Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 16

 

Поиск            

 

1. История возникновения и развития корпораций

 

             

1. История возникновения и развития корпораций

содержание

Введение. 2

1. История возникновения и развития корпораций. 3

1.2. Сущность и основные причины возникновения международных корпораций 3

1.2 Разновидности международных корпораций и их роль в глобализации мировой экономики. 5

1.3. Зарубежный опыт правового регулирования корпораций. 8

2. Проблемы становления и развития корпораций в России. 15

2.1. Правовое регулирование корпораций в РФ.. 15

2.2. Состояние и проблемы развития корпораций в России. 22

Заключение. 26

Список использованных источников. 27

Введение

Быстрый рост прямых иностранных инвестиций, выход технологического разделения труда за пределы фирм, отраслей и национальных границ сопровождается появлением гигантских международных научно-производственных комплексов с филиалами в разных странах и на разных континентах.

Международные корпорации превращают мировую экономику в международное производство, обеспечивая ускорение научно-технического прогресса во всех его направлениях - технический уровень и качество продукции, эффективность производства, совершенствование форм менеджмента, управления предприятиями, что и объясняет актуальность выбранной темы.

Цель данной курсовой работы – на основании литературных источников изучить корпорации в мире и России.

Задачи курсовой работы:

¾ Изучить сущность международных корпораций;

¾ Изучить структуру международных корпораций;

¾ Изучить тенденции развития международных корпораций;

¾ Изучить развитие корпораций в России.

1. История возникновения и развития корпораций

1.2. Сущность и основные причины возникновения международных корпораций

Международные корпорации в последней четверти XX века становятся важнейшим элементом развития мировой экономики и международных экономических отношений. Их бурное развитие в последние десятилетия отражает процессы интернационализации производства и капитала, глобализации мирохозяйственных связей. Международные корпорации предстают непосредственными участниками всего спектра мирохозяйственных связей, своеобразными "локомотивами" мировой экономики.

Международные корпорации, с одной стороны, являются продуктом быстро развивающихся международных экономических отношений, а с другой - сами представляют мощный механизм воздействия на них.

Активно воздействуя на международные экономические отношения, международные корпорации формируют новые отношения, видоизменяют сложившиеся их формы.

К концу 90-х годов в мире функционировало около 60 тыс. международных компаний. Они контролировали за пределами своих стран до 250 тыс. дочерних предприятий. Их семейство за последние двадцать пять лет разрослось более, чем в 5,5 раза. Так, в 1970 г.. было зарегистрировано лишь 7 тыс. подобных фирм. Вместе с тем общемировую значимость имеет сравнительно небольшое число международных компаний[1, c. 8].

Из 500 самых мощных международных компаний 85 контролируют 70% всех заграничных инвестиций. Эти 500 гигантов реализуют 80% всей произведенной международными корпорациями продукции электроники и химии, 95% фармацевтики, 76% продукции машиностроения.

По прогнозам западных экономистов к 2000 г. в мировом хозяйстве установится господство 400-500 транснациональных корпораций. Причем, 300 из них будут распоряжаться 75% валового промышленного продукта мира.

Основная часть международных корпораций сосредоточена в США, странах ЕС и Японии. Объем произведенной продукции 154 на их предприятиях ежегодно превышает 1 трлн. долл. В них работают 73 млн. сотрудников, т. е. каждый десятый занятый в мире, исключая сельское хозяйство.

Что представляют собой международные корпорации, какие компании из присутствующих на международном рынке к ним относят? Основными признаками, характеризующими деятельность международных корпораций, являются: 1) годовой оборот, превышающий 100 млн. долларов; 2) филиалы не менее, чем в шести странах; 3) величина процента продаж ее товаров, реализуемых за пределами страны - резиденции. К примеру, по этому показателю одним из мировых лидеров является швейцарская фирма "Нестле" (98%). Международную корпорацию можно узнать и по структуре ее активов. В некоторых зарубежных исследованиях к международным корпорациям относят компании, имеющие 25% своих активов за рубежом.

Самые большие заграничные активы среди ТНК (кроме финансового сектора) имеют англо-голландский концерн "Роял Датч Шелл", а также четыре фирмы из США: "Форд", "Дженерал Моторс", "Эксон" и "ИБМ".

Международный характер компании проявляется и в сфере собственности. Поскольку собственность компании олицетворяют ее акции, то они должны иметь хождение во многих странах. Акции базовой и дочерней фирм должны быть доступны для приобретения во всех странах, где действует международная корпорация.

Каковы причины возникновения международной корпорации?

Наиболее общей причиной возникновения транснациональных корпораций (ТНК) является интернационализация производства и капитала на основе развития производительных сил, перерастающих национально-государственные границы.

Интернационализация производства и капитала приобретает характер экспансии хозяйственных связей через создание крупнейшими компаниями многочисленных отделений за границей и превращения национальных корпораций в транснациональные. Вывоз капитала становится важнейшим фактором в формировании и развитии международных корпораций.

К числу конкретных причин возникновения ТНК следует отнести их экономическую эффективность, обусловленную большими масштабами производства в ряде отраслей. Жесткая конкуренция, необходимость выстоять в конкурентной борьбе способствуют концентрации производства и капитала в международном масштабе. В результате становится оправданной деятельность в глобальных масштабах, появляется возможность снизить издержки производства и получить сверхприбыль.

Немаловажную роль в становлении национальных международных корпораций играет государство. Оно поощряет их деятельность на мировой арене и обеспечивает им рынки сбыта путем заключения различных политических, экономических и торговых союзов и международных договоров. В качестве примера можно назвать практику поддержки крупного отечественного бизнеса в Японии ("сюданы" и "кэйрэцу") или в Республике Корея, известной сегодня такими международными корпорациями ("чеболь"), как "Самсунг", "Дэу", "LG электроникс". Имеется специальная программа поддержки отечественных международных корпораций в Китае. В соответствии с целями этой программы китайские корпорации заявят о себе в полный голос на мировых рынках в начале XXI века[5, c. 114].

