Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 16

 

Поиск            

 

Указания методические к семинарам для студентов специальности: 040104 «Организация работы с молодежью»

 

             

Указания методические к семинарам для студентов специальности: 040104 «Организация работы с молодежью»

В.В. Алмаева

Организация и постановка культурно-досуговых программ

Методические указания к семинарам

для студентов специальности:

040104 «Организация работы с молодежью»

ТОМСК 2010

Министерство образования и науки Российской Федерации

ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ (ТУСУР)

Утверждаю

зав. кафедрой КС

_____________

Т.И. Суслова

В.В. Алмаева

Организация и постановка культурно-досуговых программ

Методические указания по семинарам

для студентов специальности:

040104 «Организация работы с молодежью»

2010

Содержание

1. Введение

2. Вопросы для обсуждения на семинарских занятиях по курсу «Организация и постановка культурно-досуговых программ»

3. Темы для написания а

4. Перечень вопросов для экзамена


Введение

Курс «Организация и постановка культурно-досуговых программ» разработан как дисциплина, изучающая культурно-досуговую деятельность как одну из сфер деятельности специалиста по организации работы с молодежью. Культурно-досуговая деятельность, одна из важных составляющих функционирования социума, обладает большой силой смыслового и эмоционального воздействия на личность. Большое разнообразие ее форм, средств и методов позволяет довести до людей идеи духовного богатства общества. Содержание культурно-досуговой деятельности обусловлено потребностями общества в совершенствовании общественных отношений, необходимого развития разносторонних способностей людей продуктивным проведением их досуга.

Основы культурно-досуговой деятельности — важнейший из базовых курсов в период обучения специалистов по организации работы с молодежью.

Освоение программы предусматривает приобретение следующих компетенций: овладение культурно-просветительской, информационно-творческой, рекламно-информационной, финансово-экономической видами деятельности в области культурно-досуговой деятельности, умение профессионально решать этические и правовые проблемы, разрабатывать экономические и социально-художественные проекты, правильно и логично оформлять свои мысли и т.д.

Предложенные для обсуждения на семинарах вопросы рассматривают основные проблемы теоретических и практических аспектов организации досуговой деятельности, организовывать мероприятия, направленные на организацию содержательного досуга.

Методические указания включают также перечень тем для написания а по курсу, перечень вопросов на экзамен по основным разделам дисциплины.

Предназначены для студентов дневной формы обучения для специальности гуманитарного факультета: 040104 «Организация работы с молодежью».

1 ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ НА СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЯХ ПО КУРСУ «Коммуникативные стратегии толерантности в современносм социокультурном пространстве»

1.1 Семинар 1

Тема . Социально-педагогическая основа культурно-досуговых программ.

Рассмотрение данной темы начинается с выявления наиболее распространенных педагогических концепций, изучение которых необходимо проводить с точки зрения их влияния на процесс воспитания в сфере досуга. Раскрывается система средств и методов активизации досуговой активности личности, существующих в рамках педагогики досуга — частной дисциплины общей науки о воспитании. Раскрывается перспектива применения данного направления знания в сфере свободного времени.

План практического занятия.

1. Основные концепции педагогики как методологическая база воспитательного процесса в сфере досуга.

2. Перспективы применения педагогического знания в сфере организации досуговых мероприятий.

3. Основные педагогические требования к сценарию культурно-досуговых программ.

Литература:

1. Жарков А.Д. Организация культурно—просветительной работы.: М., Просвещение, 1989

2. “Культурно-досуговая деятельность”. Учебник под ред. А.Д. Жаркова, В.М. Чижикова, М., 1998

3. Шароев И.Г. Режиссура эстрады и массовых представлений.: М., Просвещение, 1986

4. Курбатов В.И., Курбатова О.В. Социальное проектирование. Учебное пособие. Р-н/Д, 2001.

5. Киселева Т. Г., Красильников Ю. Д. Социально-культурная деятельность: Учебник. М., 2004.

6. Садовская В. С., Ремизов В. А. Основы коммуникативной культуры: Учебное пособие. М., 2005.

1.2 Семинар 2

Тема: Деятельность клубных учреждений в современных условиях.

Данная тема раскрывает историю становления клубных учреждений в советский период, дается характеристика клубной деятельности как объекта культурной государственной политики, обеспечивающей прежде всего диалог различных групп населения на пути к гражданскому обществу.

План практического занятия.

1. Социальная сущность современного клуба.

2. Основные типы досуговых ориентаций и их учет в организации деятельности клуба.

