Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 16

 

Поиск            

 

Указания методические и практические рекомендации по прохождению

 

             

Указания методические и практические рекомендации по прохождению

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ТЕХНОЛОГИЙ И УПРАВЛЕНИЯ

(образован в 1953году)

Кафедра "Экономика и управление на предприятиях

малого и среднего бизнеса"

Дистанционное

обучение

Иванова В.Н., Третьяк В.П., Аничкина О.А., Хубулава Н.М.,

Скляревская В.А., Валентинов В.А., Гусев В.В.

Экономика и управление на предприятии

(пищевая промышленность)

Методические указания и практические рекомендации по прохождению

преддипломной практики, выполнению и защите дипломных работ для студентов

всех форм обучения специальности 080502 (0608) «Экономика и управление на

предприятии (пищевая промышленность)»

mgutm.ru

Москва - 2009


УДК-378.1

ББК-74.58

И-22

Авторы: Иванова В.Н., Третьяк В.П., Аничкина О.А., Хубулава Н.М., Скляревская В.А., Валентинов В.А., Гусев В.В. «Экономика и управление на предприятии (пищевая промышленность)» Методические указания и практические рекомендации по прохождению преддипломной практики, выполнению и защите дипломных работ для студентов всех форм обучения по специальности 080502 (0608)-Экономика и управление на предприятии (пищевая промышленность).-М.; МГУТУ, 2009.-49с.

Методические указания и практические рекомендации по прохождению преддипломной практики и написанию дипломных работ предназначены для студентов, обучающихся по специальности 080502 (0608) "Экономика и управление на предприятии (пищевая промышленность)".

Методические указания разработаны в соответствии с требованиями, предъявляемыми к выпускникам экономических специальностей ВУЗов Российской Федерации, на основе государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 080502 (0608) "Экономика и управление на предприятии".

В методических указаниях изложены процедура прохождения преддипломной практики, структура и содержание отчета о преддипломной практике, рекомендации (указания) по выполнению и оформлению дипломных работ, порядок защиты дипломных работ в Государственной аттестационной комиссии (ГАК).

Методические указания содержат рекомендуемый перечень тем дипломных работ.

Отзывы и предложения можно направлять по адресу: 109803, г.Москва, ул. Земляной вал, 73, МГУ ТУ, кафедра "Экономика и управление на предприятиях малого и среднего бизнеса".

Авторы: Иванова В.Н., Третьяк В.П., Аничкина О.А., Хубулава Н.М., Скляревская В.А., Валентинов В.А., Гусев В.В.

Рецензент д.э.н., профессор Минаева Е.В., г. Москва МГУТУ

ISBN

© Московский государственный университет технологий и управления, 2009, 109004, Москва, Земляной вал, 73

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Цели и задачи дипломной работы ……………………………….……………………

4

2. Основные этапы подготовки ………………………………………………………….

5

3. Подготовка дипломных работ…………………………………………………………

5

3.1. Выбор и согласование темы …………………………………………………….

5

3.2. Утверждение задания на дипломную работу ……….…………………………

6

3.3. Организация преддипломной практики …………………..……………………

6

3.3.1. Цели и задачи преддипломной практики ……………………………….

6

3.3.2. Базы практики и рабочие места …….…….…….…….…………………

7

3.3.3. Организация прохождения и руководство практикой …………………

7

3.3.4. Содержание практики ……………………………………………………

7

3.3.5. Представление отчета по практике ……………………………………..

9

3.4. Перечень вопросов для сдачи государственного экзамена………………

6

4. Содержание дипломной работы ………………………..……………………………..

9

4.1. Введение ………………………………………………………………………….

10

4.2. Глава 1. Теоретическая часть …….………………………………......................

10

4.3. Глава 2. Аналитическая часть ……..……….……………………………………

10

4.4. Глава 3. Мероприятия и предложения …….……………………………………

11

4.5. Заключение ………………………………………………………………………..

14

5. Оформление дипломной работы ……………………………………...........................

14

6. Контроль за ходом дипломной работы ……………………………...........................

15

7. Допуск дипломной работы к защите …………………………………………………

16

8. Подготовка к защите дипломной работы ……………………………………………

16

Приложение 1. Рекомендуемый перечень тем дипломных работ, распределенных по основным тематических блокам …………………………………………………

18

Приложение 2. Заявление на утверждение темы дипломной работы .....................

22

Приложение 3, 3а. Задание на дипломную работу …………………………………

23

Приложение 4. Инструментарий для сбора и анализа технико-экономической информации …………………………………………..

25

Приложение 5. Дневник преддипломной практики ………………………………

32

Приложение 6. Отчет о преддипломной практики ……………………………….

33

Приложение 7. Перечень вопросов для сдачи государственного экзамена по специальности 080502 (0608)………………………………………..

34

Приложение 8, 8а, 8б. Содержание дипломной работы (пример) ………………..

38

Приложение 9. Титульный лист № 1 ……………………………………………….

41

Приложение 10. Титульный лист № 2 ……………………….……………………….

42

Приложение 11. Раздаточный материал (пример) ………………………………....

43

1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ

является заключительным этапом обучения студента в Университете. Целями дипломной работы являются: выявление степени усвоения студентом дисциплин, предусмотренных учебным планом; проверка его подготовленности к самостоятельной деятельности по полученной специальности; закрепление и углубление практических навыков.