1.2 Разновидности международных корпораций и их роль в глобализации мировой экономики

В зарубежной экономической литературе можно встретить множество определений международных монополий: многонациональные корпорации, интернациональные корпорации, транснациональные компании, глобальные компании и др. Так, известный западный маркетолог Ф. Котлер по организационным принципам выделяет именно эти четыре типа международных компаний:

Экономистами, как правило, предлагается следующая классификация.

1. Транснациональные корпорации (ТНК) - это национальные монополии с зарубежными активами. Их производственная и торгово-сбытовая деятельность выходит за пределы одного государства. Корпорацией в США называют акционерное общество, а поскольку большинство современных ТНК возникли в результате международной экспансии американских компаний, этот термин вошел в их название. Правовой режим транснациональных корпораций предполагает деловую активность, осуществляемую в различных странах посредством образования в них филиалов и дочерних компаний. Эти компании имеют относительно самостоятельные службы производства и сбыта готовой продукции, научно-исследовательских разработок, услуг потребителям и др. В целом, они составляют единый крупный производственный комплекс с правом собственности над акционерным капиталом только представителей страны-учредителя. В то же время филиалы и дочерние компании могут быть смешанными предприятиями с преимущественно национальным участием страны базирования.

2. Многонациональные корпорации (МНК) - это, собственно, международные корпорации, объединяющие национальные компании ряда государств на производственной и научно-технической основе. В качестве примера такой компании обычно приводится англо-голландский концерн "Роял Датч Шелл", существующий с 1907 г. Современный капитал этой компании делится в пропорции 60:40. Примером многонациональной корпорации является широко известная в Европе швейцарско-шведская компания ABB (Asea Brown Bovery), специализирующаяся в области машиностроения, электронной инженерии. ABB имеет несколько совместных предприятий в странах СНГ. К числу ведущих МНК Европы относится англо-голландская компания "Юнилевер", "Филипс" и др.

С точки зрения международного права отличительными признаками многонациональных корпораций являются: 1) наличие многонационального акционерного капитала; 2) существование многонационального руководящего центра; 3) комплектование администрации иностранных филиалов-кадрами, знающими местные условия. Последнее, кстати, свойственно и многим ТНК. Вообще, границы между этими двумя группами международных компаний весьма подвижны, возможен переход одной формы в другую.

Со времени своего возникновения (конец XIX века) международные корпорации претерпели значительную эволюцию. Первое поколение современных международных корпораций представляли, главным образом, так называемые колониально-сырьевые транснациональные корпорации. В ходе цервой мировой войны и послевоенный период набрали силу ТНК, специализирующиеся на производстве вооружений. На этом этапе развития ТНК не оказывали столь существенного влияния на мировую экономику и соответствующие ей мирохозяйственные связи. Общее число международных монополий к началу 40-х годов XX века не превышало 300.

С момента появления международные корпорации постепенно вырабатывали стратегическую линию своего поведения. К основным ее признакам можно отнести:

1) обеспечение своего производства иностранным сырьем;

2) закрепление на зарубежных рынках через сеть своих филиалов;

3) размещение производства в тех странах, где издержки производства ниже, чем в стране базирования;

4) ориентация на дифференцированную производственно-торгово-финансовую деятельность.

С начала 50-х годов международные корпорации начинают активные действия по завоеванию мировых рынков. Этому способствовала политика либерализации международных экономических связей, появление на политической арене многих освободившихся государств, растущий мировой потребительский спрос и другие факторы. Бурное развитие международных корпораций, как по их количеству, так и по масштабам и объемам деятельности способствовало тому, что они приобрели особую значимость и роль в международной экономике[4, c. 26].

Трансформация национальной компании в международную проходит через ряд этапов/

На первом этапе зарубежная хозяйственная деятельность практически мало влияет на положение компании в целом. Она только начинает разворачивать зарубежную экономическую деятельность, как правило, в форме экспорта. На этом этапе компания юридически привязана к одному государству.

Па втором этапе зарубежная хозяйственная деятельность приобретает относительную самостоятельность. Деятельность компании за рубежом вступает в сложную систему взаимозависимостей со всеми другими сторонами деятельности компании, побуждает проводить качественные изменения в деятельности компании в целом. Центр международной деятельности перемещается с экспорта на зарубежное производство. Происходит отделение зарубежной деятельности от деятельности на внутреннем рынке. Это находит отражение в организационной структуре компании. Компания приобретает черты международной. На третьем этапе растет роль зарубежной деятельности компании. Внутренний рынок теряет приоритет и становится в один ряд со многими внешними рынками. Именно на этом этапе компания становится действительно международной со всеми вышеперечисленными признаками.

Названные три этапа являются типичными для процессов интернационализации бизнеса во всех странах, начиная с США.

Организационная оболочка международной корпорации, с ее национальным или межнациональным ядром и большим количеством дочерних и иных организаций, явилась наиболее подходящей формой для современного международного разделения труда, бурного развития научно-технического прогресса.

Обобществляя труд и капитал в мировом масштабе, ведущие международные корпорации создают международное производство, оптимизируя издержки производства, повышая конкурентоспособность. В результате они выходят на свой новый уровень глобальных корпораций[12, c. 89].

1.3. Зарубежный опыт правового регулирования корпораций

Если учесть острые столкновения мнений по пово­ду сравнительных достоинств промышленной кон­центрации, станет очевидно, что государственная политика по отношению к концентрации была да­лека от четкости и последовательности. Так как основной упор в экономической политике делается на поддержку конкуренции рассмотрим подробнее основные правовые акты, которые легли в основу национальной системы законодательства в сфере регулирования объединения предприятий.

Исторически, законодательство, регулирующее объединения предприятий возникло в США. Другие же страны, перенимая опыт США адаптировали соответствующие норы и правила к национальной системе законодательства.

