Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 16

 

Поиск            

 

Указания методические по выполнению выпускной квалификационной работы

 

             

Указания методические по выполнению выпускной квалификационной работы

Российская Академия предпринимательства

Челябинский филиал

Кафедра «Бухгалтерский учет и финансы»

А.В. Башарина, Н.Ю.Черненко

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ

ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

(для студентов специальности

080109.65 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»)

Челябинск

2008


УДК 657.1.01(075.8)

Ч-491

Методические указания по выполнению выпускной квалификационной работы / Сост. А. В. Башарина, Н.Ю. Черненко. – Челябинск, 2008. – 152 с.

В методических указаниях представлены основные требования, предъявляемые к содержанию и оформлению выпускной квалификационной работы, даны образцы оформления ее структурных элементов.

Методические указания предназначены для студентов-дипломников, а также преподавателей и специалистов-практиков, осуществляющих руководство выпускными квалификационными работами по специальности 080109.65 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит». Материалы пособия могут также использоваться внешними рецензентами при оценке качества выпускных квалификационных работ и оформлении внешней рецензии.

© Челябинский филиал РАП, 2008.

© Башарина А.В., Черненко Н.Ю., 2008.


Содержание

Введение ………………………………………………………………………

6

1 Выбор темы ВКР и оформление организационных документов………...

10

2 Подбор и изучение необходимых учебно-методических и законодательно-правовых источников ………………………………………

12

3 Разработка детализированного плана ВКР………………………………..

13

4 Структура и содержание ВКР……………………………………..………...

14

5 Требования к оформлению ВКР…………………………………………….

21

5.1 Формат страницы и размер полей………………………………………...

21

5.2 Общие требования к оформлению текста ……………………………….

22

5.3 Нумерация страниц…………………………………………………….….

25

5.4 Таблицы…………………………………………………………………….

28

5.5 Перечисления ……………………………………………...........................

42

5.6 Иллюстрации ………………………………………………………………

44

5.7 Формулы.…………………………………………………………………...

46

5.8 Сокращения………………………………………………………………...

52

5.9 Структурные составляющие ВКР………...................................................

53

5.9.1 Титульный лист ………………………………………………………….

54

5.9.2 Задание на ВКР и календарный график ее выполнения ……………...

55

5.9.3 Заключение о допуске к защите ………………………………………..

55

5.9.4 Аннотация .……………………………………………………………….

56

5.9.5 Содержание ……………………………………………………………...

57

5.9.6 Введение …………………………………………………………………

59

5.9.7 Разделы, подразделы, пункты, подпункты ……………………………

59

5.9.8 Заключение ………………………………………………………………

63

5.9.9 Список использованных источников

5.9.9.1 Ссылки на использованные источники………………………………

63

5.9.9.2 Общие требования к оформлению списка …………………………..

65


5.9.9.3 Общие требования к оформлению библиографического описания………………………………………………………………………..

65

5.9.9.4 Библиографическое описание книг и электронных ресурсов………

68

5.9.9.5 Библиографическое описание статей из научных сборников, газет и журналов ……………………………………………………………………..

80

5.9.9.6 Библиографическое описание нормативных правовых актов…….

82

5.9.10 Приложения……………………………………………………………..

83

6 Отзыв научного руководителя………………………………………………

86

7 Нормоконтроль и допуск работы к защите………………………………...

88

8 Доклад и иллюстрации к нему ……………………………………………...

89

9 Рецензия на ВКР……………………………………………………………..

92

10 Процедуры предварительной защиты и защиты ВКР……………………

93

Приложение А. Темы ВКР…………………………………………………….

95

Приложение Б. Бланк заявления на закрепление за студентом темы ВКР...

100

Приложение В. Пример оформления задания на ВКР……………………..

102

Приложение Г. Пример оформления календарного графика выполнения ВКР……………………………………………………………………………..

104

Приложение Д. Пример детализированного плана ВКР на тему «Учёт, анализ и аудит вексельных операций (на примере ПСФ «Акид»)»………..

106

Приложение Е. Примеры оформления титульного листа ВКР……………..

109

Приложение Ж. Пример оформления заключения директора ЧФ РАП о допуске к защите ВКР……………………………………………………….

112

Приложение К. Пример оформления аннотации ВКР на тему «Оптимизация формы бухгалтерского учета и системы налогообложения малого предприятия (на примере ООО «Трасса»)»…………………………

114

Приложение Л. Пример содержания ВКР на тему «Учёт, анализ и аудит вексельных операций (на примере ПСФ «АКИД»)»………………………..

116


Приложение М. Пример введения ВКР на тему «Учетная политика организации (на примере ООО «Белрост»)»………………………………...

119


Приложение Н. Пример заключения ВКР на тему «Учёт, анализ и аудит вексельных операций (на примере ПСФ «АКИД»)»…………………….….

123

Приложение П. Пример заключения ВКР на тему «Особенности бухгалтерского учета в страховых организациях (на примере Челябинского филиала ОСАО «Ресо-Гарантия»)»…………………….……

128

Приложение Р. Примеры библиографических описаний…………………...

132

Приложение С. Пример оформления аннотации, прикладываемой к ВКР..

137

Приложение Т. Пример отзыва научного руководителя о ВКР…………....

139

Приложение У. Пример оформления титульного листа иллюстраций по ВКР……………………………………………………………………..……

142

Приложение Ф. Примеры иллюстраций к докладу по ВКР………………...

144

Приложение Х. Пример рецензии на ВКР.…………………………………..

150


введение

Выпускная квалификационная работа (ВКР) является заключительным этапом обучения студентов в высшем учебном заведении, самостоятельной аналитической работой, в которой излагаются обоснованные разработки для решения актуальных практических или научных задач на основе знаний по главным дисциплинам специальности.

Согласно Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования по специальности 060500 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» выпускная квалификационная работа экономиста по данной специальности представляет собой законченную разработку, в которой должны быть изложены вопросы рациональной организации бухгалтерского учета, экономического анализа и аудита (или отдельного из них) на одном из их участков.

ВКР имеет своей целью систематизировать полученные знания, а также определить уровень и подготовленность к самостоятельной работе выпускника в соответствии с полученной специальностью.

К защите ВКР допускаются студенты, успешно завершившие в полном объеме освоение основной образовательной программы по направлениям подготовки (специальности) высшего профессионального образования, разработанной Академией в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и успешно прошедшие все другие виды итоговых аттестационных испытаний.

Задачами ВКР являются:

1) дальнейшая систематизация, закрепление и расширение полученных в Академии теоретических и практических знаний по бухгалтерскому учету, аудиту и экономическому анализу деятельности организации;

2) развитие навыков самостоятельной работы и овладение методикой научного исследования при решении разрабатываемых проблемных вопросов;

3) выявление степени подготовленности студентов к самостоятельной практической работе по специальности.

ВКР должна раскрыть способности выпускника к применению полученных в Академии знаний для творческого изучения и решения конкретных задач.

К ВКР предъявляются следующие требования:

1) высокий теоретический уровень;

2) раскрытие экономической сущности исследуемой проблемы с современных позиций;

3) самостоятельность в написании работы, критический подход к действующей в организации практике учета и анализа;

4) освещение различных точек зрения по затронутым в работе дискуссионным вопросам с обязательной формулировкой своего отношения к ним, причем позиция автора должна быть обоснована;

5) содержание конкретных предложений, направленных на совершенствование методологии, организации и автоматизации учета, а так же методики проведения экономического анализа;

6) написание экономически грамотным языком и правильное оформление работы.

Процесс подготовки и защиты ВКР состоит из ряда последовательных этапов:

1) выбор темы ВКР и написание заявления на имя заведующей кафедрой о закреплении выбранной темы за студентом. Затем студенту назначается научный руководитель;

2) подбор и изучение необходимых учебно-методических и законодательно-правовых источников для написания ВКР;

3) разработка детализированного плана ВКР;

4) оформление организационных документов (задания на ВКР, календарного графика выполнения ВКР);

5) изучение требований к оформлению работы;

6) написание работы;

7) подготовка к предзащите ВКР: разработка тезисов доклада и иллюстраций к докладу;

8) прохождение предварительной защиты ВКР;

9) возможные корректировки ВКР в соответствии с недостатками, выявленными в результате предзащиты;

10) подписание работы научным консультантом или научным руководителем (хронологически – вторая подпись);

11) прохождение нормоконтроля;

12) подготовка к защите ВКР: возможная корректировка тезисов доклада и иллюстраций к нему в соответствии с выявленными на этапе предварительной защиты недостатками;

13) защита ВКР.

