Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 16

 

Поиск            

 

Указания методические к выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения Специальности: 080507 Менеджмент организации

 

             

Указания методические к выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения Специальности: 080507 Менеджмент организации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный

инженерно-экономический университет»


Кафедра информационных систем в экономике


УТВЕРЖДАЮ

Проректор

по учебной работе

д.э.н., профессор

____________О.В. Гончарук

«17» марта 2008 г.

Рег. № М 39

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

УПРАВЛЕНИЯ

Методические указания

к выполнению контрольной работы

для студентов заочной формы обучения

Специальности: 080507 - Менеджмент организации

080504 - Государственное и муниципальное управление

Санкт-Петербург

200 8

Допущено

редакционно-издательским советом СПбГИЭУ

в качестве методического издания

Составитель

канд. экон. наук, доц. В.Л. Колобов

Рецензент

д-р тех. наук, проф. В.Л. Горохов

Подготовлено на кафедре

информационных систем в экономике

Одобрено научно-методическим советом факультета

общего менеджмента

Отпечатано в авторской редакции с оригинал-макета,

представленного составителем

Ó СПбГИЭУ, 2008


Структура методических указаний:

· Логика работы

· Основные темы дисциплины

· Выбор темы контрольной работы и шаблоны тем

· Базовые понятия информационных технологий управления

I . Логика работы

Цели контрольной работы:

1. Проверка способности студента мыслить одновременно в концепциях и терминах:

· Формирование конкурентных преимуществ корпорации за счет быстрых и адекватных реакций на потребности рынков с использованием современных информационных технологий управления.

· Моделирование и реинжиниринг бизнес-процессов, которые реализуют задачи бизнеса корпорации, определяемые положением продукта/услуги на некотором рынке.

· Моделирование и реинжиниринг информационно-документационных процессов, которые поддерживают реализацию бизнес-процессов c опорой на информационные технологии управления.

2. Подготовка к написанию выпускной квалификационной работы.

3. Установление рабочего контакта с преподавателем, позволяющего минимизировать риск отрицательного результата при сдаче экзамена.

Структура контрольной работы:

Контрольная работа состоит из двух частей:

1. Мини-проект «Модель информационного процесса для бизнес-процесса».

2. Мини-эссе «Информационная технология/система управления».

Результаты контрольной работы:

1. Подготовленный и представленный преподавателю и группе мини-проект по моделированию бизнес-процесса и информационного процесса на основе нотации IDEF0 (или нотации DFD для информационного процесса).

2. Мини-эссе по информационной технологии или/и системе управления.

3. Мини-доклад по первой или второй части контрольной работы.

Продолжительность доклада - 5-8 минут. Объем текста до 11 страниц, включая тезаурус (толковый словарь понятий) и минимум пять схем (три по бизнес-процессу и две по информационному процессу).

Критерии оценки контрольной работы:

1. Знание нотации IDEF0 и умение моделировать бизнес-процесс с использованием нотации IDEF0.

2. Умение структурировать информацию об информационном процессе в соответствии с парадигмой: сбор, накопление, обработка и представление пользователю (менеджеру) данных, информации и знаний для управления бизнес-процессом.

3. Умение готовить в соответствии с заданной логикой и представлять группе доклад по данной тематике.

4. Качество оформления контрольной работы.

5. Соблюдение сроков представления контрольной работы на проверку.

II . Основные темы дисциплины

Приложение 2 содержит перечень тем по дисциплине. Для студентов заочной формы обучения основное внимание уделяется первым девяти темам. Знаний, полученных на лекциях по этим темам достаточно для написания контрольной работы. Очень важно для подготовки контрольной работы прослушать лекции по темам 1-4.

III . Выбор темы и примерные темы контрольного задания № 1

Выбор темы для первой части контрольной работы привязывается к конкретной задаче управления (бизнес-процессом), с которой сталкивается (или предполагает иметь дело) студент заочной формы обучения. Однако при выборе любой темы студенту необходимо раскрыть роль функционального моделирования при формулировании требований к содержанию и регламенту представления информации, которая будет поддерживать эффективную реализацию выбранного бизнес-процесса.

Такая организация процесса выбора темы позволяет студенту самостоятельно проверить уровень своих знаний по нотациям функционального моделирования и по связи бизнес-процесса с информационным процессом, а так же закрепить теоретические знания, полученные на установочных лекциях. Кроме того, достигается активизация позиции студента по отношению к окружающей его организационно-экономической среде и это готовит студента к написанию и защите его выпускной квалификационной работы.

Важно, чтобы при выборе темы студент выбрал позицию владельца бизнес-процесса (менеджер сквозного бизнес-процесса), информационный процесс и технологию для поддержки которого он будет моделировать и исследовать.

