Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 16

 

Поиск            

 

Указания методические по выполнению выпускной квалификационной работы по специальности 100101. 65 «сервис»

 

             

Указания методические по выполнению выпускной квалификационной работы по специальности 100101. 65 «сервис»

ПРИНЯТО

Ученым Советом

Протокол № __

от «__» __________ 2010 г.

УТВЕРЖДАЮ

Ректор

___________Федулин А.А.

«__» _______2010 г.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

100101.65 «СЕРВИС»

СПЕЦИАЛИЗАЦИИ

100101.65-22 «Экспертиза качества и сертификация услуг и работ»

НА 2011 ГОД

Москва, 2010

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ТУРИЗМА И СЕРВИСА»

СК РГУТиС

Методические указания по выполнению выпускной квалификационной работы составлены на основании ГОС ВПО.

Методические указания по выполнению выпускной квалификационной работы рассмотрены и утверждены на заседании кафедры

«Материаловедение и товарная экспертиза»

Протокол № ________ «____»_______________201__г.

Зав кафедрой Тюменев Ю.Я.

Разработчики программы

преподаватели кафедры:

к.т.н., профессор кафедры «Материаловедение и

товарная экспертиза» В.И. Стельмашенко

к.т.н., профессор кафедры «Материаловедение и

товарная экспертиза» Ю.Я. Тюменев

Согласовано:

проректор по учебной работе Н.Г. Новикова

1. Цели дипломного проектирования

Дипломное проектирование - заключительный этап обучения студентов, целями которого являются:

- систематизация, закрепление, расширение теоретических знаний и практи­ческих навыков по специальности и применение их при решении конкрет­ных инженерных и научных задач;

- выявление навыков ведения самостоятельной работы, комплексного проек­тирования и научного исследования. Дипломное проектирование завершает­ся разработкой выпускной квалификационной работы.

Выпускная квалификационная работа () - самостоятель­ное научное исследование конкретной научно-технической задачи, состоящее из расчетно-пояснительной записки и графического материала, иллюстрирую­щего полученные результаты научного исследования.

Дипломное проектирование способствует выявлению степени подготов­ленности студента к решению следующих задач:

- выбору и обоснованию организационных форм процесса оказания услуги,

оценке и прогнозированию качества услуг, изделий и материалов их ком­плектующих;

- разработке стратегии и алгоритмов обслуживания потребителя услуги;

- разработке технологии оказания услуги с оптимизацией параметров техно­логических процессов и используемых ресурсов;

- решению задач, связанных с повышением конкурентоспособности услуг, их сертификацией и экспертизой на основе повышения качества, снижения
издержек производства, повышению оперативности обслуживания;

- оценке и прогнозированию качества изделий, услуг, основных и вспомога­тельных материалов.

В процессе дипломного проектирования студент совершенствует навыки творческого подхода к решению инженерных задач и использует накопленные теоретические и практические навыки для обоснованного и эффективного ре­шения задач дипломного проектирования.

2. Содержание и объем выпускной квалификационной работы

Расчетно-пояснительная записка должна в краткой и четкой форме рас­крывать творческий замысел дипломной работы, ее новизны, содержать анализ, обоснование и аргументацию принимаемых решений, а также указывать прак­тическую значимость работы и другие материалы.

Расчетно-пояснительная записка включает:

- титульный лист (приложение 1);

- задание на дипломное проектирование (приложение 2);

- (аннотацию);

- содержание;
- основной текст записки;

- список использованных литературных источников;

- приложения (в случае необходимости).

Графическая часть выпускной квалификационной работы выполняется на ватмане формата А1 в количестве 8-10 листов.

3. Оформление выпускной квалификационной работы

Расчетно-пояснительная записка должна быть выполнена в компьютерном или машинописном варианте на одной стороне листа с рамкой или без нее.

Листы пояснительной записки должны иметь сквозную нумерацию арабскими цифрами. Основная надпись первого листа каждого раздела текстового доку­мента выпускной квалификационной работы должна иметь штамп (приложение). Основная надпись последующих листов для чертежей (схем) и текстового документа дипломной работы может иметь штамп (приложение). При отсут­ствии штампа на втором и последующих листах текстового документа диплом­ной работы страницы нумеруются в правом верхнем углу.

Название раздела пишется прописными буквами и располагается сим­метрично строке. Название раздела отделяется от последующего текста интер­валом в одну строку и не подчеркивается. Подразделы имеют двойную нуме­рацию арабскими цифрами (напр. 2.1.) и от последующего текста отделяются интервалом в 0,5-1 строку. Ссылки на литературные источники приводятся в квадратных скобках и нумеруются арабскими цифрами по порядку появления их в записке и в соответствии со списком литературных источников, приведен­ных в конце записки.

Приложения нумеруются арабскими цифрами в правом верхнем углу, каждое новое приложение начинается с новой страницы.

Все иллюстрации (графики, диаграммы, рисунки, схемы) должны иметь названия и нумерацию в пределах каждого раздела арабскими цифрами, табли­цы должны иметь название и номер, которые пишутся над таблицей, если она имеет продолжение, то на следующей странице пишется: продолжение таблицы 1.1. Ссылки на иллюстрации и таблицы в тексте записки обязательны.

Формулы приводятся на отдельной строке и нумеруются в пределах раз­дела арабскими цифрами в круглых скобках, которые размещаются справа от формулы. Расшифровка обозначений приводится с новой строки.

При выполнении расчетов на ПЭВМ, студент излагает методику расчета, основные расчетные формулы, блок-схему алгоритма, обосновывает выбор ис­ходных данных и приводит анализ полученных результатов.

Размерности физических величин приводятся в системе СИ.

Расчетно-графическая часть выполняется на листах формата А1 и оформляется в соответствии с требованиями нормативно-технической документации. Рабочее поле чертежа должно иметь рамку, отстающую от кромки листа справа, сверху, снизу на 5 мм, а слева - 30 мм. В правом нижнем углу рабочего поля должен размещаться штамп, а над ним спецификация.

Основная надпись для графического материала приведена в приложении.

4. Основные исходные положения дипломного проектирования

В основу разработки дипломной работы должны быть положены практи­ческие решения задач, стоящих перед предприятиями и организациями сферы сервиса в условиях рыночной экономики.

Жесткая конкуренция, широкий выбор товаров и услуг на рынке требуют решения задач, связанных с повышением конкурентоспособности продукции и услуг, их сертификацией и экспертизой, на основе повышения качества, сниже­ния издержек производства, повышения экономичности и оперативности об­служивания.

В этой связи исходными положениями при выполнении выпускной ква­лификационной работы должны быть обязательное применение прогрессивной трудосберегающей технологии, прогрессивных методов контроля и испытания продукции, международной системы стандартизации (МСИСО серии 9000), конфекционирования материалов с учетом требований производства, а также требований потенциальных потребителей, с широким использованием совре­менных математико-статистических методов математического моделирования технологических процессов.

В качестве исходных материалов при разработке организационно-технических мероприятий дипломной работы студент должен использовать ГОСТ, ОСТ, СТП, другую нормативно-техническую документацию, законода­тельную базу производства изделий и услуг, включая Закон РФ «О защите прав потребителей», Закон РФ «О техническом регулировании» и др., а также мате­риалы, собранные во время практики на действующих предприятиях, достиже­ния науки и техники, результаты работы научно-исследовательских институтов, кафедры в области материаловедения и экспертизы качества изделий и услуг.

5. Тематика выпускных квалификационных работ

Тематика дипломного проектирования соответствует двум направлениям:

- научное исследование при решении конкретной научно-технической задачи;

- комплексная экспертиза качества и потребительских свойств изделий, услуг и работ.