Целью данных методических указаний является оказание помощи студентам-дипломникам в эффективной организации процесса выполнения ВКР. Для достижения поставленной цели при написании данных методических указаний использованы следующие законодательные и нормативные акты РФ, учебные пособия:

1) Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 060500 «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит», квалификация экономист [Утв. Министерством образования Российской Федерации 17.03.2000]. – СПС «Гарант», 2008;

2) Об утверждении Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации: Приказ Министерства образования Российской Федерации [от 25.03.2003 № 1155]. – СПС «Гарант», 2008;

3) ГОСТ 7.32-2001 Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления. – Взамен ГОСТ 7.32-91 ; введ. 2002–07–01. – Минск : Межгос. совет по стандартизации, метрологии и сертификации ; М. : Изд-во стандартов, 2002. – 19 с.;

4) ГОСТ 7.1–2003 Библиографическая запись. Библиографическое описание. – Взамен ГОСТ ГОСТ 7.1-84, ГОСТ 7.16-79, ГОСТ 7.18-79, ГОСТ 7.34-81, ГОСТ 7.40-82 ; введ. 2004–07–01. – М. : Издательство стандартов, 2004. – 169 с.;

5) Старцев, Н.Е. О подготовке к Государственной итоговой аттестации для студентов всех специальностей / Н.Е. Старцев. – М.: Всероссийский заочный финансово-экономический институт, 2005;

6) Методические рекомендации по выполнению выпускной квалификационной работы по специальностям 060400 «Финансы и кредит», 060500 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит». – Челябинск: Издательство ЧГИ, 2005;

7) : подготовка, защита, оформление / сост. Н.В. Киреева. – Челябинск: [б. и.], 2007. – 72 с.


1 выбор темы ВКР и оформление

организационных документов

Начальным этапом процесса подготовки и защиты ВКР является выбор студентом темы работы. При выборе темы работы студент должен руководствоваться, прежде всего, следующей информацией:

1) в какой сфере предполагает работать или работает студент;

2) характеристикой организации, на которой предполагает работать или работает студент;

3) видом бухгалтерской работы, которую выполняет или будет выполнять студент;

4) актуальностью темы для организации;

5) производственной необходимостью углубленного изучения какого-либо теоретического материала.

Список тем ВКР доводится до сведения студентов не позднее, чем за 4 месяца до начала их выполнения. Примерный перечень тем ВКР приведен в приложении А.

Студенту предоставляется право самостоятельного выбора темы ВКР на основании примерной тематики, а так же с учетом заказов организаций на исследование конкретных вопросов применительно к особенностям деятельности.

Утверждение темы ВКР происходит на основании заявления студента, написанного им на имя заведующего выпускающей кафедрой. Бланк заявления (приложение Б) студент может получить у методиста, либо оформить самостоятельно в точном соответствии с образцом. Как видно из приложения Б, заявление оформляется в двух экземплярах. Первый экземпляр остается в ЧФ РАП и служит основанием для формирования приказа об утверждении тем ВКР. Также этот экземпляр заявления содержит контактные данные студента. Второй экземпляр, после его подписания заведующим кафедрой, возвращается студенту и содержит точную формулировку темы ВКР, которая будет указываться на титульном листе и других листах работы.

В заявлении на закрепление темы ВКР студент может указать предполагаемого научного руководителя, а также назвать предприятие, на материалах которого будет выполняться работа.

Заведующий выпускающей кафедрой рассматривает и утверждает заявления, назначает научных руководителей (консультантов), которые будут и руководителями преддипломной практики.

Во время преддипломной практики студент должен предварительно выполнить практическую часть ВКР, то есть выявить особенности учета исследуемого объекта, провести анализ, аудит, разработать рекомендации по устранению выявленных недостатков. При этом необходимо собрать копии документов, которые в дальнейшем могут использоваться как приложения к ВКР. Во время преддипломной практики может выясниться, что выбранная тема работы не актуальна для базовой организации, либо не соответствует обычному объему ВКР (поставлена слишком широко или узко). В этом случае тема ВКР подлежит изменению. Для этого студенту необходимо вновь написать заявление на закрепление новой темы ВКР (по той же форме, приведенной в приложении Б) и во время преддипломной практики работать по вновь утвержденной теме. После преддипломной практики и защиты отчета на основе ранее поданных студентами заявлений кафедра формирует проект приказа об утверждении тем ВКР. После подписания директором Челябинского филиала РАП данного приказа тема ВКР изменена быть не может.

После выбора темы и ее утверждения научный руководитель совместно со студентом оформляют задание на ВКР (приложение В). После получения задания студент должен составить календарный график выполнения работы (приложение Г). График подписывается студентом и научным руководителем (консультантом).


2 подбор и изучение необходимых

учебно-методических

и законодательно-правовых источников

Подбор необходимых учебно-методических и нормативных правовых источников для написания ВКР производится студентом самостоятельно после утверждения темы работы. При этом необходимо обратиться к каталогам библиотек. Необходимо также использовать материалы лекций и семинарских занятий, учебно-методические комплексы по соответствующим дисциплинам, законодательно-правовые источники, информационные ресурсы справочно-правовых систем (Гарант, Консультант+ и т.п.), Интернет. Не допустимо использовать учебники, в которых не учтены последние изменения нормативных правовых актов.

Подбирая учебно-методические источники, следует обращаться преимущественно к изданиям последних лет. Используемые нормативные правовые акты должны быть в последней редакции.

Самостоятельная работа при подборе необходимых учебно-методических и законодательно-правовых источников не исключает, а наоборот, предполагает систематические консультации с научным руководителем (консультантом).

Предварительное ознакомление с отобранными информационными источниками необходимо для получения ясного представления о круге вопросов, охватываемых темой и для составления плана ВКР. При непосредственном написании ВКР подобранные информационные источники будут являться ее теоретической основой. После того, как составлен и согласован с научным руководителем (консультантом), план ВКР, следует приступить к детальному изучению отобранных информационных источников, обработке фактического материала, собранного во время преддипломной практики.


3 Разработка детализированного плана ВКР

Детализированный план ВКР должен содержать разделы работы, разбитые на подразделы, пункты, подпункты, а также введение и заключение. В ВКР теоретический и практический материалы могут быть изложены как параллельно, так и последовательно. Пример детализированного плана ВКР приведен в приложении Д.

При изложении теоретического материала сначала следует рассмотреть законодательно-правовое регулирование вопроса в соответствии с темой, основные понятия и общие положения по бухгалтерскому учету (анализу, аудиту), а затем – частные случаи применения методов бухгалтерского учета (анализа, аудита) в различных ситуациях. По дискуссионным вопросам темы следует дать краткий обзор литературы, критически рассмотреть точки зрения различных авторов и обосновать свою позицию.

При изложении практического материала в первую очередь следует привести общие сведения о базовой организации. Практический материал должен завершаться указаниями на выявленные в ходе выполнения ВКР недостатки и рекомендации по их устранению.

В конце каждого раздела должны приводится краткие выводы.

При разработке плана следует учитывать, что объем ВКР должен составлять 70 – 80 страниц компьютерного текста без приложений.

На основе детализированного плана ВКР составляется вышеуказанный календарный график выполнения работы (приложение Г).


4 Структура и содержание ВКР

Выпускная работа содержит в нижеприведенной последовательности:

1) титульный лист (пример приведен в приложении Е);

2) задание на ВКР (пример приведен в приложении В);

3) календарный график выполнения ВКР (пример приведен в приложении Г);

4) заключение директора ЧФ РАП о допуске к защите ВКР (пример приведен в приложении Ж);

5) аннотация (пример приведен в приложении К);

6) содержание ВКР (пример приведен в приложении Л);

7) введение (пример приведен в приложении М);

8) основное содержание работы, разделенное на разделы, подразделы, пункты, подпункты;

9) заключение (пример приведен в приложениях Н и П);

10) список использованных источников;

11) приложения.

