Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 16

 

Поиск            

 

Указания методические и контрольные задания по курсу «Русский язык и культура речи»

 

             

Указания методические и контрольные задания по курсу «Русский язык и культура речи»

Методические указания

и контрольные задания

по курсу «Русский язык и культура речи»

для студентов заочного и ускоренного отделений ВИСТеха ВолгГАСУ

Контрольные задания носят обучающий характер и включают основные разделы курса «Русский язык и культура речи» (соблюдение орфографических, лексических, грамматических и стилистических норм).

ПРЕДИСЛОВИЕ

Контрольные задания по дисциплине «Русский язык и культура речи» ориентируют студентов на освоение орфоэпических, грамматических, лексических и стилистических норм русского языка. Для выполнения контрольных работ необходимо обратиться к рекомендованной литературе, словарям и справочным материалам. В случае затруднений студент может воспользоваться консультацией преподавателя.

Литература:

1. Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. Любое издание.

2. Бельчиков Ю.А., Панюшева М.С. Трудные случаи употребления однокоренных слов русского языка. – М., 1989.

3. Васильева А.Н. Основы культуры речи. – М., 1990.

4. Власенков А.И., Рыбчинкова М.Н. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. Учебное пособие для 10–11 классов. – М., 1996.

5. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Практикум. – М., 2008.

6. Русский язык и культура речи: Учеб. для вузов. Под ред. Черняк В.Д. – М., 2004.

7. Служевская Т.Л. Уроки словесности. Практикум по культуре речи. – СПб., 1998

8. Штрекер Н.Ю. Русский язык и культура речи: Учеб. пособие для вузов. – М., 2003.

Словари:

1. Агеенко Ф.Л., Зарва М.В. Словарь ударений для работников радио и телевидения. – М., 1984.

2. Александрова З.В. Словарь синонимов русского языка. – М., 1984.

3. Вишнякова О.В. Словарь паронимов русского языка. – М., 1984.

4. Горбачевич К.С. Словарь трудностей современного русского языка. – СПб., 2003.

5. Ефремова Т.Ф., Костомаров В.Г. Словарь грамматических трудностей русского языка. – М., 1996.

6. Захаренко Е. Н., Комарова Л. Н., Нечаева И. В. Новый словарь иностранных слов: 25 000 слов и словосочетаний. – М.: «Азбуковник», 2003.

7. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 1995.

8. Орфоэпический словарь русского языка (под ред. Аванесова Р.И. – М., 1983 и последнее изд.).

9. Словарь по культуре устной и письменной речи (сост. М.Б. Елисеева и др. – СПб., 1996).

10. Словарь русского языка. В 4-х т. – М., 1957–1962 и послед. изд.

11. Словарь современного русского литературного языка в 17-ти т., – М.–Л., 1950–1965.

12. www.gramota.ru/slovari

13. http://www.slovari.ru/

общие методические указания

1. Контрольная работа выполняется в тетради (если в клетку, то писать через строчку ) или в печатном виде. Работа, написанная неразборчивым почерком, проверяться не будет.

2. В соответствующем задании обязательно выделять ударение.

3. Работа выполняется по вариантам: I вариант – фамилии на А, Б, В; II вариант – Г, Д, Е; III вариант – Ж, З, И, К, Л; IV вариант – М, Н, О; V вариант – П, Р; VI вариант – С, Т, У, Ф; VII вариант – Х, Ц, Ч, Ш, Щ; VIII вариант – Э, Ю, Я.

4. Не зачитываются : контрольные работы с дословным повторением заданий, а также контрольные работы, в которых выполнен не свой вариант.

Значительную помощь в выполнении контрольной работы вам окажут СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ, расположенные в этом издании.

При пользовании интернетом будьте внимательны, в сети много ошибок и ложных данных.

Вариант 1 (фамилии на буквы А, Б, В).

Задание 1. Напишите резюме, используя личные биографические данные

Задание 2. Напишите заявление с просьбой оказать вам материальную помощь.

