Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 16

 

Поиск            

 

Организационно-методические указания по подготовке органов управления, сил гражданской обороны, единой государственной системы предупреждения и ликвидация чс на 2001 год (выписка)

 

             

Организационно-методические указания по подготовке органов управления, сил гражданской обороны, единой государственной системы предупреждения и ликвидация чс на 2001 год (выписка)

Г


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(Минобразование России)

ПЕРВЫЙ ЗАМЕСТИТЕЛЬ

МИНИСТРА

113833, Москва, М-230, ГСП ул. Люсиновская. 51

Телефон: 237-97-63 Факс: 924-64-89

Телетайп: 114027 КОНОИД

05.02.2001 №42-51-03/42-02

На №

Г

Организационно-методические указания по подготовке органов управления, сил гражданской обороны, единой государственной системы предупреждения и ликвидация ЧС на 2001 год (выписка)


Органам управления образованием субъектов Российской Федерации, ректорам (директорам) образовательных учреждений,


I Общая оценка состояния дел по гражданской обороне в подведомственных образовательных учреждениях и организациях

В 2000 году мероприятия по совершенствованию системы защиты населения и территорий от опасностей природного и техногенного характера мирного и военного времени, предупреждению и ликвидации их последствий в кратчайшие сроки, при сохранении устойчивого управления, проведены в соответствии с требованиями федеральных законов "О гражданской обороне", "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", постановления Правительства Российской Федерации "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" и Организационно-методических указаний Минобразования России.

В отчетных докладах по гражданской обороне органов управления образованием субъектов Российской Федерации, образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, организаций представлена информация о проделанной за истекший срок работе.

За отчетный период отработана и откорректирована документация по гражданской обороне, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в соответствии с требованиями руководящих документов, организовано обучение личного состава образовательных учреждений по защите от чрезвычайных ситуаций.

Анализ отчетных документов по гражданской обороне, поступивших из органов управления образованием субъектов Российской Федерации, образовательных учреждений начального, среднего, высшего профессионального образования и организаций из большинства регионов Российской Федерации, результаты проведенных органами управления по ГО и ЧС инспекторских проверок показал, что руководители органов управления образованием, образовательных учреждений и организаций с большой ответственностью и пониманием относятся к выполнению требований федеральных законов, постановлений Правительства Российской Федерации, Организационно-методических указаний Минобразования России в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций. Задачи, поставленные в Организационно-методических указаниях Минобразования России, руководителям подведомственных образовательных учреждений, организаций, в основном выполнены.

В соответствии с поставленной главной задачей в 2000 году в большинстве образовательных учреждений и организаций проведены плановые командно-штабные учения, штабные тренировки.

В ходе учений и тренировок решались задачи по отработке оповещения, приведения органов управления в различные степени готовности, действий руководящего, командно-начальствующего состава формирований (гражданских организаций) гражданской обороны по защите учащихся, студентов, работников, материальных и культурных ценностей от чрезвычайных ситуаций, террористических актов, а также от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Подготовка руководящего, командно-начальствующего состава формирований (гражданских организаций) гражданской обороны осуществлялась в учебно-методических центрах по ГО и ЧС городов, районов, а также на местах методом учебных сборов, плановых занятий, самостоятельного изучения.

Обучение работников, не вошедших в состав гражданских организаций, проводилось в составе учебных групп руководителями занятий.

В апреле 2000 года проведено совместное заседание коллегий Минобразования России и МЧС России по вопросу о состоянии подготовки в Российской Федерации населения к действиям в чрезвычайных ситуациях и учащейся молодежи по программам безопасности жизнедеятельности.

По итогам работы коллегий утвержден План основных совместных мероприятий по дальнейшему развитию и совершенствованию преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности», дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в образовательных учреждениях Российской Федерации на 2000-2002 годы. Мероприятия по дальнейшему развитию и совершенствованию обучения учащейся молодежи по безопасности жизнедеятельности в основном, реализуются в установленные сроки.

В соответствии с Планом основных мероприятий Российской Федерации по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на 2000 год, утвержденных постановлением Правительства российской Федерации от 1 ноября 1999 года проведена инспекторская проверка состояния дел в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Министерства образования российской Федерации.

Инспекторской проверке подвергались 50 объектов, в том числе и подведомственных Министерству: структурные подразделения центрального аппарата, органы управления образованием и образовательные учреждения всех типов и видов г. Москвы, Московской и Тверской области.

В целом, по результатам инспектирования, деятельность Министерства образования Российской Федерации и проверяемых объектов оценена положительно. Вместе с тем, в акте проверки отмечены недостатки, устранение которых будет осуществляться в соответствии с планом устранения недостатков, выявленных в ходе инспекторской проверки.

II . Подготовка учащихся и студентов по вопросам защиты от чрезвычайных ситуаций.

Обучение учащихся и студентов в образовательных учреждениях по безопасности жизнедеятельности осуществлялось в соответствии с требованиями федеральных законов от 21.12.94 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», от 21.01.98 № 28-ФЗ «О гражданской обороне», от 13.03.96 № 12-ФЗ «Об образовании» и постановления Правительства российской Федерации от 24.07.95 № 738 «О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций» на основе совместно разработанных с МЧС России учебных планов и программ.

В образовательных учреждениях реализуется система обучения по вопросам безопасности жизнедеятельности, начиная с первого класса и заканчивая послевузовской профессиональной подготовкой.

Эта система обучения нацелена на подготовку учащихся и студентов к безопасному поведению в повседневной жизни и чрезвычайных ситуациях мирного времени, а также по поведению мероприятий гражданской обороны.

1. В образовательных учреждениях высшего профессионального образования.

В учреждениях высшего профессионального образования подготовка студентов к действиям в чрезвычайных ситуациях осуществляется в ходе изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в объёме 136 часов.

В государственных университетах подготовка студентов ведётся по программе «Основы медицинских знаний и охрана здоровья детей».

