Главная Учебники - Разные Лекции (разные) - часть 16
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИСТОРИКО-АРХИВНЫЙ ИНСТИТУТ ФАКУЛЬТЕТ ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЯ КАФЕДРА ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЯ Методические указания по подготовке курсовых работ
Москва 2006 УТВЕРЖДЕНЫ Протоколом заседания кафедры от 10.11.2005 № 10 Составитель: к.и.н., доцент Л.В.Санкина Пояснительная записка Методические указания подготовлены для студентов, обучающихся по специальности 350 800 "Документоведение и документационное обеспечение управления" и выполняющих курсовые работы по следующим дисциплинам документоведческого цикла: «Документоведение», «Организация и технология документационного обеспечения управления», «Информационное обеспечение управления». Методические указания содержат единые для всех форм обучения (дневной, вечерней, заочной) требования кафедры к курсовым работам Подготовка курсовой работы является завершающим этапом изучения общепрофессиональных или специальных дисциплин. В процессе написания курсовой работы студенты формируют навыки сбора и обобщения научных данных, анализа правовых актов, нормативно-методических документов, специальной литературы, выявления необходимых по теме источников и литературы. должна показать умение студента: - обосновать актуальность выбранной темы в научном и практическом плане; - показать степень изученности и разработанности проблемы в научной литературе; - формулировать цель и задачи работы; - обосновать структуру работы; - изложить содержание разделов и подразделов работы литературным языком с использованием стандартной терминологии; - анализировать собранный материал, сопоставлять различные концепции, альтернативные подходы, решения отдельных проблем; - формулировать выводы; - оформлять работу в соответствии с требованиями, предъявляемыми к научно-исследовательским работам. 1. Подготовка курсовой работы
Основная цель подготовки курсовой работы состоит в закреплении теоретических знаний по дисциплине, приобретении студентами навыков самостоятельного углубленного изучения одного из разделов курса дисциплины, читаемой на кафедре. При подготовке курсовой работы студенты получают навыки и умение работать с источниками и литературой, анализировать факты и данные специальной литературы, излагать прочитанное современным профессиональным языком. помогает развитию развитие мышления студента, формированию умения свободно оперировать научными знаниями применительно к разнообразным сферам профессиональной деятельности. Выбор темы курсовой работы
осуществляется студентом после знакомства с теоретическими проблемами дисциплины, изложенными в лекционном курсе. Выбор темы студент может осуществлять самостоятельно исходя из примерной тематики курсовых работ разработанной кафедрой, в качестве методического пособия по каждой дисциплине, по которой, в соответствии с учебным планом, запланирована подготовка курсовой работы. Примерная тематика соответствует направлениям научно-исследовательской работы кафедры документоведения. Выбор темы студент может осуществлять также самостоятельно с учетом своих научных интересов, практических задач, специфики деятельности конкретной организации, в которой он работает, своеобразия своих должностных обязанностей и т.д. Тема курсовой работы и в этом случае должна соответствовать тематике проблем, рассматриваемых в теоретическом курсе и включенных в программу изучаемой дисциплины. Выбор темы курсовой работы осуществляется студентом и с учетом доступности основных источников и литературы. В случае самостоятельного выбора темы для курсовой работы студент обязан согласовать ее с преподавателем, осуществляющем научное руководство подготовкой курсовых работ. , как правило, является теоретическим исследованием по одной из предложенных кафедрой тем. Допускается подготовка курсовой работы, освещающих практические разработки в области документационного обеспечения, проведенные с участием студента или выполненные им самостоятельно. Например, тема курсовой работы может быть посвящена разработке нормативно-методических документов по регламентации службы ДОУ, ее сотрудников, разработке номенклатуры дел, локальных классификаторов, внедрения новых информационных технологий, регламентирующих локальных нормативных актов (таких как инструкция, табель унифицированных форм документов, стандарт организации и др.). Подобные работы выполняются на примере конкретной организации. Критерии оценки курсовой работы.