Задание 3. В соответствии с правилами русской литературной нормы поставьте ударение в следующих словах, расставьте точки над Ё.

Шофер, договор, квартал, досуг, мышление, алкоголь, документ, завидно, заплаченный, газопровод, добыча, оптовый, столяр, цемент, красивее, некролог, каталог, новорожденный, торты, порты.

Искать: www.gramota.ru/slovari, ключевые слова для поиска в интернете УДАРЕНИЕ В СЛОВЕ (далее искомое слово)

Задание 4. Укажите, какие из приведенных предлогов употребляются с родительным падежом (чего?), а какие – с дательным падежом (чему?):

благодаря, в отношении к, в сторону, в отношении, во избежание, в целях, применительно к, сообразно, в целях, в течение, согласно, соответственно, вопреки, в продолжение, вследствие, в силу, по мере. Придумайте 5 предложений с данными предлогами.

Задание 5. Поставьте числительное и слово 2982 год в формы родительного, творительного и предложного падежей. Придумайте предложения, иллюстрирующие употребление двух любых числительных в указанных формах.

Образец: 459 рублей

Род. п. – четырехсот пятидесяти девяти рублей

Тв. п. – четырьмястами пятьюдесятью девятью рублями

Пр. п. – о четырехстах пятидесяти девяти рублях

Вариант 2 (Фамилии на буквы Г. Д. Е.).

Задание 1. Напишите резюме, используя личные биографические данные.

Задание 2. Напишите заявление с просьбой перевести вас на другой факультет.

Задание 3. В соответствии с правилами русской литературной нормы поставьте ударение в следующих словах, расставьте точки над Ё.

Шарфы, средства, маркетинг, позвонит, облегчить, включит, углубить, умерший, иконопись, инсульт, кашлянуть, ходатайство, афера, щавель, цепочка, холеный, дебелый, опека, генезис, осужденный.

Искать: www.gramota.ru/slovari, ключевые слова для поиска в интернете УДАРЕНИЕ В СЛОВЕ (далее искомое слово)

Задание 4. Укажите, какие из приведенных предлогов употребляются с родительным падежом (чего?), а какие – с дательным падежом (чему?): благодаря, в отношении к, в сторону, в отношении, во избежание, в целях, применительно к, сообразно, в целях, в течение, согласно, соответственно, вопреки, в продолжение, вследствие, в силу, по мере . Придумайте 5 предложений с данными предлогами.

Задание 5. Поставте числительное и слово 17 статей в формы родительного, творительного и предложного падежей. Придумайте предложения, иллюстрирующие употребление двух любых числительных в указанных формах.

Образец: 459 рублей

Род. п. – четырехсот пятидесяти девяти рублей

Тв. п. – четырьмястами пятьюдесятью девятью рублями

Пр. п. – о четырехстах пятидесяти девяти рублях

Вариант 3 (фамилии на буквы Ж, З, И, К, Л.).

Задание 1. Напишите резюме, используя личные биографические данные

Задание 2. Напишите заявление с просьбой принять вас на должность механика.

Задание 3. В соответствии с правилами русской литературной нормы поставьте ударение в следующих словах, расставьте точки над Ё.

Завсегдатай, свекла, опека, умерший, апостроф, некролог, серфинг, холеный, желоб, риэлтер, арахис, генезис, досуг, завидно, шерстка, кашлянуть, намерение, нерадивый, мышление, дефис.

Искать: www.gramota.ru/slovari, ключевые слова для поиска в интернете УДАРЕНИЕ В СЛОВЕ (далее искомое слово)

Задание 4. Укажите, какие из приведенных предлогов употребляются с родительным падежом (чего?), а какие – с дательным падежом (чему?):

благодаря, в отношении к, в сторону, в отношении, во избежание, в целях, применительно к, сообразно, в целях, в течение, согласно, соответственно, вопреки, в продолжение, вследствие, в силу, по мере. Придумайте 5 предложений с данными предлогами.

