Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 16

 

Поиск            

 

«Полет мечты»

 

             

«Полет мечты»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Староситненская средняя общеобразовательная школа»

Научно-практическая конференция по теме

«Удивительный мир открытий и биографий»

Тема «Полет мечты»

Ученицы 9 класса

Шустровой Алины

Учитель

Шустрова С.А.

Ступино

2009 год


СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение. Мечта о полетах. стр 3

2. Научная – фантастика или утопии. стр 4-8

3. Значение повестей Циолковского. стр 9

"Смерд Никитка, бoярcкoгo cына Лyпатoва xoлoп", летал на деревянныx крыльяx в Алекcандрoвcкoй cлoбoде и "за cие дрyжеcтвo c нечиcтoю cилoю" был пo приказy Грoзнoгo казнен. Пригoвoр бyдтo бы глаcил "...челoвек не птица, крыльев не имать... Аще же приcтавит cебе аки крылья деревянны, прoтивy еcтеcтва твoрит. Тo не бoжье делo, а oт нечиcтoй cилы. За cие дрyжеcтвo c нечиcтoю cилoю oтрyбить выдyмщикy гoлoвy. Телo oкаяннoгo пcа cмердящегo брocить cвиньям на cъедение. А выдyмкy, аки диавoльcкoю пoмoщью cнаряженнyю, пocле бoжеcтвенныя литyргии oгнем cжечь".
Этo oдна из первыx пoпытoк в Рoccии летать, кoтoрая была заcвидетельcтвoвана иcтoриками(в даннoм cлyчае - иcтoриками Ивана Грoзнoгo). Так, ещё co времён Ивана Грoзнoгo наши cooтечеcтвенники демoнcтрирoвали неoбычные для ocтальнoгo мира качеcтва : изoбретательнocть, инcтинктивнoе пoнимание закoнoв прирoды. Увы, здеcь прoявилаcь ещё oдна традициoнная рoccийcкая черта, coxранившаяcя дo нашиx дней в Рoccии: вечнoе прoтивocтoяние наyки и влаcти. Кoнечнo, вряд ли мoжнo причиcлить "cмерда Никиткy" к yчёным, ведь перед пoлётoм oн в лyчшем cлyчае прикинyл "на глаз" - пoлетит ли егo аппарат или нет, oднакo ocнoватель рyccкoй вoздyxoплавательнoй шкoлы, o кoтoром речь пoйдёт ниже, вырoc на теx же легендаx и cказкаx, в кoтoрыx гoвoрилocь o вoзмoжнocти челoвека летать, чтo и первые рoccийcкие "вoздyxoплаватели".

Рyccкий фoльклoр наcчитывает немалo cказoк и легенд o фантаcтичеcкиx cyщеcтваx и людяx, oбладающиx "дьявoльcкoй" cилoй и yмением летать пo вoздyxy. Мыcль o вoзмoжнocти летания жила в нарoде, переxoдя из пoкoления в пoкoление. Дo наc дoшли былины o Тyгарине Змеевиче, cказки o Кoньке-Гoрбyнке, o Кoщее Беccмертнoм, o кoвре-cамoлете, на кoтoрoм летал Иван-царевич, o пoлете Ивана-царевича на coве. Ряд легенд гoвoрит и o реальныx пoпыткаx coздать летающие меxанизмы и приcпocoбления. Так, coxранилаcь oтнocящаяcя еще в 906 г. легенда o пycке пo вoздyxy на ocажденный князем Олегoм Царьград какиx-тo cнарядoв. Дрyгая легенда гoвoрит o летающем иcкyccтвеннoм oрле, cделаннoм вo времена Ивана III (1482-1505гг.). Извеcтнo cказание o cпycке на ycтрoйcтве, пoдoбнoм парашютy, пoпoвcкoгo cына Симеoна и другие. Неcoмненнo, чтo рyccкие люди пыталиcь летать на cамoдельныx крыльяx, причем пoлеты, пo-видимoмy, преcледoвали yвеcелительные цели. В рyкoпиcи Даниила Затoчкина, oтнocящейcя к Х III cтoлетию и xранившейcя ранее в Чyдoвoм мoнаcтыре еcть yказания на пoлеты людей. Перечиcляя нарoдные yвеcеления cлавян, Даниил Затoчник пишет: "...а иные cлетают c церкви или c выcoкoгo дoма на шелкoвыx крыльяx ... пoказывая крепocть cердец cвoиx...»

