Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 16

 

Поиск            

 

Указания методические и контрольные задания для студентов-заочников образовательного учреждения среднего профессионального образования для всех специальностей базовый уровень

 

             

Указания методические и контрольные задания для студентов-заочников образовательного учреждения среднего профессионального образования для всех специальностей базовый уровень

ОАО «ГАЗПРОМ»

Негосударственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Новоуренгойский техникум газовой промышленности

Экологические основы природопользования

Методические указания и контрольные задания

для студентов-заочников образовательного

учреждения среднего профессионального образования

для всех специальностей

(базовый уровень)

г. Новый Уренгой

2005 г.

Методические указания составлены в

соответствии с рабочей программой

по учебной дисциплине «Экологические

основы природопользования»

по специальностям ЭМ, ЭГ, ЭЛ, ЭК.

Зам.директора по УР

____________________А.В.Кугаевский

«______»________________20___г.

Составитель: Проснякова А.А – преподаватель НТГП

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Пояснительная записка 4

2. Тематический план 6

3. Содержание и методические указания по изучению программы 7

4. Литература 11

5. Методические указания по выполнению задания контрольной работы 12

6. Варианты заданий контрольной работы 13

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая программа разработана на основе примерной программы учебной дисциплины «Экологические основы природопользования», рекомендована институтом проблем развития среднего профессионального образования Минобразования России от 03.07.2002 г. и в соответствии с требованиями Государственного стандарта среднего профессионального образования.

Программа учебной дисциплины «Экологические основы природопользования» предназначена для реализации государственных тре­бований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальностям среднего профессионального образования (СПО) и являет­ся единой для всех форм обучения, а также для всех видов и типов образо­вательных учреждений, реализующих основные профессиональные образо­вательные программы среднего профессионального образования.

Учебная дисциплина «Экологические основы природопользования» яв­ляется естественнонаучной и направлена на формирование у студента эко­логического мировоззрения и способностей оценки профессиональной дея­тельности с позиции охраны окружающей среды.

В результате изучения дисциплины студент должен:

иметь представление:

- о взаимосвязи организмов и среды обитания;

- об условиях устойчивого состояния экосистем и причина возникновения экологического кризиса;

- о природных ресурсах России и мониторинге окружающей среды;

об экологических принципах рационального природопользования.

знать:

- правовые вопросы экологической безопасности.

Учебная программа «Экологические основы природопользования» базируется на биолого-экологических знаниях студентов, полученных в период обучения в общеобразовательных учреждениях и является основой для изучения общепрофессиональных дисциплин «Безопасность жизнедеятельности» и «Охрана труда».

При изучении учебной дисциплины необходимо постоянно обращать внимание студентов на ее прикладной характер, где и когда изучаемые теоретические положения и практические умения могут быть использованы в будущей практической деятельности. Изучение материала необходимо вести в форме, доступной пониманию студентов.

Для проведения занятий целесообразно использовать лекционно-семинарские занятия, деловые игры, разбор производственных ситуаций, проводить дискуссии по актуальным вопросам экологии, работать с методическими и справочными материалами, применять технические средства обучения и компьютерную технику, организовывать экскурсии на предприятия и учреждения отрасли.

При изложении учебной дисциплины по соответствующим разделам и темам следует использовать нормативные документы Российской Федерации, а также инструктивные руководящие материалы отраслевых министерств и ведомств.

Для развития творческой активности студентов рекомендуется выполнение самостоятельных творческих работ по проблемам природопользования.

Итоговым контролем является проведение зачета по дисциплине.

2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование разделов и тем

Количество часов при очной форме обучения

Всего

Практич.

работы

1

2

3

Введение

Раздел 1. Особенности взаимодействия общества и природы.

Тема 1.1 Природоохранный потенциал

Тема 1.2 Природные ресурсы и рациональное природопользование

Тема 1.3 Загрязнение окружающей среды токсичными и радиоактивными веществами

Тема 1.4 Экологические проблемы нефтегазовых комплексов

Раздел 2 Правовые и социальные вопросы природопользования

Тема 2.1 Государственные и общественные мероприятия по предотвращению разрушающих воздействий на природу. Природоохранный надзор

Тема 2.2 Юридическая и экономическая ответственность предприятий, загрязняющих окружающую среду

2

24

8

6

6

4

10

6

4

ВСЕГО:

36

3. СОДЕРЖАНИЕ

Введение.

РАЗДЕЛ 1. ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТИЯ ПРИРОДЫ И ОБЩЕСТВА

Тема 1.1. Природоохранный потенциал. [Л.3.; Л.4.]

