Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 16

 

Поиск            

 

Лекция по дисциплине: Экономическая теория На тему: «Теория несовершенной конкуренции»

 

             

Лекция по дисциплине: Экономическая теория На тему: «Теория несовершенной конкуренции»

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Бийский технологический институт (филиал)

государственного образовательного учреждения высшего

профессионального образования

«Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова»

По дисциплине: Экономическая теория

На тему: «Теория несовершенной конкуренции»

Выполнила студентка гр.ТД-94 Коновалова Н.С.

Проверил преподаватель Синдеева К.А.

Бийск 2009г

Содержание

Введение………………………………………………………………….3

1.Несовершенная конкуренция…………………………………………4

2.Монополистическая конкуренция……………………………………5

3.Олигополия…………………………………………………………….7

3.1Картель………………………………………………………………..8

4.Монополия……………………………………………………………10

Заключение……………………………………………………………..13

Список литературы…………………………………………………….14

Введение

По самому общему определению, конкуренция – это соперничество между участниками рынка. В то же время по поводу существа конкуренции существуют различные трактовки в зависимости от позиций, занимаемых теоретиками.

По мнению неоклассиков, конкуренция есть борьба за экономические ресурсы, за утверждение устойчивой ниши на рынке. Й. Шумпер считал, что главное в конкурентной борьбе - внедрение нововведений, «созидающее разрушение» отжившего; сама же конкуренция вовсе не идеал, технонологический прогресс нередко обеспечивает монополия.

Достоинство конкуренции в том, что она ставит распределение ограниченных ресурсов в зависимость от экономических аргументов соревнующихся. Победить в конкурентной борьбе обычно можно, предлагая блага (экономические ресурсы и продукцию) более высокого качества либо по меньшей цене.

Поэтому роль конкуренции заключается в том, что она способствует установлению на рынке определенного порядка, гарантирующего производство достаточного количества качественных и продающихся по равновесной цене благ.

1 Несовершенная конкуренция

Под несовершенной конкуренцией понимается рынок, на котором не выполняется хотя бы одно из условий чистой конкуренции.

Конкуренция, которая в той или иной степени связана с заметным ограничением свободного предпринимательства, называется несовершенной. Для этого вида конкуренции характерно незначительное количество фирм в каждой сфере предпринимательской деятельности, возможность какой-либо группы предпринимателей (или даже одного предпринимателя) произвольно повлиять на конъюнктуру рынка. При несовершенной конкуренции существуют жесткие барьеры для проникновения на конкретные рынки новых предпринимателей, отсутствуют близкие заменители продукции, выпускаемой привилегированными производителями. На большинстве реальных рынков подавляющая часть продукции предлагается ограниченным числом фирм. Крупные корпорации, сосредоточившие в своих руках значительную часть рыночного предложения, оказываются в особых отношениях с рыночной средой.

Во-первых, занимая господствующее положение на рынке, они могут существенно влиять на условия реализации продукции. Во-вторых, меняются и отношения между участниками рынка: производители внимательно следят за поведением своих конкурентов, и реакция на их поведение должна быть своевременной. Конкурентные отношения такого типа изучаются теорией несовершенной конкуренции.

Несовершенную конкуренцию принято подразделять на три основные типа: монополистическая конкуренция, олигополия, монополия.

2 Монополистическая конкуренция

Монополистическая конкуренция – это относительно большое количество производителей, предлагающих похожую, но не идентичную (с точки зрения покупателей) продукцию. Большинство производителей старается убедить покупателя, что их товар является уникальным в данной товарной группе. Примером могут служить рынки одежды, обуви, стиральных порошков, мыла, безалкогольных напитков. Фирмы, производящие похожие, но различные с точки зрения покупателей товары, действуют в условиях монополистической конкуренции.

Товары группы одного назначения являются близкими заменителями (субститутами): один от другого может отличаться качеством исполнения, упаковкой, дизайном, послепродажным обслуживанием.

Вспомните, как вы сами по эстетическим предпочтениям покупаете итальянские спагетти, по политическим читаете «Известия», по физиологическим пьете «Нескафе». В итоге некоторые потребители готовы платить большую цену за «Сникерс» или «Колгейт», считая, что эти продукты лучше, чем их «собратья».

На рынке монополистической конкуренции продукция может быть дифференцирована также и по условиям послепродажного обслуживания( для товаров длительного пользования), по близости к покупателям, по интенсивности рекламы. Таким образом, фирмы конкурируют, продавая дифференцированные продукты. Дифференциация товара позволяет производителю самостоятельно устанавливать цену в зависимости от действий конкурентов. Каждая фирма является единственным производителем и, в этом смысле, монополистом. Относительно неограниченное проникновение новых конкурентов на рынок является важной характеристикой монополистической конкуренции. Производители, работающие на таком рынке, не являются крупными предприятиями, поэтому сравнительно невелик и требующийся им начальный капитал. Это подстегивает их к вступлению в отрасль и конкуренции с марками производимого здесь товара. Но так как объем продаж каждого продавца относительно невелик, то каждая из фирм имеет ограниченный контроль над рыночной ценой.

Модель рынка монополистической конкуренции описывает множество реально существующих рынков. Его характеристики достаточно точно соответствуют большинству отраслей сферы обслуживания (в качестве примеров можно назвать сеть ресторанов, станций технического обслуживания, сферу банковских услуг, в производящих отраслях - это производство одежды, безалкогольных напитков, стирального порошка, вычислительной технике, компьютеров).

Вход на рынок монополистической конкуренции достаточно свободен и определяется, главным образом, размерами капитала. Однако вход на рынок по сравнению со свободной конкуренцией не настолько «легок», в процессе завоевания доли рынка новые продавцы могут испытывать трудности со своими новыми для потребителей торговыми марками и услугами.

Следует подчеркнуть, что дифференциация продукта в какой-то степени определяет степень монополизации рынка. Чем более однородна продукция, чем в большей мере товары могут замещать друг друга, тем сильнее конкуренция, и, наоборот, чем более дифференцированы товары, тем меньше конкуренция, тем легче установить на них монопольную цену.

3Олигополия

Олигополия является преобладающей формой современной рыночной структуры. Термин «олигополия» применяется в экономике для описания рынка, на котором существуют несколько фирм, отдельные из которых контролируют значительную долю рынка.

На олигополистическом рынке конкурируют между собой несколько крупных фирм (от трех до пяти) и вступление на этот рынок новых фирм затруднено. Продукция, производимая фирмами, может быть как однородна, так и Дифференцирована. Однородность преобладает на рынках сырья и полуфабрикатов: руды, нефти, стали, цемента; дифференциация – на рынках потребительских товаров (автомобили).

Существование олигополии связано с ограничениями входа на данный рынок. Одно из них – необходимость значительных капиталовложений для создания предприятия в связи с крупномасштабным производством олигополистических фирм. Сегодня обще признано, что эффективным может быть предприятие, производящее не менее 500 тысяч легковых автомобилей в год, выплавляющее не менее 2,5 миллионов тонн стали, и так далее.

Немногочисленность фирм на олигополистическом рынке заставляет эти фирмы использовать не только ценовую, но и неценовую конкуренцию, ибо последняя в таких условиях является более эффективной. Производители знают, сто если они понизят цены, то их конкуренты сделают тоже самое, что приведет к падению доходов. Поэтому вместо ценовой конкуренции, которая будет результативна в условиях совершенной конкуренции, «олигополисты» используют неценовые методы борьбы: техническое превосходство, характер предоставляемых услуг и гарантий, дифференциацию условий оплаты, рекламу, экономический шпионаж.

Характерная особенность олигополистического рынка – зависимость поведения каждой фирмы от реакции и поведения конкурентов. Крупные размеры и значительный капитал фирм крайне немобильны на рынке, и в этих условиях наибольшие выгоды обещает именно сговор между олигополистическими фирмами в целях поддержания цен и максимизации прибыли. Производители договариваются о сотрудничестве и заключают (иногда даже открытое и оформленное) соглашение о дележе рынка – «картельное соглашение».

