Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 16

 

Поиск            

 

Указания методические и задания для контрольной работы учебной дисциплины «Геодезия»

 

             

Указания методические и задания для контрольной работы учебной дисциплины «Геодезия»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа, методические указания и задания для контрольной работы учебной дисциплины «Геодезия» предназначена для реализации Государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 130504 «Бурение нефтяных и газовых скважин» и является единой для всех форм обучения: очной, заочной и экстерната, а также для всех видов и типов образовательных учреждений, реализующих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования.

Учебная дисциплина «Геодезия» является общепрофессиональной для специальности 130504 «Бурение нефтяных и газовых скважин», устанавливающей базовые знания для получения профессиональных знаний и умений. Рабочая программа базируется на знаниях, полученных студентами при изучении общепрофессиональным и специальных дисциплин.

В результате изучения учебной дисциплины студент должен:

Иметь представление:

· о взаимосвязи учебной дисциплины «Геодезия» с другими общепрофессиональными и специальными дисциплинами;

· о прикладном характере учебной дисциплины в рамках специальности;

· о новейших достижениях и перспективах развития в области геодезии, включая самые современные.

Знать:

· общие сведения по геодезии, картографии и топографии;

· назначение и применение геодезических приборов;

· методы геодезических измерений, вычислений и оценки точности их результатов;

· основные виды геодезических работ при сооружении скважин и технике безопасности при их проведении.

Уметь:

· производить геодезические измерения, вычисления и проводить оценку точности их результатов;

· определять расчетным путем азимуты, румбы, дирекционные, горизонтальные и вертикальные углы;

· определять отметки, горизонтальность сооружения, уклон.

При изучении учебной дисциплины необходимо постоянно обращать внимание студентов на её прикладной характер, показывать, где и когда изучаемые теоретические знания и практические умения могут быть использованы в будущей практической деятельности.

Основная форма изучения курса – самостоятельная работа над учебной литературой и материалами периодической печати, технической документацией.

Изучение дисциплины следует начинать с изучения литературы, указанной в каждой теме. При этом рекомендуется последовательность в изучении программного материала. Приступая к изучению темы, необходимо внимательно прочитать ее от начала до конца, найти в рекомендуемой литературе соответствующие параграфы и проработать их.

Все это дает возможность составить себе ясное представление о содержании темы. После этого можно приступать к более глубокому изучению темы. При изучении отдельного параграфа, прежде всего, нужно весь его медленно прочитать, обдумывая каждое предложение.

Для текущего контроля качества усвоения дисциплины студент предоставляет в техникум одну домашнюю контрольную работу.

К выполнению контрольной работы можно приступать только после изучения соответствующей темы и получения навыка решения задач. Все ответы и задачи должны быть доведены до окончательного результата.

Контрольная работа выполняется по одному из 30 вариантов.

Контрольная работа выполняется в отдельной тетради в клетку. Работа выполняется аккуратным почерком, с интервалом между строками. После каждого ответа на вопрос необходимо оставлять место для замечаний преподавателя. При выполнении контрольной работы можно также использовать любые доступные средства информационных технологий, в том числе компьютерные.

Формулировки вопросов и тексты условий необходимо полностью переписывать в тетрадь. Ответ должен быть полным и конкретным, по возможности кратким, при необходимости его следует сопровождать схемами, графиками, эскизами, диаграммами. Зарисовки и схемы выполнять карандашом или черными чернилами с соответствующими надписями. Допускается применение ксерокопий. Необходимо соблюдать единую терминологию и обозначения в соответствии с действующими ГОСТами.

В конце контрольной работы дается перечень используемой учебной литературы с указанием автора и года издания. Для рецензии преподавателя оставляется 1-2 чистых листа.

Выполненную контрольную работу следует своевременно предоставить в техникум.

После получения зачтенной работы, студент должен изучить все замечания, ошибки и доработать материал.

Работа, выполненная не по своему варианту или не полностью, проверке не подлежит.

Вариант контрольной работы определяется по двум последним цифрам шифра студента.

В техникуме, во время лабораторно-экзаменационной сессии для студентов-заочников будут прочитаны обзорные лекции по наиболее сложным темам и проведены практические занятия.

Оценка по дисциплине «Геодезия» ставится преподавателем после проведения экзамена с учетом качества выполненной контрольной работы и практических занятий.


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Наименование разделов и тем

Максим. учебная нагрузка на студентов

Количество аудиторных часов при очной форме обучения

Самостоятельная работа студентов

всего

в т.ч. практич. занятий

1

2

3

4

5

Введение

2

2

Раздел 1. Общие сведения о геодезии и геодезических измерениях.

64

50

10

14

Тема 1.1. Земная поверхность и способы её изображения.

10

10

2

Тема 1.2. Ориентирование на местности.

6

6

2

Тема 1.3. Топографические карты и планы.

4

4

Тема 1.4. Рельеф земной поверхности и его изображение.

6

6

2

Тема 1.5. Общие сведения из теории ошибок измерений.

4

2

2

Тема 1.6. Измерение длины линий.

4

2

2

Тема 1.7. Нивелирование.

6

4

2

Тема 1.8. Угловые измерения.

10

8

2

2

Тема 1.9. Современные геодезические приборы.

6

2

4

Тема 1.10. Геодезические сети.

4

2

2

Тема 1.11. Топографические съёмки.

4

4

2

Раздел 2. Геодезические работы в строительстве.

12

8

4

Тема 2.1. Назначение геодезических работ при изысканиях и строительстве инженерных объектов.

4

2

2

Тема 2.2. Инженерно-геодезические изыскания.

2

2

Тема 2.3. Исполнительные съемки. Геодезические работы при строительстве и эксплуатации подземных коммуникаций.

4

2

2

Тема 2.4. Техника безопасности при выполнении инженерно-геодезических работ.

2

2

Зачет

3

3

Итого:

81

63

10

18

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.

Введение.

Содержание и задачи предмета «Инженерная геодезия» и его связь с другими дисциплинами. Значение инженерной геодезии в решении важнейших технических проблем. Новейшие достижения в области инженерной геодезии.

Литература: (1) стр. 4…5

Раздел 1. Общие сведения о геодезии и геодезических измерениях.

Студент должен:

Знать:

· общие сведения по геодезии, картографии и топографии;

· назначение и применение геодезических приборов;

· методы геодезических измерений, вычислений и оценки точности их результатов.

Уметь:

· применять геодезические приборы;

· производить геодезические измерения, вычисления и проводить оценку точности их результатов.

Тема 1.1. Земная поверхность и способы её изображения.

