Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 16

 

Поиск            

 

Указания методические по подготовке и защите курсовых работ по специальности

 

             

Указания методические по подготовке и защите курсовых работ по специальности

Автономная некоммерческая организация

высшего профессионального образования

«Московский бухгалтерский институт»

Кафедра: «Учёт, анализ и аудит»

Методические указания по подготовке и защите

курсовых работ по специальности:

«Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

Москва 2010


Методические указания по подготовке и защите курсовых работ составлены в соответствии с требованиями ГОС по специальности «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит».

Методические указания составил д.э.н., профессор Полковский Л.М.

Рассмотрены кафедрой «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит» и одобрены 4 сентября 2010 года.

Зав. кафедрой «Учёт, анализ и аудит» ____________Л.М. Полковский


1. Общие положения

Согласно учебного плана по специальности 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» студентом выполняются курсовые работы по следующим дисциплинам:

1. Бухгалтерский финансовый учет;

2. Бухгалтерский управленческий учет;

3. Налоги и налогообложение;

4. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности предприятия;

5. Аудит.

Целью курсовых работ является углубление и расширение знаний студентов на основе самостоятельной работы по одной из тем, предложенной кафедрой (выбранной студентом) на материалах предприятия (организации) в которой студент проходит производственную практику или работает.

После закрепления темы студент уточняет с руководителем на кафедре «Учёт, анализ и аудит» структуру (план) работы, получает от руководителя подробную консультацию по избранной теме. Последующие консультации у руководителя студент может получать в любое время (по договорённости с руководителем).

Подготовленная представляется студентом на кафедру, где она регистрируется в специальном журнале.

Поступившая на кафедру предварительно просматривается и анализируется руководителем и в случае её соответствия предъявленным требованиям направляется заведующим кафедры на рецензию (руководителю или другому преподавателю).

В случае если нуждается в серьезной доработке, то руководитель с подробными замечаниями возвращает её студенту на доработку. После доработки студентом, руководитель повторно рассматривает её и делает заключение о возможности направления на рецензирование или о её дополнительной доработке.

При условии соответствия требованиям, предъявленным к курсовой работе, студент допускается рецензентом к защите, которая может состояться у руководителя или перед комиссией в составе двух преподавателей кафедры – «Учёт, анализ и аудит» в межсессионный период (предпочтительно), или в период зачётно-экзаменационной сессии.

Результаты защиты работы оцениваются по 5-бальной системе с записью положительной оценки в зачетной книжке студента (подписи двух преподавателей) и в зачетно-экзаменационной ведомости.

Студент, не представивший и не защитивший курсовую работу, в установленный срок, считается имеющим академическую задолжность и не допускается к сдаче экзамена по соответствующей дисциплине.

2. Структура курсовой работы.

состоит из титульного листа (приложение 1), содержания, введения, 3-х разделов, заключения, списка используемой литературы, приложений.

Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, формулируется цель и задачи исследования, методы исследования.

В разделе 1 дается теоретическое и методологическое обоснование темы. Приводится краткая организационно-экономическая характеристика предприятия (обследуемого объекта), например, дата регистрации, вид деятельности, организационная структура управления, основные экономические показатели за отчетный период (год).

В этом разделе могут рассматриваться так же (в виде обзора) действующие нормативные документы, и литературные источники по выполняемой теме курсовой работы.

В разделе 2 излагается состояние изучаемых вопросов по теме на обследуемом объекте. Отмечаются имеющие место недостатки.

При изложении этого раздела необходимо широко иллюстрировать материал схемами, таблицами, бухгалтерскими записями (проводками), а так же ссылками на первичные документы, формы бухгалтерской и налоговой отчётности, находящимися в приложении.

В разделе 3 определяются основные направления совершенствования финансовой деятельности и организации учета. Разрабатываются конкретные мероприятия по устранению выявленных недостатков на предприятии (обследуемом объекте), с указанием косвенной и прямой экономической эффективности.

В заключении на основании проведенного исследования даются краткие выводы о поученных результатах по поставленным задачам во введении.

В список используемой литературы включается законодательные и нормативные документы, положения (стандарты) по бухгалтерскому учёту, монографии, учебники и учебные пособия отечественных и зарубежных авторов и др., материалы, содержание которых в той или иной мере было использовано автором при подготовке курсовой работы.

