Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 16

 

Поиск            

 

Задачи: Ответить на вопрос «Как появилась мечта летать?»

 

             

Задачи: Ответить на вопрос «Как появилась мечта летать?»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ

ПРОЕКТ

Исследовательский проект ученика 4 «А» класса

Подрезова Марка

Руководитель: Болховская Е.В.

Старый Оскол 2009

СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение. (глава I, с. 1- 2)

2. Основная часть. (главы II, III, IV, с. 3 – 15)

3. Заключение. (глава V, с. 15 – 19)

4. Список литературы с. 20

Введение

Проблема: как появилось слово «самолёт», его биография.

Цель : отслеживание хронологических событий и открытий в истории создания летательных аппаратов.

Задачи:

1. Ответить на вопрос «Как появилась мечта летать?»

2. Установить последовательность открытий в истории воздухоплавания.

3. Рассмотреть открытия древних учёных в области воздухоплавания.

4. Уточнить лексические значения и образование слова «самолёт».

5. Расширить представление о современном самолётостроении.

Актуальность темы: данная тема актуальна для современного общества, т.к. Россия является государством, занимающим центральное место в мировом господстве. Современное самолётостроение и авиатехника должны подняться на высшую ступень научно-технического прогресса, чтобы выполнять защитную функцию государства и исправно служить человечеству для мирных целей.

Введение

ГЛАВА I

«Предисловие»

«Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок!»

С чего всё начиналось?

Первые мечты, мысли о летательных аппаратах.

Легенды, сказки, мифы, иносказания .

История вопроса в легендах, сказках и мифах.

Человек всегда и во всём сомневался. Например, в том, что рождённый ползать летать не может. Напротив, он решил, что можно не только подняться в воздух, но и полететь к звёздам, пообщаться с братьями по разуму. С давних времён люди, мечтая подняться в небо и увидеть землю с высоты птичьего полёта, завидовали пернатым созданиям, летающим под облаками. Так появилась мечта летать. Существуют различные легенды о полётах. Обратимся к Древнегреческой мифологии, вспомним миф о Дедале и Икаре. Долгое время искусный зодчий Дедал и его сын Икар были пленниками на острове Крит. Однажды отец и сын решили бежать. Скрепив воском птичьи перья, они сделали крылья, на которых попытались перелететь с Крита на побережье Малой Азии. По легенде, Икар поднялся очень близко к солнцу, и воск, соединявший перья, растаял. Юноша упал в море и утонул. Дедал летел гораздо ниже, поэтому ему удалось добраться до берега, а затем отправиться в Сицилию. Пусть изобретение мастера не принесло ему славы и не было столь успешным, т.к. Дедал не смог спасти своего сына, он сломал свои крылья и проклял своё искусство, но люди запомнили этот первый полёт, и с тех пор в их душах жила мечта о покорении воздуха, о просторных небесных дорогах. Можно вспомнить много легенд о летающих динозаврах и драконах, заставляющих человека задумываться над тайной силы крыла. В самой древней мифологии именно драконы участвовали в сотворении мира, а затем управляли стихиями. На территории Вьетнама находили ископаемые останки летающего дракона огромных размеров с размахом крыльев около 11 метров. Ещё в глубокой древности многих энтузиастов вдохновляли именно полёты птиц и загадочных летающих животных на создание летательных аппаратов.

Кроме того, известно, что лень – двигатель прогресса. Желанием попасть из точки А в точку В как можно быстрее, минуя особенности природного ландшафта, человек обязан именно этому благородному чувству. Обратимся к устному народному творчеству, кто же не знает хитрой и коварной героини многих русских народных

1

сказок, умеющей так ловко «обвести вокруг пальца» доверчивого, открытого, доброго человека. Она живёт в самой чаще леса, в доме на курьих ножках – это Баба Яга. Пытаясь воплотить мечту о полётах в действительность, человек придумал в сказках для Бабы Яги летательный аппарат - «ступа и метла», именно этот летательный аппарат стал неотъемлемой частью быстрой жизни Бабы Яги. Даже известный классик А.С. Пушкин упоминает об этом примитивном вымышленном летательном аппарате в поэме «Руслан и Людмила».