Титульный лист подшивается в ВКР первым, содержит точное название темы (в соответствии с приказом). Он должен быть подписан самим студентом, научным руководителем и консультантом (если последний назначен), нормоконтролером. Пример оформления титульного листа ВКР приведен в приложении Е.

Задание на ВКР содержит перечень основных вопросов, которые должны быть раскрыты в работе, а также указания на основные информационные источники. Задание подписывает студент, научный руководитель (консультант), утверждает директор ЧФ РАП.

Календарный график выполнения ВКР составляется студентом совместно с научным руководителем (консультантом) и отражает этапы и сроки выполнения работы. Это даёт возможность рационально организовать время по выполнению ВКР. Образец календарного графика выполнения ВКР приведен в приложении Г.

Заключение директора ЧФ РАП о допуске к защите ВКР оформляется студентом в соответствии с приложением Ж и подписывается директором ЧФ РАП после того, как работа будет полностью готова и пройден нормоконтроль.

Аннотация – это краткая характеристика работы.

Аннотация должна содержать строго в нижеприведенной последовательности:

1) сведения о количестве страниц, иллюстраций, таблиц, приложений, разделов работы, количестве использованных источников;

2) объект исследования;

3) цель работы;

4) практически значимые результаты работы.

Объем аннотации не должен превышать одной страницы. Образец аннотации ВКР приведен в приложении К.

Аннотация помещается после задания, календарного плана и заключения директора ЧФ РАП о допуске к защите ВКР.

Содержание ВКР включает в себя наименования структурных составляющих ВКР с указанием страниц, на которых они начинаются. В содержание не включаются названия структурных элементов ВКР, расположенных до него (титульный лист, задание, календарный график, заключение директора ЧФ РАП о допуске к защите, аннотация). Также в содержание не включаются заголовки пунктов и подпунктов ВКР (имеющие тройную и более нумерацию).

Пример содержания ВКР представлен в приложении Л.

Введение к ВКР работе должно включать:

1) актуальность темы исследования;

2) объект исследования;

3) предмет исследования;

4) цель исследования;

5) задачи исследования;

6) информационную базу исследования.

Актуальность может быть определена как значимость, важность, приоритетность среди других. Актуальность темы ВКР должна быть показана как для экономики в целом, так и для конкретной базовой организации. Обоснование актуальности темы исследования – одно из основных требований, предъявляемых к квалификационной работе студента-выпускника.

Объект исследования по бухгалтерскому учету, анализу, аудиту отдельных объектов – это соответствующие хозяйственные средства, обязательства и хозяйственные операции (в соответствии с пунктом 2 статьи 1 закона о бухгалтерском учете). Однако в зависимости от конкретной темы работы определение объекта исследования может быть иным.

Примеры объектов исследования

Объектом исследования на тему «Учет, анализ и аудит вексельных операций (на примере ООО ПСФ «АКИД»)» является имущество и обязательства ООО ПСФ «АКИД» и хозяйственные операции ООО ПСФ «АКИД» с использованием векселей.

Объектом исследования на тему «Учет и аудит расчетов по оплате труда (на примере ЗАО «Южуралстройматериалы»)» является имущество, обязательства и хозяйственные операции ЗАО «Южуралстройматериалы».

Объектом исследования на тему «Оптимизация формы бухгалтерского учета и системы налогообложения (на примере ООО «Трасса»)» является форма ведения бухгалтерского учета и система налогообложения ООО «Трасса».

Объект исследования на тему «Анализ финансовой отчетности (на примере ОАО «Весна»)» – показатели финансовой отчетности ОАО «Весна».

Предмет исследования в работах по бухгалтерскому учету, анализу, аудиту – это хозяйственная деятельность базовой организации.

Примеры предметов исследования

Предметом исследования на тему «Учет, анализ и аудит вексельных операций (на примере ООО ПСФ «АКИД»)» является хозяйственная деятельность ООО ПСФ «АКИД».

Предметом исследования на тему «Учет и аудит расчетов по оплате труда (на примере ЗАО «Южуралстройматериалы»)» является хозяйственная деятельность ЗАО «Южуралстройматериалы».

Цель исследования – это то, к чему стремится исследователь, и то, что ожидается в результате определенным образом направленных действий. Цель во введении к ВКР должна быть одна, а не несколько. Недопустимо выражение: «…Основными целями работы являются…..». Цель должна быть направлена на решение проблемы, выявленной и обозначенной как «актуальность темы исследования».

Примеры целей ВКР

Целью ВКР на тему «Учет, анализ и аудит вексельных операций (на примере ООО ПСФ «АКИД»)» является разработка рекомендаций по совершенствованию учета по результатам проведенной аудиторской проверки и анализа вексельных операций.


Цель ВКР на тему «Учет и аудит расчетов по оплате труда (на примере ЗАО «Южуралстройматериалы»)» – на базе проведённого аудита разработка мер по совершенствованию организации учёта расчётов с персоналом по оплате труда на исследуемом предприятии.

Задачи исследования определяются поставленной целью и представляют собой конкретные те действия, которые необходимо совершить для достижения цели.

В работе обязательно должны быть предусмотрены задачи по оценке практической значимости (экономического обоснования) результатов исследования.

Информационная база исследования – краткая характеристика информационных источников, использованных в работе, включая данные анализируемого предприятия.

Пример введения ВКР представлен в приложении М.

Основное содержание работы излагается, как правило, в 3 – 4 разделах, каждый из которых делится на подразделы. Каждый раздел целесообразно завершать краткими выводами, что способствует усилению логики проводимого исследования.

Содержание разделов основной части должно точно соответствовать теме ВКР и полностью ее раскрывать. Названия разделов и подразделов должны быть краткими, состоящими из ключевых слов, несущих необходимую смысловую нагрузку.

В ВКР необходимо обеспечить логическую связь между разделами и последовательное развитие основной идеи на протяжении всей работы.

Материалы ВКР должны излагаться четко, ясно, последовательно, соблюдая логичность перехода от одного раздела к другому и от одного подраздела к другому. В тексте работы необходимо выделять законченную мысль в самостоятельный абзац, применяя для этого «красную строку».

Следует использовать принятую научную терминологию, избегать повторений общеизвестных положений, имеющихся в учебниках и учебных пособиях. Уточнять необходимо только понятия малоизвестные или противоречивые, делая ссылку на авторов, высказывающих разные мнения по одному и тому же вопросу, и выражая собственную точку зрения.

Во всей ВКР должно быть достигнуто единообразие терминов, обозначений и условных сокращений.

В тексте работы не должно быть личных местоимений. Текст излагается в безличной форме.

Примеры изложения текста ВКР в безличной форме

«…в результате исследования доказано, что применение данной формулы позволяет…»; «…в качестве нормативной величины запасов в работе принята…».

В тексте работы не допускается применение терминов, являющихся профессиональным жаргоном, используемым в быту узким кругом специалистов.

Примеры терминов, являющихся профессиональным жаргоном, которые не допускается употреблять в тексте ВКР

«больничный лист» (правильно указать – листок временной нетрудоспособности);

«проводка» (правильно указать – бухгалтерская запись, корреспонденция счетов);

«разноска по счетам» (правильно указать – отражение хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета).

Объем основной части ВКР, как правило, составляет не менее 60 страниц компьютерного текста. Не должно быть явной диспропорции между объемами разделов работы.

В заключении кратко и логически последовательно излагаются выводы и предложения, вытекающие из цели и содержания работы. Предлагаемые мероприятия и рекомендации в ВКР по совершенствованию организации учета, контроля, по результатам проведенного аудита и экономического анализа должны иметь ссылки на страницы, таблицы в основном тексте работы или в приложениях, где эти предлагаемые мероприятия и рекомендации описаны подробно. Заключение завершается оценкой перспектив исследуемой проблемы в целом. Из текста заключения должно быть ясно, что цель и задачи ВКР полностью выполнены.

Пример заключения ВКР представлен в приложении Н.

Список использованных источников должен содержать только те информационные источники, ссылки на которые есть в тексте ВКР.

