Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 16

 

Поиск            

 

Указания методические по выполнению выпускной квалификационной работы по специальности 100200. 62 «туризм»

 

             

Указания методические по выполнению выпускной квалификационной работы по специальности 100200. 62 «туризм»

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ТУРИЗМА И СЕРВИСА»

СК РГУТиС

ПРИНЯТО

Ученым Советом

Протокол № __

от «__» __________ 2010 г.

УТВЕРЖДАЮ

Ректор

___________Федулин А.А.

«__» _______2010 г.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

100200.62 «ТУРИЗМ»

(бакалавриат)

НА 2011 ГОД

Москва, 2010

Методические указания по выполнению выпускной квалификационной работы составлены на основании ГОС ВПО.

Методические указания по выполнению выпускной квалификационной работы рассмотрены и утверждены на заседании кафедры

«Технология и организация туристической деятельности »

(название кафедры)

Протокол №_____ «_____» ____________________201_ г.

Зав. кафедрой к.п.н., доцент Е.С. Сахарчук

Согласовано:

Проректор по учебной работе Н.Г. Новикова

СОДЕРЖАНИЕ

Номер раздела

Название раздела

Страница

1.

ЦЕЛИ ВЫПОЛНЕИЯ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

4

2.

ВЫБОР ТЕМЫ БАКАЛАВРСКОЙ РАБОТЫ И ЕЕ УТВЕРЖДЕНИЕ

8

3.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ БАКАЛАВРСКОЙ РАБОТЫ

10

3.1

Краткое содержание составных частей работы

11

3.2

И нформационное обеспечение бакалаврской работы

13

4.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ И СРОКИ ВЫПОЛНЕНИЯ БАКАЛАВРСКОЙ РАБОТЫ

15

5.

ИЗЛОЖЕНИЕ ТЕКСТОВОГО МАТЕРИАЛА И ОФОРМЛЕНИЕ БАКАЛАВРСКОЙ РАБОТЫ

16

5.1

Общие требования

16

5.2

Титульный лист и содержание бакалаврской работы

16

5.3

Нумерация страниц и глав

17

5.4

Требования к иллюстрациям

17

5.5

Таблицы

19

5.6

Формулы и уравнения

21

5.7

Ссылки

21

5.8

Список использованных источников

22

5.9

Приложения

22

6.

РУКОВОДСТВО БАКАЛАВРСКОЙ РАБОТОЙ

24

7.

ВНЕШНЕЕ РЕЦЕНЗИРОВАНИЕ БАКАЛАВРСКОЙ РАБОТЫ

25

8.

ПОДГОТОВКА БАКАЛАВРСКОЙ РАБОТЫ К ЗАЩИТЕ

26

9.

ПОРЯДОК ЗАЩИТЫ БАКАЛАВРСКОЙ РАБОТЫ

28

ПРИЛОЖЕНИЯ

30-39

А

Примерная тематика дипломных работ

для направления 100200«Туризм (бакалавриат)»

30

1. ЦЕЛИ ВЫПОЛНЕИЯ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

- Бакалаврская работа «бакалавра туризма» является выпускной квалификационной работой и представляет собой законченную разработку, в которой рассматриваются задачи туристской индустрии.

Выпускная квалификационная работа «бакалавра туризма» выполняется по результатам производственной (преддипломной) практики по тематике, определяемой РГУТиС по согласованию с предприятием (учреждением, организацией) туристской индустрии и Учебно-методическим объединением по образованию в области сервиса и туризма.

Выпускная квалификационная работа (ВКР) может носить научно-исследовательский характер и выполняться на базе анализа литературных источников и инновационных разработок в области туристской индустрии, ВКР этого вида предварительно должны быть согласованы с ПУНПЛ «Организация туристической деятельности».

В выпускной квалификационной работе выпускник показывает:

1. знания туристской индустрии;

2. степень освоенности профессиональных технологий;

3. умения разрабатывать новые туристские продукты и услуги;

4. способность разрабатывать инновационные подходы к решению проблем туристской индустрии;

5. готовность эффективно работать на предприятиях туристской индустрии.

К видам деятельности туристской индустрии относятся:

· операторская и агентская деятельности (операторские и агентские услуги);

· гостиничная деятельность (гостиничные услуги);

· ресторанная деятельность (услуги общественного питания);

· экскурсионная деятельность (экскурсионные услуги);

· транспортное обслуживание;

· иные услуги в сфере туристской индустрии.

«Бакалавр туризма» должен быть подготовлен к следующим видам профессиональной деятельности:

· сервисная;

· производственно-технологическая;

· организационная.

- Выпускная квалификационная работа призвана выявить способность студента на основе полученных знаний самостоятельно решать конкретные практические задачи.

В соответствии с квалификационными требованиями к профессиональным навыкам, которыми должен владеть «бакалавр туризма» выпускник вуза может выполнять следующие практические задачи:

· подбирать справочные и рабочие материалы по туризму;

· проводить маркетинговые исследования спроса и предложения на туристические услуги;

· разрабатывать предложения по освоению новых маршрутов;

· принимать участие в разработке рекламных материалов, каталогов, брошюр и пр. и выработке концепции продвижения туристических программ;

· для формирования пакета туристических услуг осуществлять поиск отелей, компаний-перевозчиков (авиа, железнодорожных, автобусных), иных организаций, предоставляющих эти услуги или оказывающих содействие их предоставлению;

· создавать и поддерживать информационную базу данных по услугам, предоставляемым в рамках разрабатываемых туров;

· разрабатывать программы туров;

· оформлять технологические документы по предлагаемым турам (технологические карты, информационные листки, памятки туристам, схемы, описания маршрутов путешествий и т.д.) в соответствии с требованиями нормативных правовых и технических нормативных правовых актов;

· осуществлять работу по поиску клиентов;

· оформлять туристическую документацию (договор на оказание туристических услуг, информационный листок, памятка, ваучер, финансовые документы и т.д.) в соответствии требованиям законодательства;

· готовить специализированную туристическую информацию, информацию по безопасности услуг, контролировать ее полноту и достоверность; разрабатывать рекомендации и указания для участников путешествия;

· проводить инструктаж туристов о мерах безопасности;

· изучать жалобы и претензии туристов к качеству туристических услуг, принимать меры по - проведению корректирующих мероприятий, направленных на устранение выявленных недостатков;

· обеспечивать высокую культуру обслуживания клиентов;

· вести установленную отчетность.

- Выпускник РГУТиС в соответствии с квалификационными требованиями, предъявляемыми к бакалаврам туризма, владеет знаниями:

1. нормативных правовых документов, регламентирующих осуществление туристической деятельности;

2. географии стран мира;

3. истории, архитектуры, религии, достопримечательностей, социально-экономического устройства стран и др.;

4. основных концепций и принципов организации туристической индустрии;

5. порядка оформления договоров и заключения контрактов по реализации туров;

6. принципов определения стоимости туров;

7. правил бронирования билетов и услуг;

8. правил страхования туристов;

9. порядка работы консульско-визовых служб, правила и порядок оформления документов для получения виз;

10. схем работы с отелями, гостиницами, компаниями-перевозчиками (авиа, железнодорожными, автобусными, круизными и др.), иными организациями;

11. основ туристического права;

12. основ маркетинга и менеджмента;

13. терминологии и аббревиатур, принятых в туристической индустрии;

14. теории межличностного общения;

15. техники приема контрагентов и проведения переговоров; протокола и этикета;

16. иностранного языка;

17. методов обработки информации с использованием современных технических средств коммуникации и связи, компьютеров;

18. основ экономики, организации труда и управления;

19. основ трудового законодательства;

20. правил и норм охраны труда и пожарной безопасности.

Бакалаврская работа должна отражать знания бакалавра в области туристской индустрии, показывать уровень его профессиональной подготовки, владение профессиональными технологиями, умения разрабатывать новые подходы к решению задач туристской индустрии. Время, отводимое на подготовку выпускной квалификационной работы при реализации основной образовательной программы высшего профессионального образования подготовки «бакалавра туризма» по направлению подготовки 100200 Туризм, составляет не менее 4 недель. Для подготовки выпускной квалификационной работы студенту назначается руководитель и, при необходимости, консультанты. Критерии оценки выпускной квалификационной работы утверждаются высшим учебным заведением.

- В соответствии с поставленными целями студент в процессе выполнения бакалаврской работы должен решить следующие задачи:

1. обосновать актуальность выбранной темы, ее ценность и значение для осуществления конкретного вида деятельности (сервисной, производственно-технологической, организацион­ной или управленческой) на предприятии туриндустрии;

2. изучить теоретические положения, нормативно-техническую документацию, статистические материалы, справочную и научную литературу по избранной теме;

3. собрать необходимый статистический материал для проведения конкретного анализа;

4. провести анализ собранных данных, используя соответствующие методы обработки и анализа информации и выявить недостатки и проблемы (например, в деятельности турпредприятия);

5. оформить бакалаврскую работу в соответствии с нормативными требованиями.


2. ВЫБОР ТЕМЫ БАКАЛАВРСКОЙ РАБОТЫ И ЕЕ УТВЕРЖДЕНИЕ

Выбор темы определяется интересами и склонностями студента к той или иной проблеме, потребностью развития и совершенствования самого процесса оказания туруслуг, научной специализацией кафедры и ее преподавателей.

При выборе темы бакалаврской работы следует руководствоваться:

- актуальностью проблемы,

- возможностью получения конкретных фактических данных,

- наличием специальной научной литературы,

- практической значимостью для конкретного предприятия туриндустрии.

