Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 16

 

Поиск            

 

Указания методические по разработке бизнес-плана инвестиционного проекта дисциплина «Управление проектами»

 

             

Указания методические по разработке бизнес-плана инвестиционного проекта дисциплина «Управление проектами»

КРАТКИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

по разработке бизнес-плана инвестиционного проекта

(дисциплина «Управление проектами»)

Тимофеев Т. В. к. э. н. доц.

ОГЛАВЛЕНИЕ

1 Общие положения.. 1

2 Примерная тематика курсовых проектов.. 2

3 Рекомендуемая структура бизнес-плана.. 3

4 Возможные изменения в рекомендуемой структуре.. 6

5 Если Ваш проект оказался убыточным... 6

6 Типовые ошибки бизнес-планирования.. 7

7 Заимствование и цитирование.. 9

8 Критерии определения оценки за бизнес-план.. 10

9 Презентация проектов.. 11

10 График выполнения работы... 12

11 Памятка по работе с научным руководителем... 12

12 Рекомендуемая дополнительная информация.. 13

13 Приложение. Согласовательный лист. 13

1 Общие положения

Настоящий документ определяет содержание межкафедральной работы «Разработка бизнес-плана инвестиционного проекта», ее тематику, структуру, график ее выполнения и требования к ней (далее «работа», «бизнес-план»).

Работа выполняется проектными группами по два человека. По желанию возможна индивидуальная работа над бизнес-планом. В исключительных случаях (объективно более высокая трудоемкость разработки выбранной темы) группа может быть увеличена до трех человек. Каждая такая ситуация в обязательном порядке согласовывается с лектором курса.

Работа имеет межкафедральный характер. Это означает, что различные части бизнес-плана утверждаются специально назначенными преподавателями (консультантами) соответствующих профильных кафедр. Общую проверку ВСЕХ разделов осуществляет научный руководитель работы.

Порядок разработки и согласования (утверждения) глав определяется разделом «График выполнения работы ». Для утверждения глав используется согласовательный лист (см. Приложение ).

Бизнес-план оформляется в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению дипломных и курсовых работ.

Окончательная оценка за работу выставляется в ходе обсуждения бизнес-плана на дифференцированном зачете по курсу «Управление проектами».

Разработанный бизнес-план представляется в виде соответствующей презентации в качестве второй (практической) части Комплексного государственного экзамена. Требования к этой презентации определены соответствующим разделом данного документа («Презентация проектов »).

2 Примерная тематика курсовых проектов

Общая тематическая направленность бизнес-планов – решение практических задач малого и среднего бизнеса. При выборе темы следует руководствоваться следующими соображениями:

· тематика должна быть интересна разработчикам;

· желательно, но не обязательно, разрабатывать бизнес-план на основе действующего предприятия и / или пользоваться информацией специалистов-практиков;

· проект не должен быть:

# примитивным (например, «Открытие ларька» – все расчеты можно ограничить одной сметой);

# слишком сложным (например, «Разработка нефтегазоконденсатного месторождения» – требуется существенный объем информации и инженерных знаний, велик объем проектно-аналитических работ);

# фантазийным (например, «Открытие бюро по решению изобретательских задач в высокотехнологичных отраслях» – никакое из предположений практически невозможно обосновать);

· существо проекта (в том числе и технические аспекты) должно полностью осознаваться его разработчиками.

Тема работы в обязательном порядке согласовывается с лектором курса.

Ниже приведена примерная тематика курсовых проектов, разработанных ранее:

1. Открытие минитипографии.

2. Открытие цифровой типографии в г. Зеленограде.

3. Восстановление и коммерческая эксплуатация базы отдыха.

4. Разработка, запуск в производство и выведение на рынок нового изделия.

5. Создание сельскохозяйственной фермы (кролиководческой, по разведению страусов, молочной, птицефермы).

6. Организация производства и сбыта макаронных изделий.

7. Организация производства и сбыта нефильтрованного пива.

8. Организация коммерческого производства меда и побочных продуктов.

9. Открытие агентства по организации корпоративных праздников.

10. Открытие парикмахерского салона.

11. Открытие свадебного салона.

12. Открытие фитнес-клуба.

13. Создание конноспортивного клуба в г. Зеленограде.

14. Открытие спорт-бара.

15. Открытие бара-бильярда.

16. Открытие ночного клуба.

17. Открытие пельменной.

18. Открытие кофейни.