Эта позиция фиксируется в задании на контрольную работу, которое студент составляет сам. Составление задания на контрольную работу является, таким образом, неотъемлемой и весьма важной составной частью выполнения контрольной работы. Студент согласует составленное задание с преподавателем.

Шаблоны названий тем первой части контрольной работы:

1. Модель информационного процесса с использованием нотации IDEF0 для бизнес-процесса «Произвести и продать изделие».

2. Модель информационного процесса с использованием нотации IDEF0 для бизнес-процесса «Произвести и продать услугу».

3. Модель информационного процесса с использованием нотации IDEF0 для бизнес-процесса «Купить оптом и продать мелким оптом товар».

Предупреждения:

1. Пропуск установочных лекций, отсутствие контактов с преподавателем и коллегами-студентами приводит, как правило, к тому, что все вышеприведенные соображения начинают казаться студенту слишком абстрактными и он не может сконцентрировать свое внимание на выборе, составлении задания и раскрытии той или иной темы.

2. Типичной ошибкой при выборе темы является замена бизнес-процесса организационным процессом. Чтобы этого не произошло, необходимо ответить на вопрос: сколько раз будет реализован данный процесс и кто заплатит за каждую реализацию процесса? Если ответ на данный вопрос будет: неопределенно большое количество раз и заплатит потребитель, - то тема сформулирована верно.

3. Использование шаблонов названий тем контрольной работы, приведенных в данных методических указаниях, позволяет ускорить процесс формулировки названия темы и снижает до минимума вероятность ошибки.

При написании и первой и второй части контрольной работы необходимо стремиться создать материал, который будет с интересом восприниматься аудиторией, имеющей некоторый минимальный теоретический и практический запас знаний в области менеджмента и информационных технологий.

Такое стремление ориентирует на диалог с будущими слушателями и за счет этого мотивирует к проговариванию серии возможных вопросов и ответов.

В рамках разработки и использования информационно-коммуникационных технологий, равно, как и в рамках менеджмента, такой подход является необходимым условием эффективного обучения.

Предполагается (и это подтверждается практикой преподавания данной дисциплины в СПбГИЭУ), что каждый студент заочной формы обучения имеет некоторый уникальный опыт работы и может изложить его в соответствии с требованиями нотации IDEF0.

Далее приводится перечень базовых понятий, на которые необходимо опираться при написании работы. Рекомендуется перед выбором темы внимательно прочитать эти понятия и посетить сайты, где даются развернутые примеры использования нотаций IDEF0 и DFD. Такими сайтами могут быть, например, http :// vernikov . ru , http://idefinfo.ru .

IV . Выбор темы для контрольного задания № 2 контрольной работы и методика ее написания.

При написании второй части контрольной работы необходимо стремиться создать материал, который будет с интересом восприниматься аудиторией, имеющей некоторый минимальный теоретический и практический запас знаний в области менеджмента и информационных технологий. Объем второй части контрольной работы должен быть минимальным – 2-3 страницы через полтора интервала.

Для подготовки такого мини-эссе необходимо четко сформулировать тему (и это требует определенных усилий и несколько раз переписать текст). Текст должен быть авторским, а не скачанным из Интернет. Желательно наличие в тексте минимум одной схемы, отражающей суть концепции технологии или системы. Основное назначение данной части контрольной работы – научить студента кратко формулировать концепцию той или иной информационной технологии и/или системы.

Перед выбором темы для второй части контрольной работы целесообразно формализовать задачу информационного обеспечения управления, для которой будет использована та или иная информационная технология и/или система. Это можно сделать с применением нотации IDEF0 и навыков моделирования информационного процесса, полученных при написании первой части контрольной работы.

При этом следует проводить отчетливую границу между менеджментом, информационной технологией и компьютерной технологией. Информационная технология – это система связей между менеджментом (теорией управления) и компьютерной технологией. В статьях консультантов по информационным технологиям, как правило, можно легко обнаружить эту границу.

Успешная подготовка контрольного задания № 2 не только создает гарантии для успешной сдачи студентом экзамена по дисциплине «Информационные технологии управления», но и готовит его к написанию текста доклада для защиты выпускной квалификационной работы.

Возможные темы:

1. СALS-технологии и САПР (Системы Автоматизированного Проектирования).

2. Электронный Документооборот - необходимое условие CALS-технологий.

3. CALS и Технологии Управления.

4. Роль Интранет в успешности CALS-технологий.

5. Взаимосвязь CALS-технологий и стандарта MRP.

6. Роль ISO в развитии CALS-технологий.

7. IDEF3 - нотация для обнаружения источников потребностей в информации.

8. ERP-система Axapta (Microsoft Dynamics) - архитектура и области применения.

9. PayDocs - архитектура и области применения.

10. OLAP-технологии - дополнение MRP/ERP для получения знаний из данных.

11. Система 1С - возможности и ограничения для управления предприятием.

