Главная Учебники - Разные Лекции (разные) - часть 16
ПРИНЯТО
Ученым Советом
Протокол № __
от «__» __________ 2010 г.
УТВЕРЖДАЮ
Ректор
___________Федулин А.А.
«__» _______2010 г.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ
ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
050711.65 «Социальная педагогика» Специализация «Социально-психологическое консультирование населения» НА 2011 ГОД
Москва, 2010 Методические указания по выполнению выпускной квалификационной работы составлены на основании ГОС ВПО. Методические указания по выполнению выпускной квалификационной работы рассмотрены и утверждены на заседании кафедры «Психология и социальная работа» Протокол № 4 « 19
» ноября
2010 г. Зав. кафедрой д.м.н., профессор Сигида Е.А. Разработчики программы преподаватели кафедры «Психология и социальная работа» д.м.н., профессор Сигида Е.А. к.м.н., доцент Лукьянова И.Е. ст.преподаватель Баклагина Н.Ю. Согласовано: проректор по учебной работе Н.Г. Новикова Методические рекомендации написаны на примере подготовки научных работ по специальности «Социальная педагогика». Выпускная квалификационная работа /ВКР/ - это итоговая аттестационная, самостоятельная учебно-исследовательская работа студента, оформленная с соблюдением необходимых требований и представленная по окончании обучения к защите перед государственной аттестационной комиссией. Выполнение выпускной квалификационной работы призвано способствовать систематизации, закреплению и совершенствованию полученных студентом знаний, профессиональных, учебно-исследовательских умений. Защита выпускной квалификационной работы является обязательным испытанием, завершающим обучение по программам высшего профессионального образования повышенного уровня. Защита выпускной квалификационной работы проводится с целью выявления готовности выпускника к осуществлению основных видов деятельности и соответствия уровня и качества подготовки выпускников Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования в части государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 050711 «Социальная педагогика» к профессиональной деятельности, требованиями регионального компонента образовательного учреждения. Не позднее, чем за две недели до защиты руководитель передает работу заведующему кафедрой. Руководитель кафедры передает работу на рецензирование. Содержание рецензии доводится до сведения студента не позднее, чем за три дня до защиты выпускной квалификационной работы. После рецензирования работа хранится у заведующего кафедрой. Получив рецензию, автор работает над автоом (краткое изложение исследования для выступления на защите). В автое необходимо отразить актуальность темы, объект и предмет исследования, цели и задачи работы, источниковую базу работы, характеристику теоретической и практической части исследования, используемых методов, характеристику полученных результатов, практическую ценность работы. К защите выпускной квалификационной работы студент допускается при следующих условиях
: · наличия письменного отзыва руководителя выпускной квалификационной работы; · наличия рецензии специалиста, владеющего вопросами, связанными с тематикой работы. Письменный отзыв руководителя должен содержать
: · оценку качества выполнения каждого раздела выпускной квалификационной работы; · степень самостоятельности; · творческий вклад в разработку проблемы исследования; · оценку выпускной квалификационной работы. Рецензия должна содержать
:
· заключение о соответствии содержания работы заданной теме; · оценку качества выполнения каждого раздела выпускной квалификационной работы; · оценку степени разработанности новых вопросов, оригинальности решений, творческой и практической значимости работы; · оценку выпускной квалификационной работы. 1.3 Процедура защиты выпускной квалификационной работы
Защита выпускной квалификационной работы происходит на открытом заседании Государственной аттестационной комиссии. Вступительная речь готовится заранее и согласовывается с руководителем. Процедура защиты включает: - доклад студента /не более 10/; - чтение отзыва и рецензии; - вопросы членов комиссии; - ответы студента. Во время защиты возможно использование компьютерных презентаций, диаграмм, схем и другого наглядного материала. Государственной аттестационной комиссии могут быть представлены также другие материалы, характеризующие научную и практическую ценность выполненной работы. По окончании выступления члены комиссии, руководитель, рецензент и все присутствующие имеют право задавать студенту вопросы. Студент должен быть готов к серьезной дискуссии во время защиты своей работы. Вопросы и замечания могут быть не только непосредственно связаны с темой работы, но и касаться смежных проблем. Ответы должны быть по существу заданных вопросов, краткими, четкими и убедительными, содержать