Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 16

 

Поиск            

 

Администрация лотошинского муниципального района

 

             

Администрация лотошинского муниципального района

АДМИНИСТРАЦИЯ ЛОТОШИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ


п. Лотошино

2007 год


СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение.

2. Экономика системы образования.

3. Общее образование.

4. Дошкольное образование.

5. Организация методической работы в образовательных учреждениях.

6. Воспитательная работа со школьниками.

7. Работа со школьными библиотекарями.

8. Обеспечение комплексной безопасности образовательных учреждений.


1. ВВЕДЕНИЕ.

Наиболее актуальным содержанием жизнедеятельности российской системы общего образования, главным пунктом её повестки дня в ближайшем обозримом будущем будут оставаться реализация Приоритетного национального проекта (ПНПО) «Образование» - в целом и его нового масштабного направления – Программы поддержки регионов, активно внедряющих комплексные проекты модернизации образования (далее РКПМО) – в особенности. Идея комплексного проекта связана с реализацией прямого поручения Президента РФ В.В. Путина Правительству РФ от 28.03.2006 г. О повышении оплаты труда учителей.

Идеология комплексной модернизации образования обсуждалась с участием школ-победителей ПНПО на областной конференции в ГОУ ВПО МО «Академия социального управления» в мае 2006 г.

Смысл комплексной модернизации – институциональное стимулирование и создание организационно-экономических механизмов стимулирования качества работы и развития школы (идеология «рыночных субститутов»).

Сутью РКПМО является комплексная, синхронная, взаимосвязанная реализация главных направлений институциональной модернизации российского образования.

Московская область победила в конкурсном отборе, в котором участвовали 53 региона. Авторитетная комиссия назвала 21 регион-победитель.

Московская область получит связи с реализацией своего комплексного проекта модернизации образования 405 млн. рублей из федерального бюджета в виде субсидии.

Основные направления РКПМО:

I. Введение новой системы оплаты труда, обеспечивающей рост доходов учителей при усилении общественного влияния на распределение стимулирующей части оплаты труда;

Принимая во внимание, что необходимым условием модернизации системы образования Российской Федерации является решение первостепенной задачи – повышение профессионализма педагогов, подготовка и формирование педагогического корпуса, соответствующего запросам современной жизни. Правительство Московской области рассматривает улучшение материального положения и повышение социального статуса работников образования как одну из приоритетных задач образовательной политик.

Решение этой задачи предполагает внесение значительных изменений в систему оплаты труда педагогических и руководящих работников сферы образования, в систему повышения их квалификации и аттестации, в также более широкое привлечение органов самоуправления и общественных организаций к участию в государственно-общественной системе управлении образованием.

Решение поставленных задач предполагается осуществить посредством:

1. отказа от ЕТС;

2. переход на новую систему оплаты труда (ИСОТ), ориентированную:

а) на увеличение стимулирующей роли заработной платы;

б) повышение эффективности и качества педагогического труда;

в) на привлечение и закрепление молодых педагогических кадров;

г) на дифференциацию уровня оплаты труда в зависимости от профессиональной квалификации работников и качества их труда.

Основными принципами НСОТ являются:

1. обеспечение минимальных государственных гарантий по оплате туда;

2. обязательность соблюдения на территории Московской области норм трудового законодательства (Постановление Главы Лотошинского муниципального района от 11.07.2007 № 412 «Об оплате труда работников муниципальных образовательных учреждений Лотошинского муниципального района»).

II. Нормативное подушевое финансирование, доходящее до каждого учреждения;

Программа подготовлена для перехода системы общего образования Московской области на принципы нормативного подушевого финансирования (НПФ), под которыми, прежде всего, понимаются:

- установление Московской областью подушевых (определяемых из расчета на одного обучающегося) нормативов бюджетного финансирования реализации основных общеобразовательных программ, служащих основой соответствующей региональной субвенции бюджетам муниципальных образований;

- прямое доведение бюджетных средств до общеобразовательного учреждения по формуле, включающей подушевые нормативы и число обучающихся по соответствующим общеобразовательным программам.

На переходный период (до 3 лет) предполагается установление поправочных коэффициентов для общеобразовательных учреждений.

Данная программа опирается на прогноз численности детей в возрасте от 0 до 17 лет включительно в Московской области в разрезе город/село.

Нормативы рассчитываются на организацию, предоставляющую начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование, дошкольное и дополнительное образование, а также на организацию отдыха детей в каникулярное время.

Разрабатываемый Министерство образования Московской области порядок определения и доведения до общеобразовательных учреждений затрат, рассчитанных с использованием нормативов бюджетного финансирования на одного обучающегося, предполагает нормативно-правовое закрепление на региональном уровне следующих положений:

- неуменьшение уровня финансирования по статьям расходов, включенным в нормативы (заработная плата с начислениями, прочие текущие расходы на обеспечение материальных затрат, непосредственно связанных с учебной деятельностью общеобразовательных учреждений).

III. Введение региональных систем оценки качества образования;

IV. Развитие сети общеобразовательных учреждений;

Показатель

Факт

2006

Обязательства

2007

2008

2009

Доля школьников (в %), обучающихся в общеобразовательных учреждениях, отвечающих современным требованиям к условиям образовательного процесса

35%

50%

60%

75%

В рамках данного обобщенного показателя доля общеобразовательных учреждений, соответствующих требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, введенных в действие постановлением главного государственного врача Российской Федерации от 28 ноября 2002 г., № 44, составляет по факту 2006 г. 45% по обязательствам региона на 2007 – 55%, 2008-63%, на 2009 – 70% (справка главного санитарного врача прилагается). Исходя из указанной доли школ произведен расчет долей школьников (%), обучающихся в общеобразовательных учреждениях, отвечающих современным требованиям к условиям образовательного процесса в 2006-2009 гг.

