Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 16

 

Поиск            

 

Ю. А. Васнецов родился (1900 1973) в Вятке, в семье вятского священника, состоял в отдаленном родстве с Виктором и Аполлинарием Васнецовыми. Мать вязала, вышивала, плела кружево. Сочетание кремового, болотной зеле

 

             

Ю. А. Васнецов родился (1900 1973) в Вятке, в семье вятского священника, состоял в отдаленном родстве с Виктором и Аполлинарием Васнецовыми. Мать вязала, вышивала, плела кружево. Сочетание кремового, болотной зеле

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И ПО ДЕЛАМ МОЛОДЕЖИ РФ

ПЕТРОЗАВОДСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

Дошкольное отделение

Юрий Алексеевич Васнецов

Выполнили:

Ирина Владимировна Богомолова

Алена Николаевна Гуркова

Анна Валерьевна Скрынник

Наталья Владимировна Попова

студентки 431 группы

Проверила:

Драневич Л.В.

Преподаватель ППК

Петрозаводск 2005

СОДЕРЖАНИЕ:

Стр.

ГЛАВА 1 Биография Ю.А. Васнецова...……………………………………..3-5

ГЛАВА 2 Особенности изображения иллюстраций Васнецова……………6-7

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.……………………………………………………….................8

ПРИЛОЖЕНИЕ.………………………………………………………………9-12

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………13

ГЛАВА 1 Биография Ю.А. Васнецова

Ю.А. Васнецов родился (1900 – 1973) в Вятке, в семье вятского священника, состоял в отдаленном родстве с Виктором и Аполлинарием Васнецовыми. Мать вязала, вышивала, плела кружево. Сочетание кремового, болотной зелени, бледно-голубого в кружевоплетении могло служить уроком юному живописцу. Отцово влияние - другое: характер - упорство, в любом деле идти до конца, быть преданным, верным слову. Сёстры - от них доброта, жертвенность, любовь. Все дороги для Юрочки. Но и он одаривал, любил горячо. Коля Костров, Женя Чарушин - художники-друзья на всю жизнь в Вятке и Ленинграде. С Аркадием Рыловым - академистом (учеником Куинджи) Юрий мальчишкой этюды писал, а потом в его мастерской в Академии занимался.

Одержимый желанием стать художником, он в 1921 г. приехал в Петроград и поступил на живописный факультет ГСХМ (позднее ВХУТЕМАС), учился у А.Е. Кареева, М.В. Матюшкина, К.С. Малевича и Н.А. Тырсы; успешно закончил учебу в 1926 г. У Матюшина самое интересное - цвет. Елочку пишешь на закатном небе, так надо найти красивый третий цвет и проложить между предметом и средой, чтобы все три цвета заиграли. И хотя материальности, предметности, игре с формой, с фактурой живописной Юрий учился в аспирантуре у Малевича, но матюшинский цвет-сцепление никогда не забывал. В лучших детских иллюстрациях и в живописи, конечно, принципы матюшинской школы использовал.

В поисках заработка молодой художник начал сотрудничать с отделом детской и юношеской литературы Государственного издательства, где под художественным руководством В. В. Лебедева счастливо обрел себя в интерпретации тем и образов русского фольклора - сказок и главным образом потешек, в которых лучше всего удовлетворялась его природная тяга к юмору, гротеску и доброй иронии.

В 1930-х гг. ему принесли известность иллюстрации к книжкам «Болото», «Конек-Горбунок» (см. в приложении) П. П. Ершова, «Пятьдесят поросят», «Краденое солнце» К. И. Чуковского, «Три медведя» Л. И. Толстого. Тогда же он делал отличные - нарядные и увлекательные - литографские эстампы для детей, основанные на тех же сюжетных мотивах.

