Главная Учебники - Разные Лекции (разные) - часть 16
Проект Стратегия
социально-экономического развития
Саратовской области
до 2025 года
Саратов
2011
Содержание
Введение................................................................................................................. 5 1. Современные тенденции и потенциал социально-экономического развития Саратовской области............................................................................................ 7 1.1. Общая характеристика социально-экономической ситуации в Саратовской области 7 1.2. Потенциал развития Саратовской области................................................. 8 1.2.1. Природно-ресурсный потенциал и экологическая ситуация.............................. 8 1.2.2. Демографический и трудовой потенциал................................................................ 8 1.2.3. Индустриальный потенциал........................................................................................ 8 1.2.4. Потенциал агропромышленного комплекса........................................................... 8 1.2.5. Транспортный потенциал Саратовской области.................................................... 8 1.2.6. Инновационный потенциал......................................................................................... 8 1.2.7. Инвестиционный потенциал........................................................................................ 8 1.2.8. Внешнеэкономический потенциал............................................................................. 8 1.2.9. Социальный потенциал................................................................................................ 8 1.2.9.1. Потенциал сферы здравоохранения................................................................... 8 1.2.9.2. Образовательный потенциал.............................................................................. 8 1.2.9.3. Культура................................................................................................................ 8 1.2.9.4. Социальное обслуживание и социальное обеспечение................................... 8 1.2.9.5. Физическая культура и спорт............................................................................. 8 1.2.9.6. Обеспеченность жильём...................................................................................... 8 1.2.10. Финансовый потенциал.............................................................................................. 8 1.3. SWOT-анализ социально-экономической ситуации в Саратовской области 8 2. Сценарные прогнозы долгосрочного развития Саратовской области..... 8 2.1. Современные мировые и общероссийские тенденции экономического развития 8 2.2. Ключевые сценарии развития Саратовской области................................. 8 2.2.1. Целевые параметры Стратегии, основные сценарии, принципы расчетов 8 2.2.2. Ключевые гипотезы прогноза, механизмы экономического роста в России 8 2.2.3. Прогнозные сценарии развития экономики Саратовской области в 2011-2025 гг. 8 3. Стратегические цели и направления социально-экономического развития 8 3. 1. Миссия и стратегические цели социально-экономического развития...... 8 3.2. Стратегические направления социально-экономического развития......... 8 3.2.1. Кардинальное повышение уровня и качества жизни населения. Создание условий для динамичного развития человеческого капитала............................................................... 8 3.2.1.1. Демография........................................................................................................... 8 3.2.1.2. Здравоохранение.................................................................................................. 8 3.2.1.3. Социальная защита.............................................................................................. 8 3.2.1.4. Образование.......................................................................................................... 8 3.2.1.5. Молодёжная политика......................................................................................... 8 3.2.1.6. Физическая культура и спорт............................................................................. 8 3.2.1.7. Развитие культуры............................................................................................... 8 3.2.1.8. Рынок труда.......................................................................................................... 8 3.2.1.9. Доступное жильё.................................................................................................. 8 3.2.1.10. Жилищно-коммунальное хозяйство................................................................. 8 3.2.1.11. Обеспечение населения области питьевой водой.......................................... 8 3.2.1.12. Улучшение экологической ситуации.............................................................. 8 3.2.1.13. Сбалансированное пространственное развитие области.............................. 8 3.2.2. Достижение качественно нового уровня конкурентоспособности экономики области на базе инноваций и развития новых бизнесов....................................................................... 8 3.2.2.1. Приоритетные задачи инвестиционной политики области............................ 8 3.2.2.1.1. Реализация масштабных инвестиционных проектов, обеспечение структурных сдвигов в экономике области....................................................................................... 8 3.2.2.1.2. Достройка технологических цепочек в обрабатывающей промышленности, увеличение глубины переработки продукции и доли добавленной стоимости...... 8 3.2.2.1.3. Расширение использования минерально-сырьевой базы области и опережающее развитие стройиндустрии........................................................................................... 8 3.2.2.1.4. Привлечение инвестиций в агропромышленный комплекс области, обеспечение структурных сдвигов и увеличение производительности труда............................ 8 3.2.2.1.5. Развитие сферы услуг, стимулирование малого и среднего предпринимательства......................................................................................................................................... 8 3.2.2.1.6. Содействие развитию экспортного потенциала, эффективное встраивание предприятий области в зарубежные и межрегиональные рынки........................... 8 3.2.2.1.7. Формирование на территории области туристско-рекреационного кластера межрегионального значения......................................................................................... 8 3.2.2.2. Развитие инновационного сектора области...................................................... 8 3.2.2.2.1. Создание опорных зон высоких технологий и сети региональных центров инновационного развития............................................................................................. 8 3.2.2.2.2. Энергосбережение и повышение энергоэффективности региональной экономики на основе инновационных разработок............................................................................. 8 3.2.3. Обеспечение высоких и устойчивых темпов развития индустриального и агропромышленного комплексов области на основе их масштабной модернизации. 8 3.2.3.1. Развитие индустриального комплекса............................................................... 8 3.2.3.2. Развитие агропромышленного комплекса........................................................ 8 3.2.4. Формирование дорожно-транспортно комплекса региона................................. 8 3.2.4.1. Грузовой транспорт............................................................................................. 8 3.2.4.2. Дорожный комплекс............................................................................................ 8 3.2.4.3. Железнодорожный транспорт............................................................................. 8 3.2.4.4. Воздушный транспорт и аэропортовая сеть...................................................... 8 3.2.4.5. Городской пассажирский автомобильный и электротранспорт..................... 8 3.2.4.6. Внутренний водный транспорт.......................................................................... 8 3.2.4.7. Ключевые инвестиционные проекты формирования транспортно-логистической системы.............................................................................................................................. 8 4. Формирование механизмов реализации Стратегии.................................... 8 4.1. Система и функционально-организационная схема управления реализацией Стратегии............................................................................................................ 8 4.2. Основные механизмы государственного и муниципального управления реализацией Стратегии............................................................................................................ 8 4.2.1. Снижение административных барьеров, развитие взаимодействия власти и гражданского общества, совершенствование контрольно-надзорной деятельности......................... 8 4.2.2. Развитие информационного общества и формирование электронного правительства...................................................................................................................................................... 8 4.2.3. Расширение сферы применения программно-целевых методов планирования, механизма государственного и муниципального задания на оказание услуг................................ 8 4.2.4. Осуществление контроля эффективности бюджетных вложений в объекты капитального строительства и расходов при размещении заказов для государственных нужд..... 8 4.2.5. Совершенствование нормативно-правовой базы, институциональное и инфраструктурное обеспечение условий для устойчивого экономического роста и развития бизнеса........................................................................................................................................ 8 4.2.6. Совершенствование механизма привлечения инвестиций.................................. 8 4.2.7. Развитие взаимоотношений с органами местного самоуправления, совершенствование межбюджетных отношений................................................................................................... 8 5. Показатели реализации Стратегии................................................................ 8 Приложения........................................................................................................... 8 Демографический прогноз для Саратовской области на 2011-2025 гг........... 8 Перечень областных целевых программ, реализуемых на территории Саратовской области................................................................................................................ 8 Перечень инвестиционных проектов,................................................................. 8 реализуемых на территории области................................................................ 8 Прогнозно-аналитический инструментарий...................................................... 8 Организационно-функциональная матрица ответственности за реализацию Стратегии 8 Стратегия социально-экономического развития Саратовской области до 2025 года (далее – Стратегия) – это система мер организационного, институционального и финансового характера, нацеленных на обеспечение условий инновационного развития, инвестиционной привлекательности и усиления позиций Саратовской области не только среди субъектов Приволжского федерального округа, но и Российской Федерации в целом. Стратегия базируется на приоритетах Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, учитывает основные положения Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, Стратегии социально-экономического развития Приволжского Федерального Округа. Основываясь на этих документах, Стратегия социально-экономического развития Саратовской области определяет приоритетные направления деятельности государственных органов законодательной и исполнительной власти, органов местного самоуправления, профессиональных и общественных объединений, бизнес-сообщества. Стратегия определяет основные направления, механизмы и инструменты социально-экономического развития Саратовской области, которые предусматривают сокращения уровня социального неравенства; снижение рисков ведения предпринимательской деятельности; повышение уровня конкуренции на рынке продукции и услуг, способных стимулировать повышение производительности труда; повышение уровня и развития инновационной системы. Стратегия направлена на создание условий инвестиционной привлекательности Саратовской области, что способствует обеспечению дальнейшего развития экономики и улучшения жизни людей. Стратегия является основой для реализации мероприятий, включенных в целевые программы социально-экономического развития региона, как на долгосрочную, так и среднесрочную перспективу, разработана с учетом сценарных прогнозов, результатов исследований социально-экономического развития Саратовской области, общероссийских и мировых тенденций. Прогнозная часть документа учитывает основные стратегические линии развития и перспективные проекты ведущих российских холдинговых компаний, государственных корпораций и отдельных хозяйствующих субъектов. Стратегия определяет цели и приоритетные направления социально-экономического развития области и служит основой для разработки среднесрочных программ социально-экономического развития, среднесрочных финансовых планов и годовых бюджетов Саратовской области и ее муниципальных образований, областных и муниципальных целевых программ, а также нормативно-законодательных и других документов стратегического управления социально-экономическим развитием региона. Документ разработан с учётом места и роли Саратовской области в экономике Российской Федерации, комплексной оценки ее социально-экономического и научно-инновационного потенциалов, системного анализа имеющихся конкурентных преимуществ и возможностей развития региона в долгосрочной перспективе. Стратегия – основа для совместных действий федеральных и региональных органов государственной власти, органов местного самоуправления, бизнес-сообщества, общественных организаций, населения Саратовской области.
