Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 16

 

Поиск            

 

Развитие дружного, работоспособного, творческого коллектива единомышленников: педагогов, учащихся, родителей

 

             

Развитие дружного, работоспособного, творческого коллектива единомышленников: педагогов, учащихся, родителей

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Вязовская средняя общеобразовательная школа

Публичный доклад

2007-2008 учебный год

Муниципальное общеобразовательное учреждение Вязовская средняя общеобразовательная школа

Структура и содержание Публичного доклада

2007-2008 учебный год.

1. Вводная часть

Основными приоритетными направлениями муниципального общеобразовательного учреждения Вязовская средняя общеобразовательная школа являются:

- развитие дружного, работоспособного, творческого коллектива единомышленников: педагогов, учащихся, родителей;

- работа над проблемой повышение качества знаний учащихся;

- совершенствование воспитательной работы в условиях социального партнёрства;

- развитие и совершенствование физкультурно-оздоровительной работы (введение здоровьесберегающих технологий в учебный процесс);

- развитие краеведческой работы как основы патриотического воспитания;

- укрепление и совершенствование материально-технической базы;

- участие школы в областных конкурсах и программах с целью привлечения финансовых средств.

На ближайшее время педагогический коллектив школы ставит перед собой следующие задачи:

1.Обновить содержание школьного образования;

а) разработка системы элективные курсы для учащихся 8 – 9 классов;

б) апробация и внедрение новых УМК;

в) повышение квалификации учителей, с целью работы по новым УМК;

2. Внедрение инновационных образовательных технологий.

а) разработка учебно-методических материалов для новых форм организации учебно-воспитательного процесса в школе II ступени;

б) апробация и внедрение проектных технологий в образовательный процесс;

3. Создание системы предпрофильной подготовки.

а) изучение социального заказа и создание соответствующей системы профилей;

б) отработка механизмов выбора профиля учащимися с привлечением психологической службы школы;

в) разработка плана-графика курсов повышения квалификации педагогов по проблемам предпрофильного обучения;

г) разработка и внедрение индивидуальных программ предпрофильного обучения;

д) установление контактов между школой и другими образовательными учреждениями с целью обмена опытом и привлечения преподавателей к участию в образовательном процессе;

4. Целенаправленное формирование ключевых компетенций.

а) усиление гуманитарной направленности учебных дисциплин;

б) предоставление воспитательного потенциала обучения;

в) предоставление учащимся реальных возможностей для участия в общественных и творческих объединениях;

5. Внедрение здоровьесберегающих технологий и создание здоровьесберегающей среды в школе.

а) разработка и проведение мероприятий, приводящих к снижению заболеваний учащихся, улучшение питания, мероприятия по профилактике алкоголизма, наркомании и табакокурения);

б) пропаганда здорового образа жизни среди учащихся, педагогов, родителей.

6. Создание системы медико-социально-психолого-педагогического сопровождения учащихся в ходе предпрофильной подготовки и профильного обучения.

а) изучение потребностей учащихся, их родителей при организации профиля;

б) создание психолого-педагогической поддержки школьников в период адаптации к новым условиям обучения в старшем звене;

в) разработка пакета диагностических методик и материалов по организации психолого-педагогического сопровождения в рамках предпрофильной и профильной подготовки.

7. Создание благоприятной комфортной сферы для дополнительного образования учащихся.

а) расширение связи с учреждениями дополнительного образования;

2. Основная часть Публичного доклада

МОУ Вязовской средней общеобразовательной школы.

2.1. Общая характеристика образовательного учреждения.

Муниципальное общеобразовательное учреждение Вязовская средняя общеобразовательная школа (сокращённо МОУ Вязовская СОШ) является юридическим лицом. Имеется в наличии весь пакет учредительных документов, а именно:

Устав, утверждённый постановлением администрации Жердевского района Тамбовской области № 160 от 29.03.2002 года. В устав внесены изменения, утвержденные постановлением № 573 от 30.11.2005 года, № 684 от 18.12.2006г., №146 от 20.02.2008 г. администрацией Жердевского района Тамбовской области.

Лицензия серия А № 284233, регистрационный номер 12/935 выдана

19 марта 2008 года.

Свидетельство о государственной аккредитации АА 035311 регистрационный номер 3/1548 выдано 28 марта 2002 года.

Свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр выдано межрайонной инспекцией ФНС России №8 по Тамбовской области.

Свидетельство о постановке на учёт в налоговом органе юридического лица выдано межрайонной инспекцией МНС РФ №8 6803 по Тамбовской области. Договор о закреплении Муниципального имущества на праве оперативного управления от 14.02.2007 года, утверждённый постановлением администрации Жердевского района Тамбовской области № 126 от 09.02.2007 года.

Заключение Госпожнадзора «О соблюдении на объектах соискателя лицензии требований пожарной безопасности» № 009688 выдано 26.11.2007.

Санитарно-эпидемиологическое заключение Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты потребителей и благополучия человека по Тамбовской области в г. Жердевка, Сампурском, Жердевском, Токаревском, Мордовском, Знаменском районах № 68.06.01.000.М.000019.02.08. выдано 15.02.2008 г.

История школы начинается с XIX века: в 1887 году духовным ведомством в д. Тафинцево в наемной избе за 20 руб. в год открыта церковно-приходская школа. Платила за школьное здание волость, которая называлась Бурнакской, а при советской власти была переименована в Жердевскую волость, а затем – в район. Школы были трехклассные. Бумаги, учебников не было, писали на грифельных досках, потом к 1900 году появились тетради. Учили детей с начала возникновения школьного обучения священники, а затем учителя. Все обучение велось под строгим контролем церкви. Два раза в неделю в школу приезжал священник и проводил уроки. На первом месте в школе было изучение Закона Божьего. В школе тех лет применялось избиение учащихся. Били их за малейшие нарушения: за неправильную посадку за партой, за опоздание на уроки, за невыполнение уроков. Кроме избиений ставили детей на колени и оставляли без обеда. Очень мало училось девочек. В конце XIX века в школе обучалось 64 ученика. Занятия велись с 15 сентября по 31 марта.

В 1911 году Борисоглебским уездным земством открыта начальная школа. В 1914 году – двухкомплектная, учителя Чикаревская Пелагея Михайловна и Марчукова Евдокия Ивановна, ней получали образование 70 учащихся. По-прежнему была плохо обеспечена учебными пособиями, один букварь на 10 учащихся. Чернил не было, делали их сами дети из бурака и сажи. В косую линейку тетрадей не было, бумагу приходилось разлиновывать самим учителям. Библиотеки тоже не было. В 1922 году был в селе создан первый пионерский отряд. Пионеры в 1924 году написали коллективное письмо Надежде Константиновне Крупской, которая прислала им хорошую библиотеку, где было 100 единиц книг детской литературы. В этой школе население получало четырехлетнее образование.

Коммунистами, принимавшими активное участие в организации первых пионерских отрядов, были Тафинцев И.Ф., Перов Ф.С. Комсомольцы, принимавшие активное участие в организации первых пионерских отрядов: Акулинин П.С., Ворожейкина Н.Я., Ворожейкин Н.Я., Акулинин С.Е. Первые пионеры: Акулинин А.М., Акулинин А.С., Шолохов А.И., Акулинин В.П., Селезнев Н.И. Первый пионервожатый – Акулинин П.С.

( Рассказывает Чернавская Анна Андреевна, которая начала работать в данной школе в 1922 году. Назначена из Бурнакской волости, где работала заведующей школой. Вместе с ней в эти годы трудилась в нашей школе учительница Сафонова Мария Ивановна.)

В 1936 году в д. Тафинцево была построена семилетняя школа. Здание этой школы существовало до 80-х годов. После окончания семилетки выпускники продолжали обучение в других школах района, получая среднее образование. Не все классы могли разместиться в здании школы, и приходилось снимать для учебы деревенские избы. В этих маленьких, без электрического освещения домах ставили парты и учителя приходили из основной школы проводить туда уроки. Занятия велись в две смены.

Директором школы в довоенные годы работала Акулинина Евдокия Семеновна. Долгие годы в этой школе трудились учителя Акулинина Анна Матвеевна, Селезнев Иван Семенович, Воротникова Любовь Васильевна, Шмырева Мария Александровна. В годы Великой Отечественной войны директором школы-семилетки был назначен Иванов Александр Максимович. Преданный своему делу, неутомимый, энергичный человек, он понимал, что жителям сел Вязовое, Чикаревка, д. Тафинцево, Осиновка необходимо получать среднее образование в своем селе. Но шла война. И в трудные военные годы школа обрабатывала участок земли. Продавали урожай и помогали детям-сиротам, бедствующим семьям.

В конце 40-х годов школу обеспечили машиной-полуторкой. Долгие годы шофером на ней работал Губарев П.К. В эти же годы, ходатайствуя перед Министерством Образования и другими органами, неоднократно выезжая в Москву, Иванов А.М. добился разрешения на строительство нового здания школы. Школа строилась четыре года. В 1949 году Вязовская семилетняя школа была реорганизована в Вязовскую среднюю школу. А в 1954 году вступило в строй новое здание площадью 1044 кв.м., которое функционирует и в настоящее время. Эта новая, красивая, добротно построенная школа была первым типовым зданием в районе. Позже оно стало центром получения среднего образования сел нынешнего колхоза имени «Карла Маркса». Учащиеся жили в интернате – здании старой семилетней школы. Только с 1974 года дети этих сел стали учиться в с. Алексеевка.