Форма Земли и определение положения точек на земной поверхности. Изображение земной поверхности на плоскости (план, карта, профиль). Измерения и построения в геодезии. Масштабы изображения на плоскости.

Методические указания

Земля сплюснута у полюсов. Такая фигура в математике называется эллипсоидом вращения, она получается от вращения эллипса вокруг малой оси. В земном эллипсоиде полярная ось меньше экваториальной. Земля не является правильным геометрическим телом — ее поверхность представляет собой сочетание возвышенностей и углублений.

Чтобы определить положение точек на земной поверхности, на ней условно проводят линии — параллели и меридианы, которые образуют систему географических координат.

Поверхность Земли изображают на плоскости в виде планов, карт, профилей.

Под измерениями понимают процесс сравнения какой-либо величины с другой однородной величиной, принимаемой за единицу. При всем многообразии геодезических измерений все они сводятся в основном к трем видам: линейные, угловые и высотные.

При изображении на бумаге проекций участков местности их уменьшают в определённое количество раз.

Степень уменьшения или отношение длины отрезка на плане к соответствующей ему горизонтальной проекции на местности называют масштабом. Масштаб — это отношение длины s линии на чертеже, плане, карте к длине S горизонтального проложения, соответствующей линии в натуре, т. е. s:S.. Масштаб обозначают либо дробью (числовой), либо в виде графических изображений.

Вопросы для самоконтроля

  1. Содержание и задачи геодезии, ее связь с другими научными дисциплинами.
  2. Изображение земной поверхности на плоскости.
  3. Абсолютные и относительные высоты точек.
  4. Дать определение меридианам, параллелям, высотам.
  5. Перечислить основные виды геодезических измерений.
  6. Понятие о масштабе изображения. Численный и графический масштабы.

Литература: (1) стр. 6…16

Тема 1.2. Ориентирование на местности.

Азимуты, румбы, дирекционные углы и зависимости между ними. Приборы для ориентирования на местности.

Практическая работа №1.

Определение величины изображения отрезков на планах и картах с разными масштабами (2 часа).

Методические указания

При выполнении геодезических работ на местности, работ с картой или чертежом необходимо определить положение линии (ориентировать линию) относительно стран света или какого-нибудь направления, принимаемого за исходное. Угол между северным направлением меридиана и направлением данной линии называется азимутом. Румбом называется острый угол между ближайшим направлением меридиана и направлением данной линии. Угол, отсчитываемый в направлении хода часовой стрелки от положительного (северного) направления оси абсцисс до линии, направление которой определяется, называется дирекционным.

При ориентировании на местности для измерения магнитных азимутов и магнитных румбов пользуются буссолями и компасами.

Вопросы для самоконтроля

  1. Понятие об ориентировании линии.
  2. Истинные азимуты и румбы, взаимосвязь между ними.
  3. Понятие о дирекционном угле. Румбы.
  4. Зависимость между горизонтальными и дирекционными углами и румбами.
  5. Горизонтальные углы и румбы линий.
  6. Истинный и магнитный меридиан. Понятие о сближении меридианов. Прямые и обратные азимуты и румбы.
  7. Магнитная стрелка. Склонение магнитной стрелки.
  8. Буссоль, устройство и поверки.

Литература: (1) стр. 17…21

Тема 1.3. Топографические карты и планы.

Разграфка и номенклатура. Картографическая проекция и система плоских прямоугольных координат. Условные знаки на планах и картах. Определение координат, расстояний и углов на планах и картах.

Практическая работа №2.

Изображение условных знаков на планах и картах и ориентирование на местности. (2 часа).

Методические указания

Карты и планы классифицируют в основном по масштабам и назначению. По масштабам карты подразделяются на мелко- ,средне- и крупномасштабные. По назначению топографические карты и планы делятся на основные и специализированные.

Для удобства издания и практического пользования топографическую карту большой территории делят на листы. Каждый лист ограничен меридианами и параллелями, длина дуг которых зависит от масштаба карты. Разделение многолистной карты на листы по определенной системе называется разграфкой, система обозначения листов многолистной карты называется номенклатурой.

На топографических картах и планах изображают разные объекты местности: контуры населенных пунктов, сады, огороды, озера, реки, линии дорог, электропередачи. Совокупность этих объектов называется ситуацией. Ситуацию изображают условными знаками.

Вопросы для самоконтроля

  1. Назначение геодезических знаков, различия между ними.
  2. Классификация карт и планов.
  3. Определение координат, расстояний и углов на планах и картах.
  4. Условные знаки планов и карт для изображения местных предметов.
  5. Определение координат, расстояний и углов на планах и картах.

Литература: (1) стр. 21…28

Тема 1.4. Рельеф земной поверхности и его изображение.

Формы рельефа и его изображение. Изображение земной поверхности в цифровом виде. Решение задач по картам и планам с горизонталями.

Практическая работа №3.

Решение задач по картам и планам с горизонталями (2 часа).

Методические указания

Рельефом местности называется совокупность неровностей земной поверхности. В зависимости от характера рельефа местность подразделяют на равнинную, всхолмленную и горную.

Способ изображения рельефа на картах и планах должен давать возможность судить о направлении и крутизне скатов, а также определять отметки точек местности. Вместе с тем он должен быть наглядным. Известны различные способы изображения рельефа: перспективное, штриховка линиями разной толщины, цветной отмыв (горы — коричневые, лощины — зеленые), подписи отметок точек, горизонтали. Наиболее совершенные с инженерной точки зрения способы изображения рельефа — горизонталями в сочетания с подписью отметок характерных точек и цифровой.

Вопросы для самоконтроля

  1. Рельеф местности и способы его изображения на планах и картах.
  2. Метод горизонталей.
  3. Рельеф земной поверхности и его основные формы.
  4. Изображение земной поверхности в цифровом виде.
  5. Понятие о высоте сечения и заложения. Построение горизонталей на плане.
  6. Как определяется крутизна ската.
  7. Определение отметок точек местности.
  8. Проведение на карте линии заданного предельного уклона.
  9. Построение профиля местности по заданному на карте направлению.
  10. Вычисление объемов горы и котловины, изображаемых системой горизонталей, замыкающихся в пределах небольшой площадки.

Литература: (1) стр. 28…36

Тема 1.5. Общие сведения из теории ошибок измерений.

Виды ошибок измерений. Свойства случайных ошибок. Средняя квадратическая, предельная и относительная ошибки. Оценка точности результатов измерений. Ошибка функции измеренных величин. Неравноточные измерения. Основные правила вычислений.

Методические указания

Измерения в геодезии рассматриваются с двух точек зрения: количественной, выражающей числовое значение измеренной величины, и качественной, характеризующей ее точность.

