Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 16

 

Поиск            

 

Указания методические по выполнению выпускной квалификационной работы по специальности 050711. 65 «Социальная педагогика»

 

             

Указания методические по выполнению выпускной квалификационной работы по специальности 050711. 65 «Социальная педагогика»

ПРИНЯТО

Ученым Советом

Протокол № __

от «__» __________ 2010 г.

УТВЕРЖДАЮ

Ректор

___________Федулин А.А.

«__» _______2010 г.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

050711.65 «Социальная педагогика»

Специализация «Социально-психологическое консультирование

населения»

НА 2011 ГОД

Москва, 2010

Методические указания по выполнению выпускной квалификационной работы составлены на основании ГОС ВПО.

Методические указания по выполнению выпускной квалификационной работы рассмотрены и утверждены на заседании кафедры «Психология и социальная работа»

Протокол № 4 « 19 » ноября 2010 г.

Зав. кафедрой

д.м.н., профессор Сигида Е.А.

Разработчики программы

преподаватели кафедры «Психология и социальная работа»

д.м.н., профессор Сигида Е.А.

к.м.н., доцент Лукьянова И.Е.

ст.преподаватель Баклагина Н.Ю.

Согласовано:

проректор по учебной работе Н.Г. Новикова

Методические рекомендации знакомят с логикой изложения содержания студенческих научных работ, содержит основные требования и рекомендации по подготовке, написанию и оформлению дипломных работ; в нем изложены правила подготовки и проведения защиты дипломных работ.

Методические рекомендации написаны на примере подготовки научных работ по специальности «Социальная педагогика».

Логика научного познания позволяет выделить ряд необходимых умений, которыми должен овладеть молодой специалист – конструирование и проектирование исследовательского процесса; осознание, формулирование и творческое решение практических задач; методологическая рефлексия; методическая культура. Методическая культура – это определенная логика научного исследования. Она включает знание теоретических норм и правил научного познания, умение применять их в процессе решения исследовательских и практических задач и грамотно разрабатывать программу исследования, умение адекватно и ясно описывать его. Исследовательская деятельность ученого заканчивается написанием научного отчета, в котором отражается, наряду с результатами научной работы, уровень владения методической культурой. ы являются формой научного отчета. Ее выполнение – это освоение практики написания и оформления научных исследовательских отчетов, а также приобретение умений видеть психологические проблемы в практической деятельности, соотносить с ними фактический культурно-исторический и современный научный материал, выдвигать и доказывать гипотезы, создавать исследовательские программы, анализировать результаты и давать рекомендации. - форма выпускной квалификационной работы на итоговой государственной аттестации выпускника высшего учебного заведения.
1. ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Выпускная квалификационная работа /ВКР/ - это итоговая аттестационная, самостоятельная учебно-исследовательская работа студента, оформленная с соблюдением необходимых требований и представленная по окончании обучения к защите перед государственной аттестационной комиссией.

Выполнение выпускной квалификационной работы призвано способствовать систематизации, закреплению и совершенствованию полученных студентом знаний, профессиональных, учебно-исследовательских умений.

Защита выпускной квалификационной работы является обязательным испытанием, завершающим обучение по программам высшего профессионального образования повышенного уровня.

Защита выпускной квалификационной работы проводится с целью выявления готовности выпускника к осуществлению основных видов деятельности и соответствия уровня и качества подготовки выпускников Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования в части государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 050711 «Социальная педагогика» к профессиональной деятельности, требованиями регионального компонента образовательного учреждения.

Подготовка к защите выпускной квалификационной работы

Не позднее, чем за две недели до защиты руководитель передает работу заведующему кафедрой. Руководитель кафедры передает работу на рецензирование.

Содержание рецензии доводится до сведения студента не позднее, чем за три дня до защиты выпускной квалификационной работы.

После рецензирования работа хранится у заведующего кафедрой.

Получив рецензию, автор работает над автоом (краткое изложение исследования для выступления на защите).

В автое необходимо отразить актуальность темы, объект и предмет исследования, цели и задачи работы, источниковую базу работы, характеристику теоретической и практической части исследования, используемых методов, характеристику полученных результатов, практическую ценность работы.

К защите выпускной квалификационной работы студент допускается при следующих условиях :

· наличия письменного отзыва руководителя выпускной квалификационной работы;

· наличия рецензии специалиста, владеющего вопросами, связанными с тематикой работы.