В годы войны, проведенные сначала в Молотове (Пермь), потом в Загорске (Сергиев Посад), где он состоял главным художником Института игрушки, Васнецов исполнил поэтичные иллюстрации к "Английским народным песенкам" С. Я. Маршака (1943), а затем к его же книжке "Кошкин дом" (1947). Новый успех принесли ему иллюстрации к фольклорным сборникам "Чудодейное колечко" (1947) и "Небылицы в лицах" (1948). Васнецов трудился необычайно интенсивно, помногу раз варьируя дорогие ему темы и образы. Своеобразным итогом его многолетней деятельности стали широко известные сборники "Ладушки" (1964) и "Радуга-дуга" 1969 (см. приложение). В ярких, занимательных и остроумных рисунках Васнецова русский фольклор нашел едва ли не самое органичное воплощение, на них выросло не одно поколение юных читателей, а сам он уже при жизни был признан классиком в области детской книги.

Между тем книжная графика составляла лишь одну сторону его творчества. Главной целью жизни Васнецова всегда были занятия живописью, и к этой цели он шел с фанатическим упорством: работал самостоятельно, занимался под руководством К. С. Малевича в Гинхуке, обучался и аспирантуре при Всероссийской АХ.

В 1932-34 гг. он создал, наконец, несколько произведений ("Дама с мышкой", "Натюрморт с шахматной доской" (см. в приложении) и др.), в которых проявил себя как очень крупный мастер, успешно соединивший утонченную живописную культуру своего времени с традицией народного "базарного" искусства, которое он ценил и любил. Но это позднее обретение себя совпало с начавшейся тогда кампанией борьбы с формализмом. Опасаясь идеологических преследований (уже успевших коснуться его книжной графики), Васнецов сделал живопись тайным занятием и показывал ее только близким людям.

ГЛАВА 2 Особенности изображения иллюстраций Васнецова

Юрий Алексеевич Васнецов создал яркий, неповторимый митр сказочных образов, близкий и понятный каждому ребенку.

Задумчивый лесной край, где родился и вырос художник, детские впечатления от ярмарки игрушек «Свистуньи» с нарядными дымковскими куклами-барынями, расписными яркими петухами, конями оказали заметное влияние на его творчество. Многие персонажи рисунков Ю.А. Васнецова имеют сходство с образами, рожденными народной фантазией. Очень, например, похожи на дымковского коня кони на иллюстрациях к потешкам «Иванушка» и «Конь».

Чем ближе знакомишься с работами Васнецова, тем больше восхищаешься богатством его творческого воображения: так много животных нарисовал художник и все они очень разные. У каждого свой характер, своя манера поведения, свой стиль в одежде. На иллюстрации к потешке «Мыши» Юрий Алексеевич изобразил хоровод из девятнадцати мышат: у девочек-мышек яркие юбочки, украшенные полосочками, а у мальчиков – мышат разноцветные рубашечки с пуговками.

Много веселой выдумки, игры внес художник в иллюстрации к потешке «Кисонька». Сказочная мельница очень декоративна. Она украшена дугами, точками, волнистыми и ломаными линями. Крылья мельницы сплетены из старой легкой дранки. На мельнице живет симпатичный маленький мышонок. Он залез на подоконник и с интересом смотрит в окно. Вокруг мельницы растут удивительные волшебные цветы, которые так красиво освещены солнцем. Прянички Кисонька сложила в большую плетеную корзинку. Прянички белые, с красивыми узорами и очень аппетитные! Несмотря на то что в потешке ничего не говорится о том, кого встретил по дороге Кисонька, художник сам придумал и изобразил эту встречу.

Очень большую нагрузку несет в работах Ю.А. Васнецова цвет. Часто от него так и веет радостью. А в иллюстрациях к потешкам «Скок-поскок» и «Конь» ярко-желтый фон не только передает картину теплого солнечного дня, но и усиливает восприятие образов, созданных художником. Хорошо просматриваются на желтом фоне темно-коричневые фигурки бельчат, важно шагающих по мостику. Благодаря светлому фону мы видим их пушистую шерстку, любуемся кисточками на ушах.

