Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 16

 

Поиск            

 

«Историческое краеведение»

 

             

«Историческое краеведение»

Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей №2

Организация проектной деятельности обучающихся

в рамках курса «Историческое краеведение»

Методическая разработка

«Страницы истории Ярославского края»

Автор:

Е.К. Лебедева,

учитель истории

МОУ лицей №2

Рыбинск

2009

Оглавление

Введение

Особенности преподавания курса «Историческое краеведение» на современном этапе.

Основная часть

  1. Организация исследовательской проектной деятельности обучающихся в рамках курса «историческое краеведение».

1.1.Формулировка учителем темы проекта.

1.2.Выбор возрастной категории обучающихся.

1.3.Формулировка основополагающего вопроса и проблемных вопросов учебной темы.

1.4.Формулировка дидактических целей проекта.

1.5.Формулировка методических задач.

1.6.Формулировка проблемы (выбор темы индивидуальных исследований).

1.7.Выдвижение гипотез решения проблемы.

1.8.Определение творческого названия проекта.

1.9.Формирование групп для проведения исследований и определения формы представления результатов.

  1. Этапы проекта.

2.1.Подготовительный.

2.2.Проектировочный.

2.3.Практический (исследовательский).

2.4.Контрольно-коррекционный.

2.5.Заключительный.

  1. Содержание проекта (фрагменты).

3.1.Ярославский край и польская интервенция.

3.2.«Золотой век» культуры Ярославского края. Ярославская архитектура и иконопись XVI-XVII вв.

3.3.Ярославский край в период петровских преобразований.

3.4.Проверь себя. Тесты 1 – 4.

Заключение

Библиография

Приложение. Мультимедийное пособие по курсу «Историческое краеведение»

История – что власть: когда людям хорошо,

они забывают о ней и свое благоденствие приписывают

себе самим; когда им становится плохо, они начинают

чувствовать ее необходимость и ценить ее благодеяния.

В.О. Ключевский

Введение

Особенности преподавания курса «Историческое краеведение» на современном этапе

На современном этапе преподавания истории курс «Историческое краеведение» включается соответственно в курс «История России» с 6 по 9 класс. Учитель вправе выбрать, как будут изучаться темы по истории родного края, соответствующие определенным периодам в курсе «История России».

  • Это могут быть отдельные обособленные уроки за счет резерва учебных часов в конце больших учебных тем;
  • это может быть единый учебный блок в конце учебного года (за счет резерва учебных часов);
  • это может быть вкрапление краеведческого материала в соответствующие темы по истории России.

Но в любом случае краеведческий материал не должен оставить обучающихся равнодушными, безучастными к родной истории!

В 2007/2008 учебном году в лицее впервые был введен предмет "Историческое краеведение" для учащихся 9-х классов. С самых первых уроков стало ощутимым несоответствие дефицита учебного времени (1 час в неделю) и значительного объема учебного материала, который предлагает учебное пособие под редакцией А.М. Селиванова, тогда школьная библиотека располагала только этим пособием.

Поэтому мы создали творческую группу и решили попытаться создать свое мультимедийное учебное пособие по истории родного края, в котором содержание будет не упрощенным, а более наглядным и интересным. Мы – это Е.К. Лебедева, учитель истории и обществознания МОУ лицей №2 г. Рыбинска, и представители той самой параллели, которая первой должна была изучить историю родного края с древнейших времен до наших дней в текущем 2007-2008 учебном году.

Для реализации замысла решено было использовать метод проекта с применением ИКТ.

Проектная деятельность прочно вошла в учебный процесс как необходимое условие удовлетворения современных образовательных потребностей педагогов-практиков и обучающихся. Педагоги обратились к этому методу, чтобы решать свои дидактические задачи. В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия «проект», его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Результат, который можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.

Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умение прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умение устанавливать причинно-следственные связи.

Метод проектов всегда предполагает решение какой-либо проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов, средств обучения, а с другой – необходимость интегрирования знаний, умение применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творчества.

Проект – это план, замысел, в результате которого автор должен получить что-то новое: продукт, отношение, программу, книгу, фильм, модель, сценарий и т. д.