1. Современные тенденции и потенциал социально-экономического развития Саратовской области Саратовская область входит в состав Приволжского федерального округа. Область расположена на юго-востоке Восточно-Европейской равнины. Граничит: на юге – с Волгоградской областью, на западе – с Воронежской и Тамбовской областями, на севере – с Пензенской и Ульяновской областями, на северо-востоке – с Самарской областью, на юго-востоке и юге имеет государственную границу с Казахстаном. Территория области составляет 101,2 тыс. кв. км. На территории Саратовской области в соответствии с Федеральным законом № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» создано 439 муниципальных образований, Ведущие экономические центры Саратовской области: Саратов, Энгельс, Балаково, Балашов, Вольск. Исполнительную государственную власть осуществляет Правительство Саратовской области, которое возглавляет Губернатор области. Административный центр субъекта Федерации – город Саратов, с числом жителей 837,4 тыс. человек. Расстояние от Саратова до Москвы – 858 км. Область имеет выгодное географическое положение, обусловленное: близким расположением основных рынков сбыта (Центральная Россия, Казахстан); расположением на пересечении крупнейших транспортных коридоров (Евроазиатский коридор «Север-Юг» и Евроазиатский коридор развитой транспортной инфраструктурой, представленной разветвленной сетью железных и автомобильных дорог, трубопроводов, а также внутренними водными судоходными путями и воздушными авиалиниями. На территории области крупнейшая речная артерия страны – Волга – пересекается с железнодорожной магистралью, соединяющей Центр и Юг страны с Уралом, Сибирью. Имеются транспортные пути на Казахстан и Центральную Азию. Саратовская область обладает потенциалом для реализации геостратегической функции форпоста России. Имея население С 1991 года область стала приграничной территорией и кратчайшим выходом с пересечения Евроазиатских коридоров «Север-Юг» и Экономика Саратовской области отличается высокой степенью диверсификации. Значительная часть добавленной стоимости формируется базовыми секторами экономики области – промышленностью, сельским хозяйством и транспортным комплексом (рис. 1.1).
Рис. 1.1. Структура ВРП Саратовской области
Промышленный облик определяют машиностроение, энергетика и химическое производство. Агропромышленный комплекс имеет ярко выраженную зернохлебопродуктовую, мясную и молочнопродуктовую специализацию. На долю промышленности приходится более 30% ВРП области. Сравнение структуры ВРП Саратовской области со структурой суммарного ВРП регионов России свидетельствует, что доля добавленной стоимости вида деятельности «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды» в Саратовской области существенно (в 2,3 раза) выше, чем в среднем по России. Это характеризует значимую роль области как «энергетического донора» экономики Российской Федерации (по производству электроэнергии Саратовская область занимает 7 место среди российских регионов). Доля добычи полезных ископаемых в структуре ВРП области существенно ниже данного показателя в структуре ВРП по субъектам Российской Федерации, что свидетельствует о несырьевой направленности экономики области. Саратовская область входит в десятку российских регионов-лидеров по производству продукции сельского хозяйства. Удельный вес сельского хозяйства в ВРП области (12,5%) значительно превышает российский показатель в структуре валовой добавленной стоимости (около 4,9%). Структура обрабатывающих производств свидетельствует о высокой диверсифицированности областной экономики. Наиболее существенную долю занимают: производство пищевых продуктов, включая табак (30,4%), химическое производство (17,4%), производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования (9,8%), производство прочих неметаллических минеральных продуктов (10,2%), производство транспортных средств и оборудования (7,1%), производство машин и оборудования (6,0%). По производству отдельных видов продукции Саратовская область занимает лидирующие позиции в экономике Российской Федерации Таблица 1.1
Место Саратовской области в Р
оссийской Федерации
по отдельны
м
показателям
в 2009 году
Наименование показателей
Место в России
Производство масел растительных 5 Производство холодильников и морозильников бытовых 7 Производство электроэнергии 7 Производство минеральных удобрений (в пересчете на 100% питательных веществ) 7 Производство строительного кирпича 8 Производство тканей 9 Производство сельскохозяйственной продукции 11 Производство цемента 13 Производство стальных труб 13 Ввод в действие общей площади жилых домов на 1000 чел. 20 Численность студентов на 10000 чел. населения 22 Сильные позиции области в выпуске отдельных видов продукции позволяют сделать вывод о конкурентоспособности промышленного и аграрного комплексов области и наличии перспектив их развития. Основные показатели, характеризующие долю области по отдельным экономическим параметрам страны, приведены на рис.1.2.
Рис. 1.2. Удельный вес Саратовской области
в общероссийских основных экономических показателях в 2009 году, в %
Более высокая доля области в стоимости основных фондов Российской Федерации (1,2%), в населении (1,8%) при относительно низкой доле в суммарном ВРП российских регионов (0,96%) позволяют сделать вывод, что регион располагает значительными резервами производства и при повышении производительности труда и росте загрузки производственных мощностей Саратовская область имеет возможность существенно улучшить показатели социально-экономического развития региона. Саратовская область располагает значительными запасами разнообразных природных ресурсов. Земельные ресурсы области
– одно из ее значимых природных богатств. Земельный фонд Саратовской области составляет 10123,9 тыс. га. Основную долю земельного фонда занимают земли сельскохозяйственного назначения, их размер составляет 8545,1 тыс. га (84,4%). Соотношение типов почв на землях сельскохозяйственного назначения следующее: черноземные почвы – 50,4%, каштановые – 30%, солонцовые комплексы – 11,5%, аллювиальные почвы – 6,3%, прочие – 1,8%. Качество почв Правобережья заметно лучше почв Левобережья. Вместе с тем, из-за интенсивной эксплуатации сельскохозяйственных земель в полной мере не осуществляется процесс воспроизводства почвенного плодородия. Почвы в значительной степени подвержены процессам водно-ветровой эрозии, почти на 60% площадей сельскохозяйственных угодий наблюдается их совместное проявление. Минерально-сырьевой потенциал
Саратовской области оценивается очень высоко. Характеристика минерально-сырьевой базы на территории Саратовской области представлена в таблице 1.2. Таблица 1.2
Минерально-сырьевая база Саратовской области
Вид сырья
Месторож-
дения на госбалансе
Единица
измерения
Запасы категорий
А+В+С1
Запасы
категорий
С2
+Р
Объем добычи в 2009 г.
Горючие сланцы 3 тыс. т 143796 2179 Мел 26 тыс. т 218792 6991 232 Цементное сырье: 5 тыс. т 488014 69316 2934 Глины кирпичные 115 тыс. м3
132198 15432 116 Глины керамзитовые 21 тыс. м3
47568 10660 176 Пески строительные 102 тыс. м3
209365 38595 1420 Пески стекольные 1 тыс. т 390 Камень строительный 39 тыс. м3
236723 202382 1751 Нефть 92 млн.т 36,3 20,4 1,403 Конденсат млн.т 2,7 1,1 Газ млрд. м3
59,6 21,8 0,498 Область обладает существенными запасами углеводородов. По экспертным оценкам Саратовская область по объему прогнозных ресурсов занимает ведущее место в Поволжье и является одним из перспективных регионов в нефтегазоносном отношении. Потенциальные ресурсы нефти и газа в Саратовской области составляют около 700 млн. т нефти и 1 трлн. м3
газа. В области имеется более 80 тыс. км² малоизученных нефтегазоперспективных территорий. В тоже время ресурсная база углеводородного сырья Саратовской области освоена менее чем на 30%. Возможности резкого наращивания углеводородного потенциала области связаны, в первую очередь, с освоением Саратовской части Прикаспийской нефтегазоносной провинции. Месторождения горючих сланцев, которые рассматриваются в экономике на данный момент в качестве альтернативных энергоносителей, являются одними из самых значительных в Российской Федерации. На долю Волжского сланцевого бассейна (значительная часть которого располагается в Саратовской области) приходится более 38% от общих промышленных запасов горючих сланцев России. В области сосредоточены большие запасы строительного сырья, в том числе, по запасам цементного сырья Саратовская область занимает одно из ведущих мест в России. Водные ресурсы
области представлены как значимыми запасами поверхностных вод (основные из которых приходятся на р. Волга), так и запасами подземных вод. Среднемноголетние ресурсы речного стока Саратовской области составляют 264,8 км3
/год. Наличие водных ресурсов позволяет удовлетворять потребности области в полном объеме, а также гарантированно обеспечить потребность в случае увеличения объемов водопотребления. Однако размещены они по территории области неравномерно, имеет место ряд локальных проблем. В Саратовской области выявлены и разведаны эксплуатационные запасы подземных вод по 95 месторождениям в количестве 1391,374 тыс. м3/сутки. В среднем удельное водопотребление на одного жителя области в 2009 году составило 213 л/сутки, в том числе за счет подземных В настоящее время на территории области разведано 16 месторождений минеральных подземных вод. По состоянию на 1 января 2010 года разведанные эксплуатационные запасы минеральных подземных вод составляют 4,657 тыс. м3
/сутки. Лесные ресурсы.