Задание 5. Поставьте числительное и слово 5/8 метра в формы родительного, творительного и предложного падежей. Придумайте предложения, иллюстрирующие употребление двух любых числительных в указанных формах.

Образец: 459 рублей

Род. п. – четырехсот пятидесяти девяти рублей

Тв. п. – четырьмястами пятьюдесятью девятью рублями

Пр. п. – о четырехстах пятидесяти девяти рублях

Вариант 4 (фамилии на буквы М, Н, О.)

Задание 1. Напишите резюме, используя личные биографические данные

Задание 2. Напишите заявление с просьбой принять вас на должность механика.

Задание 3. В соответствии с правилами русской литературной нормы поставьте ударение в следующих словах, расставьте точки над Ё.

Средства, углубить, эксперт, ржаветь, закупорить, валовой, агент, острие, щелка, послушник, афера, заем, таможня, изобретение, пуловер, созыв, цепочка, оседлость, щавель, бюрократия.

Искать: www.gramota.ru/slovari, ключевые слова для поиска в интернете УДАРЕНИЕ В СЛОВЕ (далее искомое слово)

Задание 4. Укажите, какие из приведенных предлогов употребляются с родительным падежом (чего?), а какие – с дательным падежом (чему?):

благодаря, в отношении к, в сторону, в отношении, во избежание, в целях, применительно к, сообразно, в целях, в течение, согласно, соответственно, вопреки, в продолжение, вследствие, в силу, по мере. Придумайте 5 предложений с данными предлогами.

Задание 5. Поставьте числительное и слово 43499 штук в формы родительного, творительного и предложного падежей. Придумайте предложения, иллюстрирующие употребление двух любых числительных в указанных формах.

Образец: 459 рублей

Род. п. – четырехсот пятидесяти девяти рублей

Тв. п. – четырьмястами пятьюдесятью девятью рублями

Пр. п. – о четырехстах пятидесяти девяти рублях

Вариант 5 (фамилии на буквы П,Р.)

Задание 1. Напишите резюме, используя личные биографические данные

Задание 2. Напишите заявление с просьбой перевести вас в другой цех.

Задание 3. В соответствии с правилами русской литературной нормы поставьте ударение в следующих словах, расставьте точки над Ё.

Баловать, каучук, плесневеть, обеспечение, похороны, усугубить, творог, августовский, уведомить, благовест, маневры, блудница, вечеря, дремота, досуг, апостроф, красивее, вероисповедание, некролог, принудить.

Искать: www.gramota.ru/slovari, ключевые слова для поиска в интернете УДАРЕНИЕ В СЛОВЕ (далее искомое слово)

Задание 4. Укажите, какие из приведенных предлогов употребляются с родительным падежом (чего?), а какие – с дательным падежом (чему?):

благодаря, в отношении к, в сторону, в отношении, во избежание, в целях, применительно к, сообразно, в целях, в течение, согласно, соответственно, вопреки, в продолжение, вследствие, в силу, по мере. Придумайте 5 предложений с данными предлогами.

Задание 5. Поставьте числительное и слово трое детей в формы родительного, творительного и предложного падежей. Придумайте предложения, иллюстрирующие употребление двух любых числительных в указанных формах.

Образец: 459 рублей

Род. п. – четырехсот пятидесяти девяти рублей

Тв. п. – четырьмястами пятьюдесятью девятью рублями

Пр. п. – о четырехстах пятидесяти девяти рублях

Вариант 6 (фамилии на буквы С, Т, У, Ф.)

Задание 1. Напишите резюме, используя личные биографические данные

Задание 2. Напишите заявление с просьбой предоставить вам очередной отпуск.

Задание 3. В соответствии с правилами русской литературной нормы поставьте ударение в следующих словах, расставьте точки над Ё.

Гербовый, аналог, вестерн, торты, столяр, добыча, шарфы, договор, статуя, инсульт, намерение, мусоропровод, туфля, завсегдатай, арахис, сосредоточение, алкоголь, опека, щавель, облегчить.

Искать: www.gramota.ru/slovari, ключевые слова для поиска в интернете УДАРЕНИЕ В СЛОВЕ (далее искомое слово)

Задание 4. Укажите, какие из приведенных предлогов употребляются с родительным падежом (чего?), а какие – с дательным падежом (чему?):

благодаря, в отношении к, в сторону, в отношении, во избежание, в целях, применительно к, сообразно, в целях, в течение, согласно, соответственно, вопреки, в продолжение, вследствие, в силу, по мере. Придумайте 5 предложений с данными предлогами.

Задание 5. Поставьте числительное и слово сороковой размер в формы родительного, творительного и предложного падежей. Придумайте предложения, иллюстрирующие употребление двух любых числительных в указанных формах.

Образец: 459 рублей

Род. п. – четырехсот пятидесяти девяти рублей

Тв. п. – четырьмястами пятьюдесятью девятью рублями

Пр. п. – о четырехстах пятидесяти девяти рублях

Вариант 7 (фамилии на буквы Х, Ц, Ч, Ш,Щ.)

Задание 1. Напишите резюме, используя личные биографические данные

Задание 2. Напишите заявление с просьбой предоставить вам отпуск без сохранения содержания

Задание 3. В соответствии с правилами русской литературной нормы поставьте ударение в следующих словах, расставьте точки над Ё.

Партер, заговор, индустрия, творог, мастерски, бомбардировать, валовой, квартал, кухонный, обеспечение, таможня, фланель, ходатайство, щавель, принудить, афера, начать, одновременный, оседлый, флюорография.

Искать: www.gramota.ru/slovari, ключевые слова для поиска в интернете УДАРЕНИЕ В СЛОВЕ (далее искомое слово)

Задание 4. Укажите, какие из приведенных предлогов употребляются с родительным падежом (чего?), а какие – с дательным падежом (чему?):

благодаря, в отношении к, в сторону, в отношении, во избежание, в целях, применительно к, сообразно, в целях, в течение, согласно, соответственно, вопреки, в продолжение, вследствие, в силу, по мере. Придумайте 5 предложений с данными предлогами.

Задание 5. Поставьте числительное и слово полтора килограмма в формы родительного, творительного и предложного падежей. Придумайте предложения, иллюстрирующие употребление двух любых числительных в указанных формах.

Образец: 459 рублей

Род. п. – четырехсот пятидесяти девяти рублей

Тв. п. – четырьмястами пятьюдесятью девятью рублями

Пр. п. – о четырехстах пятидесяти девяти рублях

Вариант 8 (фамилии на буквы Э, Ю, Я.)

Задание 1. Напишите резюме, используя личные биографические данные.

Задание 2. Напишите заявление с просьбой зачислить вашего сына в детский сад.

Задание 3. В соответствии с правилами русской литературной нормы поставьте ударение в следующих словах, расставьте точки над Ё.

Платеж, вероисповедание, умерший, дефис, хребет, красивее, инсульт, заговор, похороны, главенство, мастерские, приобретение, иконопись, дремота, еретик, белесый, можжевеловый, вечеря (тайная), перенесший, маневр.

Искать: www.gramota.ru/slovari, ключевые слова для поиска в интернете УДАРЕНИЕ В СЛОВЕ (далее искомое слово)

Задание 4. Укажите, какие из приведенных предлогов употребляются с родительным падежом (чего?), а какие – с дательным падежом (чему?):

благодаря, в отношении к, в сторону, в отношении, во избежание, в целях, применительно к, сообразно, в целях, в течение, согласно, соответственно, вопреки, в продолжение, вследствие, в силу, по мере. Придумайте 5 предложений с данными предлогами.

Задание 5. Поставьте числительное и слово 957 студентов в формы родительного, творительного и предложного падежей. Придумайте предложения, иллюстрирующие употребление двух любых числительных в указанных формах.

Образец: 459 рублей

Род. п. – четырехсот пятидесяти девяти рублей

Тв. п. – четырьмястами пятьюдесятью девятью рублями

Пр. п. – о четырехстах пятидесяти девяти рублях

СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

СТИЛИ РЕЧИ

В зависимости от целей и задач, которые ставятся в процессе общения, происходит отбор языковых средств. В результате создаются разновидности единого литературного языка – функциональные стили.

Функциональный стиль – исторически сложившаяся в данном языковом коллективе разновидность литературного языка, представляющая собой относительно замкнутую систему, которая регулярно функционирует в определённой сфере общественной деятельности. Термин “функциональный стиль” подчёркивает, что разновидности литературного языка выделяются на основе той функции (роли), которую выполняет язык в каждом конкретном случае. Обычно различают следующие функциональные стили: 1) научный (научно-технический), 2) официально-деловой, 3) публицистический, 4) разговорно-обиходный.

Научный стиль сформировался в сфере научного познания. Основная функция научного общения – вывод нового знания о предмете, явлении, их свойствах и качествах. Главные свойства – точность и логичность изложения, отсутствие выражения эмоций.

Официально-деловой стиль используется для передачи информации в сфере управления обществом на всех его уровнях. Это стиль официальных документов (юридических, дипломатических, административных и др.). Главные черты – лаконичность, стандартность (использование характерных клише), отсутствие выразительных средств.

Резюме – документ, содержащий в себе основные сведения об образовании и профессиональной деятельности соискателя. При устройстве на работу оно рассылается по обычной или электронной почте, размещается в Интернете, передается по факсу или предъявляется лично перед собеседованием. Резюме должно быть убедительным и подчеркивать достоинства соискателя.

Основные требования к составлению резюме:

- краткость

- конкретность

- представление информации в соответствии с условиями вакансии

Образец резюме

100000, Казань, ул. Волкова, д.39, кв. 2

Телефон 8-902-555-55-55

Электронная почта login@domain.ru

Иванов Андрей Петрович

Сведения о себе

24.10.1973:

Образование

1990-1996 гг. МГУ, социологический факультет. Специальность – «Менеджмент организации»

Апрель 1999 г. Центр практической психологии «Психолог», Москва, Бизнес-тренинг «Эффект»

Учебный центр АВС, Москва. Семинары «Мастерство продаж», «Управление отделом продаж»

Опыт работы

[ даты ]

14.

1998-наст.вр. ABC International, Московское отделение, менеджер по продажам

Обязанности

Поиск клиентов в Москве и в регионах, ведение переговоров, выявление потребностей клиентов, заключение договоров, участие в организации семинаров

Опыт работы

1997-1998 гг. консалтинговая группа «Советы всем», Москва. Офис-менеджер

Обязанности

Обеспечение стабильной работы офиса, поддержание отношений с партнерами, первичная работа с клиентами, создание и ведение базы данных клиентов и конкурентов, деловая переписка

Опыт работы

Обязанности

Дополнительная информация

1999-2009 гг. «Краса и гордость», производство зимней обуви, PR-менеджер

Разработка PR-кампании, анализ деятельности конкурентов, составление промежуточных и финальных описательных отчетов

Персональный компьютер – опытный пользователь (MS Word, Exel, Access, 1C-бухгалтерия)

Иностранные языки – английский (устный, письменный – свободный), основы немецкого

Водительские права – категория В

Личные данные

Самостоятельность, ответственность, коммуникабельность, пунктуальность, гибкость, стрессоустойчивость, умение работать в команде.

Интересы и увлечения

Психология, литература, восточные единоборства

Заявление – документ, содержащий просьбу, предложение или жалобу какого-либо лица, адресованный организации или должностному лицу учреждения.