В приложении приводится иллюстративный материал, на который делаются ссылки по тексту работы (таблицы, схемы, учетная политика, документооборот, первичные и сводные документы, формы бухгалтерской и оперативной отчетности, налоговые декларации и др.), дополнительно раскрывающие содержание курсовой работы.

Приложения должны быть пронумерованы в последовательности ссылок на них, начиная с номера 1.

В курсовой работе необходимо проставить номера страниц (в правом верхнем углу), начиная с третьей страницы.

Разделы работы начинаются с новой страницы. Наименования разделов и подразделов пишутся обычным текстом тем цветом, что и основной текст работы. Текст на страницах не обводится.

3. Основные требования по рецензированию курсовых работ.

3.1. Значение и цель рецензирования.

Рецензирование курсовых работ является одной из основных форм руководства и контроля выполнения плана самостоятельной работы студентов, установленных программой.

Целью рецензирования является проверка знаний усвояемости по изучаемой дисциплине, указание студенту на ошибки, дать рекомендации их устранения, а выявить степень использования теоретических знаний в решении практических вопросов на предприятии.

3.2. Порядок рецензирования.

Рецензенты, проверяя работу студента должны выявить имеющиеся ошибки и неточности с указанием в чем заключается их сущность.

При проверке курсовых работ рекомендуется указать на небрежность в изложении текста или в оформлении, если это имеет место. Уточнить или исправить не вполне четкие формулировки, орфографические ошибки и отметить стилистические погрешности.

При составлении рецензии необходимо:

- отметить актуальность, научный уровень и практическую значимость исследуемой темы;

- выявить полноту и качество разработки темы, полноту и представительность использованного в работе фактического материала;

- определить умение студента анализировать, обобщать, делать практические выводы;

- провести анализ недостатков и ошибок;

- дать оценку работы в целом.

Анализируя положительные стороны, рецензент показывает достоинства данной работы и отмечает успехи студента. В работе, не имеющей отрицательных замечаний по выполнению, рецензент концентрирует внимание студента на более глубокое изучение дисциплины.

Анализируя недостатки работы, рецензент классифицирует ошибки, отмеченные в работе, и перечисляет не усвоенные и недостаточно полно изложенные вопросы по теме исследования. Рецензент указывает, каким образом, возможно улучшить работу. В тех случаях, когда ошибки и недостатки настолько серьезны, работа возвращается для полной или частичной её переработки. Возвращая неудовлетворительно выполненную работу, рецензент обязан конкретно и четко сформулировать все требования, которые должен выполнить студент.

Рецензент, делая выводы, в целом с учетом всех достоинств и недостатков курсовую работу оценивает словами «допускается к защите».

3.3. Оформление рецензии и контроль за её качеством.

Рецензия составляется в произвольной форме. Она излагается простым и понятным языком. Все замечания должны быть написаны тщательно и разборчиво.

Рецензия является строго индивидуальной и подписывается преподавателем-рецензентом, указывается дата подписи.

Контроль за качеством и сроками рецензирования курсовых работ возлагается непосредственно на заведующего кафедрой.

4. Определение оценки на защите курсовой работы.

Содержание введения по теме можно оценить на «отлично», если актуальность обосновывается условиями рыночной экономики.

Содержание теоретического раздела можно оценить на «отлично», если при обзоре литературных источников и нормативно-законодательных актов выделены основные направления изучаемой проблемы и высказывается точка зрения студента.

Содержание практического раздела можно оценить на «отлично», если студентом на основе широкого использованного фактического материала глубоко и полно проанализировано финансовое состояние предприятия, рациональной организации учёта, правильность налогообложения и достоверность сдаваемой отчетности.

Содержание заключения можно оценить на «отлично», если оно вытекает из результатов исследования предыдущих разделов. Выводы и предложения студента указывают пути устранения выявленных недостатков в виде конкретных мероприятий с определением экономической эффективности.

Оформление работы можно оценить на «отлично», если она отвечает требованиям настоящего методического указания.

Результаты защиты курсовых работ рекомендуется периодически обсуждать на заседаниях кафедры.


Приложение 1

Автономная некоммерческая организация

высшего профессионального образования

«Московский бухгалтерский институт»

Кафедра: «Учёт, анализ и аудит»

Дисциплина_____________________________

Студент_____________________________________________________

(фамилия, имя, отчество: полностью)

Факультет _____экономический ___________ Форма обучения ___заочная ____

Специальность _____ «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» _________________

Тема курсовой работы _________________________________________________

____________________________________________________________________

Срок предъявления: «___» _______________200_ г.