Письменный отзыв руководителя должен содержать :

· оценку качества выполнения каждого раздела выпускной квалификационной работы;

· степень самостоятельности;

· творческий вклад в разработку проблемы исследования;

· оценку выпускной квалификационной работы.

Рецензия должна содержать :

· заключение о соответствии содержания работы заданной теме;

· оценку качества выполнения каждого раздела выпускной квалификационной работы;

· оценку степени разработанности новых вопросов, оригинальности решений, творческой и практической значимости работы;

· оценку выпускной квалификационной работы.

1.2 Структура дипломной работы Структурными элементами дипломной работы являются: 1. Титульный лист. 2. 3. Содержание. 4. Введение. 5. Основная часть. 6. Заключение. 7. Список использованной литературы. 8. Приложения. Титульный лист . Титульный лист является первой страницей дипломной работы и служит источником информации, необходимой для обработки и поиска документа. . - краткое изложение содержания работы с основными фактическими сведениями и выводами. Он акцентирует внимание на новые сведения, отражает сущность выполненной работы и определяет целесообразность работы. должен содержать: цель работы; объект; предмет; сведения об объеме, количестве иллюстраций, таблиц, количестве используемых источников; полученные результаты, их практическую значимость и новизну, сведения об апробации работы, область применения. Объем а не должен превышать одной страницы. Содержание. Содержание включает введение, наименование всех разделов, подразделов и пунктов (если они имеют наименование), заключение, список использованных источников, приложение с указанием номеров страниц, на которых размещается начало материала. Оформление текста рекомендуется выполнять в соответствии с примером:Содержание ВВЕДЕНИЕ ….. Раздел 1 Название раздела (дается название теоретической части дипломной работы) 1.1 Название первого подраздела …. 1.2 Название второго подраздела …. 1.3 …. 1.4 Выводы по первому разделу …. Раздел 2 Название раздела (дается название экспериментальной части дипломной работы) 2.1 Обоснование гипотезы … 2.2 Методика исследования …. 2.3 Анализ и обсуждение результатов …. 2.4 Выводы по второй главе …. ЗАКЛЮЧЕНИЕ …. Список использованных источников …. Приложение …. Количество разделов и подразделов может быть иным. Наименованиядипломной работы, разделов и подразделов не должны повторять друг друга.Введение. «Введение» должно содержать оценку современного состояния решаемой научно-практической проблемы, основание и исходные данные для разработки темы. «Введение» предполагает описание ситуации, которая побудила дипломанта приступить к исследованию данной темы. Содержит четкое и краткое обоснование темы исследования, ее актуальность и новизна, степень разработанности проблемы исследования на современном этапе, объект и предмет исследования, формулируются цели и задачи, строятся гипотезы (основная и частные, рабочие). Описывается использование методов, которые применяются в исследовании, способы обработки данных, база исследования.«Введение» содержит краткое ознакомление с основным содержанием работы и сжатую характеристику самого исследования. Введение начинается с обоснования актуальности исследования.Актуальность исследования показывает важность темы работы для разработки какой-либо теоретической проблемы или решения практических задач. Здесь приводится краткая характеристика состояния интересующей области исследований (что уже сделано в науке в этом направлении и что осталось нераскрытым) с последующим формулированием проблемы в форме явного противоречия между потребностями науки и практики и недостатком имеющихся знаний. Актуальность отвечает на вопрос: «Почему даннуюпроблему нужно в настоящее время изучать?». На основании выявленного противоречия формулируется проблема. Ставя проблему, исследователь отвечает на вопрос: «Что надо изучить из того, что раньше не было изучено?». Проблема выступает как осознание, констатация недостаточности достигнутого к данному моменту уровня знаний, что является либо следствием открытия новых фактов, связей, законов, обнаружения логических изъянов существующих теорий, либо следствием появления новых запросов психологической практики, которые требуют выхода за пределы уже полученных знаний, движения к новым знаниям. Таким образом, постановка проблемы это констатация пробела, области неизвестного в современном психологическом знании по данной теме. Проблема дипломного исследования часто формулируется в виде вопроса.