Из практики известно, что даже при самой тщательной и аккуратной работе многократные (повторные) измерения не дают одинаковых результатов. Это указывает на то, что получаемые результаты не являются точным значением измеряемой величины, а несколько отклоняются от него. Значение отклонения характеризует точность измерений.

Ошибки измерений разделяют по двум признакам: характеру их действия и источнику происхождения.

Вычисления — неотъемлемый элемент геодезических работ как во время измерений, так и в процессе обработки их результатов. Способ и технические средства вычислений зависят от сложности и объема работы. Для вычислений используют различные вычислительные машины.

Вопросы для самоконтроля

  1. Виды ошибок измерений.
  2. Свойства случайных ошибок.
  3. Средняя квадратическая, предельная и относительная ошибки.
  4. Оценка точности результатов измерений.
  5. Ошибка функции измеренных величин.
  6. Неравноточные измерения.
  7. Перечислить основные правила вычислений.

Литература: (1) стр. 36…46

Тема 1.6. Измерение длины линий.

Измерение длины линий мерными приборами. Измерение длины линий дальномерами.

Методические указания

Измерение линий на местности — один из самых распространенных видов геодезических измерений. Без измерения линий не обходится ни одна геодезическая работа. Линии измеряют на горизонтальной, наклонной и вертикальной плоскости. Их производят непосредственно — металлическими, деревянными метрами, рулетками, землемерными лентами и специальными проволоками, а также косвенно — электронными, нитяными и другими дальномерами.

Вопросы для самоконтроля

  1. Измерение длины линий мерными приборами (метры, рулетки, землемерная лента, землемерная шкаловая лента, инварные проволоки).
  2. Компарирование.
  3. Вешение линии. Измерение длины линии стальной мерной лентой. Точность линейных измерений.
  4. Общие сведения об оптических дальномерах. Нитяной дальномер.
  5. Измерение длины линии дальномером.
  6. Светодальномеры. Измерение расстояний светодальномерами.

Литература: (1) стр. 46…60

Тема 1.7. Нивелирование.

Нивелиры, нивелирные рейки, костыли и башмаки. Способы нивелирования. Поверки и юстировки нивелиров. Производство геометрического нивелирования.

Методические указания

Нивелирование — вид геодезических измерений, в результате которых определяют превышения точек, а также их высоты над принятой уровенной поверхностью.

Нивелирование производят для изучения форм рельефа, определения высот точек при проектировании, строительстве и эксплуатации различных инженерных сооружений.

Результаты нивелирования имеют большое значение для решения научных задач как самой геодезии, так и других наук о Земле.

Основными геодезическими приборами, которыми производятся измерения, являются нивелиры.

По способам выполнения и применяемым приборам различают геометрическое, тригонометрическое, гидростатическое и барометрическое нивелирование.

Прежде чем начать работу с нивелиром, как и с любым геодезическим прибором, его осматривают. Если при внешнем осмотре нивелира повреждения не обнаружены, приступают к поверкам.

Вопросы для самоконтроля

  1. Общие сведения о нивелировании. Методы нивелирования.
  2. Геометрическое нивелирование.
  3. Нивелиры, их типы и устройство.
  4. Нивелирные рейки. Отсчеты по рейкам.
  5. Знаки нивелирования: реперы и марки.
  6. Поверки и юстировки нивелиров.
  7. Нивелирование по квадратам.
  8. Порядок работы при продольном нивелировании.
  9. Подготовка трассы нивелирования.
  10. Способы нивелирования.

Литература: (1) стр. 60…79

Тема 1.8. Угловые измерения.

Принципы измерения углов. Теодолиты. Штативы, визирные цепи и эккеры. Поверки и юстировки теодолитов. Измерение горизонтальных и вертикальных углов на местности. Теодолитные ходы.

Практическая работа №4.

Определение координат, расстояний и углов на планах и картах (2 часа).

Методические указания

Измерение горизонтальных и вертикальных углов на местности выполняют специальными приборами — теодолитами.

Горизонтальный угол — это ортогональная проекция пространственного угла на горизонтальную плоскость.

Вертикальный угол, или угол наклона,— это угол, заключенный между наклонной и горизонтальной линиями.

Вопросы для самоконтроля

  1. Классификация теодолитов.
  2. Теодолиты с металлическими лимбами.
  3. Оптические теодолиты, их устройство.
  4. Зрительная труба, как инструмент геодезических инструментов, ее устройство.
  5. Установка зрительной трубы для наблюдений. Видимое увеличение.
  6. Поверки и юстировки теодолита.
  7. Горизонтальный, вертикальный круги, верньеры и пользование ими.
  8. Установка теодолита в рабочее положение, принцип измерения горизонтальных углов.
  9. Схема измерения горизонтального угла.
  10. Элементы геодезических измерений. Лимб, алидада, верньеры.
  11. Контроль угловых измерений. Ошибки измерений горизонтальных углов.
  12. Измерение вертикальных углов. Место нуля. Приведение МО к нулю градусов.
  13. Вертикальный круг. Значение уровня при алидаде вертикального круга.
  14. Прокладка теодолитных ходов.

Литература: (1) стр. 79…103

Тема 1.9. Современные геодезические приборы.

Лазерные геодезические приборы. Электронные теодолиты и тахеометры. Приборы вертикального проектирования.

Методические указания

В лазерных геодезических приборах в качестве излучателя светового потока используют оптические квантовые генераторы (лазеры). Лазеры бывают твердотельные, газовые, жидкостные и полупроводниковые. В геодезических приборах используют газовые и полупроводниковые лазеры.

К высокоточным современным и высокопроизводительным геодезическим средствам измерений относится новое поколение приборов, позволяющих выполнять все измерения в автоматизированном режиме – электронные теодолиты и тахеометры.

Для вертикального проектирования применяют специальные оптические и лазерные зенит - (вверх) и надир-(вниз) приборы.

Вопросы для самоконтроля

  1. Лазерные геодезические приборы.
  2. Электронные теодолиты и тахеометры.
  3. Приборы вертикального проектирования.

Литература: (1) стр. 103…112

Тема 1.10. Геодезические сети.

Общие сведения о геодезических сетях. Плановые геодезические сети. Высотные геодезические сети. Знаки для закрепления геодезических сетей.

Методические указания

Для составления карт и планов, решения геодезических задач, в том числе геодезического обеспечения строительства, на поверхности Земли располагают ряд точек, связанных между собой единой системой координат. Эти точки маркируют на поверхности Земли или в зданиях и сооружениях центрами (знаками). Совокупность закрепляемых на местности или зданиях точек (пунктов), положение которых определено в единой системе координат, называют геодезическими сетями.

