Главная Учебники - Разные Лекции (разные) - часть 16
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «МЕДНОГОРСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ КОЛЕДЖ» Методические указания и контрольные задания для студентов заочников по дисциплине: «Технология неорганических веществ» для специальности: 240301 «Химическая технология неорганических веществ» 2009
Методические указания составлены в соответствии с рабочей программой по дисциплине: «Технология неорганических веществ» по специальности: 240301 «Химическая технология неорганических веществ» Рецензенты Г.П. Мухаметова Содержание 1 Введение 4 2 Тематический план 5 3 Содержание учебной дисциплины с вопросами по самоконтролю 6 4 Выполнение контрольной работы 17 5 Оформление контрольной работы 18 6 Задания для контрольных работ 19 7 Перечень лекций 30 8 Перечень практических работ 31 9 Перечень рекомендуемой литературы для изучения 31 Введение Рабочая программа учебной дисциплины «Технология неорганических веществ» разработана в соответствии государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности среднего профессионального образования технического профиля 240301 – Химическая технология неорганических веществ. Учебная дисциплина «Технология неорганических веществ» является специальной, устанавливающей специальные знания для получения профессиональных знаний и умений. В результате изучения учебной дисциплины студент должен:
иметь представление:
- о роли и значении химической промышленности в народном хозяйстве; - о тенденции развития химической промышленности; - о путях снижения себестоимости и повышения качества химической продукции; - о ресурсо- и энергосберегающих технологиях; знать:
- методы синтеза отдельных представителей классов неорганических веществ и способы выделения основных и побочных продуктов; - технологические процессы и схемы синтеза конечного продукта; - способы рекуперации и утилизации твердых, жидких и газообразных отходов; - влияние технологических параметров на протекание химических процессов; - требования ГОСТа к качеству продукции; - правила техники безопасности при проведении технологического процесса; уметь:
- выбирать и обосновывать параметры ведения технологического процесса с целью получения конечного продукта; - определять причины нарушения технологического процесса; - рассчитывать материальные балансы химических процессов, энергетические балансы, выход продукта и степень использования сырья. В дисциплине рассматриваются: - производство серной кислоты контактным и нитрозным методами, характеристика сырья и готовой продукции; - технология связанного азота, производство азотоводородной смеси, синтез аммиака, производство азотной кислоты; - технология азотных, фосфорных, калийных, комплексных и микроудобрений, сульфида натрия, сульфата меди; - технология производства кальцинированной соды, каустической соды, соляной кислоты. Для закрепления теоретических знаний и развития у студентов умений и навыков предусмотрены практические занятия и выполнение контрольных работ, которые призваны побуждать студентов к дискуссии и самостоятельному поиску справочной литературы. Для проверки знаний студентов в конце изучения каждой темы проводится рубежный контроль. Заключительным этапом изучения является курсовой проект. Итоговая форма контроля: - экзамен. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Наименование разделов и тем
Количество аудиторных часов при заочной форме обучения К теория практика Введение 1 Раздел 1
Производство серной кислоты
10
8
2
Тема 1.1 Характеристика серной кислоты и сырье для ее производства 2 2 1 Тема 1.2 Получение сернистого газа 2 2 1 Тема 1.3 Производство серной кислоты контактным методом 4 2 Тема 1 .4 Производство серной кислоты нитрозным методом 2 2 Раздел 2
Технология связанного азота
11
9
2
Тема 2.1 Производство азотоводородной смеси для синтеза аммиака 2 2 Тема 2. 2 Очистка азотоводородной смеси от примесей 2 2 Тема 2.3 Производство азота и кислорода из воздуха 2 2 Тема 2. 4 Производство синтетического аммиака 2 2 1 Тема 2. 5 Производство азотной кислоты 3 2 1 Раздел 3
Технология минеральных удобре
ний и некоторых солей
27
24
3
Тема 3.1 Характеристика минеральных удобрений 1 1 Тема 3.2 Производство азотных удобрений 5 5 Тема 3.3 Производство фосфорных удобрений, фосфорной кислоты и кормовых добавок 10 10 2 Тема 3.4 Производство калийных удобрений 4 4 1 Тема 3.5 Производство комплексных удобрений 5 5 Тема 3.6 Производство микроудобрений 1 1 Тема 3.7 Производство некоторых минеральных солей 1 1 Раздел 4
Технология содопродуктов и соля
ной кислоты
5
4
1
Тема 4.1 Производство кальцинированной соды 2 2 Тема 4.2 Производство каустической соды, хлора и водорода 2 2 1 Тема 4.3 Производство синтетической соляной кислоты 1 1 Курсовое проектирование 20
Всего по дисциплине
74
46
8
Содержание учебной дисциплины с вопросами по самоконтролю Основные знания и умения студентов
ВВЕДЕНИЕ Роль дисциплины «Технология неорганических веществ» в системе по
лучаемых знаний, взаимосвязь с другими дисциплинами.