должна быть подготовлена студентом в сроки предусмотренные учебным планом, которые преподаватель доводит до сведения студентов. Основными критериями оценки курсовой работе являются: - аргументированная формулировка актуальности темы; - четкие цели и задачи работы; - обзор источников и литературы по избранной теме; -обоснование структуры работы; - использование основных источников и специальной литературы по теме; - анализ изложенного в разделах работы фактического материала; - наличие выводов по каждому разделу; - грамотное изложения текста, оформление работы в соответствии с методическими указаниями; Оценку "отлично" заслуживают курсовые работы, актуальность темы которых обоснована, введение содержит достаточно полный обзор источников и литературы по данной теме. Структура работы логична, соответствует содержанию. В конце каждого раздела и в Заключении содержатся чёткие, выводы. Работа написана литературным языком, с правильным использованием профессиональной терминологии. Текст тщательно выверен, научно-справочный аппарат и оформление соответствуют настоящим методическим указаниям. оценивается на "хорошо", если список использованных источников и литературы не совсем полный, выводы недостаточно аргументированы, в её структуре и содержании есть отдельные погрешности, не имеющие принципиального характера. В остальном соблюдены требования, предъявляемые к “отличной” курсовой работе. оценивается "удовлетворительно", если в тексте имеются многочисленные прямые заимствования из учебной и методической литературы, студенту не полностью известен круг источников и специальной литературы, выводы слабо аргументированы или не конкретны, в литературном стиле и оформлении работы имеются погрешности. Проверив работу преподаватель выставляет на титульном листе итоговую оценку, которая сопровождается краткой рецензией. В рецензии преподавателя оценивается полнота изложения, аргументированность, научная содержательность, соблюдение правил оформления научно-справочного аппарата, соответствие оформления работы настоящим методическим указаниям. В случае неудовлетворительной оценки курсовой работы студенту предлагается переработать ее по замечаниям преподавателя или подготовить курсовую работу на другую тему. План курсовой работы
студенты составляют самостоятельно, после чего он согласовывается с преподавателем. Подготовка плана курсовой работы является первым этапом работы над ней и выполняется после ознакомления студента с источниковой базой темы и изучения специальной литературы. При согласовании плана с преподавателем студент должен иметь четкое представление об изучаемой теме, а также суметь обосновать структуру будущей курсовой работы, последовательность изложения материала. Преподаватель должен довести до сведения студентов требования кафедры к курсовым работам. Студент вправе обратиться к преподавателю за консультацией по любому вопросу, возникшему в ходе подготовки курсовой работы. В ходе консультаций студент получает дополнительную информацию, необходимую для подготовки курсовой работы. Как правило, преподаватель консультирует студента по выбору источников и литературы, анализу специальной литературы, разработке рациональной структуры работы, сбору фактов и статистических данных, их обработке. Преподаватель контролирует подготовку курсовой работы, знакомится с текстом и представляет студенту свои замечания. 1.1. Структура и содержание курсовой работы
включает: - титульный лист; - оглавление; - введение; - разделы ( допускается деление на подразделы); - заключение; - список использованных источников и литературы; - приложения. Титульный лист
содержит наименование учебного заведения, факультета и кафедры, на которой подготовлена , фамилию, имя, отчество студента, указания на курс, форму обучения, название темы курсовой работы, фамилию, имя, отчество преподавателя, его ученую степень, звание. (Приложение 1). Оглавление
содержит перечень составных частей курсовой работы и указание страниц на которых расположено начало каждой части. (Приложение 2). Введение
должно включать: · обоснование актуальности выбранной темы; · характеристику степени изученности темы, разработки теоретических и практических проблем; · формулировку цели и задач работы; · обзор источников и литературы с изложением существующих концепций и альтернативных подходов к теме. Не допускаются к защите курсовые работы, в которых обзор подменяется перечислением названий работ или источников; · обоснование структуры работы. Разделы курсовой работы