12. Информационно-Коммуникационные Технологии - факторы и направления развития.

13. Средства обеспечения дистанционной групповой работы.

14. Понятие «Интеллект Бизнеса» и требования к информационным технологиям.

15. Управление Потоками Работ (Workflow Management) - смысл и технологическая реализация (системы).

16. Управление Информационной Инфраструктурой предприятия - стандарты и регламенты.

17. CrystalReports - архитектура и функциональность для анализа эффективности бизнеса.

18. Реинжиниринг Бизнеса и реинжиниринг Информационных Систем: вопросы координации.

19. Экономическая Эффективность информационных систем и их архитектура.

20. Цикл Жизни Информации - от первичных данных до архива.

21. Электронный Архив - технология сохранения,накопления и извлечения информации по запросу.

22. Мировые Информационные Ресурсы - доступ и включение в состав информации предприятия.

23. Интегрированная Информационная Среда и веб-технологии.

24. SCM и виртуальные предприятия.

Форма задания на контрольную работу

Название бизнес-процесса

· Точка зрения автора на бизнес-процесс

· Вход (бизнес-процесса)

· Выход (бизнес-процесса)

· Требования (к бизнес-процессу)

· Механизм (поддержка) бизнес-процесса

· Контекстная диаграмма

Задание оформляется студентом на одной странице и согласуется с преподавателем.

Точка зрения автора на бизнес-процесс определяет видение им данного процесса. Поскольку тема выполняется в рамках дисциплины «Информационные технологии управления», то необходимо в качестве точки зрения на бизнес-процесс выбрать роль менеджера ответственного за качество процесса, формулирующего требования к качеству информационного процесса для разработчиков ИТУ.

Базовые понятия для моделирования бизнес-процессов

Процессный подход - подход к управлению, исходящий из того, что любая деятельность, для которой осуществляется управление, трактуется как бизнес-процесс, обеспечивающий выживание предприятия на рынке в условиях конкуренции.

Моделирование процессов - анализ и разработка структуры бизнес-процессов, их взаимосвязей с ресурсами, необходимыми для выполнения процессов, и той среды, где эти процессы будут использованы. Сквозной бизнес-процесс – это набор определенных операций, который приводит к результату, имеющему ценность для потребителя.

Моделирование системы бизнес-процессов - абстрактное представление организации как системы взаимосвязанных и взаимодействующих процессов.

Модель бизнес-процессов "Как Есть" («As Is») - модель бизнес-процесса, построенная на основе видения существующего в организации потока работ.

Модель "Как Должно Быть" («To Be») - модель бизнес-процесса, построенная на основе видения перспективной структуры процесса и удовлетворяющая всем требованиям по целевым значениям показателей эффективности.

Модель "Как Будет" («Will Be») - модель бизнес-процесса, построенная на основе проекта реинжиниринга структуры процесса и удовлетворяющая запланированным требованиям по целевым значениям показателей эффективности.

Моделирование Сверху-Вниз - формирование модели бизнес-процесса (БП) от крупного БП до частных БП при помощи декомпозиции.

Моделирование Снизу-Вверх - формирование укрупненных бизнес-процессов путем агрегирования детальных процессов.

Бизнес-процесс (БП) - структурированная, целенаправленная совокупность взаимосвязанных видов деятельности, которая по определенной технологии преобразует входы и ресурсы в выходы (продукты), представляющие ценность для потребителя.

Операция - элемент процесса, который, при выбранном уровне детализации описания, не делится на составные элементы или «простейшая» работа.

Определение назначения бизнес-процесса - обозначение общих целей его выполнения.

Результат процесса - наблюдаемые результаты успешной реализации процесса.

Анализ бизнес-процессов - систематизированное исследование логистики компании, организации операций.

Анализ издержек - систематизированное исследование эффективного использования средств организации.

Бизнес-инжиниринг - это современная технология проектирования управления, основанная на системном подходе. Компания как отрытая система описывается формально, точно, полно и всесторонне путем построения базовых информационных моделей предприятия (в первую очередь, организационно-функциональной структуры и бизнес-процессов) во взаимодействии с моделью внешней среды.

Команда процесса - выделенная группа менеджеров и специалистов, ответственная за реализацию процесса (Во главе команды стоит владелец процесса)

Владелец процесса - руководитель, осуществляющий управление процессом, имеющий в своем распоряжении все необходимые ресурсы для выполнения процесса (персонал, оборудование, инструменты, производственная среда, информация и т.д.), и отвечающий за результативность и эффективность процесса

Потребители процесса - лица, непосредственно использующие результат процесса. Потребители бывают внешние и внутренние.