Исторические предпосылки

Исторически американская экономика, пропитан­ная философией свободных конкурентных рынков, представляет собой плодородную почву для разви­тия подозрительного и полного опасений отноше­ния общества к промышленной концентрации. Не слишком явное в первые годы существования госу­дарства это принципиальное недоверие к монопо­лии расцвело пышным цветом в десятилетия, по­следовавшие за Гражданской войной. Перерастание местных рынков в национальные по мере совершен­ствования транспортных средств, постоянно возра­ставшая механизация производства и получавшая все более и более широкое распространение акци­онерная форма делового предприятия оказали мощ­ное воздействие на развитие трестов, или монопо­лий, в 1870-е и 1880-е годы. В этот период тресты развивались в нефтяной промышленности, произ­водстве консервированного мяса, на железных до­рогах, в производстве сахара, свинца, угля, виски и табачных изделий, а также в других отраслях.

Помимо того, что в процессе монополизации различных отраслей использовалась сомнительная тактика, полученная в результате власть на рынке почти постоянно применялась в ущерб всем, кто имел дело с этими монополиями. Фермеры и не­большие предприятия, будучи особенно уязвимы­ми для действий растущего числа гигантских акци­онерных монополий, были среди первых, кто осу­дил их развитие. Потребители и профсоюзы неда­леко отстали в выражении своего неодобрения мо­нопольной власти и монополистических объединений предприятий[1, 274 с.].

В таких условиях развития некоторых отраслей, когда рыночные силы больше не обеспечивали кон­троль, достаточный для поддержания общественно терпимого порядка, были приняты два способа кон­троля, заменяющие рынок или дополняющие его.

1. Регулирующие агентства. На тех немногих рынках, где сложилось экономическое положение, препятствующее эффективному функционированию рыночного механизма, то есть там, где имеется тен­денция к естественной монополии, были созданы

общественные регулирующие агентства для контроля за экономическим поведением.

2. Антитрестовское законодательство. На большинстве других рынков, где благодаря экономическ им и техническим условиям монополия не стала неотъемлемым элементом, общественный контроль принял форму антимонопольного, или антитрестовского, законодательства, предназначен для сдерживания или предотвращения развитие монополий.

Сначала рассмотрим главные элементы антитрестовского законодательства, которые усовершенствованные и дополненные различными поправками - составляют основной закон, касающийся размера корпораций и уровня концентрации.

Закон Шермана 1890 г.

Наивысшей точкой острого общественного возмущения трестами в 1870-е и 1880-е годы стало принятие в 1890 г. антитрестовского закона Шермана. Этот краеугольный камень антитрестовского законодательства составлен на удивление кратко и на первый взгляд, прямо касается существа дела. С закона воплощена в двух основных параграфам Параграф 1 гласит:

«Любое соглашение, объединение в форме тщ­ета или в иной форме либо тайный сговор, имеющиеся целью ограничение производства или торговли между несколькими штатами либо с иными государствами, настоящим объявляю законными...»

Параграф 2 гласит:

«Любое лицо, которое попытается или монополизировать, или объединиться, или сговорись каким-либо лицом либо лицами, чтобы монополизировать какую-нибудь часть производства или торговли между несколькими штатами либо с равными государствами, будет считаться виновным в совершении преступления...»

Результатом принятия этого закона стало превращение монополии и ограничений торге например, тайных сговоров в области ценообразования или раздела рынков между конкурент- в уголовные преступления против федерального правительства. По закону Шермана как Министерство юстиции, так и стороны, пострадавшие от монополий и неконкурентного поведения, могли предъявить им иск. Фирмы, уличенные в нарушении закона, по решению суда могли быть ликвидированы или могли издаваться судебные предписан прекращающие те виды деятельности, которые г вались незаконными. Результатами успешного отстаивания исковых требований могли быть штрафы и тюремное заключение. Далее, пострадавшие от незаконных объединений или тайных сговоров, могли предъявить иск о возмещении в троекратном размере причиненного им ущерба.

Казалось, что закон Шермана обеспечивал прочное основание для уверенных действий правительства против монополий.

Однако первые же судебные истолкования закона Шермана вызвали серьезные сомнения в его эффективности, и стало ясно, что нужна более точная формулировка антитрестовских законов. Кроме того, деловое сообщество стремилось к более жесткой формулировке того, что является законным или незаконным.

Закон Клейтона 1914 г.

Необходимое уточнение закона Шермана приняло норму закона Клейтона 1914 г. Следующие параграфы закона Клейтона были призваны усилить и уточнить смысл закона Шермана:

Параграф 2 объявляет вне закона ценовую дискриминацию покупателей, когда такая дискрими­нация не оправдана разницей в издержках.

Параграф 3 запрещает исключительные, или принудительные, соглашения, в соответствии с ко­торыми производитель продавал бы некий товар покупателю только при условии, что последний приобретает другие товары у того же самого про­давца, а не у его конкурентов.

Параграф 7 запрещает приобретение акций конкурирующих корпораций, если это может привести к ослаблению конкуренции.

Параграф 8 запрещает формирование «пере­плетающихся» директоратов — когда руководитель одной фирмы является также членом правления конкурирующей фирмы - в крупных корпора­циях, где результатом было бы уменьшение кон­куренции.

Фактически в законе Клейтона было немного такого, что не подразумевалось бы уже в законе Шермана. Закон Клейтона — это просто попытка заострить и пояснить общие положения закона Шермана. Более того, закон Клейтона пытался объявить вне закона способы, которыми монополия могла бы развиваться, и в этом смысле был превентивной мерой. Закон Шермана, напротив, был направлен в большей степени на наказание существую­щие монополий.

Закон о Федеральной комиссии -о торговле 1914 г.

По Закону о Федеральной комиссии по торговле была создана комиссия из пяти членов; и на нее была возложена ответственность за проведение в жизнь антитрестовских законов, и закона Клейтона в особенности. Комиссия была наделена властью рассле­довать нечестные конкурентные действия по собст­венной инициативе или по требованию понесших ущерб фирм. Комиссия могла устраивать публич­ные слушания по таким искам и при необходимос­ти издавать запретительные предписания в тех слу­чаях, когда были раскрыты «нечестные методы кон­куренции в коммерческой деятельности».

Закон Уилера Ли 1938 г. возложил на Федераль­ную комиссию по торговле дополнительную ответ­ственность за осуществление контроля над «вводя­щими в заблуждение поступками или действиями в торговле». В результате комиссия также взяла на себя задачу защиты публики от ложной или вводя­щей в заблуждение рекламы и предоставления ис­каженной информации о качестве продуктов.

Закон о Федеральной комиссии по торговле име­ет двойное значение: 1) он расширил диапазон неза­конного делового поведения; 2) он предоставил не­зависимому антитрестовскому органу полномочия по проведению расследований и возбуждению судебных дел. Сегодня Федеральная комиссия по торговле и Министерство юстиции США совместно разрабаты­вают антитрестовское законодательство.

Закон Селлера - Кефовера 1950 г.

Этот закон внес поправку в параграф 7 закона Клей­тона, который, как вы помните, запрещает фирме приобретать акции конкурентов, если такое приоб­ретение ослабило бы конкуренцию. Фирмы могли обойти параграф 7 путем приобретения веществен­ных элементов активов (основных производствен­ных фондов и оборудования) конкурирующих фирм, а не их акций. Закон Селлера — Кефовера закрыл эту лазейку, запретив одной фирме приобретать ве­щественные элементы активов другой фирмы, если результатом данной операции будет ослабление кон­куренции.

Антитрестовское законодательство: результаты и влияние

Действенность любого закона зависит от решитель­ности, с которой правительство проводит его в жизнь, и от того, как закон интерпретируется суда­ми. На практике готовность федерального прави­тельства применять законы претерпевала значитель­ные изменения. Администрации, руководствовав­шиеся философией невмешательства по отношению к промышленной концентрации, иногда выхолащивали законы, просто игнорируя их или сокращая бюджетные ассигнования органам, отвечающим за соблюдение законов.

Подобным образом и суды активнее или пассив­нее относились к истолкованию антитрестовских законов. Временами суды решительно применяли их, близко придерживаясь духа и целей этих зако­нов. В других случаях суды так истолковывали за­коны, чтобы все их использовать, но при этом пол­ностью выхолостить содержание. Имея это в виду, давайте рассмотрим два главных спорных вопроса, которые возникают при толковании антитрестов­ских законов.

Поведение или структура?

Сравнение двух нашумевших судебных решений по­казывает существование двух различных подходов к применению антитрестовского законодательства.

В 1920 г. в «Деле U . S . Steel » суды применили правило разумного подхода, которое в сущности про­возглашало незаконной отнюдь не каждую монопо­лию. Антитрестовскому преследованию по суду под­лежат только те из них, которые «чрезмерно» огра­ничивают торговлю. Суд решил в этом деле, что сам по себе размер не является правонарушением. И хо­тя корпорация U . S . Steel , безусловно, обладала мо­нопольной властью, она была признана невинов­ной, так как, добиваясь этой власти, не прибегала к незаконным действиям, направленным против кон­курентов, и не использовала свою монопольную власть чрезмерно.

Четверть века спустя в «Деле Alcoa » в 1945 г. суд изменил позицию и признал: даже несмотря на то, что поведение фирмы может быть законным, про­стое обладание монопольной властью ( Alcoa обла­дала 90% рынка алюминиевых болванок) является нарушением антитрестовских законов.

Эти два дела свидетельствуют о продолжающих­ся разногласиях в антитрестовской политике. Сле­дует ли судить об отрасли по ее поведению (как в «Деле U . S . Steel » ) или по ее структуре (как в «Деле Alcoa » )?

«Структуралисты» утверждают, что отрасль, ко­торая имеет высокую степень концентрации, будет вести себя как монополист. Следовательно, эконо­мические действия таких отраслей обязательно бу­дут нежелательными. А сами отрасли являются за­конными мишенями для антитрестовского иска.

«Бихевиористы» подчеркивают, что связь между структурой и действием является очень тонкой и неявной. Они считают, что отрасль с высокой сте­пенью концентрации может быть технологически прогрессивной и иметь завидную репутацию, пре­доставляя продукты, качество которых растет, по приемлемым ценам. Поэтому если отрасль хорошо служила обществу и не занималась антиконкурентной деятельностью, ее не следовало бы обвинять в нарушении антитрестовского законодательства на том лишь основании, что она высококонцентрирована. Зачем применять антитрестовское заком тельство для наказания эффективных, хорошо управляемых фирм?

Со времени принятия решения по «Делу» в 1945 г. суды вновь склоняются к правилу разумного подхода. Общие настроения и среди экономистов, придерживающихся антитрестовских взглядов и среди тех, кто несет ответственность за превыше­ние в жизнь антитрестовских законов, также повернулись в сторону от структуралистской точки зрения. Например, в 1982 г. правительство прекратили длившееся 13 лет судебное дело о монополизации против корпорации IBM на том основании, что обоснованно ограничивала торговлю[2, 196 с.].

2. Проблемы становления и развития корпораций в России

2.1. Правовое регулирование корпораций в РФ


Российское корпоративное право создается практически заново, оно в идеале может и должно вобрать в себя все самое ценное, существовавшее в русском дореволюционном законодательстве и нормативных правовых актах первых лет советской власти, в законах стран континентальной и англосаксонской систем права.

Прежде отметим, что на сегодняшний день "можно говорить о трех периодах развития гражданского права в России ~ русском, советском, и российском".16 И хотя прямая и непосредственная преемственность между ними относительно формирования законодательства отсутствует, тем не менее нельзя не учитывать огромное влияние цивилистической доктрины русского периода на последующее развитие цивилистической науки в Советском Союзе и ныне в Российской Федерации.

Проблема юридического лица как субъекта права разрешалась дореволюционными учеными с учетом разработки этого вопроса в западнойнауке.17 Не будем останавливаться на изложении этих учений, отметим только следующее.

В XIX в. юридические лица подразделялись на корпорации и учреждения. Среди корпораций выделялись: а) товарищества, б) общества с внешним единством, в) собственно корпорации.

Товарищества определялись как объединения не очень большого числа лиц, соединяющих собственные усилия для достижения общей цели. В их число входили полные товарищества (торговые дома), товарищества на вере (коммандитные), а также производственные ассоциации (артели). Имущество товарищей считалось их общей собственностью, прибыль делилась пропорционально внесенным долям, смерть одного из членов влекла за собой прекращение товарищества, поэтому статусом юридического лица они не обладали.

Общества с внешним единством представляли собой более сложное объединение. Они состояли из большого числа членов, рассматривались по отношению к посторонним лицам (в отличие от полных товариществ) как единое целое и имели избираемый общим собранием особый орган, считавшийся представителем общества. К этой категории относились акционерные компании, банки, научные, литературные и артистические общества, клубы. Являясь с внешней стороны особыми юридическими единицами, они во внутренних отношениях между членами строились почти на тех же началах, что и товарищества ~ имущество, прибыль и долги считались общими для всех членов и распределялись пропорционально их вкладам. Юридическими лицами они, в целом, не признавались, а рассматривались в качестве особой группы юридических отношений, основанных на договоре товарищества.

Юридическими лицами признавались только корпорации, т. к. они обладали свойством выступать как единое целое не только во внешних отношениях, но и во внутренних. Имущество членов корпорации считалось не общим имуществом членов, а принадлежащим самой корпорации как субъекту права. Выход отдельного члена из состава корпорации не влиял на ее существование, воля ее выражалась не общим собранием членов, а особым органом, представляющим ее в отношениях с другими субъектами права. Наконец, имущество корпорации после прекращения ее деятельности подлежало не разделу между членами, а считалось выморочным и поступало в казну. Статусом корпорации обладали такие виды объединений, как городские, сельские и церковные общины.

Учреждения рассматривались как юридические лица, структура которых исключала отношения членства. Учреждения создавались для особой цели, независимой от личных интересов учредителей данного юридического лица. Так, например, учреждениями могли бытьбогодельни, столовые, учебные заведения.

В советский период вопросам деятельности юридических лиц и, в частности, корпорациям, уделялось достаточно много внимания. Правовое регулирование сталкивалось с такими проблемами, как многоукладность экономики, интенсивность развития товарного оборота, сочетание методов централизованного планового регулирования, администрирования и деятельности, строящейся на договорной основе.

С переходом к новой экономической политике вновь был актуален вопрос о правовой форме различных юридических лиц и их объединений.

Перед законодателем встал ряд вопросов, ранее ему не известных: определение четких правовых рамок деятельности частных предприятий в условиях плановой экономики; установление правовых форм взаимодействия государственного, кооперативного и частного секторов промышленности; выявление таких форм организации и деятельности государственных предприятий, которые позволили бы последним наиболее эффективно действовать в условиях рыночной конъюнктуры и т. п.

Юридические лица приобретали права в соответствии со ст.ст. 13 и 14 ГК РСФСР 1922 г., а с организационной точки зрения опять-таки делились на корпорации и учреждения. В то же время законодатели и ученые рассматривали такие организационно-экономические объединения как тресты20 и синдикаты21. В 1921-1922 гг. тресты характеризовались как хозяйственные и правовые самостоятельные организации, а их юридическая природа "превалировала над социально-экономической природой22". Затем, в связи с усилением плановых и регулирующих начал, тресты 1927 г. признавались уже прежде всего хозяйственными органами государства, выполняющими плановые задания. Тресты не строились по признаку корпоративности, в целом ими признавалось какое-либо имущество, находящееся в управлении органов (народных комиссариатов, ВСНХ), действующих на правах юридических лиц.

Синдикаты возникли почти одновременно с трестами и представляли собой объединения предприятий с основной задачей ~ объединение торговой деятельности государственных трестов. С точки зрения организационно-правовой формы синдикаты рассматривались и как товарищества с переменным составом, и как акционерные общества. Однако ГК РСФСР 1922 г. внутрисиндикатские отношения непосредственно не регулировал.
С 1923 года на синдикаты стали возлагать три главных задачи: обслуживание производственных и торговых нужд своих членов (оперативное начало); устранение конкуренции и установление общей плановой организации путем согласованного выступления на рынке (конвенционное начало); проведение общегосударственной линии в сфере определенной отрасли промышленности, связь с народным хозяйством в целом (публичное начало).

К середине 20-х годов широкое распространение в литературе получила так называемая корпоративная концепция внутрисиндикатских отношений: отношения между трестом и синдикатом регулируются не свободной волей сторон, а уставом и основанными на нем корпоративными актами и в конечном итоге ~ волей государства.

Синдикаты формировались и функционировали на основе элементов корпоративного права. С внутренней стороны синдикатские объединения являлись товариществами, а вовне представляли собой юридические лица ~ корпорации, управляемые на основе утвержденного устава. Корпоративность означала смешанный, публично-частный характер организации синдиката. Она органически вписывалась в систему переходного хозяйства, построенную на сочетании публично-правовой природы государственных предприятий с используемыми частноправовыми структурными приемами и формами. Но концепция корпоративного права подверглась критике в литературе уже с самого начала ее распространения, т. к. признание корпорацией той или иной хозяйственной организации означало обособление ее в автономную единицу, что было неприемлемым для существовавших тогда хозяйственных принципов.

Таким образом, появление концепции корпоративного права в значительной мере было обусловлено ситуацией, в которой развиваласьсиндикатская форма. Эта концепция позволяла в известной степени гибко сочетать элементы централизованного руководства ("плана") с автономией хозяйственных объединений ("рынка"), не только синдикатских, но и акционерных обществ, кооперации и пр.

В условиях централизованной плановой системы управления идея создания крупных структур корпоративного типа получила свое дальнейшее развитие: введение комплексной организации управления взаимосвязанными производствами на определенной территории (совнархозы); создание государственных комитетов межотраслевого значения, различного рода объединений ~ производственных, научно-производственных, торгово-производственных, агропромышленных и территориально-производственных комплексов.

