Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 16

 

Поиск            

 

Указания методические по дисциплине «психология педагогического общения» для самостоятельной работы студентов очного, очно-заочного и заочного отделений Автор и составитель пособия

 

             

Указания методические по дисциплине «психология педагогического общения» для самостоятельной работы студентов очного, очно-заочного и заочного отделений Автор и составитель пособия

Департамент образования города Москвы

Московский городской

психолого-педагогический университет

Факультет «Психология образования»

Кафедра «Педагогическая психология»

Методические указания

по дисциплине

«ПСИХОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ»

для самостоятельной работы студентов очного, очно-заочного и заочного отделений

1. Автор и составитель пособия – кандидат психологических наук И.А.Мещерякова

2. Общий объем самостоятельной работы студентов по дисциплине:

очн. форма – 8 час.

очно-заочная форма – 24 час.

заочная форма – 186 час.

3. Планирование самостоятельной работы студента.

Общие методические рекомендации для студентов

по изучению всех разделов и тем программы

1. Приступая к изучению материала, следует внимательно и вдумчиво прочитать название темы и, если необходимо, припомнить название раздела.

2. Далее следует прочитать все предложенные вопросы и постараться понять смысл. Если встретились незнакомые слова или незнакомые имена, посмотреть в словарях (см. пункт 9).

3. Понять, как соотносятся раздел, тема и вопросы.

4. Ознакомиться с рекомендованной литературой. Читая, постараться понять смысл. Если встретились незнакомые слова или незнакомые имена, посмотреть в словарях. Выделить ключевые понятия. Если необходимо, сделать краткие записи.

5. Выделить основные положения (обращая внимание на причины и следствия), доказательства и иллюстрации. Предложить свои примеры.

6. Выделить тезисы: а) развивающие одну и ту же идею; б) противоречащие друг другу. Продумать свои предложения (используя при этом прочитанную литературу).

7. Оценить, что понято. Попытаться сформулировать, что непонятно.

8. Чрезвычайно полезно при проработке тем пользоваться справочной литературой, в частности, словарями. Хорошо зарекомендовали себя указанные ниже пять словарей, в которых студент может найти много интересного и полезного.

· *[1] Большой психологический словарь /Под ред. Б.Г.Мещерякова, В.П.Зинченко (любое издание)

· *, **[2] Современный психологический словарь / Под ред. Б.Г.Мещерякова, В.П.Зинченко (любое издание)

· Мещеряков Б.Г. Психология. Тематический словарь.- СПб, 2007.

· Психология. Словарь. Под общ. ред. А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского. Составитель Л. А. Карпенко. 2-е изд., М., 1990.

· Карпенко Л.А. (Сост.) Краткий психологический словарь/ Под общ.ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. М., 1985.

В программе и методических рекомендациях по ряду причин нет ссылок на словари:

а) в большинстве из них статьи располагаются по алфавитному принципу, (исключение составляет Тематический словарь Б.Г.Мещерякова, где помимо алфавитного использован и тематический принцип построения);

в) словари организованы как гипертекст, в котором статьи связаны перекрестными ссылками;

в) словари постоянно дополняются и переиздаются, что приводит к некоторому несовпадению объемов.

9. Если при изучении темы предложены специальные задания, выполнить их, следуя инструкциям и используя проработанную научную литературу

10. Найти в списке вопросов к зачету пункты, связанные с изученным материалом.

Раздел I . Основные положения психологии общения.

Тема 1.1.Основные теоретические подходы к пониманию общения.

Количество часов для самостоятельной работы: очно-заочная ф. обуч. – 3 часа, заочная ф. обуч. –14 часов.

Содержание темы

Соотношение основных понятий. Общение и деятельность. Общение и коммуникация. Общение и взаимодействие.

Понимание общения в различных психологических направлениях. Бихевиоризм: научение реактивное, инструментальное, на основе наблюдения, имитация, идентификация, ролевое обучение. Теория обмена. (Уотсон, Толмен, Халл, Б. Скиннер, И.Сеченов, И.Павлов,В.Бехтерев).

Социально-когнитивное направление (А. Бандура, Дж.Роттер,).

Когнитивизм: восприятие, интерпретация, запоминание, формирование образов и их влияние на последующее поведение. Теория структурного баланса, теория коммуникативных актов, теория конгруэнтности (Ф.Хайдер, Т.Ньюком, Ч.Осгуд, П. Танненбаум и др.), казуальная атрибуция (Э.Джонс, К.Дэвисс, Дж.Келли, Р.Нисбет, Л.Росс и др.), дискурсивная психология (Р.Харре), теория социального конструктивизма (К.Герген).

Ролевая теория общения. (Дж. Мид), драматургический подход (Э.Гофман).

Психодинамическая теория: (З.Фрейд, Г.Салливан, А.Адлер, К.Юнг, Э.Фромм, К .Хорни). Транзактный анализ в общении. (Э.Берн).