После Иванова А.М. директором работала Ашмарина Мария Иосифовна – эта женщина осталась в воспоминаниях ее бывших учеников строгой, требовательной, дающей интересные уроки по русскому языку и литературе. В 1961 году директором был назначен Кобозев Николай Иванович. Это был справедливый, требовательный к себе и окружающим, знающим свое дело человек. Он был добрым наставником для учеников и учителей. Умел поощрять и требовать. Его уроки истории были интересны для всех, у него можно было получить любую информацию по вопросам жизни. Под его руководством в школе работал краеведческий мини-музей, который посещали учащиеся других школ. Велась большая переписка с первыми пионерами, комсомольцами, другими известными людьми. Николаю Ивановичу было присвоено звание «Заслуженный учитель школы РСФСР».

В 80-е годы директором работала Кобозева Валентина Тимофеевна. Школа по-прежнему являлась центром культурно-массовой работы в селе. Постоянно проводились встречи, вечера, организовывалось чествование ветеранов. Большая работа все эти годы велась по оказанию помощи колхозу в уборке урожая.

Данные о количестве выпускников сохранились с 1959 года. За эти годы школа выпустила 2000 человек.

В 1990 году директором Вязовской средней школы была назначена Караулова Надежда Васильевна, имеющая звание «Отличник образования». Она работала в данной школе с 1971 года учителем математики, а затем заместителей директора по учебно-воспитательной работе. Несмотря на трудные для всей страны 90-е годы, эта добрая, проникновенная женщина смогла вселить в души своих коллег и учеников надежду на перемены к лучшей жизни, к необходимости улучшения качества обучения.

В настоящее время с 2002 года директором школы работает Голубева Галина Владимировна. Школа продолжает работать над проблемой «Современный урок и пути повышения его эффективности». В Вязовской средней общеобразовательной школе работает 13 преподавателей, обучается 50 учеников.

Из выпускников Вязовской средней школы:

5 – награждены золотыми медалями, 26 серебряными, 7 выпускников стали кандидатами наук, 3 являются аспирантами.

Ситуация в районе в целом и в с. Вязовое и ближайших сёлах в частности в период реализации программы имеет существенное значение для развития ОУ. Развитие образования предусматривает реализацию образовательным учреждением социально значимых функций. Система образования существует в окружении множества субъектов, так или иначе заинтересованных в результатах образовательной работы.

В период 2005 – 2008 годов в нашей местности сохранятся тенденции, отражающие общий демографический спад, оказывающий существенное влияние на развитие системы образования предстоящего периода и предопределяющий сокращение числа обучающихся. Не менее животрепещущей остаётся проблема социальной не защищённости населения и молодёжи в частности. Исходя из этого, приоритетами образовательного учреждения являются профориентация молодёжи, поддержка одарённых и социально незащищённых детей.

Важной является проблема приобщения учащейся молодёжи к ценностям мировой и отечественной культуры, взаимосвязи поколений через духовное развитие, культурное и нравственное воспитание. Школа остаётся не только центром образования в селе, но и пропагандистом ценностей культуры.

В школе организуются утренники, вечера, экскурсии, цикл мероприятий, приобщающих учащихся к культурному наследию России.

Особое внимание на современном этапе развития общества необходимо уделять пропаганде здорового образа жизни, профилактике наркомании и алкоголя.

Внимание, уделяемое развитию в стране физической культуры и спорта, сохранению здоровья молодёжи, ставит перед школой задачу разработки и осуществлению программы широкого вовлечения учащихся школы в спортивно-оздоровительную работу.

Воспитание гражданственности немыслимо без поддержки молодёжных инициатив и объединений, развития системы самоуправления учащихся.

Особое внимание в образовательном учреждении уделяется помощи малообеспеченным семьям и детям, оставшимся без попечения родителей.

2.1.1. Цели и отличительные черты ОУ.

Школа является общеобразовательным учреждением, которое обучает и воспитывает детей с 6,5 - 7 летнего возраста до получения ими аттестата о среднем (полном) образовании. Имеется в наличии необходимая материально-техническая база для ведения образовательного процесса. В школе хорошие квалифицированные педагоги. В старшем звене школы обучаются дети из Чикаревской основной общеобразовательной школы. Наша дальнейшая цель – создание Социокультурного комплекса, в котором будет работать администрация Вязовского сельского совета, МУЗ «Вязовской ФАП», Вязовской филиал МУК «Ценральная районная библиотека». Также на базе нашей школы администрацией района планируется открытие летнего оздоровительного лагеря.

В 2008 году планируется заключить договор с ФГОУСПО «Жердевским колледжем сахарной промышленности» о совместной образовательной деятельности по многоуровневой непрерывной подготовки специалистов в системе «средняя общеобразовательная школа – среднее профессиональное образование». И на стадии разработки договор о предвузовской подготовки учащихся Жердевского района на базе нашей школы преподавателями ГОУ ВПО ТГТУ.

Вывод : образовательное учреждение реализует программы начального, основного и среднего (полного) образования; материально-техническая база ОУ удовлетворительна для ведения образовательного процесса.

Проблемы : сокращение численности обучающихся.

Пути решения : создание Социокультурного комплекса, в котором будет работать администрация Вязовского сельского совета, МУЗ «Вязовской ФАП», Вязовской филиал МУК «Ценральная районная библиотека».

2.1.2. Особые обстоятельства.

Особые обстоятельства в нашей школе, это резкое сокращение численности учащихся. В 1999 году в школе обучалось 107 учащихся, а теперь осталось 50 учащихся. В школе работоспособный учительский коллектив. 5 учителей -выпускники нашей школы, 1 учитель имеет звание «Отличник народного образования», 5 – имеют I квалификационную категорию, 6 – вторую.

Выпускники школы поступают в различные ВУЗы страны: Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, Тамбовский государственный технический университет, Московскую индустриальную академию, Волгоградскую медицинские академии, Воронежскую технологическую академию, Мичуринский аграрный университет.

2.1.3. Дополнительные характеристики ОУ.

В образовательном учреждении сложилась система мероприятий по предупреждению девиантного поведения детей и подростков, направленного на формирование нравственно- правовой устойчивости , об этом свидетельствует тот факт, что на протяжении пяти последних лет сохраняется стабильные показатели отсутствия правонарушений среди учащихся школы. Приоритетным принципом работы образовательного учреждения является личностно- ориентированный подход и позитивное восприятие личности обучающихся. Школа несет заметную координационно-организационную функцию: влияет на разумную организацию досуга с включением обучающихся в различные виды полезной деятельности: работа по благоустройству территории школы и села, сотрудничество с филиалом МУК «Центр культуры и досуга» Вязовского сельского клуба, благотворительные мероприятия для пожилых людей и сверстников, охрана природы и памятника культуры «Богоявленский источник».

Выводы: направлена работа на пропаганду здорового образа жизни как необходимого условия успешной социализации детей и подростков.

Проблемы : низкий уровень правовой грамотности обучающихся и их родителей.

Пути решения:

Повышение уровня правовой грамотности обучающихся и их родителей. Сосредоточение внимания администрации образовательного учреждения на проблемах и потребностях обучающихся, учителей и родителей.

2.1.4. Структура общеобразовательного учреждения и система его управления.

В школе создан Попечительский совет , в состав которого вошли председатель СПК «Савальский» С.Н. Тетюхин, глава фермерского хозяйства А.П. Бахтурин, главный рыбовод СПК «Савальский» С.В. Селиванов. Ведение фермерского хозяйства, предпринимательская деятельность требуют много времени. И руководители этих структур не всегда охотно принимают участие в работе совета, но оказывают небольшую материальную помощь. В сентябре 2007 года в школе создан Управляющий совет , согласно положения об Управляющем совете, председателем которого является предприниматель ЧП «Волкова» Е.В. Волкова.

Поэтому в настоящее время администрация школы (во главе с директором), педагогический совет и Управляющий совет осуществляют непосредственное руководство процессом функционирования учебного заведения по всем направлениям.

Методический совет работает над совершенствованием учебно-воспитательного процесса и уровнем подготовки педагогов школы.

В состав Родительского комитета входят представители из числа родителей от каждого класса. Председателем Родительского комитета школы является Е.В. Тетюхина – заместитель председателя Вязовского сельского совета. Родительский комитет принимает активное участие в деятельности школы по формированию у школьников нравственности, воспитывает у школьников сознательную дисциплину, культуру поведения, способствует выполнению обучающимися «Правил для обучающихся». Представители Родительского комитета совместно с Управляющим советом школы организуют культурные и спортивные мероприятия; привлекают родителей к участию в ремонте школы; помогают в организации питания обучающихся.

В октябре 2004 года в школе была возрождена деятельность Детской организации «Алые паруса». Членами детской организации являются обучающиеся 1-11 классов. В Школу актива Детской организации «Алые паруса» входят обучающиеся среднего и старшего звена. Представители Школы актива Д.О. представляют и защищают права и законные интересы членов Д.О., принимают участие в обсуждении программ дополнительного образования, деятельности в сфере культуры, экологии, деятельности по предупреждению беспризорности и правонарушений среди детей и подростков, участвуют в организации и подготовке культурно-массовых мероприятий школы.

