Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 16

 

Поиск            

 

«Цветовая деталь в любовной лирике А. Блока»

 

             

«Цветовая деталь в любовной лирике А. Блока»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1 городского поселения

«Рабочий поселок Солнечный» Солнечного муниципального района

Хабаровского края

по литературе

на тему:

«Цветовая деталь в любовной лирике А.Блока»

Выполнила: Колбичева Линда Анатольевна, ученица 11 класса «А»

Руководитель: Казаковцева Любовь Владимировна , учитель русского языка и литературы

Солнечный

2007

Эпиграф: Фотографию заменить, учесть пропорции.


План.

I. (Глубина лирики)

II. Мнение критиков о творчестве и судьбе Александра Блока.

III. Биографическая справка.

IV. (Судьба поэта в творчестве)

V. Художественное своеобразие.

VI. Заключение.


I.

Имя Александра Блока я слышала не раз на уроках литературы. Но это было лишь поверхностное знакомство.

Выбирая тему исследовательской работы, пролистывая сборники поэзии Серебряного века, я вдруг столкнулась с удивительными по своей философской глубине строчками стихотворения:

Я искал голубую дорогу,

И кричал, оглушённый людьми,

Подходя к золотому порогу,

Затихая пред Твоими дверьми.

Проходила Ты в дальние залы,

Величава, тиха и строга.

Я носил за Тобой покрывало

И смотрел на твои жемчуга.[1]

Это были стихи Александра Блока. Познакомившись со сборниками его стихотворений, я выделила один из главных мотивов его творчества – мотив любви. Исследованию именно этого мотива я решила посвятить свою работу.

Как мотив любви выражен через цветовую деталь? - вот главный вопрос, на который хочу я ответить, работая в рамках проекта « Роль цветовой детали в литературе» .

Основные задачи:

© собрать и систематизировать литературно - критический материал о творчестве Александра Блока;

© провести текстуальный анализ его стихотворений с точки зрения заявленной темы;

© обобщить полученные данные, оформить их в виде а и мультимедийной презентации.

Лирика А. А. Блока – явление уникальное. При всем многообразии ее проблематики и художественных решений, при всем отличии ранних стихотворений от последующих – она выступает как единое целое, как одно развёрнутое во времени произведение , как отражение пройденного поэтом «пути». На эту особенность указывал сам Блок.[2]

Я изучила множество критических статей о творчестве поэта. Хочу выделить мнение В.Я.Брюсова[3] , который считал: «…Блок не повторяет чужих тем, но с бесстрашной искренностью черпает содержание своих стихов из глубины своей души. Это придает его поэзии особую свежесть, делает все его стихи жизненными, позволяет поэту постоянно открывать новые и новые источники вдохнове­ния. Блок как-то сразу создал свой стиль, во многом самобытный, но не замкнулся в нем и в каждой своей новой книге ищет новых путей для своего творчества. Большой мастер стиха, хотя и не стремящийся во что бы то ни стало к новым формам, он во всех своих созданиях ос­тается красивым и завлекательным. Его стихи как бы просят музыки, и, действительно, мно­гие его стихотворения были положены компо­зиторами на музыку. Интимная поэзия Блока никого не может оттолкнуть от себя с первого взгляда, но для своего настоящего понимания требует вдумчивости и внимания. Надо войти в круг переживаний поэта, чтобы полно вос­принять их; надо вчитаться в его стихи, чтобы вполне оценить их оригинальность и красоту. 1915»

Отталкиваясь именно от этого высказывания, я построила свою исследовательскую работу по теме.

II.

Счастлив, кто посетил сей мир

В его минуты роковые…-

Эти знаменитые слова его любимого поэта – Тютчева сказаны как будто о самом Блоке. III.

Художественный мир

4- 5 страниц .

А.А. Блок родился в Петербурге, детство и юность провел в семье деда по матери, А.Н. Бекетова (известного ботаника, публициста, с 1870 г. декана физико-математического факультета Петербург­ского университета, в 1876—1884 гг. ректора университета, друга М.Е. Салтыкова-Щедрина, Д.И. Менделеева, близкого знакомого многих выдающихся деятелей культуры). В имении Бекетовых Шахматове Блок проводил лето. Мать Блока, Александра Андреевна (во втором замужестве Кублицкая-Пиоттух), переводчица и лите­ратор, сыграла благотворную роль в его жизни, привив интерес к философии и литературе.

Первые стихи, переводы, прозаические сочинения Блок написал еще в детстве, а в юности им созданы стихотворные циклы, в которых проявилось влияние В.А. Жуковского, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета. На фоне освоения их традиций формировалась его художественная система. В ней нашли отражение принципы первого течения русского модернизма в ли­тературе — символизма. Новаторство Блока не было эксперимен­таторством (в противоположность началу творческого пути главы символизма В.Я. Брюсова), особенности его поэзии органически связаны со строем его души, основаны на интуитивных прозрениях. Его стихи — лирические монологи, выражающие психологические переживания автора с присущей ему проникновенностью.


IV.

Сегодня, в 21 веке, неизменным остается только одно: память. Мы должны быть благодарны тем писателям, которые после себя оставили когда-то признанный, а порой, непризнанный труд. Эти произведения заставляют нас задуматься над смыслом жизни, вернуться в то время, посмотреть на него глазами писателей разных течений, сравнить противоречащие точи зрения. Эти произведения - живая память о тех художниках слова, которые не остались обыкновенными созерцателями происходившего. «Сколько в человеке памяти, столько в нем и человека» ,- пишет В.Распутин[4] . И пусть нашей благодарной памятью художественного слова будет наше неравнодушное отношение к их творениям.

Список литературы

b Апухтина В.А. Современная советская проза. 60—70-е годы. М., 1984.

b Бочаров А.Г. Литература и время. Из творческого опыта прозы 60—80-х годов. М., 1989.

b Гаспаров МЛ. Русские стихи 1890—1925 годов в комментариях. М, 1993.

b Долгополое Л.К. На рубеже веков: О русской литературе конца XIX— начала XX века. Л., 1984.

b Комина Р.В. Современная советская лигература. М., 1984.

b Литературный энциклопедический словарь/ Под. ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева. М., 1987.

b Скороспелова Е.Б. Русская советская проза 20—30-х годов: судьбы романа. М., 1985.

b Соколов А.Г. История русской литературы конца XIX—начала XX века. М., 1988.

b Шнейберг Л.Я., Кондаков И.В. От Горького до Солженицына. М., 1997..

b Якушена Н.И. Русская поэзия XIX –начала XX в. М.,«Художественная литература», 1987 г.


[1] Сентябрь- декабрь 1902 года, цикл «Распутья»

[2]

[3] Валерий Яковлевич Брюсов (1873-1924), псевдонимы – Аврелий, Бакулин, Нелли – поэт, прозаик, драматург, критик, переводчик, литературовед и историк, один из организаторов и признанный лидер русского символизма. Автор большого количества книг: сборники поэзии, рассказов, статей, романы, драмы.