«Там ступа с Бабою Ягой

Идёт, бредёт сама собой…»

Мы хорошо помним с детства, что в самых старых сказках именовалось искони самолётом всё то, что может само летать по воздуху, - например волшебный ковёр – самолёт, который перенесёт тебя из тридевятого царства в тридесятое государство, летучий корабль, выстроенный из дерева при помощи топора и волшебной силы. А так же сапоги - скороходы, напоминавшие самолёт, умеющий доставить героя в назначенное место и в назначенный час. Всё это заставляло человека задумываться, как построить летательный аппарат, что лежит в основе создания? В чём секрет полёта, почему не может полететь человек? Эти мысли преследовали человечество на протяжении многих веков. Много было попыток, опытов, но все они терпели неудачи, т. к. не имели научной основы, исследователям не хватало знаний, часто не хватало общения, не было единомышленников, а порой было много врагов и гонений, которые не позволяли учёным работать над созданием летательных аппаратов.

2

Основная часть

ГЛАВА II

«ПЕРВЫЕ ПОПЫТКИ, УСПЕХИ И НЕУДАЧИ»

«Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается»

Летательные аппараты непонятного происхождения

Полёты на воздушном змее.

Летательные аппараты непонятного происхождения

Виманы

Воздушные шары

Парашюты

Дирижабли

Планеры

монопланы

вертолёты

Как и во многих сказках народов мира, индийские боги и мифические герои также летают по небу. Но не на волшебных коврах - самолётах, а на «виманас» - управляемых машинах. Что такое «виманас»? Судя по древнеиндийскому эпосу «Махабхарата», все боги имели по собственному городу. Из широких ворот городов Богов вылетали «двухэтажные небесные колесницы со многими окнами, сверкающими красным пламенем» и которые назывались «виманас». Они вмещали до 12 человек. Этот летательный аппарат был конусообразной формы. «Виманас» могли зависать в воздухе, перелетать на большие расстояния с большой скоростью («со скоростью мысли»), подниматься ввысь за облака, туда, где одновременно видны и Солнце, и звёзды. Но кроме транспортной задачи, «виманас» могли использоваться и с боевыми целями. Они имели мощное и разнообразное оружие. Причём, с точки зрения современных знаний, оружие, упоминаемое в древнеиндийских эпосах, можно разделить на несколько видов: на обычное тротиловое, на такое, что «поражает целые страны и народы на протяжении поколений», т. е. ядерное и на лазерное (Копьё Индры, которое управлялось кругообразным отражающим механизмом и ничем не стреляло, а включалось как прожектор и испепеляло цель, на которую его направляли). Так выглядел

летательный аппарат – «ВИМАНАС»

Что же говорят учёные? В 1875 году в одном из храмов Индии был обнаружен трактат, написанный в IV веке до нашей эры, в нём рассказывалось о летательных аппаратах. Изучая тексты трактата, учёные нашли подтверждение, что древние индусы летали на транспортных средствах повсюду – по всей Азии, к Южной Америке, и даже очевидно, к Атлантиде. Подобные рукописи были найдены в Пакистане, на острове Пасхи. Этот рисунок обнаружен в Египте, в Абидоском храме. Здесь изображены объекты, похожие на известные летательные технические средства, а некоторые на НЛО.

В 1898 году в египетской грабнице Задоиага была найдена деревянная модель, напоминающая планер. Считают, что дата её возникновения 200 лет до нашей эры. Находка была признана моделью летательного аппарата.

4

А золотые статуэтки, составляющие эту эскадрилью, были найдены в Южной и центральной Америке. Учёные считают, дата их появления 500-800 лет нашей эры.

5

В Мексике, в одной из пирамид, в развалинах большого города Майя в III – VIII веках нашей эры найдено захоронение, на плите изображён человек, сидящий за пультом управления аппарата. Все эти подсказки, догадки прошлого наталкивают на мысль: как же на самом деле зародилась цивилизация на земле? И как это связано с появлением летательных аппаратов?

