Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 16

 

Поиск            

 

Указания методические к изучению дисциплины и выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения Специальность 080502(2) Экономика и управление на предприятии городского

 

             

Указания методические к изучению дисциплины и выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения Специальность 080502(2) Экономика и управление на предприятии городского

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный

инженерно-экономический университет»

Кафедра экономики и менеджмента в городском хозяйстве

ЭКОНОМИКА РЕГИОНАЛЬНОГО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

Методические указания к изучению дисциплины

и выполнению контрольной работы

для студентов заочной формы обучения

Специальность 080502(2) Экономика и управление на предприятии городского

хозяйства

Санкт-Петербург

2007

Допущено

Редакционно-издательским советом СПбГИЭУ

в качестве методического издания

Составитель

д-р экон. наук, проф. Т.В.Малеева,

канд. техн. наук, проф. А.А.Воронов

Рецензент

д-р экон. наук, проф. Л.Г.Селютина

Подготовлено на кафедре

экономики и менеджмента в городском хозяйстве

Одобрено научно-методическим советом специальности

080502(2) Экономика и управление на предприятии городского хозяйства

Отпечатано в авторской редакции с оригинал-макета,

представленного составителями

© СПбГИЭУ, 2007


Содержание

1.

Общие положения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

4

2.

Методические указания к изучению дисциплины . . . . . .

5

3.

Методические указания к выполнению контрольной работы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

6

4.

Контрольные задания (темы ов и задачи) . . . . . .

9

5.

Требования к оформлению контрольной работы . . . . . .

13

6.

Список рекомендуемой литературы . . . . . . . . . . . . . . . . .

15

Приложение А

Содержание дисциплины (извлечение из рабочей программы дисциплины) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

18

Приложение Б

Перечень контрольных вопросов для проверки знаний по дисциплине . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

21

Приложение В

Вариант контрольного задания. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

23

Приложение Г

Пример оформления титульного листа контрольной работы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

24

1. Общие положения

Целью дисциплины «Экономика регионального природопользования» является формирование у студентов системы знаний, умений и навыков в области управления природопользованием на региональном уровне с учетом современных социально-экономических условий.

Задачи дисциплины:

· повышение уровня экологического образования студентов, дальнейшее развитие экологического сознания, формирование экологического мышления в профессиональной деятельности;

· овладение научными и организационно-методическими основами разработки и реализации региональной экологической политики;

· изучение методов и форм управления природопользованием на региональном уровне, направленных на обеспечение экологической безопасности в регионе.

Дисциплина «Экономика регионального природопользования» базируется на дисциплинах: «Экология», «Экономическая теория», «Безопасность жизнедеятельности», «Концепции современного естествознания» и др.

В свою очередь, дисциплина «Экономика регионального природопользования» является базовой при изучении ряда специальных дисциплин и дисциплин специализации при подготовке экономистов-менеджеров в сфере городского хозяйства.

В результате изучения дисциплины «Экономика регионального природопользования» студенты должны:

- знать теоретико-методологические, организационно-экономические и правовые основы управления природопользованием на региональном уровне;

- уметь использовать полученные знания при разработке программ комплексного социально-экономического развития города и региона и частных экологических стратегий с учетом особенностей конкретных регионов, а также программ и планов развития предприятий;

- владеть навыками расчета платежей за использование природных ресурсов и загрязнение окружающей среды, оценки эффективности производственно-хозяйственной деятельности на основе эколого-экономических критериев, определения экономического ущерба, наносимого загрязнением окружающей природной среды.

Формой контроля знаний по дисциплине является экзамен.

Выполненная должна быть представлена на кафедру экономики и менеджмента в городском хозяйстве не позднее 1 мая текущего учебного года.

2. Методические указания к изучению дисциплины

Процесс обучения по данной дисциплине предполагает проведение аудиторных занятий и самостоятельную работу студентов. Аудиторные занятия проводятся в форме лекций, практических занятий и лабораторных работ.

