Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 16

 

Поиск            

 

Среднетехнический факультет

 

             

Среднетехнический факультет

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Кемеровский технологический институт пищевой промышленности

СРЕДНЕТЕХНИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Утверждено:

Зав. заочным отделением

________Н. В. Львова

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И ВАРИАНТЫ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

по дисциплине СД.04 «Аудит»

для студентов специальности 080110 «Экономика и бухгалтерский учет (на предприятиях пищевой промышленности)» направления 0801100 «Экономика»

заочная форма обучения

Составил:
преподаватель филиала
кафедры БУАиА
Молдованова О. Л.
Утверждено:
на заседании филиала
кафедры БУАиА
протокол №___ от ______
Зав. филиалом кафедры

___________О. А. Коньшина

Кемерово 2010

ВВЕДЕНИЕ

Любая предпринимательская деятельность предусматривает две цели: получение максимальной прибыли; создание доверия к имени фирмы. Обе эти цели взаимодополняют друг друга. В основе этих целей лежит одно непременное условие - существование жесткой системы контроля, который может быть эффективным в случае, если осуществляется органами, независимыми от проверяемой организации. Такой контроль может осуществляться только аудиторами.

Учебная дисциплина «Аудит» изучается студентами заочного отделения специальности 080110 на V курсе (9 семестр). Учебная дисциплина «Аудит» является специальной, устанавливающей базовые знания, необходимые для получения профессиональных навыков. Дисциплина «Аудит» базируется на знаниях и умениях, полученных при изучении дисциплин «Бухгалтерский учет», «Налоги и налогообложение», «Анализ финансово-хозяйственной деятельности».

Цель курса «Аудит» - дать студентам теоретические знания по основам организации аудиторской деятельности, привить навыки проведения проверок различных участков бухгалтерского учета.

В рамках освоения дисциплины «Аудит» формируется:

- понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии, устойчивого интереса к ней;

- освоение профессиональной лексики;

- готовность к профессиональному росту, приобретению новых знаний, стремление к самосовершенствованию;

- способность к системному действию в профессиональной ситуации, к анализу своей деятельности.

Контрольная работа состоит из 10 вариантов. Номер варианта определяется по последней цифре шифра личного дела студента.

Контрольная работа состоит из одного теоретического вопроса и двух практических заданий.

После изучения данного курса студенты должны:

- знать Федеральный закон «Об аудиторской деятельности»;

- знать порядок осуществления аудиторской деятельности;

- уметь проводить проверку ведения бухгалтерского учета, делать выводы и предложения по ее результатам;

- уметь пользоваться экономической и нормативной документацией в своей профессиональной деятельности.

- знать стандарты аудита;

- знать этику аудитора.

Данное учебно-методическое пособие содержит:

1. Методические рекомендации для выполнения студентами контрольных работ.

2. Десять вариантов контрольных работ.

3. Вопросы для подготовки к экзамену.

4. Список рекомендуемой литературы.

Методические рекомендации для выполнения контрольных работ

Процесс самостоятельной работы студента в межсессионный период – это сложный процесс, который включает в себя несколько этапов:

- Систематическая работа над учебным материалом (не менее 3-4 часа в день);

- Глубокое изучение и конспектирование рекомендованной литературы;

- Изложение темы на основе изученного материала;

- Самоконтроль;

- Оформление контрольной работы.

1. Составление библиографии по теме

Составление библиографии по теме (подбор литературы) требует от студента особого внимания и труда. Хорошо составленная библиография является залогом успеха над контрольной работой. Кроме рекомендованной литературы (учебной) изложенной в каждом варианте, необходимо пользоваться дополнительной как учебной, так и нормативной литературой. Для более полного понимания и раскрытия сути вопросов рекомендуется использовать федеральные правила стандарты аудиторской деятельности.

При чтении литературы необходимо делать выписки в специальную тетрадь. При конспектировании литературы надо указывать источник (фамилию, инициалы автора, название работы, издание, год, страницы) для того, чтобы потом этот источник занести в перечень используемой литературы.