Одним из мечтателей о полетах был Константин Эдуардович Циолковский. Много и серьезно работал ученый над проблемой воздухоплавания, был конструктором ракетных двигателей. Но в своих мечтах, в своих научно-фантастических произведениях он уже начал жить в Космосе.

Меня заинтересовал рассказ учителя об описании Циолковским процессов происходящих на Луне, строении Вселенной, действии закона всемирного тяготения, жизни в Космосе. Я прочла несколько научно-фантастических повестей К.Э.Циолковского и нашла их очень интересными.

Научно-фантастические произведения: «На Луне», «Грезы о Земле и небе», «Вне Земли», «На Весте», «Изменение относительной тяжести на Земле», «Цели звездоплавания», «Живые существа в Космосе», «За атмосферой Земли» занимают особое место в творчестве К. Э. Циолковского Все эти произведения объединены одной темой, посвященной проблеме освоения человеком космического пространства. Обращение Циолковского к жанру научной фантастики не является случайным. Ему отводится весьма важная роль в начальной стадии разработки основных трудов по реактивному движению и межпланетным сообщениям. Константин Эдуардович писал, что: «Сначала неизбежно идут: мысль, фантазия, сказка. За ними шествует научный расчет. И уже в конце концов исполнение венчает мысль. Мои работы о космических путешествиях относятся к средней фазе творчества». Фантастические рассказы на темы межпланетных рейсов несут новую мысль в массы. Кто этим занимается, тот делает полезное дело: вызывает интерес, побуждает к деятельности мозг, рождает сочувствующих и будущих работников великих намерений».

Среди значительного количества опубликованных работ Циолковского,

научно-фантастические сочинения занимают сравнительно небольшой объем. Но они играли важную роль в начальной стадии разработки и подготовки к опубликованию основных трудов ученого по реактивному движению и межпланетным сообщениям. Первая работа по этим вопросам – «Свободное пространство» была написана в 1883 г.; в ней впервые была сформулирована идея применения на космическом корабле реактивного двигателя. По форме изложения эта работа близка к научно-фантастическому произведению.

В 1893 г. в журнале «Вокруг света» он публикует первую научно-фантастическую повесть «На Луне», вскоре вышедшую отдельным изданием. Повесть имеет законченный, хотя и очень условный, сюжет. Два безымянных героя – автор и его друг физик – неожиданно попадают на Луну. Главной и единственной задачей произведения является описание впечатлений наблюдателя, находящегося на ее поверхности. Рассказ Циолковского отличается убедительностью, наличием многочисленных подробностей, богатым литературным языком:

«Мрачная картина! Даже горы обнажены, бесстыдно раздеты, так как мы не видим на них легкой вуали – прозрачной синеватой дымки, которую накидывает на земные горы и отдаленные предметы воздух… Строгие, поразительно отчетливые ландшафты! А тени! О, какие темные! И какие резкие переходы от мрака к свету! Нет тех мягких переливов, к которым мы так привыкли и которые может дать только атмосфера. Даже Сахара – и та показалась бы раем в сравнении с тем, что мы видели тут.»

Кроме лунного пейзажа Циолковский описывает вид неба и светил

( включая Землю), наблюдаемых с поверхности Луны. Им подробно проанализированы следствия малой силы тяжести, отсутствия атмосферы, других особенностей Луны.

«Спускаться с лестницы со ступеньки на ступеньку – как это скучно! Движение шагом – как это медленно! Скоро мы бросили все эти церемонии, пригодные для Земли и смешные здесь. Двигаться выучились вскачь; спускаться и подниматься стали через десять и более ступеней, как самые отчаянные школяры; а то иной раз прямо прыгали через всю лестницу или из окна. Одним словом, сила обстоятельств заставила нас превратиться в скачущих животных, вроде кузнечиков или лягушек.»

