Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 16

 

Поиск            

 

Указания методические и контрольные задания для студентов-заочников образовательных учреждений среднего профессионального образования для всех специальностей среднего профессионального образования 2008

 

             

Указания методические и контрольные задания для студентов-заочников образовательных учреждений среднего профессионального образования для всех специальностей среднего профессионального образования 2008

ФГОУ СПО Салаватский индустриальный колледж

МЕНЕДЖМЕНТ

Методические указания и контрольные задания для студентов-заочников образовательных учреждений среднего профессионального образования

для всех специальностей среднего профессионального образования

2008

Одобрена - предметной-(цикловой) комиссией экономико – юридических дисциплин

Председатель ПЦК Шавырова К.В.

Методические указания составлены в соответствии с рабочей программой по дисциплине

«Менеджмент»,

в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника

Зам. директора по УР

___________БикташеваГ. А.

________________________

Составитель преподаватель Салаватского индустриального колледжа

Лунева И.В.

Рецензент преподаватель Салаватского индустриального колледжа

Шакирова Л.В.

Содержание:

1. Введение

2. Программа учебной дисциплины

3. Перечень практических работ

4. Задания для контрольных работ

5. Литература

Введение

Программа учебной дисциплины “Менеджмент” предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальностям среднего профессионального образования и является единой для всех форм обучения. Учебная дисциплина “Менеджмент” является общепрофессиональной дисциплиной, формирующей базовые знания. В условиях становления современных рыночных отношений меняется не только характер экономической деятельности организаций, предприятий, но и методы управления ими, поэтому в результате изучения дисциплины студент должен:

Иметь представление:

- о роли и месте менеджмента в области экономики и технологии;

знать:

- процесс принятия и реализации управленческих решений;

- формы делового общения в коллективе;

- виды и правила контроля;

- методику принятия эффективного решения;

- виды конфликтов, методы управления конфликтами;

- виды власти и влияния;

- основные функции менеджмента;

- правила ведения деловой беседы, переговоров, совещаний;

- сущность стратегического менеджмента;

- критерии мотивации;

уметь:

- принимать эффективное решение;

- разрешать конфликтные ситуации;

- составлять план беседы, совещания, переговоров.

Дисциплина “ Менеджмент “ базируется на знаниях, умениях и навыках, полученных студентами при изучении социально-экономических дисциплин, раскрывает практику управления во всех ее проявлениях и рассматривается, как умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения людей.

При изучении дисциплины необходимо постоянно обращать внимание на ее прикладной характер, показывать, где и когда изучаемые теоретические положения и практические навыки могут быть использованы в будущей практической деятельности. Изучение материала необходимо вести в форме, доступной пониманию студентов, соблюдать единство терминологии в соответствии с действующими государственными стандартами.

Для процесса обучения целесообразно использовать лекционно-семинарские занятия, организационно-деятельностные и деловые игры, разбор производственных ситуаций, проводить дискуссии по актуальным проблемам менеджмента, работать с методическими и справочными материалами, применять технические средства обучения и вычислительную технику, организовывать экскурсии на предприятиях и в организации. При изложении дисциплины по соответствующим разделам и темам следует использовать законодательные и нормативные акты РФ, а также инструктивные и руководящие материалы отраслевых министерств и ведомств. Для развития творческой активности студентов рекомендуется выполнение ими самостоятельных творческих работ по проблемам менеджмента. Освоение дисциплины предполагает практическое осмысление ее разделов и тем на практических занятиях. Изучение дисциплины ”Менеджмент“ должно способствовать формированию у студентов нового экономического мышления.

Обязательный минимум содержания.