2. Сбор и обработка фактического материала

Данные из учебных пособий, учебной литературы, данные из справочника выписываются отдельно. Очень ценно, если в контрольной работе студентами используется материал с места своей работы, и подкреплен практическими данными.

Собранный материал необходимо сгруппировать, систематизировать, при необходимости составить графики, схемы, таблицы.

Написание текста и оформление работы

Содержание работы раскрывается в соответствии с заданием по своему шифру. Ответы на вопросы должны быть изложены творчески, самостоятельно, а не путем механического списывания с учебника. Качество работы оценивается, прежде всего, по тому насколько самостоятельно и правильно студент раскроет содержание главных вопросов темы и покажет свои знания рекомендованной литературы.

При изложении теоретических вопросов особое внимание следует уделять глубокому освещению вопросов, правильно увязать теоретический материал с практикой, учесть российскую действительность, необходимость овладения работы с документами, оформленными по государственному стандарту.

Изложение должно осуществляться логически последовательно и в соответствии с заданием.

При выполнении контрольной работы:

- необходимо написать все вопросы задания;

- изложить ответы на вопросы с обязательным указанием литературы;

- составить требуемый документ со всеми необходимыми реквизитами;

- ответы на вопросы должны быть четкими, ясными, не содержащими лишней информации.

Очень важно, чтобы текст работы был написан простым, ясным языком, чтобы основные положения работы были правильно и четко сформулированы. Поэтому целесообразно в начале работу написать в черновик, затем тщательно отредактировать, внести необходимые изменения, дополнения, а затем переписать начисто.

Большое значение имеет правильное техническое оформление работы, к которому предъявляются следующие требования:

- работа должна быть написана любыми чернилами (кроме красной и зеленой пасты), разборчивым почерком, без помарок и перечеркивания написанного;

- каждая новая мысль начинается с новой строки;

- слова необходимо писать полностью, допуская только общепринятые сокращения (О.Р.Д.,ЕГСД, КЗоТ и т.д.);

- при заполнении листа необходимо соблюдать расположение текста в соответствии с ГОСТом 6-38-90. С левой стороны оставляются поля не менее 20мм для возможных замечаний рецензентом;

- все листы должны быть пронумерованы;

- в конце работы приводится список фактически использованной литературы;

- список составляется в алфавитном порядке их авторов с указанием фамилии, инициалов, названия учебника, места и года издания;

- при использовании тетради в клетку следует писать через строчку;

- на титульном листе (обложка тетради) указывается порядковый номер контрольной работы, наименование предмета, шифр, вариант, специальность, курс, фамилия, имя, отчество, полный домашний адрес;

- в конце работы ставится дата отправки контрольной работы и подпись.

К выполнению контрольной работы нужно приступить заблаговременно с тем, чтобы представить ее на заочное отделение в установленные сроки и до начала экзаменационной сессии получить на нее рецензию, учесть замечания преподавателя при подготовке к экзамену.

Темы дисциплины, выносимые на домашнюю контрольную работу

1

История развития аудита

2

Сущность, цели и виды аудита

3

Законодательная и нормативная база аудита

4

Организация деятельности аудиторов

5

Права, обязанности, этика аудитора

6

Организация проведения аудита. Подготовительный этап

7

Планирование аудита

8

Проведение аудиторской проверки

9

Заключительный этап аудиторской проверки

Варианты контрольной работы:

Вариант 1

Виды аудита. Экономические субъекты, подлежащие обязательной аудиторской проверке.

Сначала необходимо дать характеристику внутреннему и внешнему аудиту, затем инициативному и обязательному.

Далее следует перечислить организации, которые подлежат ежегодной обязательной аудиторской проверке по критериям: организационно-правовая форма; вид деятельности; финансовые показатели.

Вариант 2

Права и обязанности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.

Ответ на вопрос следует начинать с расшифровки понятий «Аудитор» и «Аудиторская организация»; необходимо указать, какую организационно-правовую форму должна иметь аудиторская фирма и какое количество аттестованных аудиторов должно быть в фирме. Затем нужно перечислить права и обязанности аудиторов и аудиторских фирм.

