Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 16

 

Поиск            

 

Указания методические по выполнению контрольной работы для самостоятельной работы студентов Vкурса по специальности 080507 (061100) «Менеджмент организации» (первое высшее образование)

 

             

Указания методические по выполнению контрольной работы для самостоятельной работы студентов Vкурса по специальности 080507 (061100) «Менеджмент организации» (первое высшее образование)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ

Методические указания

по выполнению контрольной работы

для самостоятельной работы студентов V курса

по специальности 080507 (061100) « Менеджмент организации»

(первое высшее образование)

Кафедра Философии

Тематика контрольных работ разработана доктором социологических наук,

профессором И.А.Уледовой.

МОСКВА 2007

Общие методические рекомендации по выполнению

контрольной работы

Подготовка контрольной работы является важным видом самостоятельного изучения студентами курса «Психология управления» и является одной из форм текущего контроля знаний. Для ее успешного выполнения необходимо систематически работать с учебной, справочной и научной литературой.

Назначение контрольной работы – углубить знания студентов по основным проблемам психологии управления, выявить умение анализировать социально-психологические особенности управленческих решений в условиях практической работы организации. При написании работы студент должен использовать современный практический материал для анализа взаимоотношений руководителя и персонала в профессиональной деятельности менеджера.

Приступая к выполнению контрольной работы, следует внимательно прочитать формулировку задания, так, ответ на 3 вопрос каждого варианта, должен носить не описательный характер, а представлять собой анализ указанного социально-психологического явления с приведением конкретных примеров.

Выбор варианта контрольной работы производится студентами следующим образом: лица, фамилии которых начинаются с букв от А до Д включительно, могут выбрать вариант с 1 по 5; от Е до К – вариант 6 – 10; от Л до О – вариант с 13 по 17; от П до С – вариант 18 -22; от Т до Я – вариант 23-28.

Порядок выполнения контрольной работы целесообразно принять следующий. Определив номер варианта и темы, и отыскав ее в тематике контрольных работ, следует внимательно ознакомиться с планом работы. Чтобы сориентироваться в общем содержании темы и уяснить ее место во всей дисциплине, обратитесь к программе курса «Психология управления». Затем следует внимательно изучить соответствующие разделы КОПР (Психология управления), анализ необходимой вам темы изложен в компьютерной программе кратко, доступно, а тесты самопроверки позволят правильно ответить на тесты к контрольной работе. Кроме того, к каждому варианту контрольных работ рекомендована специальная литература, позволяющая максимально подробно проанализировать предложенную вам проблему.

Тема должна раскрываться в соответствии с планом, который выносится на первую страницу работы. План состоит из трех вопросов, два из которых носят теоретический характер, а третий представляет собой практическое задание, подразумевающее самостоятельный анализ студентом предложенной социально-психологической проблемы.

Следует особое внимание обратить на правильное оформление работы. Необходимо выделить в тексте рассматриваемые вопросы, объем ответов на вопросы должен быть соразмерен, так недопустимо рассматривать первый вопрос на двух страницах, а второй на десяти. Приводимые в тексте цитаты должны быть снабжены ссылками на источники. В конце текста приводится список использованной литературы. Оставляйте поля для замечаний и вопросов рецензента.

Ответы на замечания и вопросы рецензента нужно давать в письменной форме. Получение отрицательной рецензии предполагает необходимость доработки текста в соответствии с замечаниями и вторичное представление работы на рецензирование.

Объем работы должен составлять 12 -14 страниц текста (формат А4, размер шрифта 14, интервал1,5) Текст должен быть набран на компьютере ( при отсутствии такой возможности допускается в виде исключения рукописное выполнение работы, текст пишется разборчиво, через строку).

Работа должна быть подписана студентом с указанием даты ее написания. На титульном листе работы должна быть указана фамилия рецензента (преподавателя, читающего лекции на этом потоке).

По результатам выполнения контрольной работы проводится устное собеседование.

При подготовке к контрольной работе кафедра рекомендует пользоваться следующей литературой:

Т.С. Кабатченко. Психология управления. - М.: Педагогическое общество России, 2005.

В.А.Розанова. Психология управления: Учебное пособие - М.: ООО «Журнал «Управление персоналом»,2003.

Д.М. Рамендик. Управленческая психология. – М.: Москва-Форум, 2006.

Психология и этика делового общения: учебник для студентов вузов (Под ред. В.Н.Лавриненко.- 5 изд.-М.: ЮНИТИ-ДАНА,2006.

Н.Н. Вересов. Психология управления. - Москва – Воронеж, 2006.

Х.Д. Столяренко. Психология управления. - Ростов на Дону.: Феникс, 2006.

Н.А.Куртиков. Психология и социология управления. - М.: Книжный мир, 2005.

А.Ф.Шикун, И.М. Филинова. Управленческая психология: учебное пособие. – М.: Аспект Пресс,2006.

Е.Н.Мананикова. Психология управления: Учебное пособие – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К»,2007.

Перечисленными пособиями рекомендуется пользоваться при подготовке по всем темам курса, дополнительная литература указана после каждого варианта контрольной работы.

Преподаватели могут по своему усмотрению рекомендовать студентам дополнительную литературу, а также вносить изменения в предлагаемые задания.

Тематика контрольных работ

Тема 1.Содержание и задачи дисциплины «Психология управления»

Вариант 1.

1. Что является предметом и объектом науки « Психология управления»?

2. Какое понятие является основной категорией дисциплины «Психология управления»? Проанализируйте его.

3. Согласны ли вы с утверждением, что противоречия и парадоксы управления в большинстве случаев имеют психологические причины? Ответ проиллюстрируйте.

Методические рекомендации

При рассмотрении первого вопроса соотнесите различие объекта и предмета науки «психология управления». Объектом психологии управления является организованная деятельность людей, не просто объединенных общими целями и интересами, это деятельность людей объединенных в одну организацию, подчиняющихся правилам и нормам этой организации. Предмет науки рассматривает психологические аспекты процесса руководства различными видами совместной деятельности и межличностного общения в организациях, т.е. психологические аспекты управленческих отношений. Одни авторы определяют предмет как систему « человек – техника» и «человек – человек», а другие только как «человек – человек». Этот вопрос является дискуссионным, ваше право привести мнения различных авторов и проанализировать их.

Второй вопрос предполагает рассмотрение такого понятия как управленческая деятельность. Не случайно курс психологии управления подробно освещает психологическую структуру, состав и содержание деятельности руководителя; раскрывает систему его управленческих функций и характеризует их главные психологические закономерности.

Подробнее остановитесь на сущности управленческой деятельности, которая определяется как форма активного отношения субъекта к действительности, направленного на достижение сознательно поставленных целей и связанного с созданием общественно значимых ценностей. Следует подчеркнуть, что деятельность человека носит сознательный характер; связана с изготовлением, употреблением и хранением орудий труда; носит общественный характер, осуществляется в группе, по социальным законам, и в ее процессе человек вступает в сложные социальные взаимодействия с другими людьми.

Третий вопрос предполагает самостоятельный анализ социально-психологического аспекта феномена управления. Приведите любой конкретный пример противоречия в управлении, обусловленный психологическими причинами. К психологическим аспектам деятельности руководителя относятся психологические особенности управленческого труда вообще, психологический анализ личности руководителя, индивидуальный стиль управления и многое другое.

Рекомендуема литература.

Аксененко Ю.М., Каспарян В.Н. и др. Социология и психология управления. – Ростов н/Д, 2001.

Вересов Н.Н. Психология управления.- М.,2001.

Урбанович А.А. Психология управления. – Минск,2003.

Касьяник П.М. Психология управления: Конспект лекций.- М.:АСТ, СПб.: Сова,2005.

Вариант 2.

1.Чем отличается наука управления от науки психологии управления?

2. Как психология управления соотносится с общей психологией?

