Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 16

 

Поиск            

 

Указания методические по выполнению контрольной работы с использованием компьютерной

 

             

Указания методические по выполнению контрольной работы с использованием компьютерной

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

МИКРОЭКОНОМИКА

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНОЙ

ОБУЧАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ

для студентов I курса,

обучающихся по направлению 521600

«Экономика» (бакалавр)

(первое высшее образование)

Кафедра экономической теории

Москва –2008

Методические указания разработали:

профессор, д.э.н. Николаева И.П.

доцент, к.э.н. Белоусова И.Э.

зав.лабораторией компьютерных

технологий в образовании ЦНОТ, к.э.н. Григорович Д.Б.

зав.лабораторией методического обеспечения ЦНОТ Галкина Л.А.

Методические указания по выполнению контрольной работы обсуждены на заседании кафедры Экономической теории

профессор Протас В.Ф.

Методические указания одобрены на заседании Научно-методического совета ВЗФЭИ.

Проректор по УМР,

председатель НМС,

профессор Дайитбегов Д.М.

Ó ГОУ ВПО Всероссийский заочный

финансово-экономический

институт (ВЗФЭИ), 2008


1. Методика выполнения контрольной работы с использованием компьютерной обучающей программы

1.1. Назначение и структура контрольной работы с использованием КОПР

Обязательным элементом обучения студентов первого курса является выполнение контрольной работы по дисциплине «Микроэкономика» курса экономической теории.

Контрольная работа служит допуском к экзаменационному зачету - итоговой форме контроля знаний по данной дисциплине.

Выполнение контрольной работы имеет большое значение:

- во-первых , она закрепляет и углубляет знания студентов по изучаемой учебной дисциплине;

- во-вторых , приобщает студентов к самостоятельной творческой работе с экономической литературой; приучает находить в ней основные и дискуссионные положения, относящиеся к рассматриваемым проблемам; подбирать, обрабатывать и анализировать конкретный материал и на его основе делать обоснованные выводы;

- в-третьих , студент учится последовательно и экономически грамотно излагать свои мысли при анализе проблем, изложенных в научной литературе; связывать общие теоретические положения с конкретной действительностью.

Контрольная работа выполняется с помощью экспериментальной Интернет-версии компьютерной обучающей программы (КОПР) по дисциплине «Экономическая теория (микроэкономика)», предоставляющей студентам целостную систему освоения учебного материала с использованием новых образовательных технологий.

КОПР включает в себя следующие материалы, необходимые для выполнения контрольной работы:

1. Теоретический материал ;

2. Тесты для самоконтроля ;

3. Задания контрольной работы , включающие в себя контрольный теоретический вопрос, два контрольных тестовых задания и задачу .

1.2. Определение варианта контрольной работы

Подготовка к выполнению контрольной работы начинается с выбора варианта работы, который осуществляется при помощи приведенной ниже таблицы. В основе выбора лежит начальная буква фамилии студента (например, студент Иванов- вариант № 9).

Первая буква фамилии студента

Номер варианта

Первая буква фамилии студента

Номер варианта

А

1

О

14

Б

2

П

15

В

3

Р

16

Г

4

С

17

Д

5

Т

18

Е

6

У

19

Ж

7

Ф

20

З

8

Х

21

И

9

Ц,Ч

22

К

10

Ш, Щ

23

Л

11

Э

24

М

12

Ю

25

Н

13

Я

26

В разделе 2 настоящих методических указаний для каждого варианта приведены задания контрольной работы.

1.3. Подбор литературы для выполнения контрольной работы

После определения варианта контрольной работы необходимо подобрать основную и дополнительную литературу, которая будет использоваться при выполнении контрольной работы по данной теме.

Начинать нужно с базового учебника, отражающего программу дисциплины, утвержденную Научно-методическим советом ВЗФЭИ. Все учебники, подготовленные кафедрой экономической теории ВЗФЭИ, основываются на этой программе. Для более полного представления о проблемах и отдельных вопросах по данной теме необходимо ознакомиться с их изложением в других учебниках и учебных пособиях. По мере возможности должны быть использованы и материалы текущей периодики, прежде всего журналы "Вопросы экономики", "Российский экономический журнал", "Экономист", "Мировая экономика и международные отношения", "Человек и труд", "ЭКО" и др.

В качестве основной литературы кафедра рекомендует следующие учебники, учебные пособия и учебно-методическую литературу:

· Экономическая теория. Учебник. Под ред. И.П.Николаевой. - М.: Проспект, 2006.

· Экономическая теория. Учебник. Под ред. И.П. Николаевой. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.

· Экономическая теория. Учебник. Под ред. И.П. Николаевой. - М.: Проспект, 1998.

· Экономическая теория. Трансформирующаяся экономика. Учебное пособие. Под ред. И.П.Николаевой - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

· Николаева И.П. Экономическая теория. Учебник. - М.: КноРус, 2001, 2006.

· Теория переходной экономики. Учебное пособие. Под ред. И.П. Николаевой. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.

· Основы экономической теории. Учебное пособие. Под ред. И.П. Николаевой. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.

· Основы микроэкономики. Учебное пособие. Под ред. И.П. Николаевой. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000

· Микроэкономика: теория и российская практика. Учебное пособие. Под ред. А.Г. Грязновой и А.Ю. Юданова. - М.: КноРус, 2005.

· Микроэкономика: практический подход (Managerial Economics). Под ред. А.Г. Грязновой и А.Ю. Юданова. - М.: КноРус, 2004.

· Экономическая теория. Компьютерная обучающая программа / Корпоративные образовательные ресурсы ВЗФЭИ - http://www.vzfei.ru/rus/learn_resource/corp_resurs.htm. Комплект компьютерных обучающих программ для студентов I курса (КОПР1).

