Главная Учебники - Разные Лекции (разные) - часть 16
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова» Факультет дизайна и компьютерных технологий Кафедра компьютерных технологий Методические указания к выполнению курсового проекта Чебоксары 2010 Организация и методика проведения курсового проектирования
1. Цель и задачи курсового проектирования
Курсовые проекты рассматриваются как вид учебной работы по дисциплине и выполняются в пределах часов, отводимых на ее обучение. Специалисты должны быть способны самостоятельно и творчески решить научно-производственные вопросы. Курсовое (дипломное) проектирование играет большую роль в развитии навыков самостоятельной творческой работы студентов, так как оно позволяет путем решения конкретных производственных задач приобщить студентов к практике, воспитывать их в духе ответственности за выполняемую инженерно-техническую работу, прививать им элементы научно-исследовательской работы. Курсовое проектирование должно способствовать закреплению, углублению и обобщению знаний, полученных студентами за время обучения, и применению этих знаний к комплексному решению конкретной инженерной задачи. Системой курсовых проектов студент подготавливается к выполнению более сложной инженерной задачи – дипломного проектирования. Курсовое проектирование должно научить студента пользоваться справочной литературой и ГОСТами, едиными нормами и расценками, таблицами, номограммами, типовыми проектами и справочниками укрупненных производственных и системных норм соответствующих ведомств. Курсовое проектирование должно также прививать студентам навыки производства расчетов, составления технико-экономических записок. 2. Тематика курсового проектирования
Одним из основных требований к теме курсового проектирования является ее комплексность, т.е. решение ряда взаимно связанных между собой вопросов. Вместе с тем один из частных вопросов темы проекта должен быть разработан более подробно на основе общего решения задачи. Тематика курсового проектирования должна строиться на фактическом материале промышленных и других предприятий и учреждений, на итогах производственной практики студентов, на научных работах членов кафедры и студенческих кружков с привлечением литературы, освещающей новейшие достижения науки и техники. Темы проектов утверждаются заведующим кафедрой. При этом необходимо руководствоваться требованиями стандарта к подготовке инженера. Инженер должен знать:
- основные понятия системотехники, структуру и классификацию АСОИУ, виды обеспечения АСОИУ; - принципы, методы и средства системного анализа и принятия решений, основные классы моделей исследования операций, методы формализации, алгоритмизации и реализации аналитических, численных, имитационных моделей; - принципы и методы разработки и применения систем поддержки принятия решений в научных исследованиях и в управлении технологическими, организационно-экономическими и социальными системами; - современные методы и средства программирования, СУБД, интегрированные среды, возможности и особенности их применения при разработке АСОИУ; - принципы организации и функционирования ЭВМ, вычислительных систем комплексов и сетей, их компоненты, характеристики, архитектуру, возможные области применения; - методы распределенной обработки информации, современные сетевые технические и программные средства, модели и структуры информационных сетей, оценки их эффективности, сетевые технологии; - принципы организации и построения баз данных, баз знаний, экспертных систем, пути, методы и средства интеллектуализации информационных систем; - основы компьютерной графики, современные технические и программные средства мультимедиа технологий; - принцип, модели, средства описания информационных систем и их элементов, объектно-ориентированные модели предметных областей, средства спецификации функциональных задач и проектных решений; - современные методы и средства разработки АСОИУ; - принципы, модели и методы управления информационными системами, тенденции их развития, связь со смежными областями. Инженер должен владеть:
- современными методами системного анализа информационных процессов и систем, принципами, методами и средствами принятия решений в АСОИУ; - математическими моделями, методами анализа, синтеза и оптимизации детерминированных, стохастических и экзистенциональных систем; - методами и инструментальными средствами исследования, моделирования и проектирования распределенных, корпоративных информационно-управляющих систем; - современными системными программными средствами, сетевыми технологиями, мультимедиа технологиями, методами и средствами интеллектуализации информационных систем; - методами и средствами проектирования и комплексирования аппаратных и программных средств АСОИУ; - современными методами организации разработки АСОИУ и их программного обеспечения; методами оценки качества программного обеспечения, надежности и качества информационных систем, сертификации и аттестации АСОИУ и их компонентов. Основные руководящие данные для выполнения проекта оформляются руководителем в заданиях по проектированию. В заданиях необходимо четко формулировать название темы проекта и характеристики, определяющие его объем и содержание. Например, мощность, производительность, протяженность и др. Одновременно важно в задании установить исходные данные для выполнения расчетно-графической части проекта, количество и характер чертежей. Каждое задание должно быть тщательно продуманно в научном и методическом отношении и отвечать уровню подготовки студентов и времени, отведенному на выполнение проекта. Задания должны оформляться на специальных бланках и сопровождаться руководящими материалами. 3. Содержание курсового проектирования
