Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 16

 

Поиск            

 

Указания методические по проведению практических занятий дисциплина опд. Ф. 04 «Теория организации»

 

             

Указания методические по проведению практических занятий дисциплина опд. Ф. 04 «Теория организации»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТУРИЗМА И СЕРВИСА»

ФГОУВПО «РГУТиС»

Факультет «Экономический»

Кафедра «Менеджмент»

УТВЕРЖДАЮ

Проректор,

к.и.н., доцент

_______________________Юрчикова Е.В.

«____»______________________________201_ г.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Дисциплина ОПД.Ф.04 «Теория организации»

Направление подготовки 080500.62 «Менеджмент бакалавриат»

Москва 2011 г.


Методические указания по проведению практических занятий составлены на основании рабочей программы дисциплины ОПД.Ф.04 «Теория организации».

Методические указания рассмотрены и утверждены на заседании кафедры

«Менеджмент»

Протокол №_______ «_____» ____________________201_ г.

Зав.кафедрой

к.э.н., доц. Ларионова А.А.

Методические указания рекомендованы Научно-методической секцией

Экономического факультета

Протокол №_______ «_____» ____________________201_ г.

Председатель

Научно-методической секции

к.э.н., доц. Каурова О.В.

Методические указания одобрены Научно-методическим советом ФГОУВПО «РГУТиС»

Протокол №_______ «_____»______________________201_ г.

Ученый секретарь

Научно-методического совета

к.с.н. Артамонова М. В.

Методические указания разработали:

преподаватели кафедры

«Менеджмент»

к.э.н., проф. Панина З.И.

ассистент Александрова Н.С.

введение

Теория организации входит в состав дисциплин обязательного профессионального обучения по направлению подготовки 080500.62 «Менеджмент бакалавриат»

Наряду с другими учебными дисциплинами общенаучного профиля она образует основу фундаментальной теоретической подготовки в области управления организациями.

Цель проведения практических занятий по дисциплине «Теория организации» - закрепление и углубление теоретических знаний, приобретение навыков и умений работы с научной, учебной, методической литературой, навыков и умений в области ведения аналитической работы.

Объем практических занятий по темам дисциплины

Наименование тем

Количество часов занятий

Введение в теорию организации

Тема 1: Понятие и сущность организации

6

Тема 2: Организационные системы

4

Тема 3: Организация и управление

4

Тема 4: Законы организации

6

Тема 5: Принципы организации

2

Тема 6: Коммуникации в организации

4

Тема 7: Организационная культура

4

Тема 8: Организационное проектирование

4

Тема 9: Современные формы организации бизнеса

2

Итого:

36

При разработке содержания практических занятий использованы различные варианты:

• обсуждение докладов и сообщений по темам дисциплины;

• блиц-опросы;

• проведение круглых столов;

• выполнение индивидуальных и групповых аудиторных работ;

• текущее и контрольное тестирование;

• выполнение практикующих упражнений;

• разбор конкретных ситуаций.

Проработав материалы практических занятий, студент должен:

знать: основные теоретические аспекты организации как процесса и как явления, системные признаки организации, законы, по которым организации работают, основы организации управления предприятием (фирмой), коммуникации и их роль в управлении организацией, сущность и значение организационного проектирования и организационной культуры, современные формы организации бизнеса;

уметь: анализировать общие и отличительные черты различных типов организаций, практику использования законов организации, различные этапы жизненного цикла организаций, функциональное содержание организаций, виды и структуру коммуникационных процессов, этапы и методы организационного проектирования;

приобрести навыки работы с научной, учебной и методической литературой, составления глоссария основных понятий, разработки логических схем дисциплины и отдельных тем курса, проектирования работ в организации, формирования моделей внутренней и внешней среды организации, модели организации как открытой системы, структуры жизненного цикла организации и др.

ТЕМА 1: ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ

1.1. Блиц -опрос

1. Понятие организации как процесса.

2. Определение организации как явления.

3. Факторы внутренней среды организации.

4. Элементы экономического потенциала организации .

5. Деловая и макросреда организации.

6. Взаимосвязанность и взаимозависимость факторов внутренней и внешней среды организации

7. Понятие жизненного цикла организации.

8. Структура жизненного цикла организации.

9.Виды организационных отношений.

10. Методы распределения работ в организации.

1.2. Задания для индивидуальной аудиторной работы студентов.

Задание 1. Составить вопросы для самоконтроля и глоссарий основных понятий по теме «Понятие и сущность организации», используя материалы лекций по дисциплине, учебников и учебных пособий, ов и др.

Задание 2 . Восстановите пропущенные элементы в схеме (рис.1.1):

Рисунок 1.1. Подходы к изучению проблем организации

Задание 3 . Восстановите в схеме пропущенные факторы внешней среды организации (рис. 1.2.):

Рисунок 1.2.. Факторы внешней среды организации

Задание 4 . Восстановите в схеме пропущенные факторы внутренней среды организации (рис. 1.3.):

Рисунок 1.3. Факторы внутренней среды организации

Задание 5 . Восстановите пропущенные характеристики внешней среды организации.

Таблица 1.1.Характеристики внешней среды организации

Наименование характеристики внешней среды

Содержание характеристики

1.

Уровень силы, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы внешней среды

2. Сложность

3.

Скорость, с которой происходит изменения во внешней среде

4. Неопределенность

Задание 6 . Восстановите пропущенные элементы в табл.1.2.

Таблица 1.2. Группы отношений в организации

Вид отношений

Характеристики

Примеры

1.

Отношения между руководителем и подчиненными

2. Функциональные

3. Отношения управленческого аппарата

4.

Межличностные отношения в коллективе

4.1. Коллегиальные

4.2.

Отношения между работниками, имеющими одинаковый статус, но работающими в различных отделах и службах предприятия

Задание 7 . Восстановите пропущенные составляющие экономического потенциала фирмы (рис.1.4.):

Рисунок 1.4. Элементы экономического потенциала организации

1.3. Групповые аудиторные работы.

1.3.1. Анализ влияния факторов деловой среды на организацию

Цель работы : закрепление теоретических знаний по теме «Понятие и сущность организации», приобретение навыков аналитической работы.

Задание : Опишите деловую среду конкретного предприятия или организации с выделением соответствующих факторов прямого воздействия. Приведите характеристику факторов внешней среды (с точки зрения сложности, подвижности, неопределенности внешней среды) для анализируемого объекта. Проведите анализ влияния различных факторов на систему и анализ поведения элементов системы при изменении факторов внутренней и внешней среды. При этом следует рассмотреть изменение не менее двух факторов внешней среды и не менее двух факторов внутренней среды организации, как «положительных», так и «отрицательных».

Методические рекомендации к выполнению работы:

Шаг 1. Преподаватель формирует в учебной группе подгруппы по 3-5 человек для совместной работы.

Шаг 2. За подгруппами студентов закрепляются организации (либо по выбору студентов, либо по заданию преподавателя), осуществляющие различные виды деятельности. Например: туристская фирма, промышленное предприятие по производству обуви, ВУЗ, школа, медицинское учреждение и т.д.

Шаг 3. Студенты, работая в течение 30-40 минут в малых группах, формируют факторы деловой среды организации и показывают в табл.1.3. степень их влияния на результаты деятельности организации.

Таблица 1.3. Характеристика факторов деловой среды организации

Фактор деловой среды

Содержание фактора

Влияние на систему

1. потребители

Перечень всех групп потребителей

Каким образом интересы каждой группы потребителей учитываются: ассортимент предлагаемых товаров (услуг), предоставление дополнительных услуг и т.д.