Для функционирования в школе разработаны:

1. Устав

2. Программа развития школы

3. Образовательная программа школы

4. Коллективный договор

5. Должностные инструкции

6. Локальные акты

7. План работы школы

8. Правила внутреннего трудового распорядка

9. Тематическое планирование по каждому предмету в каждом классе

10. Планы по самообразованию

11. План воспитательной работы и т.д.

Выводы:

ОУ имеет свою историю, свои традиции, определены цели, задачи и пути развития образовательного учреждения в ближайшей перспективе. В ОУ накоплен положительный опыт работы с учениками и педагогами, что даёт свои результаты. В связи с реструктуризацией сельских школ планируется перевод ОУ в Социокультурный комплекс.

Проблемы:

1. Сокращение численности обучающихся, за счёт оттока трудоспособного населения в города.

2. Отсутствие спонсорской помощи со стороны фермеров, предпринимателей.

Пути решения:

1. Создание материально-технической базы школы, обеспечивающей информатизацию образовательного процесса;

2. Совершенствование технического оснащения образовательного учреждения;

3. Освоение педагогами персональных компьютеров и информационных технологий (через курсы);

4. Приобретение мультимедийного устройства и мультимедиа – программ, пособий, учебников;

5. Подключение к глобальной информационной сети, для её использования в образовательном процессе;

6. Усиление кадрового потенциала педагогов, обеспечивающих реализацию дополнительных образовательных услуг в сфере информационных технологий.

2.2. Образовательная политика и управление общеобразовательным учреждением.

2.2.1. Обеспечение доступности общего образования.

В общеобразовательном учреждении реализуются типовые образовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Обучение проводится с использованием типовых программ.

С 2005 – 2006 учебного года в образовательном учреждение осуществляется предпрофильное обучение через систему элективных курсов.

В школе составлен план работы ОУ, который утверждён директором школы. В составлении планирования и анализа работы частично используется методика П.И. Третьякова (по блокам).

Исходя из плана работы составлен график внутришкольного контроля, где отражены различные виды контроля по направлениям работы.

В школе имеется необходима нормативно-правовая база, знакомство с которой проходит на родительских собраниях (для учащихся и родителей). Расписание уроков составлено в соответствии с требованиями СанПиН. По результатам контроля имеются справки.

Школа работает в следующем режиме:

1кл. - пятидневная рабочая неделя, 33 учебные недели, продолжительность урока 45 минут.

2-11кл. – шестидневная рабочая неделя, 34 учебной недели, продолжительность уроков 45 минут. Продолжительность перемен 10 – 15 минут. Продолжительность проведения промежуточной аттестации 1 раз в четверть.

2.2.2. Направленность образовательного процесса на удовлетворение различных образовательных запросов родителей и обучающихся.

Организация учебного процесса регламентируется учебным планом школы и расписанием занятий. Учебный план школы разработан на основе федерального базисного учебного плана, базисного учебного плана образовательных учреждений Тамбовской области. Учебный план утверждён директором школы, согласован с отделом образования района. Рабочий учебный план ОУ составлен по ступеням обучения сопровождается пояснительной запиской о распределении часов компонента образовательного учреждения. Максимальный объём учебной нагрузки обучающихся соответствует максимально допустимому количеству часов с учётом пятидневной недели в 1 классе и шестидневной учебной недели во 2-11 классах. Инвариантная часть составлена в соответствии с базисным учебным планом и обеспечивает выполнение требований государственных образовательных стандартов.

Учебный план для I ступени ориентирован на четырёхлетний нормативный срок освоения образовательных программ начального общего образования.

Продолжительность учебного года: 1 класс – 33 учебные недели, 2-4 классы – 34 учебные недели. Продолжительность урока в 1 классе – 35 минут, для 2-4 классов – 45 минут.

В учебном плане I ступени приоритетными остаются учебные предметы, указанные в федеральном компоненте. Поэтому часы школьного компонента учебного плана во 2-4 классах использованы для усиления базового ядра предметов

2 часа на русский язык

2 часа на математику

1 час на литературное чтение в 3,4 классах

1 час на окружающий мир во 2 классе

Учебный план для II ступени ориентирован на пятилетний нормативный срок освоения образовательных программ основного общего образования. Продолжительность учебного года – 34 учебные недели, продолжительность урока – 45 минут.

Для усиления базового ядра знаний в общеобразовательных классах II ступени часы образовательного учреждения использованы следующим образом:

- область «Филология» усилена 1 часом русского языка 5,6,8,9 и 0,5ч. в 7 классе 1 часом литературы в 5 классе, 1 часом иностранного языка в 5-7 классах.

- область математика усилена 1 часом математики в 5-9 классах.

- область «Естествознание» усилена 0,5 часа химии в 8 классе.

Учебный план для III ступени ориентирован на двухлетний нормативный срок освоения образовательных программ среднего (полного) общего образования.

Продолжительность учебного года 34 учебные недели, продолжительность уроков 45 минут.

Для усиления базового ядра знаний в общеобразовательных классах III ступени использованы часы компонента образовательного учреждения следующим образом:

- область «Филология» 1 час русского языка в 10 и 11 классах 1 и 2 часа литературы соответственно в 10 и 11 классах, 1 час иностранного языка в 11 классе

- область «Математика» 2 часа в 10 классе и 1 час в 11 классе

- область «Естествознание» 1 час на биологию в 10 классе, 1 час на химию в 11 классе, 1 час на физику в 10 классе, 2 часа на физику в 11 классе

Кроме того по желанию родителей и учащихся были введены следующие курсы в 10 классе:

- Строение органических веществ-1 час

- Свет частица или волна-1 час

– Решение задач повышенной трудности по математике-1 час.

В 11 классе:

– Риторика-1 час

В рамках регионального образовательного компонента в 2005 – 2006 учебном году изучались следующие курсы:

Литературное краеведение 8кл. (0,5ч.)

Историческое краеведение 7кл. (0,5ч.)

Экономика и право 7кл. (0,5ч.) и 11кл. (1ч.)

Географическое краеведение 6кл. (0,5ч.)

Геоэкология Тамбовской области 8кл. (0,5ч.)

Экология растений 6кл (0,5ч.)

В 2006 – 2007 учебном году в рамках регионального образовательного компонента, кроме выше названных, были включены следующие курсы:

Историческое краеведение 8кл. (0,5ч.)

Экономика и право 8кл. (0,5ч.) и 10кл. (1ч.)

Экология животных 7кл. (0,5ч.)

Иностранный язык изучается в 5 классе – 3 часа, в 8 классе – 3 часа,

а 6-7, 9-11 по 3 часа, что позволит реализовать задачу обеспечения выпускниками школы иностранного языка на функциональном уровне.

Часы школьного компонента по всем ступеням используются для обогащения содержания предметов базового компонента, для всестороннего развития обучающихся, реализации их интересов.

В образовательном учреждении реализуются типовые образовательные программы начального общего, основного общего и среднего полного общего образования. Обучение проводится с использованием только типовых программ.

В образовательном учреждении второй год осуществляется предпрофильная подготовка. В 2005 – 2006 учебном году предпрофильное обучение реализовывалось по следующим программам краткосрочных элективных курсов (выбранных на основе анкетирования учащихся):

1. География мировой урбанистики

2. Путешествуя я узнал (иностранный язык)

3. Культура общения

4. Основы алгоритмизации

5. Бытовая техника

6. Исследование корней трёхчлена второй степени с параметром

7. Профессия жизнь

8. Экология и здоровье человека

9. Химия вокруг нас

В настоящее время в образовательном учреждение в 9 классе реализуются следующие программы элективных курсов

· Основы химического анализа

· Практикум по решению задач по физике

Оценка реализации учебных программ, тематического планирования выявила их соответствие образовательному минимуму по всем предметам. Федеральный компонент образовательного стандарта реализуется полностью.

В целях сокращения единого образовательного пространства обеспечения преемственности преподавание ведётся по учебникам, значащимися в федеральном перечне учебных изданий.

В учебном плане соблюдается предельно допустимые нормы учебной нагрузки.

Средняя недельная учебная нагрузка по

общеобразовательным областям

Образовательные области

Средняя недельная

2004 – 2005г.

2005 –2006г.

2006 – 2007г.

Филология

111

110,5

115,5

Математика

62

62

69

Обществознание

42

40

34,5

Естествознание

38

44,5

44

Искусство

16

16

17

Технология

23

23

19

Физическая культура

42

35

29

Элективные курсы

-

3

29

Итого

334

334

334

Для изучения уровня учебной нагрузки обучающихся проводятся проверки дозировки домашнего задания по основным предметам учебного плана. Администрация считает, что такая проверка актуальна и необходима, так как перегрузки влияют на состояние здоровья детей. Было выявлено, что наиболее эффективная продолжительность подготовки домашних заданий для младших школьников – до 2 часов, средних классов – 2,5-3 часа, старших классов – 4 часа.

В дни когда даются объёмные письменные работы, необходимо ограничивать до минимума задания по другим предметам. Сложившаяся урочная и внеурочная деятельность оказывает положительное влияние на сохранность контингента обучающихся.

2004 – 2005г. – 69 человека

2005 – 2006г. – 65 человек

2006 – 2007г. – 56 человек

2007-2008 – 50 человек

Следует отметить, что в наше учебное заведение ежегодно приходят обучаться в 10 класс учащиеся из Чикаревской ООШ.