В процессе выполнения дипломной работы при постановке и решении конкретных производственных задач студент обязан:

― проявить способность и навыки практического применения теоретических положений научных дисциплин;

― уметь использовать современные экономико-математические, эконометрические методы и модели, грамотно выполнять технико-экономические расчеты с использованием компьютерных средств;

― уметь применять передовые достижения современной науки и практики, обосновывать экономическую целесообразность их внедрения;

― уметь четко и логично формулировать свои мысли, предложения и рекомендации;

― владеть методикой экономического, маркетингового, ситуационного, финансового анализов;

― уметь находить наиболее эффективные пути решения поставленных проблем и рассчитывать экономическую эффективность предлагаемых мероприятий.

, являющаяся выпускной квалификационной работой будущего экономиста-менеджера, должна иметь комплексный характер, т.е. содержать анализ и комплексное решение вопросов технологии, организации, планирования, экономики и управления на предприятии и в его структурных подразделениях.

Разработка дипломных работ должна осуществляться на конкретных материалах предприятия пищевой промышленности или иной отрасли, являющегося базой преддипломной практики, и исходить из актуальности задач, стоящих перед ним.

В процессе выполнения работы студент должен проявить знания в области:

― экономического анализа, технологии, организации и управления в сфере производства;

― оценки эффективности управления в организации производственной и коммерческой деятельности;

― исследования спроса, ценообразования на основе применения различных математических методов и современной компьютерной техники;

― стратегического управления в бизнесе, предпринимательской деятельности;

― инвестиционного проектирования на основе доходности и риска.

В работе должны содержаться элементы научного исследования, а студент в ходе работы должен проявить навыки решения проблем, стоящих перед предприятием.

В дипломной работе должны содержаться всесторонняя характеристика и анализ состояния объекта, комплексное решение вопросов совершенствования техники, технологии, организации производства, труда и управления предприятии и в его подразделениях.

2. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ

ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ

В процессе выполнения дипломных работ должны быть выполнены следующие этапы:

― выбор и согласование темы;

― закрепление студента за руководителем;

― составление плана выполнения дипломной работы;

― оформление задания на дипломную работу;

― утверждение темы дипломной работы;

― выполнение задания на преддипломную практику;

― представление и защита отчета о преддипломной практике;

― выполнение основных разделов дипломной работы;

― оформление дипломной работы и представление ее на кафедру;

― предзащита дипломной работы;

― допуск дипломной работы к защите;

― подготовка к защите дипломной работы и оформление иллюстративных материалов;

― защита дипломной работы в ГАК.

3. ПОДГОТОВКА ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ

3.1. Выбор и согласование темы

Началом подготовки дипломной работы является выбор темы. Рекомендуемые темы дипломных работ, распределенные по основным тематическим блокам представлены в приложении 1.

Выделяются следующие блоки:

Блок 1.Приоритетные направления развития организаций агропромышленного (АПК) комплекса РФ;

Блок 2.Повышение эффективности производства;

Блок 3.Совершенствование основных функций управления предприятием.

Блок 4.Совершенствование маркетинга и качества производства на предприятиях АПК

Блок 5.Применение экономических методов и моделирования для совершенствования процессов управления предприятиями АПК.

Блок 6.Применение антикризисных стратегий предприятиями АПК.

Кроме того, темы дипломных работ могут быть предложены руководителями организаций, учреждений и предприятий, представляющих места для прохождения преддипломной практики студентами. Допускается включение в тематику тем дипломных работ, требующих коллективного выполнения. Предварительный выбор темы дипломной работы целесообразно осуществлять на втором ― третьем курсах (в зависимости от срока обучения). Ранняя ориентация позволит студенту в процессе выполнения курсовых проектов, учебных практик по циклу специальных дисциплин углубленно изучить проблему и качественно разработать проектные мероприятия.

Студентам всех форм обучения, работающим по профилю будущей специальности, целесообразно выполнять дипломные работы по темам, непосредственно связанным с местом их работы и занимаемой должностью, при обязательном согласовании темы с выпускающей кафедрой.

Тема дипломной работы закрепляется за студентом распоряжением заведующего кафедрой. Одновременно назначается руководитель дипломной работы и утверждается база преддипломной практики.

3.2. Утверждение задания на дипломную работу

Для утверждения задания на дипломную работу студент оформляет заявление, задание, а также календарный план работы (образцы смотрите в приложениях 2, 3, 3а). Задание утверждается заведующим выпускающей кафедры в трех экземплярах. Один экземпляр утвержденного задания выдается студенту и является в дальнейшем неотъемлемой частью представляемой к защите дипломной работы; второй экземпляр хранится на выпускающей кафедре и является основанием для издания приказа по институту; третий экземпляр и заявление передаются в институт экономики, бизнеса и права.

3.3. Организация преддипломной практики

Преддипломную практику студенты проходят в соответствии с графиком учебного процесса рабочего учебного плана.

3.3.1. Цели и задачи преддипломной практики

Целью преддипломной практики является подготовка студентов к выполнению дипломных работ и к будущей производственной деятельности в качестве экономиста-менеджера.

Задачами преддипломной практики являются:

― получение студентами навыков управленческой деятельности;

― комплексное изучение и анализ технологии, организации, планирования и управления на предприятии в соответствии с выбранной темой;

― сбор, обобщение и систематизация основных технико-экономических показателей для написания дипломных работ.

3.3.2. Базы практики и рабочие места

Предварительный выбор базы преддипломной практики студент осуществляет самостоятельно в установленные сроки с учетом мнения руководителя.

Базами преддипломной практики, в основном, могут быть предприятия пищевой промышленности, коммерческие структуры различных организаций, научно-исследовательские и проектные организации.

Студенты проходят преддипломную практику на рабочих местах в качестве менеджера, линейного руководителя или его помощника, стажера в одном или нескольких подразделениях предприятия (организации) в соответствии с темой дипломной работы.