Вариант 3

Понятие аудиторской деятельности. Функции аудиторских фирм.

Ответ на данный вопрос должен содержать определение аудиторской деятельности; цели аудита; информацию о нормативных документах, регулирующих аудиторскую деятельность в России, также необходимо перечислить сопутствующие аудиту услуги, которые могут оказывать аудиторские фирмы.

Вариант 4

Аттестация на право осуществления аудиторской деятельности. Этика аудита..

При ответе на вопрос следует дать понятие аттестации на право осуществления аудита; перечислить требования, предъявляемые к претендентам на получение квалификационного аттестата аудитора; рассмотреть порядок проведения аттестации, основания порядок аннулирования квалификационного аттестата

аудитора. Затем нужно раскрыть понятие «Этика аудита»; указать, какими качествами должен обладать аудитор; что включает в себя понятие «Независимость аудитора».

Вариант 5

Планирование аудита.

Нормы, применяемые при планировании аудита бухгалтерской отчетности экономического субъекта, отражены в стандарте аудиторской деятельности №1 «Планирование аудита». Для ответа на данный вопрос нежно описать предварительный этап планирования аудита, рассмотреть каким образом аудитор получает общую информацию о предприятии. Затем необходимо дать определения плана и программы аудита, сформулировать принципы их подготовки, а также описать порядок их составления.

Вариант 6

Документирование аудита.

Общие принципы документирования аудита раскрыты в стандарте аудиторской деятельности №2 «Документирование аудита». При ответе на вопрос следует рассмотреть значение аудиторской документации, ее состав, требования, предъявляемые к форме и содержанию рабочей документации аудита, а также описать порядок составления и хранения рабочей документации.

Вариант 7

Оценка аудиторского риска и материальности.

Сначала следует дать определение аудиторского риска, охарактеризовать два метода его оценки: интуитивный (оценочный) и количественный. При характеристике количественного метода нужно рассмотреть внутренний, контрольный и процедурный виды рисков. Затем необходимо дать понятие материальности (существенности), индуктивному и дедуктивному методам ее оценки, рассмотреть порядок расчета уровня существенности. Вопросы оценки уровня существенности и аудиторского риска определены в стандарте аудиторской деятельности №14 «Существенность и аудиторский риск».

Вариант 8

Аудиторские доказательства.

Прежде всего нужно дать определение аудиторских доказательств, рассмотреть их виды: внутренние, внешние и смешенные. Затем следует перечислить источники получения аудиторских доказательств, описать методы их получения. Требования, предъявляемые к аудиторским доказательствам, отражены в стандарте аудиторской деятельности №1 «Аудиторские доказательства».

Вариант 9

Аудиторское заключение.

При ответе на вопрос необходимо дать определение аудиторского заключения, указать из каких частей оно состоит, охарактеризовать каждую часть (вводную, аналитическую и итоговую). Затем нужно рассмотреть виды аудиторского заключения; положительное, отрицательное и отказ от составления заключения. Следует указать в соответствии с какими нормативными документами составляется аудиторское заключение, дать понятие заведомо ложного аудиторского заключения. Единый порядок составления аудиторского заключения установлен в стандарте аудиторской деятельности №31 «Порядок составления аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности»

Вариант 10

Аудиторская выборка.

Правила выборки данных из проверяемой совокупности и оценки результатов полученной таким образом информации отражены в стандарте аудиторской деятельности №5 «Аудиторская выборка». Для ответа на вопрос следует раскрыть понятие аудиторской выборки, дать определения репрезентативности выборки, объему выборки. Затем нужно рассмотреть методы отбора элементов выборки: систематический, произвольный и метод бессистемного отбора. Далее следует указать, как распространяются результаты выборки на всю совокупность.

Методические указания по выполнению практического задания №1

1. Проанализируйте ситуацию.

2. Определите имеющиеся несоответствия нормативным актам (Закону РФ «Об
аудиторской деятельности»), нарушения этических норм.

3. Сформулируйте суть несоответствий в произвольной форме.