Циолковский наблюдает солнечное затмение ( диск Солнца полностью скрывается Землей):

«На Луне оно составляет частое и грандиозное явление…Тень покрывает или всю Луну, или в большинстве случаев значительную часть ее поверхности, так что полная темнота продолжается целые часы…Серп стал еще уже и наряду с Солнцем едва заметен…Серп совсем сделался невиден…Вот как будто кто-то с одной стороны светила приплюснул невидимым гигантским пальцем его светящуюся массу. Вот уже видна половина Солнца. Наконец исчезла последняя его частица, и все погрузилось во мрак. Набежала и прикрыла нас огромная тень. Но слепота быстро исчезает: мы видим месяц и множество звезд. Месяц имеет форму темного круга, охваченного великолепным багровым сиянием. Особенно ярким, хотя и бледным с той стороны, где пропал остаток Солнца. Я вижу цвета зари, которыми когда то мы любовались с Земли. И окрестности залиты багрянцем, как бы кровью.»

Также в повести рассказывается о предполагаемом поведении газов и жидкостей, измерительных приборов. Циолковский делает ряд намеренных допущений для того, чтобы продемонстрировать лунные реалии. Так, герои, оказавшись на Луне, обходятся без воздуха, на них никак не сказывается отсутствие атмосферного давления – они не испытывают никаких особенных неудобств, находясь на поверхности Луны. Развязка также условна, как и остальной сюжет, - автор просыпается на Земле и узнает, что был болен и находился в летаргическом сне, о чем сообщает своему другу физику, удивляя его подробностями своего фантастического сна.

В 1895 году Циолковский закончил новую научно-фантастическую книгу «Грезы о Земле и небе и эффекты всемирного тяготения». В этой книге он впервые, хотя еще осторожно, приоткрывает свои далеко идущие научные устремления. Нарисовав в начале величественную картину Вселенной и выявив значение для жизни человечества закона всемирного тяготения, автор рассказывает затем, о фантастическом происшествии: тяжесть на Земле исчезла и начался невообразимый хаос.

Вот отрывки из произведения:

«Если положить, что Земля – горошина, то Солнце – великан-арбуз, Луна – просяное зернышко, Юпитер – яблочко побольше, Сатурн – яблочко поменьше, но с обнимающим его тонким кольцом, Уран и Нептун – две вишни, другие планеты и спутники – маленькие зернышки, астероиды – песчинки и пылинки… Все эти яблочки, горошины, зернышки, песчинки и пылинки не только вертятся, как детские волчки, но и движутся кругом арбуза-Солнца, который относительно их почти неподвижен и лишь только вращается.»

«Если на Земле человек поднимает 5 пудов и прыгает через стул, то на Луне он поднимет корову и прыгнет через высокий забор. На Солнце он не в состоянии был бы стоять: упадет и расшибется насмерть от собственной тяжести, которая обнаруживается там в 27,5 раз сильнее, чем на Земле. На Марсе и Меркурии он поднимет 10-15 земных пудов и легко перескочит через стол. На Юпитере и без груза едва будет волочиться…»

«Если бы Солнце, как веревочкой, не удерживало Землю, то не прошло бы и года, как все живое и незащищенное на ней погибло; Солнце превратилось бы в очень яркую звезду…Все разбежалось бы в разные стороны, планетная система не существовала бы.»

Далее развивается идея о необходимости создания для научных целей искусственного спутника Земли вроде Луны.

«Воображаемый спутник Земли, вроде Луны, но произвольно близкий к нашей планете, лишь вне пределов ее ат­мосферы, значит верст за 300 от земной поверхности, представит, при очень малой массе, пример среды, свободной от тяжести».

Именно здесь впервые применен этот термин с указанием, что «скорость, необходимая для возбуждения центробежной силы, уничтожающей притяжение Земли … должна доходить до 8 верст в секунду».

Здесь Циолковский описывает «солнечные машины», которые человек сможет применить в качестве источника энергии. Они явились прототипами солнечных батарей, используемых в космических полетах с 1958 года.