19. Создание детского кафе.

20. Открытие видеопроката.

21. Строительство и эксплуатация АЗС.

22. Оказание услуг по оснащению автотранспорта газобаллонным оборудованием.

23. Создание предприятия по сборке оконных блоков из ПВХ профиля.

24. Создание предприятия по производству воздухоочистителей приточного типа.

25. Открытие мини-завода по переработке молока.

26. Внедрение комплекса по производству мороженого.

27. Открытие магазина (продуктов, специализированного чайного, спортивной одежды, обуви и т. д.).

28. Создание и осуществление деятельности банного комплекса.

29. Организация компьютерного клуба.

30. Создание локальной компьютерной сети в городе Солнечногорск.

31. Организация платного обучения работе на компьютере.

32. Создание предприятия по разработке программного продукта «RealLightRenderer»

33. Организация на базе института курсов вечернего экономического обучения.

34. Создание бюро по трудоустройству.

35. Создание завода по утилизации брошенных автомобилей.

36. Организация предприятия по утилизации изношенных шин с металлокордом

37. Введение в строй на предприятии линии для производства блистерной упаковки.

3 Рекомендуемая структура бизнес-плана

1. Резюме проекта (0,75 стр.)

Составные части:

1. Цель проекта.

2. Продукция (услуги) проекта.

3. Временные рамки проекта.

4. Краткая финансовая характеристика проекта:

· норма дисконтирования;

· показатели эффективности;

· источники и объем необходимых финансовых средств.

2. Продукция проекта (Существо проекта, Описание проекта)

1. Генеральная цель и существо проекта.

2. Система целей и планируемый состав результатов.

3. Описание проектных продуктов:

· назначение продукта (услуги), его характеристики, отличия его от существующих аналогов, общая оценка конкурентоспособности;

· степень готовности товаров и услуг к выходу на рынок;

· наличие сертификатов на продукцию;

· сервисное обслуживание;

· возможности совершенствования;

· степень новизны;

· патентная чистота и патентная защищенность;

· наличие и организация защиты авторских прав.

4. Наличие (необходимость получения) разрешений и лицензий.

5. Социальный эффект проекта (новые рабочие места, улучшение условий жизни и т. д.).

6. Экологический эффект проекта (если есть).

3. Анализ отрасли

1. Определение отрасли.

2. Состояние и стадия жизненного цикла отрасли. Деловая активность в отрасли.

3. Новации, изменения и тенденции в отрасли.

4. Идея проекта в контексте развития отрасли:

· стадия жизненного цикла технологии, используемой в проекте;

· существующие альтернативные технологии;

· вероятность появления новых технологий.

4. Анализ рынка

1. Описание целевых потребителей.

2. Анализ целевого сегмента:

· качественное описание, история становления и специфика целевого сегмента;

· динамика цен, объемов спроса и предложения за последние несколько лет;

· нормативно-правовое регулирование и ограничения;

· оценка емкости;

· прогнозы изменений.

3. Информация о конкурентах (продукция, ценообразование, продвижение, распространение). Их сильные и слабые стороны, наиболее удачные маркетинговые решения.

4. Прогноз объема продаж в натуральном выражении и его обоснование.

5. План маркетинга

1. SWOT-анализ и стратегия проекта.

2. Ценообразование (для каждого проектного продукта):

· метод, цены;

· система скидок.

3. Продвижение продукции:

· выбор инструментов и его обоснование;

· план продвижения (мероприятия, сроки, стоимость).

4. Распространение продукции.

6. Производственный план

1. Обоснование месторасположения.

2. Технические и строительные решения.

3. Потребность в производственных площадях, возможности аренды помещений, их покупки и т.д.

4. Производственный процесс. Перечень всех основных операций по производству, складированию (хранению) и доставке.

5. Состав и спецификация необходимого оборудования. Возможность лизинга.

6. Производственная кооперация и работа с подрядчиками.

7. Список всех видов сырья и материалов, названия фирм-поставщиков, их адреса и ориентировочные цены.

8. План поставок (описание пред­мета поставок, график поставок, оценка стои­мос­ти поставок).

9. План производства в натуральном выражении. Возможности наращивания (сокращения) объемов выпуска.

10.Методы контроля качества.

11.Перечень специальностей с указанием числа работников по каждой специальности и их заработной платы.

12.Накладные расходы.

13.Оценка себестоимости продукции.

14.Экологическая и производственная безопасность.