Практическое задание №1

Вариант 1

Аудиторская фирма создана три года назад, с тех пор она расширилась, имеет сеть филиалов. Фирма оказывает аудиторские услуги, но, как правило, дополнительно организует консультации по вопросам налогообложения, причем эти консультации превышают долю аудиторских услуг в общей работе. Нарушает ли фирма нормы законодательства?

Вариант 2

Аудит предприятия «Заря» проводят три аудитора, один из них близкий друг заместителя генерального директора предприятия «Заря». Имеет ли место нарушение этических принципов, если да, то каких, как преодолеть эти нарушения?

Вариант 3

На предприятии, производящем кондитерские изделия, проводится аудит. Аудиторов угощают чаем с кондитерскими изделиями и дарят по коробке конфет каждый день их пребывания на предприятии. Нарушаются ли этические нормы. Как должны поступать аудиторы?

Вариант 4

В организации «Контакт» проведен аудит, нарушений не выявлено, и директор организации преподнес аудиторам ценные подарки. Как должны поступить аудиторы?

Вариант 5

В ходе аудита предприятия «Бриллиант» выявлены нарушения по уплате налогов. Директор предприятия преподнес каждому аудитору путевки для отдыха и попросил дать положительное аудиторское заключение. Объяснить действия аудиторов в данной ситуации.


Вариант 6

Предприниматель путешествует совместно с аудитором на протяжении
нескольких недель по Дальнему Востоку. Во время путешествия он соединяет
приятное с полезным: ищет возможность долевого участия в различных
предприятиях. Аудитор должен консультировать по вопросам

капиталовложений, а также провести проверку годовой отчетности товарищества, членом которого является предприниматель. Можно ли, исходя из принципа независимости, дать однозначную оценку деятельности аудитора как консультанта и аудитора, проводящего проверку годовой отчетности?

Вариант 7

Во время проведения проверки годовой отчетности аудитор узнал о том, что его заказчик собирается купить конкурирующее предприятие. Если данный факт станет известным, поднимается курс акций конкурирующего предприятия. Аудитор не отказывается от возможности при помощи посредника купить акции этого предприятия и таким образом обеспечить себе высокую прибыль. Нарушает ли он при этом свои профессиональные обязанности?

Вариант 8

У директора предприятия «Барс» Старкова Д.Б. есть сын Александр, который имеет бухгалтерское образование и планирует стать аудитором. Александр владеет пятью акциями предприятия отца. В предприятии «Барс» проводится аудит фирмой «Луч», от имени которой Александр назначен членом аудиторской группы. Имеет ли место конфликт интересов? Если да, то указать пути его преодоления.

Вариант 9

На протяжении нескольких лет клиент обращается к услугам одной и той же аудиторской фирмы для подтверждения годовой отчетности. В течение всего времени взаимоотношений в проверке участвует одна и та же бригада аудиторов, сотрудники которой из года в год специализируются на аудите конкретных «своих» участков («Основных средств», «Товаров» и т.п.) Каковы преимущества или недостатки сложившейся ситуации?

Вариант 10

Аудиторская фирма, в которой вы работаете, была приглашена в качестве аудитора телевизионной компании. Ваша жена работает в этой компании менеджером по сбыту. Может ли ваша фирма принять это предложение?


Практическое задание №2

На основании данных для выполнения задачи необходимо:

1. Составить бухгалтерские проводки.

2. Определить финансовый результат от реализации продукции.

3. Сравнить полученный финансовый результат с данными предприятия.

4. Сделать вывод.

5. Выбрать вид аудиторского заключения.

6. Составить аудиторское заключение:

а) вводную часть

б) аналитическую часть

в) итоговую часть.

Данные для выполнения задачи

На предприятии были осуществлены следующие хозяйственные операции:

Таблица 1 – Хозяйственные операции ОАО «Хлеб»за январь 201_г.

Хозяйственные операции

1

в-т

2

в-т

3

в-т

4

в-т

5

в-т

6

в-т

7

в-т

8

в-т

9

в-т

10

в-т

1. Отражена задолженность покупателей за отгруженную продукцию

50 т.р.

52 т.р.

50 т.р.

60 т.р.

63 т.р.

76 т.р.