Студент должен

иметь представление:

- о современном состоянии окружающей среды России и планеты;

- о воздействии негативных экологических факторов на человека, их прогнозировании и предотвращении;

- о планетарных экологических проблемах, о путях ликвидации экологических катастроф.

Природа и общество. Общие и специфические черты.

Развитие производительных сил общества; увеличение массы веществ и материалов, вовлекаемых в хозяйственный оборот; преднамеренные и непреднамеренные воздействия человека на условия существования.

Охрана биосферы от загрязнения выбросами хозяйственной деятельности. Влияние урбанизации на биосферу.

Роль человеческого фактора в решении проблем экологии.

Научно-технический прогресс и природа в современную эпоху.

Утилизация бытовых и промышленных отходов. Перспективы и принципы создания неразрушающих природу производств.

Признаки экологического кризиса. Глобальные проблемы экологии: разрушение озонового слоя, истощение энергетических ресурсов, «парниковый» эффект и др. Пути их решения.

Тема 1.2. Природные ресурсы и рациональное природопользование [Л.3.; Л.4.]

Студент должен

иметь представление:

- о взаимосвязи рационального использования природных ресурсов и экологического равновесия окружающей среды.

Природные ресурсы и их классификация.

Проблемы использования и воспроизводства природных ресурсов, их взаимосвязь с размещением производства.

Пищевые ресурсы человечества. Проблемы питания и производства сельскохозяйственной продукции.

Проблемы сохранения человеческих ресурсов.

Самостоятельная работа студентов:

письменный обзор темы «Использование природных углеводородных ресурсов и экологическое равновесие окружающей среды в условиях Крайнего Севера».

Тема 1.3. Загрязнение окружающей среды токсичными и радиоактивными веществами [Л.3.]

Студент должен

иметь представление:

- об основных источниках загрязнения окружающей среды;

- о классификации загрязнителей и путях из воздействия на человека;

- об экологических последствиях заражения окружающей среды ток­сичными и радиоактивными веществами.

Загрязнение биосферы. Антропогенное и естественное загрязнение. Прямое и косвенное воздействие на человека загрязнений биосферы.

Основные загрязнители, их классификация.

Основные пути миграции и накопления в биосфере токсичных и ра­диоактивных веществ.

«Зеленая» революция и ее последствия. Значение и экологическая роль применения удобрений и пестицидов.

Способы ликвидации последствий заражения токсичными и радиоак­тивными веществами окружающей среды. Понятие экологического риска.

Основные задачи мониторинга окружающей среды: наблюдение за факторами, воздействующими на окружающую среду; оценка и прогнози­рование состояния окружающей среды.

Самостоятельная работа студентов:

- составление докладов по темам «Мониторинг окружающей природной среды при разработке и эксплуатации Уренгойского ГКМ»; «Прогнозирование экологического риска при интенсивной добыче природного газа»

Тема 1.4 Экологические проблемы нефтегазовых комплексов [Л.9.]

Студент должен

иметь представление:

-об инженерной экологии нефтегазовых производств;

-об источниках загрязнения и загрязняющих веществах в нефтяной и газовой промышленности;

-о защите окружающей среды от загрязнений нефтегазовых производств.

знать:

- о структуре и значимости основных вредных выбросов на производственных объектах нефтяной и газовой промышленности;

- основные направления природоохранной деятельности ПО «УГП» в условиях Крайнего Севера.

Экологические проблемы нефтегазовых комплексов и населенных комплексов. Вредные вещества нефтяной и газовой промышленности. Опасность для человека. Вредные выбросы основных технологических процессов и их опасность. Источники вредных выбросов в атмосферу на установках комплексной подготовки газа в условиях Уренгойского ГКМ. Безотходная технология как метод предотвращения загрязнения окружающей среды.

Самостоятельная работа студентов:

выполнение докладов по следующим темам: «Защита окружающей среды при бурении нефтяных и газовых скважин в условиях Крайнего Севера»; «Экологические аспекты новых методов интенсификации нефтеотдачи и газоотдачи пластов в условиях Уренгойского ГКМ»; «Источники загрязнения воды, образующиеся при бурении, добыче, транспортировке и хранении нефти и газа».

РАЗДЕЛ 2. ПРАВОВЫЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

Тема 2.1. Государственные и общественные мероприятия по предотвращению разрушающих воздействий на природу. Природоохранный надзор [Л.3.; Л.4.]

