Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 16

 

Поиск            

 

Лекция на тему: Патриотическое воспитание учащихся

 

             

Лекция на тему: Патриотическое воспитание учащихся

МОУ «Красногорская средняя общеобразовательная

Школа №2»

на тему: Патриотическое воспитание учащихся

Выполнил: учитель истории Самсонов A.M.

п. Красногорский 2006


Содержание:

Введение......... ……………………………………………3

Глава 1. История темы……………………………………5

Глава 2. Современное состояние

патриотического воспитания…………………..9

Заключение………………………………………………11

Приложение, План работы клуба «Китеж»…………….13

Список источников и литературы…………………...….16

Введение.

Патриотизм (от греч. Раtris - родина) - преданность и любовь к своему отечеству, своему народу, любовь к Родине.

Патриотическое воспитание - процесс воздействия на учащихся с целью осознанного восприятия исторических знаний о лучших традициях российского народа, героической борьбе, подвигах, талантах, нравственных качествах сынов Отечества, любви к символам страны, непримиримости к врагам России.

Цель данной работы: проанализировать современное состояние патриотического воспитания учащихся, молодежи; выявить положительные и отрицательные стороны патриотического воспитания дореволюционной (императорской) России, Советского Союза.

Задачи: показать актуальность данной тематики для современной России; анализ ошибок и достижений патриотического воспитания в прошлом; наметить пути выхода из сложившейся ситуации, развитие патриотического и нравственного воспитания в России.

Актуальность и современность этой темы для современной России трудно оспорить. Русская цивилизация переживает тяжелый кризис, связанный с крушением Советского Союза, реформами девяностых годов двадцатого века.

Многие причины этого кризиса лежат в истории России, ее прошлом. Россия потеряла целостную идеологию, целевые ориентиры (для чего живем, куда идти?!). Молодежь и дети пострадали особенно сильно, так как не подверглись воспитательному воздействию советской школы (при всех «минусах» было много и положительного). «Школу захватили такие негативные явления, как вандализм, наркомания, алкоголизм, сексуальная распущенность»*, растет агрессивность школьников по отношению к своим сверстникам, учителям, родителям, окружающим. Молодежь эмоционально глуха к истинной культуре, не развито эстетическое начало, отсутствует чувство сострадания и милосердия. Но человеку нужны не только знания, но и внутренняя нравственная опора, не только критическое мышление, но и любовь к богатствам культуры, уважение и почитание традиций. Общество, в котором нет надежных ценностных ориентаций имеет и шаткое воспитание и обречено на поглощение более сильными культурами и растворение в них. Поэтому возрождение патриотизма, национально-культурного самосознания народа просто необходимы для будущего нашего народа, цивилизации. В России с древнейших времен патриотизм является одним из главных приоритетов. Чтобы понять это, достаточно вспомнить русский былинный эпос, сказания, произведения литературы. ____________________________________________________________

* Беспятова Н.К. Яковлев Д.Е.

«Военно-патриотическое воспитание детей и подростков»

Москва 2006 год

Стр. 35

Во всех странах, которые являются в современном мире ведущими, помнят и уважают свою историю и своих героев: Китай, Япония, США, Франция; патриотическое воспитание там является одной из главных задач воспитания.

Источниками данного исследования являются работы В.А.Сухомлинского, автор наиболее ярко и выразительно обосновал советскую систему воспитания: советского патриотизма, интернационализма, коммунистической идейности, гражданственности, социалистического гуманизма, любви к знаниям.*

Использованы материалы Концепции Общественной Безопасности (КОБ), которая прошла в 1995 году режим парламентских слушаний в Государственной Думе, была одобрена и рекомендована для внедрения.** В ней анализируется современное состояние российского общества и даются пути выхода из кризиса, в том числе на основе введения новой системы воспитания и образования - на основе патриотического и добронравного воспитания. Сделан вывод (в КОБ), что современная российская культура безнравственна по своей сути, нет четких критериев объективного «добра» и «зла».

Из современных авторов использованы работы Ю.Е.Антонова, Л.В.Левина, О.В.Розова***. Они являются сторонниками предмета «Народная культура», считая, что «подлинная любовь к родному не имеет ничего общего с национальной ограниченностью...изучение родной культуры заставляет задуматься и о наших общечеловеческих корнях, побуждает уважать культуру других народов и чутко относиться к ней»****. Изучение народной культуры - одна из основ патриотического воспитания учащихся. С любви к родному городу, краю, малому народу, семье начинается любовь к Отчизне.