На лекционных занятиях рассматриваются основные теоретические положения дисциплины. Изучение дисциплины следует начать с освоения социально-экономической сущности природопользования, принципов функционирования региональных экосистем, концепции устойчивого развития на региональном уровне, природно-экологических факторов, ограничений и императивных ресурсов экономического роста и развития в регионе. Особое внимание следует обратить на изучение вопросов, связанных с возможностью экономического регулирования природопользования в регионе. Для изучения правовых основ регионального природопользования следует познакомиться с российской и международной законодательной и нормативно-правовой базой в области охраны окружающей среды. Изучение вопросов формирования региональной экологической политики и организации управления в сфере природопользования на региональном уровне потребуют от студентов рассмотрения опыта и практики различных российских регионов.

Проведение практических занятий и выполнение лабораторных работ направлено на закрепление теоретических знаний, полученных при изучении дисциплины, развитие практических навыков в области принятия организационно-экономических решений, направленных на сбалансированное развитие экономических, социальных и экономических систем.

При изучении дисциплины нужно следовать принципам и логике ее построения, которые отражены в рабочей программе (приложение А ). Перечень контрольных вопросов для проверки знаний по дисциплине приведен в приложении Б .

3. Методические указания к выполнению

контрольной работы

Контрольная работа состоит из двух частей. Первая часть выполняется в форме а по отдельным темам дисциплины, а вторая содержит решение задач по указанным в задании вариантам.

Технология выполнения контрольной работы включает следующие действия:

- изучение тем дисциплины в логической последовательности, указанной в рабочей программе;

- подготовка а по теоретическому вопросу контрольной работы;

- решение задач.

Каждый студент выполняет собственный вариант заданий, который определяется по последней цифре зачетной книжки. Таблица для выбора варианта контрольных заданий представлена в приложении В .

Контрольная работа оценивается по 4-балльной шкале: «неудовлетворительно», «удовлетворительно», «хорошо», «отлично».

Выполнение контрольной работы является важным этапом подготовки к экзамену, так как контрольные задания позволяют глубже освоить основные темы дисциплины. В случае невыполнения контрольной работы студент не допускается к экзамену.

При выполнении задания № 1 необходимо раскрыть содержание вопроса, по возможности дополняя текст статистическими данными и рисунками.

В задании № 2 приводится решение трех задач по определению платежей за негативное воздействие на окружающую среду выбросом (сбросом) загрязняющих веществ и размещение отходов (плата за загрязнение).

Порядок взимания платы за загрязнение с природопользователей (предприятий, учреждений, организаций, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации) регулируется Постановлениями Правительства Российской Федерации [14, 15].

Плата взимается за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду:

- выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников;

- сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;

- размещение отходов;

- другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).

Установлены два вида базовых нормативов платы:

а) за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах допустимых нормативов ;

б) за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов).

Базовые нормативы платы устанавливаются по каждому ингредиенту загрязняющего вещества (отхода), виду вредного воздействия с учетом степени опасности их для окружающей природной среды и здоровья населения.

Нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления утверждены Постановлением Правительства РФ [14, (приложение 1)].

Дифференцированные ставки платы определяются умножением базовых нормативов платы на коэффициенты, учитывающие экологические факторы по территориям и бассейнам рек, в основу которых положен показатель степени загрязнения и деградации природной среды на территории экономических районов Российской Федерации (см. приложение 2 [14]).

Коэффициент, учитывающий состояние атмосферного воздуха по территориям экономических районов РФ, применяется при выбросе загрязняющих веществ в атмосферный воздух городов с дополнительным коэффициентом 1,2.

Нормативы платы за размещение отходов производства и потребления в пределах установленных лимитов применяются с использованием:

- коэффициента 0,3 при размещении отходов на специализированных полигонах и промышленных площадках, оборудованных в соответствии с установленными требованиями и расположенных в пределах промышленной зоны источника негативного воздействия;

- коэффициента 0 при размещении в соответствии с установленными требованиями отходов, подлежащих временному накоплению и фактически использованных (утилизированных) в течение 3 лет с момента размещения в собственном производстве в соответствии с технологическим регламентом или переданных для использования в течение этого срока.

