Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 16

 

Поиск            

 

Указания методические по выполнению курсовых работ дисциплина дс. 07 «Технология внутреннего туризма»

 

             

Указания методические по выполнению курсовых работ дисциплина дс. 07 «Технология внутреннего туризма»

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский государственный университет туризма и сервиса» (ФГОУВПО «РГУТиС»)

ИНСТИТУТ ТУРИЗМА И ГОСТЕПРИИМСТВА (г. Москва) (филиал)

Кафедра «Туризма»

УТВЕРЖДАЮ:

Зам. директора по учебной работе

__________________Е.В. Субботина

«__» __________________ 200 г.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВЫХ РАБОТ

Дисциплина ДС.07 «Технология внутреннего туризма»

Специальность 100201.65 «Туризм»

Специализация «Технология и организация туроператорских и

турагентских услуг»

Москва

2009

Методические указания составлены на основании рабочей программы дисциплины ДС.07 «Технология внутреннего туризма»

Методические указания рассмотрены и утверждены на заседании кафедры

«Туризм»

Протокол № 5 «5» февраля 2010 г.

Зав.кафедрой Джанджугазова Е.А.

к.э.н., доц.

Методические указания рекомендованы Научно-методической секцией

Института туризма и гостеприимства

Протокол №4 « 24 »февраля 2010 г.

Председатель

Научно-методической секции Мазин К.А.

к.и.н., доц.

Методические указания одобрены Научно-методическим советом ФГОУВПО «РГУТиС»

Протокол №_______ «_____»______________________200__г.

Ученый секретарь

Научно-методического совета

к.и.н., доцент Юрчикова Е.В.

Методические указания разработал:

Преподаватель кафедры

«Туризм» Бойко Т.В.

к.и.н., доц.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Общие положения…………………………………………………………….4

2. Общие требования к содержанию отдельных частей курсовой работы ….4

3. Тематика курсовых работ по дисциплине «Технология внутреннего туризма»………………………………………………………………………….6

4. Требования к содержанию отдельных частей курсовой работы по дисциплине «Технология внутреннего туризма»……………………………..8

5. Требования к оформлению курсовых работ……………………………… 25

Рекомендуемая литература…………………………………………………… 26

Приложение 1……………………………………………………………………28


1. Общие положения

Исходя из целей подготовки студентов по специальности 100201 «Туризм», а также содержания будущей дипломной работы предлагается следующая структура курсовой работы:

Введение

Теоретическая часть

Практическая часть

Заключение

Библиографический список

Приложения

Объем каждой части работы устанавливается, исходя из особенностей каждой темы. В целом рекомендуется, чтобы объем практической части был не менее объема теоретической части.

Оформление курсовой работы производится в соответствии с «Общими правилами оформления учебных работ», принятыми в Институте туризма и гостеприимства.

2. Общие требования к содержанию отдельных частей курсовой работы

ВВЕДЕНИЕ В этой части работы отражается актуальность выбранной темы, ее теоретическая и практическая значимость, формулируются цель и задачи работы, приводятся ее основные положения. Здесь же указывается последовательность изложения материала.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. В данной части курсовой работы студентом решаются теоретические проблемы в соответствии со спецификой конкретной темы.

Теоретическая часть курсовой работы преимущественно основывается на литературных источниках. Не допускается использование в тексте большого количества вводных слов, газетных клише, рекламных слоганов, эзотерических терминов и сленга, что часто бывает при использовании материалов из популярных журналов и сети Интернет. Кроме того, не допускаются сокращения слов, вопросительные и восклицательные предложения, часто встречающиеся при использовании таких источников как путеводители, буклеты и т.п.

Заканчивается теоретическая часть работы небольшими выводами (1-2 абзаца) в которых дается качественная оценка материала, изложенного в этой части работы.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. Практическая часть курсовой работы предполагает проведение исследования по конкретной проблеме. При этом сама проблема может иметь одинаковую формулировку для нескольких студентов, но выполняется либо по конкретным предприятиям, либо по конкретным регионам, турцентрам и видам туризма.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ по курсовой работе представляет собой отражение основных результатов, полученных студентом в работе. Формулировка общих выводов в заключении предполагает качественную оценку проведенной работы, при этом по форме текста и, отчасти, по содержанию не целесообразно использовать повтор изложенного до этого в работе материала (копировать отдельные фразы, абзацы). В то же время, в заключении не должно быть никакого нового материала (статистические данные, упоминание о мероприятиях, постановлениях и т.п.), на который не было ссылки в тексте курсовой работы.