Цели и задачи управления организациями различных организационно-правовых форм; функции менеджмента; внутренняя и внешняя среда организации; основы теории принятия управленческих решений; стратегический менеджмент; система мотивации труда; управление рисками; управление конфликтами; психология менеджмента; этика делового общения; информационные технологии в сфере управления производством;

особенности менеджмента в области профессиональной деятельности

Рабочая программа учебной дисциплины

Тематический план для специальности 270103 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»

Наименование разделов и тем

Максимальная нагрузка

Количество аудиторных занятий при очной форме обучения

Самостоятельная работа

Всего

Практиче

ские работы

Тема1. Цели и задачи управления организациями различных организационно-правовых форм

Тема2. Функции менеджмента

Тема3. Внешняя и внутренняя среда организации

Тема4. Основы теории принятия управленческих решений

Тема5. Стратегический менеджмент

Тема6. Система мотивации труда

Тема7. Управление рисками

Тема8. Управление конфликтами

Тема9. Психология менеджмента

Тема10. Этика делового общения

Тема11. Особенности менеджмента в области профессиональной деятельности

Тема12. Информационные технологии в сфере управления производством

Всего

2

3

5

5

5

5

3

3

5

5

3

2

46

2

2

4

4

4

4

2

2

4

4

2

2

36

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

10

Тематический план для специальности 230106 «Техническое обслуживание средств вычислительной техники и компьютерных сетей»

Наименование разделов и тем

Максимальная нагрузка

Количество аудиторных занятий при очной форме обучения

Самостоятельная работа

Всего

Практиче

ские работы

Тема1. Цели и задачи управления организациями различных организационно-правовых форм

Тема2. Функции менеджмента

Тема3. Внешняя и внутренняя среда организации

Тема4. Основы теории принятия управленческих решений

Тема5. Стратегический менеджмент

Тема6. Система мотивации труда

Тема7. Управление рисками

Тема8. Управление конфликтами

Тема9. Психология менеджмента

Тема10. Этика делового общения

Тема11. Особенности менеджмента в области профессиональной деятельности

Тема12. Информационные технологии в сфере управления производством

Всего

2

3

5

5

8

5

3

3

5

5

3

3

50

2

2

4

4

7

4

2

2

4

4

2

2

39

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

11

Тематический план для специальности 151001 «Технология машиностроения»

Наименование разделов и тем

Максимальная нагрузка

Количество аудиторных занятий при очной форме обучения

Самостоятельная работа

Всего

Практиче

ские работы

Тема1. Цели и задачи управления организациями различных организационно-правовых форм

Тема2. Функции менеджмента

Тема3. Внешняя и внутренняя среда организации

Тема4. Основы теории принятия управленческих решений

Тема5. Стратегический менеджмент

Тема6. Система мотивации труда

Тема7. Управление рисками

Тема8. Управление конфликтами

Тема9. Психология менеджмента

Тема10. Этика делового общения

Тема11. Особенности менеджмента в области профессиональной деятельности

Тема12. Информационные технологии в сфере управления производством

Всего

4

3

5

5

7

5

2

3

5

5

5

2

51

4

2

4

4

6

4

2

2

4

4

4

2

42

1

1

1

1

1

1

1

1

1

9

Тематический план для специальности 150411 «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования»

Наименование разделов и тем

Максимальная нагрузка

Количество аудиторных занятий при очной форме обучения

Самостоятельная работа

Всего

Практиче

ские работы

Тема1. Цели и задачи управления организациями различных организационно-правовых форм

Тема2. Функции менеджмента

Тема3. Внешняя и внутренняя среда организации

Тема4. Основы теории принятия управленческих решений

Тема5. Стратегический менеджмент

Тема6. Система мотивации труда

Тема7. Управление рисками

Тема8. Управление конфликтами

Тема9. Психология менеджмента

Тема10. Этика делового общения

Тема11. Особенности менеджмента в области профессиональной деятельности

Тема12. Информационные технологии в сфере управления производством

Всего

2

3

5

3

5

5

2

2

5

3

3

2

40

2

2

4

2

4

4

2

2

4

2

2

2

32

1

1

1

1

1

1

1

1

8

Тематический план для специальности 220301 «Автоматизация технологических процессов и производств»

Наименование разделов и тем

Максимальная нагрузка

Количество аудиторных занятий при очной форме обучения

Самостоятельная работа

Всего

Практиче

ские работы

Тема1. Цели и задачи управления организациями различных организационно-правовых форм