ссылки на литературные источники, нормативный материал, педагогическую практику. После выступления студента слово предоставляется председателю итоговая государственная аттестация, который в сжатой форме зачитывает отзыв и рецензию. После обмена мнениями, студенту предоставляется заключительное слово. В заключительном слове, дипломник еще раз может подтвердить или уточнить свою позицию по затронутым при обсуждении работы вопросам и ответить на указанные в рецензии замечания. Оценки дипломных работ объявляются сразу же после закрытого заседания комиссии. Лучшие выпускные квалификационные работы могут быть рекомендованы Государственной аттестационной комиссией к публикации в виде отдельной статьи. При оценивании учитывается: - актуальность темы и соответствие ее современным требованиям системы образования; - полнота и обстоятельность изложения теоретической и практической частей работы; - эффективность использования избранных методов исследования для решения поставленной проблемы; - обоснованность и ценность полученных результатов исследования и выводов, возможность их применения в практической деятельности; - правильность и полнота использования литературы; - степень самостоятельности автора в разработке проблемы; Оценка
результата защиты выпускной квалификационной работы производится дифференцированно: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». «Отлично» –
актуальность тематики, глубина и полнота анализа фактов и вопросов, относящихся к рассматриваемой проблеме; информационная насыщенность, новизна, оригинальность подхода к решению задач исследования; структурная организованность, логичность, грамматическая правильность, доходчивость и стилистическая выразительность; доказательность аргументации, практическая значимость рекомендаций и выводов. «Хорошо» –
в работе отражена актуальность тематики, присутствует глубина и полнота анализа фактов и вопросов, относящихся к рассматриваемой проблеме; ВКР отличается информационной насыщенностью, структурной организованностью, логичностью, грамматической правильностью, доходчивостью. Изложение материала отличается доказательностью аргументации и практической значимостью рекомендаций. «Удовлетворительно» -
неполное раскрытие актуальности тематики; недостаточная информационная насыщенность, решение некоторых задач исследования при наличии структурной организованности, грамматической правильности; доказательности аргументации. «Неудовлетворительно» -
не актуальна тематика; нет информационной насыщенности, не решены большинство задач исследования; нет структурной организованности ВКР; нет практической значимости, не доказательна аргументация. Примерная тематика дипломных работ по специальности
050711 «Социальная педагогика».
1. Специфика социально-педагогической работы среди подростков с девиантным поведением 2. Социально-педагогическая работа по профилактике и коррекции подростковой агрессивности 3. Особенности социализации подростков в различных типах семей 4. Диагностика и развитие творческих способностей младших школьников 5. Методы и формы работы социального педагога в школе 6. Творческая активность современной молодежи как социальная проблема 7. Социально-педагогическая поддержка ребенка из неполной семьи 8. Роль социального педагога в профессиональной ориентации детей сирот в условиях школы интерната. 9. Социально-педагогические основы профессиональной ориентации школьников старших классов как фактор влияния на их профессиональное самоопределение. 10. Психолого-педагогические условия формирования личности и деятельности менеджеров среднего звена в процессе применения методов активного обучения. 11. Социально-педагогические условия эффективной деятельности руководителя образовательного учреждения (ДОУ, школа, колледж). 12. Влияние стиля педагогической деятельности учителя общеобразовательной школы на формирование Я-концепции младшего школьника (подростка, старшеклассника). 13. Причины и пути преодоления трудновоспитуемости дошкольника ( младшего школьника, подростка, юношей и девушек старшего школьного возраста). 14. Психолого-педагогические особенности формирования и развития готовности детей 6-7 лет к обучению в школе в условиях детского образовательного учреждения (семейного воспитания, индивидуальных занятий). 15. Психолого-педагогические условия формирования и развитие стрессовой устойчивости младших школьников (подростков, старших школьников, студентов) в процессе обучения. 16. Социально-педагогические условия формирования готовности детей к обучению в школе детей с задержкой психического развития. 17. Исследование взаимосвязи интересов, склонностей и способностей дошкольника (младшего школьника. подростка, старшего школьника, студента) и их фоpмиpование и развитие в образовательном процессе. 