3. Примерная тематика курсовых работ по дисциплине

«Технология внутреннего туризма»

1. Анализ спроса и предложений на рынке внутреннего туризма региона.

2. Технология и организация экскурсионно-познавательного внутреннего туризма в регионе.

3. Технология и организация лечебно-оздоровительного внутреннего туризма в регионе.

4. Технология и организация спортивного внутреннего туризма в регионе.

5. Технология и организация экологического внутреннего туризма в регионе.

6. Технология и организация религиозного внутреннего туризма в регионе.

7. Технология и организация паломнического внутреннего туризма в регионе.

8. Технология и организация делового внутреннего туризма в регионе.

9. Технология и организация тематического (событийного) внутреннего туризма в регионе.

10. Технология и организация речных круизов в РФ (на примере маршрута).

11. Технология и организация детского отдыха в РФ (на примере региона).

12. Особенности организации социального туризма в РФ (на примере региона).

13. Технология разработки нового внутреннего туристского продукта региона.

14. Технология разработки нового железнодорожного тура по России.

15. Анализ особенностей нормативно-правовой базы внутреннего туризма региона РФ.

16. Технология сотрудничества внутренних туроператоров и гостиниц (на примере региона).

17. Технология сотрудничества внутренних туроператоров и санаторно-курортных предприятий (на примере региона или предприятия).

18. Технология сотрудничества внутренних туроператоров и музеев (на примере региона).

19. Технология сотрудничества внутренних туроператоров и национальных парков, заповедников (на примере региона).

20. Технология сотрудничества туроператоров и Русской Православной Церкви (на примере региона).

21. Особенности организации дополнительных услуг в рамках внутренних туров в РФ (на примере региона).

22. Особенности организации железнодорожных перевозок туристов в рамках внутренних туров (на примере региона).

23. Особенности организации автоперевозок туристов во внутренних турах (на примере региона).

24. Технология и организация внутренних авиаперевозок в РФ.

25. Технология и организация перевозок туристов водным транспортом (на примере региона).

26. Понятие «сезонности» во внутреннем туризме и пути ее преодоления (на примере региона).

27. Организация интерактивных программ как метода дополнительного привлечения туристов (на примере региона).

28. Анализ деятельности туроператора по внутреннему туризма (на примере предприятия).

29. Особенности продвижения внутреннего турпродукта (на примере предприятия).

30. Проблемы развития внутреннего туризма в регионе и пути их решения.

4. Требования к содержанию отдельных частей курсовой работы по дисциплине «Технология внутреннего туризма»

ВВЕДЕНИЕ . В этой части работы отражается актуальность выбранной темы, ее теоретическая и практическая значимость, формулируются цели и задачи работы, приводятся ее основные положения. Также здесь рекомендуется указать уровень и характер освещенности темы в литературных источниках. Объем введения не более 2-3 страниц.

ГЛАВА 1. Теоретическая часть .

В этой части работы даются основные теоретические положения в рамках исследуемой проблемы. Излагаемый материал должен иметь непосредственное отношение к выбранной теме исследования и содержать ссылки на используемые источники. Ссылки оформляются в квадратной скобке и включают номер источника в алфавитном порядке из Библиографического списка и номер страницы в тексте, на который ссылается автор. Например: [7, с. 45].

Представленный теоретический материал должен в значительной степени опираться на анализ учебной и научной литературы по теме исследования, как отечественных, так и зарубежных авторов, а также на материалы периодической печати (т.е. профессиональную прессу - журналы «Турбизнес», «Туризм: практика, проблемы, перспективы», «Отель», «Маркетинг в России и за рубежом», газеты «Туринфо» и др.).

При изложении теоретических вопросов следует приводить определение основных понятий и терминов, широко используемых в практике внутреннего туризма с обязательной ссылкой на источники.

Теоретическая часть должна быть разбита на параграфы (например: 1.1., 1.2., 1.3., 1.4.).

Рекомендуемый объем теоретической части 8-10 страниц.

ПРИМЕРНОЕ содержание теоретической части по некоторым темам курсовой работы

1) Тема: Анализ спроса и предложений на рынке внутреннего туризма региона.

1. Основные определения внутреннего туризма.

2. Особенности формирования спроса на туристическом рынке.

3. Особенности формирования предложений на внутреннем туррынке.

4. Общая туристская информация о регионе.

2) Тема: Технология организации экскурсионно-познавательного внутреннего туризма в регионе.

1. Сущность и особенности экскурсионно-познавательного туризма.

2. Классификация экскурсионно-познавательных туров.

3. Схемы сотрудничества с поставщиками услуг при организации экскурсионно-познавательных туров.

