Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 16

 

Поиск            

 

Дисгармония личности

 

             

Дисгармония личности

Казанский государственный университет

Факультет вычислительной математики и кибернетики

Дисгармония личности

Студентки 4 курса группы 916

Габидиновой Айгуль Ринатовны

Казань 2004г.
http://adminka.info


Содержание

Введение 3

Понятие дисгармонии личности 3

В психологии 3

В философии 4

В религии 5

Признаки дисгармонии личности 5

Причины развития расстройств личности 6

Устойчивость психики 6

Генетическая предрасположенность 7

Воспитание 7

Условия жизни 8

Амбиции 9

Аномалии личности 9

Стресс 9

Последствия 10

Самоубийства 10

Вывод 10

Использованная литература 11

Введение

Человек рождается с задатками разнообразных способностей. Дети с удовольствием учатся танцевать, петь, рисовать. У них многое получается, они творят с радостью и легкостью. Не испытывая мук творчества, они сочиняют музыку, пишут стихи, придумывают страшилки. В детском возрасте потребность в самовыражении не занимает доминирующего положения в ряду других потребностей. Но становление личности происходит не только в детском возрасте, это процесс долгий и сложный. На этом пути личность ожидают многие противоречия развития, они вносят дисгармонию в ее душевный настрой. Разрешение противоречий не ведет к драматическим последствиям, если личность имеет достаточную психологическую устойчивость.

В подростковом возрасте дисгармонию во внутренний мир личности вносит несоответствие между острой потребностью в самовыражении и слабыми в детском и юношеском возрасте силами. Потребность обрести свое лицо, найти свою индивидуальность и утвердить ее живет в человеке всегда. Первое обострение этой потребности, первый импульс этой страсти возникает в подростковом возрасте. Недостаток сил и умений часто приводит к неадекватным способам утверждения своего Я - разрушительным для самой личности или наносящим вред окружающим.

Отсутствие реализации на протяжении жизни даже одной из заложенных генетически программ ведет к дисгармонии личности, к торможению развития, к неврозам, психозам и прочим тараканам и в голове и в других частях тела.

Понятие дисгармонии личности

В психологи и

Как все системы организма, психологическая система человека должна быть устойчивой. Диссонанс, рассогласование, хроническая непреодолимая борьба мотивов - это и есть дисгармония личности. Дисгармония психическая (dysharmonia psychica; дис- + греч. harmonia соразмерность) - недоразвитие одних и (или) преувеличенное развитие других свойств личности.

Дисгармония личности может быть как обратимой, так и необратимой. Четкая грань между психологической дисгармонией и вариантами "нормальных" характеров отсутствует.

Развитие расстройств личности и их вырастание из детского возраста проявляется в следующей последовательности: реакция как первое проявление дисгармонии личности, далее - развитие, когда расстройства личности отчетливо выражаются во взаимодействии с другими людьми. И, наконец - расстройство личности, которое может быть компенсированным или декомпенсированным. Расстройство личности обычно становится отчетливым в возрасте после 16 лет.

В филосо фии

Дисгармония личности - это потеря своего "Я". И происходит это, когда человек еще ребенком "предает мудрость своего организма", отказываясь от интуитивного "внутреннего оценочного чувства", подчиняя свое поведение системе оценок окружающих, чтобы завоевать их расположение. Наличие "внутреннего оценочного чувства" у человека говорит о том, что человек обладает собственным мнением или, согласно Роджерсу, - самооценкой. Если человек теряет самооценку - он теряет свое "Я".

Дисгармония личности выражается в том, что человек буквально теряет ощущение самого себя, отказывается от собственного мнения.

Представим образно мир дисгармоничной личности:

"Ядро " душевного мира психически здоровой личности образует Духовность. Поскольку идеально здоровых личностей почти не существует, то в "Ядре" личности могут находиться и Лжеценности (темные пятнышки).

"Ядро" душевного мира дисгармоничной личности в основном образовано Лжеценностями. Активность этих Лжеценностей субъективно переживается как Страсть, но в народе существует более точное слово - Лярва. Это нечто чужеродное, вросшее в душу, от которого и рад бы отказаться, но отказаться - это все равно, что удалить у себя орган или потерять, пусть ложное, но "я".

Лжеценности , как тучи, обволакивают истинное "Ядро" личности и своей черной активностью подавляют свет духовного Солнца, освещающего путь движения к Совершенству. Образно говоря, человек теряет свое духовное зрение и становится "слепым".

