Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 16

 

Поиск            

 

Обязательная часть умк

 

             

Обязательная часть умк

Содержание

ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ УМК

1. 1. Рабочая программа учебной дисциплины «Конкурсное право»

1.1 Пояснительная записка

2. 1.2 Учебно-тематический план учебной дисциплины «Конкурсное право»

1.3 Требования к уровню освоения программы и формы итогового контроля:

3. 1.4 Содержание дисциплины «Конкурсное право»

4. 1.5 Учебно-методическое обеспечение дисциплины «Конкурсное право»

1.5.1 Основная и дополнительная учебная литература. Лист- вкладка.

1.5.2 Методические указания для студентов

- График и методические указания по организации самостоятельной работы по дисциплине «Конкурсное право» для студентов очной формы обучения.

- График и методические указания по организации самостоятельной работы по дисциплине «Конкурсное право» для студентов заочной формы обучения полной/сокращенной программы обучения).

5. 1.5.3 Тематика и методические указания студентам по подготовке к семинарским (практическим) занятиям по дисциплине «Конкурсное право»

6. 1.5.4 Тематика курсовых работ.

1.5.5 Вопросы к зачету по дисциплине «Конкурсное право» для студентов очного и заочного отделений.

1.5.6 Методические рекомендации преподавателю по дисциплине «Конкурсное право»

2. Материалы, определяющие порядок и содержание проведения промежуточных и итоговых аттестаций в соответствии требованиями ГОС

3. Тесты по курсу «Конкурсное право».


1.1.Пояснительная записка

Учебная дисциплина «Конкурсное право» входит в региональный компонент раздела дисциплин специализации (________________). Требования к уровню освоения содержания дисциплины определены основной образовательной программой, принятой Ученым Советом НФИ КемГУ ________________., протокол №_____; ученым советом КемГУ ___________, протокол № _____.

Целью дисциплины "Конкурсное право" является изучение общественных отношений между субъектами конкурсного права, правового статуса отдельных субъектов конкурсного права, правоприменительной практики; обеспечение подготовки дипломированных специалистов – юристов по специальности "Юриспруденция" (021100) в соответствии с содержанием дисциплины и государственным образовательным стандартом.

Задачи дисциплины:

- нацелить студентов на глубокое изучение курса конкурсного права по законодательству нового века;

- привить умение правильно использовать нормативный материал;

- обучить умению применять нормы конкурсного права на практике, находить правильное решение в спорных ситуациях.

В результате изучения конкурсного права студент должен знать как:

- толковать и применять законодательство о несостоятельности (банкротстве);

- обеспечивать соблюдение законодательства о банкротстве в деятельности государственных органов, физических и юридических лиц;

- юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства;

- разрабатывать документы правового характера, осуществлять правовую экспертизу нормативных актов, давать квалифицированные юридические заключения и консультации;

- принимать правовые решения и совершать иные юридические действия в точном соответствии с законами о банкротстве;

- повышать свою профессиональную квалификацию, изучать законодательство и практику его применения, ориентироваться в специальной литературе;

- уметь использовать полученные теоретические знания в практической деятельности.

Глубокое усвоение материала возможно при условии сочетания аудиторных занятий с самостоятельной работой студентов с литературой, нормативным материалом. Изучение дисциплины рассчитано на 1 семестр. Основными видами учебных занятий по данной дисциплине являются лекции, на которых излагаются основы теоретических знаний по данной дисциплине. К видам учебных занятий относятся и практические занятия, на которых закрепляется теоретический материал. Усвоение курса предполагает также систематическое выполнение самостоятельной работы студентами.

Система промежуточного контроля усвоения студентами учебного материала включает устные и письменные опросы студентов на практических занятиях, контрольные работы по решению задач, выполнение тестов.

Виды учебных занятий, форма контроля знаний студентов

Форма обучения

Семестр

Виды учебных занятий

Самостоятельная работа студентов

Форма контроля

Аудиторные

Внеаудиторные

Текущий контроль

Итоговый контроль

Лекции

Форма практических занятий

Лабораторные занятия

Контрольная

работа

Семинар

Практ. занят.

Др. формы

Очная

9

26

12

74

зачет

Заочная

(1 высшее)

11

10

4

100

зачет

Заочная

(сокращ.)

7

10

4

110

зачет

1.2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Название и содержание разделов, тем, модулей

Объем часов

Примечания, дополнительные указания, методические материалы, технические средства и др., необходимые для учебной работы

Общий

Аудиторная работа

Самостоятельная работа

Лекции

Практические (или семинарские) занятия

Лабораторные занятия

1

2

3

4

5

6

7

8

Очная форма обучения

1

Понятие, история развития конкурсного права. Мировые системы банкротства

4

10

2

Возбуждение производства по делу о несостоятельности. Проведение конкурсного процесса

4

2

10

3

Виды и статус кредиторов в конкурсном процессе

4

10

4

Наблюдение

2

2

10

5

Финансовое оздоровление

2

2

6

6

Внешнее управление имуществом должника

4

2

8

7

Конкурсное производство как ликвидационная стадия конкурса

2

2

8

8

Мировое соглашение в конкурсном процессе

2

2

6

9

Особенности несостоятельности (банкротства) отдельных категорий должников

2

6

Итого

112

26

12

74

Заочная форма обучения (полная программа)

1

Понятие, история развития конкурсного права. Мировые системы банкротства

1

10

2

Возбуждение производства по делу о несостоятельности. Проведение конкурсного процесса

1

2

10

3

Виды и статус кредиторов в конкурсном процессе

1

2

10

4

Наблюдение

2

10

5

Финансовое оздоровление

1

10

6

Внешнее управление имуществом должника

2

15

7

Конкурсное производство как ликвидационная стадия конкурса

1

15

8

Мировое соглашение в конкурсном процессе

15

9

Особенности несостоятельности (банкротства) отдельных категорий должников

1

15

10

Итого

114

10

4

100

Заочная форма обучения (сокращенная программа)

1

Понятие, история развития конкурсного права. Мировые системы банкротства

1

10

2

Возбуждение производства по делу о несостоятельности. Проведение конкурсного процесса

1

2

15

3

Виды и статус кредиторов в конкурсном процессе

1

2

10

4

Наблюдение

2

10

5

Финансовое оздоровление

1

15

6

Внешнее управление имуществом должника

2

15

7

Конкурсное производство как ликвидационная стадия конкурса

1

15

8

Мировое соглашение в конкурсном процессе

15

9

Особенности несостоятельности (банкротства) отдельных категорий должников

1

15

10

Итого

124

10

4

110

Формы контроля

• контрольные мероприятия, проводимые в конкретные недели межсессионного периода с указанием используемых форм контроля усвоения студентами учебно-программного материала, включая коллоквиумы, контрольные работы (межсессионные), тесты, индивидуальные задания, контроль знаний терминов и основных понятий (самостоятельные работы).

• формы итогового контроля, предусмотренные Учебным планом специальности по данной дисциплине для той или иной формы обучения- зачет (ДО, ОЗ)

1.3 Требования к уровню освоения программы и формы итогового контроля:

В результате изучения курса студент должен знать:

- Нормативно-правовые акты, регулирующие процесс банкротства;

- Подведомственность и подсудность дел о банкротстве;

- Предупреждение банкротства;

- Разбирательство дел о банкротстве в арбитражном суде;

- Процедуру наблюдения;

- Процедуру финансового оздоровления;

- Процедуру внешнего управления;

- Процедура конкурсного производства;

- Мировое соглашение;

- Особенности банкротства отдельных категорий должников – юридических лиц;

- Банкротство гражданина;

- Упрощенные процедуры банкротства.

Уметь: использовать знания конкурсного права в практической деятельности на различных должностях, требующих юридических познаний.

Формы итогового контроля , предусмотренные Учебным планом специальности по данной дисциплине для той или иной формы обучения - зачет (ДО), зачет (ЗО).

Результаты зачета определяются - «зачтено», «незачтено». При определении критерия выставления оценок необходимо учитывать объем, глубину знаний, умение применять их на практике, аргументированность и доказательность. Немаловажное значение должно иметь умение давать формулировки и определение понятий, делать логические выводы, четко и правильно оформить ответ, знакомство с дополнительной литературой, умение излагать суть учебного материала.

Критерием выставлением зачета преподаватель должен руководствоваться следующим:

- оценки «зачтено» заслуживает студент, обнаруживший знание основного учебного - программного материала в объеме, необходимом для дальнейшей учебы и предстоящей работы по профессии, справляющийся с выполнением заданий, предусмотренных программой, знакомый с основной литературой, рекомендованной программой.