Цель процесса - это выраженный количественно показатель, к которому должен стремиться владелец процесса путем управления и улучшения процесса

Структура процесса - совокупность элементов модели процесса и устойчивых связей между ними

Потребляемые ресурсы - информационные (документы, файлы, данные), финансовые (наличные деньги, ценные бумаги, средства в расчетах), материальные (материалы, комплектующие).

Инфраструктура бизнес-процесса - совокупность средств реализации процесса.

Информационный ресурс - обобщенный термин, который используется для обозначения управленческой информации различной природы: данных, документов, знаний

Инициирующее событие - объект модели бизнес-процесса, отражающий событие, являющееся необходимым для начала выполнения первой операции (функции).

Завершающее событие - объект модели бизнес-процесса, отражающий факт завершения последней операции (функции) и полученный при этом результат.

Вход бизнес-процесса - объект бизнес-процесса (функция, операция), взаимодействующий с внешними бизнес-процессами и получающая от них информацию/материальные ресурсы.

Выход бизнес-процесса - объект бизнес-процесса (функция, операция), взаимодействующий с внешними бизнес-процессами и передающая им информацию/материальные ресурсы, являющиеся результатом выполнения бизнес-процесса.

Декомпозиция бизнес-процесса - последовательная детализация исходной модели бизнес-процесса до заданного уровня путем создания детальных моделей для каждого объекта процесса. Формируемые модели могут быть различного типа.

Дескриптивная информация – совокупность сведений, позволяющих понять логику и закономерности процесса, спрогнозировать и запланировать его ход и результаты.

Входные данные - исходные ресурсы для описываемой блоком функции (исходная информация, материалы).

Выходные данные - результирующие ресурсы, полученные в результате выполнения описываемой блоком функции (выходная информация, обработанные исходные материалы).

Управление - это то, что воздействует на процесс выполнения описываемой блоком функции и позволяет влиять на результат выполнения действия. Управление может быть, в первом приближении, представлено набором требований к выполнению процесса, например, выполнение правил техники безопасности, соблюдение законов, выполнение бизнес-правил, выполнение планов-графиков, выполнение нормативов по издержкам и т.д.

Механизм - это то, посредством чего осуществляется данное действие (специалисты, станки, приборы, информационная система, каналы коммуникаций).

Обратная связь - связь между выходами процесса и его входами. Обратная связь необходима для корректировки моделей подпроцессов в ходе выполнения сквозного бизнес-процесса или информационного процесса.

Проверка адекватности модели бизнес-процесса - совместное изучение модели бизнес-процесса руководителями и специалистами предприятия с целью проверки соответствия модели их видению реально существующего на предприятии потока работ.

Нотация - способ (правила + метод) создания конструкций модели.

Метод - совокупность правил и приемов, обеспечивающих преобразование одних объектов в другие объекты.

Методология моделирования бизнес-процесса - обоснование совокупности методов, применяемых в жизненном цикле разработки системы (бизнес - процесса)

Нормативно-справочная информация – совокупность условно-постоянных данных и информации, используемых при создании новых информационных объектов.

Прескриптивная информация – совокупность сведений в форме принципов, политик, правил, регламентов, методических указаний, шаблонов и т.п., обеспечивающих процессы управления, обработки данных и информации, методиками для принятия решений по форме действий.

IDEF0 - методология и нотация функционального моделирования. С помощью наглядного графического языка IDEF0, изучаемая система предстает перед разработчиками и аналитиками в виде набора взаимосвязанных функций (функциональных блоков - в терминах IDEF0). Как правило, моделирование средствами IDEF0 является первым этапом изучения любой системы.

IDEF3 - Метод описания процессов, рассматривающий последовательность выполнения и причинно-следственные связи между ситуациями и событиями для структурного представления знаний о системе.

DFD (Data Flow Diagrams) - диаграмма потоков данных - методология структурного анализа, описывающая внешние по отношению к системе источники и адресаты данных, логические функции, потоки данных и хранилища данных к которым осуществляется доступ. Удобна для моделирования информационных процессов как условий и результатов функционирования системы управления и информационной системы.

Функция - поток объектов от одной системы к другой, который обеспечивает возможность функционирования второй системы.

Функция информационной системы - поток стандартизированных, информационных объектов, позволяющих получать своевременную и качественную информацию для успешного управления сквозным бизнес-процессом.

Информационные объекты могут быть представлены в форме записей в базе данных, выборок из баз данных, экземпляров данных в соответствии с формой ввода данных, информации (набора пар реквизит-значение) входящего документа, информации исходящего документа, информации сопроводительного документа, информации плана, информации отчета и т.д.

Стандарты на информационные объекты определяются формами планирования, отчетности, административно-распорядительной документации, формами ввода и вывода данных и информации из информационной системы управления. Они могут для организации внешними и внутренними.

