Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 16

 

Поиск            

 

Указания методические

 

             

Указания методические

ГОСУДАРСВТЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО РЫБОЛОВСТВУ

МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСВТЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра менеджмента

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

К дипломному проектированию для студентов

Специальности 061100 «Менеджмент организации»

Мурманск

2004

Методические указания составлены на основе рекомендации УМО: «Менеджмент. Итоговая аттестация студентов. Преддипломная практика и дипломное проектирование».

Ответственный редактор

Заведующий кафедрой менеджмента к.т.н., доцент Е.К. Медко

Обсуждена на заседании кафедры менеджмента

Протокол №_____ от ____________ 2003г.

Обсуждена и одобрена

Ученым советом блока социально-экономического образования МГТУ

Протокол №_____ от ____________ 2003г.

1. Введение.

Концепция УМО в области менеджмента заключается в целесообразности комплексного подхода к заключительной фазе профессиональной подготовки специалистов в области менеджмента в увязке с требованиями государственного стандарта о высшем профессиональном образовании.

Главная цель – повышение уровня организации и качества проведения каждого из трех взаимосвязанных процессов завершающей фазы дипломного проектирования и в, конце концов, повышение устойчивости выпускников вуза на рынке труда за счет их лучшей теоретической и самое главное - практической подготовки.

Итоговый междисциплинарный экзамен может и должен способствовать реальной оценке уровня подготовки будущего специалиста по циклам дисциплин, предусмотренных Государственным образовательным стандартом по специальности.

Основными задачами преддипломной практики являются апробирование на базовом предприятии (организации, фирме) ключевых идей будущего дипломного проекта, сбор и анализ необходимой информации, окончательная корректировка реальной темы дипломного проекта студента и в оптимальном случае – достижение договоренности о трудоустройстве.

Цель дипломного проектирования – завершение подготовки специалиста в сфере производственного, финансового или кадрового менеджмента, способного эффективно решать актуальные для организации-заказчика проекта проблемы. Для участия в реальном совершенствовании производственного процесса будущий менеджер должен уметь профессионально решать предпринимательские, организационно-управленческие, планово-экономические, конкретно-исследовательские, консультационные и другие задачи.

Прежде всего студент-выпускник специальности «Менеджмент» должен готовить не дипломную работу, а дипломный проект, отвечающий более высоким, современным требованиям.

Эффективная структура дипломного проекта может включать как основные, так и обеспечивающие разделы. Основными разделами дипломного проекта должны являться:

-теоретические и методологические основы изучения проблемы;

-анализ состояния изучаемой проблемы на конкретном предприятии (организации), заказавшем разработку проекта;

-проектные рекомендации для предприятий (организаций) – заказчика.

В качестве разделов, повышающих качество проекта, могут быть предложены: экономическая оценка проекта, правовое обеспечение проекта, компьютерное обеспечение проекта.

Дипломные проекты могут иметь фундаментальный, методологический, поисковый или прикладной характер. Желательно, чтобы дипломные проекты выполнялись по заказам от производства, научных и учебных учреждений, в том числе кафедр, отделов и служб базовых вузов.

Обязательно должен просчитываться ожидаемый экономический (или обосновываться социальный) эффект от разработки и внедрения результатов дипломного проектирования на производстве.

2. Цели дипломного проектирования.

Дипломный проект - самая большая по объему самостоятельная работа студента. В ней дипломник должен проявить способности к творческому поиску, научным разработкам, навыки подготовки и принятия экономических, организационных и управленческих решений. При этом дипломник использует полный набор знаний, полученных в процессе изучения дисциплин, предусмотренных учебным планом.

Кроме того, как будущий менеджер, он должен быть готов выполнять следующие виды деятельности:

- профессионально - предпринимательскую;

- организационно-управленческую;

- планово-экономическую;

- конкретно-исследовательскую;

- консультационную.

Целью дипломного проекта является:

- систематизация, закрепление и расширение теоретических знаний по избранной специальности;

- углубление навыков ведения самостоятельной работы и овладение методикой исследования при решении разрабатываемых в дипломном проекте проблем;

- выявление степени подготовленности дипломанта к самостоятельной работе; умение применять полученные знания для решения конкретных практических задач менеджмента;

- углубление навыков работы с различной справочной и специальной литературой, анализа и использования мировых достижений науки и техники.;

- изучение и использование современных экономико-математических, статистических методов обработки данных, средств вычислительной техники и оргтехники.

Разработка дипломного проекта основывается на изучении и анализе материально-технических и социально-экономических условий деятельности и управленческой ситуации на конкретном объекте исследования (предприятие, организация, фирма), его структурных подразделений. Умение отобрать необходимые сведения, сопоставить их, используя соответствующие методы обработки и анализа информации, сделать выводы и разработать рекомендации на основе проведенного анализа по повышению эффективности работы предприятия (организации, фирмы и т.д.).

3. Организация дипломного проектирования.

3.1. Выбор и утверждение темы дипломного проекта.

Тематика дипломных проектов должна быть актуальной, соответствовать современному состоянию науки и перспективам развития экономики России, соответствовать потребности развития и совершенствования самого производства. При формировании тематики дипломного проектирования учитываются следующие факторы:

- актуальность темы дипломных проектов;

- соответствие тем задачам дипломного проектирования;

- возможность сбора данных на предприятии – базе практики;

- соответствие тематики научному профилю выпускающей кафедры;

- разнообразие практики дипломных проектов.

Тема дипломного проекта может быть рекомендована кафедрой или предприятием, на котором студент проходит практику или в дальнейшем будет работать. Студент может также предложить свою тему с обоснованием целесообразности ее разработки.

Тема проекта должна определить необходимость решения конкретного вопроса, четко выделенного из числа других. Целесообразно не смешивать несколько сложных вопросов в рамках одного дипломного проекта.

Закрепление за дипломником темы дипломного проекта осуществляется по его письменному заявлению на имя заведующего выпускающей кафедры. Выпускающая кафедра производит закрепление дипломников за руководителями проектов. При этом учитываются: соответствие темя дипломного проекта профилю и квалификации руководителя; осуществление им руководства научно-исследовательской работой студента и другие факторы.

Руководителями дипломного проекта могут быть профессора, доценты, старшие преподаватели выпускающей кафедры, а также научные сотрудники и высококвалифицированные специалисты других предприятий и учреждений.

Кафедра готовит соответствующий приказ по Университету, в котором определяются руководители, консультанты и темы дипломных проектов, закрепленные за дипломниками. Одновременно оформляется приказ о закреплении дипломников за предприятиями, организациями – местами преддипломной практики. Эта работа должна быть закреплена за 1-2 недели до начала преддипломной практики.