Структура заявления

  1. Наименование адресата – должность, фамилия, инициалы (в дательном падеже), пишется справа, наверху листа.
  2. Фамилия, инициалы подавшего заявление (в родительном падеже). Если заявление пишется на имя работника той же организации, к которой относится автор заявления, то последний должен указать свою должность после фамилии и инициалов, а если заявление адресовано в какую-либо иную организацию, то подающий заявление указывает свой адрес, пишется справа.
  3. Заголовочная часть (наименование документа пишется в се­редине листа с заглавной буквы).
  4. Текст заявления.
  5. Опись прилагаемых документов.
  6. Подпись заявителя (внизу справа).
  7. Дата подачи заявления (ниже подписи и слева листа, число и год пишутся цифрами, а месяц словами).

Образец заявления

Ректору СПбГУ

Л.А.Вербицкой

от Иванова Н.И.,

проживающего по адресу:

195311, С.-Петербург,

ул. Ленина, д.3, кв. 56

Заявление

Прошу принять меня на работу с 08.02.2009 на должность инспектора отдела кадров.

06 февраля 2009 г. Иванов Н.И.

Публицистический стиль – стиль средств массовой информации используется не только для передачи информации, но и для воздействия на мысли и чувства людей с целью убеждения в чём-либо. Для публицистического стиля характерна особая выразительность и эмоциональность.

Разговорно-обиходный стиль используется при неофициальном, бытовом, повседневном общении между людьми. Характерные черты – неполнота выражения и эмоциональность.

БОГАТСТВО РЕЧИ

Синонимы – это слова, которые звучат и пишутся по-разному, а по смыслу совпадают или очень близки. (Миг – момент; огромный – громадный ). Синонимы отличаются оттенками значений (хохотать – смеяться ) или по стилистической окраске (нехватка – дефицит ). В словаре синонимов обычно указывается синонимический ряд. Например: идти – шагать – ступать – топать (прост.), вышагивать, выступать, шествовать, переть (прост.) (Словарь синонимов. Под ред. А.П. Евгеньевой). В устной и письменной речи возникают ошибки в результате неправильно выбранного синонима. Например: Всё отобрал фашист, господствующий в их деревне (из сочинений абитуриентов). Правильно: хозяйничающий . Без четко организованной системы управления эти проекты не могут быть выполнены . Правильно: осуществлены .

Паронимами называются слова, сходные по звучанию, но разные по значению. Сравните слова: ритмический и ритмичный. Они имеют общий корень, близки по звуковому составу, но различаются по значению: ритмический – основанный на ритме; ритмичный – чувствующий ритм или обладающий ритмом.

Пример неправильного выбранного паронима: Он дал мне дружественный совет. Правильно: дружеский.

Представить – 1. Предъявить, сообщить, 2. познакомиться с кем-либо

3. ходатайствовать (о награде, о повышении), 4. составить, обнаружить, 5. изобразить, показать.

Предоставить – 1. отдать в чье-то распоряжение, пользование, 2. дать право, возможность сделать, осуществить что-либо, 3. разрешить действовать самостоятельно или оставить без присмотра.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ НОРМЫ

Орфоэпия – совокупность правил нормативного литературного произношения. В русском языке ударный гласный в слоге выделяется длительностью, интенсивностью и движением тона. Русское ударение нефиксированное (разноместное) и подвижное. В существительных иноязычного происхождения правильно поставить ударение можно, зная происхождение слова. Например пуло вер , потому что слово пришло из английского языка (pullover) нувори ш – из французского (nouveauriche).

Склонение числительных

В составе количественных числительных склоняется каждое слово. При смешанном числе существительным управляет дробь и оно употребляется в родительном падеже единственного числа: 7 2/3 кг (семь и две третьих килограмма , но семь килограммов ). Числительные полтора и полтораста имеют только две формы: И.+В. полтора , полтораста ; Р., Д., Т., П. полутора , полутораста . В сложных числительных от пятидесяти до восьмидесяти и от двухсот до девятисот склоняются обе части слова. Слово тысяча склоняется как существительное женского рода на -а.