Однако в условиях централизованной административной системы управления, господства государственной собственности невозможно было обеспечить интеграцию промышленного и финансового капиталов.
Современная теория российского гражданского права определяет, что составной частью предмета гражданско-правового регулирования являются корпоративные отношения: отношения, связанные с управлением имуществом корпораций определенными лицами для постоянного, профессионального участия в имущественном обороте23. Данные отношения строятся на началах самоуправления и строго фиксированного членства участников. Следовательно, корпоративные правоотношения возникают на основе участия (членства) субъектов в корпорациях.

Корпоративные (членские) правоотношения в свою очередь близки к обязательственным, т. к. тоже имеют относительный характер. Но первые возникают только между участниками конкретной организации корпоративного типа, круг субъектов обязательственных правоотношений не ограничен.

Различны также и основания возникновения правоотношений: в корпоративных ~ это участие в учредительном договоре, вступление в кооператив, приобретение права собственности на акции и т.п.; в обязательственных ~ гражданско-правовой договор, причинение вреда и иные основания, указанные в ГК РФ.

Гражданский кодекс РФ такую организационно-правовую форму юридического лица, как корпорация, не закрепил (ст. 50 ГК РФ). Поэтому использовать понятие корпорации как одну из разновидностей юридического лица ~ невозможно.

В связи с этим достаточно часто происходит отождествление понятий "корпорация и акционерное общество", "корпорация и финансово-промышленные группы", "корпорация и холдинг", что, следовательно, ведет и к смешению понятий "акционерное общество"24, "холдинг"25, "финансово-промышленная группа"26 (хотя и есть попытки, правда не во всем удачные, юридически закрепить определения последних двух организационно-экономических объединений). Т. е" к сожалению, на практике происходит некая путаница при использовании понятий организационно-правовых форм юридического лица (в частности, акционерное общество) и организационно-экономического объединения (например холдинг, финансово-промышленная группа, концерн и пр.).

Известно достаточно много признаков классификации юридических лиц, в том числе Гражданский кодекс РФ (далее ГК) рассматривает два признака ~ по совокупности прав, которые сохраняют за собой учредители (участники) организации, и по целям деятельности (п. 2 ст. 48, ст. 50). Нас же интересует деление юридических лиц по порядку создания его имущественной базы ~ на корпорации и учреждения.

"Корпорации представляют собой добровольные объединения физических и (или) юридических лиц, организованные на началах членства их участников".

Учреждения ~ организации, создаваемые одним или несколькими лицами и не имеющие членства, т. е. строго фиксированного участия. Следует учесть, что в современном российском гражданском праве приводится следующее определение учреждения (п. 1 ст. 120 ГК):

организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично. К организациям корпоративного типа относятся:

- хозяйственные товарищества и общества (ст.ст. 66-106 ГК);

- производственные и потребительские кооперативы (ст.ст. 107-112, ст. 116 ГК);

- общественные и религиозные организации (объединения) (ст. 17 ГК);

- некоммерческие партнерства (ст. 8 Федерального закона "О некоммерческих организациях")29;

- объединения (ассоциации и союзы) юридических лиц (ст.ст. 121-123 ГК).

Необходимо отметить, что все перечисленные организации корпоративного типа обладают своим обособленным имуществом на праве собственности.

К учреждениям (или организациям унитарного типа) относятся:

1. государственные и муниципальные унитарные предприятия (ст.ст. 113-114 ГК);

2. федеральное казенное предприятие (ст. 115 ГК РФ);

3. фонды (ст.ст. 118-119 ГК; ст. 7 Федерального закона "О некоммерческих организациях");

4. автономная некоммерческая организация (ст. 10 Федерального закона "О некоммерческих организациях");

5. учреждения (ст. 120 ГК; ст. 9 Федерального закона "О некоммерческих организациях").

Перечисленные учреждения обладают обособленным имуществом как на праве собственности (фонды, автономная некоммерческая организация), так и на праве хозяйственного ведения (государственные и муниципальные унитарные предприятия) и на праве оперативного управления (учреждения, федеральные казенные предприятия).

Не так давно, а именно 08 июля 1999 г., были внесены дополнения в Федеральный закон "О некоммерческих организациях"31 (ст. 7-1), определяющие новую форму некоммерческих организаций: государственную корпорацию. В настоящее, время государственная корпорация ~ это некоммерческая организация, не имеющая членства, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Государственная корпорация создается на основании федерального закона.

Имущество, переданное государственной корпорации Российской Федерацией, является собственностью государственной корпорации.

В связи с указанными дополнениями в законодательство возникли проблемы отнесения новой формы некоммерческой организации к корпорациям или к учреждениям.

Учитывая, что корпорация за рубежом может быть и организацией одного лица (о чем говорилось выше), в нашей стране уже создавались корпорации, являвшиеся государственными предприятиями (например, Российская финансовая корпорация, Государственная инвестиционная корпорация ~ в 1993 г.).

Однако подчеркнем, что ныне действующий ГК РФ такой возможности уже не допускает.

Таким образом, хотя корпорации могут быть коммерческими и (или) некоммерческими организациями, цели их деятельности ~ предпринимательскими (получение прибыли) и (или) непредпринимательскими (цели, служащие общим нуждам населения), все же считаем, что государственные корпорации следует отнести к организациям типа учреждений, т, к. указанные корпорации изначально создаются одним лицом, в результате чего не соблюдаются принцип членства в данной организации и принцип действия ее на началах коммерческого расчета.

Также необходимо обратить внимание на не вполне удачное название новой формы некоммерческой организации, приводящее к возможному смешению понятий.

Принцип специальной правоспособности всегда был основополагающим принципом советского законодательства о юридических лицах, С первых лет советской власти он вводился поэтапно в отношении разных юридических лиц, например, в отношении государственных предприятий ~ учреждений этот принцип был закреплен в начале 1923 г.