18. Социально-педагогические условия сплочения педагогического коллектива воспитателей дошкольного образовательного учреждения. 19. Социально-педагогические причины отвержения и изоляции младших школьников (подростков, старшеклассников, студентов) в группе сверстников. 20. Психолого-педагогические факторы формирования оптимального социально-психологического климата в учебной группе студентов вуза. 21. Изучение влияния активных методов обучения (любой метод) на формирование и развитие профессионально-значимых качеств личности студента. 22. Психолого-педагогические факторы, определяющие социальный статус ребенка (любой возраст) в группе сверстников. 23. Изучение влияния инновационных форм и методов обучения в современном вузе на развитие профессионального мышления студентов. 24. Исследование особенностей профессиональной ориентации современных старших школьников. 25. Исследование мотивационной регуляции учебной деятельности старшеклассников. 26. Психолого-педагогические особенности взаимодействия педагога с учащимися младшего школьного возраста (подростками, старшеклассниками, студентами). 27. Исследование факторов успешности адаптации пеpвоклассников к школьному обучению. 28. Психолого-педагогические условия диффеpенциpованного подхода к обучению одаренных детей (учащихся коppекционных классов, слабоуспеваающих школьников, леворуких школьников, гиперактивных школьников и т.п.). 29. Социально-педагогические особенности взаимоотношений детей и родителей в семьях разного типа (по выбору). 30. Исследование психолого-педагогических условий фоpмиpования Я-концепции ребенка в неполной семье. 31. Причины и способы предупреждения и разрешения педагогических конфликтов в системе «Учитель-учащиеся» (Учащиеся начальных, средних, старших классов, студентов). 32. Изучение влияния стиля педагогического деятельности учителя на успешность обучения подростков (первоклассников, старшеклассников школьников). 33. Психолого-педагогические особенности развития творческого потенциала личности студента в процессе вузовского обучения. 34. Психолого-педагогические условия формирования коммуникативной компетентности педагога-психолога. 35. Социально-педагогические основы профессиональной ориентации школьников старших классов как фактор влияния на их профессиональное самоопределение. 36. Причины и пути преодоления трудновоспитуемости дошкольника ( младшего школьника, подростка, юношей и девушек старшего школьного возраста). 37. Формирование у выпускников начальной школы психологической готовности к обучению в основной средней школе. 38. Психолого-педагогические особенности формирования и развития готовности детей 6-7 лет к обучению в школе в условиях детского образовательного учреждения (семейного воспитания, индивидуальных занятий). 39. Причины и пути преодоления эмоционального напряжения подростков. 40. Социально-педагогические условия формирования готовности детей к обучению в школе детей с задержкой психического развития. 41. Исследование взаимосвязи интересов, склонностей и способностей дошкольника (младшего школьника. подростка, старшего школьника, студента) и их фоpмиpование и развитие в образовательном процессе. 42. Сравнительный анализ особенностей Я-концепции отличников учебы и слабоуспевающих школьников. 43. Диагностика и коррекция межличностных отношений дошкольников (младших школьников, подростков, старшеклассников, студентов)) в группе сверстников. 44. Психолого-педагогические условия сплочения педагогического коллектива воспитателей дошкольного образовательного учреждения. 45. Социально-педагогические причины отвержения и изоляции младших школьников (подростков, старшеклассников, студентов) в группе сверстников. 46. Социально-педагогические факторы формирования оптимального социально-психологического климата в учебной группе студентов вуза. 47. Причины и пути преодоления межличностных конфликтов в учебной гpуппе младших школьников (подростков, старших школьников, студентов). 48. Психолого-педагогические факторы, определяющие социальный статус ребенка (любой возраст) в группе сверстников. 49. Исследование проявления националистических тенденций у современных подростков (юношей, студентов, …). 50. Исследование развития религиозности подростков (юношей, девушек, студентов, ..) в современном обществе. 51. Социально-психологические детерминанты одиночества пожилых людей. 52. Исследование особенностей профессиональной ориентации современных старших школьников. 53. Исследование мотивационной регуляции учебной деятельности старшеклассников. 54. Особенности и условия формирования ценностных ориентаций у современных подростков (старшеклассников, студентов, юношей, девушек, …). 55. Социально-педагогические особенности взаимодействия педагога с учащимися младшего школьного возраста (подростками, старшеклассниками, студентами). 