Основные химические производства и их роль в развитии экономики
страны.
Раздел 1 ПРОИЗВОДСТВО СЕРНОЙ КИСЛОТЫ знать:
- зависимость свойств серной кислоты от температуры и концентрации серной кислоты; - требования ГОСТа к качеству серной кислоты; - требования ГОСТа к качеству сырья для производства серной кислоты; - особенности хранения и транспортирования серной кислоты; уметь:
- рассчитывать концентрацию серной кислоты; - определять концентрацию серной кислоты при смешении ее с водой или кислотой другой концентрации; - определять расходные коэффициенты сырья, коэффициент использования сырья и выхода серной кислоты. Вопросы для самоконтроля:
1 Свойства серной кислоты. 2 Технические требования к качеству серной кислоты. 3 Хранение и транспортирование серной кислоты. 1 Определение концентрации серной кислоты по содержанию оксида серы (VI) свободного и общего в моногидрате и олеуме. 2 Решение задач на смешение и разбавление кислот различной концентрации. 3 Определения выхода серной кислоты, получаемой из различного сырья. 4 Расчет расходных коэффициентов и коэффициента использования сырья. Студент должен: знать:
-
зависимость химического процесса горения серосодержащего сырья от технологических параметров; - принципы работы оборудования для обжига серосодержащего сырья и очистки обжигового газа от огарковой пыли. уметь:
-
рассчитывать состав обжигового газа; - рассчитывать материальный и тепловой балансы печи обжига колчедана. Вопросы для самоконтроля:
1 Теоретические основы процесса горения серосодержащего сырья. 2 Основные аппараты для обжига колчедана, серы. Технологическая схема получения сернистого газа. 3 Использование тепла обжигового газа. Очистка обжигового газа от пыли в циклонах, электрофильтрах. 4 Способы удаления огарка. 5 Технологическая схема печного отделения. Практическое занятие
1 Расчет материального и теплового балансов процесса обжига колчедана. Студент должен: знать:
- сущность контактного метода производства серной кислоты; основные стадии контактного метода; - химические реакции, протекающие на катализаторе и при окислении оксида (IV) до оксида серы (VI); - физико-химические основы процессов очистки обжигового газа от примесей Аз, Sе, тумана, влаги, абсорбции серного ангидрида; - мероприятия по обезвреживанию отходящих газов и сточных вод; - методы оптимизации технологических режимов основных стадий производства. Вопросы для самоконтроля:
1 Очистка обжигового газа от примесей Аз, Sе, тумана, влаги. 2 Технологическая схема промываемого сушильного отделения в производстве серной кислоты и режим работы. 3 Окисление сернистого ангидрида до серного. Теоретические основы процесса. 4 Технологическая схема контактного отделения методом одинарного и двойного контактирования. 5 Абсорбция серного ангидрида. Химизм процесса, принцип работы оборудования, схема абсорбционного отделения. 6 Очистка отходящих газов и нейтрализация сточных вод. Тема 1.4 Производство серной кислоты нитрозным методом Студент должен: знать:
-
особенности химических реакций, процесса получения серной кислоты нитрозным методом; - зависимость концентрации серной кислоты от технологических процессов; - особенности работы оборудования; - технологический режим процесса получения серной кислоты. Вопросы для самоконтроля:
1 Сущность нитрозного метода. 2 Основные стадии процесса. 3 Технологическая схема и режим процесса получения серной кислоты нитрозным методом и схема производства. 4 Обезвреживание отходящих газов. Раздел 2 ТЕХНОЛОГИЯ СВЯЗАННОГО АЗОТА
Тема 2.1 Производство азотоводородиой смеси для синтеза аммиака Студент должен: знать:
- физико-химические основы конверсии природного газа и СО; влияние параметров на состав газовой смеси; - катализаторы конверсии метана и СО; - технологические схемы конверсии метана и СО; уметь:
- рассчитывать состав азотоводородной смеси после конверсии; - рассчитывать расход природного газа, пара, воздуха, кислорода по известной производительности установки. Вопросы для самоконтроля:
1 Получение водорода из природного газа. 2 Теоретические основы конверсии метана и оксида углерода (II). 3 Основные химические реакции конверсии. 4 Влияние температуры, давления, состава газовой смеси на процесс конверсии. 5 Катализаторы конверсии метана и оксида углерода (II). 6 Технологические схемы получения газовой смеси: двухступенчатая паровоздушная каталитическая конверсия природного газа при Р = 3,4 МПа; одноступенчатая парокислородная; высокотемпературная (некаталитическая) под давлением. 7 Оборудование конверсии метана и СО. Практическое занятие