Всякая фантазия отталкивается от опыта и древние авторы не смогли измыслить «из ничего» скажем, описание устройства реактивного двигателя. Следует допустить существование в седой древности техники, уровень которой и сегодня поражает наше воображение. Вспомним слова великого Конфуция: «Я передаю, а не сочиняю. Я верю в древность и люблю её». Мы можем восхищаться нашими предками, их трудами, открытиями, заслугами, но что же было дальше? Как прослеживался уровень развития летательных аппаратов?

А начиналось всё с воздушного змея.

Мало кто догадывается, что знакомый каждому воздушный змей является самым старым летательным аппаратом на Земле и, следовательно, самым первым. А построен первый воздушный змей был очень изобретательными людьми, населяющими Древний Китай. Они дали человечеству бумагу, порох, изобрели фейерверк, известный нам как салют, построили Великую китайскую стену и еще множество полезных вещей, среди которых был и первый летательный аппарат, способный часами парить в небесной вышине. Произошло это очень давно — еще в III в. до н.э. В обнаруженной учеными рукописной книге Древнего Китая «Всеобъемлющее зеркало истории» можно встретить свидетельства того, что полеты человека с помощью воздушного змея осуществлялись еще в VI в. Какими бы фантастическими не выглядели для нас подобные полеты, но они действительно имели место. Об этом свидетельствуют многие исторические документы. Знаменитый итальянский путешественник Марко Поло в 1271 г. совершил путешествие в Китай, где прожил около 17 лет. Написанная с его слов «Книга» (1298) — один из первых источников знаний европейцев о странах Центральной, Восточной и Южной Азии. В этом научном труде неоднократно упоминались удивительные полеты человека, привязанного к огромному воздушному змею, которые путешественнику удалось наблюдать в Китае и соседних государствах. Идея безмоторного летательного аппарата с неподвижным крылом не получила широкого распространения в ранний период освоения воздушного пространства. Многие изобретатели и исследователи в то время начали склоняться к мысли, что планирующий полет невозможен в силу ряда причин, а парящая птица удерживает свое тело в воздухе лишь благодаря небольшим и очень быстрым взмахам крыльев. Но главной причиной неприятия воздушного змея и планера как потенциальных летательных приспособлений явилось то, что человек мечтал перемещаться по воздуху свободно, словно птица, и хотел решить проблему полета в одночасье, не довольствуясь отдельными этапами на этом пути. Данное обстоятельство

6

заставляло изобретателей снова возвращаться к проектам летательных аппаратов с машущими крыльями. Первый зафиксированный случай планирующего полёта произошёл в 1020 году. Английский монах – бенедиктец Оливер из Малмсбери по прозвищу летающий монах нацепил самодельные крылья и прыгнул с колокольни своего монастыря. Ему в какой – то мере удался полёт, ибо смельчак отделался только переломами ног. В Институте Франции в Париже имеются рукописи знаменитого художника и изобретателя Леонардо да Винчи. Здесь также хранится рисунок с изображением человека, спускающегося по воздуху при помощи плоской поверхности, и с указанием на способ подобного спуска: «Человек будет двигаться направо, если он согнет правую руку и распрямит левую; и будет затем двигаться справа налево при перемене положения рук». Это было описание простейшего парашюта. Скорее всего, данная идея возникла на основе наблюдений за падением тел в воздухе. Речь идёт о парашюте.

ПАРАШЮТ

Первым же, кто опубликовал свой проект парашюта, является венецианец Фаусто Веранцио. В 1595 г. на страницах книги «Machine novae» («Новые машины») он изобразил и описал такое устройство: кусок квадратного холста, прикрепленного к раме, к углам которой привязывались веревки. Они, в свою очередь, крепились к подвесной системе, которую надевал на себя человек. В XIX в. очень популярными стали прыжки на парашюте с аэростата. До этого первыми живыми существами, спустившимися подобным образом с воздушного шара, были домашние животные. В 1791 г. аэронавт Жан-Пьер Бланшар поднялся над Варной и сбросил с парашютом собаку. Увидев полученный результат, в 1793 г. он сам отважился сделать прыжок. Попытка была не совсем удачной — аэронавт сломал себе ногу. Первый же удачный прыжок с парашютом из корзины аэростата совершил в 1797 г. француз Андре Жак Гарнерен. Это было неподалеку от Парижа над парком Монсо. Воздушный шар тогда поднялся на высоту 680 м. Развитие парашютного дела, кстати, и явилось стимулом к началу работ по конструированию планеров. В 1835 г. немецкий механик Г. Ребенштейн создал проект летательного аппарата для управляемого полета человека

после подъема на воздушном шаре. Идея, заключенная в проекте, удивительна: аэростат должен быть кубической формы, после набора высоты его превращают в прямоугольное крыло.