Тема2. Функции менеджмента

Тема3. Внешняя и внутренняя среда организации

Тема4. Основы теории принятия управленческих решений

Тема5. Стратегический менеджмент

Тема6. Система мотивации труда

Тема7. Управление рисками

Тема8. Управление конфликтами

Тема9. Психология менеджмента

Тема10. Этика делового общения

Тема11. Особенности менеджмента в области профессиональной деятельности

Тема12. Информационные технологии в сфере управления производством

Всего

2

3

5

3

5

5

3

3

5

3

3

2

42

2

2

4

2

4

4

2

2

4

2

2

2

32

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

10

Тематический план для специальности 140613 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования»

Наименование разделов и тем

Максимальная нагрузка

Количество аудиторных занятий при очной форме обучения

Самостоятельная работа

Всего

Практиче

ские работы

Тема1. Цели и задачи управления организациями различных организационно-правовых форм

Тема2. Функции менеджмента

Тема3. Внешняя и внутренняя среда организации

Тема4. Основы теории принятия управленческих решений

Тема5. Стратегический менеджмент

Тема6. Система мотивации труда

Тема7. Управление рисками

Тема8. Управление конфликтами

Тема9. Психология менеджмента

Тема10. Этика делового общения

Тема11. Особенности менеджмента в области профессиональной деятельности

Тема12. Информационные технологии в сфере управления производством

Всего

2

3

5

3

6

5

3

3

5

3

3

3

44

2

2

4

2

5

4

2

2

4

2

2

2

33

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

11

Тематический план для специальности 190604 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»

Наименование разделов и тем

Максимальная нагрузка

Количество аудиторных занятий при очной форме обучения

Самостоятельная работа

Всего

Практиче

ские работы

Тема1. Цели и задачи управления организациями различных организационно-правовых форм

Тема2. Функции менеджмента

Тема3. Внешняя и внутренняя среда организации

Тема4. Основы теории принятия управленческих решений

Тема5. Стратегический менеджмент

Тема6. Система мотивации труда

Тема7. Управление рисками

Тема8. Управление конфликтами

Тема9. Психология менеджмента

Тема10. Этика делового общения

Тема11. Особенности менеджмента в области профессиональной деятельности

Тема12. Информационные технологии в сфере управления производством

Всего

2

3

5

3

5

5

2

2

5

3

3

2

40

2

2

4

2

4

4

2

2

4

2

2

2

32

2

2

2

2

8

1

1

1

1

1

1

1

1

8

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

для специальности 140102 “Теплоснабжение и теплотехническое оборудование“

Наименование разделов и тем

Максимальная нагрузка

Количество при очной форме обучения

Самостоятельная работа

Всего

В т.ч. практические

Введение

2

2

Тема 1. Цели и задачи управления организациями различных организационно-правовых форм

2

2

Тема 2. Функции менеджмента

4

2

2

Тема 3. Внешняя и внутренняя среда организации

4

4

Тема 4. Основы теории принятия управленческих решений

4

4

Тема 5. Стратегический менеджмент

2

2

Тема 6. Система мотивации труда

4

2

2

Тема 7. Управление рисками

4

2

2

Тема 8. Управление конфликтами

6

4

2

Тема 9. Психология менеджмента

2

2

Тема 10. Этика делового общения

2

2

Тема 11 Информационные технологии в сфере управления производством

принятия решений

2

2

Тема 12. Особенности менеджмента в области профессиональной деятельности

2

2

Всего по дисциплине

40

32

8


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

для специальности 240404 «Переработка нефти и газа» 32 часа

Наименование разделов и тем

Максимальная нагрузка

Количество при очной форме обучения

Самостоятельная работа

Всего

В т.ч. практические

Введение

2

2

Тема 1. Цели и задачи управления организациями различных организационно-правовых форм

