Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 16

 

Поиск            

 

Рынок труда методические указания по выполнению курсовых работ для студентов специальности 06. 02 Утверждаю первый проректор университета А. Т. Тертышный Екатеринбург 2006

 

             

Рынок труда методические указания по выполнению курсовых работ для студентов специальности 06. 02 Утверждаю первый проректор университета А. Т. Тертышный Екатеринбург 2006

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра Экономики труда и управления персоналом

РЫНОК ТРУДА

Методические указания

по выполнению курсовых работ

для студентов специальности 06.02

УТВЕРЖДАЮ

Первый проректор университета


А.Т.Тертышный

Екатеринбург

2006

Составители: Кулькова И.А.

Тонких Н.В.


Цель курсовой работы и выбор темы

Целью курсовой работы по «Рынку труда» является расширение и закрепление теоретических знаний по данной дисциплине, овладение навыками самостоятельной работы, ознакомление с практикой служб занятости и других организаций инфраструктуры рынка труда в решении современных проблем, глубокое изучение одной из них.

При выборе темы студент может ориентироваться на предложенную тематику или потребности объекта исследования (в этом случае выбранная тема обязательно согласовывается с научным руководителем).

В названиях предлагаемых тем курсовых работ стоит обобщенное понятие «территория». Изучаемой в курсовой работе территорией может являться город, район, субъект Федерации (республика, область, край, Автономный округ) или страна. Самостоятельно выбрав территориальный объект изучения, студент указывает его в названии курсовой работы.

Например, в примерной тематике сформулирована тема «Воспроизводство населения и рабочей силы на территории». Если студент решает раскрывать ее по материалам Свердловской области, то студента должна называться: «Воспроизводство населения и рабочей силы в Свердловской области». Такое уточненное название должно быть указано в распоряжении по закреплению тем за студентами, на титульном листе работы и в рецензии научного руководителя на курсовую работу.

Студенты очной формы обучения выбирают любую из предложенных тем. Главным условием выбора темы является отсутствие повторения тем в студенческой группе. По каждой студенческой группе кафедра издает распоряжение с указанием выбранной темы курсовой работы и научного руководителя.

Студенты заочной формы обучения выбирают одну из предложенных тем в соответствии с начальной буквой фамилии:

Начальная буква фамилии студента

Номера тем курсовых работ

А, Б

1,5,16, 18, 19, 54

В, Г, Д

2, 6, 17, 23, 31, 55

Е, Ж, З

3, 7, 20, 24, 33, 56

И, К

4, 8, 22, 25, 39, 57

Л, М

7, 15, 26, 28, 40, 59

Н, О

9, 21, 27, 32, 44, 60

П, Р

10, 29, 34, 36, 45, 61

С, Т

11, 30, 37, 46, 48, 62

У, Ф, Х

12, 35, 38, 47, 49, 63

Ц, Ч, Ш

13, 41, 42, 50, 52, 64

Щ, Э, Ю, Я

14, 43, 51, 53, 58, 65

Студенты заочного отделения могут использовать систему выбора темы курсовой работы, аналогичную дневной форме обучения, тогда на группу также составляется распоряжение по кафедре. Условие отсутствия повторения тем в группе в этом случае для них сохраняется.

Руководство курсовыми работами осуществляется преподавателями кафедры Экономики труда и управления персоналом.

Каждая должна быть защищена в сроки, устанавливаемые кафедрой.

Структура и содержание курсовой работы

Структуру и содержание курсовой работы определяет выбранная тема. должна содержать следующие части:

* введение. Во введении студент должен доказать актуальность выбранной темы, ее значение для современного развития отношений в области занятости, обосновать свой выбор данной темы, сформулировать цель и конкретные задачи курсовой работы;

* теоретическую. Данный раздел должен быть посвящен обзору теоретических и методических вопросов, где необходимо показать степень освещения проблемы в отечественной и зарубежной литературе, оценить современное состояние исследуемой проблемы, раскрыть положительный опыт в решении рассматриваемого вопроса. Ссылки на литературные источники обязательны;

* аналитическую. Аналитический раздел курсовой работы выполняется на базе материалов, собранных студентом.