Приложения к работе содержат весь вспомогательный материал, который при изложении в основной части загромождает текст: промежуточные расчеты, таблицы, графики, и др. либо материалы, содержащие наиболее крупные (по объему) результаты исследования. Например, в процессе исследования студентом разработана Учетная политика организации, которая выносится на защиту. Объем данного документа, как правило, значительный. В таком случае Учетная политика организации может быть оформлена как приложение. Не следует включать в приложение копии документов, имеющих унифицированные формы (если в их оформлении не выявлены недостатки). На каждое приложение должна быть ссылка в тексте работы.


5 требования к оформлению ВКР

Нижеприведенные правила оформления ВКР основаны на требованиях ГОСТ 7.32-2001 Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления и ГОСТ 7.1–2003 Библиографическая запись. Библиографическое описание. Отдельные положения данных стандартов дополнены требованиями, принятыми в ЧФ РАП.

Обратите внимание , что данное методические указания оформлены, в основном, с соблюдением перечисленных ниже требований.

5.1 Формат страницы и размер полей

ВКР должна быть выполнена с использованием принтера на одной стороне листа белой бумаги формата А4 .

Поля:

1) верхнее и нижнее – по 2 см ;

2) правое – 1,5 см;

3) левое – 2,5 см.

Указанные параметры устанавливаются следующим образом: «Файл» → «Параметры страницы» → «Поля» (рисунок 1).

Не допускается оформление стрниц ВКР в рамки.

Рисунок 1 – Установка полей страницы

5.2 Общие требования к оформлению текста

Данные требования не распространяются на оформление таблиц и рисунков.

Параметры оформления текста ВКР:

1) междустрочный интервал – полуторный ;

2) выравнивание текста – по ширине страницы ;

3) абзац – 0,7 см.

Данные параметры устанавливается следующим образом:

1) выделить текст;

2) выполнить: «Формат» → «Абзац»;

3) установить необходимые параметры (рисунок 2).

Рисунок 2 – Установка основных параметров текста

Обратите внимание , как показано на рисунке 2, в полях «Отступ» (слева, справа) и «Интервал» (перед, после) устанавливаются нули. Это необходимо во избежание искажений отступов и междустрочных интервалов.

Не допускается создание дополнительных междустрочных интервалов в тексте работы, не предусмотренных настоящими требованиями к оформлению.

Цвет шрифта должен быть черным , размер шрифта – 14 , наименование шрифта – Times New Roman .

Разрешается использовать компьютерные возможности акцентирования внимания на определенных терминах, применяя наклонный, жирный, подчеркнутый шрифт. При этом может применяться только один из этих способов: либо жирный, либо наклонный, либо подчеркнутый .

Обратите внимание , что для оформления заголовков жирный, налонный, подчеркнутый шрифты использоваться не должны.

Текст работы должен иметь равномерную плотность, что устанавливается следующим образом:

1) выделить текст;

2) выполнить набор команд: «Формат» → «Шрифт»;

3) установить необходимые параметры (рисунок 3):

– интервал – обычный;

– масштаб – 100% ;

– смещение – нет .

Рисунок 3 – Установка равномерной плотности текста

При выполнении ВКР необходимо соблюдать равномерную контрастность и четкость изображения по всей работе. Для этого, как правило, вся работа должна быть напечатана на одном и том же принтере.

Опечатки и неточности, обнаруженные в тексте ВКР, допускается исправлять закрашиванием белой краской и нанесением на том же месте исправленного текста машинописным или рукописным способом. Повреждения листов ВКР, помарки и следы неполностью удаленного прежнего текста не допускаются.

5.3 Нумерация страниц

Страницы ВКР следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту работы. Номер страницы проставляют в центре нижней части листа без точки, шрифтом 12 размера, расстояние от нижнего колонтитула – 2 см.

Номер страницы устанавливается следующим образом:

1) выполнить «Вставка» → «Номера страниц …»;

2) в появившемся меню (рисунок 4) установить место номера страницы (положение: внизу страницы, выравнивание: от центра).

Рисунок 4 −Установка нумерации страниц

Если необходимо, чтобы первая страница текста начиналась не с номера 1, а с другого номера, например, 7, то следует воспользоваться кнопкой «Формат…» (рисунок 4). В появившемся меню (рисунок 5) следует установить номер страницы, с которого начнется нумерация страниц.

Рисунок 5 −Установка номера первой страницы

Чтобы установить размер шрифта номеров страниц необходимо:

1) щелкнуть два раза по номеру любой из страниц левой клавишей мыши. В результате поле номера страницы станет доступным для редактирования (рисунок 6);

2) выделить номер страницы и как обычно установить размер шрифта 12. После этого номера всех страниц будут выполнены шрифтом 12 размера.

Рисунок 6 −Установка размера шрифта номеров страниц

Чтобы установить расстояние от нижнего колонтитула – 2, необходимо выполнить: «Файл» → «Параметры страницы…» и выбрать закладку «Источник бумаги». В открывшемся меню (рисунок 7) следует установить расстояние до нижнего колонтитула 2 см. Другие параметры, уже заданные в данном меню, можно не менять.

Рисунок 7 −Установка расстояния до нижнего колонтитула

Если текст, рисунок, таблица или приложение размещатются не вертикально, как основное текст, а горизонтально, то на положение номера страницы это не влияет. Он проставляется в том же месте, что и на страницах основного текста.

Титульный лист, задание на ВКР, календарный график выполнения ВКР, заключение о допуске к защите ВКР, аннотация, содержание учитываются в общей нумерации страниц, но номера страниц на них не проставляют. Первая страница, на которой проставляется ее номер – это страница введения. С учетом всех страниц, предыдущих введению, номер страницы введения будет, как минимум, седьмой.

На всех страницах ВКР, расположенных после содержания, номер проставляется.

В общем порядке нумеруются страницы приложений (в том числе титульных листов приложений). Допускается нумеровать страницы приложений вручную черной ручкой.

5.4 Таблицы

В таблицах следует оформлять расчеты, цифровой материал и другие данные для наглядного и компактного их представления.

Между текстом и таблицей (до заголовка таблицы и после таблицы) следует оставить свободными по одной строке при полуторном междустрочном интервале и при размере шрифта 14.

Название таблицы, при его наличии, должно отражать ее содержание, быть точным, кратким. Если в таблице приведены данные по организации, то в заголовке таблицы необходимо указывать название организации и период, информация за который представлена в таблице.

Таблицы, за исключением помещенных в приложениях, следует нумеровать сквозной нумерацией. Таблицы каждого приложения обозначают отдельной нумерацией (см. пункт 5.9.10 «Оформление приложений»).

Допускается нумеровать таблицы в пределах раздела. В этом случае номер таблицы состоит из номера раздела и порядкового номера таблицы, разделенных точкой.

Если в тексте ВКР (или в приложении) таблица одна, то она не нумеруется.

На все таблицы должны быть даны ссылки в тексте. При ссылке следует писать слово «таблица» (без сокращения) с указанием ее номера (без знака №).

Таблицу следует располагать непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице (если на текущей странице расположение таблицы не рационально).

Пример оформления ссылки на таблицу

Корреспонденция счетов по учету денежных средств в кассе представлена в таблице 1.2.


Заголовок таблицы включает ее обозначение (слово «Таблица» и номер таблицы) и ее название.

Обозначение таблицы (например, таблица 1) следует помещать над таблицей слева, без абзаца. После обозначения таблицы через среднее тире с прописной буквы помещается название таблицы. Среднее тире (–) можно поставить одновременным нажатием клавиш «Shift» и «Серый минус».

Текст заголовка таблицы должен располагаться с выравниванием по левому краю страницы.

Если название таблицы не помещается в одну строку, то его продолжение на следующей строке должно быть расположено под началом названия таблицы , а не в крайнем левом положении (под обозначением таблицы).

В заголовках таблицы не допускаются переносы слов. Предлоги и союзы в заголовках должны находиться на той же строке, где слова, к которым они относятся.

Текст заголовка и содержания таблицы выполняется через одинарный междустрочный интервал шрифтом 12 размера.

Между таблицей и ее заголовком следует оставлять одну свободную строку при одинарном междустрочном интервале и размере шрифта 12 .

