболевания. Разработать индивидуальную программу двигательной программы согласно группы своего здоровья (Д1, Д2, Д3).

Тема 12. Подготовить материал к диспуту на тему «Адаптация, стресс и профилактика профессионального «выгорания».

Задание: подготовить сообщения, отработать методики профилактики профессионального «выгорания» согласно своей специальности.

Вопросы:

1. Профессиональное здоровье, функциональное здоровье, работоспособность специалистов: понятие и методики оценки.

2. Профессиональная надежность персонала и психофизиологические основы безопасности деятельности.

3. Пути, средства и методы сохранения и восстановления профессионального здоровья.

4. Психофизиологическое обоснование применения комплекса корригирующих воздействий в целях сохранения и восстановления профессионального здоровья персонала.

Тема 13. Подготовить материал к диспуту на тему «Механизмы старения организма».

Вопросы:

1. Современный взгляд на множественные механизмы старения организма. Психофизиология старения.

2. Гендерные особенности старения: старение и питание, роль сна в сохранении здоровья, движение и здоровье, жизненная позиция и здоровье, стресс и старение, возрастные изменения мозговой ткани, антиоксиданты и длительность жизни.

3. Методы и приемы, способствующие длительному сохранению здоровья.

3.2.2. Перечень рекомендуемых тем ов

1. Проблемы здоровья и здорового образа жизни в контексте российской культуры.

2. Проблемы здоровья и здорового образа жизни в контексте башкирской культуры.

3. Гармония души и тела – основа здоровья человека.