Если здоровая личность взрослого человека была гибкая, оптимистичная и открытая, то с утратой самооценки она превращается в дисгармоничную личность, становясь психически хрупкой, пессимистичной и закрытой.

Истинное "Я" человека обладает настолько мощной силой, что от тепла оно начинает пробиваться сквозь черный пояс Лжеценностей, как росток сквозь асфальт. Истинное "Я" своим напором очищает область "Ядра" душевного мира человека, и он обретает свое истинное "Я".

В соответствии с приоритетом "субъективных" ценностей над ценностями "объективными", возникновение дисгармонии (ригидности) личности трактуется как нарушение этого приоритета. По этой причине происходит засорение "Ядра" душевного мира Лжеценностями, и человек теряет свое "Я". Стратегия исцеления состоит в том, чтобы создать условия самопробуждения истинного "Я".

А. Червоненко: "Гармония - больше гораздо, чем слова, что о ней говорят… Гармония - образ жизни… Высшее - седьмая ступень развития! Это существование в ладу с миром внутренним и миром внешним… Это главный переход в противоположное… Это не крайности в противоположном: свет - тьма, мягкое - твердое, доброе - жестокое… Не то это и не другое! Это и то и другое одновременно! То есть именно - переход… Это - Путь!"

В религи и

Широко известно, что эмоциональные стрессы тесно связаны с телесными или физиологическими болезнями. Верхняя часть тела, и особенно сердце, во многих культурах считается вместилищем эмоциональных проявлений. Беспокойство и беспричинная тревога свидетельствуют о дисгармонии личности, о заблудшей душе, которая потерялась и отдалилась от своего Создателя. Крепкое, стабильное состояние психики говорит о том, что человек внутренне собран, спокоен и следует религиозным законам. Черствые, аморальные люди обрекают себя на проявления недовольства Бога. Они часто ощущают боль в области грудной клетки, а в любом языке мира можно найти выражения, описывающие "тяжесть на душе". Сердце — это хранилище мыслей, чувств, памяти. Человек "думает", "осознает" или "вспоминает" сердцем.

Признаки дисгармонии личности

Дисгармония личности может выражаться в нажитой шизоидизации , проявляющейся оторванностью от окружающего, эгоцентризмом, рефлексией, интравертированностью, парадоксальностью эмоциональных реакций и поведения, обеднением эмоциональности, сочетающейся с хрупкостью чувств ("дерево и стекло"), утратой эмоционального резонанса, невозможностью адекватной реакции на окружающие события, а также схематичностью мышления, отрывом его от реальности. В этих случаях отмечаются однообразие поведения, парадоксальная педантичность, отсутствие гибкости, падение активности и пассивная подчиняемость . Иногда наблюдается необычное сочетание бездеятельности и пассивности с незаурядными достижениями в каких-либо областях деятельности благодаря своеобразию и оригинальности позиций больного в технике, науке, искусстве.

Признаками дисгармонии личности могут быть постоянное чувство недовольства окружающим , раздражительность, чрезмерная истощаемость, снижение продуктивности мышления, легкие и поверхностные суждения, эгоцентризм, сужение интересов. Незначительные жизненные затруднения вызывают у больных затяжные состояния растерянности, беспомощности, безысходности.

Дисгармония может проявляться психопатоподобными изменениями личности со стойким повышением настроения , эйфорией, беспечностью, бездеятельностью, иногда раздражительностью, чрезмерной, часто неуместной и несоответствующей ситуации общительностью, фамильярностью, утратой чувства дистанции, отсутствием понимания неадекватности своего поведения.

Рассмотрим пример. Фанатичная личность . Образ мыслей и поведение человека, страстно преданного какому-то делу. Фанатизм, основанный на нравственных принципах, может иметь в себе разумное зерно. Для него важна не столько внешняя форма, сколько суть принципов и убеждений. Фанатизм по отношению к спортсменам, артистам, политическим деятелям чаще всего ориентирован на мелкие сиюминутные интересы отдельного человека или группы людей и свидетельствует о дисгармонии личности. Фанатик первого рода может временно поступиться своими желаниями ради более высоких духовных целей. А фанатик второго рода готов пожертвовать любыми ценностями, в том числе и духовными, ради своей слепой преданности кому-либо или чему-либо. Первый фанатик стремится узнать максимально не только область своих интересов и пристрастий, но и многие смежные области знания. Другой, наоборот, категорически отвергает все, что выходит за формальные рамки его представлений.