7. Организационный план

1. Участники проекта (иногда этот пункт оформляется в виде отдельного раздела бизнес-плана)

Если в проекте принимают участие организации, то о каждой из организаций-участников проекта:

· Наименование организации.

· Форма собственности и правовой статус организации, система подчиненности.

· Распределение акционерного капитала, основные средства.

· Опыт работы в рассматриваемой отрасли.

· Оборот по годам (кварталам) за последние 2-3 года.

· Финансовое положение.

Если бизнес-план составляется для нового предприятия:

· сведения об учредителях;

· планируемая организационно-правовая форма;

· уставный капитал;

· опыт предпринимательской деятельности учредителей.

2. Система мотивации участников (баланс интересов):

· вклады каждого участника в проект (оборудование, "ноу-хау", помещения, денежные средства);

· что получает каждый участник.

3. Предполагаемая схема взаимодействия участников. Данные о ключевых управляющих фигурах в проекте.

4. Организационная структура и система управления проектом.

5. Структура работ и календарный план-график реализации проекта.

6. План по персоналу.

8. Финансовый план

1. Описание допущений и предположений (налоги, пошлины, льготы, темп инфляции, размер рабочего капитала, финансирование, режим оплаты сырья и продукции, метод амортизации и т. д.).

2. Прогнозный отчет о движении денежных средств (минимум на 3 года, первый год – помесячно, остальные - поквартально).

3. ( Прогнозный отчет о прибылях и убытках. )[1]

4. ( Прогнозный баланс. )

5. ( Оценка финансового состояния предприятия-проектоустроителя. )

6. Обоснование выбора (расчет) нормы дисконтирования.

7. Расчет показателей эффективности проекта (минимальный состав: NPV, IRR, DPI, DPP) с поквартальной разбивкой всего горизонта планирования и соответствующим изменением годовой нормы дисконтирования на квартальную. IRR представляется в годовом выражении.

8. Разработка схем финансирования (виды, объемы, источники и условия получения) и обслуживания проектных обязательств (выплата процентов, дивидендов, лизинговые платежи и т. д.).

9. Анализ рисков проекта

1. Причинно-следственный анализ рисков (возможные неблагоприятные события, источники и факторы влияния, возможные антирисковые мероприятия):

· для прединвестиционной фазы;

· для инвестиционной фазы;

· для эксплуатационной фазы.

2. Анализ чувствительности проекта (графики, выводы и рекомендации).

3. Сценарный анализ проекта.

4. Обеспечение и гарантии кредиторам и инвесторам.

10. Приложения

Регистрационные, технические и иные документы, отчеты, свидетельства, патенты, расчетные таблицы, калькуляции, схемы, чертежи, другие графические материалы и т.д.

4 Возможные изменения в рекомендуемой структуре

В целом рекомендуется придерживаться приведенной структуры бизнес-плана. Тем не менее, данная структура не является неизменной. В ряде случаев в зависимости от специфики конкретного проекта возможно изменение состава глав бизнес-плана, порядка их следования, а также изменение их внутренней структуры, пропорций и содержания. См. также раздел «Рекомендуемая дополнительная информация » настоящего документа.

Все изменения, вносимые в структуру бизнес-плана, должны быть логически обоснованы и согласованы с научным руководителем работы.

5 Если Ваш проект оказался убыточным

Возможна ситуация, когда в результате проектного анализа выясняется, что рассматриваемый проект оказывается убыточным. Сразу заметим, что доказательство прибыльности проекта любой ценой не является задачей данной работы. На рассмотрение может быть представлен бизнес-план убыточного проекта. В этой ситуации разработчики имеют две возможности:

· отказаться от проекта и разработать другой (позволительно, но не рекомендуется);

· разработать рекомендации по повышению прибыльности проекта (предпочтительно) и по возможности оценить эффект от их выполнения.

Во втором случае необходимо проведение некоторого объема дополнительных работ, описываемых в отдельном разделе. Он может называться «Предложения (рекомендации) по повышению прибыльности (совершенствованию организации) проекта».

Можно рассмотреть следующие направления анализа.

· Увеличение горизонта планирования. Возможно, проект вполне окупается за четыре, пять или более лет.

· Исследование с помощью анализа чувствительности, какие изменения каких параметров выводят проект из убыточности. При этом увеличение объема сбыта как инструмент рассматривать не рекомендуется, а следует исследовать затратную часть проекта.