· Методические указания по использованию корпоративных образовательных Интернет-ресурсов в учебном процессе для студентов I-VI курсов всех специальностей МУ-КОРСТ-2007. – М.: ВЗФЭИ, 2007.

В качестве дополнительного источника при выполнении контрольной работы кафедра экономической теории рекомендует пользоваться книгой Майнбурда Е.М. Введение в историю экономической мысли. - М.: Изд-во "ДЕЛО" и "ВИТА-ПРЕСС", 1996, которая есть в институтской библиотеке. В ней в доступной форме раскрывается сущность практически всех экономических категорий.

При написании контрольной работы можно также использовать следующую дополнительную литературу :

· Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика. - М.: Экономика, Дело. 1992.

· Хайман Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение. - М.: Финансы и Статистика, 1992.

· Хэл Р.Вериан. Микроэкономика: промежуточный уровень. - М.: ЮНИТИ, 1997.

· Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. - М.: Дело, 1993.

· Самуэльсон Пол А., Нордхаус Вильям Д Экономика. - М.: Бином - КноРус, 1997.

Кроме того, к отдельным темам дисциплины можно рекомендовать следующую литературу:

Тема: Предмет, метод и функции экономической теории:

Абалкин Л. Реалистическая политическая экономия. //Экономист, 2005, №8.

Афанасьев В. Метод экономической двойственности. //Вопросы экономики, 2005, №8.

Афанасьев В. Структура экономических явлений. // Экономист, 2006, №6.

Балацкий Е. Диалектика познания и новая парадигма экономической науки //МЭМО, 2006, №7.

Тема: Общие основы экономического развития:

Дзарасов С. Экономика: рыночная или смешанная? //Вопросы экономики, 2003, № 7.

Дзарасов С. Способен ли частный капитал модернизировать российскую экономику? //Вопросы экономики, 2005, № 4.

Корицкий А.В. Капитал, без которого нам не жить: человеческий капитал и его связь с развитием субъектов экономики // Российское предпринимательство. - 2007.- № 7. Ч. 2. -

Бузгалин А. Колганов А. Человек, рынок и капитал в экономике ХХI века // Вопросы экономики. - 2006.- № 3.

Королев В.К. Деньги как фактор глобализации // Финансы и кредит. - 2004.- № 23.

Петрикова С.М. Сущность, функции и теория денег в экономической науке / С. М. Петрикова // Финансы и кредит. - 2006.- № 22.

Янов В.В. Эволюционный процесс возникновения и становления кредитных денег // Финансы и кредит. - 2005.- № 21.

Сабитов Н.Х. Чистякова Ф. Г Сущность и природа денег в экономической теории // Финансы и кредит. - 2005.- № 23.

Семенов С.К. Деньги: структура и ее разновидности // Финансы и кредит. - 2006.- № 27. - С. 17-26.

Колесов Н., Лоскутов В. Асоциальная форма акционерной собственности. //Экономист, 2005, №9.

Макаров А. Собственность: два подхода // Экономист, 2006, №7.

Попадюк Н. Частная ли частная собственность в России? // Вопросы экономики, 2006, №1.

Тамбовцев В. Улучшение защиты прав собственности - неиспользуемый резерв экономического роста в России. // Вопросы экономики, 2006, №1.

Медведев В. О стоимости в современной экономике. //Вопросы экономики, 2003, №11.

Тронев К. Категории "рыночная стоимость" т " рыночная цена" в 3-м томе "капитала" К.Маркса. //Российский экономический журнал, 2004, №1.

Тема: Рынок как экономическая система:

Бузгали А., Калганов А. Человек, рынок и капитал в экономике ХХIв. //Вопросы экономики, 2006, №3.

Дементьев В. Доверие - фактор функционирования и развития рыночной экономики. //Российский экономический журнал, 2004, №8.

Дзарасов С. Экономика: рыночная или смешанная? //Вопросы экономики, 2003, № 7.

Нешитой А., Сухарев О. Конкурнетоспособность и условия воспроизводства. //Экономист, 2005, №3.

Тема: Основы теории спроса и предложения:

Тикин В. Как связаны друг с другом равновесие и конкуренция? // Экономист. - 2007. - № 3.

Тема: Теория потребительского поведения:

Красильникова М.Д. Изучение социальных настроений и потребительского поведения населения России // Проблемы прогнозирования. - 2003.- № 2.

Тема: Фирма, ее и здержки и прибыль:

Никитин С., Глазова Е., Никитин А. Прибыль: теоретические и практические подходы // МЭиМО. - 2002.- № 5.

Новодворский В.Д. Прибыль предприятия: бухгалтерская и экономическая / В. Д. Новодворский, Н. В. Клестова, А. В. Шпак // Финансы. - 2003.- № 4.

Попов Е., Лесных В. трансакционные издержки в переходной экономике //Мировая экономика и международные отношения, 2006, №3.

Сысоев А.В. Амортизационная политика как фактор инвестиционного развития экономики // Проблемы прогнозирования, 2006, № 1.

Темы: Совершенная конкуренция.

Рыночные структуры несовершенной конкуренции.

Гурков И. , Аврамова Е., Тубалов В. Конкурентоспособность и инновационность российских промышленных предприятий//Вопросы экономики, 2005, № 2.

Дерябина М. Реформирование естественных монополий: теория и практика. //Вопросы экономики, 2006, №1.

Ендовицкий Д.А. Соболева В.Е. Анализ тенденций развития процессов слияний и поглощений компаний в Российской Федерации // Экономический анализ: теория и практика. - 2007.- № 13.

Новиков В. Влияние российского антимонопольного законодательства на экономическое развитие. // Вопросы экономики, 2003, №4.

Розанова Н. Эволюция антимонопольной политики России: проблемы и перспективы //Вопросы экономики, 2005, № 5.