3.Укажите, какие проблемы изучает психология управления, в отличие от психологии труда?

а) соответствие работника конкретной организации

б) соответствие работника его профессии

в) анализ влияния организации на социально-психологическую структуру и развитие коллектива и личности.

г) изучение личности работника в организации

д) профессиональный отбор

е) профориентация

Методические рекомендации.

Первый вопрос предполагает прежде всего анализ понятий: «управление», «социальное управление», «организация», «субъект и объект управления». Социальное управление это непрерывный процесс воздействия руководителя (субъекта управления) на организованную группу людей или на кого-либо из этой группы в отдельности (объект управления) по организации и координации их совместной деятельности для достижения наилучших результатов. Важно отметить, что система управленческих отношений опирается на два социально-психологических феномена: собственно управление и подчинение.

При рассмотрении предмета психологии управлении вы можете выделить следующие три уровня психолого-управленческой проблематики: психологические аспекты деятельности руководителя, психологические аспекты деятельности организации как субъекта и объекта управления; психологические аспекты взаимодействия руководителя с членами организации.

Второй вопрос предполагает рассмотрение тех понятий и явлений которые являются предметом изучения как психологии, так и психологии управления. Это такие понятия как: мотивация, личность, воля, эмоции, чувства и др. Важно отметить, что в отличие от общей психологии, в которой основной проблемой изучения является проблема личности, в психологии управления она рассматривается в прикладном аспекте: как субъект и объект управления.

При ответе на третий вопрос вам следует подумать о том, что изучает психология управления в отличие от психодиагностики и социологии.

Рекомендуемая литература

Джонсон Р., Каст Ф., Розенцвейг Д. Системы и руководство. – М.: Прогресс,1971.

Карпов А.В. Психология менеджмента. – М.,1999.

Мильнер Б.З. Теория организаций.- М., 1998

Рамендик Д.М. Управленческая психология. – М.: Москва-Форум,2006.

Куртиков Н.А. Психология и социология управления.- М.: ГУУ Книжный мир, 2005.

Тема 2. Психологический аспект процесса управления.

Вариант 3.

1. Охарактеризуйте такую функцию субъекта управления, как целеполагание.

2. Назовите конкретные формы организации деятельности и охарактеризуйте такую форму управления как организация.

3. Какие из перечисленных факторов, влияющих на удовлетворенность человека трудом, относятся к собственно мотивационным (непосредственно связанным с процессом труда)?

а) зарплата

б) трудовые успехи

в) условия труда

г) степень ответственности

д) служебный и профессиональный долг

Методические рекомендации.

При ответе на первый вопрос следует рассмотреть место и роль этой функции управления наряду с другими. Целеполагание предполагает рассмотрение прошлого опыта, анализ настоящей ситуации и постановку реальных целей на будущее. Как цели связаны с мотивацией, могут ли они стимулировать процессы самоорганизации. Существует ряд концепций личной и организационной эффективности, которые основаны на углубленном процессе целеполагания. Можно рассмотреть некоторые из них, например шесть типов целеполагания Р.Дилтса.

При ответе на второй вопрос следует начать с того, что организация предполагает создание такой системы, в которую логично вписываются три компонента: работающий человек или группа людей; экономические отношения; технические средства. Выделите конкретные формы организации деятельности и охарактеризуйте их. Современное информационное общество способствовало появлению новых типов организаций: эдхократические, многомерные, партисипативные, и организации предпринимательского типа. Перечислите факторы, способствующие появлению новых организационных структур.

Третий вопрос предполагает обращение к понятию мотивация. При выполнении теста вы должны помнить, что мотивы основываются на системе потребностей человека, формируют его активность, побуждают делать выбор и определять цели.

Рекомендуемая литература

Столяренко Х.Д. Психология управления.- Ростов н/Д.: Феникс,2006.

Шикун А.Ф., Филинова И.М. Управленческая психология.- М.: Аспект – Пресс, 2006.

Машков В.Н. Психология управления.- СПб.: Питер, 2002.

Мильнер Б.З. Теория организаций.- М.,1998.

Розанова В.А. Психология управления – М.: Управление персоналом,1999.

Вариант 4. .

1. Для чего нужна функция мотивации в управлении?

2. Какую роль выполняет контрольно-коррекционная функция управления и каким должен быть контроль?

3. Какие из перечисленных требований предъявляются к контролю?

а) постоянство

б) тотальность

в) открытость

г) оперативность 1

д) формальность

Методические рекомендации

Первый вопрос потребует от вас подробно остановиться на понятии мотивация. Мотивацией называют совокупность наиболее стойких мотивов, определяющих направленность личности, ее ценность, ориентацию и деятельность в целом. Иногда к этому определению добавляют активность и стимулирование направленности. Обратите внимание на положение о том, что любые потребности есть основа мотивов и мотивации. Попытайтесь доказать, что именно создание, поддержание и развитие мотивации исполнителей есть важнейшая функция руководителя.

Ответ на второй вопрос предполагает рассмотрение именно контрольно-коррекционной функции управления, а не просто контроля как проверки. Важно подробно остановиться на принципах организации контроля: оперативности, ориентированности на результат, адекватности содержанию деятельности, простоте, экономичности, объективности. Система контроля должна быть адекватна личности руководителя.

При ответе на третий вопрос следует обратиться к тем характеристикам контроля, которые позволяют рассматривать его как важную коррекционную функцию управления. Подумайте, можно ли все перечисленные требования рассматривать как обязательные для осуществления контроля?

Рекомендуемая литература

Практическая психология для экономистов и менеджеров (под ред. М.К.Тутушкиной.- СПб.,2002.

Машков В.Н. Психология управления.- СПб.: Нева, 2002.

Маслоу А. Мотивация и личность. – СПб.: Питер,2003.

Маклаков А.Г.Общая психология.- СПб., 2005

Кабаченко Т.С.Психология управления.- М.,2000

Веснин В.Р. Практический менеджмент персона.- М.,1998

Вариант 5.

1. Мотивация как фактор управления личностью.

2. Рассмотрите основные положения концепции «идеальной бюрократии» М.Вебера. Отметьте, что можно отнести к недостаткам бюрократии.

3. В каком случае можно говорить об эффективном контроле в управленческой деятельности. Приведите конкретный пример и обоснуйте свой вывод.

Методические рекомендации

Первый вопрос предполагает, прежде всего, анализ самого понятия мотивация и лишь потом обращение к существующим концепциям мотивации. Большинство авторов сводит ее к понятиям психических явлений, которые становятся в определенный момент побуждениями к действию. (К.К.Платонов). Какую иерархию потребностей предложил А.Маслоу. Важно отметить, что он первым предложил классификацию потребностей и взаимосвязей между ними, построив своеобразную иерархию, в которой высшие запросы не выступают на первый план, пока не удовлетворены низшие потребности. Рассмотрите схему А.Маслоу и проанализируйте ее.

Второй вопрос предполагает не просто перечисление принципов идеального построения организации, предложенные М.Вебером в начале прошлого века, но и анализ этого «порядка». Что можно отнести к недостаткам бюрократии в наши дни. Подумайте над вопросом: как усиление психологических факторов в управлении отражается на создании новых организационных структур предприятия.

Третий вопрос посвящен такой функции управленческой деятельности как контроль. Обратите внимание на современные принципы организации контроля, а так же на проблему соответствия системы контроля определенному стилю управления. Приведенный вами пример должен иллюстрировать позицию, которую вы защищаете.

Рекомендуемая литература

Маслоу А. Мотивация и личность.- СПб.: Питер,2003.

Асеев В.Г. Личность и значимость побуждений.- М.:ИП РАН,1993.

Ладанов И.Д. Практический менеджмент. – М.:Ника,1992.

Сушков И.Р.Психология взаимоотношений.- М.,1999

Урбанович А.А.Психология управления.- Минск,2003

Тема 4. Личность как субъект управления.