2

2

Тема 2. Функции менеджмента

4

2

2

Тема 3. Внешняя и внутренняя среда организации

4

4

Тема 4. Основы теории принятия управленческих решений

4

4

Тема 5. Стратегический менеджмент

2

2

Тема 6. Система мотивации труда

4

2

2

Тема 7. Управление рисками

4

2

2

Тема 8. Управление конфликтами

6

4

2

Тема 9. Психология менеджмента

2

2

Тема 10. Этика делового общения

2

2

Тема 11 Информационные технологии в сфере управления производством

принятия решений

2

2

Тема 12. Особенности менеджмента в области профессиональной деятельности

2

2

Всего по дисциплине

40

32

8


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

для специальности 230105 “Программное обеспечение вычислительной техники“

Наименование разделов и тем

Максимальная нагрузка

Количество при очной форме обучения

Самостоятельная работа

Всего

В т.ч. практические

Введение

2

2

Тема 1. Цели и задачи управления организациями различных организационно-правовых форм

2

2

Тема 2. Функции менеджмента

7

4

3

Тема 3. Внешняя и внутренняя среда организации

4

4

Тема 4. Основы теории принятия управленческих решений

4

4

Тема 5. Стратегический менеджмент

4

4

Тема 6. Система мотивации труда

7

4

3

Тема 7. Управление рисками

4

2

2

Тема 8. Управление конфликтами

8

4

4

Тема 9. Психология менеджмента

2

2

Тема 10. Этика делового общения

3

3

Тема 11 Информационные технологии в сфере управления производством

принятия решений

2

2

Тема 12. Особенности менеджмента в области профессиональной деятельности

2

2

Всего по дисциплине

51

39

12


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

для специальности 270112 «Водоснабжение и водоотведение»

Наименование разделов и тем

Максимальная нагрузка

Количество при очной форме обучения

Самостоятельная работа

Всего

В т.ч. практические

Введение

2

2

Тема 1. Цели и задачи управления организациями различных организационно-правовых форм

2

2

Тема 2. Функции менеджмента

4

2

2

Тема 3. Внешняя и внутренняя среда организации

4

4

Тема 4. Основы теории принятия управленческих решений

4

4

Тема 5. Стратегический менеджмент

4

4

Тема 6. Система мотивации труда

6

2

4

Тема 7. Управление рисками

4

2

2

Тема 8. Управление конфликтами

6

4

2

Тема 9. Психология менеджмента

2

2

Тема 10. Этика делового общения

2

2

Тема 11 Информационные технологии в сфере управления производством

принятия решений

2

2

Тема 12. Особенности менеджмента в области профессиональной деятельности

2

2

Всего по дисциплине

44

34

10


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

для специальности 240404 «Переработка нефти и газа»

Наименование разделов и тем

Максимальная нагрузка

Количество при очной форме обучения

Самостоятельная работа

Всего

В т.ч. практические

Введение

2

2

Тема 1. Цели и задачи управления организациями различных организационно-правовых форм

4

4

Тема 2. Функции менеджмента

6

4

2

Тема 3. Внешняя и внутренняя среда организации

8

6

2

Тема 4. Основы теории принятия управленческих решений

6

6

Тема 5. Стратегический менеджмент

4

4

Тема 6. Система мотивации труда

8

4

4

Тема 7. Управление рисками

4

2

2

Тема 8. Управление конфликтами

8

4

4

Тема 9. Психология менеджмента

4

4

Тема 10. Этика делового общения

4

4

Тема 11 Информационные технологии в сфере управления производством

принятия решений

4

4

Тема 12. Особенности менеджмента в области профессиональной деятельности

2

2

Всего по дисциплине

62

48

14


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

для специальности 206502 «Технология продукции общественного питания»

Наименование разделов и тем

Максимальная нагрузка

Количество при очной форме обучения

Самостоятельная работа

Всего

В т.ч. практические

Введение

2

2

Тема 1. Цели и задачи управления организациями различных организационно-правовых форм

4

4

Тема 2. Функции менеджмента

10

8

2

2

Тема 3. Внешняя и внутренняя среда организации

12

10

4

2

Тема 4. Основы теории принятия управленческих решений

10

8

2

2

Тема 5. Стратегический менеджмент

6

6

2

Тема 6. Система мотивации труда

12

6

2

4

Тема 7. Управление рисками

5

3

2

Тема 8. Управление конфликтами

12

8

4

4

Тема 9. Психология менеджмента

8

6

2

2

Тема 10. Этика делового общения

8

6

2

2

Тема 11 Информационные технологии в сфере управления производством

принятия решений

4

4

Тема 12. Особенности менеджмента в области профессиональной деятельности

2

2

Всего по дисциплине

91

71

20

20

Содержание учебной дисциплины

Введение

Студент должен иметь представление:

- о роли и месте знаний по дисциплине в процессе освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности.