- оценка «незачтено» выставляется студенту, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой задании.

1.4. Содержание разделов учебной дисциплины "Конкурсное право"

Тема 1. Понятие, история развития конкурсного права. Мировые системы банкротства

Понятие конкурсного права как комплексного правового института. Ликвидационная концепции норм о банкротстве. Римское конкурсное право. Итальянские конкурсные статуты. Конкурсное право Франции, Германии, Англии. Направления развития российского конкурсного права. Проекты конкурсных Уставов 1740, 1753 гг. Уставы 1800 и 1832 гг. Российская модель конкурсных отношений. Мировые системы банкротства.

Тема 2. Возбуждение производства по делу о несостоятельности. Проведение конкурсного процесса

Процессуальные особенности конкурсного процесса. Критерии и признаки банкротства. Меры по предотвращению банкротства. Подготовка дела о банкротстве к судебному разбирательству. Действие ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» во времени. Роль арбитражного суда в проведении конкурсного процесса. Арбитражный управляющий в конкурсном процессе. Саморегулируемые организации арбитражных управляющих. Лица, участвующие в деле о банкротстве. Лица, участвующие в арбитражном процессе. Единоличное и коллегиальное рассмотрение дел о банкротстве.

Тема 3. Виды и статус кредиторов в конкурсном процессе

Классификация кредиторов. Денежные и неденежные кредиторы. Кредиторы-заявители и кредиторы, не являющиеся заявителями. Конкурсные и неконкурсные кредиторы. Крупные и мелкие кредиторы. Очередные и неочередные кредиторы. Органы кредиторов: собрание кредиторов, комитет кредиторов. Форма участия кредитора в конкурсном процессе.

Тема 4. Наблюдение

Цели введения наблюдения. Последствия принятия судом заявления о признании должника банкротом. Временный управляющий. Руководитель должника – юридического лица в процедуре наблюдения. Функционирование должника в период наблюдения. Ограничения правоспособности и дееспособности должника – юридического лица в течение наблюдения. Установление требований кредиторов. Проведение анализа финансового состояния должника. Первое собрание кредиторов. Завершение наблюдения.

Тема 5. Финансовое оздоровление

Введение финансового оздоровления. Обеспечение исполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности. Последствия введения финансового оздоровления. Управление должником в ходе финансового оздоровления. Административный управляющий. План финансового оздоровления и график погашения задолженности. Окончание финансового оздоровления. Переход к внешнему управлению.

Тема 6. Внешнее управление имуществом должника

Порядок введения внешнего управления. Последствия введения внешнего управления. Мораторий на удовлетворение требований кредиторов. Внешний управляющий. План внешнего управления. Меры по восстановлению платежеспособности должника. Отчет внешнего управляющего. Расчеты с кредиторами.

Тема 7. Конкурсное производство как ликвидационная стадия конкурса

Признание должника банкротом. Последствия открытия конкурсного производства. Конкурсный управляющий. Формирование конкурсной массы. Очередность удовлетворения требований кредиторов. Возможность перехода от конкурсного производства к внешнему управлению. Отчет конкурсного управляющего. Завершение конкурсного производства.

Тема 8. Мировое соглашение в конкурсном процессе

Мировое соглашение: общие положения, форма и содержание. Особенности заключения мирового соглашения в ходе наблюдения, внешнего управления и конкурсного производства. Утверждение мирового соглашения арбитражным судом: условия и последствия. Расторжение мирового соглашения.

Тема 9. Особенности несостоятельности (банкротства) отдельных категорий должников

Особенности банкротства градообразующих организаций. Особенности банкротства сельскохозяйственных организаций. Особенности банкротства финансовых организаций. Особенности банкротства стратегических предприятий и организаций. Особенности банкротства субъектов естественных монополий. Банкротство гражданина. Особенности банкротства индивидуальных предпринимателей. Особенности банкротства ликвидируемого должника. Особенности банкротства отсутствующего должника.

1.5. Учебно-методическое обеспечение дисциплины «Конкурсное право».

1.5.1. Основная и дополнительная учебная литература.

Основная литература:

1. Телюкина М.В. Федеральный закон «О несостоятельности (банкрот­стве)». Постатейный комментарий. М., 2003.

2. Телюкина М.В. Конкурсное право: Теория и практика несостоятельности (банкротства). М., 2002.

3. Ткачёв В.Н. Конкурсное право. Правовое регулирование несостоятельности (банкротства) в России / Учебное пособие. Издательство Городец, 2006.

Дополнительная литература:

1.Арбитражное управление: Теория и практика наблюдения / Под ред. В.В. Голубева. М., 2000.

2. Архипов И. В. Конкурсный процесс в системе торгового права Рос­сии XIX века // Правоведение. 1999. № 1.

3. Белых В.С. Концепция банкротства: законодательная модель и реаль­ность // Российский юридический журнал. 1995. № 3.

4. Белых В.С., Дубинчин А.А., Скуратовский М.Л. Правовые основы не­состоятельности (банкротства). М., 2001.

5. Беляева 3. С. Крестьянское (фермерское) хозяйство как субъект граж­данского права // Субъекты гражданского права. М., 2000.

6. Витрянский В. В. Особенности банкротства отдельных категорий дол­жников // Вестник ВАС РФ. Спец. прил. 2001. № 3.

7. Витрянский В.В. Особенности несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического ком­плекса // Вестник ВАС РФ. 1999. № 8.

8. Витрянский В.В. Пути совершенствования законодательства о банк­ротстве // Вестник ВАС РФ. Спец. прил. 2001. № 3.

9. Голубев В. В. Арбитражные управляющие: квалификационные требова­ния, этика, ответственность // Вестник ВАС РФ. Спец. прил. 2001. № 3.

10. Голубев С.А., Гузнов А.Г., Козлачков А.А. Правовое регулирование мер по предотвращению банкротства кредитных организаций // Вестник ВАС РФ. 1999. № 4.

11. Гражданское право. Т. 1 / Под ред. Е.А. Суханова. М., 1998.

12. Дементьева Е.В. Постатейный комментарий к Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций». М., 2000.

13. Договорное право. Договоры о передаче имущества / Под ред. М.И. Брагинского, В.В. Витрянского. М., 2000.

14. Ерофеев А. Критерии банкротства: мораторий и другие последствия начала процедур // Вестник ВАС РФ. Спец. прил. 2001. № 3.

15. Калинина Л. Правовое регулирование несостоятельности (банкротства) сельскохозяйственных организаций // Хозяйство и право. 1998. № 7.

16. Калнан Р. Процедура наблюдения // Вестник ВАС РФ. Спец. прил. 2001. №3.

17. Лившиц Н.Г. Банкротство кредитных организаций // Вестник ВАС РФ. 1999. №4.

18. Ломидзе О., Ломидзе Э. Проблемы защиты права кредиторов по не­денежному обязательству организации-должника // Хозяйство и пра­во. 2001. №3.

19. Никитина О.А. Конкурсное производство // Вестник ВАС РФ. Спец. прил. 2001. № 3.

20. Никитина О.А. Процедура наблюдения // Вестник ВАС РФ. Спец. прил. 1998. № 2.

21. Прудникова Т.П. Внешнее управление: финансово-экономические ас­пекты // Вестник ВАС РФ. Спец. прил. 2001. № 3.

22. Телюкина М.В. Акционирование долга, обмен долга на доли участия и продажа бизнеса должника, находящегося в процессе производства по делу о банкротстве // Юридический мир. 1998. № 3—4.

23. Телюкина М.В. Внешнее управление имуществом должника и пробле­ма правосубъектности юридических лиц // Юридический мир. 1997. № 12.

24. Телюкина М.В. Возбуждение производства по делу о несостоятельнос­ти // Юридический мир. 1998. № 11-12.

25. Телюкина М.В. Временный управляющий. Его статус и полномочия // Законодательство и экономика. 1999. № 9.

26. Телюкина М.В. Действие российского законодательства о несостоя­тельности (банкротстве) // Законодательство и экономика. 1999. № 2.

27. Телюкина М.В. Зачет встречного однородного требования и его при­менение в конкурсном процессе// Законодательство. 1999. № 8.

28. Телюкина М.В. Ликвидация как завершающий этап конкурсного про­цесса // Юрист. 1997. № 8.

29. Телюкина М.В. Особенности несостоятельности (банкротства) стра­ховых организаций // Хозяйство и право. 1999. № 5.

