Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 16

 

Поиск            

 

Инструментарий для оценки планируемых результатов освоения программы начального образования

 

             

Инструментарий для оценки планируемых результатов освоения программы начального образования

ИНСТРУМЕНТАРИЙ ДЛЯ Оценки планируемых результатов освоения программы начального образования


СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

2. Инструментарий для оценки планируемых результатов освоения

программы начального образования ……………………………………………….3

2.1. Введение…………………………………………………………………………3

2.2. Образцы заданий для оценки планируемых результатов освоения программы начального образования………………………………………………..3

2.2.1. Математика…………………………………………………………………….3

2.2.2. Русский язык и чтение……………………………………………………….25

2.2.3. Окружающий мир …………………………………………………………...41

2.3. Спецификация проверочной работы для выпускников начальной школы ..88

2.4. Демонстрационные варианты проверочной работы для выпускников начальной школы…………………………………………………………………...93

ИНСТРУМЕНТАРИЙ ДЛЯ Оценки планируемых результатов освоения программы начального образования

ВВЕДЕНИЕ

Разработанный в ходе данного проекта инструментарий для оценки планируемых результатов освоения программы начального образования (далее инструментарий) включает:

- образцы заданий для оценки планируемых результатов освоения программы начального образования по математике, русскому языку и чтению, окружающему миру;

- спецификации проверочных работ, используемых для оценки планируемых результатов;

- демонстрационные варианты заданий и проверочных работ.

Инструментарий разработан в соответствии с требованиями к освоению результатов обучения, сформулированными в планируемых результатах.

1. Образцы заданий для оценки планируемых результатов освоения программы начального образования

1.1. Математика

Примеры заданий для выпускников начальной школы

1. Учащиеся научатся исследовать числовые последовательности, образующиеся при счете единицами, двойками, пятерками, десятками и другими числами (в пределах 10, 20, 100, 1000).

Задание. Лена составила последовательность, используя своё правило. Она записала её на доске: 50, 100, 150, 200, 250, 400, 450, 500, 600

Какие числа она пропустила? Запиши их.

Ответ__________________________________

2. Учащиеся научатся описывать положение объекта в последовательности с помощью порядковых числительных в пределах 10, 20, 100.

Задание. Петя решил подсчитать число слов, которые он записал в своём словарике по русскому языку. Отгадайте это число, если оно:

– двузначное;

– больше 98.

Ответ__________________________________

3. Учащиеся научатся оценивать количество предметов числом и проверять сделанные оценки подсчетом (в пределах 10, 100, 1000).

Задание. На рисунке изображена коробка, в которой лежат кубики. Какое наибольшее количество кубиков можно поместить в эту коробку?

Ответ: В эту коробку можно поместить ___________ кубиков.

4. Учащиеся научатся вести счет как в прямом, так и в обратном порядке (от 0 до 10, 20, 100).

Задание. Запиши все числа, которые больше 67, но меньше 78.

Ответ__________________________________

5. Учащиеся научатся называть, обозначать, записывать, читать и моделировать числа на основе десятичной системы счисления (в пределах 100, 1000, миллиона и более).

Задание 1. Запиши число тридцать две тысячи сто два.

Ответ__________________________________

Задание 2. Какая цифра стоит в разряде десятков в числе 346291

£ 6 £ 4 £ 9 £ 2

Задание 3. Что означает цифра 9 в записи каждого числа

1) 74319 Ответ ___________________________________________

2) 39174 Ответ ___________________________________________

Задание 4. Укажи самое большое число. Отметь ответ -

£ 74391 £ 91743 £ 39174 £ 74931

6. Учащиеся научатся исследовать и устанавливать закономерность в образовании каждого следующего числа натурального ряда.

Задание. Учительница задала Васе на дом задания с 1039 по 1044. Запиши номера заданий, которые нужно выполнить Васе?

Ответ__________________________________

7. Учащиеся научатся выполнять умножение числа на 1 и умножение 1 на число, умножение числа на 0 и умножение 0 на число, деление числа 0 на любое число.

Задание. Вычисли:

93–0= ___ 0+265 = ___ 7093–1= ___

0:1= ___ 0–149= ___ 148–0= ___

8. Учащиеся научатся сравнивать и упорядочивать числа на основе счета и используя приемы сравнения для чисел в пределах 100, 1000, миллиона и более.

Задание. Сравни числа.

3333 ___ 33333 1210 ___ 1099 4047 ___ 4407

9. Учащиеся научатся определять и моделировать состав чисел на основе представлений о классах и разрядах десятичной системы счисления (в пределах 100, 1000, миллиона и более).

Задание 1. Запиши сумму разрядных слагаемых для числа 43782.

Ответ__________________________________

Задание 2. Даша записала сумму разрядных слагаемых некоторого числа так: 20000+4000+700+5. Какое это число?

£ 20475 £ 24705 £ 2475 £ 24075

Задание 3. Составь наибольшее трехзначное число с помощью цифр 6, 1, 8. Используй каждую цифру один раз.

Ответ__________________________________

10. Учащиеся научатся исследовать, выявлять и создавать закономерности в числовых последовательностях.

Задание. Запиши три следующих числа последовательности

32, 40, 48, 46, ___, ___, ___.

11. Учащиеся научатся использовать наименования дробей (половина, четверть, треть) для описания отношений части и целого, находить долю числа (число по доле).

Задание 1. На каком рисунке закрашена четверть прямоугольника?

Отметь ответ -

- -


- -


Задание 2. У Иры было 180 рублей. Половину всех денег она истратила на тетради. Сколько денег истратила Ира?

12. Учащиеся научатся сравнивать дроби на основе действий с конкретными объектами.

Задание. Аня закрасила треть круга, а Лена – половину круга. Кто закрасил бóльшую часть круга?

Закрась эти части на приведенных ниже кругах и сравни.

Аня Лена

Бóльшую часть круга закрасила _________.

13. Учащиеся научатся моделировать и описывать понятие равнозначности дроби единице.

Задание. На каком рисунке раскрашены три трети квадрата? Отметь ответ -

£ £ £

14. Учащиеся научатся выявлять и устанавливать смысл арифметических действий, сопоставлять и противопоставлять их;

исследовать, использовать в решении и моделировать отношения "больше на/в ", "меньше на/в ", "столько же ", "всего " и их связь с арифметическими действиями.

Задание 1. Ребята собрали в лесу 25 сыроежек, лисичек на 4 меньше, а опят столько же, сколько сыроежек и лисичек вместе. Сколько опят собрали ребята?

Запиши свое решение.

Ответ _____________________________________________________________

Задание 2. После того, как было израсходовано 10 литров бензина, в баке автомобиля осталось 30 литров бензина. Сколько литров бензина было в баке машины первоначально?

Выбери действие, с помощью которого можно ответить на вопрос задачи.

Отметь ответ -

£ 30–10 £ 30:10 £ 30+10 £ 30–10

15. Учащиеся научатся записывать, читать и моделировать арифметические операции, используя названия действий, их компонентов и результатов, а также знаки действий.