- Содержание дисциплины, ее задачи. Связь с другими дисциплинами, с теорией и практикой рыночной экономики. Значение дисциплины дли подготовки специалистов в условиях многообразия и равноправия различных форм собственности.

Содержание учебного материала

Данная тема является вводной и должна дать понятие о значимости данной дисциплины, о самоорганизации учебной деятельности студента в освоении дисциплины финансовый менеджмент.

Тема 1. Цели и задачи управления организациями различных организационно-правовых форм

Студент должен иметь представление:

-- о менеджменте как особом виде профессиональной деятельности

Студент должен знать:

-- цели и задачи управления организациями;

-- организационно-правовые формы предприятий

Студент должен уметь:

-- выявлять достоинства и недостатки организационно-правовых форм предприятий с точки зрения руководителя

Содержание учебного материала

Понятие менеджмента. Сущность и характерные черты современного менеджмента. Менеджмент как особый вид профессиональной деятельности. Цели и задачи управления организациями. Особенности управления организациями различных организационно-правовых форм.

Контрольные вопросы

1. Дайте определение понятию менеджмент

2. Назовите характерные черты современного менеджмента

3. Перечислите цели и задачи управления организацией

4. Назовите особенности управления организациями различных организационно-правовых форм собственности

Самостоятельная работа студентов:

1. Составление и работа с конспектом , учебной литературой. «

2. Изучение новых терминов и ключевых понятий.

3. Составление таблицы «Организационно-правовые формы предприятий»

Тема 2. Функции менеджмента

Студент должен иметь представление:

-- о цикле менеджмента

Студент должен знать:

-- основные функции менеджмента и их характеристику

Студент должен уметь:

-- анализировать цикл менеджмента конкретной организации

Содержание учебного материала

Функции менеджмента. Цикл менеджмента (планирование, организация, мотивация и контроль) - основы управленческой деятельности. Характеристика функций цикла. Взаимосвязь и взаимообусловленность функций управленческого цикла.

Контрольные вопросы

1. В чем заключается функция планирование

2. В чем заключается функция организации

3. В чем заключается функция мотивации

4. В чем заключается функция контроля

5. Что представляет собой цикл менеджмента

6. Дайте характеристику функций цикла

7. Объясните взаимосвязь и взаимообусловленность функций управленческого цикла

Самостоятельная работа студентов:

1. Составление и работа с конспектом , учебной литературой. «

2. Изучение новых терминов и ключевых понятий.

Тема3. Внешняя и внутренняя среда организации

Студент должен иметь представление:

-- о роли и значении внешней и внутренней среды организации

Студент должен знать:

-- структуру организации;

-- факторы внешней и внутренней среды

Студент должен уметь:

--характеризовать внешнюю и внутреннюю среду конкретной организации

Содержание учебного материала

Структура организации. Внешняя среда организации. Факторы среды прямого воздействия: поставщики (трудовых ресурсов, материалов, капитала), потребители, конкуренты; профсоюзы, законы и государственные органы.

Факторы среды косвенного воздействия: состояние экономики, политические факторы, социально-культурные факторы, международные события, научно-технический прогресс.

Внутренняя среда организации: структура, кадры, внутриорганизационные процессы, технология, организационная культура.

Практическая работа№1 «Характеристика внешней и внутренней среды организации»

Контрольные вопросы

1. Перечислите факторы внутренней среды предприятия

2. Объясните сущность факторов среды прямого воздействия

3. Объясните сущность факторов среды косвенного воздействия

4. Что такое структура организации

5. Как взаимосвязаны факторы внутренней и внешней среды

Самостоятельная работа студентов:

1. Составление и работа с конспектом , учебной литературой. «

2. Изучение новых терминов и ключевых понятий.