При выполнении научного исследования индивидуальность тем диплом­ного проектирования обусловлена многообразием задач, стоящих перед произ­водителями и потребителями услуг и изделий. При проведении научного исследования может разрабатываться:

- стратегия и алгоритм обслуживания потребителя услуги;

- технология оказания услуги с оптимизацией параметров технологических
процессов и используемых ресурсов;

- изучение соответствия потребительских свойств и технико-экономических показателей требованиям, предъявляемым к услуге, из­делию, исходным материалам с целью повышения качества, снижения издержек производства;

При выполнении выпускной квалификационной работы по комплексной экспертизе качества и потребительских свойств изделий, услуг и работ индиви­дуальность тем дипломного проектирования обусловлена широким ассорти­ментом изделий, услуг, работ, а также разнообразным ассортиментом основных и вспомогательных материалов, применяемых для их производства.

6. Содержание расчетно-пояснительной записки и графической части выпускной квалификационной работы

Содержание расчетно-пояснительной записки зависит от тематики ди­пломного проектирования.

6.1. Содержание расчетно-пояснительной записки, графической части и методические указания по выполнению научного исследования.

Расчетно-пояснительная записка должна содержать следующие разделы:

Содержание

Введение

1. Социально-экономический раздел

2. Научно-исследовательский раздел

3. Раздел «Безопасность жизнедеятельности»

4. Организационно-экономический раздел

Общие выводы и практические рекомендации

Список использованных литературных источников

Приложения.

.

Текст а должен отражать объект исследования, цель работы, ме­тод исследования, полученные результаты и их новизну, рекомендации по вне­дрению результатов работы, область применения, экономическую эффектив­ность или значимость работы, прогнозные предположения о развитии объекта исследования.

В начале а приводятся сведения об объеме дипломной работы, ко­личестве иллюстраций, таблиц, приложений, использованных литературных источников.

В е должны быть указаны 15-20 ключевых слов, которые пред­ставляют собой наименования объектов области исследования в соответствии с тематикой дипломного проектирования. Они представляют собой термины, имеющие наибольшее употребление в тексте расчетно-пояснительной записки и необходимы для информационного поиска ключевых слов. Их пишут прописными буквами путем простого перечисления.

Введение

Введение должно отражать оценку современного состояния решаемой научно-технической проблемы, обоснование и исходные данные для разработ­ки темы.

Во введении должны быть показаны актуальность, новизна и практиче­ская значимость темы, связь данной темы с другими научно-исследо-вательскими работами. Актуальность научного исследования заключа­ется в обосновании новизны и положительного эффекта, который может быть достигнут в результате решения выдвинутой задачи.

Если относится к разряду исследований, в основе кото­рых лежит моделирование уже известных поисковых решений, то основная цель выполнения работ такого рода - поиск новых технических решений изу­чаемого объекта.

Во введении должны быть сформулированы цели и задачи работы.

Социально-экономический раздел

Выбор принятого направления исследования, сформулированного в теме дипломной работы, следует обосновать.

При обосновании необходимости проведения научного исследования кратко излагают особенности деятельности предприятий в условиях перехода к рыночной экономике, повышения эффективности использования расходных материалов как фактор экономического роста, проблемы поддержания конку­рентоспособности и качества товаров и услуг в условиях становления россий­ской рыночной экономики, предпосылки возможного экономического подъема.

Затем отражают конкретные положительные результаты, которые могут быть получены в результате решения целей и задач, поставленных в дипломной работе. Например, положительный эффект может выражаться в снижении материалоемкости и трудоемкости изготовления изделий, улучшении их качества.

Сосредотачивая внимание на тех направлениях, которые будут решаться в дипломной работе, необходимо отразить их значение и связь с научно-техническим прогрессом.

Научно-исследовательский раздел

Научно-исследовательский раздел является основным разделом поясни­тельной записки.

Научно-исследовательский раздел включает следующие подразделы:

2.1. Аналитический обзор.

2.2. Теоретическое обоснование цели исследования.

2.3. Методика проведения исследования и оценка результатов эксперимен­та.

Выбор объекта исследования.

Выбор приборов и методов измерений.

Характеристика методов первичной обработки результатов эксперимента.

Выбор методов исследования

2.4. Экспериментальная часть.

Подготовка и проведение предварительного эксперимента. Подготовка и проведение основного эксперимента. Графическое отображение результатов работы. Анализ полученных данных. Выводы по разделу.

Примечание . Допускается при выполнении дипломной работы подраздел «Теоретическое обоснование цели исследования» не включать.

Аналитический обзор

В наименовании аналитического обзора должно быть отражено направле­ние исследования. В аналитическом обзоре следует полно и систематизирова­но изложить сведения, которые позволяют объективно оценить научно-технический уровень данной работы, правильность выбранных путей, методов и средств достижения поставленной цели и эффективность работы в целом.

Обзор литературы проводится студентами для того, чтобы не повторить уже выполненные работы и глубоко разобраться в вопросах, связанных с темой работы. Студентам необходимо изучить не только учебную литературу, но и научные статьи в журналах, отчеты, монографии, патенты и др.

В аналитический обзор не следует механически в полном объеме вклю­чать конспекты по работам (статьям, монографиям). Такой обзор получается очень большим по объему, с множеством повторений.

В аналитический обзор надо включить лишь то новое, оригинальное (идеи, выводы, методы, приборы и т.д.), что содержит работа, и критические замечания с оценкой работы.

При написании аналитического обзора студент должен делать ссылки на автора и источник, откуда он заимствует материалы или отдельные результаты.

Цитаты в тексте должны быть четко различимы. Ссылки на источники следует указывать порядковым номером по списку источников.

По материалам аналитического обзора окончательно определяется уровень состояния вопроса по теме дипломной работы и появляется возможность уже конкретно и детально изложить цели и задачи исследования. По выводам аналитического обзора окончательно формулируются цели и задачи дипломного проектирования, выбирается направление в решении поставленных задач, составляется план исследования, формулируется порядок его выполнения.

Теоретическое обоснование цели исследования.

На основе анализа литературы по проблеме научного исследования, фор­мулировки целей, задач и путей их решения, осуществляется теоретическое обоснование задачи исследования. Например, если темой исследования являет­ся разработка способа повышения надежности сварных соединений материалов с пленочным покрытием, то для теоретического обоснования способа необходимо выявить особенности процессов сваривания, роль пленочного покрытия в зоне соединения, провести анализ характера напряженных состояний и разру­шений различных типов сварных швов. На основании проведенного анализа можно предложить, например, заменить конструкцию соединения, чтобы све­сти до минимума влияние пленочного покрытия.

Теоретические предпосылки решения цели и задач научного исследова­ния должны быть подтверждены данными экспериментальных исследований.

Методика проведения исследования и оценка результатов экспери­мента.

В данном подразделе необходимо обосновать выбор объектов исследова­ния, дать их характеристику, изложить характеристику приборов и методики измерений, способы обработки экспериментальных данных и оценки достовер­ности полученных результатов, а также метода математического планирования эксперимента.

Выбор объекта исследования.

Выбор объекта исследования должен быть сделан студентами обоснован­но в соответствии с основной задачей и целью дипломного проектирования и сопровождаться детальным описанием используемых материалов или их со­единений. В большинстве случаев следует стремиться к ограничению разно­видностей исследуемых материалов. Так в экспериментальных исследованиях по изучению влияния различных факторов на свойства материалов выбор большого числа факторов усложнит и резко увеличит объем работы. Для по­добных исследований целесообразно выбирать материалы, различающиеся од­ним - двумя параметрами, но зато обязательно показать влияние этих парамет­ров на свойства материалов.