Источниками информации для проведения анализа в курсовой работе могут являться:

1. Статистические данные, публикуемые в статсборниках, научных журналах, а также на сайте Госкомстата РФ.

2. Данные Федеральной Государственной службы занятости населения и территориальных центров занятости, публикуемые в аналитических записках, а также предоставляемые по запросам студентов (письмо с просьбой о содействии в подборе информации для написания курсовой работы можно оформить на кафедре у лаборантов, ауд.668).

3. Данные и отчеты кадровых и рекрутинговых агентств, других негосударственных служб занятости и организаций, способствующих трудоустройству граждан, ищущих работу.

4. Результаты самостоятельного изучения средств массовой информациии (СМИ): газет, журналов, объявлений на стендах, по радио и телевидению, информации в Интернет и др. Следует изучать объявления о работе во всех номерах изданий в течение не менее одного месяца. Если за указанный срок было опубликовано или телетранслировано менее 100 объявлений, то срок изучения следует увеличить в ретроспективе или продлить. Длительность мониторинга должна составлять не менее 6-ти месяцев.

5. Результаты самостоятельных социологических опросов населения, работодателей и экспертов. В этом случае необходимо перед началом исследования согласовать анкету (вопросник) с научным руководителем. Численность опрошенных должна быть не менее 50 чел.

Описание опроса должно содержать Программу социологического исследования, включающую цель, задачи исследования, выдвигаемые гипотезы, определение генеральной совокупности, расчет выборочной совокупности, методы построения выборки. Далее описываются результаты исследования, оформленные в таблицах и рисунках, анализируются взаимосвязи показателей.

Аналитический раздел работы обязательно должен содержать фактический (цифровой) материал, в том числе оформленный в виде таблиц и рисунков, располагаемых по тексту. При этом следует помнить, что нельзя просто скопировать иллюстративный материал других авторов. Собранные данные сравниваются во времени, или по территориям, или у различных авторов, или по другому логическому основанию, на основе таблиц строятся диаграммы, графики, схемы и т.д., выявляются причинные зависимости.

Если какая-то таблица является слишком объемной, т.е. составляет более 2-3 страниц текста, ее можно оформить как Приложение;

* рекомендательную. Третья глава курсовой работы, как правило, посвящается обоснованию рекомендаций и предложений, которые вытекают из проведенных исследований, специально проработанной литературы, опыта других территорий, исследователей, зарубежного опыта;

* заключение. Заключение содержит основные выводы по всей курсовой работе.

Части курсовой работы должны быть увязаны между собой. Теоретическая, аналитическая и рекомендательная части должны иметь свое название. Общий объем курсовой работы рекомендуется в размере 40 страниц печатного текста с учетом таблиц, графиков, схем, или 35 страниц. В курсовой работе могут быть использованы приложения, которые в данный объем не входят. Примерное соотношение разделов по объему: введение – 2 страницы, глава 1 (теоретическая) – 10-15 страниц, глава 2 (аналитическая) – 15 страниц, глава 3 (рекомендательная) – 5-10 страниц, заключение – 1-2 страницы. В курсовой работе должен быть представлен список использованной литературы (по алфавиту авторов).

пишется от третьего лица единственного числа (например, «…автор считает, что…») или от первого лица множественного числа (например, «По-нашему мнению,…»). Стиль написания работы – повествовательный, вопросы в курсовой работе не задаются.

Оформление курсовой работы

должна оформляться с учетом требований ГОСТов.

Работы выполнятся с применением персонального компьютера с односторонним заполнением листов формата А4 (297*210 мм) без рамок. Допускается также формат 288*203 мм. При выполнении работ следует использовать шрифт размера – 14 пт, Times New Roman, полуторный межстрочный интервал.

На титульном листе номер страницы на ставится (пример оформления титульного листа – в прил. 1). На второй странице указывается содержание работы с указанием страниц начала разделов в курсовой работе (прил. 2).

Заполнение текста осуществляется с полями: левое - 30 мм, правое - 10 мм, верхнее и нижнее – не менее 20 мм.

Текст не должен содержать не удаленных (зачеркнутых или поставленных в скобки) неправильных слов, выражений, ошибок и т.п.