Гештальт-психология (В.Келлер, К.Левин).

Гумманистическая психология (А.Маслоу, К. Роджерс)

Феноменологическая психология. Общение с позиции экзистенционального подхода в психологии. (В.Франкл).

Методические рекомендации по изучению темы

· При проработке темы необходимо выполнить задание 1 (см. далее пункт 4 Задания для контрольных работ. Вариант 1).

· При изучении материала необходимо обратить внимание на соотношение основных понятий и ответить на следующие вопросы:

1. Как соотносятся понятия «общение» и «деятельность», «общение» и «коммуникация», «общение» и «взаимодействие»?

2. Специфические черты отечественной психологии общения.

3. Кратко охарактеризуйте специфику понимания общения в различных психологических направлениях (бихевиористическая психология, когнитивная психология, психоанализ).

4. Основные положения ролевой теория общения (Дж. Мид).

5. Кратко охарактеризуйте подход к пониманию общения в гуманистической психологии (А.Маслоу, К. Роджерс).

Рекомендуемая литература по теме

Основная: 1 (с. 79-98); 4 (с.14-50); 5 (с. 11-29); 6 (с.26-39).

Дополнительная: 1, 2, 10.

Тема 1.2. Функции общения

Количество часов для самостоятельной работы: очная ф. обуч. – 1 час, очно-заочная ф. обуч. – 2 часа, заочная ф. обуч. – 12 часов.

Содержание темы

Классификации функций общения.

Подходы Г.М.Андреевой, А.А.Брудного, Б.Ф.Ломова.

Выделение функций по критерию «цели общения»: контактная, информационная, побудительная, координационная, эмотивная функции; функции понимания, установления отношений, оказания влияния (Л.А.Карпенко).

Методические рекомендации по изучению темы

· При изучении материала чрезвычайно важно ознакомится со словарной статьей «Общение» в словаре Л.А.Карпенко (сост.).

· Анализируя каждую из функций общения, необходимо привести примеры, иллюстрирующие ее - выполнить задание 2 (см. далее пункт 4 – Задания для контрольных работ. Вариант 1).

· Необходимо найти ответы на следующие вопросы :

1. В чем смысл выделения функций общения?

2. Подходы Г.М.Андреевой, А.А.Брудного, Б.Ф.Ломова: черты сходства и различия.

3. Укажите критерий, перечислите и кратко охарактеризуйте функции общения по Л.М.Карпенко.

4. Обоснуйте возможность применения функционального подхода для анализа конкретных коммуникативных ситуаций.

Рекомендуемая литература по теме:

Основная:4 (с. 179-197;) 6 (с. 63-78)

Дополнительная: 5; 7;словари

Тема 1.3. Классификация видов общения

Количество часов для самостоятельной работы: очно-заочная ф. обуч. – 1 часа, заочная ф. обуч. – 10 часов.

Содержание темы

· Необходимость в типологизации различных видов и форм коммуникативных актов.

· Предложенные подходы к классификации общения. Классификация по критерию преимущественного использования средств общения: общение посредством знаков, посредством действий, смысловое общение. Классификация по критерию языка общения (вербальное, невербальное). Классификация по субъектам общения: межличностное, межгрупповое, массовое, внутриличностное, индивид-группа. Классификация по положению коммуникаторов в пространстве и времени (контактное и дистантное). Классификация по социальной роли коммуникаторов: интимно-личностное, социально-ориентированное.

· Ограничения и возможности классификаций функций общения (в том числе, в работе практического психолога в системе образования).

Методические рекомендации по изучению темы

· Анализируя каждую из функций общения, необходимо привести примеры, иллюстрирующие ее - выполнить задание 2 (см. далее пункт 4 – Задания для контрольных работ. Вариант 2).

· Необходимо обратить внимание на следующие вопросы:

1. Для чего необходимы типологизации различных видов и форм коммуникативных актов?

2. Ограничения и возможности классификаций.

3. Классификация коммуникативных актов по критерию преимущественного использования средств общения: общение посредством знаков, посредством действий, смысловое общение.

4. Классификация коммуникативных актов по критерию языка общения (вербальное, невербальное).

5. Классификация коммуникативных актов по субъектам общения: межличностное, межгрупповое, массовое, внутриличностное, индивид-группа.

6. Классификация коммуникативных актов по положению коммуникаторов в пространстве и времени (контактное и дистантное).

7. Классификация коммуникативных актов по социальной роли коммуникаторов: интимно-личностное, социально-ориентированное.

Рекомендуемая литература по теме

Основная: 1 (с. 79-99); 6 (с. 249-257).

Дополнительная: 2; 7; 12; 13; 17.

Тема 1.4. Модели общения.

Количество часов для самостоятельной работы: очная ф. обуч. – 1 час, очно-заочная ф. обуч. – 4 часа, заочная ф. обуч. – 14 часов.