2. конкуренты

Учесть товары-заменители, товары-аналоги, другие возможности удовлетворения потребности

Предоставление дополнительных услуг, придание товару уникальных свойств и т. д.

В табл. 1.4. показан пример проведения такого анализа.

Таблица 1.4. Пример анализа внешней среды для предприятия, выпускающего мужскую и женскую верхнюю одежду высокого качества из натуральных тканей.

Фактор деловой среды

Содержание фактора

Влияние на систему

1. потребители

Женщины различных возрастных групп:

- От 18 до 30

- От 30 до 50

- От 50 и старше

Мужчины различных возрастных групп:

- От 18 до 30

- От 30 до 50

- От 50 и старше

С точки зрения приверженности моде:

- Поклонницы остромодных тенденций;

- Сторонники умеренного использования модных элементов:

- Приверженцы классики.

По уровню доходов:

- Выше среднего;

- На уровне среднего;

- Ниже среднего.

С точки зрения приверженности торговой марки:

- Безоговорочные;

- Терпимые приверженцы;

- Непостоянные приверженцы;

- Странники

Разработка мужского и женского ассортимента; разработка для каждой модели широкой линейки ростов и размеров; выпуск модных новинок к каждому сезону небольшими партиями; производство товаров различных ценовых групп: «бизнес» - более высокого качества по престижным ценам, и «эконом» - для массового потребителя;

Использование различных приемов стимулирования сбыта, включая бонусные карты, скидки за повторную покупку, и т.д.

Шаг 4. Представители студенческих подгрупп докладывают результаты своей работы и совместно с преподавателем, другими студентами проводится обсуждение в аудитории.

Шаг 5. Оценка работы в малых группах осуществляется преподавателем с учетом детальности проработки вопроса, ясности изложения материала, точности формулировок и т.п.

1.3.2. Оценка степени влияния факторов макросреды на работу организации

Цель работы : закрепление теоретических знаний по факторам внешней среды организации и приобретение навыков экспертной оценки.

Задание : Оценить степень влияния факторов макросреды на работу организации, используя при этом следующие оценки:

ПЗ – полная зависимость (5 баллов);

ЧЗ – частичная зависимость (4 балла);

ОЗ – относительная зависимость (3 балла);

ВЗ – временная зависимость (2 балла);

НЗ – неявная зависимость (1 балл).

Методические рекомендации к выполнению работы.

Шаг 1. Преподаватель формирует в учебной группе подгруппы по 3-5 человек для совместной работы.

Шаг 2. За подгруппами студентов закрепляются организации (либо по выбору студентов, либо по заданию преподавателя), осуществляющие различные виды деятельности. Например: туристская фирма, промышленное предприятие по производству обуви, ВУЗ, школа, медицинское учреждение и т.д.

Шаг 3. В каждой подгруппе каждый студент выступает в роли эксперта. Работая в течение 20-30 минут, каждый эксперт дает собственную оценку влияния того или иного фактора, затем по каждому фактору определяется средний балл. Данные заносятся в табл.1.5.

Шаг 4. Обсуждение результатов экспертной оценки факторов внешней среды, сравнение степени влияния различных факторов для организаций с различными видами деятельности.

Таблица 1.5. Экспертная оценка влияния факторов внешней среды

на __________________________________

наименование предприятия

Факторы макросреды

Оценки экспертов, балл

1

2

3

4

5

Средняя оценка

1. Международная обстановка

2. Политическая обстановка в стране

3. Социально-экономические факторы:

3.1. Социальная обстановка в стране и регионе;

3.2. Экономическое развитие страны;

3.3. Экономика региона;

3.4. Развитие объектов инфраструктуры;

3.5. Жизненный уровень населения;

3.6. Платежеспособность юридических и физических лиц;

3.7. Уровень инфляции;

3.8. Стабильность финансовой системы;

3.9. Криминальная обстановка.

4. Научно-технические:

4.1. Уровень использования новых информационных технологий;

4.2. Информационные компьютерные системы;

4.3. Телекоммуникационные связи.

5. Природные:

5.1. Географические особенности;

5.2. Климатические и сезонные условия;

5.3. Требования экологической безопасности.

6. Культурные:

6.1. Уровень культуры населения;

6.2. Традиции и обычаи;

6.3. Нормы общественной жизни;

6.4. Языковые барьеры.

7. Форс-мажорные обстоятельства

Шаг 5. Оценка работы в малых группах осуществляется преподавателем с учетом детальности проработки вопроса, ясности изложения материала, точности формулировок и т.п.

1 .3.3. Формирование факторов внутренней среды организации

Цель работы : закрепление теоретических знаний по характеристике факторов внутренней среды организации и приобретение навыков формирования внутренней среды организаций, осуществляющих различные виды деятельности.

Задание : Представить внутреннюю среду организации, т.е. ее миссию, цели, задачи, состав экономического потенциала, краткую характеристику технологии производства продукта (товара, услуги, работы) и технологии управления, структуры предприятия и структуры управления, элементы организационной культуры.

Методические рекомендации к выполнению работы.

Шаг 1. Преподаватель формирует в учебной группе подгруппы по 3-5 человек для совместной работы.

Шаг 2. За подгруппами студентов закрепляются организации (либо по выбору студентов, либо по заданию преподавателя), осуществляющие различные виды деятельности. Например: туристская фирма, промышленное предприятие по производству обуви, ВУЗ, школа, медицинское учреждение и т.д.

Шаг 3. Студенты, работая в малых группах в течение 30-40 минут, формируют и дают описание в произвольной форме факторов внутренней среды организации с определенным конкретным видом деятельности.

Шаг 4. Представители студенческих подгрупп докладывают результаты своей работы и совместно с преподавателем, другими студентами проводится обсуждение в аудитории.

Шаг 5. В ходе обсуждения целесообразно выявить общие и отличительные черты организаций с различными видами деятельности.

Шаг 6. Оценка работы в малых группах осуществляется преподавателем с учетом детальности проработки вопроса, ясности изложения материала, точности формулировок и т.п.

1.3.4. Порядок распределения работ в организации

Цель работы : закрепление теоретических знаний по характеристике организации как управленческого процесса и приобретение навыков формирования видов и объема работ в организации.

Задание: На примере организации, осуществляющей определенный вид деятельности, составить необходимый перечень работ, выполняемых соответствующими работниками из числа персонала предприятия. Выделить управленческие работы, распределить их по уровням управления: высший, средний, низовой.

На основании полученных результатов построить матрицу соответствия сложности и масштабности работ и определить приоритеты в оплате труда по категориям персонала (рис.1.5.)

Сложность работы – степень самостоятельности в принятии решений и степень владения процессом труда.

Масштаб работы – количество задач или операций, которые работник должен выполнить.

Рисунок 1.5. Матрица соответствия сложности и масштабности работы персонала

Методические рекомендации к выполнению работы.

Шаг 1. Преподаватель формирует в учебной группе подгруппы по 3-5 человек для совместной работы.

Шаг 2. За подгруппами студентов закрепляются организации (либо по выбору студентов, либо по заданию преподавателя), осуществляющие различные виды деятельности. Например: туристская фирма, промышленное предприятие по производству обуви, ВУЗ, школа, медицинское учреждение и т.д.

Шаг 3. Студенты, работая в малых группах в течении 30-40 минут формируют перечень работ и распределяют их по уровням исполнения.

Шаг 4. Представители студенческих подгрупп докладывают результаты своей работы и совместно с преподавателем, другими студентами проводится обсуждение работы малых групп в аудитории.

Шаг 5. Оценка работы в малых группах осуществляется преподавателем с учетом детальности проработки вопроса, ясности изложения материала, точности формулировок и т.п.