Задание. Выбери правильно составленное выражение.

Учительница попросила записать выражение: к частному чисел 126 и 3 прибавить произведение чисел 17 и 4. Учащиеся дали четыре разных ответа, которые приведены ниже.

Какое из следующих выражений соответствует условию задачи?

Отметь ответ -

£ (126 – 3) + 17 – 4

£ 126 : 3 + (17 – 4)

£ 126 – 3 + 17 : 4

£ 126 : 3 + 17 – 4

16. Учащиеся научатся исследовать и устанавливать взаимосвязь между компонентами и результатом при сложении и вычитании, умножении и делении, использовать их для нахождения неизвестных компонентов действий с числовыми выражениями.

Задание. Впиши пропущенное число

19 + ___ = 29 ___ – 8 = 42 ___ – 4 = 20

37 – ___ = 26 64 :___ = 8 ___ : 2 = 45

17. Учащиеся научатся исследовать переместительное и сочетательное свойства сложения/ умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения.

Задание. Подчеркни неверную запись.

2–189 = 189–2 84:42= 42:84 5–(10+9) = 5–10+5–9

18. Учащиеся научатся исследовать и выявлять взаимосвязи между арифметическими действиями (сложением и вычитанием, умножением и делением, сложением и умножением, вычитанием и делением), использовать найденные закономерности для рационализации вычислений, проверки результатов арифметических действий;

Задание. Дима выполнил действие 3460 : 2 и записал своё решение:

3460 : 2 = 1730

С помощью какого из следующих действий Дима может проверить правильность своего решения?

Отметь ответ -

£ 3460 – 2 £ 1730 : 2 £ 1730 + 3460 £ 1730 – 2

19. Учащиеся научатся выбирать рациональный метод расчета (с учетом стоящей проблемы и численных значений величин), умение устанавливать порядок выполнения арифметических действий:

Задание 1. Вычисли

56–99 + 56–1 =_______________________

Задание 2. Хватит ли ста рублей для покупки двух тетрадей по 48 рублей?

Ученик должен уметь устно объяснить, как рационально подсчитать эту сумму.

Задание 3. Вычисли 500 – 180 : 2 + 170.

Отметь ответ -

£ 330 £ 580 £ 410 £ 760

20. Учащиеся научатся составлять простые схемы, таблицы и алгоритмы (описания последовательности действий) для решения простых (в 1 действие) и составных (в 2-4 действия) текстовых задач на смысл

· арифметических действий;

· отношений между величинами (больше/ меньше на/в …, столько же и др.);

· отношений между частью и целым (поровну, на несколько одинаковых частей);

· зависимостей между величинами (путь-скорость-время; количество-цена стоимость и др.);

записывать решение текстовой задачи в виде выражения и по действиям (“по вопросам”), доводить решение до численного ответа, проверять полученный ответ, оценивая его правдоподобность (разумность);

составлять задачи по ее модели, схеме и/или числовому/буквенному выражению;

Задание 1. Машина проехала 240 км за 4 часа, а мотоцикл проехал это же расстояние за 3 часа. На сколько скорость мотоцикла больше скорости машины?

Запиши свое решение.

Ответ__________________________________

Задание 2. В магазине канцтоваров купили блокнот и фотоальбом. Блокнот стоил 18 рублей, а фотоальбом в 3 раза дороже. Сколько стоила вся покупка?

£ 57 рублей £ 54 рубля £ 21 рубль £ 72 рубля

21. Учащиеся научатся выявлять некоторые признаки объектов и событий, которые могут быть описаны измеряемыми величинами (время, длина, площадь, вместимость, расстояние, путь, масса, температура, стоимость).

Задание. Вставь пропущенные числа.

Победитель занимает ___ место.

Перемена длится ___ мин.

В пакете ___ л сока.

В метре ___ см.

В килограмме ___ г.

22. Учащиеся научатся оценивать "на глаз" длины предметов, временные интервалы, температуры, массы, объемы, с последующей проверкой измерением;

измерять с помощью измерительных приборов, фиксировать результаты измерений (в т.ч. в форме таблиц и диаграмм), сравнивать величины с использованием произвольных и стандартных способов и единиц измерений;

Задание 1. Оцени «на глаз» ширину окна в классе. Запиши полученные результаты. Проверь, на сколько сантиметров ты ошибся в своей оценке.

Оценка «на глаз»_________________________________________________

Точное измерение________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

Ответ____________________________

Задание 2. Запиши величины в порядке возрастания

20 см, 2000 мм, 20 м

Ответ__________________________________

23. Учащиеся научатся выбирать меры (шкалы, измерительные приборы), адекватные измеряемой величине и задаче измерения (длина, расстояние, площадь, масса, объем, время, температура).

Задание. Запиши единицы измерения.

Площадь прямоугольника 42 ____

Вес мешка картошки 50 ___

Рост четвероклассника 145 _____

Высота сосны 19____

Цена шоколадки 20 _____

24. Учащиеся научатся решать практические задачи, предполагающие выполнение действий с величинами, выражать величины в одних и тех же единицах при вычислениях.

Задание 1. Дима пришел из школы домой в 15 часов 20 минут. Во сколько Дима вышел из школы, если путь до дома занял у него 15 минут?

Ответ__________________________________

Задание 2 . От ленты длиной 1 м 15 см Катя отрезала 40 см для банта. Запиши длину остатка ленты.

Ответ__________________________________

Задание 3 . Сравни 1 ч 10 мин и 80 мин. Отметь ответ -.

£ 1 ч 10 мин > 80 мин

£ 1 ч 10 мин < 80 мин

£ 1 ч 10 мин = 80 мин

25. Учащиеся научатся исследовать и описывать реальные объекты, отмечая их схожесть/ различие с пространственными геометрическими фигурами – многогранниками (кубом, прямым параллелепипедом, призмой, пирамидой) и телами вращения (шаром, цилиндром, конусом ).

Задание. Ниже изображены три пространственные фигуры. К каждой из них приведите пример предмета, который имеет такую же форму


____________

_______________


____________

26. Учащиеся научатся сравнивать пространственные геометрические фигуры по форме.

Задание. Ниже изображены две пространственные фигуры. Опиши одно различие этих фигур.

Фигура А Фигура Б


Различие _______________________________________________________

________________________________________________________________

27. Учащиеся научатся исследовать модели пространственных геометрических фигур.

Задание.

Из какой заготовки можно сложить куб? Отметь ответ P.

Первый случай для тех, кто путает куб и квадрат

28. Учащиеся научатся распознавать, находить на чертежах, рисунках, схемах прямые и ломаные линии, лучи и отрезки;

с помощью линейки и от руки строить и обозначать отрезки заданной длины, отмечая концы отрезка; измерять длину отрезка на глаз и с помощью линейки;

с помощью линейки и/или клетчатой бумаги (от руки) проводить прямые линии и лучи, обозначать их, использовать их для изображения числовой оси, линий симметрии, сетки, таблиц;

Задание 1 . Построй прямоугольник со сторонами 3 см и 4 см. Соедини отрезком его противоположные вершины. Измерь длину этого отрезка.