Н.К.Беспятова и Д.Е.Яковлев раскрывают сущность военно-патриотического воспитания детей и молодежи в новой социальной обстановке начала двадцать первого века. Рассматривают его с трех сторон : в семье, в образовательных учреждениях, в социальном пространстве, окружающем молодого человека. Дают методику военно-патриотического воспитания, программы, планы, мероприятия.

* Сухомлинский В.А. «Как воспитать настоящего человека»

Минск 1978 год. ** Концепция Общественной Безопасности

Новосибирск 2002 год. *** «Как научить детей любить Родину»

Москва 2005 год **** Указанное сочинение стр. 3.

Глава 1. История темы.

Россия всегда была страной, где любовь к Родине стояла на первом месте, и предательство считалось самым страшным преступлением. Наши предки считали, что честь Родины выше личной жизни, и поэтому были непобедимы.

Истоки такого понимания лежат в седой древности - языческой Руси. Богом-Вседержителем славянорусов был Род-батюшка, и все остальные боги были лишь его проявлениями, ипостасями. Родина была для них земным воплощением и проявлением Единого Бога - Рода*, и поэтому защищать ее -это святой долг любого русского человека. Отсюда же такие понятия, как природа - то, что окружает Рода, при нем, народ - ведущие свой род от Бога (славянорусы считали себя даждьбожьими внуками**, сынами и дочерьми богов и богинь, своих предков), родичи, родник.

Такое понимание сохранялось в народе долго, и поэтому Киевская Русь при Ярославе Мудром достигла уровня самой могучей державы Европы.

В последующий период - удельной раздробленности, «элита» - князья и боярство, забыв о единой Русской земле растащили ее по частям. Появляются новые понятия: «тверичи», «рязанцы», «москвичи» и так далее. Это привело к страшной катастрофе - нашествию хана Батыя (1237-1240 года), феодальным усобицам и войнам, игу Орды. Но в народе понятие «Русь, Русская земля» было живо, и это позволило московским князьям вести объединительную политику и создать новое единое государство. Патриотизм народа поддерживался героическими эпосами, песнями, былинами, сказаниями.

Причем это были не только былины и сказы эпохи становления Киевской Руси (о Илье Муромце, Добрыне, Алеше, Вольге, Святогоре и многих других), но новый, творческий дух народа был жив. После каждой победы или поражения появлялись новые произведения - «Повесть о разорении Батыем земли Русской», о гибели Рязани, о рязанском богатыре Евпатии Коловрате, «Задонщина» Софония (о Куликовской битве 1380 года), «Казанская история», песни и сказы о Ермаке Тимофеевиче, об осаде Пскова Стефаном Баторием, о народном герое Степане Разине, «История Свейской*** войны» (о Северной войне 1700 — 1721 годов) и многое другое.

Патриотизм поддерживался в народе в то время (большинство были неграмотными) народными сказками, где добро всегда побеждало зло, герои были справедливы и сильны духом; былинами, песнями, сказаниями.. .Именно через них русский народ сохранял любовь к Родине и шло патриотическое воспитание.

Церковь тоже внесла определенный вклад в патриотическое воспитание, но

* «Ведическая культура» № 1 2004год стр.5.

** Даждьбог — дающий блага бог, эпитет Единого Бога

*** «Свеи» - шведы.


он явно не однозначен*. Лучшие представители церкви всегда были с народом и поддерживали в нем дух патриотизма: это митрополит Алексий, воспитатель и соратник Дмитрия Ивановича (в будущем Донского) и Сергий Радонежский, духовно поддержавший русскую рать в противостоянии с Мамаем, и патриарх Гермоген — в годы Смуты.

Но в целом установка церкви другая: поддержание любой власти. В начальный период церковная иерархия направлялась Византией (Константинопольский патриарх), и ничего не сделала, чтобы остановить распад Руси в семнадцатом веке, наоборот, поддерживая «своих» удельных князей; в период ига церковники смиренно молились о здравии золотоордынского «царя»**. Лишь немногие деятели могли подняться выше «священного писания» и осудить паразитизм церкви на крестьянском труде и ее смирение, и непротивление злу (Даниил Заточник, Нил Сорский -«нестяжатели»).