3 .3.3. Организация прохождения и руководство

практикой

Общее учебно-методическое руководство практикой осуществляется кафедрой "Экономика и управление на предприятиях малого и среднего бизнеса". Перед началом практики руководитель дипломной работы выдает студенту индивидуальное задание по преддипломной практике в соответствии с темой дипломной работы.

Руководитель дипломной работы определяет общую схему изучения объекта, дает рекомендации по изучению специальных литературных источников, консультирует студента в период прохождения практики, контролирует степень выполнения индивидуального задания.

3.3.4. Содержание практики

В процессе прохождения преддипломной практики студент должен, в первую очередь, ознакомиться с предприятием, его историей, организационной, производственной деятельностью, ассортиментом выпускаемой продукции, а затем с отчетностью, отражающей технико-экономические и финансовые показатели производственно-хозяйственной деятельности объекта.

Инструментарий для сбора и технико-экономического анализа информации представлен в приложении 4 (табл.3―8), а дневник преддипломной практики ― в приложении 5.

По окончании преддипломной практики в 3-дневный срок студент должен представить на кафедру отчет по практике.

Отчет содержит следующие основные разделы:

Введение. Во введении дается краткая характеристика объекта исследования, ее проблемы, перспективы развития.

Раздел 1. Общие сведения о предприятии: юридический адрес, организационно-правовая форма собственности, история создания и другие сведения.

Раздел 2. Основные направления деятельности предприятия, характеристика выпускаемой продукции, предоставляемых услуг, выполняемых работ, производственно-коммерческие связи: поставщики сырья и материалов, потребители готовой продукции.

Раздел 3. Сведения об ассортименте вырабатываемой продукции с указанием объемов выпуска и цен на нее.

Раздел 4. Производственная структура предприятия с указанием применяемой технологии и оборудования.

Раздел 5. Структура управления предприятием с изложением функций отдельных подразделений, их профессионального и количественного состава.

Раздел 6. Основные технико-экономические показатели предприятия за два последних полных календарных года и их анализ. При этом анализ основных технико-экономических показателей должен быть направлен на определение динамики показателей, объяснение причин их изменения, выявление намечающихся тенденций.

Например, производственная мощность предприятия в отчетном году увеличилась по сравнению с базисным годом на 10%. Здесь следует пояснить, за счет введения какого именно оборудования и по каким цехам это произошло. Или, к примеру, объем производства в натуральном выражении в отчетном году снизился на 7% по сравнению с базисным. Необходимо объяснить, какими причинами это было вызвано: реконструкция цехов, трудности со сбытом продукции, наличие сильных конкурентов и т.д.

Раздел 7 . Анализ проблем, которые имеют место на предприятии в момент прохождения практики: слабая техническая оснащенность, недостаточно грамотно поставленная организация производства и труда, недостатки в работе коммерческих и маркетинговых служб предприятия, недостатки в планировании ассортимента и объема продаж, приводящих к проблемам сбыта продукции, упущения в работе снабженческих структур, увеличение затрат, низкое качество продукции, низкая производительность труда и пр.

Раздел 8. Стратегия развития предприятия, предполагаемые пути решения имеющихся проблем.

Помимо перечисленных разделов по согласованию с руководителем в отчете могут быть представлены другие разделы, обусловленные темой дипломной работы или предусмотренные в индивидуальном задании. Например, финансовый анализ.

В процессе выполнения программы практики и аналитической части дипломной работы студент должен исходить из того, что разрабатываемые им мероприятия должны иметь практическую ценность для данного предприятия, содержать элементы научного исследования и включать решение задач с помощью эффективных научных методов, в частности эконометрических, экономико-математических.

Для этого рекомендуется осуществить сбор информации по периодам (по месяцам) по таким ключевым показателям как объемы производства продукции, спрос на товары потребления, цена, по которой осуществлялась реализация продукции (табл. 6, табл. 7 приложения 4) и т.д.

3.3.5. Представление отчета о практике

Титульный лист отчета преддипломной практики представлен в приложении 6.

Отчет по преддипломной практике должен быть защищен студентом перед руководителем практики и оценен им по пятибалльной системе.

3.4. Перечень вопросов для сдачи

государственного экзамена

После защиты отчета преддипломной практики студент должен сдать государственный экзамен. Перечень вопросов для сдачи государственного экзамена по специальности 080502 "Экономика и управление на предприятии (пищевая промышленность)" представлен в приложении 7.

4. СОДЕРЖАНИЕ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ

включает: введение, теоретические основы избранной тематики, технико-экономический анализ деятельности предприятия, разработку рекомендаций по активизации производственно-хозяйственной деятельности организации, т.е. обоснование конкретных мероприятий с расчетом их экономической эффективности и, наконец, заключение, списка использованной литературы, приложения.

Общий объем дипломной работы рекомендуется в пределах 80―100 страниц компьютерного текста, включая рисунки, таблицы, диаграммы, графики, схемы.

В содержании (оглавлении) последовательно перечисляют заголовки глав, подразделов (параграфов и приложений) и указывают номера страниц, на которых они помещены. Содержание должно включать все заголовки, имеющиеся в дипломной работе. Пример оглавления дипломных работ представлен в приложении 8.

4.1. Введение

Во введении должна быть обоснована актуальность выбранной тематики исследования, сформулированы цели и задачи работы.

Рекомендуется следующая структура введения:

― вводная часть (кратное описание ситуации, положения и влияния исследуемой проблематики на экономику);

― актуальность тематики;

― цели и задачи;

― объект исследования (название предприятия);

― объем введения 2―3 страницы.