Вариант 6.

1.Соотнесите понятия «человек», «индивид», «личность»

2. Рассмотрите структуру личности.

3.Соотнесите психологические школы изучения личности и их представителей.

а) К.Юнг, А.Адлер, Э.Фромм.

б) И.П.Павлов

в) А.Маслоу, К.Роджерс.

1) теория научения

2) психоанализ

3) гуманистическая психология

Методические рекомендации

Ответ на первый вопрос должен включать подробные определения перечисленных категорий. При определении понятия человек, важно отметить, что это родовое понятие и одновременно – это специфическое, уникальное единство биологического и социального. Как существо биологическое, он подчиняется биологическим и физиологическим законам, как существо социальное, он продукт общественного развития. Личность выражает отнесенность человека к определенному обществу, определенной эпохе и культуре. Отметьте, что индивидуальность есть непременный и важнейший признак личности, единство неповторимых личностных свойств конкретного человека.

При ответе на второй вопрос можно выделить три позиции структуры личности: 1. общечеловеческие свойства (ощущения, восприятие, мышление, память, воля, эмоции); 2.социально-специфические черты (социальные установки, роли, ценностные ориентации); 3.индивидуально-неповторимые черты (темперамент, сочетание ролей, самосознание) Подробно охарактеризуйте эти составляющие структуру личности.

Третий вопрос предполагает подробный анализ перечисленных направлений. Охарактеризуйте такое направление как психоанализ. Что говорит психоанализ об источниках психической энергии, побуждениях и инстинктах, сознательное или бессознательное более значимо в формировании мышления и поведения. В чем сущность концепции И.П.Павлова, каким образом концепция условного рефлекса была применена к теории научения Дж.Уотсоном. Назовите основные положения гуманистической психологии.

Рекомендуемая литература

Психология и этика делового общения (под ред. Лавриненко В.Н.)- М.: ЮНИТИ,2006.

Крысько В.. Социальная психология.- М.,2003

Куницина В.Н.,Казаринова Н.В.,Погольша В.М. Межличностное общение.- СПб.: Нева,2001.

Островский Э.В., Чернышова Л.И., Психология и педагогика.- М.: Вузовский учебник,2005.

Столяренко А.Д. Основы психологии.- Ростов н/Д.: Феникс,1997.

Егидес А.П. Как разбираться в людях, или психологический рисунок личности.- М.: АСТ-Пресс-Книга,2002.

Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических заведений.- М.: Просвещение-Владос,1994.

Юнг К.Г. Психологические типы.- М.: АСТ-Пресс-Книга,1998.

Тема 3. Психология субъекта управления.

Вариант 7.

1. Какова роль познавательных процессов в управленческой деятельности.

2. Чем отличаются нравственные нормы поведения от этикетных норм в управленческой деятельности.

3.Соотнесите понятия и их определения

а) личность

б) темперамент

в) характер

1) индивидуально-психологические особенности человека, определяющие динамику протекания его психических процессов и поведения

2) совокупность существенных устойчивых психических свойств человека, которые проявляются в его отношении к действительности и накладывают отпечаток на его поведение и поступки

3) индивид, включенный в систему межличностных и социальных отношений, субъект сознательной деятельности

Методические рекомендации

При ответе на первый вопрос следует кратко остановиться на характеристике основных познавательных процессов: ощущении, восприятии, мышлении, памяти и др. Важно отметить, что ощущения, восприятие и мышление служат неразрывными частями единого процесса отражения действительности. Внимание как психофизиологический процесс, характеризует динамические особенности познавательных процессов. Память – основа психической деятельности, остановитесь на ее видах, свойствах, индивидуальных особенностях. Основное внимание следует уделить той роли, которую играют эти процессы в управленческой деятельности.

Второй вопрос предполагает обращение к такой непростой теме как нравственные проблемы в управленческой деятельности. Дайте определение понятию – мораль. Важно отметить, что нормы морали выражаются в общих представлениях, заповедях, о том, как должно себя вести в обществе, однако именно в противоречии между должным и сущим (реально существующей нравственностью) заключена противоречивая сущность делового общения и поведения человека. Охарактеризуйте понятие - этикет, обращая внимание на то, что особенностью этикета является соблюдение формальных правил поведения, регламентирующих поведение людей в определенных деловых ситуациях. Соблюдение человеком этикетных норм в профессиональной деятельности отнюдь не предполагает наличие у него нравственной культуры. Приведенный вами пример из собственной деловой практики сделает ваш ответ более убедительным.

При ответе на третий вопрос соотнесите понятия: «человек», «индивид», «личность». Различение понятий темперамент и характер важно в психологии управления, т.к. в отличие от темперамента характер есть совокупность устойчивых свойств индивида, в которых выражаются способы его поведения и способы эмоционального реагирования. Темперамент же выступает как природная основа характера. Приведите примеры проявления этих психологических характеристик в управленческой ситуации.

Рекомендуемая литература

Радугин А.А.Психология и педагогика.- М.: Центр,1999.

Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.:Академия, 1998.

Розанова В.А. Психология управления.- М.: ООО «Журнал «Управление персоналом»,1999.

Психология и этика делового общения (под ред. Лавриненко В.Н.).- М.: Юнити- 2006.

Вариант 8.

1. Почему важнейшим регулятором поведения человека в коллективе является осознание им ответственности?

2. Охарактеризуйте основные стили управления.

3. Дайте определение понятий:

а) память

б) мышление

в) восприятие

г) ощущение

1) психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей при непосредственном воздействии на органы чувств

2) психический процесс отражения отдельных свойств предметов и явлений материального мира, непосредственно действующих на наши органы чувств

3) форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта

4) обобщенное отражение объективной действительности в ее закономерностях, наиболее существенных связях и отношениях

Методические рекомендации

Ответ на первый вопрос предполагает понимание самого понятия – ответственность, как возлагаемое на кого-либо или взятое кем-либо обязательство отчитываться в каких-нибудь своих действиях и принять на себя вину за возможные их последствия. Важно указать, что ответственность имеет непосредственное отношение к выполнению обязательств, под которыми понимают «обещание или договор, требующие от принявшего их безусловного выполнения». Ответственность есть важнейшее свойство личности. Следует рассмотреть вопрос о том, кто выступает субъектом ответственности и какое значение имеет осознание ответственности в управленческой деятельности.

При ответе на второй вопрос обратите внимание на характеристику личностных качеств руководителя, влияющих на эффективность управления (доминантность, уравновешенность, креативность, ответственность и т.д.) При анализе традиционных стилей руководства (авторитарный, демократичный, либеральный) важно соотнести их психологические характеристики. Какие механизмы влияния характерны для этих стилей.

Третий вопрос рекомендуется начать с рассмотрения роли и значения познавательных процессов в управленческой деятельности. Насколько значима роль индивидуально-стилевых различий восприятия, памяти, мышления людей, являющихся субъектами или объектами управленческой деятельности.

Рекомендуемая литература

Франкл В. Человек в поисках смысла ( Пер. с англ. и нем.- М.:Прогресс, 1990.

Фроммм Э. Психоанализ и этика (Пер. с англ.- М.:Республика,1993.

Аронсон Э. Общественное животное. Введение в социальную психологию (Пер. с англ. М.А.Ковальчука под ред. В.С. Магуна – М.:Аспект-Пресс,1999.

Шикун А.Ф., Филинова И.М. Управленческая психологиярикладное значение.- Спб.: Нева,2003.

Вариант 9.

1. В чем особенность коучинга как стиля управления?

2. Приведите и проанализируйте сравнительные характеристики лидерства и руководства.

3. Какое понятие характеризуется определением: «осознание и переживание человеком ответственности, основанные на самооценке исполнения обязанностей»? Как соотносится это понятие с нравственной ответственностью руководителя?