В 2007 году в ОУ создана образовательная программа, концепция развития учреждения. Приоритетными направлениями являются:

- Создание эффективного многомерного развивающегося образовательного пространства для всех учащихся школы;

- Реализация комплексного подхода к обучению, воспитанию и развитию через обновление содержания образования;

- Обеспечение непрерывности в образовательном процессе школы;

- Освоение и внедрение в педагогическую систему школы здоровьесберегающих, развивающих технологий.

Образовательная программа включат следующие разделы:

- Принципы и приоритеты образования;

- Диагностика образовательного процесса;

- Описание компетентности подхода к содержанию образования;

- Организационно-педагогические условия образовательного процесса в школе;

- Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение образовательного процесса;

- Образовательные маршруты школы;

- Создание условий для реализации интеллектуальных возможностей, способности добиваться успеха и социального признания;

- Формы аттестации достижений учащихся;

- Ожидаемы результаты осуществления программы.

Выводы:

1. Учебный план разработан на основе федерального и регионального базисного учебного плана.

2. В своей работе ОУ использует типовые государственные образовательные программы для общеобразовательного учреждения, рекомендованные Министерством образования Р.Ф.

3. Все учебные программы обеспечены учебно-методическими материалами.

4. Каждый учитель работает в соответствии с утверждённым календарно- тематическим планированием.

5. Расписание учебных занятий включает в себя все образовательные компоненты, представленные в учебном плане школы.

6. Создана образовательная программа.

Проблемы:

1. Не используются в обучении экспериментальные и авторские программы.

2. Не реализуется профильное обучение.

3. Часы школьного компонента используются на предметы базового уровня.

Пути решения:

1. Часы школьного компонента использовать для введения новых курсов (исходя из потребностей учащихся).

2. Педагогам школы участвовать в экспериментальной работе, использовать ИКТ

2.2.3 Открытость образовательного учреждения.

Школа никогда не работает обособленно. Различные вопросы школьной жизни по мере необходимости решаются коллегиально: на классных родительских собраниях, общешкольных родительских собраниях. Это вопросы ремонта школы, летнего отдыха учащихся, летней практики учащихся, введение новых элективных курсов, дополнительных часов на изучение предметов из компонента образовательного учреждения. Многие вопросы решает родительский комитет. Проводится анкетирование родителей социальным педагогом, администрацией, психологом. Педагогический коллектив всегда считается с мнением родителей, да и родители всегда относятся к школе с пониманием и доброжелательностью. Администрация школы не выходит с необдуманными и нереальными вопросами к педагогическому коллективу, родителям, учащимся и поэтому мнения участников образовательного процесса почти всегда совпадают с позицией администрации. Мелкие недопонимания решаются в рабочем порядке.

Замкнутость социального пространства, удаленность культурных центров, ограниченность сферы социальных связей учащихся создают определенные особенности в организации воспитательной работы в сельской школе. Именно школа стала основным очагом культуры на селе. Основополагающие принципы воспитательного процесса в школе – это уважение личности ученика, стремление оказать ему поддержку, развивать личность интеллектуально и творчески в соответствии с его интересами и способностями. Этому способствует организация воспитания в школе и функционирование дополнительного образования.

Дополнительное образование в школе осуществляется во второй половине дня и имеет свои особенности:

· обучающиеся занимаются в кружках и секции после уроков;

· обучение организуется на добровольных началах всех сторон (по тематике, возрастному составу, уровню интеллектуального развития);

· создание в школе наиболее комфортных условий для пребывания детей на занятиях;

· взаимодействие детей и педагогов происходит в условиях содружества детей и взрослых, объединенных общими интересами.

В школе работают следующие кружки:

1. Филологический (средние и старшие классы) – Е.В. Корчагина, Е.А. Климентова ( учителя русского языка и литературы).

2. Компьютерный дизайн (старшие классы) – А.Ю. Голубев (учитель информатики).

3. Профессия - жизнь (средние классы) – Ю.В. Шеманов (преподаватель ОБЖ).

4. Экологический (Мир, в котором мы живем) (средние классы) – В.Т. Кобозева (учитель биологии).

5. Кружок художественной самодеятельности (начальные, средние и старшие классы – Ж.И. Лобанова (заместитель директора по воспитательной работе), С.С. Селиванова (заведующая СДК).

6. Математические (начальные, средние, старшие классы) – Н.В. Караулова (учитель математики), Т.В. Корзун (учитель начальных классов).

7. Юный правовед (начальные классы) - Л.Д. Селезнёва (учитель начальных классов)

Также в школе работает теннисная и волейбольная секции для учащихся средних и старших классов.

Для проведения кружковых занятий в школе есть соответствующая материально-техническая база:

· Теннисная комната, спортивная площадка для игр в волейбол, пионербол, для занятий легкой атлетикой, игры в футбол;

· аудио- и CD-магнитофоны, музыкальный центр для занятий художественной самодеятельностью;

Занятия танцевальной группы, драматического кружка проходят в здании школы под руководством художественного руководителя филиала МУК «Цент культуры и досуга» Вязовского сельского клуба С.С. Селивановой. Совместными усилиями подготовлены и проведены такие мероприятия как Осенний бал, новогодние праздники, проводы зимы - Масленица, празднования Дня защитника Отечества, празднование Дня Победы, фольклорные праздники.

Охват обучающихся дополнительным образованием

Учебный год

2005-2006

2006-2007

2007-2008

Ступени обучения

I

13%

21%

27%

II

43%

37%

44%

III

26%

25%

13%

Воспитательная работа школы строится в соответствии с планом воспитательной работы на год и включает в себя следующие направления:

- Правовое воспитание.

Цель: формирование активной гражданской позиции учащихся; воспитание законопослушных граждан страны, профилактика правонарушений и безнадзорности.

- Гражданское и патриотическое

Цель: воспитание гражданской ответственности, доброты и мужества; формирование у детей чувства патриотизма, национального самосознания; воспитание исторической памяти у учащихся на основе уважительного отношения к истории государства и памяти защитников Родины.

- Экологическое

Цель: воспитание эстетического вкуса, экологической грамотности и культуры, чувства любви к окружающей природе.

- Национально-культурное

Цель: формирование новых знаний по краеведению; знание традиций, истории своего края, воспитание любви, уважения, гордости за своих земляков.

- Экскурсионно-туристическое

Цель: знакомство с культурным наследием края, достопримечательностями области; воспитание эстетической культуры учащихся; воспитание чувства коллективизма, товарищеской взаимопомощи и поддержки, здорового образа жизни.

- Нравственное: «Милосердие»

Цель: активизация тимуровской работы по оказанию помощи ветеранам войны и труда; воспитание сострадания и милосердия к людям преклонного возраста.

- Формирование здорового образа жизни

Цель: формирование у детей навыков ведения здорового образа жизни; недопущение ухудшение состояния здоровья учащихся в период пребывания в школе.

Особенностью воспитательной работы школы является то, что внимание детей и родителей не ограничивается только лишь участием и работой в пределах образовательного учреждения. Так как школа располагается в центре села, то поблизости находятся и другие объекты социальной инфраструктуры, а именно: парк отдыха, сельская библиотека, Центр культуры и досуга. Все это находится в поле деятельности учащихся, педагогов, родителей.

Планирование воспитательной работы включает в себя годовой цикл КТД и праздников, а также конкурсы:

- Праздник знаний

- Праздник золотой осени

- День учителя

- Праздник матери

- Новогодние праздники

- Праздник святого Валентина

- Смотр строя и песни ко дню защитников Отечества

- Праздник Масленицы

- КВН к 8 марта

- Празднование дня юмора и смеха

- Экологические акции

- День птиц

- День Земли

- Праздничная программа ко Дню Победы

- Пионерские сборы и торжественные линейки

Качество подготовки и проведения КТД улучшается. Практикуем проведение КТД разновозрастные, что учит поведению детей в коллективе разного возраста взаимоуважению, поддержки младших. Учащиеся к порученному делу относятся ответственно – ко многому обязывает выступление на сцене, повышается интерес и культура поведения.

Конкурсы:

• Осенняя конкурсная программа (поделки, рисунки, плакаты)

• Конкурс классных уголков

• Конкурс исполнителей военной песни

• Конкурс рисунков и плакатов о войне

• Конкурс рисунков и плакатов о природе

• Конкурс рисунков и плакатов о родном крае

• Новогодняя конкурсная программа

• Конкурс поделок военной техники ко Дню защитника Отечества

• Конкурс «Подарки для Деда Мороза»

• Военно-спортивные соревнования

Конкурсные программы оказывают большое воспитательное, познавательное, развивающее художественный и эстетический вкус воздействие.

В школе функционируют детская организация «Алые паруса»

Название организации

2004-2005уч.г.

% от общего кол-ва

обучающихся

2005-2006уч.г.

% от общего кол-ва

обучающихся

2006-2007уч.г.

% от общего кол-ва

обучающихся

Детская организация «Алые паруса»

100%

100%

100%

70%

76%

82%

57%

53%

80%

В начальных классах нет ученического самоуправления как такового, но дети подготавливаются к самостоятельности и привлекаются к общественной работе под руководством классного руководителя и старших вожатых.

Первая ступень

Вторая ступень

Третья ступень

Введение учащихся в самоуправление через групповую работу под руководством учителя и старших вожатых из числа учащихся средних классов, через систему разовых поручений.