30. Телюкина М.В. Особенности производства по делу о несостоятельно­сти градообразующего должника//Законодательство. 1999. № 1.

31. Телюкина М.В. Полномочия конкурсного управляющего и теоретичес­кие проблемы определения его статуса // Юридический мир. 1999. № 1-2.

32. Телюкина М.В. Признаки и критерии несостоятельности юридичес­кого лица // Юридический мир. 1997. №11.

33. Телюкина М.В. Проблемы правового положения внеочередных (теку­щих) кредиторов // Юридический мир. 1999. № 8.

34. Телюкина М.В. Федеральный закон «О несостоятельности (банкрот­стве)». Постатейный комментарий. М., 2003.

35. Телюкина М.В., Ткачев В.Н. Банкротство ликвидируемого должника// Юридический мир. 2001. № 6.

36. Телюкина М.В., Ткачев В.Н. Неисполнение, недействительность и ра­сторжение мирового соглашения // Юридический мир. 2001. № 5.

37. Трофимов К. Т. Постатейный комментарий к Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций. М., 2001.

38. Шеленкова Н.Б. Россия и Германия: новое законодательство о банк­ротстве. Сравнительно-правовой анализ // Законодательство. 1998. №7.

1.5.2 Методические указания для студентов

График организации самостоятельной работы студентов очной формы обучения

по дисциплине «Конкурсное право»

Форма обучения

Семестр

Виды учебных занятий

Самост. работа студентов

Формы контроля

Аудиторные

Внеаудиторные

Лекции

Практические.

лабораторные занятия

Контрольная работа

Очная

9

26

12

-

-

-

74

Зачет

Порядок организации самостоятельной работы

Объем часов самостоятельной работы

№ недели

темы

Виды самостоятельной учебной работы

Изучение теоретического материала

50 часов

Решение практических задач

18 часов

Проверка решения практических задач

6 часов

1-2

1.1. Понятие, история развития конкурсного права. Мировые системы банкротства

Ознакомление с программой «Конкурсное право». Ознакомление со списком основной о дополнительной литературы.

(5 часов)

По графику консультаций преподавателя

2-3-

1.2. Возбуждение производства по делу о несостоятельности. Проведение конкурсного процесса

Изучение законспектированного на лекции учебного материала;

чтение основной и дополнительной

литературы; подготовка к практическому занятию по 6 (шести) теоретическим вопросам.

(5 часов)

Решение четырех практических задач.

( 2 часа)

4-5

1.3. Виды и статус кредиторов в конкурсном процессе

Изучение законспектированного на лекции учебного материала;

чтение основной и дополнительной

литературы; подготовка к практическому занятию по 7 (семи) теоретическим вопросам.

(5 часов)

Решение шести практических задач.

( 2 часа)

6

1.4. Наблюдение

Изучение законспектированного на лекции учебного материала;

чтение основной и дополнительной

литературы; подготовка к практическому занятию по 6 (шести) теоретическим вопросам.

(5 часов)

Решение трех практических задач.

(2 часа)

7

1.5. Финансовое оздоровление

Изучение законспектированного на лекции учебного материала;

чтение основной и дополнительной

литературы; подготовка к практическому занятию по 6 (шести) теоретическим вопросам.

(5 часов)

Решение пяти практических задач.

(2 часа)

8-9

1.6. Внешнее управление имуществом должника

Изучение законспектированного на лекции учебного материала;

чтение основной и дополнительной

литературы; подготовка к практическому занятию по 6 (шести) теоретическим вопросам.

(6 часов)

Решение пяти практических задач.

(3 часа)

10

1.7. Конкурсное производство как ликвидационная стадия конкурса

Изучение законспектированного на лекции учебного материала;

чтение основной и дополнительной

литературы; подготовка к практическому занятию по 6 (шести) теоретическим вопросам.

(6 часов)

Решение трех практических задач.

(2 часа)

11

1.8. Мировое соглашение в конкурсном процессе

Изучение законспектированного на лекции учебного материала;

чтение основной и дополнительной

литературы.

(5 часов)

12-13

1.9. Особенности несостоятельности (банкротства) отдельных категорий должников

Повторение пройденного материала

(8 часов)

График организации самостоятельной работы студентов заочной формы обучения

по дисциплине «Конкурсное право»

Форма обучения

Семестр

Виды учебных занятий

Самост. работа студентов

Формы контроля

Аудиторные

Внеаудиторные

Лекции

Практические.

лабораторные занятия

Контрольная работа

Заочная (полная)

11

10

4

-

-

-

100

зачет

Заочная (сокр.)

7

10

4

-

-

-

110

зачет

Порядок организации самостоятельной работы (з/о полная форма)

Объем часов самостоятельной работы

№ недели

темы

Виды самостоятельной учебной работы

Изучение теоретического материала

80 часов

Решение практических задач 16 часов

Проверка решения практических задач

часов

4 часа

1.1. Понятие, история развития конкурсного права. Мировые системы банкротства

Ознакомление с программой «Конкурсное право». Ознакомление со списком основной о дополнительной литературы. Поиск источников литературы.

(4 часа)

По графику консультаций преподавателя

1.2. Возбуждение производства по делу о несостоятельности. Проведение конкурсного процесса

Изучение законспектированного на лекции учебного материала;

чтение основной и дополнительной

литературы; подготовка к практическому занятию по 6 (шести) теоретическим вопросам.

(10часов)

Решение четырех – практических задач.

( 2 часа)

1.3. Виды и статус кредиторов в конкурсном процессе

Изучение законспектированного на лекции учебного материала;

чтение основной и дополнительно

литературы; подготовка к практическому занятию по 7 (семи) теоретическим вопросам.

(10 часов)

Решение шести практических задач.

( 2 часа)

1.4. Наблюдение

Изучение законспектированного на лекции учебного материала;

чтение основной и дополнительной

литературы; подготовка к практическому занятию по 6 (шести) теоретическим вопросам.

(10 часов)

Решение трех практических задач.

(2 часа)

1.5. Финансовое оздоровление

Изучение законспектированного на лекции учебного материала;

чтение основной и дополнительной

литературы; подготовка к практическому занятию по 6 (шести) теоретическим вопросам.

(10 часов)

Решение пяти практических задач.

(3 часа)

1.6. Внешнее управление имуществом должника

Изучение законспектированного на лекции учебного материала;

чтение основной и дополнительной

литературы; подготовка к практическому занятию по 6 (шести) теоретическим вопросам.

(10 часов)

Решение пяти практических задач.

(3 часа)

1.7. Конкурсное производство как ликвидационная стадия конкурса

Изучение законспектированного на лекции учебного материала;

чтение основной и дополнительной

литературы; подготовка к практическому занятию по 6 (шести) теоретическим вопросам.

(10 часов)

Решение трех практических задач.

(2 часа)

1.8. Мировое соглашение в конкурсном процессе

Изучение законспектированного на лекции учебного материала;

чтение основной и дополнительной

литературы; подготовка к практическому занятию по 6 (шести) теоретическим вопросам.

(10часов)

Решение трех практических задач.

(2 часа)

1.9. Особенности несостоятельности (банкротства) отдельных категорий должников

Повторение пройденного материала

(6 часов)

Порядок организации самостоятельной работы (з/о сокращенная форма)

Объем часов самостоятельной работы

№ недели

темы

Виды самостоятельной учебной работы

Изучение теоретического материала

90 часов

Решение практических задач

16 часа

Проверка решения практических задач

часов

4 часов

1.1. Понятие, история развития конкурсного права. Мировые системы банкротства

Ознакомление с программой «Конкурсное право». Ознакомление со списком основной о дополнительной литературы. Поиск источников литературы.

(10 часов)

По графику консультаций преподавателя

1.2. Возбуждение производства по делу о несостоятельности. Проведение конкурсного процесса

Изучение законспектированного на лекции учебного материала;

чтение основной и дополнительной

литературы; подготовка к практическому занятию по 6 (шести) теоретическим вопросам.

(10 часов)

Решение четырех практических задач.

( 2 часа)

1.3. Виды и статус кредиторов в конкурсном процессе

Изучение законспектированного на лекции учебного материала;

чтение основной и дополнительно

литературы; подготовка к практическому занятию по 7 (семи) теоретическим вопросам.

(10 часов)

Решение шести практических задач.

( 2 часа)

1.4. Наблюдение

Изучение законспектированного на лекции учебного материала;

чтение основной и дополнительной

литературы; подготовка к практическому занятию по 6 (шести) теоретическим вопросам.

(10 часов)

Решение трех практических задач.