3. Выполнение тестовых заданий.

Тема4. Основы теории принятия управленческих решений

Студент должен иметь представление:

-- о процессе принятия управленческих решений

Студент должен знать:

-- типы решений;

-- требования, предъявляемые к решениям;

-- методы принятия эффективного решения

Студент должен уметь:

-- принять эффективное решение в конкретной ситуации

Содержание учебного материала

Типы решений и требования, предъявляемые к ним. Методы принятия решений. Матрицы принятия решений. Уровни принятия решений: рутинный, селективный, адаптационный, инновационный. Этапы принятия решений: установление проблемы, выявление факторов и условий, разработка решений, оценка и" приятие решения.

Контрольные вопросы

1. Дайте определение процессу принятия решений

2. Перечислите методы принятия решений

3. Охарактеризуйте уровни принятия решений

4. Опишите этапы процесса принятия решений

5. Какие факторы влияют на процесс принятия решений

Самостоятельная работа студентов:

1. Составление и работа с конспектом , учебной литературой. «

2. Изучение новых терминов и ключевых понятий.

3. Выполнение упражнений по принятию управленческих решений

Тема5. Стратегический менеджмент

Студент должен иметь представление:

-- о процессе планирования

Студент должен знать:

-- сущность стратегического менеджмента;

-- виды планов;

-- стадии планирования

Студент должен уметь:

-- составить план

Содержание учебного материала

Формы планирования. Виды планов. Основные стадии планирования. Стратегический менеджмент. Процесс стратегического планирования: миссия и цели, анализ внешней среды, анализ сильных и слабых сторон, анализ альтернатив и выбор стратегии, управление реализацией стратегии, оценка стратегии.

Практическая работа№2 «Составление плана»

Контрольные вопросы

1. Какие вы знаете формы планирования

2. Назовите виды планов

3. Перечислите основные стадии планирования

4. Что такое стратегическое планирование

5. Что включает в себя процесс стратегического планирования

Самостоятельная работа студентов:

1. Составление и работа с конспектом , учебной литературой. «

2. Изучение новых терминов и ключевых понятий.

3. Подготовка сообщений о видах планирования

Тема6. Система мотивации труда

Студент должен иметь представление:

-- о способах мотивации

Студент должен знать:

-- критерии мотивации;

-- первичные и вторичные потребности;

-- правила делегирования;

-- теории мотивации

Студент должен уметь:

-- определять оптимальные способы мотивации

Содержание учебного материала

Мотивация и потребности. Индивидуальная и групповая мотивации. Ступени мотивации. Правила работы с группой. Мотивация и иерархия потребностей. Первичные и вторичные потребности. Потребности и мотивационное поведение. Процессуальные теории мотивации. Сущность делегирования. Правила и принципы делегирования.

Практическая работа№3 «Анализ основных теорий мотивации»

Контрольные вопросы

1. Что такое мотивация

2. Что представляет собой индивидуальная и групповая мотивация

3. Как взаимосвязаны мотивация и иерархия потребностей

4. Что такое первичные и вторичные потребности

5. Назовите процессуальные теории мотивации

6. Перечислите правили и принципы делегирования

Самостоятельная работа студентов:

1. Составление и работа с конспектом , учебной литературой. «

2. Изучение новых терминов и ключевых понятий.

3. Подготовка сообщений о теориях мотивации

4. Анализ конкретных ситуаций

Тема7. Управление рисками

Студент должен иметь представление:

-- о методике оценки капиталовложений

Студент должен знать:

-- виды рисков;

Студент должен уметь:

-- применять мeтодику оценки капиталовложений

Содержание учебного материала

Понятие и виды рисков: предпринимательский, коммерческий и финансовый. Meтодика оценки капиталовложений и выбор наименее рискованного варианта: по средней арифметической и по коэффициенту вариации.