Ответ: длина отрезка__________ см.

Задание 2 . Построй квадрат. Соедини отрезком две противоположные вершины.

Обозначь и назови все изображенные на рисунке фигуры.

Задание 3. Подчеркни правильное название фигуры:


Отрезок луч прямая ломаная

29. Учащиеся научатся выявлять углы в реальных предметах; распознавать на чертежах; моделировать, называть, обозначать и строить с помощью угольника и от руки острые, тупые и прямые углы; соотносить величину угла с поворотом часовой стрелки.

Задание. На каком рисунке стрелки часов образуют острый угол? Отметь ответ -


Рисунок А £ Рисунок Б £ Рисунок В £

30. Учащиеся научатся вычислять периметр треугольника.

Задание. Измерь стороны треугольника и вычисли периметр.

____ см


___см

____ см

31. Учащиеся научатся находить площадь фигуры подсчетом квадратных единиц.

Задание 1. Какая фигура имеет большую площадь?

Задание 2. Какая фигура имеет больший периметр?

32. Учащиеся научатся распознавать круги и окружности в ряду других фигур.

Задание. Какие из перечисленных предметов имеют форму круга? Подчеркни.

Арена цирка, мелкая тарелка, обруч, монета, луна, кольцо.

33. Учащиеся научатся распознавать, классифицировать, группировать, сравнивать плоские геометрические фигуры.

Задание. Распредели фигуры в разные группы. Запиши название каждой группы и укажи номера, попавших в неё фигур.

2

3

1

4

5

6

7

8

9

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

_________________________________________________

34. Учащиеся научатся создавать простые симметричные образцы.

Задание. Нарисуй справа вторую половину фигуры.

35. Учащиеся научатся моделировать подобные плоские геометрические фигуры

Задание. Увеличь длину каждого отрезка вдвое. Нарисуй полученную фигуру.

36. Учащиеся научатся создавать плоские геометрические фигуры, используя следующие приемы:

· разбиение известных плоских фигур на части,

· комбинирование фигур и их частей.

Задание. Составь и нарисуй фигуры из данных треугольников.

37. Учащиеся научатся устанавливать, моделировать и описывать расположение объектов на плоскости и в пространстве.

Задание.

В игровой комнате поставили новый телевизор, но не отметили его на схеме. Отметь место, где может находиться телевизор знаком Х, если известно, что телевизор:

– стоит напротив окна;

– справа от него стоит шкаф.

План игровой комнаты

38. Учащиеся научатся описывать направления движения на плоскости и в пространстве, давать простые указания о перемещении объектов и следовать им при планировании маршрута, выборе пути передвижения, поисках и размещении объектов и в иных аналогичных целях.

Задание. Описывая поездку из школы в музей, Таня написала в своем дневнике: «Сначала мы ехали на север, а потом на восток». Какой музей посетила Таня?

Маршрут движения

север


запад восток

юг

Отметь ответ -

Ответ: Таня посетила £ музей Природы

£ музей Авиации

£ музей Творчества

£ музей Игрушки

39. Учащиеся научатся : упорядочивать данные, описываемые несколькими признаками, объединять их в множества и подмножества, обозначая каждую группу; обсуждать и описывать данные (их структуру и количественные характеристики)

Задание. Учащимся даются 10 карточек с числами: 380, 10, 140, 265, 50, 16, 525, 26, 96, 785.

Задача. Тебе даны 10 карточек с числами. Разложи эти карточки на группы. Назови эти группы.

Ответь на вопросы:

а) В какую группу попали числа 16 и 26?

Запиши название группы. Ответ_________________________________________

б) В какую группу попали числа 380 и 10?

Запиши название группы. Ответ_________________________________________

в) В какую группу попали числа 265 и 785?

Запиши название группы. Ответ_________________________________________

40. Учащиеся научатся : описывать данные с помощью маркированных и немаркированных списков, таблиц, пиктограмм и столбчатых диаграмм; сравнивать и оценивать разные способы описаний

Задание. Четвероклассники подсчитали, сколько учащихся из их класса занимаются разными видами спорта. Они представили эти данные в таблице и на столбчатой диаграмме.

Вид спорта

Число учащихся

коньки

4

лыжи

7

туризм (пеший)

9

бег

12

Ответь на вопросы:

а) Каким видом спорта занимается больше всего четвероклассников?

Ответ _____________________________________________________

б) На сколько меньше учащихся занимаются лыжами, чем бегом?

Ответ _____________________________________________________

в) Сколько учащихся занимаются зимними видами спорта?

(Можно провести дискуссию относительно того, какой вид спорта следует считать зимним).

г) Какая форма (таблица или диаграмма) представления данных удобнее для ответа на поставленные вопросы?

41 . Учащиеся научатся : табулировать самостоятельно полученные данные, определять наиболее часто встречающиеся оценки и величины, представлять их в виде столбчатой диаграммы, различать информацию, которая была выявлена непосредственно (исходные данные) и информацию, полученную на ее основе (обобщения, выводы и оценки);

Задание.

Учащиеся четвертого класса собираются пойти в поход в первой половине октября. Ниже приведен прогноз погоды на каждый день с 1 по 14 октября, который они нашли в интернете:

1 – ясно 8 – дождь,

2 – пасмурно 9 – ясно

3 – пасмурно 10 – дождь

4 – дождь 11 – пасмурно

5 – дождь 12 – ясно

6 – пасмурно 13 – дождь

7 – дождь 14 – дождь

Представь эту информацию в виде таблицы и изобрази полученные данные на столбчатой диаграмме. В таблице надо указать, сколько ясных, пасмурных и дождливых дней было в первой половине ноября.

Ответь на вопросы:

а) Какая в основном погода ожидается в первой половине октября?

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

б) Как можно использовать полученный прогноз погоды, если четвероклассники собираются пойти: в однодневный поход, в двухдневный поход с ночевкой в палатках? (Можно провести дискуссию относительно того, в какие следует идти в поход, какие вещи необходимо взять и т.д.).

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

42 . Учащиеся научатся : с помощью ИКТ-технологий, создавать и использовать простейшие электронные таблицы и базы данных с двумя – тремя полями; при работе с таблицами и базой данных пользоваться возможностями сортировки и группировки данных, подсчета промежуточных

итогов и построения диаграмм.

Задание. (Работа выполняется под руководством учителя группами учащихся не более 4 человек в каждой)

Составьте базу данных (в форме электронной таблицы), содержащую информацию об отметках за первую четверть по математике и русскому языку учащихся вашей группы. Постройте столбчатую диаграмму отметок по математике учащихся вашей группы.

Выполнение работы группой учащихся должно включать построение таблицы и соответствующей ей столбчатой диаграммы. Таблица должна содержать список группы учащихся и их отметки по двум указанным предметам, причем для построения диаграммы должны быть упорядочены данные в столбце с отметками по математике. Ниже приведен пример таблицы.