Некоторые источники информации:

1. http://vernikov.ru

2. http://cals.ru

3. http://interface.ru

4. http://erp.ru

5. http://www.cfin.ru

6. http://www.ids-scheer.ru/aris/

7. http://www.rbcsoft.ru

8. http://www.leaves.ru

9. http://eup.ru

10. http://olap.ru

Рекомендуемая литература:

1. Гейтс Б. Бизнес со скоростью мысли.- М.: Эксмо-Пресс, 2001.

2. Грабауров В.А. Информационные технологии для менеджеров. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2005.

3. Елиферов В.Г., Репин В.В., Бизнес-процессы. Регламентация и управление.- М.: Инфра-М, 2004.

4. Информационные системы и технологии в экономике и управлении: Учебник/ Под ред. проф. В.В. Трофимова. – М.: Высшее образование, 2006.

5. Информационные технологии управления: Учебное пособие для вузов / Под ред. проф. Г.А. Титоренко. – М.: ЮНИТИ, 2003.

6. Колобов В.Л. Информационные технологии управления: Методические указания по выполнению курсовой работы для студентов всех форм обучения.- СПб: СПбГИЭУ, 2007.

7. Костров А.В. Основы информационного менеджмента: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2003.

8. Саак А.Э., Пахомов Е.Е., Тюшняков В.Н., Информационные технологии управления: Учебник для ВУЗов – СПб.: Питер, 2005.

9. Тарзанов В.В. Информационные технологии в управлении качеством: Учебное пособие. – СПб: СПбГИЭУ, 2004.

10. Хэнсон Уорд. Internet-Маркетинг. - М.: ЮНИТИ, 2001.

11. Черемных С.В., Семенов И.О., Ручкин В.С. Моделирование и анализ систем. IDEF-технологии: практикум. М: Финансы и статистика, 2006.

12. Шеер А.-Б. Бизнес-процессы. Основные понятия. Теория. Методы. – М.: Весть-МетаТехнология, 1999. С. 9-24.


Приложение № 1

Пример оформления титульного листа контрольной работы

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный

инженерно-экономический университет»

Кафедра информационных систем в экономике

Контрольная работа по дисциплине

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ

Выполнил: _____________________________________________________

(Фамилия И. О.)

стдент____курса ________специальность___________________________

(срок обучения)

группа_________№ зачетной книжки_______________________________

Попись:_______________________________________________________

Преподаватель: _______________________________________________

(Фамилия И. О.)

Должность: ____________________________________________________

(уч. степень, уч. звание)

Оценка: _______________Дата: ___________________________________

Подпись: ______________________________________________________

Санкт-Петербург

200_


Приложение № 2

Содержание дисциплины (Извлечение из рабочей программы дисциплины)

Раздел I. Теоретические и инструментальные основы планирования, разработки и внедрения информационных систем управления (ИСУ).

ТЕМА 1. Закон необходимого разнообразия и создание информационных систем управления

Неопределенность – источник рисков при управлении организацией. Три возможные причины неадекватного реагирования – отсутствие осведомленности о риске, принятие неверных решений или неадекватная реализация верных решений.

Данные и информация – средства преодоления неопределенности.

Данные - сигналы о свойствах объектов и процессов. Информация – данные, преобразованные с использованием знаний, в форму адекватную реализации задач планирования, принятия решений, организации и контроля их выполнения.

Семантическая неопределенность – фактор риска при обработке и передаче (коммуникации) знаний и информации. Треугольник Фреге: знак-денотат-концепт. Обработка знаковых данных и роль контекста для адекватного понимания смысла (концепта) знака. Управление глоссарием организации.

Процессно-сетевой подход в управлении организацией. Управление качеством бизнес-процессов и качеством бизнес-отношений – управление качеством и стоимостью продукта. Бизнес-процесс - упорядоченная совокупность действий для достижения цели с использованием ограниченного объема организационно-материальных ресурсов и ресурсов времени. Управленческое решение - волевой акт выбора линии поведения (одной из альтернатив) на основе имеющейся информации о внешних и внутренних условиях реализации этой линии поведения и прогнозируемых результатах.

Документ - упорядоченная совокупность наборов данных и информации, позволяющая планировать, распределять, фиксировать ответственность между сотрудниками организации (организаций) за реализацию бизнес-процесса.

Информационная система (ИС) – средство сбора, накопления, обработки и представления данных и информации. Информационная технология (ИТ) – способ реализации ИС с использованием соответствующих организационно-технических и программных средств. Информационная технология управления – информационная технология применительно к определенному кругу целей и задач управления.

ТЕМА 2. Функциональное моделирование бизнес-процессов и информационных процессов на основе нотации IDEF0.