Книге «Вне Земли» Циолковский предавал огромное значение. Фантастическая по форме, повесть содержала множество серьезных размышлений. Описание скафандров, позволяющих выходить в полете за пределы ракеты, соседствовали с проектами об использовании энергии Солнца, о концентрации солнечного тепла для проведения ремонтных и строительных работ в космосе. Рассказывается о том, как регулировать температуру в космическом корабле, о возможной добычи полезных ископаемых на других планетах. Здесь ученый впервые заговорил о международном космическом экипаже, о возможности совместного космического полета ученых разных стран. И цели у такого полета должны быть самыми мирными и добрыми, считал Циолковский.

Прошли годы, и повесть «Вне Земли» стала настольной книгой наших космонавтов. На своей первой послеполетной пресс – конференции Юрий Алексеевич Гагарин сказал: «В книге К.Э.Циолковского очень хорошо описаны факторы космического полета, и те факторы, с которыми я встретился, почти не отличались от его описаний».

Благотворное влияние научной фантастики Циолковский ощутил на себе сам, читая Жюля Верна. В предисловии к работе «Исследование мировых пространств реактивными приборами» (1911-1912) он писал: «Мне кажется, первые семена мысли были заронены известным фантазером Ж. Верном; он пробудил работу моего мозга в известном направлении. Явились желания, за желаниями возникла деятельность ума. Конечно, она ни к чему бы не повела, если бы не встретила помощи со стороны науки».

Значение работ Циолковского – это популяризация идей о проникновении человека в космос. Мысль, казавшаяся сама по себе фантастической, облекалась ученым в художественную форму, которая, по его мнению, была наиболее доступной и интересной широкому кругу читателей. В статье «Только ли фантазия?» он писал: «Ничто меня так не занимает, как задача одоления земной тяжести и космические полеты... Мне вот уже 78 лет, а я все продолжаю вычислять и изобретать касающееся реактивной машины. Сколько я передумал, какие только мысли прошли через мой мозг! Это уже были не фантазии, а точное знание, основанное на законах природы; готовятся новые открытия и новые сочинения. Но фантазия также меня привлекала. Много раз я брался за сочинения на тему «Космические путешествия», но кончал тем, что увлекался точными соображениями и переходил на серьезную работу.»

Интересную оценку популяризаторской деятельности Циолковского дал космонавт и ученый К. П. Феоктистов, который сказал, что из «сокровищницы идей Циолковского можно черпать новые мысли еще десятки лет, но главная слава этого человека в том, что он был и остается первым и величайшим пропагандистом космоплавания, идеи, казавшейся до него фантастической и ненаучной».

Научно–фантастические произведения Циолковского пронизаны глубоким убеждением, что именно к этим смелым его идеям и должно будет прийти, как он полагал, в отдаленном будущем, человечество. Непоколебимая убежденность, выраженная в увлекательной форме, невольно сообщается читателю и заставляет его задуматься над рисуемой автором картиной грядущего освоения Космоса.

Фантастические произведения Циолковского представляют собой научно-популярную фантастику, где фантастический элемент, появившись рядом с научным, не вступает с ним в противоречие, а развивает его, базируется на нем. Воображение ученого проявляется то в смелой научной гипотезе, то в свободной игре фантазии, но всегда основано на научных данных. Поэтому многие идеи Циолковского, высказанные им в фантастической форме, находят поддержку у ученых и в настоящее время. Например его произведения "На луне", "Изменение относительной тяжесть на Земле", "Вне Земли" и "Грёзы о Земле и небе... " представляют собой сплав популярных сведений о физических законах, научно- технического предвидения и утопии. Тем не менее в произведениях такого необычного жанра Константин Эдуардович сумел правильно предсказать некоторые явления (например, невесомость) .

Большинство научно-фантастических рассказов Циолковского были опубликованы ещё в 1887-1906 годах, однако действительно ценные научные труды Циолковского получили признание только после революции (приблизительно в 1920 году) .

ЛИТЕРАТУРА

1. Энциклопедия для детей. Т.25.Космонавтика/ ЗАО Детское издательство «Аванта +», 2005год, стр.314-330

2. Энциклопедия для детей. Т.14.Техника / ЗАО Детское издательство «Аванта +», 1999год, стр.139,246,439,659

3. «Путь к звездам». К.Э.Циоковский/ Издательство Академии наук СССР. Москва. 1960год.

Телефон МОУ «Староситненская СОШ» 91 – 328, 91 – 327