Иллюстрации (кроме таблиц) обозначаются словом «Рис.» и имеют соответствующую тексту нумерацию («сквозную» или по разделам) и название, которое помещается под иллюстрацией (см. прил. 3). Иллюстрации выполняются в черно-белом цвете.

Таблицы нумеруются, независимо от рисунков, также «сквозной» нумерацией или по разделам. Наименование таблицы ставится перед ней (см. прил. 4).

Пункты курсовой работы не должны начинаться и/или заканчиваться таблицей, рисунком, формулой или цифрой.

Типичные ошибки

1. написана от первого лица.

2. Автор (студент) в курсовой работе задает вопросы.

3. В работе более трех глав, большинство из которых содержат теорию.

4. Теоретический раздел курсовой работы не содержит ссылок на используемую литературу.

5. В аналитическом разделе работы отсутствует фактический (цифровой) материал.

6. Фактический (цифровой) материал, используемый в курсовой работе, является устаревшим.

7. Аналитический раздел курсовой работы не содержит графических материалов (таблиц, рисунков). Все таблицы и рисунки вынесены в приложение.

8. Таблицы, рисунки, список используемой литературы, названия глав и разделов оформлены не в соответствии с ГОСТом, не соблюдаются требования к размеру шрифта и межстрочного интервала, используется жирный шрифт и цветные рисунки.

9. Пункты курсовой работы начинаются и/или заканчиваются таблицей, рисунком, формулой, цифрой.

Тематика курсовых работ

1. Воспроизводство населения и рабочей силы на территории.

2. Влияние качества жизни на воспроизводство населения и рабочей силы.

3. Естественное движение населения и трудовых ресурсов территории.

4. Социально-экономическое движение населения и рабочей силы.

5. Качественная и количественная оценка процесса внешней миграции на территории.

6. Качественная и количественная оценки процесса внутренней миграции на территории.

7. Взаимосвязь экономических факторов развития территории и движения населения.

8. Региональная дифференциация миграции населения.

9. Оценка качества населения как основы формирования трудового потенциала территории.

10. Оценка экономического, образовательного и социального состава населения (рабочей силы) территории.

11. Влияние урбанизации на социально-экономическую структуру населения и рабочей силы.

12. Региональная дифференциация демографических показателей.

13. Составление демографических прогнозов развития территории.

14. Проблемы демографической политики в экономически развитых странах.

15. Анализ механизма регулирования миграционных процессов.

16. Анализ профориентационной работы в службе занятости (кадровом агентстве, др.организациях инфраструктуры рынка труда).

17. Система профподготовки, переподготовки и повышения квалификации высвобождаемых работников и незанятого населения в Федеральной службе занятости России.

18. Использование профобучения работников на производстве для повышения качества рабочей силы территории (на примере нескольких предприятий).

19. Возможности использования зарубежного опыта общеобразовательного и профессионального обучения в России.

20. Оценка эффективности профориентации в территориальном разрезе.

21. Оценка эффективности профобучения в территориальном разрезе.

22. Оценка качества рабочей силы, обращающейся по вопросам трудоустройства в службу занятости (кадровые агентства или к группе работодателей)

23. Изучение спроса на рабочую силу на основе контент-анализа объявлений в СМИ.

24. Изучение предложения рабочей силы на основе контент-анализа объявлений в СМИ.

25. Разработка и анализ электронной базы данных спроса на специалиста по определенной профессии за квартал текущего года.

26. Сравнительный анализ статистической информации о спросе на рабочую силу с информацией из других источников: государственной службы занятости, кадровых агентств, объявлении в СМИ.

27. Обзор и анализ деятельности организаций инфраструктуры рынка труда по содействию в трудоустройстве граждан.

28. Взаимодействие государственных органов, регулирующих рынок труда.

29. Взаимодействие государственных и негосударственных органов, содействующих трудоустройству на рынке труда.

30. Определение равновесной цены труда специалиста на рынке труда. 4, 8, 22, 25, 39, 57

31. Сравнительный анализ показателей официального и общего рынков труда.

32. Оценка критичности рынков труда территорий.

33. Сопоставление показателей состояния рынка труда России с аналогичными данными других стран.

34. Анализ конъюнктуры официального рынка труда.