В семнадцатом веке церковь была расколота, поддавшись «диверсии»: исправление церковных книг по греческим образцам.

Петр первый подчинил церковь государственным нуждам, сделав ее частью государственного аппарата (Святейший Синод). В восемнадцатом -девятнадцатом веках церковь переживает тяжелый кризис, связанный со следованием догматам «Священного писания» (Библии). Церковь являлась подсистемой государственной власти и не осуждала ее за крепостничество и ничего не смогла противопоставить революционным тенденциям конца девятнадцатого - начала двадцатого веков.

Как итог: страшная катастрофа 1917 - 1920 годов, сотни разрушенных храмов, тысячи убитых священников.

В Российской империи (1721 - 1917) патриотическое воспитание было довольно хорошо организовано, начало ему положил Петр первый. Но слабостью его была ориентация России на Запад: в образовании , воспитании, науке, военном деле. В итоге дворяне, составлявшие офицерский корпус, французский и немецкий языки знали лучше русского, а зарубежную культуру лучше русской народной культуры. Французский язык вообще стал родным многим дворянам первой половины девятнадцатого века, позже, такое же положение занял английский язык и английская культура. С этим боролись, и небезуспешно: М.В.Ломоносов создал труд по русской истории, отвергнув изыскания германцев-«норманистов», заложил основу русской науке. Большой вклад в патриотическое воспитание внесли: князь М.М.Щербатов, фельдмаршал А.В.Суворов (основал русскую военную науку), адмирал Ф.Ф.Ушаков, М.И.Кутузов, А.С.Пушкин, «славянофилы» и многие другие.

* Наши дни: Православная иерархия и патриотизм в России//Вопросы

иерархии Русской православной церкви

Москва 2005 год

** Так на Руси называли ханов Орды.

Все они понимали и пытались на уровне государства доказать, что патриотическое воспитание возможно только с опорой на народную культуру и традиции. Государственная власть, которая не учла это, получила сожженную Москву, Крымскую катастрофу, поражение в русско-японской войне (1904-1905годы),тяжелые поражения в Первую мировую и как итог, Российская империя перестала существовать, хотя был шанс стать после 1913 года мировым лидером, если бы в корне изменили систему воспитания и образования, сделав ее русской по духу.

Советская система воспитания имела положительные и отрицательные стороны. Большевики совершили «культурную революцию», после 1917 года они попытались построить «новый порядок», разом отмахнув все, что было до 1917 года и хорошее и плохое. Из учебников исчезли имена Александра Невского, А.С.Пушкина, Ф.М.Достоевского и многих других. Но самые дальновидные понимали, патриотическое воспитание невозможно без опоры на прошлое, победы и поражения (для урока на будущее) императорской России, княжеской Руси. И поэтому с тридцатых годов двадцатого века в учебники возвращаются имена героев Руси -России: Александр Невский, Дмитрий Донской, Минин и Пожарский, Петр первый, Иван Грозный, А.В.Суворов, Ф.Ф.Ушаков, Багратион, М.И.Кутузов; имена цвета ее культуры и науки: М.В.Ломоносов, А.С.Пушкин, Л.Н.Толстой и другие. Особенно этот процесс усилился в годы Великой Отечественной войны (1941 — 1945 года) и после нее, снимались фильмы патриотической направленности, писались книги, исследования. В этот период патриотическое воспитание достигло высокого уровня. В последующие годы (60-80-е) патриотическое воспитание идет по «затухающей», особенно на государственном уровне. Забыты золотые слова: «лучше умереть стоя, чем жить на коленях. Безмерно дорога человеческая жизнь, но есть ценности, неизмеримо выше жизни моей и твоей — это жизнь нашего Отечества. Наша Родина живет и будет жить вечно, потому что миллионы героев пошли на смерть во имя ее чести и достоинства. Спасать свою жизнь ценой предательства уклоняться от опасности, когда для Родины наступает час тяжелых испытаний, - позорно и омерзительно».*

Верхушка СССР это забыла или не знала, и поэтому Русская цивилизация потерпела страшное поражение в построении коммунизма: катастрофа 1990- 1991 годов.