Причины развития расстройств личности

Устойчивость психики

Многие из признаков, характеризующих качество психического здоровья, являются относительно устойчивыми. Например, наличие психического заболевания у кого-либо из родственников, жестокое обращение в детстве или перенесенная травма головного мозга в ряде случаев являются почвой, в течение всей жизни предрасполагающей (хотя и необязательно приводящей) к возникновению заболевания. Свойственные здоровой психике черты характера - к примеру, ранимость, изменчивость настроения, лидерские наклонности, стремление к успеху и др. - под влиянием социальной среды могут оказаться чрезмерно усиленными, обусловливая дисгармонию личности и ее уязвимость в отношении определенных психических травм. Вместе с тем психическое здоровье весьма динамично. Его качество непрерывно изменяется под влиянием многочисленных внешних факторов: социальных, психологических, экономических, экологических и др. Людей, абсолютно невосприимчивых к стрессу, не существует. У каждого имеется строго индивидуальный предел сопротивляемости, по достижении которого психоэмоциональное напряжение, переутомление или нарушение функций организма приводит к срыву психической деятельности. При значительной выраженности предрасположенности (pathos'a) для возникновения психической патологии бывает достаточно очень незначительной внешней вредности. У лиц с высоким уровнем психического здоровья расстройство может разбиться только при чрезвычайно интенсивном и (или) весьма продолжительном неблагоприятном внешнем воздействии. Большую роль, кроме того, играют субъективная значимость события для конкретной личности, эмоционально-смысловой контекст переживаний, способность найти конструктивный способ преодоления стрессовой ситуации. Столь же важное значение имеет общее состояние организма, степень истощения его функциональных систем. Наличие определенных болезненных признаков у представителей некоторых возрастных и социальных групп является скорее правилом, чем исключением. Так, у подростков-беспризорников очень часто наблюдаются пограничная умственная отсталость и формирование психопатических черт; у лиц преклонного возраста "нормой" является некоторое ослабление мнестических функций. Это заставляет использовать при оценке их состояния представления о популяционной норме здоровья.

Генетическая предрасположенность

Расстройства личности характеризуются стойкостью, вовлеченностью в структуру поведения эмоций и аффекта, проявлением поведения в социальной сфере, а также личностными особенностями мышления. Все расстройства личности являются результатом преимущественно генетических причин, которые проявляются под воздействием воспитания, однако среди них существуют маргинальные личности, которые используют свои личностные черты достаточно успешно в конкретную историческую эпоху. Развитие расстройств личности и их вырастание из детского возраста проявляется в следующей последовательности: реакция как первое проявление дисгармонии личности, далее - развитие, когда расстройства личности отчетливо выражаются во взаимодействии с другими людьми. И, наконец - расстройство личности, которое может быть компенсированным или декомпенсированным. Расстройство личности обычно становится отчетливым в возрасте после 16 лет.

Человек со специфическим мышлением и извращенными потребностями, у которого вовремя не диагностировано психическое заболевание и не проведено лечение. Формирование дисгармонии личности идет постепенно, все закладывается в семье. На него также влияют и болезни, которые человек перенес в раннем детстве. В большинстве случаев такие люди уже рождаются на свет с отклонениями в развитии нервной системы.

Воспитание

Есть несколько довольно резко очерченных деформированных стилей семейного воспитания, нередко приводящих к определенным вариантам патохарактерологических развитий личности.

а) Воспитание ребенка по типу “кумира семьи” . Все родственники ребенка с раннего возраста неуемно и бурно восторгаются им: их умиляет, как он двигается, говорит, носит одежду, овладевает различными знаниями и умениями. Все, что ни делает ребенок, оценивается окружающими как исключительное и неповторимое явление.

б) Воспитание ребенка по типу “Золушки” . Другими словами такое воспитание можно назвать деспотическим. За любую шалость, провинность, за нежелательное для родителей намерение ребенка следует тяжелое и жестокое накозание. Дети не встречают эмоциональной поддержки, поощерения за любые свои успехи и достижения. Часто такой стиль воспитания окружает “эмоционально отверженных”, нежелательных в семье детей, либо детей “запланированных”, от которых родители ожидают только радости и удовольствия и поэтому находятся как бы в постоянной претензии к ребенку за то, что он не оправдывает их надежд.