4. Документационное обеспечение экскурсионно-познавательных туров.

3) Тема: Особенности организации социального туризма в РФ.

1. Сущность определения «социальный туризм».

2. Виды социального туризма.

3. Технология организации социальных туров.

4. Современное состояние рынка внутреннего туризма в РФ.

4) Тема: Технология разработки нового внутреннего туристского продукта региона.

1. Туристский продукт: сущность и виды.

2. Основные этапы разработки внутреннего туристского продукта.

3. Технология сотрудничества с поставщиками услуг.

4. Современные тенденции развития внутреннего туризма в регионе.

5. Характеристика основных туристских ресурсов в регионе.

5) Технология разработки нового железнодорожного тура по России.

1. Сущность туристского продукта: определения, составляющие.

ГОСТ Р 50690-2000 «Туристские услуги (общие требования)».

2. Нормативно-правовая база железнодорожных перевозок в РФ.

3. Классификация подвижного состава железнодорожных перевозок в РФ.

4. Технология разработки железнодорожного тура в РФ.

5. Анализ рынка внутреннего туризма в РФ.

6) Анализ особенностей нормативно-правовой базы внутреннего туризма региона РФ.

1. Нормативно-правовая база туризма – основные составляющие и их характеристика.

2. Сущность и роль внутреннего туризма в развитии туризма РФ.

3. История формирования нормативно-правовой базы туризма в РФ.

4. Характеристика ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ».

5. Характеристика ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации».

7) Технология сотрудничества внутренних туроператоров и гостиниц (на примере региона).

1. Средства размещения в РФ: определения, классификация, законодательная база.

2. Особенности внутреннего туроперейтинга.

3. Характеристика основных схем сотрудничество туроператоров и гостиничных предприятий.

4. Анализ рынка внутреннего туризма региона.

8) Технология сотрудничества внутренних туроператоров и национальных парков, заповедников (на примере региона).

1. Национальные парки, заповедники – определения, сущность, их роль в обслуживании туристов.

2. Характеристика внутреннего туроперейтинга.

3. Законодательная база функционирования национальных парков и заповедников в РФ.

4. Анализ рынка внутреннего туризма в регионе.

9) Особенности организации дополнительных услуг в рамках внутренних туров в РФ (на примере региона).

1. Сущность туристского продукта: определения, составляющие. Понятие «дополнительных услуг». ГОСТ Р50690-2000 Туристские услуги (общие требования).

2. Особенности внутреннего туроперейтинга.

3. Классификация видов туризма и характеристика понятия «дополнительные услуги» для каждого вида туров.

10) Особенности организации железнодорожных перевозок туристов в рамках внутренних туров (на примере региона).

1. Законодательная база железнодорожных перевозок в РФ.

2. Классификация подвижного состава железнодорожных перевозок в РФ.

3. Роль железнодорожных перевозок в развитии внутреннего туризма в РФ.

4. Характеристика основных схем сотрудничества РЖД и туроператоров.

11) Понятие «сезонности» во внутреннем туризма и пути ее преодоления (на примере региона).

1. Основные определения внутреннего туризма.

2. «Сезонность» на мировом рынке туризма: характеристика и пути преодоления на примере различных стран (регионов, турцентров) мира.

3. Современные тенденции развития внутреннего туризма в РФ.

12) Организация интерактивных программ как метода дополнительного привлечения туристов (на примере региона).

1. Сущность туристского продукта: определения, составляющие. ГОСТ Р 50690-2000 «Туристские услуги (общие требования)».

2. Технология разработки внутреннего туристского продукта.

3. Интерактивные программы: определения, виды, роль в обслуживании туристов.

4. Технология организации интерактивных программ.

5. Мировой и российский опыт использования интерактивных программ в обслуживании туристов.

7. Анализ современного состояния рынка туризма в регионе.

13) Анализ деятельности туроператора по внутреннему туризма (на примере предприятия).

1. Характеристика основных субъектов и объектов туристического рынка.

2. Типы и виды туризма: классификация и содержание.

3. Особенности внутреннего туроперейтинга. Профиль работы туроператора.

4. Анализ деятельности основных туроператоров на рынке внутреннего туризма в РФ.

14) Особенности продвижения внутреннего турпродукта (на примере предприятия).

1. Сущность внутреннего туристского продукта: определения, составляющие. ГОСТ Р 50690-2000 «Туристские услуги (общие требования)».

2. Особенности внутреннего туроперейтинга.

3. Основные методы продвижения турпродукта на рынок.

4. Анализ рынка внутреннего туризма в РФ.

5. Характеристика деятельности предприятия.