1.4 . Темы докладов и сообщений

1. Системный подход к организации.

2. Интеграционный подход к организации.

3. Ситуационный подход к организации.

4. Подход организационного развития к организации.

Литература: [1; 3; 7; 10; 11; 12; 14; 15; 18]

ТЕМА 2. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ

2.1. Вопросы для обсуждения

1. Система и признаки ее характеризующие.

2. Признаки, характеризующие социальную систему.

3. Особенности социально-экономических систем.

4. Классификация социальных систем по различным признакам.

5. Организация – как открытая система.

6. Хозяйственные организации, их признаки.

7. Типология хозяйственных организаций по различным признакам.

8. Преимущества и недостатки различных типов хозяйственных организаций.

9. Состав подсистем предприятия, их характеристика и взаимодействие.

10. Влияние формы собственности и вида юридического лица на деятельность хозяйственных организаций.

2.2. Задания для индивидуальной аудиторной работы студентов.

Задание 1. Приведите различные определения понятия «система» (не менее пяти), дайте их сравнительный анализ. Заполните табл. 2.1.

Таблица 2.1. Основные понятия теории систем

Понятие

Определение

Пример относительно конкретной социально-экономической системы (ВУЗ, предприятие и т.д.)

Элемент

Подсистема

Связи

Отношения

Свойства

Задание 2. Составьте таблицу «Сходство и различие коммерческих и некоммерческих организаций» (табл.2.2).

Таблица 2.2. Характеристики коммерческих и некоммерческих организаций

Характеристики

Коммерческие организации

Некоммерческие организации

Сходные (общие)

Различные

Задание 3. Составьте таблицу «Сходство и различие открытых (ОАО) и закрытых (ЗАО) акционерных обществ» (табл.2.3.)

Таблица 2.3. Характеристики открытых и закрытых акционерных обществ

Характеристики

Открытые акционерные общества

Закрытые акционерные общества

Сходные (общие)

Различные

Задание 3 . Дополните составляющие модели организации как открытой системы (рис.2.1.)

Рисунок 2.1.. Модель организации как открытой системы

Задание 4 . Дополните недостающее в классификации систем (табл.2.4.)

Таблица 2.4. Классификация систем

Признак классификации

Виды систем

Характеристики

1. Степень участия человека в создании системы

1.1.

1.2.

2.

2.1. Предсказуемые

2.2. Непредсказуемые

3.

3.1.

3.2.

Активно реагируют на изменение внешней среды, слабоустойчивы к этим изменениям

Устойчивы к воздействиям факторов внешней среды

4. Степень взаимодействия с внешней средой

4.1.

4.2.

Задание 5. Дополните пропущенные данные табл.2.5., характеризующие социальные организации.

Таблица 2.5.Классификация социальных организаций

Признак классификации

Вид организации

Характеристики

1.

1.1. Правительственные

1.2. Неправительственные

2. Источник финансирования

2.1. Бюджетные

2.2. Небюджетные

Работают на самоокупаемости

3.

3.1. Формальные

3.2. Неформальные

Зарегистрированные в установленном законом порядке

4.

4.1.Коммерческие

4.2. Некоммерческие

5. Место реализации и потребления продукта

5.1. Общественные

5.2. Хозяйственные

Производят продукт для потребления внутри организации

Производят продукт для потребления во внешней для организации среде

Задание 6. Дайте характеристику организации «Российский государственный университет туризма и сервиса» с точки зрения системного подхода, используя основные признаки классификации социальных систем.

Задание 7. Используя признаки типологии хозяйственных организаций, охарактеризуйте следующие организации:

• Российский государственный университет туризма и сервиса;

• Управление пенсионного фонда Пушкинского района Московской области;

• ЗАО «Радуга» по продаже радиотелевизионной аппаратуры;

• ООО «Наташа» - швейное ателье;

• ОАО завод «Метровагонмаш»;

• ООО туристическая фирма «Триумф»;

• Гостиница «Заря»;

• Средняя школа;

• Гипермаркет «Ашан».

2.3. Групповая аудиторная работа «Виды социальных организаций»

Цель работы : закрепление теоретических знаний по классификации социальных организаций и приобретение практических навыков сравнительного анализа.

Задание : Используя данные конспекта лекций, учебной литературы по определению организации как явления, общей классификации систем и классификации социальных организаций, выявить общие и отличительные черты каждой пары организаций из ниже перечисленных:

- туристское предприятие и гостиница;

- швейное ателье и предприятие химической чистки;

- предприятие по производству автомобилей и предприятие автосервиса;

- ВУЗ и школа;

- ВУЗ и медицинское учреждение;

- ВУЗ и торговое предприятие;

- торговое предприятие и турфирма;

- гостиница и частная клиника;

- школа и технический лицей;

- школа и массовая библиотека.

Методические рекомендации к выполнению работы.

Шаг 1. Преподаватель формирует в учебной группе подгруппы по 3-5 человек для совместной работы.

Шаг 2. За каждой подгруппой студентов закрепляется пара организаций для сравнительного анализа.

Шаг 3. В течение 20-30 минут студенты в малых группах обсуждают задание и результаты обсуждения оформляются в виде табл. 2.6.

Таблица 2.6. Общие и отличительные черты организаций

Общие черты

Отличительные черты

1.

1.

2.

2.

3.

3.

Шаг 4. Представители студенческих подгрупп докладывают результаты своей работы и совместно с преподавателем, другими студентами проводится обсуждение в аудитории.

Шаг 5. Оценка работы в малых группах осуществляется преподавателем с учетом детальности проработки вопроса, ясности изложения материала, точности формулировок и т.п.

2.4. Круглый стол по теме «Проблематика сложных эргономических систем».

Вопросы для дискуссии.

- перспективы, угрозы автоматизации: человеческий фактор, сбои автоматики, вопросы приоритета;

- принцип преимущественных возможностей, разработанный П. Фиттсом;

- принципу преимущественных возможностей, разработанный Н. Джорданом.

2.5. Тематика докладов и сообщений

1. Общая теория систем Л. Берталанфи.

2. Сущность и направления рационализации организационных систем.

3. Общественные организации – индикатор социальной активности.

4. Модель «организационной туманности»

5. Сущность и особенности коммерческих организаций.

6. Некоммерческие организации, их формы.

7. Формальные и неформальные организации.

Литература: [1; 3; 5; 8; 11; 12; 14; 15]

ТЕМА 3: ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ

3.1. Вопросы для обсуждения:

1. Система управления – как сложное образование процессов и явлений.

2. Задачи управления современной деловой организацией.

3. Характеристика подсистем управления организацией.

4. Факторы, влияющие на формирование системы управления организацией.

5. Объекты и субъекты системы управления.

6. Уровни и звенья структуры управления.

7. Функциональное содержание организации.

8. Методы управления организацией.

9. Самоорганизация систем.

10. Основы самоуправления в организации.

3.2. Задания для индивидуальной аудиторной работы студентов.

Задание 1. Восстановите пропущенные элементы в схематическом изображении системы управления организации (рис.3.1.)

Рисунок 3.1. Система управления организацией

Задание 2. Ознакомьтесь с ситуацией и ответьте на соответствующие вопросы:

Объявления о приглашении на работу менеджеров:

1. Управляющий (директор): ...умение общаться с высокой эффективностью... способность максимально использовать ограниченные ресурсы... стратегическое мышление в сочетании с энергичностью и энтузиазмом.

2. Помощник главного менеджера: ...способность управлять различными отделами главного офиса при необходимости заменять главного менеджера. Важнейшими элементами данной работы являются производственные отношения и обмен информацией внутри компании.