У метода проектов есть множество достоинств:

  • Прежде всего, в том, что ограниченный временными рамками урок «выплескивается» во внеурочную деятельность.
  • Обучающиеся видят перед собой конечный результат – вещь, которую они сделали своими руками, вложили в нее душу.
  • При выборе темы проекта учитываются индивидуальные особенности обучающихся: сильным – сложнее, слабым – по их реальным возможностям.
  • Обучение проектным методом развивает социальный аспект личности обучающихся за счет включения их в различные виды деятельности в реальных социальных отношениях.

Основная часть

  1. Организация исследовательской проектной деятельности обучающихся в рамках курса «историческое краеведение».

Наш проект имеет следующие характеристики:

Типология: практико-ориентированный.

Категория учащихся: 6-9 класс.

Предметная область: история.

Длительность: долгосрочный.

1.1. Формулировка учителем темы проекта.

В рамках курса «Историческое краеведение» учитель выбирает учебные разделы в соответствии с программой по истории России (авторы: А.А. Данилов, Л.Г. Косулина). Охватить весь курс «Историческое краеведение» в организации проектной деятельности обучающихся очень сложно, поэтому останавливаемся на том, что целесообразно представить тему «Страницы истории Ярославского края».

1.2. Выбор возрастной категории обучающихся.

Это могут быть ученики средней, старшей школы, разновозрастные группы. В нашем варианте – это 9-классники. Проект ориентирован на учеников 6-9 классов.

1.3. Формулировка основополагающего вопроса и проблемных вопросов учебной темы.

Считаю, что основополагающий вопрос должен формулировать учитель, хотя есть иное мнение. Конечно, в формулировании основополагающего вопроса могут принимать участие обучающиеся, но подвести их к постановке такого вопроса может только учитель!

В итоге организации «мозгового штурма» и использования метода наводящих вопросов обучающиеся рассуждали примерно таким образом: «Приступая к работе над проектом, мы прекрасно осознавали, что существуют пособия для учащихся, допущенные и рекомендованные Министерством образования к изучению истории родного края; существует мультимедийная энциклопедия «Ярославский край»! В таком случае есть ли смысл в создании еще одного пособия силами 9-классников , ведь мы не ученые? Все же, мы поставили для себя такую задачу и рискнули предположить, что создание мультимедийного пособия по истории Ярославского края силами самих обучающихся облегчит изучение истории родного края!»

1.4. Формулировка дидактических целей проекта.

Их формулирует учитель. В качестве наиболее значимых могут быть выделены следующие:

  • формирование компетентности обучающихся в сфере самостоятельной познавательной деятельности;
  • совершенствование навыков работы с большим объемом информации;
  • развитие умений видеть проблему и намечать пути ее решения;
  • формирование критического мышления школьников; навыков работы в команде.

1.5. Формулировка методических задач.

· Освоить в совместной деятельности с обучающимися метод проектов с применением ИКТ;

· способствовать формированию навыка краткого изложения своих мыслей в устной или письменной формах;

· произвести отслеживание результатов проектной деятельности обучающихся с применением ИКТ;

· создать мультимедийное пособие по истории родного края как конечный продукт исследовательской проектной деятельности обучающихся «Страницы истории Ярославского края».

1.6. Формулировка проблемы (выбор темы индивидуальных исследований). Обучающиеся самостоятельно формулируют темы индивидуальных исследований в рамках заявленного проекта, определяют, какие частные вопросы им хотелось бы осветить в теме. На данном этапе учитель также может использовать «мозговой штурм» и метод наводящих вопросов. Главное не забывать, что роль педагога меняется, замечания «Почему ты так считаешь?» должны вытеснить «Это не так!»

1.7. Выдвижение гипотез решения проблемы.

Гипотезы формулируются обучающимися как возможные варианты решения проблем. Затем, в ходе исследования гипотезы подвергаются проверке. В нашей теме в процессе работы возникла такая проблема: «Преувеличена ли в истории Смутного времени роль костромского крестьянина Ивана Сусанина?» (здесь могут быть интересны рассуждения о роли личности в истории). В приведенном примере можно просчитать долю риска для учеников в качестве исследователей: воспользоваться архивными материалами для решения проблемы для них будет маловероятным, зато материалы музейной экспозиции (Рыбинского историко-архитектурного музея-заповедника или Ярославского ИАМЗ) могут пролить свет на решение вопроса.

1.8. Определение творческого названия проекта.

Его выбирают совместно: ученики и учитель, исходя из обсуждений тем индивидуальных исследований. Напомним, что возраст участников проекта влияет на название. Название проекта «Страницы истории Ярославского края» звучит патриотично, а творческое название «История не знает чужих границ», по мнению обучающихся, придает работе значимость, показывает неразрывную связь истории большой и малой Родины.