Совет дружины:

-Актив учебы

-Актив работы с младшими школьниками

-Актив тимуровской работы

Ученический комитет:

-Сектор по физкультуре и спорту

-Культурно-массовый сектор

-Сектор сохранности школьного имущества

-Учебный сектор

-Редколлегия

-Сектор дежурств

В целях повышения эффективности работы по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних в школе ведется работа в этом направлении. В школе создан и работает Совет профилактики безнадзорности и правонарушений, где рассматриваются вопросы поведения и успеваемости детей группы риска. На данный момент в школе нет детей, совершивших преступления или правонарушения, никто из учеников не состоит на учете в ИПДН, поэтому работа ведется с упором на профилактику правонарушений.

Но все же дети из семей группы риска в школе есть, поэтому перед педагогами стоит задача не допускать совершения ими правонарушений. Для этого педагоги вовлекают всех проблемных учащихся в проведение классных часов, мероприятий нравственного характера; стараются намеченные мероприятия проводить в соответствии с планом, классные часы проводить строго в намеченный день.

Наряду с профилактикой безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних в школе ведется работа по формированию здорового образа жизни у учащихся. Регулярно проводится анкетирование учащихся с целью определения их отношения к вредным привычкам, тренинги. Педагоги выступают с соответствующими докладами на родительских собраниях, оформлен уголок «Здоровье молодежи – здоровье нации». Классными руководителями проводят беседы о здоровом образе жизни, которые помогают становлению у детей ответственного отношения к своему здоровью. Большое воздействие оказывают встречи учащихся с врачами: педиатром, гинекологом, наркологом, которые в своих беседах грамотно и доступно доводят до учащихся знания о тех или иных последствиях пренебрежительного отношения к своему организму. В школе проводятся Дни Здоровья, соревнования пионерболу, волейболу, настольному теннису, веселые старты, военно-спортивная игра «Зарница».

Организована работа с родительской общественностью – в школе работает родительский комитет. Члены родительского комитета планируют свою работу, организуют рейды по школе, участвуют в подготовке и проведению внеклассных мероприятий, оказывают материальную поддержку в ремонте школьных кабинетов и приобретении оборудования для внеклассных мероприятий, организуют дежурство родительского патруля во время школьных вечеров и дискотек.

Выводы:

1. В школе достаточно хорошо организована воспитательная работа по правовому, гражданско-патриотическому, экологическому, нравственному воспитанию, формированию здорового образа жизни с учащимися всех ступеней обучения.

2. В школе функционируют предметные кружки по некоторым предметам, что позволит в дальнейшем проводить конференции среди учащихся по актуальным проблемам современности.

3. В воспитательном процессе осуществляется преемственность, индивидуальный подход, учитываются возрастные особенности учащихся.

4. Уровень воспитанности школьников установился стабильным на протяжении последних трех лет и составляет порядка 82%-84%.

Но вместе с этим в воспитательной работе школы существует ряд проблем.

Проблемы:

1. В школе недостаточно внимания уделяется проведению научно-поисковой работе, в частности краеведческой.

2. Нежелание многих родителей участвовать в общественной школьной жизни, угасание интереса к делам и проблемам детей, как только они заканчивают начальную ступень обучения. Социальная сфера села находится в кризисном состоянии. Многие родители учащихся, в основном мужчины, вынуждены искать работу для жизнеобеспечения семьи в Москве. Родители не в состоянии регулярно принимать активное участие в жизни школы.

Пути решения:

1. Необходимо организовать в школе краеведческий кружок, поручив осуществлять его работу учителю истории Шеманову Ю.В. До начала следующего учебного года составить план работы кружка.

2. Администрации школы совместно с администрацией сельского совета рассмотреть возможность приобретения для занятий танцевального кружка следующего оборудования: DVD-дисков с записью уроков танцев.

Сведения о родителях (законных представителях) обучающихся

Опекаемых семей - 3. Сироты - 3. Неблагополучных семей – 0.

Из семей пенсионеров - 1. Из семей безработных – 6 обучающихся.

Количественный

состав семей в %

1

кл

2

кл

3

кл

4

кл

5

кл

6

кл

7

кл

8

кл

9

кл

10

кл

11

кл

Всего

Полных семей

2

10,5

2

4,2

4,2

2

10,5

8,3

15,8

-

10,5

70

Неполных семей

4,2

2

2

2

-

-

5,7

5,7

4,2

-

4,2

30

Опекаемых

2,1

-

-

-

-

-

-

2,1

4,2

-

-

8,4

Характеристика

семей:

Многодетных

2

-

4

-

-

2

2

2

-

-

-

12

Малообеспеченных

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Неблагополучных

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Социальный

состав родителей:

Рабочие

2,5

5

2,5

2,5

3,75

1,25

5

2,5

10

-

7,5

42,5

Служащие

2,5

5

-

3,75

1,25

-

2,5

7,5

1,25

-

1,25

25

Предприниматели

-

-

-

-

-

-

-

2,5

5

-

-

7,5

Пенсионеры

-

-

-

-

-

-

-

1,25

-

-

-

1,25

Безработные

-

1,25

1,25

-

-

2,5

5

2,5

5

-

2,5

20

Образовательный уровень:

Высшее

-

2,5

-

2,5

-

-

-

2,5

-

-

-

7,5

Среднее специальное

2,5

5

-

2,5

2,5

2,5

2,5

7,5

2,5

-

2,5

30

Среднее

2,5

5

3,75

2,5

2,5

2,5

7,5

5

18,75

-

12,5

62,5

Помощь школе со стороны родителей:

Привлечено родительских средств в 2006-2007 учебном году на 7374 рубля- 98%

Участие родителей в школьных мероприятиях и праздниках – 40%

Участие родителей в общественной жизни школы (совет школы, педсовет, воспитательные мероприятия) – 15%

Помощь в организации экскурсий и походов – 4%

Участие в ремонте школы – 40%

Выступления родителей с лекциями и беседами – 3%

Характеристика жилья, где проживают обучающиеся:

Жилье со всеми удобствами – 58%

Дома с частными удобствами – 24%

Жилье без удобств – 18%

Действенность педагогического просвещения:

Не проявляют никакого внимания к школе и своим детям – 2%

Конфликтуют со своими детьми – 8%

Чаще всего не согласны с мнением учителей - 18%

Не всегда согласны с мнением учителей – 25%

Взаимопонимание родителей и учителей всегда – 47%

Органами управления (персональными, коллегиальными) образовательного учреждения являются.

o Управляющий совет.

o Директор школы.

o Попечительский совет.

o Педагогический совет.

o Методический совет.

o Родительский комитет.

o Детская организация «Алые паруса».

Управляющий совет, созданный в образовательном учреждении 10.09.2007 г. – орган, который возьмет на себя функции разработчика стратегии развития школы, заботы о попечительстве и обязанности родительского комитет.

Администрация школы распределила обязанности между собой следующим образом:

o Г.В. Голубева – директор школы

o В.Т. Кобозева – зам. директора школы по УВР

o Ж.И. Лобанова – зам. директора школы по ВР

Внимание к вопросам здоровья в последние годы заметно возросло. Педагогический коллектив осознает, что именно учитель может сделать для здоровья школьников гораздо больше, чем врач. Никакое обучение, а тем более непрогнозируемо развитие, если нет здоровья. Для решения данных вопросов в плане работы школы и графике контроля есть раздел, где прослеживаются вопросы, касающиеся жизни и здоровья детей. Педагогический коллектив считает, что организовать образовательный процесс с учетом заботы о здоровье ученика – значит не принуждать его к занятиям, а воспитывать у него интерес к познанию себя и законов мироздания.

В управлении образовательным учреждением используются информационно- коммуникационные технологии. В школе три компьютера, создана локальная сеть, школа имеет выход в Интернет, работает электронная почта.

Количество педагогов, пользующихся персональным компьютером в образовательной деятельности – 9 (69%). Использование ПК как средства обучения на уроках русского языка, истории, математики, физики, химии, биологии, географии, литературы в рамках информационно-коммуникативной деятельности развивает у обучающихся умения и навыки, поиск нужной информации по заданной теме, отделение основной информации от второстепенной.

Педагогические работники используют в работе программу АИАС АРМ Директор из них: 6 (75%) классных руководителей, 2 (66,6%) административных работника.

Краткосрочное повышение квалификации в РЦ «ФИО» по программе «Интернет – технологии для учителя-предметника» прошли 4 (31%) педагогических работника .

Выводы:

1.В школе сложились демократические отношения в управлении.

2.В управление школьной жизнью вовлечены все участники образовательного процесса.

3. Контроль в образовательном учреждении имеет гласность.

4.В образовательном учреждении 9 (69%) используют в образовательной деятельности ПК, 4 (31%) прошли обучение по использованию информационно-коммуникационных технологий.

Проблемы:

1. Отсутствие коллегиального органа – разработчика стратегии развития школы до 2007-2008 года.

2. Недостаточное привлечение родителей к осуществлению своих педагогических обязанностей и более тесному сотрудничеству с системой образования.

Пути решения:

1. Создание Управляющего совета в ОУ 10.09.2007 г., повышение уровня управления ОУ коллегиальным органом.