4.2. Глава 1. Теоретическая часть

В первой главе излагаются теоретические основы темы, аналитические вопросы выбранной проблематики. При написании раздела нужно избегать общих рассуждений, не имеющих прямого отношения к теме. В данной главе рекомендуется представить:

― основные понятия по исследуемой теме;

― методы исследования, формулы и показатели; новые подходы, методы исследования и т.д.

― основные направления по оптимизации (эффективные пути решения выявленных проблем по исследуемой тематике).

Именно в этом разделе рекомендуется привести заключение относительно использования современных научных методов, в частности математических, эконометрических и других, с тем расчетом, чтобы более адекватно обосновать соответствующие мероприятия.

Объем главы 25―30 страниц.

4.3. Глава 2. Аналитическая часть

Во второй главе дается технико-экономический анализ деятельности предприятия. На основе отчета о преддипломной практике приводятся:

― общие сведения о предприятии (юридический адрес, организационно-правовая форма собственности, история создания и другие);

― основные направления деятельности предприятия, характеристика выпускаемой продукции, предоставляемых услуг, выполняемых работ, производственно-коммерческие связи (поставщики сырья и материалов, потребители готовой продукции);

― сведения об ассортименте выпускаемой продукции с указанием объема выпуска и цен на нее,

― производственная структура предприятия с описанием применяемой технологии и оборудования;

― структура управления предприятием с изложением функций отдельных подразделений, их профессионального и количественного состава,

― основные технико-экономические показатели предприятия за два последних полных и календарных года (см. в приложении 4 Инструментарий табл. 3―8) и их анализ. При этом анализ основных технико-экономических показателей должен быть направлен на определение их динамики, объяснение причин их изменения, выявление намечающихся тенденций. Для решения подобных задач рекомендуется использовать инструментальные методы, в частности эконометрические, экономико-математические. В результате появляется возможность обосновать двухуровневые, трехуровневые эконометрические модели спроса, выпуска продукции и т.д. В конечном итоге в практической части дипломной работы указываются слабые стороны объекта, одновременно выделяются сильные и слабые стороны, возможности и угрозы внешней среды с тем расчетом, чтобы в третьей части дипломной работы аргументировано сформулировать мероприятия по устранению, во-первых, слабых мест и по усилению, во-вторых, сильных сторон предприятия с учетом возможностей и угроз внешней среды.

Объем главы должен составлять 25―30 страниц.

4.4. Глава 3. Мероприятия и предложения

В третьей главе студент должен разработать мероприятия по совершенствованию деятельности предприятия, рассчитать их экономическую эффективность, увязывая с темой дипломной работы. В этой главе на основе результатов технико-экономического анализа, а также теоретических предпосылок осуществляется разработка и обоснование конкретных мер, которые помогут ликвидировать вскрытые недостатки, использовать имеющиеся резервы, повысить конкурентоспособность организации, улучшить основные показатели деятельности предприятия и т.п. Эти меры могут заключаться в изменениях производственного процесса, используемых технологий и оборудования, производственной программы, изменении ассортимента продукции, создании новых подразделений, совершенствовании производственной или управленческой структуры, улучшении системы стимулирования работников, совершенствовании организации труда, освоении новых рынков сбыта, улучшения качества продукции, продукции и систем т.д.

Эта глава, как правило, содержит разделы:

― исходные предпосылки, т.е. ссылки на отмеченные ранее недостатки, например неэффективного использования производственного потенциала, инертности руководства предприятия и т.д.;

― название мероприятия (например, расширение рынка сбыта продукции, заключение дополнительных договоров, введение новых технологических линий, создание дополнительных рабочих мест, переподготовка кадров, активизация инвестиционной и инновационной деятельности);

― мероприятия по новым технологиям, разработка и внедрение числовых экономико-математических, эконометрических, программных продуктов, по улучшению продукции, процессов и систем и т.д.

― обоснование, разработка новых концепций, стратегии развития, как на ближайшую, так и на отдаленную перспективу оптимизация управленческих решений.

Приоритетными направлениями следует бы считать обоснование:

― стратегии развития производства на предприятиях АПК;

― стратегии инновационной, инвестиционной деятельности на предприятиях АПК;

В рамках данного проекта также приоритетными задачами следовало бы считать: оценку социально-экономической ситуации в субъектах Российской Федерации и приоритеты развития АПК; концепцию развития пищевой промышленности; микроэкономические проблемы предприятий пищевой и перерабатывающей отраслей промышленности; структурную переориентацию экономики в условиях финансового кризиса и другие.

Расчет экономической эффективности предлагаемых мероприятий. Результаты расчетов экономической эффективности предлагаемых мероприятий сводятся в таблицу 1:

Таблица 1- Экономическая эффективность мероприятий

по совершенствованию коммерческой деятельности

Наименование мероприятий

Прирост объема производства в натур. выраж.

Прирост объема реализации продукции, тыс. руб.

Прирост прибыли от реализ. продукции, тыс. руб.

Снижение себестоимости, тыс. руб.

Общий прирост прибыли, тыс. руб.

Инвестиции, тыс. руб.

Годовой экономический эффект, тыс. руб.

1

2

3

4

5

6

7

8

1. Заключение дополнительных договоров

1,15

220,80

41,70

20,10

61,80

-

61,80

2. Организация коммерческо-посреднической деятельности

4,80

748,80

150,40

84,00

234,40

-

234,40

Итого

5,95

969,60

192,10

104,10

296,20

-

296,20

Примечание . В столбце 1 даются наименования мероприятий, предлагаемых студентом. В столбцах 2―8 даются те показатели, на изменение которых повлияли предлагаемые мероприятия, и все величины должны быть рассчитаны соответствующим образом в дипломной работе.