Геодезические сети подразделяют на плановые и высотные: первые служат для определения координат X и Y геодезических центров, вторые — для определения их высот Н.

Точки геодезических сетей закрепляются на местности знаками. По местоположению знаки бывают грунтовые и стенные, заложенные в стены зданий и сооружений; металлические, железобетонные, деревянные, в виде откраски и т. д.; по назначению — постоянные, к которым относятся все знаки государственных геодезических сетей, и временные, устанавливаемые на период изысканий, строительства, реконструкции, наблюдений и т. д.

Вопросы для самоконтроля

  1. Понятие о геодезических сетях.
  2. Плановые геодезические сети.
  3. Высотные геодезические сети.
  4. Постоянные знаки для закрепления геодезических сетей.
  5. Временные знаки для закрепления геодезических сетей.

Литература: (1) стр. 112…117

Тема 1.11. Топографические съёмки.

Съёмка и съёмочное обоснование. Аналитический метод съёмки. Тахеометрическая съёмка. Нивелирование поверхности. Аэрофототопографическая и фототеодолитная съёмки.

Практическая работа №5.

Определение элементов круговой кривой (2 часа).

Методические указания

Топографическая съемка — этот комплекс геодезических работ, выполняемых на местности для составления топографических карт и планов. Различают съемки для составления топографических планов крупных масштабов (1:500, 1:1000, 1:2000, 1:5000) и мелких (1:10000, 1:25000 и мельче). В инженерной геодезии выполняют в основном съемки крупных масштабов.

Съемке и отображению на топографических планах подлежат все элементы ситуации местности, существующей застройки, благоустройства, подземных и наземных коммуникаций, а также рельеф местности.

Для составления топографических планов применяют аналитический, мензульный, тахеометрический, аэрофототопографический, фототеодолитный методы съемок, съемку нивелированием поверхности и с помощью спутниковых приемников. Применение того или иного метода зависит в основном от условий и масштаба съемки.

Вопросы для самоконтроля

  1. Виды съемок. Выбор масштаба съемки и высоты сечения рельефа.
  2. Топографическая съемка.
  3. Съемочное оборудование.
  4. Способы съемки ситуации. Абрис.
  5. Аналитический метод съемки.
  6. Тахеометрическая съемка.
  7. Нивелирование поверхности.
  8. Аэрофототопографическая съемка.
  9. Фототеодолитная съемка.

Литература: (1) стр. 118…130

Раздел 2.

Геодезические работы в строительстве.

Студент должен:

Знать:

· виды опорных сетей;

· основные виды геодезических работ при сооружении газонефтепроводов и газонефтехранилищ и технике безопасности при их проведении.

уметь:

· закреплять оси сооружении;

· определять отметки, горизонтальность сооружения, уклон.

Тема 2.1. Геодезические работы при строительстве и эксплуатации подземных коммуникаций.

Общие сведения о подземных коммуникациях. Разбивка подземных коммуникаций и геодезические работы при их укладке. Съёмка подземных коммуникаций. Поиск подземных коммуникаций.

Методические указания

На застроенных территориях и промышленных площадках проходит много подземных коммуникаций и специальных сооружений для них.

К подземным коммуникациям относятся такие прокладки в грунте как трубопроводы, кабельные сети, коллекторы.

Наиболее распространенным способом прокладки подземных сетей является открытый способ, при котором коммуникации укладываются в траншеях.

Вопросы для самоконтроля

1. Виды и задачи инженерных изысканий.

2. Дать определения подземным коммуникациям.

3. Разбивка подземных коммуникаций и геодезические работы при их укладке.

4. Съемка подземных коммуникаций.

5. Поиск подземных коммуникаций.

Литература: (1) стр. 131…132, 248…256

Тема 2.2. Геодезическое обеспечение строительства магистральных трубопроводов.

Магистральные трубопроводы.

Методические указания

Магистральными трубопроводами называют сооружения, предназначенные для транспортировки на дальние расстояния нефти, нефтяных продуктов, газа, воды. Магистральные трубопроводы состоят из подводящих трубопроводов, головных и линейных сооружений и промежуточных станций.

Вопросы для самоконтроля

1. Магистральные трубопроводы.

2. Этапы трассирования.

Литература: (1) стр. 438…440

Тема 2.3. Техника безопасности при выполнении инженерно-геодезических работ.

Техника безопасности при выполнении инженерно-геодезических работ.

Методические указания

Геодезические работы в строительстве представляют собой комплекс измерений, вычислений и построений в чертежах и в натуре, обеспечивающих правильное и точное размещение зданий и сооружений, а также возведение их конструктивных и планировочных элементов в соответствии с геометрическими параметрами проекта и требованиями нормативных документов.

Геодезические работы являются составной частью процесса строительного проектирования и производства. Отсюда следует, что их содержание и технологическая последовательность должны определяться этапами и технологией основного производства.

Вопросы для самоконтроля

1. Организация инженерно-геодезических работ.

2. Техника безопасности при выполнении инженерно-геодезических работ.

