Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 16

 

Поиск            

 

Романова Н. В

 

             

Романова Н. В

Министерство образования Республики Марий Эл

Звениговский РОО

МОУ «Кужмарская средняя общеобразовательная школа»

Развитие креативных способностей учащихся средствами русского языка и литературы

Романова Н.В.

учитель русского языка

и литературы

Кужмара

2005

Оглавление. 2

Введение…………………………………………….. 3

-актуальность, цели и задачи. 3

Виды работ по развитию..

творческих способностей учащихся: 4-11

- нестандартные формы уроков; 4-5

- разнообразные приемы и методы; 6-7

- творческие задания; 8 -9

- творческие работы учащихся; 10

- внеклассная деятельность. 11

Заключение. 12

Литература. 13

Введение

Ч

то такое творчество? По утверждению психолога Л.С.Выготского, «творчество – норма детского развития». Это всегда воплощение индивидуальности, это форма самореализации личности; Это возможность выразить свое особое, неповторимое отношение к миру. Однако потребность в творчестве и самовыражении, заложенная в самой природе человека, обычно реализуется в течение жизни далеко не полностью.

Ребенок, как и взрослый человек, стремиться выразить свое «я». Часто взрослые полагают, что каждый ребенок рождается с творческими способностями и если ему не мешать, то рано или поздно они обязательно проявятся. «Но, как показывает практика, -

отмечает О.М.Дьяченко*, - такого невмешательства мало: не всегда дети могут сами открыть дорогу к созиданию и, уж конечно, не все могут сохранить надолго творческие способности».

Именно поэтому вопрос изучения творческой деятельности, развития творческих способностей учащихся является на сегодняшний день актуальным. (Синонимы – эвристическая деятельность, познавательная активность).

В наше быстро меняющееся время, с которым связывают явление информационного бума, продуктивность мыслительной и особенно творческой деятельности школьников, к сожалению, остается далеко позади их потенциальных возможностей и не в полной мере отвечает задачам современного обучения.

Сегодня вопрос о развитии творческих способностей учащихся в теории и практике обучения стоит особенно остро, так как исследования последнего времени выявили у школьников значительно больше, чем предполагалось ранее, возможности усваивать научные понятия, применять знания и умения как в привычной, так и в нестандартной ситуации.

Развитие творческих способностей школьника не может происходить без постановки и решения самых разнообразных задач:

· используя разнообразные методы обучения, в том числе и игровые, систематически целенаправленно развивать у детей подвижность и гибкость мышления, настойчиво стимулировать процессы перестройки, переключения поисковой активности;

· учить детей рассуждать, гибко подходить к проблемам, не зубрить, а мыслить, самим делать выводы, находить новые, оригинальные подходы, получать изящные результаты, красивые решения, чтобы ощутить удовольствие от обучения;

· расширять кругозор учащихся, способствовать умению сопереживать увиденному, услышанному, прочитанному.

Развитие творческих способностей

Ученик, выполняя задания учителя, может руководствоваться определенным образцом (пассивно-подражательная деятельность), может самостоятельно выбрать из предложенных вариантов (активно-подражательная деятельность), может придумать, создать качественно новое (творческая деятельность). Все эти виды деятельности учащихся я использую в своей работе.

На уроках литературы и русского языка учитель, безусловно, должен учить детей понимать художественный текст, определять авторскую позицию, уметь анализировать произведение. Но это не всеобъемлющий подход, сковывающий инициативу детей. Очень важно, чтобы ученик попробовал свои силы в сочинительстве стихов – это увлекает детей.

. Безусловно, перед этим была проведена большая подготовительная работа: дети познакомились с силлабо-тоническим стихосложением, с понятием стихотворных размеров, ритма, видами рифм и способами рифмовки. Также они познакомились с изобразительно-выразительными средствами русского языка. Затем учащимся предлагается самим написать стихи. Вот какие получаются примеры:

Летом.

Ясный день.

В зените солнце

Очень жарко.

Припекло.

Мы хотим пойти купаться,

И пойдем: нам все равно!