15) Проблемы развития внутреннего туризма в регионе и пути их решения.

1. Характеристика основных субъектов и объектов туристического рынка: определения, сущность и их роль.

2. Опыт ведущих стран мира по развитию внутреннего туризма.

3. Анализ современного состояния рынка внутреннего туризма в РФ.

4. Анализ рынка средств размещения в регионе.

5. Анализ рынка перевозок туристов в регионе.

6. Анализ рынка дополнительных услуг в регионе.

ГЛАВА 2. Практическая часть.

Целью данной части курсовой работы является получение практических навыков организации внутреннего туризма в РФ. Основной задачей практической части курсовой работы является анализ состояния проблемы исследования. Проблема исследования может рассматриваться на базе как предприятия или организации, так и территории (страна, регион, турцентр, город и пр.).

Этот раздел должен основываться на теоретическом материале, собранном в главе 1, который необходимо рассмотреть применительно к конкретному предприятию, туру, территории и т.д.

Выполнение практической части курсовой работы требует сбора и анализа конкретного фактического материала .

Услуги должны быть охарактеризованы с приведением их стоимости, указанием авиакомпаний, конкретных отелей, времени в пути, примерных расстояний между основными туристскими центрами и т.п. Некоторые данные, например, стоимость или расстояния, целесообразно представить в виде таблиц, различного рода сравнительные характеристики могут быть представлены в виде рисунков, диаграмм.

Рекомендуемый объем практической части – 12-18 страниц.

ПРИМЕРНОЕ логическое построение практической части курсовой работы:

Задание №1. Анализ рынка вида туризма в регионе.

1) Определить емкость рынка выбранного вида туризма в регионе.

Емкость туристского рынка – это его способность «поглотить» то или иное количество туристского продукта, т.е. возможный объем реализации отдельных туров, услуг туризма, товаров туристско-сувенирного назначения при существующих ценах и предложении. Емкость зависит от объемов платежеспособного спроса населения, уровня цен и размеров туристского предложения.

Еще одно определение емкости рынка - возможный годовой объем продаж определенного вида то вара при сложившемся среднем уровне цен.

2) Определить структуру спроса на рынке.

Спрос на путешествия в определенный туристский регион – это функция склонности человека к путешествиям и соответствующей величины сопротивления связи между начальным пунктом путешествия и местом назначения.

Склонность к путешествиям может пониматься как предрасположенность человека к путешествиям и туризму, т.е. насколько сильно человек желает путешествовать в другие регионы, а также какие виды путешествия он предпочитает.

Сопротивление же порождается экономической дистанцией, иногда культурной дистанцией, слишком высокой стоимостью туристской поездки, плохим качеством обслуживания, эффектом сезонности.

При изучении спроса на турпродукт необходимо учитывать ряд факторов, оказывающих влияние на туристские мотивы потребителей: возраст, образование, социальная принадлежность, менталитет, конфессия, доход, семейное положение, работа, здоровье, численность туристской группы, географическое направление (откуда приезжают туристы) и др.

В зависимости от мотивации туристской поездки различают следующие сегменты туризма: деловой, спортивный, культурно-познавательный, лечебно-оздоровительный, приключенческий, рекреационный, образовательный и др. Часто бывает нелегко провести четкую границу между отдельными сегментами по мотивации: деловой туризм может сочетаться с экскурсионно-познавательным, спортивный – с рекреационным и т.д.

В рамках данного пункта необходимо также провести сравнительную характеристику рынка по видам туризма и выявить соотношение доли различных видов туризма на рынке региона.

3) Выяснить наличие сезонности.

В туристской практике годовой цикл принято делить на сезоны, способствующие или, наоборот, препятствующие отдыху в конкретной местности в определенный период времени. Выделяют сезоны:

- «высокий» - период, наиболее благоприятный для отдыха в конкретной местности в определенное время;

- «средний» - период, когда отдых возможен, но при менее комфортных условиях, чем в «высокий» сезон;

- «низкий» - относительно неблагоприятный период для отдыха в конкретном месте в определенное время.

На сезонность в туризме влияют различные факторы: природно-климатические, экономические, наличие свободного времени, демографические (дифференцированный спрос по половозрастному составу и другим признакам), психологические (традиции, вкусы, мода) и др.

4) Сделать сравнительную характеристику крупнейших игроков внутреннего туристического рынка вида туризма в регионе.

На рынке туристических услуг действует два типа компаний: туроператоры и турагенты.

Туроператоры условно подразделяются на две основные разновидности:

-крупные операторы, которые продают турпакеты только через сеть уполномоченных агентств и не занимаются розничной продажей;

- средние и малые операторы, которые не только производят, но и продают турпакеты в розницу.