1 Расчет состава газа после конверсии метана. 2 Расхода природного газа, воздуха, водяного пара, необходимого для проведения конверсии. Тема 2.2 Очистка азотоводородной смеси от примесей Студент должен: знать:
- методы очистки азотоводородной смеси от оксидов углерода (II) и (IV); - теоретические основы и технологические схемы очистки азотово-дородпой смеси. Вопросы для самоконтроля:
1
Очистка азотоводородной смеси от оксида углерода (II) и (IV). 2 Теоретические основы очистки азотоводородной смеси растворами моноэтанол- амина, промывки жидким азотом, метанирования, с применением катализатора. 3 Технологические схемы. 4 Принципы работы основного оборудования. Студент должен: знать:
- способы получения азота и кислорода из воздуха методом глубокого охлаждения; - принципы работы холодильного цикла Капицы; - методы ректификации жидкого воздуха; - принципы работы оборудования по разделению воздуха. Вопросы для самоконтроля:
1 Глубокое охлаждение воздуха. 2 Теоретические основы процесса. 3 Цикл низкого давления с турбодетандором (цикл Капицы). 4 Разделение воздуха методом ректификации. Агрегат разделения АКТ-15. Студент должен: знать:
- физико-химические основы синтеза аммиака; - влияние технологических параметров на процесс синтеза; - некоторые технологические схемы по производству аммиака; - принцип работы оборудования синтеза; уметь:
- рассчитывать состав азотоводородной смеси; - определять удельную производительность и объем катализатора в производстве аммиака; - подбирать оптимальный технологический режим в производстве аммиака. Вопросы для самоконтроля:
1 Аммиак, его свойства, требования стандартов к его качеству. Хранение, транспортирование. 2 Теоретические основы процесса синтеза аммиака. 3 Влияние технологических параметров на процесс синтеза аммиака. 4 Катализаторы в производстве аммиака. 5 Технологические схемы и режим работы оборудования при среднем и высоком давлении. 6 Принципы работы технологического оборудования. 1 Проведение расчетов расхода азотоводородной смеси, выхода аммиака, состава газа до и после колонны синтеза, производительности и необходимого объема катализатора. Тема 2.5 Производство азотной кислоты Студент должен: знать:
- методы получения азотной кислоты; - теоретические основы окисления аммиака, влияние технологических параметров па окисление аммиака; катализаторы окисления; - теоретические основы окисления оксидов азота (II) до (IV) и поглощения их водой; - технологические схемы по производству азотной кислоты; - способы очистки отходящих газов от оксидов азота (II) и (IV); - способы концентрирования азотной кислоты; - принципы работы оборудования; уметь:
- проводить расчеты расхода воздуха и аммиака для окисления его до оксида азота (II); - рассчитывать материальные и тепловые балансы основных стадий процесса получения азотной кислоты. Вопросы для самоконтроля:
1 Свойства концентрированной и разбавленной азотной кислоты, хранение и транспортирование. 2 Производство азотной кислоты из аммиака. Основные стадии процесса. 3 Теоретические основы процесса окисления аммиака. Катализаторы окисления, их отравление и регенерация. 4 Окисление оксидов азота и поглощение их водой. Влияние давления, температуры и состава газовой смеси на процесс окисления и абсорбции. 5 Технологические схемы производства азотной кислоты: под атмосферным давлением, повышенным давлением и комбинированная. Режим работы основного оборудования. 6 Очистка отходящих нитрозных газов. 7 Концентрирование азотной кислоты с помощью серной кислоты или нитрата магния. 8 Прямой синтез концентрированной азотной кислоты. Особенности протекания химических реакций, технологическая схема, устройство. Режим работы основного оборудования. Практические занятия
1 Расчет материального и теплового баланса контактного аппарата в производстве азотной кислоты. Раздел 3 ТЕХНОЛОГИЯ МИНЕРАЛЬНЫХ УДОБРЕНИЙ И НЕКОТОРЫХ СОЛЕЙ
Тема 3.1 Характеристика минеральных удобрений Студент должен: Знать
- значение азота, фосфора, калия, микроэлементов в жизни растений и животных; - основные виды минеральных удобрений. Вопросы для самоконтроля:
1 Роль азота, фосфора, калия, микроэлементов в жизни растений и животных. 2 Классификация минеральных удобрений 3 Агрохимические и физические свойства удобрений. Тема 3.2 Производство азотных удобрений Студент должен: знать:
- ассортимент азотных удобрений: - физико-химические и агрохимические свойства удобрений; - способы снижения гигроскопичности аммиачной селитры; - характеристику основных стадий процесса производства удобрений; - технологические схемы и принцип работы основного оборудования. уметь:
- объяснять влияние технологических параметров на процессы получения аммиачной селитры и карбамида; - рассчитывать материальные и тепловые балансы в производстве аммиачной селитры; - рассчитывать расходные коэффициенты в производстве аммиачной селитры и карбамида. Вопросы для самоконтроля:
1 Азотные удобрения, их форма. 2 Производство аммиачной селитры. Её свойства, способы снижения слеживаемости. Технологическая схема производства аммиачной селитры с одностадийной упаркой; режим работы основного оборудования. 3 Производство карбамида. Его технические и агрохимические. свойства. Физико-химические основы синтеза карбамида; влияние температуры, давления м соотношения компонентов на процесс синтеза. Технологические схемы производства карбамида, режим работы основного оборудования. 4 Производство жидких азотных удобрений, аммиаков и сульфата аммония. Их технические и агрохимические свойства. Технологические схемы производства аммиачной воды, аммиакатов, сульфата аммония. Основное оборудование. Обезвреживание отходящих газов в производстве азотных удобрений. Практические занятия
1 Определение расходных коэффициентов в производстве аммиачной селитры и карбамида. 2 Расчет материального и теплового балансов процесса нейтрализации азотной кислоты аммиаком в производстве аммиачной селитры. Тема 3.3 Производство фосфорных удобрений, фосфорной кислоты и кормовых добавок Студент должен; знать:
- ассортимент фосфорных удобрений; - характеристику фосфатного сырья; - методы переработки и обогащения природных фосфатов; - агрохимические свойства фосфорных удобрений; - технологические схемы и принцип действия оборудования при - методы очистки отходящих газов и сточных вод; уметь:
- рассчитывать материальный и тепловой балансы процесса разложения апатитового концентрата серной кислотой в производстве экстракционной фосфорной кислоты (ЭФК); - определять расходные коэффициенты, коэффициент выхода в Вопросы для самоконтроля:
1 Ассортимент фосфорных удобрений; фосфатное сырье: апатиты и фосфориты. 2 Фосфоритная мука. Технологическая схема ее производства. 3 Простой суперфосфат; его состав; теоретические основы процесса разложения апатитового концентрата серной кислоты; стадии процесса камерного метода получения. Технологическая схема и режим работы оборудования. 4 Фосфорная кислота: экстракционная и термическая. Свойства и применение. 5 Производство экстракционной фосфорной кислоты. Теоретические основы разложения фосфатов серной кислотой, дигидратный и полугидратный процессы. 6 Технологическая схема ЭФК в экстракторах; способы удаления гипса; защита оборудования от коррозии. Концентрирование ЭФК в вакуум-выпарных установках; отходы и побочные продукты, использование фосфогипса. 7 Производство термической фосфорной кислоты (ТФК). Основные стадии процесса; теоретические основы получения фосфора электровозгонкой; технологическая схема производства желтого фосфора; теоретические основы окисления фосфора и гидратации оксида фосфора (V) в фосфорную кислоту; технологическая схема получения ТФК; режим работы оборудования. 8 Двойной суперфосфат. Способы получения; теоретические основы процесса; влияние технологических параметров на степень разложения фосфатов; технологические схемы производства камерным и поточным методами; режим работы оборудования. 9 Кормовой преципитат; его свойства и применение; теоретические основы и технологическая схема получения. 10 Термические фосфаты, их типы и применение. Способы получения, технологические схемы и режимы производства; вращающиеся и циклонные печи. 11 Плавленые магниевые фосфаты, их применение; технологический процесс производства; основные металлургические шлаки и их применение. 12 Охрана окружающей среды. Характеристика выбросов в производстве фосфорных удобрений и кормовых добавок; очистка отходящих газов и сточных вод от фтора и его утилизация. 1 Расчет материального баланса процесса экстракции фосфорной кислоты; теплового баланса экстрактора. 2 Определение расходных коэффициентов технологических процессов. Студент должен: знать:
- ассортимент калийных удобрений; - характеристики сырья; - агрохимические и физико-химические свойства калийных удобрений; - технологические схемы производства калийных удобрений; - свойства и характерные особенности бесхлорного калийного удобрения; - утилизацию отходов калийного производства. Вопросы для самоконтроля:
1 Классификация калийных удобрений; калийные сырьевые источники, их характеристика и сравнение. Калий хлористый: агрохимические и физико-химические свойства. 2 Методы производства. Флотационный способ, его сущность. Технологические схемы с предварительной флотацией и депрессией глинистого шлама. Режим работы оборудования. 3 Галургический способ производства хлористого калия; сущность метода; технологическая схема производства; устройство и защита оборудования от коррозии. Автоматическое регулирование процесса; сравнительные технико-экономические показатели. 4 Производство сульфат-калийных удобрений. Принципиальная схема получения из полиминеральных руд; конверсионные способы получения сульфата калия. 5 Утилизация отходов и охрана окружающей среды при производстве калийных удобрений. Студент должен: знать:
- ассортимент комплексных удобрений; - теоретические основы производств; - технологические схемы производства отдельных видов комплексных удобрений; - принципы работы основного оборудования; уметь:
- объяснять влияние технологических параметров: температуры, - выполнять расчеты материального и теплового балансов в произ- Вопросы для самоконтроля:
1 Классификация комплексных удобрений. 2 Сложные удобрения на основе фосфорной кислоты. Фосфаты аммония: свойства, применение, теоретические основы производства. Технологические схемы получения фосфатов аммония. Режим работы оборудования. 3 Сложные удобрения на основе фосфорной и азотной кислот; состав и свойства нитроаммофоски; схемы производства нитроаммофоса и нитроаммофоски. 4 Сложные удобрения на основе разложения природных фосфатов азотной кислотой: свойства, состав нитрофоса, нитрофоски. Теоретические основы процесса их получения. Классификация схем получения по способам связывания или выделения избыточного СаО из раствора. Технологические схемы и режим работы оборудования. 5 Жидкие комплексные удобрения. 6 Производство сложно-смешанных и смешанных удобрений. 7 Мероприятия по охране окружающей среды в производстве комплексных удобрений. 1 Расчет материального баланса процесса нейтрализации фосфорной кислоты аммиаком в производстве аммофоса; теплового баланса нейтрализатора. Определение влияния параметров на ход технологического процесса. Студент должен: знать:
- значение микроудобрений; - ассортимент микроудобрений; - способы внесения микроудобрений в почву. Вопросы для самоконтроля:
1 Микроудобрения, их ассортимент: борные, молибденовые, цинковые, медные, марганцевые. 2 Макроудобрения с добавлением микродобавки. Студент должен: знать:
-
классификацию минеральных солей; - теоретические основы и технологические схемы производства - агрохимические и физико-химические свойства минеральных солей; - мероприятия по охране окружающей среды. Вопросы для самоконтроля:
1 Минеральные соли, дихромат натрия: теоретические основы процесса; технологическая схема. Сернистый натрий: теоретические основы процесса, технологическая схема. Медный купорос: теоретические основы процесса; технологическая схема. 2 Режим работы оборудования в производстве минеральных солей. 3 Техника безопасности и охрана окружающей среды в производстве минеральных солей. Раздел 4 ТЕХНОЛОГИЯ СОДОПРОДУКТОВ И СОЛЯНОЙ КИСЛОТЫ
Студент должен: знать:
- сущность аммиачного способа производства кальцинированной соды; - теоретические основы стадий производства кальцинированной соды; - мероприятия по технике безопасности и утилизации отходов; - принципы работы основного оборудования уметь:
- рассчитывать состав газа после обжига карбонатного сырья, степень использования карбонатного сырья, степень использования натрия. Вопросы для самоконтроля:
1 Сырье для получения соды; аммиачный способ ее получения, основные стадии процесса. 2 Теоретические основы процесса обжига карбонатного сырья; схема получения оксида углерода (IV); режим работы известковых печей. 3 Получение и очистка рассола. Аммонизация рассола, теоретические основы, технологическая схема, режим работы абсорбционных башен. 4 Карбонизация аммонизированного рассола: теоретические основы процесса, технологическая схема; устройство карбонизационных колонн. 5 Технологический режим станции фильтрации. Кальцинирование сырого гидрокарбоната натрия: теоретические основы; технологическая схема; режим работы кальцинатора. 6 Регенерация аммиака: теоретические основы процесса; технологическая схема; режим работы станции дистилляции. 7 Техника безопасности и охрана окружающей среды. Технологические расчеты в производстве кальцинированной соды.