Все темы дипломных работ разделены на несколько блоков:

I блок тем связан с решением задач туроператорской деятельности, а именно деятельности по формированию, продвижению и реализации туристского продукта. Этот блок тем неразрывно связан с анализом эффективности и разработкой мероприятий по реализации на практике сформулированных предложений. Рекомендуется при выборе темы из данного блока учитывать специфику туроператоров: операторов массового рынка/ специализированных операторов (специального интереса, специального места назначения, определенной клиентуры); инициативных/рецептивных.

II блок тем связан с решением задачи турагентской деятельности, а именно задач продвижения и реализации туристского продукта. В частности, могут решаться проблемы, связанные с турагентской деятельностью, например:

o совершенствование системы мониторинга в турагентстве,

o формирование и осуществление ассортиментной политики,

o совершенствование реализации товарной политики в части предпродажной подготовки,

o совершенствование системы продвижения продукции туристской отрасли и его брэнда на рынке;

o определение удовлетворенных и неудовлетворенных потребностей в товаре и обслуживании;

o оценка перспектив дальнейшего сотрудничества и приверженности к марке;

o выявление тенденций изменения потребностей и потребитель­ского поведения в будущем;

o организация продажи туристического продукта в соответствии с современными методами торговли, а также используя специфику и особенности туристического бизнеса и др.

III блок тем связан с исследованием потенциала турресурсов Российской Федерации и турресурсов других стран (городов, регионов). Тематика этого блока согласуется с ПУНПЛ «Организация туристической деятельности».

IV блок тем связан с решением других, не вошедших в первые три блока, исследовательских задач в области туризма (разработка теоретических вопросов безопасности в туризме, анализ особенностей организации различных видов туризма, анализ особенностей транспортного обеспечения и т.д.). Темы этого блока могут разрабатываться как на базе анализа практики действующего турпредприятия, так и на базе ПУНПЛ «Организация туристической деятельности» по предварительному согласованию.

Примерная тематика тем дипломных работ по блокам I , II , III и IV представлена в приложении А.

Порядок выбора темы бакалаврской работы:

1. Студент (студентка) руководствуется примерным перечнем тем дипломных работ, имеющимся на выпускающей кафедре, предварительно проконсультировавшись со своим научным руководителем.

2. Студент (студентка), желающий/ая выполнить бакалаврскую работу на тему, не предусмотренную примерной тематикой, должен (должна) обосновать свой выбор и получить разрешение у заведующего кафедрой. Если одна и та же тема выбрана многими студентами, то кафедра оставляет ее только за теми студентами, которые наиболее аргументировано обосновали свой выбор. Остальным студентам предлагается подобрать другую тему.

3. Выбор темы бакалаврской работы и ее утверждение должны быть завершены до начала преддипломной практики у студентов дневной формы обучения или за неделю до окончания последней сессии у студентов заочной и очно-заочной форм обучения.

4. После выбора темы необходимо написать заявление (приложение Б) и получить у методиста кафедры форму задания на выполнение бакалаврской работы (приложение В).

5. Следует иметь в виду, что формулировка темы бакалаврской работы (с указанием научного руководителя и консультантов по разделам), утвержденная приказом ректора, изменению не подлежит.

6. Титульный лист бакалаврской работы оформляется в соответствии с приложением Д.


3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ БАКАЛАВРСКОЙ РАБОТЫ

Бакалаврская работа — это самостоятельная творческая работа студента. Независимо от избранной темы, рекомендуется придерживаться приведенной ниже структуры бакалаврской работы:

Введение - обоснование актуальности темы бакалаврской работы, определение ее целей и задач.

I. Теоретическая часть - теоретические и методологические основы изучения проблемы.

II . Аналитическая часть - анализ состояния проблемы.

2.1. Общая характеристика

2.2. Анализ…

2.3. …

2.4. …

.

.

.

2… Выводы по аналитической части.

III. Практическая (проектная) часть - разработка рекомендаций и мероприятий по решению изучаемой проблемы.

3.1. Мероприятия по……

3.2. Информационное обеспечение бакалаврской работы.

3.3. Правовое обеспечение бакалаврской работы.

3…Выводы по практической части.

Заключение (выводы по бакалаврской работе) – окончательные выводы и основные результаты бакалаврской работы.

Список использованных источников.

Приложения.

3.1. Краткое содержание составных частей работы

Введение. Это вступительная часть бакалаврской работы. Объем Введения составляет 4-5 печатных страниц. Обязательными составляющими элементами Введения являются: актуальность бакалаврской работы, цель работы, задачи, объект, предмет, методический подход, практическая значимость.

Актуальность подразумевает:

- исследуемая область требует дополнений в методологии изучения;

- исследуемая область требует получения новых данных;

- исследуемая область нуждается в новых методах.

Таким образом, обосновать актуальность – значит объяснить, почему нужно в настоящее время решать сформулированную в работе проблему (почему новое научное знание необходимо для практики, какая проблема в существующей практике туриндустрии требует, по мнению дипломника своего решения, чем исследуемая проблема лично интересна дипломнику, какова основная идея исследования, что было сделано для решения проблемы другими исследователями и что предстоит сделать дипломнику)

Объект исследования – это процесс или явление (система), которое породило исследуемую проблему. Объектом исследования могут быть:

- организационная структура предприятия туриндустрии (для бакалаврской работы, посвященной совершенствованию организационной структуры конкретного предприятия туриндустрии);

- система мониторинга, маркетинга, рекламы, связи с общественностью и т.д. (в работах, посвященных исследованию и выработке предложений по совершенствованию системы мониторинга, маркетинга, рекламы, связи с общественностью и т.д.);

- туристские ресурсы определенного вида туризма или определенной территории (для работ, посвященных анализу или сравнению туристических ресурсов определенного вида туризма или территории);

- определенный аспект деятельности предприятий туриндустрии, объединений предприятий туриндустрии, системы регулирования туриндустрией (для дипломных работ, посвященных анализу, сравнительному анализу, разработке, совершенствованию определенного аспекта деятельности предприятий туриндустрии, системы регулирования туриндустрией. Например, объект исследования «Разработка мероприятий по учету кросскультурного фактора при формировании сопроводительной документации для туристов, выезжающих в арабские страны» будет «Кросскультурный фактор выездного туризма в Арабские страны»)

- практический туроперейтинг конкретного вида, направления туризма (например, объектом исследования «Формирование нового турпродукта для молодоженов в Тунис» следует обозначить как туроперейтинг тематического туризма в Тунис)

Предмет исследования – это конкретное обозначения свойств объекта исследования (предмет всегда находится в семантическом поле объекта, но уточняет, конкретизирует, сужает его). Например, если объектом исследования «Разработка мероприятий по учету кросскультурного фактора при формировании сопроводительной документации для туристов, выезжающих в арабские страны» будет «Кросскультурный фактор выездного туризма в Арабские страны», то предметом исследования является «сопроводительная документация выезжающих в Арабские страны и учет в ней кросскультурного фактора».

Цель и сследования – это конечный результат исследования, который предполагается достичь. Для приведенного выше примера («Разработка мероприятий по учету кросскультурного фактора при формировании сопроводительной документации для туристов, выезжающих в арабские страны») целью бакалаврской работы будет – «разработать мероприятия по учету кросскультурного фактора при формировании сопроводительной документации для туристов, выезжающих в арабские страны».

Задачи исследования – это перечисление путей достижения цели исследования. Каждая задача обозначает определенную часть бакалаврской работы: изучить теоретические основы (например, учета кросскультурного фактора в туризме); обосновать необходимость (например, учета кросскультурного фактора при формировании документационного сопровождения выездных туров в Арабские страны); разработать (например, мероприятия по учету…); определить (например, факторы, способствующие повышению эффективности от внедрения мероприятий по учету…); осуществить (например, экономический анализ мероприятий по…)

Методический подход – это конкретные приемы решения поставленных задач исследования:

- системный (комплексный) подход – это исследование явления как совокупности составляющих его частей (например, в исследовании «Формирование нового турпродукта для молодоженов в Тунис» применяется комплексный подход к анализу такого явления как создание турпродукта, так как создание турпродукта – это комплекс мероприятий и явлений взаимосвязанных и взаимозависимых, компонентами системы (или комплекса) создания турпродукта являются: сам турпродукт как цель, приемы и методы практического туроперейтинга, потребитель продукта, создатель турпродукта – туроператор, обстоятельства турпродукта – направление выезда, поставщики услуг и т.д.)

- содержательный или формальный подход – извлечение из изучаемых явлений только относительно устойчивых и неизменных моментов (Например, в исследовании «Оценка ресурсного обеспечения спортивного туризма в Карелии», скорее всего, будет применен формальный подход, с помощью которого на основе общеизвестных представлений о необходимых составляющих ресурсного обеспечения спортивного туризма будут систематизироваться и обобщаться факты, подтверждающие/опровергающие присутствие/отсутствие в Карелии необходимых компонентов системы спортивного туризма).

- логический подход – раскрытие взаимосвязи явлений, процессов; доминируют абстрактно-теоретические построения.

Практическая значимость заключается в полезности исследования для решения конкретных практических задач туристской индустрии. Описание практической значимости подразумевает направленность на конкретную целевую группу возможных потребителей результатов исследования (например, к целевой группе результатов исследования по теме «Формирование нового турпродукта для молодоженов в Тунис» могут быть отнесены туроператоры выездного туризма.)

I . Основная часть – это около 40-50 страниц печатного текста. В целом текст бакалаврской работы должен составлять 50 - 60 страниц (без приложений).