Туристические агентства также делятся на две основных категории, но по другому признаку:

-независимые туристические агентства (70% от общего количества§ турфирм);

-сетевые туристические агентства - точки продаж, объединенные общим брендом, рекламно-маркетинговой политикой, технологией работы и др.

В рамках данного пункта необходимо сравнить основные характеристики главных туроператорских предприятий и отдельно турагентских компаний региона. Рекомендуется включить следующие сведения о предприятиях:

-когда и кем образовано, сведения о реорганизациях;

- полный перечень оказываемых услуг;

- статистические данные, характеризующие деятельность туристского предприятия и его подразделений.

6) Дать характеристику особенностей турпродукта крупнейших игроков, представленных на туррынке

Для успешного ведения туристской деятельности фирмам нецелесообразно распылять свои усилия, а рекомендуется сосредоточиться на определенном круге потребителей турпродукта и строить свою политику поведения на туррынке таким образом, чтобы наиболее полно удовлетворять все потребности именно этого узкого сегмента путешественников. Поэтому проводится сегментация туристского рынка, т.е. разделение его на однородные удельные рынки, сегменты. В основе сегментации лежит стремление фирм получить монопольное положение если не на всем рынке, то, по крайней мере, в той его части, которая наиболее предпочтительна с точки зрения ее производственных, финансовых и сбытовых возможностей.

Целевые рынки определяются по следующим признакам:

- географическим;

-социодемографическим (возраст, доход, образования, расовая принадлежность, национальность, пол, религия, род занятий;);

- психографическим (духовные ценности, мотивы поведения, интересы, отношения, желания);

- др. критерии.

При оценке предложения турфирм необходимо выявить примерную схему позиционирования ее товаров на рынок. Возможны следующие варианты:

1) позиционирование себя рядом с одним из существующих конкурентов и борьба за долю рынка. Это возможно только при условии, что:

- турпродукт данной фирмы превосходит по качественным или иным характеристикам продукцию конкурента;

- рынок достаточно велик, чтобы вместить двух конкурентов;

- фирма располагает большими, чем у конкурента ресурсами;

- избранная позиция в наибольшей мере соответствует сильным деловым сторонам организации.

2) разработка нового турпродукта с включением в него уникальных услуг, отсутствующих в продукте конкурента, или разработка совершенно нового предложения.

6) Сформулировать потребительские предпочтения – характеристика наиболее популярных туристских центров.

Туристский центр – место отдыха туриста, включающее все его рекреационные возможности: природные, культурно-исторические, экологические, этнические, социально-демографические, инфраструктурные. В качестве туристского центра может выступать город, поселок, курорт, национальный парк, санаторий и др. территории, являющиеся главным местом прибытия туриста в рамках данного тура.

В данной части представляются:

- статистические данные, характеризующие предпочтения туристов по отдыху в том или ином турцентре;

-аналитические данные, характеризующие элементы инфраструктуры изучаемой территории,

- данные о характеристиках туристских ресурсов изучаемой территории.

Задание №2. Определение технологии сотрудничества с поставщиками услуг при организации вида туризма в регионе.

1) Технология сотрудничества со средствами размещения

Согласно «Системе классификации гостиниц и других средств размещения в РФ», принятой в 2005 г. под средствами размещения понимают помещения, имеющие не менее 5 номеров и используемые организациями различных организационно-правовых форм и индивидуальными предпринимателями для временного проживания туристов.

К средствам размещения относятся: гостиницы, мотели, дома отдыха, пансионаты и аналогичные средства размещения. Кроме того, в ряде регионов России для размещения туристов используют услуги частного сектора, национальных парков и монастырей.

По причине того, что услуги средств размещения являются турообразующими во внутреннем туризме, а также имеют наибольшую – наряду с организацией перевозки – долю в общей стоимости турпакета (иногда до 40%), стратегия взаимоотношений туроператора и средств размещения очень важна. Унифицированных схем работы не существует, так как стратегия и стиль работы во многом зависят от субъективных факторов, основываются на имеющихся представлениях сторон о возможностях друг друга, на репутации и имидже потенциальных партнеров. Классические схемы сотрудничества средств размещения и турфирм предполагают предоставление последним специальных цен на номера, скидок в "низкий" сезон и бонусов по итогам работы. Каждое средство размещения использует свои варианты партнерских схем. В большинстве случаев спеццены для турфирм напрямую зависят от объемов продаж, а также сроков бронирования.