3. Менеджер по исследованиям и разработкам: ...требуется осуществлять руководство успешно действующим отделением по исследованиям и разработкам и укрупнить его до большого отдела из примерно 20 ученых, выполняющих задачи по осуществлению проектов в мировом масштабе. Должен быть талантливым руководителем с навыками предпринимателя.

4. Менеджер по планированию производства: ...требуется составление программ текущего производства и управление ими с помощью компьютеров для контроля и регистрации производственной деятельности. Должен также консультировать директора по производству в отношении средств расширения производственных мощностей в будущем.

5. Менеджер по маркетингу: ...планировать всю деятельность по маркетингу, осуществлять взаимоотношения с родственными зарубежными компаниями, планировать ввод новой продукции на рынок, собирать информацию по состоянию рынка, управлять всей деятельностью по продвижению товара на рынок, оказывать помощь в разработке планов компании.

6. Менеджер по дистрибьюторской деятельности: ...отвечать за общий контроль над складированием и дистрибьюторской деятельностью в пределах России, а также руководить использованием ресурсов с целью обеспечения эффективной поставки продукции на склады и к пунктам розничной торговли.

7.Менеджер по персоналу: ...отвечать за всю кадровую работу с особым упором на производственные отношения. Особенное значение имеют навыки ведения переговоров и способность быстро реагировать на изменение обстановки.

8. Менеджер по контролю над производством: ...широкая зона ответственности, включающая составление ежемесячных планов производства и согласование регулярных проверок объема запасов, а также поддержание рационального взаимодействия между производственным сектором и сектором сбыта.

Перечень вопросов, на которые нужно ответить :

1. У скольких из указанных выше менеджеров есть подчиненные?

2. Сколько из этих менеджеров обязаны принимать решения?

3. Сколько из перечисленных менеджеров должны проводить значительную часть своего времени за составлением планов?

4. Кто из указанных менеджеров будет относиться к организаторам производства, а кто — к организаторам управления?

Задание 3. Охарактеризовать и привести примеры различных методов управления в организации. Данные представить в виде табл.3.1.

Таблица 3.1.Характеристика методов управления

Наименование метода управления

Характеристика метода

Примеры

1. Организационно-распорядительные

2. Экономические

3. Социально-психологические

3.2. Групповые аудиторные работы.

3.2.1. Формирование и распределение функций в организации

Цель работы : закрепление теоретических знаний по организации управления предприятием и выработка практических навыков управленческого проектирования.

Задание : используя данные предыдущих практических работ (тема 1, 2) на примере конкретного предприятия сформировать функции, которые ему нужно выполнять для достижения поставленных целей.

Методические указания к выполнению работы.

Шаг 1. Преподаватель формирует в учебной группе подгруппы по 3-5 человек для совместной работы.

Шаг 2. За подгруппами студентов закрепляются организации (либо по выбору студентов, либо по заданию преподавателя), осуществляющие различные виды деятельности. Например: туристская фирма, промышленное предприятие по производству обуви, ВУЗ, школа, медицинское учреждение и т.д.

Шаг 3. Подгруппы студентов в течение 40-50 минут формируют функции по конкретной организации, которая закреплена за этой подгруппой. Результаты заносятся в табл.3.2.

Таблица 3.2.Распределение функций в организации

Наименование функции

Содержание функции

Кто выполняет

1. Производственные функции

….

….

…..

……

2. Функции управления производственными функциями

…..

……

……

…….

3. Функции управления управленческой деятельностью

Шаг 4. В процессе обсуждения результатов работы в подгруппах выявляются общие черты и отличия в составе выполняемых в организациях различных видов функций.

Шаг 5. Оценка работы в малых группах осуществляется преподавателем с учетом детальности проработки вопроса, ясности изложения материала, точности формулировок и т.п.

3.3.2. Практикующее упражнение «Поле управления: анализ распределения конкретных функций управления, их реализация».

Цель работы : закрепление теоретических знаний по теме «Организация и управление».

Задание : Необходимо на примере конкретной организации проанализировать частные функции управления, детализировать их реализацию посредством базовых функций с учетом иерархических уровней. При этом следует рассмотреть не менее трех частных функций управления.

Методические рекомендации к выполнению работы:

Шаг 1. Преподаватель формирует в учебной группе подгруппы по 3-5 человек для совместной работы.

Шаг 2. За подгруппами студентов закрепляются организации (либо по выбору студентов, либо по заданию преподавателя), осуществляющие различные виды деятельности. Например: туристская фирма, промышленное предприятие по производству обуви, ВУЗ, школа, медицинское учреждение и т.д.

Шаг 3. Студенты, работая в течение 20-30 минут в малых группах, определяют масштаб деятельности компании, организационную структуру, этап жизненного цикла компании. Составляют перечень частных функции управления, детализируют их реализацию посредством базовых функций с учетом иерархических уровней, составляют поле управления (табл. 3.3.).

Таблица 3.3. Поле управления организацией

Конкретные функции управления

Планиро-вание

Организа-ция

Координи-рование

Контроль

Мотивиро-

вание

Управление производством

Управление персоналом

Управление маркетингом

Примечание: в ячейках дается оценка реализации каждой конкретной функции посредством базовых по выбранной студентами шкале.

Шаг 4. Представители студенческих подгрупп докладывают результаты своей работы и совместно с преподавателем, другими студентами проводится обсуждение в аудитории.

Шаг 5. Оценка работы в малых группах осуществляется преподавателем с учетом детальности проработки вопроса, ясности изложения материала, точности формулировок и т.п.

3.4. Тематика докладов и сообщений

1. Положительные и негативные примеры самоорганизации (коррупция, дружины, землячество, и т.д.).

2. Поле управления (примеры из практики бизнеса).

3. Задачи управления современной деловой организацией.

4. Теория выбора руководителей.

5. Теория реализации целей.

6. Теория потребностей.

7. Теория справедливости.

8. Ключевая компетенция как инструмент получения максимальной потребительской стоимости» (результат сочетания внутренних условий бизнеса и потребительских предпочтений).

9. Объективные основы возникновения и сущность управления

3.5.Психологический тест: «Капитан/рулевой/пассажир».

Источник: «Популярные психологические тесты» сост. Н.Ф. Гребень,2-е изд. – Минск: Современная школа 2010. – 272 с.

Методические рекомендации к выполнению работы:

Шаг 1. Преподаватель озвучивает возможные варианты ответов: «да», «нет», «не знаю».

Шаг 2. Преподаватель зачитывает вопросы теста:

1. Я всегда чувствую ответственность за все, что происходит в моей жизни.
2. В моей жизни не было бы столько проблем, если бы некоторые люди изменили свое отношение ко мне.
3. Я предпочитаю действовать, а не размышлять над причинами своих неудач.
4. Иногда мне кажется, что я родился (родилась) под «несчастливой звездой».
5. Я считаю, что алкоголики сами виноваты в своей болезни.
6. Иногда я думаю, что за многое в моей жизни ответственны те люди, под влиянием которых я стал (стала) таким (такой), как я есть.
7. Если я простужаюсь, предпочитаю лечиться самостоятельно, а не
вызывать врача.
8. Я считаю, что во вздорности и агрессивности, которые гак раздражают в женщине, чаще всего виноваты другие люди.
9. Считаю, что любую проблему можно решить, и не очень понимаю тex, у кого вечно возникают какие-то жизненные трудности.
10.Я люблю помогать людям, потому что чувствую благодарность за-то, что другие сделали для меня.
11. Если происходит конфликт, то, размышляя, кто в нем виноват, я обычно начинаю с (самого, самой) себя.
12. Если черная кошка перейдет мне дорогу, я перехожу на другую сторону улицы.
13. Я считаю, что каждый человек независимо от обстоятельств должен быть сильным и самостоятельным.
14. Я знаю свои недостатки, но хочу, чтобы окружающие относились к ним снисходительно.
15. Обычно я мирюсь с ситуацией, повлиять на которую не в состоянии.

