Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 16

 

Поиск            

 

Указания методические по организации самостоятельной работы студентов дневного отделения по дисциплине "Финансовый менеджмент"

 

             

Указания методические по организации самостоятельной работы студентов дневного отделения по дисциплине "Финансовый менеджмент"

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

по организации самостоятельной работы

студентов дневного отделения

по дисциплине "Финансовый менеджмент"

Одним из направлений самостоятельной работы студента является компьютерная деловая игра.

Во всем мире давно признано, что наиболее эффективными являются активные формы обучения. Важное место среди них занимает метод компьютерных деловых игр. Его суть - управление экономическим объектом, деятельность которого имитирует компьютер. Компьютерная деловая игра БИЗНЕС-КУРС: Корпорация Плюс является частью Проекта БИЗНЕС-КУРС, который был задуман в 1994 г. специалистами МГУ им. М.В. Ломоносова и имел целью создание компьютерных деловых игр по управлению фирмой, отвечающих мировым стандартам и в то же время учитывающих российское законодательство.

В компьютерной деловой игре БИЗНЕС-КУРС: Корпорация Плюс пользователь выступает в роли руководителя акционерного общества. Игровой курс состоит из 6 условных лет с месячным шагом. В каждом месяце можно принимать управленческие решения по следующим вопросам деятельности предприятия:

- покупка и списание оборудования;

- покупка сырья;

- производство продукции трех видов с разным уровнем начальных капитальных вложений, но и разной экономической отдачей;

- оплата труда;

- контроль качества;

- реализация продукции в условиях конкуренции;

- получение кредитов и открытие депозитов;

- эмиссия акций с целью привлечения дополнительных средств для развития фирмы;

- операции купли-продажи акций других организаций.

Кроме того, можно устанавливать любой размер дивидендов в пределах годовой чистой прибыли общества. При этом остаток прибыли служит источником дальнейшего развития предприятия.

Задача пользователя - добиться к концу игры наибольшего значения рейтинга. Рейтинг базируется на следующих "публичных" показателях деятельности общества:

- годовая чистая прибыль,

- годовая рентабельность собственного капитала,

- рыночная цена акции.

В качестве результатов деятельности предприятия компьютер предоставляет детальную управленческую, бухгалтерскую, финансовую и налоговую отчетность. При этом бухгалтерский учет представлен как основа разнообразной отчетности предприятия и все вопросы учета, финансовой отчетности и налогообложения отражаются в строгом соответствии с российским законодательством. Кроме этого финансовая отчетность и ее общий анализ дополнены "западными" элементами (отчет о движении денежных средств по косвенному методу, индекс Альтмана и др.).

Основным достоинством данной компьютерной деловой игры является то, что она позволяет отчетливо осознать ключевые вопросы финансового менеджмента: выбор направления долгосрочных инвестиций и источников их финансирования (нераспределенная прибыль, кредиты, эмиссия), согласование дивидендной и эмиссионной политики и т.д. В программе представлены также следующие специальные вопросы финансового менеджмента:

- операционный анализ (расчет точки безубыточности, запаса финансовой прочности, операционных рычагов; анализ чувствительности прибыли);

- анализ капитала (расчет финансового рычага, цены действующего и привлекаемого капитала);

- анализ эффективности производственных инвестиций (расчет чистого приведенного дохода, индекса доходности, внутренней нормы доходности, срока окупаемости, причем по отношению не только к плановым, но и фактическим инвестициям, с полным раскрытием денежного потока).

Данная программа снабжена обширной справочной системой, где детально разъясняются все встречающиеся понятия и термины.

Таким образом, компьютерная деловая игра БИЗНЕС-КУРС: Корпорация Плюс представляет собой своеобразные интерактивные учебники по управлению и финансам с огромным количеством примеров, порождаемых действиями самих обучающихся.

Данная компьютерная деловая игра не является обязательной. Это дополнительная добровольная самостоятельная работа студентов, которая может быть поощрена "автоматическим" экзаменом (зачетом) при определенных условиях.

Первым обязательным условием является получение по результатам игры положительного (не нулевого) рейтинга. "Автоматический" экзамен (зачет) с оценкой "отлично" может быть поставлен только 20% студентов академической группы, участвующим в игре и набравшим наибольший положительный рейтинг по результатам игры по сравнению с остальными участниками из данной академической группы. "Автоматический" экзамен (зачет) с оценкой "хорошо" может быть поставлен следующим 10% студентов, участвующим в игре и набравшим положительный рейтинг по результатам игры, больше чем у оставшихся участников из данной академической группы.

Вторым обязательным условием для получения "автоматического" экзамена (зачета) по результатам игры является посещаемость лекций и (или) семинарских (практических) занятий. Студент может получить "автоматический" экзамен (зачет) (с оценкой "отлично" или "хорошо") по результатам игры только в том случае, если количество пропущенных занятий и по лекциям, и по семинарам (или только по семинарам, если посещение лекций не является обязательным) у него не превышает 50% от числа всех лекций и (или) семинаров соответственно.