56. Неформальные объединения подростков и учет их особенностей в воспитательной работе учителя. 57. Влияние индивидуального стиля педагогической деятельности учителя на успешность адаптации к школьному обучению первоклассников (пятиклассников). 58. Типы неуспевающих школьников и индивидуальный подход к ним в учебно-воспитательной деятельности. 1. Для проведения итоговой государственной аттестации создается Государственная аттестационная комиссия. 2. Программа итоговой Государственной аттестации доводится до сведения студентов за 6 месяцев до начала итоговой государственной аттестации. 3. На подготовку студента к ответу (I этап) отводится не более одного академического часа, на устный ответ – не более 0,5 академического часа. На подготовку студента к ответу (II этап) отводится не более одного академического часа. Задание одновременно получают шесть студентов. 4 Сдача экзамена по специальности и защита выпускной квалификационной работы проводится на открытых заседаниях итоговой государственной аттестации с участием не менее двух третей ее состава. 5 Решение государственной аттестационной комиссии принимается на закрытом заседании большинством голосов членов комиссии (при равном числе голосов, голос председателя является решающим). Результаты экзамена объявляются в тот же день. 6 Заседания государственной аттестационной комиссии протоколируется. В протоколе фиксируются результаты экзамена и особые мнения членов комиссии. Протоколы подписываются председателем, всеми членами и секретарем комиссии. 7 Во время итоговой аттестации выпускникам предоставляется возможность использования нормативно-правовых документов: · Закон РФ «Об образовании», 2009. · Конвенция ООН «О правах ребенка», 2008. · Конституция РФ, 2008. · Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, 2001. · Семейный кодекс РФ, 2008. · Федеральная программа «Формирования установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005 г.г.)», 2001. · Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», 2004. · Федеральный закон « Об опеке и попечительстве», 2008 · Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», 2008. · Федеральный закон № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», 1999. · Федеральный закон № 87 «О вреде курения в общественных местах», 2001. · Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 050711 «Социальная педагогика»; · учебные программы по экзаменуемым дисциплинам. 6. Документация итоговой аттестации: · Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников и требования по специальности; · Программа итоговой государственной аттестации; · приказ директора о допуске студентов к итоговой государственной аттестации; · сводная ведомость успеваемости студентов; · зачетные книжки студентов; · книга протоколов заседаний государственной аттестационной комиссии; · экзаменационные билеты. Список литературы:
1. Алмазов Б.Н. и др. Методика и технология работы социального педагога. М., Академия, 2004 2. Андреева Г.М. Социальная психология. М., Аспект Пресс, 2003 3. Басов Н.Ф. Социальный педагог: Введение в специальность. М., Академия, 2007 4. Борытко Н.М., Соловцова И.А., Байбаков А.М. Педагогика. М., Академия, 2007. 5. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. Спб, 2007 6. Варывдин В.А., Клементович И.П. Управление системой социальной защиты детства. М., Пед. общество России, 2004 7. Галагузов А.Н. Социально-педагогические задачи. М., ВЛАДОС, 2008. 8. Ефимова Н.С. Основы общей психологии. М., Академия,2007 9. Кибанов А.Я. и др. Этика деловых отношений. М., ИНФРА-М, 2007 10. Крившенко Л.П. Педагогика. М., Проспект, 2009. 11. Кузнецова П.В. и др. Основы специальной психологии. М., Академия, 2002 12. Мишина Г.А., Моргачева Е.Н. Коррекционная и специальная педагогика. М, ИНФРА-М, 2007 13. Мудрик А.В. Социальная педагогика. М., Академия, 2007 14. Мухина В.С. Возрастная психология. М., Академия, 2004 15. Немов Р.С. Психология. Т.2. М., ВЛАДОС, 2005 16. Пидкасистый И.П. Педагогика. М., Пед. общество России, 2006. 17. Подымова Л.С. и др. Психолого-педагогический практикум. М., Академия, 2006 18. Правовое обеспечение профессиональной деятельности. Под ред./ Капустина А.Я. М., Гардарики, 2005 19. Специальная педагогика./ Под ред. Назаровой Н.М. М., Академия, 2004. 20. Столяренко Л.Ф. Педагогическая психология. Ростов на Дону, 2000. 21. Фисюк Л.В. Правовое обеспечение профессионально-педагогической деятельности. Пермь,2004 22. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога. М., Академия, 2002 23. Шакурова М.В. Социальное воспитание в школе. М., Академия, 2004. 24. Шептенко П.А. Введение в специальность «Социальный педагог». М., Флинта, 2008 25. Штинова Г.Н. Социальная педагогика. М., ВЛАДОС, 2008. 26. Ягофаров Д.А. Нормативно-правовое обеспечение образования. М., ВЛАДОС – ПРЕСС, 2008.
|