2. Оптимизация учебного процесса. Поиск оптимального соотношения традиционных (различные виды урока) и инновационных форм работы, стимулирование педагогов к качественному творчеству, определение для образования именно тех современных форм работы, которые способны эффективно решать новые образовательные задачи.

3. Оптимизировать качество воспитательной работы школы, ее целостного единства с учебной работой, создать атмосферу творчества и единения.

4. Дальнейшее привлечение в школу квалифицированных кадров и повышение их качественно- квалифицированного органа.

3. Условия осуществления образовательного процесса

3.1. Условия обучения, воспитания и труда.

Уровень подготовки детей на момент поступления в школу чаще всего низкий, выявление этих качеств показывает мониторинговое исследование «Изучение готовности первоклассников в обучению в школе».

Дети поступают в школу из семей рабочих, колхозников и безработных, поэтому уровень их благосостояния низкий. Родители имеют чаще всего среднее образование или среднее специальное.

На 01.01.2008 г. в школе обучается 47 учащихся в 10 классах комплектах. Обучение осуществляется в одну смену. Продолжительность уроков – 45 минут.

Режим работы школы:

Шестидневная рабочая неделя для учеников 2-11 классов и пятидневная рабочая неделя для учащихся 1 класса.

На первой ступени обучения – 13 учеников

На второй ступени обучения – 27 учеников

На третьей ступени обучения – 7 учеников

Перспективная численность контингента на 3 года.

Учебный год

Численность обучающихся

2008 – 2009

47

2009 – 2010

56

2010 – 2011

49

Выводы: 1) из таблицы видно, что контингент обучающихся в последующие три учебных года остается в среднем стабильным, за счет повышения численности детей, поступающих в 1 класс: 2008-2009 – 5 человек, 2009-2010 – 6 человек, 2010-2011 – 5 человек; за счет поступления в 10 класс обучающихся нашей школы и обучающихся МОУ Чикаревская ООШ, получивших основное общее образование: 2008-2009 – 12, 2009-2010 – 11, 2010-2011 – 5.

3) движение обучающихся происходит по объективным причинам

(перемена места жительства родителей) и не вносит дестабилизацию в процесс развития школы.

Проблемы: 1) уровень подготовки детей на момент поступления в школу чаще всего низкий.

Пути решения:

1.Улучшить уровень подготовки детей дошкольного возраста путем создания еженедельных подготовительных занятий.

2. Улучшить качество подготовки выпускников 11-го класса к сдаче экзаменов в форме и по материалам ЕГЭ.

3.2. Использование материально-технической базы.

В 1954 году было сдано в строй здание школы построенное по типовому проекту 8-летней школы. Проектная мощность – 250 ученических мест. Реальная площадь на одного обучающегося 26 кв.м. Общая площадь 1044 кв.м.

На первом этаже располагаются следующие кабинеты:

- кабинет директора;

- кабинет начальных классов – 2;

- кабинет информатики – 1;

- столовая;

- классная комната для игры в настольный теннис;

- комната для технического персонала – 1;

На втором этаже располагаются:

- кабинет русского языка и литературы;

- кабинет математики;

- кабинет биологии и географии;

- кабинет физики и химии;

- лаборатория;

- кабинет иностранного языка;

- библиотека;

- учительская.

Оборудование и мебель, полученные в 1984 году имеют удовлетворительный вид.

Территории ОУ хватает на все необходимое, площадь прилегающей территории школы 1,5 га имеется: футбольное поле – 120 мх60 м, спортивный городок (разноуровневый турник, рукоход, шведская стенка, брусья, канат) – 70 мх50 м, беговая дорожка – 100 м, парковая зона – 300 м х 300 м. Территория школы, спортивные сооружения не имеют ограждения.

Благодаря спонсорской помощи, самих участников образовательного процесса в школе проводится косметический ремонт.

Всего в школе:

- 3 компьютера;

- цветной телевизор;

- DVD – плеер;

- музыкальный центр;

- магнитофон;

- караоке;

- фотоаппарат;

- сканер;

- 2 принтера;

Выводы:

В ОУ удовлетворительная материально-техническая база для ведения образовательного процесса.

Проблемы:

Наглядные пособия, ТСО требуют обновления

Пути решения:

1. Изыскивать спонсоров для приобретения учебно-наглядных пособий.

2. Осуществлять ремонт обновление учебно-наглядных пособий своими силами.

3.3. Обеспечение учебниками,

учебно-методической и художественной литературой.

В МОУ Вязовской средней общеобразовательной школе имеется библиотека, состоящая из одной комнаты. В ней располагается художественная и методическая литература. На 01.09.2007 г. общий фонд библиотеки составил 1375 экземпляра. Из них 1018 художественная литература, 292 – учебники и 65 – методическая литература.

Выполняется своевременный учёт изданий по суммарной и инвентарной книгам.

В последние несколько лет фонд библиотеки незначительно пополняется художественной литературой. Исключение составляет набор книг от фонда финансиста Джорджа Сороса, который очень активно используют учащиеся при подготовке к урокам литературы, для написания сочинений. Также пополнился фонд библиотеки подарочным 100 - томником классической литературы по президентской программе. В последние годы слабо пополняется фонд и учебной литературы. В 2001 учебном году пополнение составили учебники по биологии 5 – 8 класса, литературе 11 класса, русскому языку 1 класса и математике в 2-х частях для 3-4 классов. Библиотека пополнилась справочной литературой: энциклопедия по истории и энциклопедия Тамбовской области. В течение года поступают журналы «Путеводная звезда», «Зарубежный роман», «Божий мир», «Дитя человеческое». А в конце года фонд пополняется учебной и художественной литературой, подаренной выпускниками 9-11 классов. Библиотека ведёт учёт подарочных книг в специальном журнале.

Имеющаяся художественная литература библиотечного фонда активно используется учащимися школы, для подготовки к урокам литературы и внеклассного чтения.

Ученики начальных классов читают и интересуются книгами из разделов «В мире природы», «Приключения», «Сказки». Таких писателей как: В. Бианкин, А.С. Пушкин, Марк Твен, Л.Н. Толстой, Н.А. Некрасов и другие писатели. Учащиеся старших классов читают классическую, зарубежную, советскую и современную литературу для подготовки к уроками литературы и внеклассного чтения. Таким образом значительная часть фонда художественной литературы бывает в обращении.

Школьные учебники, которые имеются в библиотеке, выдаются учащимся. Недостающая учебная литература покупается на родительские средства.

Ведётся организованная система перекупки учебников друг у друга, что способствует экономии родительских денег, а также более уверенной обеспеченности учебниками.

К началу 2007 – 2008 учебного года общая обеспеченность учебниками составила 100%, из них

Обеспеченность учебниками школьной библиотекой (%)

Обеспеченность учебниками за счет родителей (%)

Начальное звено

39,1 %

60,9 %

Среднее звено

38,8 %

61,2 %

Старшее звено

38,7 %

61,3 %

Выдача книг в месяц составляет более 100 экземпляров, количество посещений библиотеки в месяц – более 50. За учебный год почти весь фонд учебной литературы находится в обращении. Учебная литература, используемая в учебном процессе учащимися, соответствует существующим требованиям.

Образовательное учреждение обеспечено современной информационной базой. Школа имеет выход в Интернет, имеется электронная почта, которой пользуется педагогический коллектив и учащиеся школы. Полученная информация применяется в образовательном процессе.

Вывод:

Книжный фонд библиотеки имеет достаточное количество художественной литературы, который востребован учащимся школы. Более пятидесяти процентов обеспеченность учебной литературой учащихся составляет за счёт школьной библиотеки. Информационная база школы может способствовать расширению и углублению знаний учащихся.

Проблемы:

1. Недостаточная обеспеченность библиотеки учебной и методической литературой;

2. Низкий уровень заинтересованности детей к чтению книг помимо художественной литературы, изучаемой школьной программой.

Пути решения:

1. Изыскивать спонсоров для приобретения учебников и методической литературы.

2. Больше привлекать учащихся к проведению библиотечных уроков, классных часов, викторин, с целью повысить интерес к книге и чтению.

3.4. Кадровое обеспечение.

Ведение учебно-воспитательного процесса в МОУ Вязовской средней общеобразовательной школе осуществляет 13 педагогических работников. Школа полностью укомплектована кадрами. Минимальный срок работы учителей в школе 2 года, максимальный 46 лет.

В школе работают опытные педагоги со сложившимися ориентирами. Есть потенциал для роста молодых педагогов. Все педагоги работают на штатной основе. 11 (84,6%) учителей имеют базовое образование, соответствующее преподаваемым дисциплинам, имеют следующие квалификационные категории:

I – 5 (38,4%) педагогов;

II – 6 (46,3%) педагогов;

10 разряд – 1 (7,7%) старшая вожатая;

11 разряд – 1 (7,7%) учитель физики (молодой специалист).

Имеют высшее образование – 10 (77%) учителей, среднее специальное – 3 (23%) учителя.

С февраля 2007 г. по август 2008 г. старшая вожатая находится в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет.

В школе есть график курсовой переподготовки, который выполнен на 70%.

В 2006-2007 учебном году курсовую подготовку прошли:

- Е.В. Корчагина – учитель русского языка и литературы в ТГТУ по программе «Интернет -технологии для учителя предметника».

- Е.А. Климентова – учитель русского языка и литературы в ТГТУ по программе «Интернет -технологии для учителя предметника».

