Главная Учебники - Разные Лекции (разные) - часть 16
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ Учреждение образования «Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины» Г. Н. КАРОПА, Т. Г. ФЛЕРКО ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА ПО СПЕЦИАЛИЗАЦИЯМ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ для студентов специальности 1 – 31 02 01 02 «География
(научно-педагогическая деятельность)»
Гомель 2010 Составители: Г. Н. Каропа, к.п.н., доцент; Т. Г. Флерко. Рецензенты: Гусев А. П., кандидат геолого-минералогических наук, доцент; кафедра географии учреждения образования «Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины»; Рекомендовано к изданию Научно-методическим советом учреждения образования «Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины» Производственная практика по специализациям: методические указания для студентов специальности 1 – 31 02 01 02 – «География (научно-педагогическая деятельность)» / Г. Н. Каропа, Т. Г. Флерко; М-во образ. РБ, Гомельский гос. ун-т им. Ф. Скорины. – Гомель: ГГУ им. Ф. Скорины, 2010. – 19 с. Методические указания составлены в соответствии с программой производственной практики (по специализациям), утвержденной в 2009 г. Научно-методическим советом учреждения образования «Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины» и адресованы студентам специальности 1 – 31 02 01 02 «География (научно-педагогическая деятельность)» ã Каропа Г. Н., Флерко Т. Г., 2010 Ó УО «ГГУ им. Ф. Скорины», 2010 1.
1
Цели и задачи практики
Производственная практика студентов (по специализациям) – компонент учебно-воспитательного процесса, организуемый ВУЗом совместно с производственным предприятием, организацией или учреждением непосредственно в условиях производства, сочетающий в себе комплекс различных работ, выполняемых студентами, и мероприятий, направленных на углубление профессиональной подготовки будущих специалистов. Главная цель практики как вида учебного процесса состоит в формировании в условиях производства практических умений и навыков студентов на основе выполнения ими различных обязанностей, свойственных их будущей профессиональной деятельности, на базе теоретических знаний, полученных ими в течение трех лет обучения в университете. В ее основе лежит активное непосредственное участие обучаемого в производственном процессе и в жизни предприятия. Задачи практики: - закрепление знаний, приобретенных студентами в процессе обучения в университете, на основе глубокого изучения работы предприятия, учреждения или организации, на которых студенты проходят практику; - овладение производственными навыками и передовыми методами труда; - приобретение опыта общественной работы в трудовом коллективе. 1.
2 Основное содержание мероприятий в период производственной практики
В целях систематического обобщения практических знаний студентов, полученных ими в период производственной практики, а также обучения их будущей профессиональной деятельности, должны проводиться на предприятиях, в учреждениях и организациях теоретические занятия со студентами. Их проводят руководители практики. Содержание практики определяется утвержденными учебными планами и программой и предусматривает: - приобретение необходимых практических навыков и умений при самостоятельном выполнении производственных и научно-исследовательских работ; - освоение методов получения необходимой информации; - соблюдение методик исследований при проведении экспериментальных исследований; - проведение отбора литературных источников по изучаемым вопросам; - выполнение необходимого объема экспериментальных исследований; - систематическое ведение дневника практики; - при обработке собранных материалов широкое использование методов статистического анализа фактического материала и их оформление в виде диаграмм, графиков, картосхем и таблиц. Содержание отдельных этапов практики и время их прохождения определяется планом, составленным руководителем практики. Каждому студенту выдается индивидуальное задание по производственной практике, в котором указывается тема и цель работы, перечень вопросов, подлежащих исследованию, методика исследования, календарный план, место выполнения работы и список использованных источников. Задания по преддипломной практике являются индивидуальными. Они согласуются с интересами и способностями студента, а также научной тематикой кафедры. Задания выдаются студентам до начала практики. Задания составляются научным руководителем и утверждаются заведующим кафедрой. Индивидуальные задания фиксируются в дневниках, которые выдаются студентам перед ее началом. В ходе практики студенты, выполняя индивидуальные задания, приобретают навыки научно-исследовательской работы. Студенты должны самостоятельно (после консультации с руководителем практики) собрать необходимый материал по заданной теме, обработать его, проанализировать полученные данные, сопоставить его с литературными данными и опубликованными материалами, сделать обобщающие выводы и оформить работу в форме отчета. Отчет необходимо иллюстрировать графиками, картосхемами, таблицами, диаграммами, рисунками и др. 2.