Шаг 3. Преподаватель озвучивает как должен быть произведен подсчет результатов: за каждый ответ «да» на вопросы 1,3, 5, 7, 9,11,13 и ответ «нет» на вопросы 2, 4, 6, 8, 10, 12, 14, 15 проставляется по 10 баллов. За ответы «не знаю» - по 5 баллов; затем подсчитывается общее количество баллов.
Шаг 4. Студенты подводят итоги тестирования.

Шаг 5. Преподаватель комментирует полученные результаты:

100 -150 баллов . Вы капитан собственной жизни, чувствуете ответственность за все, что с вами происходит, многое берете на себя, преодолеваете трудности, не преувеличивая их, не возводя в ранг жизненных проблем. Вы видите перед собой
задачу и думаете над тем, как ее можно решить. Что при этом вы
чувствуете, что происходит в вашей душе - для окружающих загадка.

50 - 99 баллов . Вы охотно бываете рулевым, но можете, если это необходимо, передавать штурвал в верные руки. При оценке причин собственных трудностей вы вполне реалистичны. Гибкость, рассудительность и чуткость всегда бывают
вашими союзниками. Случаются ситуации, которые никак вас не касаются, вы не несете за них никакой ответственности и тем не менее, если это требуется, все-таки берете ответственность на себя. И вы обычно знаете, когда это нужно сделать. Вы умеете жить в добром согласии с другими людьми, не нарушая внутреннего согласия с самим собой.

До 49 баллов . Вы часто бываете пассажиром в своей жизни, легко подчиняетесь внешним силам, говоря: так сложились обстоятельства, судьба и т.п. В своих трудностях вы обвиняете кого угодно, но только не себя. Настоящая независимость кажется вам недостижимой. Но вы умеете мирно сосуществовать с другими.

Литература: [1; 3; 4; 9; 10; 12; 13; 14; 15; 19]

ТЕМА 4: законы организации

4.1. Вопросы для обсуждения:

1. Зависимости в организации, их виды, характер действия.

2. Особенности социальных законов.

3. Основополагающие законы и законы организации второго порядка.

4. Закон синергии и его содержание.

5. Закон развития и его действие на различных этапах жизненного цикла организации.

6. Действие закона самосохранения в организации.

7. Содержание закона информированности-упорядоченности.

8. Структура информационных потоков в организации.

9. Анализ и синтез в организации и их проявление в законе единства анализа и синтеза.

10. Закон гармонии (композиции-пропорциональности) и его связь с другими законами организации.

4.2. Задания для индивидуальной аудиторной работы студентов.

Задание 1. Объясните, в чем состоят наиболее существенные отличия между законами природы (например, в физике) и законами общества, в том числе организационными.

Задание 2 . Сформулируйте, при каких условиях (в каких ситуациях) синергетический эффект может быть положительным, а при каких условиях отрицательным. Заполните табл. 4.1.

Таблица 4.1.Условия проявления положительного и отрицательного синергетического эффекта

Положительный синергетический эффект

Отрицательный синергетический эффект

1

1.

2.

2.

3.

3.

Задание 3. В чем суть закона развития и что такое жизненный цикл организации? Нарисуйте схему жизненного цикла организации, подпишите названия стадий жизненного цикла.

Задание 4. Приведите примеры:

а) графической зависимости

б) табличной зависимости

в) словесной зависимости

г) формульной зависимости

Задание 5 . Приведите примеры различных вариантов воздействия на организацию, стремящуюся к самосохранению, внутренних и внешних, позитивных и негативных факторов. Заполните табл.4.2.

Таблица 4.2.Примеры вариантов воздействия различных факторов на организацию

Варианты воздействия факторов

Примеры

1. Внутренние факторы действуют положительно, внешние - отрицательно

2. Внутренние факторы действуют положительно, часть внешних - положительно, другая часть внешних - отрицательно

3. Внутренние и внешние факторы действуют положительно

4. Часть внутренних факторов действует положительно, часть - отрицательно, внешние факторы действуют положительно

5. Часть внутренних факторов действует положительно, часть - отрицательно, внешние - отрицательно

6. Внутренние и внешние факторы действуют отрицательно

7. Часть внутренних факторов действует положительно, часть — отрицательно, часть внешних - положительно, другая часть внешних - отрицательно

Задание 6 . Упорядочение потоков информации в некоторых организациях приводит к тому, что руководитель требует ежедневно предоставлять ему полный доклад о внешней и внутренней ситуации на одном листе бумаги. В чем положительные и отрицательные стороны такого подхода? Заполните табл.4.3.

Таблица 4.3. Положительные и отрицательные черты ситуации

Положительные стороны

Отрицательные стороны

1.

1.

2.

2.

3.

3.

Задание 7 . Объясните, в чем состоят основные различия между информацией, входящей в организацию (входной) и исходящей (выходной).

Задание 8. Охарактеризуйте законы организации и заполните соответствующие графы табл.4.4.

Таблица 4.4. Характеристика законов организации

Наименование закона

Сущность закона

Пример проявления закона относительно любой социально-экономической системы

1. Закон синергии

2. Закон развития

3. Закон самосохранения

4. Закон единства анализа и синтеза

5. Закон информированности-упорядоченности

6. Закон гармонии

Задание 9. Заполните недостающее в табл.4.5.

Таблица 4.5. Характеристики управленческой информации

Характеристика

Содержание

Уровни

1. Объем информации

1.

2.

3.

2.

Соотношение между полезной и фоновой информацией

1.

2.

3.

3.

Характеризует степень широты пользователей данной информацией

1.

2.

3.

4. Ценность информации

1.

2.

3.

5. Достоверность

1.

2.

3.

4.3. Групповая аудиторная работа «Источники информации»

Цель работы : закрепление теоретических знаний по законам организации и приобретение навыков работы с различными источниками информации.

Задание : охарактеризовать возможности использования различных источников информации в организации.

Методические указания к проведению работы

Шаг 1. Преподаватель формирует в учебной группе подгруппы по 3-5 человек для совместной работы.

Шаг 2. За подгруппами студентов закрепляются организации (либо по выбору студентов, либо по заданию преподавателя), осуществляющие различные виды деятельности. Например: туристская фирма, промышленное предприятие по производству обуви, ВУЗ, школа, медицинское учреждение и т.д.

Шаг 3. Работая в малых группах, студенты в течение 30-40 минут характеризуют источники информации, которые могут быть использованы соответствующей организацией. Данные могут быть занесены в табл.4.6.

Шаг 4. Оценка работы в малых группах осуществляется преподавателем с учетом детальности проработки вопроса, ясности изложения материала, точности формулировок и т.п.

Таблица 4.6.Источники информации организации

Наименование источника информации

Характеристика источника информации

Виды информации, которые дает источник

1. Переговоры

2. Выставки

3. Презентации

4. Интернет

5. Радио, телевидение

6. Печатная продукция

4.4. Практикующее упражнение «Принципы выживаемости компании в условиях рынка»

Цель работы : закрепление теоретических знаний по теме «Законы организации».

Задание: Необходимо детализировать каждый из 8 принципов выживаемости компании в условиях рынка, перечисленных преподавателем.