(2 часа)

1.5. Финансовое оздоровление

Изучение законспектированного на лекции учебного материала;

чтение основной и дополнительной

литературы; подготовка к практическому занятию по 6 (шести) теоретическим вопросам.

(8 часов)

Решение пяти практических задач.

(3 часа)

1.6. Внешнее управление имуществом должника

Изучение законспектированного на лекции учебного материала;

чтение основной и дополнительной

литературы; подготовка к практическому занятию по 6 (шести) теоретическим вопросам.

(12 часов)

Решение пяти практических задач.

(3 часа)

1.7. Конкурсное производство как ликвидационная стадия конкурса

Изучение законспектированного на лекции учебного материала;

чтение основной и дополнительной

литературы; подготовка к практическому занятию по 6 (шести) теоретическим вопросам.

(10 часов)

Решение трех практических задач.

(2 часа)

1.8. Мировое соглашение в конкурсном процессе

Изучение законспектированного на лекции учебного материала;

чтение основной и дополнительной

литературы; подготовка к практическому занятию по 6 (шести) теоретическим вопросам.

(10 часов)

Решение трех практических задач.

(2 часа)

1.9. Особенности несостоятельности (банкротства) отдельных категорий должников

Повторение пройденного материала

(13 часов)

Самостоятельную работу по дисциплине следует начать сразу же после установочной лекции и получения задания. Для работы необхо­димо ознакомиться с учебным планом и установить, какое количество часов отведено учебным планом в целом на изучение дисцип­лины, на аудиторную работу с преподавателем на лекционных и практических (семинарских) занятиях, а также на самостоятельную работу.

Затем нужно познакомиться с заданиями письменных практических работ и примерным объемом времени, предполагаемым на их выполнение, составить в отдельной тетради (можно выполнить план работы в тетради для теоретического материалы по дисциплине) понедельный план работы и установить минимальные еженедельные результаты и их вид.

Целесообразно начать работу с изучения теоретического материала и с письменных ответов на вопросы теоретической части содержания дисциплины, чтобы приступить затем к выполнению письменных практических работ, имея необходимые знания. Теоретический материал студент изучает в соответствии с вопросами для подготовки к экзамену и зачету и составляет в отдельной тетради письменный конспект ответа объемом не более 1 страницы на один вопрос (план-конспект).

1.5.3 Тематика и методические указания студентам по подготовке к семинарским (практическим) занятиям по дисциплине «Конкурсное право»*

Для выполнения практической работы студент использует задание в электронном варианте. При подготовке к практическим занятиям студент должен в письменной форме решить задачи, в устной ответить на вопросы, указанные в темах практических занятий, руководствуясь при этом нормативными актами, практикой судов, литературой, перечисленной в каждой теме указанных занятий.

Семинар № 1. Возбуждение производства по делу о несостоятельности. Проведение конкурсного процесса* .

1. Процессуальные особенности конкурсного процесса.

2. Критерии и признаки банкротства.

3. Действие ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» во времени.

4. Виды и статус кредиторов в конкурсном процессе.

5. Арбитражный управляющий в конкурсном процессе.

6. Саморегулируемые организации арбитражных управляющих.

Рекомендованная литература

1. Арбитражный процессуальный кодекс РФ, М., 2002 г.

2. Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве) от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ, "Российская газета", № 209-210, 02.11.2002 г. с изменениями и дополнениями.

3. Белых В.С. Концепция банкротства: законодательная модель и реаль­ность // Российский юридический журнал. 1995. № 3.

4. Белых В.С., Дубинчин А.А., Скуратовский М.Л. Правовые основы не­состоятельности (банкротства). М., 2001.

5. Витрянский В.В. Пути совершенствования законодательства о банк­ротстве // Вестник ВАС РФ. Спец. прил. 2001. № 3.

6. Голубев В. В. Арбитражные управляющие: квалификационные требова­ния, этика, ответственность // Вестник ВАС РФ. Спец. прил. 2001. № 3.

7. Гражданское право. Т. 1 / Под ред. Е.А. Суханова. М., 1998.

8. Телюкина М.В. Действие российского законодательства о несостоя­тельности (банкротстве) // Законодательство и экономика. 1999. № 2.

9. Телюкина М.В. Признаки и критерии несостоятельности юридичес­кого лица // Юридический мир. 1997. №11.

10. Арбитражное управление: Теория и практика наблюдения /Под ред. В.В. Голубева. М., 2000.

11. Калнан Р. Процедура наблюдения // Вестник ВАС РФ. Спец. прил. 2001. №3.

12. Никитина О.А. Процедура наблюдения // Вестник ВАС РФ. Спец. прил. 1998. № 2.

ЗАДАЧИ

Задача 1.

Общество с ограниченной ответственностью «Контур» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом. К заявлению, в качестве подтверждения задолженности были приложены договор на выполнение работ, акт выполненных работ, акт сверки задолженности и письмо должника, в котором последний признает долг. Вправе ли арбитражный суд возбудить на основании представленных документов дело о банкротстве должника? Процессуальные действия арбитражного суда?

Задача 2.

Вправе ли арбитражный управляющий выдавать доверенности?

Вправе ли временный управляющий выдать доверенность на участие в судебных заседаниях арбитражного суда по проверке обоснованности представленных возражений должника относительно требований кредитора?

Задача 3.

После принятия судом заявления налогового органа о признании должника банкротом, должник частично исполнил указанные в заявлении требования, в результате чего их сумма стала меньше суммы, необходимой для возбуждения дела о банкротстве. Действия суда?

Задача 4.

Рассматривается ли с соблюдением порядка, предусмотренного Законом о банкротстве (в рамках процесса о банкротстве), требование кредитора о возврате должником имущества из чужого незаконного владения в процессе банкротства должника?

Семинар № 2. Наблюдение*

1. Цели введения наблюдения. Категории должников, в отношении которых наблюдение не вводится.

2. Последствия принятия судом заявления о признании должника банкротом.

3. Временный управляющий.

4. Функционирование должника в период наблюдения.

5. Установление требований кредиторов.

6. Первое собрание кредиторов.

7. Завершение наблюдения.

Рекомендованная литература

1. Арбитражный процессуальный кодекс РФ, М., 2002 г.

2. Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве) от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ, "Российская газета", № 209-210, 02.11.2002 г. (с изменениями и дополнениями).

3. Арбитражное управление: Теория и практика наблюдения /Под ред. В.В. Голубева. М., 2000.

4. Калнан Р. Процедура наблюдения // Вестник ВАС РФ. Спец. прил. 2001. №3.

5. Никитина О.А. Процедура наблюдения // Вестник ВАС РФ. Спец. прил. 1998. № 2.

ЗАДАЧИ

Задача 1

Коммерческий банк обратился в арбитражный суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью о взыскании с ответчика суммы невозвращенного кредита и процентов за пользование кредитом.

Решением суда первой инстанции в удовлетворении исковых требований отказано, так как ответчик погасил задолженность зачетом встречного однородного требования.

Суд апелляционной инстанции решение отменил и иск удовлетворил. При этом в постановлении суда апелляционной инстанции было указано, что в данном случае зачет встречного требования был невозможен, поскольку в отношении коммерческого банка на момент проведения зачета было возбуждено дело о банкротстве. С даты возбуждения дела о банкротстве кредиторы истца не вправе получать от него какие-либо суммы (в том числе и путем зачета встречных однородных требований) без соблюдения порядка, установленного Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)".

Укажите законный по Вашему мнению судебный акт и обоснуйте почему?

Допускается ли зачет встречного однородного требования с даты возбуждения в отношении одной из сторон дела о банкротстве?

Задача 2

В ходе осуществления процедуры банкротства – наблюдения, введенной арбитражным судом в отношении Общества с ограниченной ответственностью (далее именуемого ООО), налоговая инспекция обратилась в арбитражный суд с заявлением о взыскании с ООО штрафа в сумме 20 тыс. рублей за невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и перечислению налога на доходы физических лиц.

Впоследствии решением суда, ООО было признано банкротом, в отношении него открыто конкурсное производство. Определением суда исковое заявление налогового органа оставлено без рассмотрения. Правомерен ли отказ суда в рассмотрении дела и почему?

Задача 3

Общество с ограниченной ответственностью обратилась в арбитражный суд с иском к Открытому акционерному обществу о взыскании задолженности за предоставленные, на основании договора, услуги и процентов за пользование чужими денежными средствами в соответствии со статьей 395 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Решением суда исковые требования удовлетворены в полном объеме.