Содержание темы

Модель общения как схематическое представление акта общения.

Возможности и ограничения моделей общения.

Различные модели общения. Структурная модель общения (выделение в каждом акте общения коммуникативной, перцептивной и интерактивной сторон). Аналитические и функциональная модели.

Примеры моделей общения. Схема Лассуэлла. Линейная модель. Интерактивная модель. Трансакционная модель. Аксиальное и ретиальное общение. Модель Э.Берна. Схема Уоллеса. Структурная модель Хайдера. Модель когнитивного диссонанса Л.Фестингера.

Методические рекомендации по изучению темы

· При проработке темы требуется выполнение задания 3 (см. далее пункт 4 Задания для контрольных работ )

· При изучении материала необходимо обратить внимание на следующие вопросы:

1. Что такое модель общения и как ее можно использовать при анализе ситуации общения?

2. Основные положения структурной модели общения. Возможности и ограничения использования модели.

3. Аналитические и функциональная модели: назначение и примеры.

4. Схема Лассуэлла: возможности и ограничения использования модели.

5. Линейная, интерактивная и трансакционная модели: черты сходства и различий.

6. Аксиальное и ретиальное общение.

7. Основные положения схемы Уоллеса.

8. Основные положения структурная модель Хайдера и модели когнитивного диссонанса Л.Фестингера.

Рекомендуемая литература по теме

Основная: 1 (с.99-159); 4 (с. 185-118); 6 (с. 271-280); 9 (с. 38-57).

Дополнительная: 1; 5; 9; 10; 11; 12 3, 4, 10, 15

Тема 1.5. Коммуникативная сторона общения.

Количество часов для самостоятельной работы: очно-заочная ф. обуч. – 1 час, заочная ф. обуч. – 10 часов.

Содержание темы

· Общение как процесс передачи информации.

· Семиотика и семантика

· Различные семиотики. Вербальные и невербальные языки общения.

· Проблема понимания сообщений. Барьеры и фасцинации в общении.

· Проблемы адекватного приема и передачи информации.

· Обратная связь и ее роль в общении людей.

Методические рекомендации по изучению темы

При изучении материала необходимо обратить внимание на следующие вопросы:

1. Психологическое содержание процессов передачи и приема информации.

2. Понятие семиотики. Виды семиотик. Искусственные и естественные семиотики. Семиотика и семантика.

3. Психологические условия понимания сообщений.

4. Что такое барьеры и фасцинации в общении?

Рекомендуемая литература по теме

Основная: 1 (с. 99-115);2 (с.44-70); 3 (с. 189-206); 5 (с.43-98)

Дополнительная: 1; 5; 6; 12; 18.

Тема 1.6. Перцептивная сторона общения.

Количество часов для самостоятельной работы: очно-заочная ф. обуч. – 1 час, заочная ф. обуч. – 10 часов.

Содержание темы

· Восприятие и познание людьми друг друга. Сходство и различия между восприятием физического и социального объектов.

· Механизмы социальной перцепции (эмпатия, идентификация, рефлексия, стереотипизирование и т.д.).

· Эффекты социальной перцепции (эффект первичности, эффект ореола, эффект новизны и пр.) Влияние установок на процесс общения и способы их преодоления.

· Общение в ситуациях агрессии и стресса. Агрессия как защитный механизм личности.

· Влияние возрастных, профессиональных и личностных характеристик на восприятие людьми друг друга. влияние контекста на социальное суждение, поведение. Категоризация и социальные стереотипы. Влияние аттитюдов и убеждений на коммуникацию и взаимодействие.

Методические рекомендации по изучению темы

При изучении материала необходимо обратить внимание на следующие вопросы:

1. Сходство и различия между восприятием физического и социального объектов.

2. Механизмы социальной перцепции.

3. Эффекты социальной перцепции.

4. Влияние возрастных, профессиональных и личностных характеристик на восприятие людьми друг друга.

5. Влияние категоризации и социальных стереотипов на результаты социальной перцепции.

6. Как влияют аттитюды и убеждения на процесс и результаты коммуникации и взаимодействие?

Рекомендуемая литература по теме

Основная: 1 (с. 137-159); 2 (с. 30-41); 5 (с.303-342)

Дополнительная: 3; 4; 9; 13; 18; 19

Тема 1.7. Интерактивная сторона общения. Виды психологического влияния в общении.

Количество часов для самостоятельной работы: очно-заочная ф. обуч. – 1 час, заочная ф. обуч. – 10 часов.

Содержание темы

· Общение как взаимодействие (соотнесение ситуации и действий; выбор правильных действий).

· Позиции в общении. Транзактный анализ (Э.Берн).

· Стратегии взаимодействия в общении: противодействие, избегание, сотрудничество, конкуренция, компромисс. Основные средства влияния в процессе общения. Личностно значимые ситуации для человека.