1. Теоретическая часть – первая глава основной части. Фактически в этой части исследования перед дипломником стоит задача – дать обзор литературы (нормативно-справочной документации, данных статистической отчетности, передового отечественного и зарубежного опыта по исследуемой проблеме) по исследуемому предмету исследования; а также определиться в понятиях. Важно полно охарактеризовать современное состояние исследуемой проблемы, а также определить возможные подходы к ее решению. Примерное содержание теоретической части:

- нормативно-правовая база исследуемого явления в туризме;

- описание сущности исследуемого явления;

- дефиниция (разные дефиниции) используемой далее в исследовании терминологии;

- уточнение формулировок.

2. Аналитическая часть – это анализ состояния проблемы.

Аналитическая часть работы должна содержать:

- систематизацию результатов изучения исследуемого аспекта деятельности туроператора (туроператоров);

- формулировку выводов по результатам проведенного исследования, констатация наличия проблемы;

- оценку перспектив разработки новых подходов к решению поставленной задачи (новой организации работы одного из отделов, нового тура, системы мониторинга, рекламной компании, системы документооборота и т.д.);

- результаты маркетинговых исследований о возможности и необходимости подготовки и реализации новых услуг;

- систематизацию критериев (методов) оценки (формирования);

- основные выводы по аналитической части.

3. Практическая (проектная часть). Конкретная разработка рекомендаций и мероприятий по решению изучаемой проблемы.

3.1. Мероприятия по (совершенствованию деятельности туроператорских / турагентских фирм, созданию нового турпродукта, новых форм обслуживания, совершенствованию организационной структуры турпредприятия, разработке предложений по использованию турресурсов и т.д.)… Данный раздел содержит результаты исследовательского поиска дипломника по конкретному проекту, способу решения сформулированной в предыдущей главе проблеме (например: технология создания нового турпродукта, способы реализации предложенных мер по упорядочению документооборота и т.д.)

3.2. И нформационное обеспечение бакалаврской работы.

Примерный перечень вопросов по информационному обеспечению бакалаврской работы:

- анализ используемых информационных источников при формировании турпродукта, выработке предложений по совершенствованию работы турагентства, исследованию турресурсов и т.д.;

- анализ используемых для решения задач исследования коммуникаций и разработка предложений по их совершенствованию (общий обзор);

- оценка использования интернет-технологий (базы данных, электронная почта, сайт и т.п.) и предложения по их использованию и развитию.

В заключении работы следует сформулировать основные выводы и рекомендации, вытекающие из результатов проведенного исследования. Объем заключения должен составлять 5-7% от общего объема бакалаврской работы.

Список использованных источников должен содержать перечень использовавшихся в ходе работы первоисточников, расположенных в алфавитном порядке и отражающих тему бакалаврской работы.

В приложениях рекомендуется включать материалы, дополняющие содержание работы, промежуточные расчеты, вспомогательные таблицы, нормативные документы (Устав, инструкции и т.д.), иллюстрации вспомогательного характера.

Бакалаврская работа также может содержать специальные разделы, дополняющие основные части.


4. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ И СРОКИ ВЫПОЛНЕНИЯ БАКАЛАВРСКОЙ РАБОТЫ

Студентам рекомендуется следовать следующему календарному плану разработки бакалаврской работы:

1. Выбор темы бакалаврской работы и ее утверждение на кафедре.

2. Подбор научной литературы, ее изучение и обработка. Составление библиографии по основным источникам и представление ее научному руководителю.

3. Составление плана бакалаврской работы, согласование его с руководителем.

4. Разработка и представление на проверку введения, первой части (теоретической).

5. Накопление, систематизация и анализ практических материалов.

6. Разработка и представление второй части (аналитической).

7. Разработка и представление третьей части (проектной).

9. Согласование с руководителем и консультантом выводов и предложений.

10.Переработка (доработка) бакалаврской работы в соответствии с замечаниями руководителя.

11.Оформление иллюстративной части.

12.Сбор подписей руководителей.

13.Представление работы заведующему кафедрой на подпись.

14.Доработка бакалаврской работы в соответствии с замечаниями заведующего кафедрой.

15.Рецензирование бакалаврской работы.

16.Предоставление работы и диска с его содержанием в ГАК. Методистом каждому студенту выдается календарный график выполнения и защиты бакалаврской работы, пример которого представлен в приложении Г.

5. ИЗЛОЖЕНИЕ ТЕКСТОВОГО МАТЕРИАЛА И ОФОРМЛЕНИЕ БАКАЛАВРСКОЙ РАБОТЫ

5.1. Общие требования

Бакалаврская работа должна быть грамотно написана и правильно оформлена.

Писать следует на одной стороне листа формата А4 (210х297мм). Работа может быть отпечатана на пишущей машинке через два межстрочных интервала или выполнена на компьютере с использованием любого текстового редактора, например «Microsoft Word».

- При выполнении бакалаврской работы на компьютере, текст следует набирать через полуторный межстрочный интервал, размер кегля - 14, шрифт - Times New Roman Cyr.

Оформление бакалаврской работы выполняется в соответствии с Единой системой технологической документации (ЕСТД).

- Текст бакалаврской работы следует печатать, соблюдая следующие размеры полей: левое - 25 мм, правое - 10 мм, нижнее - 10 мм и верхнее - 25 мм.

Схемы, формулы, рисунки и таблицы оформляются на компьютере, однако допускается их выполнение черной гелевой ручкой, используя печатный шрифт.

- Общий объем бакалаврской работы определяется научным руководителем бакалаврской работы. В среднем бакалаврская работа имеет объем не менее 70-85 страниц машинописного текста (без приложений).

В тексте бакалаврской работы не должно быть сокращений слов, за исключением общепринятых (см. прил. Ж). Если в тексте используются специальные термины и сокращения более трех раз, непосредственно в тексте приводится расшифровка при первом упоминании, либо при первом упоминании пишется полное название употребляемого сокращения, а в скобках дается ссылка на краткую аббревиатуру.

Бакалаврская работа должна быть сброшюрована пружинным способом.

5.2. Титульный лист и содержание бакалаврской работы

Титульный лист бакалаврской работы оформляется в соответствии с приложением Д и выдается методистом учебной части. Бакалаврская работа должна содержать:

• титульный лист;

• задание на бакалаврскую работу (1 экземпляр);

• содержание с указанием страниц;

• введение;

• основную часть в соответствии с утвержденным заданием;

• заключение;

• список использованных источников;

• приложения.

Слова «Содержание», «Список использованных источников» записывают симметрично тексту с прописной буквы, включают в содержание бакалаврской работы.

Слова «Основная часть» в содержание не включаются, т.к. она начинается с теоретической части.

5.3. Нумерация страниц и глав

Страницы бакалаврской работы следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту.

- Номер страницы проставляется в правом верхнем углу без точки в конце, шрифт Times New Roman Cyr № 12.

Титульный лист, задание на бакалаврскую работу и содержание включается в общую нумерацию страниц. Номера страниц на них не проставляется. Нумерация начинается со 2страницы (цифра 2).

При оформлении бакалаврской работы каждый раздел: «Введение», «Теоретическая часть», «Аналитическая часть», «Проектная часть», «Заключение (выводы по бакалаврской работе)», «Список использованных источников» начинается с новой страницы, номер первой страницы раздела и его название проставляются в штампе и не дублируются в правом верхнем углу листа.

Основная часть бакалаврской работы состоит из частей, разделов и подразделов. Части должны иметь порядковые номера в пределах всей работы, обозначенные арабскими цифрами без точки в конце.

Разделы должны иметь нумерацию в пределах каждой части. Номер подраздела состоит из номера части, номера раздела и подраздела, разделенных точкой. Например, третий подраздел второго раздела первой (теоретической) части будет иметь номер 1.2.3.

При оформлении бакалаврской работы на каждой первой странице новой части («Введение», «Теоретическая часть», «Аналитическая часть», «Проектная часть», «Заключение (выводы по бакалаврской работе)») ставится штамп согласно ГОСТу 2.104-68 (образец приведен в приложении З). Таким образом, должно быть не менее 6 листов со штампами. Данный штамп выполняется вдоль нижней стороны листа внутри вычерченной рамки. Штамп должен быть заполнен печатным шрифтом карандашом или напечатан на компьютере и подписан шариковой или гелевой ручкой студентом, а также научным руководителем, зав. кафедрой и внешним рецензентом.

В приложении И приведен пример оформления содержания бакалаврской работы.

5.4. Требования к иллюстрациям

Иллюстрации являются необходимым условием содержания бакалаврской работы. Они могут быть представлены в виде рисунков, схем, таблиц, графиков и диаграмм, которые должны наглядно дополнять и подтверждать изложенный в тексте материал.

Студенту-дипломнику следует продумать, какой материал необходимо использовать для иллюстрации при защите работы.

Наглядный (иллюстративный) материал выполняется на листах формата А4. Титульный лист раздаточного (иллюстративного) материала представлен в приложении К.

- Раздаточный (иллюстративный) материал может быть также визуализирован через проектор с использованием программы Microsoft Power Point. Иллюстративный материал визируется руководителем.

Распределение иллюстраций по основным частям бакалаврской работы может быть следующим:

- теоретическая часть - 1-2 иллюстрации;

- аналитическая - 3-5 иллюстраций;

- проектная- 3-5 иллюстраций;

- экономическая 1-2 иллюстрации.

- Вводная иллюстрация является обязательной. Рекомендуется подготовить схему дерева целей или алгоритм исследования, показывающие структуру разделов дипломного исследования, место и роль каждого раздела в общей структуре, приоритетность поставленных целей и задач.