а) долг.

б) совесть.

в) локус контроля.

Методические рекомендации

Первый вопрос предполагает анализ такого стиля управления, который ориентирует на получение результата в процессе личностного развития обучаемого. Следует ответить на вопрос - является ли коучинг только стилем управления или одновременно это и процесс управленческого консультирования. Может ли коуч консультировать по нескольким профессиональным направлениям? Решает ли коуч саму проблему или помогает человеку искать собственное решение. Коучинг – это разбор ошибок и проблем сотрудника или анализ будущих возможностей?

Второй вопрос следует рассматривать исходя из положения о том, если руководство является функцией управления, то лидерство определяется как естественный социально-психологический процесс в группе, построенный на влиянии личного авторитета руководителя на поведение членов группы. Каковы источники и формы воздействия на организацию лидера и руководителя? Назовите общие черты лидера и руководителя.

Третий вопрос представляет собой не просто определение важнейшего нравственного понятия, но и предполагает рассмотрение роли и значения нравственной ответственности руководителя в процессе управленческой деятельности.

Рекомендуемая литература

Кабатченко Т.С.Психология управления.-М.: Педагогическое общество России,2005.

Огнев А. Организационное консультирование в стиле коучинг. - СПб.: Речь, 2003.

Гибсон Дж.Л., Иванцевич Д. М.онелли Д.Х., Организации: поведение, структура, процессы. – М.: Прогресс,2000

Кочунас Р. Основы психологического консультирования – М.,1999

Тодд Дж., Богарт А.К.,Основы клинической и консультативной психологии. – СПб.: Прогресс,2001

Вариант 10.

1. Охарактеризуйте концепцию эффективности управленческой деятельности - «управленческая решетка» Блейка и Мутона.

2. Охарактеризуйте управленческие способности высшего звена.

3. Какие из перечисленных факторов, влияющих на удовлетворенность человека трудом, относятся к «внешним» по отношению собственно к труду?

1) признание заслуг

2) степень ответственности

3) социальный статус

4) гарантии сохранения работы

5) условия труда

Методические рекомендации

При ответе на первый вопрос, укажите какими мерами предложили измерять эффективность управленческой деятельности Блейк и Мутон. Какие пять типов руководителей можно выделить, если использовать такие критерии оценки как: «степень внимания к производству» и «степень внимания к людям». Охарактеризуйте эти стили управления и укажите, какие из них наиболее часто встречаются.

Второй вопрос предполагает рассмотрение современных изменений в управленческой деятельности. Проанализируйте, почему современные топ-менеджеры должны обладать способностью строить и развивать команды, ориентировать на развитие сотрудников, делегировать ответственность и формировать потребность в проявлении инициативы. Важно рассмотреть такие управленческие способности высшего звена как: когнитивные (информационный поиск, концептуализация, концептуальная гибкость); директивные ( воздействие, уверенность в себе, презентация); проактивные способности ( ориентация на успех); мотивационные (межличностный поиск, управленческое взаимодействие, ориентация на развитие).

Третий вопрос позволяет подробно остановиться на понятии мотивация и механизмах мотивации. Важно отметить, что если мотив выступает внутренним побуждением человека к действию, то стимул есть внешнее обстоятельство, которое, затрагивая основные потребности человека, побуждает его к деятельности, т.е. становится мотивом. Следует соотнести эти понятия и с категорией потребность, которая является психологическим состоянием человека, связанным с ощущением недостатка в чем-либо. Приведите конкретный пример по выбранным вами мотивационным факторам.

Рекомендуемая литература

Кочеткова А.И. Психологические основы современного управления персоналом.- М.: Зерцало,1999

Шмидт Р. Искусство общения.-М., Прогресс,1992.

Санталайнен Т., Воутилайнен Э., Поренне П. Управление по результатам. М.:Прогресс-Универс,1993.

Молодчик А.В.Менеджмент: стратегия, структура, персонал.- М.: Изд-во ВШЭ, 1997.

Сидоренко Е.В. Мотивационный тренинг.- СПб.: Речь, 2000.

Любимов А.Ю. Мастерство коммуникации. – М.: КСП+,2000.

Тема 4. Психология объекта управления.

Вариант 11.

1.Охарактеризуйте содержательные теории мотивации (А.Маслоу) и процессуальные теории мотивации (Врум, Портер,Лоулер )

2. Двухфакторная теория мотивации Герцберга.

3.Какое понятие характеризуется как « официальное лицо в организации, наделенное властными полномочиями и отвечающее за выполнение всех функций управления»?

а) лидер

б) руководитель

в) член группы, играющий ключевую роль

Методические рекомендации

При ответе на первый вопрос следует начать с того, что согласно концепции А.Маслоу поведение личности определяется его наиболее сильной в данный момент потребность. Перечислите эти потребности и объясните какие факторы способствуют удовлетворению вторичных потребностей. В чем отличие процессуальных теорий мотивации, например теории ожиданий.

При ответе на второй вопрос важно соотнести рассмотренные выше позиции с положением Герцберга о том, что удовлетворенность и неудовлетворенность работой вызываются различными факторами. Назовите фактора удовлетворенности работой и неудовлетворенности работой. Что понимал Герцберг по «гигиеническими факторами»? Насколько справедлива эта концепция в наши дни.

Ответ на третий вопрос предполагает не только правильный выбор термина, но и характеристику этих социально-психологических понятий. Приведите конкретные примеры, позволяющие развести эти понятия.

Рекомендуемая литература

Морозов А.В. Деловая психология: Учебник для вузов.- СПб.:Изд-во Союз, 2000.

Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека.- М.:Логос, 1996.

Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента (Пер. с англ. – М.: Дело, 1997.

Вариант 12.

1. Охарактеризуйте мотивационные состояния человека: установки, интересы, желания, стремления.

2. Дайте социально-психологическую характеристику понятиям: социальная группа, малая группа, коллектив.

3.Соотнесите следующие понятия и их определения:

а) социальная фасилитация

б) синергия

в) конформизм

1) увеличение эффективности деятельности при объединении людей в группы. Групповой результат превышает сумму индивидуальных результатов

2) групповое давление на мнения, мотивы и состояния индивида, подчинение его мнению группы

3) усиление мотивации решения задач у членов группы в присутствии значимых для них людей.

Методические рекомендации

Ответ на первый вопрос важно начать с анализа понятия мотив. Мотив – это индивидуализированный механизм соотнесения внешних и внутренних факторов, определяющий способы поведения данного индивида. Соотнесите мотивационные состояния человека, укажите на их особенности, приведите конкретные примеры этих состояний в практической деятельности.

Второй вопрос следует рассматривать исходя из положения о том, что деятельность индивида, его управляемость в группе и в изоляции существенно различаются. Перечислите те характерные черты, которые присущи таким разным с точки зрения социальной психологии и психологии управления понятиям как социальная группа, малая группа и коллектив. Укажите в чем их принципиальное отличие, приведите примеры из практики.

При ответе на третий вопрос важно не только найти правильное определение, но и привести конкретные примеры, иллюстрирующие эти явления.

Рекомендуемая литература

Ладанов И.Д. Практический менеджмент. – М.:Мескон,1995.

Попов А.В. Теория и организация американского менеджмента.- М.: Изд-во МГУ, 1991.

Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента ( Пер.с англ.- М.: Дело,1997.

Вариант 13.

1. Перечислите и охарактеризуйте групповые эффекты.

2. Охарактеризуйте социально-психологическое понятие «команда» и назовите фазы развития команды.

3. На неформальную структуру коллектива не влияет

а) коммуникация

б) идентификация

в) адаптация

г) интеграция

д) субординация

Методические рекомендации

При ответе на первый вопрос укажите, что называется групповыми эффектами. Перечислите те, что вам известны и охарактеризуйте их. Важно остановиться не только на таких известных групповых эффектах как социальная фасилитация, синергия, конформизм, но и на таких как – маятник, волна, групповой фаворитизм.