35. Анализ рынка рабочих мест на территории.

36. Анализ системы инфраструктуры рынка труда территории.

37. Сегментирование рынка труда территории.

38. Сравнительный анализ городского и сельского рынков труда.

39. Сопоставление количественных и качественных показателей безработицы в России с аналогичными данными других стран.

40. Система оказания социально-экономической поддержки незанятому населению в России и за рубежом.

41. Система оказания помощи в трудоустройстве в России и за рубежом: сравнительный анализ.

42. Оценка рациональности территориальной политики занятости населения.

43. Анализ эффективности деятельности территориальной службы занятости населения.

44. Составление прогноза потребности в рабочей силе территории.

45. Сопоставление структуры занятого населения России с аналогичными данными других стран.

46. Анализ использования гибких форм занятости на данной территории.

47. Сравнение профессионально-квалификационной и образовательной структуры занятых и безработных.

48. Особенности и проблемы трудоустройства молодежи.

49. Занятость и проблемы трудоустройства лиц пожилого возраста

50. Проблемы занятости и трудоустройства женщин.

51. Решение проблем трудовой реабилитации инвалидов на рынке труда.

52. Исследование проблем занятости в личном подсобном хозяйстве и/или в семейном бизнесе.

53. Оценка эффективности использования ресурсов для труда на территории.

54. Изучение семейных решений о предложении труда.

55. Изучение активности безработных и методов поиска работы на рынке труда.

56. Изучение скрытого рынка труда.

57. Маркетинговое исследование рабочей силы.

58. Мониторинг стоимости труда специалиста по определенной профессии за длительный период.

59. Мониторинг требований работодателей к кандидатам на вакантные рабочие места по определенной профессии за длительный период.

60. Изучение масштабов и мотивов дополнительной занятости путем социологического исследования.

61. Составление и сравнение социальных портретов клиентов государственных и негосударственных служб занятости.

62. Изучение профессиональной мобильности рабочей силы на основе социологического исследования.

63. Изучение мотивов принятия решения о выходе из состава рабочей силы.

64. Анализ зависимости поведения рабочей силы на рынке труда от возраста (на основе социологического исследования).

65. Анализ социального портрета «хронического» безработного и стимулирование его трудовой активности.

Библиографический список

1. Трудовой кодекс Российской Федерации. Принят 26.12.2001г., дополнения к нему

2. Федеральный закон «О занятости населения в Российской Федерации», дополнения к нему

3. Законы РФ «О беженцах», «О Всероссийской переписи населения», «О вынужденных переселенцах», «Об образовании», «О правовом положении иностранных граждан в РФ».

4. Положение о Федеральной государственной службе занятости населения Российской Федерации //Российская газета, 1993. 29 июня.

5. Башкатов Б.И., Карпухина Г.Ю. Международная статистика труда. Учебник. – М., 2002.

6. Буланов В.С. Современные проблемы занятости и безработицы: Учеб.пособие. – М., 1996.

7. Варгин Н.А., Осипов А.К. Прогнозирование рынка труда и занятости населения в регионе. – Ижевск, 2003.

8. Дедов Д.И. Правовое регулирование рынка труда: Учеб. пособие. – М., 2000.

9. Демографический ежегодник России – 200….: Стат.сб. – М.: Госкомстат России, ежегодно.

10. Демография: Учеб. пособие/Под ред.проф. В.Г. Глушковой. – М.:КНОРУС, 2004.

11. Зущина Г.М., Костин Л.А. Трудовые ресурсы и трудовой потенциал. – М., 1996.

12. Капелюшников Р.И. Российский рынок труда: адаптация без реструктуризации. – М.: ГУ ВШЭ, 2001.

13. Кураков Л.П., Краснов А.Г. Рынок труда: Вопросы теории. – Чебоксары, 1995.

14. Медков В.М. Демография. – М.:ИНФРА-М, 2004.

15. Мишин А.К. Формирование региональной системы управления трудовыми ресурсами (на примере Алтайского края). – Барнаул, 1996.

16. Народонаселение: Энциклопедический словарь. – М., 1994.

17. Население России – 2001/под ред.А.Г.Вишневского. – М., 2002.