Саратовская область относится к малолесным регионам, лесистость области составляет 6,3%. Общая площадь лесов Саратовской области составляет 732,9 тыс. га. Ценные леса занимают Охотничье-промысловые ресурсы
представлены 27 видами млекопитающих, отнесенных законодательством Российской Федерации к разряду охотничье-промысловых и 41 видом охотничье-промысловых птиц. Саратовская область обладает рыбохозяйственными угодьями
: волжские водохранилища (Саратовское и Волгоградское), малые реки и озера, специализированные рыбоводные пруды, водоемы оросительных систем и пруды комплексного пользования составляют в сумме более 300 тыс. га. Промысловые рыбные ресурсы волжских водохранилищ на территории Саратовской области остаются последние годы достаточно стабильными и оцениваются величиной более 15 тыс. тонн. Значительное влияние на состояние характеристики Выбросы загрязняющих веществ в 2009 году составили В Саратовской области ежегодно образуется в среднем более 4 млн. м3
твердых бытовых отходов. Перспективы экономического развития области определяются интеллектуальными и физическими способностями человека, возможностями их реализации, общим культурным и образовательным уровнем населения. Численность населения области на 1 января 2010 года составляет 2564,8 тыс. человек или 1,8% от общей численности населения России. Саратовская область не относится к густонаселенным регионам России: плотность населения составляет 25,3 человека на 1 кв. км, средний показатель по ПФО – 29 человек на 1 кв. км. Распределение населения характеризуется сравнительно высокой долей урбанизации (удельный вес городского населения составляет 74,2% или 1904,0 тыс. человек). Национальный состав населения области представлен множеством национальностей и этнических групп со значительным преобладанием русского населения. Регион характеризуется отсутствием напряженности в отношениях между отдельными национальностями и религиозными группами. Демографическая ситуация характеризуется снижением численности населения, причинами которого являются низкая рождаемость и высокий уровень смертности (табл. 1.3). Число умерших за 1995-2009 гг. превысило число родившихся на Таблица 1.3
Динамика численности населения Саратовской области в 1990-2009 гг.
Годы
Численность постоянного
населения, тыс. человек
Число родившихся, чел.
Число умерших, чел.
Прирост (+), убыль (-),
чел.
Естественная убыль на 1000 чел.
1990 2697,7 36249 31991 4258 1,6 1995 2734,8 24356 39841 -15485 -5,7 2000 2710,7 21979 44389 -22410 -8,3 2001 2699,4 21945 43729 -21784 -8,1 2002 2682,0 23139 44338 -21199 -7,9 2003 2663,5 24144 45041 -20897 -7,8 2004 2643,6 24741 44324 -19583 -7,4 2005 2625,7 23639 43944 -20305 -7,7 2006 2608,3 23781 40479 -16698 -6,4 2007 2595,3 26329 39641 -13312 -5,1 2008 2583,8 27384 39214 -11830 -4,6 2009 2572,9 27444 38532 -11080 -4,3 Миграционные процессы в области свидетельствуют о недостаточной её привлекательности для жизни. Так, за последние годы происходит замещение коренного населения области мигрантами. Миграционный прирост по международной миграции в 2010 году (4082 человека) и миграционная убыль по межрегиональным потокам (-3301 человек) характеризуют изменение половозрастного и этнического состава населения, что в перспективе может привести к нарастанию напряженности. Основные показатели, характеризующие трудовой потенциал, свидетельствуют об относительной стабилизации на рынке труда (табл. 1.4). Таблица 1.4
Динамика показателей, характеризующих ситуацию на рынке труда Саратовской области за 2005-2009 годы
№
Показатели
2005
2006
2007
2008
2009
1 Экономически активное население, тыс. чел. 1290,9 1281,9 1305,0 1306,3 1323,6 2 Занято в экономике, всего тыс. чел. 1169,5 1173,4 1197,5 1202,5 1204,7 в % к экономически активному населению 90,6 91,5 91,8 92,1 91 2.1 Занято в частном секторе, тыс. чел. 692,6 707,7 723,3 728,1 730,6 в % к занятому в экономике 59,2 60,3 60,4 60,5 60,6 3 Численность безработных по МОТ, тыс. чел. 121,4 108,5 107,5 103,8 118,9 в % от числа экономически активного населения по МОТ 9,4 8,5 8,2 7,9 8,9 3.1 Численность безработных зарегистрированных в органах государственной службы занятости, тыс. чел. 22,7 21,5 20,2 18,0 26,9 Значительная часть работающих сосредоточена на крупных и средних предприятиях. В 2010 году до 18,7 тыс. человек (1,3% от экономически активного населения) снизилось число зарегистрированных безработных, при уровне 2,1% в среднем по России. Нагрузка незанятого населения, состоящего на учете в органах службы занятости, на одну заявленную вакансию составила 1,1 человека. К стратегическим преимуществам областного рынка труда относятся качественные характеристики трудового потенциала: сравнительно высокая квалифицированность и образованность работающих, высокий уровень трудовой и территориальной мобильности. На протяжении последних лет в области стабильно увеличивается продолжительность жизни населения, которая достигла 69,1 года, превысив среднероссийский уровень. Область занимает 20 место в России по данному показателю. Численность пенсионеров на 1 января 2011 года составила В то же время возрастные характеристики занятости отражают негативную тенденцию усиления давления на рынок труда граждан в возрасте старше 50 лет, повышение их экономической активности несколько сдерживает приток в экономику молодежи. В результате ее доля в общем числе занятых снижается, что ведет к увеличению среднего возраста работающих. В ближайшие годы ожидается дальнейшее сокращение численности населения трудоспособного возраста, что станет сдерживающим фактором воспроизводства трудовых ресурсов и определит увеличение демографической нагрузки на трудоспособное население. В связи с этим повышение качества трудовых ресурсов как нематериального фактора конкурентоспособности экономики и инвестиционной привлекательности области, оптимальное распределение и использование человеческого потенциала будет являться одной из главных задач социально-экономического развития региона. Основой производственного потенциала области является промышленный комплекс, который включает более 5900 предприятий и организаций, в том числе порядка 60% составляют крупные и средние предприятия. Он имеет многоотраслевую структуру (электроэнергетика, топливная, химическая отрасли, машиностроение, производство строительных материалов, пищевая промышленность), производит экспортно-ориентированную продукцию, а также продукцию оборонно-промышленного комплекса. В промышленности формируется более 32,9% валовой добавленной стоимости области и трудится почти пятая часть работающих (19,6%) в экономике области. По объему отгруженной продукции собственного производства область занимает 29-е место в России, 7-е место в Приволжском федеральном округе. На долю области приходится: 54,5% производства троллейбусов в стране, 12,8% химических волокон и нитей, 16,9% – бытовых холодильников и морозильников, 3,8% – цемента, 4,3% – электроэнергии, 2,4% – первичной переработки нефти. Саратовская область выбрана Федеральным агентством по промышленности в качестве площадки для реализации пилотного проекта по организации регионального промышленного центра по металлообработке. Потенциал промышленного роста Саратовской области имеет ряд проблем и нереализованных направлений. Низкая доля добавленной стоимости в стоимости реализованной продукции обрабатывающей промышленности.
В настоящее время одним из ограничений экономического развития области является сравнительно малое число предприятий, выпускающих конечную продукцию. Следствием этого является низкая доля добавленной стоимости в стоимости реализованной продукции. ВРП области в 2009 году составил 327,2 млрд. рублей (оценка), из которых 64 млрд. рублей (19,6%) приходилось на вклад обрабатывающих производств. При объеме отгруженной продукции собственного производства в 209,9 млрд. рублей – это соответствует доле добавленной стоимости в отгрузке продукции собственного производства равной 30%, тогда как оптимальное соотношение около 50%. Таким образом, обрабатывающие производства обладают потенциалом опережающего роста своего вклада в ВРП области за счет увеличения доли добавленной стоимости. Но для этого необходимо создание условий для достройки технологических цепочек в обрабатывающей промышленности и выход на производство конечной продукции с увеличением глубины переработки. Сравнение рыночного потенциала видов экономической деятельности обрабатывающей промышленности и их текущих долей (рис. 1.3) демонстрирует, что виды деятельности, обладающие наибольшим весом в выпуске продукции Саратовской области, имеют хороший рыночный потенциал, а, следовательно, набранные ими за последние годы темпы роста будут поддержаны рыночными перспективами (табл. 1.5). Рисунок 1.3
Таблица 1.5
Рыночный потенциал обрабатывающей промышленности
Саратовской области[1]
Высокий
Средний
Низкий
1. Производство пищевых продуктов, включая напитки и табак. 2. Производство продукции химического синтеза. 3. Производство нефтепродуктов. 4. Производство транспортных средств и оборудования. 5. Производство прочих неметаллических минеральных продуктов. 6. Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования. 1. Обработка древесины и производство изделий из дерева. 2. Производство резиновых и пластмассовых изделий. 3. Металлургическое производство и производство готовых металлических изделий. 4. Производство машин и оборудования. 1. Целлюлозно-бумажное производство, издательская и полиграфическая деятельность. 2. Текстильное и швейное производство. 3. Производство кожи, изделий из кожи и обуви. Саратовская область существенно отстает по производительности труда от общероссийских показателей и показателей ПФО (рис. 1.4). Разрыв в производительности постепенно сокращается (например, отставание по производительности труда в обрабатывающих производствах от ПФО в
Рис. 1.4. Сравнительная динамика производительности труда по обрабатывающим производствам, тыс. руб. на чел.