Пример оформления заголовка таблицы


Таблица 1 – Показатели движения нематериальных активов ОАО «Металлургический

завод» за 2008 год, %

Вид нематериальных активов

Коэффициент обновления

Коэффициент выбытия

Коэффициент

интенсивности обновления

Нематериальные активы – всего, в том числе

37,1

9,2

612,4

объекты интеллектуальной собственности

37,4

9,8

612,9

Единицы измерения могут указываться в графах и в строках таблицы через запятую после их заголовков .

Если все показатели в таблице выражены в одних измериталях, то их следует привести через запятую после заголовка таблицы .

Примеры оформления единиц измерения в таблицах


Таблица 2 – Структура и динамика запасов ОАО «Металлургический завод» за 2008 год

Показатель

На начало года

На конец года

Изменение

абс. Величина, тыс. руб.

доля

в сумме запасов, %

абс. Величина, тыс. руб.

доля

в сумме запасов, %

абс.,

тыс. руб.

доли

в сумме запасов, %

темп при-роста, %

Сырье и материалы

10 000,0

10,0

15 000,0

11,1

5 000,0

1,1

50,0

Готовая продукция и товары

90 000,0

90,0

120 000,0

88,9

30 000,0

-1,1

33,3


Таблица 3 – Расчет периодов оборота сырья и материалов ОАО «Металлургический завод»

за 2008 год

Показатель, единица измерения

Источник информации или номер формулы для расчета показателя

Величина

Остаток сырья и материалов на начало года,

тыс. руб.

ф. №1, соответствующая строка, гр. 3

42 494

Остаток сырья и материалов на конец года,

тыс. руб.

ф. №1, соответствующая строка, гр. 4

91 712

Средний остаток сырья и материалов, тыс. руб.

4.12

67 103

Материальные затраты, тыс. руб.

ф. №5, раздел «Расходы по обычным видам деятельности (по элементам затрат)», соответствующая строка, гр. 3

251 658

Период оборота сырья и материалов, дни

4.16

97


Таблица 4 – Коэффициенты платежеспособности ОАО «Металлургический завод» на начало

и на конец 2008 года, %

Название коэффициента

На начало года

На конец

года

Абсолютное

изменение

Коэффициент абсолютной ликвидности

28

30

2

Коэффициент быстрой ликвидности

40

28

–12

Коэффициент текущей ликвидности

166

163

–3

Таблицу с большим количеством граф допускается делить на части и помещать одну часть под другой в пределах одной страницы.

Над второй, третьей и т.д. частями таблицы справа пишется «Продолжение таблицы» или «Окончание таблицы» (в зависимости от того, заканчивается таблица или нет) с указанием ее номера.

Если графы таблицы выходят за формат страницы, то в каждой части таблицы повторяется боковик .

Пример оформления деления таблицы с большим количеством граф

Таблица 5 – Исходные данные для расчета суммы оборота материалов, тыс. руб.

Корресп. счетов

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Июнь

Дт 20 Кт 10

10 100,0

120 000,0

200 120,0

150 000,0

60 245,8

250 689,0

Дт 91 Кт 10

12 000,9

13 006,0

12 000,0

20 456,0


Окончание таблицы 5

Корресп. счетов

Июль

Август

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Дт 20 Кт 10

150 269,0

64 297,0

259 863,0

42365,0

38 674,5

80 000,3

Дт 91 Кт 10

37413,0

64 014,0

17270,4

4858,0

8018,0

Если строки таблицы выходят за формат страницы, то в каждой части таблицы повторяется головка .

Пример оформления деления таблицы с большим количеством строк

Таблица 6 – Структура денежных потоков ОАО «Металлургический завод» за 2007 год

Наименование показателя

Абсолютная.

величина, тыс. руб.

Доля в сумме притока (оттока)

по всем видам деятельности,

%

Доля в сумме притока (оттока)

по данному виду деятельности,

%

Текущая деятельность

Поступило денежных средств всего, в том числе:

266 907

75,9

100,0

в виде выручки

94 167

26,8

35,3

в виде авансов

167 430

47,6

62,7

прочие поступления

5310

1,5

2,0

Направленно денежных средств всего, в том числе:

320 081

91,4

100,0

на оплату сырья и материалов

32 959

9,4

10,3

на оплату труда

41 968

12,0

13,1

на выплату дивидендов, процентов

12 895

3,7

4,0

Окончание таблицы 6

Наименование показателя

Абсолютная.

величина, тыс. руб.

Доля в сумме притока (оттока)

по всем видам деятельности,

%

Доля в сумме притока (оттока)

по данному виду деятельности,

%

на расчеты по налогам и сборам

48 271

13,8

15,1

на отчисления в государственные внебюджетные фонды

10 439

3,0

3,3

на выдачу подотчетных сумм

6793

1,9

2,1

на выдачу авансов

140 172

40,0

43,8

на оплату процентов по кредитам

3774

1,1

1,2

прочие выплаты

22 810

6,5

7,1


Инвестиционная деятельность

Поступило денежных средств всего, в том числе:

229

0,1

100,0

в виде выручки от продажи основных средств

229

0,1

100,0

в виде выручки от продажи ценных бумаг

в виде дивидендов, процентов

в виде погашения займов другими организациями

Направленно денежных средств всего, в том числе:

681

0,2

100,0

на приобретение дочерних организаций

на приобретение объектов основных средств, нематериальных активов и т.п.

313

0,1

46,0


на приобретение ценных бумаг

368

0,1

54,0

на выдачу займов другим организациям


Финансовая деятельность

Поступило денежных средств всего, в том числе:

84 390

24,0

100,0

в виде поступлений от эмиссии акций

в виде полученных займов и кредитов

84 390

24,0

100,0

Направленно денежных средств всего, в том числе:

29 464

8,4

100,0

на погашение займов и кредитов (без процентов)

29 464

8,4

100,0

на погашение обязательств по финансовой аренде

Для того, чтобы перенести таблицу с большим количеством строк на следующую страницу необходимо ее разбить на две части следующим образом:

1) поставить курсор в любую ячейку строки, начиная с которой таблица будет разбита на двечасти;

2) «Таблица»→ «Разбить табрицу» (рисунок 8).

Рисунок 8 – Разбиение таблицы при ее переносе на следующую страницу

с помощью команды «Таблица»→ «Разбить табрицу»

Вместо приведенного на рисунке 8 способа можно использовать другую последовательность действий:

1) поставить курсор в любую ячейку строки, начиная с которой таблица будет разбита на две части;

2) «Вставка» → «Развыв». В появившемся меню (рисунок 9) установить «Начать» → «новую страницу».

Рисунок 9 – Разбиение таблицы при ее переносе на следующую страницу

с помощью команды «Вставка» → «Развыв» → «Начать» → «новую страницу»

Прочерки в таблице ставятся, в случаях:

1) если цифровые или иные данные в какой-либо ячейке таблицы не приводят или они не предусмотрены;

2) если расчетные данные в таблице равны нулю.

Заголовки граф, как правило, записывают параллельно строкам таблицы. При необходимости допускается перпендикулярное расположение заголовков граф.

Заголовки граф и строк таблицы следует писать с прописной буквы в единственном числе, а подзаголовки граф – со строчной буквы. В конце заголовков и подзаголовков таблиц точки не ставят.

Разделение заголовков и подзаголовков боковика и граф диагональными линиями не допускается .

Графу «Номер по порядку» в таблицу включать не допускается . При необходимости нумерации показателей порядковые номера следует указывать в первой графе боковика таблицы непосредственно перед их наименованием.


Пример оформления нумерации показателей в таблице

Таблица 7 – Коэффициенты платежеспособности ОАО «Металлургический завод» на начало

и на конец 2008 года, %

Название коэффициента

На начало года

На конец

года

Абсолютное

изменение

1. Коэффициент абсолютной ликвидности

28

30

2

2. Коэффициент быстрой ликвидности

40

28

–12

3. Коэффициент текущей ликвидности

166

163

–3

Округление однотипных числовых данных в таблицах должно быть одинаковым . Так, в вышеприведенной таблице 7 все показатели выражены в процентах и округлены одинакого – до целых.

Под таблицей можно дать ссылку на источник информации на основе которого она заполнена. Для этого делается сноска в виде звездочки после заголовка таблицы или названия соответствующей графы. Ссылка пишется с абзацем шрифтом 12 размера через один междустрочный интервал с выравниванием по ширине страницы.