3.2. Задание на дипломный проект.

Задание на дипломный проект составляется по установленной форме руководителем и выдается студентам, которые успешно завершили полный курс обучения.

Задание включает в себя следующие разделы:

- темя дипломного проекта, сроки сдачи дипломником законченного проекта, перечень исходных данных к дипломному проекту, содержание пояснительной записки, консультанты по проекту, дата выдачи задания, календарный график работ над проектом.

В разделе «Тема проекта» указывается полное наименование темы в соответствии с приказом ректора, дата и номер приказа; «Сроки сдачи студентом законченного проекта» – число, месяц, год завершения работ и представления ее на кафедру для подписи; «Исходные данные к проекту» - полное наименование предприятия, где будет проходить дипломную практику дипломник, материалы, собираемые по практике, основная научная литература; «Содержание пояснительной записки» – краткий перечень вопросов по каждому из разделов проектов; «Дата выдачи задания» - число, месяц, год получения дипломником данного задания; «Календарный график работ над проектом» – сроки завершения каждого раздела дипломного проекта.

3.3. Работа на преддипломной практике.

В период преддипломной практики дипломник собирает фактический материал о производственно-хозяйственной деятельности предприятия – базы практики. Руководитель дипломного проекта выдает дипломнику индивидуальный план-график прохождения преддипломной практики, который содержит:

- последовательность сбора исходных данных для дипломного проекта;

- объем исследований, проводимых на базе практики;

- перечень работ, выполняемых в период практики.

При сборе материалов, необходимых для дипломного проекта, основными источниками сведений являются:

- плановые и отчетные документы;

- нормативно0-справочные материалы;

- результаты опроса сотрудников предприятия;

- документы, используемые в системе управления предприятием;

- должностные инструкции;

- положения о подразделениях предприятия (организации, фирмы);

- статистические данные;

- планировка производственных подразделений;

- интервьюирование различных категорий работников.

Работа студентов на практике не должна превратиться в механическое переписывание планов, отчетов и проч. Ценность собранного материала определяется не столько количеством данных и широтой анализа, сколько качеством данных и глубиной анализа, т.е. соответствием содержанию индивидуального задания (теме дипломного проекта), качеством обработки данных и расчетно-обоснованными выводами.

В период работы на преддипломной практике студент должен изучить предприятие, виды деятельности, организационную структуру управления, внутреннюю и внешнюю среду, используя различные инструменты менеджмента (анализ внешней и внутренней среды, SWOT – анализ, БКГ – анализ, АВС – анализ и т.п.).

В процессе обработки и анализа собранных материалов выявляются параметры производства, вскрываются причины отклонения от нормальных условий работы предприятия, влияние этих отклонений на технико-экономические показатели, намечаются новые мероприятия по совершенствованию производственной деятельности предприятия, системы выработки и принятия управленческих решений.

В процессе прохождения практики студент обязан:

- выполнить все задания, предусмотренные программой практики и индивидуальным план-графиком;

- строго соблюдать правила внутреннего распорядка предприятия и техники безопасности;

- вести дневник практики.

В конце практики результаты исследования оформляются в виде отчета. На его основе дипломником сдается дифференцированный зачет по практике. В отчете на 20-30 страницах с необходимыми пояснениями, расчетами, графиками, отражается, обобщается и систематизируется материал, собранный на базе практики, отражаются проведенные исследования, проводятся выводы о выявленных недостатках в существующей системе управления и направления совершенствования системы управления, которые позволяют повысить эффективность работы предприятия.

В целом состав и содержание отчета по преддипломной практике соответствует черновому варианту части (первый раздел) дипломного проекта с необходимыми числовыми и графическими материалами.

Студент, получивший неудовлетворительную оценку по практике, не допускается к дипломному проектированию.

3.4. Руководитель дипломного проекта.

В целях оказания дипломнику теоретической и практической по­мощи в период подготовки и написания дипломного проекта кафедра выделяет ему научного руководителя. Как правило им является преподаватель кафедры, под руководством которого студент дневной формы обучения проходил преддипломную практику.

Руководитель дипломного проекта обязан:

1). Оказать практическую помощь студенту в выборе темы дипломного проекта и разработке плана его выполнения.

2). Выдать задание на дипломный проект.

3). Оказать помощь в выборе методики проведения исследования.

4). Дать квалифицированную консультацию по подбору литератур­ных источников и фактических материалов, необходимых для выпол­нения проекта.

5). Осуществлять систематический контроль за ходом выполнения дипломного проекта в соответствии с разработанным планом.

6). После выполнения дипломного проекта дать оценку качества его выполнения и соответствия требованиям, предъявляемым к нему (от­зыв руководителя).

7). Проводить предзащиту ДП с целью выявления готовности студента к его защите.

Дипломнику следует периодически (по обоюдной договоренности, примерно раз в неделю) информировать научного руководителя о ходе подготовки дипломного проекта, консультироваться по вызывающим затруднения или сомнения вопросам, обязательно ставить в извест­ность о возможных отклонениях от утвержденного графика выпол­нения проекта.

Дипломнику следует иметь ввиду, что научный руководитель не является ни соавтором, ни редактором дипломного проекта и поэтому не должен поправлять все имеющиеся в дипломном проекте теоретические, методологические, стилистические и другие ошибки.

На различных стадиях подготовки и выполнения дипломного проекта задачи научного руководителя изменяются.

На первом этапе подготовки научный руководитель советует, как приступить к рассмотрению темы, корректирует план работы и дает рекомендации по списку литературы.

В ходе выполнения проекта научный руководитель выступает как оппонент, указывает дипломнику на недостатки аргументации, композиции, стиля и т.д., советует как их лучше устранить.

Рекомендации и замечания научного руководителя дипломник должен воспринимать творчески. Он может учитывать их или отклонять по своему усмотрению, так как ответственность за теоретически и методологически правильную разработку и освещение темы, качество содержания и оформление дипломного проекта полностью лежит на нем, а не на научном руководителе.

После получения окончательного варианта дипломного проекта научный руководитель , выступающий экспертом кафедры, составляет письменный отзыв, в котором всесторонне характеризует качество дипломного проекта, отмечает положительные стороны, особое внимание обращает на отмеченные ранее недостатки, не устраненные дипломником, мотивирует возможность или нецелесообразность представления дипломного проекта в ГЭК.

В отзыве руководитель отмечает также ритмичность выполнения работ в соответствии с графиком, добросовестность, определяет степень самостоятельности, активности и творческого подхода, проявленные студентам в период написания дипломного проекта, и рекомендует оценку.

Если дипломник нуждается в консультантах по отдельным специальным вопросам, то заведующий кафедрой может их назначить дополнительно.