Иск по настоящему делу заявлен 16.05.01, в то время как определением арбитражного суда от 07.12.2000 по другому делу в отношении Открытого акционерного общества возбуждено дело о признании его несостоятельным (банкротом) и введено наблюдение.

Арбитражный суд апелляционной инстанции по апелляционной жалобе Общества с ограниченной ответственностью решение суда первой инстанции отменил, в удовлетворении иска отказал? Правильное ли решение принял суд апелляционной инстанции и почему?

Задача 4

Вправе ли органы управления организации после введения наблюдения с письменного согласия временного управляющего принять решение о реорганизации должника?

Задача 5

Согласно отчету временного управляющего и в соответствии с решением первого собрания кредиторов должника в отношении последнего должна быть введена процедура банкротства – конкурсное производство. В судебное заседание со стороны, заявленной саморегулируемой организации список кандидатур арбитражных управляющих для утверждения в деле о банкротстве представлен не был, несмотря на получение запроса арбитражного суда.

Какие процессуальные решения должен принять арбитражный суд?

Задача 6.

Подготовьте проект требования кредитора о включение его в реестр требований должника. Орган, рассматривающий дело о банкротстве – Арбитражный суд Кемеровской области, процедура банкротства – наблюдение. Все остальное необходимое для составления требования укажите произвольно.

Семинар №3. Финансовое оздоровление* .

1. Введение финансового оздоровления.

2. Обеспечение исполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности.

3. Последствия введения финансового оздоровления.

4. Административный управляющий.

5. План финансового оздоровления и график погашения задолженности.

6. Окончание финансового оздоровления.

Рекомендованная литература

1. Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве) от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ, "Российская газета", № 209-210, 02.11.2002 г. с изменениями и дополнениями.

2. Телюкина М.В. Федеральный закон «О несостоятельности (банкрот­стве)». Постатейный комментарий. М., 2003.

Задача 1.

Что в качестве обеспечения исполнения обязательств должника в соответствии с графиком погашения задолженности в ходе финансового оздоровления может быть предложено учредителями (участниками) должника, собственником имущества должника – унитарного предприятия, третьими лицами?

Задача 2.

Назовите основания для досрочного прекращения финансового оздоровления ?

Задача 3.

В связи с возбуждением дела о банкротстве должника ООО «Арсенал», судебные приставы вынесли постановление о приостановлении исполнительного листа о взыскании его работником заработной платы, обосновав это тем, что с даты вынесения арбитражным судом определения о введении финансового оздоровления приостанавливается исполнение всех исполнительных документов. Правомерна ли позиция судебных приставов?

Семинар № 4. Внешнее управление имуществом должника**

1. Порядок введения внешнего управления.

2. Последствия введения внешнего управления.

3. Мораторий на удовлетворение требований кредиторов.

4. План внешнего управления.

5. Меры по восстановлению платежеспособности должника.

6. Расчеты с кредиторами.

Рекомендованная литература

1. Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве) от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ, "Российская газета", № 209-210, 02.11.2002 г. с изменениями и дополнениями.

2. Ерофеев А. Критерии банкротства: мораторий и другие последствия начала процедур // Вестник ВАС РФ. Спец. прил. 2001. № 3.

3. Ломидзе О., Ломидзе Э. Проблемы защиты права кредиторов по не­денежному обязательству организации-должника // Хозяйство и пра­во. 2001. №3.

4. Прудникова Т.П. Внешнее управление: финансово-экономические ас­пекты // Вестник ВАС РФ. Спец. прил. 2001. № 3.

5. Телюкина М.В. Внешнее управление имуществом должника и пробле­ма правосубъектности юридических лиц // Юридический мир. 1997. № 12.

6. Телюкина М.В. Зачет встречного однородного требования и его при­менение в конкурсном процессе// Законодательство. 1999. № 8.

7. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве) / Под ред. В.В. Витрянского. М., 1998.

ЗАДАЧИ

Задача 1

Предъявляются ли в рамках процесса о банкротстве – внешнее управление требования кредитора о признании совершенной должником сделки недействительной, а также о применении последствий ее недействительности?

Задача 2

В каком порядке в период осуществления внешнего управления удовлетворяются требования кредиторов, внесенных в реестр кредиторов?

Задача 3

Между ОАО «Шахта» и ООО «Дельта» был заключен договор мены, по которому ООО «Дельта» приняло на себя обязательство поставить трактор, а ОАО «Шахта» приняло на себя встречное обязательство поставить 350 тонн угля. Стоимость трактора и угля стороны договорились считать одинаковой 350 тыс. рублей. ООО «Дельта» выполнило свою обязанность и передало трактор, а ОАО «Шахта» в свою очередь не передало уголь. В дальнейшем в отношении ОАО «Шахта» было возбуждена процедура банкротства – внешнее управление. Распространяется ли мораторий на удовлетворение данного требования?

Задача 4

Может ли внешний управляющий по жалобе лиц, участвующих в деле, быть отстранен арбитражным судом от исполнения обязанностей в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением им своих обязанностей?

Задача 5

В период проведения в отношении ОАО «Хром»процедуры банкротства - внешнее управление. между ООО «ГАЗ» (поставщик) и ОАО «Хром» (покупатель) был заключен договор поставки газа. По решению арбитражного суда ОАО «Хром» был признан банкротом и в отношении него открыто конкурсное производство. ООО «ГАЗ» обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании задолженности с ОАО «Хром» за поставленный в период с сентября по декабрь 2004г. газ по договору №7. Определением суда первой инстанции исковое заявление оставлено без рассмотрения на основании пч.4 ст.148 АПК РФ. Судебный акт мотивирован тем, что в соответствии с п.1 ст. 126 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» все требования кредиторов по денежным обязательствам могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства, поэтому заявленное требование может быть заявлено только в деле о банкротстве. Правомерно ли решение суда и почему?

Семинар № 5. Конкурсное производство как ликвидационная стадия конкурса*

1. Признание должника банкротом.

2. Последствия открытия конкурсного производства.

3. Формирование конкурсной массы.

4. Очередность удовлетворения требований кредиторов.

5. Возможность перехода от конкурсного производства к внешнему управлению.

6. Завершение конкурсного производства.

Рекомендованная литература

1. Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве) от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ, "Российская газета", № 209-210, 02.11.2002 г.

2. Никитина О.А. Конкурсное производство // Вестник ВАС РФ. Спец. прил. 2001. № 3.

3. Телюкина М.В. Ликвидация как завершающий этап конкурсного про­цесса // Юрист. 1997. № 8.

4. Телюкина М.В. Полномочия конкурсного управляющего и теоретичес­кие проблемы определения его статуса // Юридический мир. 1999. № 1-2.

ЗАДАЧИ

Задача 1

Какие меры могут применяться конкурсным управляющим в целях поиска, выявления и возврата имущества должника?

Задача 2

Назовите обстоятельства, которые арбитражный суд при рассмотрении иска конкурсного управляющего о признании недействительной сделки должника, совершенной до введения конкурсного производства должен установить.

Задача 3

Вправе ли конкурсный управляющий самостоятельно осуществлять оценку недвижимого имущества, балансовая стоимость которого на последнюю отчетную дату, предшествующую признанию банкротом не превышает 100 тыс. рублей.

Задача 4

Между Открытым акционерным обществом (ОАО) и обществом с ограниченной ответственностью (ООО) был заключен договор поставки, согласно которому ОАО обязуется поставить ООО щебень. Впоследствии в отношении ОАО (поставщик) было возбуждено дело о банкротстве.

Ненадлежащее исполнение ОАО обязательств по названному договору послужило основанием для обращения ООО с иском в арбитражный суд о понуждении исполнения договора и поставке оплаченного щебня. Арбитражный суд первой инстанции исковое заявление оставил без рассмотрения, исходя из того, что данное требование подлежит рассмотрению в деле о банкротстве.

Правомерен ли вывод арбитражного суда и почему?

Задача 5

В отношении Государственного предприятия «Шахта» было принято решение о признании его банкротом и введении процедуры - конкурсное производство. В ходе проведения конкурсного производства инспекция Ростехнадзора при обследовании территории шахты, установила наличие 4 опасно-провальных зон, угрожающих жизни и здоровья людей, работавших на соседних предприятиях. Конкурсный управляющий заключил договор с подрядной организацией на выполнение работ по засыпке указанных провалов и рекультивации вокруг них земельных участков, оплата была произведена из средств, полученных от реализации конкурсной массы. Налоговая инспекция обратилась в арбитражный суд с иском о признании данного договора недействительным, в связи с нарушением очередности ее прав как кредитора третьей очереди.