Степанова Лариса

Бабушка

У меня есть бабушка,

Милая моя.

Песни мне всегда поет,

А по вечерам она мне

Сладости дает.

Моя голубушка родная,

Ты так много не трудись.

Ты бы лучше отдохнула –

Немножечко вздремнула.

Очень я ее люблю

И цветы всегда дарю.

Милая бабушка моя,

Очень я люблю тебя!

Капитонова Татьяна

Священная война

Фашисты, наглые фашисты

К нам утром рано ворвались.

А мы еще ведь спали тихо,

Но боль и горе понеслись..

В глазах людей видны невзгоды

И радости в них больше нет.

На улицах убитых много,

Куда уйти от этих бед?

Таких, как судорожные ночи,

Взрыв бомбы, грязь и страх .

Но вместе мы преодолеем

Страдание, горечь в сердцах.

Но время настало, и мы победили.

Закончились наши невзгоды.

И с новой силой жить мирно решили.

НЕТ ВОЙНАМ, а всем только МИРА!

Михайлова Ирина

Уже эти робкие поэтические опыты позволяют судить о том, что учащиеся овладевают языковой материей стиха; они свободно употребляют сравнения, метафоры, эпитеты, переносы, широко используют обращения, восклицательные и вопросительные предложения, что придает стихотворениям эмоциональность, теория стихосложения.

Большое место в моей работе занимают упражнения по анализу учащимися их собственных произведений.

Ученики получают задания проверить знания при разборе своих произведений: найти стилистические фигуры, риторические вопросы, указать метафоры, эпитеты, их роль в тексте, определить строфику, виды рифмы, стихотворные размеры. Кроме того, подобные задания прививают художественный вкус, воспитывают потребность в самостоятельной работе, раскрывают индивидуальные способности ребенка.

Было бы иллюзией предположить, что в процессе изучения литературы поэзию будут любить все. Но можно научить ребят видеть изобразительно-выразительные средства языка. Все это, как мне кажется, способствует развитию речи и аналитического мышления, даже если не всегда есть прямая связь с литературным произведением.

Следующий важный вид деятельности – учить писать сочинения.

Сочинения на литературоведческие темы («Образ», «Сравнительная характеристика...», «Художественные особенности») иной раз не вызывают у ребят энтузиазм, а провоцируют списывание, благо есть откуда. По-моему, все эти сборники сочинений, простых и «золотых», издаются только с целью делать деньги. Эти работы (часто довольно примитивные) вовсе не служат образцом, а, как и готовые упражнения по русскому языку и «Сборник изложений для экзаменов в 9-м классе», искушают детей, заставляют хитрить, изворачиваться, обманывать. Впрочем, в этом мы убедились на практике.

Мне больше нравились небольшие сочинения на свободные темы, которые предлагались девятиклассникам несколько лет назад: это побуждало их к размышлению, давало возможность проявить творческие способности.

Теперь мы вынуждены пользоваться открытым сборником, предлагая ребятам наиболее интересные тексты для прочтения и написания «элементов сочинения», т.е. для выражения своей точки зрения по поводу прочитанного.

В программных произведениях я пытаюсь найти ключевые выражения, которые могут подтолкнуть учеников к рассуждению, вызвать работу мыслей и чувств.

Например, при изучении «Мцыри» я обращаю внимание на строки поэта:

«...а душу можно ль рассказать?» –

и ребята пишут миниатюру на эту тему, достигая довольно интересных результатов.

Стремлюсь научить своих ребят выражать представление о многообразии мира, чувствовать душу языка. Поэтому даже темы традиционных сентябрьских сочинений звучат не «Как я провел лето», а поэтично «Сон в летнюю ночь», «Ах, этот летний роман!», «Мечта, которая сбылась этим летом», а для учащихся среднего звена – «Разговор падающих листьев», «О чем чирикал воробей в солнечный морозный день, «О чем рассказала ласточка, прилетевшая с юга»* Уже не говоря о таких необычных творческих работах, как придумать монологи от имени вещей, которые окружают нас (старая расческа, перегоревшая лампочка, шнурок в правом ботинке, дверная ручка и др.). Казалось бы, что можно интересного увидеть в старой беззубой расческе?