Салимжанов И.К. Конкуренция и ценообразование // Финансы. - 2005.- № 9.

Сальников В.А., Галимов Д.И. Конкурентоспособность отраслей российской промышленности – текущее состояние и перспективы // Проблемы прогнозирования 2006 № 2.

Тема: Рынок факторов производства. Распределение ресурсов и доходов:

Волконский В.А., Кузовкин А.И., Мудрецов А.Ф., Природная рента и методы ее оценки. // Проблемы прогнозирования, 2005 № 1.

Капелюшников Р. Российская модель рынка труда: что впереди? // Вопросы экономики, 2003, №4.

Котляр А. О субъектах и объекте рынка труда / А. Котляр // Человек и труд. - 2003.- № 5.

Минеев В.Н. О некоторых направлениях роста занятости населения Российской Федерации в начале ХХI века // Уровень жизни населения регионов России. - 2007.- № 4.

Патока Л. Значимость концентрации капитала // Экономист, 2006, №8.

Пястолов С. Особенности предложения труда российских домохозяйств. // Вопросы экономики, 2005, №8.

Полежаев А.В. Занятость и рынок труда в России: проблемы и ограничения // Проблемы прогнозирования, 2005 № 5.

Шагайда Н. Рынок земель сельскохозяйственного назначения: практика ограничений // Вопросы экономики, 2005 № 6.

После изучения подобранной литературы можно приступать к выполнению контрольной работы с использованием экспериментальной версии компьютерной обучающей программы.

1.4. Порядок выполнения контрольной работы с использованием КОПР

Перед началом выполнения контрольной работы студенту предлагается ознакомиться с теоретическим материалом, включенным в КОПР, затем самому оценить свои знания, пройдя тесты для самоконтроля знаний в КОПР по всем темам курса. После чего можно приступить к выполнению заданий своего варианта контрольной работы.

Для вызова Интернет-версии КОПР по дисциплине «Экономическая теория (микроэкономика)» для студентов I курса необходимо руководствоваться «Методическими указаниями по использованию корпоративных образовательных Интернет-ресурсов в учебном процессе» для студентов I – VI курсов всех специальностей.

Ознакомиться с электронной версией данных методических указаний можно на странице «Корпоративные образовательные ресурсы» раздела «Учебные ресурсы» официального сайта ВЗФЭИ, на которой также размещены краткие инструктивные материалы по вызову Интернет-версий КОПР. Если появятся изменения в порядке их вызова, они будут отражены на этой странице.

В меню содержания Интернет-версии компьютерной обучающей программы по дисциплине «Экономическая теория (микроэкономика)» для студентов I курса присутствует гиперссылка «Задания контрольной работы» (она размещена в правой части интерфейса меню):

По этой гиперссылке вызывается страница, на которой студенту нужно ввести свою фамилию, после чего нажать клавишу Enter:

Затем студенту предлагается выбрать получаемую в ВЗФЭИ квалификацию (в данном случае - бакалавр экономики ):

После этого автоматически определяется вариант контрольной работы и на экран выводится следующая информация:

· номер варианта контрольной работы для данного студента;

· гиперссылка «Шаблон контрольной работы в формате MS Word с заданиями варианта № ...»:

Работа с КОПР осуществляется с помощью экранных кнопок и других элементов интерфейса, описанных во встроенной справке компьютерной обучающей программы, вызываемой по кнопке .

Содержащийся в КОПР теоретический материал дисциплины изложен в лаконичной форме; он позволяет выделить основные понятия темы и закрепить знания, полученные на лекциях по экономической теории, а также в ходе изучения основной и дополнительной литературы по экономической теории.

После изучения теоретического материала следует переходить к тестам для самоконтроля по каждой теме КОПР. После ответа на каждое тестовое задание студент может вызвать правильный ответ и сравнить его со своим. Если допущено несколько неправильных ответов, то рекомендуется вновь обратиться к теоретическому материалу данной темы, а затем снова пройти тест для самоконтроля. Количество попыток выполнения заданий тестов для самоконтроля не ограничено.

После успешного прохождения тестов для самоконтроля можно приступать к выполнению заданий контрольной работы.

Задания контрольной работы включают в себя контрольный теоретический вопрос, два контрольных тестовых задания и задачу.

Ответ на контрольный теоретический вопрос предполагает изложение его сущности, дополненное, по мере необходимости, графиками, формулами и таблицами. Если есть необходимый материал, можно показать особенности данного явления или процесса в российской экономике. Для более полного понимания и изложения вопросов воспользуйтесь рекомендованной литературой (см. раздел 1.3).

Контрольные тестовые задания представлены, как правило, в виде вопроса или утверждения и нескольких вариантов ответа. Ответ на каждое тестовое задание такой формы предполагает выбор одного правильного варианта ответа из нескольких предложенных.

В некоторых темах содержатся тестовые задания на соответствие. Они предполагают установление соответствия между элементами двух предлагаемых множеств.

Необходимо не только дать правильный ответ на контрольные тестовые задания, но и обязательно привести его обоснование, а на собеседовании по контрольной работе – продемонстрировать умение объяснить свой выбор.

При решении задачи требуется не только написать ответ, но и показать ход ее решения, объясняя каждое действие решения задачи.

1.5 Требования к оформлению работы

Выполненная работа должна быть определенным образом оформлена. У нее должен быть заполнены титульный лист (приложение №1 настоящих методических указаний), план работы (приложение №2), основная часть и список использованной литературы (приложение №3).

Работа выполняется на компьютере. Набор текста осуществляется шрифтом Times New Roman, 14 через 1,5 интервала.

Рекомендуется воспользоваться упомянутым выше шаблоном контрольной работы в MS Word, который можно открыть из Интернет-версии КОПР, сохранить на Вашем компьютере и затем заполнять и редактировать.