Причины этой катастрофы лежат в системе воспитания и образования. Слишком много усилий было потрачено на помощь народам мира (Африка, Азия, Южная Америка, Восточная Европа), на развитие интернационализма, развитие окраин СССР, их инфраструктуры и культуры. Причем основная нагрузка легла на русский народ, а про него

*Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. Минск 1978 год стр.28

забыли, забыли про то ,что он ядро Советского Союза и всей цивилизации. Воспитание шло в духе любви народов, интернационализма, социалистического гуманизма. Народ — носитель государственности, которая позволяла другим малым народам и народностям жить в мире и дружбе, был забыт.

Подводя итоги, можно сказать, что причинами гибели Киевской Руси, императорской России, Советского Союза лежат в системе воспитания и образования.

Глава 2: Современное состояние патриотического воспитания.

После развала СССР патриотическое воспитание переживало тяжелый кризис. Ценности, идеология Советского Союза были отвергнуты, а новые еще не сформировались. В некоторых кругах слово «патриот» стало ругательным, синонимом понятия «фашист» и «нацист». В России на рубеже двадцатого - двадцать первого веков учебники истории изобилуют искажением прошлого, принижением роли россиян в решении тех или иных глобальных задач, перечеркиванием некоторых достижений народа в различных сферах жизнедеятельности и так далее. Ни в одном из них не указаны даже праздники - государственные и воинской славы, которые во многих странах являются святыми днями, и вокруг которых ведется мощная патриотическая работа в школе* и на уровне государства (День Независимости в США, День взятия Бастилии во Франции и так далее). В девяностые годы двадцатого века это было связано с тяжелым положением Российской Федерации, которая фактически стала сырьевым придатком Запада. В начале двадцать первого века часть государственных деятелей видимо осознала, что «так жить больше нельзя», и предприняло некоторые шаги в патриотическом воспитании: пышно отмечено шестидесятилетие победы в Великой Отечественной войне, сняты новые фильмы на эту тему, прославляющие подвиги русских воинов. Сняты новые мультипликационные фильмы, направленные на восстановление национального самопознания: «Алеша Попович и Тугарин змей», «Князь Владимир».

Но это только элементы возрождения патриотического воспитания детей и юношества. Целостной программы нет, система воспитания и образования по прежнему ориентирована на западные ценности. Средства массовой информации насыщены информацией крайне негативно сказывающейся на незрелой детской психике: сцены насилия, порнографии, алкоголизма, наркомании, паразитизма захватили СМИ. Нравственно-медицинская цензура просто необходима, это можно было бы позаимствовать у царской России и СССР, да и Соединенные Штаты жестко контролируют «четвертую власть».

Чтобы у России было будущее, как у свободной, процветающей, мирной державы, воспитание патриотизма необходимо, он должен стать стержнем новой идеологии России.

Этой темой (Патриотическое воспитание учащихся) занимаюсь уже второй год. В целях воспитания любви к Отечеству, причем осмысленной, а не слепой, ведется работа по нескольким направлениям:

1. Подача дополнительного материала по темам, связанным со становлением патриотического самосознания учащихся.

В период 2004/2005 г. - в девятых классах, в связи с шестидесятилетием Великой Победы, проведен курс по «Отечественной войне» в рамках

* Патриотическое воспитание на материале истории // Степанищев А.Т. Методический справочник учителя истории. Москва 2000 стр.179.

школьной программы девятых классов. А так же по темам: «Отечественная война 1812 года» (2005 год кадетский класс 8 В), «Эпоха Петра Великого» и «Внешняя политика второй половины восемнадцатого века» (класс повышенного уровня обучаемости 7 В).

2. Индивидуальная работа с сильными учениками, развитие их
познавательных интересов: в форме бесед, подготовки к сообщениям на
уроке, участие в Научном обществе учащихся; чтение исторической
литературы, патриотической направленности, ее разбор.

3. в 2005/2006 учебном году создан патриотический клуб «Китеж», многие
его члены начали работу по патриотической тематике для самообразования;
еще в 2004/2005 учебном году

Цель клуба: развитие навыков научно-исследовательской работы у учащихся, навыков самостоятельного познания мира и себя, формирование оценочных критериев («добро- зло», «хорошо - плохо»); показать общемировое значение Русской культуры и цивилизации; сформировать группу единомышленников с единой культурой миропонимания и мировоззрением. Задачи клуба:

1) патриотическое воспитание учащихся на примерах героической борьбы,
подвигов, талантов россиян;

2) развитие умения осмысленно подходить к явлениям и процессам
окружающего мира;

3) развитие умения жить в ладу с собой и окружающим миром;

4) совершенствование навыков работы с дополнительным материалом;

5) познание мира и самого себя.
Результат:

Дети, посещающие «Китеж», являются наиболее подготовленными в ходе уроков истории, обладают более широким кругозором, могут сформировать свои мысли , как устно, так и письменно; участвуют в Научном обществе учащихся.