При определении размера платы за загрязнение учитывать инфляционный коэффициент, устанавливаемый ежегодно на федеральном уровне для нормативов платы за негативное воздействие на окружающую среду [9; www.consultant.ru].

Плата за загрязнение окружающей природной среды в размерах, не превышающих установленные природопользователю предельно допустимые нормативы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемы размещения отходов, уровни вредного воздействия, определяется путем умножения соответствующих ставок платы за величину указанных видов загрязнения и суммирования полученных произведений по видам загрязнения.

Плата за загрязнение окружающей природной среды в пределах установленных лимитов определяется путем умножения соответствующих ставок платы на разницу между лимитными и предельно допустимыми выбросами, сбросами загрязняющих веществ, объемами размещения отходов, уровнями вредного воздействия и суммирования полученных произведений по видам загрязнения.

Плата за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов уровней вредного воздействия над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязнения и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент.

В случае отсутствия у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная.

Платежи за предельно допустимые выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, уровни вредного воздействия осуществляются за счет себестоимости продукции (работ, услуг), а платежи за превышение их - за счет прибыли, остающейся в распоряжении природопользователя.

4. Контрольные задания

Задание № 1. Подготовка а.

Для выполнения первой части контрольной работы студент в соответствии с номером варианта задания (см. приложение В ) выбирает тему а. Дублирование тем в рамках учебной группы допускается, при этом работы должны иметь индивидуальный характер и отражать авторскую позицию по рассматриваемому вопросу. Это является одним из критериев зачета по данному разделу контрольной работы, наряду с соблюдением требований к структуре и оформлению.

Темы ов

Тема 1. Теоретические основы регионального природопользования

1. Природопользование как важнейшая составляющая в стратегии устойчивого развития региона.

2. Ноосфера: идея, сомнения, противоречия.

Тема 2. Природные ресурсы как базовый фактор функционирования и развития региона

1. Роль природных ресурсов в региональном экономическом росте и развитии.

2. Цель, задачи и практика использования экономической оценки природных ресурсов.

Тема 3. Город и регион как социо-эколого-экономические системы

1. Императивные ресурсы устойчивого развития городов и регионов: теория и практика.

2. Системный характер экологических проблем города (региона).

3. Специфика экологических проблем разных типов городов и регионов.

Тема 4. Нормирование качества окружающей природной среды

1. Проблемы оценки качества окружающей среды и пути их решения.

2. Возможности и пределы адаптации человека к изменениям в окружающей среде.

Тема 5. Экономическое регулирование природопользования в регионе

1. Проблемы оценки эффективности природоохранных программ и мероприятий.

2. Платежи за негативное воздействие на окружающую среду: цель и результат.

3. Развитие инновационной деятельности с учетом экологических императивов.

4. Анализ зарубежной практики использования экономических рычагов и стимулов в решении экологических проблем.

Тема 6. Правовые основы регионального природопользования

1. Природные ресурсы и развитие отношений собственности: экономические, социальные и экологические аспекты.

2. Общие черты и отличия зарубежного и российского экологического права.

3. Теория и реальность экологического страхования.

Тема 7. Формирование региональной экологической политики

1. Принципы разработки региональной стратегии природопользования.

2. Особенности и проблемы финансирования природоохранных программ и мероприятий.

3. Паспорт безопасности территории: анализ структуры и направления практического использования.

Тема 8. Организация управления природопользованием в регионе

1. Система органов управления природопользованием на региональном уровне и практика их взаимодействия.

2. Экологическая экспертиза: порядок проведения и практические результаты.

3. Задачи и результаты деятельности общественных экологических организаций.

Задание № 2. Решение задач.

Задача 1. Временно согласованный выброс золы промышленной котельной, расположенной в Волго-Вятском районе, 456 тонн в год. Норматив предельно допустимого выброса золы 350 тонн в год. Фактический выброс золы за год составил 642 тонны. Определить размер платежей за негативное воздействие на окружающую среду при выбросе в атмосферу золы.

Задача 2. Временно согласованный выброс золы промышленной котельной, расположенной в Свердловской области, 556 тонн в год. Норматив предельно допустимого выброса золы 450 тонн в год. Фактический выброс золы за год составил 742 тонны. Определить размер платежей за негативное воздействие на окружающую среду при выбросе в атмосферу золы.