Основные результаты анализа целесообразно представить в виде таблиц, графиков и диаграмм (гистограмм, круговых, объемных и т.д.), которые позволят лучше понять изложение материала доклада на защите бакалаврской работы.

Необходимо в качестве иллюстраций представить предлагаемые мероприятия и рекомендации по решению проблемы темы бакалаврской работы.

По согласованию с руководителем могут быть подготовлены другие иллюстрации: например, схема разработанного маршрута, схема разработанной организационной структуры и т.д.

Общая структура доклада дипломника должна соответствовать структуре представленных иллюстраций, так как они необходимы для доказательства или демонстрации того или иного подхода, результата или вывода.

Иллюстрации к бакалаврской работе желательно выполнять ярко, красочно, разнообразно, с хорошей графикой, чтобы они отчетливо были видны членам комиссии и всем присутствующим на защите.

Иллюстрации хранятся на выпускающей кафедре вуза и могут быть использованы в учебном и научном процессах.

Иллюстрации, размещенные непосредственно в тексте бакалаврской работы (чертежи, графики, схемы, диаграммы, фотоснимки, рисунки), следует располагать в работе непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице, если в указанном месте они не помещаются.

На все иллюстрации должны быть даны ссылки в работе.

Иллюстрации должны иметь названия, которые помещают под ними. При необходимости перед названием рисунка помещают поясняющие данные.

Все иллюстрации (фотографии, графики, схемы, чертежи и прочее), включенные в текст, именуются рисунками.

- Рисунки нумеруются последовательно в пределах каждой из глав работы арабскими цифрами, например "Рисунок 1.1.", "Рисунок 2.5." и т.д. Рисунок должен размещаться сразу после ссылки на него в тексте бакалаврской работы. Каждый рисунок должен сопровождаться содержательной подписью, отражающей название рисунка, название рисунка должно располагаться посередине страницы.

Подпись помещают под рисунком в одну строку с его номером.

Например, «В размещенной ниже диаграмме (рис. 2.1.) мы систематизировали представления о сложившейся ситуации в секторе размещения Краснодарского края по основным курортным направлениям».

Рис.2.1 Распределение общего числа курортных средств размещения по основным зонам пляжного отдыха Краснодарского края (в общем количестве средств размещения)

- Бакалаврские работы, выполненные с нарушениями настоящих методических требований, не подлежат допуску к защите и аттестации.

5.5. Таблицы

Цифровой материал рекомендуется помещать в работе в виде таблиц.

Таблицу следует располагать в работе непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице. Таблицы слева, справа и снизу ограничиваются линиями.

На все таблицы должны быть ссылки в тексте.

Каждая таблица должна иметь содержательный заголовок, который помещают над соответствующей таблицей. Подчеркивать заголовок не следует. Заголовок и номер таблицы помещаются над таблицей без отступа от левого края текста, после слова и ее порядкового номера. Например:

«Таким образом, из вышеизложенного следует, что практически все величины носят не абсолютный, а относительный характер. Семантическую наполненность баллов оценки мы систематизировали в таблице 1.2.

Таблица 1.2.Наполненность балльной оценки доступности объектов (относительные величины)

Категория доступности

Баллы

Удаленность объекта

Часы работы

Стоимость входных билетов

1 балл

Самое большое отдаление

Наименьшее количество часов работы

Наивысшая стоимость входных билетов

2 балла

Объект удален дальше среднего

Количество часов работы ниже среднего

Стоимость входных билетов выше среднего

3 балла

Объект удален на среднее расстояние

Среднее количество часов работы в год

Средняя стоимость входных билетов

4 балла

Объект удален на меньшее, чем среднее расстояние

Больше среднего количество часов работы в год

Ниже средней стоимости входных билетов.

5 баллов

Наименьшая удаленность

Наибольшее число часов работы в год

Наименьшая (или отсутствующая) стоимость входных билетов

Таблица должна размещаться сразу после ссылки на нее в тексте работы. При переносе таблицы на следующую страницу необходимо пронумеровать графы и повторить их нумерацию на следующей странице. Эту страницу начинают с надписи "Продолжение табл." с указанием ее номера.

Заголовки граф таблицы должны начинаться с прописных букв, подзаголовки - со строчных, если последние подчиняются заголовку. Заголовки граф указываются в единственном числе. Графу «№ п/п» в таблицу включать не следует. Однако, если в таблице идет достаточно большой перечень наименований (более 10), возможно включение в таблицу графы «№ п/п».

Таблицу следует размещать так, чтобы читать ее без поворота; если такое размещение невозможно, таблицу располагают так, чтобы ее можно было читать, поворачивая работу по часовой стрелке. Если цифровые или иные данные в какой-либо строке таблицы отсутствуют, то ставится прочерк.

При наличии в тексте небольшого по объему цифрового материала его нецелесообразно оформлять таблицей, а следует давать в виде вывода (текста), располагая цифровые данные в колонки.

5.6. Формулы и уравнения

Пояснение значений символов и числовых коэффициентов следует приводить непосредственно под формулой в той же последовательности, как и в формуле. Значение каждого символа и числового коэффициента следует давать с новой строки, первую строку пояснения начинают со слова «где» без двоеточия.

Уравнения и формулы следует выделять из текста в отдельную строку. Выше и ниже каждой формулы или уравнения должно быть оставлено не менее одной свободной строки. Если уравнение не умещается в одну строку, оно должно быть перенесено после знака равенства (=), или после знака плюс (+), или после других математических знаков с их обязательным повторением в новой строке.

Формулы и уравнения в бакалаврской работе следует нумеровать порядковой нумерацией в пределах всей работы арабскими цифрами в круглых скобках в крайнем правом положении напротив формулы. Допускается нумерация формул в пределах раздела. Если в работе только одна формула или уравнение, то их не нумеруют.

5.7. Ссылки

При использовании в бакалаврской работе цитат, статистических данных и других материалов необходимо приводить источники, откуда они заимствованы. Эти указания оформляются сносками, в которых указываются инициалы и фамилии авторов, название цитируемого источника, том, часть, издательство, год издания, страница.

При ссылке на чужой текст после упоминания о нем в тексте бакалаврской работы может использоваться так называемая концевая сноска. В этом случае, после указания в тексте произведения или цитаты из него в квадратных скобках (косых - в случае печатания на машинке) проставляют номер, под которым оно значится в библиографическом списке. В необходимых случаях (обычно при использовании цифровых данных или цитаты) указываются и страницы, на которых помещается используемый источник /6, с.4-5/.

По ходу изложения материалов теоретической части (и, если нужно, других частей бакалаврской работы) ссылки на используемую в процессе изучения теоретического материала литературу обязательны. Если студент ссылается на источник, указанный в библиографическом списке, тога ссылка оформляется следующим образом

[53, с. 312],

где 53 – это номер используемого источника,

с. 312 – это номер страницы в данном источнике.

Ссылки на таблицы, рисунки приложения берутся в круглые скобки. При ссылках следует писать: «(в соответствии с данными таблицы 3.5)», «(по данным рисунка 4.3)», «(в соответствии с приложением А)», «(... по формуле (3))».

5.8. Список использованных источников

После заключения, представленного в работе, приводится список использованных источников , оформленный в соответствии с существующими правилами (ГОСТ 7.1.- 84). Список использованных источников группируется в алфавитном порядке и должен содержать не менее 50 наименований литературы.

В начале списка нужно указать Федеральные законы, постановления Правительства, Указы Президента и региональные законодательные акты, а затем перечислить использованную литературу общего и специального характера в алфавитном порядке. При этом описание книг и статей располагаются в общем алфавите фамилий авторов и заглавий книг и статей (если автор не указан). Не рекомендуется в одном алфавите смешивать разные алфавиты (русский, латинский и др.)

Авторы с одинаковой фамилией располагаются обычно в алфавитном порядке их инициалов:

Соколов А.Л.

Соколов Б.В.

Соколов Д.И и т.д.

Работы одного и того же автора располагаются или по алфавиту их названий, или в хронологии их издания.

При составлении описания книг под фамилией автора сообщаются следующие данные: фамилия и инициалы автора, заглавие книги, сведения, относящиеся к заглавию; место издания, издательство, год, количественная характеристика (число страниц, листов).

Под заглавием описывают книги, изданные без указания автора или имеющие четырех и более авторов: сборники статей, коллективные монографии, официальные документы и т.п. при этом описание содержит следующие сведения: заглавие, сведения, относящиеся к заглавию; сведения об ответственности, сведения о повторности издания, месте издания, издательстве, годе издания, количественную характеристику.

Для статей из журналов или газет указывается фамилия и инициалы автора, название статьи, наименование журнала или газеты, их номер и год издания.

5.9. Приложения

Приложения следует оформлять как продолжение бакалаврской работы на ее последующих страницах в виде отдельного раздела.

Каждое приложение должно начинаться с новой страницы и иметь заголовок с указанием вверху посередине страницы слово «Приложение» и его обозначения.

Если приложений более одного, то они обозначаются прописными буквами русского алфавита, начиная с буквы А, исключая буквы Ё, Й, Ъ, Ы, Ь, после буквы Я приложения обозначаются арабскими цифрами.

Располагать приложения следует в порядке появления ссылок на них в тексте.

Распечатки форматов более чем А4 помещаются в качестве приложений и складываются по формату листов бакалаврской работы.