Бизнес – совокупность бизнес-процессов организации. Эффективность бизнеса – функция качества управления каждым бизнес-процессом в организации и качества координации и кооперации отдельных бизнес-процессов в сквозной бизнес-процесс. Формула 5P – средство ориентации бизнес-процессов фирмы на ожидания рынка. Концепция, стратегия, план и отчеты управления бизнесом - формы организации знаний, данных и информации организации.

Эффективность координации ролей при организации и реализации бизнес-процессов – функция объема, качества данных, знаний и информации и качества управления данными, знаниями, информацией. Моделирование - средство определения требований к объему, качеству и форме представления данных, знаний и информации.

Виды моделирования: функциональное, ситуационное (событийно-ориентированное) и объектно-ориентированное моделирование. Нотация – система семантических и синтаксических правил моделирования в соответствии с некоторой целью и принципами моделирования.

Основные этапы моделирования при использовании нотации IDEF0. Контекстная диаграмма и ее роль в консолидации знаний и информации о целях и сущности организации бизнес-процесса.

Точка зрения автора контекстной диаграммы – обязательное условие бизнес-моделирования с использованием нотации IDEF0. Модели AS IS и TO BE. Стрелки – интерфейсные дуги, устанавливающие связи бизнес-процесса с окружающей средой по потокам объектов. Специфика интерфейсных дуг, отражающих объекты управляющих воздействий. Основные правила синтаксиса модели IDEF0. BPWin – общепринятый инструмент моделирования.

Водопадная модель – средство отображения логики управления бизнес-процессом. Обратные связи – источник знаний, данных и информации для формулирования требований к качеству бизнес-процесса и управлению этим качеством.

ТЕМА 3. Нотации IDEF3 и DFD в моделировании управления информацией.

Управление информацией – процесс приведения данных, знаний и информации в форму, обеспечивающую удовлетворение потребностей менеджмента в информации. Моделирование в IDEF0 информационных процессов – первый этап в формулировании потребностей менеджмента в информации.

IDEF3 – возможности моделирования логики бизнес-процесса и ключевых моментов планирования и контроля их реализации.

Нотация DFD – средство дополнения модели бизнес-процесса в IDEF0 моделями потоков данных и ссылками на артефакты и участников проектирования информационных процессов. Семантика и синтаксис DFD. Управление проектом создания модулей ИС управления и роль моделей DFD как средства управления процессом проектирования и внедрения модулей ИС управления.

ТЕМА 4. Технологии СALS, CRM, СSRM и SCM – средства реализации процессно-сетевого подхода в управлении предприятием

Предприятие – звено, узел в сети взаимодействующих экономических агентов. Экономические трансакции – импульсные потоки материальных и финансовых объектов между экономическими агентами. Потоки данных - спутники материальных и финансовых потоков. Транзакции в базах данных и информационных объектах (электронных и бумажных). Формула 5P и роль информации в определении стратегических задач предприятия. Технологии типа CRM (Customer Relations Management), СSRM (Customer Synchronized Resources Management) – средство ориентации экономической деятельности предприятия на рыночные условия. SCM (Supply Chains Management) – технология координации экономических трансакций в цепочках снабжения. Формула Эдварда Деминга PDCA и матрица функций предприятия. Непрерывность изменений в институциональной, экономической, научно-технической среде предприятия - причина необходимости постоянного формирования и реализации адекватных проактивных реакций предприятия на изменения в окружающей среде. CALS (Continuous Acquisition and Life Support) -технология – организационно-программное средство интеграции компетенций и усилий разноплановых специалистов предприятий, выпускающих науко- и дизайно- емкие виды продукции. Непрерывность поступления данных и информации, извлечения из них знаний - необходимое условие для обеспечения требуемого качества управления бизнес-процессами по всему циклу жизни продукта (PDM).

ТЕМА 5 . Управление проектами: методологии, методы и инструменты

Управление проектами – самостоятельная дисциплина и ветвь менеджмента. Управление проектом – форма организации знаний, данных и информации в рамках заранее определенных: цели, контекста, временных и ресурсных ограничений на реализацию бизнес-процесса. График Ганта и сетевой график – нотации для описания целеориентированной сети работ. Управление глоссарием – важная часть управления проектом.

Управление проектом разработки программного обеспечения/внедрения ИСУ –специфическая задача. RUP и MSF – две основные методологии управления проектами разработки программного обеспечения/внедрения ИСУ. Интернет и возможности кооперации и координации работ по проекту с помощью инструментов для групповой работы. Виртуальное предприятие

ТЕМА 6. Объектно-ориентированный подход: UML

Мир – совокупность объектов, образующих те или иные системы. Знание о разнообразии объектов, понимание поведения отдельных объектов, знание устойчивых связей между ними – необходимое условие эффективного проектирования и управления системой.