В этот шаблон, изначально содержащий бланк титульного листа, план работы и задания конкретного варианта, необходимо вписать:

· данные о студенте и преподавателе,

· ответ на контрольный теоретический вопрос (может занимать до 5 страниц),

· решение контрольных тестовых заданий, обоснование выбора ответов на контрольные тестовые задания. Отмечать правильные, по вашему мнению, варианты ответов на тестовые задания в данном шаблоне следует с помощью специально предусмотренных полей , внося в них символ «+»: .

· решение задачи с обоснованием хода ее решения.

· список используемой литературы.

Оформленная работа представляется преподавателю в распечатанном виде на стандартных листах А4.

На последней странице контрольной работы студент должен расписаться и поставить дату ее сдачи на рецензию.

1.6 Собеседование по контрольной работе.

Выполненная работа сдается на кафедру экономической теории своему преподавателю или лаборанту кафедры. Срок рецензирования работы преподавателем - 2 недели с момента сдачи на кафедру.

Защита контрольной работы проходит в форме собеседования студента с преподавателем по теме работы.

Проверив работу, преподаватель на титульном листе отмечает "допущена к собеседованию " или "не допущена к собеседованию ", а в конце работы отмечает ее недостатки и дает вопросы к собеседованию.

Получив на руки проверенную и допущенную к собеседованию работу, студент начинает готовиться к собеседованию.

При подготовке к собеседованию нужно в первую очередь исправить имеющиеся ошибки, суметь объяснить ход решения задачи и выбор ответа на тестовые задания, ответить на замечания преподавателя о ходу работы.

Если возникают какие-то вопросы - обратитесь на консультацию к своему преподавателю или пошлите вопрос своему преподавателю на форум кафедры экономической теории. Ваш преподаватель проконсультирует Вас на форуме.

Вопросы, которые ставит преподаватель к собеседованию необходимо тщательно подготовить, прочитав соответствующую литературу.

По результатам собеседования по контрольной работе ставится «зачет» или «незачет» .

Оценку «незачет» студент получает в том случае, если не владеет материалом, не может правильно ответить на поставленные вопросы и не в состоянии дать объяснения своим письменным ответам.

Оценку «зачет» имеют работы, в которых обдуманно и правильно даны ответы на все имеющиеся вопросы. Зачет по контрольной работе — это подведение итогов самостоятельной работы студента и получение права допуска к экзаменационному зачету по микроэкономике.

Если студент не может сдать собеседование у преподавателя, он направляется на компьютерное тестирование по разделу «Микроэкономика» экономической теории. Получив в компьютерном зале справку об оценках по тестированию, студент передает ее своему преподавателю. Преподаватель проставляет оценку «зачет» по компьютерному тестированию, что означает допуск к экзаменационному зачету по микроэкономике.

Кафедра экономической теории желает Вам плодотворной работы в изучении микроэкономики и успешного выполнения контрольной работы.


2. Варианты и планы работ

Вариант 1.

План работы:

Контрольный теоретический вопрос:

1. Предмет, метод и функции экономической теории.

Контрольные тестовые задания:

2. Ограниченность ресурсов – это проблема, которая:

а) существует только в бедных странах;

б) не касается семей с доходом выше среднего;

в) связана с определенными типами цивилизаций;

г) существует при всех экономических системах, независимо от степени богатства.

3. Какой объем производства выберет совершенно конкурентная фирма при цене реализации готовой продукции в 8 руб.:

а) 1000 ед. (предельные издержки – 5 руб.)

б) 1400 ед. (предельные издержки – 7 руб.)

в) 1600 ед. (предельные издержки – 8 руб.)

г) 1800 ед. (предельные издержки – 9 руб.)

Задача:

4. Рынок видеокассет характеризуется следующими данными:

Цена (руб.)

8

16

24

32

40

Спрос (тыс. шт.)

70

60

50

40

30

Предложение (тыс. шт.)

10

30

50

70

90

а) Постройте графики спроса и предложения.

б)Определите равновесную цену.

в)Какая ситуация будет на рынке при цене 8 руб.?

г) Какая ситуация будет на рынке при цене 32 руб.?

д) Если при увеличении доходов, спрос увеличился на 15 тыс. шт., каковы будут новые условия равновесия?

Список литературы.

Вариант 2

План работы:

Контрольный теоретический вопрос:

1. Основные проблемы экономической организации общества. Кривая производственных возможностей.

Контрольные тестовые задания:

2. Монополист, максимизирующий прибыль, будет увеличивать выпуск продукции, если:

а) средние издержки падают;

б) затраты на рекламу растут;

в) предельный доход выше предельных издержек;

г) предельный доход равен переменным издержкам.

3. Если номинальная процентная ставка составляет 10%, а темп инфляции определен в 4% в год, то реальная ставка процента составит:

а) 14%;

б) 6%;

в) 2,5%;

г) - 6%;

д) 4%.

Задача:

4. Рассчитайте по таблице издержки: общие ТС, постоянные ТFC, переменные ТVС, предельные МС, средние ATC, средние постоянные AFC и средние переменные АVC.

Выпуск шт.

ТС

ТFC

ТVC

MC

ATC

AFC

AVC

0

20

1

40

2

60

3

90

4

130

5

200

6

280

Список литературы.

Вариант 3.

План работы:

Контрольный теоретический вопрос:

1. Экономические субъекты и объекты.