Методические рекомендации по изучению темы

При изучении материала необходимо обратить внимание на следующие вопросы:

1. Психологическое содержание интерактивной стороны общения

2. Стратегии взаимодействия в общении: противодействие, избегание, сотрудничество, конкуренция, компромисс.

3. Основные орудия влияния в процессе общения.

4. Транзактный анализ Э.Берна: основные теоретические положения и практическое применение.

Рекомендуемая литература по теме:

Основная: 1 (с. 99-116); 5 (с. 101-192).

Дополнительная: 1; 6; 8; 12; 14

Тема 1.8. Стили общения

Количество часов для самостоятельной работы: очно-заочная ф. обуч. – 1 час, заочная ф. обуч. – 10 часов.

Содержание темы

· Стиль общения как совокупность повторяющихся, устойчивых приемов осуществления процесса общения. Личностные, познавательные, эмоциональные, деятельностные характеристики стиля общения. Выделяемые стили общения. Авторитарный, демократический и либеральный стили общения, их преимущества и недостатки. Ритуальный, манипулятивный, гуманистический стили общения.

· Распознавание манипуляций и противодействие им. Манипуляции в общении. Зачем человек прибегает к манипуляции. Распознавание манипуляций и защита от манипуляций. Средства и механизмы манипулятивного поведения. Основные приемы и техники..

· Манипуляции в общении. Поведенческие игры как манипулятивное поведение. Внутренняя уверенность как защита от манипуляции.

Методические рекомендации по изучению темы

При изучении материала необходимо обратить внимание на следующие вопросы:

1. Сущность стиля общения. Условность выделения стилей

2. Преимущества и недостатки авторитарного, демократического и либерального стиля общения.

3. Возможности анализа стиля общения для понимания психологического содержания конкретной оммуникативной ситуации.

4. Ритуальный, манипулятивный, гуманистический стили общения.

5. Зачем человек прибегает к манипуляции?

6. Средства и механизмы манипулятивного поведения.

7. Как распознать манипуляцию?

8. Как противодействовать манипуляции?

9. Допустимы ли манипуляции в педагогическом общении?

Рекомендуемая литература по теме

Основная:4 (с. 56-71); 5 (с. 56-71).

Дополнительная: 2; 4; 6; 9; 12; 18.

Раздел II. Педагогическое общение и его специфические особенности

Тема 2.1. Роль общения в педагогической деятельности

Количество часов для самостоятельной работы: очная ф. обуч. – 1 час, очно-заочная ф. обуч. – 1 час, заочная ф. обуч. – 12 часов.

Содержание темы

· Общение как одно из важнейших средств педагогической деятельности.

· Профессиональные, личностные и коммуникативные требования к учителю в разных педагогических системах. Субъект-объектные и субъект-субъектные подходы в педагогическом взаимодействии.

· Ролевое и личностное общение. Аксиальное и ретиальное общение. Учитель как организатор социальной ситуации развития (Л.С.Выготский). Особенности гуманистически ориентированного общения.

· Общение в системах «педагог-ученик»», «педагог-педагог», «педагог-родители», «педагог-психолог», «педагог-психолог-родители-ученик».

Методические рекомендации по изучению темы

При изучении материала необходимо обратить внимание на следующие вопросы:

1. Доказать, что общение является одним из важнейших средств педагогической деятельности.

2. Профессиональные, личностные и коммуникативные требования к учителю. Существуют ли различия требований к учителю в разных педагогических системах? Если да, то в чем они выражаются.

3. Субъект-объектные и субъект-субъектные подходы в педагогическом взаимодействии. Ролевое и личностное общение.

4. Аксиальное и ретиальное общение во взаимодействии учителя и учеников.

5. Учитель как организатор социальной ситуации развития (Л.С.Выготский).

6. Особенности гуманистически ориентированного общения. Общение в системах «педагог-ученик»», «педагог-педагог», «педагог-родители», «педагог-психолог», «педагог-психолог-родители-ученик».

Рекомендуемая литература по теме

Основная: 6 (с. 258-267).

Дополнительная: 2; 7; 8; 9; 10; 18

Тема 2.2. Коммуникативные, перцептивные и интерактивные

особенности педагогического общения.

Количество часов для самостоятельной работы: очная ф. обуч. – 1 час, очно-заочная ф. обуч. – 1 час, заочная ф. обуч. – 14 часов.

Содержание темы

· Коммуникативная сторона педагогического общения. Проблемы адекватного приема и передачи информации. Адекватный выбор средств общения. Использование педагогом различных форм обратной связи. Вступление в контакт. Факторы, способствующие и препятствующие возникновению и поддержанию контакта.

· Позы, жесты, мимика в педагогическом общении. Распознавание поз и жестов. Влияние культурных традиций на невербальное поведение и его интерпретацию. Жесты контакта. жесты защиты, жесты агрессии. Межличностное пространство и влияние его на эффективность общения. Интимное, личностное, социальное и общественное пространство и их роль в процессе общения.