Однако стоит помнить, что любые схемы сотрудничества между средством размещения и туроператором должны оформляться на основе типовых договоров, представленных в гражданском законодательстве РФ. В этой связи, выделим три типа договоров, использование которых возможно в практике работы со средством размещения:

1) договор возмездного оказания услуг (ст.779 ГК РФ);

2) агентский договор (глава 52 ГК РФ);

2) договор комиссии (ст. 990 ГК).

2) Технология сотрудничества с транспортными компаниями

В зависимости от дальности путешествия на долю транспортных услуг приходится от 20 до 60% стоимости тура. Многие турфирмы, осуществляющие реализацию авиа- и железнодорожных билетов и отдельно от турпакета.

В зависимости от вида туров к транспортным компаниям могут относиться:

- авиакомпании;

- Российская Железная Дорога;

- владельцы автотранспорта (юридические или физические лица);

- владельцы речных и морских судов (юридические или физические лица);

- владельцы других транспортных средств (вездеходы, собачьи упряжки, лошади и др.).

Технология сотрудничества будет отличаться в зависимости от вида транспорта, задействованного при организации того или иного вида туризма в регионе. Однако в каждом случае необходимо охарактеризовать:

- ведущих владельцев транспортных средств в регионе;

- основные виды договоров, условия сотрудничества (сроки аренды, условия аренды, тарифы, обязательства сторон и др.), применяемые при использовании данного вида транспорта.

3) Технология сотрудничества с предприятиями питания

В соответствии с ГОСТ Р 50762-95 «Общественное питание. Классификация предприятий», утвержденному Постановлением Госстандарта России от 5 апреля 1995 года №198 (далее ГОСТ Р 50762-95) установлена следующая классификация типов предприятий общественного питания:

- ресторан - предприятие общественного питания с широким ассортиментом блюд сложного приготовления, включая заказные и фирменные; винно-водочные, табачные и кондитерские изделия, с повышенным уровнем обслуживания в сочетании с организацией отдыха;

- бар - предприятие общественного питания с барной стойкой, реализующее смешанные, крепкие алкогольные, слабоалкогольные и безалкогольные напитки, закуски, десерты, мучные кондитерские и булочные изделия, покупные товары;

- кафе - предприятие, оказывающее услуги по организации питания и отдыха потребителей с предоставлением ограниченного по сравнению с рестораном ассортимента продукции. Реализует фирменные, заказные блюда, изделия и напитки;

- столовая - общедоступное или обслуживающее определенный контингент потребителей предприятие общественного питания, производящее и реализующее блюда в соответствии с разнообразным по дням недели меню;

- закусочная - предприятие общественного питания с ограниченным ассортиментом блюд несложного приготовления из определенного вида сырья и предназначенное для быстрого обслуживания потребителей промежуточным питанием.

Нужно отметить, что такие виды предприятий общепита как рестораны и бары подразделяются еще и на классы. Класс предприятия общественного питания - совокупность отличительных признаков предприятия определенного типа, характеризующая качество предоставляемых услуг, уровень и условия обслуживания.

При определении класса предприятия учитывают следующие факторы: уровень обслуживания, изысканность интерьера, номенклатура предоставляемых услуг.

В рамках данного пункта необходимо определить типы и класс предприятий питания, задействованных при организации вида туризма в регионе. Для каждого предприятия питания выявить возможные условия заключения договоров, условия оплаты, тарифы, меню, количество мест и т.д.

4) Технология сотрудничества с другими поставщиками услуг

Экскурсионно-познавательный туризм. К дополнительным поставщикам услуг могут относиться музеи, экскурсионные бюро, отдельные экскурсоводы, национальные парки, заповедники, театры, мастерские народных художественных промыслов и др.

Экологический туризм. К дополнительным поставщикам услуг могут относиться национальные парки, заповедники, заказники, общественные организации, ассоциации и др.

Приключенческий, спортивный туризма. К дополнительным поставщикам услуг могут относиться спортивные клубы, национальные парки, заповедники, в ряде случае региональные подразделения МЧС России.

Лечебно-оздоровительный туризм. К дополнительным поставщикам услуг могут относиться поликлиники, экскурсионные бюро.

Паломнический туризм. К дополнительным поставщикам услуг могут относиться паломнические службы, экскурсионные бюро, музеи, Русская Православная церковь.

Деловой туризм. К дополнительным поставщикам услуг могут относиться выставочные и конгресс центры, организаторы выставок, ярмарок, семинаров, поставщики специального оборудования и другие заинтересованные предприятия

Для всех видов туризма. В ряде регионов работа по организации внутренних туров строится через принимающие туроператорские компании. В этой связи необходимо выявить основных рецептивных туроператоров и определить основные схемы договорных отношений между рецептивным и инициативным туроператором.