150 часов, в педагогических вузах - по программе «Медико-биологическая подготовка и безопасность жизнедеятельности» в объеме 180 часов.

В новом поколении государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» включена в общепрофессиональный цикл дисциплин практически всех направлений и специальностей высшей школы. Для педагогических вузов подготовлен новый государственный образовательный стандарт по безопасности жизнедеятельности.

Минобразованием России направлены в вузы рекомендации по дифференцированному включению дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в направления и специальности высшего профессионального образования (Исх. № 38-55-40/38-02 от 04.09.2000 г.)

В декабре 2000 года Минобразованием России согласована с МЧС России и утверждена примерная программа дисциплины «Безопасность жизнедеятельности».

Для студентов издан базовый учебник «Безопасность жизнедеятельности», а также ряд учебных пособий по защите в чрезвычайных ситуациях.

В целях совершенствования подготовки студентов вузов в области безопасности жизнедеятельности в феврале 2000 года проведен учебно-методический сбор с руководящим и профессорско-преподавательским составом кафедр вузов г. Москвы и Московской области, осуществляющих подготовку по безопасности жизнедеятельности. В ходе сбора был осуществлен анализ состояния подготовки студентов в области безопасности жизнедеятельности и намечен ряд мер • по повышению эффективности и активизации подготовки студентов.

Переподготовку и повышение квалификации в АГЗ МЧС России прошли 11 преподавателей вузов. Некоторые вузы не выполнили организационных указаний МЧС России о своевременном направлении преподавательского состава на переподготовку.

К ним относятся: Московский государственный энергетический институт (технический университет). Российский государственный университет нефти и газа. Московский государственный авиационный институт (технический университет), Санкт-Петербургский государственный институт точной механики и оптики (технический университет). Самарский государственный аэрокосмический университет. Тверской государственный технический университет. Уральский экономический университет и др.

По результатам инспекторской проверки в лучшую сторону в решении организационных вопросов в области гражданской обороны, защиты студентов и работников от чрезвычайных ситуаций, обучения студентов безопасности жизнедеятельности, комиссия МЧС России отметила Московский государственный строительный университет и Московский государственный инженерно-физический институт (технический университет).

2. В образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, начального и среднего профессионального образования

Учащиеся образовательных учреждений среднего (полного) общего образования обучаются по примерной учебной программе «Основы безопасности жизнедеятельности» объемом 176 часов.

В учреждениях начального и среднего профессионального образования обучение проводилось по программам курса «Основы безопасности жизнедеятельности» объемом 140 часов. В сентябре 2000 года Минобразованием России по согласованию с МЧС России утверждена примерная программа по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» объемом 90 часов для всех технических специальностей среднего профессионального образования. Программа может быть также использована для специальностей гуманитарно-социальных, образования, здравоохранения, культуры и искусства, управления и экономики с уменьшением объема учебных часов до 60 часов.

В организации подготовки учащихся и студентов по безопасности жизнедеятельности имеется ряд нерешенных проблем всех уровней образования:

- проработать вопрос о включении курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в проект Базисного учебного плана для 12-летней школы отдельной образовательной областью с выделением на его изучение с 1 по 9 классы не менее 1 часа в неделю, ас 10 по 12 классы - по 2 часа в неделю;

- решить вопрос использования разбронированного имущества гражданской обороны в учебных целях (рекомендации МЧС России от 10.10.2000 № 14/8 -789 дсп - направлены в субъекты Российской Федерации);

- в образовательных учреждениях имеется большой некомплект штатных преподавателей-организаторов ОБЖ;

затягивается процесс создания необходимой учебно-материальной базы, обеспечение учебно-методической литературой, учебными приборами, средствами защиты;

в ряде субъектов Российской Федерации, во многих образовательных учреждениях вопросы защиты работников, учащихся, студентов решаются крайне медленно. Обучение детей и молодежи вопросам безопасности жизнедеятельности не соответствует современным требованиям.

III. В соответствии с организационно-методическими указаниями Первого заместителя начальника гражданской обороны Российской Федерации Шойгу С.К., в целях дальнейшего повышения уровня подготовки органов управления, сил гражданской обороны, единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций к действиям в чрезвычайных ситуациях предлагаю:

Председателю ведомственной комиссии по чрезвычайным ситуациям Министерства образования Российской Федерации: внести в практику деятельности комиссии заслушивание отдельных руководителей структурных подразделений центрального аппарата, руководителей органов управления образованием субъектов Российской Федерации, ректоров (директоров) подведомственных образовательных учреждений по выполнению возложенных на них задач в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Начальникам гражданской обороны, председателям комиссий по чрезвычайным ситуациям, органам управления образованием субъектов Российской Федерации:

1. Главной задачей на 2001 год в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций считать дальнейшее совершенствование системы защиты населения и территорий от опасностей природного и техногенного характера мирного и военного времени, своевременное проведение мероприятий, предупреждающих, либо смягчающих чрезвычайные ситуации, а также ликвидацию их последствий в кратчайшие сроки при сохранении устойчивого управления.

2. В органах управления образованием субъектов Российской Федерации, образовательных учреждениях и организациях обеспечить дальнейшую реализацию положений федеральных законов «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногениого характера», «О гражданской обороне», постановлений Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1999 года № 1113 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», от 10 июня 1999 года № 620 «О гражданских организациях гражданской обороны», от 10 июня 1999 года .№ 782 «О создании (назначении) в организациях структурных подразделений (сотрудников), специально уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны», от 2 ноября 2000 года № 841 «Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны».

3. Обратить особое внимание образовательных учреждений и организаций на качественную разработку соответствующих организационно-методических указаний и Планов основных мероприятий по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на 2001 год, в которых предусмотреть проведение мероприятий (учений, тренировок, комплексных проверок) с привлечением не менее трети подведомственных, местных, объектовых звеньев РСЧС.