Задача 3. Предельно допустимый выброс никеля, установленный для Челябинского комбината, равен 360 тонн. На время осуществления природоохранных мероприятий комбинату разрешен временно согласованный выброс - 870 тонн. Фактический выброс никеля оказался равным 1900 тонн. Рассчитать размер платежей за негативное воздействие на окружающую среду при выбросе в атмосферу никеля.

Задача 4. Предельно допустимый выброс никеля, установленный для Мончегорского комбината, равен 500 тонн. На время осуществления природоохранных мероприятий комбинату разрешен временно согласованный выброс - 1000 тонн. Фактический выброс никеля оказался равным 2900 тонн. Рассчитать размер платежей за негативное воздействие на окружающую среду при выбросе в атмосферу никеля.

Задача 5. За год химический комбинат, расположенный в Северо-Западном регионе, осуществил выбросы 17 тыс. тонн неорганической пыли. Для достижения норматива предельно допустимого выброса комбинату необходимо сократить выброс пыли на 7,7 тыс. тонн. В настоящее время комбинату установлен временно согласованный выброс, который в 1,5 раза превосходит предельно допустимый выброс. Рассчитать размер платежей за негативное воздействие на окружающую среду при выбросе в атмосферу неорганической пыли.

Задача 6. За два года химический комбинат, расположенный в Центральном регионе, осуществил выбросы 36 тыс. тонн неорганической пыли. Для достижения норматива предельно допустимого выброса в год комбинату необходимо сократить выброс пыли на 6,7 тыс. тонн. В настоящее время комбинату установлен временно согласованный выброс, который в 1,3 раза превосходит предельно допустимый выброс. Рассчитать размер платежей за негативное воздействие на окружающую среду при выбросе в атмосферу неорганической пыли.

Задача 7. Промышленное предприятие Ленинградской области сбросило за год в водоем 1,0 тонну железа. Установленный временно согласованный сброс железа 0,74 тонны. Предельно допустимый сброс - 0,6 тонны. Рассчитать предприятию размер платежей за негативное воздействие на окружающую среду сбросом железа в водоем.

Задача 8. Промышленное предприятие Калининградской области сбросило за год в водоем 0,6 тонн железа. Установленный временно согласованный сброс железа 0,44 тонны. Предельно допустимый сброс - 0,3 тонны. Рассчитать предприятию размер платежей за негативное воздействие на окружающую среду сбросом железа в водоем.

Задача 9. Предприятие «Ижорские заводы» за год разместило на несанкционированной свалке в черте города Колпино 50 тонн отходов IV класса опасности - горелую землю из литейного цеха, шлак из мартеновских печей, окалину от работы прокатных и кузнечно-прессовых цехов. Определить годовую плату за размещение отходов.

Задача 10. На конец года на предприятиях Мурманской области имелось 18768 тыс. тонн малоопасных отходов. Из них 16500 тыс. тонн, в том числе 11% сверх установленного лимита, передано в санкционированные места организованного хранения (полигоны), а остальные отходы использованы в производстве. Определить годовую плату за размещение отходов.

Задача 11. На конец года на предприятиях Ленинградской области имелось 38768 тыс. тонн малоопасных отходов. Из них 36500 тыс. тонн, в том числе 15 % сверх установленного лимита, передано в санкционированные места организованного хранения (полигоны), а остальные отходы использованы в производстве. Определить годовую плату за размещение отходов.

Задача 12. За год на предприятиях Кемеровской области образовано 64610 тонн отходов III класса опасности. Из них 45856 тонн размещено на санкционированных свалках, причем 10000 тонн сверх установленного лимита, а 2307 тонн - на несанкционированных свалках. Определить годовую плату за размещение отходов.

Задача 13. За год на предприятиях Ульяновской области образовано 48600 тонн отходов IV класса опасности. Из них 35806 тонн размещено на санкционированных свалках, в том числе 8000 тонн сверх установленного лимита, а 1807 тонн - на несанкционированных свалках. Определить годовую плату за размещение отходов.