Ответ на второй вопрос предполагает анализ понятия «команда», укажите в чем особенность этого понятия, каковы условия его формирования, каковы фазы ее развития. Насколько современно и актуально обсуждение проблемы формирования команды в организациях.

Третий вопрос предполагает рассмотрение таких характеристик как формальная и неформальная структура коллектива. Ответьте, что означают эти понятия. Насколько существенно это различие для осуществления профессиональной деятельности. Приведите пример.

Рекомендуемая литература

Тейлор Ф.У. Менеджмент (Пер. с англ.- М.:Контроллинг,1992.

Радугин А.А., Радугин К.А. Введение в менеджмент. Социальные организации и управление.- Воронеж,1995.

Кунц Г., О Доннел С. Управление. Системный и ситуационный анализ управленческих функций. Т.1 и 2. (Пер.с англ.- М.: Прогресс,1981.

Тема 5. Психологические аспекты управления групповыми явлениями и процессами.

Вариант 14.

1.Охарактеризуйте понятие – малая социальная группа.

2.Назовите и проанализируйте позитивные и негативные характеристики малых социальных групп.

3. К какому признаку классификации можно отнести указанные группы:

1) постоянные и временные

2) государственные, смешанные, частные

3) формальные и неформальные

4) официальные и неофициальные

5) производственные, торговые, научные

а) по статусу

б) по формам собственности

в) по характеру внутренних связей

г) по характеру деятельности

д) по времени действия

Методические рекомендации

Ответ на первый вопрос предполагает обращение к понятию социальная группа. Важно отметить, что малая группа отличается от других видов человеческих объединений тем, что она представляет собой официально или неофициально существующую ячейку общества, выполняющую в нем определенную социальную функцию и имеющую свою внутреннюю структуру. Рассмотрите в чем особенность малой группы, что связывает ее участников, какие социально–психологические процессы характерны для малой группы. Приведите классификацию малых групп.

Второй вопрос является логическим продолжением первого, вам следует рассмотреть особенности поведения человека в группе. Отметьте, что разновидностью малой социальной группы является рабочая группа – команда – коллектив. Ответив на вопрос каковы механизмы групповой динамики и стадии развития группы, позволит более полно ответить на вопрос об особенностях негативных и позитивных характеристиках социальной группы. Укажите – являются ли изменения в группе результатом влияния нового члена группы, либо изменение условий деятельности, прежде всего влияют на появление негативных либо позитивных характеристик группы.

Третий вопрос должен быть иллюстрирован конкретными примерами.

Рекомендуемая литература

Розанова В.А. Психология управления. – М.: Управление персоналом,2003.

Тичи Н., Деванна М.А. Лидеры реорганизации (пер. с англ.) – М.:Экономика,1990.

Тидор С.Н. Психология управления: от личности к команде.- Петрозаводск,1997.

Холл Р.Х. Организация: структура, процессы, результаты.- СПб.: Питер,2001.

Вариант 15.

1. Механизмы групповой динамики, стадии развития группы.

2. Социальные роли и отношения в коллективе.

3. Укажите характеристики рабочей группы, отличающие ее от других социальных групп:

а) постоянное общение и взаимодействие ее членов друг с другом

б) наличие органов управления и руководства

в) наличие общественно значимых целей деятельности

г) чувство принадлежности к данной группе

д) наличие общих потребностей, интересов и мотивов

Методические рекомендации.

При ответе на первый вопрос следует начать с рассмотрения социально-психологической характеристики самой группы. Важно отметить, что рабочая группа (коллектив) – это социальная группа, общность людей, объединенных совместной деятельностью, единством целей и интересов, взаимной ответственностью, отношениями товарищества и взаимопомощи. Каким требованиям должна соответствовать малая группа, что бы ее можно было назвать коллективом. Назовите фактора развития групп – объективные и субъективные. Охарактеризуйте такие стадии развития как: стадия первичного синтеза (стадия создания коллектива), стадия дифференциации, стадия интеграции. Время перехода от одной стадии к другой различно и зависит от объективных и субъективных условий жизни и деятельности коллектива.

При ответе на второй вопрос важно отметить, что социальные роли и отношения в коллективе можно рассматривать с двух позиций: межличностных и производственных. Производственные роли (председатель, формирователь, генератор идей, оценщик идей, организатор работы, организатор группы, исследователь ресурсов, завершитель) можно охарактеризовать, описав их функции, свойства, тип личности. Важно описать типы отношений, которые возникают в рамках коллектива между его членами. Это такие отношения как: дружеская кооперация, дружеское соревнование, невмешательство, соперничество, кооперация антагонистов.

Ответ на третий вопрос предполагает анализ того, что отличает рабочую группу от других социальных групп, назовите социальные группы о которых идет речь.

Рекомендуемая литература

Андреева Г.М. Социальная психология. – М.:Аспект-Пресс,2001.

Карпов А.В. Психология групповых решений.- М.: Институт психологии РАН,200.

Карпов А.В. Психология менеджмента: учебн.пособие.- М.:Гардарики,2003.

Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы.- М.,2003.

Психология и менеджмент: вчера, сегодня, завтра: Коллективная монография ( Авт.кол. А.Ф. Шикун, И.М. Филинова, С.Н. Махновец) в 2т.-М.:Воентехиздат,2002.

Тема 6. Психология управленческого общения.

Вариант 16.

1. Соотнесите понятия «коммуникация» и «общение».

2. В чем различие межгруппового и межличностного восприятия в общении.

3. Что такое конформизм?

А. Направление исследований в современной западной социологии.

Б. Независимый образ мышления по отношению к традициям, устоявшимся нормам и привычкам.

В. Некритическое принятие и следование господствующим мнениям и стандартам поведения, стереотипам массового сознания, традициям, авторитетам, принципам.

Методические рекомендации

Первый вопрос является принципиальным для теории психологии управления. Коммуникация есть основа организации функционирования системы, это понятие является более широким, чем общение. Общение предполагает обмен информацией между людьми, в отличие от коммуникации в ходе которой, происходит обмен информацией в живой и неживой природе.С Рассмотрите понятие управленческое общение, его уровни и стадии. Рассматривая общение, подробно остановитесь на единстве трех его сторон: общение как коммуникация, общение как взаимодействие и общение как восприятие людьми друг друга. В теме – общение как коммуникация важной составляющей вашего ответа должно стать рассмотрение коммуникативных барьеров.

При ответе на второй вопрос необходимо обратиться к социально-психологическим особенностям восприятия и охарактеризовать процесс – стереотипизации, как основной механизм восприятия на межгрупповом уровне, а так же – механизмы идентификации, эмпатии и рефлексии. Третий вопрос предполагает помимо ответа на тест и анализ конкретного примера проявления конформизма в той или иной социальной группе.

Рекомендуемая литература.

Еникеев М.И. Общая и социальная психология.- М.,2002.

Бороздина Г.В. Психология делового общения. - М.: ИНФРА -М,1996.

Вердербер Р., Вердербер К. Психология общения: Тайны эффективного взаимодействия.- СПб.: Нева,2005.

Машков В.Н.Психология управления.- СПб.: Питер,2002.

Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Речевая коммуникация. – М.,2005.

Мицич П. Как проводить деловые беседы.- М.: Экономика,1987.

Вариант 17.

1. Формы управленческого общения

2. Структура общения: коммуникативная, интерактивная, перцептивная его составляющие

3. Соотнесите следующие понятия и их определения:

А. Коммуникативная сторона общения.

Б. Интерактивная сторона общения.

В. Перцептивная сторона общения.

1) Общение как взаимодействие.

2) Общение как обмен информацией.

3) Общение как восприятие людьми друг друга.

Методические рекомендации.