При сотрудничестве с любым поставщиком услуг обязательным является подписание договора. В этой связи необходимо определить тип договора, основные условия сотрудничества, в том числе права и обязанности сторон.

Задание №3. Характеристика проблем развития вида туризма в регионе и пути их решения.

Проблемы часто выражаются в сокращении спроса на туристские услуги. Необходимо определить возможные причины, влияющие на популярность вида туризма региона среди внутренних путешественников.

Туристский спрос формируется и изменяется под воздействием различных факторов:

- дифференциации рекреационных ресурсов;

- социально-политической ситуации;

- демографической ситуации;

- сезонности;

- удаленности потребителей;

- структуры рекреационных потребностей туристов;

- покупательской способностью населения;

- структуры туристского предложения;

-социокультурной ситуации.

Дифференциация рекреационных ресурсов – неравномерное распределение рекреационных ресурсов по территории и среди их пользователей.

В рамках данного пункта на базе аналитических данных, приведенных в работе сделать выводы, касающиеся того, насколько оптимально задействованы туристские ресурсы области при организации программ данного вида туризма в регионе. При необходимости дать рекомендации по изменению состава ресурсов, задействованных в программах, особенностей их включения в турпрограммы или наоборот выявить сильные стороны вовлечения турресурсов в данные программы. К турресурсам относятся:

- природно-рекреационные ресурсы;

- культурно-исторические ресурсы;

- экономические ресурсы.

Демографическая ситуация. Изменение половозрастной структуры в стране и регионе способно привести к изменению не только величины спроса, но и самого спроса. Возрастная дифференциация клиентов создает необходимость туроператорам специализироваться на обслуживании определенных возрастных групп.

Необходимо дать рекомендации по сегментации туристского рынка региона для туроператоров, выявить сильные и слабые стороны сегодняшней ситуации на рынке.

Сезонность – ежегодная цикличность в спросе.

Дать рекомендации или привести примеры мероприятий в регионе, направленных на изменение границ туристического сезона, действующего сегодня в рамках рассматриваемого вида туризма.

Удаленность потребителей экономически выражается в транспортных издержках, которые в структуре затрат туристов занимают 20-50% в зависимости от физических параметров этого фактора (часов переезда, километров в расстоянии).

Дать рекомендации по транспортному обслуживанию туристов в рамках данного вида туров. Например, какие виды транспорта лучше задействовать, какие схемы сотрудничества выбрать, на какие регионы-доноры ориентировать турпродукт и т.д.?

При предоставлении тех или иных рекомендаций всегда необходимо обосновать Ваше предложение.

Структура туристского предложения характеризуется туристским продуктов, представленным на туристском рынке.

Дать рекомендации по составлению программ обслуживания туристов в рамках данных видов туров, оценить оптимальность выбранных поставщиков услуг, сроков пребывания, стоимости поездок, количества человек в группе и т.д.

Социально-политическая ситуация выступает как важный фактор динамики спроса. Туризм в нестабильные годы подвержен спаду, напротив, экономический подъем и стабилизация приводят к быстрому росту туризма. Военные конфликты, природные катаклизмы в одном регионе могут повлиять на резкое снижение темпов роста туризма во всей стране.

Социокультурная ситуация весьма продуктивно влияет на конъюнктуру спроса. Обычно туроператоры получают информацию о всех значительных культурных событиях в том или ином регионе (даты музыкальных концертов и фестивалей, выставок и ярмарок, спортивных соревнований и маскарадов, зрелищ и праздников) – все это является притягательными моментами и резко увеличивает спрос на туристские поездки именно в те регионы, где эти события происходят.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Данная часть курсовой работы должна содержать выводы и практические рекомендации по организации внутреннего туризма в соответствии с темой работы. В заключении не могут быть представлены новые данные, не встречающиеся в работе.

Рекомендуемый объем заключения –1-2 страницы.

В разделе «Библиографический список» требуется перечислить источники, которыми пользовался студент при написании курсовой работы. Это могут быть учебники, справочники, журнальные и газетные статьи, сайты Интернета, путеводители, документы законодательного и правового характера, сборники научных статей, учебные пособия, рекламные проспекты, отчёты туристских фирм и т.п. На каждый источник обязательно должна быть ссылка в тексте.

Раздел «Приложение» может содержать любой иллюстративный материал, отпечатанный типографским способом, изображения любых объектов, каталоги фирм и компаний, программы туров, картосхемы маршрутов и другие необходимые, по мнению автора работы, материалы. На каждое из приложений обязательно должна быть ссылка в тексте.