5. Требования к оформлению контрольной работы

Контрольная работа выполняется в соответствии с общими требованиями к оформлению документации, основными из которых являются следующие:

· компьютерный набор в редакторе WORD;

· формат страницы А4 (210-297мм);

· поля: верхнее, нижнее – 20 мм, левое – 30 мм,
правое – 10 мм;

· шрифт Times New Roman, кегль 14;

· межстрочный интервал – 1,5;

· абзацный отступ – 1,27 см.

В исключительных случаях возможно представление работы в рукописном варианте.

Контрольная работа должна иметь: титульный лист, содержание, контрольные задания ( и решение задач), список литературы. При необходимости в нее могут быть включены приложения. Титульный лист оформляется в соответствии с образцом, приведенным в приложении Г . Содержание включает перечень всех разделов работы, список литературы и наименование приложений (если они есть), с указанием номеров страниц, с которых начинаются эти элементы.

В списке литературы указывается только та, которая была использована в процессе выполнения контрольной работы. Источники должны содержать следующие реквизиты: фамилия и инициалы автора; наименование работы; город, в котором издана работа; название издательства; год издания; страницы.

Литературные источники приводятся в алфавитном порядке, при этом в начале списка располагаются законодательные и нормативные документы и акты. Они группируются в порядке от более значимых к менее значимым, а документы равной значимости - в порядке обратной хронологии. Далее в алфавитном порядке приводятся: а) книги, пособия и статьи на русском языке, б) книги, пособия и статьи на иностранных языках. Каждая библиографическая запись в списке получает порядковый номер и начинается с красной строки. Включенная в список литература нумеруется сплошным порядком от первого до последнего названия.

В тексте а необходимо сделать ссылки на используемые источники информации. Ссылки указываются в квадратных скобках и обозначаются цифрами порядкового номера в списке литературы.

Объем контрольной работы, выполненной в соответствии с изложенными требованиями должен составлять до 20 машинописных страниц.

6. Список рекомендуемой литературы

Нормативно-правовые акты

1. Конституция Российской Федерации

2. Водный Кодекс Российской Федерации

3. Воздушный Кодекс Российской Федерации

4. Гражданский Кодекс Российской Федерации

5. Лесной Кодекс Российской Федерации

6. Налоговый Кодекс Российской Федерации

7. Федеральный Закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999, № 52-ФЗ

8. Федеральный Закон «О радиационной безопасности населения» от 09.01.1996, № 3-ФЗ

9. Федеральный Закон «О федеральном бюджете 2007 год» от 19.12.2006, № 238-ФЗ

10. Федеральный Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003, №131-ФЗ

11. Федеральный Закон «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998, №89-ФЗ

12. Федеральный Закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002, №7-ФЗ

13. Федеральный Закон «Об экологической экспертизе» от 23.11.1995, №174-ФЗ

14. Постановление Правительства Российской Федерации «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления» от 12.06.2003, N 344 (в ред. Постановления Правительства РФ от 01.07.2005 N 410).

15. Постановление Правительства Российской Федерации «Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» от 28 августа 1992 г. N 632 (в ред. Постановления Правительства РФ от 14.06.2001 N 463, с изм., внесенными решением Верховного Суда РФ от 12.02.2003 № ГКПИ 03-49).

Основная литература

1. Бобылев С.Н. Экономика природопользования: Учебник / МГУ им. М.В.Ломоносова.- М.: ИНФРА-М, 2007.

2. Региональные факторы экономического роста / Под общ. Ред. С.Н.Максимова. – СПб.: СПбГИЭУ, 2006.

3. Экономика природопользования: Учебник/ МГУ им. М.В.Ломоносова; Под ред. К.В. Папенова.- М.: ТЕИС, ТК Велби, 2006.

Дополнительная литература

1. Василевская И.В. Экономика природопользования: учеб. пособие. – М.: РИОР, 2007.

2. Глушкова В.Г., Макар С.В. Экономика природопользования: Учеб. пособие. - М.: Гардарики, 2003.