Фамилия

Отметка

по математике

Отметка по русскому языку

Иванов

5

4

Петров

4

3

Васильев

4

4

43. Учащиеся научатся : планировать и проводить небольшое исследование (наблюдение за температурой, опрос, подсчет букв или их сочетаний типа “жи-ши”, “чк-чн”, слов в тексте и т.п.) с целью получения количественных оценок величин, не поддающихся прямому измерению.

Задание. (Работа выполняется парами учащихся под руководством учителя)

Проведите исследование для определения того, сколько времени уходит у четвероклассника на выполнение умножения трехзначного числа на двузначное число.

Для проведения работы необходим секундомер. Каждая пара учащихся получает два примера типа 458·84. Сначала один из учащихся выполняет первый пример, а второй ученик отмечает время (в секундах). Затем они меняются ролями.

Время на решение примера фиксируется с точностью до секунды и затем округляется с использованием следующих промежутков времени: менее 1 минуты, 1– 2 мин, 2 – 3 мин, более 3 мин).

Учитель на доске записывает таблицу, в которой каждый учащийся сам отмечает знаком + в соответствующем столбце время выполнения данного ему примера. Учитель следит за тем, чтобы учащиеся отмечали время только в том случае, когда пример выполнен верно.

№ пары учащихся

Время на выполнение первого примера

Время на выполнение второго примера

Менее

1 мин

1–2 мин

2–3 мин

Более

3 мин

Менее

1 мин

1–2 мин

2–3 мин

Более

3 мин

1

2

……

Итого: число знаков +

Ответьте на вопросы:

а) Постройте диаграмму распределения времени на решение примеров на умножение.

б) Какое время чаще всего понадобилось на выполнение одного примера на умножение?

в) Проведите дискуссию на тему: «Кто и как может использовать полученные данные?»

Необходимо отметить, что целесообразность включения подобного требования к подготовке учащихся начальной школы в планируемые результаты вызывает сомнение и нуждается в экспериментальной проверке.

44. Учащиеся научатся : обсуждать, распознавать, предсказывать и располагать исходы событий в порядке их вероятности: невозможный, маловероятный, вероятный и достоверный

Задание . (Задание выполняется в рамках фронтальной работы)

Оцени возможность наступления следующих событий, используя для этого выражения:

достоверное или очевидное (в одних и тех же условиях обязательно (всегда) происходит);

случайное, возможное, вероятное (в одних и тех же условиях иногда происходит, иногда не происходит);

невозможное или невероятное (в данных условиях никогда не происходит).

Ответ запиши справа.

а) Зимой у школьников будут каникулы ___________________

б) Круглая отличница получит «5»

за контрольную работы ____________________

в) При умножении 10 на 3 получили 20 ____________________

г) При температуре ниже 10º С

лужи на улице замерзнут ____________________

д) После пятницы наступит суббота ____________________

е) Летом у твоих родителей будет отпуск ____________________

ж) Бросили игральный кубик и выпало:

5 очков ____________________

7 очков ____________________

Оцени возможность наступления следующих событий, используя для этого выражения:

достоверное или очевидное (в одних и тех же условиях обязательно (всегда) происходит);

очень вероятное ( в одних и тех же условиях очень часто происходит);

маловероятное (в одних и тех же условиях очень редко происходит);

невозможное или невероятное (в данных условиях никогда не происходит).

Ответ запиши справа.

а) Круглая отличница получит «2»

за контрольную работу _____________________

б) При делении 400 на 500 получили:

348 _____________________

20000 _____________________

в) Зимой в Москве будет гроза _____________________

г) Завтра прилетят астронавты

с другой планеты солнечной системы _____________________

д) Тебя изберут президентом:

России _____________________

США

е) При игре в футбол от старого ботинка

отвалится подошва _____________________

45. Учащиеся научатся : исследовать вероятность наступления определенного исхода случайного события

Задание. (Работа выполняется парами учащихся под руководством учителя)

При бросании игрального кубика во время игры кажется, что 6 очков выпадает гораздо реже, чем, например, 2 очка. Проверьте это заблуждение. Проведите эксперимент, в котором надо сравнить, какое число очков – 6 или 2 выпадает чаще при бросании кубика.

Для проведения работы у каждой пары учащихся должен быть игральный кубик, стороны которого пронумерованы цифрами 1-6. Каждая пара должна бросить кубик 100 раз. Сначала один из учащихся бросает кубик 50 раз, а второй ученик отмечает в таблице число выпавших очков: 2 очка, 6 очков или другое (1, 3-5 очков). Затем они меняются ролями.

Результат каждого бросания пара учащихся отмечает в приведенной ниже таблице. Для удобства подсчётов можно использовать принятые в статистике обозначения:

– один, – пять.

Число

выпавших очков

Подсчеты

Всего

2

6

Другое (1,3,4,5)

Всего: 100

Результаты экспериментов отдельных пар учащихся учитель должен свести в общую таблицу, которую он записывает на доске. Каждая последующая строка таблицы заполняется учителем прибавлением к предыдущей строке результатов, полученных последующей парой учащихся.

Всего экспериментов

Выпадение

Какое число очков 2 или 6 выпадало большее число раз и на сколько больше?(например, 2 очка на 10 раз больше)

2 очков

6 очков

100

200

….

1000

Запишите итоговые результаты эксперимента, используя данные последней строки таблицы.

Из 1000 бросаний кубика:

2 очка выпали ___________ раз,

6 очков выпали ___________ раз.

Укажите, какое из следующих утверждений позволяют сделать данные, полученные на основе проведенного эксперимента:

Возможности выпадения 2 очков и 6 очков

а) примерно равны б) не равны

Необходимо отметить, что целесообразность включения подобного требования к подготовке учащихся начальной школы в планируемые результаты вызывает сомнение и нуждается в экспериментальной проверке.

1.2. РУССКИЙ ЯЗЫК И ЧТЕНИЕ

Образцы заданий, иллюстрирующие достижение планируемых результатов по русскому языку и чтению

К разделу: «Система языка. Коммуникация. Познание: Язык. Речь»

1. Напиши мини сочинение (примерно 10 предложений) на одну из предложенных тем: «Почему русский язык называют великим и могучим»

«Помогает ли мне русский язык для получения новых знаний?»

«Какие особенности русского языка помогают мне полно и точно выражать свои мысли, чувства, идеи и мнения»

«Можно ли с помощью языка оказывать влияние на окружающих, развлекать их, сообщать им важную информацию»

«Люблю ли я русский язык?»

2-1. Подчеркни предложения, написанные на русском языке.

1) Люблю грозу в начале мая, когда весенний, первый гром, как бы резвяся и играя, грохочет в небе голубом.

2) История на Русия от началото на ХІХ век до втората революция. Вътрешна политика и обществени движения

3) Повернувшись у Европу з далеких заморських мандрiв, Васко да Гама захоплено розповiдав про дивовижнi плоди, якими частували його у схiдних портах Африки.