в) Стиль семейного воспитания по типу гиперопеки . Подобный тип воспитания может проявлятся либо в чрезмерном стремлении родителей к ограждению ребенка от любых возможных опастностей и неприятностей, из-за чего родители постоянно сопровождают ребенка, вмешиваются в его дела, замучивая бесконечными настойчивыми советами, предостережениями и запретами. Либо гиперопека сопроваждается резким подавлением у ребенка его собственных желаний, побуждений с навязыванием ему родительских установок и стремлений по принципу: “Ты еще мал, жизни не знаешь, горя не хлебнул, а мы знаем жизнь, поэтому не перечь, делай, как тебе говорят”.

И в том и в другом случае ребенок становится безвольным, безинициативным, способным лишь следовать за лидером, не имея сил и возможнастей самостоятельно и критически решать актуальные для него задачи и утопая в вечных сомнениях и неудовольстве собой по этому поводу.

г) Стиль семейного воспитания по типу гипоопеки . Если ребенок, живя в семье, оказывается в ситуации безнадзорности, то он привыкает добиватся “тепла под солнцем” собственными силами. Мир взрослых людей оказывается для него чуждым. Он отвергает их ценности, нормативы поведения, запреты и нередко примыкает к группе асоциальных подростков, которые его опекают и учат жить по законам своей групповой этики. Там он находит то “тепло” и “заботу”, которых ему так недоставало в семье. Отсюда вытекают и особенности их поведения и черт характера, формирующихся при длительных неблагоприятных обстоятельствах жизни: отрицание социально положительных авторитетов, неподчинение режимным ограничениям, необузданное стремление к свободе от всяких нормативов поведения, от общественно полезного труда.

Аномалии личности имею тенденцию накапливаться в семьях, и это повышает риск развития психозов в следующем поколении. Социальные условия могут способствовать декомпенсации скрытых расстройств личности или провоцировать ее декомпенсацию.

Условия жизни

Неблагоприятные бытовые условия и др. влияния (неполноценное питание, перенесённые заболевания) проявляются задержкой, ускорением (реже) и дисгармониями физического, психического и полового развития.

В возрасте после 55 лет , под влиянием экономического стресса и инволюционных изменений, расстройства личности иногда проявляются более ярко, чем в среднем возрасте. Для этого периода характерен особый "пенсионный синдром", который проявляется в утрате перспектив, сужении крута контактов, повышенном интересе к собственному здоровью, тревожностью и беспомощностью.

Амбиции

В ряде концепций, особенно начиная с Ч. Ломброзо, постулировалась связь между гениальностью и психические расстройством, что, однако, не находит всеобщего подтверждения: дисгармония душевной жизни или предрасположенность к ней, свойственная многим гениальным людям, не является неизменным спутником гениальности.

Аномалии личности

Существуют достаточно типичные и устойчивые расстройства личности, характерные для слепых и глухих, глухонемых . Например, для глухонемых характерно легкое образование бредоподобных идей, а для лиц, находившихся в условиях заключения - базисная недоверчивость и эксплозивность.

К дисгармонии личности ведет постоянная борьба со своим “пороком”, между потребностью и зависимостью от мнения окружающих. Примеры транссексуализм, гомосексуализм и пр.

Рассмотрим ещё один пример. Этномаргинальная личност ь — личность, занимающая промежуточное, переходное положение между двумя нациями или народностями. Это пограничная ситуация, при которой формирование индивида происходит под пересекающимся воздействием различных культур. Этномаргинальная личность страдает раздвоенностью, внутренней противоречивостью, порой трагическим разладом с собой в силу невозможности сочетаний якобы несовместимых особенностей культур. Такая внутренняя дисгармония личности объясняется почти что непреодолимостью этнических и культурных различий. Человек, находящийся на рубеже двух или более культур, тяготеет сразу к нескольким национальным или расовым группам, не будучи в состоянии полностью реализовать мировосприятие ни одной из них. Отсюда у человека появляется ощущение двойственности своего положения, внутреннее беспокойство, чувство оторванности, отчужденности от людей. Дискриминация, предрассудки делают переход таких людей из одной национальной группы в другую трудным процессом. Вместе с тем длительное пребывание этномаргинальной личности в однонациональной социокультурной среде облегчает решение этой проблемы.