Контрольные тестовые задания:

2. Установите соответствие между экономическими показателями издержек и формулой, определяющей их величину:

Формула

Издержки

Средние общие

Общие

Средние постоянные

Средние переменные

Предельные

1. TFC : Q

2. D TC : D Q

3. TFC + TVC

4. TC : Q

5. TVC : Q

6. AFC+ AVC

7. D TVC : D Q

3. К рыночной структуре монополистической конкуренции ближе всего рынок товаров:

а) телевизоров;

б) йогуртов;

в) парикмахерских услуг;

г) электроэнергии;

д) стратегического вооружения.

Задача:

4. Спрос на автомобили ВАЗ 2114 выражается функцией: Р = 5250 – 1,5 Q, а предложение Р = 5050 + 2,5 Q, где Р – цена автомобиля в Евро, а Q – количество автомобилей (в тыс. шт.).

а).Какой будет равновесная цена и сколько автомобилей будет куплено по этой цене?

б) Сколько автомобилей будет продано по цене 5160 Евро?

Список литературы.

Вариант 4.

План работы:

Контрольный теоретический вопрос:

1. Экономическая система и ее типы.

Контрольные тестовые задания:

2. Разнообразие форм собственности в условиях рыночной модели хозяйствования необходимо, прежде всего, для:

а) вовлечения в рыночные отношения как можно большей части населения;

б) создания конкурентной среды;

в) развития процессов разделения труда;

г) производства разнообразных видов продукции.

д) обращение частной собственности в смешанную.

3. Общей характеристикой рыночных структур олигополии и монополистической конкуренции является:

а) барьеры входа новых фирм на рынок трудно преодолимы;

б) действует очень большое количество продавцов и покупателей товара;

в) эластичность спроса на продукцию фирмы выше, чем в условиях чистой монополии;

г) фирмы обладают значительной монопольной властью.

Задача:

4. Имеются следующие сведения о структуре издержек и прибыли предприятия (в долл.):

Внутренние издержки

200

В т.ч.

- неполученные проценты на денежный капитал

30

– неполученная рента за аренду помещения

50

– неполученное менеджерское вознаграждение

120

Внешние издержки

В т.ч.

750

– оплата наемного труда

500

– оплата поставок сырья

250

Общая выручка предприятия

1000

Определить:

а) бухгалтерские издержки; б) экономические издержки; в) нормальную прибыль; г) экономическую прибыль; д) бухгалтерскую прибыль.

Список литературы.

Вариант 5.

План работы:

Контрольный теоретический вопрос:

1. Условия возникновения и этапы развития товарного производства. Деньги, их сущность и функции.

Контрольные тестовые задания:

2. Что из перечисленного входит в состав рыночного механизма:

а) спрос;

б) предложение;

в) продавцы и покупатели;

г) цена.

3. Выберите признак, не соответствующий рыночной структуре монополистической конкуренции:

а) Барьеры входа в отрасль существуют, но легко преодолимы;

б) на рынке продается дифференцированная продукция;

в) фирмы обладают значительной монопольной властью;

г) прибыль максимальна, если выполняется условие MR=MC.

Задача:

4. Заполните таблицу, показывающую зависимость издержек производства от количества выпускаемой продукции:

Выпуск (шт.)

Постоянные издержки

Переменные издержки

Валовые издержки

Средние издержки

Предельные издержки

0

1

10

18

2

12

3

25

4

7.5

5

26

Список литературы.

Вариант 6.

План работы:

Контрольный теоретический вопрос:

1. Механизм работы рынка. Преимущества и недостатки рыночных отношений.

Контрольные тестовые задания:

2. Деньги выполняют функцию средства обращения. Это обозначает что:

а) эта функция возникает при разрыве во времени получения товара и платежа за него;

б) в деньгах ведется учет затрат на производство товара;

в) деньги являются посредником при обмене товаров;

г) эта функция связана с накоплением денег.

3. Выберите верные утверждения.

Экономические издержки:

а) включают в себя явные и неявные издержки, в том числе нормальную прибыль;

б) включают в себя явные издержки, но не включают неявные;

в) включают в себя неявные издержки, но не включают явные;

г) не включают в себя ни явные, ни неявные издержки;

д) превышают явные и неявные издержки на величину нормальной прибыли.

Задача:

4. В таблице приведены данные о количестве занятых L и ставке заработной платы W для отдельной фирмы, а также объем предложения труда для 100 таких же фирм.

Для отдельной фирмы

Для 100 фирм

Кол-во единиц труда

Q

Ставки з/п

W

Объем спроса на труд

Ld

Объем предложения труда

Ls

1

15

850

2

14

800

3

13

750

4

12

700

5

11

650

6

10

600

7

9

550

8

8

500

1. Определите объем общего рыночного спроса Ld

2. Определите равновесную ставку з/п, общее число нанятых рабочих.

3. Как изменилось общее число нанятых рабочих, если установлен минимальный размер оплаты труда на уровне 12 $

Список литературы.

Вариант 7.

План работы:

Контрольный теоретический вопрос:

1. Спрос и факторы его определяющие. Кривая спроса. Закон спроса.

Контрольные тестовые задания:

2. Земельная рента будет расти при прочих равных условиях, если:

а) снижается покупная цена земли;

б) растет спрос на землю;

в) сокращается спрос на землю;

г) предложение земли растет.

3. В долгосрочном временном интервале:

а) фирмы, оперирующие в условиях совершенной конкуренции, получают нулевую экономическую прибыль;

б) фирмы, оперирующие в условиях монополистической конкуренции, получают нулевую экономическую прибыль;

в) фирмы, оперирующие в условиях олигополии получают нулевую экономическую прибыль;

г) фирмы, оперирующие в условиях чистой монополии получают нулевую экономическую прибыль.

Задача:

4. Рассчитайте по таблице издержки: общие ТС, постоянные FC, переменные УС, предельные МС, средние ATC, средние постоянные AFC и средние переменные АVC.

Выпуск шт.