Показатель

Обязательства

2007

2008

2009

Рост средней наполняемости классов в общеобразовательных учреждениях, расположенных в городской местности, в сравнении с 2006 г., %

2%

6%

8%

Рост средней наполняемости классов в общеобразовательных учреждениях, расположенных с сельской местности, в сравнении с 2006 г., %

2,6%

4,0%

6,6%

В 2006 году средняя наполняемость классов в городских школах Московской области составила 23 человека, в сельских – 15 человек, в сельских малокомплектных – восемь. К 2009 году наполняемость классов в общеобразовательных учреждениях, расположенных в городской местности, увеличится до 25 человек. Наполняемость классов в общеобразовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, увеличится до 15 человек (в учреждениях, в которых наполняемость была ниже этого уровня). В малокомплектных школах средняя наполняемость классов к 2009 г. увеличится до девяти человек.

Проект программы развития сети ОУ предусматривает:

- уточнение оптимальных моделей развития сети МОУ для муниципальных образований;

- разработка и утверждение муниципальной образовательной сети;

- организация спец. повышения квалификации кадров для реализации муниципальных программ;

- разработка и принятие нормативно-правовых актов муниципального уровня, регламентирующих практику развития сети.

Таким образом, основные тенденции развития сети ОУ в Московской области в целом соответствуют общероссийским. Однако, в таких районах как наш (с/х) имеющиеся показатели сети свидетельствуют о наличии высокой потребности в проведении соответствующих изменений сети.

На сегодняшний день определены приоритетные направления (модели) проведения развития сети.

Начальная общеобразовательная школа:

- создание сети базовых сельских школ, обеспечивающих более высокое качество знаний обучающихся, желающих получить среднее профессиональное и высшее профессиональное образование;

- создание на базе общеобразовательного учреждения начального образования образовательного учреждения «начальная школа – детский сад» с группами круглосуточного пребывания;

- преобразование малочисленной начальной общеобразовательной школы в филиал общеобразовательного учреждения основного ил среднего (полного) общего образования.

Общеобразовательные учреждения среднего (полного) общего образования:

- создание территориальных школьных объединений, включающих общеобразовательные учреждения (начальные и основные) близкорасположенных сел;

- создание сельских социокультурных комплексов с центральным звеном – общеобразовательное учреждение (на административной основе, на ассоциативной основе);

- создание на базе общеобразовательного учреждения среднего (полного) общего образования, имеющего обширный микрорайон деятельности, общеобразовательного учреждения с группами продленного дня по месту жительства;

- создание учреждений – школ полного дня на базе образовательного учреждения среднего (полного) общего образования имеющего компактный микрорайон проживания обучающихся.

V. Усиление общественного участия в управлении образованием;

VI. Организационное обеспечение проекта.

Обязательства Лотошинской муниципальной системы образования в рамках РКПМО к 2009 году:

1). Ввести новую систему оплаты труда, связанную с новой моделью аттестации кадров и участием общественности в распределении стимулирующей части ФОТ;

2). Перейти на подушевое нормативное финансирование ОУ с доведением средств до каждой школы;

3). Перейти на ЕГЭ в полном масштабе;

4). Внедрить региональную систему оценки качества образования;

5). Значительно увеличить доступность качества образования и рост доли школ, обладающих всеми необходимыми ресурсами для обеспечения высокого качества;

6). Создать во всех школах, а также в муниципальных образованиях и на региональном уровне органы государственно-общественного управления, обладающие управленческими полномочиями (в том числе по распределению фонда оплаты труда работников школы – управляющие и иные советы);

7). Ввести систему публичных докладов на всех уровнях;

8). Повсеместно создать школьные сайты.

Муниципальная система образования Лотошинского района состоит из 24 учреждений различного типа, основной целью которых является обеспечение функционирования и развития единого образовательного пространства:

- средние общеобразовательные школы-6

- гимназия –1

- основные школы –2

- начальные школы –2

- дошкольные образовательные учреждения –8

- школа- сад –1

- Центр развития ребенка «Мечта» –1

- учреждения дополнительного образования (Дом детского творчества, ДЮСШ) –2

- Центр социально – трудовой адаптации и профориентации – 1.

Сохранена сеть ОУ района.

2. Экономика системы образования

Смета расходов на образование:

2005 год

2006 год

2007 год

5,2%

8,6%

7,3

Доля расходов на образование от районного бюджета:

2005 год

2006 год

2007 год

Бюджет района

224260,0

209057,0

430419,0

Образование

88419,4

1004350

137101,5

%

39,4%

48

31,9%

Заработная плата работников сферы образования за 2006 год увеличилась на 155,2 %, за первое полугодие 2007 года на 122,2%. Средняя заработная плата за 6 месяцев 2007 года -9707 рублей.

Средний размер заработной платы

2005 год

на 01.01.2006

2006 год

на 01.01.2006

2007 год на 01.01.2007

%

Школы

Сады

5408

6591

4117

6135

7760

4509

7943

8780

4745

155,2

133,2

115,3

Педагогов

Воспитателей

8611

6030

10791

6870

11281

7198

131,0

119,4

Обслуживающий персонал

3729

3879

4112

110,3

Родительская плата за содержание ребенка в учреждениях дошкольного образования составляет 200 рублей в месяц. Это самая низкая плата в Московской области. Фактические затраты следующие:

Содержание 1 ребенка за 2005 годи 2006 год

2005 год

2006 год

Детский сад № 1 «Родничок»

41400-00

46173-00

Детский сад № 3 «Одуванчик»

65591-00

58697-00

Детский сад № 6 «Дубок»

49722-00

49474-00

Детский сад № 7 «Березка»

41660-00

53430-00

Детский сад № 8 «Звездочка»

56717-00

53191-00

Детский сад № 9 «Чебурашка»

69976-00

72445-00

Детский сад № 10 «Колокольчик»

63650-00

55598-00

Детский сад № 11 «Теремок»

63768-00

74180-00

ЦРР детский сад № 15 «Мечта»

50917-00

53256-00

По поселку

46159-00

49715-00

По селу

59298-00

59574-00

Почти все образовательные учреждения нуждаются в проведении капитального ремонта.