Курсовой проект должен состоять из графической части и расчетно-пояснительной записки. Чертежи должны быть выполнены в соответствии ГОСТом. Они должны быть предельно четки, ясны и компактны. Чертежи выполняются на компьютере с использованием графических пакетов, с необходимыми спецификациями, размерами и обозначениями. Формат А4, не менее 3 чертежей (математические модели, блок схемы алгоритмов, структура программы, меню пользователя и др.) Изложение пояснительной записки должно быть технически грамотным, четким и сжатым. Записка должна содержать обоснование запроектированной системы (автоматизированной, информационной). Эти обоснования проекта должны быть представлены главным образом в виде сравнительных характеристик выбранного решения с другими имеющимися или возможными вариантами, показом их преимуществ под углом зрения простоты и дешевизны, удобства эксплуатации, ремонта и техники безопасности работы. Во всех курсовых проектах должны быть учтены требования техники безопасности применительно к проектируемому объекту. Курсовой проект, от постановки задачи до получения результатов, включает следующие этапы: 3. Анализ программного обеспечения (языки программирования, пакеты прикладных программ, инструментальные среды). 5. Формулировка используемых критериев адекватности, устойчивости и чувствительности модели. 4. Организация и руководство курсовым проектированием
Студентами приобретаются начальные навыки проектирования, от которых в значительной степени зависит успех их дальнейшей работы над курсовыми проектами по специальности. В методических указаниях должны быть достаточно очерчены задачи проекта, характер исходных данных, примерный объем и содержание отдельных частей проекта, объяснительной записки, число, характер и масштаб чертежей, указано примерное содержание вступительных бесед и пояснений в течение проектирования, а также порядок выполнения проекта. Руководство курсовым проектированием начинается с выдачи задания на проект. Руководитель рекомендует студенту необходимую литературу и материалы и дает консультацию о порядке выполнения задания. Устанавливается график выполнения проекта с указанием времени для главных этапов проектирования. Задание и проект выдаются за подписью руководителя проекта, датируется днем выдачи и регистрируются руководителем проекта в журнале, находящемся на кафедре. Проводятся вводные лекции профессора или одного из опытных руководителей проектирования. В вводной лекции разъясняются значение проектирования для данной дисциплины, требования, предъявляемые к проекту, к чертежам, расчетно-объяснительной записке в части их содержания и оформления, а также сущность выданных заданий, узловые вопросы наиболее типичного задания, даются общие указания по выполнению задания и определяется объем работы по нему. Здесь освещается также связь задания с соответствующими частями учебных дисциплин и рекомендуется основная литература. Для работы над курсовыми проектами должны быть выделены часы в учебном расписании (не менее 4 часов одновременно). В процессе проектирования кафедры могут давать как групповые, так и индивидуальные консультации. Групповые консультации не должны переходить в лекции. Индивидуальные консультации должны проводиться регулярно (1-2 раза в неделю) для всех студентов. Руководитель курсового проектирования должен стремиться развивать творческие навыки у студента при выполнении им курсового проекта. Руководитель дает свои указания лишь после того, как он убедился, что студент достаточно ознакомился с данным вопросом и понял его сущность. Чтобы научить студента объяснять свою работу, надо требовать от студента доказательства и обоснования наиболее важных решений и вопросов проекта. Защита проекта производится в специальной комиссии из 2–3 человек, выделенных кафедрами, при непосредственном участии руководителя курсового проектирования, в присутствии студентов проектирующей группы. Защита состоит в коротком докладе (8-10 минут) студента по выполненному проекту и в ответах на вопросы. Оценивается дифференцированной отметкой по четырех балльной системе. После защиты всех проектов рекомендуется проводить заключительную беседу руководителя с анализом лучших и худших проектов, с указанием на типичные ошибки и недостатки. Курсовые проекты, имеющие теоретический и практический интерес, следует представлять на конкурс в СНО, отмечать приказом по университету. Проекты после защиты должны сдаваться на кафедру, где они хранятся 1-2 года, затем все курсовые проекты, не представляющие для кафедры интереса, списываются по акту. Итоги выполнения плана курсовых проектов обсуждаются на кафедрах. Приложение 1 Титульный лист курсового проекта, курсовой работы, а на заданную (выбранную) тему, расчетного и расчетно-графического задания, отчета по лабораторной работе Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова» Факультет дизайна и компьютерных технологий Кафедра компьютерных технологий КУРСОВОЙ ПРОЕКТ
(или , , расчетное задание, расчетно-графическое задание, отчет по лабораторной работе) Дисциплина: Название дисциплины
Тема: Тема курсового проекта
Выполнил студент гр. ИВТ 21-02 (подпись) Иванов И.И. Руководитель, к.т.н., доцент (подпись) Иванов И.И. Чебоксары 2010 Приложение 2
Задание на дипломное проектирование Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова» Факультет дизайна и компьютерных технологий Кафедра компьютерных технологий УТВЕРЖДАЮ «_______» __________________ 2010 г. ______________
Зав. кафедрой КТ В.П. Желтов ЗАДАНИЕ
на курсовое проектирование
студенту группы ______________________________________________ 1. Тема проекта (работы) __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2. Срок сдачи студентом законченного проекта (работы) _____________________________________________________________________________3. Исходные данные к проекту (работе) _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 4. Содержание расчетно-пояснительной записки (перечень подлежащих разработке вопросов) ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 5. Перечень графического материала (с точным указанием обязательных чертежей) _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 6. Консультанты по проекту (с указанием относящихся к ним разделов проекта (работы)) _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 7. Дата выдачи задания ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Руководитель_________________________________________
Задание принял к исполнению____________________________
(дата) ______________________________
|