Методические рекомендации к выполнению работы:

Шаг 1. Преподаватель перечисляет 8 принципов выживаемости компании в условиях рынка»:

1. Обеспечивайте свои преимущества

2. Соотносите масштабы бизнеса с размером капитала

3. Приобретайте современную технику и технологии

4. Подбирайте достойных работников

5. Зарабатывайте и своей фирме положительную репутацию

6. Совершенствуйте маркетинг

7. Управляйте своим временем

8. Используйте эффективные методы ведения бизнеса

Шаг 2. Студенты самостоятельно в течение 15-20 минут детализируют каждый из перечисленных принципов.

Шаг 3. Студенты докладывают результаты своей работы и совместно с преподавателем, другими студентами проводится обсуждение в аудитории. По результату обсуждения составляется оптимальный перечень детальных составляющих.

Шаг 4. Оценка работы осуществляется преподавателем с учетом детальности проработки вопроса, ясности изложения материала, точности формулировок и т.п.

4.5.Круглый стол по проблеме «Практика реализации основополагающих законов организации».

Цель работы : Закрепление теоретических знаний по законам организации и приобретение практических навыков по подбору материалов для сообщений и ведению дискуссий.

Вопросы для дискуссии

1.Основные составляющие синергетического эффекта в организации и пути их достижения.

2. Основные направления обеспечения самосохранения организации.

3. Возможные пути развития организации при данных условиях.

Методические указания к проведению круглого стола.

Шаг 1. По желанию студентов (по рекомендациям преподавателя) из учебной группы выбираются (назначаются) основные докладчики, которые делают сообщения по соответствующим законам.

Шаг 2. По каким-либо конкретным организациям, деятельность которых студенты уже анализировали в ходе выполнения практических работ по предыдущим темам курса, готовятся содоклады, выступления с конкретными рекомендациями.

Шаг 3. В течение 8-10 минут делаются основные доклады, преподаватели и студенты задают вопросы докладчику, затем в виде прений по основным докладам выстраиваются выступления содокладчиков и всех желающих в аудитории.

Шаг 4. Преподаватель (либо кто-то из основных докладчиков) подводя итоги круглого стола должен показать взаимосвязь основополагающих законов в организации, т.е. как законы могут работать развивая и дополняя друг друга, либо противоречить.

Шаг 5. Оценка работы осуществляется преподавателем с учетом детальности проработки вопроса, ясности изложения материала, точности формулировок и т.п.

4.6. Тематика докладов и сообщений

1. Реализация законов организации в практике бизнеса.

Рекомендуемые темы: «Деятельность Джека Уэлча в период работы в Дженерал Электрик – как пример реализации законов синергии и развития».

2. Система менеджмента качества как результат следования законам и принципам организации.

3. Специфические законы социальной организации.

4. Использование принципов закона информированности-упорядоченности в рекламе и политике.

5. Закон единства анализа и синтеза, его следствия.

Литература: [1; 3; 11; 12; 14; 15; 16; 18; 20]

ТЕМА 5. Принципы организации.

5.1. Вопросы для обсуждения

1. Принципы статической и динамической организации.

2. Принципы приоритета в статике организации.

3. Механизм реализации принципа приоритета цели.

4. Механизм реализации принципа приоритета персонала.

5. Принципы приоритета в динамике организации.

6. Принципы соответствия.

7. Механизм обеспечения непрерывности процесса организации.

8. Принципы оптимальности.

5.1.Задания для индивидуальной аудиторной работы студентов.

Цель работы : закрепление теоретических знаний по теме, выработка навыков анализа положительных и отрицательных сторон различного состояния организации в течение ее жизненного цикла.

Задание 1 . Составить вопросы для самоконтроля по теме «Принципы организации», используя материалы лекций по дисциплине, учебников и учебных пособий, ов и др.

Задание 2 . Составить глоссарий основных понятий по теме, используя материалы лекций, учебников и учебных пособий.

Задание 3. Перечислите положительные и отрицательные стороны динамических организаций, заполнив табл.5.1.

Таблица 5.1.Положительные и отрицательные стороны динамических организаций

Положительные стороны

Отрицательные стороны

1.

1.

2.

2.

3.

3.

Задание 4 . Перечислите положительные и отрицательные стороны статических организаций, заполнив табл.5.2.

Таблица 5.2.Положительные и отрицательные стороны статических организаций

Положительные стороны

Отрицательные стороны

1.

1.

2.

2.

3.

3.

Задание 5. Дополните недостающее в табл.5.3.

Таблица 5.3.Характеристика принципов соответствия

Наименование принципа

Содержание принципа

1. Принцип соответствия между поставленными целями и выделенными ресурсами

2.

У каждого работника должен быть один линейный руководитель и любое количество функциональных

3.

Для каждой организации должно быть найдено соответствие между эффективностью и затратами

4. Принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации производства и управления

5. Принцип прямоточности

6. Принцип ритмичности

7.

Производственные и информационные процессы должны идти по графику, чтобы не было простоев и затоваривания

8.

Среди производственных и информационных процессов необходимо выделить постоянный или временный центр синхронизации, под который должна подстраиваться работа других подразделений.

5.2.Круглый стол «Анализ соответствия принципов и постулатов Джека Уэлча законам и принципам организации»

Темы для дискуссии .

1. Примеры реализация принципов организации в практике бизнеса: 10 правил и 31 постулат успешного руководителя Джека Уэлча (Дженерал Электрик).

2. Организационные принципы оптимальности; реализация в практике бизнеса.

3. Организационные принципы соответствия; реализация в практике бизнеса.

4. Принципы формирования организационных структур.

5. Принципы развития организационных структур управления.

Литература: [1; 11; 12; 14; 15; 18]

ТЕМА 6. Коммуникации в организации.

6.1. Вопросы для обсуждения:

1. Коммуникация как явление и как процесс.

2. Характеристика элементов коммуникационного процесса.

3. Основные направления управленческих коммуникаций в организации.

4. Причины возникновения «шумов» в коммуникационном процессе.

5. Виды коммуникаций в организации и их классификация.

6. Письменная и устная коммуникация.

7. Коммуникация в малой группе и общественная коммуникация: общие и отличительные черты.

8. Характеристика ступеней противоречий в коммуникации.

9. Противоречия в организации и возможности возникновения конфликтов.

10. Противоречия в организации и их влияние на результаты деятельности.

6.2.Задания для индивидуальной аудиторной работы студентов.

Задание 1. Построить схему коммуникационного процесса между руководителем отдела маркетинга и специалистами по товарной политике и рекламе и показать, какие информационные потоки присутствуют в этом процессе.

Задание 2. Охарактеризовать достоинства и недостатки устной и письменной коммуникации. Данные занести в табл. 6.1.

Таблица 6.1. Положительные и отрицательные характеристики устной и письменной коммуникации

Вид коммуникации

Достоинства

Недостатки

Устная

1.

2.

3.

1.

2.

3.

Письменная

1.

2.

3.

1.

2.

3.

Задание 3. Составить деловое письмо-приглашение к партнерству.

Задание 4. Составить рекламное объявление о реализации товара (услуги).

Задание 5 . Составить отчет о проделанной работе (торгового, рекламного агента, менеджера по реализации товара и т.п.).

Методические рекомендации к выполнению заданий 3-5.

При разработке документов следует акцентировать внимание на:

1. эмоциональном воздействии па пользователя;

2. краткости изложения;

3. сочетании тестов, графиков, таблиц и формул;

4. указании срока жизненного цикла документа;

5. идентификации документа;

6. соответствии документа организационной структуре, в которой он обрабатывается;

7. соответствии уровня изложения уровню потребителя документа;

8. наличии механизма обработки и ответа.

Задание 6. Восстановите пропущенные элементы в таблице классификации типов коммуникаций.