Сравнительно низкая производительность труда в существенной степени обоснована недостаточностью обновления производственных фондов. Саратовская область имеет большой потенциал по производству продовольствия и является одним из значимых сельскохозяйственных и продовольственных регионов России. В сельской местности Саратовской области проживает 665,2 тыс. человек, что составляет 25,8% населения (средний показатель по РФ – 26,9%, по ПФО – 29,6%). Доля объемов производства агропромышленного комплекса области в ВРП области составляет 12,5%. Саратовская область в 2009 году занимала Географическое положение и климатические особенности Саратовской области позволяют возделывать достаточно широкий набор сельскохозяйственных культур. Она является крупнейшим аграрным регионом Поволжья и России. В последние годы отмечается положительная динамика производства сельскохозяйственной продукции. Исключение составляет только нестабильный рост продукции растениеводства Саратовской области, так как область относится к зоне рискованного земледелия. Аграрный сектор экономики Саратовской области развивается на многоукладной основе. В структуре продукции сельского хозяйства наибольший удельный вес принадлежит хозяйствам населения и крестьянским (фермерским) хозяйствам. Более чем в 2 раза сократилась доля сельскохозяйственных предприятий, снизилась товарность производства. Рост удельного веса продукции хозяйств населения свидетельствует об усилении тенденций натурализации сельского хозяйства. Практически весь объем картофеля (96,6%) производится в хозяйствах населения. Здесь же производится 77% мяса, 78% молока и 49,4% овощей. Производство растениеводческой продукции в Саратовской области нестабильно. Так, в 2009 году валовой сбор зерна составил 2774,5 тыс. т (74,5% к уровню 2008 года), в 2010 году – 1032,3 тыс. т (37,2% к уровню За период 1990-2009 гг. площадь сельхозугодий в Саратовской области сократилась на 4,1%, а пашни – на 10,6%. Однако в наибольшей степени (около 35%) сократились посевные площади всех сельскохозяйственных культур. С целью повышения эффективности использования земли в 2009 году введено в сельскохозяйственный оборот около 100 тыс. га пашни, и вся посевная площадь сельскохозяйственных культур составила 3710 тыс. га, что на 2,6% больше, чем в 2008 году. Потенциальный рост
аграрного производства сдерживается рядом причин, в первую очередь, низким уровнем технической оснащенности производства. По сравнению с другими регионами Российской Федерации, так и с лучшими практиками Саратовской области отмечается сравнительно низкая урожайность агрокультур, продуктивность птицы и скота (рис. 1.5). Обеспеченность сельскохозяйственных предприятий Саратовской области основными видами сельскохозяйственной техники ниже, чем в среднем по России. По крупным, средним и малым (без микропредприятий) сельскохозяйственным организациям и организациям по обслуживанию сельского хозяйства прослеживается тенденция к снижению количества тракторов и сельскохозяйственных машин. При этом износ основных фондов в сельском хозяйстве более чем в 10 раз опережал их восстановление за весь период реформирования. Поступление в сельское хозяйство тракторов сократилось в 18 раз, зерновых комбайнов – в 20 раз, сеялок и плугов – в 40 раз.
Рис. 1.5
. Потенциал развития АПК Саратовской области
В Саратовской области по сравнению с Россией в целом существенно меньше вносится минеральных и органических удобрений. В результате этого в последние годы в почвах области снизилось содержание гумуса. Истощение запасов гумуса отрицательно влияет на агрофизический, физико-химические свойства и биологическую активность почвы, ухудшает ее водно-воздушный, тепловой и пищевой режимы, а также способность почвы противостоять таким негативным явлениям, как закисление и засоление. Саратовская область значительно отстает по уровню внесения минеральных удобрений не только от среднероссийских показателей, но и от других субъектов Приволжского федерального округа. Большие различия почвенно-климатических условий естественного плодородия почвы, влагообеспеченности в период вегетации основных сельскохозяйственных культур требуют зонального размещения и применения агротехнических приемов исходя из местных почвенно-климатических условий. Также необходимым является внесение повышенных доз органических удобрений, проведение химических мелиораций на солонцовых и кислых почвах (гипсование, известкование). Увеличение доли орошаемых земель и внесение минеральных и органических удобрений позволит более устойчиво вести сельскохозяйственное производство и кратно увеличить экономическую отдачу, производительность труда и рентабельность продукции. Сдерживающим фактором развития АПК Саратовской области является недостаточный уровень сбалансированности в развитии сырьевой базы и перерабатывающей промышленности. Доля пищевой и перерабатывающей промышленности области в общем объеме обрабатывающих производств составляет 30,5%. В отраслевой структуре добавленной стоимости промышленности она занимает третье место после топливной промышленности, металлургии, машиностроения и металлообработки. Многоотраслевая структура пищевой промышленности обусловливает вовлечение в сферу хозяйственной деятельности других отраслей. По состоянию на 1 января 2010 года в ее состав входят 14 отраслей, объединяющих 370 крупных, средних и малых предприятий, на которых трудится более 20 тыс. человек. Однако современная экономическая ситуация на предприятиях пищевой и перерабатывающей промышленности области характеризуется недостаточным уровнем конкурентоспособности, что обусловлено высокой степенью изношенности технологического оборудования на многих перерабатывающих предприятиях; недостатком инвестиций для модернизации оборудования. В связи с этим требуется проведение реконструкции предприятий, внедрение передовых образцов технологического оборудования, новых технологий и видов продуктов питания; расширения сети цехов по первичной переработке скота и молокоприемных пунктов. Недостаточно используются в АПК области предпосылки для создания кластеров, нацеленных на выпуск конечной продукции, в которых будет создаваться система активного и эффективного регионального маркетинга продукции, а также формирование единой цепочки добавленной стоимости готовой продукции. Саратов является крупным транспортным узлом с достаточно развитой транспортной системой. Транспортная система Саратовской области состоит из 709 км судоходных путей, 2296 км железнодорожных путей общего пользования, 184 км трамвайных и троллейбусных путей, общая протяженность всех дорог области (включая муниципальные дороги в пределах населенных пунктов) составляет 29 419 км, количество мостов – 769 общей протяженностью 38,9 тыс. пог. м, в том числе: 63 моста на федеральных дорогах, 516 мостов на региональных дорогах, 77 мостов на муниципальных дорогах, 113 мостов на местных дорогах. По территории области проходит 36 магистральных трубопроводов
общей протяженностью более 5 тыс. км: 3 нефтепровода, 28 газопроводов, магистральный аммиакопровод «Тольятти-Одесса». Железнодорожное сообщение
. Ведущее место в транспортной системе области занимает железнодорожный транспорт. Он выполняет 97% общего грузооборота, а также 43% –
пассажирооборота. Наиболее крупные организации, выполняющие железнодорожные перевозки на территории области: Приволжская железная дорога – филиал ОАО «Российские железные дороги»; Юго-Восточная железная дорога – филиал ОАО «Российские железные дороги». Водное сообщение.