6. РУКОВОДСТВО БАКАЛАВРСКОЙ РАБОТОЙ

В целях оказания дипломнику теоретической и практической помощи в период подготовки и написания бакалаврской работы кафедра выделяет ему научного руководителя. Как правило, им является преподаватель кафедры, под руководством которого студент проходил предбакалаврскую практику.

Руководитель бакалаврской работы обязан:

1. Оказать помощь студенту в выборе темы бакалаврской работы и разработке плана его выполнения.

2. Оказать помощь в выборе методики проведения исследования.

3. Дать квалифицированную консультацию по подбору литературных источников и фактических материалов, необходимых для выполнения работы.

4. Осуществлять систематический контроль за ходом выполнения бакалаврской работы в соответствии с разработанным планом и графиком.

5. После выполнения бакалаврской работы дать оценку качества его выполнения и соответствия требованиям, предъявляемым к нему (отзыв руководителя).

6. Проводить предзащиту бакалаврской работы с целью выявления готовности студента к его защите.

Дипломнику следует периодически (по обоюдной договоренности, примерно раз в неделю) информировать научного руководителя о ходе подготовки бакалаврской работы, консультироваться по вызывающим затруднения или сомнения вопросам, обязательно ставить в известность о возможных отклонениях от утвержденного графика выполнения работы.

Дипломнику следует иметь в виду, что научный руководитель не является редактором бакалаврской работы и поэтому не должен поправлять все имеющиеся в нем теоретические, методологические, стилистические и другие ошибки.

На различных стадиях подготовки и выполнения бакалаврской работы задачи научного руководителя изменяются.

На первом этапе подготовки научный руководитель советует, как приступить к. рассмотрению темы, корректирует план работы и дает рекомендации по списку литературы.

В ходе выполнения работы научный руководитель выступает, в основном, как оппонент, указывает дипломнику на недостатки аргументации, композиции, стиля и т.п., советует, как их лучше устранить.

Рекомендации и замечания научного руководителя дипломник должен воспринимать творчески. Он может учитывать их или отклонять по своему усмотрению, так как ответственность за теоретически и методологически правильную разработку и освещение темы, качество содержания и оформление бакалаврской работы полностью лежит на нем, а не на научном руководителе.

Если дипломник нуждается в консультантах по отдельным специальным вопросам, то заведующий кафедрой может их назначить дополнительно.

Научный руководитель от кафедры утверждается приказом ректора университета.

7. ВНЕШНЕЕ РЕЦЕНЗИРОВАНИЕ БАКАЛАВРСКОЙ РАБОТЫ

Для получения дополнительной объективной оценки труда дипломника проводится внешнее рецензирование бакалаврской работы специалистами в соответствующей области.

Состав рецензентов утверждается на выпускающей кафедре. В качестве рецензентов могут привлекаться специалисты из туристического бизнеса и научно-исследовательских организаций, профессора и преподаватели вузов или данного вуза, если они работают на другой кафедре.

Законченная бакалаврская работа, подписанная студентом и консультантами, представляется руководителю, который после просмотра подписывает ее. Затем работа передается заведующему кафедрой, решающему вопрос о направлении ее на внешнее рецензирование.

В рецензии должно быть отмечено значение изучения данной темы, дальность, указано, насколько успешно дипломник справляется с рассмотрением теоретических и практических вопросов. Здесь дается развернутая характеристика каждого раздела бакалаврской работы с выделением положительных сторон и недостатков. В заключение рецензент излагает свою точку зрения об общем уровне бакалаврской работы и оценивает его, после чего подписывает разделы бакалаврской работы. Рецензия должна быть получена не позднее, чем за три дня до защиты.

В случае если заведующий кафедрой, исходя из содержания отзывов руководителя и рецензента, не считает возможным допустить студента к защите бакалаврской работы в ГАК, вопрос об этом рассматривается на заседании кафедры с участием руководителя и автора бакалаврской работы. Протокол заседания кафедры передается на утверждение ректору.

Образец рецензии на бакалаврскую работу представлен в приложении Е.


8. ПОДГОТОВКА БАКАЛАВРСКОЙ РАБОТЫ К ЗАЩИТЕ

Дипломник, получив положительный отзыв о бакалаврской работе от научного руководителя кафедры, рецензию внешнего рецензента и разрешение заведующего кафедрой о допуске к защите, должен подготовить доклад (на 10-12 минут), в котором четко и кратко изложить основные положения бакалаврской работы, при этом используя наглядный графический материал, согласованный с научным руководителем.

К защите бакалаврской работы студент должен не только написать высококачественную работу, но и уметь защитить ее, так как иногда высокая оценка руководителя и рецензента снижается из-за плохой защиты. Успешная защита основана на хорошо подготовленном докладе.

В нем следуем отметить: что сделано лично дипломником; чем он руководствовался при исследовании темы; что является предметом изучения; какие методы использованы при изучении рассматриваемой проблемы; каковы выявленные проблемы и недостатки; какие новые результаты достигнуты в ходе исследования и каковы основные выводы. Такова общая схема доклада, более конкретно его содержание определяется дипломником совместно с научным руководителем. Краткий доклад должен быть подготовлен письменно, но выступать на защите следует, не зачитывая текст.

Основные требования к докладу на защите бакалаврской работы:

1. Представление темы бакалаврской работы.

2. Актуальность проблемы.

3. Предмет исследования.

4. Объект исследования.

5. Цель работы и задачи исследования.

6. Алгоритм исследования.

7. Характеристика организации.

8. Характеристика выборочной совокупности исследования.

9. Методы исследования.

10. Количественная и качественная оценка основных показателей.

11. Полученные результаты.

12. Основные выводы по проблеме.

13. Предлагаемые рекомендации.

14. Степень внедрения и область применения.

Цифровые данные в докладе приводятся только в том случае, если они необходимы для доказательства или иллюстрации того или иного вывода.

Доклад должен быть кратким, содержательным и точным, формулировки обоснованными и лаконичными, а также содержать выводы и предложения.

Защита бакалаврской работы проводится на заседании ГАК. В ее состав должны входить высококвалифицированные преподаватели и специалисты с производства. Председатель ГАК должен быть специалистом по профилю данного факультета, имеющим ученое звание и степень, и приглашаться со стороны. Состав комиссии утверждается приказом ректора вуза.

На заседании могут присутствовать руководители работ, рецензенты, а также студенты и все заинтересованные лица.

Расписание работы ГАК утверждается председателем не позднее, чем за месяц до начала защиты дипломных работ. Списки студентов, допущенных к защите, представляются в ГАК.

До начала защиты дипломных работ студент представляет в ГАК следующие документы:

Бакалаврскую работу;

диск с содержанием бакалаврской работы;

внешнюю рецензию на бакалаврскую работу.

Общая продолжительность защиты не должна превышать 30-35 мин, в том числе 10-12 мин предоставляется студенту для сообщения содержания бакалаврской работы.


9. ПОРЯДОК ЗАЩИТЫ БАКАЛАВРСКОЙ РАБОТЫ

Защита бакалаврской работы происходит на открытом заседании ГАК в следующей последовательности:

- секретарь ГАК объявляет фамилию, имя и отчество автора, и тему работы, а также средний балл, полученный студентом за весь период обучения;

- студент в отведенное ему (ей) время (в пределах 10-ти минут) излагает основное содержание работы, уделив особое внимание предлагаемым в ней выводам и рекомендациям. Доклад иллюстрируется плакатами и раздаточными материалами;

- по окончании доклада секретарем ГАК зачитывается рецензия на работу. Студент, не согласный с отдельными замечаниями рецензента, может дать соответствующие разъяснения;

- после этого автору работы членами ГАК и присутствующими задаются вопросы; в обсуждении работы может принять участие каждый присутствующий на защите. Ответы на вопросы, их полнота и глубина влияют на оценку работы, они должны быть тщательно продуманы и лаконичны;

- оценка выносится только после обсуждения членами ГАК самой защиты с учетом оценок, данных рецензентом и руководителем работы.

Задача ГАК - выявление подготовленности студента к профессиональной деятельности и принятие решения о том, можно ли дипломнику выдать диплом бакалавра. Поэтому при защите студенту важно показать не только то, как работали отрасль или предприятие, но и то, что сделано им самим при изучении проблемы.

Вопросы, которые задают члены ГАК и присутствующие могут относиться к темам бакалаврской работы или специальных курсов по менеджменту, маркетингу, экономике, планированию и т.п., поэтому студенту перед защитой целесообразно восстановить в памяти основное содержание специальных курсов и особенно те разделы, которые имеют прямое отношение к теме бакалаврской работы. Вопросы в случае необходимости можно записать и подготовить ответы, при этом разрешается пользоваться бакалаврской работой. По докладу и ответам на вопросы комиссия судит о широте кругозора дипломника, его эрудиции, умении публично выступать, и аргументировано отстаивать свою точку зрения.

Оценивается бакалаврская работа по 4-балльной системе (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно).

После окончания публичной защиты проводится закрытое заседание ГАК с участием руководителя бакалаврской работы.

Определяется общая оценка работы дипломника с учетом его теоретической подготовки, качества выполнения и оформления работы. ГАК отмечает новизну и актуальность темы, степень научной проработки, применения ЭВМ, практическую значимость результатов бакалаврской работы, при этом руководствуются рейтинговой оценкой (см. приложение М).

Ведется протокол заседания ГАК, куда вносятся все заданные вопросы, ответы, особые мнения и решение комиссии о выдаче диплома (с отличием, без отличия). По решению ГАК работа может быть рекомендован к внедрению. Протокол подписывается председателем и членами ГАК, участвовавшими в заседании.