Студент должен: знать:
- сущность электрохимического способа получения, теоретические основы электролиза раствора поваренной соли, режим работы электролизеров; - режим охлаждения, сушки, компримирования хлора и хранения жидкого хлора; - выпаривание и упарка растворов едкого натрия, теоретические основы; уметь:
- определять количество веществ, получаемых при электролизе; - рассчитывать выход каустической соды по току и по энергии. Вопросы для самоконтроля:
1 Электрохимический способ получения каустической соды. Режим работы электролизеров. 2 Получение жидкого и твердого каустика. Подготовка хлора к использованию и хранению. 3 Техника безопасности в производстве каустической соды. Технологические расчеты в производстве каустической соды. Студент должен: знать.
- теоретические основы и технологические схемы основных стадий производства соляной кислоты; - принципы работы оборудования; Вопросы для самоконтроля:
1 Характеристика исходного сырья. 2 Сульфатный метод получения хлористого водорода. 3 Синтез хлористого водорода. 4 Технологическая схема процесса и режим работы оборудования. 5 Абсорбция хлористого водорода водой. Режим работы абсорбера. Студент – заочник должен получить теоретические знания в соответствии с программой по специальности, уметь применять эти знания в практической деятельности, действовать самостоятельно, эффективно, в соответствии с поставленными задачами. Согласно учебному плану, студенты-заочники выполняют домашнюю контрольную работу в сроки, установленные учебным графиком. Цель выполнения контрольной работы – научить студентов самостоятельно пользоваться учебной и нормативной литературой, приобрести навыки письменно излагать материал по конкретным вопросам, которые могут возникнуть в практической деятельности. Задание для выполнения контрольных[ работ разработано в 30 вариантах В каждом варианте содержатся теоретические вопросы и задачи. Вариант определяется двумя последними цифрами личного шифра студента. Перед выполнением контрольной работы студенту необходимо внимательно изучить методические указания к темам и рекомендуемую литературу, в соответствии с программой. Контрольная работа представляется в виде творческой работы студента. Используя конкретный фактический материал (предприятия, подразделения, фирмы) и теоретический материал по соответствующим темам задания, необходимо представить обоснованные размышления по вопросам. Ответы на вопросы должны быть полными и конкретными. Для их обоснования необходимо применять современные методы решения каждого вопроса с учетом передового опыта и научно-технической документации. Перед решением задачи необходимо записать её условие. Решения задачи следует пояснять. При выполнении работы придерживаются следующих правил: - подобрать материал, соответствующий содержанию вопроса используя рекомендуемую литературу; - затем своими словами изложить теоретическую часть вопроса (не допуская дословного переписывания текстов из учебников, брошюр, статей); - привести практические примеры. Используя конкретный материал на рабочем месте или же конкретные жизненные ситуации; - в конце работы сделать выводы. Оформление контрольной работы
Контрольная работа выполняется в ученической тетради (10-12 листов). На тетрадь наклеивается титульный лист, который заполняют по установленной в учебном заведении форме. Работа должна быть выполнена грамотно и аккуратно, четким, разборчивым почерком. Не допускается сокращение слов (кроме общепринятых сокращений). Контрольная работа может быть выполнена на компьютере шрифтом Times New Roman, размером 14 и напечатана на бумаге формата А4 на лицевой стороне каждого листа. Оформляя работу, необходимо пронумеровать страницы, отвести поля шириной 2-3 см