3. Оптимальные способы взаимодействия клубов и неформальных общностей.

Задание для самостоятельной работы:

Составить годовой план работы одного из типов учреждений.

Литература:

1. Клубоведение. М., 1980

2. Кнебель М.О. Поэзия педагогики. М., 1978

3. Розовский М. Режиссура зрелища. М., 1973

1.3 Семинар 3

Тема: Драматургия культурно – досуговых программ.

В данной теме раскрывается понятие механизма построения сценария. Подбор драматургического материала является основным фактором эффективности культурно-досуговых программ, способствующих физическому, психическому, нравственному и эстетическому развитию личности. В теме раскрываются понятия темы, идеи и композиции сценария культурно-досуговой программы как наиболее универсальной и всеобъемлеющей формы художественного моделирования.

План практического занятия:

1. Основные педагогические требования к сценарию культурно-досуговых программ.

2. Сходство и различния театральной драматургии и драматургии культурно-досуговых программ.

3. Основные задачи сценариста.

4. Основные составляющие сценарного замысла культурно-досуговой программы.

5. Формы сценарной записи.

Задание для самостоятельной работы:

Составить сценарий одного из праздников с учетом основных композиционных законов.

Литература:

1. Чечетин Л.И. Искусство театрализированных представлений. М., 1998

3. Туманов И.М. Режиссура массового праздника и театрализированного концерта. – М., 1976.

4. Курбатов В.И., Курбатова О.В. Социальное проектирование. Учебное пособие. Р-н/Д, 2001.

5. Киселева Т. Г., Красильников Ю. Д. Социально-культурная деятельность: Учебник. М., 2004.

6. Садовская В. С., Ремизов В. А. Основы коммуникативной культуры: Учебное пособие. М., 2005.

1.4 Семинар 4

Тема: Режиссерские основы культурно-досуговой деятельности.

В данной теме рассматривается режиссерское искусство организации культурно-досуговой программы, как единого целостного произведения. На основе знания классической режиссуры, ее законов и понятий раскрываются характерные особенности режиссуры культурно-досуговых программ; изучается методика создания культурно-досуговой программы, условия ее постановки и воплощения режиссерского замысла.

План практического занятия.

1. Понятие «режиссура».

2. Профессия режиссера в современный период.

3. Значение этики в работе режиссера.

4. Режиссерский замысел культурно-досуговой программы.

5. Организаторские качества режиссера - постановщика культурно-досуговой программы.

Задание для самостоятельной работы:

Продумать и составить сценарий культурно-досуговой программы с учетом последовательности воплощения элементов режиссерского замысла.

Литература:

1. Захава В.Е. Мастерство актера и ражиссера. 4-е издание, М., 1978

2. Попов А.Д. Спектакль и режиссер., М., 1972

3. Силин А. Площади – наши палитры. М., 1982

4.Бакланова Н.К. Профессиональное мастерство работника культуры. М., 2004

5. Жарков А.Д., Чижиков В.М.. Культурно-досуговая деятельность: Учебник – М.: МГУК, 1998.

1.5 Семинар 5

Тема: Музыкальное оформление культурно-досуговых программ.

Задачей темы является научить студентов использовать музыку как выразительное средство концертных программ в различных видах и жанрах, познакомить их с драматургическими возможностями и функциями музыки, вооружить практическими навыками для самостоятельной работы в области музыкального оформления культурно-досуговых программ, определить место и роль музыки в системе культурных ценностей.

План практического занятия.

1. Музыка как компонент духовной культуры и вид искусства.

2. Эмоциональная природа музыкального искусства.

3. Музыкальный образ и его специфическое особенности.

4. Взаимосвязь музыки с другими видами искусств.

Задание для самостоятельной работы:

Слуховой анализ музыкальных произведений, определение особенностей музыкальных образов.

Литература:

1. Козюренко Ю. Основы звукорежиссуры в театре. М., 1975

2. Морголин Л.М. Музыка в театрализированном представлении. М., 1981

3. Петрушин В.И. Музыкальная психология. М., 1997

1.6 Семинар 6

Тема: Характеристика содержания и формы музыки.

Данная тема изучает специфику отражения содержания музыки, образное содержание музыкального произведения. Дается понятие о форме музыкального произведения: простая двухчастная, простая трехчастная, сложная двухчастная и трехчастная формы, рондо, сонатная форма, симфонические формы, вариации, циклические формы.