Важнейший водный путь – река Волга, которая непосредственно связывает Саратов с городами, расположенными выше и ниже по её течению: Самарой, Ульяновском, Казанью, Нижним Новгородом, Чебоксарами, Костромой, Ярославлем, Волгоградом, Астраханью; через сеть притоков и каналов – с Западным Уралом, Москвой, Балтийским и Белым морями, Украиной; а через Каспийское море – с Северным Кавказом, государствами Закавказья, Казахстаном, Туркменистаном, Ираном. На водном бассейне области осуществляют деятельность Воздушное сообщение
осуществляется ОАО «Саратовские авиалинии», базовой авиакомпанией, интегрированной с аэропортом «Саратов-Центральный». Предприятие выполняет авиационные внутренние пассажирские перевозки по России (Москва, Пенза, Санкт-Петербург, Сочи) и международные чартерные рейсы (Ганновер, Стамбул, Анталья). За время работы на международном авиарынке выполнялись авиарейсы более чем в 80 зарубежных аэропортах. Авиапредприятие оснащено оборудованием, позволяющим эксплуатировать и обслуживать современные воздушные суда. Акционерное общество эксплуатирует воздушные суда типа ЯК-42 – Автомобильное сообщение
. На территории области в настоящее время зарегистрировано 670 тыс. автотранспортных средств, в том числе По территории области проходят крупные федеральные автомагистрали с выходами в северные и центральные районы России, районы Нижнего Поволжья, Казахстана и Центральной Азии, а также два международных транспортных коридора: «Север–Юг», «Запад–Восток». Пересекаясь на территории области, они образуют мультимодальный транспортный узел. Автомобильные дороги имеют важное стратегическое значение для транспортного комплекса Саратовской области. Они связывают обширную территорию области, обеспечивают жизнедеятельность городов и населенных пунктов, по ним осуществляются самые массовые автомобильные перевозки грузов и пассажиров. Парк автотранспортных средств ежегодно увеличивается. На долю автотранспорта приходятся значительные объемы перевозок грузов и междугородных пассажирских перевозок. Однако темпы развития автомобильных дорог области отстают от возрастающей потребности в автомобильных перевозках и темпов роста автомобилизации, что приводит к снижению скорости движения, продолжительным простоям транспортных средств, повышению уровня аварийности. Комплексное развитие крупных транспортных коридоров в направлениях «Запад - Восток», «Север - Юг» с более эффективным использованием водных магистралей (р. Волга), инфраструктурных объектов железнодорожного, автомобильного, воздушного транспорта, терминально-логистических комплексов и таможенных переходов позволит Саратовской области в полной мере реализовать транспортный и транзитный потенциал. Инновационный потенциал Саратовской области характеризует возможности для осуществления в регионе активной инновационной деятельности. Основой научно-инновационного потенциала Саратовской области является вузовская, академическая, отраслевая наука, а также научные подразделения промышленных организаций. В 11 вузах, 8 институтах и филиалах институтов Российской академии наук, 43 отраслевых научно-исследовательских институтах и организациях, 140 малых предприятиях научно-технической сферы Саратовской области сосредоточен научно-технический и инновационный потенциал региона. В регионе работают научные организации, включая организации Российской академии наук и отраслевых академий, отраслевые научно-исследовательские институты, научно-исследовательские институты при высших учебных заведениях, конструкторские, проектные и проектно-изыскательские организации. Исследования в области фундаментальных наук координирует Саратовский научный центр Российской академии наук, объединяющий научно-исследовательские учреждения Российской академии наук, саратовские филиалы: учреждения Российской академии наук Института радиотехники и электроники им. В.А. Котельникова РАН; учреждения Российской академии наук Института биохимии и физиологии растений и микроорганизмов РАН; учреждения Российской академии наук Института проблем точной механики и управления РАН. Кроме того, имеются: отдел энергетических проблем Саратовского научного центра РАН; отдел вычислительных систем и телекоммуникаций Саратовского научного центра РАН; Лаборатория нетрадиционной энергетики Саратовского научного центра РАН; Центр психолого-экономических исследований СГСЭУ при Саратовском научном центре РАН. В области работают отделения отраслевых академий: Государственное научное учреждение Научно-исследовательский институт сельского хозяйства Юго-Востока Российской академии сельскохозяйственных наук, Российский научно-исследовательский и проектно-технологический институт сорго и кукурузы и др. В области функционирует центр компьютерных технологий в промышленности, которым реализован ряд совместных проектов по внедрению современных информационных технологий с промышленными предприятиями области. По результатам статистического обследования в 2009 году (из числа обследованных предприятий) научно-технической деятельностью занимались 5099 человек, в том числе 182 доктора наук и 541 кандидат наук, причем численность работников, выполняющих научные исследования и разработки, снизилась с 2000 по 2009 годы почти на 55 процентов. Эффективность работы аспирантуры и докторантуры Саратовской области в настоящее время имеет высокие показатели. Основной кадровый научный потенциал сосредоточен в области технических (44,7%) и естественных наук (29,6%). В естественных науках работает наибольшее число докторов (37,9%) и кандидатов наук (40,8%). Исследования в сфере фундаментальных и прикладных наук в области ведутся по различным направлениям, которые определяются потребностями организаций региона. В целях развития материально-технической базы генерации инноваций в сфере нанотехнологий на базе Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского создан «Образовательно-научный институт наноструктур и биосистем». Основные учреждения, действующие в сфере разработок фундаментальной биотехнологии: Саратовский государственный технический университет, Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского, Саратовский государственный аграрный университет им. Н.И. Вавилова и др. Прикладные работы по развитию медицинской биотехнологии: Федеральное государственное учреждение здравоохранения Российский научно-исследовательский противочумный институт «Микроб», ИБФРМ РАН, ИПТМУ РАН, СГУ, СГМУ. Основные учреждения, специализирующиеся на промышленной, пищевой и экологической биотехнологии: ООО «Саратовская биотехнологическая корпорация-2007», СГАУ, ЗАО «Биоамид», СГТУ. На развитии сельскохозяйственной биотехнологии Развитие биотехнологии требует не только современного дорогостоящего оборудования, но и квалифицированных специалистов, отвечающих требованиям XXI в. Такие кадры готовят в Саратовском государственном университете им. Н.Г. Чернышевского и Саратовском государственном аграрном университете. Благодаря этому в области имеется значительное количество специалистов по теоретической и прикладной биотехнологии. О том, что в области сохранен научный потенциал, свидетельствует и количество предприятий и организаций, выполняющих исследования и разработки, число которых остается примерно одинаковым на протяжении ряда лет. На начало 2010 года в Саратовской области насчитывалось В общем объеме отгруженной инновационно-активными предприятиями продукции доля инновационной составила в 2009 году 15,9% против 10,1% в 2008 году. Инновационный потенциал региона во многом определяется и уровнем применяемых в производстве технологий, темпом их обновления. По числу созданных передовых производственных технологий Саратовская область по итогам 2009 года занимает 4-е место в ПФО. Для регулирования правовых основ инновационной деятельности в Саратовской области частично создана законодательная база, направленная на стимулирование инновационной активности предприятий: в 1997 году впервые среди субъектов Российской Федерации принят Закон Саратовской области «Об инновациях и инновационной деятельности», в котором введены понятия «инновации», «инновационная деятельность», «инновационная инфраструктура» (в 2003 году Закон был изложен в новой редакции, в которой были учтены происшедшие изменения во всех сферах экономики); в июле 2004 года был принят Закон Саратовской области В Саратовской области запущены самые современные инструменты и механизмы развития предпринимательства, направленные на формирование его полноценной инфраструктуры: функционирование областного бизнес-инкубатора для стартующих предпринимателей; организация венчурного фонда для поддержки малого инновационного бизнеса; формирование гарантийного фонда для обеспечения доступа субъектов малого предпринимательства к кредитным ресурсам; развитие микрокредитования; ежегодное проведение Саратовского Салона изобретений, инноваций и инвестиций. В то же время в области сохраняются негативные тенденции, создающие угрозу эффективному инновационному развитию: ограниченный платежеспособный спрос на внутреннем рынке на передовые технологии и нововведения, низкая информационная прозрачность инновационной сферы, низкая инновационная активность ведущих предприятий области, недостаточный уровень поддержки и развития малого инновационного предпринимательства, недостаток профессиональных инновационных менеджеров, недостаточный уровень развития материально-технической базы у научных организаций, несоответствие высокого научного и технического потенциала области и уровня внедрения инновационных разработок. Это не позволяет развивать в области производство высокотехнологичной продукции необходимыми темпами. Главной задачей региональной научно-технической и инновационной политики является создание полноценной региональной инновационной системы. Ее приоритетными направлениями являются развитие высокотехнологичных производств. Саратовская область – регион, обладающий значительными конкурентными преимуществами для привлечения в экономику как отечественных, так и зарубежных инвестиций. К ним относятся: высокая обеспеченность региона электроэнергией (Балаковская АЭС, Саратовская ГЭС, ТЭЦ – объем производимой электроэнергии наличие земель пригодных для сельскохозяйственного использования, земель поселений, производственных площадок с коммуникациями и энерго-тепломощностями; низкая стоимость земли; собственная региональная газодобыча, высокая степень газификации населенных пунктов и предприятий; собственная региональная нефтедобыча с полной переработкой нефти на ОАО «Саратовский нефтеперерабатывающий завод», что обеспечивает абсолютную стабильность топливного рынка области; наличие перспективных запасов углеводородного сырья (газ, нефть, нефтеконденсат, горючие сланцы со сланцевым газом и сланцевой нефтью); значительные запасы минерально-сырьевых ресурсов (мел, известняки, карбонатные породы для использования в качестве цементного сырья, глинистые породы для производства кирпича, керамзита, цемента, пески и песчаники, минеральные воды бальнеологические, лечебные, столовые высокого качества, калийные и магниевые соли, сера, фосфориты, кремнистые породы, минеральные краски – охры и др.); наличие сравнительно дешевых квалифицированных трудовых ресурсов; низкая себестоимость строительства жилья, промышленной и коммерческой недвижимости; развитая транспортная инфраструктура: воздушный транспорт (аэропорт и авиакомпания с регулярным воздушным сообщением ОАО «Саратовские авиалинии»); водный транспорт на р.Волга с выходом в Средиземное море, Балтийское море, Баренцево море; трубопроводы («Транснефть», «Голубой поток», «Газпром» и т.д.) железнодорожный транспорт, в области 2 отделения ОАО «Российские железные дороги»: Юго-Восточное и Приволжское с самой высокой обеспеченностью железными дорогами на 1 человека в Приволжском Федеральном округе; плотность автомобильных дорог с твердым покрытием 104 км на 1000 км2
(по России – 31 км на 1000 км2
); наличие государственной границы протяженностью 550 км с Республикой Казахстан с выходом в Центральную и Среднюю Азию, Китай и т.д.; южный умеренный благоприятный климат, продолжительность зимнего периода на 1 месяц меньше, чем в Москве, что позволяет снизить затраты на отопление, освещение помещений и обслуживание техники; расположение региона в выгодной четвертой световой зоне, что значительно снижает себестоимость производства продукции тепличного комплекса; высокая обеспеченность связью и телекоммуникациями; развитый банковский и страховой сектор экономики; низкая стоимость природоохранных и экологических мероприятий; низкая криминогенность; межэтническое и межконфессиональное согласие; политическая стабильность в регионе; высокий научный и технический потенциал (6 институтов РАН, 21 НИИ, 19 проектных институтов, 14 ВУЗов, множество техникумов, колледжей, профтехучилищ) высокий культурный, медицинский и образовательный потенциал; наличие в регионе законодательства, обеспечивающего льготный налоговый режим для инвесторов; более низкая инфляция, чем в целом по России. Благодаря имеющимся конкурентным преимуществам в регионе проводилась активная инвестиционная политика. За 2005-2010 гг. инвестиции в основной капитал имели тенденцию роста и составили Рис. 1.6. Динамика инвестиций в основной капитал Саратовской области Значительная доля инвестиций направлена на приобретение машин, оборудования, транспортных средств (до 45%) и строительство жилья Из общей суммы инвестиций до 70% приходится на инвестирование крупных и средних предприятий. В разрезе сфер и отраслей наибольший удельный вес занимают инвестиции в транспорт и связь, обрабатывающие производства, производство и распределение электроэнергии, газа и воды (табл.1.6). Таблица 1.6
Структура инвестиций в основной капитал за 2008-2010 гг.