3.1 Картель

Картель представляет собой соглашение нескольких пред­приятий, устанавливающее для всех участников объем произ­водства, цены на товар, условия найма рабочей силы, обмена патентами, разграничение рынков сбыта и долю («квоту») каж­дого участника в общем объеме производства и сбыта. Его целью является повышение цен (сверх конкурентного уровня), но не ограничение производственной и снабженческо-сбытовой дея­тельности участников.

На первый взгляд, сходство картеля с монополией очевид­но. Но картель весьма редко, в отличие от монополии, контро­лирует весь рынок, ибо вынужден учитывать политику «некартелизованных» предприятий. Кроме того, участники картеля имеют довольно мощный соблазн обмануть своих партнеров, снижая цены или активно рекламируя свой товар, что создает условия для захвата части рынка. Вследствие этого многие кар­тели представляют собой временную структуру рынка и встре­чаются редко. К тому же законодательство многих стран счи­тает картельную практику незаконной и противодействует ей различными методами.

Классическим примером образования и существования до сих пор картельного соглашения является, например, Органи­зация Стран Экспортеров Нефти (ОПЕК), которая в разные периоды своей истории контролировала от 25 % до 60 % про­изводства нефти индустриальных стран.

Невозможность полностью и постоянно использовать кар­тель для взаимодействия олигополистических фирм вынужда­ет их идти на негласные экономические соглашения, тайную экономическую политику в области изменения цен и разграни­чения сфер влияния. Такое сотрудничество может проявляться как через особую экономическую политику олигополистических фирм в виде «жесткости цен» или «лидерства в ценообразова­нии», так и через особые организации типа «патентных пулов» (или консорциумов).

Жесткость цен - так называется практика действий олигополистических фирм, когда даже при изменении издер­жек или спроса определенная фирма не склонна к изменению цены, Она полагает, что если ей придется поднять цену, то другие последуют за ней, что приведет к потере части рынка. Таким путем фирмы удерживаются от изменения цен из-за страха развязать «войну цен».

Лидерство в ценах означает практику, когда при форми­ровании цен на свою продукцию компания ориентируется на цены, установленные лидером - чаще всего доминирующим в данной отрасли и на данном рынке крупной фирмы. Это де­монстрирует своеобразный скрытый сговор, хотя его наличие обычно не доказано.

Патентные пулы - это соглашение о специализации и кооперации производства, а консорциум - объединение фирм с целью проведения общих научных исследований, совместно­го строительства крупных инвестиционных объектов. Обе эти организации выполняют картельные функции и являются ба­зой для организации сговора о дележе рынка.

4Монополия

Монополия является полным антиподом совершенной кон­куренции. Здесь существует только один продавец, причём он производит товар, не имеющий близких заменителей.

В условиях монополии производитель способен пол­ностью контролировать объем предложения товара, что позволяет ему выбирать любую цену из возможных в соответ­ствии с кривой спроса, рассчитывая при этом получить макси­мальную прибыль. Поэтому выбор цены из возможных вари­антов предопределен величиной прибыли, получаемой от про­дажи возможного количества товара по данной цене.

Стремление монополиста к максимизации прибыли путем установления контроля над ценой и объемом продаж есть на­рушение свободной конкуренции и утверждение особой власти на рынке. «Рыночная власть» означает способность про­давца (покупателя) влиять на цену товара.

Итак, какие же черты отличают монополию от совершен­ной конкуренции?

- Единственный продавец (монополист).

- Реализуемый продукт уникален, поэтому покупатель вынуж­ден платить установленную монополистом цену (или отка­заться от покупки данного товара).

- Полный контроль монополиста над ценой товара и объемом продаж.

-Для потенциальных конкурентов монополист устанавливает труднопреодолимые барьеры.