Организационно-методические указания и Планы основных мероприятий утвердить в установленном порядке. Усилить взаимодействие органов управления образованием субъектов Российской Федерации, образовательных учреждений с территориальными и местными органами управления по делам ГО и ЧС.

4. Продолжить подготовку органов управления по вопросам организации планирования и выполнения комплекса мероприятий по защите личного состава образовательных учреждений и организаций, повышению готовности гражданских организаций к выполнению возложенных на них задач по ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий террористических актов.

5. Не допускать сокращения существующего фонда убежищ и противорадиационных укрытий, поддерживая их в готовности к приему укрываемых. Принять меры к освежению средств индивидуальной защиты, приборов радиационной и химической разведки.

6. Поддерживать в постоянной готовности гражданские организации гражданской обороны, принимать меры по оснащению их техникой и имуществом гражданской обороны, организовывать их обучение.

7. Разработать нормативные, правовые документы по вопросам создания, накопления, использования и восполнения резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Обеспечить реальное накопление указанных резервов, а также их использование по назначению (Методические указания по этому вопросу будут высланы дополнительно).

8. При подготовке обучаемых в области защиты от чрезвычайных ситуаций руководствоваться «Организационными указаниями по обучению учащихся, студентов, работников образовательных учреждений и организаций Минобразования России в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций на 2001-2005 годы». Обеспечить выполнение совместного приказа МЧС России и Минобразования России от 15.05.2000 № 265/1435, а также требования постановления Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2000 г. № 841 «Об утверждении Положения об организация обучения населения в области гражданской обороны» в части обучения учащейся молодежи безопасности жизнедеятельности».

9. Лкти визировать работу по выполнению приказа Минобразования России от 02.08.99 № 147 об объявлении постановления Правительства Российской Федерации от 10 июля 1999 г. №> 782 «О создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), специально уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны».

IV. По оперативной подготовке

В соответствии с организационно-методическими указаниями МЧС России на 2001 год предлагаю:

1. В оперативной подготовке основные усилия сосредоточить на подготовке органов управления к действиям по предназначению. Основной формой обучения считать командно-штабные учения и командно-штабные (штабные) тренировки. При организации и проведении мероприятий оперативной подготовки в 2001 году руководствоваться Наставлением по оперативной подготовке в Вооруженных Силах (изд. 1989 года) и Методическими рекомендациями по подготовке и проведению командно-штабных учений по отработке вопросов реагирования на чрезвычайные ситуации в республике (крае, области) (изд. 1995 года).

2. При планировании мероприятий по подготовке органов управления учитывать требования «Порядка подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 1995 г. № 738. Обеспечить готовность пунктов управления, технических средств оповещения к действиям по предназначению.

Главными целями проводимых мероприятий должны быть: проверка способности руководителей органов управления организовывать и обеспечивать устойчивое управление образовательными учреждениями и организациями в сложной обстановке, принимать в условиях ограниченного времени целесообразные решения; проверка реально действующих планов и состояние готовности привлекаемых формирований (гражданских организаций) гражданской обороны.

Периодичность и продолжительность мероприятий оперативной подготовки в органах управления планировать, исходя из следующих рекомендаций:

для органов управления образованием субъектов Российской Федерации:

не менее одной командно-штабной (штабной) тренировки в год продолжительностью до двух суток с комиссиями по чрезвычайным ситуациям органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и органами управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям; одно командно-штабное учение в год продолжительное до двух суток:

ежегодный учебно-методический сбор - до двух суток

для образовательных учреждений и организаций:

одно командно-штабное учение или одна командно-штабная (штабная) тренировка в год;

одно тактико-специальное учение в три года продолжительностью до восьми часов с формированиями (гражданскими организациями) гражданской обороны;

не менее двух специальных учений со службами гражданской обороны продолжительностью - до двух суток;

ежегодный учебно-методический сбор - до двух суток.

3. При планировании учений и тренировок предусматривать отработку вопросов приведения органов управления в различные степени готовности, перевода гражданской обороны на работу в условиях военного времени, защиты учащихся, студентов, работников, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вопросов по ликвидации последствий террористических актов во взаимодействии с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Темы учений и тренировок определять исходя из особенностей регионов, зон чрезвычайных ситуаций, специфики образовательных учреждений и местных условий.

Командно-штабные учения и командно-штабные (штабные) тренировки проводить под руководством старших начальников.


При подготовке и проведении учений (тренировок) принимать меры по сохранению в тайне от обучаемых замысла учения, строгому соблюдению бдительности и режима секретности.

4. Планировать и систематически проводить в образовательных учреждениях предупредительно-профилактические антитеррористические мероприятия по обеспечению безопасности.

5. Органам управления образованием субъектов Российской Федерации, образовательным учреждениям и организациям, имеющим и эксплуатирующим потенциально опасные объекты, ежегодно представлять сведения в отчётных докладах.

Отчетные доклады представлять в соответствии с рекомендациями, изложенными в письме Минобразования России от 10.11.99 года № 38-55-53 ин/38-06 «Об изменении структуры ежегодного доклада о состоянии гражданской обороны».

V. Сообщаю выписку из комплексного плана основных мероприятий .МЧС России по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидация чрезвычайных ситуаций на 2001 год

Инспекторские проверки состояния дел в области гражданской

предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций:

1. в Архангельской области (28 марта -6 апреля, по плану проверки)

2. в Ханты-Мансийском автономном округе (16-25 апреля, по плану проверки)

3. в Амурской области (11-20 июня, по плану проверки)

4. в Кемеровской области (3-12 сентября, но плану проверки)

Руководителям соответствующих органов управления образованием субъектов Российской Федерации, образовательных учреждений и организаций спланировать, подготовку учреждений и организаций к инспекторским проверкам с учётом опыта инспекторской проверки состояния дел в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в Министерстве образования Российской Федерации (декабрь 2000 года).