4) I have got an apple. It is red. I will eat it.

5) Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало, гусей крикливых караван тянулся к югу.

2-2. Подчеркни слова, написанные на русском языке.

квiтки, мандарин, перець, game, перiод, came, беличий, злегка, белий, подсолнух, библиотека, страниците, произведенията, първо, поговорка, алюминий

3-1. Запиши звуки , которыми отличаются слова в парах:

мак – рак ____________________________________

игра – икра ____________________________________

примерять – примирять __________________________

рысь – рис _____________________________________

грусть – груздь _________________________________

3-2. Догадайся, сколько слов здесь спрятано. Запиши, какие. Объясни их значение.

атлас, гвоздики, стрелки, кружки, полки, попугай

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

К разделу: «Система языка. Коммуникация. Познание: Звуки и буквы»

4-1. Поставь в словах ударение.

алфавит, магазин, математика, манго, занавес, партер, перрон, скоропортящийся

4-2. Запиши последовательность звуков в словах:

карандаш [ __________________________]

машина [__________________________]

фасоль [__________________________]

ёлка [__________________________]

вьюга [____________________________________]

звёздный [________________________________]

5. Запиши слова рядом с нужной схемой.

поэт, дружба, варежки, улыбка, помогать, рисунок, делить, смешинки, всегда, правда, льдина, тетрадь, объезд, саночки


´

__________________________________________________________


´

__________________________________________________________


´

_________________________________________________________


´

__________________________________________________________


´

_________________________________________________________

6. Вставь в предложения нужные слова.

полка – полька

Над столом висела __________________________.

Мой любимый танец – весёлая ________________.

зайка - сайка

В булочной я купил шоколадного _______________________.

В булочной я купил мягкую _______________________.

лук - люк

Танкисты расселись по местам и закрыли ____________________.

В огороде на грядках взошли редиска и _______________________.

К разделу: «Система языка. Коммуникация. Познание: Звуки и буквы: произношение»

7. Парная работа. По очереди повторите скороговорки. Оцените правильность и быстроту произнесения друг друга.

Тридцать три корабля лавировали лавировали, лавировали лавировали, да не вылавировали.

Колли около Коли, а Коля около колли.

От топота копыт пыль по полю летит.

Купи кипу пик, купи кипу пик, купи кипу пик.

8-1. Поставь нужные знаки в конце предложений.

Ребята Переходите дорогу только на зелёный свет

Сентябрь, октябрь, ноябрь – это осенние месяцы

Как называется эта улица

Как красив зимний лес

Кто из вас сегодня дежурный

Кто умеет дружить, у того много друзей

8-2. 5. Поставь знаки препинания в конце выделенных предложений.

Меня ужалила пчела.

Я закричал: «Как ты могла ____ »

Она в ответ:

«А ты как мог сорвать любимый мой цветок____ »

8-3. Подчеркни только правильные варианты:

портфéль, пять сковородков, красúвее, много яблоков, два щенка, пять котёнков, красивéй, мало яблок, поехать на метро, два рукава, нет местов, двое учениц, звонúт, щавéль, шóфер, свёкла, магазúн, два пальта,

К разделу: «Система языка. Коммуникация. Познание: Звуки и буквы: графика»

10-1. Поставь + рядом со словами, написание которых не совпадает с их произношением.

€ рыбка € пудра € сгибать

€ местный € водица € буква

10-2. Найди и выпиши слова, в которых звуков больше, чем букв.

маяк, пять, зверь, каюта, ель, юнга, льёт, ягода, вьюга, ёжик, енот, яхта, якорь, юбка, салют, юмор

_________________________________________________________

_________________________________________________________

__________________________________________________________

11-1. Запиши любые 10 букв в алфавитном порядке.

___________________________________________________________________________

11-2. Запиши данные слова в алфавитном порядке.

бык, арбуз, собака, цветы, марка, тюльпан, велосипед, ромашка, горка, часы, страус, лампа

К разделу: «Система языка. Коммуникация. Познание: Звуки и буквы: техника и навыки письма»

12. Напиши как можно красивее 2-3 предложения.

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

14. Восстанови текст и запиши его с соблюдением правил оформления текста.

вкрохотномдомикенакраюгородажилкотенокбылонбелый,какмотокангорскойшерсти, такойжепушистыйикругленькийещеукотенкабылабольшаяголовассиними,каквесеннее небо,глазамичетырекогтистыхлапкиипышныйхвостзваликотенкатишкаэтопотому,чтоон оченьтихоумелподкрадыватьсякмышам,которыежиливподвалеклубкамразноцветныхниток ирыбенасковородкеещевдомежили,кромемышейитишки,бабушкаиеёвнукборискабориске былочетырегода,итишкеприходилосьпрятатьсяотнеготонашкафу,топоддиваномбабушку тишкалюбилонавытащиламокроготишкуизвесеннейлужиивзялаксебежить

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

К разделу: «Система языка. Коммуникация. Познание: Слова и словобразование: Словарный запас»

16. Напиши несколько слов:

а) об арбузе _________________________________________________________________

_________________________________________________________________

б) о слове арбуз _________________________________________________________________

_________________________________________________________________

17. Запиши по пять слов в каждую группу.

А) ПРОФЕССИИ

Б) ЯГОДЫ

В) ГОРОДА

1)

1)

1)

2)

2)

2)

3)

3)

3)

4)

4)

4)

5)

5)

5)

Г) ЦВЕТА

Д) ДЕЙСТВИЯ

Ж) ВКУСОВЫЕ ОЩУЩЕНИЯ

1)

1)

1)

2)

2)

2)

3)

3)

3)

4)

4)

4)

5)

5)

5)

18-1. Объясни значение слов.

дом - _________________________________________________________________

_________________________________________________________________ молоко - _________________________________________________________________

_________________________________________________________________

мудрость - _________________________________________________________________

__________________________________________________________________ ручка - _________________________________________________________________

_________________________________________________________________

язык - _________________________________________________________________

__________________________________________________________________

добрый - _________________________________________________________________

_________________________________________________________________

прыгать - _________________________________________________________________

__________________________________________________________________

18-2. Вот как один дошкольник рассуждал, услышав выражение время идёт : «Как же это время может идти? Что у него, ноги, что ли? И куда оно, интересно, идёт? И куда уходит?»

Объясни, о каком явлении языка еще не знает этот ребенок.

__________________________________________________________________

Приведи пример еще одного выражения, которое трудно будет понять этому дошкольнику.

__________________________________________________________________

18-3 Найди и подчеркни синонимы.

Зябнет осинка.

Дрожит на ветру.

Стынет на солнышке.

Мерзнет в жару.

И. Токмакова.

18-4. К словам левого столбика подбери близкие по смыслу слова правого столбика. Соедини их.

алфавит

огонь

шалун

чистый

прыгать

бросать

красить

аккуратный

алый

скакать

азбука

пламя

озорник

кидать

18-5. Подбери к словам 1-2синонима. Запиши их.