Литература: (1) стр. 455…459

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ

  1. Содержание и задачи дисциплины «Геодезия», ее связь с другими научными дисциплинами.
  2. Вертикальный круг. Значение уровня при алидаде вертикального круга.
  3. Изображение земной поверхности на плоскости. Абсолютные и относительные высоты точек.
  4. Виды съемок. Выбор масштаба съемки и высоты сечения рельефа.
  5. Понятие о геодезической съемке. Виды и назначение съемок.
  6. Измерение вертикальных углов. Место нуля. Приведения М0 к нулю градусов.
  7. Понятие о масштабе изображения. Численный и графический масштабы.
  8. Теодолитная съемка. Полевые работы.
  9. Построение и использование линейного и поперечного масштаба. Точность масштаба.
  10. Прокладка теодолитных ходов в качестве съемочного обоснования. Плановое съемное обоснование.
  11. Понятие об ориентировании линии. Истинные азимуты и румбы. Взаимосвязь между ними.
  12. Проектирование, рекогносцирование и закрепление участка.
  13. Понятие о дирекционном угле. Румбы.
  14. Способы съемки ситуации. Абрис.
  15. Зависимость между горизонтальными и дирекционными углами и румбами. Горизонтальные углы и румбы линий.
  16. Общие сведения о нивелировании. Методы нивелирования.
  17. Истинный и магнитный меридианы. Понятие о сближении меридианов. Прямые и обратные азимуты и румбы.
  18. Геометрическое нивелирование.
  19. Магнитная стрелка. Склонение магнитной стрелки.
  20. Нивелиры, их типы и устройство.
  21. Зависимость между магнитными и истинными азимутами и румбами.
  22. Нивелирные рейки. Отсчеты по рейкам.
  23. Буссоль, устройство и поверки.
  24. Знаки нивелирования: реперы и марки.
  25. Закрепление точек на местности. Понятие о государственных геодезических сетях.
  26. Поверки и юстировки нивелиров.
  27. Вешение линии. Измерение длины линии стальной мерной лентой. Точность линейных измерений.
  28. Нивелирование по квадратам.
  29. Форма Земли, земной эллипсоид, геоид.
  30. Общие сведения об оптических дальномерах. Нитяной дальномер. Измерение длины линии дальномером.
  31. Светодальномеры. Измерение расстояний светодальномерами.
  32. Условные знаки планов и карт для изображения местных предметов.
  33. Измерение углов поворота линии хода, измерение и ориентирование линии.
  34. Рельеф местности и способы его изображения на планах и картах. Метод горизонталей.
  35. Виды ошибок измерений.
  36. Рельеф земной поверхности и его формы.
  37. Установка теодолита для измерения горизонтальных углов.
  38. Точность линейных измерений.
  39. Теодолитные ходы и его формы.
  40. Определение положения точек на земной поверхности.
  41. Классификация теодолитов. Теодолиты с металлическими лимбами.
  42. Измерения и построения в геодезии.
  43. Оптические теодолиты, их устройство.
  44. Назначение цилиндрического уровня и его устройство.
  45. Сущность мензульной съемки.
  46. Зрительная труба, как инструмент геодезических инструментов, ее устройство.
  47. Дешифрование фотопланов (аэроснимков).
  48. Поверки и юстировки теодолита.
  49. Виды опорных сетей, инструменты, применяемые при разбивочных работах.
  50. Понятие о форме и размерах Земли.
  51. Горизонтальный, вертикальный круги, верньеры и пользование ими.
  52. Понятие о плане и карте.
  53. Установка теодолита в рабочее положение, принцип измерения горизонтальных углов.
  54. Схема измерения горизонтального угла.
  55. Понятия о координатах, применяемых в геодезии.
  56. Элементы геодезических измерений. Лимб, алидада, верньеры.
  57. Определение неприступного расстояния.
  58. Контроль угловых измерений. Ошибки измерений горизонтальных углов.
  59. Техника безопасности при выполнении инженерно-геодезических работ.
  60. Охрана природы и окружающей среды при проведении геодезических работ.

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ДОМАШНЕЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Домашняя составлена в 30-ти вариантах. Номер выбирается по двум последним цифрам шифра студента.

Вопросы контрольной работы обязательно переписываются полностью, ответ на каждый вопрос начинается с новой страницы. Работа, выполненная не по своему варианту, проверке не подлежит.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Вариант 1.

  1. Предмет и задачи дисциплины «Геодезия». Роль геодезии в развитии хозяйства страны. Краткие сведения из истории геодезии.
  2. Вертикальный круг. Значение уровня при алидаде вертикального круга.
  3. Охрана природы и окружающей среды при проведении геодезических работ.

Вариант 2.

  1. Изображение земной поверхности на плоскости. Абсолютные и относительные высоты точек.
  2. Измерение вертикальных углов. Место нуля. Приведение МО к нулю градусов.
  3. Теодолитная съемка. Полевые работы.

Вариант 3.

  1. Влияние кривизны Земли на горизонтальные расстояния и высоты точек местности.
  2. Разграфка и номенклатура топографических карт и планов.
  3. Понятие о геодезической съемке. Виды и назначение съемок.

Вариант 4.

  1. Понятие о масштабе изображения. Численный и графический масштабы.
  2. Прямая и обратная геодезическая задачи.
  3. Прокладка теодолитных ходов в качестве съемочного обоснования. Плановое съемное обоснование.

Вариант 5.

  1. Построение и использование линейного и поперечного масштаба. Точность масштаба.
  2. Типы современных теодолитов.
  3. Виды съемок. Выбор масштаба съемки и высоты сечения рельефа.

Вариант 6.

  1. Понятие об ориентировании линии. Истинные азимуты и румбы. Взаимосвязь между ними.
  2. Измерения на топографических картах.
  3. Проектирование, рекогносцирование и закрепление участка.

Вариант 7.

  1. Понятие о дирекционном угле. Румбы.
  2. Измерение площадей. Полярный планиметр.
  3. Способы съемки ситуации. Абрис.

Вариант 8.

  1. Зависимость между горизонтальными и дирекционными углами и румбами. Горизонтальные углы и румбы линий.
  2. Общие сведения о нивелировании. Методы нивелирования.
  3. Съемки пониженной точности. Глазомерная съемка.

Вариант 9.

  1. Истинный и магнитный меридианы. Понятие о сближении меридианов. Прямые и обратные азимуты и румбы.
  2. Географические координаты.
  3. Геометрическое нивелирование.

Вариант 10.

  1. Магнитная стрелка. Склонение магнитной стрелки. Буссоль, устройство и поверки.
  2. Основные формы рельефа.
  3. Нивелиры, их типы и устройство.

Вариант 11.

  1. Зависимость между магнитными и истинными азимутами и румбами.
  2. Свойства горизонталей.
  3. Нивелирные рейки. Отсчеты по рейкам.

Вариант 12.

  1. Системы координат на плоскости.
  2. Назначение геодезических знаков, различия между ними.
  3. Поверки и юстировки нивелиров.

Вариант 13.

  1. Масштабы и их точность.
  2. Закрепление точек на местности. Понятие о государственных опорных сетях местного значения, назначение и методы ее построения.
  3. Нивелирование по квадратам.

Вариант 14.

  1. Пространственные системы координат, применяемые в геодезии.
  2. Вешение линии. Измерение длины линии стальной мерной лентой. Точность линейных измерений.
  3. Знаки нивелирования: реперы и марки.

Вариант 15.

  1. Понятие о плане, карте и профиле.
  2. Общие сведения об оптических дальномерах. Нитяной дальномер. Измерение длины линии дальномером.
  3. Геометрическое нивелирование через препятствие.

Вариант 16.

  1. Ориентирование линий.
  2. Светодальномеры. Измерение расстояний светодальномерами.
  3. Полевые работы при техническом нивелировании.

Вариант 17.

  1. Условные знаки планов и карт для изображения местных предметов.
  2. Основные части теодолита: уровни, угломерные круги, отсчетные устройства, зрительные трубы, штатив.
  3. Продольное инженерно-техническое нивелирование.