Расходы на текущий и капитальный ремонт образовательных учреждений:

(тыс. рублей)

2006 год

План

Факт

%

План

Факт

%

Текущий ремонт

610,0

374,6

61,4

2697,3

1167,1

43,3

Капитальный ремонт (муниципальный бюджет)

794,0

320,4

40,4

800,0

203,0

25,4

Проектно-сметная документация (областной бюджет)

3063,1

3063,1

100

Итого:

1404,0

695,0

49,5

6560,4

4433,2

67,6

В 2006-2007 учебном году за счет расходов на одного ученика (в сумме 330 рублей) были сделаны следующие приобретения: карты, таблицы, плакаты, учебники для школьных библиотек, наглядные пособия, специализированная техника для учебного процесса (магнитофоны, телевизоры, муз. центры и т.д.), химреактивы, оборудование для уроков труда, иностранного языка.

3. ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ.

Важнейшей сферой реализации Конституционных прав граждан РФ на получение образования является общее образование. Вопросы функционирования, развития, доступности системы образования всех уровней следует рассматривать в контексте социально-экономического развития региона.

В 2006-2007 учебном году продолжается тенденция к сокращению количества детей в ОУ района, что соответствует общей динамике численности учащихся в области и в целом по Российской Федерации. Количество детей в МОУ «Лотошинская СОШ №1» сократилось на 59 , в МОУ «Лотошинская СОШ №2» сократилось на 31, в МОУ «Микулинская гимназия» - на 14, в МОУ «Введенская СОШ» - на 8, в МОУ «Савостинская СОШ» - на 7, в МОУ «Ошейкинская СОШ» - на 3, в МОУ «Ушаковская СОШ» - на 3, в МОУ «Кульпинская ООШ» - на 5 человек, в МОУ «Монасеинская ООШ» на 12 человек, в МОУ «Михалевская НОШ» - на 2, в школе-саду «Солнышко» - на 5 человек. Увеличилось количество обучающихся в МОУ «Кировская НОШ» на 6 человек. Уменьшилось количество детей, находящихся на индивидуальном обучении. Для решения вопроса о повышении доступности образования всем категориям детей, обеспечения права ребенка на образование в районе создана психолого-медико-педагогическая комиссия, разработано и утверждено Положение о районной психолого-медико-педагогической комиссии, призванной решать этот вопрос в каждом конкретном случае.

Средняя наполняемость классов составила 20,4, что меньше с предыдущим годом на 0,8. Уменьшилось и число учащихся на одного преподавателя на 0,4 и составила 7,9.

Статистические данные

2007 год

2006 год

2005 год

2004 год

Всего учащихся

1838

1977

2114

2247

Из них:

Город

Село

1075

763

1165

812

1234

880

1305

942

Средние школы

1678

1803

1905

2014

Основные школы

68

81

80

92

Начальные школы

92

93

95

83

Центр СТАиП

36

50

34

46

Обучается по индивидуальным программам

16

42

37

40

Дети-инвалиды, обучающиеся в ОУ

26

18

18

18

Дети-инвалиды, не обучающиеся в ОУ

6

7

7

7

Результаты учебной деятельности .

Обеспечение качества образования на муниципальном уровне – основная задача отдела по образованию.

2007 год

2006 год

2005 год

2004 год

Успеваемость

99,8%

99,7%

99,8%

99,6%

Город

100%

100%

100%

99,9%

Село

99,6%

99,3%

99,7%

99,4%

Качество образования

53,2%

53,3%

50%

47,7%

Город

57%

54,3%

55,6%

51,5%

Село

49,4%

47,7%

44,5%

44%

Оставлены на повторное обучение

3

3

5

6

Город

-

-

-

1

Село

3

3

5

5

Отсев учащихся нет

нет

нет

нет

Государственная (итоговая) аттестация выпускников

Итоговая аттестация выпускников проводилась в соответствии с Положением о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX и XI(XII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации..

2007

2006

2005

2004

Количество выпускников:

9 класс

205

230

271

282

11 класс

187

243

188

189

ЦСТАиП

9 класс

11 класс

21

8

21

3

34

7

18

8

13

УКГ

28

11

11

13

Экстернат

34(19центр+15УКГ)

12

28

Аттестаты об основном общем образовании с отличием

Город

Село

28(13.6%)

20

8

14(6%)

13

1

17 (6%)

10

7

15 (5,3%)

11

4

Медалисты

22(11,8%)

18(7,4%)

23 (12,2%)

25 (13,2%)

Золотые медали

2

3

2

4

Город

2

3

2

0

Село

0

0

0

0

Серебряные медали

20

15

21

21

Город

14

10

15

19

Село

6

5

6

2

В 2007 году впервые обязательные письменные экзамены по русскому языку проводились в форме ЕГЭ. Был введен обязательный экзамен по литературе.

Результаты ЕГЭ по русскому языку

№п/п

Название ОУ

Общее количество выпускников

Получили «2»

Получили «3»

Получили «4»

Получили «5»

1.

МОУ «ЛСОШ №1»

84

15 (18%)

34

30

5 42%

2.

МОУ «ЛСОШ №2»

32

5 (16%)

19

7

1 25%

3.

МОУ «МГ»

9

2 (5%)

7

-

- 0%

4.

МОУ «ВСОШ»

11

1 (9%)

5

4

1 45,5%

5.

МОУ «ССОШ»

9

3 (33%)

3

3

- 33%

6.