грустный-__________________________________________

бранить-____________________________________________

напрасно-___________________________________________

мрак-_______________________________________________

18-6. Оля подбирала синонимы к словам и сделала ошибки. Найди их и исправь.

смелый - храбрость_________________________________

дремучий - глухой__________________________________

шалун - проказник, озорник__________________________

злая – добрая _____________________________________

холод - морозный___________________________________

18-7. Закончи пословицы, используя антонимы.

Ученье свет, а неученье - _________________________________.

Знай больше, говори _____________________________________.

Не бойся врага умного, бойся друга _________________________.

Лучшая вещь новая, лучший друг - _________________________.

18-8. Подбери антонимы к подчёркнутым словам.

мелкий пруд - ___________________________пруд.

мелкий дождь - __________________________дождь.

свежий хлеб - ____________________________хлеб.

свежая рыба - ____________________________рыба.

свободный стул - _________________________стул.

свободная обувь - ________________________обувь.

сладкое яблоко - _________________________яблоко.

сладкое лекарство - _______________________лекарство.

19. Работа в группе (7-8 учащихся)

А) Составьте объявление о концерте, с которым может выступить ваш класс.

Б) Напишите коллективный отзыв на книгу, которую вы прочитали.

В) Составьте инструкцию к одной из настольных игр.

Г) Подготовьте эскиз плаката о правах детей.

20-1. В статье, которую ты читаешь, тебе встретилось незнакомое слово. Каковы твои возможные действия?

1) _________________________________________________________________

2) _________________________________________________________________

_________________________________________________________________

__________________________________________________________________

20-2. Вставь подходящие по смыслу слова.

разглядывать, рассматривать

Ученики внимательно________________________в микроскоп каплю жидкости.

Дети с интересом ___________________________приезжего.

построить, соорудить

На берегу пруда недавно_____________________________лодочную станцию.

Из палатки и вёсел туристы быстро _____________________________ носилки.

есть, кушать

«Вы ____________________на здоровье», - радушно угощала нас хозяйка.

Мы сели к столу и стали________________________________.

К разделу: «Система языка. Коммуникация. Познание: Слова и словобразование: Смысловой и словообразовательный анализ»

21-1. Отметь значком + верные утверждения.

‘ В слове может не быть окончания;

‘ В слове может не быть приставки;

‘ В слове может не быть суффикса;

‘ В слове может не быть корня;

21-2. Из слов исчезли корни. Впиши их.

при________ёт под____________ит

раз_________ёт по_____________ит

от__________ёт от_____________ут

21-3. Выдели в словах ту часть, которая указана в названии столбика. В каждой строчке составь из выделенных частей слово. Запиши получившиеся слова.

приставка

корень

суффикс

окончание

слово

полет

краска

дочка

папа

пошел

слово

лисица

береза

послал

дарит

холодок

мост

21-4. Распредели слова по столбикам. Запиши, вставляя пропущенные буквы. Допиши по одному своему слову в каждый столбик.

подгото___ка, кра___ка, гру___, ска___ка, поса___ка, гри___ки, гра___, погру___ка, закла___ка, бли___кий, бере___ка, ду___ки, ма___ь, уло___, яго___ка, повя___ка, дру___


Какое правило тебе пришлось вспомнить, чтобы правильно вставить пропущенные буквы?

________________________________________________________________

_______________________________________________________________

21-5. Сгруппируй вместе слова, которые имеют одинаковый состав. Запиши получившиеся группы. Выдели части слов.

лисица, нора, куст, дятел, белочка, дерево, сова, походка, пирожок, прибрежный, пригорок

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

21-6. Запиши к каждому слову по три родственных слова.

зима, __________________________________________________________________

__________________________________________________________________

холод, _________________________________________________________________

__________________________________________________________________

бежать, _________________________________________________________________

__________________________________________________________________

синий, _________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Запиши свою группу родственных слов. __________________________________________________________________

__________________________________________________________________

21-7. Составь и запиши рассыпавшиеся слова. Постарайся найти как можно больше вариантов.

кот-

болт-

голос-

сад-

пёстр-

рыж-

осень-

-ый

-лив-

-ёнок

-ист

-еньк-

-н-

-ик-

-ок-

-ий-

-еват-

К разделу: «Система языка. Коммуникация. Познание: Части речи: Классификация: морфологические признаки»

22-1. Догадайся, по какому признаку можно распределить слова на три группы.

волшебный, зонтик, летать, корабль, ласковый, плавать, моросить, чудесный, солнечный, девочка, пушистый, ветер, помогать, листопад, счастье, таять, лиловый, смешить

22-2. Отметь, к какому падежу ставятся вопросы “кому?” “чему?”.

1) предложному 2) винительному 3) родительному 4) дательному

22-3. Какие вопросы ставятся к именительному падежу?

1)кем? чем? 2)кого? что? 3) кого? чего? 4) кто? что?

22-4. В каком падеже стоит подчеркнутое имя существительное:

Мама постелила на стол скатерть .

1) в именительном 2) в винительном 3) в родительном 4) в предложном

22-5. К 1 склонению относится имя существительное:

1)отмель 2) отметка 3) отменять 4) ответ

22-6. Какое имя существительное относится к 3 склонению?

1) у кроватки 2) у подруги 3) у рощи 4) у кровати

22-7. Отметь словосочетания, в которых имена существительные стоят в винительном падеже.

1) ловить рыбу 2) книга сестры 3) читать журнал

4)вышли на берег 5) портрет художника 6) рассказ писателя

22-8. Что обозначает имя прилагательное?

1) предмет 2) признак действия 3) признак предмета 4) действие

22-9. Укажите окончания имен прилагательных женского рода:

1) -ая 2) -ое 3) -ой 4) -ий 5) -яя 6) -ый 7) -ее

22-10. Глагол в настоящем и будущем времени изменяется:

1) по лицам 2) по падежам 3) по числам 4) по родам

К разделу: «Система языка. Коммуникация. Познание: Части речи: Употребление в предложениях, высказываниях, текстах»

23-1. Составь, используя имена прилагательные, портрет знакомого человека.

лицо____________________________________________________________

глаза___________________________________________________________ лоб_____________________________________________________________

нос_____________________________________________________________

волосы__________________________________________________________

взгляд__________________________________________________________

улыбка_________________________________________________________

23-2. Восстанови текст, дописав нужные окончания.

Мимо станции проходил___ поезда. Из окошек смотрел____ люд___. Вагоны был___ зелён____, син____, красн____, на них висел____ табличк____ с названиями дальн___ мест, куда уезжал____ пассажир____ и откуда они приезжал____. Тим из-за скорост____ не успевал их прочесть. Он завидовал тем, кто ехал далеко-далеко, мимо множеств____ станций, за кажд____ из которых начинал____сь страна, такая же таинственн____ и загадочн____, как неизведанн____ улицы и места здешн____ посёлка. И ещё более таинственн____ и загадочн____. Там были горы и моря, пустыни и степи, верблюды и слоны. Поезд____ мчал____сь, оставляя за собой ветер, как будто в приоткрытую отдушину повеяло сквозняк____ из этих пространств.