Арбитражный суд отказал в удовлетворении требований налоговой инспекции?

Установите правомерность принятого решения и укажите его правовые основания.

Семинар № 6. Мировое соглашение в конкурсном процессе*

1. Мировое соглашение: общие положения, форма и содержание.

2. Особенности заключения мирового соглашения в ходе наблюдения.

3. Особенности заключения мирового соглашения в ходе внешнего управления

4. Особенности заключения мирового соглашения в ходе конкурсного производства.

5. Утверждение мирового соглашения арбитражным судом: условия и последствия.

6. Расторжение мирового соглашения.

Рекомендованная литература

1. Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве) от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ, "Российская газета", № 209-210, 02.11.2002 г. с изменениями и дополнениями.

2. Телюкина М.В., Ткачев В.Н. Неисполнение, недействительность и ра­сторжение мирового соглашения // Юридический мир. 2001. № 5.

3. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве) / Под ред. В.В. Витрянского. М., 1998.

ЗАДАЧИ

Задача 1

В отношении ООО «Торговый дом «Шахтер» было введена процедура банкротства внешнее управление. На собрание кредиторов большинством голосов (60/40) от общего количества кредиторов было принято решение о прощение должнику долга перед конкурсными кредиторами на 20%, в обмен на расчет должника с кредиторами в течение трех лет. Арбитражный суд утвердил мировое соглашение. Голосовавшие против такого решения о заключении мирового соглашения кредиторы обжаловали в арбитражный суд определение об утверждении мирового соглашения, поскольку по их мнению должник и заявитель являются коммерческими организациями, между которыми в силу п.4 ст .575 ГК РФ дарение запрещается. Кроме того, по мнению, заявителя, в соответствии с п.1 ст. 156 Закона о банкротстве для прощения долга требовалось согласие каждого кредитора, в отношении которого устанавливалась скидка с долга. Какое решение должен принять арбитражный суд ?

Задача 2

ООО и ОАО подписали протокол о зачете взаимной задолженности: требования ООО по арендной плате на общую сумму 150 тыс. рублей зачтены встречным требованием ОАО по оплате поставленного товара на ту же сумму. В день подписания протокола о зачете в арбитражный суд поступило заявление о признании ОАО несостоятельным. Определением суда в отношении ОАО возбуждено дело о банкротстве и введена процедура наблюдения. Впоследствии оно было признано банкротом и в отношении него было возбуждено конкурсное производство. Конкурсный управляющий ОАО обратился в арбитражный суд с иском о признании сделки о зачете встречного требования недействительной.

Решением суда первой инстанции в удовлетворении искового требования отказано по следующим мотивам. Истец не представил доказательств уведомления ответчика о нахождении ОАО в преддверии банкротства при заключении спорной сделки; произведенный зачет совершен в процессе обычной хозяйственной деятельности, в связи с чем права других кредиторов этим зачетом не затрагивались; истцом по мнению суда, также не доказано предпочтительное удовлетворение оспариваемой сделкой требований ООО перед требованиями иных кредиторов должника.

Арбитражный суд кассационной инстанции, отменил решение суда первой инстанции и направил дело на новое рассмотрение, в связи с не выяснением судом обстоятельств имеющих значение для рассмотрения дела по существу?

Что необходимо было проверить арбитражному суду первой инстанции при рассмотрении иска о признании данной сделки недействительной?

Задача №3

При регистрации конкурсных кредиторов перед проведением собрания кредиторов по вопросу заключения мирового соглашения одному представителю кредитора было отказано в его регистрации на том, основании что у него нет полномочий на голосование по данному вопросу. Представитель кредитора не согласился с этим, указав что в его доверенности содержатся полномочия на голосование по всем вопросам дня собрания кредиторов. Оцените правомерность доводов представителя кредитора.

1.5.4. Тематика курсовых работ.

1. Мировые системы банкротства.

2. История развития конкурсного права.

3. Признаки и критерии несостоятельности (банкротства).

4. Субъекты конкурсного права.

5. Несостоятельность некоммерческих организаций.

6. Несостоятельность физических лиц, не имеющих статуса предпри­нимателя.

7. Банкротство индивидуального предпринимателя.

8. Банкротство должников особых категорий.

9. Возбуждение конкурсного процесса.

10. Фиктивное и преднамеренное банкротство.

11. Денежное обязательство в конкурсном процессе.

12. Система требований кредиторов к должнику.

13. Очередность удовлетворения требований кредиторов и особенно­сти ее применения в конкурсном процессе.

14. Проблемы установления требований кредиторов.

15. Правовой статус арбитражного управляющего.

16. Наблюдение как процедура конкурсного процесса.

17. Внешнее управление как восстановительная процедура.

18. Продажа бизнеса должника в конкурсном процессе.

19. Недействительность сделок должника, находящегося в процессе производства по делу о банкротстве.

20. Конкурсное производство как процедура банкротства.

21. Формирование конкурсной массы банкрота

22. Распределение конкурсной массы должника, признанного банкротом.

23. Банкротство кредитной организации.

24. Банкротство естественных монополистов.

25. Банкротство градообразующих организаций.

1.5. 5. Вопросы к зачету по дисциплине "Конкурсное право"

Тема 1. Понятие, история развития конкурсного права. Мировые системы банкротства

1. Понятие конкурсного права. Конкурсное право и экономика.

1. Концепции направленности правовых норм о банкротстве.

2. Особенности отношений между должником и кредитором в римском праве.

3. Итальянские конкурсные статуты.

4. Конкурсное право Франции, Германии, Англии.

5. Направления развития российского конкурсного права.

6. Особенности Устава 1832 г.

7. Этапы развития российского конкурсного права после 07.11.1917 г. Законодательство о банкротстве в современной России.

Тема 2. Возбуждение производства по делу о несостоятельности. Проведение конкурсного процесса

1. Процессуальные особенности конкурсного процесса.

2. Действие современного российского законодательства о банкротстве во времени и пространстве.

3. Критерии и признаки банкротства.

4. Лица, участвующие в деле о банкротстве. Лица участвующие в арбитражном процессе по делу о банкротстве.

5. Единоличное и коллегиальное рассмотрение арбитражным судом дел о банкротстве.

6. Подготовка дела о банкротстве к судебному разбирательству.

7. Возбуждение производства по делу о банкротстве.

8. Арбитражный управляющий как субъект конкурсного процесса.

9. Саморегулируемые организации арбитражных управляющих.

Тема 3. Виды и статус кредиторов в конкурсном процессе.

1. Классификация кредиторов.

2. Денежные и неденежные кредиторы. Крупные и мелкие кредиторы.

3. Кредиторы – заявители и кредиторы, не являющиеся заявителями.

4. Конкурсные и неконкурсные кредиторы.

5. Собрание кредиторов.

6. Совет кредиторов.

7. Очередные и неочередные кредиторы.

Тема 4. Наблюдение

1. Цели введения наблюдения. Категории должников, в отношении которых наблюдение не вводится. Сроки наблюдения.

2. Порядок и последствия введения наблюдения.

3. Временный управляющий: его назначение и функции.

4. Руководитель должника в процедуре наблюдения: полномочия, отстранение от должности.

5. Первое собрание кредиторов.

6. Завершение наблюдения.

Тема 5. Финансовое оздоровление

1. Цели и порядок введения финансового оздоровления.

2. Виды обеспечения исполнения должником обязательств.

3. Последствия введения финансового оздоровления.

4. План финансового оздоровления и график погашения задолженности.

5. Управление должником в ходе финансового оздоровления.

6. Административный управляющий.

7. Окончание финансового оздоровления.

Тема 6. Внешнее управление

  1. Порядок введения внешнего управления.
  2. Последствия введения внешнего управления.
  3. Мораторий на удовлетворение требований кредиторов.
  4. Внешний управляющий.
  5. План внешнего управления.
  6. Меры по восстановлению платежеспособности должника.
  7. Отчет внешнего управляющего
  8. Расчеты с кредиторами.

  1. Окончание внешнего управления.

Тема 7. Конкурсное производство как ликвидационная стадия конкурса

  1. Признание должника банкротом. Последствия открытия конкурсного производства.
  2. Конкурсный управляющий.
  3. Формирование конкурсной массы.
  4. Очередность удовлетворения требований кредиторов.
  5. Возможность перехода от конкурсного производства к внешнему управлению.
  6. Отчет конкурсного управляющего. Завершение конкурсного производства.