- А.Ю. Голубев – учитель географии в ТГТУ по программе «Интернет- технологии для учителя предметника».

- Л.Д. Селезнёва – учитель начальных классов в ТГТУ по программе «Интернет- технологии для учителя предметника».

Возрастной состав педагогов:

До 40 лет – 6 (46,3%)

от 41 до 50 – 2 (15,3%)

от 51 до 65 – 5 (38,4%)

Средний возраст педагогов – 44 лет.

Средний возраст администрации – 38 лет.

По стажу работы:

от 6 до 10 лет – 3 (23%)

от 11 до 15 – 2 (15,3%)

от 16 до 20 – 1 (7,7%)

от 21 до 25 – 2 (15,3%)

26 и более лет – 5 (38,4%)

Нагрудным знаком «Отличник народного просвещения» награжден 1 (7,7%) учитель.

Выводы:

1.Ведение учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении осуществляет 13 педагогических работников. Школа полностью укомплектована кадрами.

2. Все педагоги являются штатными работника образовательного учреждения.

3. Один учитель является молодым специалистом (срок поступления на работу 15.08.2006 г.)

4. Один педагогический работник находиться в отпуске по уходу за ребенком.

5. Средний возраст педагогических работников 44 года.

6. Минимальный срок работы учителей в школе 2 года, максимальный 46 лет.

Проблемы:

- низкий процент педагогических работников школы принимает участие в районных конкурсах;

- недостаточно выполнен «План-проект заказа на повышение квалификации педагогических работников».

Пути решения:

Выполнить график прохождения курсов педагогическими работниками ОУ до 2009-2010 учебного года.

3.5. Информационные ресурсы.

В общеобразовательном учреждении имеется 3 компьютера, 2 принтера, 1 сканер. Количество компьютеров на одного обучающегося в процентном соотношении составляет 6,8%. Локальная сеть охватывает 3 компьютера. Количество суммарного времени пользования компьютером и Интернетом на одного обучающегося составляет 2 часа в неделю.

Организован свободный доступ учащихся к вычислительной технике. Компьютеры используются учащимися и их родителями, педагогами для:

- создания текстовых документов, а также простых презентаций;

- выполнения расчетов в Excel;

- работы с тестирующими программами;

- знакомства с ресурсами школьной медиатеки;

- выполнения домашних работ учащимися, не имеющими доступа к компьютерам вне школы.

Сформирован фонд школьной медиатеки из 80 компакт-дисков (в том числе и лицензионных с программным обеспечением, обучающими программами , ученическими работами), создан каталог компакт-дисков. Педагоги и учащиеся имеют возможность, ознакомившись с перечнем дисков школьной медиатеки, получить диск на некоторое время для использования его вне школы.

Организован плановый доступ учащихся и сотрудников школы к ресурсам сети Интернет. Пополняется содержимое школьного сайта.

Педагоги ОУ проходят периодические курсы компьютерной грамотности, а также специализированные курсы по направлениям своей деятельности. 4 педагогов нашей школы прошли краткосрочные курсы в г. Тамбов в Ресурсном Центре «Федерация Интернет образования» по теме «Интернет - технологии для учителя-предметника». Из 13 педагогов 5 не имеют навыков работы на компьютере.

Регулярно в конце каждой четверти классные руководители вносят в базу данных АИАС АРМ «Директор» информацию о четвертных оценках каждого ученика. Создание и заполнение базы данных дает возможность оперативно отслеживать динамику как каждого конкретного ученика, так и класса в целом. Можно оперативно получить информацию по любому предмету и педагогу.

Для повышения уровня владения компьютерной техникой, для реализации индивидуальных интересов учащихся ведется кружок « Компьютерная графика».

Ведется активная подготовка учащихся к успешной сдаче ЕГЭ.

Задачи:

1) формировать у школьников навыки общения посредством телекоммуникаций с применением всех возможных ресурсов компьютерных сетей;

2) осуществлять начальную профориентационную работу (в первую очередь по кругу профессий, связанных с созданием и обслуживание телекоммуникационных сетей);

3) повышать уровень преподавания школьных предметов за счет информации, полученной от коллег и из других источников посредством применения глобальной сети Интернет;

4) получать информацию обо всех методических новшествах;

5) осуществлять оперативную передачу информации по всем аспектам школьной жизни (для администрации, учителей, учеников, родителей):

- автоматизация всей отчетной работы классных руководителей, учителей-предметников;
- изменения в расписании и прочие текущие объявления о школьном распорядке;

6) создать школьную медиатеку в компьютерном варианте (разработка, сбор создание различных обучающих курсов по различным школьным предметам);

7) внедрить программный комплекс «Электронный портфолио ученика», который преследует цель способствовать формированию ценностных ориентаций личности через рефлексию и анализ своей деятельности посредством создания электронного портфолио учащегося при минимальном знакомстве с информационными технологиями.

3.6. Социально-бытовое обеспечение обучающихся, сотрудников.

В школе созданы условия для ведения образовательного процесса, отвечающие потребностям всех участников образовательного процесса.

Наша школа расположена в одном из красивейших мест района. Окружающий ее сосновый лес благотворно влияет на здоровье детей. На протяжении многих лет не выявлено сердечно-сосудистых и легочных заболеваний. В весеннее и осеннее время, когда школа утопает в зелени леса и сада, учащиеся каждую свободную минуту с удовольствием проводят в лесу. Осенью школьный сад кормит всех душистыми антоновскими яблоками, давая им запас витаминов на целый год; сушеные яблоки запасаются для школьной столовой. Ежедневная утренняя прогулка по лесу дает заряд бодрости на весь день. Занятия физкультурой не просто на свежем воздухе, а в школьном лесу, благотворно сказываются на здоровье детей.

Все сотрудники школы ежегодно проходят полную диспансеризацию в МУЗ «Жердевская ЦРБ». Работник пищеблока проходят медицинский осмотр 2 раза в год. В школе разработана комплексно-целевая программа по сохранению и развитию здоровья учащихся. Учителя начальных классов, учителя-предметники обязательным элементом здоровьесберегающей организации урока считают физкультминутки. Практикуется проведение на уроках комплекса упражнений для снятия нагрузки на глаза, позвоночник, пальцы рук. Учителя следят за посадкой детей, за освещённостью в классе. В целях сохранения здоровья учащихся поддерживается тепловой режим, регулярное проветривание кабинетов, осуществляется контроль за чистотой классных комнат, коридоров. Улучшению воздушной среды школьных помещений способствует обязательная сменная обувь. В коридорах и классных комнатах разводятся цветы, что тоже создаёт психо - эмоциональный комфорт и воспитывает бережное отношение к природе. На уроках биологии, физкультуры, ОБЖ дети приобретают навыки оказания первой медицинской помощи, знания о поведении в экстремальных ситуациях. На классных часах проводятся занятия по правила дорожного движения.

3 . 7. Создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся .

В школе есть договор с МУЗ «Жердевская ЦРБ» от 25.08.2007 г. на медицинское обслуживание детей и сотрудников образовательного учреждения. Ежегодно в школе проводится медицинский осмотр учащихся врачами специалистами МУЗ «Жердевская ЦРБ». Результаты медицинского осмотра доводятся до сведения родителей, классных руководителей, учителей – данные заносятся в листок здоровья в классном журнале. Больные дети занимаются в специальной медицинской группе, работа с такими детьми проводится индивидуально, в зависимости от заболевания.

Количество пропущенных в прошедшем учебном году дней по болезни ( в % соотношении от общего количества учебных дней) - 5,7 %

Мониторинг здоровья обучающихся за три учебных года

Количество

Учебный год

2005-2006

2006-2007

2007-2008

Дети, имеющие хронические заболевания при поступлении в 1-й класс

1(50%)

1(20%)

0%

Дети, имеющие хронические заболевания при переходе в 5-й класс

0%

0%

0%

Дети, имеющие хронические заболевания при выпуске из 9-го класса

0%

0%

0%

Дети, имеющие хронические заболевания при выпуске из 11-го класса

2 (20%)

2(16%)

0%

Дети – инвалиды детства

5 (7,4%)

4 (7,1%)

3 (6,3%)

Анализируя результаты медицинского осмотра наблюдается значительное снижение заболеваемости. Уменьшилось количество детей, подвергающихся простудным заболеваниям. Все проходят вакцинацию против гриппа.

Состояние здоровья учащихся по ступеням образования стабильно.

Дети приходят в школу, уже имея ряд хронических заболеваний, их ухудшения состояния здоровья при переходе с одной ступени обучения на другую не наблюдается.

3.8. Общественное питание.

В школе имеется помещение столовой, рассчитанное на 40 мест. Помещение столовой, мебель находится в хорошем состоянии. Пищеблок оснащён оборудованием на 50%. Для приготовления пищи имеется стационарная электроплита, одна переносная электроплита, электрический водонагреватель, один холодильник, шкафы и необходимая посуда. Пищеблок оборудован канализацией, водопроводом. Имеется заключение Роспотребнадзора и Госпожнадзора.

Продукты хранятся в холодильнике. Продукты закупаются через местные магазины.

Социальный педагог школы осуществляет контроль за работой столовой. Составляет меню, снимает пробу, ведёт бракеражный журнал, журнал осмотра рук на гнойничковые заболевания, контролирует проведение С- витаминизации. Администрация школы выделяет средства на дезинфицирующие и моющиеся средства, приобретает посуду, материалы для ремонта помещений, обеспечивает ремонт электроприборов, канализации, водопровода.