В методических исследованиях для проведения эксперимента студентам следует выбирать три-пять видов материала для сравнительной оценки различ­ных известных методов.

Выбор приборов и методов измерений.

Приборы и методы, которые следует использовать для выполнения ди­пломной работы, обычно определяются при проведении литературного обзора. Следует выбирать стандартные методы и приборы измерений, изученные и ос­военные в курсах «Квалиметрия и метрологическое обеспечение», «Стандарти­зация услуг и работ», «Сертификация и лицензирование услуг и работ», «Ма­териаловедение» и др.

Стандартные методы и приборы, применяемые в работе, описывать не следует, достаточно сделать ссылку на соответствующий ГОСТ или дать прин­ципиальную схему прибора. Если в работе используется установка, составлен­ная из нескольких стандартных приборов, то в этом случае следует дать схему и ее краткое описание.

Усовершенствованные приборы и методики, а также методы, не зарегист­рированные стандартом, необходимо описать подробно, указав их преимущест­ва перед существующими методами.

В этой части подраздела следует привести обоснование выбранного мет­рологического обеспечения дипломной работы, оценку правильности и эконо­мичности выбора средств измерений (в том числе и нестандартных) и методик выполнения измерений.

Характеристика методов первичной обработки результатов экспери­мента.

Студенты указывают причины, вызывающие необходимость проведения первичной обработки экспериментальных данных и значимость ее результатов при изучении объекта исследования.

В этой части подраздела следует обосновать выбор одного из методов ис­ключения резко выделяющихся экспериментальных данных, оценки соответст­вия фактического распределения результатов эксперимента нормальному зако­ну распределения, определения числовых характеристик случайных величин, их точности и надежности.

Основные статистические характеристики: среднее, размах, дисперсию, среднеквадратическое отклонение, коэффициент вариации, определяют класси­ческим методом. Для характеристики неровноты свойств продукции рассчиты­вается величина доверительного интервала, указывающего на точность прове­дения испытаний. Доверительные интервалы определяют для среднего, среднеквадратического отклонения и коэффициента вариации с помощью критерия Стьюдента по соответствующим формулам.

Выбор методов исследования.

Выбор методов исследования должен определяться задачами научного исследования, свойствами объекта исследования и характеристиками самих ме­тодов.

Как правило, при выполнении научного исследования используются ме­тоды математического планирования эксперимента.

Правильный выбор и обоснование метода математического моделирова­ния объекта исследования является важной частью исследования.

При выборе метода математического моделирования объекта исследова­ния следует руководствоваться следующими правилами:

o Если фактор (входной параметр) и выходной параметр являются случай­ными величинами, то используют метод корреляционного анализа.

o Если фактор (входной параметр) является достоверной (фиксированной) величиной, а выходной параметр - случайной величиной, то используют ме­тод регрессионного анализа.

o Метод определения регрессионной однофакторной математической мо­дели студенты выбирают на основе определения подходящего вида регрес­сионной модели. Для этого используют информацию:

- вид взаимосвязи Y = f (X), устанавливаемый при теоретическом ис­следовании объекта или процесса на основе аналитического обзора;

- графическую взаимосвязь Y = f (X) между средними значениями выходного параметра для каждого уровня фактора;

- метод тождественности неразделенных разностей.

o Метод определения регрессионной многофакторной математической мо­дели следует выбирать на основе полного факторного эксперимента (ПФЭ), а в случае неадекватности полученной математической модели - рекоменду­ется проводить ротатабельный центральный композиционный эксперимент (РЦКЭ).

o Многофакторное планирование эксперимента следует проводить для наиболее значимых 2-3 факторов, которые можно определить известными методами.

В некоторых случаях полезно применять для исследования не один, а два метода. Применение параллельных методов исследования позволяет осущест­вить взаимный контроль полученных результатов, выявить и устранить воз­можные ошибки отдельных методов.

Экспериментальная часть.

Наименование экспериментальной части, содержание экспериментов должны полностью вытекать из целей и задач исследования. Проведенные экспериментальные исследования должны подтвердить теоретические предпосыл­ки, высказанные в подразделе 2.2. Экспериментальная часть состоит из не­скольких подразделов, каждый из которых должен иметь свое наименование и быть направлен на решение целей и задач, изложенных в подразделе 2.1. Экспериментальная часть может включать проведение предварительного и ос­новного эксперимента. Проведение предварительного эксперимента позволяет выявить наиболее значимые факторы, влияющие на объект исследования. Ос­новной эксперимент проводят после того, как окончательно выбраны факторы, уровни и интервалы их варьирования в соответствии с выбранным планом экс­перимента.

Подготовка и проведение предварительного эксперимента.

Предварительный эксперимент проводится студентами с целью выявле­ния наиболее значимых факторов, определения погрешности измерения выход­ного параметра, доверительного объема его измерений и для проверки гипоте­зы о законе нормального распределения случайных величин выходного пара­метра.

В процессе предварительного эксперимента необходимо тщательно ознакомиться с приборами, проверить правильность их показания, отработать тех­нику измерений, уточнить условия проведения опытов.

В ходе предварительного эксперимента выявляется необходимость в проведе­нии дополнительных экспериментов, например, при низкой точности получен­ных результатов определяется объем измерений при проведении основного эксперимента. При проведении предварительного эксперимента студенты должны точно соблюдать намеченную методику и принятые в соответствии с матрицей планирования условия опытов, несмотря на неожиданные результаты. Только после анализа полученных результатов следует исправлять методику проведения эксперимента - факторы, уровни и интервалы их варьирования, повторность опытов и т. п.

Подготовка и проведение основного эксперимента.

После того, как проведена вся подготовительная работа, опробована уста­новка и уточнена методика, окончательно выбраны факторы, уровни и интерва­лы их варьирования (табл.2), выходной параметр, повторность опытов, студен­ты приступают к проведению основного эксперимента.

По выбранной стандартной матрице планирования, студенты должны со­ставить рабочую матрицу планирования (табл.3.) и рандомизировать опыты по таблице случайных чисел.

Рандомизацию опытов рекомендуется проводить для предупреждения влияния монотонно изменяющихся и неподдающихся измерению воздействий.

Чтобы рандомизировать опыты, находят общее число опытов в экспери­менте по формуле: N = n m,

где N - общее число опытов в эксперименте;

n - число опытов по стандартной матрице планирования;

m - повторность опытов.

По величине N находят случайный порядок N чисел по таблице случай­ных чисел /8/ и заносят их в таблицу 3.

Факторы, уровни и интервалы их варьирования.

Таблица 2.

Наименование фактора

Условное

обозначе­ние

фактора

Уровень варьирова­ния фактора

Интервал

варьирования

-1

0

+1

Примечание:

- 1 - кодированное значение нижнего уровня варьирования фактора;

0 - кодированное значение нулевого уровня варьирования фактора;

+1- кодированное значение верхнего уровня варьирования фактора;

- а - кодированное значение уровня варьирования фактора в «звездной» точке (для РЦКЭ);

+ а - кодированное значение уровня варьирования фактора в «звездной» точке (для РЦКЭ).

План проведения эксперимента

Таблица 3.

Номер опыта

Стандартная

мат­рица

Рабочая

матрица

Рандомизирован­ный порядок опытов

Результаты эксперимента

Yu

S2 u

Хо

X1

Х2

...

X1

Х2

...

1

2

...

1

2

...

1.

2.

n

Примечание:

Хо - условное обозначение фиктивного фактора;

Х1 . Х2 - условное обозначение факторов;

Yu - среднее экспериментальное значение в каждом u-том опыте;

S2 u -дисперсия результатов эксперимента в каждом u-том опыте.