23-3. Напиши небольшое сочинение на любую интересную тебе тему.

К разделу: «Система языка. Коммуникация. Познание: Словосочетания и предложения: Классификация и употребление в речи»

24. Сравни два текста. Запиши, чем они отличаются.

№ 1.

Наступила осень. Как обычно бывает осенью, везде много опавших листьев. Солнце светит реже. Часто дует сильный ветер и гонит по небу облака.

№ 2.

Это было просто здорово – город, заваленный листьями. Не наводнение, а налистнение.

Нынешняя осень была особенно радостной и светлой. Ликующей. С каждым днём всё яснее виделась гибель лета, и осень торжествовала победу над умирающим противником в упоительной желтизне. Иногда показывалось солнце, высветляя на тротуарах мокрые озябшие листья, и запах палых листьев, острый осенний запах будоражил душу и заполнял её ни с чем не сравнимой тоской.

Целый день по небу шлялись легкомысленные, беспокойные облачка, а сухие, по-осеннему поджарые листья густо лежали на земле молча, без шороха

_________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

_________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

_________________________________________________________________

25-1. Приведи по одному примеру.

Повествовательное предложение:

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Вопросительное предложение:

__________________________________________________________________

_________________________________________________________________

Побудительное предложение:

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Восклицательное предложение:

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Невосклицательное предложение:

__________________________________________________________________

_________________________________________________________________

25-2. Составь и запиши словосочетания.

куда?

х

едем ______________________________

чья?

х

помощь ______________________________

что?

х

слушаю ______________________________

каких?

х

елей ______________________________

как?

х

говорить ______________________________

какая?

х

тропинка ______________________________

25-3. Сделай предложения распространенными. Разбери их по членам.

Луч осветил.

___________________________________________________________________________________________________________________________

Капли падали.

____________________________________________________________________________________________________________________________

К разделу: «Система языка. Коммуникация. Познание: Словосочетания и предложения: синтаксический анализ»

26-1. Найди неправильное утверждение.

1) Подлежащее- главный член предложения.

2) Подлежащее и сказуемое составляют грамматическую основу.

3) Предложение может не иметь второстепенных членов.

4) Наличие главных членов - признак распространенного предложения.

26-2. Подчеркни слово, которое является подлежащим в предложении:

Весной Толя посадил дерево под окном .

1) Толя 2) дерево 3) весной 4) окном

26-3. Подчеркни слово, которое является сказуемым в предложении:

Воробей устал, намок до последнего пёрышка .

1) устал 2) устал, намок 3) намок 4) намок до пёрышка

26-4. Катя выписала из предложения словосочетания. Проверь, нет ли в ее работе ошибок. Если есть, объясни, в чем они заключаются.

Темная туча медленно проползла через рощу и закрыла солнце .

туча (какая?) темная _______________________________

проползла (как?) через рощу__________________________________

закрыла (что?) солнце________________________________________

проползла и закрыла___________________________________

медленно (что сделала?) проползла___________________________________

К разделу: «Система языка. Коммуникация. Познание: Правописание »

27-1. Выбери случаи слитного написания.

1) (под)снежник 2) (под)снежком 3) (до)школы

4) (до)школьник 5) (на)писал 6) (по)работе

27-2. Укажи букву, которую вставишь в слова:

нар...жать (ёлку) , погл...дел, перев...зал, объ...вил

1) «е» 2) «и» 3) «я»

27-3. Укажи слова, в которых пропущена буква:

1) лес...ница 2) килограм... 3) опас...ность

4) праз...ник 5) чудес...ный 6) Рос...ия

27-4. Укажи слова, в которых пропущен Ъ:

1) под...ём 2) в...юнок 3) об...явление 4) коп...ё 5) с...умел 6) об...ём

27-5. Укажи слова, в которых пропущен Ь:

1) полноч... 2) лист...я 3) калач... 4) мелоч... 5) под...езд 6) помощ...

27-6. Укажи слова, в которых допущена ошибка:

1) узкая 2) клюф 3) редкий 4) прышки 5) круг 6) гараш

27-7. В каком слове пишется окончание “и”?

1) по улиц... 2) по ветв... 3) по ветк... 4) по дорог...

27-8. Выбери правильное написание и объяснение: “ жить в город...”

1) е - 1 скл., Предл. п. 2) е -2 скл.,Предл. п. 3) и - 3 скл., Предл. п. 4) е - 1 скл., Дат.п.

27-9. Найди слово 3 склонения в дательном падеже с окончанием и- :

1) об осен... 2) от осен... 3) к осен... 4) к осин...

27-10. Какое существительное не склоняется: 1)окно 2) кино 3) бревно 4) дно

27-11. В данной группе слов проверочным является слово :

1) бедняк 2) бедняжка 3) бедный 4) обеднеть

27-12. Слово с непроизносимой согласной :

1) ужас...ный 2) опас...ный 3) праз...ник 4) чудес...ный

27-13. Укажи словосочетания, в которых в окончании существительных пишется буква «и »:

1) бежал по тропинк.. . 2) прочитал в книг... 3) думал о матер...

4) работал без устал... 5) подошёл к деревн... 6) подплыл к Казан...

7) спал в постел... 8) осталось на скатерт... 9) зашёл к подруг...

27-14. Проверь, правильно ли выполнено задание «Подчеркни безударные гласные в корне». Исправь ошибки цветной ручкой.

ма лыш, река , ко са, столи к, зимушка , сестра , боро да, по дбегать

27-15. Запиши проверочные слова, вставь пропущенные буквы.

______________________-т__плица

______________________-см__ялся

______________________-___кно

______________________-тр__ва

27-16. Исправь ошибки.

Каштанка осталась одна. Грусть подкрадывалась к ней незаметно и овладела нею постепенно. Вдруг близко отнеё раздался крик. Гусь сидел на полу. Глаза у него были закрыты. Хозяин сел перед им, минуту глядя на его молча.

28. Поставь недостающие знаки препинания.

1) Ласточки скворцы и кукушки появляются стайками весной в лесах.

2) Снег потемнел пропитался водой отяжелел и осел.

3) В лесу под деревьями рыщут звери пасутся лоси и резвятся белки.

4) С окрестных гор уже снега сбежали мутными ручьями

1.3. ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Образцы заданий, диагностирующих достижение планируемых результатов обучения

Требование №6

В процессе обучения учащиеся научатся целенаправленно ставить и проводить простейшие наблюдения и опыты: качественные или простые измерения изученных величин; использовать при проведении наблюдений и опытов простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы: лупу, термометр, линейку, весы, штатив, стакан, колбу, часы, секундомер и др.; выполнять правила техники безопасности при использовании приборов и лабораторного оборудования.

6.1 Различать в описании наблюдения или опыта его ход и результаты (что делали и что получили). Выбирать план проведения наблюдения или опыта, отвечающий сформулированной цели.