могут содержать характеристику объекта исследования (учреждения, организации, ее структурного подразделения); описание проблемы (например, документационного обеспечения управления в определенной организации и при определенных условиях); анализ организационных или технологических особенностей документирования (или работы с документами); историю развития вопроса или проблемы. Количество разделов определяется студентом самостоятельно или по согласованию с преподавателем исходя из задач курсовой работы и собранного материала. В конце каждого раздела студентом формулируются выводы по изложенному материалу. Заключение
обычно включает общие выводы по теме работы, их соответствие поставленным целям и задачам; возможно включение в эту часть работы изложения перспективы дальнейшей работы студента над темой (например, при подготовке дипломной работы). Список использованных источников и литературы
показывает знакомство автора с источниками и литературой по выбранной теме. Список формируется по разделам “Источники” (он может подразделятся на два подраздела - "Опубликованные источники" и "Неопубликованные источники") и “Литература”. В список источников включают федеральные законодательные и нормативные правовые акты, нормативно-методические и нормативно-технические документы, методические указания межотраслевого действия, а также правила, регламенты, инструкции и др. Систематизация источников обычно проводится по группам (законы, постановления, инструкции и др.), которые определяются исходя из значимости источника, а внутри выбранных групп по хронологии. В список источников не включаются отмененные правовые, нормативные и нормативно-методические документы (за исключением случаев, когда написана на тему, связанную с историей делопроизводства, документирования, развития отдельных направлений ДОУ). По каждому отдельному изданию, включенному в список источников приводятся их выходные данные. При этом федеральные законы, законы субъектов федерации, правовые и нормативные акты должны содержать сведения об источнике официального опубликования. В список неопубликованных источников включают устав, положение об организации (его структурном подразделении), должностные и ведомственные инструкции, регламенты и др. документы текущего делопроизводства. В списке литературы названия монографий, статей, рецензий, учебных пособий, автоов располагают в алфавитном порядке первой буквы фамилии автора. При включении в список статьи из журнала или сборника необходимо указать название журнала, год, номер и страницы. Приложения
являются иллюстративным материалом к курсовой работе. Они могут включать образцы документов, примеры их оформления, графики и схемы, диаграммы, таблицы и т.п. Размещают приложения в порядке упоминания о них в тексте. Каждое приложение начинается с нового листа и нумеруется. В правом верхнем углу пишется слово “Приложение 1” и указывается его название. В тексте делаются соответствующие ссылки. При подготовке курсовой работы на темы, связанные с документированием в приложения возможно включать примеры оформления различных видов документов. 1.2. Оформление курсовой работы
Текст курсовой работы может быть подготовлен рукописным или машинописным (компьютерным) способом. Объем курсовой работы 25-30 страниц текста (при наборе через 1,5 интервала и размере шрифта 12-13. Приложения в общий объем курсовой работы не входят. Работа пишется на одной стороне стандартного листа бумаги формата А4 (210х197мм). Размеры полей: левое - не менее 35мм, правое - не менее 10мм, верхнее не менее 15мм, нижнее не менее 20мм. Страницы курсовой работы нумеруются арабскими цифрами на верхнем поле листа, без кавычек, дефисов и других знаков препинания. Титульный лист и оглавление не нумеруют, но включают в общий объем курсовой работы. Наименования разделов и подразделов в тексте курсовой работы должны соответствовать их наименованиям в оглавлении. Разделы нумеруются арабскими цифрами (без слов “глава”, “раздел”). Нумерация подразделов состоит из номера раздела и номера подраздела разделенными точкой. Например: 1. Организация документооборота 1.1 Основные принципы организации документооборота 1.2 Количественные и качественные характеристики документооборота Научно-справочный аппарат курсовой работы включает список источников и литературы и подстрочные ссылки. Подстрочные ссылки используются во всех случаях цитирования в тексте курсовой работы документов, произведений авторов монографий, статей, учебников, учебных