ВОЗДУШНЫЕ ШАРЫ

Бразильского священника, математика и изобретателя Бартоломеу Лоренсу ди-Гужман (1685–1724), эмигрировавшего в Португалию, вполне можно назвать физиком-экспериментатором. Он первым доказал, что при помощи горячего воздуха можно бороться с законом всемирного тяготения. В 1709 году в Лиссабоне в присутствии королевского двора он продемонстрировал модель небольшого воздушного шара, склеенного из плотной бумаги и имевшего внизу отверстие. Снизу к этой конструкции была прикреплена маленькая жаровня, нагнетавшая в шар теплый воздух. Модель поднялась на четыре метра, что привело публику в восторг. Однако этот блистательный эксперимент продолжения не имел. Через 70 с лишним лет во Франции разразилась технологическая война. С одной стороны оказались ныне всемирно известные братья Жозеф и Этьен Монгольфье, с другой — незаслуженно забытый профессор физики Жак Шарль (1746–1823). Первыми были братья. В начале 1783 года Монгольфье в присутствии близких знакомых запустили надутый «дымным воздухом» шар диаметром 3,5 метра, который за десять минут пролетел более полумили на высоте триста метров. Широкая презентация изобретения состоялась 5 июня 1783 года на базарной площади города Анной при большом стечении публики. На сей раз летательный аппарат имел десятиметровый диаметр. Он был сшит из холста, оклеен бумагой для повышения герметичности и оплетен веревочной сеткой для усиления конструкции. Монгольфьер, как впоследствии назвали такого рода транспортное средство, взмыл в воздух и направился к горизонту, подгоняемый ветром. Этот день считается началом эры воздухоплавания.

ДИРИЖАБЛИ

Эростаты и дирижабли держатся в воздухе благодаря "принципу плавучести" (отсюда пошел и термин "воздухоплавание"), впервые открытому Архимедом. Этот принцип означает, что дирижабль полетит, если вес вымещаемого им воздуха будет больше чем общий вес дирижабля.
Дирижабли бывают 3 типов: нежесткой системы (аэростаты), полужесткие дирижабли и жесткие, называемые еще цепеллинами.
История цепеллинов началась с возвращения на родину из Америки графа Фердинанда фон Цепеллина, генерала кавалерии. Он привез идею создания жесткого аэростата, чего никто в мире до него не делал. Прошли годы, прежде чем граф Цепеллин смог реализовать свою мечту. Он не оставлял надежд убедить техническое сообщество реализовать его проект. Наконец, в 1899 году немецкий император Вильгельм II подарил Цепеллину комплекс зданий близ немецкого городка Фридрихсхафен, откуда 3 июля 1900 года поднялся в небо первый цепеллин.



Аэростат был изобретен в 1873 году во Франции братьями Джозефом и Этьеном Монгольфье. Легенда гласит, что братья сидели перед камином, куря трубку и пуская кольца дыма. "Хотел бы я знать, что заставляет дым подниматься вверх?" - поинтересовался один из них. "Может быть, теплый воздух легче холодного и поэтому поднимается вверх" - предположил второй. "Тогда мы наполним мешок теплым воздухом, и он полетит!". Так они и сделали. Братья сшили из вощеной бумаги 35-футовый мешок, привязали к нему снизу жаровню с углем, и отпустили - мешок полетел! Так родилось воздухоплавание. Слух об этом событии разнесся по Франции и за ее пределами, достиг и двора, и военных, и ученых. Они настояли на повторном запуске аэростата в Париже. Итак, свой второй полет аэростат братьев Монгольфье совершил в Версале. Каждый, кто находился достаточно близко от места запуска аэростата, смог увидеть это своими глазами.