Студент должен

иметь представление:

- об истории становления Российского природоохранного законода­тельства;

- о международных связях, взаимоотношениях по вопросам охраны окружающей среды.

знать:

- задачи и цели природоохранных органов управления и надзора.

История Российского природоохранного законодательства.

Природоохранные постановления 1970-1990 годов, принятые законо­дательными органами СССР. Закон «Об охране окружающей природной среды» 1991 года. Нормативные акты по рациональному природопользова­нию окружающей среды.

Участие России в деятельности международных природоохранных ор­ганизаций; международные соглашения, конвенции, договоры. Создание в рамках ООН в 1983 году независимой международной комиссии по охране окружающей среды.

Новые эколого-экономические подходы к природоохранной деятель­ности.

Органы управления и надзора по охране природы. Их цели и задачи.

Природоохранное просвещение.

Самостоятельная работа студентов:

ознакомление с материалами отчетов природоохранной деятельности ПО «УГП», «ЯГД» и других объектов городской и производственной структуры города Новый Уренгой.

Тема 2.2. Юридическая и экономическая ответственность предприятий, загрязняющих окружающую среду [Л.3.; Л.4.; Л.7.]

Студент должен

знать:

-правовые вопросы экологической безопасности

Правовая и юридическая ответственность предприятий за нарушение экологии окружающей среды. Понятие об экологической оценке производств и предприятий.

4. ЛИТЕРАТУРА .

1. М.В. Гальперин «Экологические основы природопользования» - Москва, «Форум-Инфра-М», 2004 г.

2. Э.А. Арустамов «Природопользование» - Москва, «Дашков и Ко», 2003 г.

3. Э.А. Арустамов, И.В. Левакова, Н.В. Баркалова «Экологические основы природопользования» - Москва, «Дашков и Ко», 2004 г.

4. В.И. Коробкин, Л.В. Передельский «Экология» - Ростов-на-Дону, «Феникс», 2003 г.

5. С.И. Колесников ««Экологические основы природопользования» - Москва - Ростов-на-Дону, «МарТ», 2005 г.

6. Конституция Российской Федерации –Москва, «Юридическая литература», 1993 г

7. Закон РФ «Об охране окружающей среды», введенный в действие 1 января 2002 г.

8. Закон РФ «Об особо охраняемых природных территориях» - Москва, «Российская газета», 1995 г. 22 марта.

9. Г.Е. Панов « Охрана окружающей среды на предприятиях нефтяной и газовой промышленности» - Москва, «Недра», 1986 г.

10. Ю.В. Новиков «Экология, окружающая среда и человек» - Москва, «Гранд», 1998 г.

5. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

по выполнению контрольной работы

Контрольную работу следует выполнять в обычной тетради со средним объемом 18 листов. Страницы тетради должны быть пронумерованы, а на страницах оставляются поля в 3-4 см. Работа должна быть написана синей пастой, чисто, разборчиво и аккуратно.

Каждый новый вопрос следует начинать с новой страницы, ответ должен быть изложен грамотно, последовательно. Схемы и графический материал должны быть выполнены с соблюдением правил топографии и на отдельном листе. Допускается выполнение графического материала и рисунков на современной множительной технике.

В конце контрольной работы необходимо указать список литературы, которой пользовались при выполнении контрольной работы. Далее необходимо поставить дату окончания выполнения контрольной работы и подпись студента. Полностью завершенную работу студент обязан выслать в техникум ил сдать в учебную часть заочного отделения лично, согласно графика сдачи контрольных работ для проверки.

После проверки работы преподавателем, необходимо просмотреть ее и выполнить все исправления, дополнения и замечания, указанные преподавателем.

В случае, если не зачтена, студент обязан ее переделать или доработать в соответствии с требованиями и указаниями проверяющего преподавателя и повторно сдать на проверку.

Зачтенная с подписью проверяющего преподавателя хранится у студента и предъявляется на экзамене или зачете по данному предмету.

Небрежно выполненная , а также выполненная не по своему варианту или разным подчерком, будет возвращена студенту без проверки.

По всем неясным вопросам, которые могут возникнуть в процессе освоения материала или в процессе выполнения контрольной работы необходимо обращаться устно или письменно в заочное отделение техникума за консультацией к преподавателю – предметнику.

Вариант контрольной работы выбирается по последней цифре шифра.

6. ВАРИАНТЫ ЗАДАНИЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Вариант 1.

1. Экология, основные понятия и законы.

2. Природные ресурсы и их классификация.