МОУ «ОСОШ»

11

- (0%)

6

4

1 45,5%

7.

МОУ «УСОШ»

9

1 (11%)

5

3

- 33%

В аттестационный период были посещены все образовательные учреждения района, проверено оформление классных журналов выпускных классов. 8 июня, в день проведения письменного экзамена по алгебре, все средние школы приняли номера заданий, разыгранных через лототрон по ТВЦ. Для принятия телесигнала была организована горячая линия.

Из числа 187 выпускников 2007 года 22 медалиста (в 2006 году – 18). Сократилось количество медалистов в МОУ «Лотошинская СОШ №2» до 2–х человек. В сельских школах 6 медалистов: МОУ «Ошейкинская СОШ» - 2, МОУ «Ушаковская СОШ с углубленным изучением отдельных предметов» -3 медалиста, в МОУ «Введенская СОШ» - 1медалист. Нет медалистов в МОУ «Микулинская гимназия», МОУ «Савостинская СОШ». 28 выпускников 9-х классов получили аттестаты особого образца, из них 16 учащихся МОУ «ЛСОШ№1», 4 ученика МОУ «ЛСОШ №2».

Увеличилось количество выпускников-отличников 9-х классов в сельских школах: 2 – МОУ «МГ», 2 – МОУ «ОСОШ», 3 - МОУ «ССОШ» и 1 учащийся МОУ «Ушаковская СОШ».

Из 187 выпускников 11-х классов двое (1%) сдавали выпускные экзамены в щадящем режиме, досрочно, с сокращением количества экзаменов до двух (ОСОШ и УСОШ с УИОП).

Результаты письменных экзаменов показывают хорошее освоение выпускниками обязательного минимума содержания образования.

Результаты письменных экзаменов

9 класс

«5»

«4»

«3»

«2»

Качество образования

Алгебра

56

61

79

-

55,5%

Русский язык

39

69

88

-

48%

11 класс

«5»

«4»

«3»

«2»

Качество образования

Русский язык

8 (4%)

51

79

27 (14,6%)

35%

Алгебра и начала анализа

44

50

71

1

56,6%

Литература

38

45

83

0

48%

В муниципальной системе образования района в качестве основы для составления учебного плана конкретного образовательного учреждения используется базисный учебный план 1998 года.

Не допускается сокращение количества часов на преподавание отдельных обязательных предметов базисного компонента, превышение предельно допустимой нагрузки на учащихся, сохраняется номенклатура обязательных предметов. Часы, выделенные на школьный компонент, используются в зависимости от типа и вида образовательного учреждения с учетом прав и интересов учащихся, возможностей педагогического коллектива и запросов социума района.

Расписание занятий соответствует учебным планам, разработанным ОУ. Педагогические кадры образовательных учреждений имеют соответствующую квалификацию, что обеспечивает реализацию учебных планов в полном объеме. Этому способствует также обеспеченность школ программно-методическими комплексами, программами, учебниками и дидактическими материалами по базовому и школьному компоненту.

Школьный компонент обеспечивает организацию развивающего обучения и расширение рынка образовательных услуг, представляемых образовательными учреждениями района. В связи с этим в течение года в школах района шла работа по совершенствованию содержания Уставов ОУ.

Часы, отведенные на факультативные и групповые занятия, используются в полном объеме и по назначению.

В рамках Областной программы развития образования и в связи с реализацией ПНПО в школах района реализуются меры по обеспечению доступности качественного образования благодаря внедрению новых образовательных, информационных и коммуникационных технологий и средств обучения. Выросла обеспеченность образовательных учреждений района компьютерами с 6,2 до 8,6 компьютеров на одного обучающегося. В истекшем учебном году две школы получили доступ к сети ИНТЕРНЕТ. В конце учебного года еще 4 школы получили средства на подключение к ИНТЕРНЕТ.

Во всех средних школах района при изучении ряда предметов применяются компьютерные технологии, в классах ИиВТ работают локальные сети, позволяющие учащимся осваивать компьютерную грамотность на современном уровне.

Учителя всех школ района используют в своей работе новые учебные технологии: интегрированные уроки, лекционно-семинарскую систему, уроки-диспуты, уроки-смотры знаний, тестирование как прием промежуточного и итогового контроля, компьютерные технологии, включение учащихся в исследовательскую и проектную деятельность.

Профессиональное обучение школьников

В системе общего образования приоритетной задачей региональной образовательной политики выступает обновление структуры и содержания образования в соответствии с запросами и возможностями населения. С этой целью в областной и муниципальной программе развития образования предусматривается расширение системы профессиональной подготовки. На фоне последовательного уменьшения доли учащихся, охваченных программами профессиональной подготовки в среднем по Московской области, в нашем районе наблюдается рост количества выпускников, получивших профессиональные навыки в общеобразовательных учреждениях.

В общеобразовательных школах района наряду с общеобразовательными предметами школьники получают дополнительную допрофессиональную подготовку.

Наименования профессий

2007

2006

2005

2004

Автодело

65

44

49

48

Тракторист

50

65

22

38

Оператор ЭВМ

41

50

43

25

Основы психологии

13

14

4

6

Торговое дело

9

9

9

6

Швея

21

15уч-ся 10-х классов ЛСОШ №2 начали курс в этом уч. году

Продолжается работа по расширению предлагаемых образовательных услуг. Так, с 2006 года в лицензию МОУ «Введенская СОШ» внесена специальность «Оператор ЭВМ», в МОУ «Лотошинская СОШ №2» открыта и внесена в лицензию специальность «Швея», введена специальность «автослесарь» как факультатив. В МОУ «УСОШ с УИОП» ведется работа по открытию в школе профессиональной подготовки по специальности «водитель».