1 Обязанности руководителей и студентов
Учебно-методическое руководство практикой осуществляет кафедра географии. Она обеспечивает выполнение учебных планов (в части производственного обучения студентов), программы практики и высокое качество ее проведения.
Руководитель практики от кафедры обязан:
- обеспечить организационные мероприятия перед началом практики; - обеспечить высокое качество прохождения практики студентами и строгое соответствие ее учебным планам и программам; - руководить научно-исследовательской работой студентов, предусмотренной заданием кафедры; - систематически посещать базы практики, оказывать методическую помощь студентам и контролировать их работу; - оказывать методическую помощь руководителям, назначенным от базы практики; - осуществлять методическое руководство практикой; - организовать по итогам практики прием отчетов комиссией; - рассматривать отчеты студентов, давать отзывы об их работе и в недельный срок предоставить на кафедру отчет о проделанной работе по руководству практикой. Руководители учреждений, предприятий и организаций, в которых студенты проходят практику, обязаны:
- подобрать опытных специалистов в качестве руководителей практики от предприятия, учреждения, организации; - создать необходимые условия для наибольшей эффективности прохождения практики; - налагать в случае необходимости взыскания на студентов, сообщить об этом на кафедру. Руководитель практики от учреждения, предприятия, организации обязан:
- совместно с руководителем практики от кафедры организовать прохождение практики студентами в соответствии с программой и графиком; - осуществлять контроль за работой практикантов; - оказывать помощь в подборе материалов для подготовки студентами научных, курсовых и дипломных работ; - обеспечить и контролировать соблюдение студентами правил внутреннего распорядка; - контролировать ведение дневника; - подготовить характеристику каждого студента-практиканта.
Студент обязан:
- изучить и строго соблюдать правила охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии; - подчиняться действующим распорядкам на предприятии; - выполнять задания, предусмотренные программой практики; - аккуратно вести «Дневник производственной практики» и учет выполненной за день работы; - нести ответственность за выполненную работу; - выполнять все поручения и указания руководителя практики; - представить руководителю практики письменный отчет и защитить его в установленный срок. 2.2 Основные этапы практики
Практика продолжается 4 недели и предусматривает выполнение следующих видов работы: 1. Знакомство студентов с задачами практики, программой и методикой выполнения ее основных этапов, объемом работ, формой отчетности, основными требованиями техники безопасности. 2. Сбор и статистическая обработка материалов по теме отчета. 3. Работа с научной литературой по теме исследования. 4. Написание отчета по практике. 5. Защита отчета. Практика состоит из трех этапов: подготовительного, полевого (лабораторного) и камерального. Подготовительный период
включает в себя: - ознакомление студентов с целями и задачами, календарным графиком и программой практики; - инструктаж по технике безопасности; - четкое формулирование темы индивидуального задания для каждого студента; - инструктаж по ведению «Дневников производственной практики»; - знакомство с основными приемами и методами работы; - знакомство с правилами оформления отчетной документации; - изучение основных литературных источников, составление списка литературных источников, необходимых при прохождении практики и написании отчета. Во время полевого (лабораторного) этапа
необходимо решить следующие задачи: - освоить полевые (лабораторные) методы исследования; - собрать материалы полевых, лабораторных и статистических исследований. Камеральный этап
ставит задачи: - обработать собранные данные и оформить их в виде диаграмм, графиков, картосхем, таблиц; - проанализировать фактический материал; - обобщить результаты произведенных исследований и предоставить отчет; - защитить отчет. 3 Оформление результатов практики В завершающей стадии производственного обучения (в течение последней недели практики) студенты ведут подготовку всех материалов и составляют отчет по практике. Для этих целей необходимо использовать дневники по практике, рабочие записи, техническую и нормативную документацию предприятий, чертежи, графики, иллюстрации, расчеты выполненные в соответствии с полученным ранее индивидуальным заданием, обобщающие материалы по проведенной работе. Главным ориентирующим документом для составления отчета является программа производственной практики. В соответствии с Положением о производственной практике для оформления отчета студенту выделяется в ходе практики 2 – 3 дня. Отчет должен содержать:
- анализ литературных источников по теме исследований; - краткое описание предприятия, учреждения, организации (отдела, лаборатории и т. д.) и организации его деятельности, вопросы оптимизации труда, выводы и предложения; - сведения о выполненной студентами работе; - данные результатов исследований и их анализ; - обоснованные выводы; - список использованных источников; - графические приложения в виде таблиц, графиков, диаграмм, картосхем и картодиаграмм.