представляется на проверку в сроки, установленные учебным планом.

После проверки руководителем курсовой работы и в случае положительной её оценки работа допускается к защите.

4. Требования к оформлению курсовых работ

оформляется в соответствии с «Общими требованиями, предъявляемыми к оформлению учебных материалов», разработанными в Институте туризма и гостеприимства. В курсовой работе должны обязательно присутствовать таблицы, рисунки, графики.

Титульный лист оформляется в соответствии с Приложением 1. Для студентов заочной формы обучения титульный лист оформляется по правилам отделения заочной формы обучения

Рекомендуемая литература

1. Барчуков И.С. Санаторно-курортное дело. М.: ЮНИТИ, 2006.

2. Ветитнев А.М., Ашкинадзе Я.А. Интернет-маркетинг санаторно-курортных услуг. М.: Финансы и статистика, 2007.

3. Джанджугазова Е.А. Маркетинг в индустрии гостеприимства. М.: Академия,2005.

4. Долженко Г.П., Белорусова С.А. Туризм в равнинной части Юга России. М.: ИКЦ «Март», 2008.

5. Драчев Е.Л. Специальные виды туризма. Лечебный туризм. М.: КНОРУС, 2008.

6. Зорин И.В., Квартальнов В.А. и др. Туризм и отраслевые системы. М.: Финансы и статистика, 2001.

7. Ильина Е.Н. Туроперейтинг: организация деятельности. М.: Финансы и статистика, 2007.

8. Карпова Г.А. Практика туристского бизнеса. СПб.: Герда, 2000.

9. Косолапов А.Б. География российского внутреннего туризма. М.:КноРус, 2008.

10. Кусков А.С., Понукалина О.В. Менеджмент транспортных услуг: туризм. М.: РКонсультант, 2004.

11. Осипова О.Я. Транспортное обслуживание. М.: Издательский центр «Академия», 2006

12. Остроумов О.В. Туризм. Продвижение российского турпродукта. М.: Финансы и статистика, 2007.

13. Петелин В.Г. Основы менеджмента выставочной деятельности. М.: ЮНИТИ, 2005.

14. Ушаков Д.С. Прикладной туроперейтинг. М.: ИКЦ «Март», Ростов н/Д: Издательский центр «Март», 2006.

15. Филиппова И.Г, Погодина В.Л, Лукьянов Е.А. География туризма. СПб.: Бизнес-пресса, 2007.

16. Храбовченко В.В. Экологический туризм. - М.: Финансы и статистика, 2004.

17. Хуусконен Н.М., Глушанок Т.М. Практика экскурсионной деятельности. — СПб.: Издательский дом «Герда», 2006.

18. Чудновский А.Д., Жукова М.А. Управление индустрией туризма России в современных условиях. М.:КНОРУС, 2007.

19. Ягодынская Н.В., Малышкин С.А. Культурно-исторические центры России. М., 2005.

20. Путеводители серии «Вокруг света», «Мир вокруг нас».

21. Журнал «Турбизнес». www.tourbus. ru.

22. Журнал «Туризм: практика, проблемы, перспективы». http://www.tpnews.ru/

23. Журнал «ТУР 1».

22. Журнал «Отель».

23. Журнал «Пять звезд»,

24. Журнал «Современные проблемы сервиса и туризма». http://www.mgus.ru/science-journal/present_problem_of_service_and_tourism

25. Журнал «Сервис plus».

http://www.mgus.ru/science-journal/service_plus.

26. Журнал «Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса». http://www.mgus.ru/science-journal/vestnik_mgus.

27. Журнал «Теоретические и прикладные проблемы сервиса».

http://www.mgus.ru/science-journal/theoretical_and_applied_problem_of_service

28. Электронное периодическое издание «Сервис в России и за рубежом». http://www.mgus.ru/electronic_journal.

30. Российская Туристская Газета.

31. Газета «Туринфо». http://www.tourinfo.ru/

32. «Вестник РАТА». http://www.ratanews.ru/


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Образец оформления титульного листа

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТУРИЗМА И СЕРВИСА» (фГОУВПО «РГУТиС»)

ИНСТИТУТ ТУРИЗМА И ГОСТЕПРИИМСТВА

(г. Москва) (филиал) РГУТиС

Кафедра «Туризма»

по дисциплине «Технология внутреннего туризма»

на тему: «Технология организации детского отдыха в Московской области»

Выполнил Иванова Анна Ивановна

Группа ТТ4-1

Проверил к.и.н., доцент Бойко Т.В.

Оценка _______________

Подпись руководителя ______________

Москва