Обновление содержания образования

За период с 01.09.2006 по 01.06.2007 года Областная целевая программа «Развитие образования Московской области на период 2006-2010 гг» продолжает координировать работу образовательных учреждений района по реализации задач, стоящих перед нашей сферой сегодня.

В 2006-2007 учебном году на базе МОУ «Лотошинская средняя школа №1» продолжали работу кадетские и гимназические классы.

2007 год

2006 год

2005 год

2004 год

Кадетские классы

35

34

31

31

Лицейские классы

-

17

18

15

Гимназические классы

96

96

72

70

МОУ «Ушаковская СОШ с УИОП», проработав учебный план, проанализировав материальные и преподавательские ресурсы, сочла возможным внести в лицензию и учебный план ОУ углубленное изучение математики и экономики.

Продолжена работа по повышению доступности, качества и эффективности образования. В отчетном учебном году на базе МОУ «Ушаковская СОШ с УИОП» была проведена третья научно-практическая конференция по этой теме. В декабре 2006 года был проведен семинар руководителей УО «Использование психологических особенностей личности учащихся при планировании и проведении урока».

Для достижения цели создания эффективной школы обновленного содержания каждая школа должна построить свою работу так, чтобы каждый учащийся

- мог уверенно изъясняться на родном языке;

- знал свои гражданские права и умел их отстаивать, понимал свои обязанности как гражданина;

- знал основы мировой истории и культуры и умел ценить отечественное культурно-историческое и духовное наследие;

- приобретал и развивал в школе навыки общения, умения понимать собеседника;

- владел компьютером в объеме пользователя;

- имел возможность получить допрофессиональную подготовку;

- обретал навыки здорового образа жизни.

Экспериментальная работа

Приоритетной задачей развития образования в Московской области является создание системы оценки и контроля качества образования. Создание целостной системы сбора, обобщения и использования информации для принятия управленческих решений рассматривается сегодня как одно из наиболее актуальных направлений совершенствования системы управления образованием в Московской области. В 2007 году Лотошинский район в составе других районов области вошел в эксперимент по формированию общей системы оценки качества образования. С апреля по июнь 2007 года проводился мониторинг образовательных учреждений по различным аспектам деятельности.

В настоящее время функцию независимой оценки качества образования, которая обеспечивает объективную информацию о системе образования, выполняет единый государственный экзамен.

В связи с вхождением Московской области в эксперимент по введению Государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ, в 2007 году все выпускники района сдавали обязательный единый государственный экзамен по русскому языку. Кроме того, 5 выпускников сдавали ЕГЭ по выбору (в прошлом году -13 выпускников района выбрали форму ЕГЭ). 12 учителей-экспертов, получивших сертификаты в прошлом учебном году, прошли дополнительную подготовку по 12-часовой программе в Педагогической академии последипломного образования. Кроме того, дополнительно было направлено на подготовку 3 учителя-эксперта для осуществления проверки части «С» бланков ответов ЕГЭ.

В эксперименте по введению ЕГЭ приняли участие все средние школы района. На территории района было задействовано 2 ППЭ («ЛСОШ №1» и «УСОШ с УИОП», и 1 дополнительный ППЭ («КНОШ»). Для всех участников организации ЕГЭ Лотошинского района дважды был проведен инструктаж. Из 165 выпускников и 3-х выпускников прошлых лет, сдававших ЕГЭ по русскому языку, 27 (16%) получили оценку «2» по федеральной шкале. Это в 4 раза больше, чем в среднем по области (по результатам 2006 года). Эти данные свидетельствуют о наличии проблемы с подготовкой выпускников по русскому языку. И хотя решением ГЭК Московской области им были выставлены оценки «3», образовательным учреждениям района необходимо сделать соответствующие выводы и выявить основные пробелы в подготовке учащихся по данному предмету.

Из выпускников, сдававших экзамены в форме ЕГЭ, были претенденты на медали. Из 23 претендентов 10 подтвердили годовые отметки, 13 получили оценку ниже годовой, в том числе 1 претендент на серебряную медаль получил оценку «3» по русскому языку. Конфликтная комиссия Московской области отклонила апелляцию о несогласии с выставленными баллами.

В 2007 году в МОУ «Ушаковская СОШ с УИОП» проводилась итоговая государственная аттестация выпускников 9 класса по новой форме. Для ее проведения в районе была создана муниципальная предметная комиссия, в состав которой вошли педагоги первой и высшей квалификационной категории и эксперты ЕГЭ, и муниципальная экзаменационная комиссия, в состав которой вошли педагоги района, представители общественности, учреждений ВПО, расположенных на территории Лотошинского муниципального района, утверждены положения об этих органах.

Результаты государственной (итоговой) аттестации выпускников 9-го класса МОУ «Ушаковская СОШ с УИОП»

Название предмета

Общее количество выпускников

«5»

«4»

«3»

«2»

Качество знаний

Русский язык

15

3

8

4

0

73%

Алгебра

15

1

8

6

0

60%

Продолжалась работа по вхождению школ района в областную целевую программу «Развитие образования Московской области в 2006-2010 годах». В 2006-2007 учебном году три школы района стали пилотными площадками Академии социального управления и Педагогической академии последипломного образования: МОУ «Ушаковская СОШ с УИОП», МОУ «Микулинская гимназия» и МОУ «Ошейкинская СОШ».

Была продолжена работа по реализации здоровьесберегающих технологий на базе МОУ «Кировская НОШ» и МОУ «Лотошинская СОШ №1». На базе МОУ «Кировская НОШ» были проведены районные семинары зам директоров по УВР, руководителей ДОУ и зав. школьными библиотеками на темы «Совместная работа школьной библиотеки и педколлектива по формированию здорового образа жизни школьников» и «Применение здоровьесберегающих технологий к концу первого года обучения». На базе обеих школ был проведен семинар руководителей ОУ района по реализации здоровьесберегающих технологий на различных ступенях обучения.