VI. Основные направления совершенствования гражданской обороны

В целях повышения уровня подготовки гражданских организаций гражданской обороны к действиям в чрезвычайных ситуациях предлагаю:

1. Завершить создание и оснащение служб гражданской обороны и гражданских организаций гражданской обороны в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от II июня 1999 г. № 620 и от 18 ноября 1999 г. № 1266 и выпиской из Методических указаний МЧС России по созданию гражданских организаций гражданской обороны от 3 апреля 2000 г. № 33-860-14 (выписки из Методических указаний МЧС России будут высланы дополнительно).

2. Подготовку руководящего состава и личного состава гражданских организаций проводить в соответствии с Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», постановлениями Правительства Российской Федерации: от 24 июля 1995 г. № 738 «О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций», от 2 ноября 2000 года № 841 «Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны», требованиями Организационных указаний по обучению учащихся. студентов, работников образовательных учреждений и организации Министерства образования Российской Федерации на 2001-2005 годы и программами обучения. Личный состав формирований (гражданских организаций) гражданской обороны готовить непосредственно по месту работы по программе подготовки гражданских организаций гражданской обороны, а также в ходе учений и тренировок по гражданской обороне. Основой подготовки гражданских организаций гражданской обороны считать практические занятия, при этом особое внимание обратить на приобретение и совершенствование навыков по ликвидации последствий стихийных бедствий, катастроф, аварий, соблюдение мер безопасности и умение оказывать само- и взаимопомощь. Смотр их готовности к выполнению возможных задач проводить в ходе учений, тренировок и всех видов соревнований, в том числе" в ходе проведения Дня гражданской обороны.

3. Повысить ответственность руководителей органов управления образованием субъектов Российской Федерации и образовательных учреждений за своевременное направление на курсы повышения квалификации в АГЗ МЧС России ответственных руководителей учреждений, организаций и преподавателей БЖД.

4. Подготовку командно-начальствующего состава гражданских организаций гражданской обороны осуществлять в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям на курсах гражданской обороны городов и районов, обратив внимание на выработку практических умений и навыков.

5. Подготовку работников, не входящих в состав гражданских организаций гражданской обороны, проводить непосредственно по месту работы.

Начало учебного года определить для органов управления образованием субъектов Российской Федерации, образовательных учреждений с 3 января 2001 года.

VII. О представлении отчетности по реализации плана мероприятий по противодействию терроризму в органах управления образованием субъектов Российской Федерации, образовательных учреждениях

Во исполнение требований Федерального закона от 25 июля 1998 года № 130-ФЗ «О борьбе с терроризмом», постановления Правительства Российской Федерации от 15 сентября 1999 года № 1040 «О мерах по противодействию терроризму», распоряжения Правительства Российской Федерации от 19 октября1999 года № 4634П-ПУ, дополнения к письму Минобразования России от 21.09.99 г. № 38-55-^5-38-02 «О мерах по противодействию терроризму в учреждениях образования» от органов управления образованием субъектов Российской Федерации и образовательных учреждений поступили в Минобразования России отчетные документы о проделанной работе по борьбе с терроризмом. В органах управления образованием регионов России, в образовательных учреждениях принимаются меры организационного, технического, учебно-воспитательного характера в соответствии с разработанными Планами мероприятий по противодействию терроризму.

Предлагаю продолжить регулярное рассмотрение вопросов бдительности, укрепления дисциплины и общественной безопасности на совещаниях ректоров, факультетов, кафедр, на заседаниях ученых и педагогических советов.

VIII. Настоящие Организационно-методические указания довести до органов управления образованием и подведомственных учреждений.

В.М. Жураковский



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(Минобразование России)

ПЕРВЫЙ ЗАМЕСТИТЕЛЬ

МИНИСТРА

113833, Москва, М-230, ГСП ул. Люсиновская. 51

Телефон: 237-97-63 Факс: 924-64-89

Телетайп: 114027 КОНОИД

05.02.2001 №42-51-04/42-02

На №

Г

Организационно-методические указания по обучению учащихся, студентов, работников подведомсвенных образовательных учреждений и организаций в области гражданской обороны и защите от чрезвычайных ситуаций на 2001-2005 годы (выписка)


Органам управления образованием субъектов Российской Федерации, ректорам (директорам) образовательных учреждений


I. Общая оценка состояния дел по обучению в области гражданской обороны и защите от чрезвычайных ситуаций учащихся, студентов, работников в образовательных учреждениях и организациях

Обучение учащихся, студентов, работников образовательных учреждений и организаций Министерства образования Российской Федерации в области гражданской обороны и защите от чрезвычайных ситуаций в 2000 году было организовано и проводилось в соответствии с требованиями Федерального закона Российской Федерации «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», постановления Правительства Российской Федерации от 24 июля 1995 года №738 «О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций», «Организационных указаний по подготовке населения Российской Федерации в области защиты от чрезвычайных ситуаций на 1998 - 2000 годы».

Анализ подученных отчетных материалов из органов управления образованием субъектов Российской Федерации, образовательных учреждений, а также результаты проведенных проверок органами управления по ГО и ЧС показывают, что цели по обучению учащихся, студентов, работников образовательных учреждений и организаций в области гражданской обороны и защите от чрезвычайных ситуаций, поставленные на 1998 - 2000 годы, в основном достигнуты.

Учащиеся общеобразовательных учреждений обучаются навыкам безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера в ходе изучения предметов «Окружающий мир», «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ).

Основной проблемой в изучении «Основ безопасности жизнедеятельности» является недостаточное обеспечение ряда общеобразовательных учреждений учебниками, учебно-наглядными пособиями, а также некомплект штатных квалифицированных педагогических кадров.

В настоящее время в связи с планируемым переходом общеобразовательных учреждений на 12-летнее обучение Минобразованием России разработан проект Концепции основ безопасности жизнедеятельности, в котором курс «ОБЖ» предлагается выделить в самостоятельную образовательную область. •

Важное значение для получения практических навыков и умений к действиям в чрезвычайных ситуациях имеет система дополнительного образования, объединенная во Всероссийское детско-юношеское движение «Школа безопасности».