Имея условия проведения опытов (табл.2) и матрицу эксперимента (табл.3), студент проводит основной эксперимент, занося получаемые в по­вторных опытах значения выходного параметра в табл.3.

Полученные результаты эксперимента обрабатываются соответствующим методом математического планирования эксперимента с целью построения ма­тематической модели процесса или объекта. Значимость коэффициентов рег­рессии проверяют с помощью критерия Стьюдента, адекватность полученного уравнения регрессии определяют с помощью критерия Фишера.

Если гипотеза об адекватности отвергается, то следует переходить к опи­санию процесса полиномом второго порядка на базе другого вида эксперимен­та. Например, при неадекватности линейной однофакторной регрессионной мо­дели необходимо определить подходящий вид регрессионной модели извест­ными методами и получить квадратичную однофакторную модель либо модель непараболического типа. При неадекватности многофакторной модели по дан­ным ПФЭ следует проводить РЦКЭ.

В тех случаях, когда выбранные объекты исследования различаются по параметрам структуры и их нельзя изменять с заранее заданным интервалом, многофакторное планирование эксперимента не проводят и основной экспери­мент выполняют как однофакторный, выявляя влияние на выходной параметр каждого фактора поочередно.

Графическое отображение результатов работы.

При выполнении выпускной квалификационной работы полученное урав­нение регрессии позволяет построить график математической модели (при пpoведении однофакторного регрессионного анализа, корреляционного анализа). Студентам следует построить также и графики доверительных интервалов для индивидуальных значений выходного параметра. Доверительные интервалы определяют степень отклонения расчетных значений выходного параметра от истинного его значения при каждом уровне фактора. Верхнюю, нижнюю гра­ницы доверительного интервала рассчитывают, предварительно определив до­верительные ошибки расчетных значений выходного параметра для каждого уровня фактора по соответствующим формулам. Результаты эксперименталь­ных исследований могут быть представлены в виде диаграмм, гистограмм и др. Графическое изображение является наиболее наглядным методом показа изу­ченных закономерностей.

Анализ результатов работы.

Получив математическую модель, студенты проводят ее анализ. По вели­чине и знаку коэффициентов регрессии необходимо осуществить ранжирование факторов по силе и характеру их влияния на выходной параметр.

Кроме того, в этом разделе необходимо сравнить полученные результаты по силе и характеру влияния каждого фактора с выводами, известными из тео­ретических исследований, и объяснить, в случае несоответствия, причины его возникновения.

В результате анализа математической модели необходимо не только уста­новить факт влияния какого-либо фактора, но и попытаться объяснить причину той или иной закономерности, дать теоретическое объяснение исследуемым яв­лениям и фактам. При этом все мысли и положения необходимо тщательно обосновать. После математической обработки экспериментальных данных при­ступают к их обсуждению. Путем анализа и обобщения выявляют определен­ные зависимости, закономерности, дают теоретическое объяснение явлениям и фактам. В случае невозможности проведения ПФЭ, анализ полученных данных проводят поочередно, выявляя влияние каждого параметра на выходной.

Выводы по разделу

В выводах подводятся итоги предварительного эксперимента, основного эксперимента, графического анализа результатов работы, результатов матема­тического планирования эксперимента и разрабатываются практические реко­мендации по применению полученных данных.

Организационно-экономический раздел

На заключительном этапе выпускной квалификационной работы проводится оценка экономической эффективности, которая может быть полу­чена при использовании результатов работы.

Расчет экономического эффекта должен быть выполнен в соответствии с методическими рекомендациями «Комплексная оценка эффективности мероприятий, направленных на ускорение научно-технического прогресса» (М, 1988г.), «Методические указания по расчету эффективности организационно-технических мероприятий в дипломных проектах» (М, ГАСБУ, 1993г.). При определении экономической эффективности результатов, полученных в дипломной работе, необходимо дать детальный расчет частных показателей эффективности по всем факторам, определяющим эффективность производства (трудоемкость, материалоемкость, качество продукции, производительность труда и др.). Расчет показателей эффективности провести на основе сравни­тельного анализа действующих показателей. Выбор частных показателей эф­фективности осуществляется с учетом специфики темы дипломной работы. На­пример, если организационно-технические мероприятия направлены на разра­ботку и внедрение новых текстильных материалов, новое применение уже из­вестных материалов или на рациональный выбор и применение текстильных материалов при изготовлении и ремонте одежды, то необходимо провести рас­чет такого показателя, как снижение себестоимости изготовления изделия за счет экономии от снижения затрат на материалы, на заработную плату и другие в соответствии с известной методикой расчета.

Поскольку технологические свойства текстильных материалов оказывают существенное влияние на процессы изготовления одежды, то их оптимальный выбор с учетом основных требований производства позволяет снизить трудо­емкость обработки узлов и деталей швейных изделий. Поэтому необходимо рассчитать экономическую эффективность мероприятий в направлении сниже­ния трудоемкости, роста производительности труда и др.

В конце раздела приводят сводную таблицу по показателям экономиче­ской эффективности и определяют общий экономический эффект в рублях от внедрения организационно-технических мероприятий, разработанных в ди­пломной работе.

Положительный эффект может выражаться не только экономическими показателями в рублях, но и повышением производительности оборудования, улучшением качества швейных изделий, сокращением производственного цик­ла, снижением материалоемкости и трудоемкости изготовления изделий, улуч­шении условий труда, заменой дорогостоящих текстильных материалов дос­тупными и дешевыми и др.

Если подсчет технико-экономического эффекта невозможен, необходимо указать народнохозяйственную, социальную значимость и научную ценность результатов работы.

Общие выводы и практические рекомендации.

В общих выводах и практических рекомендациях необходимо дать оценку и обобщение результатов исследований, включающие оценку полноты решения поставленной задачи, оценку достоверности полученных результатов и их сравнение с аналогичными результатами отечественных и зарубежных работ. Оценка результатов дипломной работы должна быть количественной. Сравне­ние с известными решениями следует проводить по всем аспектам, в том числе и по эффективности. Точность и достоверность полученных решений должны быть определены, границы применимости четко обозначены.

Результативность организационно-технических мероприятий, разрабо­танных в дипломной работе, следует оценить по совокупности двух критериев - теоретической и практической ценности ее результатов. Теоретическая ценность работы подразумевает пригодность ее теоретических выводов и положе­ний для дальнейшего развития науки в области технологии, материаловедения, стандартизации, сертификации качества продукции и услуг.

Практическая ценность дипломного проектирования состоит в пригодно­сти его выводов и положений для непосредственного практического использо­вания при совершенствовании и интенсификации технологических процессов, а также при испытаниях и контроле качества материалов для изготовления и ре­монта изделий.

Список использованных литературных источников.

Список должен содержать сведения об источниках, использованных при написании расчетно-пояснительной записки. Список литературных источников должен быть составлен по установленным правилам. Для книг указываются фамилии и инициалы авторов, полное название работы, место издания, изда­тельство, год издания и объем в страницах, для статей из журналов указывается фамилия и инициалы автора, заглавие статьи, наименование издания, год вы­пуска, номер журнала и номера страниц.

Приложения.

В приложения следует включать материалы, связанные с выполнением дипломной работы, дополнительного или справочного характера.

В приложения могут быть включены таблицы вспомогательных данных, промежуточные математические доказательства, формулы и расчеты, протоко­лы испытаний, описания приборов, применяемых при проведении испытаний и измерений, описания алгоритмов и программное обеспечение для решения за­дач дипломного проектирования с помощью ЭВМ и др.