Тема 8. Мировое соглашение в конкурсном процессе

  1. Мировое соглашение: общие положения, форма и содержание.
  2. Особенности заключения мирового соглашения в ходе наблюдения, внешнего управления и конкурсного производства.
  3. Утверждение мирового соглашения арбитражным судом: условия и последствия.
  4. Участие в мировом соглашении третьих лиц.
  5. Расторжение мирового соглашения.

Тема 9. Особенности несостоятельности (банкротства) отдельных категорий должников

  1. Особенности банкротства градообразующих организаций.
  2. Особенности банкротства сельскохозяйственных организаций.
  3. Особенности банкротства финансовых организаций.
  4. Особенности банкротства стратегических предприятий и организаций.
  5. Особенности банкротства субъектов естественных монополий.
  6. Банкротство гражданина.
  7. Особенности банкротства индивидуальных предпринимателей.
  8. Особенности банкротства ликвидируемого должника.
  9. Особенности банкротства отсутствующего должника.

Перечень материалов, разрешенных к использованию на зачете:

На зачете (экзамене) студенту разрешается пользоваться исключительно листком бумаги и ручкой.

1.5.6 Методические рекомендации преподавателю по дисциплине «Конкурсное право»

Одной из основных форм обучения является лекция. Ее цель - формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебного материала.

По своей структуре лекции могут отличаться одна от дру­гой. Всё зависит от содержания и характера излагаемого матери­ала, но существует общий структурный каркас, применимый к любой лекции. Прежде всего, это сообщение плана лекции и стро­гое ему следование. В план включаются наименования основ­ных узловых вопросов лекции, которые могут послужить для составления билетов для зачета.

Полезно напомнить содержание предыдущей лекции, свя­зать его с новым материалом, определить место и назначение в дисциплине, в системе других наук. При раскрытии темы мож­но применять индуктивный метод: примеры, факты, подводя­щие к научным выводам; можно также использовать метод де­дукции: разъяснение общих положений с последующим пока­зом возможности их приложения на конкретных примерах. По каждому из анализируемых положений следует делать вывод, выделяя его повторением и интонацией. В конце лекции полез­но подвести итог. Традиционная вузовская лек­ция обычно называется информационной, имея несколько раз­новидностей.

Вводная лекция. Она знакомит студентов с целью и назна­чением курса, его ролью и местом в системе учебных дисцип­лин. Далее дается краткий обзор курса (вехи развития данной науки, имена известных ученых). В такой лекции ставятся науч­ные проблемы, выдвигаются гипотезы, намечаются перспекти­вы развития науки и ее вклада в практику. Во вводной лекции важно связать теоретический материал с практикой будущей ра­боты специалистов. Далее целесообразно рассказать об общей методике работы над курсом, дать характеристику учебника и учебных пособий, ознакомить слушателей с обязательным спис­ком литературы, рассказать об экзаменационных требованиях. Подобное введение помогает студентам получить общее пред­ставление о предмете, ориентирует их на систематическую рабо­ту над конспектами и литературой, знакомит с методикой рабо­ты над курсом.

Обзорно-повторительные лекции, читаемые в конце разде­ла или курса, должны отражать все теоретические положения, составляющие научно-понятийную основу данного раздела или курса, исключая детализацию и второстепенный материал. Это квинтэссенция курса.

Обзорная лекция. Это не краткий конспект, а систематиза­ция знаний на более высоком уровне. Психология обучения по­казывает, что материал, изложенный системно, лучше запоми­нается, допускает большее число ассоциативных связей. В об­зорной лекции следует рассмотреть также особо трудные вопро­сы экзаменационных билетов.

Излагая лекционный материал, преподаватель должен ори­ентироваться на то, что студенты пишут конспект.

Конспект помогает внимательно слушать, лучше запоми­нать в процессе записи, обеспечивает наличие опорных матери­алов при подготовке к семинару, зачету. Задача лектора — дать студентам возможность осмысленного конспектирования. Слушать, осмысливать, перерабатывать, кратко записывать. Для этого преподаватель должен помогать студентам и следить, все ли понимают, успевают. Это видно по реакции аудитории. Ка­ковы средства, помогающие конспектированию? Это акцентиро­ванное изложение материала лекции, т. е. выделение темпом, голосом, интонацией, повторением наиболее важной, существен­ной информации, использование пауз, записи на доске, демон­страции иллюстративного материала, строгое соблюдение рег­ламента занятий.

Полезно обучить студентов методике конспектирования, правильному графическому расположению и оформлению запи­си: выделению абзацев, подчеркиванию главных мыслей, клю­чевых слов, заключению выводов в рамки, использованию разноцветных ручек или фломастеров.

Искусство лектора помогает хорошей организации работы студентов на лекции. Содержание, четкость структуры лекции, применение приемов поддержания внимания — все это активи­зирует мышление и работоспособность, способствует установ­лению педагогического контакта, вызывает у студентов эмоцио­нальный отклик, воспитывает навыки трудолюбия, формирует интерес к предмету.

Преподавателю необходимо оценить ее качество каждой прочитанной лекции.

Можно назвать узловые критерии оценки качества. Это со­держание, методика, руководство работой студентов, лекторс­кие данные, результативность лекции. Раскроем смысл каждого из них.

Содержание лекции: научность, соответствие современно­му уровню развития науки, мировоззренческая сторона, нали­чие методических вопросов, правильная их трактовка. Активи­зация мышления путем выдвижения проблемных вопросов и разрешения противоречий в ходе лекции. Освещение истории вопроса, показ различных концепций, связь с практикой.

Методика чтения лекций: четкая структура лекции и логика изложения. Сооб­щение литературы к лекции (когда, градация литературы). До­ступность и разъяснение новых терминов и понятий. Доказа­тельность и аргументированность. Выделение главных мыслей и выводов.

Использование приемов закрепления: повторение, вопросы на проверку внимания, усвоения; подведение итогов в конце вопроса, всей лекции. Использование наглядных пособий, ТСО. Применение лектором опорных материалов: текст, конспект, отдельные записи, чтение без опорных материалов.

Руководство работой студентов: требование конспектировать и контроль за выполнением.

Просмотр конспектов: по ходу лекции, после или на семи­нарских и практических занятиях.

Использование приемов поддержания внимания — ритори­ческие вопросы, шутки, ораторские приемы.

Разрешение задавать вопросы (когда и в какой форме).

Лекторские данные: знание предмета, эмоциональность, голос, дикция, ораторское мастерство, культура речи, внешний вид, умение установить контакт.

Результативность лекции: информационная ценность, вос­питательный аспект, достижение дидактических целей.

Немаловажное значение в учебном процессе отводится проведению семинарских они предназначены для углубленного изучения дисциплины. Их формы разнообразны. Практические занятия играют важную роль в выработке у студентов навыков применения полученных знаний для решения практических задач совместно с преподавателем. Цель практических занятий: они признаны углублять, расширять, детализировать знания, полученные на лекции в обобщенной форме, и содействовать выработке навыков профессиональной деятельности.

Методика практических занятий может быть различной, она зависит от авторской индивидуальности преподавателя. Важно, чтобы различными методами достигалась дидактическая цель.

Формируя практические навыки студентов преподаватель определяет какой вид семинарской (практической)работы наиболее характерен для изучения конкретной темы. Можно выделить наиболее распространенные иды семинарских работ.

1. Деловая игра

Проведение деловых игр в учебной студенческой группе пре­следует различные цели. Главное — повышение уровня про­фессиональной подготовки студентов. С одной стороны, дело­вые игры развивают живой интерес у студентов к глубокому изучению теории не только конкурсного права, но и предпринимательского права, арбитражного процесса дают возможность показать студентам практическую значимость теории отрасли права, позволяют на личном опыте убедиться в том, как трудно без прочных теоретических зна­ний решать конкретные правовые вопросы, быстро ориенти­роваться в сложных ситуациях, возникающих при рассмотре­нии и разрешении гражданского дела. С другой стороны, дело­вые игры проводятся в приближенных к практике условиях и обстановке. Поскольку участниками игр являются сами студен­ты, то здесь для них открываются возможности не только по­лучить наглядные представления о работе арбитражного управляющего, судьи, адвоката, юрисконсульта (с работой этих участников процесса можно ознакомиться и на студенческой практике), но и впер­вые проверить себя в «деле», приобрести первые навыки по будущей специальности.

Итак, деловые игры — это такая форма обучения, которая позволяет слить воедино теоретическую и практическую подго­товку студентов. Такой сплав теории и практики в учебном про­цессе и дает возможность значительно повысить их профессиональный уровень.