Первый вопрос следует рассматривать исходя из положения о том, что управленческое общение – это общение, вызванное необходимостью осуществления управленческих функций с учетом обратной связи. Далее, охарактеризуйте сами формы управленческого общения: субординационная (в основу положены административно-правовые нормы), служебно-товарищеская ( в основу положены административно-моральные нормы), дружеская ( в основу положены морально-психологические нормы взаимодействия).

При ответе на второй вопрос, ваше право выбрать те основания по которым вы будете рассматривать коммуникативную составляющую общения: с точки зрения особенностей психического отражения (интеллектуальное, эмоциональное, образное и т.д.); с точки зрения сосредоточения интересов сторон (компромисс, уход, нейтралитет, сотрудничество, противоборство); по организационным формам (деловая беседа, совещание); по средствам коммуникации (вербальное и невербальное). Охарактеризуйте любую теорию освещающую интерактивную составляющую как взаимодействие (Э.Берн, Т.Парсонс, М.Вебер). Характеризуя перцептивную составляющую общения, как восприятия одним партнером по общению другого, необходимо рассмотреть такие как: идентификация, стереотипизация, рефлексия, обратная связь, эмпатия. Укажите, от чего зависит восприятие, назовите наиболее типичные искажения представлений о другом человеке.

Третий вопрос предполагает краткое описание конкретной деловой ситуации иллюстрирующей виды общения.

Рекомендуемая литература

Психология и этика делового общения (под ред. Лавриненко В.Н.). – М.: ЮНИТИ, 2006.

Островский Э.В., Чернышова Л.И. Психология и педагогика. – М.: Вузовский учебник, 2005.

Ниренберг Дж., Калеро Г. Читать человеческое тело, как книгу. – М.: Прогресс, 1990.

Лабунская В.А. Невербальное общение.- Ростов на Дону.: Феникс,1986.

Лабунская В.А., Менджерицкая Ю.А., Бреус Е.Д. Психология затрудненного общения.- М.: Академия,2001.

Вариант 18.

1. Переговоры как разновидность общения

2. Манипуляции в общении.

3. К какому признаку классификации относят: прямое – косвенное; непосредственное - опосредованное; межличностное – массовое общение?

1) по целям

2) по содержанию

3) по формам

Методические рекомендации

Ответ на первый вопрос следует начать с определения понятия переговоры. Какие стратегии ведения переговоров могут быть использованы их участниками. Назовите стадии, которые выделяются в переговорном процессе и как участники должны готовиться к переговорам. Важно перечислить тактические приемы, которые используются участниками переговоров.

При ответе на второй вопрос следует определить понятие манипуляция. Важно отметить, что манипуляция предполагает воздействие на партнера по общению с целью достижения своих скрытых намерений, когда партнер по общению используется манипулятором для достижения своих личных целей. Укажите, в чем заключается коренное отличие манипуляции от императивного общения. Как воспринимается партнер по общению в процессе манипуляции - как целостная личность или как носитель определенных важных для манипулятора качеств и свойств. В чем заключается разрушительное для межличностного общения воздействие манипуляции.

Третий вопрос предполагает сравнительную характеристику видов общения, типов и форм. Приведите конкретные примеры из деловой практики.

Рекомендуемая литература

Петровская Л.А. Компетентность в общении.- М.,1989.

Ниренберг Дж. Маэстро переговоров.- Минск,1996.

Белланже Л. Переговоры.- СПб.: Нева,2002.

Очерки организационной психологии (под ред. Огнева А.С.).- Воронеж, 1998.

Доценко Е.Л. Психология манипуляции. Феномены, механизм и защита. - М.: Че Ро: Юрайт, 2000.

Грачев Г.В., Мельник И.К. Манипулирование личность: организация, способы и технологии информационно-психологического воздействия. – М.: ИФРАН,1999.

Вариант 19.

1. Соотнесите такие виды общения как монологическое (императивное, манипуляционное) и диалог.

2. Коммуникативные барьеры в управленческом общении

3. Выберите из приведенных признаков те, которые характеризуют:

1) всякую деятельность

2) только игру

3) только учение

4) только труд

а) внешняя и внутренняя активность, управляемая сознательно поставленной целью

б) активность субъекта, направленная на усвоение способов выполнения действий

в) активность, направленная на усвоение и применение понятий

г) активность, удовлетворяющаяся самим процессом выполнения

д) активность, направленная на получение результатов, удовлетворяющих материальные и духовные потребности людей

Методические рекомендации.

При ответе на первый вопрос следует охарактеризовать монологическое общение – императив, как директивную форму воздействия на партнера. В чем особенности этого общения, рассматривается ли партнер в этом случае как «страдательная», пассивная сторона? Какова конечная цель императива? Осуществляется ли принуждение в завуалированной форме или прямо? Насколько справедливо рассматривать императивное общение как неэффективное, в каких ситуациях императив допустим и единственно эффективен? Манипуляцию в управленческом общении следует рассматривать через анализ специфики этого вида. Отметьте в чем различие императива и манипуляции. Охарактеризуйте отличительные черты и принципы построения диалога.

Второй вопрос предполагает рассмотрение проблемы адекватности восприятия информации, которая зависит во многом от наличия или отсутствия коммуникативных барьеров. Охарактеризуйте такие барьеры как:

информационно-дефицитный, замещающее – искажающий, фонетического непонимания, стилистический, логический, диспозиционно – статусный и другие. Укажите каковы последствия таких барьеров как ошибки слушания.

Третий ответ рекомендуется проиллюстрировать конкретными примерами из деловой практики.

Рекомендуемая литература.

Розанова В.А. Психология управления. М.: Управление персоналом,2003.

Кочеткова А.И. Психологические основы современного управления персоналом. М.:Зерцало,1999.

Уткин Э.А., Кочеткова А.И. Управление персоналом в малом и среднем бизнесе. М.: Зерцало,1996.

Шанин В. Карьерные игры или психология делового общения.- М.,2001

Машков В.Н. Психология управления. – СПб.: Питер, 2002

Тема 7. Конфликт в управленческой деятельности.

Вариант 20.

1. Дайте определение понятию конфликт и видам конфликта

2.Как с помощью сетки Томаса - Килмена можно выбрать стратегию поведения в конфликтной ситуации.

3. Как называется терпимость к чужому поведению, образу жизни, обычаям, чувствам, мнениям, идеям?

А) Толерантность.

Б) Плюрализм.

В) Консенсус.

Г) Акцентуация.

Методические рекомендации

Ответ на первый вопрос следует начать с характеристики самого пнятия конфликт, как столкновения противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с отрицательными эмоциями. Укажите, что является главным в этом определении. Проанализируйте известные вам виды конфликтов: внутриличностные, межличностные, личность – группа, группа – группа, охарактеризуйте их. Наиболее подробно остановитесь на внутриличностных конфликтах (мотивационных, нравственных, ролевых, нереализованного желания, адаптационного неадекватной самооценки)

Второй вопрос предполагает подробное рассмотрение стратегий поведения в конфликте. Отметьте, какая стратегия поведения в конфликте наиболее характерна для вас.

Ответ на третий вопрос является одновременно и ответом на вопрос каковы правила конструктивного поведения в конфликте, можно ли выстроить корректное взаимодействие с партнером, исповедующим неверные представления по интересующему вас предмету.

Рекомендуемая литература

Анцупов А.Я., Баклановский С.В. Конфликтология в схемах и комментариях. – СПб.: Питер,2005.

Гришина Н.В.Психология конфликта.- СПб.: Питер,2000.

Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. – М.,1982.

Скотт Д.Г. Конфликты. Пути их преодоления. - Киев.: Внешторгиздат, 1991.

Вариант 21.

1. Назовите и охарактеризуйте стадии протекания конфликта.