ТС

ТFC

ТVC

MC

ATC

AFC

AVC

0

20

1

40

2

60

3

90

4

130

5

200

6

280

Список литературы.

Вариант 8.

План работы:

Контрольный теоретический вопрос:

1. Предложение и факторы, его определяющие. Закон предложения. Кривая предложения.

Контрольные тестовые задания:

2. Рыночные структуры совершенной и монополистической конкуренции имеют общую черту:

а) выпускают дифференцированные товары;

б) на рынке оперируют множество продавцов и покупателей;

в) выпускаются однородные товары;

г) рыночное поведение фирмы зависит от реакции ее конкурентов.

3. Какое из следующих определений наиболее точно соответствует понятию «нормальная прибыль»:

а) прибыль, получаемая при равенстве предельного дохода и предельных издержек;

б) прибыль, получаемая типичной фирмой в отрасли;

в) прибыль, обеспечивающая предпринимателю комфортный уровень жизни;

г) минимальная прибыль, необходимая для того, чтобы фирма осталась в пределах данной сферы деятельности;

д) прибыль, которую фирма, получила бы при нормальном ведении дел.

Задача:

4. Студент ежедневно получает от родителей 20 долл. на карманные расходы (еду и развлечения). Начертите бюджетную линию студента для каждой из следующих ситуаций, обозначая продукты питания по вертикальной оси, а развлечения — по горизонтальной:

Цена продуктов питания $ (Рх)

1

1

2

0,5

2

Цена развлечений $

(Ру)

1

2

1

0,5

2

Как изменится положение бюджетной линии, если Px = Py = 1 (долл.), но доход студента увеличится до 25 долл. в день?

Список литературы.

Вариант 9.

План работы:

Контрольный теоретический вопрос:

1. Рыночное равновесие и его характеристика. Равновесная цена.

Контрольные тестовые задания:

2. Изменения в уровне реальной заработной платы можно определить, сопоставляя изменения в уровне номинальной зарплаты с изменениями в:

а) уровне цен на товары и услуги;

б) норме прибыли;

в) ставках налогообложения;

г) продолжительности рабочего времени.

3. Какое из следующих утверждений является правильным?

а) бухгалтерские издержки + экономические издержки = явные издержки;

б) экономическая прибыль – бухгалтерская прибыль = явные издержки;

в) бухгалтерская прибыль – неявные издержки = экономическая прибыль;

г) экономическая прибыль – неявные издержки = бухгалтерская прибыль;

д) явные издержки + неявные издержки = бухгалтерские издержки.

Задача:

4. На совершенно конкурентном рынке функционирует 1000 фирм. Ниже представлена зависимость общих издержек ТС от объема выпуска продукции Q.

Выпуск продукции Q

4

5

6

7

8

9

Общие изд-ки ТС

10

12

15

20

29

40

Чему будет равен рыночный объем выпуска продукции, если рыночная цена единицы продукции равна 3 долл.?

Список литературы.

Вариант 10.

План работы:

Контрольный теоретический вопрос:

1. Эластичность спроса по цене и по доходу.

Контрольные тестовые задания:

2. Избыточное предложение товара на рынке является следствием того, что:

а) цена на товар равна равновесной;

б) цена на товар ниже равновесной;

в) цена на товар выше равновесной;

г) сократился объем производства данного товара;

д) увеличился объем спроса на данный товар.

3. Альтернативные издержки дневной формы обучения включают:

а) оплату обучения;

б) стоимость учебников;

в) зарплату, которую можно было бы получить, работая вместо учебы;

г) стоимость проезда до института.

Задача:

4. Заполните таблицу, показывающую зависимость издержек производства от количества выпускаемой продукции:

Выпуск (шт.)

Постоянные издержки

Переменные издержки

Валовые издержки

Средние издержки

Предельные издержки

0

1

5

9

2

6

3

12

4

4

5

13

Список литературы.

Вариант 11.

План работы:

Контрольный теоретический вопрос:

1. Эластичность предложения.

Контрольные тестовые задания:

2. Какой из перечисленных факторов будет смещать кривую спроса на товар вправо:

а) повышение цены

б) снижение доходов

в) рост доходов

г) снижение цены

д) удешевление товаров-заменителей.

3. Чтобы получить максимум прибыли, монополист должен выбрать такой объем выпуска, при котором:

а) предельные издержки равны цене продукта;

б) предельные издержки равны общим издержкам;

в) предельный доход равен предельным издержкам;

г) предельный доход равен общим издержкам;

д) средние издержки равны цене продукта.

Задача:

4. Имеются следующие сведения о структуре издержек и прибыли предприятия (в долл.):

Внутренние издержки

200

В т.ч.

- неполученные проценты на денежный капитал

30

– неполученная рента за аренду помещения

50

– неполученное менеджерское вознаграждение

120

Внешние издержки

В т.ч.

750

– оплата наемного труда

500

– оплата поставок сырья

250

Общая выручка предприятия

1000

Определить:

а) бухгалтерские издержки; б) экономические издержки; в) нормальную прибыль; г) экономическую прибыль; д) бухгалтерскую прибыль.

Список литературы.

Вариант 12.

План работы:

Контрольный теоретический вопрос:

1. Полезность и предельная полезность. Закон убывающей предельной полезности.

Контрольные тестовые задания:

2. Если рыночная цена выше равновесной, то:

а) появляется избыток товара;

б) возникает дефицит товара;

в) растет цена ресурсов;

г) увеличивается предложение товара.

3. Если фирма в условиях несовершенной конкуренции выпускает такой объем продукции, при котором предельный доход больше предельных издержек, то для максимизации прибыли ей следует:

а) увеличить объем выпуска продукции;

б) снизить объем выпуска продукции;

в) оставить объем выпуска неизменным.