Научный руководитель от кафедры и консультанты утверждаются приказом ректора.

3.5. Руководство и контроль за ходом работ по дипломному проектированию

На выполнение и защиту дипломного проекта учебным планом предусмотрено 12 недель. Основным документом, позволяющим планировать и контролировать ход дипломного проектирования, является календарный план-график. Он включает все этапы проектирования: подбор и получение литературы, сбор, обобщение и анализ исходных данных, составление черновых вариантов дипломного проекта, его оформление, рецензирование, подготовку к защите. Календарный план-график работы над дипломным проектом составляется таким образом, чтобы основная работа приходилась на первые два месяца дипломного проектирования.

Выпускающая кафедра в течение всего периода дипломного проектирования проверяет степень готовности дипломного проекта. Для этого заведующим кафедрой назначается комиссия в составе 2-3 сотрудников кафедры.

Комиссия после подробного ознакомления с ходом дипломного проектирования дает заключение о соответствии проекта предъявляемым к нему требованиям, делает замечания по доработке и дает рекомендации. Председатель комиссии докладывает на заседании кафедры о результатах контроля. На последующую проверку, которая проводится за неделю до начала работы ГАК (государственной аттестационной комиссией), дипломник должен представить полностью выполненную, но не сброшюрованную пояснительную записку и графические материалы.

Полностью готовый и оформленный дипломный проект со всеми приложениями, графическими материалами и титульным листом передается заведующему кафедрой на утверждение.

Одновременно с утверждением дипломник получает направление на рецензирование и представляет проект рецензенту.

В письменном отзыве рецензента на дипломный проект должны отмечаться:

- актуальность темы;

- соответствие выполненного проекта заданию на дипломное проектирование;

- использование последних достижений в области экономики, организации производства, принятия управленческих решений, моделирования, прикладной математики и ЭВМ;

- соответствие выполненной работы требованиям, предъявляемым к дипломным проектам;

- оригинальность, новизна, глубина и обоснованность проектных решений;

- возможность практического использования полученных результатов;

- слабые стороны проекта, его недостатки;

- качество оформления проекта.

Письменный отзыв завершается общими выводами, дифференцированной оценкой проекта, мнением о возможности присвоения автору проекта квалификации по соответствующей специальности.

Подпись рецензента заверяется печатью организации, в которой он работает. Далее дипломный проект с рецензией направляется в ГАК.

3.6. Защита дипломного проекта.

Состав членов ГАК утверждается ректором Университета не позднее, чем за месяц до начала работы комиссии. Сроки работы ГАК предусматриваются учебным планом Университета. График работы утверждается ректором.

За месяц до защиты дипломник закрепляется за определенным ГАКом (если таких ГАКов на работе несколько).

Непосредственно перед защитой дипломник обязан проверить:

- наличие всех подписей в пояснительной записке;

- правильность оформления документов, предоставленных в ГАК: характеристики, рецензия, справки деканата об оценках по всем дисциплинам, справки о внедрении проекта.

Подготовка к защите дипломного проекта включает:

- составление текста или тезисов доклада и согласование его с руководителем дипломного проекта;

- подготовку графического материала проекта;

- запись на защиту в определенный графиком день;

- получение рецензий.

Доклад должен быть тщательно отредактирован и отработан.

В нем отражается:

- полное наименование темы дипломного проекта и ее актуальность;

- цель и задачи, поставленные дипломником;

- краткий анализ экономического состояния объекта исследования;

- направления и возможности совершенствования системы управления и объекта исследования в соответствии с целями и задачами проекта;

- поиск и принятие проектных решений, их эффективность;

- практическая реализация и апробация разработок;

- заключение о возможности реализации предложений дипломного проектирования и их дальнейшее совершенствование.

Доклад должен быть увязан с графическими материалами. На представленные графические материалы необходимо ссылаться во время доклада. В качестве альтернативы иллюстрированный материал может быть представлен в виде комплекта рисунков, выполненных на листах формата А4.

Для доклада отводится 10-12 минут. Защита дипломных проектов проводится в Университете или на предприятии (выездная защита). На заседание ГАК приглашаются руководители дипломных проектов, рецензенты, все желающие.

Секретарь ГАК приглашает по списку дипломников, зачитывает соответствующие документы. После этого слово для доклада предоставляется дипломнику, в котором он отражает новизну и аргументированность принятых решений, эффективность выполненных разработок. После окончания доклада дипломник отвечает на вопросы членов ГАК. При ответе на вопросы допускается пользоваться пояснительной запиской и графическими материалами. Дипломник должен продемонстрировать умение быстро ориентироваться в различных вопросах, показать уровень профессиональной подготовленности.

После ответов на вопросы секретарь ГАК зачитывает отзыв рецензента. Дипломнику предоставляется заключительное слово, в котором он отвечает на замечания рецензента.

Результаты защиты объявляются в тот же день в конце заседания ГАК. Решение ГАК о присвоении квалификации объявляется приказом ректора по Университету, выпускнику вручается диплом.

В тех случаях, когда защита дипломного проекта признана неудовлетворительной, выпускающая кафедра решает, может ли дипломник представить к повторной защите этот же, доработанный проект или он должен разработать новую тему, предложенную выпускающей кафедрой.

Дипломник, не защитивший проект, допускается к повторной защите в течение тех лет после окончания Университета.

4. Типовая структура и содержание дипломного проекта.

4.1. Типовая структура проекта.

Дипломный проект – самостоятельная творческая работа студента. Независимо от избранной темы рекомендуется приведенная ниже структура дипломного проекта:

Введение.

Раздел 1. Характеристика предприятия (анализ изучаемой проблемы на предприятии).

Раздел 2. Теоретические и методические основы изучения проблемы.

Раздел 3. Разработка рекомендаций и мероприятий по решению изучаемой проблемы на предприятии.

Раздел 4. Экономическая оценка проекта.

Заключение.

Список литературы.

Приложения.

Графическая часть иллюстрирует основные выводы и предложения дипломного проекта (графики, схемы, алгоритмы и т.п.) и составляет не менее 5 листов пояснительной записки.

4.2. Основные этапы и сроки выполнения дипломного проекта.

Успешное выполнение дипломного проекта во многом зависит от четкого соблюдения установленных сроков и последовательного выполнения отдельных этапов работы. При этом рекомендуется следующий календарный план разработки ДП (прил. 3), который включает отдельные практические мероприятия:

1). Выбор темы дипломного проекта и ее утверждение на кафедре не позднее чем за полтора месяца до начала преддипломной практики у студентов дневного отделения или зимней экзаменационной сессии у студентов заочного отделения.