3. Дьяконов К.Н., Дончева А.В. Экологическое проектирование и экспертиза: Учебник. - М.: Аспект-Пресс, 2005.

4. Игнатов В.Г., Кокин А.В. Экология и экономика природопользования: Учеб. пособие. - Ростов н/Д : Феникс, 2003.

5. Лебедев О.Т., Малеева Т.В. Экономика регионального природопользования. – СПб.: СПбГИЭУ, 2001.

6. Лысенко Е.Г. Экономика природопользования: учеб.пособие. М.: РАСХН, 2006.

7. Миронова Ж.В. Экономика природопользования: учеб. пособие. - Красноярск : ГУЦМиЗ, 2005.

8. Рябчиков А.К. Экономика природопользования: Учебное пособие.- М.: Элит-2000, 2003.

9. Фомичева Е.В. Экономика природопользования: Учебник. - М.: Дашков и Кш, 2005.

10. Экология и экономика природопользования: учебник / под ред. Э. В. Гирусова. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва: ЮНИТИ-Дана: ЮНИТИ, 2007.

11. Яндыганов Я.Я. Экономика природопользования: Учебник. - Москва: Кнорус, 2005.


Приложение А

Содержание дисциплины

(извлечение из рабочей программы дисциплины)

Введение

Цель, задачи и структура дисциплины. Место дисциплины в плане подготовки экономистов-менеджеров по городскому хозяйству.

Тема 1. Теоретические основы регионального природопользования

Социально-экономическая сущность природопользования. Экология – научная база природопользования. Содержание основных понятий: природа, окружающая среда, природная среда, биосфера, экосистема. Структура и принципы функционирования региональных экосистем. Антропогенные изменения природных условий. Теория ноосферы, ее место и роль в теории регионального природопользования. Понятие об экологической безопасности в регионе. Региональный аспект устойчивого развития.

Тема 2. Природные ресурсы как базовый фактор функционирования и развития региона

Понятие, виды, размещение и направления использования природных ресурсов. Взаимосвязь природных ресурсов и природных условий. Воспроизводственный цикл в системе природных связей. Понятие природно-ресурсного потенциала региона. Природные ресурсы и благосостояние общества. Природно-экологические факторы и ограничения экономического роста в регионе. Классификация запасов и прогнозных ресурсов полезных ископаемых. Принципы использования природных ресурсов. Оценка и учет природных ресурсов.

Тема 3. Город и регион как социо-эколого-экономические системы

Город и регион в структуре естественных экосистем. Урбанизация и экологическая экспансия. Экологические проблемы в городах и регионах. Императивные ресурсы регионального развития. Виды городских отходов, направления их утилизации и обезвреживания. Очистка выбросов в атмосферу и сбросов сточных вод. Обращение с твердыми отходами.

Тема 4. Нормирование качества окружающей природной среды

Классификация факторов окружающей среды и их происхождение. Общие закономерности действия факторов окружающей среды на живые организмы. Качество окружающей среды. Нормирование уровня загрязнений и факторов окружающей среды. Принципы установления нормативов на выброс, сброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, поверхностные и подземные воды, а также нормативов на размещение отходов. Радиационное обследование городских территорий.

Тема 5. Экономическое регулирование природопользования в регионе

Плата за негативное воздействие на окружающую среду. Лимиты на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов, лимиты на размещение отходов производства и потребления и другие виды негативного воздействия на окружающую среду. Экономическая оценка природных объектов и природно-антропогенных объектов. Экономическая оценка воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду. Налоговые и иные льготы при внедрении новых технологий, нетрадиционных видов энергии, использовании вторичных ресурсов и переработке отходов, а также при осуществлении иных мер по охране окружающей среды. Поддержка предпринимательской, инновационной и иной деятельности, направленной на охрану окружающей среды. Эффективность природоохранных мероприятий. Внешние эффекты при проведении природоохранных мероприятий.

Тема 6. Правовые основы регионального природопользования

Международное и российское законодательство по охране окружающей среды. Законы и другие нормативно-правовые акты как источники экологического права. Основания возникновения и прекращения права природопользования. Субъекты и объекты экологических правоотношений. Порядок постановки на учет плательщиков платы за негативное воздействие на окружающую среду. Экологические правонарушения. Оценка и возмещение вреда, нанесенного окружающей природной среде. Экологическое страхование и его правовые основы.