Проблема должна найти отражение в названии темы исследования. Вслед за проблемой исследования определяются его объект и предмет. Определение объекта исследования позволяет ответить на вопрос: «что рассматривается?». Объект – это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. Предмет является частью объекта. Предмет показывает какой-либо аспект рассмотрения объекта, который исследователь выделяет в качестве того, что он намерен исследовать.Предмет дипломного исследования чаще всего либо совпадает с его темой, либо они очень близки по звучанию. На основе сформулированной проблемы, определения объекта и предмета исследования устанавливается цель. Цель – это представление о результате, о том, что должно быть достигнуто в ходе работы. В качестве цели исследования в дипломной работе необходимо сформулировать в самом обобщенном сжатом виде тот научный результат, который должен быть получен в итоге исследования. Цель исследования должна быть сформулирована так, чтобы был понятен тот вклад, который вносится исследователем в преодоление сформулированного в актуальности противоречия и порождаемой им проблемой. Одним из самых важных моментов в исследовании является построение гипотезы. Гипотеза - основное научное предположение о результатах исследования, вытекающее из предшествующего теоретического анализа, в котором в лаконичной форме сформулированы предполагаемые результаты исследования.Гипотеза – это научное предположение, предварительное объяснение какому-либо факту или явлению; это вероятное решение, требующее теоретического обоснования или экспериментального подтверждения. Гипотеза требует доказательства и, поэтому, не может быть тривиальной; она, скорее, носит парадоксальный характер. По содержанию выделяют гипотезы о наличии, существовании явления; гипотезы о связи между явлениями; гипотезы о причинной зависимости одного явления от другого. Сформулированные цель и гипотеза исследования определяют его задачи, которые необходимо решить для достижения поставленной цели. Задачи исследования – это последовательность конкретных действий, которые должны быть реализованы для достижения поставленной цели. Поэтому формулировка задач начинается словами: изучить, проанализировать, сопоставить, описать, установить, выявить, раскрыть и т.п. В дипломном исследовании задачи обычно формулируются как относительно самостоятельные и законченные этапы исследования. Желательным (но не обязательным) является определение новизны исследования, которая определяется отсутствием аналогичных исследований, новизной темы, методического решения, оригинальностью постановки задачи, цели, гипотезы. При наличии публикаций по теме исследования, они приводятся в завершении этого раздела. Объём раздела «Введения» занимает не более трёх страниц. Основная часть. Основная часть дипломной работы обычно состоит из двух-трёх теоретических и экспериментальных (практических) разделов, при этом каждый раздел - из двух-трёх подразделов и выводов по разделу. Формулировка разделов и подразделов должна быть четкой, краткой и в последовательной форме раскрывать содержание дипломной работы. Формулировки названия диплома в целом и отдельных разделов и подразделов должны быть разные и не повторяться.Первый раздел представляет собой аналитический (теоретический) обзор по проблеме, рассматриваемой в дипломной работе. На основе изучения литературных источников отечественных и зарубежных авторов рассматривается сущность исследуемой проблемы, анализируются различные подходы их решения, дается их критический анализ, излагается собственная позиция исследователя. В этом разделе излагаются теоретические основы и краткая история изучаемого вопроса; выявляются нерешенные, слабо изученные или требующие решения проблемы. Первый раздел заканчивается проблематизацией данной области исследования, т.е. происходит постановка (формулировка) какой-либо нерешенной проблемы, выделяемая на основе всего предыдущего анализа существующих литературных источников. На основе поставленной проблемы в следующем разделе дипломной работы формулируется гипотеза исследования. Следующий раздел посвящен экспериментальной части исследования. В нем описывается гипотеза и методика исследования, представляются, анализируются и обсуждаются результаты, в конце делаются выводы по результатам исследования. Этот раздел показывает умение студента планировать и проводить экспериментальное исследование. В подразделе «Обоснование гипотезы» на основании предыдущего теоретического обзора и постановки проблемы формулируется гипотеза экспериментального исследования. Требования к письменному научному тексту . Работа должна быть написана логически последовательно, литературным языком. Не следует употреблять излишне пространные и сложно построенные предложения и чрезмерно краткие, лаконичные фразы, слабо связанные между собой, допускающие двойное толкование. Все части текста, не соответствующие заявленной цели и нерешающие поставленную в работе задачу, должны быть исключены из него. Не рекомендуется вести изложение от первого лица единственного числа: «я наблюдал», «я считаю», «по моему мнению» и т.