Далее ст. 21 Закона РСФСР (1999 г.) "О предприятиях и предпринимательской деятельности" устанавливала, что предприятие может осуществлять любые виды деятельности, предусмотренные его уставом, если они не запрещены законодательством. В то же время российское Положение об акционерных обществах 1990 г. впервые закрепило принцип общей правоспособности применительно к акционерным обществам, где было указано, что деятельность общества не ограничивается оговоренной в уставе, и сделки, выходящие за пределы уставной деятельности, но не противоречащие действующему законодательству, признаются действительными. В настоящее время ГК РФ установил принцип общей правоспособности для коммерческих организаций кроме унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом.

Юридические лица, обладающие специальной правоспособностью (некоммерческие организации, унитарные предприятия, банки и страховые организации), могут совершать лишь такие действия, которые соответствуют целям, установленным учредительными документами.

В российском понимании корпорация ~ это сложное организационное образование, состоящее из производственных и функциональных единиц, связанных в рамках единого процесса управления производством и капиталом. Определить и охарактеризовать деятельность отечественных корпораций возможно через характеристики их составляющих организационно-правовых форм юридического лица.

2.2. Состояние и проблемы развития корпораций в России

В группе развивающихся стран Россия, как всегда, оказалась в положении совершенно особенном. На пороге реформ наша страна, ее научно-технический потенциал и экономика были выше других развивающихся стран. По своим историческим корням, вкладу в мировую цивилизацию, промышленному и интеллектуальному потенциалу Россия должна была занять место в группе развитых стран. Однако в результате недостаточно эффективной реструктуризации экономики она по большинству показателей была отброшена в середину списка развивающихся стран. Вместе с отжившими формами забюрократизированной директивной экономики пошли на слом вполне жизнеспособные мощные отраслевые промышленные группы.

В современных ТНК в России уже благодаря новым компьютарным технологиям превалирует сетевая организация с базами транснационального капитала и узлами управления в крупных городах различных стран. Раззвитие мировых коммуникационных сетей и глобальных ТНК с сетевой структурой управления проходило параллельно, и эти процессы, безусловно, взаимодополняли и стимулировали друг друга.

Единые для всего мира финансовые инструменты, стандарты передачи и обработки информации, единообразные финансовые и информационые институты создают идеальную среду для транснационализации бизнеса и свободного движения его капитала.Технологическое совмещение магистральных информационных и финансовых коммуникаций и сетей способствовало созданию нового информационно-финансового института и привело к сближениюи постепенному слиянию информационной и финансовой сфер деяельности. Транснациональный капитал, в технологическом плане базирующийсяна глобальных информационно-финансовых сетях и добивающийсямирового господства через информационные и финансовые рынки, породил новую транснациональную информационно-финансовую олигархию.

При превалирующей сейчас сетевой системе организации терминальные звенья современных ТНК представляют собой, говоря языком компьютерных сетевых технологий, своеобразные “порты”, открытые для подсоединения к корпоративной сети взаимосвязей новых элементов через механизмы транснациональных стратегичесих альянсов, благодаря которым границы компаний и промышленных групп размываются или приобретают форму “созвездий”, включающих связанные между собой, но до известной степени независимые, компании различных размеров и отраслей.

В последние годы наряду с традиционым вывозом капитала в форме прямых инвестиций ТНК все более практикуют эксопрт организационных технологий, ноу-хау и целых фрагментов развившихся в других странах пребывания корпорации или зародившихся в недрах амой ТНК неформальных институтов в сфере организации и управления. Постепенно руководители передовых ТНК начали понимать, что инновации являются лишь видимой вершиной айсберга социокультурных институтов, и для обеспечения их непрерывного и успешного производства необходимо научиться переносить крупные институциональные методы в “принимающие” страны.

После распада СССР мы, как всегда, чрезмерно резко отвернулись от идеологической поддержки экономических преобразований.

В известной классификационной системе А.Тойнби из 28 когда-либо существовавших на Земле цивилизаций и 7 доживших до наших дней выделена славяно-православная как обладающая уникальным своеобразием. Действительно, еще в византийском Земледельческом кодексе сказано, что “входящие в чужой виноградник, чтобы насытиться, пусть будут безнаказанны”. Как это непохоже на западноевропейское “мой дом – моя крепость”. Да, наша цивилизация весьма отличается от тех, на базе которых были построены экономики Запада, но вряд ли стоит пестовать эту уникальность. Исторический опыт показывает, что не только технологические, но и идеологические и культурологические заимствования, проводимые в некоторые периоды истории в грандиозных масштабах, в конечном счете благотворно повлияли на развитые страны.

Современный мир характеризуется глобализацией и интернационализацией экономических процессов, которые продуцируют формирование так называемой цивилизационной идентичности. За время жизни двух-трех поколения людей человеческая деятельность и основанный на ней научно-технический прогресс настолько радикально изменили мир, что предметная область идеолоогии и философии давно сместилась от воспроизведения объективной действительности к удовлетворению потребности в успешном действии, к проектированию наиболее эффективных реакций на внешние воздействия, к максимизации результативности.

Именно единообразие механизмов обеспечения успешности, а также глобализация и интернационализация мировой экономики обусловили потребность в формировании цивилизационной идентичности. Поэтому те госудорства, которые сумеют с использованием идеологических средств сформировать наиболее продукттивные неформальные институты как на базе своего, так и мирового опыта, получают значительные конкурентные преимущества и войдут в круг стран, формирующих “правила игры” постсовременной цивилизации. В наступающем веке ведущую роль будут играть те страны, которые смогут найти механизмы быстрого и экономически эффективного встраивания заимствованных з других стран и адаптируемых в рамках собственной идеологической системы крупных отдельных институциональных моделей, а также внедрение их в практикуэкономической жизни.

В тех случаях, когда интересы транснационального капитала объективно совпадают с интересами определенных национальных государств, он может обеспечить им значительные и даже решающие преимущества в межстрановой экономичекой конкуренции. В передовых странах это двоевластие приняло характер симбиоза. Развитые государства активно поддерживают собственные ТНК, которые в свою очередь обеспечивают сюрезенам поступление налоговых средств от международной деятельности и, что возможно, более важно, распространение их экономического, а в дальнейшем и политического влияния.