2008 г.
2009 г.
2010 г.
млрд. руб.
%
млрд. руб.
%
млрд. руб.
%
Инвестиции в основной капитал
83,2
100
62,1
100
78,1
100
Из них по видам основных фондов: Приобретение машин, оборудования, транспортных средств 34,7 41,7 25,2 40,5 35,4 45,4 Строительство жилья 13,4 16,0 15,1 24,2 14,9 19,0 Инвестирование крупных и средних предприятий
62,4
75,0
45,5
73,3
51,1
65,5
Из них по видам экономической деятельности: Обрабатывающие производства 10,9 17,5 7,2 15,9 12,5 24,4 Транспорт и связь 22,5 36,1 10,4 22,8 14,7 28,8 Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 7,9 12,8 5,4 11,9 6,8 13,4 Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 3,3 5,3 2,8 6,2 2,2 4,3 Здравоохранение и предоставление платных услуг 2,5 3,9 1,7 3,8 1,4 2,8 Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 4,8 7,7 8,1 14,8 4,1 8,0 В структуре инвестиций по источникам финансирования крупных и средних предприятий удельный вес собственных средств составляет 44-53 %. Из общего объема собственных ресурсов на амортизацию приходится Таблица 1.7
Структура инвестиций в основной капитал по источникам финансирования за 2008-2010 гг.
2008 г.
2009 г.
2010 г.
млрд. руб.
%
млрд. руб.
%
млрд. руб.
%
Инвестирование крупных и средних предприятий 62,4 100,0 45,5 100,0 51,1 100,0 Из них: Собственные средства предприятий 33,0 52,9 19,0 41,7 22,5 44,4 в том числе: амортизация 21,9 35,1 11,5 25,1 15,8 31,0 Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятий 11,1 17,8 7,5 16,6 6,6 13,0 Привлеченные средства 29,4 47,1 26,5 58,3 28,6 56,0 в том числе: Кредиты банков 2,9 4,5 2,6 5,8 5,6 11,0 Бюджетные средства 10,7 17,2 11,3 24,7 8,9 17,5 в том числе федеральный бюджет 4,8 7,6 7,2 15,8 5,7 11,1 Заемные средства других организаций 2,3 3,7 3,5 7,7 4,8 9,3 Внебюджетные фонды 0,2 0,3 0,1 0,3 0,1 0,1 прочие 13,4 21,4 9,0 19,8 9,2 18,1 Кроме региональных инвестиций в экономику области привлекаются иностранные инвестиции из 16 стран мира и средства инвесторов из других регионов Российской Федерации (Москва, Самара, Нижний Новгород и др.). Наиболее активными странами-инвесторами были Кипр и США, на их долю приходилось 65% и 11,4% соответственно от общего объема поступивших инвестиций. Накопленный иностранный капитал в экономике региона на начало 2008 года составлял 6,445 млрд. рублей, на начало 2010 года – 22,26 млрд. рублей, то есть увеличился в 3,4 раза. Более 89% вложений иностранных инвестиций в долларах США были в организации по добыче полезных ископаемых. В рублях более 60% вложений размещены в организациях по производству и распределению электроэнергии, газа, воды, по добыче полезных ископаемых – 29,9%, геологоразведки – 4,0%. Из общей суммы иностранных инвестиций от 65 до 89% составляют прямые инвестиции. За последние три года в Саратовскую область поступило прямых инвестиций 14,785 млрд. рублей (2008 год– 4,233, 2009 год – 5,526, Портфельные инвестиции колеблются от 10 до 20%, прочие – 10-15%. Соотношение общей суммы инвестиций в экономике и иностранных свидетельствует о незначительном их объеме (2008 год – 5,1%, 2009 год – 8,2%, 2010 год – 6,1%). Для активизации инвестиционной деятельности проводитcя определенная работа по привлечению и созданию благоприятных условий по инвестированию экономики области. По состоянию на 1.01.2011 года на территории региона действуют 44 целевые программы развития отдельных сфер и отраслей экономики (приложение 1), реализуются более 100 инвестиционных проектов (приложение 2). Однако большинство проектов направлено на расшивку узких мест (частичная модернизация, замена узлов и агрегатов и т.д.).
1.2.8. Внешнеэкономический
потенциал Под воздействием рыночных факторов внешняя торговля Саратовской области приобретает все большие масштабы, формируется постоянное ядро опытных участников, расширяется номенклатура товаров, увеличиваются объемы экспорта и импорта. Внешняя торговля набирает темп, и ее роль в экономике возрастает. Общий товарооборот Саратовской области во внешней торговле за 2010 год составил 2 444,0 млн. долларов США и по сравнению с 2009 годом увеличился на 34,6%. Экспорт вырос на 33,9% и составил 1821,8 млн. долларов США, а импорт увеличился на 36,7% и составил Сформировалось традиционно положительное сальдо внешней торговли, в 2010 году оно составило 1199,6 млн. долларов США, по сравнению с аналогичным периодом 2009 года сальдо увеличилось на
Рис.1.7. Динамика внешнеторгового оборота области, млн. долларов США
Доля экспорта во внешнеторговом обороте составляет 74,5%, доля импорта – 25,5%.
Рис.1.8. Структура товарооборота Саратовской области в 2010 году
Во внешнеторговом обороте области доля стран дальнего зарубежья составляет 84,2%, стран СНГ – 15,8%.
Рис.1.9. Структура внешнеторгового оборота
Основными внешнеторговыми партнерами при экспорте являются следующие страны дальнего зарубежья: Италия, Китай, Нидерланды, Турция, Испания, Сингапур, Иран, США, Литва, ФРГ. Среди стран СНГ преобладающие позиции принадлежат Украине, Казахстану, Азербайджану, Таджикистану. Рис.1.10. Географическая структура экспорта
Крупнейшими поставщиками товаров в область являются страны дальнего зарубежья: ФРГ, США, Китай, Австрия, Франция, Бразилия, Индия, Италия, Испания, Малайзия. Импорт из стран СНГ происходит преимущественно из Украины, Узбекистана, Казахстана.
Рис. 1.11. Географическая структура импорта
Основными структурообразующими товарами являются:
при экспорте: топливо минеральное, нефть и продукты ее перегонки – 61,0% от объёма экспорта в эти страны; удобрения – 19,0%; органические химические соединения – 10,2%;
Рис. 1.12. Товарная структура экспорта
при импорте: оборудование и механические устройства – 36,4%; табак и промышленные заменители табака – 11,8%; мясо и пищевые мясные субпродукты – 8,4%; электрические машины и оборудование, их части – 7,8%; прочие химические продукты – 3,3%; жиры и масла животного или растительного происхождения – 2,8%; бумага и картон; изделия из бумажной массы, бумаги или картона – 2,8%; химические волокна – 2,6%; пластмассы и изделия из них – 2,3%; фармацевтическая продукция – 2,1%; инструменты и аппараты оптические, фотографические, кинематографические – 1,8%; каучук, резина и изделия из них – 1,8%; изделия из черных металлов – 1,7%.