План практического занятия:

1. Характеристика основных элементов содержания в музыке. Музыкальный образ — основной элемент содержания музыкального произведения.

2. Разновидности музыкальных форм. Синтаксис музыкальной речи: мотив, музыкальная фраза, предложение, период.

3. Вокальные формы.

Задание для самостоятельной работы:

Слуховой анализ музыкальных произведений, определение музыкальных форм.

Литература:

1. Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М., 1976.

2. Очертовская Н. Содержание и форма в музыке. Киев, 1984

3. Киселева Т. Г., Красильников Ю. Д. Социально-культурная деятельность: Учебник. М., 2004.

1.7 Семинар 7

Тема: Понятие о жанре и стилях музыкального искусства.

В данной теме раскрывается понятие “музыкальный жанр”. Дается классификация жанров: инструментальные, вокальные, вокально-инструментальные жанры, жанры музыкального театра, народно-бытовые жанры, музыкальные киножанры, жанры музыкальной эстрады. Дается понятие музыкального стиля.

План практического занятия:

1. Стили классической музыки: борокко, классицизм, романтизм, имприссионизм.

2. Стили современной академической музыки.

3. Стили эстрадной и разговорной музыки: спиричуэлс, блюз, регтайм, буги, баллада, свинг, боп, рогрессив, третье течение, свободный джаз, рок, джаз - рок, диско, рэп и другие.

Задание для самостоятельной работы:

Слуховой анализ музыкальных произведений, определение стилей и жанров музыкальных произведений.

Литература:

1. Попова Т.В. О музыкальных жанрах. М., 1981

2. Прановский М. Структура музыкального жанра и современная ситуация в музыке // Муз. Современник. Выпуск 6., М., 1987

1.8 Семинар 8

Тема: Русские народные праздники и обряды.

Данная тема знакомит студентов с истоками народной художественной культуры, с ее социальным назначением. Дается система понятий: традиция, обычай, праздник, обрядный ритуал. Раскрывается связь с историей, литературой, народной педагогикой.

План практического занятия:

1. Возниковение и эволюция народных праздников и обрядов.

2. Русский земледельческий календарь.

3. Принятие христианства на Руси и постепенное слияние народных празднеств с церковными.

4. Народная педагогика в праздниках и обрядах.

Задание для самостоятельной работы:

Описать один из христианских праздников зимнего, весеннего, летнего и осеннего периодов.

Литература:

1. Степанов Н.П. Народные праздники на Святой Руси. М., 1979

2. Некрылова А.Ф.Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. М., 1984

3. Бунин П.Д. Происхождение и сущность христианских праздников и обрядов.Ижевск, 1981

4. Ципес Г. Л. Товб А. С. Менеджмент проектов в практике современной компании. Олимп-бизнес, 2006

1.9 Семинар 9

Тема: История зарубежных массовых представлений.

Данная тема раскрывает образы массовых действий и зрелищ различных эпох, изучаются произведения композиторов, отразивших стилистику данных жанров. Уделяется внимание новейшим жанрам массовых представлений — экологическим, светозвукоспектаклям и т.д.

План практического занятия:

1. Празники античного Рима, Византии.

2. Музыка придворных маскарадов во Франции и Англии.Массовые постановке на пленэре во Франции.

3. Светозвукоспектакли.

4. Экологические празднества.

5. Массовые постановки в спортивных залах и стадионах.

6. Фестивали и карнавалы последних лет.

Литература:

1. Грубер Р. Всеобщая история музыки. М., 1959

2. Глан Б. Праздник всегда с нами. М.. 1988

3. Безымянный Л. Культура должна быть истинной. Советская музыка,1989, № 6.

Бакланова Н.К. Профессиональное мастерство работника культуры. М., 2004

Жарков А.Д., Чижиков В.М.. Культурно-досуговая деятельность: Учебник – М.: МГУК, 1998.

4. Матвеев А.А. Новиков Д.А. Модели и методы управления проектами. ПМСОФТ, 2005

5. Ципес Г. Л. Товб А. С. Менеджмент проектов в практике современной компании. Олимп-бизнес, 2006

1.10 Семинар 10

Тема: Профессиональное мастерство специалиста учреждения культуры.

В данной теме разрабатывается профессиограмма специалиста культурно-досуговой деятельности, занимающегося постановкой художественных программ, выделяется роль творческих способностей (креативность) специалиста культурно-досуговой деятельности, высокие организаторские, коммуникативные, нравственные качества специалиста культурно-досуговой деятельности.

План практического занятия (4 часа):

1. Репетиция культурно-досуговой программы.

2. Подготовка и организация праздника, культурно—досугового мероприятия.
3. Организация репетиционного процесса, проведения мероприятия.

4. Режиссерский практикум. Осуществление репетиций в постановке фрагментов культурно-досуговой программы.

Литература:

1. Бакланова Н.К. Профессиональное мастерство работника культуры. М., 1994
2. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. М., 1983

3. Москалев Б.Г. Методическое руководство деятельностью клубного учреждения. Учебное пособие. М., 1989

2 Темы для написания ОВ и докладОВ

1. Организация культурно-досуговой деятельности.

2. Технология культурно-досуговой деятельности.

3. Сценарные основы технологии культурно-досуговой деятельности.

4. Театрализованные формы культурно-досуговой деятельности.

5. Менеджмент в культурно-досуговой деятельности.

6. Реклама в культурно-досуговой деятельности.

7. Имидж и фирменный стиль учреждения досуга..

8. Музыкальное оформление культурно-досуговых программ.

9. Музыкальные жанры в культурно-досуговых программах.

10. Культурно-досуговая среда учреждений культуры.

11. История и теория досуга.

12. Основы делового общения в культурно-досуговой деятельности.

13. Методика – творческий процесс в технологии культурно-досуговой деятельности.

14. Режиссерские основы культурно-досуговых программ.

15. Режиссура презентаций, встреч и приемов..

16. Искусство театрализованных представлений.

17. Профессиональное мастерство специалистов культурно-досуговой деятельности.

18. Методическое обеспечение культурно-досуговой деятельности.

19. Индустрия досуга за рубежом.

3 Перечень вопросов для экзамена

1. Что вы понимаете под сущностью культурно-досуговой деятельности?

2. Что такое предмет и объект культурно-досуговой деятельности?

3. Что такое социальная функция?

4. Охарактеризуйте основные социальные функции культурно-досуговой деятельности.

5. Что такое принципы культурно-досуговой деятельности?

6. Что такое технология культурно-досуговой деятельности?

7 Охарактеризуйте основные принципы организаторской деятельности.

8. Дайте определение понятия «культурно-досуговая» среда.

9. Охарактеризуйте типы восприятия культурно-досуговой среды.

10. Структура культурно-досуговой среды и особенности ее формирования.

11. Типы культурно-досуговой среды.

12. Что такое организаторская деятельность?

13. Каковы основные компоненты организаторской деятельности учреждений досуга?

14. Каков механизм функционирования организаторской деятельности в учреждениях досуга?

15. Что такое менеджмент в культурно-досуговой деятельности?

16. Что такое управленческая деятельность?

17. Каковы основные компоненты управленческой деятельности?

18. Каковы границы менеджмента в культурно-досуговой деятельности?

19. Понятие “реклама”, ее основное функциональное назначение.

20. Назовите виды рекламы.

21. Какова методика рекламы культурно-досуговой деятельности?

22. Сформулируйте исходные данные для создания имиджа и фирменного стиля учреждения досуга.

23. Каковы принципы построения композиции рекламного обращения.

24. Что такое деловое общение и каковы его основные правила?

25. Каковы компоненты делового общения?

26. Что такое методика культурно-досуговой деятельности?

27. Каковы основные закономерности методики культурно-досуговой деятельности?

28. Что такое содержание и какова его роль в культурно-досуговой деятельности?

29. Что такое средства культурно-досуговой деятельности?

30. Что такое форма и ее значение в методике?

31. Что такое метод и его значение в методике культурно-досуговой деятельности?

32. Какова специфика типовых методик в культурно-досуговой деятельности?

33. Что такое частная методика?

34. Каково взаимодействие общей, типовой и частной методик?

35. Назовите особенности методик массового, группового и индивидуального воздействия.

36. Что такое метод монтажа, театрализации, игры?

37. В чем специфика драматургии культурно-досуговых программ?

38. Каковы основные направления в драматургии культурно-досуговых программ?

39. Каковы отличительные черты драматургии культурно-досуговой программы от театра?

40. Что такое сценарный замысел?

41. Назовите и охарактеризуйте структурные составляющие сценарного замысла культурно-досуговых программ.

42. Каковы основные этапы работы над сценарием?

43. Из каких компонентов состоит режиссерский замысел культурно-досуговой программы?

44. Какими организаторскими способностями должен обладать режиссер-постановщик культурно-досуговой программы?

45. Музыка каких жанров и форм включается в культурно-досуговые программы.