Контрольные вопросы

1. Дайте понятие риска

2. Перечислите и охарактеризуйте виды риска

3. Объясните методику оценки капиталовложений

Самостоятельная работа студентов:

1. Составление и работа с конспектом , учебной литературой. «

2. Изучение новых терминов и ключевых понятий.

3. Выполнение упражнений по определению рисков

Тема8. Управление конфликтами

Студент должен иметь представление:

-- о сущности конфликтных ситуаций

Студент должен знать:

-- виды конфликтов;

-- методы управления конфликтами;

-- последствия конфликтов

Студент должен уметь:

-- решать конфликтные ситуации

Содержание учебного материала

Конфликты в коллективе как органическая составляющая жизни организации. Сущность и классификация конфликтов: внутриличностный, межличностный, между личностью и группой, межгрупповой. Причина возникновения конфликтов. Стадии развития конфликта. Типичные конфликтные ситуации. Правила поведения в конфликте. Методы управления конфликтами. Последствия конфликтов: функциональные и дисфункциональные.

Контрольные вопросы

1. Дайте определение конфликта

2. Как классифицируются конфликты

3. В чем причина возникновения конфликта

4. Перечислите стадии развития конфликта

5. Приведите примеры типичных конфликтных ситуаций

6. Какие вы можете назвать методы управления конфликтами

7. Какими могут быть последствия конфликтов

Самостоятельная работа студентов:

1. Составление и работа с конспектом , учебной литературой. «

2. Изучение новых терминов и ключевых понятий.

3. Анализ конкретных ситуаций

Тема9. Психология менеджмента

Студент должен иметь представление:

-- о личности и ее структуре

Студент должен знать:

-- индивидуально-типологические особенности личности;

-- психологические аспекты малых групп и коллективов

Студент должен уметь:

-- использовать психологические особенности личности, малых групп и коллективов в практике управления

Содержание учебного материала

Понятие о психике. Личность и ее структура. Индивидуально-типологические особенности личности: типы темперамента, акцентуация характера, организаторские способности. Психологические аспекты малых групп и коллективов: классификация и стадии развития групп, формальные и неформальные группы. Социально-психологический климат в коллективе. Власть и лидерство. Понятие имиджа, его составные компоненты.

Практическая работа№4"Определение психологических качеств менеджера»

Контрольные вопросы

1. Назовите индивидуально-типологические особенности личности

2. Назовите психологические аспекты малых групп и коллективов

3. Перечислите стадии развития групп

4. Опишите формальные и неформальные группы в организации

5. Дайте характеристику социально-психологического климата в коллективе

Самостоятельная работа студентов:

1. Составление и работа с конспектом , учебной литературой. «

2. Изучение новых терминов и ключевых понятий.

3. Выполнение тестовых заданий.

4. Подготовка сообщений о типах лидерства.

Тема10. Этика делового общения

Студент должен иметь представление:

-- о сущности делового общения

Студент должен знать:

-- виды коммуникаций, процесс коммуникаций;

-- правила ведения деловой беседы, переговоров, совещаний;

-- условия эффективного общения

Студент должен уметь:

-- составить план беседы, совещания, переговоров

Содержание учебного материала

Коммуникативность и управленческое общение. Сущность и виды коммуникаций, правила передачи информации в организации. Деловое общение, его характеристика.

Фазы делового общения: начало беседы, передача информации, аргументирование, опровержение доводов собеседника, принятие решения.

Контрольные вопросы

1. Дайте определение коммуникации

2. Перечислите виды коммуникаций

3. Дайте характеристику деловому общению

4. Опишите фазы делового общения

5. Назовите правила ведения деловой беседы, переговоров, совещаний

Самостоятельная работа студентов:

1. Составление и работа с конспектом , учебной литературой. «

2. Изучение новых терминов и ключевых понятий.