пособий, а также при цитировании стандартных определений терминов и понятий. Все приводимые в курсовой работе факты, цифры, даты, конкретные данные должны быть подтверждены подстрочными ссылками. Ссылки нумеруют в пределах одной страницы арабскими цифрами, текст ссылки размещают под последней строкой текста. Допускается нумерация ссылок в пределах раздела, в этом случае ссылки размещаются на последней странице раздела в порядке нумерации. Текст каждой ссылки печатают через один межстрочный интервал. Между двумя ссылками оставляют два межстрочных интервала. Оформление ссылок должно соответствовать ГОСТ 7.1-84 ”Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления”. сдается на кафедру в одном экземпляре, регистрируется лаборантом. должна быть сброшюрована (переплетена или прошита). Примеры оформления ссылок:
1.В ссылках на законы, указы, постановления органов государственной власти и управления указывают вид документа (закон, указ), дату, номер, название, название издания, год, номер издания, номер статьи. Например:
Федеральный закон от 25 января 1995 года № 119-ФЗ “Об информации, информатизации и защите информации” // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 8. Ст. 609. Или
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 21 марта 1994 года № 358-р "Об обеспечении сохранности документов по личному составу" // Собрание актов Президента и правительства РФ. 1994. № 13. Ст. 42. 2. В ссылках на литературу указывают фамилию и инициалы автора (авторов), название работы, место издания, издательство, год издания, номера страниц. Например:
Кузнецова Т.В., Кузнецов С.Л. Кадровое делопроизводство. М.: «Интел- синтез АПР». 2005. 3.В ссылках на статьи, опубликованные в сборниках указывают фамилию и инициалы автора (авторов), название работы, название сборника, место издания, год издания, издательство, номера страниц. Например:
Ларин М.В. Информационный менеджмент и управление документацией. // Документ в административных структурах. Тезисы докладов и выступлений на международной конференции “Документ в административных структурах” 27-28 октября 1994г. М.: ВНИИДАД. 1995. с.21-23. 4. В ссылках на статьи опубликованные в журналах, сборниках, газетах указывают фамилию и инициалы автора (авторов), название статьи, название журнала (сборника), год издания, номер, номера страниц. Например:
Усманова И.В., Вишнякова И.Н. Автоматизация подготовки документов на рабочем месте специалиста. // Делопроизводство. 2005. № 3. с.53-63. 5. В ссылке на государственные стандарты указывают номер стандарта, его название, место издания, издательство, год издания, номера страниц. Например:
ГОСТ 7.1-84 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления. - М. : Изд-во стандартов, 1987, с.25. 6. В повторных ссылках на одну и ту же работу указывают фамилию и инициалы автора и слова “Указ. соч. с. 23.” Приложение 1
Образец оформления титульного листа курсовой работы ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Российский государственный гуманитарный университет Историко-архивный институт Факультет документоведения Кафедра документоведения Николаева Татьяна Васильевна Направления совершенствования документооборота организации в условиях внедрения современных компьютерных технологий обработки документов студентки третьего курса дневного отделения Научный руководитель к.и.н., доцент Вялова Л.М. Москва 2006 Приложение 2 ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ………………………………...……………………………………3 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДОКУМЕНТООБОРОТА……………………9 1.1. Правила организации документооборота………….........................9 1.2. Факторы роста документооборота…............................................13 1.3.Регламентация документооборота в организации…………………17 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ДОКУМЕНТООБОРОТА...............................................21 2.1.Характеристика современных типовых программ электронного документооборота.......................................................................................21 2.2. Мероприятия по переходу от бумажного к электронному документообороту…………………………………….……………………27 2.3. Роль службы ДОУ в организации электронного документооборота......................................................................................30 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..32 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРА- ТУРЫ……………………………………………………………………….34
|