Деловые игры преследуют и воспитательные задачи. Они помогают привить любовь специалиста к будущей про­фессии, понять всю ее сложность и привлекательность. Но этим не ограничивается воспитательное значение деловых игр.

Деловая игра во многом помогает решать эти важные задачи. Особенности же воспитательной работы здесь обусловлены спе­цификой условий, в которых она проводится. Любое арбитражное дело — это конфликтная жизненная ситуация. В деловых играх студент учится не только правильно определять свое от­ношение к ней, но и отыскивать пути и средства преодоления. Деловая игра заставляет его задуматься над причинами этих конфликтов.

Деловые игры способствуют также развитию у студентов чув­ства самостоятельности, находчивости, умения в сложной ситу­ации отстаивать свою позицию, они в какой-то степени помо­гают студенту определить свою будущую профессию, найти свое призвание.

Цель таких занятий повышение уровня профессиональной подготовки.

2. Классический вид семинара: решение задач и предоставление ответов на контрольные вопросы. Цель такого семинара - закрепление теоретического материала

Критерии оценки семинарского занятия.

Целенаправленность: постановка проблемы, стремление свя­зать теорию с практикой, с использованием материала в буду­щей профессиональной деятельности.

Планирование: выделение главных вопросов, связанных с профилирующими дисциплинами, наличие новинок в списке литературы.

Организация семинара: умение вызвать и поддержать дис­куссию, конструктивный анализ всех ответов и выступлений, заполненность учебного времени обсуждением проблем, пове­дение самого преподавателя.

Стиль проведения семинара: оживленный, с постановкой острых вопросов, возникающей дискуссией или вялый, не воз­буждающий ни мыслей, ни интереса.

Отношения «преподаватель студенты»: уважительные, в меру требовательные, равнодушные, безразличные.

Управление группой: быстрый контакт со студентами, уве­ренное поведение в группе, разумное и справедливое взаимо­действие со студентами или, наоборот, повышенный тон, опора в работе на лидеров, оставляя пассивными других студентов.

Замечания преподавателя: квалифицированные, обобщаю­щие или нет замечаний.

2. Материалы, определяющие порядок и содержание проведения промежуточных и итоговых аттестаций в соответствии требованиями ГОС

Материалы, определяющие порядок и содержание проведения промежуточных и итого­вых аттестаций, соответствуют требованиям ГОС, приказам, распоряжениям и рекомендациям МО РФ, учебно-методического управления КемГУ и учебно-методического отдела НФИ Кем­ГУ.

Материалы, определяющие порядок и содержание промежуточной и итоговой атте­стаций, включают:

1. График самостоятельной работы (для дневного отделения), определяющий сроки и форму текущих и промежуточных аттестаций.

2. Расписание зачетов и экзаменов, определяющее сроки итоговой аттестации.

3. Материалы, определяющие содержание аттестации, включающие:

• Вопросы к зачету,

• Задания на аудиторные контрольные работы по блокам тем в семестре (для дневно­го отделения);

• Задания для самостоятельной работы по темам (для дневного отделения);

4. Материалы для проведения самой аттестации, включающие:

• Фонд тестовых заданий по блокам тем и по дисциплине в целом (в бумажном и электронном виде),

• Билеты на зачет

3. Тесты по дисциплине: «Конкурсное право» 2008-2009

Внимательно прочитайте задание, выберите правильный из предложенных вариантов. Правильный ответ обведите.

1. Конкурсное право.

а) Это самостоятельная отрасль права;

б) Это самостоятельный институт, состоящий из норм материального права;

в) Это совокупность норм материального и процессуального права, представляющая собой комплексный правовой институт.

2. Конкурсные кредиторы.

а) Это кредиторы, имеющие по отношению к должнику права требования о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих по трудовому договору;

б) Это кредиторы по денежным обязательствам, за исключением уполномоченных органов, граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, морального вреда, имеет обязательства по выплате вознаграждения по авторским договорам, а также учредителей (участников) должника по обязательствам, вытекающим из такого участия;

в) Это кредиторы перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью.

3. Укажите правильное определение стадии наблюдения.

а) Процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности;

б) Процедура банкротства, применяемая к должнику в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов;

в) Процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности;

г) Процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов.

4. Признаки банкротства гражданина.

а) Неспособность гражданина удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если указанные обязательства или обязанности в сумме не менее чем десять тысяч рублей, не исполнены им в течение трех месяцев, при условии, что сумма его обязательств превышает стоимость принадлежащего ему имущества.

б) Неспособность гражданина удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если указанные обязательства или обязанности в сумме не менее чем сто тысяч рублей, не исполнены им в течение трех месяцев, при условии, что сумма его обязательств превышает стоимость принадлежащего ему имущества.

В) Неспособность гражданина удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если указанные обязательства или обязанности в сумме не менее чем десять тысяч рублей, не исполнены им в течение трех месяцев.

5. Признаки банкротства юридического лица.

а) Юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам или исполнить обязанности по уплате обязательных платежей в сумме не менее чем сто тысяч рублей, если соответствующие обязательства (обязанности) не исполнены им в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения, при условии, что сумма его обязательств превышает стоимость принадлежащего ему имущества.

б) Юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам или исполнить обязанности по уплате обязательных платежей в сумме не менее чем пятьсот тысяч рублей, если соответствующие обязательства (обязанности) не исполнены им в течение шести месяцев с момента наступления даты их исполнения, при условии, что сумма его обязательств превышает стоимость принадлежащего ему имущества.

в) Юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам или исполнить обязанности по уплате обязательных платежей в сумме не менее чем сто тысяч рублей, если соответствующие обязательства (обязанности) не исполнены им в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения.

6. Подведомственность дел о банкротстве.

а) Дела о банкротстве рассматриваются только арбитражными судами;

б) Дела о банкротстве в отношении юридических лиц и граждан предпринимателей рассматриваются в арбитражном суде, а дела о банкротстве граждан в суде общей юрисдикции;

в) Дела о банкротстве могут рассматриваться как арбитражными судами, так и судами общей юрисдикции по выбору заявителя.

7. Текущие платежи.

а) Под текущими платежами понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после введения процедуры наблюдения;

б) Под текущими платежами понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после включения их в реестр требований кредиторов;

в) Под текущими платежами понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом .

8. Голосование на собрании кредиторов.

а) Конкурсный кредитор, уполномоченный орган голосуют на собрании кредиторов числом голосов, пропорциональным размеру их требований к общей сумме требований по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, включенных в реестр требований кредиторов на дату проведения собрания кредиторов;

б) Конкурсные кредиторы и уполномоченные органы голосуют на собрании кредиторов поднятием кредиторами рук, решение считается принятым если за него проголосовало большее количество кредиторов;

в) Кредитор, уполномоченный орган голосуют на собрании кредиторов числом голосов, пропорциональным размеру их требований к общей сумме требований по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей.

9. Укажите требование к кандидатуре арбитражного управляющего, которое не вправе предъявлять собрание кредиторов.

а) наличие у кандидата высшего юридического, экономического образования или образования по специальности, соответствующей сфере деятельности должника;

б) наличие у кандидата определенного стажа работы на должностях руководителей организаций в соответствующей отрасли экономики;

В) наличие у кандидата кандидатской степени по определенной специальности.

10. Срок рассмотрения дела о банкротстве.

а) 1 год;

б) семь месяцев;

в) 6 месяцев и может быть продлен еще на 6 месяцев.

11. Укажите требование к арбитражному управляющему, которое не предусмотрено законом о банкротстве.

а) наличие высшего образования;

б) наличие стажа руководящей работы не менее чем два года в совокупности;

в) сдача теоретического экзамена по программе подготовки арбитражных управляющих;

г) прохождение стажировки сроком не менее шести месяцев в качестве помощника арбитражного управляющего;

д) проведение двух процедур банкротства в качестве заместителя арбитражного управляющего.

12. Укажите лицо, которое не относится к лицам, участвующим в деле о банкротстве.

а) должник;

б) арбитражный управляющий;

в) работники должника;

г) конкурсные кредиторы.

13. С момента введения процедуры наблюдения руководитель должника:

а) Отстраняется от должности;

б) Не отстраняется от должности.

14. Укажите в какой срок кредиторами вправе предъявить свои требования к должнику для целей участия в первом собрании кредиторов:

а) 30 дней;

б) 60 дней;

в) 90 дней.

15. Какой орган уполномочен рассматривать требования кредиторов на предмет их включения в реестр требований кредиторов:

а) руководитель должника;

б) арбитражный управляющий;

в) арбитражный суд.