Таблица №1

Подлежащее — слово или сочетание слов со значением количества

Подлежащее — сочетание с собирательными существительными большинство, множество, часть, ряд

Сказуемое в форме ед.ч.

Колебания в форме числа сказуемого (возможно употребление как ед.ч., так и мн.ч.)

Подлежащее — собирательное существительное, не имеющее зависимых слов: Большинство явилОсь вовремя

Подлежащее — собирательное существительное + зависимое слово в Р.п. ед.ч.: Большинство электоратА проголосовало за этого кандидата

Подлежащее — собирательное существительное + зависимое слово в Р.п. мн.ч.: Большинство сту-дентОВ знаЕТ/ знаЮТ это правило

Рекомендуемая форма сказуемого для предложений, в которых подлежащее — собирательное существительное + зависимое слово в Р.п. мн.ч.

Сказуемое в форме ед.ч.

Сказуемое в форме мн.ч.

Подлежащее называет неодушевленный предмет: Часть расчетов еще не законченА. Ряд заданий не выполнен.

Подлежащее называет одушевленный предмет, а сказуемое — его активное действие; причем подлежащее стоит перед сказуемым: Большинство участников конференции зарегистрировалИсь.

Подлежащее — собирательное существительное + несколько зависимых от него слов в Р.п. мн.ч.: Большинство делегатов, членов оргкомитета и приглашенных уже зарегистрированЫ (зарегистрировалИсь).

1. Подлежащее стоит после сказуемого: Прибыло большинство делегатов.

2. При собирательном существительном в составе подлежащего есть согласующееся с ним определение в форме ед.ч.: Остальная часть делегатов прибылА позже. Этот ряд заданий должен быть выполнен самостоятельно.

Подлежащее стоит перед сказуемым и имеет при себе причастный оборот или определительное придаточное предложение со словом «который», причем причастие или слово «который» стоит во мн.ч.: Большинство делегатов, прибывшИХ в наш город, уже зарегистрированы (зарегистрировались). Большинство делегатов, которЫЕ прибыли в наш город вчера вечером, уже зарегистрированЫ (зарегистрировалИсь).

Подлежащее и сказуемое оторваны друг от друга: Большинство делегатов, несмотря на неожиданно возникшие трудности организационного характера, уже зарегистрированЫ.

При подлежащем имеются однородные сказуемые: Большинство делегатов уже размещенЫ в гостиницах и зарегистрированЫ.

Именная часть составного сказуемого имеет форму мн.ч.: Большинство делегатов являЮтся иногороднИМИ.

Таблица №2

Использование предлогов

 

 

 

для выражения значения причины

по чему? (по вине, по небрежности)

благодаря чему? (благодаря решительным действиям)

вследствие чего? (вследствие болезни)

ввиду чего? (ввиду отсутствия)

в силу чего? (в силу решения комиссии)

по причине чего? (по причине халатности)

в связи с чем? (в связи с переходом на другую работу)

для указания на мотивы создания документа

сообразно чему? (сообразно имеющимся знаниям)

в соответствии с чем? (в соответствии с занимаемой должностью)

согласно чему? (согласно постановлению)

вопреки чему? (вопреки заявлению)

для указания цели написания документа

во избежание чего? (во избежание разночтений)

во исполнение чего? (во исполнение решения)

в целях чего ? (в целях улучшения) с целью чего? (с целью налаживания)

для выражения значения времени

в течение чего? (в течение всего срока действия)

в продолжение чего? (в продолжение месяца)

впредь до чего? (впредь до особого распоряжения)

по мере чего? (по мере поступления запросов)

для обозначения тематики документа

по чему? (меры по улучшению)

о (об) чем? (справка о проживании)

в отношении кого? чего? (в отношении мер, предпринимаемых...)

касательно чего? (касательно договора)

в отношении к кому? чему? (меры, предпринимаемые в отношении к Иванову И. И.)