Рис. 1.13. Товарная структура импорта
Близость к Московскому региону, наличие государственной границы протяженностью 550 км с Республикой Казахстан с выходом в Центральную и Среднюю Азию, Китай и т.д. позволяют Саратовской области развивать широкие межрегиональные связи. Долгосрочные соглашения о сотрудничестве заключены почти со всеми субъектами Российской Федерации, с Украиной, с республиками Беларусь и Казахстан, открыто торговое представительство Саратовской области в г. Севастополе. В последние годы существенно активизировались прямые деловые контакты представителей Саратовской области с другими регионами. В Саратовской области созданы условия для притока иностранного капитала. Примеры совместных инвестиционных проектов: компания «ТНК-British Petroleum» (переработка и сбыт нефтепродуктов); предприятие концерна «BOSCH» ООО «Бош Пауэр Тулз» (производство профессиональных электроинструментов); предприятие концерна «BOSCH» ОАО «Роберт Бош Саратов» (производство запальных свечей); компания Henkel, филиал ООО «Хенкель Рус» (производство моющих средств и товаров бытовой химии); частная акционерная компания с ограниченной ответственностью «Raven Russia property Advisors Limited», ООО «Логопарк Саратов» (Строительство логистического комплекса); компания British-American Tobacco, ОАО «БАТ-СТФ» (производство табачной продукции); концерн Holcim, ОАО «Вольскцемент», (цементная промышленность); Vostok Energy Limited, ООО «ДИАЛЛ АЛЬЯНС» (недропользование); компания «Metro Cash & Carry « (торговый комплекс); Мирленд Девелопмент Корпорейшн Плс», ООО «Инвестиционная Ипотечная Компания» (г.Саратов) (торгово-развлекательный комплекс); компания Fresenius Medical Care Deutschland GmbH (строительство диализного центра); компания Brenco (выпуск буксовых конических подшипников кассетного типа); EXEL Industries, ООО «ЕМС» (производство сельскохозяйственной техники); С.Р.О. «RE-EM-FORM», ООО «АгроТехнологии» (строительство птицеводческого комплекса). На территории региона осуществляют деятельность дилерские центры крупнейших мировых автопроизводителей: Nissan, Toyota, Chevrolet, Opel, Suzuki, BMW, Hyundai, KIA, Volvo, Ford и др. Социальный потенциал Саратовской области характеризуется уровнем развития таких отраслевых систем социальной сферы региона, как здравоохранение, образование, культура, социальное обслуживание и социальное обеспечение, физическая культура и спорт, жилищное хозяйство. По показателям уровня жизни населения Саратовская область занимает 31 место в Российской Федерации. К 2010 году доходы населения составили 2,3 прожиточных минимума. По состоянию на 1 января 2010 года вклады населения (депозиты в рублях и валюте) в кредитных учреждениях составили 59,6 млрд. рублей. За последние годы произошли определенные положительные сдвиги сокращения бедности с 35,3% в 1995 году до 16,8% в 2010 году. Тем не менее, около 430 тыс. человек продолжают получать доходы ниже величины прожиточного минимума. Большинство малообеспеченных проживает в городах области (поскольку городское население составляет 74,2%). Они имеют жилье, им доступны коммунальные услуги, медицинские услуги по обязательному страхованию, образование. Поэтому при экономическом росте в области малообеспеченные имеют возможность интегрироваться в процессы развития и в перспективе обеспечить себе приемлемый уровень жизни. Саратовская область – регион с развитой системой здравоохранения (табл. 1.8). Таблица 1.8
Сведения о сети медицинских учреждений и медицинских кадров
№
Показатели
2006
2007
2008
2009
1 Численность работников занятых в здравоохранении и социальных учреждениях, тыс. чел. 86,0 89,5 89,5 89,5 2 Численность врачей всех специальностей, тыс. чел. 13,5 13,4 13,3 13,1 на 10000 населения 52,0 51,7 51,9 51,2 3. Численность среднего медицинского персонала, тыс. чел. 29,3 28,8 28,6 28,4 на 10000 населения 113,0 111,7 111,2 110,8 4. Число больничных коек, тыс. шт. 27,0 26,2 24,5 24,1 на 10000 населения 104,0 101,3 95,4 94,1 5. Инвестиции в основной капитал учреждений здравоохранения, млн. руб. 1248,1 1273,4 2458,7 1692,6 Потенциал развития системы здравоохранения позволяет обеспечить доступность медицинской помощи каждому жителю области вне зависимости от социального положения, уровня доходов и места проживания. Так, за последние 5 лет рождаемость увеличилась на 16%. Общая смертность населения сократилась на 13,1%, в том числе среди трудоспособного населения – на 24,3%. Смертность от болезней системы кровообращения снизилась на 10,4%, от новообразований – на 4,0%, от неестественных причин – на 23,4%. Ожидаемая продолжительность жизни увеличилась на 3,2 года и составила 69,1 года (в РФ – 68,7 года, в ПФО – 68,5 года). Естественная убыль населения снизилась на 45,4%. В результате реализации программных мероприятий по подпрограмме «Туберкулез» федеральной целевой программы «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями» в 2009 году среди детей заболеваемость туберкулезом уменьшилась в 1,6 раза и составила 9,9 на 100 тыс., охват населения флюорографическим обследованием увеличился с 67,8% до 69,4%, произошло снижение смертности от туберкулеза с 14,9 до 12,8 на 100 тыс. чел. Скорую медицинскую помощь оказывают 287 бригад, Обеспеченность населения области высокотехнологичными видами медицинской помощи в 2010 году составила 309,7 на 100 тысяч населения, что почти в 2 раза выше, чем в 2008 году. Появились новые высокотехнологичные методы лечения с применением малоинвазивной робототехники, почти в 2 раза увеличились средние расходы на одного больного. Тем не менее уровень заболеваемости населения остается высоким. Отмечается высокий уровень болезней системы кровообращения, злокачественных новообразований, ВИЧ-инфицированных. Показатели социально-значимыми заболеваниями – туберкулезом, хроническим алкоголизмом, наркоманией – более низкие, чем в среднем по Российской Федерации. Несмотря на тенденцию снижения показателя естественной убыли, в области до настоящего времени не удалось изменить ситуацию в сторону превышения рождаемости над смертностью. Уровень образования населения России остается одним из ресурсов устойчивого экономического роста. Уровень грамотности взрослого населения России составляет 99,8%, среднее число лет обучения – 11, численность студентов высших учебных заведений на 10000 человек населения – 523. По этим показателям Россия превосходит многие развитые государства мира. Система образования Саратовской области является динамично развивающейся, обеспеченной квалифицированными кадрами. Образовательный комплекс обладает высоким потенциалом. На начало 2010 года общая численность обучающихся в учебных заведениях составила 429,2 тыс. чел. (16,7% от общей численности населения). Система образования
включает: 1250 общеобразовательных учреждений, в которых обучается 225 тыс. человек. В их числе В системе начального профессионального образования
обучается более 20 тыс. человек. Система среднего профессионального образования в Саратовской области включает 41 самостоятельное учреждение (в том числе 16 колледжей), а так же 22 филиала и 12 структурных подразделений вузов. На 1 января 2010 года численность обучающихся в них составила 45,7 тыс. чел. Подготовка кадров в средних специальных учебных заведениях
ориентирована на специальности, пользующиеся спросом на рынке труда: экономика и управление (17%), здравоохранение (12,5%), строительство и архитектура (12,3%), транспортные средства (8,3%). Обеспеченность обучающихся общежитиями составляет 78,3%. На одного студента проживающего в общежитии приходится более Система высшего профессионального образования на территории области.