Для обеспечения заданного минимального уровня рентабельности следует проводить анализ чувствительности DPI, а не NPV.

· Использование для этой цели сценарного анализа проекта.

· Изменить схемы взаимодействия участников проекта.

· Реструктурировать работы по проекту и вводить проектный объект поэтапно.

· Изменить иные проектные решения (технические, маркетинговые, организационные и т. д.).

Разрабатываемые рекомендации должны носить конкретный управленческий характер, например: «изучить возможность замены дорогостоящего сырья АВС, получения другой технологии, иной организации и графика проектных работ, отказа от…, иного состава участников, перепоручения части работ подрядчикам (самостоятельного выполнения работ), получение налоговых льгот в связи с …» и т. д.

6 Типовые ошибки бизнес-планирования

Практика анализа бизнес-планов, составляемых как в реальных ситуациях, так и с учебными целями, позволяет перечислить следующие типовые ошибки, допускаемые разработчиками при бизнес-планировании.

1. Неоднозначное определение, несвязанность или нереалистичность целей бизнес-проекта.

2. Одновариантность способа реализации проекта, т. е. отсутствие рассмотрения различных альтернатив достижения целей проекта. Вместо объективного поиска альтернатив достижения целей предпочтение отдается наиболее очевидному варианту.

3. Отсутствие целей анализа (бизнес-планирования) и, как следствие, формальное заполнение разделов и слепое следование схеме без осознания того, насколько она применима и как ее следует приспособить для конкретных условий анализа.

4. Подмена отраслевой информации информацией о рынке.

5. Недостаточно полное исследование рынка.

6. Формальное составление матрицы SWOT-анализа без явного формулирования стратегий, выбранных для разных этапов развития проектного предприятия.

7. Недостаточная проработка маркетинговой стратегии предприятия. Недостаточность маркетинговых мероприятий для достижения запланированных объемов сбыта. Неконкретность предлагаемых мероприятий и неполный учет их стоимости в финансовом плане.

8. Неполное документирование сделанных предположений.

9. Необоснованность допущений и предположений, особенно тех, к которым проект наиболее чувствителен (например, скачкообразный рост сбыта).

10. Ошибочный выбор методологии оценки. Например, использование метода чистых оценок эффективности деятельности целого предприятия вместо приростного или сопоставительного методов в проектах, реализуемых на уже существующем предприятии. При этом происходит подмена результатов проекта результатами деятельности всего предприятия.

11. Ошибки финансового и экономического планирования бизнес-проекта.

  • Несогласованность финансового плана с графиком работ по проекту.
  • Необоснованность горизонта планирования. Основаниями для его выбора могут быть: сроки службы или морального устаревания оборудования, полезный срок службы объекта, ожидаемые отраслевые инновации, которые могут обесценить используемую технологию и многие другие факторы.
  • Использование чрезмерно большого интервала планирования (год вместо квартала, квартал вместо месяца).
  • Изменение периода дисконтирования при расчете NPV. (Суммирование месячных результатов в течение первого года с дисконтированием по месяцам, а затем - квартальных с дисконтированием по кварталам.)
  • Неверное распределение затрат при анализе проектов, реализуемых на действующем предприятии.
  • Отождествление инвестиций только с затратами на оборудование и игнорирование затрат на пополнение оборотного капитала, проведение НИОКР, организацию сбытовой сети, подбор и подготовку персонала и иные статьи затрат, связанные с созданием проектного объекта.
  • Некорректный учет инфляции.
  • Формальный подход и непонимание экономического смысла используемых величин (например, нормы дисконтирования) и рассчитываемых показателей.
  • Расчеты проектной эффективности только при одном экономическом сценарии.
  • Нереалистичность предположений о возможностях и условиях привлечения финансирования. Например, кредит без обеспечения, несоразмерность запросов ресурсов размеру предприятия, величине уставного капитала, наличию собственных средств, имущества или других активов.
  • Расчет схемы финансирования в виде кредита с погашением равными долями. Как правило, в проектах и получение кредита, и обслуживание обязательств осуществляется в привязке к потоку денежных средств, который практически никогда не бывает равномерным.

12. «Бухгалтерские» ошибки:

  • неверный или неполный расчет налогов (суммы и графики выплат);
  • неучет НДС при определении стоимости амортизируемого имущества;
  • неверный расчет амортизационных отчислений;
  • игнорирование возможных льгот;
  • уменьшение прибыли на полную сумму выплачиваемых процентов по кредиту или выплата полной суммы процентов из прибыли и т. д.