Стресс

Устойчивые расстройства личности характерны для лиц, находившихся в длительном тюремном заключении , перенесших опыт тяжелого насилия или страдания (напр. смерть близкого человека).

Сексуальное изнасилование в детстве – тяжелейший стресс, не остающийся без последствий. Неадекватность восприятия своего тела, отставание в сексуальном развитии – лишь малая толика возможных отклонений. Дисгармоничное соотношение между соматической и психосексуальной компонентами определяют разнообразные варианты сексуального дизонтогенеза потерпевших, что является следствием недостаточной сохранности психических процессов и психологических структур, связанных с половым самосознанием, полоролевым поведением и психосексуальными ориентациями.

Боевая психическая травма не ограничивается пространственно временными характеристиками театра боевых действий, ибо может манифестировать не только в период пребывания в боевых условиях, но и при подготовке к ним, а также после возвращения военнослужащих к мирной жизни. В условиях продолжительного участия в войне закрепляются компенсаторно-приспособительные изменения, которые определяют характерные черты нажитой личностной дисгармонии в виде своеобразного сочетания хронической тревожности и импульсивности.

Последствия

Думаю, после всего вышесказанного последствия дисгармонии личности очевидны. Главное – это ощущение несчастья в разной степени, невозможность приспосабливаться к требованиям окружающей среды.

Самоубийства

Главной причиной индивидуального (не ритуального) самоубийства является та или иная степень внутреннеличностной дисгармонии, что самоубийство в ряде ситуаций можно считать в определенном смысле гармоничным завершением жизни, так как факт самоубийства является попыткой личности восстановить утраченную личную гармонию.

Вывод

Воспитание сознания – главная составляющая формирования внутренней гармонии у человека ещё в детстве. Как из семечка вырастает плодотворное растение при заботливом уходе и благоприятных условий, так из каждого младенца вырастает взрослый, сознательный творец и гражданин мирового сообщества людей, образованный и воспитанный культурой сознания своих взрослых собратьев. Основа жизни человеческого общества и каждой личности в отдельности целиком зависит от воспитательного процесса, применяемого к каждому индивидууму. Все ныне существующие концепции и программы воспитательно-образовательного процесса на практике жизни приводили и приводят к кровавым войнам, раздорам, депрессиям и прочим состояниям дисгармонии личности и общества. Необходим единый, гармоничный процесс воспитания, который смог бы примирить общество и личность, урбанистический социализм и религиозное воспитание.

Для решения этой задачи сводятся воедино знания философии, духовного опыта и культурного прошлого современного человечества. Размещение критериев по возрастающей, в зависимости от уровня развития сознания общества и личности: тоталитаризм, культура, духовность и божественность, соответствующие четырем уровням развития сознания человека, в которых, конечно же, есть переходные периоды. Основная задача это повышение уровня сознания каждой отдельной человеческой личности. Процесс воспитания и образования - это форма и способ передачи знаний, выраженных в традициях, опыте, навыках, информации и практике действия, от общества к каждому индивидууму, а после от воспитанного индивидуума обратно к обществу.

Процесс воспитания должен возникать из ряда предпосылок, которые состоят из знаний общества, способности индивидуума и механики передачи знаний и навыков. Все предпосылки разделяются по количеству и форме наличия в них нематериального понятия духовности. Духовность – потенциал, природного постоянно совершенствующегося единого сознания, творящий жизнь и все ее формы.

Использованная литература

1. Л.Куликов, Учебное пособие для 10-11 классов школы «Социальная компетентность». Главы «Пути и смыслы жизни», «Добровольное рабство» (Ред. А.А.Крылов, С.А.Маничев. СПб., 1999).

2. Большая советская энциклопедия. Главы «Гениальность», «Половое созревание».

3. В.И. Тарасов, «Психологические методы развития и коррекции дисгармоний личности подростков» (Методические рекомендации; Издательство Воронежского государственного педагогического университета; 1996).

4. «Психиатрия» учебное пособие для студентов медицинских вузов. Глава 6 «Общая психопатология».

5. Лекции доктора А.Червоненко.

6. А.А.Милтс, “Гармония и дисгармония личности” (Издательство политической литературы; 1990).

7. Интернет-сайты (http://bookap.by.ru/genpsy/samohvalov/gl25.shtm и др.).

8. Станислав Дворко. Программа Воспитания Сознания.

9. Самохвалов В. и др. «Общая психология».