для замечаний рецензента, привести четкую формулировку вопроса и план выбранной темы, изложив ответ на него. При необходимости, текст ответа можно дополнить чертежами, схемами и рисунками, исполненными в любой технике, но четко и аккуратно. Между ответами следует оставлять несколько строчек для замечаний преподавателя по работе. В конце работы указать используемую литературу
, поставить дату
выполнения работ и подпись
. Выполненная работа сдаётся в Колледж. При получении отрецензированной работы студент должен выполнить все указания рецензента. Работа над ошибками, дополнения к ответам, согласно рецензии, выполняется в этой же тетради. На рецензию не принимаются работы:
- выполненные по неправильно выбранному варианту; - переписанные у других студентов; - выполненные небрежно, неразборчивым почерком. Возвращенные без рецензии (но с обязательным указанием причины возврата) работы студент обязан выполнить повторно, в соответствии со своим вариантом и требованиями, предъявляемыми к контрольным работам, и вновь сдать в Колледж. После выполнения контрольной работы студент допускается к сдаче экзаменов. Задания для 1-ой контрольной работы Таблица 1- Выбор вариантов домашней контрольной работы (номер варианта соответствует двум последним цифрам шифра студента) Вариант Номера заданий 1 1 26 78 86 116 146 2 2 28 79 101 126 156 3 4 29 80 87 136 166 4 5 32 81 102 117 147 5 6 33 82 88 127 157 6 14 34 83 103 137 167 7 15 35 84 89 118 148 8 16 39 85 104 128 158 9 20 47 72 90 138 168 10 21 49 61 105 119 149 11 24 51 62 91 129 159 12 25 52 63 106 139 169 13 27 54 64 92 120 150 14 30 56 65 107 130 160 15 31 58 66 93 140 170 16 26 59 67 108 121 151 17 37 60 68 94 131 161 18 38 13 79 109 141 171 19 40 17 82 95 122 152 20 41 18 84 110 132 162 21 42 19 81 96 142 172 22 43 3 69 111 123 153 23 44 7 70 97 133 163 24 45 8 71 112 143 173 25 46 9 73 98 124 154 26 48 10 74 113 134 164 27 50 11 75 99 144 174 28 53 12 76 114 125 155 29 55 22 77 100 135 165 30 57 23 68 115 145 175 Задания 1 Серная кислота, её свойства. 2 Применение серной кислоты. 3 Способы производства серной кислоты. 4 Хранение и перевозка серной кислоты. 5 Сырьё для производства серной кислоты. 6 Сера, её свойства. 7 Физико-химические основы производства диоксида серы из серы. 8 Физико-химические основы производства диоксида серы из колчедана. 9 Физико-химические основы производства серной кислоты из сероводорода. 10 Сухая очистка сернистого газа от примесей. 11 Мокрая очистка сернистого газа от примесей. 12 Физико-химические основы процесса осушки сернистого газа. 13 Физико-химические основы окисления диоксида серы. 14 Катализаторы окисления диоксида серы. 15 Скорость окисления диоксида серы. 16 Влияние температуры на скорость окисления диоксида серы. 17 Принцип работы системы ДК/ДА в сернокислотном производстве. 18 Физико-химические основы абсорбции триоксида серы. 19 Теоретические основы процесса производства серной кислоты нитрозным методом. 20 Основные направления интенсификации сернокислотного производства. 21 Значение связанного азота, способы получения связанного азота. 22 Теоретические основы разделения воздуха глубоким охлаждением 23 Разделение воздуха методом ректификации 24 Свойства и применение аммиака. 25 Сырье для синтеза аммиака, получение азота. 26 Физико-химические основы конверсии метана и оксида углерода. 27 Катализаторы, применяемые в процессах конверсии метана и оксида углерода. 28 Очистка азотоводородной смеси от диоксида углерода 29 Физико-химические основы синтеза аммиака, применяемые катализаторы. 30 Азотная кислота, свойства и применения. 31 Сырье и способ производства азотной кислоты. 32 Физико-химические основы окисления аммиака. 33 Физико-химические основы окисления оксида азота и абсорбции диоксида азота водой. 