Вариант 18.

  1. Рельеф местности и способы его изображения на планах и картах. Метод горизонталей.
  2. Поверки и юстировки теодолитов.
  3. Определение элементов кривых. Вынос пикетов на кривые.

Вариант 19.

  1. Рельеф земной поверхности и его формы.
  2. Типы современных нивелиров.
  3. Разбивка пикетажа.

Вариант 20.

  1. Понятие о высоте сечения и заложения. Построение горизонталей на плане.
  2. Приборы для измерения линий на местности.
  3. Пикетажный журнал. Съемка ситуации. Производство нивелирования.

Вариант 21.

  1. Форма и размеры Земли. Метод проекций в геодезии.
  2. Классификация теодолитов. Теодолиты с металлическими лимбами.
  3. Сущность тахеометрической съемки.

Вариант 22.

  1. Системы координат, применяемые в геодезии.
  2. Оптические теодолиты, их устройство.
  3. Фототопографические съемки.

Вариант 23.

  1. Понятие о проекции Гаусса.
  2. Назначение цилиндрического уровня и его устройство.
  3. Обработка полевых материалов нивелирования поверхности по квадратам.

Вариант 24.

  1. Система плоских прямоугольных координат.
  2. Зрительная труба, как инструмент геодезических инструментов, ее устройство. Установка зрительной трубы для наблюдений. Видимое увеличение.
  3. Построение плана участка в горизонталях.

Вариант 25.

  1. Номенклатура карт и планов.
  2. Поверки и юстировки теодолитов.
  3. Виды опорных сетей, инструменты, применяемые при разбивочных работах.

Вариант 26.

  1. Проведение горизонталей по отметкам точек.
  2. Горизонтальный, вертикальный круги, верньеры и пользование ими.
  3. Методы производства разбивок. Строительная сетка.

Вариант 27.

  1. Решение инженерных задач по плану с горизонталями.
  2. Установка теодолита в рабочее положение, принцип измерения горизонтальных углов.
  3. Способы перенесения проектов объектов в натуру.

Вариант 28.

  1. Методы измерений. Ошибки измерений и их классификация и свойства.
  2. Схема измерения горизонтального угла.
  3. Понятие об электронных и лазерных теодолитах.

Вариант 29.

  1. Понятие о цифровых и математических моделях местности.
  2. Элементы геодезических измерений. Лимб, алидада, верньеры.
  3. Определение неприступного расстояния.

Вариант 30.

  1. Производство линейных измерений.
  2. Дешифрование фотопланов (аэроснимков).
  3. Техника безопасности, охрана труда, охрана природы и окружающей среды при выполнении инженерно-геодезических работ.

ЗАДАЧИ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Задача №1 .

Длина линии на плане равна 18,6 мм, а горизонтальное проложение этой линии на местности 46,5 м. Определить масштаб плана.

Задача №2.

На плане, выполненном в масштабе 1:2500, длина линии 1-2 равна 31 мм. Какая длина этой линии будет на плане масштаба 1:1000?

Задача №3.

Дан численный масштаб 1:10000. Определить длину линии местности, соответствующую наименьшему делению нормального поперечного масштаба.

Задача №4.

Длина линии на плане равна 14,5 мм, а ее горизонтальное проложение на местности равно 72,5 м. Определить численный масштаб плана.

Задача №5.

Длина горизонтального проложения линии на местности равна 150,5 м. Определить ее длину на плане масштаба 1:2000.

Задача №6.

Длина линии на плане равна 25,6 мм, а горизонтальное проложение этой линии на местности равно 640 м. Определить численный масштаб плана.

Задача №7.

Определить численный масштаб плана, если длина горизонтального проложения линии на местности равна 75 м, а на плане длина ее 15 мм.

Задача №8.

Масштаб плана 1:2500. Длина линии, взятая на нем, равна 15,5 мм. Определить длину горизонтального проложения линии на местности.

Задача №9.

На плане, выполненном в масштабе 1:5000, длина линии равна 193 мм. Определить длину горизонтального проложения этой линии на местности.

Задача №10.

Дан численный масштаб 1:2500. Определить длину линии на местности, соответствующую наименьшему делению нормального линейного масштаба.

Задача №11.

На плане длина линии dпл. = 26,7 см, на местности ее длина равна dм. = 1335,0 м. Определить численный масштаб плана.

Задача №12.

Определить численный масштаб плана, если длина линии на плане dпл. = 6,22 м, а на местности ее длина равна dм. = 124,4 м.

Задача №13.

Определить численный масштаб плана, если на местности его длина линии равна dм. = 175 м, а на плане dпл. = 3,5 м.

Задача №14.

Длина линии на плане dпл. = 4,31 см. Масштаб плана 1:2000. Определить ее длину на местности.

Задача №15.

Определить длину линии на местности, если длина линии на плане dпл. = 54,81 см, а масштаб плана 1:200.

Задача №16.

Определить длину линии на местности, если длина линии на плане dпл. = 12,76 см, а масштаб плана 1:500.

Задача №17.

Определить, скольким метрам на местности соответствует наименьшее деление линейного и поперечного масштабов, если основание масштаба Ап = 2 см, а масштаб 1:500.

Задача №18.

Определить, скольким метрам на местности dм. соответствует наименьшее деление линейного и поперечного масштабов, если основание масштаба Ап = 2,5 см, а масштаб 1:200.

Задача №19.

Определить уклон линии с точностью до 0,1 ‰, если сечение рельефа h = 0,25 м, длина линии на плане dпл. = 20 см, а масштаб 1:500.

Задача №20.

Определить уклон линии с точностью до 0,1 ‰, если сечение рельефа h = 0,5 м, длина линии на плане dпл. = 35 см, а масштаб 1:1000.

Задача №21.

Длина линии на плане равна 20,1 мм, а горизонтальное проложение этой линии на местности 100,5 м. Определить масштаб плана.

Задача №22.

На плане, выполненном в масштабе 1:2000, длина линии 1-2 равна 36 мм. Какая длина этой линии будет на плане масштаба 1:500?

Задача №23.

Дан численный масштаб 1:5000. Определить длину местности, соответствующую наименьшему делению нормального поперечного масштаба.

Задача №24.

Длина линии на плане равна 12,5 мм, а ее горизонтальное проложение на местности равно 62,5 м. Определить численный масштаб плана.

Задача №25.

Длина горизонтального проложения линии на местности равна 170,5 м. Определить ее длину на плане масштаба 1:2500.

Задача №26.

Длина линии на плане равна 27,5 мм, а горизонтальное проложение этой линии на местности равно 550 м. Определить численный масштаб плана.