Количество граф также может варьироваться. Это может быть, к примеру, высвобождение численности работников, увеличение прибыли за счет увеличения цен на продукцию, снижение себестоимости за счет экономии по фонду оплаты труда и т.д.

Влияние предлагаемых мероприятий на изменение основных технико-экономических показателей предприятия.

Здесь проводятся расчеты изменения тех показателей, на величину которых повлияли предлагаемые мероприятия. Это может быть увеличение объема производства, сокращение численности персонала, снижение затрат на производство продукции, увеличение прибыли и т.д.

Результаты расчета сводятся в форму, представленную в таблице 2 .

Таблица 2 - Изменения основных технико-экономических показателей в результате предлагаемых мероприятий

Показатели

Фактический

Проектируемый

Проектируемый в % к фактическому.

1. Производственная мощность, тонн

500,0

520,0

104,0

2. Использование производственных мощностей, %

85,0

90,0

5,0 п

3. Объем производства в натуральном выражении, тонн

425,0

468,0

110,1

4. Товарная продукция, тыс. руб.

6490,0

7488,0

115,4

5. Объем реализованной продукции, тыс. руб.

6245,0

7350,0

117,7

6. Численность промышленно-производственного персонала, чел.

760,0

755,0

99,3

7. Выработка продукции на одного работающего ППП, руб./чел.

8,5

9,90

116,2

8. Себестоимость реализованной продукции, тыс. руб.

4218,5

4717,4

111,8

9. Затраты на 1 рубль товарной продукции, руб.

0,7

0,6

96,9

10. Прибыль от реализации продукции, тыс. руб.

2026,5

2632,6

129,9

11. Рентабельность продукции, %

48,0

55,81

7,78 п.

Объем главы 30―35 страниц.

4.5. Заключение

Заключение содержит краткую аннотацию проделанной студентом работы: приводятся результаты анализа, слабые и сильные стороны предприятия, мероприятия, т.е. новые подходы по активизации деятельности предприятия и их экономическая эффективность.

Объем раздела 2―3 страницы.

5. ОФОРМЛЕНИЕ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ

Оформление дипломной работы осуществляется по единому образцу, после чего в переплетенном виде сдается на кафедру. Использование скоросшивателей не допускается.

Содержание дипломных работ печатается на одной стороне стандартного размера (формата А4 ― 210 × 297 мм).

оформляется на компьютере в текстовом редакторе Word (версия 6,0 или 7,0) для Windows 95. Размер полей (расстояние между текстом и краем страницы): слева ― 30 мм, справа ―10 мм, сверху ― 20 мм, снизу ― 20 мм. Нумерация страниц ― по центру вверху страницы на уровне 15 мм от края листа арабскими цифрами. Межстрочный интервал ― 1,5 (в рабочем поле располагается 28―30 строк); размер шрифта (кегль) ― 14; тип (гарнитура) шрифта: ― для основного текста Times New Poman, начертание литер обычное; для заголовка желательно Arial, начертание литер полужирное; выравнивание основного текста ― по ширине; перенос ― автоматический.

Нумерация страниц в дипломной работе ― сквозная. Таблицы и рисунки, расположенные на отдельных станицах, список литературы и приложения необходимо включать в сквозную нумерацию страниц.

Первой страницей является титульный лист (приложение 9), он не нумеруется, далее следует:

― второй титульный лист (приложение 10);

― "Задание" (приложение 3);

― календарный план работы является обратной стороной задания (приложение 3а);

― четвертой страницей ― оглавление.

В дипломной работе каждая глава, введение, заключение, список литературы, приложение, начинаются с новой страницы.

Нумерация страниц начинается с 4 страницы . Введение и заключение не имеют порядкового номера, все остальные разделы основной части дипломной работы должны иметь порядковую нумерацию. Каждая глава обозначается арабской цифрой с точкой на конце. Разделы (параграфы) нумеруются в пределах каждой главы. Номер раздела (параграфа) должен состоять из двух цифр, первая из которых является номером главы, а вторая ― раздела (параграфа), разделенных точкой.

Текст дипломной работы должен быть иллюстрирован таблицами и наглядными материалами (схемами, графиками, диаграммами и др.). Они располагаются в тексте или выносятся на отдельную страницу. Все наглядные материалы и таблицы должны иметь заголовок и быть пронумерованы. Нумерация сквозная, например, таблица 1, таблица 2, таблица 3 и т.д., вне зависимости от того, в какой главе они расположены.

Название темы, указанной в дипломной работе, должно точно соответствовать названию, указанному в задании и заявлении.

При оформлении дипломной работы рекомендуется соблюдать следующие государственные стандарты:

ГОСТ 2.105-95 ЕСКД (Общие требования к текстовым документам).

ГОСТ 2.301-68 ЕСКД (Форматы).

ГОСТ 2.321- 84 ЕСКД (Обозначения буквенные).

ГОСТ 7.1-2003 СИБИД (Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила оставления).

ГОСТ 7.9-95 СИБИД ( и аннотация. Общие требования).

ГОСТ 7.12-93 СИБИД (Библиографическая запись. Сокращения слов на русском языке. Общие требования и правила).

ГОСТ 7.54-88 СИБИД (Представление численных данных о свойствах веществ и материалов в научно-технических документах. Общие требования).

ГОСТ 8.417-2002 ГСИ (Единицы величин).