Образовательную деятельность ведут 11 самостоятельных высших учебных заведений (в том числе 5 университетов, 3 академии, 1 институт и Самостоятельные вузы имеют широкую сеть филиалов (23 филиала и 12 представительств, один филиал и одно представительство за рубежом). Численность студентов, обучающихся в вузах Саратовской области Развитие рыночных экономических отношений в образовательном секторе экономики проявляется в ежегодном увеличении доли платного образования, в деятельности государственных вузов (в 2000 году их удельный вес составлял 35,6%, в 2009 году – 59,6%). В вузах области на начало 2009-2010 учебного года работали 17,2 тыс. работников основного (штатного) персонала, в их числе Материально-техническая база вузов постоянно расширяется и улучшается ее качество. На начало 2010 года вузы располагали 1095,7 тыс. кв. м общей площади, 10,9 тыс. персональных компьютеров, из которых 77,5% имеют доступ к сети Интернет. Подготовка специалистов вузами области велась по Саратовская область, имея давние театральные, музыкальные и художественные традиции, обладает высоким культурным потенциалом. В области насчитывается 11 театров, 26 государственных музеев, 5 концертных организаций, цирк, консерватория, 7 средних специальных учебных заведений культуры и искусства, 1042 общедоступных (публичных) библиотеки, 1168 учреждений культурно-досугового типа, В учреждениях культуры и искусства области работают В настоящее время в консерватории и средних специальных учебных заведениях отрасли обучаются около 2,5 тыс. студентов. Книжный фонд общедоступных библиотек области составляет В 1168 клубных учреждениях Саратовской области созданы На территории области постоянно осуществляются новые культурные проекты, отмечается активный рост частного предпринимательства в сфере гастрольно-концертной деятельности. В 2009 году реципиентами социального обеспечения в Саратовской области явилось 1,02 млн. жителей области (40% населения), в учреждениях социального обслуживания населения социальные услуги получили По состоянию на 1 января 2010 года на территории Саратовской области проживало 9,5 тыс. участников и инвалидов Великой Отечественной войны, 20,8 тыс. ветеранов боевых действий, 311 жителей блокадного Ленинграда, 201,5 тыс. ветеранов труда и военной службы, Получателями ежемесячных денежных выплат (ЕДВ) являлись Более одного вида ЕДВ получили 1639 человек, что составило около одного процента от общего числа получателей. Высокий удельный вес реципиентов социального обеспечения в общей численности населения (40%) является следствием относительно низкого уровня жизни населения в регионе, что, в свою очередь выражается, в значительной доле лиц, имеющих доходы ниже прожиточного минимума (4523 руб.) – 19,5% численности населения Саратовской области (в среднем по Российской Федерации – 13,2%). Среди 14 регионов ПФО в 2009 году. область занимала 11-е место по уровню среднедушевого денежного дохода и 12-е место – по покупательной способности. Количество населения области, систематически занимающегося физической культурой и спортом, составляет 589 077 человек (23% от общего числа населения). Этот показатель заметно превышает средний показатель в Приволжском федеральном округе – 19,9% и тем более среднероссийский – 17,3%. В области действует 260 физкультурно-спортивных клубов по месту жительства с общим числом занимающихся 49 169 человек, из них: детских подростковых – 129 клубов (общее число занимающихся 10 509 человек). Охват детей и подростков систематическими занятиями спортом составляет 54218 человек или 23,9% (в 2009 году – 24,2%). Выполнение данного оценочного показателя обеспечивается работой спортивных школ области. По сравнению с 2009 годом в 2010 году в них работало на 1095 человек меньше. Снижение показателя связано с уменьшением тренерско-преподавательских кадров в спортивных школах в связи с оптимизацией деятельности образовательных учреждений спортивной направленности. В Приволжском федеральном округе охват систематически занимающихся спортом в возрасте 6-15 лет по состоянию на 1 января В Перечень физкультурно-спортивных организаций и образовательных учреждений, осуществляющих подготовку спортсменов и использующих для обозначения юридического лица от Саратовской области были включены В соответствии с поручением Президента Российской Федерации Д.А.Медведева, данным 23 августа 2010 года, с целью разработки Правил предоставления из федерального бюджета субсидий на обеспечение поддержки организаций отвечающих за подготовку спортивного резерва на 2011 и 2012 годы утвержден Перечень базовых видов спорта в субъектах Российской Федерации для подготовки резерва спортивных сборных команд России. В него вошли виды спорта, развиваемые в Саратовской области, – Определены опорные организации, являющиеся лидерами в подготовке спортивного резерва и развивающие базовые виды спорта на территории Саратовской области. В 2010 году велось строительство 8 физкультурно-оздоровительных комплексов: хоккейного стадиона «Кристаллик» в Ленинском районе. Саратова, физкультурно-оздоровительных комплексов: с ледовой ареной и трибунами на 1 500 мест в Балаково, с универсальным спортивным залом и спортивным залом для борьбы в Ровное и с плавательным бассейном и спортивным залом для игровых видов спорта в г.Новоузенске; физкультурно-оздоровительные комплексы с плавательными бассейнами и спортивными залами для игровых видов спорта в Базарном Карабулаке и при школе №89 в Ленинском районе, с плавательным бассейном при школе №97 в Октябрьском районе г.Саратова, а также физкультурно-оздоровительный комплекс с плавательным бассейном и спортивным залом в пос.Юбилейный Волжского района г.Саратова. Для юных спортсменов и населения области построены и введены в эксплуатацию 6 объектов спорта: физкультурно-оздоровительные комплексы с ледовыми аренами в городах Саратове и Балаково;
с игровыми и плавательными бассейнами при школах №89 и №97 в городе Саратове и районных центрах Базарный Карабулак и Ровное. Жилищный фонд Саратовской области по состоянию За последние годы изменилась структура жилищного фонда по формам собственности: увеличилась доля жилья, находящегося в частной собственности граждан и юридических лиц. Из общего объема жилищного фонда 83,0% находится в частной собственности граждан и юридических лиц. За период 2005-2010 годы в области было введено в эксплуатацию более 5,9 млн. квадратных метров жилья (рис. 1.7). По итогам 2010 года среди регионов Приволжского федерального округа Саратовская область Произошло существенное сокращение числа семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий и состоящих на учете. Всего в очереди на улучшение жилищных условий в Саратовской области на конец 2008 года насчитывалось 35975 семей, что на 19,2% меньше по сравнению с показателем 2005 года. Рис. 1.14. Динамика ввода в действие общей площади жилых домов в 2004-2010 гг. (тыс. кв. м)
Аварийные и ветхие строения составляют 3,1% всего жилищного фонда. В целом состояние жилищного фонда продолжает ухудшаться, о чем свидетельствует постоянный рост потребности в капитальном ремонте многоквартирных домов в Саратовской области. Финансовые ресурсы включают в себя средства хозяйствующих субъектов области, бюджетной системы, региональных отделений внебюджетных фондов, банковско-кредитной и страховой систем, фондового рынка и зависят от результативности развития экономики региона. В бюджетной сфере области отмечается положительная динамика, которая характеризуется, прежде всего, стабильным ростом объема финансовых ресурсов, сформированных на территории региона за счет всех источников (табл. 1.9). Таблица 1.9
Динамика и структура доходов консолидированного бюджета Саратовской области за 2005-2009 гг.
№
пп
Годы
Доходы, млн.
руб., всего
В том числе:
Налоговые доходы
Неналоговые доходы
Безвозмездные поступления
млн. руб.
%
млн. руб.
%
млн.
руб.
%
1. 2005 26759,1 18121,5 67,7 1492,1 5 7141,1 26,7 2. 2006 32904,7 22651,5 68,8 1685,8 5,1 8566,8 26,0 3. 2007 42816,7 29813,1 69,6 2966,6 6,9 10037,0 23,4 4. 2008 61592,0 40425,0 65,6 4518,5 7,3 16648,4 27,0 5. 2009 66219,9 37810,3 57,1 4085,0 6,2 24324,6 36,7 6. 2010 66395,6 43507,4 65,5 4274,7 6,4 18613,5 28,0 Наибольший удельный вес в доходах консолидированного бюджета занимают налоговые доходы. Однако в 2009 г. их удельный вес сократился на 8,5 процентных пункта. Одновременно увеличилась до 36,7% доля безвозмездных поступлений, не превышавшая ранее 26-27%. Помимо снижения в условиях кризиса налоговых поступлений важным фактором этого увеличения стало привлечение областью в 2009 году средств государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства в размере 3,5 млрд. рублей. Среди налоговых доходов наибольший удельный вес занимают налоги с доходов (налог на прибыль организаций – до 20%, налог на доходы физических лиц – 25-27%), налоги на имущество составляют немногим более 10%. Неналоговые доходы за последние пять лет увеличились более чем Пропорция распределения налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета между уровнями бюджетной системы области на протяжении 5 лет остается практически неизменной: около 70% составляет доля областного бюджета и 30% – бюджетов муниципальных образований. Положительным моментом организации бюджетного процесса в Саратовской области является активное привлечение средств федерального бюджета в рамках реализации федеральных целевых программ (ФЦП). В области реализовывалось 49 долгосрочных областных целевых программ. Общий объем их финансирования за счет средств бюджетов всех уровней и внебюджетных ресурсов составил 33,9 млрд. рублей. Несмотря на большое значение бюджетных ресурсов, основой финансового потенциала региона являются средства предприятий и организаций (амортизационные отчисления и чистая прибыль). В Саратовской области стоимость основных фондов за последние пять лет увеличилась почти вдвое (с 556180 млн. рублей в 2005 году В связи с кризисом в 2009 году резко сократилась прибыль предприятий и организаций, остающаяся в их распоряжении (после уплаты налогов, штрафов и пени). В результате сформировавшиеся в 2009 году финансовые ресурсы в размере 216,5 млрд. рублей не в полной мере обеспечивают возможности экономического развития области. Увеличение объема финансовых ресурсов может быть достигнуто за счет увеличения прибыли предприятий и организаций, средств, привлекаемых из федерального бюджета и внебюджетных источников, а также улучшения налогового администрирования. Саратовская область располагает разветвленной банковской системой, имеющей значительные кредитные ресурсы. Функционирующая в области банковская система представлена 14 действующими зарегистрированными кредитными организациями, 75 филиалами, в том числе 12 филиалами Сберегательного банка Российской Федерации, 11 представительств инорегиональных банков, 143 дополнительных офиса, С 2005 года кредитные организации быстрыми темпами наращивают капитал, стабильно возрастает динамика валюты баланса, происходит рост ресурсной базы банков региона (табл. 1.10). Таблица 1.10
Пассивные операции банков
Показатели
ВСЕГО
в том числе
Самостоятель-ные кредит. организации Филиалы инорег. банков Сбербанк 1 2 3 4 5 Пассивы - всего, млн.руб. 160 683,2
44 887,5 54 887,6 60 908,0 В % к общей сумме пассивов 100,0%
27,9% 34,2% 37,9% В том числе Фонды и прибыль млн.руб. 8 783, 6
5 109, 2 721,7 2 952 ,8 доля в пассивах 5,5%
11,4% 1,32% 4,8% Средства клиентов млн.руб. 115 664 621
35 430 829 25 260 487 54 973 305 доля в пассивах 72,0%
|