Задача №27.

Определить численный масштаб плана, если длина горизонтального проложения линии на местности равна 125 м, на плане длина ее 25 мм.

Задача №28.

Масштаб плана 1:500. Длина линии, взятая на нем, равна 18 мм. Определить длину горизонтального проложения линии на местности.

Задача №29.

На плане, выполненном в масштабе 1:2500, длина линии равна 150 мм. Определить длину горизонтального проложения этой линии на местности.

Задача №30.

Дан численный масштаб 1:5000. Определить длину линии на местности, соответствующую наименьшему делению нормального линейного масштаба.

Задача №31.

По румбу линии 1-2 r1-2 = СВ: 640 22¢ и внутренним углам, вправо лежащим b 2 = 2050 41¢ , b 3 = 2230 02¢ и b 4 = 840 25¢ вычислить дирекционный угол a 4-5 . Выполнить схему.

Задача №32.

По дирекционному углу линии 1-2 a 1-2 = 3050 14¢ и внутренним углам, вправо лежащим, b 2 = 930 38¢ , b 3 = 2280 11¢ и b 4 = 320 02¢ вычислить румб линии 4-5.

Задача №33.

По румбам линий 1-2 и 2-3 вычислить угол между этими линиями, вправо по ходу лежащий, r1-2 = СВ: 240 18¢ , r2-3 = ЮВ: 460 15¢ . Выполнить схему.

Задача №34.

Определить румб линии 3-4, если известны дирекционный угол линии 1-2 и внутренние углы 2 и 3, влево по ходу лежащие. Выполнить схему, если a 1-2 = 1270 10¢ ; b 2 = 2340 49¢ , b 3 = 1160 30¢ .

Задача №35.

Определить дирекционный угол линии 3-4, если известны румб линии 1-2 и внутренние углы 2-3, влево по ходу лежащие. Выполнить схему, если r1-2 = ЮЗ: 160 20¢ ; b 2 = 2210 43¢ , b 3 = 1590 12¢ .

Задача №36.

Определить внутренний правый угол между линиями 1-2 и 2-3, если известны дирекционные углы этих линий: a 1-2 = 1560 48¢ ; a 2-3 = 2490 13¢ . Выполнить схему.

Задача №37.

Магнитный румб линии 1-2: r1-2 = СВ: 140 29¢ . Вычислить магнитный азимут этой линии, если склонение магнитной стрелки восточное и равно 40 38¢ . Выполнить схему.

Задача №38.

Истинный румб линии 1-2: r1-2 = ЮЗ: 160 10¢ . Вычислить истинный азимут этой линии, если склонение магнитной стрелки западное и равно 30 16¢ . Выполнить схему.

Задача №39.

Магнитный азимут линии 1-2: a1-2 = 20 18¢ . Вычислить магнитный румб этой линии, если склонение магнитной стрелки западное и равно 50 03¢ . Выполнить схему.

Задача №40.

Истинный азимут линии 1-2 равен 1500 43¢ . Вычислить магнитный румб этой линии, если склонение магнитной стрелки восточное и равно 90 36¢ . Выполнить схему.

Задача №41.

Определить вправо лежащий угол b 2 , если известны дирекционные углы линий 1-2 и 2-3, a 1-2 = 180 55¢ ; a 2-3 = 100 24¢ .

Задача №42.

Определить вправо лежащий угол b 2 , если известны дирекционные углы линий 1-2 и 2-3, a 1-2 = 340 47¢ ; a 2-3 = 2020 16¢ .

Задача №43.

Определить вправо лежащий по ходу угол b 2 и выполнить схему, если

r1-2 = СВ: 240 20¢ и r1-2 = СВ: 150 14¢ .

Задача №44.

Определить вправо лежащий по ходу угол b 2 и выполнить схему, если

r1-2 = ЮЗ: 400 40¢ и r1-2 = СЗ: 610 23¢ .

Задача №45.

Определить вправо лежащий угол b 2 , если известны дирекционные углы линий 1-2 и 2-3, a 1-2 = 420 32¢ ; a 2-3 = 1120 10¢ сторон его образующих.

Задача №46.

Вычислить дирекционный угол a 2-3 , если известно, что дирекционный угол стороны 1-2 составляет a 1-2 = 2780 15¢ и внутренний правый угол b 2 = 420 14¢ .

Задача №47.

Вычислить дирекционный угол a 2-3 , если известно, что дирекционный угол стороны 1-2 составляет a 1-2 = 3050 56¢ и внутренний правый угол b 2 = 890 16¢ .

Задача №48.

Вычислить дирекционный угол a 2-3 , если известно, что дирекционный угол стороны 1-2 составляет a 1-2 = 730 41¢ и внутренний правый угол b 2 = 1260 11¢ .

Задача №49.

Определить внутренний правый по ходу угол b 2 по дирекционным углам a 1-2 = 540 26¢ и a 2-3 = 1340 03¢ сторон, его образующих.

Задача №50.

Определить внутренний правый по ходу угол b 2 по дирекционным углам a 1-2 = 110 33¢ и a 2-3 = 1610 27¢ сторон, его образующих.

Задача №51.

Вычислить дирекционный угол a 2-3 , если известно, что дирекционный угол стороны 1-2 составляет a 1-2 = 170 14¢ и внутренний правый угол b 2 = 1340 03¢ .

Задача №52.

Определить обратный дирекционный угол по данному прямому дирекционному углу линии 1-2 a пр 1-2 = 2630 15¢ и выполнить схему.

Задача №53.

Определить обратный дирекционный угол по данному прямому дирекционному углу линии 1-2 a пр 1-2 = 1890 24¢ и выполнить схему.

Задача №54.

Определить обратный румб линии АВ r об А-Б по заданному прямому румбу r пр А-Б = СВ: 40 19¢ .

Задача №55.

Дан прямой румб линии 1-2 r пр 1-2 = ЮВ: 460 20¢ . Определить обратный румб этой же линии.

Задача №56.

Определить истинный азимут Аи , если дирекционный угол a = 250 16¢ , сближение меридиана – западное, а величина сближения g = 00 05¢ .

Задача №57.

Определить истинный азимут Аи , если дирекционный угол a = 940 12¢ , сближение меридиана – восточное, а величина сближения g = 10 00¢ .

Задача №58.

Определить магнитный азимут линии 1-2, если истинный азимут Аи = 180 24¢ , а восточное склонение dВ = 20 14¢ , западное склонение равно dЗ = 130 02¢ .

Задача №59.