ГОСТ Р 15.011-96 (Система разработки и постановки продукции на производство. Патентные исследования. Содержание и порядок проведения).

ГОСТ 9327-60 (Бумага и изделия из бумаги. Потребительские форматы).

6. КОНТРОЛЬ ЗА ХОДОМ

ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ

Контроль за ходом выполнения дипломной работы осуществляет кафедра "Экономика и управление на предприятиях малого и среднего бизнеса" при непосредственном участии руководителя. Для этого в задании (на оборотной стороне) предусмотрен календарный график работы над дипломом.

По окончании дипломной работы она подписывается студентом и сдается руководителю на проверку. Руководитель при положительном решении подписывает работу и вместе с отзывом она представляется студентом на утверждение заведующему выпускающей кафедрой.

В отзыве на дипломную работу руководитель отражает следующее:

1.Степень самостоятельности решения поставленных задач.

2.Умение анализировать и делать обоснованные выводы и предложения.

3.Достигнутые результаты, практическая ценность предлагаемых мероприятий.

4.Наличие в работе элементов научного исследования.

5.Целесообразность публикации научных результатов.

6.Качество оформления работы.

7.Целесообразность дальнейшего обучения студента в аспирантуре.

8.Рекомендуемая оценка дипломной работы.

7. ДОПУСК ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ

К ЗАЩИТЕ

Заведующий кафедрой на основании содержания представленной дипломной работы и беседы со студентом решает вопрос о допуске студента к защите, делая соответствующую запись на титульном листе дипломной работы, а также в Выписке из протокола заседания кафедры , назначает дату защиты.

При этом студент должен в полном объеме знать содержание своей работы, уметь грамотно отвечать на поставленные вопросы. Для получения допуска к защите студент должен представить заведующему кафедрой следующие материалы:

1. Переплетенную дипломную работу, подписанную студентом и руководителем.

2. Отчет о преддипломной практике.

3. Раздаточный материал для членов комиссии, пример раздаточного материала см. в приложении 11.

4. Выписку из протокола заседания кафедры с подписями руководителя и членов кафедры, которая после подписи заведующего кафедрой сдается в институт экономики бизнеса и права.

8. ПОДГОТОВКА К ЗАЩИТЕ

ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ

Подготовка к защите включает в себя подготовку студентом выступления и сопровождающих его иллюстрированных материалов.

При подготовке выступления рекомендуется использовать следующую примерную схему:

― название темы дипломной работы;

― объект, предмет, цели и задачи дипломной работы;

― краткая характеристика проблемы;

― основные результаты технико-экономического анализа;

― разработанные предложения и использованные при этом методы;

― ожидаемая или фактическая эффективность предлагаемых мероприятий;

― практическое использование предложений;

― изменение основных технико-экономических показателей предприятия в результате предлагаемых мероприятий.

Помимо обязательных листов, по согласованию с руководителем могут быть внесены также другие таблицы, рисунки, диаграммы, иллюстрирующие основное содержание дипломной работы.

Защита дипломной работы в государственной аттестационной комиссии (ГАК) проводится по утвержденному графику на открытых заседаниях.

В ГАК студент представляет дипломную работу с допуском заведующего выпускающей кафедрой к защите, отчет по преддипломной практике и раздаточный материал (графики, таблицы и др.)

Защита проводится в форме изложения основных положений дипломной работы (доклада). После выступления студента члены ГАК задают интересующие их вопросы. По окончании всех защит, предусмотренных графиком на этот день, члены ГАК обсуждают результаты и выставляют оценки. При этом учитываются полнота проведенного технико-экономического анализа деятельности организации, обоснованность выводов и предложений, практическая ценность предлагаемых мероприятий, качество и полнота иллюстрированных материалов, умение убедительно представить основное содержание дипломной работы и отвечать на вопросы. После подведения итогов комиссией результаты защит объявляются студентам.

Решением Государственной аттестационной комиссии студенту присуждается квалификация экономиста-менеджера по специальности 080502 (0608) "Экономика и управление на предприятии (пищевая промышленность)".

Приложение 1

Рекомендуемый перечень тем дипломных работ, распределенных по основным тематическим блокам

Блок 1. Приоритетные направления развития организаций агропромышленного комплекса РФ

1.1.Влияние научно технического прогресса на функционирование предприятий АПК .

1.2.Стимулирование инновационной деятельности организаций АПК.

1.3.Инвестиционная деятельность предприятий пищевой и перерабатывающей отраслей промышленности.

1.4.Повышение производительности труда на предприятиях АПК.

1.5.Минимизация рисков организаций АПК.

1.6.Повышение качества продукции организаций пищевой и перерабатывающей отраслей промышленности.

1.7.Повышение конкурентоспособности предприятия пищевой промышленности.

1.8.Развитие инфраструктуры организации малого и среднего бизнеса АПК.

1.9.Улучшение социально-экономических условий на предприятиях АПК.

1.10.Повышение эффективности производства на основе диверсификации.

1.11.Совершенствование функционирования предприятий АПК с помощью логистического подхода.

1.12.Повышения уровня технологического потенциала организации.

1.13.Увеличение технического потенциала предприятия.

1.14.Повышение роли человеческого фактора в развитии предприятия АПК.

1.15.Повышение эффективности переработки вторичных ресурсов на предприятии АПК.

Блок 2. Повышение эффективности производства

2.1.Повышение эффективности функционирования основного произ водства организации.

2.2.Стимулирование эффективной деятельности вспомогательного производства предприятия.

2.3.Совершенствование функционирования обслуживающего производства хозяйствующего субъекта.

2.4.Резервы повышения эффективности работы предприятия.