3.9. Объекты физической культуры и спорта.

В школе имеется спортивные сооружения и площадки: беговая дорожка–100 м, волейбольная площадка–18х9 м, футбольное поле–120 х60м, спортивный городок 70х50 кв.м.

Защита обучающихся от перегрузок, сохранение их физического и психического здоровья.

Для предотвращения утомляемости и перегрузок, а также создание условий успешного обучения и сохранения здоровья школьников расписание уроков составляется в соответствии с требованиями СанПиНа. Составляя расписание, принимается во внимание сложность предметов и требование динамико-статистического компонента занятий. Уроки, требующие активной мыслительной деятельности, ставятся в начале учебного дня. Менее трудные уроки приходятся на вторую половину учебного дня. Они позволяют снять умственное перенапряжение. На середину учебной недели приходится наибольший объём учебной нагрузки, проводятся внеклассные мероприятия и дополнительные занятия. При такой организации учебной недели учащиеся в течение каждого учебного дня не снижают свою работоспособность, у них отсутствует преждевременная утомляемость, лучше усваивается учебный материал.

Группа здоровья

2005/2006

2006 /2007

2007 /2008

число

%

число

%

число

%

I группа

25

38

25

46

23

49

II группа

26

41

18

29

14

30

III группа

9

13

9

18

7

14

IV — V группа, инвалиды

5

8

4

7

3

7

Основная физкультурная:

51

72

43

71

37

74

— подготовительная

14

21

13

22,3

10

20

— спецгруппа

5

5,5

4

5

3

4

Освобождены от физкультуры

1

1,5

1

1,7

1

2

Из таблицы видно, что количество детей I группы здоровья увеличилось на 7% в сравнении в предыдущими годами обучения, II группы здоровья уменьшилось на 5%, III группы здоровья уменьшилось на 1,5%. Количество обучающихся, составляющих основную группу здоровья увеличилось на 4%.

Виды травматизма

2004/2005

2005/2006

2006/2007

число случаев

Общее количество случаев травматизма

-

-

-

ИЗ них:

зафиксировано во время образовательного процесса

-

-

-

— в том числе оформлено актами Н-2

-

-

-

Число дорожно-транспортных происшествий

-

-

-

Случаев травматизма, зафиксированных во время образовательного процесса, дорожно-транспортных происшествий за последние три учебных года не было.

3.10. Соблюдение обучающимися здорового образа жизни.

67% школьников любят заниматься физкультурой и спортом, посещают спортивные секции, участвуют в туристических слетах.

27% обучающихся средней и старшей ступени следят за правильным , сбалансированным питанием.

Ежегодно медицинским работником совместно с социальным педагогом, учителем физкультуры и классными руководителями в ОУ проводятся мониторинги, отслеживающие эффективность деятельности школы, направленной на сохранение и развитии здоровья6

- Анализ состояния здоровья обучающихся. Оформление аналитических и статистических отчетов о состоянии здоровья обучающихся.

- Создание и анализ локальных и нормативных актов по сохранению и развитию здоровья обучающихся.

- Формирование секции «Здоровье» при поддержке попечительского совета школы.

- Утверждение режима питания, средней стоимости питания на заседании Управляющего совета.

3.11. Состояние психологической службы в образовательном учреждении.

В образовательном учреждении отсутствует должность психолога, поэтому проблемы психологической помощи детям, подросткам, родителям, педагогам решает, созданная в 2003 году социально-педагогическая служба, классные руководители. В штате ОУ 0,5 ставки социального педагога. Основными целями и методами социально-педагогического сопровождения в школе являются:

- совершенствование условий для осуществления образовательного процесса;

- охрана жизни и здоровья обучающихся;

- свободное развитие личности;

- защита законных прав и интересов обучающихся;

- организация и проведение общешкольных мероприятий.

Для успешного прогнозирования, осуществления и коррекции образовательного процесса учителями проводится психолого-педагогический мониторинг, на основе которого происходит корректирование образовательной среды. Поэтому на разных уровнях образования различны. Например:

-изучение познавательных процессов школьников;

-определение готовности к обучению в школе, в среднем звене;

-обеспечение адаптации к школе;

- уровень учебной мотивации.

Психологическая обстановка в классных коллективах, в педагогическом коллективе достаточно комфортная как для получения знаний, так и для проведения уроков и внеклассных мероприятий.

Насколько обучающиеся чувствуют себя в безопасности и как усваивают меры безопасности?

Не всегда учащиеся чувствуют себя уверенно. Имеет место волнение перед уроком, тревожность перед контрольной работой. Отношения между детьми и взрослыми доверительные. Ученики видят в учителе старшего друга, помощника, советчика, поэтому почувствовав себя в опасности могут обратиться за помощью к взрослым.

Насколько обучающимся нравится процесс обучения?

Отношение у детей к учёбе положительное. Лишь 10% учащихся не испытывают интереса к изучению основных предметов.

В школе нет детей, нарушающих дисциплину, стоящих на учёте в ИПДН, часто и без уважительных причин пропускающих занятия. Дети доброжелательны, вежливы, испытывают потребности в духовном совершенствовании.

Выводы:

1. В школе созданы условия для ведения образовательного процесса. Ежегодно проводятся медицинские осмотры учащихся и сотрудников школы.

2. Уменьшилось количество заболеваний детей и учителей.

3. Питанием охвачено 100%.

4. Ведётся работа по преодолению утомляемости, перегрузок учащихся. 96% детей занимаются физкультурой и спортом.

Проблемы:

1. Мониторинг физического здоровья детей не имеет системности.

2. Недостаточно спортивного инвентаря.

Пути решения:

1. Создание здоровьесберегающего образовательного пространства, осуществление контроля за физическим здоровьем детей.

2. Организовать профилактический лекторий для родителей.

3. Привлекать спонсорские средства для приобретения спортивного инвентаря.

4. Результаты образовательной деятельности.

4.1. Результаты внешней оценки выпускников 11-го класса, выпускников основной и начальной школы в 2007-2008 учебном году.

4.1.1.Результаты единого государственного экзамена выпускников 11-го класса в 2007-2008 учебном году.

Количество выпускников 11 класса, участвующих в ЕГЭ

Русский язык

Математика

Успеваемость

Качество знаний

Успеваемость

Качество знаний

7

100%

42,8%

57%

14,2%

Результаты участия выпускников в ЕГЭ в 2007-2008 учебном году показывают: уровень успеваемости в 2007-2008 учебном году по русскому языку в сравнении с тремя предыдущими годами возрос на 39%, качество знаний увеличилось на 10,3%, по математике уровень успеваемости возрос на 31,5 %, качество знаний увеличилось на 5,2%.

4.1.2. Результаты государственной (итоговой) аттестации выпускников 9-го класса в новой форме в 2007-2008 учебном году.

Количество выпускников 9 класса, участвующих итоговой аттестации в новой форме

Русский язык

Математика

Успеваемость

Качество знаний

Успеваемость

Качество знаний

10

100%

80%

80%

20%

Результаты участия выпускников 9-го класса в государственной (итоговой) аттестации выпускников в новой форме по русскому языку и алгебре в 2007-2008 учебном году показывают: по русскому языку уровень успеваемости 100%, качество знаний 80%, по алгебре уровень успеваемости 80%, качество знаний 20%. Качество знаний по русскому языку и алгебре соответствует результатам внутренней оценки.

4.1.3. Результаты мониторингового исследования качества знаний обучающихся 4-го класса по математике в 2007-2008 учебном году.

Количество выпускников 9 класса участвующих итоговой аттестации в новой форме

Математика

Успеваемость

Качество знаний

3

100%

100%

Результаты мониторингового исследования качества знаний обучающихся по математике в 2007-2008 учебном году показывают: уровень успеваемости 100%, качество знаний 100%. Уровень успеваемости и качества знаний соответствует результатам внутренней оценки.

4.2. Результаты внутришкольной оценки качества обучения по ступеням образования в 2007-2008 учебном году.

Начальное образование.

Класс

Период

Процент успеваемости

Качество знаний

Кол успев. уч-ся

Кол на 4 и 5 уч.

Всего учеников.

Годовая

100,0

100,0

5

5

5

Годовая

100,0

50,0

2

1

2

Годовая

100,0

33,3

3

1

3

Основное образование.

Класс

Период

Процент успеваемости

Качество знаний

Кол успев. уч.

Кол на 4 и 5 уч.

Всего учеников.

Годовая

100,0

50,0

2

1

2

Годовая

100,0

100,0

2

2

2

Годовая

100,0

60,0

5

3

5

Годовая

100,0

50,0

8

4

8

Годовая

100,0

30,0

10

1

10

Среднее образование.

Класс

Период

Процент успеваемости

Качество знаний

Кол успев. уч.

Кол на 4 и 5 уч.

Всего учеников.

11А

II полугодие

100,0

42,9

7

3

7

11А

Годовая

100,0

42,9

7

3

7

4.2.1. Результаты государственной (итоговой) аттестации выпускников 9,11 классов в традиционной форме в 2007-2008 учебном году.

Результаты государственной (итоговой) аттестации выпускников 11-го класса в традиционной форме в 2007-2008 учебном году.