Предъявил: «___» _______________200_ г.

Объем: __________ стр.

Допущен к защите ____________________

(да, нет)

Руководитель _______________/________________________________________/

(подпись) (фамилия, имя, отчество: полностью)

Зав. кафедрой _______________/________________________________________/

(подпись) (фамилия, имя, отчество: полностью)


Приложение 2

Тематика курсовых работ

1. По дисциплине «Бухгалтерский финансовый учёт»:

п/п

Наименование темы

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

Организация компьютерного учета на предприятии

Компьютерный учет кассовых операций

Компьютерный учет банковских операций

Компьютерный учет расчётов с покупателями

Компьютерный учет расчётов с поставщиками

Компьютерный учет основных средств

Компьютерный учет монтажа и наладки оборудования

Компьютерный учет арендуемых основных средств

Компьютерный учет поступления МПЗ

Компьютерный учет расчётов по НДС по приобретенным ценностям, работам, услугам

Компьютерный учет затрат на производство и выпуска готовой продукции

Компьютерный учет амортизации основных средств и нематериальных активов

Компьютерный учет использования материальных запасов

Компьютерный учет затрат на оплату труда и отчисления в социальные фонды

Компьютерный учет расходов будущих периодов

Компьютерный учет затрат по оплате кредитов банку

Компьютерный учет выпуска готовой продукции

Компьютерный учет реализации готовой продукции

Компьютерный учет финансовых результатов

Компьютерный учет валютных операций

Компьютерная система составления форм бухгалтерской финансовой отчетности

Учетная политика предприятия

Организация проведения инвентаризации имущества и расчетов с дебиторами и кредиторами на предприятии

Особенности организации бухгалтерского учета на малых предприятиях

Учет по упрощённой системе

Учет предпринимательской деятельности без образования юридического лица

Консолидированная отчетность: содержание, порядок составления

Автоматизированная система трансформации бухгалтерской отчетности, составленной по российским стандартам, в международные стандарты финансовой отчетности

Зарубежная практика постановки бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности


2. По дисциплине «Бухгалтерский управленческий учёт»:

п/п

Наименование темы

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

30.

31.

32.

Сравнительная характеристика финансового и управленческого аспектов учета.

Организация управленческого учета, ее принципы.

Роль управленческого учета в управлении себестоимостью фирмы.

Поведение затрат, их классификация.

Учет и калькулирование неполной себестоимости.

Особенности функционирования системы управленческого учета «директ-кост».

Особенности функционирования системы управленческого учета «стандарт-кост».

Организация учета и калькуляция затрат по центрам ответственности.

Организация учета и калькуляция затрат по центрам рентабельности.

Порядок составления Отчета о прибылях и убытках при маржинальном доходе и при полном учете затрат.

Использование нормативных затрат в калькулировании себестоимости продукции.

Попроцессный метод калькулирования себестоимости продукции.

Попередельный метод калькулирования себестоимости продукции.

Позаказный метод калькулирования себестоимости продукции.

Учетная политика фирмы и управленческий учет.

Основные принципы западного управленческого учета.

Порог рентабельности или точка безубыточности, методика определения.

Учетные записи в системе «директ-кост», порядок их составления.

Учетные записи в системе «стандарт-кост», порядок их составления.

Нормативное регулирование российского учета и возможности использования принципов управленческого учета.

Разработка счетов управленческого учета в рабочем плане счетов фирмы.

Методика и порядок определения критического объема реализации, «точки безубыточности» при маржинальном подходе.

Совершенствование организации управления затратами предприятия.

Виды бюджетных систем в управленческом учете.

Цели и концепции подготовки внутрифирменного бюджетирования.

Организация и методика использования сметного планирования на предприятии.

Организация внутрифирменного контроля за исполнением бюджетов.

Контроллинг как элемент метода управленческого учета.

Анализ как элемент метода управленческого учета.

Поведение затрат. Анализ «затраты-объем-прибыль»

Ситема внутрехозяйственной отчетности по центрам ответственности и сегментам бизнеса.

Организация управленческого учета (на примере предприятий различных видов деятельности).