· Сущность и специфические особенности перцептивной стороны педагогического общения. Восприятие и познание учеников. Принятие «инакости» другого как одна из основных трудностей в педагогическом общении. Проблема самопрезентации учителя. Стереотипы учительского восприятия ученика и пути их преодоления.

· Сущность и специфические особенности итерактивной стороны педагогического общения.Учитель как организатор учебного взаимодействия.

Методические рекомендации по изучению темы

При изучении материала необходимо обратить внимание на следующие вопросы:

1. Общие положения структурного анализа коммуникативного акта.

2. Сущность коммуникативной стороны педагогического общения.

3. Специфическиеособенности коммуникативной составляющей педагогического общения.

4. Проблема адекватного выбора средств в педагогическом общении.

5. Использование педагогом различных форм обратной связи.

6. Позы, жесты, мимика в педагогическом общении.

7. Влияние культурных и субкультурных традиций на невербальное поведение и его интерпретацию.

8. Интимное, личностное, социальное и общественное пространство и их роль в процессе общения.

9. Сущность перцептивной стороны педагогического общения.

10. Проблема самопрезентации учителя.

11. Стереотипы учительского восприятия ученика и пути их преодоления.

12. Сущность интерактивной стороны педагогического общения. Учитель как организатор учебного взаимодействия.

Рекомендуемая литература по теме

Рекомендуемая литература по теме

Основная:4 9с. 48-55); 3 (с.189-220); 7 (с. 347-361; 409-427)

Дополнительная:2; 4; 7; 8; 9; 14; 18

Тема 2.3.Стили педагогического общения.

Количество часов для самостоятельной работы: очная ф. обуч. – 1 час, очно-заочная ф. обуч. – 1 час, заочная ф. обуч. – 12 часов.

Содержание темы

· Стиль как совокупность устойчивых способов осуществления общения в различающихся ситуациях. Личностные, социально-психологические, индивидуально-психологические характеристики стиля общения.

· Различные подходы к классификации стилей общения. Авторитарный и демократический стили (К.Левин) в педагогическом общении, их преимущества и недостатки. Типологии стилей педагогического общения Л.Митиной, Березовина и Коломинского. Позиции в общении.

Методические рекомендации по изучению темы

При изучении материала необходимо обратить внимание на следующие вопросы:

· Что такое стиль общения? Что такое стиль педагогического общения? Прагматическое значение выделения стилей.

· Различные классификации стилей общения.

· Личностные, социально-психологические, индивидуально-психологические характеристики стиля общения.

· Характеристика типичных позиций в общении.

Рекомендуемая литература по теме

Основная: 4 (с. 56-71; 347-410);5 (с. 99-183; 213-242); 7 (с. 347-360; 8 ( с. 3-55).

Дополнительная: 2; 4; 6; 7; 8; 9; 10; 12; 13.

Тема 2.4. Конфликты в педагогическом общении

Количество часов для самостоятельной работы: очная ф. обуч. – 1 час, очно-заочная ф. обуч. – 1 час, заочная ф. обуч. – 10 часов.

Содержание темы

· Различные подходы к конфликту: конфликт как индикатор неэффективного общения и конфликт как точка роста.

· Конфликтная компетентность учителя.

· Обратная связь и ее роль в разрешении конфликтов. Эхо-техника и её использование в социальном взаимодействии.

· Факт и его интерпретация. Роль коммуникаций в возникновении и разрешении конфликтов.

· Техники, разрушающие процесс общения.

Методические рекомендации по изучению темы

При изучении материала необходимо обратить внимание на следующие вопросы:

· Оценка конфликта: конфликт как индикатор неэффективного общения и конфликт как точка роста.

· Коммуникативная компетентность учителя в конфликте и конфликтной ситуации. Эхо-техника и её использование в социальном взаимодействии

· Значение обратной связи в разрешении конфликтов.

· Коммуникативные техники, разрушающие процесс общения (манипуляции, обман, директивное общение и др.)

Рекомендуемая литература по теме

Основная:4 (с.72-84); 7 (с. 392-408).

Дополнительная: 2; 4; 7; 8; 10; 13; 14; 17.

Раздел III. Коммуникативная компетентность в педагогическом общении

Тема 3.1. Природа коммуникативной компетентности.

Количество часов для самостоятельной работы: очно-заочная ф. обуч. – 2 часа, заочная ф. обуч. – 12 часов.

Содержание темы

Коммуникативная компетентность психолога. Требования к коммуникатору. Компетентность как система знаний, умений, навыков и как глубина понимания коммуникативной ситуации.

Методические рекомендации по изучению темы

При изучении материала необходимо обратить внимание на следующие вопросы:

· Понятие коммуникативных способностей личности. Требования к коммуникатору.

· Компетентность как система знаний, умений, навыков и как глубина понимания коммуникативной ситуации.

· Специфика профессиональной коммуникативной компетентности психолога и педагога.

·

Рекомендуемая литература по теме

Основная: 4 (с. 20-22; 48-50); 5 (с. 343-413); 9 (с. 96-103).

Дополнительная: 4; 5; 6; 7; 8; 9; 10; 11; 13; 17; 18.

Тема 3.2. Диагностика коммуникативной компетентности

Количество часов для самостоятельной работы: очно-заочная ф. обуч. – 1 час, заочная ф. обуч. – 10 часов.

Содержание темы

· Необходимость оценки коммуникативной компетентности в планировании, реализации и анализе коммуникативных действий в процессе педагогического общения.

· Оценка согласованности вербальных и невербальных составляющих. Определение стиля и модели педагогического общения. Определение способности к эмпатии. Оценка профессионального «выгорания»

· Использование опросников, методов экспертной оценки, самоотчетов, социометрии. Кооперация психолога и педагога.

Методические рекомендации по изучению темы

При изучении материала необходимо обратить внимание на следующие вопросы:

1. Обоснование необходимости оценки коммуникативной компетентности в планировании, реализации и анализе коммуникативных действий в процессе педагогического общения.

2. Оценка согласованности вербальных и невербальных составляющих.

3. Способы выявления стиля и модели педагогического общения.

4. Способы определения способности к эмпатии в педагогическом общении.

5. Оценка профессионального «выгорания»

6. Методическое обеспечение: опросники, самоотчеты, метод экспертной оценки, метод социометрии.

Рекомендуемая литература по теме

Основная: 5 (с. 501-530); 2 (с.72-75).

Дополнительная: 6; 7; 13; 15; 16; 18; 19; 20

Тема 3.3. Методы развития коммуникативной компетентности в педагогическом общении

Количество часов для самостоятельной работы: очная ф. обуч. – 1 час, очно-заочная ф. обуч. – 2 часа, заочная ф. обуч. – 10 часов.

Содержание темы

· Традиционные формы обучения: лекции, семинары. Активные формы обучения. Тренинги общения как групповая форма работы по повышению коммуникативной компетентности.

· Активные методы повышение коммуникативной компетентности: Т-группы, группы личностного роста, группы сенситивности. Цели и задачи коммуникативного тренинга. Основные принципы проведения тренинга (событийность, объективирование, экспериментальность, системность и т.д.) Виды коммуникативных тренингов: поведенчески-ориентированный, личностно-ориентированный и ситуационно-ориеннтированный. Оценка эффективности тренинга.

· Индивидуальные формы работы по повышению коммуникативной компетентности. Мотивация к изменению опыта общения. Построение индивидуальной программы повышения коммуникативной компетентности. Роль рефлексии. Психогигиена учительского труда. Саморегуляция. Личные проблемы учителей и их профессиональная деятельность

Методические рекомендации по изучению темы

При изучении материала необходимо обратить внимание на следующие вопросы:

1. Особенности педагогического общения в традиционных формах обучения (лекции, семинары).

2. Активные методы повышение коммуникативной компетентности (Т-группы, группы личностного роста, группы сенситивности).

3. Цели, задачи и основные принципы коммуникативного тренинга (событийность, объективирование, экспериментальность, системность и т.д.). Оценка эффективности тренинга.

4. Индивидуальные формы работы по повышению коммуникативной компетентности. Необходимость построения индивидуальной программы повышения коммуникативной компетентности.

5. Роль рефлексии в повышении коммуникативной компетентности педагогического общения.

6. Психогигиена учительского труда. Саморегуляция. Личные проблемы учителей и их профессиональная деятельность.

Рекомендуемая литература по теме

Основная: 2 (с. 88-125); 3(с. 289-317)

Дополнительная: 2; 5; 6; 7; 9; 10; 14; 16; 17; 18; 19; 20.

Тема 3.4. Техники эффективной коммуникации в различных ситуациях общения.

Количество часов для самостоятельной работы: очная ф. обуч. – 1 час, очно-заочная ф. обуч. – 1 часа, заочная ф. обуч. – 16 часов.

Содержание темы

· Техники ведения беседы. Техники активного слушания. Техники налаживания контакта. Техники поведения в ситуации конфликта, просьбы и отказа. Техники влияния и противодействия.

· Психологические особенности ведения деловых дискуссий и публичных выступлений.

· Психологические особенности ведения деловых дискуссий и публичных выступлений. Психологические закономерности ведения деловой беседы. Психологические особенности и ведение переговоров. Деловые совещания. Структура деловой беседы. Подготовка к беседе. Правила ведения деловой беседы. Требования к публичному выступлению. Вербальное и невербальное поведение публичного выступления. Логичность. Самовыражение, Компетентность. Контакт с аудиторией. Самоконтроль и саморегуляция в процессе публичного выступления. Выход из контакта.

Методические рекомендации по изучению темы

При изучении материала необходимо обратить внимание на следующие вопросы:

1. Характеристика специфических техник педагогического общения: ведения беседы; активного слушания; налаживания контакта; поведения в ситуации конфликта, просьбы и отказа; техники влияния и противодействия.

2. Перечисление и характеристика психологических особенностей ведения деловых дискуссий и публичных выступлений.

3. Раскрытие психологических особенностей ведения деловых дискуссий и публичных выступлений. Психологические закономерности ведения деловой беседы.

4. Психологические особенности и ведение переговоров. Структура деловой беседы. Подготовка к беседе. Правила ведения деловой беседы.

5. Перечисление и обоснование основных требований к публичному выступлению: вербальное и невербальное поведение публичного выступления; логичность; самовыражение, компетентность; контакт с аудиторией.

6. Значение самоконтроля и саморегуляции в процессе публичного выступления. Правила выхода из контакта.

Рекомендуемая литература по теме

Основная: 4 (с. 318-409); 5 (с. 414-450); 7 (с. 409-442); 9 (с.104-128).

Дополнительная: 2; 5; 6; 7; 9; 10; 14; 16; 17; 18; 19; 20.

4.Задания для контрольных работ

Задание 1 (по теме 1.1)

Вариант 1. Анализ основных понятий, связанных с общением

Методические рекомендации:

· Изучив литературу, составить рабочий список дефиниций общения.

· Выявить ряд важных психологических категорий, с помощью которых даются дефиниции общения.

· Произвести соотнесение понятий (осуществить логико-психологический анализ общения), обращая особое внимание на а) объемы понятий; б) соотнесение различных значений каждого из рассматриваемых понятий.

Оптимальный объем работы – 3-4 с.

Вариант 2. Классификация видов общения

Методические рекомендации:

· Изучив литературу, выявить как можно больше разнообразных классификаций видов и форм общения.

· Проанализировать каждую классификацию, выделяя критерий разделения на группы и сами группы.

· При необходимости иллюстрировать теоретические положения примерами.

· Обратить особое внимание на выполнение правил логики.

· Быть критичным.

· По желанию предложить свою классификацию.

Оптимальный объем работы – 2-3 с.

Задание 2 (по теме 1.2)

Вариант 1 . Иллюстрация функций общения (по Карпенко): контактной, побудительной, эмотивной и оказания влияния (по Карпенко).

Вариант 2. Иллюстрация функций общения (по Карпенко): информационной, координационной, функций понимания, и установления отношений.

Методические рекомендации :

Для каждой из рассматриваемых функций подобрать иллюстрацию из художественной литературы. В этом случае ситуацию необходимо представить в работе (в виде ксерокопии, цитаты или подробного перессказа). Можно воспользоваться результатами наблюдений или собственным опытом. В последних случаях ситуацию следует детально описать (где происходило общение, кто являлся субъектами, привести реплики и описать невербальное поведение.

Привести доказательства того, что в рассмотренном случае реализуется именно данная функция общения.

Задание 3 (по теме 1.4)

Психологический анализ конкретной ситуации общения.

Методические рекомендации :

· Выбрать ситуацию общения, которую желательно (вследствие ее сложного, запутанного характера) подвергнуть психологическому анализу. Можно воспользоваться художественной литературой, наблюдениями или самонаблюдением. Обязательно представить ситуацию в контрольной работе.

· Выбрать подходящую модель общения. Осуществить анализ.

· Вычленить то новое знание, которое дал анализ ситуации.

5. Вопросы к зачёту

1. Основные подходы к пониманию общения. Общение и деятельность. Общение и коммуникация. Общение и взаимодействие.

2. Понимание общения в: бихевиоризме (связь с научением; теория обмена).

3. Понимание общения в психоанализе.

4. Понимание общения в когнитивной психологии (теория структурного баланса, теория коммуникативных актов), ролевой теории общения. (Дж.Мид).

5. Понимание общения в гештальт-психологии (В.Келлер, К.Левин) и гумманистической психологии (А.Маслоу, К. Роджерс)

6. Функции общения. Подходы к классификации функций общения (Г.М.Андреева, А.А.Брудный, Б.Ф.Ломов, Л.М.Карпенко).

7. Классификации видов общения. Потребность в классификациях видов общения. Ограничения и возможности классификаций.

8. Структурная модель общения (выделение в каждом акте общения коммуникативной, перцептивной и интерактивной сторон). Возможности и ограничения моделей общения.

9. Аналитические и функциональная модели. Схема Лассуэлла. Линейная модель. Интерактивная модель. Трансакционная модель. Аксиальное и ретиальное общение.

10. Транзактная модель Э.Берна.

11. Схема Уоллеса.

12. Структурная модель Хайдера.

13. Модель когнитивного диссонанса Л.Фестингера.

14. Общение как процесс передачи информации.

15. Семиотики. Вербальные и невербальные языки общения.

16. Проблема понимания сообщений.

17. Барьеры и фасцинации в общении.