UML (Unified Modelling Language) – унифицированный язык моделирования. Девять типов диаграмм. Диаграмма прецедентов (случаев использования) – средство раскрытия функциональности системы. Диаграмма последовательности – временная логика взаимодействия объектов системы. Диаграмма кооперации – логика взаимодействия функций классов системы.

UML-диаграммы – мост между бизнес-логикой и объектно-ориентированным подходом в создании компьютерных программ. Генерация программного кода на основе UML-диаграмм – гарантия подчинения логики программирования логике бизнеса. Возможности BPWin для разработки UML-моделей.

Раздел II. Интеграция компонент информационных систем.

ТЕМА 7. Стандарт MRP в планировании и проектировании ИСУ

История стандарта MRP. Планирование потребностей в материалах и планирование требований к производственным мощностям – классические задачи производственного менеджмента. Логика планирования и контроллинга в стандарте MRP II (Manufacturing Resources Planning).

Типовой состав модулей КИС (корпоративная информационная система) стандарта MRP II (на примере системы Axapta).

ERP – дальнейшее развитие стандарта MRPII. Организация внедрения КИС класса ERP и риски для организации при внедрении ERP (Enterprise Resources Planning) систем.

Альтернативные подходы к обеспечению функциональности на уровне ERP, но с минимальными рисками для организации. Концепции: BPM (Business Performance Management) – Управление Эффективностью Бизнеса, EIM (Enterprise Information Management) – Управление Информацией Корпорации, СRM (Customer Relation Management) – средства преодоления ограниченности MRPII при одновременном сохранении контроля над развитием ИС. Web-технологии – средство разделения бизнес-логики ИС и информационных технологий.

ТЕМА 8. Интернет и Интранет – информационные технологии и среды для ведения бизнеса

Электронный бизнес. Сетевая природа экономики и Интернет как сеть сетей. Скорость и надежность электронных транзакций – факторы повышения эффективности экономических трансакций. Концепт «Электронный контракт». Формулы B2B, B2C, G2B и G2C. Электронный бизнес и рост требований к КИС. Интернет-портал – дверь для контрагентов к информационным ресурсам организации. Типовая архитектура Интернет-портала. Требования к сервисам Интранет-портала. Стандарты для обмена бизнес-информацией. XML – язык разработки форм и содержания электронных документов и баз данных.

Раздел III. Системы поиска, извлечения, накопления и обработки знаний

Тема 9. Системы электронного документооборота (СЭД) и системы управления потоками работ (WFMS)

Документ – информационный объект. Бумажный и электронный документооборот и необходимость их интеграции. Виды документов: плановый, нормативно-справочный, учетный, отчетный, информационный.

Управление потоком работ (Workflow Management) – методология построения СЭД. Планирование и контроль потока работ через планирование и контроль потоков документов.

Архитектура типовой системы электронного документооборота.

Система электронного документооборота DосVision петербургской фирмы- разработчика DigitalDesign на платформе Framewok.Net. Организация документооборота в системе оперативного управления Motif. Управление глоссарием и бизнес-правилами организации и система электронного документооборота. Источники экономического эффекта при внедрении СЭД.

ТЕМА 10. Интеллектуальные системы и системы поддержки принятия решений

Интеллект – способность субъекта или объекта находить решения конкретных задач, для которых не существует стандартных, заранее известных алгоритмов решения.

Системы поддержки принятия решений (DSS – Decision Support System) – средства использования возможностей компьютерной обработки данных, информации и знаний для поддержки интеллектуальной работы (мышления), лиц принимающих решения (ЛПР – Decision Maker).

Системы визуального потокового моделирования и экспертные системы (ЭС) – примеры DSS.

Экспертная система – средство преобразования одних знаний (знаний о фактах и правилах интерпретации этих фактов) в другие (целевые) знания для поддержки принятия решений в конкретной предметной области.

ТЕМА 11. Data Mining и OLAP-технология

Data Mining - технологии извлечения знаний из данных.

OLAP-технология - технология доступа к данным и управления данными.

Наиболее распространенные пакеты для обработки данных. Deductor Studio – отечественный продукт, реализующий все основные методы извлечения знаний из данных.

Хранилища Данных (DataW и Витрины Данных (DataMarts).

ТЕМА 12. Полнотекстовые базы знаний: бизнес-разведка и патентование

Ситуационно-прецедентый подход к управлению знаниями и информацией. Полнотекстовые базы данных и знаний (ПБДЗ) – наиболее традиционная и полная форма сохранения и передачи информации. Накопление данных и знаний в форме текстов и проблема их обработки. Рост мощности компьютеров и создание семантико-ориентированных программ работы со знаниями – факторы быстрого роста полнотекстовых баз знаний. Интернет и коммерческие полнотекстовые базы данных и знаний.