34 Обезвреживание отходящих нитрозных газов в производстве азотной кислоты. 35 Прямой синтез азотной кислоты из оксидов азота. 36 Значение и классификация минеральных удобрений. 37 Свойства и применение аммиачной селитры. 38Свойства и применение карбамида. 39 Теоретические основы производства карбамида. 40 Свойства и применение сульфата аммония. 41 Производство жидких азотных удобрений. 42 Аммиакаты, какие требования к ним преъявляются. 43 Ассортимент фосфорных удобрений и кормовых фосфатов. 44 Фосфатное сырьё. 45 Свойства и применение фосфоритной муки. 46 Свойства и применение простого суперфосфата. 47 Теоретические основы производства простого суперфосфата. 48 Свойства и применение фосфорной кислоты. 49 Теоретические основы производства экстракционной фосфорной кислоты. 50 Свойства и применение фосфора и термической фосфорной кислоты. 51 Теоретические основы электровозгонки фосфора. 52 Теоретические основы производства термической фосфорной кислоты. 53 Свойства и применение двойного суперфосфата. 54 Теоретические основы производства двойного суперфосфата. 55 Свойства и применение преципитата. 56 Теоретические основы производства преципитата. 57 Свойства и применение термических фосфатов. 58 Теоретические основы производства термических фосфатов. 59 Очистка отходящих фторсодержащих газов в производстве фосфорных удобрений. 60 Очистка сточных вод в производстве фосфорных удобрений. 61 - Опишите технологическую схему производства, табл.2 Таблица 2 № задания Наименование процесса 61 Обжиг колчедана 62 Сжигание серы 63 Сжигание сероводорода 64 Промывное отделение производства серной кислоты 65 Сушильно – абсорбционное отделение производства серной кислоты 66 Контактный узел производства серной кислоты 67 Контактный узел производства серной кислоты по схеме ДК/ДА 68 Производство серной кислоты нитрозным способом 69 Установка АКТ-15 70 Конверсия метана и оксида углерода 71 Промывка азотоводородной смеси жидким азотом 72 Синтез аммиака 73 Неконцентрированной азотной кислоты. 74 Прямой синтез концентрированной азотной кислоты 75 Производство аммиачной селитры 76 Производство карбамида с полным жидкостным рециклом 77 Производство сульфата аммония 78 Производство фосфоритной муки 79 Производство простого суперфосфата 80 Производство экстракционной фосфорной кислоты 81 Производство фосфора 82 Производство термической фосфорной кислоты 83 Производство двойного суперфосфата 84 Производство преципитата 85 Производство термических фосфатов 86-90 К m
кг с % серной кислоты прибавили а
кг воды. Определить повышение температуры кислоты, табл.3 Таблица 3 Задание 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 m, кг 500 950 560 480 720 630 810 470 560 640 830 750 650 580 820 с, % 83 95 92 90 78 86 81 94 91 88 89 85 93 97 86 а, кг 75 90 85 30 25 75 55 45 60 80 35 40 50 60 55 101-115 Определить теплоту смешения, выделенную при разбавление m1
кг с1
% - ной H2
SO4
m2
кг с2
% - ной H2
SO4
,табл. 4 Таблица 4 Задание 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 m1
, кг 750 810 950 860 720 600 830 940 750 850 760 800 770 905 810 m2
, кг 320 450 530 480 390 310 520 480 370 410 350 380 300 410 420 с1
, % 93,5 98,8 97,3 99,2 98,7 99,8 93,8 94,5 95,6 97,3 96,8 95,4 92,8 97,9 98,9 с2
, % 85,2 92,5 93,2 90,0 55,6 50,8 63 80,5 45 55,2 40,8 56,1 38,5 80,4 64,2 116-125 Производительность контактной установки по производству серной кислоты G т/сутки. Содержание диоксида серы в газе с % об. Степень превращения диоксида серы – х %, степень абсорбции триоксида серы - η %. Рассчитать объём печного газа, поступающего в контактную установку, табл.5 Таблица 5 Задание 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 G, т/сутки 120 240 160 210 500 720 610 580 740 350 с, % об. 7,2 5,8 6,4 6,1 5,9 5,7 5,3 4,5 7,3 7,9 х, % 97,3 96,8 98,5
|