Тема 7. Формирование региональной экологической политики

Цель и задачи региональной экологической политики. Принципы регионального природопользования. Региональные целевые программы по охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности. Ресурсосбережение, развитие экологически чистых производств и безотходных технологий. Учет экологических факторов в градостроительстве и планировании развития территорий. Паспорт безопасности территории субъекта Российской Федерации и муниципального образования: его задачи, структура и основные показатели.

Тема 8. Организация управления природопользованием в регионе

Система органов управления в сфере природопользования на региональном уровне. Распределение полномочий по администрированию платы за негативное воздействие на окружающую среду. Виды экологического контроля. Региональный мониторинг окружающей среды. Экологическая экспертиза. Экспертные комиссии государственной экологической экспертизы. Общественные экологические движения и их роль в решении экологических проблем. Экологические службы предприятий: задачи, структура и функции. Система экологических ограничений для предприятий. Экологический паспорт предприятия.

Приложение Б

Перечень контрольных вопросов для проверки знаний по дисциплине

1. Социально-экономическая сущность природопользования.

2. Экология – научная база природопользования.

3. Структура и принципы функционирования региональных экосистем.

4. Антропогенные изменения природных систем.

5. Учение о ноосфере.

6. Региональные аспекты устойчивого развития.

7. Понятие природных ресурсов и природных условий, их взаимосвязь.

8. Виды природных ресурсов, их размещение.

9. Воспроизводственный цикл в системе природных связей.

10. Природные ресурсы и благосостояние общества.

11. Оценка и учет природных ресурсов.

12. Природно-ресурсный потенциал региона.

13. Императивные ресурсы регионального развития.

14. Экологические проблемы городов.

15. Виды городских отходов и проблемы их утилизации и обезвреживания.

16. Факторы окружающей среды и особенности их действия на человека в городах.

17. Нормирование факторов окружающей среды.

18. Качество окружающей среды.

19. Плата за негативное воздействие на окружающую среду.

20. Лимиты и лицензии на природопользование.

21. Экономическая оценка природных ресурсов.

22. Особенности определения эффективности затрат на природоохранные мероприятия.

23. Российское законодательство по охране окружающей среды.

24. Международное природоохранное законодательство.

25. Оценка экономического ущерба от загрязнения окружающей среды.

26. Опыт и проблемы экологического страхования.

27. Региональная экологическая политика: цели, задачи, основные направления.

28. Паспорт безопасности территории субъекта РФ и муниципального образования.

29. Экологический контроль и мониторинг.

30. Экологическая экспертиза.

31. Общественные экологические движения.

32. Экологические службы предприятий.

33. Экологический паспорт предприятия.

Приложение В

Таблица для выбора варианта контрольных заданий

Последняя цифра зачетной книжки

Варианты контрольных заданий

Задание № 1

(номер темы дисциплины для подготовки а)

Задание № 2

(номера задач)

0

1

6, 7, 9

1

2

5, 8, 10

2

3

3, 7, 11

3

4

2, 8, 12

4

5

5, 7, 13

5

6

6, 8, 11

6

7

5, 7, 12

7

8

4, 8, 9

8

5

3, 7, 10

9

6

1, 8, 13

Приложение Г

Пример оформления титульного листа контрольной работы

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный

инженерно-экономический университет»

Кафедра экономики и менеджмента в городском хозяйстве

Контрольная работа по дисциплине

ЭКОНОМИКА РЕГИОНАЛЬНОГО

ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

Выполнил: ______________________________

(Фамилия И.О.)

студент _____ курса _________ спец. _________

(срок обучения)

группа _________ № зачет. книжки __________

Подпись: ________________________________

Преподаватель: ___________________________

(Фамилия И.О.)

Должность: _______________________________

уч. степень, уч. звание

Оценка: _____________ Дата: ________________

Подпись: __________________________________

Санкт-Петербург

200_