Заключение.

Патриотическое воспитание учащихся осуществляется через глубокое изучение нашего прошлого.

Сегодняшние достижения обновляющейся России не так еще велики, чтобы вызвать у части учащихся и студентов высокий дух патриотизма. Прошлое же, несмотря на определенные ошибки (которые нужно не ретушировать, а выявлять и анализировать), не может не вызвать гордости за жизнь своих далеких и близких предков. В связи с этим, необходимо перестать быть «Иванами родства не помнящими» и ярко показывать все достижения языческой Руси - Киевской, Владимиро-Московской, Российской империи, СССР, Российской Федерации, а не отрицать все с 988 года - отвергнута высокая народная культура дохристианской Руси, с эпохи Петра первого -поворот к западным ценностям, с 1917 года - отвергнут «царизм» с его достижениями, с 1991 года- вся советская эпоха, полная борьбы, побед и свершений (один Гагарин чего стоит).

И не смогут тогда учащиеся не почувствовать гордость за свою Родину, ведь ее достижения действительно заслуживают огромного уважения.

Патриотическое воспитание должно осуществляться на примерах героической борьбы, подвигов, талантов нашего народа — прекрасных иллюстрациях для подражания.

Раскрывая подвиги героев, важно, чтобы учащиеся подводились к осознанию, почему наши далекие предки и недавние предшественники жертвовали состоянием, любовью, жизнью во имя интересов Отечества. Не хотели же умирать Евпатий Коловрат, Степан Разин, Иван Сусанин, Багратион, Нестеров, герои-панфиловцы, сотни и тысячи тех, кто бросался грудью на штыки и амбразуры, таранил вражеские самолеты к колонны танков, не выдавал под страшными пытками военной и государственной тайны! Не хотели, но шли на смерть и пытки.

Известный педагог В.А.Сухомлинский писал сыну: «Знай, что настоящего патриота нашей Родины можно убить, сжечь, закопать живым в землю, как делали это изверги фашисты, но покорить нельзя»*. Ни один урок не должен проходить без изучения достойных личностей. Особенно ярко должны представляться борцы, созидатели, мужественные и благородные люди, радевшие за землю Русскую. На их примерах воспитываются идеалы служения отечеству.

Патриотическое воспитание осуществляется на воспитании нетерпимости к недоброжелателям, врагам и предателям Отечества.

В этом отношении воспитание требует исправления ошибок, допущенных органами власти и средствами массовой информации, активно внушающими народу информацию об отсутствии у России врагов.

Какие силы относятся к враждебным России? В условиях, когда нет открытых военных действий, таковыми являются те, кто всячески и всесторонне - экономически, политически, экологически, идеологически,

*Сухомлинский В.А. Письма к сыну Минск 1979 стр. 35

информационно и так далее, подрывают устои России, наносят ей непоправимый вред. Эту сторону патриотического воспитания нельзя забывать, здесь нет места христианскому смирению, от этого зависит будущее государства, ее народов.

План работы патриотического клуба «Китеж» на год:

Тема занятия

Количество часов

Ведущие понятия

1. Введение. Знакомство с целями и задачами клуба

1

2.»Когда Бог смеется» (Смысл притч)

1

Притча

3. Утро вечера мудренее (солнечные биоритмы)

1

биоритмы

4. Военное искусство наших предков (славян VI - IX века н.э.)

1

«стена», ладья; лесостепь

5 .Программирование психики

1

Воля, «зомбирование», манипуляции сознанием

6. Оружие разрушения здравого смысла

1

Информационная война

7. Символика славян и русов

2

Символ, солнцеворот.

8. Истоки Руси: Русь Арктическая, Гиперборея; Балканский полуостров.

3

Прародина, праславяне

9. Насколько мы древние?

1

Арктическая теория

10. Пить, курить - мертвым быть!

3

Алкоголь, наркомания

11. Праздник - духовная основа жизни славян.

1

Праздник

12. Праздники славянорусов

2

Иван Купала, масленица, новый год.

13. Основные праздники христиан, православия.

2

Пасха, Троица

14. Причины кризиса современной глобальной цивилизации.