2.5.Основные пути мотивации и стимулирования труда на предприятиях.

2.6.Совершенствование организации оплаты труда на предприятиях.

2.7.Влияние эффективного использования трудовых ресурсов на результаты коммерческой деятельности на предприятиях.

2.8.Повышение эффективности предприятия за счет совершенствования организации производства и труда.

2.9.Повышение экономической эффективности переработки вторичных ресурсов на предприятиях.

2.10.Улучшение системы управления персоналом на предприятии.

2.11.Совершенствование организационно-технического обслуживания производства на предприятиях.

2.12.Оценка технического потенциала предприятия и пути его повышения на предприятиях.

2.13.Оптимизация численности персонала на предприятии.

2.14.Совершенствование организацией труда на предприятии.

2.15.Совершенствование нормирования труда на предприятии.

Блок 3. Совершенствование основных функций управления предприятиями

3.1.Совершенствование системы управления предприятием в условиях высокой степени неопределенности.

3.2. Краткосрочное прогнозирование деятельности пищевого предприятия.

3.3. Среднесрочное прогнозирование функционирования организации пищевой промышленности.

3.4. Долгосрочное прогнозирование развития предприятия АПК.

3.5. Стратегическое управление компанией в условиях кризиса.

3.6.Бизнес-планирование в условиях конкуренции на предприятиях АПК.

3.7.Планирование деятельности организаций малого и среднего бизнеса.

3.8.Совершенствование организационной структуры управления предприятием на основе внедрения современных информационных технологий.

3.9.Применение программно-целевого планирования бизнеса в условиях конкуренции.

3.10.Применение индикативного планирования на предприятиях АПК.

3.11.Применение стратегического планирования в организациях в условиях конкуренции.

3.12.Совершенствование организации основного производства на предприятиях.

3.13. Стратегия управления предприятием в условиях финансового кризиса.

3.14.Стратегия эффективного использования материально-технических ресурсов на предприятиях.

3.15.Планирование потребностей и управление материально-производственными запасами на предприятиях.

3.16. Планирование производственных процессов и мощностей на предприятиях.

3.17. Оценка эффективности организации бизнеса на предприятиях.

3.18. Повышение эффективности стратегического управления на предприятиях.

3.19. Улучшение системы управления персоналом на предприятии.

Блок 4. Совершенствование маркетинга и качества производства на предприятиях АПК

4.1. Совершенствование маркетинговой деятельности на предприятиях АПК в условиях обостряющейся конкуренции.

4.2. Совершенствование рекламной деятельности на предприятиях АПК в условиях экономического роста.

4.5. Проектирование оптимальных брендовых стратегий на предприятиях в условиях конкуренции.

4.6. Развитие комплекса продвижения продукции на предприятиях в условиях конкуренции.

4.7. Управление качеством продукции на предприятиях.

4.8. Управление качеством услуг на предприятиях.

4.8. Повышение эффективности деятельности предприятия малого бизнеса на основе управление качеством услуг.

4.9. Повышение эффективности деятельности предприятия малого бизнеса на основе управление качеством продукции.

4.10. Повышение эффективности деятельности предприятия малого бизнеса на основе управление качеством процессов.

4.11. Повышение эффективности деятельности предприятия малого бизнеса на основе системы менеджмента качества.

4.12. Организация улучшения деятельности предприятий на основе системы менеджмента качества.

4.13. Улучшение деятельности предприятия на основе мониторинга бизнес процессов.

4.14. Улучшение деятельности предприятия на основе снижения потерь качества.

4.15. Улучшение деятельности предприятия на основе инструментов менеджмента качества.

Блок 5. Применение экономико-математических методов и моделирования для совершенствования процессов управления предприятиями АПК

5.1. Экономико-математическое моделирование перспективного планирования функционирования организаций.

5.2. Экономико-математическое моделирование долгосрочного планирования деятельности предприятия.

5.3. Программно-целевое моделирование стратегического планирования организации.

5.4. Моделирование экономических процессов на предприятиях.

5.5. Экономико-математическое моделирование планирования на предприятиях.

5.6. Эконометрическое моделирование прогнозирования спроса на продукцию предприятий.

5.7. Моделирование прогнозирования производства продукции на предприятиях.

5.8. Моделирование трех конкурентных сил в условиях обострения состязательности на предприятиях.

5.9. Эконометрические модели анализа и прогнозирования прибыли на предприятиях.

5.10. Снижение риска получения убытков на основе прогнозных моделей производственной деятельности предприятия.

5.11. Совершенствование планирования на основе многофакторных моделей деятельности предприятия.

5.12. Оптимизация управления экономической системой предприятия;

5.13. Совершенствование прогнозирования деятельности предприятия с использованием лаговых факторов.

5.14. Совершенствование прогнозирования деятельности предприятия с использованием авторегрессионных моделей.

5.15. Совершенствование прогнозирования деятельности предприятия с использованием взвешенной регрессии.

5.16. Оптимизация прибыли в условиях конкуренции на предприятиях.

5.17. Моделирование оптимальной организации труда на предприятиях.

5.18. Экономическая эффективность бестарифных моделей оплаты труда.

5.19. Многофакторные эконометрические модели ценообразования на предприятиях.

Блок 6. Применение антикризисных стратегий предприятиями АПК

6.1. Стратегия развития организаций АПК в условиях кризиса.

6.2. Стратегия инновационной деятельности предприятия при выходе из кризисной ситуации.

6.3. Стратегия инвестиционной деятельности в процессе кризиса.

6.4. Стратегии развития малого и среднего бизнеса в АПК.