Приложения следует оформлять как продолжение расчетно-пояснительной записки на последующих страницах. Каждое приложение долж­но начинаться с новой страницы и иметь заголовок. В правом верхнем углу прописными буквами над заголовком должно быть написано слово «ПРИЛО­ЖЕНИЕ».

Если приложений больше одного, их следует нумеровать арабскими циф­рами порядковой нумерации.

6.2. Содержание расчетно-пояснительной записки и методические указания по проведению комплексной экспертизы качества изделий, услуг и работ.

Комплексная экспертиза качества проводится для всестороннего изуче­ния и оценки качества изделий, услуг и работ, поэтому проведение такой экспертизы ориентирует студентов на системный, комплексный подход к анализу объекта оценки.

В зависимости от целей и задач, поставленных перед студентом, ком­плексные экспертизы качества могут быть потребительскими и технологиче­скими. Вид экспертизы имеет решающее значение при формировании номенк­латуры оцениваемых свойств изделия.

Выполнение дипломных работ предполагает наличие объекта эксперти­зы - услуг и работ по изготовлению, ремонту швейных изделий, художествен­ных изделий, мебели, бытовых машин и приборов, радиоэлектронной техники, технологических машин и оборудования, химчистки, по оценке качества мате­риалов, кожи, меха, их реставрации и облагораживания и др. Методические указания по проведению комплексной экспертизы качества изделий, услуг и работ рассмотрены для работ по изготовлению швейных изделий, как наиболее типичном варианте экспертизы услуг и работ.

Расчетно-пояснительная записка должна содержать следующие разделы:

Содержание

Введение

1. Социально-экономический раздел

2. Раздел «Комплексная экспертиза качества»

3. Раздел «Безопасность жизнедеятельности»

4. Организационно-экономический раздел

Общие выводы и практические рекомендации

Список использованных литературных источников

Приложения.

Содержание а, введения, социально-экономического раздела, ана­литического обзора, методики проведения экспертизы, организационно-экономического раздела, общих выводов и практических рекомендаций, а также требования к оформлению списка ис­пользованных литературных источников и приложений аналогичны рассмот­ренным выше в 6.1.

Раздел «Комплексная экспертиза качества»

Как известно, процедура экспертизы включает две основные стадии -сравнительный анализ и оценку /21/. Изложение материала этого раздела ди­пломной работы отражает содержание этих стадий:

2.1. Аналитический обзор

2.2. Методика проведения комплексной экспертизы качества

2.3. Сравнительный анализ свойств материалов

2.4. Качественный анализ

2.4.1.Описание внешнего вида изделия

2.4.2. Идентификация объекта экспертизы

2.4.3. Направления развития и принципы формирования ассортимента

2.4.4. Анализ ассортимента основных и вспомогательных материалов для из­готовления объекта экспертизы

2.4.5. Изучение спроса

2.4.6. Выбор номенклатуры показателей качества
2.5. Количественный анализ

2.6. Оценка показателей качества

2.6.1.Оценка значимости показателей качества

2.6.2. Разработка критериев оценки групповых показателей качества

2.6.3. Оценка фактических значений показателей качества

2.7. 3аключительный этап экспертизы

Качественный анализ

Качественный анализ - логическая процедура мысленного расчленения, разложения целостного объекта - качества изделия - на его составляющие эле­менты, свойства, исследование каждого из них и построение иерархической структуры (перечня) свойств анализируемого изделия. На этом этапе эксперти­зы используются эвристические методы, главным образом, органолептические и социологические.

Описание внешнего вида изделия

На отдельном листе студент представляет эскиз изделия (вид спереди, вид сзади в уменьшенном масштабе) и приводит описание общих характери­стик изделия: стиль, силуэт, форма, покрой, а также подробное описание мо­дельных и конструкторских особенностей всех узлов и деталей изделия - гор­ловины, воротника, рукавов, застежки, карманов, лацканов, низа и т.д.

Заканчивается описание характеристикой способов создания объемной формы изделия.

Идентификация объекта экспертизы

Идентификация - важная, часть экспертизы. Она проводится студентом с целью установления соответствия представленного на экспертизу изделия тре­бованиям, предъявляемым к данному виду продукции. В этом разделе студент выполняет ассортиментную и первичную качественную идентификацию, уста­навливающую дефекты внешнего вида изделия.

При написании данного раздела студент представляет результаты внеш­него осмотра изделия в соответствии с ГОСТ 4103-83 «Изделия швейные. Ме­тоды контроля качества», проводит ассортиментную идентификацию и указы­вает:

- класс швейного изделия по общему назначению;

- класс швейного изделия по условиям эксплуатации;

- группу швейного изделия;

- видовое наименование, а также пол потребителя, его возраст, сезонность и время использования, кон­кретизирует назначение изделия.

Студент проводит измерения узлов и деталей представленного на экспер­тизу изделия в соответствии с ГОСТ 4103-83, определяет методы основных измерений, выявляет на изделии места измерений, указывая наименование места измерения, порядковый номер и приводя описание методики измерения в фор­ме табл. 4.

Места основных измерений следует указать на рисунке, выполнив эскиз заданного изделия (вид спереди и сзади). Стрелками указывают место измере­ния и над стрелкой - номер измерения в соответствии с табл.4.

Таблица 4.

Номер измере­ния на чертеже

Наименование места из­мерения и величина, см

Метод измерения изделия

На основе анализа данных таблицы 4 студент идентифицирует размеры изделия.

В результате внешнего осмотра изделия органолептическими методами студент описывает цвет, рисунок, характер поверхности, фактуру материала, выявляет дефекты внешнего вида материалов, как покровного, так и подкла­дочного:

- дефекты пряжи;

- дефекты ткачества;

- дефекты отделки.

Для изучаемого изделия студент выбирает методы контроля качества, указывает средства проверки качества, формулирует признак, характеризую­щий качество изделия. Результаты выбора методов проверки качества следует представить в форме табл. 5.

Таблица 5.

Объект контроля

Метод проверки

Средство проверки

Характеристика качества изделия

1

2

3

4

1. Внешний вид

1.1. Соответствие внешнего вида изделия и его конфекционирования образцу-эталону

1.2. Влажно-тепловая обработка

2. Посадка изделия

3. Наличие пороков внешнего вида материалов

4. Исполнение отдельных узлов и деталей

4.1. Симметричность формы и расположения парных деталей

4.2. Расположение деталей

4.3. Края деталей

4.4. Обработка отделочного кан­та, канта обтачных деталей ра­мок карманов

4.5. Направление рисунка в дета­лях изделия, совпадение рисунка при соединении деталей в мес­тах,

предусмотренных техниче­ской документацией, симмет­ричность рисунка в парных дета­лях.

4.6. Стежки, строчки, швы

4.7. Внутреннее крепление дета­лей

4.8. Клеевое соединение деталей

4.9. Обработка застежек, закре­пок, крепление фурнитуры.

4.10. Выстегивание деталей

4.11. Наличие внутренних про­кладок

4.12. Допуски

4.13. Срезы

Примечание: в табл.5 указаны объекты контроля для всех видов швейных изделий. Студент выбирает только те из них, которые характерны для изделия, представленного на экспертизу.

Выбрав методы контроля качества, студенты описывают последователь­ность проверки качества изделия, указывая условия осмотра, направление ос­мотра, последовательность проверки качества изготовления отдельных деталей и узлов.

Используя перечень дефектов швейных изделий, учитываемых при про­ведении экспертизы, а также требования ГОСТ 24103-80 «Изделия швейные. Термины и определения дефектов» студент дает характеристику дефектов из­делия, указывает причины их возникновения и метод определения в форме таб­лицы 6:

Таблица 6.