В 2000 году совместно с МЧС России в Кабардино-Балкарской Республике проведены 5-е Всероссийские соревнования «Школа безопасности», в финале которых приняли участие 310 человек. Выпущена программно-методическая литература: «Школа безопасности» (временные правила организации и проведения соревнований учащихся Российской Федерации), учебно-методическое пособие «Подготовка и проведение соревнований учащихся «Шкода безопасности», программы четырехлетнего цикла обучения для системы дополнительного образования детей «Юные туристы-спасатели».

В учреждениях начального профессионального образования обучение проводится по программам курса «Основы безопасности жизнедеятельности» на базе основного общего образования и дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» на базе среднего (полного) общего образования объемом 140 часов.

В учреждениях среднего профессионального образования обучение проводится в ходе изучения дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» и дисциплины «Безопасность жизнедеятельности».

Дисциплина «Основы безопасности жизнедеятельности» включена в инвариантную часть программы среднего (полного), общего образования, которую реализуют образовательные учреждения среднего профессионального образования на базе основного общего образования и является обязательной дисциплиной.

Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» является обязательной дисциплиной общепрофессионального цикла государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования в части государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников.

В образовательных учреждениях высшего профессионального образования обучение студентов к действиям в чрезвычайных ситуациях осуществляется в ходе изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», а так же но программам «Основы медицинских знаний и охраны здоровья детей» и «Медико-биологическая подготовка и безопасность жизнедеятельности».

В некоторых вузах продолжается необоснованное снижение объема часов на изучение вопросов защиты от чрезвычайных ситуаций и по гражданской обороне, уменьшение численности профессорско-преподавательского состава на этих кафедрах (циклах), не обновляется устаревшая и не создается новая учебно-материальная и методическая база

Продолжают иметь место серьезные недостатки в подготовке должностных лиц гражданской обороны и РСЧС. Уровень их подготовки пока не соответствует предъявляемым требованиям и характеризуется слабыми знаниями своих прав и обязанностей, отсутствием навыков в умении анализировать и оценивать обстановку, принимать своевременные, обоснованные и грамотные решения при возникновении чрезвычайных ситуаций и управлять силами и средствами при ликвидации их последствий.

Формирования (гражданские организации) гражданской обороны в ряде образовательных учреждений имеют слабую практическую выучку по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, нс укомплектованы личным составом, имуществом гражданской обороны.

Ослаблен контроль со стороны руководящего состава гражданской обороны и РСЧС в ряде образовательных учреждении за состоянием дел по подготовке органов управления, готовности сил и средств к действиям по защите от чрезвычайных ситуаций.

Необходимо также обратить самое серьезное внимание руководителей образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования на повышение квалификации преподавательского состава в АГЗ МЧС России, а так же должностных лиц в учебно-методических центрах по ГО и ЧС, курсах по гражданской обороне, так как в 2000 году имелись случаи неявки преподавателей, руководящих работников и специалистов образовательных учреждений на курсы по заранее поданным заявкам в сроки, установленные для того или иного вуза.

В соответствии с организационными указаниями Первого заместителя начальника гражданской обороны Российской Федерации Шойгу С.К., в целях улучшения качества подготовки должностных лиц гражданской обороны и РСЧС, обучения учащихся, студентов, работников образовательных учреждений и организаций в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций.

Предлагаю:

1. Главной задачей на 2001-2005 годы по подготовке должностных лиц гражданской обороны, РСЧС и обучению учащихся, студентов, работников образовательных учреждений, организаций в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций считать увеличение охвата и повышение эффективности обучения способам защиты от опасностей, возникающих при чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и военного характера, на основе совершенствования единой системы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций и взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

2. Обучение в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций в образовательных учреждениях и организациях организовать и осуществлять по следующим группам:

должностные лица гражданской обороны и РСЧС - начальники гражданской обороны, председатели комиссий по чрезвычайным ситуациям и устойчивости функционирования, председатели эвакуационных комиссий, начальники служб гражданской обороны, заведующие кафедрами «Безопасность жизнедеятельности», начальники циклов «Гражданская оборона»;

специалисты гражданской обороны и РСЧС - преподаватели -организаторы курса «Основы безопасности жизнедеятельности», преподаватели дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»;

работники, входящие в состав гражданских организаций гражданской обороны - командно-начальствующий состав, личный состав формирований (гражданских организаций) гражданской обороны;

работники, не входящие в состав формирований, - профессорско-преподавательский состав, обслуживающий персонал;

учащиеся и студенты образовательных учреждений начальною, среднего и высшего профессионального образования.

3. Обучение в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций организовать в рамках единой государственной системы подготовки населения в области гражданской -обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций и осуществлять в АГЗ МЧС России, в образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования Минобразования России, в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям, на курсах гражданской обороны, по месту работы, учебы. Структура системы подготовки представлена в приложении № 1.

Обучение в зависимости от групп обучаемых осуществлять путем привлечения на переподготовку и повышение квалификации, обучения в составе учебных групп на плановых занятиях по соответствующим программам, самостоятельной подготовки, участия в учебно-методических сборах, учениях, тренировок.

Перечень должностных лиц и специалистов гражданской обороны и РСЧС, работников организаций (образовательных учреждений), подлежащих обучению в Академии гражданской защиты МЧС России, в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям, на курсах гражданской обороны и периодичность повышения их квалификации представлен в приложении № 2.