При выборе тематики по «Бухгалтерскому управленческому учёту»

в системе «1С: Управление производственным предприятием»

п/п

Наименование темы

33.

34.

35.

36.

37.

38.

39.

40.

41.

42.

43.

44.

45.

46.

47.

Планирование производства

Управление затратами и расчет себестоимости

Управление данными об изделиях

Управление основными средствами и ремонтами

Бюджетирование

Управление денежными средствами

Управление взаиморасчетами

Управление складом (запасами)

Управление продажами

Ценообразование

Управление закупками

Управление отношениями с покупателями и поставщиками

Контроль и оценка работы менеджеров

Кадровый учет и анализ кадрового состава

Мониторинг и анализ деятельности предприятия

3. По дисциплине «Налоги и налогообложение»:

п/п

Наименование темы

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

Система налогов и сборов в РФ

Экономическая сущность налогов и принципы налогообложения

Субъекты налоговых отношений

Налоговая декларация и налоговый контроль

Налоговые правонарушения и ответственность за их совершения

Налог на добавленную стоимость

Акцизы их роль и функции в налоговой системе

Налог на прибыль

Налог на доходы физических лиц

Осуществление и порядок исчисления отчислений в социальные фонды

Налог на имущество

Единый налог на временный доход для определённых видов деятельности

Упрощенная система налогообложения субъектов малого предпринимательства

Налог с владельцев транспортных средств

Налог на землю

Организация налогового учета (на примере предприятий различных видов деятельности). Возможно в компьютерной программе.


4. По дисциплине

«Комплексный экономический анализ финансовой деятельности»:

п/п

Наименование темы

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

30.

Анализ финансового состояния по данным бухгалтерской отчетности

Анализ финансовой устойчивости и платежеспособности по данным

бухгалтерской отчетности

Анализ деловой активности предприятия по данным бухгалтерской

отчетности

Анализ имущественного потенциала хозяйствующего субъекта по данным бухгалтерской отчетности

Анализ операций с ценными бумагами

Анализ денежных потоков и источников их формирования

Анализ расчетов по налогу на доходы физических лиц

Анализ финансовых результатов от реализации продукции (в целом, по хозяйству, по отраслям, по видам продукции)

Анализ собственного капитала и источников его формирования

Анализ заёмных средств и эффективность их использования

Анализ инвестиционной деятельности хозяйствующего субъекта

Анализ расчетов с дебиторами и кредиторами

Анализ реализации продукции по системе «директ-костинг»

Анализ рентабельности хозяйственной деятельности предприятия

Анализ эффективности использования оборотных средств на предприятии

Анализ лизинговых операций

Анализ объёма производства и продаж продукции (работ, услуг)

Анализ производства продукции хозяйствующего субъекта в целях

привлечения инвестиций

Анализ себестоимости продукции (по видам производств)

Анализ себестоимости продукции (по видам продукции)

Анализ экономической эффективности производства продукции (по видам продукции)

Анализ использования продукции

Анализ труда и его мотивации

Анализ экономической эффективности использования трудовых ресурсов

Анализ производительности труда

Анализ экономической эффективности использования основных средств

Анализ расходов по организации производства и управления

Анализ фонда оплаты труда работников

Анализ использования материальных ресурсов

Организация автоматизированной системы экономического анализа


5. По дисциплине «Аудит»:

п/п

Наименование темы

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

Организация проведения аудита на предприятии (по российским и международным стандартам)

Аудит кассовых операций, подотчетных сумм и банковских операций

Аудит оплаты труда

Аудит МПЗ

Аудит основных средств

Аудит нематериальных актов

Аудит расчетов с дебиторами и кредиторами

Аудит производственных затрат и калькулирования себестоимости

продукции

Аудит выпуска готовой продукции и её реализации

Аудит финансовых результатов и использования прибыли

Аудит долгосрочных инвестиций

Аудит финансовых результатов

Аудит резервов

Аудит кредитов и займов

Аудит организации бухгалтерского учёта

Аудит порядка составления и представления бухгалтерской финансовой отчётности

Аудит взносов во внебюджетные фонды

Аудит налогов в дорожные фонды

Аудит платежей налогов в бюджет

Аудит операций на валютных счетах

Аудит экспортных операций

Аудит импортных операций

Организация аудита в компьютерной среде

Примечание: