Главная Учебники - Разные Лекции (разные) - часть 16
В.В. Алмаева Организация и постановка культурно-досуговых программ
Методические указания к семинарам для студентов специальности: 040104 «Организация работы с молодежью» ТОМСК 2010 Министерство образования и науки Российской Федерации ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ (ТУСУР) Утверждаю зав. кафедрой КС _____________ Т.И. Суслова В.В. Алмаева Организация и постановка культурно-досуговых программ
Методические указания по семинарам для студентов специальности: 040104 «Организация работы с молодежью» Содержание
1. Введение 2. Вопросы для обсуждения на семинарских занятиях по курсу «Организация и постановка культурно-досуговых программ» 3. Темы для написания а 4. Перечень вопросов для экзамена Основы культурно-досуговой деятельности — важнейший из базовых курсов в период обучения специалистов по организации работы с молодежью. Освоение программы предусматривает приобретение следующих компетенций: овладение культурно-просветительской, информационно-творческой, рекламно-информационной, финансово-экономической видами деятельности в области культурно-досуговой деятельности, умение профессионально решать этические и правовые проблемы, разрабатывать экономические и социально-художественные проекты, правильно и логично оформлять свои мысли и т.д. Предложенные для обсуждения на семинарах вопросы рассматривают основные проблемы теоретических и практических аспектов организации досуговой деятельности, организовывать мероприятия, направленные на организацию содержательного досуга. Методические указания включают также перечень тем для написания а по курсу, перечень вопросов на экзамен по основным разделам дисциплины. Предназначены для студентов дневной формы обучения для специальности гуманитарного факультета: 040104 «Организация работы с молодежью». Тема
. Социально-педагогическая основа культурно-досуговых программ.
Рассмотрение данной темы начинается с выявления наиболее распространенных педагогических концепций, изучение которых необходимо проводить с точки зрения их влияния на процесс воспитания в сфере досуга. Раскрывается система средств и методов активизации досуговой активности личности, существующих в рамках педагогики досуга — частной дисциплины общей науки о воспитании. Раскрывается перспектива применения данного направления знания в сфере свободного времени. План практического занятия.
1. Основные концепции педагогики как методологическая база воспитательного процесса в сфере досуга. 2. Перспективы применения педагогического знания в сфере организации досуговых мероприятий. 3. Основные педагогические требования к сценарию культурно-досуговых программ. Литература:
1. Жарков А.Д. Организация культурно—просветительной работы.: М., Просвещение, 1989 2. “Культурно-досуговая деятельность”. Учебник под ред. А.Д. Жаркова, В.М. Чижикова, М., 1998 3. Шароев И.Г. Режиссура эстрады и массовых представлений.: М., Просвещение, 1986 4. Курбатов В.И., Курбатова О.В. Социальное проектирование. Учебное пособие. Р-н/Д, 2001. 5. Киселева Т. Г., Красильников Ю. Д. Социально-культурная деятельность: Учебник. М., 2004. 6. Садовская В. С., Ремизов В. А. Основы коммуникативной культуры: Учебное пособие. М., 2005. Тема: Деятельность клубных учреждений в современных условиях.
Данная тема раскрывает историю становления клубных учреждений в советский период, дается характеристика клубной деятельности как объекта культурной государственной политики, обеспечивающей прежде всего диалог различных групп населения на пути к гражданскому обществу. План практического занятия.
1. Социальная сущность современного клуба. 2. Основные типы досуговых ориентаций и их учет в организации деятельности клуба. 3. Оптимальные способы взаимодействия клубов и неформальных общностей. Задание для самостоятельной работы: Составить годовой план работы одного из типов учреждений. Литература:
1. Клубоведение. М., 1980 2. Кнебель М.О. Поэзия педагогики. М., 1978 3. Розовский М. Режиссура зрелища. М., 1973 Тема: Драматургия культурно – досуговых программ.
В данной теме раскрывается понятие механизма построения сценария. Подбор драматургического материала является основным фактором эффективности культурно-досуговых программ, способствующих физическому, психическому, нравственному и эстетическому развитию личности. В теме раскрываются понятия темы, идеи и композиции сценария культурно-досуговой программы как наиболее универсальной и всеобъемлеющей формы художественного моделирования. План практического занятия:
1. Основные педагогические требования к сценарию культурно-досуговых программ. 2. Сходство и различния театральной драматургии и драматургии культурно-досуговых программ. 3. Основные задачи сценариста. 4. Основные составляющие сценарного замысла культурно-досуговой программы. 5. Формы сценарной записи. Задание для самостоятельной работы:
Составить сценарий одного из праздников с учетом основных композиционных законов. Литература:
1. Чечетин Л.И. Искусство театрализированных представлений. М., 1998 3. Туманов И.М. Режиссура массового праздника и театрализированного концерта. – М., 1976. 4. Курбатов В.И., Курбатова О.В. Социальное проектирование. Учебное пособие. Р-н/Д, 2001. 5. Киселева Т. Г., Красильников Ю. Д. Социально-культурная деятельность: Учебник. М., 2004. 6. Садовская В. С., Ремизов В. А. Основы коммуникативной культуры: Учебное пособие. М., 2005. Тема: Режиссерские основы культурно-досуговой деятельности.
В данной теме рассматривается режиссерское искусство организации культурно-досуговой программы, как единого целостного произведения. На основе знания классической режиссуры, ее законов и понятий раскрываются характерные особенности режиссуры культурно-досуговых программ; изучается методика создания культурно-досуговой программы, условия ее постановки и воплощения режиссерского замысла. План практического занятия.
1. Понятие «режиссура». 2. Профессия режиссера в современный период. 3. Значение этики в работе режиссера. 4. Режиссерский замысел культурно-досуговой программы. 5. Организаторские качества режиссера - постановщика культурно-досуговой программы. Задание для самостоятельной работы:
Продумать и составить сценарий культурно-досуговой программы с учетом последовательности воплощения элементов режиссерского замысла. Литература:
4.Бакланова Н.К. Профессиональное мастерство работника культуры. М., 2004 5. Жарков А.Д., Чижиков В.М.. Культурно-досуговая деятельность: Учебник – М.: МГУК, 1998. Тема: Музыкальное оформление культурно-досуговых программ.
Задачей темы является научить студентов использовать музыку как выразительное средство концертных программ в различных видах и жанрах, познакомить их с драматургическими возможностями и функциями музыки, вооружить практическими навыками для самостоятельной работы в области музыкального оформления культурно-досуговых программ, определить место и роль музыки в системе культурных ценностей. План практического занятия.
1. Музыка как компонент духовной культуры и вид искусства. 2. Эмоциональная природа музыкального искусства. 3. Музыкальный образ и его специфическое особенности. 4. Взаимосвязь музыки с другими видами искусств. Задание для самостоятельной работы:
Слуховой анализ музыкальных произведений, определение особенностей музыкальных образов. Литература:
1. Козюренко Ю. Основы звукорежиссуры в театре. М., 1975 2. Морголин Л.М. Музыка в театрализированном представлении. М., 1981 3. Петрушин В.И. Музыкальная психология. М., 1997 Тема: Характеристика содержания и формы музыки.
Данная тема изучает специфику отражения содержания музыки, образное содержание музыкального произведения. Дается понятие о форме музыкального произведения: простая двухчастная, простая трехчастная, сложная двухчастная и трехчастная формы, рондо, сонатная форма, симфонические формы, вариации, циклические формы. План практического занятия:
1. Характеристика основных элементов содержания в музыке. Музыкальный образ — основной элемент содержания музыкального произведения. 2. Разновидности музыкальных форм. Синтаксис музыкальной речи: мотив, музыкальная фраза, предложение, период. 3. Вокальные формы. Задание для самостоятельной работы:
Слуховой анализ музыкальных произведений, определение музыкальных форм. Литература:
1. Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М., 1976. 2. Очертовская Н. Содержание и форма в музыке. Киев, 1984 3. Киселева Т. Г., Красильников Ю. Д. Социально-культурная деятельность: Учебник. М., 2004. Тема: Понятие о жанре и стилях музыкального искусства.
В данной теме раскрывается понятие “музыкальный жанр”. Дается классификация жанров: инструментальные, вокальные, вокально-инструментальные жанры, жанры музыкального театра, народно-бытовые жанры, музыкальные киножанры, жанры музыкальной эстрады. Дается понятие музыкального стиля. План практического занятия:
1. Стили классической музыки: борокко, классицизм, романтизм, имприссионизм. 2. Стили современной академической музыки. 3. Стили эстрадной и разговорной музыки: спиричуэлс, блюз, регтайм, буги, баллада, свинг, боп, рогрессив, третье течение, свободный джаз, рок, джаз - рок, диско, рэп и другие. Задание для самостоятельной работы:
Слуховой анализ музыкальных произведений, определение стилей и жанров музыкальных произведений. Литература:
1. Попова Т.В. О музыкальных жанрах. М., 1981 2. Прановский М. Структура музыкального жанра и современная ситуация в музыке // Муз. Современник. Выпуск 6., М., 1987 Тема: Русские народные праздники и обряды.
Данная тема знакомит студентов с истоками народной художественной культуры, с ее социальным назначением. Дается система понятий: традиция, обычай, праздник, обрядный ритуал. Раскрывается связь с историей, литературой, народной педагогикой. План практического занятия:
1. Возниковение и эволюция народных праздников и обрядов. 2. Русский земледельческий календарь. 3. Принятие христианства на Руси и постепенное слияние народных празднеств с церковными. 4. Народная педагогика в праздниках и обрядах. Задание для самостоятельной работы:
Описать один из христианских праздников зимнего, весеннего, летнего и осеннего периодов. Литература:
1. Степанов Н.П. Народные праздники на Святой Руси. М., 1979 2. Некрылова А.Ф.Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. М., 1984 3. Бунин П.Д. Происхождение и сущность христианских праздников и обрядов.Ижевск, 1981 4. Ципес Г. Л. Товб А. С. Менеджмент проектов в практике современной компании. Олимп-бизнес, 2006 Тема: История зарубежных массовых представлений.
Данная тема раскрывает образы массовых действий и зрелищ различных эпох, изучаются произведения композиторов, отразивших стилистику данных жанров. Уделяется внимание новейшим жанрам массовых представлений — экологическим, светозвукоспектаклям и т.д. План практического занятия:
1. Празники античного Рима, Византии. 2. Музыка придворных маскарадов во Франции и Англии.Массовые постановке на пленэре во Франции. 3. Светозвукоспектакли. 4. Экологические празднества. 5. Массовые постановки в спортивных залах и стадионах. 6. Фестивали и карнавалы последних лет. Литература:
1. Грубер Р. Всеобщая история музыки. М., 1959 2. Глан Б. Праздник всегда с нами. М.. 1988 3. Безымянный Л. Культура должна быть истинной. Советская музыка,1989, № 6. Бакланова Н.К. Профессиональное мастерство работника культуры. М., 2004 Жарков А.Д., Чижиков В.М.. Культурно-досуговая деятельность: Учебник – М.: МГУК, 1998. 4. Матвеев А.А. Новиков Д.А. Модели и методы управления проектами. ПМСОФТ, 2005 5. Ципес Г. Л. Товб А. С. Менеджмент проектов в практике современной компании. Олимп-бизнес, 2006 Тема: Профессиональное мастерство специалиста учреждения культуры.
В данной теме разрабатывается профессиограмма специалиста культурно-досуговой деятельности, занимающегося постановкой художественных программ, выделяется роль творческих способностей (креативность) специалиста культурно-досуговой деятельности, высокие организаторские, коммуникативные, нравственные качества специалиста культурно-досуговой деятельности. План практического занятия (4 часа):
1. Репетиция культурно-досуговой программы. 2. Подготовка и организация праздника, культурно—досугового мероприятия. 4. Режиссерский практикум. Осуществление репетиций в постановке фрагментов культурно-досуговой программы. Литература:
1. Бакланова Н.К. Профессиональное мастерство работника культуры. М., 1994 3. Москалев Б.Г. Методическое руководство деятельностью клубного учреждения. Учебное пособие. М., 1989 1. Организация культурно-досуговой деятельности. 2. Технология культурно-досуговой деятельности. 3. Сценарные основы технологии культурно-досуговой деятельности. 4. Театрализованные формы культурно-досуговой деятельности. 5. Менеджмент в культурно-досуговой деятельности. 6. Реклама в культурно-досуговой деятельности. 7. Имидж и фирменный стиль учреждения досуга.. 8. Музыкальное оформление культурно-досуговых программ. 9. Музыкальные жанры в культурно-досуговых программах. 10. Культурно-досуговая среда учреждений культуры. 11. История и теория досуга. 12. Основы делового общения в культурно-досуговой деятельности. 13. Методика – творческий процесс в технологии культурно-досуговой деятельности. 14. Режиссерские основы культурно-досуговых программ. 15. Режиссура презентаций, встреч и приемов.. 16. Искусство театрализованных представлений. 17. Профессиональное мастерство специалистов культурно-досуговой деятельности. 18. Методическое обеспечение культурно-досуговой деятельности. 19. Индустрия досуга за рубежом. 1. Что вы понимаете под сущностью культурно-досуговой деятельности? 2. Что такое предмет и объект культурно-досуговой деятельности? 3. Что такое социальная функция? 4. Охарактеризуйте основные социальные функции культурно-досуговой деятельности. 5. Что такое принципы культурно-досуговой деятельности? 6. Что такое технология культурно-досуговой деятельности? 7 Охарактеризуйте основные принципы организаторской деятельности. 8. Дайте определение понятия «культурно-досуговая» среда. 9. Охарактеризуйте типы восприятия культурно-досуговой среды. 10. Структура культурно-досуговой среды и особенности ее формирования. 11. Типы культурно-досуговой среды. 12. Что такое организаторская деятельность? 13. Каковы основные компоненты организаторской деятельности учреждений досуга? 14. Каков механизм функционирования организаторской деятельности в учреждениях досуга? 15. Что такое менеджмент в культурно-досуговой деятельности? 16. Что такое управленческая деятельность? 17. Каковы основные компоненты управленческой деятельности? 18. Каковы границы менеджмента в культурно-досуговой деятельности? 19. Понятие “реклама”, ее основное функциональное назначение. 20. Назовите виды рекламы. 21. Какова методика рекламы культурно-досуговой деятельности? 22. Сформулируйте исходные данные для создания имиджа и фирменного стиля учреждения досуга.
23. Каковы принципы построения композиции рекламного обращения. 24. Что такое деловое общение и каковы его основные правила? 25. Каковы компоненты делового общения? 26. Что такое методика культурно-досуговой деятельности? 27. Каковы основные закономерности методики культурно-досуговой деятельности? 28. Что такое содержание и какова его роль в культурно-досуговой деятельности? 29. Что такое средства культурно-досуговой деятельности? 30. Что такое форма и ее значение в методике? 31. Что такое метод и его значение в методике культурно-досуговой деятельности? 32. Какова специфика типовых методик в культурно-досуговой деятельности? 33. Что такое частная методика? 34. Каково взаимодействие общей, типовой и частной методик? 35. Назовите особенности методик массового, группового и индивидуального воздействия. 36. Что такое метод монтажа, театрализации, игры? 37. В чем специфика драматургии культурно-досуговых программ? 38. Каковы основные направления в драматургии культурно-досуговых программ? 39. Каковы отличительные черты драматургии культурно-досуговой программы от театра? 40. Что такое сценарный замысел? 41. Назовите и охарактеризуйте структурные составляющие сценарного замысла культурно-досуговых программ. 42. Каковы основные этапы работы над сценарием? 43. Из каких компонентов состоит режиссерский замысел культурно-досуговой программы? 44. Какими организаторскими способностями должен обладать режиссер-постановщик культурно-досуговой программы? 45. Музыка каких жанров и форм включается в культурно-досуговые программы.
|