3. Важнейшие экологические проблемы современности: парниковый эффект, разрушение «озонового слоя», кислотные дожди.

4. Федеральный закон «Об охране окружающей среды».

5. Влияние урбанизации на биосферу.

Вариант 2.

1. Загрязнения биосферы.

2. Малоотходные и ресурсосберегающие производства.

3. Виды и методы мониторинга.

4. Экологическое право в системе российского законодательства.

5. Защита гидросферы.

Вариант 3.

1. Основные типы загрязняющих веществ и их характеристики.

2. Учения В.И. Вернадского о биосфере.

3. Основные виды антропогенного воздействий на биосферу.

4. Органы управления и надзора по охране природы.

5. Защита атмосферы.

Вариант 4.

1. Природа и общество. Система «человек – окружающая природная среда».

2. Охрана биосферы от загрязнений выбросами хозяйственной деятельности.

3. Важнейшие экологические проблемы современности: проблема перенаселения, проблема урбанизации, загрязнение окружающей среды.

4. Особо охраняемые природные территории

5. Экологическое просвещение.

Вариант 5.

1. Антропогенные воздействия на литосферу.

2. Генетические факторы и их влияние на здоровье человека.

3. Значение и экологическая роль удобрений и пестицидов.

4. Экологический кризис и экологическая катастрофа.

5. Нормативные акты по рациональному природопользованию.

Вариант 6.

1. Ноосфера как стадия эволюции биосферы.

2. Круговорот веществ в биосфере (воды, кислорода, серы, фосфора, углерода).

3. Проблемы использования полезных ископаемых.

4. Понятия экологического риска.

5. Органы управления и надзора по охране природы.

Вариант 7.

1. Антропогенные воздействия на атмосферу.

2. Защита атмосферы.

3. Влияние на природную среду химического, нефтехимического и металлургического комплексов.

4. Основные пути миграции и накопления в биосфере токсичных и радиоактивных веществ.

5. Лицензирование потребления природных ресурсов.

Вариант 8.

1. Техногенная ситуация в России.

2. Проблемы использования и воспроизводства водных ресурсов.

3. Современные биотехнологии охраны окружающей среды.

4. Новые эколого-экономические подходы в природоохранной деятельности.

5. Проблема сохранения человеческих ресурсов.

Вариант 9.

1. Виды и масштабы негативного воздействия человека и промышленности на природную среду.

2. Санитарно – гигиенические нормативы качества.

3. Уничтожение вредных выбросов.

4. Особые виды воздействия на биосферу (шумовое загрязнение, биологическое загрязнение, загрязнение бытовыми отходами).

5. Юридическая ответственность за экологические правонарушения.

Вариант 10.

1. Основные понятия о мониторинге окружающей среды, методы контроля загрязнений окружающей среды.

2. Рациональное и комплексное использование полезных ископаемых и энергетических ресурсов.

3. Понятие экологического риска.

4. Природные кадастры.

5. История российского экологического законодательства.

Вопросы необходимые для сдачи зачета по предмету «Экологические основы

природопользования».

1. Предмет изучения дисциплины «Экологические основы природопользования».

2. Природа и общество. Система «человек - окружающая природная среда».

3. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Ноосфера, как новая стадия эволюции биосферы.

4. Определение экологического кризиса.

5. Глобальные проблемы экологии.

6. Влияние урбанизации на биосферу.

7. Охрана биосферы от загрязнений выбросами хозяйственной деятельности человека.

8. Малоотходные и ресурсосберегающие производства.

9. Природные ресурсы и их классификация.

10. Пищевые ресурсы человечества.

11. Проблемы сохранения человеческих ресурсов.

12. Загрязнение биосферы.

13. Загрязнение атмосферы.

14. Нормирование загрязнения атмосферы.

15. Загрязнение гидросферы.

16. Методы очистки сточных вод.

17. Пути миграции и накопления токсичных и радиоактивных веществ.

18. Понятие экологического риска.

19. Способы ликвидации последствий заражения токсичными и радиоактивными веществами.

20. Организация мониторинга окружающей среды.

21. Виды и методы мониторинга.

22. Экологические проблемы нефтегазовых комплексов.

23. Вредные вещества в нефтяной и газовой промышленности.

24. История российского природоохранного законодательства.

25. Экологическое право в системе российского законодательства.

26. Федеральный закон «Об охране окружающей среды».

27. Нормативные акты по рациональному природопользованию.

28. Эколого-экономические подходы в природоохранной деятельности.

29. Экологическое просвещение.