Хотя на рисунках Ю.А. Васнецова птицы и животные похожи на игрушечных, вместе с тем они очень самобытны и выразительны. Сказочные образы, рожденные фантазией художника, близки и понятны детям, потому что он нашел художественную форму, наиболее точно отвечающую особенностям детского восприятия.

Прирожденный художник является миру со своим языком и темой. Когда Юрия Васнецова спрашивали, какие его любимые краски, он отвечал неожиданно: «Люблю черную краску, она помогает контрастности. Охра - как золото. Английская красная нравится мне материальностью цвета». Всё так, это краски, в древнерусских иконах обозначающие божественную энергию. Понятие о силе и материальности энергетического потока вошло в подсознание художника в храме при созерцании икон: его отец служил в Кафедральном соборе Вятки. Юрий Васнецов не любил теоретизировать, но, относясь к живописи серьезно, вдумчиво, он интуитивно и экспериментально шел к понятию «цветового тона» (тон - напряжение), добиваясь световых эффектов не пленеристически или импрессионистически, а заставляя светиться саму плоть живописи, фактуру, материал - цветной карандаш, акварель, гуашь, масло. Его цветовое пятно согласуется по силе света с соседними и рождается колорит глухой, бархатный, сдержанный, открытый, яркий, контрастный, разный, но всегда гармоничный.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Ю.А. Васнецов – замечательный художник – сказочник. Доброта, спокойствие, юмор характерны для его творчества. Его рисунки всегда праздник для маленьких и больших. Это мастер, тесно и органично связанный с традициями русского народного творчества и вместе с тем обогащенный опытом современной изобразительной культуры. Своеобразие Васнецова в том, что темы его картин и рисунков уходят глубокими корнями в национальный фольклор.

В своих рисунках для детей Ю.А. Васнецов талантливо объединил сказку и реальность. И чтобы ни происходило на этих иллюстрациях, это всегда что-то доброе и светлое, с чем не хочется расставаться ни детям, ни взрослым. В иллюстрациях Васнецова, как в душе ребенка, живет простодушное восприятие мира, яркость и непосредственность, поэтому они для детей – как будто само собой разумеющееся, свое, знакомое. Для взрослого же эти рисунки – давно забытое счастье погрузиться в радостный, наивный, благожелательный мир, где так самозабвенно пляшет круглоглазый заинька, так уютно горят огоньки в избушках, домовито хозяйничает сорока, где мыши не боятся кота, а кот не собирается их есть, где такое круглое и нарядное солнце, такое синее небо, облака, похожие на пушистые блины.

В своих пейзажах и натюрмортах, подчеркнуто незатейливых по их мотивам и на редкость изощренных по живописной форме, он достигал впечатляющих результатов, своеобразно возрождая традиции русского примитивизма. Но эти работы практически не были никому известны. Лишь несколько лет спустя после смерти художника его картины были показаны зрителям на выставке в ГРМ (1979), и стало ясно, что Васнецов был не только прекрасным книжным графиком, но и одним из выдающихся русских живописцев XX в. Всё в иллюстрациях и картинах Васнецова облюбовано и взято из жизни. Жизнь - сказка. Когда Васнецова спрашивали о самом дорогом подарке, полученном им, он отвечал: «Жизнь, подаренная мне жизнь». Юрий Алексеевич Васнецов умер в 1973 году в Ленинграде.

ПРИЛОЖЕНИЕ:


Иллюстрация к сказке П. П. Ершова "Конек-Горбунок". 1935

Иллюстрация к книге "Радуга-дуга. Русские народные песенки, потешки, прибаутки". 1969

Натюрморт с шахматной доской. 1926-28. Масло

Дама с мышкой. 1932-34. Масло

Теремок. 1947. Ф., м

Иллюстрация к "Краденому солнцу" К.Чуковского.1958

Иллюстрация к "Радуге-дуге", сборнику русских народных песенок, потешек, прибауток. 1969

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Доронова Т.Н. дошкольникам о художниках детской книги М.: Просвещение, 1991. – 126 с.

2. Курочкина Н.А. Детям о книжной графике. СПб.: Акцидент, 1997. – 190 с.