п. Корректнее использовать в научном тексте местоимение «мы»: «по нашему мнению», «мы считаем», «на наш взгляд», но можно обойтись и без него. Можно выразить ту же мысль в безличной форме: «наблюдаем», «устанавливаем», «на основе выполненного анализа можно утверждать», «проведенное исследование подтвердило» и т.п. Писать следует научным стилем (который явно отличается от языка популярных книг и стиля изложения учебников), в котором есть определенные устойчивые структуры и обороты-«клише», строгие однозначные понятия.Необходимо применять синтаксические средства связи, указывающие на последовательность развития мысли (в начале, прежде всего, затем, далее, во-первых, во-вторых и др.), причинно-следственное отношения ((следовательно, поэтому, благодаря этому, вследствие этого…), итоги и выводы (итак, таким образом, в заключение отметим, подводя итог, следует сказать…). Обязательно нужно указывать на источник сообщения, кем высказана та или иная мысль, кому конкретно принадлежит та или иная цитата. Для этого используются вводные словосочетания (по мнению, по словам, по сообщению, по данным…). В дипломной работе должно быть соблюдено единство стиля изложения, обеспечена орфографическая, синтаксическая и стилистическая грамотность в соответствии с нормами современного русского языка. Также необходима однозначная трактовка ключевых для данной работы понятий.Заключение. В «Заключение» в сжатой форме излагаются основное содержание и результаты проведенного исследования, перечисляются выводы, обоснованные и сформулированные при обсуждении результатов, дается оценка полученным результатам. Объём заключения не должен превышать полутора-двух страниц.Список использованной литературы. Список представляет собой перечень использованной в процессе подготовки дипломной работы литературы. Этот список отражает осведомленность студента в имеющейся литературе по теме. Список использованной литературы составляется в алфавитном порядке по фамилиям авторов (сначала литература на русском языке, затем иностранная). В список не включаются те источники, на которые нет ссылок в тексте и которые не были использованы студентом. В библиографическом списке не должно быть учебников. Библиографическое описание источника начинается с фамилии автора, затем указываются инициалы, дается название произведения (без кавычек) в форме, данной на титульном листе; место издания (в полной форме), сокращаются лишь названия трёх городов: Москва (М), Ленинград (Л), Санкт-Петербург (СПб), Ростов-на-Дону (Ростов н/Д); издательство (Речь, Наука, Питер и т.д.). Далее указывается год издания (2005), количество страниц в книге или страницы статьи в журнале или сборнике.Приложения. В приложении дается вспомогательный и справочный материал: таблицы цифровых данных, схемы, рисунки, инструкции и методический материал, иллюстрации вспомогательного характера, формы отчетности и другой экспериментальный материал. Приложения оформляются как продолжение дипломной работы на последующих её страницах, располагая их в порядке появления ссылок в тексте. Каждое приложение следует начинать с нового листа с указанием на верху посредине страницы слова «Приложение» и его обозначение. Приложение должно иметь содержательный заголовок, который записывают симметрично относительно текста с прописной буквы отдельной строкой. Приложения обозначаются заглавными буквами русского алфавита, начиная с А, за исключением букв Ё, 3, Й, О, Ч, Ь, Ы, Ъ. После слова «Приложение» следует буква, обозначающая его последовательность. Если приложение одно, оно обозначается «Приложение А». Приложения должны иметь общую с остальнойчастью работы сквозную нумерацию страниц.ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ Работа должна быть выполнена на компьютере (размер шрифта 12-14 пунктов, полуторный или двойной междустрочный интервал) в редакторах Word или TEX и напечатана на принтере в режиме качественной печати, либо напечатана на пишущей машинке с черной лентой (через 1,5 интервала), либо четко написана от руки на одной стороне лист белой бумаги формата А4 по ГОС'Г 9327-60 (297x211 мм). Иллюстрации и таблицы могут быть оформлены на листах формата АЗ (594x422 мм). Должны соблюдаться следующие размеры полей: левое – 25 мм., правое – 10 мм., верхнее – 20 мм., нижнее – 20 мм. вместе с приложением не должна превышать 85 страниц. Заголовки разделов, подразделов и пунктов следует печатать с абзацного отступа прописными буквами без точки в конце. Перенос слов в заголовках не допускается. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой. Заголовки не подчеркивают. Расстояние между заголовком и текстом должно быть равно 7-10 мм. (3-4 интервала). Заголовки подразделов, пунктов, подпунктов печатаются с абзаца строчными буквами, кроме первой прописной. Подчеркивать заголовки не допускается. Все сокращения должны быть расшифрованы, за исключением небольшого числа общеупотребительных. Ссылки на использованные источники и литературу в тексте дипломной работы заключаются в квадратные скобки, сначала указывают номер источника по списку использованной литературы, потом, через точку с запятой, номер страницы ([8; 243] или [8; 243, 245, 289-294]). При перечислении источников каждый из них заключается в квадратные скобки ([8; 243], [11; 31-33], [17; 9]). Опечатки, описки, графические неточности допускается исправлять подчисткой или закрашивание белой краской и нанесением на том же месте исправленного текста. Не допускаются рукописные вкладки и вклейки.Отдельные слова, формулы, условные обозначения разрешается вписывать в текст от руки чертежным шрифтом черным цветом. Опечатки, описки, неточности исправляются ручкой черного цвета. Подписи и пояснения к рисункам и графикам должны быть на лицевой стороне. Страницы работы нумеруются арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту. Номер страницы проставляют в центре нижней части листа без точки в конце. Титульный лист включается в общую нумерацию страниц, но на нем номер страницы не проставляется. Каждый раздел - «Введение», «Заключение», «Содержание», «Список использованной литературы», «Приложение» - начинается с новой страницы. Таблицы, схемы и иллюстрации, расположенные на отдельных листах и распечатки с компьютера на листе формата А3, входят в общую нумерацию страниц.Приложения следует оформлять как продолжение дипломной работы. Каждое приложение должно начинаться с новой страницы и иметь заголовок с указанием вверху страницы слова «Приложение» и его обозначения. Каждое приложение начинают с новой страницы и располагают в порядке появления ссылок на них в тексте. Разделы должны иметь нумерацию в пределах основной части работы арабскими цифрами без точки с абзацного отступа. Подразделы должны иметь порядковую нумерацию в пределах каждого раздела или подраздела. Номер подраздела включает номер раздела и порядковый номер подраздела, разделенные точкой, например, 1.2 (второй подраздел первого раздела). Иллюстрации (чертежи, графики, схемы, диаграммы, фотоснимки) располагают в работе непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице. Фотоснимки размером меньше А4 должны быть наклеены на стандартные листы белой бумаги. Иллюстрации, при необходимости, могут иметь наименования и пояснительные данные (подрисуночный текст). Слово «рисунок» и наименование помещают после пояснительных данных и располагают следующим образом: Рисунок 1. Изображение, предъявляемое испытуемым. Иллюстрации, за исключением иллюстраций приложений, следует нумеровать арабскими цифрами в пределах всей работы, либо в пределах раздела, например. Рисунок 2, либо Рисунок 2.3 - рисунок 3 в разделе 2. Если в работе только одна иллюстрация, то она обозначается «рисунок». Цифровой материал должен оформляться в виде таблиц. Таблицу следует выполнять в работе непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице. Таблицы следует нумеровать арабскими цифрами порядковой нумерацией в пределах всей работы, либо в пределах раздела. Название таблицы следует размещать над таблицей слева без абзацного отступа в одну строку с ее номером через тире. Если в работе одна таблица, то она должна обозначаться « Таблица 1», или «Таблица В1», если она приведена в приложении В. При переносе части таблицы название помещают только над первой части таблицы, нижнюю горизонтальную ограничительную черту не проводят. Над другими частями пишут слово «Продолжение», например, «Продолжение таблицы 1». Оформление таблиц по ГОСТ 2.105-95.