"Автоматический" экзамен (зачет) ставится только при одновременном выполнении указанных условий.

Если первое условие не выполняется, т.е. студент не попадает ни в первые 20%, ни во вторые 10%, то он сдает экзамен (зачет) на общих основаниях, без какого-либо влияния результатов игры на экзаменационную оценку. Если второе условие не выполняется, то при выполнении первого условия студент освобождается от "отработки" всех пропусков занятий (лекций и (или) семинаров) за семестр и сдает экзамен на общих основаниях.

Совокупность названных условий получения "автоматического" экзамена (зачета) позволяет заинтересованным студентам творчески проявить себя при решении практических (игровых) ситуаций (задач) финансового менеджмента в условиях реальной конкурентной среды в рамках своей академической группы. Кроме того, это позволяет работающим студентам применить свои практические навыки и опыт в процессе деловой игры, и таким образом дает дополнительный шанс "отработать" свои вынужденные пропуски занятий.

Организация участия студента в компьютерной деловой игре БИЗНЕС-КУРС: Корпорация Плюс заключается в следующем. Для самостоятельной работы студентов используется демонстрационная версия (демоверсия) игры. Она отличается от полной (коммерческой) версии только количеством месяцев (в полной версии 73 месяца, в демоверсии 15 месяцев). Во всем остальном эти версии абсолютно идентичны. Заинтересованные студенты могут использовать демоверсию игры следующим образом.

Скачать с сайта на свой компьютер дистрибутив игры Демо-версия компьютерной игры "Бизнес курс: Корпорация Плюс" , сохранить его на своем компьютере и далее действовать согласно прилагаемой ниже инструкции.

ИНСТРУКЦИЯ

по установке и прохождению деловой компьютерной игры

Бизнес курс: Корпорация Плюс (демоверсия)

1. Распакуйте файл CORPPLUS.

2. Зайдите в папку Disk1 и с помощью файла SETUP установите программу.

3. Зайдите в программу и создайте новый курс. Для этого нажмите кнопку "Новый курс". В появившемся окне в строке "Название" укажите свою фамилию (русскими буквами). В строке "Характеристика" напишите свою группу. Далее, с помощью журнала сообщений и контекстной помощи (кнопка F1) пройдите все 15 месяцев игры. Если Вам не удалось этого сделать с первого раза, и Ваше предприятие объявлено банкротом, то создавайте новый курс. При этом в строке "Название" снова укажите свою фамилию и без пробела поставьте цифру 2. Это будет означать, что это Ваша вторая попытка прохождения игры. После этого проходите игру снова. Если снова не прошли всю игру (15 месяцев), то все повторяете сначала (при этом в строке "Название" после своей фамилии ставите уже цифру 3) и так далее до тех пор, пока Вы не пройдете все 15 месяцев. Если Вы прошли все 15 месяцев, но Ваш рейтинг равен 0, то игра все равно считается не пройденной! Таким образом, Вам надо пройти 15 месяцев игры и получить рейтинг БОЛЬШЕ 0!

4. Далее, получив положительный ненулевой рейтинг, Вы должны самостоятельно принять решение: высылать данный рейтинг преподавателю или нет! РЕЙТИНГ ВЫСЫЛАЕТСЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ И ФИКСИРУЕТСЯ У НЕГО В ЖУРНАЛЕ ТОЛЬКО ОДИН РАЗ![*] Этот рейтинг в дальнейшем (по окончании семестра) учитывается при принятии решения об "автоматическом" экзамене (зачете). Таким образом, студент сам решает: является данный рейтинг для него максимальным или нет? Если "да", то он его высылает преподавателю, если "нет", то он играет еще раз, и так до тех пор, пока не сочтет полученный рейтинг максимальным. Для того, чтобы зафиксировать рейтинг у преподавателя, Вы должны СОХРАНИТЬ игру на дискету (или в другое место на компьютере). См. далее.

5. Чтобы сохранить игру на дискету (или в другое место на компьютере), Вы должны выйти из игрового курса, поставить курсор на тот игровой курс, который Вы хотите сохранить, зайти в главном меню в опцию "Игровые курсы", далее опция "Экспорт". В открывшемся окне "Экспорт игрового курса…" в строке "Папка" Вы должны указать: Диск 3,5 (А:) (или другое место на компьютере) и нажать кнопку "Сохранить".

6. Сохраненный на дискете (или в компьютере) файл отправить преподавателю по e-mail на адрес: rostovtsev@isnet.ru или принести флешку с файлом на лекцию. В первом случае в строке "Тема" указать: Игра по ФМ, во втором, – перекинуть файл на флешку преподавателя.

В конце семестра, преподаватель, ведущий дисциплину "Финансовый менеджмент", на основе информации из своего журнала в соответствии с вышеуказанными условиями, определяет студентов, которым можно поставить "автоматический" экзамен (зачет) и объявляет результаты на консультации перед экзаменом (или на последнем семинарском занятии по дисциплине).


[*]