Наименование дефекта

Рисунок дефекта

Описание

внешнего ви­да дефекта

Размеры дефекта, см

Происхож­дение,

метод

оп­ределения

1. Дефекты конструкции и технологии пошива

1.1. Дефекты воротника, бортов, лацканов

1.2. Дефекты полочки, спин­ки

1.3. Дефекты рукавов

1.4. Дефекты карманов

1.5. Дефекты петель

1.6. Дефекты брюк, юбок

1.7. Дефекты соединения подкладки с верхом

1.8. Дефекты прокладочных деталей

1.9. Дефекты стежков, строчек, швов

1.10. Дефекты подготовки и отделки

2. Дефекты материала

2.1. Дефекты пряжи

2.2. Дефекты ткачества

2.3. Дефекты отделки

3. Дефекты скрытого харак­тера

4. Дефекты механического повреждения и загрязнения

Примечание: в табл.6 указываются только те дефекты, которые выявлены студентом для изделия, представленного на экспертизу.

Используя методику определения снижения качества швейных изделий в процентах /22/, студент определяет уровень снижения качества изделия по вы­явленным дефектам при качественной идентификации (табл. 7).

Таблица 7.

№ п/п

Наименование дефекта

Снижение качества, %

1

Итого:

Направления развития и принципы формирования ассортимента

_____________________________________________________

(указать вид изделия)

В этой части дипломной работы студент рассматривает основные направ­ления совершенствования ассортимента изделий аналогичного назначения на основе изучения современных направлений моды по отечественным и зарубеж­ным литературным источникам, указывает тенденции изменения модельных и конструкторских особенностей, способов создания объемной формы изучаемо­го вида одежды. Следует заметить, что для изложения материала данного пара­графа дипломной работы следует использовать язык научного повествования и отказаться от рекламных и разговорных оборотов речи, терминологии журна­лов мод. Анализ тенденций развития ассортимента изучаемого вида одежды следует представить в форме, удобной для ее дальнейшего использования при разработке базовых рядов образцов одежды и оценке эстетических свойств.

Анализ ассортимента основных и вспомогательных материалов

для изготовления_____________________

(указать вид изделия)

Студент изучает ассортимент основных и вспомогательных материалов для изготовления изделия, представленного на экспертизу, и приводит краткое описание ассортимента покровного, подкладочного, прокладочного, скреп­ляющих материалов и фурнитуры. Им подчеркиваются наиболее предпочти­тельные варианты выбора пакетов материалов с точки зрения принципов конфекционирования и направлений совершенствования ассортимента материалов, указываются их преимущества и недостатки. Так же как и для предыдущего раздела остается актуальным требование к стилю изложения материала: данные из различных литературных источников должны быть изучены студентом, со­поставлены и переработаны в соответствии с требованиями к изложению мате­риала в дипломных работах.

Изучение спроса на _______________

(указать вид изделия)

Для изучения и прогнозирования спроса студент использует социологи­ческие и маркетинговые методы исследований.

Анкету опроса следует составлять таким образом, чтобы в нее входили вопросы по выбору респондентом ассортимента одежды аналогичного назначе­ния, ее модельных и конструкторских особенностей, покровных материалов, их сырьевого состава, цвета, фактуры, отделки. Анализ покупательских пред­почтений к подкладочным, прокладочным и скрепляющим материалам нецеле­сообразен ввиду низкой компетентности потребителей, громоздкости получае­мой анкеты. Методика анкетирования, форма матрицы обработки результатов опроса должны быть согласованы с руководителем дипломной работы. Однако следует заметить, что достоверность результатов прогнозирования спроса пропорциональна численности опрошенных респондентов. Для дипломной работы рекомендуемое количество респондентов должно быть не менее 30. Результаты прогнозирования спроса следует представить графически в форме круговой или столбчатой диаграммы (гистограммы).

Выбор номенклатуры показателей качества___________________

(указать вид изделия)

Для исследуемого изделия студент определяет объект экспертизы - сово­купность потребительских свойств, проявляющихся при взаимодействии изде­лия с человеком-потребителем в процессе его эксплуатации (потребления) при потребительской экспертизе или совокупность технико-экономических свойств изделия при технологической экспертизе.

Структуру свойств изделия студент определяет на основе результатов ка­чественного анализа с учетом типовой структуры свойств бытовых изделий. В зависимости от вида изделия, представленного на экспертизу, перечень основ­ных групп свойств может быть расширен путем выделения в самостоятельную группу таких свойств как безопасность, надежность и др.

Развернутую номенклатуру показателей качества студент строит на осно­ве развернутой номенклатуры показателей качества изделий и материалов для их изготовления, изучения номенклатуры показателей, указанных в стандартах, перечня показателей качества, обеспечивающих безопасность, проверяемых при сертификации продукции текстильной и легкой промышленности.

Определяя номенклатуру показателей свойств изделия, следует учесть и показатели качества ведущих предприятий и фирм по изготовлению изделий рассматриваемой ассортиментной группы, а также общеизвестные показатели, в том числе групповой показатель качества упаковки и соответствующие ему единичные показатели - безопасности, экологичности, надежности, совмести­мости, взаимозаменяемости, экономической эффективности.

На основе анализа развернутой номенклатуры свойств, нормативно-технической документации студент осуществляет выбор номенклатуры показа­телей качества изделия. Из развернутого перечня исключают показатели, не ха­рактерные для качества анализируемого изделия, а также включают при необ­ходимости новые показатели (особенно единичные).

Конкретная номенклатура показателей качества изделия должна быть со­ставлена студентом в виде схемы, разделенной на уровни, т.е. должна иметь иерархическую структуру (табл.8).

Конкретная номенклатура показателей, используемых для комплексной экспертизы качества ___________________________________ (наименование изделия)

Таблица 8.

Групповой

показатель

качества

Единичный показатель качества

Единицы измерения показателя

качества

Характеризуемое

свойство изделия

1.

1.1.

1.2.

1.3.

2.

...

2.1

2.2

Количество отобранных показателей качества должно быть минимальным и достаточным для вынесения обоснованного суждения о качестве изделия.

Конкретную номенклатуру показателей качества изделия следует обосно­вать, т.е. представить доказательства правомерности исключения того или ино­го показателя из развернутой номенклатуры, включения новых показателей, необходимости объединения тех или иных показателей в новую группу и т.п. Обоснование должно учитывать требования различных групп потребителей из­делия, условия, способы и особенности его эксплуатации.

Количественный анализ

Количественный анализ включает операции по измерению свойств, во­шедших в номенклатуру показателей качества, и нахождению их фактических значений, обусловливает переход от рассмотрения свойств к оперированию со значениями показателей качества изделия.

Для измерения показателей качества студент использует технические ме­тоды измерений: измерительный, расчетный, регистрационный и др., стандарт­ные методики определения. При использовании тестированных методик следу­ет ограничиться ссылками на соответствующий ГОСТ без приведения в тексте подробного описания методики. Если же испытания проведены по негостированной методике, то необходимо полностью описать методику испытаний с указанием первоисточника, ее рекомендовавшего.

Результаты исследований должны быть представлены в форме таблиц.

Представление полученных зависимостей в виде графиков или формул не должно заменять их представлений в форме таблиц. Таблице должна предшествовать текстовая часть, содержащая описание методики исследования, условий проведения измерений показателей свойств, аппаратуры и обработку получен­ных данных.

В процессе проведения исследования студент должен соблюдать все тре­бования, обеспечивающие объективность и достоверность результатов в части, касающейся методики отбора и подготовки образцов, методов и условий испы­тания, количества и воспроизводимости опытов, способа обработки получен­ных данных.