Какую замечательную жизнь я прожила! Правда, многих зубов досчитаться не могу, зато есть, что вспомнить. Первый зуб свой сломала я в восьмом классе: уж больно у нас с хозяйкой волосы густые да пышные. Второй (как сейчас помню) на выпускном вечере. Третий – на свадьбе (все-таки нервничаешь), четвертый и пятый – в роддоме… А сейчас лежу я в ящике стола. Бывает, возьмет меня хозяйка в руки – ну, думаю, выбросит! А она подержит, погладит и на место положит. Тоже помнит…

Петрова Г., 10 класс.

Подобные задания учат детей не бояться фантазировать, помогают смотреть на обыденные вещи под новым, непривычным углом зрения.

Из чего складывается моя кропотливая работа по обучению детей искусству писать сочинение? Вот некоторые правила общего характера:

· Во-первых, учу писать сочинения, в том числе и по литературе, с пятого класса. Учу серьезно относиться к любой творческой работе. Стараюсь привить любовь к этой трудной, кропотливой и важной деятельности, вызвать интерес, используя для этого различные приемы.

· Понимая, насколько важен положительный эмоциональный настрой, не упускаю возможности ободрить ребят; говорю о том, что любое творчество – чудо, и думающий человек, создающий что-то хорошее, прекрасен. Стремлюсь поддержать атмосферу творческого поиска, чтобы каждый мог испытать благодатные «муки творчества», работая над собственным текстом.

· Осторожно подхожу к оценке сочинений самых маленьких, когда они только учатся выражать свои эмоции, впечатления словами. В этот период оценка может быть и «кнутом», и «пряником», в отличие от старших классов, где оценка в большей мере – измерительный инструмент.

· Не ориентируясь только на поиск недостатков, так как всем известно, что любой текст несовершенен и при желании минусы можно найти в любой работе, я бережно отношусь к тому, что создано учениками, в первую очередь отмечаю плюсы сочинения (закрепить в памяти детей моменты удачи очень важно). Стараюсь в каждой работе находить что-то интересное, самостоятельно открытое. Свое видение темы, проблемы, жизни. Всегда радуюсь и отмечаю в классе всякую свежую мысль.

· Отмечая достоинства, зачитывая вслух наиболее удачные обороты речи, мысли или все сочинение, указываю на недостатки работы, стараюсь объяснить, как избежать подобных ошибок в следующий раз.

· Учу детей быть внимательными, вдумчивыми, размышляющими, стараться глубоко вникать в суть темы, ставить вопросы, которые послужат компасом к созданию текста.

· Учу собирать, обрабатывать и классифицировать живой языковой, литературный материал.

· Говоря о цитировании, напоминаю, что, во-первых, должен соблюдаться принцип меры, а во-вторых, цитата должна развивать мысль автора работы.

· Кропотливо, изо дня в день, из года в год учу языковому оформлению сочинения. Помогаю постичь закономерности построения текста.

· Учу быть взыскательными, советую избегать общих слов, искать слова и выражения наиболее точные, яркие, формулировать мысли четко и конкретно, поощряю стремление найти «свое».

· Большое внимание уделяю культуре письма, эстетике оформления работы.

· Формирую умения совершенствовать написанное, контролировать логику изложения мыслей, замечать и устранять ошибки и недочеты в содержании и языковом оформлении работы.

· Обычно знакомлю учеников на одном из уроков с отрывком из книги Анатолия Мариенгофа «Бессмертная трилогия» (отрывок приведен в газете «Русский язык» № 24/2002. С. 2), в котором рассказывается о том, как редактировал первую фразу Городничего в комедии «Ревизор» Н.В. Гоголь, чтобы ребята почувствовали, как может после хорошего редактирования преобразиться, зазвучать текст. На уроках литературы по комедии «Ревизор», зачитывая первую фразу Городничего, мы всегда обращаем внимание на мастерство писателя: поражает чрезвычайная стремительность и емкость этой фразы. Наблюдаем: в ней всего 15 слов. А ведь в первой редакции было 78 слов! И далее анализируем, как Гоголь совершенствовал первоначальный текст.