Реализация приоритетного национального проекта «Образование»

Большая работа по распространению опыта победителей ПНПО среди школ и учителей района и области проводится школой-победителем нацпроекта 2006 года МОУ «Лотошинская СОШ №2» и учителями-победителями конкурса 2006 года Кургановой М.В. и Рождественской Г.Н. Согласно составленной программе действий по обеспечению эффективной диссеминации инновационного опыта учителей-победителей ПНПО в Лотошинском районе опыт наших учителей был опубликован в СМИ. Курганова М.В. и Рождественская Г.Н. выступили на заседаниях районных методических объединений, провели открытые уроки и мастерклассы на межрайонном уровне. М.В. Курганова поделилась опытом своей работы на окружной научно-практической конференции «Опыт лучших учителей и классных руководителей как средство инновационного развития образования» в Рузском районе (апрель 2007). В апреле 2007 года был проведен межрайонный семинар «Особенности профильного обучения и начальной профессиональной подготовки для школ с небольшой наполняемостью» на базе МОУ «Лотошинская СОШ №2» в качестве отчета о реализации ПНПО школой-победителем конкурса.

По линии нацпоекта из федерального и регионального бюджетов школы района получили 2 новых кабинета химии (ЛСОШ №1 и ЛСОШ№2), кабинет информатики (ЛСОШ №1), кабинет географии (УСОШ с УИОП), 4 мультимедийных проектора. Все средние и основные школы получили бесплатное оборудование для АРМ для подключения к сети ИНТЕРНЕТ. По направлению «Сельский школьный автобус» в МОУ «Ошейкинская СОШ» приобретен автобус «Газель».

Учителя-победители нацпроекта 2006 года регионального уровня Курганова М.В. и Рождественская Г.Н. получили денежное вознаграждение из регионального и федерального бюджетов в размере 160 тыс. рублей и интерактивные доски, а также телевизоры в качестве подарка от администрации района. Победитель конкурса муниципального уровня Долгасова Н.А. получила 60 тыс. рублей и интерактивную доску из регионального бюджета.

В рамках приоритетного национального проекта «Образование» в районе проводился конкурсный отбор образовательных учреждений и учителей.

В 2007 году в конкурсе школ, активно внедряющих инновационные образовательные технологии, участвовали МОУ «Лотошинская СОШ №1»с программой «Школа – творческая мастерская» (создание единой образовательной и воспитательной среды, направленной на всестороннее развитие личности ребенка) и МОУ «Микулинская гимназия» с программой «Реализация личностно-ориентированного подхода в учебно-воспитательном процессе, развитии творческих способностей учащихся». В результате обе школы стали победителями на муниципальном и региональном уровне.

В конкурсе среди учителей образовательных учреждений, претендующих на денежное поощрение за высокое педагогическое мастерство и значительный вклад в образование, отбор на региональном уровне прошли Воронкова Ольга Ивановна, учитель русского языка и литературы МОУ «Лотошинская СОШ №1», Ночвай Галина Михайловна, учитель истории и обществознания МОУ «Кульпинская ООШ», на муниципальном уровне – учитель начальных классов МОУ«Лотошинская СОШ №2» Сивачева Галина Александровна.

В текущем году в рамках приоритетного национального проекта «Образование» классным руководителям ОУ производится ежемесячная выплата денежных средств согласно «Положению о порядке, размере и условиях выплаты вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическими работниками ОУ района».

Контроль деятельности образовательных учреждений

В 2006-2007 учебном году было проведено 12 тематических проверок: контрольные работы в 5-х классах, организация работы ГПД, организация делопроизводства, пробные к/р по русскому языку и алгебре в 9-х классах, по алгебре и началам анализа в 11-х классах, пробный экзамен по русскому языку в форме ЕГЭ, пробные к/р по русскому языку и алгебре по новой форме в 9-м классе МОУ «УСОШ с УИОП», организация индивидуального обучения, статистическая отчетность, подготовка и проведение государственной (итоговой) аттестации выпускников, реализация ПНПО в школах района, организация административного контроля.

Были охвачены все образовательные учреждения.

Проведенные проверки показали, что все школы района строят свою работу на основе Закона об образовании РФ и МО, постоянно совершенствуют организацию учебно-воспитательного процесса.

Вместе с тем в ходе проверок выявлено, что:

-нарушается порядок оформления протоколов педсоветов;

- допускается небрежное оформление классных журналов;

-требует усиления работа по организации индивидуального обучения школьников в части составления программ и системы проведения занятий, контроль со стороны администрации за комплектованием и организацией режима в ГПД, работа с нормативными документами.

Основные задачи на новый учебный год.

  1. Совершенствование работы ОУ
  2. Повышение качества образования
  3. Контроль выполнения нормативных документов по образованию.

Разработка и реализация стратегии развития образования должна осуществляться в тесной взаимосвязи с общей политикой социально-экономического развития региона.

Поэтому принципы, которыми руководствуется отдел образования, разрабатывая основные стратегические задачи, следующие:

    • Реализация социальной функции образования, ориентирование образовательной системы на человека, его неповторимую индивидуальность и основные потребности, среди которых ведущее место занимает потребность в непрерывном самосовершенствовании и самореализации;
    • Доступность и открытость любой ступени и формы образования каждому ребенку без ограничений по полу, национальности, социальному положению, физическому состоянию;
    • Гибкость образовательной системы, ее быстрое реагирование на образовательный спрос;
    • Разнообразие образовательных услуг, предлагаемых системой, право каждого человека на выбор своей стратегии дальнейшего образования после окончания базовой школы;
    • Широкое использование компьютерных технологий в целях образования людей на любом этапе их жизнедеятельности.