Транснациональный капитал чутко откликается на на поддержку “своих” государств, обеспечивая их экономическую мощь и экономическую экспансию. Наверное, нужно только приветствовать, что борьба за рынки перешла из военно-политической в жестокую, но, по крайней мере, бескровную экономическую сферу.

Сложнее складываются отношения ТНК с менее развитыми странами, в число которых входит и Россия. Здесь интересы крупных международных корпораций зачастую входят в противоречие с национальным капиталом и через него с государством.

Сейчас особенно важно найти верный подход во взаимоотношениях российского государства со “своими” и “чужими” ТНК. Основной упор должен быть сделан на отечественные финансово-промышленные группы. У нас должен привиться прагматичный подход к отечественным промышленным группам. Хороши они или плохи, но это и есть современная российская индустрия, и только взлелеяв их, мы сможем пробиться в клуб передовых стран. Россия, по примеру передовых стран, обязана войти в тесный стратегический альянс с отечественными финансовыми группами.

Нужно ясно осознать, что именно сейчас, на рубеже веков, формируется облик нового мира, в котором придется жить нашим потомкам. Нам необходимо во что бы то ни стало принять действенное участие в формировании новых институтов, правил экономической жизни и международных организаций. Но для этого мы должны быть экономически сильны, поскольку сильные считаются только с силой. И только тогда, когда торговые марки наших ТНК уверенно зашагают по миру, Россия реально, не на словах, а на деле вернет себе статус великой державы.

заключение

Международные корпорации в последней четверти XX века становятся важнейшим элементом развития мировой экономики и международных экономических отношений. Их бурное развитие в последние десятилетия отражает процессы интернационализации производства и капитала, глобализации мирохозяйственных связей. Международные корпорации предстают непосредственными участниками всего спектра мирохозяйственных связей, своеобразными "локомотивами" мировой экономики.

Основными признаками, характеризующими деятельность международных корпораций, являются: 1) годовой оборот, превышающий 100 млн. долларов; 2) филиалы не менее, чем в шести странах; 3) величина процента продаж ее товаров, реализуемых за пределами страны - резиденции.

Наиболее общей причиной возникновения транснациональных корпораций (ТНК) является интернационализация производства и капитала на основе развития производительных сил, перерастающих национально-государственные границы.

Интернационализация производства и капитала приобретает характер экспансии хозяйственных связей через создание крупнейшими компаниями многочисленных отделений за границей и превращения национальных корпораций в транснациональные. Вывоз капитала становится важнейшим фактором в формировании и развитии международных корпораций.

В целом тенденция к использованию многообразных форм экспансии ТНК развивается, как и сам процесс интернационализации капитала и производства, демонстрируя новые формы и подходы.

Список использованных источников

1. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика- М.: ИНФРА-М, 2001.-ХХVI, - 274с.

2. Авдокушин Е. Ф. Международные экономические отношения: Учеб. пособие. М.: ИВЦ Маркетинг, 1996. -196 с.

3. Авдокушин Е. Ф. Международные экономические отношения. М.: ИВЦ Маркетинг, 2000. - 320 с.

4. Авдокушин Е. Ф., Бойленко А. В., Железова В. Ф. и др. Мировая экономика. Экономика зарубежных стран: Учебник для экон. спец. вузов / Под ред. В. П. Коленова, М. Н. Осьмовой. М.: Флинта: МПСИ, 2000.- 479 с.

5. Акопова Е. С. и др. Мировая экономика и международные эко­номические отношения: Учеб. пособие для экон. спец. вузов. Ростов н/Д.: Феникс, 2000. - 415 с.

6. Аксенов М. А. и др. Организация внешнеэкономических связей. М.: НПО Поиск, 1993. - 150 с.

7. Шмален Г. Основы и проблемы экономики предприятия. Пер. с нем. – М.: Финансы и статистика, 196.- 58с.

8. Алътовский Е.В. Тенденции мировых инвестиций в 1997—1998 гг. // Внешняя торговля. 1999. № 1.-59с.

9. Ван дер Bee Г. История мировой экономики. 1945—1990. М.: Нау­ка, 1994. - 413 с.

10. Экономическое развитие Беларуси на рубеже веков: проблемы. итоги, перспективы : Моногр./ В.Н. Шимов.2-е изд. – Мн.: БГЭУ, 2003. – 156с., 242с.

11. Гладков И. С. Экономика и мирохозяйственные связи промышленно развитых и развивающихся стран: Учеб.- справоч. пособие. М., 1996. - 108с.

12. Гурко С. П., Примаченок Г. А, Целехович Е. П. и др. Мировая экономика. Учеб. пособие для экон. спец. вузов. Мн.: ИП «Экоперспектива», 2000. - 239 с.

13. Долгов С. И. Глобализация экономики: новое слово или новое явление? М.: Экономика,1998.- 215с.

14. Друзик Я. С. Мировая экономика на финише века: Учеб. пособие. М, 1997. - 135 с.

15. Дэниэлс Джон Д., Радеба Ли X. Международный бизнес: внешняя среда и деловые операции / Пер. с англ. 6-е изд. М.: Дело Лтд, 1994. - 184 с.

16. Елова М. В., Муравьева Е. К., Понферова С. М. и др. Мировая эко­номика: Учебн. пособие для вузов / Под ред. Шуркалина А. К., Цыпиной Н. С. М.: Лотос. 2000. - 247 с.

17. Знания на службе развития. Отчет о мировом развитии. 1998/99. Включая выборочные показатели мирового развития. М.: Изд-во «Весь Мир», Всемирный банк, 1999. -320 с.

18. История мировой экономики. Хозяйственные реформы 1920— 1990 гг.: Учеб. пособие / А. Н. Маркова, Н. С. Кривцова, А. С. Квасов и др.; под ред. проф. А.Н. Марковой. М., 1995. - 192 с.

19. Ленский Е. В., Цветков В. А. Транснациональные финансово-про­мышленные группы и межгосударственная экономическая интеграция: реальность и перспективы. М.: АФПИ еженедельника Экономика и жизнь, 1998. - 296 с.