· Говорю своим ученикам: «Чтобы научиться писать сочинения, надо их писать, надо много работать».

· Создаю и постоянно пополняю копилку упражнений, помогающих развивать творческие способности, совершенствовать речеведческие навыки.

Например, такие:

– восстановите правильный порядок предложений, чтобы получился связный текст; найдите лишнее предложение;
– подчеркните предложение, в котором выражена главная мысль текста;
– восстановите нарушенный порядок частей и допишите подытоживающий вывод к данному тексту;
– прочитайте текст, найдите места, где пропущены доказательства обозначенных тезисов, выпишите необходимые доказательства;
– прочитайте предложения, определите характер речевой ошибки, внесите необходимые исправления;
– прочитайте текст, определите его тему и главную мысль, тип и стиль; отметьте изобразительно-выразительные средства языка, характерные для данного стиля речи; найдите «народные» лексические обороты и синтаксические конструкции;
– исправьте текст, решая речевые, синтаксические задачи (устранение повторов, неоправданное разъединение частей сложноподчиненных предложений, однообразие синтаксических конструкций и т.д.).

Дидактический материал для подобных упражнений можно найти в художественной, публицистической литературе, а также в творческих работах учеников.

· Сочинение требует всесторонних знаний. Степень понимания – темы, проблемы, произведения – показатель общего развития человека, от понимания зависят содержательность творческих работ, самостоятельность суждений. Беседуя с учениками, советую им расширять свои знания в различных областях, читать художественную, научно-популярную, философскую литературу. Говорю: «Хотите хорошо писать – читайте классиков, не пропускайте ничего, все важно. Учите наизусть наиболее важные, яркие отрывки поэзии и прозы». Таким образом ухо маленького человека, по словам В.Г. Белинского, постепенно приучается к гармонии слова, а сердце переполняется чувством изящного.

· Напоминаю о том, что многого можно достичь добросовестным трудом, вместе с которым придут подлинный интерес, увлеченность работой, ясное представление о том, что хочешь сказать, уважение к собственному труду и твердое желание достичь положительного результата.

· Как правило, ребята с течением времени проникаются мыслью о серьезности данной работы. Естественным образом создается атмосфера в классе, когда все стихает, нет суеты, появляется возможность сосредоточиться.

В работе учителя по развитию речевых навыков, творческих способностей ребенка большую роль играет внеклассная работа:

Это и КВН по стихам и сказкам, путешествия в страну Веселых Грамотеев,

В страну Поэзии, различные виды экскурсий, интеллектуальные игры…

Это может быть красочно оформленная газета с постоянно меняющимися рубриками. Например, в рубрике «клад» (классики – детям) могут появляться советы известных мастеров слова о том, как писать творческие работы. Так, например, однажды я принесла в помощь пишущим творческую работу – советы А.И. Куприна:

Если хочешь что-нибудь изобразить... сначала представь себе это совершенно ясно: цвет, запах, вкус, положение фигуры, выражение лица. Никогда не пиши: какой-то странный цвет или он как-то неловко вскрикнул. Опиши цвет совершенно точно, как ты его видишь. Изобрази розу или голос совершенно отчетливо, чтобы их точно так же видел и слышал читатель. Найди образные, незатасканные слова, лучше всего неожиданные.

В описаниях помни, что так называемые «картины природы» в рассказе видит действующее лицо: ребенок, старик, солдат, сапожник. Каждый из них видит по-своему. Не пиши: мальчик в страхе убежал, а в это время огонь полыхнул из окна и синими струйками побежал по крыше.

Кто видел? Мальчик видит пожар так, а пожарный иначе. Если описываешь от своего лица, покажи это свое лицо, свой темперамент, настроение, обстоятельства жизни...

Изгони шаблонные выражения. Не пиши заплакал, а покажи те изменения в лице, в действиях, которые рисуют нам зрелище «плаканья». Всегда живописуй, а не веди полицейского протокола.