4. Дошкольное образование

Сохранение сети МДОУ Лотошинского района

В Лотошинском муниципальном районе

всего - 10 дошкольных образовательных учреждений, из них

- 9 муниципальных дошкольных образовательных учреждений;

- 1 муниципальное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Начальная школа – детский сад «Солнышко»

Мест - 801;

Детей - 653 (на 01.04 07.)

За последние 3 года сеть МДОУ сохранена, не закрыто ни одного детского сада. В связи с появлением очерёдности для устройства детей в дошкольные учреждения открыты в 2007 году дополнительные группы:

- в МОУ «Начальная школа – детский сад «Солнышко» - с 25.01.2007 года;

- в МДОУ «Детский сад №6 «Дубок» - с 05.03.07 года;

- в МДОУ «Детский сад №7 «Берёзка» - с 21.03.07 года.

Имеется необходимость открытия дополнительных групп в МДОУ № 1 «Родничок», МДОУ «Детский сад № 6 «Дубок», МДОУ «Детский сад № 9 «Чебурашка», МДОУ «Детский сад № 11 «Теремок», МДОУ «Детский сад № 10 «Колокольчик».

Рождаемость в Лотошинском районе:

2004 год - 201 ребенок;

2005 год - 164 ребёнка;

2006 год - 157 детей.

В МДОУ Лотошинского района по итогам трёх последних лет - следующее количество детей:

2004 год - 564 ребенка;

2005 год - 576 детей;

2006 год - 602 ребёнка,

что составляет охват общественным дошкольным образованием - 58%,то есть на 1% больше по сравнению с предыдущим годом (по Московской области – 68%)

Устойчивой является тенденция роста охвата детей системой дошкольного образования (2004г. – 56%, 2005г. – 57%, 2006 год – 58%).

Охрана жизни, психофизического здоровья и снижение заболеваемости детей в МДОУ

Благодаря сложившейся системе физкультурно-оздоровительной работы МДОУ в отчетном 2006 году снизилась заболеваемость детей на 1 день и составила 7 дней (2004 год – 10,5 дней, 2005год – 8 дней)

В связи с увеличением количества детей дошкольного возраста с нарушениями речи особое внимание уделяется коррекционной работе с детьми: открыт логопункт в МДОУ «Детский сад № 7 «Берёзка» с 01.09.06 года. В настоящее время в дошкольных учреждениях района функционируют 4 логопедических пункта, охватывающие 60 детей с нарушениями речи. В МДОУ ЦРР «Детский сад №15 «Мечта» работают 2 логопедические группы, охватывающие 28 детей

Кадровое обеспечение, повышение квалификации и поощрение педагогов дошкольного образования.

Муниципальные дошкольные образовательные учреждения района полностью укомплектованы педагогическими кадрами и обслуживающим персоналом – 198 человек, из них педагогов – 97 человек

Возрастной состав педагогических работников МДОУ:

до 35 лет – 18%;

от 35 лет до 55 лет – 55%;

старше 55 лет – 27%.

В 2006/2007 учебном году 2 руководителя МДОУ повысили квалификацию на курсах в ПАПО г. Москвы – «Основы безопасности ОУ», 9 педагогов МДОУ также повысили квалификацию по разным направлениям в ПАПО г. Москвы

2 педагога (старшие воспитатели) обучены на курсах повышения квалификации г. Волоколамска, 4 воспитателя обучаются в педагогических ВУЗах, 3 – в педагогических колледжах.

В течение учебного года обучение педагогов дошкольного образования проходило через семинары и районные методические объединения на базе МДОУ Центра развития ребенка «Мечта» по различным направлениям. Руководителями РМО являются опытные воспитатели с высшей квалификационной категорией

С целью сохранения кадров в дошкольном образовании района администрацией Лотошинского района предприняты следующие меры.

- Надбавка в размере 20% работникам МДОУ Центр развития ребёнка «Детский сад №15 «Мечта»;

- Надбавка в размере 15% работникам МДОУ «Детский сад № 1 «Родничок» и «Детский сад № 6 «Дубок»;

- Надбавка в размере 30% за стаж работы старшим медицинским сёстрам МДОУ (Распоряжение от 27.01.1995 года №23-р)

В 2006/ 07 учебном году педагогические работники МДОУ прошли аттестацию:

2 педагога – на высшую квалификационную категорию, 1 –на первую, 1 – на вторую.

Увеличилось количество педагогов с высшей квалификационной категорией с 20 до 21 человека.

Изменился качественный состав образовательного уровня заведующих МДОУ: 50% из них имеют высшее образование

За стабильные положительные результаты работы 1 воспитатель награжден Почётной Грамотой Министерства образования и науки РФ, 1 воспитатель - Почетной грамотой Министерства образования Московской области, 8 - Почетной грамотой Главы Лотошинского района, 5 - Почетной грамотой отдела по образованию.

Обновление содержания дошкольного образования.

Все дошкольные учреждения имеют лицензии на право ведения образовательной деятельности, аттестованы до 01.08 2008 года на следующие категории:

- Центр развития ребёнка (1 категория) – 1

- Детский сад общеразвивающего вида – 2;

- Детский сад – 7.

В МДОУ Лотошинского района обеспечен широкий диапазон содержания и многообразия работы с дошкольниками: во всех детских садах используются технологии инновационных и парциальных программ.

В 2006/2007 учебном году проведено:

- семинаров для заведующих МДОУ - 9;

- межрайонных семинаров-4;

- районный смотр по благоустройству участков «Самый чистый, самый лучший»;

- тематические проверки - 2;

- комплексные проверки МДОУ - 2.