Пример оформления ссылки на источник информации, на основе которого заполнена таблица

Таблица 8 – Исходные данные для расчета суммы оборота незавершенных вложений

во внеоборотные активы, тыс. руб.*

Корресп. счетов

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Июнь

Дт01 Кт08

10 100,0

120 000,0

200 120,0

150 000,0

60 245,8

250 689,0

Дт04 Кт08

12 000,9

13 006,0

12 000,0

20 456,0

Дт94 Кт08

2000,0


Окончание таблицы 8

Корресп. счетов

Июль

Август

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Дт01 Кт08

150 269,0

64 297,0

259 863,0

42365,0

38 674,5

80 000,3

Дт04 Кт08

37413,0

64 014,0

17270,4

4858,0

8018,0

Дт94 Кт08

50 000,1

* Источником информации длязаполнения таблицы 1 является ведомость №18.


Таблица должна быть расположена по ширине страницы . Выравнивание таблицы по ширине страницы производится следующим образом:

1) щелкнуть по таблице правой клавишей мыши;

2) выполнить: «Автоподбор» → «По ширине окна» (рисунок 10).

Рисунок 10 – Выравнивание ширины таблицы по ширине окна

Тот же результат можно получить, поставив курсор в любую ячейку таблицы и выполнив команду «Таблица» → «Автоподбор» → «По ширине окна».

Абзац в таблице не предусмотрен .

Во избежание появления абзаца или иных случайных отступов и интервалов в таблице необходимо выполнить следующее:

1) выделить таблицу;

2) «Формат»→ «Абзац»;

3) в появившемся меню установить (рисунок 11):

– междустрочный интервал – одинарный ;

– первая строка – нет отступа ;

– отступ (слева, справа) – нули ;

– интервал (перед, после) – нули.

Рисунок 11 – Форматирование отступов и интервалов в таблице

Высота строки в таблице может не соответствовать объему помещенного в этой строке текста.

Пример таблицы, строки которой выше, чем необходимо для помещения в них текста

Таблица 9 – Показатели рентабельности реализованной продукции

ОАО «Металлургический завод» за 2007 и 2008 годы, %

Показатель рентабельности реализованной продукции

2007 год

2008 год

Абсолютное изменение

Продукции, товаров, работ, услуг в целом

14,2

14,7

–0,4

Продукции кузнечно-прессового производства

48,0

57,0

–9,0

Во избежание данного недостатка необходимо:

1) удалить из текста таблицы непечатаемые символы, так как они, в то же время, занимают место в таблице. Чтобы их увидеть необходимо воспользоваться кнопкой «Непечатаемые знаки» на панели инструментов. Если такой кнопки нет, то ее надо установить: «Сервис» → «Настройка» → закладка «Команды» → в появившемся меню выбрать «Вид» → выбрать кнопку «Отобразить все знаки» (рисунок 12). Затем надо мышью «перетащить» данный значок на панель инструментов;

2) после удаления непечатаемых символов следует выделить таблицу и щелкнуть по ней правой клавишей мыши. Из появившегося списка выбрать «Свойства таблицы…». В появившемся меню (рисунок 13) следует выбрать закладку «Строка». Необходимо установить высоту строки «ноль», режим «Минимум».

Рисунок 12 – Установление кнопки «Непечатаемые знаки» на панель инструментов


Рисунок 13 – Установление минимально необходимой высоты строк в таблице

Пример таблицы с минимально необходимой высотой срок

Таблица 10 – Показатели рентабельности реализованной продукции

ОАО «Металлургический завод» за 2007 и 2008 годы, %

Показатель рентабельности реализованной продукции

2003 год

2002 год

Абсолютное изменение

Продукции, товаров, работ, услуг в целом

14,2

14,7

–0,4

Продукции кузнечно-прессового производства

48,0

57,0

–9,0

В таблице необходимо соблюдать рациональное выравнивание текста.

По вертикали весь текст таблицы выравнивается по центру .

По горизонтали текст выравнивается следующим образом: заголовки граф таблицы – по центру ; заголовки строк таблицы – по левому краю , текст внутри таблицы – по левому краю , цифровой материал внутри таблицы – по правому краю .

Вертикальное и горизонтальное выравнивание текста в ячейках таблицы осуществляется следующим образом:

1) выделить диапазон ячеек таблицы;

2) щелкнуть правой клавишей мыши;

3) из появившегося списка выбрать «Выравнивание в ячейке», а затем выбрать кнопку с подходящим выравниванием текста (рисунок 14).

Рисунок 14 – Выравнивание текста в ячейках таблицы

5.5 Перечисления

Внутри пунктов или подпунктов могут быть приведены перечисления.

Перечислению должна предшествовать ссылка на него, по окончании которой ставится двоеточие. Соответственно, текст каждого пункта перечисления следует начинасть со строчной буквы. После каждого пункта перечисления, кроме последнего, ставится точка с запятой.

В отдельном пункте перечисления может быть, как одно слово, так и несколько предложений. В любом случае после пункта перечисления ставится точка с запятой, а текст пункта перечисления начинается со строчной буквы.

Перед каждым пунктом перечисления следует ставить:

1) либо среднее тире;

2) либо строчную буква (за исключением ё, з, о, г, ь, и, ы, ъ), после которой ставится скобка;

3) либо цифру, после которой ставится скобка.

В пределах одной ВКР можно использовать только один из этих способов (например, только цифру со скобкой).

Не допустимо использование «украшений» (кружков, квадратов, галочек, ромбов и т.п.) для оформления перечислений.

Пример оформления перечисления с использованием цифры со скобкой


Показателями краткосрочной платежеспособности являются:

1) коэффициент абсолютной ликвидности;

2) коэффициент быстрой ликвидности;

3) коэффициент текущей ликвидности.

Пример оформления перечисления с использованием среднего тире

Показателями краткосрочной платежеспособности являются:

– коэффициент абсолютной ликвидности;

– коэффициент быстрой ликвидности;

– коэффициент текущей ликвидности.

Пример оформления перечисления с использованием буквы со скобкой

Показателями краткосрочной платежеспособности являются :

а) коэффициент абсолютной ликвидности;

б) коэффициент быстрой ликвидности;

в) коэффициент текущей ликвидности.

Пример оформления перечисления, если в пунктах перечисления содержится более одного предложения, с использованием среднего тире

Показателями краткосрочной платежеспособности являются:

– коэффициент абсолютной ликвидности. Данный показатель равен доле наиболее срочных обязательств, которая может быть погашена за счет наиболее ликвидных активов;

– коэффициент быстрой ликвидности. Данный показатель равен доле краткосрочных обязательств, которая может быть погашена за счет наиболее ликвидных активов и активов средней ликвидности;

– коэффициент текущей ликвидности. Данный показатель равен доле краткосрочных обязательств, которая может быть погашена за счет всех оборотных активов.

Перечисление может иметь несколько уровней. В этом случае следует выбрать один из вышеуказанных способов обозначения для каждого уровня перечисления.

Пример двухуровневого перечисления


Показатели финансового положения организации:

1) показатели платежеспособности:

– коэффициент абсолютной ликвидности;

– коэффициент быстрой ликвидности;

– коэффициент текущей ликвидности;

2) показатели финансовой устойчивости:

– излишек (недостаток) источников формирования запасов;

– коэффициент финансовой независимости.


5.6 Иллюстрации

Иллюстрации (схемы, диаграммы и т.п.) следует располагать в ВКР непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице (если их расположение на текуще странице не рационально).

Между текстом и иллюстрацией (до и после иллюстрации) следует оставить по одной свободной строке при полуторном междустрочном интервале при размере шрифта 14.

Иллюстрации могут быть цветные.

Все иллюстрации (схемы, диаграммы и друние) обозначиются словом «рисунок» и номером.

Иллюстрации, за исключением помещенных в приложенях, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией. Иллюстрации каждого приложения обозначают отдельной нумерацией (см. пункт 5.9.10 «Оформление приложений»).

Допускается нумеровать иллюстрации в пределах раздела. В этом случае номер иллюстрации состоит из номера раздела и порядкового номера иллюстрации, разделенных точкой. Например, рисунок 1.1.