1.3 Процедура защиты выпускной квалификационной работы

Защита выпускной квалификационной работы происходит на открытом заседании Государственной аттестационной комиссии. Вступительная речь готовится заранее и согласовывается с руководителем. Процедура защиты включает:

- доклад студента /не более 10/;

- чтение отзыва и рецензии;

- вопросы членов комиссии;

- ответы студента.

Во время защиты возможно использование компьютерных презентаций, диаграмм, схем и другого наглядного материала. Государственной аттестационной комиссии могут быть представлены также другие материалы, характеризующие научную и практическую ценность выполненной работы.

По окончании выступления члены комиссии, руководитель, рецензент и все присутствующие имеют право задавать студенту вопросы. Студент должен быть готов к серьезной дискуссии во время защиты своей работы. Вопросы и замечания могут быть не только непосредственно связаны с темой работы, но и касаться смежных проблем. Ответы должны быть по существу заданных вопросов, краткими, четкими и убедительными, содержать ссылки на литературные источники, нормативный материал, педагогическую практику.

После выступления студента слово предоставляется председателю итоговая государственная аттестация, который в сжатой форме зачитывает отзыв и рецензию. После обмена мнениями, студенту предоставляется заключительное слово. В заключительном слове, дипломник еще раз может подтвердить или уточнить свою позицию по затронутым при обсуждении работы вопросам и ответить на указанные в рецензии замечания.

Оценки дипломных работ объявляются сразу же после закрытого заседания комиссии.

Лучшие выпускные квалификационные работы могут быть рекомендованы Государственной аттестационной комиссией к публикации в виде отдельной статьи.

1.4. Критерии оценки выпускной квалификационной работы

При оценивании учитывается:

- актуальность темы и соответствие ее современным требованиям системы образования;

- полнота и обстоятельность изложения теоретической и практической частей работы;

- эффективность использования избранных методов исследования для решения поставленной проблемы;

- обоснованность и ценность полученных результатов исследования и выводов, возможность их применения в практической деятельности;

- правильность и полнота использования литературы;

- степень самостоятельности автора в разработке проблемы;

Оценка результата защиты выпускной квалификационной работы производится дифференцированно: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

«Отлично» – актуальность тематики, глубина и полнота анализа фактов и вопросов, относящихся к рассматриваемой проблеме; информационная насыщенность, новизна, оригинальность подхода к решению задач исследования; структурная организованность, логичность, грамматическая правильность, доходчивость и стилистическая выразительность; доказательность аргументации, практическая значимость рекомендаций и выводов.

«Хорошо» – в работе отражена актуальность тематики, присутствует глубина и полнота анализа фактов и вопросов, относящихся к рассматриваемой проблеме; ВКР отличается информационной насыщенностью, структурной организованностью, логичностью, грамматической правильностью, доходчивостью. Изложение материала отличается доказательностью аргументации и практической значимостью рекомендаций.

«Удовлетворительно» - неполное раскрытие актуальности тематики; недостаточная информационная насыщенность, решение некоторых задач исследования при наличии структурной организованности, грамматической правильности; доказательности аргументации.

«Неудовлетворительно» - не актуальна тематика; нет информационной насыщенности, не решены большинство задач исследования; нет структурной организованности ВКР; нет практической значимости, не доказательна аргументация.

Примерная тематика дипломных работ по специальности

050711 «Социальная педагогика».

1. Специфика социально-педагогической работы среди подростков с девиантным поведением

2. Социально-педагогическая работа по профилактике и коррекции подростковой агрессивности

3. Особенности социализации подростков в различных типах семей

4. Диагностика и развитие творческих способностей младших школьников

5. Методы и формы работы социального педагога в школе

6. Творческая активность современной молодежи как социальная проблема

7. Социально-педагогическая поддержка ребенка из неполной семьи

8. Роль социального педагога в профессиональной ориентации детей сирот в условиях школы интерната.

9. Социально-педагогические основы профессиональной ориентации школьников старших классов как фактор влияния на их профессиональное самоопределение.

10. Психолого-педагогические условия формирования личности и деятельности менеджеров среднего звена в процессе применения методов активного обучения.

11. Социально-педагогические условия эффективной деятельности руководителя образовательного учреждения (ДОУ, школа, колледж).

12. Влияние стиля педагогической деятельности учителя общеобразовательной школы на формирование Я-концепции младшего школьника (подростка, старшеклассника).

13. Причины и пути преодоления трудновоспитуемости дошкольника ( младшего школьника, подростка, юношей и девушек старшего школьного возраста).

14. Психолого-педагогические особенности формирования и развития готовности детей 6-7 лет к обучению в школе в условиях детского образовательного учреждения (семейного воспитания, индивидуальных занятий).

15. Психолого-педагогические условия формирования и развитие стрессовой устойчивости младших школьников (подростков, старших школьников, студентов) в процессе обучения.

16. Социально-педагогические условия формирования готовности детей к обучению в школе детей с задержкой психического развития.

17. Исследование взаимосвязи интересов, склонностей и способностей дошкольника (младшего школьника. подростка, старшего школьника, студента) и их фоpмиpование и развитие в образовательном процессе.

18. Социально-педагогические условия сплочения педагогического коллектива воспитателей дошкольного образовательного учреждения.

19. Социально-педагогические причины отвержения и изоляции младших школьников (подростков, старшеклассников, студентов) в группе сверстников.

20. Психолого-педагогические факторы формирования оптимального социально-психологического климата в учебной группе студентов вуза.

21. Изучение влияния активных методов обучения (любой метод) на формирование и развитие профессионально-значимых качеств личности студента.

22. Психолого-педагогические факторы, определяющие социальный статус ребенка (любой возраст) в группе сверстников.

23. Изучение влияния инновационных форм и методов обучения в современном вузе на развитие профессионального мышления студентов.

24. Исследование особенностей профессиональной ориентации современных старших школьников.

25. Исследование мотивационной регуляции учебной деятельности старшеклассников.

26. Психолого-педагогические особенности взаимодействия педагога с учащимися младшего школьного возраста (подростками, старшеклассниками, студентами).

27. Исследование факторов успешности адаптации пеpвоклассников к школьному обучению.

28. Психолого-педагогические условия диффеpенциpованного подхода к обучению одаренных детей (учащихся коppекционных классов, слабоуспеваающих школьников, леворуких школьников, гиперактивных школьников и т.п.).

29. Социально-педагогические особенности взаимоотношений детей и родителей в семьях разного типа (по выбору).

30. Исследование психолого-педагогических условий фоpмиpования Я-концепции ребенка в неполной семье.

31. Причины и способы предупреждения и разрешения педагогических конфликтов в системе «Учитель-учащиеся» (Учащиеся начальных, средних, старших классов, студентов).

32. Изучение влияния стиля педагогического деятельности учителя на успешность обучения подростков (первоклассников, старшеклассников школьников).

33. Психолого-педагогические особенности развития творческого потенциала личности студента в процессе вузовского обучения.

34. Психолого-педагогические условия формирования коммуникативной компетентности педагога-психолога.

35. Социально-педагогические основы профессиональной ориентации школьников старших классов как фактор влияния на их профессиональное самоопределение.

36. Причины и пути преодоления трудновоспитуемости дошкольника ( младшего школьника, подростка, юношей и девушек старшего школьного возраста).

37. Формирование у выпускников начальной школы психологической готовности к обучению в основной средней школе.

38. Психолого-педагогические особенности формирования и развития готовности детей 6-7 лет к обучению в школе в условиях детского образовательного учреждения (семейного воспитания, индивидуальных занятий).

39. Причины и пути преодоления эмоционального напряжения подростков.

40. Социально-педагогические условия формирования готовности детей к обучению в школе детей с задержкой психического развития.

41. Исследование взаимосвязи интересов, склонностей и способностей дошкольника (младшего школьника. подростка, старшего школьника, студента) и их фоpмиpование и развитие в образовательном процессе.

42. Сравнительный анализ особенностей Я-концепции отличников учебы и слабоуспевающих школьников.

43. Диагностика и коррекция межличностных отношений дошкольников (младших школьников, подростков, старшеклассников, студентов)) в группе сверстников.

44. Психолого-педагогические условия сплочения педагогического коллектива воспитателей дошкольного образовательного учреждения.

45. Социально-педагогические причины отвержения и изоляции младших школьников (подростков, старшеклассников, студентов) в группе сверстников.

46. Социально-педагогические факторы формирования оптимального социально-психологического климата в учебной группе студентов вуза.

47. Причины и пути преодоления межличностных конфликтов в учебной гpуппе младших школьников (подростков, старших школьников, студентов).

48. Психолого-педагогические факторы, определяющие социальный статус ребенка (любой возраст) в группе сверстников.

49. Исследование проявления националистических тенденций у современных подростков (юношей, студентов, …).

50. Исследование развития религиозности подростков (юношей, девушек, студентов, ..) в современном обществе.

51. Социально-психологические детерминанты одиночества пожилых людей.

52. Исследование особенностей профессиональной ориентации современных старших школьников.

53. Исследование мотивационной регуляции учебной деятельности старшеклассников.

54. Особенности и условия формирования ценностных ориентаций у современных подростков (старшеклассников, студентов, юношей, девушек, …).

55. Социально-педагогические особенности взаимодействия педагога с учащимися младшего школьного возраста (подростками, старшеклассниками, студентами).

56. Неформальные объединения подростков и учет их особенностей в воспитательной работе учителя.

57. Влияние индивидуального стиля педагогической деятельности учителя на успешность адаптации к школьному обучению первоклассников (пятиклассников).

58. Типы неуспевающих школьников и индивидуальный подход к ним в учебно-воспитательной деятельности.

2. УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ИТОГОВОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АТТЕСТАЦИИ

1. Для проведения итоговой государственной аттестации создается Государственная аттестационная комиссия.

2. Программа итоговой Государственной аттестации доводится до сведения студентов за 6 месяцев до начала итоговой государственной аттестации.

3. На подготовку студента к ответу (I этап) отводится не более одного академического часа, на устный ответ – не более 0,5 академического часа.

На подготовку студента к ответу (II этап) отводится не более одного академического часа. Задание одновременно получают шесть студентов.

4 Сдача экзамена по специальности и защита выпускной квалификационной работы проводится на открытых заседаниях итоговой государственной аттестации с участием не менее двух третей ее состава.

5 Решение государственной аттестационной комиссии принимается на закрытом заседании большинством голосов членов комиссии (при равном числе голосов, голос председателя является решающим). Результаты экзамена объявляются в тот же день.

6 Заседания государственной аттестационной комиссии протоколируется. В протоколе фиксируются результаты экзамена и особые мнения членов комиссии. Протоколы подписываются председателем, всеми членами и секретарем комиссии.

7 Во время итоговой аттестации выпускникам предоставляется возможность использования нормативно-правовых документов:

· Закон РФ «Об образовании», 2009.

· Конвенция ООН «О правах ребенка», 2008.

· Конституция РФ, 2008.

· Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, 2001.

· Семейный кодекс РФ, 2008.

· Федеральная программа «Формирования установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005 г.г.)», 2001.

· Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», 2004.

· Федеральный закон « Об опеке и попечительстве», 2008

· Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», 2008.

· Федеральный закон № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», 1999.

· Федеральный закон № 87 «О вреде курения в общественных местах», 2001.

· Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 050711 «Социальная педагогика»;

· учебные программы по экзаменуемым дисциплинам.

6. Документация итоговой аттестации:

· Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников и требования по специальности;

· Программа итоговой государственной аттестации;

· приказ директора о допуске студентов к итоговой государственной аттестации;

· сводная ведомость успеваемости студентов;

· зачетные книжки студентов;

· книга протоколов заседаний государственной аттестационной комиссии;

· экзаменационные билеты.

Список литературы:

1. Алмазов Б.Н. и др. Методика и технология работы социального педагога. М., Академия, 2004

2. Андреева Г.М. Социальная психология. М., Аспект Пресс, 2003

3. Басов Н.Ф. Социальный педагог: Введение в специальность. М., Академия, 2007

4. Борытко Н.М., Соловцова И.А., Байбаков А.М. Педагогика. М., Академия, 2007.

5. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. Спб, 2007

6. Варывдин В.А., Клементович И.П. Управление системой социальной защиты детства. М., Пед. общество России, 2004

7. Галагузов А.Н. Социально-педагогические задачи. М., ВЛАДОС, 2008.

8. Ефимова Н.С. Основы общей психологии. М., Академия,2007

9. Кибанов А.Я. и др. Этика деловых отношений. М., ИНФРА-М, 2007

10. Крившенко Л.П. Педагогика. М., Проспект, 2009.

11. Кузнецова П.В. и др. Основы специальной психологии. М., Академия, 2002

12. Мишина Г.А., Моргачева Е.Н. Коррекционная и специальная педагогика. М, ИНФРА-М, 2007

13. Мудрик А.В. Социальная педагогика. М., Академия, 2007

14. Мухина В.С. Возрастная психология. М., Академия, 2004

15. Немов Р.С. Психология. Т.2. М., ВЛАДОС, 2005

16. Пидкасистый И.П. Педагогика. М., Пед. общество России, 2006.

17. Подымова Л.С. и др. Психолого-педагогический практикум. М., Академия, 2006

18. Правовое обеспечение профессиональной деятельности. Под ред./ Капустина А.Я. М., Гардарики, 2005

19. Специальная педагогика./ Под ред. Назаровой Н.М. М., Академия, 2004.

20. Столяренко Л.Ф. Педагогическая психология. Ростов на Дону, 2000.

21. Фисюк Л.В. Правовое обеспечение профессионально-педагогической деятельности. Пермь,2004

22. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога. М., Академия, 2002

23. Шакурова М.В. Социальное воспитание в школе. М., Академия, 2004.

24. Шептенко П.А. Введение в специальность «Социальный педагог». М., Флинта, 2008

25. Штинова Г.Н. Социальная педагогика. М., ВЛАДОС, 2008.

26. Ягофаров Д.А. Нормативно-правовое обеспечение образования. М., ВЛАДОС – ПРЕСС, 2008.