70 т.р.

50 т.р.

55 т.р.

66 т.р.

2. Списана производственная себестоимость реализованной продукции

30 т.р.

36 т.р.

40 т.р.

45 т.р.

50 т.р.

55 т.р.

60 т.р.

35 т.р.

40 т.р.

45 т.р.

3. Списаны расходы на продажу

2 т.р.

3 т.р.

4 т.р.

6 т.р.

5,5 т.р.

6 т.р.

6,5 т.р.

3 т.р.

4 т.р.

5 т.р.

4. Начислен НДС

8,3 т.р.

8,6 т.р.

8,3 т.р.

10 т.р.

10,5 т.р.

12,6 т.р.

11,6 т.р.

8,3 т.р.

9,1 т.р.

11 т.р.

По данным предприятия финансовый результат от реализации продукции составил:

Таблица 2 – Финансовый результат деятельности ОАО «Хлеб»

Показатель

1

в-т

2

в-т

3

в-т

4

в-т

5

в-т

6

в-т

7

в-т

8

в-т

9

в-т

10

в-т

Сумма

9 т.р.

7,4 т.р.

6,7 т.р.

2 т.р.

4 т.р.

4 т.р.

10 т.р.

4,7 т.р.

2 т.р.

3 т.р.

Бухгалтерская проводка

Д 90

К 99

Д 90

К 99

Д 99

К 90

Д 99

К 90

Д 99

К 90

Д 90

К 99

Д 99

К 90

Д 90

К 99

Д 90

К 99

Д 90

К 99

Методические указания по выполнению практического задания

1. На основании хозяйственных операций заполнить журнал регистрации хозяйственных операций.

Таблица 3 – Журнал регистрации хозяйственных операций

Хозяйственные

операции

Сумма, т.р.

Корреспонденция счетов

операции

Дебет

Кредит

2. Определить финансовый результат от реализации продукции (прибыль или
убыток), составить бухгалтерскую проводку.

3. Сравнить полученный финансовый результат с результатом по данным
предприятия.

4. Сделать вывод о правильности определения финансового результата от
реализации продукции на предприятии,

5. Выбрать вид аудиторского заключения; безусловно-положительное, условно-положительное, отрицательное, отказ от составления аудиторского заключения.

6. Составить аудиторское заключение: вводную, аналитическую и итоговую часть, используя «Порядок составления аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности».

Вопросы для подготовки к экзамену:

1. Сущность, цели и виды аудита.

2. Раскрыть понятие сопутствующих аудиту услуг.

3. Назовите основные документы по правовому регулированию аудиторской деятельности.

4. Аттестация на право заниматься аудиторской деятельностью.

5. Экономические субъекты, подлежащие ежегодной аудиторской проверки.

6. Права и обязанности аудиторов.

7. Этика профессиональных аудиторов России.

8. Основные этапы планирования аудита.

9. Аудиторские доказательства, их виды.

10. Методы получения аудиторских доказательств.

11. Аудиторское заключение и его структура.

12. Виды аудиторских заключений.

13. Аудиторская выборка.

14. Аудиторский риск.

15. Оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля.

Список рекомендуемой литературы:

 

 

 

Порядковый номер и библиографическое описание рекомендуемого источника литературы

Шифр библиотеки СТФ

Планируемое число студентов пользователей

Число экземпляров, выделяемое библиотекой на данный поток студентов

1

2

3

4

Основная литература

Подольский, В. И. Аудит. 3-е изд. испр. и доп. – М.: Академия, 2004.- 288с.

65.053

П44

50

70

Подольский, В. И. Задачник по аудиту. 2-е изд. – М.: Академия, 2005.- 240с.

65.053.8

П44

50

10

Дополнительная литература

1. Федеральный закон №309-ФЗ от 31.12.2008г. «Об аудиторской деятельности»

2. Федеральные правила стандарты аудиторской деятельности (ФПСАД)

Учебно-методические разработки филиала кафедры

1. Аудит: Учебно-методический комплекс/ Составитель Е. А. Анисимова. – Кемерово, 2004 – 98с.

65.053.8

А93

60

60