ПЛАНЕРЫ, МОНОПЛАНЫ

В 1856 француз Жан-Мари Ле Бри совершил первый полёт, при котором поднялся выше точки старта, на своём планёре с помощью конной тяги на берегу. Ле Бри по сообщениям достиг высоты 100 метров, преодолев расстояние 200 метров. В 1874 Фелих дю Темпл в Бресте (Франция) построил Моноплан , большой самолёт из алюминия, с размахом крыла 13 метров и весом 80 кг (без пилота). Было произведено несколько испытаний, стартовал планёр с трамплина, полёт продолжался короткое время и благополучно возвратился.

ЛЕТАТЕЛЬНЫЕ АППАРАТЫ БРАТЬЕВ РАЙТ

(ПЛАНЕРЫ, 1900 г.)

Первый полёт совершил Орвилл Райт, преодолев 37 м за 12 секунд, что было зарегистрировано на известной фотографии. В четвёртом полёте в тот же самый день Уилбер Райт пролетел 260 м за 59 секунд. Полёты были засвидетельствованы 4 свидетелями и деревенским мальчиком, в результате чего их первые публичные полёты и являются первыми хорошо задокументированными.

Уилбер начал четвёртый и последний полёт около 12 часов. Первые несколько сотен футов самолёт поднимался и опускался, как и перед этим, однако получив опыт управления, он смог гораздо лучше им управлять. Этот полёт оказался наиболее продолжительным, за 59 секунд было преодолено расстояние в 260 м. После последнего приземления каркас сильно пострадал, однако главная часть машины осталась целой. Братья оценили, что аппарат мог быть приведен в лётное состояние через один-два дня. Каждый полёт самолёта 14 и 17 декабря — в особенно тяжёлых условиях 17-го — заканчивался жестким и непреднамеренным приземлением.

10

Вертолёты

В 1877 Энрико Форланини создал беспилотный вертолет, оснащённый паровым двигателем. Он поднялся на высоту 13 метров, где оставался в течение около 20 секунд, вертикально взлетев в парке в Милане.

Вертолёт Поля Корню, построенный в 1907, был первой летающей машиной, которая поднялась над землёй, используя крутящиеся лопасти вместо крыльев. Первый пилотируемый вертолёт, который поднялся над землёй, был сконструирован Полем Корню. Этот полёт состоялся в 1907 году, однако первым практическим вертолётом был Focke FA-61 (Германия, 1936).

ГЛАВА III

«НАУЧНЫЕ ОТКРЫТИЯ»

«Век живи – век учись»

Открытия учёных в области воздухоплавания

ЛЕОНАРДО да ВИНЧИ

Занятия гидротехникой и гидродинамикой, изучение законов движения воды, которым так много занимался Леонардо еще во флорентийский период, дали ему ключ к пониманию основных законов движения в воздухе. «Движется воздух, как река, и увлекает с собой облака так же, как текущая вода увлекает с собой все вещи, которые держатся на ней», — пишет да Винчи
Новаторскими были конструкции летательных аппаратов. Он точно рассчитал размеры парашюта, необходимые для поддержки человека в воздухе. «Когда у человека есть шатер из прокрахмаленного полотна шириною в 12 локтей (45 см) и вышиною в 12, он сможет бросаться с любой большой высоты без опасности для себя». Леонардо пришел к идее геликоптера (вертолета), движение которого в воздухе основано на применении винта. Но документальных данных о том, пытался ли он строить спроектированные летательные аппараты и испытывать их, нет.

АРХИМЕД

Главные принципы создания летательных аппаратов (в частности, аэростатического типа), как оказывается, были известны ещё Архимеду, жившему в III веке до н. э. Многие историки авиации считают, что эра воздухоплавания началась с экспериментальных полетов братьев Монгольфье (то есть в конце 1700-х гг.). Однако с принципами поднятия в воздух легких летательных аппаратов были знакомы еще в древности. Так, в III в. до н. э. греческий математик Архимед, открывший закон о том, что тело, погруженное в жидкость, теряет в весе ровно столько, сколько весит вытесненная им жидкость, осознал, что данный принцип применим и к газам. А уж идея крыльев (то есть идея планеризма) появилась чуть ли не с самой мечтой подняться в воздух.