Экономика создания и использования ПБДЗ. Объединение возможностей Интернет и коммерческих ПБДЗ. Экспертиза заявок на получение патентов и бизнес-разведка – примеры использования ПБДЗ.

Бизнес-разведка – форма приобретения информации для конкурентной борьбы. Существующая практика и возможные тенденции развития.

Патентование и патентная информация. Государственные полнотекстовые БД и их роль в повышении качества государственного управления.

Раздел IV. Системы поддержки регионального и федерального планирования и контроля

ТЕМА 13. Географические информационные системы (ГИС)

Физическое планирование и экономическое и экологическое развитие территорий. Мультиагентный подход к изучению процессов экономического и экологического развития. ГИС – средство накопления данных о классах и объектах регионального развития и средство визуализации результатов взаимодействия этих объектов.

Слои – уровни абстракции при представлении информации о территории и процессах на территории. Возможности интеграции ГИС с экспертными системами и мультиагентными системами для имитационного моделирования. Функциональный подход и метамоделирование экономических и информационных процессов для выработки стратегии регионального развития.

Примеры физического планирования урбанизированных территорий.

ТЕМА 14. Электронные регламенты федерального и муниципального управления

Государственное управление – необходимость интеграции элементов сложного, организационно и территориально распределенного цикла. Электронный регламент – средство документирования и контроля качества выполнения отдельных элементов цикла управления. Доступ к информации через Интернет и наличие процедуры модификации и администратора электронного регламента (ЭР) – необходимые условия эффективности его использования. ЭР – форма базы знаний для организации цикла государственного управления.


Приложение № 3

Список англоязычных аббревиатур,

которые могут встретиться в информационных материалах

  1. ABC (Activity Based Costing) - Функционально-Стоимостной Анализ (ФСА)
  2. APS (Advanced Planning and Scheduling) - Усовершенствованное Планирование и Разработка Графиков (Расписаний)
  3. ARIS (Architecture of Integrated Information System)-Архитектура Интегрированной Информационной Системы
  4. BI (Business Intelligence) -Интеллект Бизнеса
  5. BPM (Business Performance Management) -Управление Эффективностью Бизнеса
  6. BPM (Business Process Modeling) - Моделирование Бизнес-процесса
  7. GIS (Geographical Information System) Географическая Информационная Система
  8. CAD (Computer Aided Design) - Проектирование с Помощью Компьютера
  9. CALS (Continuous Acquisition Life Support)- Непрерывное Приобретение и Поддержка Жизненного Цикла
  10. CIO (Chief Information Officer) - Директор по Информации
  11. CMS (Content Management System) - Система Управления Контентом
  12. CRM (Customer Relations Management) - Управление Отношениями с Покупателями
  13. CSS (Customer Service and Support) - Обслуживание Покупателей и Поддержка
  14. CSRP (Customer Synchronized Resource Planning) - Планирование Ресурсов, синхронизированное с Покупателем
  15. DFD (Data Flow Diagram) - Диаграмма Потока Данных
  16. DSS (Decision Support Systems) - Система Поддержки Принятия Решений
  17. EDI (Electronic Data Exchange) - Электронный Обмен Данными
  18. EITA (Enterprise Information Technology Architecture) - Архитектура Информационной Технологии Предприятия
  19. ECR (Efficient Consumer Respond) - Эффективный Ответ Покупателю
  20. EPD (Electronic Product Definition) – Электронное Определение Продукта
  21. ERP (Enterprise Resources Planning) – Планирование Ресурсов Предприятия
  22. FRP (Financial Requirements Planning) – Планирование Финансовых Требований
  23. IM (Information Management) – Управление Информацией
  24. KM (Knowledge Management) – Управление Знаниями
  25. MDA (Model Driven Architecture) – Архитектура Управляемая Моделью
  26. MIS (Management Information System) – Информационная Система Управления
  27. OLAP (Online Analytical Application) – Онлайновое Аналитическое Приложение
  28. PIM (Product Information Management) – Управление Информацией по Продукту
  29. PDL (Product Data Life) – Цикл Жизни Продукта
  30. PDM (Product Data Management) - Данные по Циклу Жизни Продукта
  31. SOA (Service Oriented Infrastructure) – Сервис-ориентированная Архитектура
  32. SCM (Supply Chains Management) – Управление Цепочками Поставок
  33. TIM (Technical Information Management) – Управление Технической Информацией
  34. TCO (Total Cost of Ownership) – Общая Стоимость Владения ИС
  35. ТQM (Total Quality Management) – Всеобщее Управление Качеством
  36. MRP (Manufacturing Resources Planning) – Управление Ресурсами Производства
  37. WFMS (Work Flow Management System) – Система Управления Потоками Работ