Если в тексте ВКР (или в приложении) иллюстрация одна, то она не нумеруется, но обозначается по общим правилам.

На все иллюстрации должны быть даны ссылки в ВКР.

Примеры оформления ссылки на иллюстрацию

Как видно из рисунка 5, платежеспособность организации повысилась.

На рисунке 2.1 показана динамика рентабельности продукции за 2003 – 2007 годы.

Иллюстрации должны иметь наименование и, при необходимости, могут иметь пояснительные данные (подрисуночный текст).

Иллюстрация располагается с выравниванием по центру страницы.

Пояснительные данные располагают после рисунка с выравниванием по центру страницы.

Слово «Рисунок» с номером исллюстрации и через среднее тире его наименование располагаются после пояснительных данных и с выравниванием по центру .

Параметры оформления текста иллюстрации (текста внутри рисунка, пояснения к рисунку и названия рисунка):

– размер шрифта – 12 ;

– междустрочный интервал – однарный ;

– выравнивание текта пояснения к рисунку и заголовка рисунка по центру .

Заключать в рамки иллюстрации не следует.

Пример оформления иллюстрации

Для комплексной оценки платежеспособности

использован метод произведений.

Рисунок 15 – Динамика коэффициентов ликвидности

ООО «Весна» за 2002 и 2003 годы

5.7 Формулы

Формулы следует выделять из текста в отдельную строку.

Формулы, если их более одной, нумеруют по тому же принципу, что иллюстрации и таблицы.

Формулы, помещаемые в приложениях, должны нумероваться отдельной нумерацией (см. пункт 5.9.10 «Оформление приложений»).

Если в ВКР (или в приложении) формула одна, то ее не нумеруют.

Номер формулы помещают в круглых скобках в крайнем правом положении на той же строке где и сама формула

Сама формула размещается слева с абзаца .

До и после формулы следует оставлять одну пропущенную строку при полуторном междустрочном интервале и размере шрифта 14.

На каждую формулу должна быть дана ссылка в тексте. Ссылки в тексте на порядковые номера формул дают в скобках.

Пример оформления ссылки на формулу

Рентабельность реализованной продукции рассчитывается по формуле (1).

Если после ссылки следует одна формула , то после ссылки двоеточие не ставится .

Если формул более одной , то после ссылки на них ставится двоеточие .

Если формула не умещается в одну строку, то она должна быть перенесена после знака равенства (=) или после знаков плюс (+), минус (–), умножения (×), деления (:), или других математических знаков, причем знак в начале следующей строки повторяют.

Пояснение составляющих формулы следует приводить непосредственно под формулой в той же последовательности, в которой они приведены в формуле.

После формулы (перед пояснениями) ставится запятая.

Если одни и те же обозначения используются в разных формулах, то их пояснять следует только при первом использовании.

Значение каждого символа следует приводить с новой строки под значением предыдущего символа .

Первую строку пояснений начинают с абзаца со слова «где» без двоеточия.

Примеры оформления формулы

Рентабельность реализованной продукции

(1)

где П – прибыль от продаж;

С – себестоимость реализованной продукции.


Коэффициенты платежеспособности рассчитываются по формулам:

1) коэффициент абсолютной ликвидности

, (2)

где – стоимость наиболее ликвидных активов;

– сумма наиболее срочных обязательств;

2) коэффициент быстрой ликвидности

(3)

где – стоимость активов средней скоростью реализации;

– сумма краткосрочных обязательств (за исключением наиболее срочных обязательств);

3) коэффициент текущей ликвидности

(4)

где – стоимость медленно реализуемых активов.

Формулы следует оформлять с помощью редактора формул , который дает широкие возможности использования разнообразных математических знаков, форматирования текста формулы, изменения расположения в ней символов и многие другие.

Для того чтобы открыть редактор формул необходимо воспользоваться значком «Редактор формул» на панели инструментов.

Если такого значка на панели инструментов нет, то его следует установить: «Сервис» → «Настройка» → закладка «Команды» → из списка категорий выбрать «Вставка» → из списка команд выбрать «Редактор формул» (рисунок 15) и перетащить мышкой этот значок на панель инструментов.

Вид редактора формул приведен на рисунке 16.

Параметры шрифта формул:

1) размер шрифта – 14 (в индексах – 12) ;

2) название шрифта – « Times New Roman »;

3) выделение шрифта жирным и наклонным не допускается.

Установка размера шрифта производится в редакторе формул следующим образом (рисунок 17):

1) «Размер» → «Определить …»;

2) в появившемся меню установить:

– размер обычного текста – 14;

– размер крупного символа – 18;

– размеры всех остальных символов и индексов – 12.

Рисунок 15 – Установка значка «Редактор формул»

на панель инструментов

Рисунок 16 – Вид редактора формул

Рисунок 17 – Установка размера шрифта в редакторе формул

По умолчанию шрифт в редакторе формул наклонный. Чтобы избежать наклонного и жирного шрифта, а также установить необходимое наименование шрифта необходимо в редакторе формул выполнить:

1) «Стиль» → «Определить…»;

2) в появившемся меню установить стили в точном соответствии с рисунком 18. То есть, шрифт Times New Roman следует установить во всех списках. Исключение составляют «Стр.греческие», «Пр.греческие», «Символ», где устанавливается шрифт «Symbol». Галочки, устанавливающий наклонный и полужирный шрифт, следует убрать.

Рисунок 18 – Установка стиля формулы

5.8 Сокращения

Сокращения допускаются только, если их применение обосновано: частое употребление, длинные словосочетания и т.д. Сокращения могут производиться, в основном, двумя способами: созданием аббревиатуры (по первым буквам словосочетаний) и сокращением длины слова. Сокращения должны быть понятны и не должны дублировать общеизвестные сокращения.

Для сокращения словосочетания путем создания аббревиатуры при первом упоминании сложного термина в скобках после него указывается сокращение. В дальнейшем термин употребляется сокращенно. Если впервые сложный термин упоминается в заголовке, то его сокращение в скобках приводится при следующем употреблении данного термина.

Сокращение путем уменьшения длины слова допускается в исключительных случаях (в таблицах, рисунках и т.п.).

Пример оформления сокращения путем создания аббревиатуры

Финансовое положение предприятия (ФПП) – это комплексная характеристика активов и обязательств предприятия, позволяющая определить его способность рассчитываться по своим обязательствам в различных экономических ситуациях. ФПП характеризуется показателями платежеспособности, кредитоспособности, финансовой устойчивости.

Пример оформления сокращения путем сокращения длины слова

Расч. счет

5.9 Структурные составляющие ВКР

ВКР включает следующие составляющие, которые должны располагаться в последовательности их перечисления :

1) титульный лист;

2) задание на ВКР;

3) календарный график выполнения ВКР;

4) заключение о допуске к защите ВКР;

5) аннотация;

6) содержание;

7) введение;

8) основное содержание работы, включающее разделы, разбитые на подразделы, пункты и т.д.;

9) заключение;

10) список использованных источников;

11) приложения.

Кроме того, в работу не вшиваются, но прикладываются к работе (помещаются в карман папки ВКР) следующие документы:

1) аннотация (отличается от упомянутой выше аннотации);

2) отзыв научного руководителя (оформляет руководитель);

3) рецензия внешнего рецензента (оформляет рецензент).

Рассмотрим правила оформления перечисленных составляющих ВКР.

5.9.1 Титульный лист

Образцы оформления титульного листа ВКР представлены в приложении Е.

Когда руководство ВКР осуществляет только научный руководитель, на титульном листе не предусматриваются свободные строки для подписи научного консультанта и даты подписания им работы.

Когда руководство работой осуществляют и научный руководитель, и научный консультант, на титульном листе предусматриваются строки для подписей научного руководителя и научного консультанта с указанием соответствующих дат подписания работы.

Параметры оформления титульного листа ВКР:

1) размер шрифта – 14 ;

2) междустрочный интервал – одинарный ;

3) абзац – отсутствует .

Текст титульного листа выполняется строчными и прописными буквами, с использованием выделения текста жирным в строгом соответствии с представленными в приложении Е образцами.

Студент сдает ВКР в ЧФ РАП при условии, что она подписана исполнителем работы (самим студентом), научным руководителем или научным консультантом, а затем нормоконтролером.