МИХАЙЛО ЛОМОНОСОВ

В 1754 г. русский ученый М. В. Ломоносов спроектировал и построил «аэродинамическую машинку», представляющую собой модель вертолета, поднимающегося в воздух при помощи несущих винтов.

МОЖАЙСКИЙ

Талантливый русский изобретатель Александр Федорович Можайский (1825—1890 гг.) первый в мире создал самолет в натуральную величину, способный поднять в воздух человека. Над решением этой сложной технической задачи до А. Ф. Можайского, как известно, работали люди многих поколений как в России, так и в других странах, шли они разными путями, но никому из них не удавалось довести дело до практического опыта с натурным самолетом. А. Ф. Можайский нашел верный путь к решению этой задачи. Он изучил труды своих предшественников, развил и дополнил их, используя свои теоретические познания и практический опыт. Конечно, не все вопросы удалось ему разрешить, но сделал он, пожалуй, все, что было возможно в то время, несмотря на крайне неблагоприятную для него обстановку: ограниченность материальных и технических возможностей, а также недоверие к его работам со стороны военно-бюрократического аппарата царской России. В этих условиях А. Ф. Можайский сумел найти в себе духовные и физические силы для завершения постройки первого в мире самолета. Это был творческий подвиг, навеки прославивший нашу Родину. К сожалению, сохранившиеся документальные материалы не позволяют в необходимых подробностях дать описание самолета А. Ф. Можайского и его испытаний. Возникновение своей идеи создания летательного аппарата тяжелее воздуха А. Ф. Можайский относил к 1856 г.

ЦИОЛКОВСКИЙ

В научной деятельности К. Э. Циолковского были две основные стержневые проблемы, которым он посвятил всю свою жизнь - это цельнометаллические дирижабли и реактивные летательные аппараты. Над проблемой металлического дирижабля К. Э. Циолковский начал работать с 1885 г., когда принялся за свою первую большую научную работу. Большой интерес к реактивным летательным аппаратам проявил он позднее - в начале 1900-х годов после знакомства с известной брошюрой Ал. Федорова «Новый способ воздухоплавания, исключающий воздух как опорную среду». В разрешении этих двух проблем К. Э. Циолковский оставил глубокий научный след и большое теоретическое и литературное наследство в виде значительного количества трудов, из которых напечатано около 130 и находятся в рукописях свыше 80 по списку, напечатанному в первом томе его избранных трудов. И в той и в другой области Константином Эдуардовичем, помимо чисто аналитической, проделана большая экспериментальная работа, которую он почти целиком производил на более чем скудные личные средства и тем не менее опередил по времени большие хорошо поставленные лаборатории Эйфеля, Рябушинского и др., например, в сооружении аэродинамической трубы и опытах в ней над сопротивлением воздуха2 . В области реактивных летательных аппаратов К. Э. Циолковский явился не только первым, разработавшим теоретические основы ракетоплавания включительно до межпланетных сообщений, но и основателем целой школы последователей, в числе которых имеются такие величины, как инж. Цандер, Годдард, Макс Валир, В. Лей и др.

ГЛАВА IV

«Значение и образование слова самолёт»

«И мёртвая петля из моды не уйдёт, пока живёт романтик – авиатор»

Самолёты – самоходные паромы

Самолёты – ткацкие станки

Самолёты – летательные аппараты

ЭПОХА ПЕТРА I

В 1903 году, то есть ещё до того, как вышла из пелёнок авиация, войска Петра I овладели крепостью Нотебург у истока Невы. «… особый отряд… переправлен на правый берег и, овладев находившимися там укреплениями, прервал сообщения крепости с Ниеншанцем, Выборгом и Кексгольмом; флотилия блокировала её со стороны Ладожского озера; на самолёте устроена связь между обоими берегами Невы…»

Слыхали ли вы когда-нибудь, что во времена Петра I в армиях применялись самолёты, на которых можно было бы пересекать широкие реки? Приходится провести целое военно – историческое исследование, прежде чем мы добьёмся истины. Да, двести лет назад самолётом называлось нечто, очень мало похожее на наши нынешние самолёты. Впрочем, если вы спросите у современного сапёра, он сообщит вам, что слово это живо и доныне: и сейчас понтонеры на фронте, при переправах, применяют порою особые самоходные паромы , движущиеся силой речной струи. Эти своеобразные приспособления издавна называются самолётами. На таком именно самолёте поддерживал и Пётр I связь между частями, находящимися по обе стороны могучей реки. Значит, слово «самолёт» в нашем языке существовало за много времени до того, как первые пропеллеры загудели в небе. Только оно имело тогда совершенно иное значение.

(Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона)

В разное время слово «самолёт» имело несколько значений. Так. В 1900 году «Самолёт – ручной ткацкий станок , с приспособлением для более удобной перекидки челнока»

Третье значение – сказочное – никак не могло помешать: таких «самолётов» в настоящем мире не было; спутать их никто не мог ни с чем. И язык спокойно передал это название новому предмету: он создал новое слово, перелицевав, переосмыслив старое. Он придал ему совершенно иной, небывалый смысл.

Вы, может быть, теперь представляете себе дело так: народ наш по поводу названия новой машины устраивал специальные совещания, рассуждал и обсуждал, как поступать лучше, потом «проголосовал» за этот вопрос и решил его «большинством голосов…» А другим, возможно, всё рисуется иначе: просто нашёлся умный и знающий человек, который помнил старое слово; он придумал употреблять его в новом значении и «пустил в ход». И то и другое неверно.

Разумеется, новое употребление слова «самолёт» сначала пришло в голову одному или двум-трём людям; не всем же сразу! Но совершенно так же другим людям казалось в те дни более удобным и подходящим назвать новую машину заимствованным из других языков словом «аэроплан». В первое время, когда только возникла авиация, почти все говорили именно «аэроплан», а вовсе не «самолёт». А потом, совершенно не зависимо от того. Чего хотели отдельные люди, язык как бы сам по себе выбрал то, что ему казалось более удобным и пригодным. Слово «аэроплан» постепенно исчезло; слово «самолёт» завоевало полное владычество. И сделано это было не моим, не вашим, не чьим-нибудь одиночным вкусом или выбором, а и мной, и вами, и миллионами других – могучим чутьём к языку, свойственным всему народу – хозяину и хранителю этого языка.

Образование слова

Слово «самолёт» образовалось от местоимения сам и глагола летать при помощи соединительной гласной буквы о и корней данных частей речи.

САМ + О + ЛЁТ = САМОЛЁТ

Заключение

ГЛАВА V

«Современное самолётостроение»

«Первым делом, первым делом - самолёты….»

КОРОЛЁВ

15

ГАГАРИН

Современные самолёты

«СТРИЖИ»

«РУССКИЕ ВИТЯЗИ»

12 апреля День Космонавтики

ЮРИЙ ГАГАРИН – ПЕРВЫЙ КОСМОНАВТ

Обращаясь ко всем жителям Земли перед стартом 12 апреля 1961 года Юрий Алексеевич сказал: "Дорогие друзья, близкие и незнакомые, соотечественники, люди всех стран и континентов! Через несколько минут могучий космический корабль унесет меня в далекие просторы Вселенной. Что можно "сказать вам в эти последние минуты перед стартом! Вся моя жизнь кажется мне сейчас одним прекрасным мгновением. Все, что прожито, что сделано прежде, было прожито и сделано ради этой минуты. Сами понимаете, трудно разобраться в чувствах сейчас, когда очень близко подошел час испытания, к которому мы готовились долго и страстно. Вряд ли стоит говорить о тех чувствах, которые я испытал, когда мне предложили совершить этот первый в истории полет. Радость! Нет, это была не только радость. Гордость! Нет, это была не только гордость. Я испытал большое счастье. Быть первым в космосе, вступить один на один в небывалый поединок с природой - можно ли мечтать о большем! Но вслед за этим я подумал о той колоссальной ответственности, которая легла на меня. Первым совершить то, о чем мечтали поколения людей, первым проложить дорогу человечеству в космос. Счастлив ли я, отправляясь в космический полет! Конечно, счастлив. Ведь во все времена и эпохи для людей было высшим счастьем участвовать в новых открытиях..." Через час с небольшим он станет самым известным человеком Земли, но первый виток вокруг Земли космического корабля с человеком на борту был заслугой многих и многих людей и в первую очередь генерального конструктора космических кораблей Сергея Павловича Королева. Заглянем в историю и просмотрим, как покорялся космос человеку.