18. Обратная связь и ее роль в общении людей.

19. Перцептивная сторона общения.

20. Механизмы социальной перцепции (эмпатия, идентификация, рефлексия, стереотипизирование и т.д.).

21. Эффекты социальной перцепции (эффект первичности, эффект ореола, эффект новизны и пр.) Влияние установок на процесс общения и способы их преодоления.

22. Виды психологического влияния в общении.

23. Общение как взаимодействие (соотнесение ситуации и действий; выбор правильных действий).

24. Стили общения

25. Манипуляции в общении.

26. Роль общения в педагогической деятельности

27. Коммуникативные, перцептивные и интерактивные особенности педагогического общения.

28. Коммуникативная сторона педагогического общения.

29. Вербальные и невербальные средства в педагогическом общении

30. Использование педагогом различных форм обратной связи. Перцептивная сторона педагогического общения.

31. Стереотипы учительского восприятия ученика и пути их преодоления.

32. Учитель как организатор учебного взаимодействия.

33. Стили педагогического общения.

34. Конфликты в педагогическом общении

35. Коммуникативная компетентность в педагогическом общении

36. Диагностика коммуникативной компетентности

37. Методы развития коммуникативной компетентности в педагогическом общении.

38. Коммуникативные тренинги. Виды тренингов. Основные принципы. Оценка эффективности тренинга.

39. Индивидуальные формы работы по повышению коммуник5ативной компетентности.

40. Коммуникативные техники в различных ситуациях. Техники ведения беседы. Техники активного слушания. Техники налаживания контакта. Техники поведения в ситуации конфликта, просьбы и отказа. Техники влияния и противодействия.

41. Психологические особенности ведения деловых дискуссий и публичных выступлений.

6. Рекомендуемая литература

6.1. Основная литература

1. *, **Андреева Г.М. Социальная психология (раздел «Психология общения»). Любое издание.

2. *,** Вердербер Р., Вердербер К. Психология общения.- СПб, 2003.

3. *, ** Гойхман О.Я,. Надеина Т.М. Речевая коммуникация.- М., 2003

4. *, ** Горянина В.А. Психология общения.- Учеб.пособие для студ. Высш.учеб.заведений.- М., 2002Леонтьев А.А. Педагогическое общение.- Москва-Нальчик. 1996.- 95 с.

5. *, **Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение.- СПб, 2001.

6. *, **Леонтьев А.А. Психология общения (любое издание)

7. *,** Педагогическая психология: Учебное пособие/ Под ред. И.Ю.Кулагиной.- М, 2008

8. ** Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. – Томск, 1993 (эл.вид).

9. *,** Шарков Ф.И. Основы теории коммуникации.- М.,2003

6.2. Дополнительная литература

1. Аронсон Э. Общественное животное (Введение в социальную психологию.- М,1998

2. *Берн Э. Игры, в которые играют люди (любое издание).

3. *Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком (любое издание)

4. **Бодалев А.А. Психология общения.- М.-Воронеж, 2002.

5. Бродецкий А.Я. Внеречевое общение в жизни и искусстве. Учебное пособие для вузов. - М., 2000.

6. Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Растянников В.П. Диагностика и развитие компетентности в общении.- М, 1991.

7. *Зарецкая И.И. Коммуникативная культура педагога и руководителя.- М., 2002.- 160 с. (Эл. вид )

8. Коротаева Е.В. Директор-учитель – ученик: пути взаимодействия.- М., 2000., с. 36-49

9. Крижанская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения. –Л, 1990.

10. *Лефрансуа Ги. Прикладная педагогическая психология.- СПб, 2003 (гл. 12. «Управление в классе»; гл 10. «Мультикультурное образование: как обучать») (эл. вид)

11. *Майерс Дэвид. Социальная психология. – СПб, 1997

12. Межличностное общение/ Хрестоматия. Сост и общ.ред. Н.В.Казариновой, В.М.Погольши.- СПб, 2001.*

13. *Нэпп М., Холл Дж. Невербальное общение. Учебник -СПб, 2004.

14. *Соловьева О.В. Обратная связь в межличностном общении.- М, 1992.

15. *Фетискин Н.П., Козлов В.В. Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп.- М., 2002, с. 120-174, 203-216, 247-256, 258-276, 355-486.

16. Осипова Ю.В. Психологический анализ состояния студента после проведения пробного урока // Школа, 2003, N1, с. 73-75.

17. Павлова Л. Спор, дискуссия, полемика. (любое издание).

18. Пост П., Пост П. Деловой этикет.- М., 2008

19. *Чебыкин А.Я. Распознавание педагогами выражения эмоций у учащихся // Вопросы психологии, 1991, N5, с. 74-80.

20. *Штейнмец А.Э. Развитие эмпатии в психологической подготовке учителя // Вопросы психологии, 1983, N2, с. 79-83.


[1] * - имеется в библиотеке МГППУ

[2] ** имеет гриф