Отчет о результатах практики может иметь следующую структуру:
I. Введение (актуальность, цель, задачи, методы и структура работы). II. Условия и место работы. III. Обработанные результаты исследований (в том числе статистические). IV. Выводы. V. Список использованных источников. По окончании практики каждый студент-практикант в установленный срок представляет руководителю практики письменный отчет. К отчету прилагается дневник, подписанный руководителем практики от предприятия, учреждения, организации и руководителем от кафедры. После рецензирования отчета студент защищает его с дифференцированной оценкой на заседании комиссии. На защите отчета студент должен кратко изложить результаты работы в виде краткого доклада. Руководитель практики представляет на кафедру письменный отчет, в котором должен содержаться анализ всей работы студентов-практикантов. Отчет утверждается на заседании кафедры и представляется в отдел практик университета. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Аношко, В. С. Мелиоративная география: учеб. пособие для геогр. спец. вузов / В. С. Аношко. – Мн.: Вышэйшая школа, 1987. – 254 с. 2. Антипова, Е. А. Регионы Беларуси: особенности демографического развития и трудовой потенциал сельской местности / Е. А. Антипова, Б. А. Манак. – Мн.: БГПУ им. М. Танка, 2007.– 232 с. 3. Антипова, Е. А. Геодемографические проблемы и территориальная структура сельского расселения Беларуси / Е. А. Антипова. – Мн.: БГУ, 2008. – 327 с. 4. Беларуская ССР. Кароткая энцыклапедыя: у 5 т. – Мн.: БелСЭ, 1978– 1981. – Т. 1–5. 5. Витченко, А. Н. Геоэкологическая оценка качества окружающей среды крупных городов Беларуси / А. Н. Витченко, И. А. Телеш // География в XXI веке: сб. материалов Междунар. научн.-практ. конф., Брест, 17–18 апреля 2008 г. – Брест: БрГУ, 2008. – С. 87–88. 6. Галай, Е. И. Использование природных ресурсов и охрана природы / Е. А. Галай. – Мн.: Амалфея, 2008. – 252 с. 7. Гарады і вёскі Беларусі. Энцыклапедыя. Т. 1. Кн. I. Гомельская вобласць / С. В. Марцэлеў [i iнш.]; пад рэд. Г. П. Пашкова. – Мн.: БелЭн, 2004. – 632 с. 8. Гарады і вёскі Беларусі. Энцыклапедыя. Т. 2. Кн. II. Гомельская вобласць / С. В. Марцэлеў [i iнш]; пад рэд. Г. П. Пашкова. – Мн.: БелЭн, 2005. – 520 с. 9. Геаграфiя Беларусi: энцыкладедычны даведнik / Л. В. Казлоуская [i iнш.]; пад рэд. Л. В. Казлоускай. – Мн.: Беларуская энцыклапедыя, 1992. – 383 с. 10. Геаграфiя Брэсцкай вобласцi / С. В. Арцеменка [i iнш]; пад рэд. С. В. Арцеменкi, У. А. Грыбко. – Мн.: БГУ, 2000. – 387 с. 11. География Гомельской области / Г. Н. Каропа [и др.]; под ред. Г. Н. Каропы, В. Е. Пашука. – Гомель: ГГУ им. Ф. Скорины, 2000. – 286 с. 12. Геология Беларуси /А. Г. Махнач [и др.]; под ред. А. Г. Махнача. – Мн.: ИГН НАН Беларуси, 2001. – 815 с. 13. Гомельская область: статистический ежегодник. – Гомель: Гомельское областное управление статистики, 2008. – 278 с. 14. Гомельская область в цифрах: краткий стат. сб. – Гомель: Гомельское областное управление статистики, 2008 с. – 153 с. 15. Города и районы Гомельской области: стат. сб. – Гомель: Гомельское областное управление статистики, 2007. – 239 с. 16. Государственная схема комплексной территориальной организации Республики Беларусь: основные положения. – Мн.: Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь, 2001. – 70 с. 17. Данилова, Н. А. Климат и отдых в нашей стране / Н. А. Данилова. – М.: Мысль, 1980. – 156 с. 18. Дьяконов, К. Н. Современные методы географических исследований / К. Н. Дьяконов, Н. С. Касимов, В. С. Тикунов. - М., 1996. 