В результате проведения семинаров обобщен и распространен педагогический опыт по следующим направлениям:

- Сенсорное развитие детей раннего возраста;

- Обеспечение психофизического благополучия дошкольников;

- Развитие творческих способностей детей в процессе изодеятельности;

- Методы и средства социально - нравственного воспитания дошкольников в разновозрастной группе;

- Инновационные формы работы по ознакомлению детей с русским народным творчеством и краеведением;

- Экологическое воспитание детей в сельском детском саду;

- Контроль и руководство заведующей в сельском дошкольном учреждении.

Материально-техническая база МДОУ:

- освоено 3 млн. руб. на реконструкцию МДОУ №1 «Родничок»;

- проводится ремонт пола в МДОУ №№ 7, 9.

Приобретено:

- телевизор -1 (МДОУ №1):

- музыкальные центры -3 (МДОУ №№1,5,9);

- холодильник – 1 (МДОУ №6);

- мебель (МДОУ №№5, 6, 7, 11, 15);

- пылесос – 2 (МДОУ №№7,8);

-домофон -1 (МДОУ №15);

- компьютер и комплектующие (№№5, №6, №7, №8, №9, №10, №11, №15)

Основные проблемы в дошкольном образовании Лотошинского района:

1) Увеличение количества заболеваний детей по нозологиям;

2) Низкий уровень качественного образования заведующих МДОУ и педагогических кадров в сельских дошкольных учреждениях;

3) Низкий уровень материально-технической базы сельских МДОУ;

4) Отсутствие должности психолога в МДОУ численностью до 80 детей;

5) Старение педагогических кадров

Задачи на новый 2007/2008 учебный год:

1) Продолжение совершенствования работы по охране жизни детей, укреплению здоровья и снижению заболеваемости;

2) Совершенствование и обновление содержания дошкольного образования на основе вариативности педагогического процесса и переходу на личностно-ориентированное взаимодействие педагогов с детьми.

3) Реализация принципов преемственности и обеспечение непрерывности учебно-воспитательного процесса.

Итоги комплексных проверок МДОУ

В ходе комплексных проверок выявлено, что МДОУ № 1, № 15 работают в режиме развития, укрепилась материальная база: приобретена мебель, паласы, ТСО. В дошкольных учреждениях чисто, уютно, созданы все условия для развития и воспитания дошкольников.

Основные недостатки:

1. Неправильное оформление должностных инструкций работников детского сада.

2. Недовыполняются нормы продуктов: молока и рыбы в организации питания детей.

5. Организация методической работы в образовательных учреждениях

Основными задачами методической работы в 2006 -2007 учебном году являлись осуществление повышения квалификации и переподготовки педагогических работников и руководителей ОУ на базе ПАПО МО, АПК и ПРО, АСУ (Академия социальных услуг) г. Москвы и других городов Московской области, обеспечение научно – экспериментальной работы с одаренными детьми.

На курсах повышения квалификации разных уровней в 2006 -2007 учебном году обучалось:

№ п/п

Участники

Обучались, предмет

Место прохождения курсов

Количество человек

1.

руководитель

заведующий МДОУ

ПАПО МО

2

директор

УМЦГУ

г. Звенигород

1

зам. директора по безопасности

ПАПО МО

2

зам. директора по безопасности

УМЦГУ

г. Звенигород

2

зам. директора по ВР

ПАПО МО

1

зам. директора по методической работе

Академия АЙТИ

г. Москва

1

зам. директора по УВР

Академия АЙТИ

г. Москва

5

2.

учитель - предметник

математика

ПАПО МО

1

ПАПО МО

г. Волоколамск

2

литература

ПАПО МО

1

история

ПАПО МО

1

химия

ПАПО МО

1

биология

ПАПА МО

1

иностранный язык

ПАПО МО

2

начальные классы

ПАПО МО

2

ПАПО МО

г. Волоколамск

6

информационные технологии (физика)

ПАПО МО

1

информационные технологии (история)

ПАПО МО

1

география

ПАПО МО

1

Физическая культура

ПАПО МО

1

г. Истра

1

технология

ПАПО МО

1

ОБЖ

УМЦГУ

г. Звенигород

2

3.

учитель – предметник по профильному обучению

русский язык

ПАПО МО

2

председатель районной предметной комиссии для проведения ИГА в 9 кл. по новой форме

русский язык

ПАПО МО

1

математика

ПАПО МО

1

ЗАМ. директора

Экспертиза ЕГЭ

ПАПО МО

1

4.

учитель предметник (эксперты по ЕГЭ)

математика

ПАПО МО

1

русский язык

ПАПО МО

4

история

ПАПО МО

2

5.

учитель предметник по ЕГЭ

математика

ПАПО МО

2

6.

библиотекари

библиотечное дело

ПАПО МО

1

7.

логопед

логопедическая работа

ПАПО МО

2

8.

воспитатели

воспитатели

ПАПО МО

8

ПАПО МО

(г. Волоколамск)

2

Всего:

66

За последние 3 года прошли курсовую подготовку 199 педагогических работников, из них 38 – руководители МОУ и 20 – руководители МДОУ.

В 2005 – 2006 учебном году прошли обучение 12 учителей – предметников, обеспечивающих проверку контрольно – измерительных материалов ЕГЭ. В 2006-2007 учебном году 7 педагогов продолжили учебу по данному вопросу.

СИСТЕМА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ педагогических и руководящих кадров муниципальных образовательных учреждений осуществлялась на областном, межрайонном и школьном уровнях.

I – ОБЛАСТНОЙ УРОВЕНЬ

 

 

 

Место проведения

Вид деятедьности, ОУ.

ГОУ ПАПО МО

1. по плану расписанию ГОУ ПАПО МО.

2.Участие в областном семинаре: «Аттестация по русскому языку и литературе в форме ЕГЭ» - МОУ ЛСОШ №1»

3. Участие в областном семинаре по технологии на тему «Преподавание технологии в школе: состояние, проблемы, перспективы». – МОУ «ВСОШ»