В тот же день после оформления протокола заседания ГАК студентам объявляются результаты защиты бакалаврской работы.

Студенту, не защитившему бакалаврскую работу в установленный срок по уважительной причине, подтвержденной документально, может быть продлен срок обучения до следующего периода работы ГАК, но не более чем на 3 года.

Для этого студент должен сдать на кафедру личное заявление с приложенными к нему документами, подтверждающими уважительность причины.

После защиты бакалаврская работа со всеми материалами должна быть сдана в архив. На выпускающей кафедре остается дискета с содержанием работы.

Диплом об окончании вуза и приложение к нему (выписка из зачетной ведомости) выдаются после оформления всех требуемых (в установленном в вузе порядке) документов.

Общие итоги защиты всех работ подводятся Государственной Аттестационной Комиссией и в последующем обсуждаются на кафедрах. По результатам защиты кафедра может рекомендовать отдельные работы для публикации, а дипломника к поступлению в аспирантуру.


ПРИЛОЖЕНИЕ А

Примерная тематика дипломных работ

для направления 100200«Туризм (бакалавриат)»

I блок (решение задач туроператорской деятельности)

1. Разработка инновационных туристских продуктов в целях развития (лечебно-оздоровительного, рекреационного, культурно-познавательного, физкультурно-спортивного, профессионально-делового, религиозного…) туризма в РФ (на примере региона, области, города).

Комментарии: инновации туроперейтинга акцентуируют одну из составляющих практического туризма, то есть:

· подбор новых (или в новом ракурсе, новой последовательности) объектов туристского показа;

· разработка нового подхода к ресурсообеспечению существующих турпродуктов (выбор средств размещения, предприятий питания, перевозчиков);

· доработка определенных составляющих имеющихся на рынке турпродуктов для новой целевой группы (по возрастному, социальному или др. признаку);

- инновации касаются всех видов туризма (пляжного, экскурсионного, образовательного, рекреационного, религиозного, делового, тематического, лечебно-оздоровительного), подвидов, смешанных видов;

- инновации могут касаться организации дополнительных услуг (анимации, лечебно-оздоровительных, сопровождения инструктором и т.д.)

2. Диверсификация туристских продуктов в целях развития (лечебно-оздоровительного, рекреационного, познавательного, физкультурно-спортивного, профессионально-делового, религиозного…) туризма в РФ (на примере региона, области, города).

Комментарий: имеется в виду обоснование и разработка мероприятий по совершенствованию имеющихся на рынке турпродуктов.

3. Комплексная оценка системы продвижения туристских продуктов (уточнение подвида/вида турпродуктов) в …………..(название турпредприятия) и разработка рекомендаций по ее оптимизации.

4. Комплексная оценка системы формирования туристских продуктов (уточнение подвида/вида турпродуктов) в …………..(название турпредприятия) и разработка рекомендаций по ее оптимизации.

5. Комплексная оценка системы реализации туристских продуктов (уточнение подвида/вида турпродуктов) в …………..(название турпредприятия) и разработка рекомендаций по ее оптимизации.

6. Комплексная оценка системы продвижения российских туристских продуктов (уточнение подвида/вида турпродуктов) за рубеж на основе анализа деятельности …………..(название турпредприятия).

II блок (решение задач турагентской деятельности)

1. Р азработка предложений по совершенствованию системы мониторинга на туристском предприятии (на примере конкретных турпредприятий/конкретного турпредприятия).

2. Р азработка предложений по совершенствованию формирования и осуществления ассортиментной политики на туристском предприятии (на примере конкретных турпредприятий/конкретного турпредприятия).

3. Р азработка предложений по совершенствованию системы продвижения продукции туристской отрасли на рынке (конкретное название вида туризма, дестинации).

4. Р азработка предложений по совершенствованию системы продвижения турбрэнда (конкретное название) на рынке (конкретное название).

5. К омплексная оценка степени удовлетворенности клиентов ….(название фирмы) в туруслугах и туробслуживании.

6. Р азработка предложений по совершенствованию процесса реализации туристского продукта, ориентированного на ….(указывается конкретная группа потребителей) (на примере конкретных турпредприятий/конкретного турпредприятия).

7. Разработка предложений по совершенствованию имиджа туристского предприятия (на примере конкретных турпредприятий/конкретного турпредприятия).

8. Разработка предложений по совершенствованию управления персоналом на туристском предприятии (на примере конкретных турпредприятий/конкретного турпредприятия).

III блок (решение комплексных задач туриндустрии)

1. Комплексное исследование туристского потенциала территории (название исследуемой территории РФ) и оценка перспектив развития различных видов внутреннего туризма (указать вид/виды туризма).

2. Комплексное исследование туристского потенциала территории (название исследуемой территории РФ) и оценка перспектив развития различных видов въездного туризма (указать вид/виды туризма).

3. Комплексное исследование туристского потенциала территории (название исследуемой территории) и оценка перспектив развития различных видов выездного туризма из РФ (указать вид/виды туризма).

4. Комплексное исследование транспортной инфраструктуры территории (название исследуемой территории) и оценка перспектив ее использования для развития различных видов туризма (указать вид/виды туризма).

5. Комплексное исследование системы средств размещения территории (название исследуемой территории) и оценка перспектив ее использования для развития различных видов туризма.

6. Комплексное исследование системы предприятий общественного питания территории (название исследуемой территории) и оценка перспектив ее использования для развития различных видов туризма.

7. Комплексное исследование системы подготовки кадров для туризма территории (название исследуемой территории) и оценка возможных перспектив для развития различных видов туризма.

8. Разработка предложений по оптимизации использования ресурсной базы событийного туризма в РФ.

9. Разработка предложений по оптимизации использования ресурсной базы рекреационного туризма в РФ.

10. Разработка предложений по оптимизации использования ресурсной базы образовательного туризма в РФ.

11. Разработка предложений по оптимизации использования ресурсной базы спортивного туризма в РФ.

12. Разработка предложений по оптимизации информационного обеспечения въездного туризма в РФ.

13. Разработка предложений по оптимизации информационного обеспечения внутреннего туризма в РФ.

14. Разработка критериев систематического описания и паспортизации туристских ресурсов и туристских объектов муниципальных образований (название муниципального образования).

15. Разработка предложений по совершенствованию организации (ресурсного обеспечения) экскурсионной деятельности в РФ.

16. Разработка предложений по развитию туристского кластера на территории… (региональное образование РФ).

IV блок (решение комплексных задач туриндустрии)

1. Комплексная оценка обеспечения безопасности в ….(вид туризма) в ….(дестинация туризма или туроператорская фирма в зависимости от задач исследования).

2. Комплексная оценка организации …..(вида туризма) в ….(дестинация туризма или туроператорская фирма в зависимости от задач исследования).

3. Комплексная оценка транспортного обслуживания в ….(вид туризма) в ….(дестинация туризма или туроператорская фирма в зависимости от задач исследования).

4. Анализ особенностей организации …..(вид туризма) в ….(дестинация туризма или туроператорская фирма в зависимости от задач исследования).

5. Разработка предложений по совершенствованию сезонного планирования организации ….(название туров) в (дестинация туризма или туроператорская фирма в зависимости от задач исследования).

6. Разработка предложений по развитию социального туризма в РФ.

7. Разработка предложений по совершенствованию информационного обеспечения въездного туризма в РФ.

8. Комплексная оценка системы занятости в туризме в (название туристского центра) и разработка предложений по ее оптимизации.

9. Ретроспективный анализ трудоустройства выпускников вузов туристского профиля.

10. Анализ мировых тенденций развития (конкретного вида туризма) и перспектив его развития в РФ.

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТУРИЗМА И СЕРВИСА»

(ФГОУВПО «РГУТиС»)

Заведующему кафедрой_______________________________

(наименование кафедры)

_____________________________________________

_____________________________________________

(ученая степень, ученое звание, Ф.И.О.)

студента группы _____________ _____________курса

___________________________________формы обучения

_____________________________________________________

(Ф.И.О. студента)

ЗАЯВЛЕНИЕ

Прошу утвердить мне следующую тему ___________________________________:

(наименование выпускной квалификационной работы)

___________________________________________________________________________________________________________________

(точное название темы)

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

и назначить руководителем _____________________________________________________

(ученая степень, ученое звание, Ф.И.О.)

«_____»___________20____ г. Подпись студента _________________

Консультанты_________________________________________________________________

(Ф.И.О)

СОГЛАСОВАНО

Руководитель___________________________________________ __________________

(ученая степень, ученое звание, Ф.И.О.) (подпись)

«_____»___________20____ г.

УТВЕРЖДАЮ

Зав. кафедрой ___________________________________________ ___________________

(ученая степень, ученое звание, Ф.И.О.) (подпись)

«_____»___________20____ г.

ПРИЛОЖЕНИЕ В

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТУРИЗМА И СЕРВИСА»

(ФГОУВПО «РГУТиС»)

__________________________________факультет (филиал)

Кафедра _____________________________________________________________

Специальность _______________________________________________________

(направление подготовки) (код, наименование)

____________________________________________________________________

Специализация ______________________________________________________

( код, наименование)

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий кафедрой__________

_____________________________

_____________________________

(ученая степень, ученое звание, Ф.И.О.)

_____________________________

(подпись)

«____»_____________20___г.

ЗАДАНИЕ

на выполнение ______________________________________________________

(наименование выпускной квалификационной работы (ВКР))

Студенту группы _________________ __________________формы обучения

____________________________________________________________________

(фамилия, имя, отчество)

1. Тема * ____________________________________________________________:

(наименование ВКР)

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

утверждена приказом по Университету от «____»_______20_____г. №______

2. Срок сдачи студентом ________________ «____»_______20_____г.