18. Основные показатели деятельности органов государственной службы занятости. Статистическая информация за 1992-2000 годы /Минтруда – М., 2001.

19. Павленков В.А. Рынок труда. занятость. Безработица: Учеб. пособие. – М., 2004.

20. Проблемы трудовых ресурсов России: Социально-экономическое исследование. – СПб., 1995.

21. Российский статистический ежегодник – 200….: Стат.сб. – М.: Госкомстат России, ежегодно.

22. Рофе А.И. Рынок труда: Учебник для вузов. – М.: Изд-во МИК, 2003.

23. Рофе А.И., Збышко Б.Г., Ишин В.В. Рынок труда, занятость населения, экономика ресурсов для труда. – М.,1998.

24. Рощин С.Ю., Разумова Т.О. Теория рынка труда: Учеб.-метод.пособие. – М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 1998.

25. Руденко Г.Г., Муртозаев Б.Ч. Формирование рынков труда. – М.: Экзамен,2004. – 416 с.

26. Рынок труда: Учебник/ Под ред.В.С.Буланова и Н.А.Волгина. – М.: «Экзамен», 2003.

27. Современные международные рекомендации по статистике труда/ Международная Организация Труда: Пер.с англ. – М.: АО Финстатинформ, 1994.

28. Трудовая миграция в России/ Под ред.О.Д.Воробьева. – М., 2001.

29. Журналы: «Труд за рубежом», «Человек и труд», «Вопросы экономики», «Российский экономический журнал», «Мировая экономика и международные отношения», «ЭКО», «Вопросы статистики», «СОЦИС», «Российский экономический журнал», «Экономист», «Эксперт» и др.

30. Газеты: «Экономика и жизнь», «Деловой мир», «Российская газета» и др.

31. Сайт Госкомстата России: http://www.gks.ru

32. Сайт Министерства труда: www.mintrud-rt.ru

33. Сайт МОТ: www.laborsta.oil.ogr

34. Сайт Департамента информационной политики Губернатора Свердловской области: www.rossel.ru

35. Инновационный портал Уральского Федерального округа: www.invur.ru

36. www.uhr.ru

37. www.demoscope.ru


Приложение 1

Министерство образования и науки Российской Федерации

Уральский государственный экономический университет

Кафедра экономики труда и управления персоналом

АНАЛИЗ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ЗАНЯТОСТИ

НАСЕЛЕНИЯ И ЕЕ СТРУКТУРЫ

Исполнитель: студент гр. ЭТР-05 з/отд.

Иванов Иван Иванович

Руководитель: кэн.экон.наук, доц.

Кулькова И.А.

Екатеринбург

2006


Приложение 2

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………....

3

1. Взаимосвязь занятости и поведения

домохозяйств на рынке труда………………………………

1.1. Социально-экономическая сущность занятости………………...

1.2. Понятие и виды домохозяйств……………………………………

1.3. Семейные решения о предложении труда……………………….

2. Анализ влияния поведения домохозяйств

на занятость населения в Российской Федерации...

2.1. Современные проблемы занятости в России ……………………

2.2. Анализ поведения российских домохозяйств на рынке труда

по результатам статистических обследований…………………..

2.3. Взаимосвязь поведения домохозяйств и занятости в России…..

3. Пути решения проблем занятости

в рыночных условиях…………………………………………..

3.1. Обеспечение занятости населения в России в современных

условиях…………………………………………………………….

3.2.Использование зарубежного опыта обеспечения занятости

населения………………………………………………………….…

3.3.Социальная поддержка домохозяйств в целях обеспечения

занятости………………………………………………………….…

Заключение…………………………………………………………....

список используемой Литературы…………………………..

Приложение ……………………………………………………………


Приложение 3


Ставки

заработной С П

платы

ЗПр Р


Тр Количество труда

Рисунок. Модель чисто конкурентного рынка труда


Приложение 4

Таблица 1

Трудовая активность населения и предложение труда в РФ

Показатель

Численность, млн чел.

Изменение, %

2000 г.

2005г.

1. Экономически активное население

72,3

71,8

99,3

в том числе:

занятое население

66,5

65,9

99,1

безработные

5,8

5,9

101,7

2.Экономически неактивное население

8,0

8,2

102,5