1.9. Формирование групп для проведения исследований и определения формы представления результатов.

Уже на подготовительном этапе проекта мои 9-классники разделились на мини-группы по 2 человека. Возможно деление и на группы по 4 человека, больше не имеет смысла, работа будет не эффективной.

1.5

Ы1.1 1.1. исследований

Темы исследований

  1. Этапы проекта.

Название этапа

Примерные сроки

Содержание деятельности

  1. Подготовительный

Октябрь (1-2 неделя) 2007 г.

Осознание проблемной ситуации; выбор темы исследования; обсуждение и отбор идей будущих проектов

  1. Проектировочный

Октябрь (3-4 неделя) 2007 г.

Планирование деятельности

  1. Практический

Ноябрь 2007 г.

Подбор литературы, определение способов сбора и анализа информации

  1. Контрольно-коррекционный

Декабрь 2007 г.

Систематизация и оформление материала

  1. Заключительный

Январь-февраль 2008 г.

Защита проекта, рефлексия

2.1. На подготовительном этапе учащиеся 9А класса лицея №2 Боданова Юлия, Киречко Екатерина, Мостяев Артем, Окунев Иван, Осетрова Виктория, Палочкина Екатерина, Присядкин Илья, Фокин Антон, Черкашин Иван, Шаронова Татьяна определили тему и цели и задачи проекта.

Цель:

Знакомство с историей своей малой Родины на фоне событий истории России.

Задачи:

  • Показать роль и место Ярославского края в истории страны и ее народа в период XVI-XIX веков.
  • Совершенствовать навык работы с источниками.
  • Создать мультимедийное пособие по истории родного края для обучающихся.

Приступая к работе, мы определили для себя, какие частные вопросы нам хотелось бы осветить в теме проекта, и выделили следующую тематику и предполагаемые темы исследования:

Частные вопросы (в рамках предметной области)

Предполагаемые темы исследований

Роль личности в истории

«Золотой век» культуры

Реформы Петра Великого

«Золотой век» русского дворянства

Эпоха Великих реформ

Ярославский край и польская интервенция.

«Золотой век» культуры Ярославского края. Ярославская архитектура и иконопись XVI-XVII вв.

Ярославский край в период петровских преобразований.

Ярославский край в 30-90-е годы XVIII века.

Ярославский край во второй половине XIX века. Реформы 1860-1870-х годов в Ярославском крае.

  1. Частные вопросы (в рамках предметной области). Предполагаемые темы исследований. Роль личности в истории
  1. «Золотой век» культуры
  1. Реформы Петра Великого
  2. «Золотой век» русского дворянства
  • Эпоха Великих реформ Ярославский край в период Смутного времени и польской интервенции.
  • Культура Ярославского края в XVI-XVII вв. «Золотой век» культуры Ярославского края.
  • Петровские преобразования в Ярославском крае.
  • Ярославский край в 30-90-е годы XVIII века.

2.2. В ходе проектировочного этапа формулируется основополагающий вопрос. На мой взгляд, задача учителя в первую очередь донести до обучающихся, в чем состоит смысл основополагающего вопроса: на него нельзя ответить однозначно, на него нельзя ответить одним предложением, его не просто сформулировать! Далее планируется распределение задач (обязанностей) между членами рабочей группы (кто отвечает за иллюстративный ряд, за текстовый документ); определяются источники необходимой информации (оговаривается, что источники не должны быть однотипными). Также определяются способы представления результатов (формы) проекта, устанавливаются критерии оценки его результатов. Нами были выделены следующие критерии работы: актуальность, научность, практическая направленность проекта, связь с пользователями, креативность и т. д.

Поскольку свое мультимедийное пособие по истории Ярославского края для учащихся 7-8 классов авторы решили представить в виде сайта, то каждый должен был отвечать за свою страничку по выбранной теме. Работа должна быть выдержана в едином стиле, а полет фантазии у каждого свой! Поэтому на этапе планирования было решено прорекламировать содержание своей темы так, чтобы обучающимся захотелось заглянуть в ссылки, где более подробная информация, обучающего характера представлена в форме презентации.