(наименование ВКР)

3. Цели и задачи __________________: _________________________________

(наименование ВКР)

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

* Название темы указывается в точном соответствии с приказом.

4.Исходные данные:

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

5. Перечень вопросов, подлежащих разработке, или краткое содержание__________________________________________________________________________________________:

(наименование ВКР)

__________________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________

  1. Перечень иллюстративного материала:

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Консультанты по ______________________ (с указанием относящихся к ним разделов, Ф.И.О., ученой степени, ученого звания): ___________________

____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________
____________________________________________________________________

(наименование ВКР)

8. Дата выдачи задания «____»____________________20___г.

Руководитель___________________________________ ___________________

(ученая степень, ученое звание, Ф.И.О.) (подпись)

9. Задание принял к исполнению «____»___________20____г.

Подпись студента ___________________________________


ПРИЛОЖЕНИЕ Г

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий кафедрой__________

_____________________________

_____________________________

(ученая степень, ученое звание, Ф.И.О.)

_____________________________

(подпись)

«____»_____________20___г.

Календарный график

выполнения _________________________________на тему:

(наименование выпускной квалификационной работы)

_______________________________________________________________________________________

(название темы ВКР)

Выполняемая работа

Сроки выполнения

Отметка о выполнении

«______»__________20___г.

Подпись руководителя

Подпись студента


ПРИЛОЖЕНИЕ Д

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТУРИЗМА И СЕРВИСА»

(ФГОУВПО «РГУТиС»)

__________________________________факультет (филиал)

Кафедра ______________________________________________________________

Спе циальность ____________________________________________________________________

(направление подготовки) (код, наименование)

____________________________________________________________________

Специализация _________________________________________________________

( код, наименование)

Допустить к защите

Заведующий кафедрой __________________

_____________________________

_____________________________

(ученая степень, ученое звание, Ф.И.О.)

_____________________________

(подпись)

«____»_____________20___г.

__________________________________________________________

(наименование выпускной квалификационной работы)

Студента ___________________________________________________________

(фамилия, имя, отчество)

На тему:* ___________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________

Состав _______________________________:

( наименование ВКР)

1. Расчетно-пояснительная записка на ____ стр.

2. Иллюстративная часть на ____ листах.

Руководитель ________________________: ___________________________________ ______________

(наименование ВКР) (уч.степень, уч.звание, Ф.И.О.) ( подпись)

Консультанты : ___________________ _____________________________________ ______________

(наименование раздела) (уч.степень, уч.звание, Ф.И.О.) ( подпись)

_____________________ ___________________________________ ______________

(наименование раздела) (уч.степень, уч.звание, Ф.И.О.) ( подпись)

Дипломник ________________________ «_____»________________20___г.

(подпись)

20____ г.

* Название темы указывается в точном соответствии с приказом.


ПРИЛОЖЕНИЕ Е

РЕЦЕНЗИЯ

на ______________________________________________________________________________________________

(наименование выпускной квалификационной работы ВКР)

Студента (ки) ___________________________________________________________________факультета

____________________________________________________________________________

(фамилия, имя, отчество)

____________________________________________________________________

Тема:_________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1. Актуальность темы:_________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Оценка содержания ________________________________________________ :

(наименование ВКР)

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Отличительные положительные стороны ______________________________:

(наименование ВКР)

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.* Практическая значимость ____________________________и рекомендации по внедрению в производство ___________________________________________________________

(наименование ВКР)

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Недостатки и замечания ____________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Выводы и рекомендуемая оценка ______________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

РЕЦЕНЗЕНТ ______________________________________________________

(фамилия, имя, отчество)

Подпись ___________________

Ученая степень, ученое звание, должность, место работы

____________________________________________________________________

* п. 4 заполняется при рецензировании бакалаврской работы и магистерской диссертации.


ПРИЛОЖЕНИЕ Ж

Общепринятые графические сокращения слов

К общепринятым сокращениям, не требующим специальных разъяснений применяющимся в любых изданиях, за исключением изданий для начинающего читателя, относятся следующие:

т.е. - то есть

и т.д. - и так далее

и т.п. - и тому подобное после перечисления

и др. - и другие

и пр. - и прочие

см. - смотри при ссылке (например, на

ср. – сравни другую часть ДП)

напр. - например

в. - век

вв. – века при обозначении цифрами веков,

г. – год годов

гг. - годы

т. - том

тт. - тома

н.ст. - новый стиль

ст.ст. - старый стиль

н.э. - нашей эры

г. - город

обл. - область

р. - река

оз. - озеро

о. - остров

гр. - гражданин

стр. - страница

акад. - академик

доц. - доцент

проф. - профессор

ж.д. - железная дорога

ж.-д. - железнодорожный

им. - имени


ПРИЛОЖЕНИЕ З

Штамп ГОСТ 2.104-68 для оформления бакалаврской работы

185

7

10

23

15

10

50

БАКАЛАВРСКАЯ РАБОТА (название)

15 17 18

Изм.

Лист

№ документа

Подпись

Дата

Разработал

Иванов И.И.

Введение

(название раздела)

Лит.

Лист

Листов

Консультант

5

130

Руковод.

Светлова Н.М.

Кафедра «Технология и организация туристической деятельности», Технологический факультет,

ФГОУ ВПО «РГУТиС»

Зав. каф.

Федулин А.А.

Рецензент

Проставляется Проставляется

номер данной общее число страниц

страницы бакалаврской работы


ПРИЛОЖЕНИЕ И

Пример оформления содержания бакалаврской работы

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

5

1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ: Теоретическое обоснование оценки ресурсного модуля Краснодарского края

7

1.1. Методология оценки ресурсного модуля Краснодарского края

8

1.2. Критерии оценки природных и антропогенных турресурсов

14

1.3. Параметры оценки состояния материальной базы туризма Краснодарского края

18

2. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ: Оценка ресурсного модуля Краснодарского края

24

2.1. Краткая характеристика ресурсного модуля Краснодарского края

24

2.2. Оценка природных турресурсов Краснодарского края

25

2.3. Характеристика климатических условий Краснодарского края

30

2.4. Характеристика экологической обстановки в Краснодарском крае

40

2.5. Анализ особенностей природных турресурсов Краснодарского края как основы для развития различных природоориентированных видов туризма

44

2.6. Оценка антропогенных ресурсов Краснодарского края

47

2.7. Оценка состояния материальной базы туризма Краснодарского края

52

2.8. Оценка экскурсионных возможностей Краснодарского края

54

2.9. Выводы по аналитической части

59

3. ПРОЕКТНАЯ ЧАСТЬ: Разработка предложений по использованию ресурсной базы Краснодарского края по развитию различных видов туризма

63

3.1. Обзор перспектив развития различных видов туризма в Краснодарском крае

63

3.2. Информационное обеспечение разработки предложений

88

3.3. Выводы по проектной части

100

4. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ: Анализ экономической эффективности развития различных видов туризма в Краснодарском крае

107

4.1. Обзор экономической составляющей программ перспективного развития турзон Краснодарского края

107

4.2. Определение доминант инвестирования на основе анализа перспективных программ

111

4.3. Сравнительный анализ доходов от туризма (пляжного, горного, экскурсионного) в Краснодарском крае и в сходной по условиям Болгарии.

114

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

116

Список использованных источников

121

Приложения (графическая часть)

125

ПРИЛОЖЕНИЕ К

федеральное ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«российский ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ туризма и СЕРВИСА»

(ФГОУ ВПО «РГУТиС»)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Кафедра: «Технология и организация туристической деятельности»

РАЗДАТОЧНЫЙ (ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ) МАТЕРИАЛ

к защите бакалаврской работы студента (ки)

на тему: «_________________________________________________________

__________________________________________________________________»

Руководитель бакалаврской работы: _________________________________

(уч.степень, уч.звание, И.О.Ф.)

__________________________________________________________________

«______» ___________ 200___г.

Москва 200__ г.


ПРИЛОЖЕНИЕ Л

Балльная комплексная оценка бакалаврской работы

Фамилия, Имя, Отчество студента _____________________________________

____________________________________________________________________

Средний балл ___________

Критерии комплексной оценки бакалаврской работы

№ п/п

Критерий

Оценка

1

2

3

4

1

Самостоятельность в суждениях, новизна предложений, наличие интересных подходов (мероприятий) к решению проблемы, поставленной в бакалаврской работе, содержательность бакалаврской работы

2

Логичность, последовательность, грамотность изложения текста

3

Качество оформления бакалаврской работы и графического (иллюстративного) материала

4

Выразительность и убедительность выступления по теме бакалаврской работы

5

Четкость и ясность ответов на вопросы членов ГАК и замечания рецензента

6

Общее впечатление от бакалаврской работы

ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА


ПРИЛОЖЕНИЕ М

Оценочные средства для решения задачи соответствия выпускника в ходе итогового экзамена (специальности: 100201 «Туризм», 100103 «Социально-культурный сервис и туризм. Специализация: Туризм».*)

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ: Считать выпускника соответствующим требованиям ГОС ВПО, если он демонстрирует комплекс знаний и умений, свидетельствующих о его готовности решать задачи профессиональной деятельности без погрешностей принципиального характера.

№ п/п

Содержание основных оценочных модулей (ООМ)

Формулировка вопроса

1

2

3

1.

Знание нормативных правовых документов, регламентирующих осуществление туристической деятельности.

1. Основные положения нормативных правовых документов, регламентирующих осуществление въездного туризма на территорию РФ.