Передавая чужую речь, схватывай в ней характерное: пропуски букв, построение фразы. Изучай, прислушивайся, как говорят...

Знай, что, собственно, хочешь сказать, что любишь, что ненавидишь. Выноси в себе сюжет, сживаясь с ним. Тогда лишь приступай к способу изложения.

Работай! Не жалей зачеркивать, потрудись... в поте лица. Болей своим писанием, беспощадно критикуй, не читай недоделанного друзьям, бойся их похвалы... Не давай себе покоя, пока не добьешься, чего надо. Добивайся упорно.

Ребята с интересом отнеслись к статье, кто-то сделал для себя выписки в специально заведенную тетрадь по развитию речи. А потом я решила еще раз обратиться к словам А.И. Куприна на уроках русского языка, провести комплексную работу с этим текстом, чтобы дети лучше запомнили ключевые, важные советы, использовали их при создании творческих работ.

Познакомились также с советами К.Г. Паустовского:

Главное... – это с наибольшей полнотой и щедростью выразить себя в любой вещи... <...> Во время работы надо забыть обо всем и писать как бы для себя или для самого дорогого человека на свете.

Нужно дать свободу своему внутреннему миру, открыть для него все шлюзы и вдруг с изумлением увидеть, что в твоем сознании заключено гораздо больше мыслей, чувств и поэтической силы, чем ты предполагал. (Из книги «Золотая роза»: «Первый рассказ»)

С первого года работы в школе уделяю много внимания и времени развитию устной и письменной речи детей, оформляю книги лучших творческих работ учеников:

- - рукописные книги (дети не только пишут рассказы, стихи, сказки, но и иллюстрируют свои произведения), *

- - книги детского творчества (в ней помещены кроссворды, викторины, шарады, монограммы и др., придуманные учащимися),**

- - творческие сочинения.***

Всем этим мы занимаемся в литературно- творческом клубе «Алый парус», который существует уже несколько лет.

Заключение

В заключение хотелось бы отметить, что русский язык и литература предоставляют большие возможности для развития способностей детей. Результатами работы в этой области являются отсутствие боязни у детей при написании сочинений , интерес к творческим занятиям, пробуждение интереса к чтению, что особенно важно сейчас, когда многие учащиеся перестают читать художественную литературу.

Деятельность педагога заключается прежде всего в развитии у учащихся самой потребности в творческой деятельности, в самовыражении, самоактуализации через различные виды творчества.

Помочь в достижении этой цели могут и отдельные приемы, активизирующие творчество учащихся, и специальные творческие уроки, и внеклассная работа.

В связи с этим хочется дать несколько рекомендаций – пожеланий:

o будьте терпеливы. Не ждите быстрых результатов, они обязательно будут, но не торопите события;

o не забывайте о доброжелательности. Оценивание детских творческих работ – дело очень деликатное;

o не бойтесь движения и шума на занятиях. Начинайте уроки с небольших физических разминок, чтобы «разогреть» детей;

o помните о равноправии.

o Каждый ребенок имеет право на творческое самовыражение, поэтому не нужно делить детей на талантливых и «остальных»;

o творите сами. Как нет детей без воображения, так нет и педагога без творческих порывов.

Пройдут годы. Мои ребята вступят во взрослую жизнь. Вряд ли они все станут журналистами, поэтами. Но вкус к прекрасному русскому слову останется с ними на всю жизнь.

Литература

1. Астафурова А.П. Творческие работы по русскому языку в 5-9 классах.- М., 1998

2. Васильева В.В. Современные открытые уроки. русский язык. 7 класс -Ростов Н/Д.: «Феникс»,2002-416 с.

3. Еримбетова С.А. Использование интерактивных (диалоговых) технологий обучения в процессе творческого саморазвития личности учащихся.- Альма матер: Вестник высшей школы.- 2003, №11.- стр. 48-50

4. Модылевская Г.И. Нестандартные формы уроков внеклассного чтения.- РЯШ, 1997, №5,- стр.53-59

5. Практикум по методике преподавания русского языка в национальной школе.- СПб: «Просвещение», 1992