2.3. На практическом этапе (или этапе исследования) происходит сбор и уточнение информации. Учитель обсуждает с обучающимися, как найти источники информации по теме исследования – в школьной (городской) библиотеке, в мультимедийной энциклопедии, в Интернете, как соблюсти авторские права при использовании видеофрагментов. Кроме того, на обозначенном этапе выявляются и обсуждаются альтернативы, возникшие в ходе выполнения проекта. Так, например, было решено, что такой богатейший материал, как материал по культуре Ярославского края, должен быть представлен более широко и нагляднее, чем в объеме, соответствующем одной кнопочке сайта! В результате была добавлена еще одна страница, представленная как виртуальный музей. На этом этапе идет поэтапное выполнение исследовательских задач. При этом не следует забывать о практической направленности нашего проекта. В процессе самостоятельной работы в группах обучающимися составляется план с точным указанием того, кто за что отвечает, и сроки выполнения. Например, одни отвечают за сбор видео материалов, другие – за составление тестовых заданий, кроссвордов, головоломок, ребусов, которые будут использоваться в качестве заданий для самопроверки. В этом случае обучающиеся нацелены на установление обратной связи с пользователями, чувствуют свою значимость, что способствует социализации личности.

2.4. Контрольно-коррекционный этап содержит систематизацию и оформление материала. Обучающиеся производят анализ собранной и представленной информации, формулируют выводы, соответствующие поставленным целям и задачам в работе. Оформляют проект, не забывая о едином стиле. В случае необходимости обучающиеся советуются с учителем.

К защите проекта обучающимся предлагается памятка, содержащая

1. Общие рекомендации:

· Хорошо воспринимается эмоциональное и короткое по времени выступление (не более 15 мин) изложение материала с использованием интересных примеров.

· Логика изложения позволяет лучше понять выступающего.

· Следует потреблять только понятные термины.

· Хорошо воспринимается рассказ, а не чтение текста.

· Выступление выиграет, если будет использоваться наглядный материал.

· Постарайтесь предупредить возможные вопросы.

2. Техника подготовки.

· Проведите предварительный хронометраж своего выступления и доведите его до нужной продолжительности.

· Выпишите на отдельные карточки ту часть содержания, которая прозвучит в выступлении, и разложите их по порядку.

· Проведите тренировочное выступление перед друзьями, родственниками.

3. Рекомендации выступающему.

· Начните свое выступления с приветствия.

· Огласите название вашего проекта, сформулируйте его основную идею и причину выбора темы.

· Не забывайте об уважении к слушателям: говорите внятно, поблагодарите слушателей за внимание, а руководителя за помощь.

· Старайтесь ответить на все вопросы.

2.5. Рефлексия. На заключительном этапе проекта происходит его защита и оценка результатов школьниками и учителем. Группы оценивают работу каждого участника. Учитель оценивает работу групп в целом. В нашем примере обучающиеся представляют устный отчет с демонстрацией материалов, анализируют успехи и неудачи проекта, стараются выявить их причины.

Учитель при необходимости направляет процесс анализа. Оценивает усилия обучающихся, качество отчета, креативность, качество использования источников, потенциал (перспективы) продолжения проекта. Заметим, что критерии оценки проекта оговариваются и известны обучающимся до начала работы.

3.Содержание проекта (фрагменты)

В итоге, как было отмечено выше, обучающиеся видят перед собой конечный результат, вещь, которую они сделали своими руками, вложили в нее душу.

К своему проекту, представленному на защите в виде тематического сайта «Страницы истории Ярославского края», авторы составили аннотацию-обращение к сверстникам.

Аннотация

Предлагаемая работа по истории Ярославского края включает эпизоды периода Смутного времени, развития культуры края XVI-XVII вв., эпохи петровских и екатерининских преобразований, а также эпохи Великих реформ. Проект содержит обширный иллюстративный материал (видеофрагменты, портреты исторических деятелей, памятники истории и культуры и т.д.), что поможет вам, уважаемые пользователи, окунуться вглубь веков, стать очевидцем событий, возможно, по-новому оценить некоторые факты истории. Проект может быть использован в качестве учебного пособия для изучающих предмет «Историческое краеведение» в 9-м классе, а так же на уроках истории в 6-8 классах. Помимо теоретического краеведческого материала проект включает в себя задания для самопроверки и самоконтроля, часть которых разработана самими авторами.

Надеемся, что изучение истории родного края принесет вам множество новых открытий и впечатлений, укрепит ощущение гордости за наше славное прошлое.

Путешествие всегда увлекательно, а путешествие в прошлое – вдвойне! Пусть оно оставит для вас незабываемые впечатления!

3.1.ЯРОСЛАВСКИЙ КРАЙ И ПОЛЬСКАЯ ИНТЕРВЕНЦИЯ

В смутное время самая трудная вещь состоит

не в том, чтобы исполнить свой долг,

а в том, чтобы... его знать.

Л. Бональд

Авторы приглашают вас на удивительную экскурсию по истории Ярославского края в период Смуты и интервенции.

Совсем недавно в нашей стране был введен новый праздник - 4 ноября - День народного единства.

А знаете ли вы, что этот праздник имеет прямое отношение к теме нашего исследования?

"Золотой век" культуры Ярославского края

Культура - это то, что остается, когда все остальное забыто.

Э. Эррио

Историки утверждают, что "золотой век" русской культуры приходится на первую половину XIX века.

Отметим, что "золотой век" для Ярославской земли - это XVII век!

Это время, когда культура края пережила свой ярчайший расцвет.

Ярославский край - это своеобразный музей архитектурных сооружений. Многовековая история и культура края предопределила набор материальных свидетельств, которые отложились в музейных собраниях.

В XVII в. большое развитие получило прикладное искусство. Творчество ярославских ювелиров, медников, кузнецов, гончаров, ткачей, а также судостроителей тесно связано с расцветом художественной жизни Ярославля.

Ярославская художественная школа в XVII в. стала одной из ведущих.

Приглашаем вас посетить виртуальную музейную экспозицию

3.2. Ярославский край в период петровских преобразований

Почти три столетия историки, философы, писатели спорят о значении Петровских преобразований. Действительно, их можно оценивать по-разному. Всё зависит от того, что считать полезным для России, а что вредным, что – главным, а что – второстепенным. Но все согласны в одном: Петровские реформы были важнейшим этапом в истории России, благодаря, которому всю её можно разделить на допетровскую и послепетровскую эпохи. Знаменитый историк Сергей Михайлович Соловьёв, которому, может быть, лучше других удалось понять и личность Петра, и его дело, писал: «Различие взглядов... происходило от громадности дела, совершённого Петром, продолжительности влияния этого дела; чем значительнее какое-нибудь явление, тем более разноречивых взглядов и мнений порождает оно, и тем долее толкуют о нём, чем долее ощущают на себе его влияние».

Важные преобразования, проведенные в России при Петре I, отразились и на жизни Ярославского края. Петр неоднократно посещал города края: шесть раз бывал в Ярославле, часто приезжал в Переславль и Ростов.

Представляем на ваш суд проделанную нами работу.

3.3. Проверь себя

Авторы надеются, что вы, уважаемые пользователи, внимательно прочли тот материал, который мы собирали для вас!

Предлагаемые задания для самопроверки помогут оценить уровень своих знаний по истории родного края. Часть заданий создана нашей группой самостоятельно, часть - позаимствована из учебной литературы.

Вы можете сами составить головоломки, шифрограммы, кроссворды, даже попробовать себя в составлении тестов и поделиться с нами своими изысканиями.

Наша копилка заданий для самопроверки может пополниться вашими вариантами, приглашаем вас к сотрудничеству!

Вопросы и задания к теме "Ярославский край и польская интервенция".

1. Назовите причины Смуты на Руси.

2. В одной из афиш к фильму написано, что в России началась первая Смута. А когда была вторая?

3. Почему люди верили, что Дмитрий остался жив?

4. Расскажите о Смуте в Рыбинске.

Задания к теме "Золотой век" культуры Ярославского края".

1. Назовите отличительные особенности архитектуры ярославского края указанного периода.

2. Выделите отличительные черты ярославской школы иконописи.

3. Проведи экскурсию по теме "Золотой век" ярославской архитектуры.

Вопросы и задания к теме "Ярославский край в период петровских преобразований".

1. Петр Великий и его время

2. Специально для вас - ШИФРОГРАММЫ!!!

Задание к теме "Реформы 1860-1870-х годов в Ярославском крае".

Заполни таблицу.

Тест 1. Ярославский край и польская интервенция

От Ивана и Артема

1.

Хронологические рамки Смутного времени:

1584-1613 гг.

1598-1613 гг.

1589-1618 гг.

1598-1612 гг.

2.

Место формирования первого народного оплчения:

Москва

Нижний Новгород

Ярославль

Рязань

3.

Место формирования второго народного оплчения:

Москва

Нижний Новгород

Ярославль

Рязань

4.

Первый самозванец, скрывавшийся под именем чудом спасшегося царевича Дмитрия:

Богданко

Григорий Отрепьев

Иван Болотников

Прокопий Ляпунов

5.

День народного единства отмечается:

25 октября

4 ноября

12 июня

12 декабря

Тест 2. Период петровских преобразований

От Ивана и Ильи

Мы знаем, что это простые вопросы для вас! Предлагаем потренироваться в составлении тестовых заданий для ваших одноклассников, используя краеведческий материал! Поделитесь с нами вашими находками!!!

Тест 3. Наш край в эпоху Екатерины II

От Тани и Кати

Тест 4. Реформы Александра II в Ярославском крае

От Кати и Юли

В итоге своей работы 9-классники обращаются к тем, для кого собственно и проводилась вся представленная деятельность.

Вот и закончилось наше путешествие по Ярославскому краю XVI-XIX веков. Нам было очень интересно узнать, что происходило в то время на родной земле, как жили наши далекие предки. Работа не была для нас легкой, мы встретили много трудностей, например, таких, как большой объем материала, работа со статистическими данными, которая требует специальных навыков; проблема недостатка монографической литературы. Мы не могли работать с архивными данными, в силу их недоступности школьникам, зато нам во многом помогли музейные экспозиции. Хотя значительная часть информации была взята из сети Интернет – доступного для всех источника, все же мы планируем в будущем более полно использовать монографическую литературу. Определенные трудности мы испытывали при подборке и составлении заданий и тестов для самопроверки школьников.

Перспективой работы мы определяем рассказ о Смуте в городе Рыбинске, более детальное изучение проведения реформ в Ярославском крае на примере городской, военной и просвещения.

Несмотря на трудности, авторы считают, что им удалось выполнить поставленные цели и задачи в работе над проектом.

Копилка наших знаний пополнилась очень нужными для нас фактами о малой родине, мы утвердились в мысли, что невозможно переоценить значение истории Ярославского края в истории нашей страны. Авторы надеются, что созданное собственными силами и представленное на ваш суд мультимедийное пособие смогут использовать на уроках «Исторического краеведения» и учителя и ученики!

Нам очень хотелось углубить свои знания в краеведческой области, мы думаем, что на этом наше путешествие в прошлое не заканчивается! В ближайшем будущем мы будем готовы дополнить наш сайт страничками из истории древнейшего прошлого нашего края, темой «Декабристы-земляки». Присоединяйтесь к нам! Ведь это очень интересно: проводить различные исследования о месте, в котором ты родился и живешь!


Заключение

Сейчас встречается очень разное понимание проектной деятельности. Но все-таки в литературе выделяется несколько отличительных черт. Наиболее значимыми, на наш взгляд, это – практический результат, который полезен не только обучающимся, но и другим людям; наличие проблемы, побуждающей к совместному ее решению; исследовательская деятельность учеников, сопровождающаяся использованием имеющихся школьных знаний и поиском необходимых новых.

Учитель, решивший работать с помощью метода проектов, должен помнить, что он

  1. выбирает, будет ли он работать с помощью метода проектов.
  2. полностью отвечает за детей, участвующих в проекте, за их успех и безопасность.
  3. доверяет ученикам, считает их равноправными участниками созидательной работы и постоянно подчеркивает это доверие своим поведением.
  4. предоставляет возможности обучающимся для самостоятельной работы.
  5. вырабатывает новую позицию, в которой происходит смена позиции лектора и контролера на позицию помощника, наставника.
  6. следит за своей речью (не «Ты сделал это неправильно!», но «Почему ты сделал это так?»)
  7. вмешивается в самостоятельную работу детей только тогда, когда этого требуют обстоятельства или сами ученики просят об этом.

Советы учителю, работающему по методу проектов.

  • Вы должны быть уверены, что тема проекта интересна для всех в классе.
  • Не ошеломляйте учащихся своим проектом: пусть сделают меньше, но лучше.
  • Всегда будьте рядом с учащимися, чтобы протянуть им руку помощи, воодушевляйте их. Попытайтесь вовлечь и других учителей, а может быть и родителей, в работу над проектом.
  • Установите ограничители: если это письменный проект, сразу оговорите количество страниц, чтобы не было разногласий между способными и неспособными.
  • Прокомментируйте или оцените работу ученика. Ничто так не угнетает, как ощущение, что твою работу игнорируют или откладывают, будто наименее важную.

Метод проектов ставит учителя в особую позицию сотрудничества с учащимися. Это вовсе не означает, что педагогу следует отказаться от традиционных видов работ: объяснительно-иллюстративных, репродуктивных, фронтальных методов и классно-урочной системы. Речь идет о приоритетах, о смещении акцентов. В зависимости от цели обучения и содержания учебного материала педагог выбирает те формы и методы, которые могут дать хороший результат. И если метод проектов с использованием ИКТ приносит хороший результат, значит, учитель выбрал правильный метод. Проектную деятельность с использованием ИКТ я определяю для себя приоритетным направлением во внеурочной деятельности. Включение обучающихся в исследовательскую проектную деятельность, краеведческую работу, на мой взгляд, способствует не только успешной сдаче экзаменов по профилю и ЕГЭ, но формированию активной гражданской позиции, социализации личности.

Это приносит результаты: в 2007/2008 учебном году команда учащихся 9-х классов лицея № 2 заняла I место в городском конкурсе мультимедийных проектов «Страницы истории Ярославского края»; а в 2008/2009 учебном году команда учащихся 10-х классов лицея № 2 заняла I место в городском конкурсе мультимедийных проектов «Молодежная организация: мой выбор».

Библиография

  1. Андреев П.Г., Ковалев И.А. Ярославский край в истории СССР. – Верхне-Волжское книжное издательство, Ярославль, 1966. - 80с.
  2. Брыкова О. В. Проектная деятельность в учебном процессе. – М.: Чистые пруды, 2006. – 32 с.
  3. Винклер П. П. Гербы городов, губерний, областей и посадов российской империи внесенное в полное собрание с 1649 по 1900. - М., 1997.
  4. История Ярославского края с древнейших времен до конца 20-х гг. XX века/ А.М. Пономарев, В.М. Марасанова, В.П. Федюк и др.; отв. Ред. А.М. Селиванов/Яросл. гос. ун-т. Ярославль, 2000. - 368 с.
  5. Каменский А.М.. Смирнова З.М. Внеурочные технологии как активные формы образования (практическое пособие) – М.: сентябрь. 2006. – 176 с.
  6. Ковалев И. А. Ярославский край на уроках истории. - Ярославль, 1974.
  7. Ляхов В. А. Очерки истории ярославского края. – Ярославль, 1974.
  8. Марасанова В. М., Рязанцев И. П. История ярославского края от первобытных времен до конца XX века. - М., 2000.
  9. Овчинников В. Д. В служении отечеству. – М., 1987.
  10. Рыкунов А. Н. Сколько лет Рыбинску. – Ярославль, 1999.
  11. Шаброва О. Т. Ярославль в XVII веке. – М.,1985.
  12. Ярославский край. Учебное пособие по истории и природоведению для учащихся 4 класса. – Ярославль. Верхне-Волжское кн. Изд-во. 1977. - 136с.
  13. Большая Советская Энциклопедия.
  14. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. - 2001, (2 CD), 5-е изд.
  15. Мультимедийная энциклопедия "Ярославский край".
  16. Энциклопедия истории России. 862-1917. – Интерактивный мир, CD.
  17. Знциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
  18. http :// mapmologa . narod . ru / Sr _ veka . htm
  19. http :// www . russia - hc . ru / rus / culture / oldart / mologa / mologa 2. cfm
  20. http :// gorod . myrybinsk . ru /
  21. http :// www . russia - hc . ru / rus / culture / oldart . cfm
  22. http :// www . yarmp . yar . ru
  23. http :// www . rybmuseum . ru
  24. http :// www . yaroslavl - grad . ru
  25. http :// culture . yarcenter . ru /
  26. http :// sometours . narod . ru / jarphoto 1. html
  27. http://www.archeologia.narod.ru/ rostov/jar/jar1.htm
  28. http://www.ibm.bmstu.ru/.../ menyaev/I_site/ornam.html
  29. http://www.obraz.org/index.php? menu=iconography&base=6&struct=253&icon_id=1653
  30. http://migor19.narod.ru/yaroslavl/utrata.htm
  31. http://migor19.narod.ru/yaroslavl/churches.htm
  32.