2. Согласны ли вы с утверждением, что противоречия и парадоксы управления в большинстве случаев имеют психологические причины? Ответ проиллюстрируйте.

3. Дайте определение следующих понятий:

1. оппонент

2. объект конфликта

3. конфликтная ситуация

4. инцидент

а) противоборство двух или нескольких сторон, каждая из которых имеет свои цели, мотивы, средства и способы решения личностно значимой проблемы

б) практические действия участников конфликтной ситуации, которые характеризуются бескомпромиссностью поступков и направлены на обязательное овладение, объектом обостренного встречного интереса

в) субъект, непосредственно вовлеченный в конфликт, имеющий точку зрения, взгляды, убеждения, аргументы, которые противоположны, отличны от основных, исходных или по сравнению с вашими

г) предмет, явление, событие, проблема, цель, действия, вызывающие к жизни конфликтную ситуацию и конфликт

Методические рекомендации

При ответе на первый вопрос важно отметить, что не смотря на многообразие конфликтов, они имеют, в целом, общие стадии протекания: формирование противоречий, превращение конфликта из потенциального в реальный, конфликтные действия, снятие конфликта, после конфликтную ситуацию. Проиллюстрируте эти этапы конкретными примерами из деловой практики.

Второй вопрос предполагает обращение к понятию структура конфликта, так как пока существуют перечисленные элементы структуры конфликта (кроме повода), он неустраним. Назовите, что является объектом конфликта, его целью, поводом и причиной, кого можно назвать оппонентами.

Ответ на третий вопрос является логическим продолжением второго,

однако он требует приведения конкретного примера, позволяющего действительно проанализировать названные элементы конфликта.

Рекомендуемая литература

Журавлев А.Н. Психология совместной деятельности. – М.: Институт психологии РАН, 2005.

Психология управления персоналом (Под ред. Батаршева, А.О.Лукьянова). – М.: Институт психотерапии, 2005.

Конфликтология (Под ред. В.П.Ратникова).-М.: ЮНИТИ, 2005.

Крижанская Ю.С.,Третьяков В.П. Грамматика общения. – Л.:ЛГУ,1990.

Вариант 22.

1. Назовите и проанализируйте причины возникновения конфликта

2. Охарактеризуйте основные стили поведения руководителя в конфликтной ситуации.

3. Укажите элементы, составляющие структуру конфликта:

1) организационная структура предприятия

2) цели конфликта

3) причина конфликта

4) психологические особенности личности

5) объект конфликтной ситуации

6) оппоненты

7) повод столкновения

Методические рекомендации

При ответе на первый вопрос следует начать с определения понятия конфликт и назвать типы конфликт. Далее важно указать, что процесс общения предполагает наличие таких факторов, как восприятие, эмоции, обмен информацией, что создает целый ряд предпосылок для возникновения конфликта в деловом общении. Охарактеризуйте наиболее часто встречающиеся, такие как – несовпадение рассуждений, особенности восприятия, несбалансированное ролевое взаимодействие, субъективная предрасположенность к конфликта и другие.

Второй вопрос важно рассмотреть не просто, перечислив существующие управленческие стили (сетка Томаса – Килмена), но проанализировать стили поведения в конфликте руководителя, который обязан нести ответственность за сохранение конструктивных отношений в коллективе.

Третий вопрос предполагает ответ на тест и анализ названных понятий. Приведите конкретный пример конфликта, иллюстрирующий ваш ответ на тест.

Рекомендуемая литература

Любимова Г.Ю. Психология конфликта.- М.: Педагогическое общество России,2004.

Психология конфликта. Хрестоматия (Сост. Н.В.Гришина.- СПб.:Питер,2001.

Конфликтология (Под ред. Ратникова В.П.)- М.:ЮНИТИ, 2005.

Климов Е.А. Конфликтующие реальности в работе с людьми (психологический аспект).- М.,2001.

Тема 8. Психологические особенности деятельности по выработке

и исполнению управленческих решений.

Вариант 23.

1. Назовите и охарактеризуйте стадии принятия управленческих решений

2. Охарактеризуйте методы индивидуального и группового принятия решений.

3. Укажите, какой способ принятия решения предпочтительней:

1) коллективный

2) индивидуальный

а) в условиях дефицита времени

б) во избежании субъективизма

в) для большей продуманности возможных последствий

г) при наличии конфликтной ситуации

д) при низкой квалификации сотрудников

е) для снижения сопротивления несогласных

Методические рекомендации

При ответе на первый вопрос важно указать, что на всех стадиях управления принимаются управленческие решения. Решения принимаются при исполнении всех функций управления (планирования, организации, руководства, мотивации, контроля). Приведите конкретный пример управленческого решения и перечислите его стадии, начиная с формулировки проблемы и заканчивая контролем выполнения решения.

Второй вопрос рекомендуется начать с определения понятия управленческое решение. Охарактеризуйте типы руководителей, принимающих решение, от этого зависит выбор правильного метода принятия решения. Укажите, освобождается ли руководитель от ответственности при групповом принятии решения? Рассмотрите ситуации конструктивного выбора коллективных и индивидуальных методов принятия решения. (Можно использовать концепцию В.Вруума и Ф.Йеттона пяти стилей принятия решений).

Третий вопрос является логичным продолжением второго. Следует проиллюстрировать выполнение теста конкретным примером из деловой практики.

Рекомендуемая литература

Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект-Пресс, 2000.

Бурнард Ф. Тренинг межличностного взаимодействия. – СПб.: Питер,2001.

Келли Г., Армстронг Р. Тренинг принятия решения. – СПб.: Питер, 2000.

Асеев В.Г. Личность и значимость побуждений.- М.: ИП РАН,1993.

Розанова В.А. Психология управления.- М.: ООО«Журнал «Управление персоналом», 2003.

Вариант 24.

1. Виды управленческих решений.

2. Преимущества и недостатки коллективного метода принятия решения.

3. Укажите последовательность стадий процесса принятия решения:

1) рассмотрение вариантов решений

2) принятие решения

3) изучение проблемы

4) анализ и контроль выполнения решения

5) выработка и постановка цели (формулировка проблемы)

6) доведение решения до исполнителей

7) выбор и обоснование критериев эффективности и возможных последствий принимаемых решений

8) выбор и окончательное формулирование решения

Методические рекомендации

При ответе на первый вопрос важно начать с определения управленческого решения, которое определяется как выбор альтернативы для достижения поставленной цели. Управленческие решения можно классифицировать по различным признакам : по степени влияния на будущее организации, по масштабам, в соответствии с временным горизонтом, по продолжительности периода реализации, по функциональному назначению. Опишите и охарактеризуйте эти виды.

Второй вопрос предполагает рассмотрение понятий – управленческая деятельность и управленческое решение. Каковы принципиальные отличия коллективного и индивидуального принятия решения. Какими преимуществами и какими недостатками обладает этот метод. Приведите примеры, иллюстрирующие ваши выводы.

Ответ на третий вопрос позволит вам не только определить последовательность стадий принятия управленческих решений, но и предполагает анализ содержания каждой из названных вами стадий.

Рекомендуемая литература

Литвак М.Е. Командывать или подчиняться. Психология управления.-Ростов на Дону.: Феникс,2003.

Морозов А.В. Деловая психология: Учебник для вузов.- СПб.: Союз,2000.

Маркова А.К. Психология профессионализма.- М.: Международный гуманитарный фонд Знание, 1996

Тема 9. Здоровье руководителя. Управленческая деятельность в экстремальных и стрессовых ситуациях.

Вариант 25

1.Понятие и виды стресса.

2.Каковы способы предупреждения и управления стрессом.