5.9.2 Задание на ВКР и календарный график ее выполнения

Образцы оформления задания на ВКР и графика выполнения ВКР представлены в приложениях В и Г.

Аналогично оформлению титульного листа ВКР, если студенту не назначен научный консультант, то свободные строки для его подписи и соответствующей даты на бланке задания и графика не предусматриваются.

Параметры оформления задания на ВКР и календарного графика выполнения ВКР:

1) размер шрифта – 14 ;

2) междустрочный интервал – одинарный ;

3) абзац – отсутствует .

Текст задания и графика выполняется строчными и прописными буквами, с использованием выделения текста жирным в строгом соответствии с представленным в приложениях В и Г образцами.

Поскольку задание и график составляются до начала написания ВКР, после преддипломной практики, то датой их оформления может быть любая дата в период обычно с 10 по 20 сентября.

5.9.3 Заключение о допуске к защите

Образец заключения о допуске к защите ВКР представлен в приложении Ж.

Параметры оформления заключения о допуске к защите ВКР:

1) размер шрифта – 14 ;

2) междустрочный интервал – одинарный ;

3) абзац – отсутствует (за исключением текста заключения, где абзац составляет – 0,7 см ).

5.9.4 Аннотация

Аннотация – это краткая характеристика ВКР.

Как было отмечено выше, в ВКР включаются две аннотации. Одна из них входит в текст ВКР и вшивается в работу после заключения о допуске к защите. Другая аннотация прилагается к ВКР (обычно вкладывается в карман папки, в которую помещена работа) и предназначена для включения в личное дело студента. Содержание текста двух аннотаций должно быть одинаковым, но оформляются аннотации по-разному (приложения К и С).

Параметры оформления аннотации, которая входит в текст работы и вшивается в папку вместе с ВКР:

1) размер шрифта – 14 ;

2) междустрочный интервал – полуторный ;

3) абзац – 0,7 см (за исключением заголовка аннотации, который располагается по центру без абзаца).

Заголовок аннотации пишется прописными буквами по центру. Отступ между заголовком аннотации и текстом – две пропущенные строки при полуторном междустрочном интервале и размере шрифта 14.

Параметры оформления аннотации, которая прикладывается к ВКР (обычно в карман папки):

1) размер шрифта – 14 ;

2) междустрочный интервал – одинарный ;

3) абзац в тексте – 0,7 см (в заголовке аннотации абзац отсутствует).

Текст аннотации выполняется строчными и прописными буквами, с использованием выделения текста жирным в строгом соответствии с представленным в приложении С образцом.

5.9.5 Содержание

Содержание ВКР включает заголовки и соответствующие номера первых страниц введения, всех разделов и подразделов, заключения, списка использованных источников, всех приложений.

В содержание не включаются:

1) названия структурных элементов ВКР, расположенных до содержания (титульный лист, задание на ВКР, календарный график выполнения ВКР, заключение о допуске ВКР к защите, аннотация);

2) заголовки пунктов и подпунктов ВКР (имеющие тройную и более нумерацию).

Обратите внимание , что если заголовок подраздела в тексте ВКР расположен непосредственно под заголовком раздела (без промежуточного текста), то страница, на которой начинается раздел , в содержании не указывается .

На рисунке 19 приведен пример, когда номер страницы, на которой начинается раздел 1, в содержании указываться не будет.

1 МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО УЧЕТУ

ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ В КАССЕ

1.1 Нормативные правовые акты, регулирующие порядок обращения наличных денежных средств и учет кассовых операций

Основным нормативным документом, регулирующим порядок организации и учета кассовых операций, является Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации [10].


Рисунок 19 – Пример текста ВКР, когда номер страницы, на которой

начинается раздел 1, не будет указываться в содержании

Номер страницы, на которой начинается раздел, в содержании указывается, если между названием раздела и подраздела имеется текст. Пример приведен на рисунке 20.

1 МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО УЧЕТУ

ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ В КАССЕ

В данном разделе будут рассмотрены вопросы нормативного регулирования, документального оформления, синтетического и аналитического учета кассовых операций.

1.1 Нормативные правовые акты, регулирующие порядок обращения наличных денежных средств и учет кассовых операций

Основным нормативным документом, регулирующим порядок организации и учета кассовых операций, является Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации [10].


Рисунок 4 – Пример текста ВКР, когда номер страницы,

на которой начинается подраздел 1.1,

не будет указываться в содержании

Рисунок 20 – Пример текста ВКР, когда номер страницы, на которой

начинается раздел 1, будет указываться в содержании

Пример содержания ВКР представлен в приложении Л.

Для удобного выравнивания номеров страниц по вертикали следует поместить содержание в таблицу из двух колонок с невидимыми границами. В первой колонке будет название составляющей ВКР, во второй – номер страницы.

Названия составляющих ВКР в содержании соединяются с соответствующими номерами страниц точками (приложение Л).

Несмотря на то, что в тексте работы заголовки разделов и некоторых других составляющих ВКР пишутся прописными буквами, в содержании они пишутся строчными буквами (кроме первой – прописной).

Параметры оформления содержания ВКР:

1) размер шрифта – 14 ;

2) междустрочный интервал – полуторный ;

3) абзац – отсутствует ;

4) выравнивание текста – по левому краю (заголовок по центру).

Заголовок содержания пишется прописными буквами по центру. Отступ между заголовком содержания и текстом – две пропущенные строки при полуторном междустрочном интервале и размере шрифта 14.

5.9.6 Введение

Параметры оформления введения ВКР:

1) размер шрифта – 14 ;

2) междустрочный интервал – полуторный ;

3) абзац – 0,7 см (в строке заголовка – отсутствует);

4) выравнивание текста – по ширине страницы (заголовок – по центру).

Заголовок введения пишется прописными буквами по центру (без абзаца). Отступ между заголовком введения и текстом – две пропущенные строки при полуторном междустрочном интервале и размере шрифта 14.

Пример введения ВКР представлен в приложении М.

5.9.7 Разделы, подразделы, пункты, подпункты

Разделы ВКР разбиваются на подразделы, которые могут, в свою очередь, делиться на пункты и далее на подпункты.

Выделение только одного раздела во всей работе, подраздела в разделе, пункта в подразделе, подпункта в пункте не допускается.

Разделы, подразделы, пункты и подпункты следует нумеровать арабскими цифрами.


Разделы должны иметь порядковую нумерацию в пределах всего текста. Пример – 1, 2, 3 и т. д.

Номер подраздела включает номер раздела и порядковый номер подраздела, разделенные точкой. Пример – 1.1, 1.2, 1.3 и т. д.

Номер пункта включает номер раздела, подраздела и порядковый номер пункта, разделенные точкой. Пример – 1.1.1, 1.1.2, 1.1.3 и т. д.

Между номером структурного элемента ВКР и его названием точка не ставится .

В конце названия заголовка также точка не ставится .

В содержание не помещаются составляющие ВКР, имеющие тройную и более нумерацию (пункты, подпункты и т.д.).

Каждый раздел, а также аннотация, введение, заключение, список использованных источников следует начинать с новой страницы. Заголовки данных структурных составляющих ВКР полностью пишутся прописными буквами с выравниванием по центру . Ширина заголовка, расположенного по центру страницы, не должна превышать примерно 70% ширины страницы.

Заголовки подразделов, пунктов, подпунктов и т.д. пишутся с абзаца (выравнивание по ширине страницы) строчными буквами (первая – прописная).

Заголовок раздела, подраздела, пункта, подпункта может состоять более, чем из одного предложения, но не должен занимать более четырех строк.

В заголовках не допускаются переносы слов.

Предлоги в заголовках должны находиться на той же строке, где слово, к которому они относятся.

Количество пропущенных строк при полуторном междустрочном интервале и размере шрифта 14 между заголовками структурных составляющих ВКР и текстом приведены в таблице 11.

Примеры оформления заголовков структурных составляющих ВКР приведены на рисунках 21 – 23.

Таблица 11 – Расстояния между заголовками составляющих ВКР и текстом

 

 

 

Отступ между заголовками

Количество пропущенных строк при полуторном междустрочном интервале и размере шрифта 14

раздела (аннотации, содержания, введения, заключания, списка использованных источников) и текстом

две

раздела и подраздела

одна