4. В целях организации обучения должностных лиц гражданской обороны и РСЧС, учащихся, студентов, работников в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций:

а) начальникам гражданской обороны, председателям комиссий по чрезвычайным ситуациям в образовательных учреждениях и организациях:

обеспечить дальнейшую реализацию положений федеральных законов «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О гражданской обороне», «Об образовании», постановлений Правительства Российской Федерации: от 24 июля 1995 года № 738 «О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций», от 2 ноября 2000 года №841 «Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны» по обучению в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций;

совершенствовать систему обучения по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций;

на заседаниях комиссий но чрезвычайным ситуациям рассматривать вопросы совершенствования системы подготовки должностных лиц гражданской обороны и РСЧС;

до начала учебного года в системе обучения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций разработать организационные документы (организационные указания, приказы, планы);

приказами определить порядок полготовки должностных лиц |гражданской обороны и РСЧС в области гражданской обороны и зашиты от чрезвычайных ситуаций;

усилить контроль за ходом и качеством полготовки формирований (гражданских организаций) гражданской обороны, повышать их готовность к выполнению задач по предназначению;

ежегодно проводить учебно-методические сборы с должностными лицами гражданской обороны и РСЧС, на которых подводить итоги за прошедший год и ставить задачи на следующий учебный год,

тематику комплексных, командно-штабных и тактико-специальных учений определить в соответствующих организационных указаниях с учетом местных условий и специфики образовательных учреждений;

определить мероприятия по поддержанию и дальнейшему совершенствованию учебно-материальной базы, обновлению учебной литературы и учебных пособий (видео, аудио, печатных) по тематике гражданской обороны и защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

5. При организации обучения по группам руководствоваться следующим:

а) Подготовку должностных лиц гражданской обороны и РСЧС, специалистов 1-ражданской обороны осуществлять путем:

переподготовки и повышения квалификации в Академии гражданской зашиты МЧС России, учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям и на курсах гражданской обороны;

участие в штабных и объектовых тренировках, командно-штабных и комплексных учениях по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций;

самостоятельной подготовке.

Основное внимание в ходе обучения сосредоточить на изучении нормативных, правовых и планирующих документов, совершенствовании практических навыков в выполнении функциональных обязанностей по организации выполнения мероприятий по гражданской обороне, предупреждению чрезвычайных ситуаций, защите учащихся, студентов, работников образовательных учреждений и организаций, обеспечение готовности формирований (гражданских организаций) гражданской обороны к действиям по предназначению. Первичную подготовку руководителей и специалистов структурных подразделений, созданных (назначенных) в соответствии с постановлением Правительством Российской Федерации от 10 июля 1999 года № 782 «О создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), специально уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны», осуществить в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям и на курсах гражданской обороны в течение 2001 года.

б) Подготовку работников, входящих в состав гражданских организаций гражданской обороны, осуществлять путем:

повышения квалификации руководителей формирований в учебно-методических центрах по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуации и на курсах гражданской обороны;

проведения занятий с личным составом формирований по месту работы по программам подготовки формирований;

участия в учениях и тренировках по гражданской обороне.

При подготовке руководителей формирований особое внимание обратить на выработку у них умений и навыков по поддержанию подчиненных формирований в готовности к действиям, организации выполнения поставленных задач и управлению формированиями при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ.

При проведении практических занятий, учений, тренировок обратить внимание на приобретение обучающимися практических навыков по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, а также на морально-психологическую подготовку.

в) Обучение работников, не входящих в состав формирований, осуществлять путем:

проведения занятий по месту работы, для чего в структурных подразделениях образовательных учреждений и организаций создавать учебные группы;

участия в учениях и тренировках по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций.

К проведению занятий привлекать руководящий состав гражданской обороны, РСЧС, а так же других подготовленных лиц.

С руководителями занятий (учебных групп), назначенных приказами начальников 1ражданской обороны образовательных учреждений и организаций перед началом нового учебного года проводить одно - двух дневные сборы, в ходе которых отрабатывать методику проведения занятий и тренировок по тематике обучения.

При обучении шире использовать технические средства обучения, современные образцы защитных средств, приборов.

Начальникам гражданской обороны образовательных учреждений и организаций постоянно оказывать методическую и организационную помощь руководителям занятий и осуществлять контроль за подготовкой к занятиям и их проведению.

г) Обучение учащихся и студентов образовательных учреждении осуществлять:

в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования в ходе изучения предметов «Окружающий мир» для учащихся 1 - 4 классов и «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 5-9 и 10 - 11 классов.

Обучение безопасному поведению учащихся в чрезвычайных ситуациях предусмотрено обязательным минимумом содержания начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и примерными программами по предметам. Для каждого класса общеобразовательной школы разработаны и изданы вариативные учебники, которые в 2000 году прошли дополнительную экспертизу и были доработаны согласно обязательному минимуму содержания и примерным программам.

Планировать и проводить полевые лагеря «Юный спасатель» и соревнования «Школа безопасности».

в образовательных учреждениях начального профессионального образования в ходе изучения курса «Основы безопасности жизнедеятельности», введенного приказом Минобразования России от 22 06.94 г. № 215 объемом 140 часов. Примерная программа курса «ОБЖ» предполагает формирование у обучающихся знаний, умений и отдельных навыков по охране и защите здоровья человека в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций, по ликвидации их последствий, оказанию само- и взаимопомощи.

в образовательных учреждениях среднего профессионального образования в ходе изучения дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» на базе основного общего образования и дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» на базе среднего (полного) общего образования.

Программа предусматривает подготовку студентов к поведению в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера во всех сферах жизнедеятельности; изучение основных мероприятий гражданской обороны по защите населения от последствий чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.

Дисциплина «Основы безопасности жизнедеятельности» изучается студентами всех специальностей, кроме технических, в объеме 39 часов;

студентами технических специальностей — 58 часов.

В настоящее время разработана, согласована с МЧС России и утверждена в сентябре 2000 года программа по «Безопасности жизнедеятельности» для всех специальностей среднего профессионального образования. Примерная программа рассчитана на 90 часов для всех технических специальностей. Для специальностей гуманитарно-социальных, образования, здравоохранения, культуры, искусства, управления и экономики программа может быть использована с уменьшением объема учебных часов до 60 часов.

В дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» соединена тематика безопасного взаимодействия человека со средой его обитания (производственная, городская, бытовая, природная) и вопросы защиты от негативных факторов чрезвычайных ситуаций.