2

Глобализация

15. Русский человек -П.К.Иванов. «Детка».

2

«Детка», закалка.

16. Великий Гудини

1

Иллюзионист

17. Особенности Русской цивилизации

Цивилизация, культура, русскость, община.

18. «Страна, расположенная близ рая» (Индия)

1

Индуизм, брахманизм, касты.

19. Пришествие Будды.

2

Буддизм.

20. Империя Будды

1

21. Мухаммаад.

1

Мусульмане, ислам.

22.Заключение: планы на следующий год, обмен

1


впечатлениями.

Всего 34 часа

Содержание:

1. Знакомство, ознакомление с задачами клуба, организационные
моменты.

2. Знакомство с притчами, образной культурой народов Европы и
Востока, разбор притч, их скрытого смысла.

Например: «Смерть и страх»

Однажды смерть направлялась в Дамаск. В пустыне она повстречалась с

путником.

- Куда торопишься? - спросил ее путник.

- В Дамаск. Хочу забрать с собой тысячу жизней.

На обратном пути смерть вновь проходила мимо путника.

- Ты же говорила, что заберешь одну тысячу жизней, а забрала пятьдесят
тысяч,- сказал ей путник.

- Нет, - ответила смерть,- я забрала одну тысячу. Остальных забрал страх.
(люди реагируют не на реальность, а на идеи в своих головах...)
Энтони де Мело «Когда Бог смеется» Киев, 2003. с. 115

3. Солнечные биоритмы, человек должен следовать им, закону Времени,
иначе он обречен на болезни и слабость ума и тела.

4. Как воевали наши предки славяне в VI - IX веках: с кочевниками,.
Византией. Тактика и стратегия, приемы боя (теория).

5. Как манипулируют сознанием людей с помощью средств массовой
информации, как защитить себя от «зомбирования» (теория и
практические советы).

6. Какими методами ведут информационные войны, с примерами (развал
СССР).

7. Основные символы славян, их смысловая нагрузка, значение.

8. Где истоки Руси? Рассказ о самых известных и малоизвестных теориях
происхождения государства и предках славян.

9. Насколько мы древние? Продолжение предыдущей темы: сколько Руси
лет — тысяча, две, десятки веков?

10. Знакомство с действием наркотиков на физиологию, психику, разум
человека, их последствия. Формирование основ здорового образа
жизни.

11. Праздник - отличие от обычного дня, методы формирования особого
состояния души, мироощущения.

12. Как праздновали наши предки, в чем отличия от современных
празднеств, основы мировоззрения.

13. Истоки праздников христиан, где и что сохранилось из
дохристианской культуры.

14. В чем лежат причины современного глобального системного кризиса
развития человечества, биосферного кризиса, где искать путьвыхода из
него.

15. П.К.Иванов - жизнь, поиск; его система самооздоровления, основа
которой - закалка.

16. Гарри Гудини - знаменитый фокусник и иллюзионист; история жизни
и нахождения своего пути.

17. В чем особенности Русской цивилизации, ее пути; в чем заключается
русскость, как повлиял природно-климатический фактор на ее
развитие.

18. Индия: ее особенности, Веды, мировоззрение.

19 - 20. Будда - его путь и «просветление», основы буддизма. Что положительного он дал миру.

21. Основы ислама, жизнь и путь Мухаммада.

Источники и литература:

1 .Беспятова Н.К. Яковлев Д.Е. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков. Москва Айрис-пресс, 2006.

2. Ведическая культура №1-6. Краснодар, 2004-2005.

3. Как научить детей любить Родину. Пособие для реализации
государственной программы «Патриотическое воспитание граждан
Российской Федерации на 2001-2005 годы» / Авторы-составители:
Ю.Е.Антонов, Л.В.Левина, О.В.Розова, И.А.Щербакова. Москва: АРКТИ,
2005.

4. Концепция общественной безопасности. Новосибирск 2002.

5. Наши дни: Православная иерархия и патриотизм в России // Вопросы
иерархии Русской православной церкви. Москва: Академия управления,
2005.

6. Патриотическое воспитание на материале истории // Степанцев А.Т.
Методический справочник учителя истории. Москва: Владос 2000.

7. Преподавание истории и обществознания в школе № 4, 5. Москва 2005.

8. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. Минск, 1978.

9. Сухомлинский В.А. Письма к сыну. Минск, 1979.