2). Подбор научной литературы и представление ее списка науч­ному руководителю от кафедры не позднее чем к началу преддип­ломной практики или окончанию экзаменационной сессии.

3). Написание и представление научному руководителю от кафедры введения и первой части (не менее 25%) дипломного проекта за 10 дней до окончания практики.

4). Доработка первой части с учетом замечаний научного руководителя, написание и представление второго и третьего разделов (примерно еще 50 %) дипломного проекта после прохождения и сдачи отчетов по преддипломной практике.

5). Завершение всего дипломного проекта в первом варианте и представление его научному руководителю от кафедры не позднее чем за один месяц до ориентировочной даты защиты дипломных проектов.

6). Оформление дипломного проекта в окончательном варианте и представление его научному руководителю в согласованные с ним сроки (за две недели до защиты дипломных проектов).

Перед представлением отдельных разделов дипломного проекта научному руководителю от кафедры целесообразно ознакомить с ними руководителя преддипломной практики от организации, на материалах которой готовится дипломный проект, получить одобрение или замечания. Консультанты по специальным разделам дипломного проекта также должны подтвердить их готовность или дать свои замечания.

4.3. Изложение текстового материала.

4.3.1.Общие требования .

а) Дипломный проект должен быть выполнен любым печатным способом на пишущей машинке или с использованием компьютера и принтера на одной стороне листа белой бумаги формата А4 через полтора интервала. Между заголовками разделов и подразделов, а также между заголовками и текстом применяется увеличенный межстрочный интервал (3-4 интервала).

б) Цвет шрифта должен быть черным, высота букв, цифр и других знаков — не менее 1,8 мм. Шрифт - Times New Roman, 14.

в) Выравнивание основного текста – по ширине. При выравнивании по центру строки некоторых элементов (например, подписей под иллюстрациями) средствами MS Word кроме применения автоматического выравнивания «по центру» необходимо убрать красную строку (отступ) абзаца.

г) Текст дипломного проекта следует печатать, соблюдая следующие размеры полей: правое — 10 мм; верхнее, левое и нижнее — 20 мм.

д) Разрешается использовать компьютерные возможности акцентирования внимания на определенных терминах, формулах, теоремах, применяя шрифты разной гарнитуры - с соблюдением требований, указанных в предыдущих пунктах. Вне зависимости от способа выполнения проекта качество напечатанного текста и оформления иллюстраций, таблиц, распечаток с ПЭВМ должно удовлетворять требованию их четкого воспроизведения. При выполнении проекта необходимо соблюдать равномерную плотность, контрастность и четкость изображения по всему проекту. В проекте должны быть четкие, нерасплывшиеся линии, буквы, цифры и знаки.

е) Опечатки, описки и графические неточности, обнаруженные в процессе подготовки проекта, допускается аккуратно исправлять подчисткой или закрашиванием белой краской и нанесением на том же месте исправленного текста (графики) машинописным способом или черными чернилами, пастой или тушью — рукописным способом. Повреждения листов текстовых документов, помарки и следы неполностью удаленного прежнего текста (графики) не допускаются.

ж) Для предварительной проверки допускается представлять дипломный проект нормоконтролеру в несброшюрованном виде. Готовый (предъявляемый для нормоконтроля) дипломный проект должен быть сброшюрован в твердый переплет: в специальную папку-скоросшиватель или типографским способом. Независимо от способа брошюрования листы должны быть закреплены плотно, без перекосов, смятия листов и т.п.

и) Порядок следования листов при брошюровании:

· первый лист – форзац. Не включается в нумерацию страниц.

· второй лист – титульный. Включается в нумерацию страниц как первая страница, номер не указывается.

· третий лист – задание на дипломный проект. Включается в нумерацию как вторая страница, номер не указывается.

· четвертый лист – , включается в нумерацию как третья страница, номер не указывается.

· пятый лист – первая страница элемента «Содержание». Указывается номер страницы (четвертый). В содержание включаются заголовки всех последующих структурных элементов дипломного проекта, начиная с «Введения».

· предпоследний лист в книжном блоке дипломного проекта – так называемый «Последний лист дипломного проекта». В содержании не указывается, но включается в нумерацию страниц.

· последний лист – форзац. В нумерацию страниц не включается.

к) При брошюровании дипломного проекта в папку-скоросшиватель к последнему листу (форзацу) приклеиваются концы шнуров, скрепляющих листы дипломного проекта. На листке, наклеиваемом поверх концов указанных шнуров, должна быть сделана запись: «Пронумеровано и сброшюровано _____ листов дипломного проекта» (включается общее количество, за исключением двух листов форзацев). Здесь же проставляется дата и подпись дипломника. Опечатанный таким образом дипломный проект должен исключать возможность изъятия (замены) листов дипломного проекта без нарушения пломбы.

л) При переплете дипломного проекта типографским способом (вклеивании блока в твердый переплет) опечатывания проекта указанным способом не требуется.

4.3.2. Построение проекта, нумерация.

а) Основную часть проекта следует делить на разделы, подразделы и пункты. Пункты, при необходимости, могут делиться на подпункты. Каждый пункт должен содержать законченную информацию.

б) Названия разделов и подразделов должны иметь сквозную нумерацию в пределах всего проекта. Заголовки нумеруются только арабскими цифрами и записываются с абзацного отступа, без точки в конце предложения, не подчеркивая. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой. После номера раздела точка не ставится. Заголовки должны четко и кратко отражать содержание разделов, подразделов.

в) Подразделы должны иметь нумерацию в пределах каждого раздела. Номер подраздела состоит из номеров раздела и подраздела, разделенных точкой. В конце номера подраздела точка не ставится. Разделы, как и подразделы, могут состоять из одного или нескольких пунктов. После номера пункта и подпункта точку также не ставят.

г) Если раздел или подраздел имеет только один пункт, или пункт имеет один подпункт, то нумеровать его не следует. Пример нумерации разделов, подразделов и пунктов:

1 Методы финансового анализа

1.1 Горизонтальный и вертикальный анализ баланса

1.1.1 _______

1.1.2 _______

1.2 Коэффициентный анализ

1.2.1 __________

1.2.2 __________

1.2.3 _________

д) Заголовки и нумерация разделов и подразделов, а также номера страниц, указанные в структурном элементе «Содержание» должны полностью соответствовать тексту проекта.

е) Страницы проекта следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту проекта (включая приложения). Независимо от ориентации текста (книжной или альбомной) номер страницы проставляется в центре нижней части листа без скобок, тире и прочих знаков препинания.

ж) Иллюстрации и таблицы на листе формата А3 учитывают как одну страницу.

и) Внутри подразделов, пунктов или подпунктов могут быть приведены перечисления. Перед каждым перечислением следует ставить дефис или, при необходимости ссылки в тексте документа на одно из перечислений, строчную букву (за исключением букв ё, з, й, о, ч, ь, ы, ъ), после которой ставится скобка.

к) Для дальнейшей детализации перечислений необходимо использовать арабские цифры, после которых ставится скобка, а запись производится с дополнительного абзацного отступа (красной строки). Для основного текста абзаца перечисления (вторая и последующие строки абзаца) отступ не делается.

Пример

а)_________________________________

______________________________________

б)_________________________________

1) _______________________

___________________________________

___________________________________

2) ________________________

___________________________________

___________________________________

4.3.3. Оформление иллюстраций.

а) Иллюстрации (чертежи, графики, схемы, компьютерные распечатки, диаграммы, фотоснимки) следует располагать в проекте непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице. Иллюстрации могут быть в компьютерном исполнении, в том числе и цветные.

б) Чертежи, графики, диаграммы, схемы, иллюстрации, помещаемые в проекте, должны соответствовать требованиям государственных стандартов Единой системы конструкторской документации (ЕСКД).

в) Иллюстрации, за исключением иллюстрации приложений, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией. Перед номером иллюстрации пишется слово «Рисунок» и порядковый номер иллюстрации. Если рисунок один, то он обозначается “Рисунок 1”. Допускается нумеровать иллюстрации в пределах раздела. В этом случае номер иллюстрации состоит из номера раздела и порядкового номера иллюстрации, разделенных точкой. Например, Рисунок 1.1.

г) Слово “Рисунок”, номер и наименование рисунка помещают посередине строки. К самим рисункам также применяется выравнивание посередине строки. Пример оформления рисунка приведен на Рис. 1.

Рисунок 1 — Структура управления ОАО «NeSPI»

д) Иллюстрации каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения приложения. Например: Рисунок А.3.

е) На все иллюстрации должны быть даны ссылки в проекте. При ссылках на иллюстрации следует писать «... в соответствии с Рисунком 2» или «… в соответствии с Рис. 2» - при сквозной нумерации. И «... в соответствии с рисунком 1.2» или «... в соответствии с Рис. 1.2» при нумерации в пределах раздела.

4.3.4. Оформление таблиц .

а) Таблицы применяют для лучшей наглядности и удобства сравнения показателей. Название таблицы, при его наличии, должно отражать ее содержание, быть точным и кратким. Название таблицы следует помещать над таблицей слева, с абзацного отступа, без точки в конце. Заголовок таблицы должен состоять из слова «Таблица» (с абзацного отступа), номера таблицы и через тире – названия таблицы. Пример оформления таблицы приведен на Рис. 2.

Таблица 1 – Анализ основных статей баланса ОАО «NeSPI»

Наименование показателя

2002 год

2003 год

Сумма

%

Сумма

%

Рисунок 2 – Пример оформления таблиц

б) Таблицу следует располагать в дипломном проекте непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице. На все таблицы должны быть ссылки в проекте.

в) Таблицы, за исключением таблиц приложений, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией. Допускается нумеровать таблицы в пределах раздела. В этом случае номер таблицы состоит из номера раздела и порядкового номера таблицы, разделенных точкой. Таблицы каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения приложения. Если в документе одна таблица, то она должна быть обозначена “Таблица 1” или “Таблица В.1”, если она приведена в приложении В.

г) Таблицу с большим количеством строк допускается переносить на другой лист. При переносе части таблицы на другой лист слово “Таблица”, номер и заголовок указывают один раз над первой частью таблицы. Над следующими частями слева указывается слово “Продолжение” и номер таблицы, например: “Продолжение таблицы 1”. При этом нижняя горизонтальная черта, ограничивающая первую (промежуточную) часть таблицы, не проводится. При переносе таблицы на другую страницу необходимо повторить шапку таблицы либо дополнительную строку с нумерацией столбцов (Рисунок 3).

Таблица 2 – Анализ основных статей баланса ОАО «NeSPI»

Наименование показателя

2002 год

2003 год

Сумма

%

Сумма

%

1

2

3

4

5

Продолжение таблицы 2

1

2

3

4

5

Рисунок 3 – Пример оформления заголовка таблицы

д) Если все графы таблицы содержит показатели, выраженные в одних и тех же физических величинах, то ее обозначение необходимо помещать над таблицей справа, а при делении таблицы на части - под словами «Продолжение таблицы».

е) Если повторяющийся в разных строках графы таблицы текст состоит из одного слова, то его после первого написания допускается заменять кавычками; если из двух и более слов, то при первом повторении его заменяют словами “То же”, а далее — кавычками. Ставить кавычки вместо повторяющихся цифр, марок, знаков, математических и химических символов не допускается. Если цифровые или иные данные в какой-либо строке таблицы не приводят, то в ней ставят прочерк.

ж) Таблицы слева, справа и снизу, как правило, ограничивают линиями. Допускается применять размер шрифта в таблице меньший, чем в тексте. Горизонтальные и вертикальные линии, разграничивающие строки таблицы, допускается не проводить, если их отсутствие не затрудняет пользование таблицей. Разделять заголовки и подзаголовки боковика и граф диагональными линиями не допускается.

4.3.5. Примечания.

а) Примечания приводят в документах, если необходимы пояснения или справочные данные к содержанию текста, таблиц или графического материала. Слово “Примечание” следует печатать с прописной буквы с абзацного отступа и не подчеркивать.

б) Примечания следует помещать непосредственно после текстового, графического материала или в таблице, к которым относятся эти примечания. Если примечание одно, то после слова “Примечание” ставится тире и примечание печатается с прописной буквы. Одно примечание не нумеруют. Несколько примечаний нумеруют по порядку арабскими цифрами без проставления точки. Примечание к таблице помещают в конце таблицы над линией, обозначающей окончание таблицы.

4.3.6. Формулы и уравнения.

а) Уравнения и формулы следует выделять из текста в отдельную строку. Выше и ниже каждой формулы или уравнения должно быть оставлено не менее одной свободной строки. Если уравнение не умещается в одну строку, то оно должно быть перенесено после знака равенства (=) или после знаков плюс (+), минус (-), умножения (х), деления (:), или других математических знаков, причем знак в начале следующей строки повторяют.

б) Пояснение значений символов и числовых коэффициентов следует приводить непосредственно под формулой в той же последовательности, в которой они даны в формуле.

в) Формулы в дипломном проекте следует нумеровать порядковой нумерацией в пределах всего проекта арабскими цифрами в круглых скобках в крайнем правом положении на строке. Если в работе приводится только одна формула, то она обозначается — (1).

Пример

А=B+C

( 1)

г) Формулы, помещаемые в приложениях, должны нумероваться отдельной нумерацией арабскими цифрами в пределах каждого приложения с добавлением перед каждой цифрой обозначения приложения, например формула (В.1).

д) Ссылки в тексте на порядковые номера формул дают в скобках. Пример - ... в формуле (1).

е) Допускается нумерация формул в пределах раздела. В этом случае номер формулы состоит из номера раздела и порядкового номера формулы, разделенных точкой, например (3.1).

ж) В проекте допускается выполнение формул и уравнений рукописным способом черными чернилами.

4.3.7. Оформление приложений.

а) Приложения оформляют как продолжение данного документа на последующих его листах. В тексте документа на все приложения должны быть даны ссылки.

б) Приложения располагают в порядке ссылок на них в тексте документа.

в) Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием наверху посередине страницы слова “Приложение” и его обозначения.

г) Приложение должно иметь заголовок, который записывают с выравниванием посередине строки с прописной буквы отдельной строкой.

д) Приложения обозначают заглавными буквами русского алфавита, начиная с А, за исключением букв Ё, З, Й, О, Ч, Ь, Ы, Ъ. После слова “Приложение” следует буква, обозначающая его последовательность. Допускается обозначение приложений буквами латинского алфавита, за исключением букв I и O.

В случае полного использования букв русского и латинского алфавитов допускается обозначать приложения арабскими цифрами.

Если в документе одно приложение, оно обозначается “Приложение А”.

Текст каждого приложения, при необходимости, может быть разделен на разделы, подразделы, пункты, подпункты, которые нумеруют в пределах каждого приложения. Перед номером ставится обозначение этого приложения.

е) Приложения должны иметь общую с остальной частью документа сквозную нумерацию страниц.

4.4. Типовая структура пояснительной записки.

Введение. Это вступительная часть дипломного проекта, в которой рассматриваются основные тенденции изучения и развития проблемы, анализируется существующее состояние, обосновывается актуальность проблемы, формируются цель и задачи проекта. Объем введения не должен превышать 1-3 стр.

Раздел 1. Характеристика предприятия (анализ изучаемой проблемы на предприятии).

Целесообразно начать с характеристики объекта и предмета исследования. Можно сделать небольшой исторический экскурс. Проводится анализ внутренней среды: характеристика деятельности предприятия, организационная структура управления, анализ производственно-хозяйственной деятельности предприятия (за 1-3 года). Необходимо привести характеристику внешней среды (макро- и микро окружения), выявить сильные и слабые стороны предприятия, оценить возможности и угрозы, выявление проблемы, требующей решения.

Материалами для анализа могут быть планы работы организаций, годовые отчеты, статистическая отчетность и другая служебная доку­ментация, изученная студентом-дипломником во время прохождения преддипломной практики.

Материалы, служащие базой для обоснования и анализа, должны быть достаточно полными и достоверными, чтобы, опираясь на них, можно было бы проанализировать положение дел, вскрыть резервы и наметить пути их использования, а также устранить вскрытые не­достатки в работе. Следует избегать ненужных сведений, отбирая только те, которые будут использованы в процессе работы.

Характер и объем собранного материала зависят от особенности принятой методики исследования.

Анализ состояния дел в организации предполагает обработку со­бранных статистических материалов, например по производственной деятельности организации, за последние 1-3 года, Анализ и обработку цифровой информации необходимо проводить с помощью современ­ных методов экономического, социологического и психологического анализа.

Важно использовать возможности вуза при выборе определенных методов для работы на ЭВМ.

Для установления объективных тенденций и закономерностей все данные об указанной проблеме должны быть достоверными.

Объем раздела 15-20 страниц.

Раздел 2. Теоретические и методические основы изучения проблемы.

В разделе дается обзор литературы по проблеме, формируется концепция, обосновывается методика анализа проблемы.

Проводится исследование вариантов решения задач, которые представлены в специальной литературе, проводится оценка этих вариантов (организационных мероприятий, использованной техники, экономико-математической моделей и методов...) с точки зрения конкретного предмета (объекта исследования). Излагаются научно-обоснованные технические, экономические или технологические решения, внедрение которых вносит значительный вклад в ускорение научно-технического прогресса или излагаются аналогичные разработки, обеспечивающие решение важных прикладных задач.

Объем раздела 20-25 страниц.

Раздел 3. Разработка рекомендаций и мероприятий по решению изучаемой проблемы (проектный раздел).

Опираясь на выводы по результатам анализа, обосновываются ре­комендации и мероприятия по решению поставленной проблемы на предприятии-заказчике.

В частности, намечаются пути использования вскрытых резервов, устранения недостатков в работе, планируются, обосновываются и принимаются решения, обеспечивающие реализацию цели и задач проекта.

При подготовке этой части работы студенты должны учесть основ­ные принципы: системного подхода, то есть учета всех или большин­ства взаимообуславливающих задач управления объектом, комплек­сного подхода с позиции оперативного и стратегического управления; принципа динамичности, предполагающего регулярную корректировку подготовленных документов в связи с изменившимися условиями работы базовой организации, содержанием деятельности аппарата управления, а также с методами выполнения управленческих работ.

Разработка рекомендаций предполагает, что на основании ана­лиза, выявления недостатков и возможностей разрешения проблемы, студент-дипломник приводит достаточно полные и аргументирован­ные предложения и рекомендации.

Например, в соответствии со сформулированными предложениями по совершенствованию системы управления целесообразно внесение изменений в действующую систему управления организации: структур­ную и функциональную схемы; процедуры выполнения управленчес­ких работ, положения об организации и ее структурных подразделе­ниях, планы работ и т.д.

Объем раздела 25-30 страниц.

Раздел 4. Экономическая оценка проекта.

В данном разделе рассматривается экономическая сторона проекта: затраты на реализацию, ожидаемая эффективность.

Предложения и рекомендации, в свою очередь, должны быть конкретными и экономически обоснованными.

Для расчета экономической эффективности должна быть выбрана методика и дано ее теоретическое обоснование.

Должны быть обоснованы рекомендации с точки зрения социаль­ной и экономической значимости. Оценка эффективности предлага­емых управленческих решений.

Характеризуется также степень внедрения данных предложений на исследуемом объекте, а также возможность их использования на дру­гих объектах в отраслевом или региональном аспектах. Необходимо охарактеризовать перспективы дальнейшего развития работ в вы­бранной области.

Объем раздела 5-10 страниц.

Заключение. В заключении следует сформулировать основные выводы и рекомендации, вытекающие из результатов проведенного исследования.

Объем заключения 1-3 страницы.

Список использованных источников .

Список должен содержать сведения об источниках, использованных при составлении отчета. Сведения об источниках следует располагать в порядке появления ссылок на источники в тексте отчета, нумеровать арабскими цифрами без точки после номера и печатать с абзацного отступа.

При ссылках на источники на бумажном носителе необходимо указывать: для книг – общее количество страниц (например - 355с.); для статей из журналов, сборников и т.п. – страницы, на которых была размещена цитируемая в тексте статья (например - С. 55-58).

В тексте работы ссылки на использованные источники следует приводить в квадратных скобках. Цитата в тексте дипломной работы приводится в кавычках, после нее указывается источник с указанием страницы – например, [15, с.3]; соответственно, сам этот источник с полным наименованием, указанием авторов, издательства и прочих данных указывается в списке использованной литературы под номером 15.

Если дается свободный пересказ положений тех или иных авторов, то в квадратных скобках достаточно указать только номер источника по списку использованных источников.

5. Примерная тематика дипломных проектов.

1. Разработка рыночной стратегии предприятия (организации, фирмы).

2. Организация стратегического планирования на предприятии.

3. Организация стратегического управления на предприятии.

4. Разработка системы менеджмента качества предприятия.

5. Совершенствование системы управления качеством продукции.

6. Совершенствование системы управления предприятием.

7. Создание информационной базы для эффективного управления предприятием (организацией, фирмой).

8. Рационализация структуры управления предприятием.

9. Технология управления организацией.

10. Организация управления малыми (семейными) предприятиями.

11. Пути повышения эффективности и качества управленческих решений.

12. Формирование организационной культуры предприятия.

13. Разработка бизнес-процессов организации.

14. Разработка стратегии маркетинга в фирме.

15. Разработка системы управления маркетингом в фирме.

16. Создание и функционирование маркетинговой службы на предприятии.

17. Информационное обеспечение маркетинга.

18. Разработка и совершенствование плана маркетинга фирмы.

19. Организация рекламной деятельности фирмы.

20. Финансовый менеджмент как подсистема управления предприятием.

21. Управление финансами в условиях вывода предприятия из кризиса.

22. Организация финансового менеджмента на предприятии.

23. Система взаимоотношений предприятия и банка.

24. Система взаимоотношений предприятия и бюджета.

25. Управление рисками (на предприятии, банке, инвестиционной компании).

26. Организация анализа хозяйственной деятельности предприятия.

27. Разработка процесса эффективного управления производством на предприятии.

28. Разработка системы управления проектом на предприятии.

29. Основные функции управления проектом.

30. Основные этапы выполнения проекта на предприятии.

31. Управление отдельными процессами выполнения проекта.

32. Кадровый менеджмент на предприятии.

33. Кадровое планирование на предприятии.

34. Управление трудовой карьерой менеджеров.

35. Перестройка деятельности кадровых служб в условиях рыночной экономики.

36. Разработка системы управления персоналом на предприятии.

37. Организация информационного обеспечения процессов управления персоналом на предприятии.

38. Кадровый аудит на производстве.

39. Управление качеством труда менеджера на производстве.

40. Формирование и повышение эффективности деятельности управленческой «команды» менеджеров.

41. Управление мотивацией на предприятии.

42. Разработка внутрифирменной социальной программы.

43. Разработка и управление инвестиционным проектом по использованию различных видов инноваций на предприятии.

44. Разработка и управление инвестиционным проектом по перспективному развитию фирмы.

45. Разработка и управление проектом по осуществлению посреднической деятельности (услуг).

46. Разработка и управление инвестиционным проектом по продвижению товара на рынке.

47. Разработка и управление инвестиционным проектом по социально-экономическому развитию предприятия.

48. Формирование системы персонального менеджмента.

49. Планирование личной работы менеджера.

50. Пути интенсификации и рационализации труда менеджера.

51. Рабочее место и информационное обеспечение менеджера.

52. Система организации управленческого труда фирмы.

53. Пути повышения работоспособности менеджера.

Особенности содержания тем дипломных проектов и рекомендуемая литература по направлениям приведена в учебном пособии: Менеджмент: итоговая аттестация студентов, преддипломная практика и дипломное проектирование: Учебное пособие/ Под общ. ред. Э.М. Короткова и С.Д. Резника – Пенза: ПГАСА, 1999. (Имеется в библиотеке МГТУ). 2-е издание – 2002г.

Приложение 1

Ректору МГТУ,

Профессору Ершову А.М.

От студента ________________

(Фамилия, имя, отчество)

___________________________

___________________________

Курс_______________________

Специальность______________

___________________________

Специализация______________

___________________________

ЗАЯВЛЕНИЕ

Прошу утвердить мне тему дипломного проекта (дипломной работы)

_________________________________________________________________

наименование темы

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

и назначить руководителем _________________________________________

(должность, фамилия, имя, отчество)

Подпись_____________________

«СОГЛАСОВАНО»

Заведующий кафедрой

_________________________

_________________________

«___» ______________2004г.

«СОГЛАСОВАНО»

Руководитель дипломного

проекта

_________________________

_________________________

«___» ______________2004г.

Приложение 2

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПО РЫБОЛОВСТВУ

МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра ______________________

______________________________

"УТВЕРЖДАЮ"

Зав. кафедрой __________________

подпись

_______________________

дата

ЗАДАНИЕ

на выполнение дипломного проекта

1. Студент ________________________________________________

Ф.И.О.

2. Руководитель ___________________________________________

ученая степень, звание, Ф.И.О.

3. Тема проекта ___________________________________________

утверждена приказом ректора № _____ от ____________________

4. Перечень основных документов и разделов дипломного проекта

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Дата представления студентом законченного дипломного проекта____________________________________________________

Руководитель _____________________________________________

подпись, дата

Дипломник _______________________________________________________

подпись, дата

Приложение 3

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПО РЫБОЛОВСТВУ

МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра ________________________________

_________________________________________

"Допустить к защите"

Заведующий кафедрой ______________

ученая степень,

___________________________________

звание, подпись, фамилия, инициалы,

___________________________________

дата

__________________________________________________________________

наименование темы дипломной работы

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Дипломного проекта по специальности (направлению) __________________

номер,

_______________________________________________________________

полное название специальности (направления)

Дипломник _______________________________________________________

Ф.И.О.

Руководитель _____________________________________________________

ученая степень, звание, подпись, фамилия, инициалы

Консультанты:

По экономике ____________________________________________________ По менеджменту __________________________________________________

Нормоконтролер ___________________________________________________

Мурманск

2004

Приложение 4

ОБРАЗЕЦ ОФОРМЛЕНИЯ БИБЛИОГРАФИИ

ПО ДИПЛОМНОМУ ПРОЕКТИРОВАНИЮ

Источник относится к государственным стандартам и сборникам документов:

Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления: ГОСТ 7.1.84. Введ. 01.01.86. - М, 1984. - 75 с.

Книги одного, двух, трех, и более авторов:

Рузавин Г.И. Научная теория: Логико-методологический анализ. -М.: Мысль, 1978.-237 с.

Госс B.C., Семенюк Э.П., Урсул А.Д. Категории современной науки: Становление и развитие. - М.: Мысль, 1986. - 268 с.

Сборник одного автора:

Методологические проблемы современной науки / Сост. А.Т. Мос­каленко. - М.: Политиздат, 1979. - 295 с.

Сборник с коллективным автором.

Непрерывное образование как педагогическая система: Сб. науч. тр. / Научно-исслед. ин-т высшего образования / Отв. ред. Н.Н. Не­чаев. - М.: НИИВО, 1995. - 156 с.

Материалы конференций, съездов:

Проблемы вузовского учебника: Тез. докл. Третья всесоюзная науч. конф. - М.: МИСИ, 1988. - 156 с.

Авто диссертации:

Фролов В.В. Отечественное медицинское книгоиздание. Развитие издательского репертуара, 1917-1995: Автореф. дис... канд. филол. на­ук.-М., 1995.-21 с.

Статья из газеты и журнала:

Егорова-Гантман Е., Минтусов И. Портрет делового человека // Проблемы теории и практики управления . - 1992. - № 6. - С. 14-15. Статья из продолжающего издания.

Сафронов Г.П. Итоги, задачи и перспективы развития книжной торговли // Кн. торговля. Опыт, пробл., исслед. - 1981. - Вып.8. -

С.3-17.

Статья из ежегодника:

Народное образование и культура // СССР в цифрах в 1985 г. - М.,

1986.-С.241-255.

Статья из энциклопедии и словаря:

Диссертация // Советский энциклопедический словарь. - М., 1985. -

С.396.

Приложение 5

Вуз

Мурманский государственный технический университет

Кафедра «Менеджмент»

ОТЗЫВ РУКОВОДИТЕЛЯ ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА

На дипломный проект студента(ки)

(фамилия, имя, отчество)

выполненный на тему: _____________________________________________

1. Актуальность проекта ____________________________________________

2. Научная новизна проекта _________________________________________

3. Оценка содержания дипломного проекта_____________________________

Продолжение прил. 5.

4. Положительные стороны проекта___________________________________

5. Замечания к дипломному проекту __________________________________

6. Рекомендации по внедрению дипломного проекта ____________________

7. Рекомендуемая оценка дипломного проекта__________________________

8. Дополнительная информация для ГЭК_______________________________

НАУЧНЫЙ

РУКОВОДИТЕЛЬ_____________ _____________________________

(подпись) (фамилия, имя, отчество)

__________________________________________________________________

(ученая степень, звание, должность, место работы)

________._______._________

(дата выдачи)

Приложение 6

РЕЦЕНЗИЯ

на дипломный проект

_________________________________________________________________ (фамилия, имя, отчество)

Дипломный проект на тему______________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________содержит __________ стр. пояснительной записки и листов графических материалов.

Дипломный проект выполнен в соответствии с заданием в полном объеме и подтверждает способность дипломника к самостоятельному решению управленческих задач: ______________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дипломный проект заслуживает ___________ оценки, а дипломник __________________ присвоения квалификации ________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Рецензент ________________________________________________________

(подпись, Ф.И.О.)

_________________________________________________________________

(занимаемая должность)

Приложение 7

СПРАВКА

О результатах внедрения решений, разработанных в дипломном проекте студентом вуза

__________________________________________________________________

(ф.и.о. полностью)

В процессе работы над дипломным проектом по теме:___________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

студент _____________________________ принял непосредственное участие

(ф.и.о.)

в разработке ______________________________________________________

(перечень разработанных вопросов)

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Полученные им результаты нашли отражение в методических разработках, в докладных и аналитических записках

__________________________________________________________________

(наименование органа, организации, предприятия)

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

в настоящее время методические разработки, включающие результаты данного дипломного проекта____________________________________________

__________________________________________________________________

(находятся в стадии внедрения или включены в инструктивные материалы)

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Руководитель

Организации или подразделения __________________ __________________

(подпись) (фамилия, и.о.)

печать организации

Приложение 8

ПРИМЕРНАЯ СТРУКТУРА ДОКЛАДА НА ЗАЩИТЕ

ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА

Требования к докладу на защите ДП:

1. Представление темы ДП.

2. Актуальность проблемы.

3. Предмет исследования.

4. Объект исследования.

5. Цель работы.

6. Задачи исследования.

7. Алгоритм исследования.

8. Дерево целей.

9. Характеристика организации.

10. Организационно-функциональная структура управления.

11. Характеристика выборочной совокупности исследования.

12. Методы исследования.

13. Качественная оценка основных показателей.

14. Полученные результаты.

15. Основные выводы по проблеме.

16. Методические рекомендации.

17. Степень внедрения.

18. Эффективность внедрения.

19. Область применения.

20. Перспективность развития направления.

21. Ответы на замечания рецензента.

Примечание: в тексте материалов доклада обязательно указание номеров плакатов.

Содержание.

1. Введение......................................................................................................

2. Цели дипломного проектирования. .........................................................

3. Организация дипломного проектирования. .............................................

3.1. Выбор и утверждение темы дипломного проекта..........................

3.2. Задание на дипломный проект. ........................................................

3.3. Работа на преддипломной практике. ...............................................

3.4. Руководитель дипломного проекта..................................................

3.5. Руководство и контроль за ходом работ по дипломному проектированию.......................................................... .........................................................

3.6. Защита дипломного проекта. ..........................................................

4. Типовая структура и содержание дипломного проекта..........................

4.1. Типовая структура проекта. .............................................................

4.2. Основные этапы и сроки выполнения дипломного проекта.........

4.3. Изложение текстового материала.....................................................

4.4. Типовая структура пояснительной записки.....................................

5. Примерная тематика дипломных проектов. ............................................

Приложение 1 «Заявление на дипломный проект»......................................

Приложение 2 «Задание» ..............................................................................

Приложение 3 «Титульный лист» .................................................................

Приложение 4 «Образец оформления библиографии по дипломному проектированию» .......................................................... ............................................

Приложение 5 «Отзыв» .......................................................... .......................

Приложение 6 «Рецензия» .............................................................................

Приложение 7 «Справка о результатах внедрения решений, разработанных в дипломном проекте студентом вуза» .......................................................................