Степень детализации описания отдельных вопросов количественного анализа определяется студентом и руководителем в зависимости от цели и за­дач дипломной работы.

Оценка показателей качества

Оценка значимости показателей качества.

Для получения обобщенной оценки качества изделий при проведении комплексной экспертизы качества используется оценка значений показателей качества в баллах /23/.

Групповые показатели качества не ранжируются, принимаются равнозна­чимыми, так как все они в равной степени важны для потребителя. Поэтому студент каждому групповому показателю присваивает 100 баллов. Однако зна­чимость какого-либо группового показателя может быть увеличена или умень­шена. Так групповой показатель качества упаковки следует оценить 70 -80 бал­лами. Для изделий детского ассортимента следует увеличить значимость груп­пового показателя, обеспечивающего безопасность продукции до 130 - 180 бал­лов. Для торжественной одежды следует увеличить групповой показатель эс­тетических свойств до 150 баллов. Увеличение или уменьшение оценки значи­мости группового показателя по сравнению со 100 баллами следует обосновать.

После оценки значимости групповых показателей качества студент рас­пределяет число баллов каждого группового показателя между соответствую­щими единичными показателями качества. Баллы распределяются их ранжиро­ванием с учетом значимости единичных показателей качества изделия. Студент ранжирует единичные показатели качества каждой группы отдельно с помо­щью экспертного метода и определяет балльную оценку значимости единично­го показателя качества по формуле:

Б j ед.доп. = Б i групп j , где (1)

Б j ед. - количество баллов, соответствующее допустимому значению еди­ничного показателя качества;

Бi групп - количество баллов, соответствующее групповому показателю каче­ства; j - коэффициент весомости единичного показателя качества.

Результаты расчета допустимых значений единичных показателей качества следует представить в форме табл.9.

Таблица 9.

Наименование

группового

показателя

качества

Оценка

значимости, баллы

Наименование

единичного

показателя

качества

Коэффициент весомости

единичного

показателя качества

Оценка допустимого значения единичного показателя качества, баллы

Разработка критериев оценки групповых показателей качества

а) разработка критериев оценки количественных показателей качества .

В дипломной работе студент разрабатывает критерии оценки для каждо­го группового показателя качества. Если в групповой показатель качества вхо­дят количественные единичные показатели качества, то для каждого из них следует установить допустимые и оптимальные значения. В качестве допусти­мых значений студент выбирает предельные, максимально или минимально до­пустимые, с точки зрения качества, значения.

В качестве оптимальных значений следует выбрать предельно возможные или целесообразные, с точки зрения их достижения и практической необходи­мости.

Для отдельных единичных показателей качества допустимые и опти­мальные значения могут быть одинаковыми.

При комплексной экспертизе качества продукции без проведения ее срав­нительной оценки с другой такой же продукцией, студент использует понятия нормального и высшего уровня качества /23/. Нормальному уровню качества соответствуют значения оцениваемых единичных показателей качества, лежа­щих в интервале от допустимых до граничных значений, высшему уровню - от граничных до оптимальных. В качестве граничных значений принимаются средние между допустимыми и оптимальными значениями:

Ргр = (Ропт + Рдоп) / 2 (2)

Величину баллов, соответствующую оптимальному значению единичного показателя качества определяют по формулам:

если оптимальное значение более допустимого:

Бj ед.опт. = Бj ед.доп. j опт / Рдоп ), (3)

если оптимальное значение менее допустимого:

Бj ед.опт. = Бj ед.доп. [2 – (Ропт / Рдоп )], (4)

где Бj ед.опт. - количество баллов, соответствующее оптимальному значению единичного показателя качества;

Бj ед. доп. - количество баллов, соответствующее допустимому значению единичного показателя качества;

Ропт - оптимальное значение единичного показателя качества;

Рдоп - допустимое значение единичного показателя качества.

Результаты определения оптимальных и допустимых значений единич­ных показателей качества для каждого группового показателя качества студент приводит в табличной форме 10.

Расчет критериев оценки _______________________________________

(указать наименование группового показателя качества)

Таблица 10.

№ п/п

Наименование единич­ного показателя качества

Рдоп

Ргр

Ропт

Бдоп

Бгр

Бопт

1.

2.

3.

Итого:

-

-

-

*

*

*

Критериями оценки для группового показателя качества, в который вхо­дят количественные единичные показатели качества, будут суммы баллов, со­ответствующие нижней границе интервала нормального качества - , верх­ней границе интервала высшего качества , и сумма баллов, соответствую­щая границе между интервалами нормального и высшего качества .

Интервалы значений нормального и высшего уровней качества студенту следует представить на схеме:

Нормальный уровень качества

Высший уровень качества

= …

= …

= …

Рис. 1. Критерии оценки качества ___________________________________ (указать наименование группового показателя качества)

б) разработка критериев оценки эстетических показателей качества

Поскольку эстетические показатели качества относятся к неизмеримым, то для их оценки не выбираются базовые показатели качества, а составляются базовые ряды образцов. Базовый ряд образцов составляется из изделий-аналогов, упорядоченных по уровню их эстетических свойств и разделенных на группы.

При выполнении дипломной работы студент составляет базовый ряд об­разцов на основе не менее 20 изделий - аналогов, выбранных в результате изучения направлений развития ассортимента, ранжированных в порядке повыше­ния уровня эстетических свойств. Для построения базового ряда образцов сле­дует использовать следующую экспертную шкалу:

Оценка, баллы

Качественная оценка

5

4

3

0

Отлично

Хорошо

Удовлетворительно

Плохо

Изделия-аналоги студент разбивает на группы в соответствии с эксперт­ной шкалой и представляет эскизы этих изделий, объединенных в группы по соответствующей оценке.

Полученный базовый ряд образцов применяется студентом для фактиче­ской оценки в баллах эстетических свойств исследуемого изделия с помощью экспертного метода. При проведении опроса эксперты сопоставляют оценивае­мые значения эстетических свойств с базовым рядом, разработанным студен­том и определяют их балльные оценки Рфакт . Допустимые и оптимальные зна­чения эстетических свойств изделия будут составлять соответственно 3 и 5 баллов.

в) оценка фактических значений показателей качества

В соответствии с методикой экспертизы /23/ на этапе оценки эксперт об­ращает внимание не только на оценку того или иного показателя качества в баллах, но и на его фактическое значение.

Если фактическое значение хотя бы одного единичного показателя качества ниже допустимого, то изделие считается некачественным, т.е. его качество не может быть отнесено ни к нормальному ни к высшему уровню качества.

Поэтому сначала студент оценивает фактические значения единичных показа­телей качества и определяет к какому уровню качества относится каждый еди­ничный показатель качества по своему фактическому значению в форме табл. 11.

Оценка единичных показателей качества по фактическим значениям

___________________________________________________________

(указать наименование группового показателя качества)

Таблица 11.

№ п/п

Наименование единич­ного показателя качества

Рдоп

Ргр

Ропт

Рфакт

Уровень ка­чества (выс­ший или нормальный)

1.

2.

3.

...

По результатам таблицы 11 студент делает заключение, что ни один из, единичных показателей качества не имеет фактическое значение ниже допус­тимого или, напротив, что один или несколько единичных показателей качества имеет фактическое значение ниже допустимого и продукция считается некаче­ственной.

Заканчивая оценку единичных показателей качества, студент рассчитыва­ет их оценки в баллах, суммируя которые вычисляет оценку группового показа­теля качества.