Задача:

4. На совершенно конкурентном рынке функционируют 1500 фирм. У каждой фирмы предельные издержки производства 5 единиц продукта в месяц составляют 2 долл, 6 единиц – 3 доллара, 7 единиц- 5 долл. Если рыночная цена продукта равна 2 долл., то сколько единиц товара составит рыночный объем выпуска продукта?

Список литературы.

Вариант 13.

План работы:

Контрольный теоретический вопрос:

1. Кривые безразличия. Бюджетная линия. Равновесие потребителя в условиях бюджетных ограничений.

Контрольные тестовые задания:

2. Если два товара взаимозаменяемы, то рост цены на первый вызовет:

а) падение спроса на второй товар

б) рост спроса на второй товар

в) увеличение предложения второго товара

г) рост цен на ресурсы, используемые для производства второго товара

3. Постоянные издержки фирмы – это:

а) затраты на ресурсы по ценам, действовавшим в момент их приобретения;

б) минимальные издержки производства любого объема продукции при наиболее благоприятных условиях производства;

в) неявные издержки;

г) издержки, которые несет фирма даже в том случае, если продукция не производится.

Задача:

4 . Изобразите кривые спроса и предложения на рынке электродеталей, используя следующие данные:

Объем спроса (т.шт)

Qd

32

28

24

20

16

12

8

Объем предлож. (т.шт)

Qs

4

7

10

13

16

19

22

Цена (долл.)

P

10

20

30

40

50

60

70

а) какова равновесная цена и равновесный объем купли-продажи на рынке электродеталей?

б) если цена электродетали составит 30 долл, какова величина дефицита на этом рынке?

в) если цена электродетали повысится до 60 долл., какова величина избытка на этом рынке?

Список литературы.

Вариант: 14.

План работы:

Контрольный теоретический вопрос:

1. Издержки производства и прибыль. Экономическая прибыль и ее отличие от бухгалтерской прибыли.

Контрольные тестовые задания:

2. Выявите соответствие между сдвигом кривой спроса или предложения и факторами, вызывающими сдвиги этих кривых.

Сдвиг:

Изменения:

1. Кривой спроса

2. Кривой предложения

а) цен товаров-заменителей;

б) технологии производства;

в) моды на товар;

г) доходов потребителей;

д) налога на прибыль;

е) цен на сырье.

3. В условиях совершенной конкуренции отдельный продавец, изменяя объем производства и продаж товара:

а) не может изменить его рыночную цену;

б) может изменить его рыночную цену;

в) может заставить своих конкурентов изменить цену товара;

г) может изменить рыночную цену на часть товара, пользующуюся наибольшим спросом.

Задача:

4. Фирма планирует выпустить учебник по экономике. Средние издержки на производство книги составляют АС = 4$ + 10000$/Q. Где Q – количество выпущенных учебников. Планируемая цена книги = $ 6. Каков должен быть тираж учебника, соответствующей точке безубыточности (ни экономической прибыли, ни убытка)?

Список литературы.

Вариант 15.

План работы:

Контрольный теоретический вопрос:

1. Издержки фирмы в краткосрочном периоде. Общие, средние и предельные издержки.

Контрольные тестовые задания:

2. Кривая предложения труда для фирмы:

а) не пересекается с кривой спроса на труд

б) имеет положительный наклон;

в) выражает абсолютно неэластичное предложение;

г) выражает абсолютно эластичное предложение;

д) имеет отрицательный наклон.

3. Какой из перечней общей полезности иллюстрирует закон убывающей предельной полезности?

а) 200,150, 100,50.

б) 200,300,400, 500.

в) 200, 200, 200, 200

г) 200,250, 270, 280

Задача:

4. Рынок товара Х характеризуется следующими данными:

Цена (руб.)

5

10

15

20

25

Спрос (тыс. шт.)

100

80

60

40

20

Предложение (тыс. шт.)

40

50

60

70

80

а) Постройте графики спроса и предложения.

б)Определите равновесную цену.

в)Какая ситуация будет на рынке при цене 10 руб.?

г) Какая ситуация будет на рынке при цене 25 руб.?

д) Если при увеличении доходов, спрос увеличился на 20 тыс. шт., каковы будут новые условия равновесия?

Список литературы.

Вариант 16.

План работы:

Контрольный теоретический вопрос:

1. Издержки фирмы в долгосрочном периоде. Положительный и отрицательный эффекты масштаба.

Контрольные тестовые задания:

2. Какой из факторов будет смещать кривую предложения влево:

а) увеличение спроса на товар;

б) удешевление технологии производства товара;

в) рост стоимости оборудования для изготовления товара;

д) снижение заработной платы рабочих.

3. Олигополистическая структура рынка наиболее характерна для:

а) производства одежды и обуви;

б) производства сельскохозяйственной продукции;

в) автомобилестроения;

г) бытовых услуг населению.

Задача:

4. На совершенно конкурентном рынке функционирует 1000 фирм. Ниже представлена зависимость общих издержек ТС от объема выпуска продукции Q.

Выпуск продукции Q

4

5

6

7

8

9

Общие изд-ки ТС

10

12

15

20

29

40

Чему будет равен рыночный объем выпуска продукции, если рыночная цена единицы продукции равна 3 долл.?

Список литературы.

Вариант 17.

План работы:

Контрольный теоретический вопрос:

1. Понятие и основные признаки совершенной конкуренции. Преимущества и недостатки рыночной структуры совершенной конкуренции.

Контрольные тестовые задания:

2. На эластичность предложения оказывают влияние:

а) уровень доходов потребителей

б) наличие на рынке товаров заменителей

в) фактор времени

г) доля расходов в бюджете на данный товар

3. Экономическая прибыль:

а) не может иметь место на конкурентном рынке в долгосрочном периоде;

б) эквивалентна нормальной бухгалтерской прибыли;

в) имеет место всякий раз, когда общие издержки превышают общий доход фирмы;

г) существует всегда, когда предельный доход превышает предельные издержки.