Пример 1

Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

(1) Саша проводил дома опыт по заданию учителя. (2) Он выяснил, что в горячей воде растворяется больше соли, чем в холодной. (3) Для этого он взял два одинаковых стакана, налил в них одинаковое количество воды. (4) Но в первый стакан он налил холодную воду из-под крана, а во второй – горячую воду из чайника. (5) Затем в каждый стакан он насыпал по 3 г соли и следил, как она растворялась. (6) Когда он повторил это несколько раз, то заметил, что в стакане с холодной водой соль перестала растворяться.

Какое предложение текста представляет собой вывод из опыта Саши? (Запишите номер этого предложения).

/Ответ: 2

Какое предположение проверял Саша в своем опыте?

1) как зависит масса растворяемой соли от температуры воды

2) как зависит масса растворяемой соли от количества воды

3) от чего зависит скорость, с которой растворяется соль в воде

4) как зависит скорость, с которой растворяется соль в воде, от температуры воды

/Ответ: 1

Пример 2

Известно, что если бумажную полоску поместить между двумя книгами, а затем положить на нее небольшой грузик, то она прогибается. Предложите порядок проведения опыта по проверке следующего предположения: «Величина прогиба полоски зависит от ее ширины».

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6.2 Собирать установку для проведения простейшего опыта по рисунку или описанию.

Пример 3

Прочитайте описание опыта.

Опустим колбу горлышком в воду. Заметим, что вода не входит в колбу, — ее «не пускает» воздух. Будет нагревать колбу в ладонях. Вскоре мы увидим, что из колбы стали выходить пузырьки воздуха. Следовательно, при нагревании воздух расширяется.

Какое оборудование вам понадобится для проведения этого опыта? (Подчеркните все необходимые приборы и материалы).

Вода, термометр, стакан, фильтр, микроскоп, колба, снег, спиртовка

/Ответ: вода, стакан, колба.

Пример 4

Вам поручили сделать прибор для измерения силы ветра. У вас имеются пластиковые стаканчики, дощечки и длинный шест. Предложите конструкцию такого прибора. Сделайте рисунок.

____________________________________________________________________

6.3 Следовать предложенному плану при проведении наблюдения или опыта. Фиксировать результаты наблюдений или опыта в предложенном формате (словесного описания, таблицы, условных обозначений).

Пример 5

Вам необходимо провести наблюдения за изменением вида Луны в течение месяца. Выберите из предложенных словосочетаний те, которые составят верный план проведения наблюдений.

1. Ежедневно (в любое время суток, в определенное время суток) находить на небе Луну.

2. Отмечать (дату и время наблюдения, погоду при наблюдениях).

3. Зарисовывать (положение Луны относительно соседних созвездий, видимую форму Луны).

/Ответ: в определенное время суток, дату и время наблюдения, видимую форму Луны)

Пример 6

Саше поручили провести в течение недели наблюдения за погодой. В своем дневнике наблюдений он должен был в полдень отмечать температуру воздуха, силу ветра, осадки и облачность.

1. Предложите условные обозначения для записи результатов наблюдений:

Сила ветра:

Слабый —

Средний —

Сильный —

Осадки:

Снег —

Дождь —

Облачность:

Ясно —

Частичная облачность —

Сплошная облачность —

2. В одни из дней наблюдений (28 октября) Саша определил, что в полдень был одни градус ниже нуля, небо полностью покрылось облаками, и пошел небольшой снег, сопровождающийся сильным ветром. В предложенную ниже таблицу занесите наблюдения за погодой, которые должен был бы сделать Саша. Используйте выбранные вами условные обозначения.

Дата

Температура

Облачность

Сила ветра

Осадки

6.4 Измерять массу своего тела (при помощи напольных весов с точностью до 1 кг), температуру воды (при помощи жидкостного термометра с ценой деления в 1°С), длину небольшого тела (например, тетради) при помощи линейки (с точностью до 1 мм), времени по часам, записывать численное значение полученной величины.

Пример 7

Назовите приборы для измерения

Длины — ___________________

Массы — ___________________

Времени — _________________

Температуры — _____________

Пример 8

Какой из перечисленных приборов вы выбрали бы для измерения длины классной доски?

а) линейку на 20 см

б) линейку на 1 м

в) рулетку на 5 м

/Ответ: 3.

Пример 9

Запишите словами:

+10 ° С __________________________________________________

-2 ° С ________________________________________________

Запишите числами:

пять градусов выше нуля ______________

четыре градуса мороза _____________

температура кипения воды ___________________________

Пример 10

Катя и Маша решили взвесить свои портфели и поставили их на напольные весы. Одно деление этих весов соответствует 1 кг. Чему равна масса портфелей девочек?

______________________________

Известно, что для сохранения правильной осанки в 4-5 классах масса портфеля ученика должна составлять не более 3 кг. Укладываются ли портфели девочек в эту норму? ____________________

Пример 11

Перед тем как начать делать уроки Катя посмотрела на свои часы:

После того, как она закончила делать домашнее задание, Катя снова взглянула на часы:

Сколько времени Катя делала уроки?

____________________________

/Ответ: 1 час 10 минут.

Требование №7

В процессе обучения учащиеся научатся описывать объекты живой и неживой природы, сравнивать их и проводить простейшие классификации на основе внешних признаков и/ или известных характерных свойств.

7.1. Составлять описание объекта: по 2-3 характерным признакам самостоятельно выделяя признаки объекта; по 5-6 признакам, пользуясь предложенным планом и выбирая характерные для объекта признаки из имеющегося списка.

Пример 12

«Чёрный, проворный,

Кричит "крак" — червякам враг».

Вы узнали в этой загадке грача? Узнали, так как в ней описываются характерные особенности этой птицы: как выглядит, какие звуки издает, чем питается. Попробуйте придумать свои загадки о трех перечисленных ниже объектах:

1. синица ________________________________________________________

2. апельсин _______________________________________________________

3. лиственница ____________________________________________________

/Ответ: указано не менее двух характерных признаков.

Пример 13

Представьте себе, что перед вами стоит бутылка с подсолнечным маслом. Опишите подсолнечное масло, воспользовавшись следующим планом.

1. Цвет

2. Прозрачность

3. Состояние вещества

4. Сохраняет ли форму при переливании в другой сосуд?

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

/Ответ: желтое, прозрачное, жидкое, не сохраняет.

Пример 14

Узнайте животных по их описанию.

Это ласковое, пушистое, грациозное животное было одомашнено древними египтянами, считавшими его священным. Хищник по природе оно питается насекомыми, ящерицами, мышами, птицами.

Это животное — ___________________

/Ответ: кошка

Эти милые ласковые зверьки прекрасно привыкли к жизни в городской квартире. Если их воспитывать там с первых дней, как собак и кошек.

На форме они, как правило, живут в вольерах, где им каждый день меняют воду и дают свежую травку. Самки этих домашних животных очень плодовиты: за один раз у них рождается от 2 до 12 малышей.

Это животное — _________

/Ответ: кролик