АКАДЕМИК С.П. КОРОЛЁВ

Член-корреспондент Академии артиллерийских наук СССР (1947),
АН СССР (1953), дтн (1957), действительный член Академии наук СССР (1958),
член Президиума АН СССР (1960–1966).Создатель научно-технической школы в области проектирования, изготовления, испытаний и применения сложных ракетных, ракетно-космических и космических комплексов и систем. Автор и соавтор более 250 научных работ, статей и изобретений. Дважды Герой Социалистического Труда (1956, 1961).
Лауреат Ленинской премии (1957). Награжден орденами: "Знак Почета" (1945), Ленина (1956),
медалями: "За доблестный труд в ВОВ 1941–1945 гг."(1945),
"В память 800-летия Москвы" (1948),
золотой медалью имени К.Э. Циолковского АН СССР (1958). Выдающийся ученый с мировым именем, конструктор ракетно-космической техники, основоположник практической космонавтики, председатель Совета главных конструкторов. Основатель и руководитель предприятия, коллектив которого обеспечил создание ракетно-ядерного щита Советского Союза, прорыв Человечества в космическое пространство и начало его исследования.

СОВРЕМЕННЫЕ САМОЛЁТЫ

Под понятием "Современные самолеты" подразумеваются самолеты, появившиеся после поршневой авиации, то есть реактивные и турбовинтовые.

«Стрижи» — авиационная группа высшего пилотажа (АГВП) Военно-воздушных сил России. Создана 6 мая 1991 года на базе 237-го гвардейского Проскуровского Краснознаменного орденов Кутузова и Александра Невского авиаполка из лучших лётчиков подмосковной авиабазы Кубинка и других гарнизонов России. Входит в состав Центра показа авиационной техники имени И. Н. Кожедуба. В 1952 году впервые в истории авиации лётчиками центра был показан встречный пилотаж групп реактивных истребителей. В последующие годы был освоен одиночный и групповой пилотаж на самолётах МиГ-17, МиГ-19, МиГ-21, МиГ-23, МиГ-29. С момента своего основания 6 мая 1991 года «Стрижи» летают на истребителях МиГ-29, которые по праву считаются лучшими лёгкими истребителями в мире. Именно из-за прозвища МиГ-29 среди лётчиков — «Стриж», этой группе было дано такое название. «Стрижи» также выступают с «Русскими витязями» с совместной пилотажной программой «большой девятки» в составе четырёх МиГ-29 и пяти Су-27. На авиасалоне МАКС-2007 группа из 9-ти самолетов (4 МиГ-29 «Стрижи» и 5 Су-27 «Русские Витязи») в пилотажном порядке «Большой бриллиант» («большой ромб», «смешанный ромб») выполняют бочку. Этого (в смешанном строю из разных типов самолетов) не удавалось еще никогда ни одной пилотажной группе в истории мировой авиации.


«Большая девятка» «Стрижи»

В составе ВВС Российской Федерации в настоящее время функционируют две авиационные группы высшего пилотажа (АГВП) - «Русские Витязи» и «Стрижи». «Русские Витязи» выступают на истребителях 4-го поколения Су-27, «Стрижи» - на самолетах также 4-го поколения МиГ-29.
Уникальность АГВП «Русские Витязи» заключается в том, что это единственная группа, выполняющая групповой высший пилотаж на тяжелых истребителях, управлять которыми в плотном строю очень нелегко из-за инертности машины. И, тем не менее, почти полтора десятка лет группа демонстрирует удивительную точность выполнения.


19

Литература

1. Большая современная советская энциклопедия.

2. Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия.

3. Журнал «Современная авиатехника».

4. Легенды древней Индии «Махабхарат».

5. Мифы, легенды Древней Греции.

6. Поэма А.С. Пушкина «Руслан и Людмила».

7. Русские народные сказки.

8. Русская народная сказка «Баба Яга».

9. Современный энциклопедический словарь.

10. Энциклопедия «Современные самолёты».

20