13. Формальное проведение анализа чувствительности или анализа сценариев, ограничивающееся построением соответствующих диаграмм без формулирования выводов и разработки мероприятий по противодействию выявленным рискам.

14. Разработка «мероприятий по противодействию выявленным рискам» и их отсутствие в плане работ по проекту.

15. Неполнота плана работ по проекту.

16. Желание разработчика скорее доказать прибыльность, чем реалистично проанализировать рассматриваемый бизнес.

17. Неясное распределение ответственности, вкладов и выгод участников проекта. Недостаточное внимание к вопросам собственности, в т. ч. и интеллектуальной.

Также, встречаются ошибки подхода к проведению исследования и составлению документа.

18. Логическая неаккуратность документа:

  • нарушения логической связности разделов в документе и частей текста в пределах разделов;
  • наличие необоснованных утверждений;
  • наличие логических ошибок (противоречий, некорректных аналогий и обобщений, неоднородных перечислений, упрощений и т. д.);
  • одновременное использование нескольких терминов для обозначения одного понятия;
  • использование оборотов, допускающих неоднозначное толкование;
  • наличие неинформативных фрагментов (т. е. после прочтения которых читатель может сказать фразы типа «ну и что?», «к чему это?», «зачем это здесь?» и т. д.);
  • низкая информативность схем и графиков;
  • наличие повторений (возвращений к рассмотрению) одного тезиса в нескольких местах документа.

19. Техническая неаккуратность документа:

  • несоответствие данных, используемых в расчетах, данным, использованным в текстовой части бизнес-плана;
  • грамматические ошибки и опечатки;
  • неаккуратность оформления (разные гарнитуры, абзацные отступы и межстрочные интервалы, неверно оформленные подписи рисунков и таблиц и т. д.);
  • стилистическая эклектика (присутствие фрагментов в разных стилях: публицистическом, лирико-художественном, сатирическом, научном) – как правило, последствия компиляции без осмысления, переработки и обобщения собранного материала.

20. Прочие ошибки и недостатки:

  • отсутствие ссылок на использованные источники информации;
  • использование нерасшифрованных или непонятных разработчику терминов и аббревиатур, неспособность объяснить их значение;
  • использование устаревших материалов;
  • отсутствие связи приводимого материала с тематикой бизнес-проекта;
  • чрезмерный объем документа.

Вероятно, перед тем, как представить разработанный бизнес-план, следует самостоятельно убедиться в отсутствии перечисленных ошибок.

7 Заимствование и цитирование

В последнее десятилетие Интернет становится все более информативной и ценной средой с точки зрения проведения исследований. В этом смысле использование сети при написании бизнес-плана представляется совершенно обоснованным.

Однако существует прослойка «авторов», которые извлекают из Интернет весьма обширные фрагменты текста, компонуют их и выдают за свой труд. Это называется недобросовестным заимствованием (плагиатом).

Отметим важное требование: бизнес-план (курсовая, выпускная, ) – это авторский документ. Все заимствованные фрагменты должны быть обозначены как цитаты и снабжены ссылками на источник , которые составляются по общим правилам оформления библиографических ссылок.

Если заимствуется фрагмент, состоящий из нескольких абзацев, то первый и последующие абзацы начинаются с открывающей кавычки, а последний оканчивается закрывающей. Например:

«Первый абзац цитаты.

«Второй абзац цитаты.

«Завершающий абзац цитаты со ссылкой на источник».

Фрагмент, в котором изменили несколько слов и на этом основании привели без ссылки, считается недобросовестно заимствованным.

Научный руководитель имеет право потребовать предварительно предоставить защищаемый бизнес-план в электронном виде и провести его проверку на наличие недобросовестно заимствованных фрагментов.

В случае обнаружения таких фрагментов руководитель имеет право на свое усмотрение: вызвать студента на заседание кафедры и обязать представить объяснительную записку, изменить тему бизнес-плана или соответственно снизить оценку.

С учетом сказанного просим внимательно прочитать шаблон согласовательного листа.

8 Критерии определения оценки за бизнес-план

Каждый участник проектной группы оценивается индивидуально. Индивидуальная оценка за работу складывается из общей оценки за бизнес-план и оценки вклада отдельного участника.

Общая оценка за бизнес-план снижается за следующие недостатки работы.

Недостаток

Ожидаемое снижение, баллов

Предметные и методологические ошибки при разработке частей

по ситуации

Нарушения логической последовательности изложения материала внутри отдельных глав

0,3¸0,5

Несогласованность разных частей бизнес-плана между собой

0,5¸1,5

Неспособность обосновывать любые исходные положения или промежуточные результаты

1¸2

Неспособность интерпретировать полученные результаты

1¸2

Неутверждение одного раздела преподавателями-консультантами, если такое утверждение предусмотрено

0,5

Неподобающий стиль (наличие фрагментов в публицистическом, лирико-художественном и иных, кроме научного, стилей)

0,3¸1

Грамматические ошибки

0,3¸0,7

Некорректное оформление рисунков, графиков и таблиц и т. д.

0,5

Доказанное использование чужого бизнес-плана, компоновка бизнес-плана из частей несвязанных бизнес-планов, наличие недобросовестно заимствованных фрагментов

3

Общее снижение оценки (от 5 баллов) рассчитывается суммированием соответствующих величин по выявленным недостаткам.

При определении индивидуальной оценки помимо указанных факторов учитываются вклад отдельного участника и детальное знание им всех частей бизнес-плана.

9 Презентация проектов

Презентация подготавливается в Microsoft Power Point и проводится с использованием цифрового проектора.

Время и организация доклада : 5-7 минут. Выступают все члены рабочей группы (по 2-4 мин.).

Примерный состав слайдов:

1. Резюме проекта. (Цель, этапы реализации, необходимые средства, источники и условия их получения, норма дисконтирования, показатели эффективности.)

2. Стратегический аспект проекта. (SWOT-анализ, прогнозы.)

3. Маркетинговый аспект проекта. (Результаты исследований, стратегии, прогнозы.)

4. Укрупненная диаграмма Ганта на 1 странице.

5. Финансовый аспект проекта. (График NPV, показатели эффективности.)

6. Анализ рисков. (Диаграмма чувствительности или анализ сценариев.)

Названия слайдов могут не совпадать с указанными.

Слайды №№ 4 и 6 могут быть заменены другими.

Слайдов должно быть не более шести.

Требования к оформлению слайдов:

· Использовать только бессерифные шрифты (Arial).

· Минимальный размер шрифта - 16 пунктов.

· В идеале слайды не должны требовать комментариев.

Требования к презентации в целом:

Опыт прошлых лет позволяет сформулировать несколько рекомендаций:

1. Укладываться в отведенное время.

2. Говорить без записей.

3. Выносить на слайды максимум графики и минимум текста.

4. Связать содержание доклада со слайдами (это Ваша законная шпаргалка).

5. Не использовать эффекты анимации. Пусть слайд появляется сразу весь. Анимация, при которой происходит появление текста по буквам или словам, осложняет восприятие и навигацию по презентации.

6. Не используйте режим автоматической смены слайдов. Требуется очень много раз репетировать, чтобы говорить синхронно с презентацией. Если Вы запнетесь, потеряете темп, или Вас отвлекут вопросом, репликой или входом-выходом из аудитории, где Вы выступаете, презентация начнет жить своей жизнью, совершенно забыв про Вас.

7. В деталях знать весь представляемый проект, а не только «свой» раздел.

8. Четко знать, что изображено на слайдах, и показывать только свои слайды.

9. Желательно, но не обязательно проиллюстрировать выступление наглядными материалами.

10 График выполнения работы

При выполнении работы устанавливаются следующие контрольные сроки:

1. 10.10 – утверждение темы;

2. 20.10 – начало активных консультаций по работе;

3. 01.11-20.11 - утверждение разделов «Анализ рынка» и «План маркетинга» (кафедра «Менеджмента и маркетинга»);

4. 20.11-10.12 - утверждение раздела «Финансовый план» (кафедра «Финансового менеджмента»);

5. 20.12 – завершение разработки и утверждение полного бизнес-плана.

В случае существенных нарушений данного графика и возникающих вследствие этого перегрузок, преподаватели кафедр «Менеджмента и маркетинга» и «Финансового менеджмента» оставляют за собой право отказать в консультировании и передать работу основному научному руководителю без консультирования, утверждения и оценивания соответствующих глав. В этом случае общая оценка за бизнес-план снижается на один балл за каждую неутвержденную главу.