3. Соотнесите понятия и их определения:

1) аффект

2) стресс

3) фрустрация

4) депрессия

а) состояние, возникающее в экстремальной ситуации, требующее от человека мобилизации сил и энергии

б) состояние душевного расстройства, подавленности, характеризуемое упадком сил и снижением активности

в) эмоциональное состояние, возникающее при неудачах, сопровождающееся переживанием безысходности, крушением надежд

г) кратковременная, бурно протекающая эмоциональная реакция, эмоциональный взрыв, нарушающий волевой контроль

Методические рекомендации

При ответе на первый вопрос важно охарактеризовать понятие «стресс», указать, кто из исследователей впервые проанализировал это явление. Назовите и охарактеризуйте виды стресса. Одинаково ли действуют на людей одни и те же раздражители, если нет, что чем это обусловлено. Чем отличается понятие «стресс» от «стрессор». Перечислите и охарактеризуйте фазы стресса. Ответьте на вопрос - являются ли стрессы необходимым условием жизни людей.

Ответ на второй вопрос предполагает рассмотрение проблемы – поддается ли стресс управляющим воздействиям. Назовите способы его предупреждения. Проанализируйте - подвержены ли стрессу больше слабые люди, чем сильные; являются ли стрессорами - высокие притязания; легко ли определить источники стресса.

Третий вопрос предполагает не только выбор правильного ответа, но и подробный анализ перечисленных психологических понятий. Приведите конкретный пример из деловой практики.

Рекомендуемая литература

Мясищев В.Н. Личность и неврозы. – Л.:ЛГУ, 1960.

Маркова А.К. Психология профессионализма. – М.:Знание,1996

Куртиков Н.А. Психология и социология управления.- М.: Книжный мир, 2005.

Тарасов А.Н. Социально-психологические особенности функционирования службы персонала в современных условиях. Учебное пособие.- М.: ГУУ, 2003.

Панкратов В.Н. Саморегуляция психического здоровья. – М.,2001.

Карлсон Д. Типичные ошибки малого бизнеса.- СПб.: Питер,1998

Вариант 26

1. Причины и источники стресса.

2. Стресс и дистресс

3. Какие из перечисленных утверждений являются ложными.

1) стресс – это удел слабых людей

2) я не могу нести ответственность за стресс в моей жизни, мы все его жертвы

3) я всегда знаю, когда испытываю чрезмерный стресс

4) все люди реагируют на стресс одинаково

5) при стрессе, все, что нужно сделать – это прежде всего расслабиться

6) важнейшее мероприятие в борьбе со стрессом – это психотерапия

Методические рекомендации

При ответе на первый вопрос важно начать с определения понятия «стресс». Укажите, кто ввел в научный оборот этот термин и разработал концепцию стресса как приспособительной реакции организма на воздействие экстремальных факторов. Укажите, зависит ли стрессорный эффект от внешних воздействий от типа специфических приспособительных ответов на них. Назовите фазы развития стресса. Опишите кратко физиологическую природу стресса.

Второй вопрос предполагает соотнесение категории «стресс» и «дистресс». Укажите, любая ли эмоциональная встряска является стрессором (источником стресса). Укажите, увеличивается ли при этом устойчивость организма. Чем вызвано появление дистресса. Приведите пример, иллюстрирующий ваши доводы.

Ответ на третий вопрос должен заключаться не только в выборе верных положений в тесте, но и в анализе содержания выбранных вами утверждений.

Рекомендуемая литература

Айзенк Г.,Айзенк М. Исследование человеческой психики: Пер.с англ. М.: Эксмо-Пресс, 2001.

Линчевский Э.Э. Мастерство управленческого общения: руководитель в повседневных контактах и конфликтах.- СПб.: Питер, 2002.

Панкратов В.Н. Саморегуляция психического здоровья.- М., 2001

Штайнер К. Как снять стресс.- М.:Прогресс-Универс, 1993.

.

Тема 10. Управленческо-психологическое консультирование.

Вариант 27.

1.Сущность и задачи управленческого консультирования

2. Психологические проблемы управленцев и предпринимателей

3.Какие групповые упражнения используются в процессе социально-психологического консультирования в организации:

1)групповая дискуссия

2) ролевая игра

3) мозговой штурм

4) психодиагностические методики

Методические рекомендации

При ответе на первый вопрос следует отметить, каково содержание и задачи управленческого консультирования. Важно указать, что управленческое консультирование ориентировано на то, чтобы подчиненный или группа в целом, достигали профессиональной компетентности самостоятельно, решая стоящие перед ними проблемы и добиваясь наибольшей реализации своих способностей. Влияет ли социально-психологическая компетентность руководителя на уровень управленческого консультирования. Укажите, должно ли управленческое консультирование быть направлено на достижение целей только в бизнесе или и в межличностных отношениях, здоровье, карьере, образовании.

При ответе на второй вопрос важно указать, что психологические проблемы в управленческой деятельности обусловлены закономерностями властных иерархических отношений управления- подчинения. Назовите и охарактеризуйте такие личностные деформации в профессиональной деятельности управленца как: авторитарность, демонстративность, переоценка собственного опыта, профессиональная агрессия, социальное лицемерие, экономия сил, сверхконтроль. Проанализируйте, является ли профессиональная деформация обязательной составляющей профессионального опыта.

Ответ на третий вопрос предполагает анализ понятия «управленческо – психологическое консультирование». Ответьте какие задачи оно решает и каковы его функции.

Рекомендуемая литература

Кочунас Р. Основы психологического консультирования.- М.: Академический Проект,1999.

Экман П. Психология лжи. – Киев.: Логос,1999.

Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека: Пер. с англ.- М.:Прогресс,1994.

Фомишин С.В., Чернов Ю.В. Управленческое консультирование. Международный опыт.- Ростов на Дону.: Феникс,2006.

Друкер П.Ф. Задачи менеджмента в 21 веке: Пер. с англ: Уч. пос.- М.:»Вильямс,2002.

Вариант 28

1. Коучинг как вид управленческой деятельности.

2. Ключевые навыки в коучинге.

3. Соотнесите следующие виды коммуникативных барьеров в управленческом общении и их определения:

1. Семантический.

2. Логический.

3. Замещающе-искажающий.

4. Фонетическое непонимание.

5. Стилистический.

А. Рассуждение коммуникатора либо слишком сложно, либо кажется реципиенту неверным.

Б. Разные диалекты, дефекты речи, неправильный грамматический строй.

В. Различие в системах значений (тезаурусах) участников общения.

Г. Искажение информации при передаче через нескольких людей.

Д. Несоответствие стиля речи коммуникатора и ситуации (психологического состояния) общения.

Методические рекомендации

При ответе на первый вопрос важно начать с определения понятия - коучинг, как процесса обучения и личностного развития другого человека, при котором основной акцент делается на том, чтобы своих целей обучаемый достигал самостоятельно. Укажите на что, прежде всего, направлен коучинг. Является ли коучинг видом управленческой деятельности лишь в бизнесе. Должен ли коуч быть специалистом в той области, в которой работает его клиент. В чем различие коучинга-менеджмента от коучинга – консалтинга.

При ответе на второй вопрос следует отметить, что к ключевым навыкам относятся такие как: слушание; активное слушание (резюмирование, перефразирование); коммуникативный цикл; задавание вопросов; обратная связь. Охарактеризуйте перечисленные навыки. Укажите какова их роль в процессе управленческого консультирования.

Третий вопрос предполагает не только ответ на тестовое задание, но и характеристику названных видов коммуникативных барьеров. Приведите конкретные примеры из деловой практики, иллюстрирующие последствия коммуникативных ошибок.

Рекомендуемая литература

Психология управления: Конспект лекций (Сост.П.М.Касьяник.- М.:АСТ, СПб.: Сова, 2005.

Кочеткова А.И. Психологические основы современного управления персоналом.-М.: Зерцало,1999.

Уитмор Дж. Coaching – новый стиль менеджмента и управления персоналом. – М.: Финансы и статистика, 2001.

Управление персоналом организации (под ред. Кибанова А. Я.) – М.,1997.