в образовательных учреждениях высшего профессионального образования в ходе изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности».

В государственных классических и педагогических университетах ведется подготовка студентов по программам «Основы медицинских знаний и охрана здоровья» в объеме 150 часов и «Медико-биологическая подготовка и безопасность жизнедеятельности» в объеме 180 часов.

В новом поколении государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» включена в общепрофессиональный цикл дисциплин практически всех направлений и специальностей высшей школы. Для педагогических вузов подготовлен новый государственный образовательный стандарт по безопасности жизнедеятельности.

В настоящее время разработана, согласована с МЧС России, Минтрудом России и утверждена примерная программа дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» для всех специальностей высшего профессионального образования.

Во всех образовательных учреждениях по-прежнему уделять серьезное внимание обучению и привитию практических навыков учащейся молодежи поведению в критических ситуациях, связанных с террористическими актами.

Вопросы бдительности, принятия дополнительных мер по укреплению дисциплины, общественной безопасности предлагаю регулярно рассматривать на совещаниях ректоров вузов, факультетов, кафедр, на заседаниях ученых (педагогических советов).

д) В целях практической подготовки в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций планировать и проводить командно-штабные учения или штабные тренировки - в образовательных учреждениях и организациях - ежегодно продолжительностью до 1 суток.

Основной задачей при проведении командно-штабных учений и штабных тренировок считать выработку у руководящего состава гражданской обороны РСЧС навыков управления силами и средствами при проведении мероприятий гражданской обороны, в ходе угрозы и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Тактико-специальные учения проводить: с формированиями ГО – 1 раз в 3 года. Комплексные учения продолжительностью до 2 суток, с периодичностью 1 раз в 3 года проводить: в общеобразовательных учреждениях и организациях, продолжительностью до 8 часов проводить ежегодно.

Одной из важнейших задач при проведении комплексных учений и тренировок считать отработку действий по защите обучающихся и персонала, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также от последствий возможных чрезвычайных ситуаций. Перед комплексными учениями (тренировками) на объектах, где они предусмотрены, проводить командно-штабные учения.

Приложения :

1. Структура единой государственной системы подготовки населения Российской Федерации в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайной ситуации.

2. Перечень основных должностных лиц и специалистов гражданской обороны и РСЧС, работников организаций, подлежащих обучению в Академии гражданской защиты МЧС России, в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям, на курсах гражданской обороны.

3. Программа подготовки населения Российской Федерации в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций.

А.М. Кондаков

Приложение № 1

К Организационным указаниям

СТРУКТУРА

единой государственной системы подготовки населения Российской Федерации в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций


Приложение 2

к Организационным указания

ПЕРЕЧЕНЬ

основных должностных лиц и специалистов гражданской обороны и РСЧС, работников организаций, подлежащих обучению в академии гражданской защиты МЧС России, в учебно-методических центрах по гражданской обо­роне н чрезвычайным ситуациям, на курсах гражданской обороны

п / п

Категория обучаемых

объем об­учения (в часах)

Перио­дичность обучения

1

2

3

4

В Академии гражданской защиты МЧС России

от МЧС России

1.

Начальники, заместители начальников и пре­подаватели учебно-методических центров по гражданской обороне и чрезвычайным ситуа­циям

144

При наз­начении

на долж­ность, в последу­ющем 1 раз в 5 лет

От субъектов Российской Федерации

2.

Председатели, заместители председателей ко­миссий по чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации

36

— —

От федеральных органов исполнительной

власти Российской Федерации

3.

Председатели и заместители председателей ко­миссий по чрезвычайным ситуациям

36

— "—

4.

Руководители и сотрудники постоянно дей­ствующих органов управления РСЧС и струк­турных подразделений, специально уполномо­ченных на решение задач в области граждан­ской обороны

72

___’___

5.

Начальники кафедр, преподаватели ВУЗов н СУЗов преподающие дисциплины "Безопасность жизнедеятельности"

108

Приложение № 3.

К Организационным указаниям.

ПРИНЦИПИАЛЬНАЯ СХЕМА

организации подготовки населения Российской Федерации в области гражданской

обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций

Группа обучае-мых

Учебные заведения и место обучения

Учебные программы

Срок ввода в учебный процесс, обоснование

Коли-чество учебных часов

Подготовка детей дошкольного возраста

Дошкольные образовательные учреждения

Программа по основам безопасности детей дошкольного возраста

С 1997 учебного года. Согласована и утверждена Минобразованием России.

Не регламентируется

Подготовка учащихся и студентов

Общеобразовательные учреждения

Программа курса “Основы безопасности жизнедеятельности” для учащихся государственных общеобразовательных учебных заведений Российской Федерации

С 1999 учебного года. Для учащихся 5-11 классов. Согласована с МЧС России и рекомендована Минобразованием России.

336

Учреждения начального профессионального образования

Программы курса “Основы безопасности жизнедеятельности” для учащихся профессиональных учебных заведений Российской Федерации

С 1999 учебного года. Согласована с МЧС России и Минобразовванием России

Двухлетний срок обучения

Трёх-четырёхлетний срок обучения

110

140

Учреждения среднего профессионального образования

Примерная программа дисциплины “Безопасность жизнедеятельности” для всех специальностей среднего профессионального образования

С 1997 учебного года. Согласована с МЧС России и утверждена Минобразования России.

90

Учреждения высшего профессионального образования

Примерная программа дисциплины “Безопасность жизнедеятельности” для всех специальностей высшего профессионального образования: (Утверждена Госкомвузом России 27.04.95 г., согласована МЧС России 16.05.95 г.)

Раздел 3. “Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях”

Примерная программа дисциплины “Безопасность жизнедеятельности” для студентов высших учебных заведений Министерства культуры Российской Федерации

1 сентября 1994 года. Совместный приказ МЧС России и Госкомвуза России от 11.08.94 г. № 463/820

1 сентября 1994 года. Согласована с МЧС России и Минкультуры России

136

не менее 50 часов

60

Программа по “Организации медицинского обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях” для студентов высших медицинских учебных заведений

С 1 сентября 1992 года. Утверждена Минздравом России

50

Подготовка преподавателей организаторов БЖД

Педагогические ВУЗы

Примерная программа для педагогических высших учебных заведений по специальности 330100 – безопасность жизнедеятельности (квалификация- преподаватель безопасности жизнедеятельности)

С 1995-1996 учебного года. Согласована с МЧС России и утверждена Минобразования России

3924

Институт гражданской защиты ЦРЦ

Комплексная учебная программа по обучению преподавания ОБЖ

1 ноября 1994 года. Совместный приказ Минобразования России и МЧС России от 19.07.94 г. № 409/270

1194

Институты усовершенствования учителей (повышения квалификации работников образования)

Программа повышения квалификации специалистов “Основ безопасности жизнедеятельности” в институтах усовершенствования учителей (повышения квалификации работников образования)

1 сентября 1994 г. согласована с МЧС России и утверждена Минобразования России

156

Подготовка преподавателей образовательных учреждений

Педагогические ВУЗЫ

Примерная учебная программа “Основы медико-биологических знаний и безопасности жизнедеятельности” для педагогических ВУЗов

С 1995 учебного года. Согласована с МЧС России, Минздравом России и утверждена Минобразования России

360

Подготовка должностных лиц, специалистов, работники организаций, входящие в состав формирований

Академия гражданской защиты МЧС России

Учебные программы переподготовки и повышения квалификации руководящих кадров РСЧС

С 1995 учебного года. Утверждена МЧС России

В соотвествии с категорией обучаемых

Программа повышения квалификации преподавателей дисциплины “Безопасность жизнедеятельности”

С 1995 учебного года. Утверждена МЧС России и согласована с Госкомвузом России

108

Учебно-методические центры по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям

Программа подготовки руководящего состава учреждений, организаций, независимо от форм собственности, к действиям в чрезвычайным ситуациям

С 1995учебного года . утверждена МЧС России 3 ноября 1994 года.

Первичная – 70 часов. Повторная – 35 часов

В учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации

6.

Члены комиссий по чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации

35

При назначе-нии на долж-ность, в после-дующем 1 раз в 5 лет

7.

Председатели и члены комиссий по устойчивости, руководители и специалисты эвакуационных органов, начальники служб гражданской обороны субъектов Российской Федерации

35

-

8.

Председатели и члены комиссий по чрезвычайным ситуациям муниципальных образований

35

-

9.

Председатели и члены комиссий по устойчивости, руководители эвакуационных органов, начальники служб гражданской обороны муниципальных образований

35

-

10.

Начальники гражданской обороны организаций

35

-

11.

Председатели и члены комиссий по устойчивости, руководители эвакуационных органов, начальники служб гражданской обороны организаций

35

-

12.

Руководители и работники постоянно действующих органов управления РСЧС и структурных подразделений, специально уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны организаций

35

-

13.

Руководители и работники постоянно действующих органов управления РСЧС и структурных подразделений, специально уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны организаций

72

-

14.

Работники (специально назначенные лица) по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям, исполняющие обязанности по совместительству

35

-

15.

Сотрудники органов управления по делам ГОЧС субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (гражданский персонал)

72

-

16.

Руководители гражданских организаций гражданской обороны (отрядов, команд)

35

-

17.

Инструкторы гражданской обороны курсов гражданской обороны (филиалов УМЦ) муниципальных центров

60

-

На курсах гражданской обороны

18.

Председатели комиссий по чрезвычайным ситуациям организаций

35

-

19.

Начальники гражданской обороны организаций

35

-

20.

Руководители гражданских организаций гражданской обороны (за исключением указанных в п. 16)

21

1 раз в 5 лет

21.

Диспетчеры организаций, эксплуати-рующие опасные производственные объекты

35

1 раз в 5 лет

22.

14

ежегодно

Примечание: Руководителям (начальникам гражданской обороны) органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вносить дополнения в Перечень … с учётом специфики регионов и решаемых задач.

 

 

 

Программа подготовки в республиканских, краевых и областных учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям

С 1995 учебного года. Утверждена МЧС России 3 ноября 1994 года

35

Рекомендуемая тематика для подготовки мастеров производственного обучения курсов ГО

С 1996 учебного года. Оргуказания МЧС России

140

Курсы граждан-ской обороны городов и районов

Рекомендуемая тематика для подготовки командно-начальствующего состава формирований

С 1996 учебного года. Оргуказания МЧС России

Общая – 14 часов, спе-циальная – с учётом профиля

Учреждения по-вышения квали-фикации и пере-подготовки кад-ров, учебно-тре-нировочные цен-тры подготовки органов испол-нительной власти РФ

Специальные программы подготовки

Согласовываются с МЧС России

В соот-вествии с профилем подготовки

Организации

Программа подготовки руководящего состава учреждений, организаций и предприятий, независимо от форм собственности, к действиям в ЧС

С 1995 учебного года. Утверждена МЧС России 3 ноября 1994 года.

Текущая 15 уч. часов

Программа специальной подготовки невоенизированных формирований к действиям в ЧС

С 1995 учебного года. Утверждена МЧС России 3 ноября 1994 года.

15

Подготов-ка населе-ния заня-того и не занятого в сферах об-служивания и произ-водства

Организации

Программа подготовки рабочих, служащих, работников сельского хозяйства и неработающего населения к действиям в чрезвычайных ситуациях.

С 1995 учебного года. Утверждена МЧС России 3 ноября 1994 года.

15

По месту жи-тельства, в учеб-но-консульта-ционных пунктах

Программа подготовки рабочих, служащих, работников сельского хозяйства и неработающего населения к действиям в чрезвычайных ситуациях

С 1995 учебного года. Утверждена МЧС России 3 ноября 1994.

12