Таблица 6.2.Типы коммуникаций в организации

Наименование типа коммуникации

Характеристика

1. Внутриличностная коммуникация

2.

Небольшое количество людей собирается вместе для обсуждения какой-либо проблемы

3. Межличностная коммуникация

4.

Посылающий информацию передает послание аудитории

5.

Структурированная коммуникация в пределах организации, непосредственно направленная на достижение целей организации

6.

Задание 7: Восстановите пропущенные элемнты в схеме коммуникаций (рис. 6.1.)

Рисунок 6.1. Направления коммуникаций в организации

6.3.Групповые аудиторные работы.

6.3.1.Практикующее упражнение «Оценка снизу вверх»

Цель работы : попрактиковаться в умении давать обратную связь своему преподавателю и понаблюдать за динамикой через коммуникационные барьеры. Дать возможность обучающемуся потренироваться и продемонстрировать технику активного слушания. Получить конструктивную обратную связь по читаемому курсу.

Процедура выполнения работы.

Шаг 1. Преподаватель формирует в учебной группе подгруппы по 3-5 человек для совместной работы.

Шаг 2. Малые группы в отсутствии преподавателя формулируют (по состоянию на сегодняшний день) проблемы, вопросы и свои интересы, имеющие отношение к преподаванию изучаемого курса, и те, которые они хотели бы передать преподавателю (15-20 мин.).

Шаг 3. Малые группы выделяют из своего состава по одному выступающему и по одному наблюдателю для проведения общего обсуждения сформулированных проблем, вопросов и интересов. Выступающие вместе с наблюдателями докладывают результаты работы малой группы непосредственно преподавателю, без присутствия других ее членов (10-15 мин.).

Шаг 4. Пока представители малых групп, докладывают, остальные их участники обсуждают, как следовало бы провести обсуждение выдвинутых ими проблем и вопросов в аудитории, готовят себя к беспристрастному восприятию того, что может произойти в ходе общей дискуссии (10-15 мин.).

Шаг 5. Проводится общее обсуждение проблем в присутствии преподавателя. Выделенные от малых групп наблюдатели должны будут сделать свой комментарий после дискуссии (20-30 мин).

6.3.2.Деловое совещание как форма устной коммуникации

Цель работы : закрепление теоретических знаний по проблеме коммуникаций в организации и приобретение практических навыков проектирования работ и коммуникационных процессов в организацию

Задание : разработать сценарий проведения совещания.

Методические рекомендации к выполнению работы.

Шаг 1. Преподаватель формирует в учебной группе подгруппы по 3-5 человек для совместной работы.

Шаг 2. За подгруппами студентов закрепляются организации (либо по выбору студентов, либо по заданию преподавателя), осуществляющие различные виды деятельности. Каждой подгруппе дается отдельное задание для разработки сценария. Например: совещание по итогам работы за прошедший год, по плану работы на будущий год, по способам роста продаж и т.п.

Шаг 3. Студенты, работая в течение 30-40 минут в малых группах, определяют количество участников совещания, должности приглашенных, программу, регламент, время и место проведения совещания.

Шаг 4. Представители студенческих подгрупп докладывают результаты своей работы и совместно с преподавателем, другими студентами проводится обсуждение в аудитории.

Шаг 5. Оценка работы в малых группах осуществляется преподавателем с учетом детальности проработки вопроса, ясности изложения материала, точности формулировок и т.п.

6.3.3. Практикующее упражнение: «Анализ коммуникационного процесса на примере конкретной компании».

Цель работы : закрепление теоретических знаний по теме «Коммуникации в организации».

Задание: Необходимо на примере конкретной организации проанализировать коммуникационные потоки при реализации конкретных задач, выявить недостатки, предложить пути решения.

Методические рекомендации к выполнению работы:

Шаг 1. Преподаватель формирует в учебной группе подгруппы по 3-5 человек для совместной работы.

Шаг 2. За подгруппами студентов закрепляются организации (либо по выбору студентов, либо по заданию преподавателя), осуществляющие различные виды деятельности. Например: туристская фирма, промышленное предприятие по производству обуви, ВУЗ, школа, медицинское учреждение и т.д.

Шаг 3. Студенты, работая в течение 20-30 минут в малых группах, определяют масштаб деятельности компании, организационную структуру, этап жизненного цикла компании. Формируют 2-3 задачи, анализируют коммуникационные потоки в процессе реализации задач, выявляют недостатки, предлагают пути решения.

Шаг 4. Представители студенческих подгрупп докладывают результаты своей работы и совместно с преподавателем, другими студентами проводится обсуждение в аудитории.

Шаг 5. Оценка работы в малых группах осуществляется преподавателем с учетом детальности проработки вопроса, ясности изложения материала, точности формулировок и т.п.

6.4.Круглый стол: «Построение эффективной коммуникации», «Методы борьбы со сплетнями».

6.5. Тематика докладов и сообщений :

1. «Деловое совещание»

2. «Слухи и сплетни как форма неформальной коммуникации»

3. «Причины возникновения стрессовых ситуаций, методы предотвращения».

4. «Эффективные приемы коммуникаций»

5. «Причины создания конфликтов и правила их предотвращения»

6. «Схема знаковых систем, используемых в невербальной коммуникации»

Литература: [1; 4; 5; 7; 10; 11; 14; 15]

ТЕМА 7. Организационная культура.

7.1. Вопросы для обсуждения:

1. Организационная культура и порядок ее формирования

2. Идеальная и материальная культура организации.

3. Функции организационной культуры.

4. Проблемы, возникающие у руководителя при управлении коллективом с низкой организационной культурой.

5. Сильные и слабые культуры.

6. Статические и динамические культуры.

7. Влияние организационной культуры на регулирование организационных отношений на предприятии.

8. Факторы, влияющие на формирование организационной культуры компании.

9. Характеристика основных типов организационной культуры.

10. Потребности членов коллектива и их связь с культурой организации.

7.2. Задания для индивидуальной аудиторной работы студентов.

Цель работы : закрепление теоретических знаний по проблеме организационной культуры и приобретение навыков оценки состояния культуры на основе психологических тестов.

Задание 1 . Перечислите ценности, на основе которых действуют современные организации.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2 : Дополните недостающее в табл.7.1.

Таблица 7.1.Классификация организационных культур

Признак классификации

Тип культуры

Характеристика

1

2

3

1. Сила культуры

1.1.

1.2.

2.

2.1.

2.2.

Культуры, способные к быстрым и существенным изменениям

3.

3.1.

3.2.

Динамичность культуры обусловлена только внешними импульсами

4. Степень ориентированности

4.1.Целенаправленные

4.2.

5.

5.1.

5.2.

Культуры, обладающие способностью осуществлять культурный обмен

6.

6.1. Конформистские

6.2.Конфронтационные

7. Приоритетность интересов

7.1.

7.2.

8.

8.1.Бюрократическая

8.2. Инновационная

9.

9.1.Интровертная

9.2.

Задание 3 : Используя данные психологического теста, оцените культуру организации.

Тест

1. Когда Вы хотите задать какой-то деликатный вопрос, можете ли Вы спросить прямо, без «обиняков»?

А. Да.

Б. Да, но мне потребуется для этого благоприятная обстановка.

В. Об этом не может быть и речи.

2. Часто ли Вы занимаетесь выяснением отношений в коллективе?

А. Да.

Б. Нет такой необходимости.

В. Никогда — выяснение отношений бесполезно.

3. Считаете ли Вы, что Ваши коллеги многое умалчивают из того, что Вам следовало бы знать?

А. Да.

Б. Не имею представления.

В. Я в курсе всех проблем.