3. Составление планов беседы, совещания, переговоров

Тема11. Особенности менеджмента в области профессиональной деятельности

Студент должен иметь представление:

-- о сущности профессиональной деятельности менеджера

Студент должен знать:

-- формы построения взаимоотношений с сотрудниками;

-- технику личной работы руководителя;

-- сущность и классификацию стилей управления

Студент должен уметь:

-- рационально планировать рабочий день руководителя

Содержание учебного материала

Понятие руководства и власти. Управление человеком и управление группой. Планирование работы менеджера. Затраты и потери рабочего времени. Основные направления улучшения использования времени. Организация рабочего дня, рабочей недели, рабочего места. Улучшение условий и режима работы. Рабочее место руководителя, ею эргономические характеристики. Стили управления и факторы его формирования. "Решетка менеджмента". Связь стиля управления и ситуации.

Контрольные вопросы

1. Дайте понятие руководства и власти

2. На ч ем должно быть основано планирование работы менеджера

3. Каковы основные причины потерь рабочего времени

4. Какие факторы формируют стиль руководства руководителя

5. Что такое «решетка менеджмента»

6. Как взаимосвязаны стиль управления и ситуации

Самостоятельная работа студентов:

1. Составление и работа с конспектом , учебной литературой. «

2. Изучение новых терминов и ключевых понятий.

3. Выполнение упражнений по определению стилей управления.

4. Составление планов рабочего дня, рабочей недели

Тема12. Информационные технологии в сфере управления производством

Студент должен иметь представление:

-- о способах применения информационных технологий в управлении производством

Студент должен знать:

-- виды информационных технологий, используемых в управлении производством;

-- источники информации;

-- автоматизированные информационно-поисковые системы

Студент должен уметь:

-- пользоваться источниками информации;

-- применять информационные технологии, используемые в управлении производством

Содержание учебного материала

Использование программного обеспечения в работе с кадрами, при ведении учета движения персонала и разработки резервов должностей, планов карьеры. Использование информационных технологий в планировании – при разработке бизнес-планов предприятия.

Контрольные вопросы

1. Какие информационные технологии используются в управлении производством

2. Каким образом можно использовать информационные технологии в планировании

3. Какие вы можете назвать способы применения информационных технологий в управлении производством

4. Какие источники информации вы можете назвать

5. Что представляют собой автоматизированные информационно-поисковые системы

Самостоятельная работа студентов:

1. Составление и работа с конспектом , учебной литературой. «

2. Изучение новых терминов и ключевых понятий.

3. Работа с базами данных, информационно-поисковыми системами сети Интернет и программным обеспечением.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Общие указания

Каждый студент выполняет контрольную работу в соответствии со своим вариантом.

Работа, выполненная не по своему варианту, не рецензируется.

При выполнении контрольных работ необходимо соблюдать следующие требования:

1. Работа должна выполняться в тетради, в которой надо оставлять поля для замечаний рецензента, а в конце работы – одну-две чистые страницы для рецензии. Страницы пронумеровать.

2. Каждый вопрос или задачу начинать с новой страницы, обязательно вписывая контрольный вопрос, условия задачи и исходные данные в полном объеме непосредственно перед ответом на вопрос или решением задачи.

3. Ответы на контрольные вопросы необходимо давать сжато, конкретно, по существу заданного вопроса.

Решение задач необходимо сопровождать пояснениями, в которых доказывается выбранное решение и обосновывается основываясь на теории и практике.

4. В конце контрольной работы следует указать список использованной литературы с полным названием, автором и годом издания.

5. Работу подписать и поставить дату ее выполнения.

6. Получив отрецензированную работу, студент должен:

- при наличии неудовлетворительной оценки исправить все ошибки, сделать необходимые дополнения и прислать исправленную работу на повторное рецензирование вместе с не зачтенной;

- при положительной оценки работы внести уточнения, если требуется рецензией, и представить работу экзаменатору.

7. При затруднениях в выполнении контрольной работы можно обратиться к преподавателю учебного заведения с просьбой дать консультацию (письменную или устную) по неясным вопросам.

Таблица выбора вариантов для контрольной работы

 

 

 

Буквы

ФИО

Теоретические вопросы

Задачи

1

2

3

4

Номер задания

А,Б

1

11

21

31

1

В,Г,Д

2

12

22

32

2

Е,,Ж,З

3

13

23

33

3

И,Й,К

4

14

24

34

4

Л,М

5

15

25

35

5