6.5. Совершенствование организации производственно-коммерческой деятельности на предприятиях.

6.6. Оптимизация прибыли в условиях конкуренции на предприятиях.

6.7. Совершенствование организации и управления предприятием в условиях экономического кризиса.

6.8. Роль антикризисного управления предприятием в условиях финансового кризиса.

6.9. Разработка антикризисных мер по управлению персоналом на предприятии.

6.10. Совершенствование управления персоналом на предприятии в условиях кризиса.

6.11. Разработка стратегий поведения организаций на основе прогнозирования кризисной ситуации.

Приложение 2

Ректору МГУТ и У

проф. В.Н. Ивановой

от студента

Курс 5 (3)

специальность 080502 (0608) (ПФО) или (СФО)

шифр

ЗАЯВЛЕНИЕ

Прошу Вас утвердить мне тему дипломной работы

(полное название темы дипломной работы)

Назначить руководителем дипломной работы

(проф., доцент кафедры)

Направить на преддипломную практику на

(полное название предприятия)

Подпись

Дата

Приложение 3

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ТЕХНОЛОГИЙ И УПРАВЛЕНИЯ


Факультет Экон. и предпр. Кафедра "Экономика и управление на предприятиях малого и среднего бизнеса"

Специальность 080502(0608) Шифр

Утверждаю

"__" ____________ 20__г.

ЗАДАНИЕ

На дипломную работу студенту

1. Наименование темы

Утверждено приказом университета от

2. Срок представления законченной дипломной работы

3. Специальное указание

4. Содержание расчетно-пояснительной записки (перечень подлежащих разработке вопросов) Введение, Глава1, Глава2, Глава3, Заключение, Список использованной литературы, Приложения

5. Перечень графического материала

6. Консультанты: фамилия, имя, отчество

Руководитель Ф.И.О. (подпись)

Дата выдачи задания

Задание принял к исполнению

Подпись студента

Приложение 3а

Календарный план работы

№№ пп

Этапы и разделы работы

Рабочие недели

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

1

Преддипломная практика

х

х

х

х

2

Введение

х

3

Глава 1

х

х

4

Глава 2

х

х

х

5

Глава 3

х

х

х

х

6

Заключение

х

7

Литература

х

8

Раздаточный материал

х

Зав.кафедрой

"___" 20__ г.

Приложение 4

ИНСТРУМЕНТАРИЙ

для сбора и анализа технико-экономической

информации

(таблицы 3―8)

Таблица 3 - Основные технико-экономические показатели

Вариант 1 (для типичных предприятий,

соприкасающихся с предприятиями АПК)[1]

на ОАО _______________________

(на начало 20__ г.)

Показатели

Ед. изм.

Факт

Второй базовый период в % к первому

первый базовый период

второй базовый период

1. Товарная продукция

млн. руб.

2. Численность ППП

чел.

3. Основные производственные фонды на начало года

млн. руб.

4. Затраты на производство и реализацию продукции

млн. руб.

5. Затраты на 1 руб. товарной продукции

руб.

6. Фондоотдача

руб./руб.

7. Выработка на одного работающего

тыс. руб.

8. Прибыль

млн. руб.

9. Рентабельность производства

%

Таблица 4 - Основные технико-экономические показатели

Варрант 2 (для профильных предприятий АПК)

на ОАО _______________________

(на начало 20__ г.)

Показатели

Ед. изм.

Факт

Второй базовый период в % к первому

первый базовый период

второй базовый период

1. Производственная мощность

тыс. т.

в том числе:

― хлебобулочные изделия

тыс. т.

― кондитерские изделия

тыс. т.

― прочие

тыс. т.

2. Коэффициент использования производственной мощности, всего

тыс. т

в том числе:

― хлебобулочные изделия

тыс. т.

― кондитерские изделия

тыс. т.

― прочие

тыс. т.

3. Объем производства в натуральном выражении, всего

тыс. т

в том числе:

― хлебобулочные изделия

тыс. т.

― кондитерские изделия

тыс. т.

― прочие

тыс. т.

4. Товарная продукция

млн.руб.

5. Объем реализованной продукции

Млн. руб.

6. Численность ППП

чел.

7. Фонд оплаты труда

млн.руб.

8. Полная себестоимость товарной продукции, всего

Млн. руб.

в том числе:

― материальные затраты

Млн. руб.

― амортизация основных фондов

Млн. руб.

― затраты на оплату труда

Млн. руб.

― отчисления на социальные нужды

Млн. руб

― прочие затраты

Млн. Руб.

9. Основные производственные фонды

млн. руб.

10. Оборотные средства

Млн. Руб.

11. Выработка продукции на одного работника

тыс. руб.

12. Затраты на 1 руб. товарной продукции

руб.

13. Фондоотдача

руб.

14. Прибыль (чистая)

млн. руб.

15. Распределение прибыли:

― фонд накопления

Млн. руб.

― фонд потребления

Млн. Руб.

16. Рентабельность производства

%

Таблица 5 - Ассортимент выпуска продукции

на ОАО _____________________[2]

Показатели

Первый период

Второй период

тонн

в % к итогу

тонн

в % к итогу

1.

2.

3.

4.

5.

Таблица 6 - Динамика выпуска продукции

на ОАО _____________________[3]

(в тоннах)

Месяцы

Первый период

Второй период

Наименование продукта

Наименование продукта

1

2

1

2

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Июнь

Июль

Август

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

За год, всего

Таблица 7 - Количественные оценки ценообразующих факторов

на ОАО ___________________

Месяц

Показатели

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Июнь

Июль

Август

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

1. Объем реализации, тонн

-

-

-

-