4. Можете ли Вы откровенно говорить со своими коллегами о серьезных вещах?

А. Да.

Б. Не всегда, нужно выбрать подходящий момент.

В. В большинстве случаев нет.

5. Следите ли Вы в разговоре с коллегами за тем, чтобы Ваши формулировки были точными?

А. Да, я обдумываю свои слова.

Б. Нет, мы говорим прямо то, что думаем.

В. Высказываю свое мнение, но прислушиваюсь к чужому.

6. Когда Вы делитесь с коллегами своими проблемами, нет ли у Вас чувства, что тем самым Вы обременяете их?

А. Да, так часто бывает.

Б. Они, как правило, не вникают в мои проблемы.

В. Они всегда проявляют участие.

7. Принимаете ли Вы важные решения, касающиеся всего коллектива, не советуясь с другими?

А. Случается и так.

Б. Мы все обсуждаем, но последнее слово остается за мной.

В. Мы решаем и обдумываем все вместе.

8. Вы предпочитаете чаще делиться производственными проблемами с родными и близкими, чем с коллегами по работе?

А. Иногда это случается.

Б. Нет, свои производственные проблемы я обсуждаю с коллегами по работе.

В. С родными и близкими мы лучше понимаем друг друга.

9. Бывает ли так, что коллега разговаривает с Вами о делах, а Вы в это время думаете о чем-то другом?

А. Бывает и так.

Б. Нет, я всегда слушаю внимательно.

В. Если я чувствую, что рассеян, я стремлюсь сосредоточить свое внимание.

10. Пытаетесь ли Вы в разговоре прежде всего высказаться сами?

А. Непременно.

Б. Обычно даю возможность коллеге высказать все, что он хочет сказать.

В. Считаю, что диалог должен быть конструктивным.

Подсчитайте количество набранных Вами баллов в зависимости от выбранных Вами вариантов ответа в соответствии с приведенной ниже таблицей:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

А

1

1

2

2

1

1

2

1

3

1

Б

3

2

3

3

2

3

3

3

1

2

В

2

3

1

1

3

2

1

2

2

3

Если вы набрали от 10 до 15 очков , то у Вас не очень хороший микроклимат в коллективе и весьма натянутые отношения с коллегами. Нужно что-то изменить в Вашем окружении или в своем поведении, чтобы повысить организационную культуру?

Если у Вас от 16 до 22 очков , то Ваши отношения с коллегами по работе неплохие, обстановка достаточно благоприятная, но постарайтесь все-таки улучшить организационную культуру, чтобы закрепить достигнутое.

Если в Вашем активе от 23 до 30 очков , то у Вас в коллективе здоровая атмосфера и прекрасные отношения. Постарайтесь и впредь поддерживать организационную культуру в Вашей организации на том же уровне.

7.3. Групповые аудиторные работы.

7.3.1. Практикующее упражнение « Организационная культура учебной группы»

Цель работы : научить студентов подмечать и формулировать составляющие содержания организационной культуры для ее описания в соответствующих терминах.

Процедура выполнения работы:

Шаг 1. В течение 15—20 мин студенты индивидуально заполняют прилагаемую форму «Организационная культура».

Шаг 2. В течение 30—40 мин в малых группах студенты составляют общий согласованный перечень позиций по каждому из пяти разделов прилагаемой формы.

Шаг 3. В аудитории под руководством преподавателя обсуждаются и обобщаются позиции малых групп и в течение 15—20 мин. вырабатывается сводное для всей группы описание ее культуры.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА

I. Важные разделяемые верования и предположения

1. ______________________________________________________________

2. ____________________________________________________________

3. ________________________________________________________________

4. _________________________________________________________________

5. _________________________________________________________________

И. Разделяемые вещи материального мира

1. ______________________________________________________________

2. ____________________________________________________________

3. ________________________________________________________________

4. _________________________________________________________________

5. _________________________________________________________________

III. Разделяемые выражения

1. ______________________________________________________________

2. ____________________________________________________________

3. ________________________________________________________________

4. _________________________________________________________________

5. _________________________________________________________________

IV. Разделяемые действия

1. ______________________________________________________________

2. ____________________________________________________________

3. ________________________________________________________________

4. _________________________________________________________________

5. _________________________________________________________________

V. Разделяемые мысли и чувства

1. ______________________________________________________________

2. ____________________________________________________________

3. ________________________________________________________________

4. _________________________________________________________________

5. _________________________________________________________________

Примечание. Сформулированные п.п. 1—5 разделов I—V должны, с одной стороны, быть разделяемы большинством членов учебной группы и должны, с другой стороны, отличать данную группу от других, ей подобных.

7.3.2. Практикующее упражнение «Анализ ОК ВУЗа – рекомендации по совершенствованию».

Цель работы : закрепление теоретических знаний по теме «Организационная культура».

Задание : Необходимо проанализировать составляющие организационной культуры ВУЗа, сформировать иерархию составляющих, составить рекомендации по совершенствованию как материальной так и реальной культуры.

Методические рекомендации к выполнению работы:

Шаг 1. Преподаватель формирует в учебной группе подгруппы по 3-5 человек для совместной работы.

Шаг 3. Студенты, работая в течение 20-30 минут в малых группах, анализируют составляющие организационной культуры ВУЗа, формируют иерархию составляющих, составить рекомендации по совершенствованию как материальной, так и идеальной культуры.

Шаг 4. Представители студенческих подгрупп докладывают результаты своей работы и совместно с преподавателем, другими студентами проводится обсуждение в аудитории.

Шаг 5. Оценка работы в малых группах осуществляется преподавателем с учетом детальности проработки вопроса, ясности изложения материала, точности формулировок и т.п.

7.4. Тематика докладов и сообщений

1. «Примеры сильных организационных культур в практике бизнеса»

2. «Кодекс специалиста по сервису».

3. «Компоненты корпоративной культуры».

4. «Организационная культура как стратегический инструмент»

Литература: [1; 3; 6; 10; 12; 14; 15; 18]

ТЕМА 8: Организационное проектирование.

8.1. Вопросы для обсуждения:

1.Значение и задачи организационного проектирования.

2.Стадии процесса организационного проектирования.

3.Методы организационного проектирования.

4.Основные параметры, определяющие выбор типа организационной структуры.

5.Основные методологические принципы проектирования.

6.Критерии оценки эффективности организационных решений.

7.Основные этапы организационного проектирования.

8.Этапы и методы процесса реорганизации.

9.Основные факторы, определяющие необходимость реорганизации предприятия.

10.Эффективность организационных изменений.

8.2. Задания для индивидуальной аудиторной работы студентов.

Задание 1 : Представьте в виде схемы последовательность и структуру выполняемых работ при проектировании организации, используя предложенные исходные данные:

1. Предпроектная подготовка.

2. Технический проект.

3. Внедрение организационного проекта.

4. Обоснование окончательного комплекса организационных решений при проектировании системы.

5. Проектирование организационной системы.

6. Обучение и психологическая подготовка персонала.

7. Разработка полного комплекта рабочей документации.

8. Проведение экспертизы проекта.

9. Ведение в действие новых положений об отделах и должностных инструкций.

10. Введение новых систем стимулирования труда.

11. Рабочий проект.

12. Внесение изменений в структуру предприятия и организационную структуру управления.

13. Комплексное обследование объекта проектирования.

14. Анализ внутренней среды организации.

15. Анализ деловой среды организации.

16. Анализ макроокружения предприятия.

Задание 2 : Дайте характеристику основных этапов в развитии организации (табл. 8.1.)

Таблица 8.1.Основные этапы в развитии организации

 

 

 

Наименование этапа

Характеристика этапа