Вычислить дирекционный угол a 2-3 , если известно, что дирекционный угол стороны 1-2 составляет a 1-2 = 2500 34¢ и внутренний правый угол b 2 = 190 13¢ .

Задача №60.

Вычислить дирекционный угол a 2-3 , если известно, что дирекционный угол стороны 1-2 составляет a 1-2 = 2220 16¢ и внутренний правый угол b 2 = 1050 27¢ .

Задача №61.

Вычислить приращения координат линии, если ее горизонтальное проложение равно 179,32 м, а дирекционный угол равен 490 15¢ . Выполнить схему.

Задача №62.

Вычислить невязку в приращениях координат разомкнутого теодолитного хода, если сумма приращений координат SDХп = +25,7 м, SDYп = -65,62 м. Координаты конечной точки хода Хк = +210,61 м, Yк = -246,32 м. Координаты начальной точки хода Хн = +185,59 м, Yн = -180,36 м.

Задача №63.

Вычислить координаты точки 3, если известны координаты точки 2: Х2 = +148,9 м и Y2 = -26,35 м. Исправленные приращения координат DХ2-3 = -12,52 м и DY2-3 = +129,16 м. Выполнить схему.

Задача №64.

Сумма измеренных внутренних углов замкнутого теодолитного хода, имеющего 6 вершин, равна 7200 01¢ . Точность верньера теодолита ТТ-5 t=30¢¢ . Определить величину и значение угловой невязки и предельно допустимую угловую невязку.

Задача №65.

Определить фактическую и допустимую угловые невязки замкнутого теодолитного хода, если сумма измеренных внутренних углов 5400 01¢ , количество углов 5, а точность верньера 30¢¢ .

Задача №66.

Определить фактическую и допустимую угловые невязки замкнутого теодолитного хода, если сумма измеренных внутренних углов 3590 59¢ , число углов 5, а точность верньера 30¢¢ .

Задача №67.

Определить фактическую и допустимую угловые невязки замкнутого теодолитного хода, если сумма измеренных внутренних углов 14400 03¢ , количество углов 10, а точность верньера 30¢¢ .

Задача №68.

Определить величину и знак углов невязки разомкнутого теодолитного хода, заключенного между сторонами с известными дирекционными углами a0 = 230 15¢ , aп = 1560 23¢ . Количество вершин 3, а сумма углов хода составляет Sbп = 4060 52¢ 30¢¢ . Точность верньера 30¢¢ .

Задача №69.

Определить величину и знак углов невязки разомкнутого теодолитного хода, заключенного между сторонами с известными дирекционными углами a0 = 1570 19¢ , aп = 510 33¢ , где количество вершин 6, а сумма углов хода составляет Sbп = 8250 49¢ . Точность верньера 1¢ .

Задача №70.

Даны дирекционный угол линии 1-2 a1-2 = 2070 24¢ и горизонтальное проложение стороны 1-2 d 1-2 = 153,24 м. Вычислить приращения координат.

Задача №71.

Даны координаты точки 3: Х3 = +376,25 м, Y3 = +437,26 м, горизонтальное проложение между точками 3-4 d 3-4 = 86,51 м и румб линии 3-4 r 3-4 = СВ: 570 18¢ . Вычислить координаты точки 4.

Задача №72.

Вычислить координаты точки 2, если известны координаты точки 1: Х1 = +80,16 м и Y1 = -143,63 м. Горизонтальное проложение d 1-2 = 92,38 м и румб линии 1-2 r 1-2 = СВ: 380 44¢ .

Задача №73.

Даны суммы положительных и отрицательных приращений координат в замкнутом теодолитном ходе длиной 418,21 м. Определить невязки в приращениях координат по оси Х: SDХ = +57,24 м, -SDХ = -57,28 м; по оси Y: +SDY = +190,7 м. -SDY = -190,64 м.

Задача №74.

Определить абсолютную (линейную) и относительную невязки в приращениях координат, если известны невязки в приращениях координат по осям Х и Y: f X = -0,04 м, f Y = +0,06 м. Периметр замкнутого хода P = 418,21 м.

Задача №75.

Определить, допустимы ли невязки в приращениях координат замкнутого теодолитного хода длиной P = 904,09 м, если f X = +0,44 м, f Y = -0,23 м, а относительная допустимая невязка 1/1500.

Задача №76.

Периметр замкнутого теодолитного хода 783,15 м, невязки в приращениях координат f X = -0,47 м, f Y =+0,17 м. Длина линии 1-2 d 1-2 =101,03 м и вычисленные приращения координат DХ1-2 = +4,05 м, DY1-2 = -100,94 м. Координаты точки Х1 = +479,87 м, Y1 = +752,66 м. Определить относительную невязку в приращениях координат и, если она допустима (то есть не более 1/1500), вычислить исправленные превращения и координаты точки 2.

Задача №77.

Вычислить координаты точки 2 замкнутого теодолитного хода, если известны периметр P = 750 м, невязки в приращениях координат: по оси Х f X = -0,307 м, по оси Y f Y =+0,45 м; горизонтальное проложение линии 1-2 d 1-2 =200 м. Координаты точки 1: Х1 = -61,44 м, Y1 = +99,01 м. Приращения координат: DХ1-2 = +175,76 м, DY1-2 = -95,43 м. Допустимая относительная невязка 1/1000.

Задача №78.

Определить величину румба, его название и горизонтальное проложение линии 1-2, если известны координаты точек 1 и 2: Х1 = +250,6 м, Y1 = +123,48 м; Х2 = +260,86 м, Y1 = -119,45 м.

Задача №79.

По известным приращениям координат линии 1-2 DХ1-2 = -235,64 м, DY1-2 = -56,2 м определить величину румба, его название и горизонтальное проложение линии 1-2.

Задача №80.

По известным приращениям координат линии 1-2 DХ1-2 = +152,64 м, DY1-2 = -112,38 м определить величину румба, его название и горизонтальное проложение линии 1-2.

Задача №81.

Определить абсолютную (линейную) и относительную невязки в приращениях координат, если известны невязки в приращениях координат по осям X и Y: f X = +0,02 м, f Y =-0,04 м, если известно, что периметр замкнутого теодолитного хода P = 500 м.

Задача №82.

Определить, допустимы ли невязки в приращениях координат замкнутого теодолитного хода длиной P = 346,5 м, если f X = -0,03 м, f Y =-0,05 м, а допустимая относительная невязка 1/2000.

Задача №83.

Вычислить координаты точки 2 замкнутого теодолитного хода, если известны периметр хода P = 550 м, невязки в приращениях координат f X = +0,22 м, f Y =-0,33 м, горизонтальное проложение линии d 1-2