Задача:

4. В таблице приведены данные о количестве занятых L и ставке заработной платы W для отдельной фирмы, а также объем предложения труда для 100 таких же фирм.

Для отдельной фирмы

Для 100 фирм

Кол-во единиц труда

Q

Ставки з/п

W

Объем спроса на труд

Ld

Объем предложения труда (чел)

Ls

1

15

850

2

14

800

3

13

750

4

12

700

5

11

650

6

10

600

7

9

550

8

8

500

а) Определите объем общего рыночного спроса Ld .

б) Определите равновесную ставку з/п, общее число нанятых рабочих.

в) Как изменится общее число нанятых рабочих, если установлен минимальный размер оплаты труда на уровне 12 $ ?

Список литературы.

Вариант 18.

План работы:

Контрольный теоретический вопрос:

1. Равновесие совершенно конкурентной фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах.

Контрольные тестовые задания:

2. Кривая производственных возможностей показывает:

а) точные количества двух товаров, которые хозяйство намерено производить;

б) лучшую из возможных комбинаций двух товаров;

в) альтернативную комбинацию товаров при наличии данного количества ресурсов;

г) время, когда вступает в действие закон убывающей производительности факторов производства.

3. Причиной падения цены на товар может стать:

а) рост налогов на частное предпринимательство;

б) рост потребительских доходов;

в) падение цены на производственные ресурсы;

г) падение цены на взаимодополняющий товар.

Задача:

4. Имеются следующие сведения о структуре издержек и прибыли предприятия (в долл.):

Внутренние издержки

220

В т.ч.

- неполученные проценты на денежный капитал

40

– неполученная рента за аренду помещения

60

– неполученное менеджерское вознаграждение

120

Внешние издержки

В т.ч.

1250

– оплата наемного труда

400

– оплата поставок сырья

850

Общая выручка предприятия

1450

Определить:

а) бухгалтерские издержки; б) экономические издержки; в) нормальную прибыль; г) экономическую прибыль; д) бухгалтерскую прибыль.

Список литературы.

Вариант 19.

План работы:

Контрольный теоретический вопрос:

1. Антимонопольная политика государства.

Контрольные тестовые задания:

2. Термин «предельный» в микроэкономике означает:

а) небольшое изменение экономической величины;

б) несущественное изменение экономической величины;

в) пограничное изменение экономической величины;

г) дополнительное изменение экономической величины.

3. Коэффициент ценовой эластичности спроса равен 1/3 . Это означает:

а) если цена товара вырастет на один процент, то величина спроса на него сократится на 1/3 процента;

б) если цена товара сократится на один процент, то величина спроса на него увеличится на 3 процента;

в) если цена товара повысится на один процент, то величина спроса на него повысится на 1/3 процента;

г) если цена товара снизится на один процент, то величина спроса на него уменьшится на 3 процента.

Задача:

4. Спрос на автомобили ВАЗ 2114 выражается функцией: Р = 5250 – 1,5 Q, а предложение Р = 5050 + 2,5 Q, где Р – цена автомобиля в Евро, а Q – количество автомобилей (в тыс. шт).

а).Какой будет равновесная цена и сколько автомобилей будет куплено по этой цене?

б) Сколько автомобилей будет продано по цене 5160 Евро?

Список литературы.

Вариант 20.

План работы:

Контрольный теоретический вопрос:

1. Понятие «Чистая монополия». Максимизация прибыли в условиях чистой монополии.

Контрольные тестовые задания:

2. Графическая иллюстрация ситуации, когда рациональный потребитель максимизирует полезность это:

а) пересечение кривой безразличия бюджетной линии;

б) точка касания бюджетной линии кривой безразличия;

в) область за пределами бюджетной линии и кривой безразличия.

3 Фирма предполагает взять банковскую ссуду на строительство нового предприятия. Годовая ставка процента составляет 18%. Ожидаемая норма прибыли определена в 20%. При прочих равных условиях фирма:

а) не будет строить новое предприятие;

б) будет строить новое предприятие;

в) несмотря на убыток, решит строить предприятие;

г) не сможет принять решение на основе имеющейся информации;

Задача:

4 . Изобразите кривые спроса и предложения на рынке товара А, используя следующие данные:

Объем спроса (т.шт)

Qd

32

28

24

20

16

12

8

Объем предлож. (т.шт)

Qs

5

10

15

20

25

30

35

Цена (долл.)

P

10

20

30

40

50

60

70

а) какова равновесная цена и равновесный объем купли-продажи на рынке товара А?

б) если цена товара составит 30 долл, что характерно для рынка (избыток или дефицит) и в каком объеме?

в) если цена товара повысится до 60 долл., что характерно для рынка (избыток или дефицит) и в каком объеме?

Список литературы.

Вариант 21.

План работы:

Контрольный теоретический вопрос:

1. Понятие «Олигополия». Ценообразование в условиях олигополии.

Контрольные тестовые задания:

2. Какие из следующих утверждений являются верными:

а) каждая точка на кривой безразличия означает комбинацию двух товаров

б) каждая точка на бюджетной линии означает комбинацию двух товаров

в) все точки на бюджетной линии означают одинаковый уровень полезности

г) наклон кривой безразличия характеризует норму, в соответствии с которой одно благо может быть замещено другим благом без изменения уровня полезности для потребителя.

3. При выработке решений об оптимальном объеме производства фирмы прежде всего оценивают динамику следующих видов издержек:

а) средних переменных;

б) бухгалтерских;

в) средних постоянных;

г) предельных.

Задача:

4. Рынок яблок характеризуется следующими данными:

Цена (руб.)