2. Государственное регулирование туризма в РФ. Основные положения Закона «Об основах туристской деятельности», дополнения и изменения.

3. Реклама в туризме: понятие, содержание, значение и виды. Закон РФ «О рекламе» как основной правовой документ, регулирую­щий рекламную деятельность.

2.

Знание географии стран мира

4. Характеристика актуального состояния рынка выездного туризма в РФ.

5. Характеристика актуального состояния рынка внутреннего туризма в РФ.

6. Характеристика актуального состояния рынка въездного туризма в РФ.

7. Особенности организации туризма в страны Среднеземноморского бассейна.

8. Особенности организации туризма в страны Западной Европы.

9. Особенности организации туризма в страны Восточной Европы.

10. Особенности организации туризма в США.

11. Особенности организации туризма в страны Латинской и Центральной Америки.

12. Особенности организации туризма в страны Юго-Восточной Азии.

13. Особенности организации туризма в Австралию.

1

2

3

14. Особенности организации туризма в страны Балтии.

15. Особенности организации туризма в страны СНГ.

3.

Знание истории, архитектуры, религии, достопримечательностей, социально-экономического устройства стран.

16. Социально-экономические условия развития туризма. Роль государственных программ и мер государственного регулирования.

17. Значение художественных музеев мира в индустрии туризма.

18. Памятники архитектуры и градостроительства античности, ренессанса и барокко, их роль в формировании туристических центров Европы.

19. Культурно-исторические центры, их классификация и роль в разработке турмаршрутов.

20. Значение индустрий сферы услуг (учреждений развлечений, спорта, образования) в турбизнесе.

21. Туристско-рекреационные районы и зоны РФ. Оценка ресурсов РФ для культурно-познавательного туризма.

22. Основные районы туризма в РФ, роль курортов в определении перспектив (стратегий) их развития.

23. Туристско-информационные ресурсы. Их значение в создании анимационных и экскурсионных программ и туруслуг.

24. Памятники природы Всемирного наследия ЮНЕСКО, их значение в индустрии туризма.

25. Памятники культуры Всемирного наследия ЮНЕСКО, их роль в индустрии туризма.

26. Природные (ландшафтные, биологические и водные) ресурсы, их роль в индустрии туризма.

27. Значение археологических и этнографических ресурсов в туризме. Собрания древностей и фольклора мира.

28. Основные религии мира. Особенности организации религиозных и паломнических туров.

4.

Знание основных концепций и принципов организации туристической индустрии.

29. Роль туризма в мировой экономике и обществе. Природно-географические, культурно-исторические, экономико-политические, технологические и другие факторы, влияющие на туризм.

30. Основные определения, функции и классификация туризма.

1

2

3

5.

Знание порядка оформления договоров и заключения контрактов по реализации туров.

31. Технология составления и основное содержание документации туристов (путевка, ваучер, страховой полис, памятка).

32. Договорное оформление операций въездного туризма.

6.

Знание принципов определения стоимости туров.

33. Функции туроператора. Основные этапы создания тура.

34. Поставщики услуг. Переговоры с поставщиками услуг. Составление договорного плана тура.

35. Формы и методы продвижения турпродукта. Формирование сбытовой сети инициативного туроператора.

36. Особенности ценообразования турпродукта в выездном, внутреннем и въездном видах туризма.

7.

Знание правил бронирования билетов и услуг.

37. Системы бронирования проездных документов в РФ.

38. Системы бронирования гостиничных услуг в РФ.

8.

Знание правил страхования туристов.

39. Основные виды страхования туристов в РФ. Документационное обеспечение страхования.

40. Риски в туризме. Отвественность страховщиков, права и обязанности страховщиков и страхователей.

41. Личное страхование выезжающих за рубеж граждан РФ. Правила страхования, страховое возмещение, документационное обеспечение.

9.

Знание порядка работы консульско-визовых служб, правила и порядок оформления документов для получения виз.

42. Правовое и документационное обеспечение визового и безвизового въезда иностранных граждан на территорию РФ.

43. Таможенные правила и правила провоза через границу РФ культурных ценностей.

44. Правила ввоза домашних животных в страны ЕС. Особенности ввоза и вывоза флоры и экзотических животных и изделий из них в разных странах мира.

45. Особенности визового и безвизового въезда для граждан РФ.

46. Деятельность российских и международных туристских организаций.

10.

Знание схем работы с отелями, гостиницами, компаниями-перевозчиками

47. Документы правового характера, регламентирующие авиаперевозки туристов в международном и внутреннем сообщении.

48. Договор о воздушной перевозке; его сущность. Перевозочные документы.

1

2

3

(авиа, железнодорожными, автобусными, круизными и др.), иными организациями.

49. Виды и типы авиатарифов. Нормальные и специальные тарифы, условия их применения.

50. Правовые основы перевозок пассажиров железнодорожным транспортом в международном и внутреннем сообщении.

51. Классификация чартерных авиаперевозок с точки зрения использования воздушного судна. Сущность и содержание договора на чартерную авиаперевозку.

52. Правовые основы функционирования гостиничных предприятий в РФ. Общая характеристика рынка гостиничных услуг в РФ.

53. Принятые в мире системы классификации гостиничных предприятий.

54. Классификация средств размещения в РФ.

55. Сегментация гостиничного сектора экономики.

12.

Знание основ маркетинга и менеджмента.

56. Стимулирование сбыта в составе комплекса коммуникаций туризма

57. Пропаганда и реклама в составе комплекса коммуникаций туризма.

58. Актуальные тенденции в маркетинговой стратегии туризма РФ и других стран мира.

59. Ценовая политика туризма РФ и других стран мира.

14.

Знание теории межличностного общения.

60. Законы и детерминанты спроса и предложения в контексте анализа рынка туруслуг.

61. Класиффикации потребностей. Мотивации в туризме. Сегментация туррынка по мотивационному признаку.

62. Детерминанты и основные этапы принятия потребительского решения.

15.

Знание техники приема контрагентов и проведения переговоров; протокола и этикета.

63. Учет особенностей деловой культуры партнеров из Западной Европы при ведении переговоров с российскими рецептивными турфирмами, в протоколе и этикете.

64. Учет особенностей деловой культуры партнеров из Юго-Восточной Азии при ведении переговоров с российскими рецептивными турфирмами, в протоколе и этикете.

17.

Знание основ экономики, организации труда и управления.

65. Характеристика предприятий и предпринимательской деятельности в сфере туризма

66. Оценка эффективности деятельности предприятий туризма.

67. Экономика труда на предприятиях туризма.

1

2

3

18.

Знание правил и норм охраны труда и пожарной безопасности.

68. Правовые и нормативно-технические основы обеспечения безопасности в туризме.

69. Особенности автономного выживания в море, джунглях и пустыне.

70. Безопасность на горных лыжах. Оказание первой помощи при травмах и переломах.

71. Классификация чрезвычайных ситуаций природного характера.

19.

Знание основных видов и тенденций развития туризма. Особенностей технологии и организации различных видов туризма.

72. Технология пляжного туризма. Основные пляжные регионы мира.

73. Технология образовательного туризма. Основные ресурсы образовательного в РФ и за рубежом туризма.

74. Технология круизного туризма. Наиболее известные круизные маршруты мира: география, ресурсное обеспечение, спрос и предложение.

75. Технология экскурсионного туризма. Наиболее популярные экскурсионнын маршруты Западной Европы: география, ресурсное обеспечение, спрос и предложение.

76. Технология спортивного и экстремального видов туризма. Наиболее популярные предложения экстремального туризма в РФ и за рубежом: география, ресурсное обеспечение, спрос и предложение.

77. Виды делового туризма. Технология организации делового туризма.

78. Технология лечебного туризма. Основные российские и зарубежные лечебно-оздоровительные туристские центры и их специализация.

79. Технология тематического туризма. Основные российские и зарубежные события тематического туризма.

80. Технология экологического туризма. Основные ресурсы экологического туризма в РФ и за рубежом.

81. Основные турресурсы Краснодарского края в контексте подготовки к Олимпиаде 2014.

20.

Знание системы организации ресторанного бизнеса.

82. Формы и методы обслуживания на предприятиях питания.

21.

Знание системы организации гостиничного бизнеса.

83. Основные виды средств размещения. Классификация гостиничных номеров. Особенность национальных классификаций гостиничных предприятий.

1

2

3

22.

Знание системы организации экскурсионного бизнеса.

84. Разработка экскурсии. Основные этапы разработки экскурсии и их содержание.

85. Особенности организации и проведения тематической экскурсии. Характеристики основных тематических экскурсий по Москве.

86. Правила проведения обзорных экскурсий. Характеристика маршрута «Золотое Кольцо России».

87. Особенности определения цели и тематики экскурсии. Определение источников экскурсионного материала.

23.

Знание системы организации аниамионных и дополнительных услуг в туризме.

88. Виды анимационной деятельности. Особенности использования анимационных услуг при организации разных видов туризма.

25.

Знание системы сегментации в туризме.

89. Сегментирование рынка, понятие сегмента и сегментации, Характеристика основных критериев сегментации в туризме.

90. Важнейшие международные выставки и ярмарки туризма: география, переодичность, направленность.

*Использовать для составления билетов (по три вопроса в каждом, всего 30 билетов) для выпускного государственного экзамена.

ТУРИЗМ

Методические рекомендации по выполнению бакалаврской работы

для студентов, обучающихся по специальности

100201 «Туризм» (всех форм обучения)

Лицензия ИД № 04205 от 06.03.2001 г.

Сдано в производство