Главная Учебники - Разные Лекции (разные) - часть 16
ºðºì²ÜÆ ì.´ðÚàôêàìÆ ²Üì²Ü äºî²êÎ²Ü Èº¼ì²´²Ü²Î²Ü вزÈê²ð²Ü гï³ïáõÙ »Ù` è»Ïïáñ` ê.¼áÉÛ³Ý §___¦______2010 Ã. ü³ÏáõÉï»ï русского языка, литературы и иностранных языков
ý³ÏáõÉï»ïÇ ³Ýí³ÝáõÙÁ ²ÙµÇáÝ ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЯ
³ÙµÇáÝÇ ³Ýí³ÝáõÙÁ лÕÇÝ³Ï к.ф.н., доцент ДАВТЯН СОНЯ СУРЕНОВНА
·Çï³Ï³Ý ÏáãáõÙÁ, ·Çï³Ï³Ý ³ëïÇ׳ÝÁ, ²²Ð ÎáÝï³Ïï ѳëó» – ya.ssd20@yandex.ru ²è²ðÎ²Ú²Î²Ü Üβð²¶Æð ²é³ñϳ ВВЕДЕНИЕ В литературОВЕДЕНИЕ
³é³ñϳÛÇ ¹³ëÇãÁ ¨ ³Ýí³ÝáõÙÁ` Áëï áõëáõÙÝ³Ï³Ý åɳÝÇ ´³Ï³É³íñdzïÇ Ñ³Ù³ñ (1): Ù³ëݳ·ÇïáõÃÛáõÝ(1) филолог/педагог
Ù³ëݳ·ÇïáõÃÛ³Ý ¹³ëÇãÁ ¨ ³Ýí³ÝáõÙÁ ºðºì²Ü - 2010 ОПИСАНИЕ КУРСА Курс «Введение в литературоведение» студенты слушают в первый год обучения. Он занимает в системе обучения особое место. Это базовая дисциплина, которая направлена на формирование теоретико-литературных знаний студентов, знакомит со спецификой художественной литературы как предметом научного исследования, указывает место науки о литературе в системе других гуманитарных дисциплин. Курс дает понятие о главных закономерностях литературного процесса, о структуре произведения и формах ее организации, знакомит с системой основных литературоведческих понятий и теоретических категорий, а также с различными научными подходами к художественному произведению, с учетом современного состояния литературоведения. Содержание курса «Введение в литературоведение» определяется спецификой предмета его изучения – художественной литературы как особого вида творческой деятельности. В распоряжение студентов предоставляются необходимые им в рамках профессиональной подготовки основные понятия и категории, позволяющие анализировать повествовательные и поэтические структуры художественных произведений, выявлять их особенности. Принятая последовательность в освоении понятий и категорий литературоведения представляет собой движение от простого к сложному, постепенно расширяя кругозор литературоведческого мышления студента. Сведения о понятиях и терминах даются в позитивном ключе, без привлечения материалов полемики и спорных точек зрения. Позитивное осмысление литературоведческих категорий должно вывести студентов на современный уровень истолкования их сущности. Литературоведческие категории представлены в своих основных чертах и общих определениях, позволяющих выйти на продуктивный анализ произведения на уровне таких понятий, как художественный образ, жанровая специфика, художественный метод, стиль, содержание и форма. Разделы о специфике языка художественной литературы, средствах художественной изобразительности и выразительности, тропах, а также глобальных тенденциях историко-литературного процесса (литературном направлении, течении и школе) будут даны в развернутом виде. Вопросы для самопроверки, а также наглядные таблицы по теме: «Родовидовая и жанровая классификация произведений художественной литературы», предоставляемые после прохождения тем, нацелены на углубленную самостоятельную работу студентов и твердое усвоение ими материала. Программа курса рассчитана на сочетание теоретического материала с закреплением его на практике (на семинарских занятиях). Для лучшего усвоения основ методологии литературоведческого анализа в помощь студентам разработаны «Параметры анализа прозаического и стихотворного произведения». В качестве теоретического материала автором разработанного курса предлагаются и собственные публикации по современному состоянию литературоведения как науки, содержащие сведения об актуальных методологических направлениях в литературоведении и основных современных методах и принципах интерпретации литературного произведения. Практическое применение курса
заключается в использовании приобретенных знаний и навыков при анализе художественных произведений. Образовательные цели и задачи.
Задачами курса являются: Основная задача курса
– помочь студентам, начинающим свое профессиональное образование, составить надежное и прочное понятие о содержании и назначении литературоведения как науки, дать необходимые представления о путях и навыках литературоведческого труда. Курс «Введение в литературоведение» подготавливает первокурсников к многообъемному восприятию всех последующих историко-литературных курсов, теоретико-литературных штудий, литературоведческих семинаров и спецкурсов, всех видов и форм будущих университетских литературоведческих работ. Конечная цель
– сформировать у студентов компетенции и умения для ориентирования в литературном процессе и анализа художественных текстов. Объем курса и виды работ
Курс рассчитан на 14 лекционных занятий (28 часов), 2 семинарских занятия (4 часа) – в общей сложности 32 часа. Лекционный материал преподносится в интерактивном режиме. Лекционный курс представлен в электронном варианте в Банке курсов для бакалавриата на сайте университета и в распечатанном виде на кафедре литературоведения. Внеаудиторные задания предполагают подготовку одного а по требуемым параметрам анализа прозаического и поэтического художественного произведения. После прохождения курса студент должен
· знать
основные литературоведческие категории и терминологический аппарат литературоведения; · уметь
ориентироваться в общей литературоведческой проблематике и применять полученные знания на практике; · владеть
навыками литературоведческого анализа художественного текста. Контроль успеваемости
Пройденный материал закрепляется на семинарских занятиях. Контроль за усвоением теоретического и практического материала осуществляется При оценке знаний студента учитывается готовность к занятиям, участие в них, активность на семинарах, качество выполнения и представления ов, результаты модулей и ответ на итоговом опросе. 1. Активность на лекциях и семинарских занятиях - 30 % 2. Модули - 50 % 3. Защита а - 20 % ______________________________ Всего - 100% Шкала оценок и их процентное соответствие определяются по общепринятому стандарту: ¶Ý³Ñ³ïÙ³Ý ë³Ý¹Õ³Ï ì¶ Â¶ î¶ 97 100 4.0 A
90 96 3.7 A
85 89 3.3 B
80 84 3.0 B
70 79 2.7 C
65 69 2.3 D
60 64 2.0 E
55 59 1.7 FX
54 1.0 F
I
ПОНЕДЕЛЬНЫЙ ПЛАН
неделя/вид занятия
кол-во часов
тема
I неделя лекция
1
2
Литературоведение как наука. Основные (теория, история литературы, литературная критика) и вспомогательные (текстология, историография, библиография) литературоведческие дисциплины. II неделя лекция 2
2
Специфика художественной литературы. Художественная литература как вид искусства и место ее в ряду других видов искусства. Литература и наука. Художественный образ. Цели и функции художественной литературы. III неделя лекция 3-4
4 Язык художественной литературы (поэтический язык). Речевая организация литературно-художественного произведения. Особенности поэтического языка. На самостоятельное изучение
(работа со словарем литературоведческих терминов) 2
Из раздела «Поэтическая лексика».
Слова, имеющие ограниченную сферу употребления: архаизмы, историзмы, просторечия, жаргонизмы, вульгаризмы, варваризмы, диалектизмы, провинциализмы; славянизмы, библеизмы, профессионализмы, неологизмы. IV неделя лекция 5
2
Поэтические фигуры и тропы. Поэтические фонетика стилистика, лексика, синтаксис. V неделя семинар
2
Язык художественной литературы. VI неделя I МОДУЛЬ
(письменный)
2
Темы
: Литературоведение как наука. Специфика художественной литературы. Язык художественной литературы (поэтический язык). VII неделя лекция 6
2
Содержание и форма литературного произведения. Категории содержания: идея, проблематика, тематика. Категории художественной формы: сюжет (и фабула), композиция. Конфликт как движущая сила развития сюжета. Внесюжетные элементы. Роль детали. VIII неделя лекция 7
2
Литературный субъект (Персонаж. Герой. Характер. Тип). Прототип. Портрет. IX неделя лекция 8
2
Автор (автор – творческая личность, и автор в его внутритекстовом, художественном воплощении). Лирический герой. X неделя лекция 9
2
Художественное пространство и художественное время. Условность, относительность и конкретность категорий времени и пространства. Событийное и повествовательное время. Смещение пространственно-временных пластов в художественном произведении. XI неделя семинар
2
Анализ литературного произведения на конкретном материале, предложенном преподавателем и в соответствии с указанными вопросами. XII неделя II МОДУЛЬ
(письменный)
Темы
: Содержание и форма литературного произведения. Литературный субъект. Художественное пространство и художественное время. XIII неделя лекция 10
2
Родовидовые особенности художественной литературы. Принципы художественного изображения в литературе. Характерные особенности эпоса, лирики и драмы как литературного рода, их виды и жанры. Условность границ между ними. Поэма как лиро-эпический род. Эпичность, лиризм и драматизм как типы эмоционально-смыслового «звучания». XIV неделя лекция 11
2
Стиховедение. Отличие стихотворной речи от прозаической. Специфика стихотворной речи. Силлабо-тоническая система стихосложения и основные поэтические метры: двухсложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры. Виды рифм. Строфика (понятие строфы, виды строф). XV неделя лекция 12-13
4
Глобальные тенденции историко-литературного процесса. Художественный (творческий) метод и литературное направление (течение, школа). Классицизм. Сентиментализм. Романтизм. Реализм. Модернизм (символизм; акмеизм; футуризм). XVI неделя лекция 14
2
Художественный стиль (авторский стиль, «стиль эпохи»). Национальное своеобразие литературы. Традиции, преемственность и новатоство. Современное состояние литературоведения как науки. На самостоятельное изучение
(работа с Приложением к лекции) 2
Изучение особенностей различных жанров художественной литературы по Приложению: «Родовидовая и жанровая классификация произведений художественной литературы») Презентация а
Устный итоговый опрос
Рекомендуемая литература
Базовый учебник:
Учебники, учебные пособия, словари:
|