Величину баллов, соответствующую фактическому значению единичного показателя качества определяют по формулам:

если оптимальное значение более допустимого:

Бj ед.факт. = Бj ед.доп. факт.доп. ) (5)

если оптимальное значение менее допустимого:

Бj ед.факт. = Бj ед.доп. [2 - (Рфакт.доп. )] (6)

где Бj ед.факт. - количество баллов, соответствующее фактическому значению единичного показателя качества;

Бj ед. доп. - количество баллов, соответствующее допустимому значению еди­ничного показателя качества;

Рфакт . - фактическое значение единичного показателя качества;

Рдоп. - допустимое значение единичного показателя качества.

Результаты расчета следует представить в форме табл. 12

Оценка единичных показателей качества в баллах

___________________________________________

(указать наименование группового показателя качества)

Таблица 12.

№ п/п

Наименование единично­го показателя

качества

Бдоп

Бгр

Бопт

Бфакт

Уровень ка­чества (выс­ший или

нормальный)

1.

2.

3.

Итого:

*

*

*

*

Результаты оценки i-гo группового показателя качества студенту следует представить на схеме интервалов значений нормального и высшего уровней качества:

Нормальный уровень качества

Высший уровень

=…

=…

=…

=…

Рис. 2. Оценка уровня качества _____________________________________

(указать наименование группового показателя качества)

Следует заметить, что воспользоваться формулами (5), (6) для оценки фактических значений показателей качества можно только в том случае, если зависимость между фактическим значением показателя качества и значением его оценки - линейная , что возможно для ограниченного числа показателей качества швейных изделий. В противном случае следует построить экспертную кривую по известной методике /21/, определить математическую зависимость между значением показателя качества и значением его оценки, на основе кото­рой и определить оценку в баллах фактического значения показателя качества.

Заключительный этап экспертизы

В соответствии с методикой комплексной экспертизы качества /23/ студент подводит итоги по результатам оценки всех групповых показателей качества, входящих в номенклатуру (в форме табл. 13).

Сводная таблица результатов оценки качества ________________________

(указать наименование изделия)

Таблица 13.

Наименование показателя качества

Бдоп

Бгр

Бопт

Бфакт

Уровень

качества

группового

единичного

функциональ­ные

Итого:

*

*

*

*

социальные

Итого:

*

*

*

*

По данным табл.13 студент рассчитывает доли (в %) единичных показателей качества, которые по фактическому значению равны или превышают их гра­ничные значения и меньше граничного значения.

Используя данные итогового расчета уровня снижения качества изделия по выявленным дефектам при качественной идентификации (табл.13), в соот­ветствии с Методикой определения снижения качества швейных изделий в процентах /22/, студент рассчитывает окончательную оценку в баллах иссле­дуемого изделия по формуле:

= (100 - ) /100, (7)

где - окончательная оценка в баллах исследуемого изделия;

- расчетная оценка в баллах исследуемого изделия;

- итоговый процент снижения качества изделия по выявленным дефектам.

Студент относит качество изделия к высшему уровню, если одновремен­но выполняются следующие условия:

- фактические значения 85% единичных показателей качества, в том числе обязательно показателей безопасности, равны или превышают их граничные значения, причем в состав этих показателей не входят показатели, для кото­рых Рдоп = Ропт ;

- сумма фактических баллов качества при оценке изделия равна или боль­ше суммы баллов, соответствующей границе между интервалами нормаль­ного и высшего уровней:

Студент относит качество изделия к нормальному уровню, если все фак­тические значения единичных показателей качества равны или больше допус­тимых значений: Рфакт Рдоп. , но не выполняются вышеперечисленные условия.

Результаты оценки качества изделия и синтеза результатов оценки оформляются студентом в форме экспертного заключения в соответствии с из­вестными требованиями /24/.

6.3. Список рекомендуемой литературы

1. Бузов Б.А., Алыменкова Н.Д. Материаловедение в производстве изделий
легкой промышленности. Швейное производство. - М.:, Академия, 2004. - 443 с.

2. Бузов Б.А и др. Практикум по материаловедению швейного производства. - М.: Академия, 2003. - 360 с.

3. Орленко Л.В., Гаврилова Н.И. Конфекционирование материалов для одежды: Учебное пособие, М.:ФОРУМ-ИНФРА-М, 2006 - 286 с.

4. Стельмашенко В.И., Розаренова Т.В. Материалы для одежды и конфекционирование. Учебное пособие. - М.: Академия, 2008, -319 с.

5. Стельмашенко В.И., Воронцова Н.В., Шушунова Т.Н. Методы и средства исследования в процессах оказания услуг. Практикум. –М.: ИД «ФОРУМ»- ИНФРА-М, 2007.-383 с.

6. Николаева М.А. Товароведение потребительских товаров. Теоретические основы- М.: НОРМА, 2003.

7. Информационные средства экспертизы качества изделий и услуг. Т.Н. Шушунова, В.И. Малых - М, МГУ сервиса, 2003 - 118 с.

9. Чечеткина Н.М. Экспертиза товаров. - М.: Издательство ПРИОР, 2000 - 272 с.

10. Действующие стандарты технических требований на текстильные материалы.

11. Действующие стандарты на методы испытаний текстильных материалов.

12 Журналы «Текстильная промышленность».

13. Журналы «Швейная промышленность».

14. Журналы «Известия вузов. Технология текстильной промышленности».

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТУРИЗМА И СЕРВИСА»

ФГОУВПО «РГУТиС»

Факультет технологий и дизайна

Специальность 100101 Сервис

Специализация 100101.22 Экспертиза качества и сертификация услуг и

работ

Кафедра «Материаловедение и товарная экспертиза»

Допустить к защите

Заведующий кафедрой

___________________

Студента _______________________________________________________

(Фамилия, имя, отчество)

На тему ________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

Состав дипломного проекта:

1. Расчетно-пояснительная записка на стр. ____

2. Графическая часть на ____ листах.

Расчетно-пояснительная записка к дипломной работе

Руководитель дипломной работы _________________________________

Консультанты

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

(уч.степень, уч.звание, Фамилия, И.О.)

Дипломник ____________

(Подпись)

« ___ » _____________20___ г.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТУРИЗМА И СЕРВИСА»

ФГОУВПО «РГУТиС»

Факультет технологий и дизайна

Кафедра «Материаловедение и товарная экспертиза»

УТВЕРЖДАЮ

Проректор, к.и.н., доцент

__________Юрчикова Е.В.

«____»____________201_ г.

ЗАДАНИЕ

НА ВЫПОЛНЕНИЕ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ

Студенту _______________________________________________________

(Фамилия, имя, отчество)

Тема работы ____________________________________________________ __ ______________________________________________________________

Срок сдачи законченной работы __________________________________

Исходные данные к работе _______________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

Содержание расчетно-пояснительной записки _____________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

Перечень графического материала (с точным указанием обязательных

чертежей)_______________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

Рекомендуемая основная литература ______________________________

________________________________________________________________Консультанты по работе с указанием относящихся к ним разделов работы

Раздел

Консультант

Дата выдачи задания _________________

Руководитель работы _________________

(подпись)

Оформление первого листа каждого раздела дипломной работы

1 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

1.1 Название подраздела

Текст подраздела……… ……………………… ……………… ……………… ………………… ……………………… … ………………………… …………….

 

 

 


ДР 791/4 от 27.03.09

Изм

Лист

№ докум

Подп.

Дата

Разработал

Иванова А.И.

Социально-экономический

раздел

Лит

Лист

Листов

Руководитель

Петров И.Н

У

13

130

Консультант

Сидоров Г.Н.

ФГОУВПО «РГУТиС»,
каф. «Материаловедение и товар­ная экспертиза», грЭСД-5

Зав.кафедрой

Тюменев Ю.Я.

Рецензент