11 Памятка по работе с научным руководителем

Приведенные ниже рекомендации относятся не только к разработке бизнес-плана, но и любых курсовых, выпускных и дипломных работ.

Итак, вот несколько простых советов, как хорошо провести семестр и сделать сессию яркой и запоминающейся.

· Всегда составляйте документ так, как Вам это удобно. Не принимайте всерьез всякие указания и методические пособия.

· Принципиально не занимайтесь вопросами, которые требуют от Вас слишком много времени и усилий на подготовку.

· Пишите неграмотно. Заставляйте руководителя расставлять Вам запятые, править орфографию и стиль. В самом деле – не Вам же этим заниматься.

· Не исправляйте сразу ошибки, на которые Вам уже указал руководитель. Вдруг он тогда был просто не в духе? Пусть повторит.

· Всегда приносите только те страницы, которые хотите обсудить. Нечего руководителю знать, как это согласуется с уже написанным ранее. Сюрприз будет. Пусть тренирует память – Вы же у него такой один!

· Даже если руководитель требует, не приносите структуру работы. Вдруг он решит, что там чего-то не хватает, или что-то с чем-то не связано.

· До последнего не расставляйте номера страниц. Вдруг руководителю покажется, что главы или параграфы не сбалансированы по объему.

· Позаботьтесь о том, чтобы информация на графиках и в таблицах не соответствовала тексту.

· Не перетрудитесь, расставляя ссылки, номера таблиц и рисунков и давая им информативные названия.

· Проверьте внимание руководителя, сделав несколько арифметических ошибок в таблицах.

· Чаще спорьте с руководителем. Никогда не спрашивайте, почему. Просто говорите: «а вот мне кажется» или «я посоветовался со студентами».

· Периодически задавайте руководителю вопрос: «А можно это не рассчитывать?» или «А можно так оставить?» Это вдохновит его тратить на Вас силы и время.

· Заставьте руководителя пересказать лично Вам это пособие еще разок.

· Чаще спрашивайте, как выполнить какие-нибудь элементарные операции, например, как рассчитать NPV, оформить ссылку и т. д. Вдруг что изменилось…

· Вообще никогда не обдумывайте заранее вопросы, которые хотите задать. Знайте – если Вы начали самостоятельно искать ответ, то либо у Вас просто слабые нервы, либо Вы совершенно не цените свое время.

· Если Вам недосуг ждать консультации по расписанию, просто задайте интересующие Вас вопросы своим друзьям. Больше доверяйте им!

· По возможности отложите работу на конец семестра. Тогда вы все одновременно встретитесь у двери кафедры, и у вас появится прекрасная возможность провести там много приятных часов[2] , ругая преподавателей и порядки.

· Помните, что говорят военные: «Значение синуса меняется от -1 до +1, но в военное время может достигать 4». Конечно, в конце семестра руководитель с удовольствием будет ежедневно выделять вам по 27 часов в сутки. Ему самому делать-то нечего.

12 Рекомендуемая дополнительная информация

Для получения дополнительной информации по бизнес-планированию рекомендуется ознакомление с прилагаемыми файлами.

13 Приложение. Согласовательный лист

Рекомендуется скопировать на отдельный лист фрагмент настоящего документа ниже горизонтальной черты и уточнить фамилии, ученые степени и звания консультантов.

Согласовательный лист размещается сразу за титульным листом и переплетается вместе с работой.

На согласование лист представляется после подписания авторами.


Согласование разделов

Тема: <Тема бизнес-плана>

Авторы: <Ф.И.О., группа>

Раздел

Оценка за раздел

Подпись,

дата

Консультант

«Анализ рынка»,

«План маркетинга»

________

_______________

к. э. н. доц. Манакова Е. В.

«Финансовый план»

________

_______________

преп. Синенко Е. А.

Авторство

Я (Мы), <Ф.И.О.-1, группа>, (<Ф.И.О.-2, группа>,) представившие настоящий бизнес-план, подтверждаем, что при написании данного документа нами не использовались иные источники информации, кроме указанных, а все заимствованные фрагменты снабжены соответствующими ссылками.

_______________

Ф.И.О.-1, группа

_______________

Ф.И.О.-1, группа


[1] Разработка подразделов, полностью заключенных в скобки в рамках данной работы может не проводиться.

[2] Кстати, не думайте, что преподаватели будут проводить эти часы с другой стороны двери. Просто у Вас появится возможность занять очередь на полуторачасовую консультацию за несколько часов до нее.