Особое место занимает феномен «естественной монопо­лии». К естественным монополистам относятся предприятия общественного пользования и предприятия, эксплуатирующие уникальные природные ресурсы (например, электрические и газовые предприятия, компании водоснабжения, линии связи и транспортные фирмы). Как правило, подобные «естествен­ные монополии» находятся в собственности государства или действуют под его контролем. Существование естественных монополий объясняется особым эффектом, связанным с мас­штабом производства, -эффектом экономии ресурсов в ре­зультате укрупнения производства. Известно, что крупное про­изводство имеет преимущество перед мелким при сравнении величин издержек при однородном производстве. Вследствие

лучшей технической оснащенности и большей мощности круп­ного предприятия происходит повышение производительности труда, а значит, понижение издержек на единицу продукции. Это означает более эффективное использование ресурсов. По­этому естественные монополии становятся желаемым явлени­ем, для общества, хотя монополистическая природа все равно вынуждает регулировать их деятельность.

Искусственные барьеры для предотвращения проникновения на монополистический рынок конкурентов представлены юридическими ограничениями в форме «лицензий», «авторско­го права», «товарных знаков» или «патентной защиты».

Лицензия - это право фирмы на исключительное осущест­вление определенного вида деятельности на данном рынке.

Авторское право - контролирует продажу и распростране­ние оригинального произведения в интересах его автора (кни­ги, музыкального произведения, программы для ЭВМ); оно действительно на протяжении всей жизни автора (и еще в тече­ние 25 лет после его смерти в интересах его наследников).

Товарные знаки - это специальные символы, позволяю­щие узнавать («идентифицировать») товар, услугу или фирму; конкурентам запрещается использовать зарегистрированные товарные знаки, подделывать их или применять похожие, пу­тающие потребителя.

Патент - свидетельство, удостоверяющее исключительные права автора на распоряжение созданным им благом (техноло­гией); если фирма имеет патент на технологию производства какого-либо продукта, то это делает невозможным производ­ство данного товара другими фирмами в течение срока дейст­вия патента. Конечно, патентовладелец может продать свою технологию или вообще ее не использовать, но это его право. И только получение патента на альтернативную технологию позволит конкурировать с фирмой-монополистом.

Монополия в чистом виде - явление крайне редкое. Как и совершенная конкуренция, она представляет собой скорее эко­номическую абстракцию. Довольно часто в качестве примера чистой монополии приводят систему телефонной связи, и это почти верно. Но не следует забывать, что иные виды связи (на­пример, экспресс-почта или спутниковая связь) создают скрытую конкуренцию, предлагая качественные заменители теле­фонной связи. Кроме того, следует отметить, что монополия не может полностью устранить потенциальную конкуренцию со стороны других отечественных или иностранных производителей товаров.

Заключение

И так, роль конкуренции на рынке:

- конкуренция способствует установлению равновесной цены, уравнению спроса и предложения.

- конкуренция поддерживает общественно нормальные условия производства и реализации товаров и услуг.

- конкуренция стимулирует научно-технический прогресс и повышение эффективности производства.

И в заключение, хотелось бы отметить, что современная рыночная экономика, а также основные модели рынка имеют довольно сложную структуру. Экономическая теория предполагает наличие как совершенной, так и несовершенной конкуренции. Вообще, конкуренция – это экономическое соревнование между гражданами, фирмами и странами, направленное на то, чтобы получить в своё расположение наибольшее количество (или лучшие виды) ограниченных ресурсов и добиться от их использования максимальной выгоды.

Список литературы

1. Борисов Е.Ф., Экономическая теория: вопросы и ответы. Ключевые понятия. / Е.Ф. Борисов. – М.: Инфра - М, 2002.- 196с.

2. Гукасьян Г. М., Экономическая теория. Учебное пособие /Г.М. Гукасьян, под ред. профессора А.И. Добрынина. – 3-е изд.,- М.: Инфра -М, 2004.- 199с.

3. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория. Учебник для вузов.- 2-е изд.,/М.А. Сажина. - М.: Норма, 2005.- 672с.

4. Экономическая теория: Учебник.- Изд. испр. и доп./ Под общ.ред.анад. В.И. Видянина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой.- М.: Инфра – М, 2005.- 672с.

5. Макконнелл К.Р., Экономика: принципы, проблемы и политика./ К.Р. Макконнелл., пер. с 13-го англ. изд. – М.: Инфра – М, 1999. - 974с.