19. Злотников, А. Г. Демографическое измерение современной Беларуси / А. Г. Злотников. – Мн.: Право и экономика, 2006. – 212 с. 20. Изменения климата Беларуси и их последствия / В. Ф. Логинов [и др.]; под ред. В. Ф. Логинова. – Мн.: Тонпик, 2003. – 330 с. 21. История и современное состояние географического изучения Белоруссии: учеб. пособие для вузов / Б. Н. Гурский [и др.]; под ред. Б. Н. Гурского. – Мн.: Университетское, 1988. – 156 с. 22. Казлоўская, Л. В. Гомельская вобласць / Л. В. Казлоўская // Беларуская энцыклапедыя. Т. 18. Кн. II. Рэспублика Беларусь / Рэд. кол. Г. П. Пашкоў [i iнш.] – Мн.: Беларуская энцыклапедыя, 2004. – С. 736 – 737. 23. Калинин, М. Ю. Водные ресурсы Гомельской области / М. Ю. Калинин, А. А. Волчек; под ред. М. Ю. Калинина. – Мн.: Белсэнс, 2007. – 144 с. 24. Каропа, Г. Н. Системный подход к экологическому образованию и воспитанию / Г. Н. Каропа. – Мн.: Университетское, 1994. – 212 с. 25. Каропа, Г. Н. Проблемы окружающей среды в современной школе / Г. Н. Каропа. – Мозырь: Белый ветер, 1998. – 172 с. 26. Каропа, Г. Н. Теоретические основы экологического образования / Г. Н. Каропа. – Мн.: НИО, 1999. – 188 с. 27. Каропа, Г. Н. Экологическое образование школьников. Ведущие тенденции и парадигмальные сдвиги / Г. Н. Каропа. – Мн.: НИО, 2001. – 210 c. 28. Каропа, Г. Н. История и методология географии: курс лекций / Г. Н. Каропа. – Гомель: ГГУ им. Ф. Скорины, 2006. – 278 с. 29. Каропа, Г. Н. Методика преподавания географии: курс лекций / Г. Н. Каропа. – Гомель: ГГУ им. Ф. Скорины, 2004. – 248 с. 30. Каропа, Г. Н. Общее землеведение: курс лекций / Г. Н. Каропа. – Гомель: ГГУ им. Ф. Скорины, 2005. – 130 с. 31. Каропа, Г. Н. Биогеография с основами экологии: курс лекций / Г. Н. Каропа, Е. Н. Михалкина. – Гомель: ГГУ им. Ф. Скорины, 2005. – 145 с. 32. Каропа, Г. Н. Физическая география Беларуси: курс лекций / Г. Н. Каропа. – Гомель: ГГУ им. Ф. Скорины, 2010. – 165 с. 33. Каропа, Г. Н. Биогеография с основами экологии: словарь терминов и понятий / Г. Н. Каропа, Е. Н. Михалкина. – Гомель: ГГУ им. Ф. Скорины, 2008. – 157 с. 34. Каропа, Г. Н. Экологические факторы и проблемы неонатальной смертности в Гомельской области / Г. Н. Каропа, В. Н. Воронецкий // Здоровье и окружающая среда: сб. науч. тр. – Мн: Республиканский научно-практический центр гигиены, 2008. – С. 40–46. 35. Кирвель, И. И. Пруды Беларуси как антропогенные водные объекты, их особенности и режим / И. И. Кирвель. – Мн.: БГПУ им. М. Танка, 2005. – 234 с. 36. Климат Беларуси / В. Ф. Логинов [и др.]; под ред. В. Ф. Логинова. – Мн.: Ин-т геол. наук АН РБ, 1996. – 235 с. 37. Ковальская, Н. Л. Методика экономико-географических исследований / Н. Л. Ковальская. – М.: МГУ, 1963. – 283 с. 38. Козловская, Л. В. Социально-экономическая география Беларуси: курс лекций. В 3 ч. Ч. I. Условия и факторы социально-экономического развития и территориальной организации хозяйства Беларуси / Л. В. Козловская. – Мн.: БГУ, 2002. – 107 с. 39. Козловская, Л. В. Социально-экономическая география Беларуси: Курс лекций. В 3 ч. Ч. II. Экономико-географическая характеристика межотраслевых комплексов / Л. В. Козловская. – Мн.: БГУ, 2004. – 99 с. 40. Козловская, Л. В. Социально-экономическая география Беларуси: Курс лекций. В 3 ч. Ч. III. Экономико-географическое районирование и характеристика регионов Беларуси / Л. В. Козловская. – Мн.: БГУ, 2005. – 113 с. 41. Концепция и программа развития промышленного комплекса Республики Беларусь на 1998–2015 гг. // Белорусский экономический журнал. – 1998. – № 2. – С. 4–25. 42. Красная книга Республики Беларусь. Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды диких животных / Г. П. Пашков [и др.]; под ред. Г. П. Пашкова. – Мн.: Беларуская Энцыклапедыя, 2004. – 320 с. 43. Красная книга Республики Беларусь. Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды дикорастущих растений / Г. П. Пашков [и др.]; под ред. Г. П. Пашкова. – Мн.: Беларуская Энцыклапедыя, 2005. – 456 с. 44. Красовский, К. К. О междисциплинарном подходе к изучению урбанизации / К. К. Красовский // География в XXI веке: сб. материалов Междунар. научн.-практ. конф., Брест, 17–18 апреля 2008 г. – Брест: БрГУ, 2008. – С. 191–192. 45. Кудельский, А. В. Подземные воды Беларуси / А. В. Кудельский, В. И. Пашкевич, М. Г. Ясовеев. – Мн.: ИГН НАН Беларуси, 1998. – 260 с. 46. Кузнецов, В. А. Геохимия ландшафтов Припятского Полесья / В. А. Кузнецов [и др.]. – Мн.: ИГН НАН Беларуси, 1997. – 240 с. 47. Ландшафты Белоруссии / Г. И. Марцинкевич [и др.]; под ред. Г. Марцинкевич. – Мн.: Университетское, 1989. – 239 с. 48. Логинов, В. Ф. Причины и следствия климатических изменений / В. Ф. Логинов. – Мн.: Навука i тэхнiка, 1992. – 320 с. 49. Лопух, П. С. Закономерности развития природы водоемов замедленного водообмена, их использование и охрана. – Мн.: БГУ, 2000. – 332 с. 50. Манак, Б. А. Методика экономико-географических исследований / Б. А. Манак. – Мн.: Университетское, 1985. – 157 с. 51. Манак, Б. А. Насельнiцтва Беларусі: рэгіянальныя асаблівасці развіцця і размяшчэння / Б. А. Манак. – Мн.: Універсітэцкае, 1992. – 176 с. 52. Манак, Б. А. Экономико-географический анализ демографической ситуации и размещение населения на территории Республики Беларусь / Б. А. Манак, Е. А. Антипова. – Мн.: БГУ, 1998. – 292 с. 53. Манак, Б. А. Демографические потери и современные трудоресурсные возможности сельской местности Беларуси / Б. А. Манак, Е. А. Антипова. – Мн.: Технопринт, 2002. – 226 с. 54. Манак, Б. А. Полесский регион Беларуси: этногеографический портрет / Б. А. Манак, Е. А. Антипова // Географiя. Праблемы выкладання. – 2007. – № 1. – С. 3–12. 55. Марцинкевич, Г. И. Использование природных ресурсов и охрана природы / Г. И. Марцинкевич. – Мн.: Университетское, 1985. – 215 с. 56. Марцинкевич, Г. И. Основы ландшафтоведения / Г. И. Марцинкевич, Н. К. Клицунова, А. Н. Мотузко. – Мн.: Высшая школа, 1986. – 206 с. 57. Матвеев, А. В. Современная динамика рельефа Белоруссии / А. В. Матвеев, Л. А. Нечипоренко. – Мн.: Навука i тэхнiка, 1991. – 102 с. 58. Матвеев, А. В. Рельеф Белорусского Полесья / А. В. Матвеев, В. Ф. Моисеенко, Г. И. Илькевич. – Мн.: Наука и техника, 1991. – 131 с. 59. Население Гомельской области: стат. сб. – Гомель: Гомельское областное управление статистики, 2006. – 115 с. 60. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. – Мн.: Юнипак, 2004. – 200 с. 61. Национальная экономика Беларуси. Потенциалы. Хозяйственные комплексы. Направления развития. Механизмы управления / В. Н. Шимов [и др.]; под общ. ред. В. Н. Шимова. – Мн.: БГЭУ, 2005. – 844 с. 62. Нацыянальны атлас Беларусi. – Мн.: Камiтэт па зямельных рэсурсах, геадэзii i картаграфii пры Савеце Мiнiстраў Рэспублiкi Беларусь, 2002. – 292 с. 63. Непрерывное географическое образование: новые технологии в системе высшей и средней школы / Г. Н. Каропа [и др.]; под ред. Г. Н. Каропы. – Гомель: ГГУ им. Ф. Скорины, 2004. – 175 с. 64. Озера Белорусского Полесья: справочник / О. Ф. Якушко [и др.]; под ред. О. Ф. Якушко. – Мн.: БГУ, 1988. – 148 с. 65. Пирожник, И. И. Основы географии туризма и рекреационного обслуживания / И. И. Пирожник. – Мн.: Университетское, 1985. – 253 с. 66. Потаев, Г. П. Рекреационные ландшафты: их охрана и формирование / Г. П. Потаев. – Мн.: Унiверсiтэцкае, 1996. – 160 с. 67. Природно-хозяйственные регионы Беларуси / А. Н. Витченко [и др.]; под ред. А. Н. Витченко. – Мн.: БГПУ им. М. Танка, 2005. – 278 с. 68. Прогноз изменения окружающей природной среды Беларуси на 2010–2020 гг. / В. Ф. Логинов [и др.]; под ред. В. Ф. Логинова. – Мн.: Минсктиппроект, 2004. – 180 с. 69. Регионы Гомельской области: стат. сб. – Гомель: Гомельское областное управление статистики, 2008. – 232 с. 70. Реймерс, Н. Ф. Природопользование / Н. Ф. Реймерс. – М.: Мысль, 1990. – 640 c. 71. Сельское хозяйство Гомельской области: стат. сб. – Гомель: Гомельское областное управление статистики, 2006. – 115 с. 72. Социально-экономическое положение Гомельской области (январь–октябрь 2008 г.).: стат. сб. – Гомель: Гомельское областное управление статистики, 2008. – 190 с. 73. Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2007. – Мн.: Министерство статистики и анализа Республики Беларусь, 2007. – 617 с. 74. Структура географической среды и ландшафтное разнообразие Беларуси / В. С. Аношко [и др.]; под ред. И. И. Пирожника, Г. И. Марцинкевич. – Мн.: БГУ, 2006. – 196 с. 75. Территориальное планирование в Республике Беларусь / В. И. Быль [и др.]; под ред. Г. В. Дудко. – Минск: ФУАинформ, 2007. – 312 с. 76. Туризм в Беларуси / Л. М. Гайдукевич [и др.]; под ред. Л. М. Гайдукевича. – Мн.: БГУ, 2001. – 133 с. 77. Уровень жизни населения Гомельской области: стат. сб. – Гомель: Гомельское областное управление статистики, 2006. – 168 с. 78. Хаггет, П. География. Синтез современных знаний; пер с. англ. / П. Хаггет. – М.: Прогресс, 1979. – 688 с. 79. Харвей, Д. Научное объяснение в географии; пер. с англ. / Д. Харвей. – М.: Прогресс, 1974. – 504 с. 80. Флерко, Т. Г. Трансформация функций ландшафтов городских поселений (на примере г. Гомеля) / Т. Г. Флерко, А. И. Павловский // Природные ресурсы – 2008. – №1. – С. 87 – 93. 81. Шафаренко, Т. А. Понятийно-терминологический словарь по курсу «География населения мира» / Т. А. Шафаренко. – Гомель: ГГУ им. Ф. Скорины, 2003. – 48 с. 82. Шафаренко, Т. А. Трансформация сельского расселения Гомельской области в постчернобыльский период / Т. А. Шафаренко // Взаимосвязь демографических и социально-экономических процессов на рубеже ХХ–ХХI вв.: сб. научн. тр.; под ред. А. Г. Злотникова. – Гомель: РУП «Центр научно-технической и деловой информации», 2003. – 160 с. 83. Шершнев, О. В. Комплексное использование и охрана водных ресурсов Республики Беларусь: курс лекций / О. В. Шершнев. – Гомель: ГГУ им. Ф. Скорины, 2004. – 61 с 84. Экономика региона: учебн. пособие / В. И. Борисевич [и др.]; под ред. В. И. Борисевича. – Мн.: БГЭУ, 2002. – 432 с. 85. Экономика Республики Беларусь в системе мирохозяйственных связей: учеб. пособие / Т. А. Шмарловская [и др.]; под ред. Т. А. Шмарловской. – Мн.: БГЭУ, 2006. – 253 с. 86. Энцыклапедыя прыроды Беларусi: у 5-цi т. – Мн.: БелСЭ, 1983–1986. – Т. 1–5. 87. Якушко, О. Ф. Озероведение. География озер Белоруссии / О. Ф. Якушко. – Мн.: Высшая школа, 1981. – 223 с. 88. Ясовеев, М. Г. Водные ресурсы Гомельской области: факторы формирования и проблемы рационального использования / М. Г. Ясовеев, И. И. Кирвель, О. В. Шершнев. – Мн.: Право и экономика, 2005. – 166 с. 89. Taylor, P. J. Quantitative Methods in Geography. An Introduction to Spatial Analysis. – Boston: Houghton Mifflin Company, 1977. – 386 p. Министерство образования Республики Беларусь
Учреждение образования
«Гомельский государственный университет
имени Франциска Скорины»
Геолого-географический факультет
Кафедра географии
____________________________________________________________
название темы
____________________________________________________________
отчета
Отчет по производственной практике
(по специализациям)
Исполнитель:
студент группы ______________ ________________ Ф.И.О.
шифр и номер группы подпись
Научный руководитель:
ученая степень, звание __________________ Ф.И.О.
подпись
Гомель 2010
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Министерство образования Республики Беларусь Учреждение образования “Гомельский государственный университет имени Ф. Скорины” “УТВЕРЖДАЮ” Проректор по учебной (научной) работе __________________________________ “___”________________ 20_____ г. А К Т о внедрении результатов учебных, учебно-методических и научных разработок в учебный и воспитательный процесс Настоящий акт составлен об использовании в учебном процессе разработки ________________________________________________________ __________________________________________________________________ (наименование разработки, объекта внедрения) выполненную по теме НИР __________________________________________ __________________________________________________________________ (наименование НИР, номер госрегистрации, шифр в темплане) Разработка использована в учебном процессе ___________________________ __________________________________________________________________ (факультета, кафедры, время внедрения) при _______________________________________________________________ (подготовке / выполнении лабораторных, курсовых, дипломных работ, методик, обучающих __________________________________________________________________ программ, текстов лекций, учебников, кандидатских или докторских диссертаций и т.д.) и позволяет ________________________________________________________ (указать эффективность внедрения) Декан факультета _____________________ (подпись, фамилия) Заведующий кафедрой (лабораторией) ______________________ (подпись, фамилия) Сотрудники, использующие разработку ______________________ (подписи, фамилии) __________________________________________________________________ (наименование разработки) __________________________________________________________________ 1. Краткая характеристика объекта внедрения и его назначения. __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ _________________________________________________________________ __________________________________________________________________ 2. Разработчики: ______________________________________________ (фамилии, инициалы, должности и места работы __________________________________________________________________ разработчиков объекта внедрения) 3. Сотрудники, использующие разработку: ________________________ __________________________________________________________________ (фамилии, инициалы, должности сотрудников, использующих разработку в учебном процессе) 4. Начало использования объекта внедрения _______________________ (месяц, год) 5. Число студентов (аспирантов, докторантов), пользующихся разработкой ____________________________________________________________ 6. Дата и номер протокола заседания кафедры, на котором разработка рекомендована к внедрению в учебный процесс _________________________ Заведущий кафедрой (лабораторией) ______________________ (подпись, фамилия) Разработчики ______________________ (подпись, фамилия) Учебно-методическое издание
Каропа Геннадий Николаевич
Флерко Татьяна Григорьевна
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА ПО СПЕЦИАЛИЗАЦИЯМ
Методические указания
для студентов специальности 1 – 31 02 01 02 «География
(научно-педагогическая деятельность)»
Подписано в печать___. Формат 60х84 1/16. Бумага писчая № 1. Гарнитура «Таймс». Усл. печ. л. 1, 1. Тираж 50 экз. Отпечатано в учреждении образования «Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины»
|